О теневом театре. Театр теней в китае Традиционный китайский театр теней

Тень - романтично-таинственный образ, носящий сакраментальный характер сродни зеркалу. В некоторых языках, слова "тень" и "душа" идентичны, потому что во многих мифах, образ тени, - это второе "я", как египетский дух-двойник «ка». Образы восточного теневого театра играют роль визуальной поддержки повествования, этот принцип восприятия был положен в основу древневосточных настенных изображений Египта и Месопотамии. Глядя на изображения, зритель «слушал» чтение сакрального текста или вспоминал хорошо известную историю, - это и был в какой-то мере прототип театра теней.

В архаической форме теневого театра тени на экране создавали жестами рук.



Легенда относительно происхождения театра теней также пасмурно-романтичная: «Умерла жена китайского императора, он сильно по ней тосковал, и подданные придумали показать тень жены за ширмой». Так и появилась форма визуального искусства, датируемая примерно в двухсотым годом до нашей эры в эпоху императора Хань-Ву-ци. Но получил большое распространение при династии Сунь.

Театр теней соединяет в себе три вида искусства — музыку (инструментальное или голосовое сопровождение), литературу (рассказы и сценарии), ремесло (изготовление кукол) или живопись (декорации и сами куклы) в одном.

Потом тонкие полупрозрачные силуэты стали вырезать из кожи, чаще всего - ослиной. И первоначально, этот театр так и называли - "театр кукол из ослиной кожи".


Позже фигурки сталиизготовляться из всевозможных материалов - тонкой прозрачной кожи (козлиной, верблюжьей), бумаги или картона, могли быть как твёрдыми и целостными, так и гнущимися, состоящими из отдельных частей, прикрепленных друг к другу. Высота куклы чаще всего 30 сантиметров, но бывают и большие, 70-сантиметровые.
Эти фигурки прозвали марионетками. Сам по себе образ марионеток также издревле наделялся сакраментальным смыслом: "Человек - это марионетка, управляемая божеством", - утверждал древнегреческий философ Аристотель. А другой великий философ - Платон, беседуя с учениками, брал в руки марионетку и объяснял своим ученикам, что людьми, подобно марионетками, правят нити Добра и Зла, Добродетели и Пороки. Но слушаться нужно только одной нити - золотой нити разума. ("Золотой" называется нить, управляющая головой куклы.) Из чего можно заключить, что искусство это еще более древнее.



Фигурки управлялись с помощью бамбуковых, деревянных или металлических палочек.

Силуэт в китайском театре теней выражает характер. Форма глаза, головы, поза регламентируется традицией и соответствует амплуа. Одна рука куклы, как правило, держит оружие или другой характерный атрибут, другая двигается. Силуэты китайского театра были, в отличие от силуэтов театров теней европейских подражателей, раскрашены. В китайском теневом театре техника демонстрации проекций несколько отличалась от техники европейских театров. В китайском театре проекции получают на прозрачном экране, освещая сзади кожаные силуэты. Зритель видит не только контур, но и нежный цвет. В китайском театре теней силуэты, проецируемые на экран, предназначены для разглядывания, поэтому они так затейливы по контуру и цвету. Зритель слушает историю, и в это время разглядывает проекцию на экране. Персонажи иллюстрируют исторический эпос, сцены популярных романов, сказаний, музыкальных сказов, легенд, сказок, преданий, которые были интересны и понятны простым китайским зрителям. Теневые куклы были очень дорогими. Иметь их могли позволить себе только богатые люди, и хранились они в комнатах, которые считались самым священным местом жилища. Комплект придворного теневого театра насчитывал до 600 теневых фигур.

Представления театра теней проходили, как правило, ночью с заката до рассвета. В Индии на хорошо утрамбованной поляне на бамбуковых шестах ставился огромный экран. За экраном разжигался костер из скорлупы кокосовых орехов, по другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, располагались зрители. Перед экраном садился рассказчик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев народных эпосов "Рамаяны" и "Махабхараты". Спектакль мог продолжаться много ночей подряд. И первоначально, детей на такие представления не пускали, а, мужчины и женщины смотрели их отдельно.

Поломники переносили сказания о театре по всей Азии, так оно оказалось и в Монголии. С монгольскими войсками Чингиз-хана распространились на другие регионы Азии и Европы.

Наивысшей формы театр теней достиг во времена Османской империи в Турции. Карагез "черный
глаз" - герой турецкого театра теней был самым популярным.
Прототипом Карагеза был вполне реальный турецкий кузнец, драчун и хулиган. Он жил в середине XIV века при дворе султана Орхана и работал на строительстве мечети. Очень любил поболтать со своим другом каменщиком Хадживатом. Они один за другим рассказывали друг другу анекдоты, поэтому работа шла очень медленно. Султан узнал об этом и решил казнить обоих. Не за анекдоты, а за плохую работу. И казнил, а потом раскаялся, но было поздно. Тогда, чтобы утешить султана, один из его приближенных вырезал теневые фигуры Карагеза и Хадживата и показал представление, в котором друзья снова, как живые, разыгрывали свои анекдоты. Говорят, это успокоило султана, и с тех пор спектакли с участием Карагеза игрались во всей Турции. Пьесы с ним играл один человек, которого называли карагезджи, он управлял теневыми фигурками и озвучивал по очереди всех персонажей, меняя при этом голос.

В средние века в Испании выделилась 3-я форма тетра теней, когда некоторое время артистам было запрещено выходить на сцену, а выйти хотелось, они придумали выступать за ширмой. С тех пор, использование теней живых людей для показа спектакля стало называться испанскими тенями.

В России в 1733 году упоминание о театре теней было в газете "Санкт-Петербургские ведомости": "Иные подражания позорищным играм делаются одною только тенью, которыя в темной камере на намазанную маслом бумагу наводится. И хотя таким способом показанныя фигуры ничего не говорят, однако ж от знаков и других показаний познавается, что оныя знаменуют. Сею тенью изображаются многия зело дивныя виды и их применения, что в других позорищных играх не так хорошо учиняться может". Единственный сейчас в России большой государственный Театр теней был организован в 1937 году при Музее детской книги и открылся он премьерой спектакля по роману "Тиль Уленшпигель" Шарля де Костера (один из моих любимых романов). Он работает и сегодня. Но в его репертуаре не только теневые спектакли, но и обыкновенные - кукольные.

"Китайские тени" были распространены в Европе в XVIII и XIX веках. В 1767 году, перед Великой Французской революцией, из самого Китая техника театра теней была привезена на родину французским миссионером Жюлем Алодом. И, здесь теневой театр так полюбили и много показывали, что он стал называться "французскими тенями". А самой большей славой пользовался в театр теней Доминика Серафена в Версале.

Истории театра Серафина комментировали современность, выводили героев, типы которых были узнаваемы. Проецируемые силуэты поддерживали в этом театре не эпические повествования и даже не сказки, а своего рода анекдоты. В 1790 году, во время ожесточенной борьбы между разными фракциями внутри «Учредительного собрания» за конституцию, Серафин давал на злобу дня спектакль «Национальная федерация»; в 1793 году, после казни Людовика XVI, - спектакль «Яблоко для самой прекрасной, или Свержение трона». Интерес образованных европейцев к театру теней с его специфической формой повествования, опирающегося на лаконичные визуальные образы, был составной частью «салонного» интереса к фольклору. Незатейливое шоу Серафина за 2 года приелось придворным, и театр перебрался в Париж. Театр Серафина просуществовал до 1859 г, когда его наследники заменили тени объемными марионетками.

Кроме Серафина, самым знаменитым театроведом теней последних лет Республики был бельгиец Этьен Гаспар Робер. Шоу Робера называлось «фантасмагория», что означает «коллекция призраков». Оно открылось в 1797 году, за два года до того, как Наполеон Бонапарт объявил себя диктатором и настал конец Республике, объявленной в ходе первых лет Революции. Жизнь в Париже постепенно становилась более спокойной и сытой. Массовые аресты и казни прекратились, война отодвинулась от границ Франции, в городе опять открылись светские салоны. Представление Робера проходило в развалинах монастыря капуцинок близ Вандомской площади. В ходе представления автор «являл» публике при помощи усовершенствованного «волшебного фонаря» «тени дорогих умерших»: Марата, Робеспьера, Дантона, Людовика XVI и Лавуазье, а также мифологических персонажей: Гебы, Минервы, Медузы Гаргоны. Не последнее место в шоу занимали Смерть с косой, Бродячий монах, персонаж популярного «готического романа» М.Г.Льюиса, и другие «макабрические» персонажи. Тени производили на публику неизгладимое впечатление. «Женщины падали в обморок, храбрые мужчины закрывали глаза». За пять лет существования шоу в стенах монастыря перебывал «весь Париж».

В представлениях Робертсона, как он стал себя называть, визуальные образы играют более
самостоятельную роль, чем в китайском театре теней. Большая часть волшебных фонарей, которые использовались для показа, были довольно мощными, и были поставлены на платформы с колесами, которые позволяли быстро и бесшумно перемещать их по специальным рельсам по направлению к экрану или от него. Стремительное и бесшумное перемещение фонаря создавало ощущение того, что образ надвигается на зрителей, летит к зрителям, приближается к ним «из глубин космоса». При приближении фонаря к экрану менялось фокусное расстояние. Для мгновенного исчезновения образа применялось устройство, именуемое «кошачий глаз» - заглушка с треугольным отверстием, закрывавшая источник света, и мгновенно погружавшая публику обратно в темноту. Следующим принципиальным для «Фантасмагории» решением был полупрозрачный экран, пропускавший цветное изображение и свет через ткань, как в китайском театре теней. В китайском театре свет проникает сквозь куклы-силуэты и сквозь экран. В «Фантасмагории», силуэты, изображенные на стеклянном слайде, окружались черным светоотражающим фоном, они воспринимались как полностью автономные, самостоятельно движущиеся объекты. Пикирующие на дам летучие мыши проецировались маленькими фонарями, которые держали в руках. В шоу могло быть задействовано одновременно около 10 фонарей. Струящиеся тени получались путем проекции на дым. Вызывание "призраков" сопровождалось шумовыми эффектами, которые широко использовались в театре того времени.

Стремление к мрачным постановкам Робертсона объяснялось самой легендой (китайской) о возникновении театра теней. Здесь, образы театра символизировали важные для публики темы: погибшие в первые годы Революции политические деятели или персонажи любимых готических романов. «Ужасные» образы, созданные Робертсоном, оказались столь удачными, что надолго пережили шоу. Во время наполеоновских войн тайная полиция использовала эту технику, чтобы пугать дезертиров при попытках бегства из действующих частей. Они проецировали голову Медузы и Бродячего монаха ночью на деревья леса, чтобы напугать офицеров, пытавшихся самовольно оставить часть.

Образы «фантасмагории» задали иконографию «макабрических» картинок для «домашнего» волшебного фонаря. По этой причине Робертсона считают родоначальником одного из основных жанров современного развлекательного кинематографа - т.е. фильмов ужасов.

С 1885 г. в Париже существовало еще одно шоу, «которое заставило сбежаться весь Париж». На возрождение интереса к китайскому «театру теней» повлияла эстетика арт-нуво. Художник Анри Ривьер однажды сидел в кафе, слушал выступление певца, потом стал вырезать из салфеток и картона человечков и показывать иллюстрации к песням. Это всем так понравилось, что Анри Ривьер создал собственный театр теней.

И вот на улице Виктор-Массэ неподалеку от Монмартра открылось кабаре «Ша нуар» (Черный кот), которое посещали многие художники и писатели, среди которых были Эмиль Золя и Эдгар Дега. Кабаре в те годы имело несколько иную репутацию, чем сегодня. Оно было альтернативой официальной светской культуре. В 1887 г. куплетисту Жюлю Жу пришло в голову проиллюстрировать свою песенку на злобу дня демонстрацией теней. Песенка была посвящена скандалу в правительстве из-за распределения орденов. Номеру сопутствовал колоссальный успех. Это навело администрацию на мысль о полном переходе кабаре на демонстрацию теней.

В нем работали известные французские художники Каран де Аш, Анри Сомм и др. "Черный кот" стал большим театром: в представлениях участвовали 10-15 человек. Спектакли Ша Нуар предназначались для более искушенной публики. Показывали «Эпопею», посвященную Наполеону, «Искушение святого Антония», «Чрево Парижа» (жанровые сцены), «Сфинкс», «Поход к солнцу» (об англо-буррской войне). Огромное внимание Анри Ривьер уделял световым эффектам: для каждого спектакля изготовляли специальные цветные стекла. Тяжелые цинковые теневые фигуры передвигались с помощью сложных механизмов. Их возили по сцене на специальных рельсах. Спектакли театра теней кабаре режиссировались, как постановки «большого» театра. На экране сменяли друг друга не отдельные фигуры, как в классическом театре теней, а сцены, спланированные художниками. Театр просуществовал до 1897 г.

Самым известным театром теней сейчас являются Яванские Вайанг-Кули: куклы из вощеной
прозрачной бумаги на шарнирах, раскрашенные в различные цвета. Яванские теневые фигуры управляются артистами-кукольниками с помощью тростей и изготавливаются из шкуры буйвола.Шкуру долго выделывают в тонкую пластинку (1,5- 3 мм) желтого цвета, т.е. в пергамент. Потом над этой пластинкой работает мастер-резчик превращая ее в «ваянг» - теневую куклу. Эта профессия на Яве - одна из самых уважаемых. Резчики вырезают силуэты и покрывают их ажурной резьбой. Потом живописцы раскрашивают их, пользуясь только пятью красками: белой, желтой, синей, красной и черной. Затем куклы собираются: к ним приделываются руки, ноги и головы. И, наконец, к кукле прикрепляются трости управления. Таких кукол для одного представления нужно 100-150 штук.

_____________________________________________________________________________________

Камиль Сен-Санс - пляска смерти (Danse Macabre):

Знакомясь с Китаем, невозможно было не соблазниться национальным культурным достоянием этой страны, охраняемым ЮНЕСКО. А именно — теневым театром. История его почти такая же древняя, как самого усатого дракона Лин. В Европе же он появился лишь в ХVIII веке. В общем, это что-то вроде чёрно-белого мультика, который развивает и воображение, и художественный вкус.


Сделать театр теней самим довольно легко, а выглядит он чрезвычайно зрелищно. Традиционно силуэты фигурок вырезают из ослиной кожи, но мы ограничились простым картоном. Чем ажурней будут фигурки, тем интересней их потом разглядывать на сцене, поэтому мелкие детали приветствуются.



Можно экспериментировать и добавлять разные фактуры. Например, лепестки.



Сначала фигурки были на ниточке, но это оказалось неудобным, потому что постоянно были видны руки кукловодов. Поэтому лучшим вариантом оказались куклы на полочках:

Фото Романа Цыбулина

Сцена для картонных актёров — полупрозрачная плоскость, на которой они оставляют свои тени. Для этого мы взяли деревянную рамку и натянули на неё гофрированную бумагу, а сзади поместили источник света.



Существует поверье, что теневой театр в Китае возник как утешение для императора, потерявшего любимую жену. Он увидел её силуэт на складках шторы, и сердце его успокоилось. С помощью этой техники можно создавать застывшие картины. Например, композиция «Рождество». Действительно умиротворяет.

Но когда всё начинает двигаться, это похоже на волшебство. Поэтому поговорим про наш театральный вечер, который состоялся в пятницу 10 апреля. Маленькие кукловоды показали три спектакля родителям, взрослой группе и остальным желающим, пришедшим по предварительной записи. В антракте, разумеется, был буфет (:

Итак, мы изучаем искусство Китая, поэтому сказки выбрали тоже с китайским уклоном:

«Соловей»

Первый спектакль — это всем известная история про соловья, которую написал Ганс Христиан Андерсен.


Фото Артура Сальникова

Это самый сложный спектакль, он длинней остальных и в нём много персонажей.


Фото Андрея Устинова

Рисовали и вырезали фигурки несколько человек, но на вечер пришёл только один из художников. С ним мы и показывали:

Сказку читает Татьяна Токмакова. Видео Романа Цыбулина

«Победить дракона»

Это одноимённая китайская народная сказка. Всех персонажей и декорации изготовил сам пятилетний Лаврик, без какой-либо посторонней помощи (нам с его мамой это просто не по плечу, поэтому мы помогли только вырезать мелкие детали).


Обратите внимание, что замок — настоящая китайская пагода, и сам Дракон — типично китайский, то есть длинный и с усами.



Фото Андрея Устинова

Эта история учит нас многому. Что делает из людей драконов? Как нужно себя вести, чтобы оставаться человеком, а не ящером без сердца и души?

Сказку читает Татьяна Токмакова. Видео Романа Цыбулина.

«Три сына императрицы»

Это самая весёлая сказка, которую мы сочиняли все вместе по мотивам известной китайской притчи. Из-за этого повествование получилось как лоскутное одеяло, потому что сразу видно, где вклиниваются придумки взрослых, а где — детей, но это скорее её достоинство.


Фото Андрея Устинова

Эта история — компиляция разных русских и китайских сказок, замешанная на личной фантазии авторов.

В древности в таких странах как Индия, Индонезия и Китай для развлечения и религиозных целей использовали театр теней. Услышав об этом, возможно, кто-то представил себе такую картину: люди поры каменного века садятся у костра и наблюдают за тенями, играющими на стенах пещеры, а тени эти образуются при помощи складывания рук особым образом. Все было не совсем так. В Китае этот вид искусства был довольно высоко развит. Действие происходило на специальном экране. Его сопровождали музыка и звуковые эффекты. Театр теней являлся одним из видов кукольного театра, который был очень популярен в Китае до наступления современной эпохи. В трех других видах кукольного шоу использовались куклы на тонких веточках, куклы, которые надевались на руку, а также марионетки, управляемые при помощи веревок и проволоки. Представления театра теней проходили по вечерам. Даже в плохо обустроенных военных лагерях и самых примитивных селениях люди могли немного отвлечься от повседневных хлопот и развлечь себя наблюдением за фигурами, двигающимися на фоне специального экрана или обычной простыни, на которые был направлен свет лампы. Что касается представлений, проводимых для представителей императорского двора или богатых людей, то в них принимали участие только самых опытные и известные мастера. К тому же в этих представлениях участвовали музыканты и использовались специальные звуковые эффекты. Китайский театр теней был популярным развлечением в стране, по крайней мере, на протяжении тысячи лет. В настоящее время тоже можно увидеть полные представления этого вида искусства или его элементы.

Подобные театры теней существовали в давние времена во многих странах. Обычная лампа, полка, на которую устанавливались фигурки и тонкий экран - это все, что нужно было, чтобы организовать просмотр. Перед лампой, направленной на экран, устанавливалась специальная полка, на которую попеременно ставили вырезанные из картона или кожи фигурки, изображающие людей, предметы мебели, пагоды, городские стены, деревья или цветы. Музыка и звуковые эффекты превращали зрелище в увлекательное шоу. Это были своего рода древние мультипликационные фильмы.

История театра теней

Говорят, что монгольские воины, которые завоевали Китай в 13-м веке, очень любили смотреть представления театра теней в своих лагерях. Они принесли этот вид искусства с собой на территорию Оттоманской империи, откуда после он распространился в соседних регионах.

Когда французские миссионеры вернулись из Китая домой, они рассказали о театре теней. В 1767 г. проходили представления театра теней в Париже и Марселе. Есть мнение, что именно таким образом театр теней появился в Европе. Эти представления были очень популярны во Франции, и поначалу они назывались Ombres Chinoises, т. е. китайские тени. Были различные варианты устройства театра теней. Один из них назывался Ombres Francaises, т. е. французские тени. Театр теней был очень популярным развлечением в Париже в течение всего 18-го века. В 1880 годах в кабаре Черная кошка (Cabaret Le Chat Noir) проходило много различных популярных постановок театра теней. Для этих представлений использовалась очень яркая иллюминация.

В наши дни театр теней все еще жив. Современные мастера используют пластик, освещение, управляемое компьютерными программами, современные краски и звук. Они также могут создавать персонажи, которые полностью управляются компьютерами. Мастерам кукольного театра теней трудно соперничать с современными развлекательными средствами, но, по крайней мере, те новые технологии, которые они используют, помогают им оставаться интересными для многих зрителей в Китае и других странах.

Театр теней возник еще в Древнем Китае. Исполнителями в нем являются не актеры или куклы, а их тени. Очень важно, чтобы на белом экране, освещаемом мощным прожектором, силуэт смотрелся четко и выразительно. Этот вид искусства приобретает все больше поклонников. В Москве своими необычными постановками радует детишек и их родителей Театр теней на Измайловском.

История театра

Был основан еще в 1944 году художником Екатериной Зонненштраль и режиссером Софьей Свободиной. До конца 50-х годов в работе театра использовались только проекционные куклы, которые дают на экране четкий черный силуэт. Для репертуара выбирались произведения как русской, так и зарубежной классики.

За первые два десятилетия существования творческим коллективом театра было поставлено почти 50 спектаклей. Будучи передвижным, театр много выступал в школах, домах пионеров, пионерских лагерях, а также в различных организациях, радуя своими представлениями как детей, так и взрослых.

В 1957 году театр стал дипломантом первого Всесоюзного фестиваля кукольных театров, где он представил спектакль «Ашик-Кериб» по Лермонтову, а в 1958 году был удостоен Серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе.

В конце 50-х годов театр начинает применять в своих работах приемы традиционного китайского тетра теней - театра «кукол на просвет». С этого времени технологии и китайского театра, и проекционного стали основой сценической практики Московского театра теней. А первой постановкой с применением приемов, присущих китайскому театру, стал спектакль «Приходи, сказка».

Важным событием в истории театра стало получение им в 1988 году собственного помещения на Измайловском бульваре. В 1989 году Театр теней на Измайловском вышел из состава Москонцерта. С этого времени он стал самостоятельной творческой единицей.

Московский детский театр теней на Измайловском. Репертуар

В репертуаре театра много замечательных спектаклей. В основном это постановки для детей. Можно отметить несколько самых ярких:

  • «Алиса для детей» - режиссер Ю. Фридман. Поставлен по мотивам книги Кэролла «Алиса в стране чудес».
  • «Золушка» - режиссер С. Железкин. Поставлен по одноименной сказке Шарля Перро.
  • «Черная курица» - режиссер Н. Боровсков. Поставлен по сказке Погорельского.

Радует юных зрителей и такими сказками, как «Дюймовочка», «Щелкунчик», «Карлик Нос», и многими другими.

Не забывает театр и о взрослых зрителях. Для них были поставлены спектакли «Последний день Казановы» по пьесе «Феникс» Марины Цветаевой, а также «Вий» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя к 200-летнему юбилею писателя.

Детская студия

Театр теней на Измайловском не только ставит но и знакомит их со своими профессиональными секретами. Для них в театре работает детская театральная студия «Теневичок». Детвору здесь не только учат умению мастерить теневых кукол, но и дают попробовать свои силы в качестве актеров. Для юных поклонников театра теней разработана специальная программа занятий, в которую входят:

  • актерское мастерство;
  • сценическая речь;
  • искусство управлять различными видами кукол (кукловождение);
  • технология изготовления кукол;
  • ознакомление с различными с закулисной жизнью театра;
  • проведение экскурсий в другие театры города.

Детская театральная студия разделена на две группы:

  • старшая - дети 10-14 лет (15 человек) - занятия ведет Виктор Скрябин;
  • младшая - дети 7-9 лет (15 человек) - занятия ведет Ирина Нохрина.

Руководители являются артистами Московского театра теней. Оба - профессиональные педагоги.

Спектакли о Шерлоке Холмсе

Театр теней на Измайловском бульваре поставил несколько спектаклей по рассказам Артура Конан Дойля о знаменитом сыщике Шерлоке Холмсе и его друге докторе Ватсоне. Театр теней впервые обратился к этому автору, хотя именно здесь есть уникальные возможности для передачи таинственной атмосферы английского детектива.

  • «Собака Баскервилей» - постановка Светланы Дорожко. Главным героем является собака. Здесь она совсем не злая, а даже очень дружелюбная. Ей совсем не нравится жить на болотах. Образы сыщика и его друга больше пародийные, они показаны в двух техниках - в виде перчаточных кукол и в живом плане.
  • Малоизвестная новелла «Вампир из Сассекса» - постановка Кирилла Левшина. Здесь разоблачаются мистические суеверия, Шерлок Холмс объясняет Ватсону, что за всеми загадками стоит обычный расчет. Спектакль сочетает в себе приемы теневого театра - используются русские и испанские тени, кукольного - перчаточные и планшетные куклы, и драматического - живая игра актеров.

Театр теней на Измайловском: отзывы

Уникальный получает множество замечательных отзывов от своих поклонников. Положительным считают то, что в театре много спектаклей для дошкольников. Сцена небольшая, очень красиво украшена, зал уютный, сцену хорошо видно.

Родители довольны тем, что организаторы позаботились о комфорте юного зрителя: кресла удобные, для детей предусмотрена трансформация кресла, в результате которой оно становится выше, есть подставка для ног. Как разобраться с его конструкцией, всегда подскажут служащие театра.

Для многих положительным моментом является и наличие в театре буфета, где детворе можно купить бутерброд или булочку по доступной цене.

Правда, есть и замечания. К примеру, в спектакле «Дюймовочка» больше живой игры актеров, теней мало. А детям нравится, когда больше теней.

Одно из нововведений взрослым не понравилось: раньше родители ожидали детей со спектакля в холле театра, а сейчас вынуждены выходить на улицу.

Поклонники советуют в Театр теней на Измайловском покупать билеты заранее, иначе можно не попасть на любимый спектакль. Хотя это еще раз говорит о популярности театра.

К началу II тысячелетия относятся первые сведения о существовании в Китае теневого театра. Свои сюжеты китайский театр теней черпал из общего с драмой и кукольным театром источника -популярных исторических сказаний и легенд. Немудрено, что именно люди Востока, склонные к глубоким наблюдениям за природой, созер­цательности, медитации и проник­новению в святая святых сути вещей и явлений, одними из первых умудрились постичь харак-


тер тени. Ценители и создатели утонченных видов искусства, ра­ботающие с изящными образами в поэзии и живописи, китайцы по достоинству оценили свойство материи отбрасывать тень -увидели изящное в грубом.

Китайский театр теней свои сюжеты черпал из популярных легенд и древнейших исторических сказаний. Фигурки персонажей для представлений изготовлялись из кожи(ослиной,бараньей,или,как в Фуцзяни, - обезьяньей) или из цветной бумаги. Нередко их укра­шали цветными шелками, так что китайский театр с его красочными представлениями можно было бы назвать цветотеневым. Куклы управлялись тремя спицами, кре­пившимися к шее и запястьям фигуры, и были подвижны.

По одной из версий, искусство китайского театра теней уходит корнями в эпоху династии Хань (206 до н.э.-206 н.э.). Правящий в те времена император Хань Уди был опечален неожиданной смертью своей любимой жены и поэтому забросил все государ-


6 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


ственные дела. Сановник Ли Шао-вэн прогуливался по улицам и в раздумьях о том, как вывести императора из тягостного состо­яния, обратил внимание на детей, которые забавлялись игрой со своими тенями на земле. Это навело сановника на оригинальную мысль, как разогнать тоску своего властелина. Он вернулся домой и на лоскуте плотной материи изобразил покойную жену импе­ратора (в профиль). Затем рас­красил и вырезал изображение, а к рукам и ногам прикрепил тонень­кие бечёвки. Когда стемнело, он натянул шёлковую ширму и пос­тавил свечи так, чтобы на ширме появилась тень от изготовленной им фигуры. Фигура приходила в движение, когда дергали бечёвки.


Он пригласил императора, скрылся за экраном и показал куклу в движении, стараясь подражать не только изящным манерам, но даже интонациям голоса погибшей. Увидев тень своей покойной любимой жены, император Хань Уди весьма утешился, взял себя в руки и вернулся к заброшенным государственным делам. С тех пор игра теней стала одним из новых развлечений во дворце импера­тора. Вскоре это дворцовая забава переросла в массовое народное увлечение. Так зародился театр теней. Но есть и другая, менее романтичная, версия возникнове­ния теневого театра. Согласно этой версии, знатным дамам в Китае не позволялось смотреть «живые» сцены, поэтому для них



давали теневые представления, которые в тем времена были необычайно любимы и популярны. Во времена династии Юань (1279-1368) театр теней был развлечением для воинов, нахо­дившихся вдали от населенных мест. А во времена нашествия Чингиз-хана театр теней переходил с воинами из одного места в другое, что способствовало его быстрому и широкому распро­странению. В скором времени свои театры теней возникли в Персии, арабских и юго-восточных странах появились свои театры теней. А в Китае во времена династии Мин (1368-1644) появилось множество театральных трупп, сюжеты пред­ставлений которых были навеяны старинными легендами о войне между княжествами Чу и Хань.


Со временем театр теней, как и любое драматическое искусство, стал модифицироваться и разде­лился на несколько направлений. Познакомимся с самыми извест­ными из них.

Восточная школа теневого театра - самая известная и авто­ритетная - возникла в местности Таньшань.

Западная школа теневого театра, которая иначе именуется Пекинским театром теней.

Пайбань пиин - самый музы­кальный и пластически совер­шенный теневой театр, в поста­новках которого всё подчиняется ритму ударов бамбуковых палочек.

ТеатрЛунси - самый изящный и живописный, поскольку фигурки, их наряды и декоративные укра­шения очень красивы и выпол-


8 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


няются в традиционной китайской манере живописи.

Шэньсийский театр - фоль­клорный, все действия в сюжетах строятся на сказках и легендах о добрых волшебниках и путешес­твиях на запад.

Люй Пиин - бумажный театр теней, а Ян пиин - театр теней из козлиной кожи.

Техника изготовления и мастерство исполнения Техника изготовления - это слож­ный, выверенный временем про­цесс отбора материала, поиска яр­кого образа и его создания в фор­ме теневой фигуры (силуэта), гра-фирования и окрашивания.



Во времена династии Сун (960-1279) использовали козлиную кожу. Талантливые художники рисовали различные образы на бумаге и ко­пировали на поверхности развёр­нутой кожи, затем вырезывали си­луэты и окрашивали. Впоследствии стали использовать кожу буйволов и ослов. В некоторых местах этот вид театра так и называют - Люй Пи-ин, что означает «тени из ос­линой кожи».

Мастера-умельцы даже скла­дывали поговорки, в которых ясно указаны все ключевые технологи­ческие связки. К примеру, в них говорится о том, что ослиная кожа самая подходящая для теневой фигуры, так как она очень мягкая, большая по площади и при этом достаточно тонкая (при хорошей выделке даже просвечивается), поэтому подходит для изображе­ния головы персонажа. Кожа на


спине осла подходит для выреза­ния предметов домашнего обихода (столы и стулья, ширма и т. д.). Кожа на шее подходит для выре­зания животных (таких, как лошади, тигры) или повозок, лодок и т.д. По сей день знамениты театры те­ней, возникшие в местности Тан-шань провинции Хэбэй, на берегах речки Луаньхэ. Многие силуэты и декорации теневого театра являют­ся ценными экспонатами музеев. Типичные образы различных персонажей обычно имели только профиль, т.е. вырезались брови, глазницы, рот и нос, а всё осталь­ное было пустотелым. Головы фи­гурок традиционно раскрашива­лись в красный, зелёный, жёлтый, белый и чёрный цвета. С помощью цвета обозначали характеры ге­роев представления. К примеру, по сюжету древнего романа «Трое-царствие» образ любимого в на­роде героя Гуань Юй всегда вы­глядит следующим образом:крас­ное лицо, густые черные брови, зоркий взгляд. Всем своим обли­ком он выражает характерные чер­ты человека честного, прямодуш­ного и всегда готового на подвиги. Зелёный цвет - отличительный признак отваги и смелости. На­пример, в представлениях времен династий Суй (581-618) и Тан (618-907) образ народного любимца Чэн Яоцзинь всегда был зелёного цвета. Чёрным обозначали стро­гость, бескорыстность, справед­ливость как важнейшие черты в характере персонажей. Жёлтым цветом обычно выделяли образы людей, имеющих волшебную силу,




сбрить шерсть и высушить кожу до прозрачного состояния. После этого на подготовленную кожу на­носится эскиз будущей фигурки, которая вырезается при помощи ножей и ножичков разного размера и формы, а потом - аккуратно рас­крашивается. Цвет фигурки не дол­жен быть монотонным, кукла при этом может быть однотонной или очень пёстрой. Ключевым и наи­более сложным элементом изго­товления считается утюжка, кото­рая производится после вырезания и окраски фигуры. В завершении работы отдельные детали соеди­няют вместе, и кукла полностью готова. К счастью, пока современные кино и телевидение соперничают друг с другом за массового зри­теля, в Китае продолжает сохра­няться группа народных художни­ков, которые ежегодно «высажи­вают» на экране теневого театра всё новые и новые цветы творче­ства, чтобы развивать и сохранять для потомков это замечательное древнее китайское искусство, не перестающее быть современным и удивительно новым.

а белым - маркировали образы лю­дей хитрых, коварных, вероломных. Обычно театральная труппа со­стояла из пяти-семи человек че­ловек. Оркестр состоял из струн­ных музыкальных инструментов (китайская скрипка «эрху», «ху-цинь», «юецинь» - род лютни); ударных музыкальных инструмен­тов (небольшие барабанчики «бяньгу», «юньгу», различного раз­мера медные тарелки); духовных музыкальных инструментов (труба, сонна) и многих других. Но следует отметить, что музыканты обычно играли на нескольких инструментах и помимо этого выполняли роли актеров-дублеров. Важное место в труппе занимали актёры, которые ловко управляли фигурками с по­мощью бамбуковых палочек и за­ставляли их выполнять различные движения. Причём движения вы­полнялись точно по сюжету: актёр синхронизировал действо, текст и аккомпанемент музыки. Примеча­ние: на конце бамбуковой палочки была прикреплена тонкая бечёвка, соединяющая подвижные части

фигурки.

Театр теней восточной Ганьсу получил широкое распространение при династиях Мин и Цинн в XIV-XIX веках. Фигурки для театра теней в этой местности особенно кра­сивы и сделаны с большим вкусом. Материалом для изготовления ма­рионеток теневого театра здесь служила черная кожа молодых буй­волов. Такая кожа достаточно тон­кая, но прочная и пластичная. В процессе подготовки материала для будущей куклы нужно было

ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


Индия:танцующие боги

Искусство театра теней стало по­пулярным в Индии в XVI столетии, особенно в период правления Буда Редди. Индийские куклы - самые большие в театральном мире, и представления теневого театра ча­сто происходят возле храма Шива, бога - покровителя кукол. Согласно фольклору, в те времена, когда игрушки традиционно вырезали цельными из одного бруска дерева, жил мастер, который делал не­обычных кукол из отдельных дета­лей. Однажды в магазин этого ма­стера зашёл бог Шива с женой -богиней Парвати. Парвати, взгля­нув на кукол, была настолько оча­рована, что попросила мужа раз­решить их духам вселиться в кукол, чтобы они могли потанцевать.


После того как боги насладились зрелищем и устали, они забрали свои души и ушли. Мастер же, ко­торый с интересом наблюдал за происходящим, захотел вновь за­ставить кукол танцевать. Он пере­вязал их части и смог управлять куклами с помощью нитей.

Представления театра теней обычно проходили ночью с заката до рассвета. Широкую поляну хо­рошо утрамбовывали и на бамбу­ковых шестах ставили огромный экран. За экраном разжигали ко­стер из скорлупы кокосовых оре­хов. По другую сторону, где-нибудь под манговым деревом, распола­гались многочисленные зрители. Перед экраном садился рассказ­чик, и жители деревушки, затаив дыхание, слушали его рассказ о жизни богов и подвигах героев на­родного эпоса «Рамаяны» и «Ма-хабхараты». Во время рассказа вдруг начинал бить барабан, потом вступали другие музыкальные ин­струменты, и на экране появлялись куклы - герои повествования. Ка­залось, что они приходили к людям из другого мира. Спектакль тене­вого театра мог продолжаться мно­го ночей подряд. Детей на такие зрелища не пускали. Мало того, мужчины и женщины смотрели представления отдельно.