Татьяна Снежина: биография и некролог. Татьяна снежина, биография Личная жизнь, гибель

Российская публика в первый раз услышала имя Татьяны Снежиной после того, как написанная ей песня «Позови меня с собой» в исполнении знаменитой дивы советской эстрады Аллы Пугачёвой прозвучала в эфире и, спустя время, стала хитом конца 90-х годов ХХ столетия. Татьяны тогда уже не было в живых. Она – талантливый автор более двухсот песен и множества стихов, трагически погибла в возрасте 23 лет в 1995 году. Причиной смерти Татьяны Снежиной стало дорожно-транспортное происшествие.

Татьяна родилась в 1972 году в украинском городе Луганске. Её родителями были старший лейтенант СА Валерий Павлович Печёнкин и его жена- технолог местного завода Татьяна Георгиевна. В семье уже подрастал старший сын Вадим. После рождения Тани семья переехала с Украины на Камчатку. Девочка с самого детства научилась играть на пианино и очень любила устраивать домашние концерты. Она наряжалась как настоящая звезда и пела современные песни, старательно подражая их исполнителям. В это же время она стала пробовать свои силы в поэзии. Таня училась в общеобразовательной школе №1 имени Горького города Петропавловска- Камчатского и параллельно – в музыкальной школе.

В 1981 году их семья переехала в Москву. Таня пережила изменения в своей жизни по-своему. Тонкая, романтичная и мечтательная натура девочки была полна впечатлениями о большом столичном городе, в котором перед человеком открываются новые неизведанные впечатления и возможности, но очень скучала по друзьям, оставленных в прекрасном краю с его суровой и величественной природой. На смену лёгким детским образам в её стихах пришли новые настроения. Она подрастала и в её юношеских произведениях появились размышления о судьбах прошлого: Пушкин, декабристы, Зоя Космодемьянская, современники и их чувства.

После окончания школы, Татьяна, мечтавшая стать врачом, в 1989 году подала документы во 2-й Московский медицинский институт и прекрасно сдала экзамены. Здесь, в молодёжной студенческой среде, у неё появилась возможность петь свои песни ровесникам. Девушка имела успех и её выступления слушатели стали записывать на плёнку, распространять среди любителей бардовской песни. Снежина называла эти записи «первым, а поэтому – самым любимым тиражом». Она постепенно становилась известной в городских кругах и, возможно, получила бы признание более широкой публики уже тогда, если бы не новый переезд – в Новосибирск.

Отец Татьяны получил новое назначение и ей, в 1992 году, пришлось перевестись в Новосибирский медицинский институт. Её творчество получило подпитку от свежих впечатлений и продолжало развиваться. В 1993 году Тане повезло встретиться с работниками московской музыкальной студии «Кис-С» и профессионально записать свой первый авторский музыкальный альбом. Он начинался песней «Роза». Весной 1994 года состоялся дебют начинающей певицы в Театре эстрады с песней «Было время». В том же году она стала победительницей телевизионного конкурса «Обо мне и о войне» в Новосибирске. После этого вышла первая передача об её творчестве на «Радио Россия»

Взяв себе псевдоним Снежина, Татьяна много работала и пела везде, где предоставлялась такая возможность. Тогда и был записан альбом из 21 её песни, позже попавших в репертуар многих эстрадных звёзд и одна из них – «Позови меня с собой». Снежина занималась вокалом и танцами, искала новую студию записи. В 1995 году певица познакомились с Сергеем Бугаёвым, музыкальным продюсером и руководителем студии «М & L Art». Они начали сотрудничество с дебюта песни «Музыкант» и планировали выпустить магнитный альбом и клипы песен Снежиной в 1996 году. В сентябре 1995 года должна была состояться их свадьба.

В августе 1995 года Снежина и Бугаёв с друзьями отправились за мёдом в Горный Алтай. На обратном пути, на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск их микроавтобус «Ниссан» столкнулся с грузовым автомобилем «МАЗ» – вот почему умерла Татьяна Снежина и ещё пять пассажиров микроавтобуса. По одной версии, водитель «Ниссана» пошёл на обгон, но и из-за правостороннего руля не заметил встречный грузовик. По другой – «МАЗ» резко затормозил, и его прицеп занесло на встречную полосу по мокрому от дождя шоссе.

Она похоронена на Троекуровском кладбище Москвы.

Певица и композитор



Татьяна Печенкина родилась 14 мая 1972 года в Ворошиловграде (Луганск, Украина).

АВТОБИОГРАФИЯ

Самые дорогие воспоминания любого человека - воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно-радост-ном восприятии мира, которое никогда уже не повторится.

Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы... Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена.

Наше старое пианино... Я иногда смотрю на него, и мне кажется, что оно все эти годы было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной. Я еще не умела говорить, но, своими детскими пальчиками ударяя по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.

Потом, года в три-четыре, первые "эстрадные" выступления. Мамина косметика, мамина юбка и что-нибудь из репертуара 70-х. Помните: "Ах Арлекино, Арлекино..." или еще лучше "Очи черные...". И, конечно, бурные аплодисменты гостей и родителей, влюбленных в свое чадо. Под занавес "концертов" - первые детские стишки. Одним словом - Детство.

Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про "червячков и букашек" в голову вместе с ночными слезами по первой любви, "который там, далеко, в краю далеком и суровом", стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, они... были, пожалуй, теми зернами, которым было суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал.

Чужие стихи, чужие песни, подружка Лена, вечера, переходящие в ночь у пианино, это все на людях, а ночью тайком свое - в тетрадку, плохое, но свое. А позже первый слушатель - мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня. И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Не знаю, можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила, я просто восполняла внутреннее одиночество, жажду чего-то прекрасного и... несбыточного, и это нравилось людям. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности...

И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова, и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать. Оставались друзья... И новый удар судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни - в Сибирь, в город на Оби - Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то вновь, тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота. И звонки из прошлого, издалека, из Москвы от друзей, от брата: "Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли". Если бы не они... И кассеты, которые я уже записывала сама в домашней студии, летели в столицу. Одна из них, по воле все той же судьбы, случайно отклонилась от назначенного маршрута и попала на Таганку в студию "КиС-С". Через день звонок: "Готовы работать". Через два часа я уже в промерзшем аэропорту Новосибирска, еще через пять - спускаюсь по темным ступенькам в святая святых моего 94-го года, в студию, - я шла навстречу моей мечте. Мечта, впрочем, меня быстро окатила ушатом воды, словами моего первого аранжировщика Александра Савельева: "Работать и работать... но что-то в этом есть". Я вдруг услышала, как мне тогда показалось, божественные звуки таинственной мелодии, которые через пару секунд оказались всего лишь талантливой аранжировкой моей песни школьных лет "Роза".

Это была новая страница моей биографии. Репетиции и записи, ссоры и примирения с друзьями-аранжировщиками и оператором, ночные такси и прокуренный подвал студии, первый успех и первый провал. Год колоссального труда ребят, с которыми я работала: Калинкина В., Савельева А., Савари Д., Крылова С. Работала с ними сутками, неделями не выходя из студии. И результат - первый альбом моих песен "Вспомни со мной", двадцать одна песня. Только сейчас я осознаю, что это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни.

Был в ушедшем году и дебют в Театре эстрады в концерте В. Струкова. Постепенно стала приобретать опыт на эстрадных площадках. Это приходилось совмещать с учебой в институте, поэтому моей первой аудиторией стали ночные дискотеки и клубы. Дала свои первые интервью по радио. Конечно, если бы не поддержка моей семьи, брата, друзей, коллектива студии, я, наверное, не смогла бы преодолеть первые трудности на пути к моей мечте, мечте помочь людям "вспомнить со мной", что счастье рядом.

Сейчас продолжаю трудиться, сопрягая это с необходимостью окончить институт. Надеюсь выпустить, несмотря на сложность такого дела, как шоу-бизнес, свой первый альбом. Но уже в проекте запись второго. Ведь за годы творчества у меня накопилось около двухсот песен, которые ждут своего слушателя. Да и жизнь идет своим чередом, новые впечатления, новые размышления, новые слова, которые нужно услышать и постараться понять. А главное - есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть.

Татьяна СНЕЖИНА,

Новосибирск - Москва

Снежина - творческий псевдоним Татьяны. Ее отец - высокопоставленный военный Валерий Павлович, мать - Татьяна Георгиевна. У Татьяны был старший брат - Вадим. Через полгода после рождения Татьяны ее отца перевели из Луганска на Камчатку. После десяти лет службы на Камчатке Валерий Петрович был переведен в Москву.

Таня с детства писала стихи, и пыталась создавать из них песни. Среди школьных стихов Тани можно найти посвященные Пушкину, декабристам, Зое Космодемьянской многим событиям личной жизни. В ее стихах часто встречались понятия "судьба", "верность", "ложь", "предательство", "разлука" и "смерть". О смерти, в том числе и собственной, Таня часто писала в стихах.

Если я умру раньше времени,
Вы отдайте меня белым лебедям,
Между перьев их крыл я запутаюсь
И умчусь вместе с ними в мечту свою.

Несмотря на свои литературные предпочтения, Татьяна поступила во 2-й Московский медицинский институт, но продолжала заниматься творчеством. Ее выступления на студенческих вечерах нравились слушателям, и кто-то из них записал ее песни на магнитофон, и кассеты быстро разошлись среди друзей, родственников и знакомых.

Свой эстрадный опыт Татьяна приобретает, дебютируя 1994 году на сцене московского Театра эстрады. Вслед за этим последовали выступления на различных молодежных конкурсах и эстрадных площадках. У нее начали брать интервью. При этом учебу в институте Таня не бросила, и намерена была его окончить, невзирая на все трудности концертной жизни. Одновременно находила время для занятий хореографией. Татьяна решила взять себе псевдоним Снежина, в котором нашли отражение памятные ей с детства снега Сибири и Камчатки. Сама Татьяна вспоминала это время как очень непростое для себя. В творческой биографии Татьяны Снежиной были ссоры и примирения с друзьями-музыкантами и аранжировщиками. Были бессонные ночи в прокуренной студии, бесконечный кофе, споры "как лучше", первые успехи и неудачи.

В конце 1994 года она записала поднакопившийся у нее материал в студии «КиС-С» на Таганке. Вскоре после этого ее семья вслед за отцом, получившим новое назначение, переехала в Новосибирск. Там Танина запись попала в местную филармонию, где на нее не обратили никакого внимания. Одновременно кассета легла на стол директора молодежного объединения «Студия-8» Сергея Бугаева, о котором нужно сказать отдельно.

В середине 80-х Сергей был комсомольским работником и одновременно крупнейшим деятелем новосибирского рок-движения. В конце 1987 года он стал президентом новосибирского рок-клуба, после чего создал свой легендарный молодежный центр «Студия-8», куда сразу же перешли все ведущие группы рок-клуба. Вскоре под знаменами Бугаева стоял уже почти весь цвет сибирского рок-н-ролла от «Калинов мост» до омской «Гражданская оборона»: Сергей стал единственным в истории человеком, который сумел еще в советские времена «залитовать» через комсомол тогдашние архиэкстремистские тексты Егора Летова. Позднее Бугаев, несколько разуверился в дееспособности рок-движения и загорелся более актуальной для середины 90-х идеей «поп-музыки с человеческим лицом». Тут и произошла судьбоносная встреча Бугаева и Татьяной Снежиной.

В своей автобиографии Татьяна Снежина писала: «Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни… Даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще».

Именно Сергей Бугаев сыграл в жизни Татьяны Снежиной огромную роль. Как он потом сам признавался не раз в кругу друзей, кассета с ее песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая, что это материал для работы.

Первые этапы этой работы были вначале похожи на бесконечные битвы - Татьяне не нравились трактовки ее песен аранжировщиками, аранжировщики, в свою очередь, не видели коммерческих перспектив раскрутки ее материала. В этот момент Татьяне очень помогли талант и работоспособность Бугаева. Где-то терпением, а где-то жестокостью он добился взаимопонимания и творческого настроя в своем коллективе.

Сама Снежина рассказывала: "Работа проходила по-разному. Бывает, спорим, даже ругаемся, но постоянно приходим к какому-то решению и результату. Если речь идет о моем творчестве, о том, что вышло из меня, то Сергей Иванович нередко мне уступает, дает мне больше высказаться, если же речь идет о профессиональной стороне, о сцене, аранжировках - я доверяю больше Сергею Ивановичу..." Новые песни Снежиной рождались трудно, работа велась кропотливо и тщательно. Некоторые песни записывались по 2-3 месяца.

Работа шла, и немного менялся Танин стиль, менялся подход студии к ее творчеству. Как потом вспоминал один из аранжировщиков: "Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти..."

Бугаев и сам в одном из телевизионных интервью признался, что это была их удача - найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя: "В наших планах нет создания поп-дивы... это ни в коей мере не коммерческий проект... мы хотим, чтобы Танины песни просто услышали, чтобы у нее появилась своя аудитория..."

Сама Татьяна сказала в одном из интервью: "Я не ставлю сверхзадач, я просто иду шаг за шагом, пока хватает сил и дыхания..." Снежина была очень работоспособным и требовательным к себе человеком. Она постоянно терзала себя вопросом, что живет не так, что еще мало сделала. Она писала везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте. Семья Снежиной бывала буквально в шоке, когда ее стихи находились повсюду, в конспектах, в бумажном мусоре и т. д. Она любила говорить: "Вот надоест писать, появится много времени, тогда возьмусь за старые записи - обработаю".

Совместная работа сблизила Татьяну и Сергея - Бугаев объяснился Татьяне в любви и сделал официальное предложение. Их свадьба была назначена на середину сентября.

В августе 1995 года Татьяна и Сергей были помолвлены. В «Студии-8» записывался альбом Снежиной, выход которого планировался той же осенью.

«Видимо, ее песни, такие отчасти непонятно-загадочные, Бугаева чем-то зацепили, говорил бывший администратор «Студии-8» и директор «Гражданской обороны» Андрей Соловьев. Я вообще никогда не любил такую музыку близкую к попсе, не стал бы ее слушать, если бы не знал Серегу. А сама Снежина производила впечатление солидной, красивой девушки. Певицей я ее не мог себе представить».

19 августа Бугаев одолжил у друзей микроавтобус «Nissan» и поехал со своими компаньонами на Горный Алтай за медом и облепиховым маслом. Он взял с собой и Татьяну, чтобы показать ей красоту алтайских горных озер.

Два дня спустя на обратном пути «Nissan» столкнулся с огромным грузовиком «МАЗ», и все шесть человек, ехавших в микроавтобусе, включая Татьяну и Сергея, погибли. Существуют две главные версии катастрофы. Согласно одной из них «Nissan» пошел на обгон и из-за правостороннего расположения руля не заметил мчащийся навстречу грузовик. Согласно другой версии сам «МАЗ» неожиданно резко затормозил, и его прицеп занесло на встречную полосу.

В милицейском протоколе было сказано: "21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск микроавтобус "Ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ "Пионер" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастервет" Игорь Головин, его супруга, врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

После трагической гибели Татьяны благодаря усилиям Иосифа Кобзона, Игоря Крутого и многих почитателей творчества певицы в 1997 году ее имя стало известно широкой публике.

Иосиф Кобзон рассказывал:

"Однажды ко мне подошел молодой человек, который сказал о том, что у нас в Новосибирске жила девчонка. Очень талантливая. Мы её очень любили. И мы пели её песни. Вы хотели бы послушать? Вы знаете, я насторожено отнёсся. Потому что у меня таких кассет огромное количество. Я прослушал кассету. Прослушал и, откровенно говоря, с первых песен я очень заинтересовался. И мне пришла в голову такая мысль, такая идея: "А что если познакомить моих коллег?" И я обратился к Игорю Крутому: "Песни хорошие. Прослушай, если будет иметь смысл, давай попробуем, подумаем о создании такого вот песенного вечера". И вот песни стали расходиться по кругу с невероятной быстротой. И в большом количестве песен я нашел то, что, во всяком случае, я попытался примерить на свои плечи. В песнях Тани проникновенность, чистота, непривычная для наших дней… Таня была дитя природы - она любила жизнь, готовилась к этой жизни, но человек предполагает, а Бог располагает…Сколько лирики в этих стихах и сколько откровения в стихах Татьяны, в песне "Письма твои"… А другая ее песня "Праздник лжи" - это такое легкое озорное кокетство Татьяны. Эта песня такая молодежная, дискотечная, веселая... Хотелось бы вспомнить Татьяну вот такой красивой, талантливой, жизнерадостной".

В том же году в Государственном концертном зале "Россия" при полном аншлаге прошел большой концерт, в котором песни Татьяны Снежиной прозвучали в исполнении Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте, Михаила Шуфутинского, Льва Лещенко, Николая Трубача, Татьяны Овсиенко и многих других звезд российской эстрады. Песни "Музыкант", "Перекресток", "Снежинка", "Будь со мной" и "Сколько лет" попали в различные чарты, а композиция "Позови меня с собой" в исполнении Аллы Пугачевой стала мега-хитом.

Алла Пугачева в интервью, данном в 1998 году, рассказывала:

"У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы "познакомились" после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, были бы известный автор и исполнительница песен и известный продюсер. Но "самой печальной истории на свете" о современных Ромео и Джульетте не было бы. Татьяна Снежина для меня - символ всех талантливых людей, мимо которых мы часто проходим, не замечая, не вглядываясь. Отсюда смысл нашей акции - не проходите мимо талантов! Концерт в Новосибирске как бы продляет жизнь этим людям. Ведь пока помнят - человек бессмертен. Мне в руки попадает очень много кассет - с песнями как ныне живущих молодых авторов, так и погибших. Но, когда у меня в руках оказалась кассета песен Татьяны Снежиной, меня поразила пронзительность этих песен. Не каждая песня так попадает в сердце. От песен Татьяны Снежиной идет поток положительной энергии. Песня "Музыкант" стала основным хитом для Кристины Орбакайте, Алиса Мон прекрасно исполняет "Снежинку". А "Позови меня с собой" - просто мистика какая-то! Мы записали ее на студии в Твери и, возвращаясь в Москву, все три часа в автомобиле беспрерывно слушали. Это редчайший случай для меня. Мое исполнение похоже на Танино, не спорю. У меня не было желания сделать все наоборот, как бывает, когда берешь старую песню и волей-неволей стараешься спеть как-то по-новому. Но в истории с песней "Позови меня с собой" был элемент мистики. Я же не пела и не хотела петь, честно говоря. Но услышала "Позови меня с собой" - и сомнений не возникло, что я ее спою. Когда я подошла к микрофону... я не знаю, что вдруг со мной случилось, но возникло ощущение, что это не я пою. Кто-то поет моим голосом! Хотите - верьте, хотите - нет. Со второй Таниной песней "Мы в этой жизни только гости" случилось то же самое. Подхожу к микрофону и опять чувствую - кто-то рядом... Я не очень-то мистически настроенный человек. Но был с песней "Позови меня с собой" еще один случай странный. Я приезжаю в Питер снимать клип. Режиссер Олег Гусев о Татьяне ничего не слышал, истории ее гибели не знал, даже фотографий не видел. "У меня мало времени, - говорю, - могу только лицо отснять, а все остальное ты сам придумай". Приезжаю на студию смотреть видеоряд. И вижу дорогу, машину, автокатастрофу! А девочка, которая снималась, поразительно похожа на Снежину! Тогда я открываю томик стихов Татьяны, показываю Олегу фотографию. Где Татьяна и Сергей сняты за несколько часов до гибели, - ну копия, один к одному! Как это возможно? Объяснить мы не сможем никогда!"

Поэзия Татьяны Снежиной проникнута предельным лиризмом и трагичностью существования. Во многих ее стихах развивалась тема скоротечности жизни и раннего трагического ухода из жизни. Почти все стихотворения носят исповедальный характер и позволяют понять глубокий внутренний мир поэтессы.

В 1997, 1998 и 1999 годы Татьяна Снежина становится лау-реатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса "Песня года". В 1998 году творчество Татьяны было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии "ОВАЦИЯ". На церемонии вручения призов "золотых ладоней" песня "Позови меня с собой" была признанна хитом года. Игорь Крутой, находясь в одной номинации с Татьяной Снежиной, как лучший композитор года, торжественно отказался от победы в пользу Тани.

Лев Лещенко в интервью рассказывал:

"Ко мне случайно попала кассета Тани Снежиной. Поставил в магнитофон кассету, начал слушать. Первая песня меня очень заинтересовала. Вторая - меня как-то даже, знаете так, немножко порадовала и завела. А потом я понял, что это действительно... профессиональный материал, это, безусловно, талант... только талантливый человек может так вот в свои молодые годы ощутить окружающий тебя мир, причем мир не только молодых, но и мир людей с уже устоявшимся каким-то мировоззрением, с устоявшимися судьбами, характерами. ...Это черта настоящего художника - как бы синтезировать все это, соединить в себе, и потом уже сделать возможным, чтобы это стало художественными образами какими-то. Ее песни, каждая - это художественный образ. В последнее время очень мало песен, которые бы были точно решены в драматургиче-ском плане. Каждая песня - у нее сюжет какой-то, рассказ или диалог. И это говорит о том, что она была достаточно зрелым мастером, несмотря на ее молодые годы. Снежина, уникальная талантливая девочка, которая владела прекрасным - музыкой, поэзией... Она достаточно симпатично сама поет свои песни. Когда я слушаю, я не нахожу никаких пробелов. Она могла бы спокойно работать как актриса-певица. Ее песни такие разнообразные и наполнены какими-то очень хорошими светлыми интонациями, хорошим настроением, душевностью. Дай Бог, чтобы они звучали и чтобы они пелись нашими исполнителями".

В 1996 году был издан поэтический сборник Татьяны Снежиной "Что стоит жизнь моя?", вышел двойной альбом "Позови меня с собой", снят документальный фильм "Они были молоды".

В 2001 году московское издательство "Вече" опубликовало наиболее полную антологию поэтического наследия Татьяны Снежиной. Ее именем назван один из пиков в Джунгарском Алатау, в России появился фан-клубы певицы и был открыт сайт, посвященный жизни и творчеству Татьяны Снежиной.

Изначально Татьяна Снежина была похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище.

Позднее ее останки были перенесены в Москву на Троекуровское кладбище.


«За 215 лет наш город подарил миру целую плеяду известных и талантливых людей, - сказал на открытии памятника городской голова Сергей Кравченко. - Наша землячка Татьяна Снежина за свою короткую жизнь успела написать очень много замечательных стихотворений. Она была безгранично талантлива, песни на ее произведения поют многие известные артисты эстрады. Этот памятник - дань уважения молодой поэтессе и всем талантливым современникам».


Использованные материалы:

Текст статьи «Ведь вы не знали обо мне», автор О.Львова

Материалы официального сайта Татьяны Снежиной www.snezhina.ru

Материалы сайта www.ckop6b.narod.ru



Биография Татьяны Снежиной . Поэтесса, композитор, певица, автор песни «Позови меня с собой» . Трагическая авария . Памятники и могила. Цитаты, фото, фильм .

Годы жизни

родилась 14 мая 1972, умерла 21 августа 1995

Эпитафия

«И ты подумаешь оттуда, где лишь чайки
Кричат о близком счастье и любви,
Что вот теперь ты сможешь без утайки
Сказать и спеть под праздничное „Бис!“…»
Из стихотворения поэта Грэма Вольдемара памяти Снежиной

Биография Татьяны Снежиной

Когда ей было три года, она любила накраситься маминой косметикой, надеть ее же юбку и петь для родителей и гостей дома песню «Арлекино» Аллы Пугачевой. Кто бы мог тогда подумать, что спустя несколько десятилетий уже сама примадонна будет исполнять песни Снежиной . И уж точно никто не мог предположить, что Татьяны к тому времени уже не будет в живых.

Биография Татьяны Снежиной - удивительная и трагически короткая . Родившаяся в семье военного, она хотела связать свою жизнь с врачевательством. Но тяга к творчеству нередко брала верх - девушка активно участвовала в конкурсах самодеятельности, сочиняла и записывала собственные песни, которые тут же становились популярными среди ее друзей и однокурсников. Для того, чтобы пробиться в шоу-бизнес, ей самой вряд ли бы хватило уверенности. Но талант Снежиной не мог остаться незамеченным. Однажды молодую девушку заметил Сергей Бугаев , директор молодежной студии. Сначала он уговорил ее сотрудничать с его объединением, а уже в процессе работы между молодыми людьми возникли романтические отношения.

Авария: крушение надежд

Казалось, что Татьяна Снежина вот-вот скоро станет невероятно известной - своей душевностью, лиричностью она хорошо вписывалась в современный музыкальный мир, хоть и выделяясь из него. Вместе с Бугаевым они работали над новым проектом, обсуждали будущую свадьбу и медовый месяц, строили грандиозные планы . Но спустя три дня после презентации проекта Татьяны произошла страшная авария, в которой погибли и сама Снежина, и ее будущий муж Сергей Бугаев . Похороны Снежиной прошли на Заельцовском кладбище в Новосибирске , но спустя некоторое время ее прах был перенесен на Троекуровское кладбище в Москве . В Новосибирске на месте захоронения остался мраморный кенотаф Снежиной .

Невероятно печален тот факт, что слава, известность и всенародная любовь пришли к поэтессе, композитору и певице уже после смерти Снежиной. Сначала ее песню «Позови меня с собой» исполнила Алла Пугачева . Вскоре песни Снежиной стали исполнять и другие музыканты поп-эстрады - от Иосифа Кобзона до Кристины Орбакайте. Год за годом Снежиной посмертно присуждали премию «Песня года» , а также была создана награда ее имени — «Серебряная снежинка» , которой сегодня поощряют людей, внесших вклад в развитие молодых талантов. В ее родном городе проводится конкурс молодых исполнителей памяти Снежиной и Бугаева , а одна из улиц Новосибирска даже названа в ее честь - на этой улице сегодня установлен памятник Снежиной .

Линия жизни

14 мая 1972 г. Дата рождения Татьяны Валерьевны Снежиной (настоящая фамилия Печенкина).
1981 г. Учеба в московской школе № 874 (ныне № 97).
1989 г. Поступление во 2-й Московский медицинский институт.
1992 г. Переезд в Новосибирск, поступление в Новосибирский мединститут.
1994 г. Запись Снежиной фонограмм своих песен в студии «КиС-С» в Москве, победа в телевизионном конкурсе «О войне и обо мне» в Новосибирске.
1995 г. Знакомство и помолвка с Сергеем Бугаевым, победа в сибирском фестивале «Студенческая весна — 95».
18 августа 1995 г. Презентация нового продюсерского проекта.
21 августа 1995 г. Дата смерти Снежиной и Бугаева (гибель в аварии).

Памятные места

1. Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова (бывший 2-й Московский медицинский институт), где училась Снежина.
2. Новосибирский государственный медицинский университет (бывший Новосибирский мединститут), где училась Снежина.
3. Литературно-музыкальный музей памяти Татьяны Снежиной в бывшей школе № 874, где училась Снежина.

5. Памятник Снежиной в Новосибирске на улице, названной в ее честь.
6. Мемориал Снежиной и Бугаева на месте их гибели.
7. Заельцовское кладбище , где была похоронена Снежина.
8. Троекуровское кладбище , где была перезахоронена Снежина.

Эпизоды жизни

Незадолго до смерти Снежина и Бугаев презентовали свой новый проект, над которым долго работали. На презентации Снежина исполнила свою песню, в которой были такие слова: «Если я умру раньше времени…» К несчастью, песня оказалась пророческой - спустя три дня певица и ее жених погибли .

Алла Пугачева вспоминала, что с песней Снежиной «Позови меня с собой» произошла мистическая история . Певица приехала в Санкт-Петербург снимать клип на эту песню, режиссер которого ничего не знал об авторе и о том, как выглядела погибшая девушка. Времени было мало, и Пугачева попросила режиссера снять основные сцены без нее. Когда она приехала на студию и увидела отснятый материал, то была невероятно поражена: актриса, которую выбрали на роль девушки, погибающей по сюжету клипа в аварии, была невероятно похожа на саму Снежину .

Завет

«Если я умру раньше времени,
Пусть меня унесут белы лебеди
Далеко, далеко, в край неведомый,
Высоко, высоко, в небо светлое…»


Документальный фильм о Татьяне Снежиной

Соболезнования

«Песни „Позови меня с собой“ и „Мы в этой жизни только гости“ — это те песни, которые восстановили мою гордыню, восстановили тот стержень, который необходим человеку, выходящему на сцену. Поэтому у меня, кроме всего прочего, еще и личное отношение к песням Татьяны Снежиной. В лице Тани мы увидели символ талантливого человека. А ведь таких по России немало».
Алла Пугачева, певица

«Это гениальная поэтесса, которая написала „Позови меня с собой“ . Этой песней был ознаменован самый романтический период в наших с Аллой отношениях, и я всегда, если есть возможность, прихожу к Тане на могилу и приношу цветы с концерта в память о тех счастливых днях. Очень жаль, что эта девушка так рано ушла от нас».
Филипп Киркоров, певец

Певица и композитор

АВТОБИОГРАФИЯ

Самые дорогие воспоминания любого человека - воспоминания о своем детстве, отце, маме, о том беззаботно-радостном восприятии мира, которое никогда уже не повторится.

Я родилась на Украине, и первыми моими впечатлениями от жизни были мелодичные украинские напевы из радиоприемника около детской кроватки и мамина колыбельная. Мне не исполнилось и полугода, когда судьба перебросила меня из теплого, плодородного края на суровую землю Камчатки. Первозданная красота Природы... Седые вулканы, заснеженные сопки, величественный простор океана. И новые детские впечатления: длинные зимние вечера, завывания пурги за окном, треск березовых поленьев в печи и нежные мамины руки, рождающие на свет незабываемые мелодии Шопена.

Наше старое пианино... Я иногда смотрю на него, и мне кажется, что оно все эти годы было членом семьи, радовалось и печалилось, болело и выздоравливало вместе со мной. Я еще не умела говорить, но, своими детскими пальчиками ударяя по клавишам, пыталась показать окружающему миру свои чувства и мысли.

Потом, года в три-четыре, первые "эстрадные" выступления. Мамина косметика, мамина юбка и что-нибудь из репертуара 70-х. Помните: "Ах Арлекино, Арлекино..." или еще лучше "Очи черные...". И, конечно, бурные аплодисменты гостей и родителей, влюбленных в свое чадо. Под занавес "концертов" - первые детские стишки. Одним словом - Детство.

Потом школа и новый переезд, на этот раз в Москву. И первое осознанное потрясение в жизни - потеря друзей, которые остались за тысячей непреодолимых километров, в том суровом и прекрасном краю. И на смену радостно-шаловливым детским строфам про "червячков и букашек" в голову вместе с ночными слезами по первой любви, "который там, далеко, в краю далеком и суровом", стали приходить грустные и вместе с тем лирические строки. Их нельзя было назвать еще стихами, они... были, пожалуй, теми зернами, которым было суждено прорасти позже. А почву питали томики Цветаевой, Пастернака, Гейне, подсунутые незаметно заботливой рукой старшего брата, который все видел и понимал.

Чужие стихи, чужие песни, подружка Лена, вечера, переходящие в ночь у пианино, это все на людях, а ночью тайком свое - в тетрадку, плохое, но свое. А позже первый слушатель - мама, самый близкий мне человек, и ее слезы, слезы радости и грусти. Только тогда я поняла, что то, что я долгие годы вынашивала и таила, способно вызвать чувства не только у меня. И постепенно круг людей, которым я стала доверять, говорить о самом сокровенном, личном, стал шириться. Но это было позднее, когда я поступила во 2-й Московский мединститут. Не знаю, можно ли было уже тогда говорить о творчестве, не мне судить, но я этим жила, я просто восполняла внутреннее одиночество, жажду чего-то прекрасного и... несбыточного, и это нравилось людям. Частыми стали студенческие вечера с друзьями у клубного фортепьяно, кто-то из них незаметно записал то, что я пела и играла, на магнитофон, и кассеты стали расходиться по знакомым, друзьям, родственникам. Это был мой первый, а потому самый дорогой тираж, первая радость творческого удовлетворения. Сразу даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще. Постепенно стихала старая боль, появились новые друзья, короче, не было границ счастью и беззаботности...

И тут ЕГО смерть. Смерть великого Человека и Поэта - смерть Игоря Талькова, и сны, сны о нем. Сколько еще не написано, сколько не спето. Почему так нужные России люди уходят рано - Пушкин, Лермонтов, Высоцкий, Тальков? Сны снились вещие, тяжелые. Потрясение, снова душевный вакуум. Не могла ходить, думать, писать. Оставались друзья... И новый удар судьбы, которая, не считаясь ни с чем, бросает меня опять за тысячи километров от дома, друзей, моей жизни - в Сибирь, в город на Оби - Новосибирск. Тоска по всему, что я потеряла, как когда-то вновь, тоска, не оставлявшая меня ни днем, ни ночью. И стали рождаться песни, на этот раз я могу сказать уверенно - именно песни, иногда по две-три за ночь. А за окном все тот же снег, может, поэтому я Снежина - снег, холод, пустота. И звонки из прошлого, издалека, из Москвы от друзей, от брата: "Мы с тобой. Запиши что-нибудь новое и вышли". Если бы не они... И кассеты, которые я уже записывала сама в домашней студии, летели в столицу. Одна из них, по воле все той же судьбы, случайно отклонилась от назначенного маршрута и попала на Таганку в студию "КиС-С". Через день звонок: "Готовы работать". Через два часа я уже в промерзшем аэропорту Новосибирска, еще через пять - спускаюсь по темным ступенькам в святая святых моего 94-го года, в студию, - я шла навстречу моей мечте. Мечта, впрочем, меня быстро окатила ушатом воды, словами моего первого аранжировщика Александра Савельева: "Работать и работать... но что-то в этом есть". Я вдруг услышала, как мне тогда показалось, божественные звуки таинственной мелодии, которые через пару секунд оказались всего лишь талантливой аранжировкой моей песни школьных лет "Роза".

Это была новая страница моей биографии. Репетиции и записи, ссоры и примирения с друзьями-аранжировщиками и оператором, ночные такси и прокуренный подвал студии, первый успех и первый провал. Год колоссального труда ребят, с которыми я работала: Калинкина В., Савельева А., Савари Д., Крылова С. Работала с ними сутками, неделями не выходя из студии. И результат - первый альбом моих песен "Вспомни со мной", двадцать одна песня. Только сейчас я осознаю, что это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни.

Был в ушедшем году и дебют в Театре эстрады в концерте В. Струкова. Постепенно стала приобретать опыт на эстрадных площадках. Это приходилось совмещать с учебой в институте, поэтому моей первой аудиторией стали ночные дискотеки и клубы. Дала свои первые интервью по радио. Конечно, если бы не поддержка моей семьи, брата, друзей, коллектива студии, я, наверное, не смогла бы преодолеть первые трудности на пути к моей мечте, мечте помочь людям "вспомнить со мной", что счастье рядом.

Сейчас продолжаю трудиться, сопрягая это с необходимостью окончить институт. Надеюсь выпустить, несмотря на сложность такого дела, как шоу-бизнес, свой первый альбом. Но уже в проекте запись второго. Ведь за годы творчества у меня накопилось около двухсот песен, которые ждут своего слушателя. Да и жизнь идет своим чередом, новые впечатления, новые размышления, новые слова, которые нужно услышать и постараться понять. А главное - есть мечта. Конечно, надо еще трудиться и трудиться, многому научиться, многое преодолеть, без этого нельзя, но пока есть мечта в душе, свет вдалеке и друзья у плеча - можно пройти сквозь огонь и не сгореть, переплыть через океан и не утонуть.

В ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Снежина - творческий псевдоним Татьяны. Ее отец – высокопоставленный военный Валерий Павлович, мать – Татьяна Георгиевна. У Татьяны был старший брат Вадим. Через полгода после рождения Татьяны ее отца перевели из Луганска на Камчатку. После десяти лет службы на Камчатке Валерий Петрович был переведен в Москву.

Таня с детства писала стихи, и пыталась создавать из них песни. Среди школьных стихов Тани можно найти посвященные Пушкину, декабристам, Зое Космодемьянской многим событиям личной жизни. В ее стихах часто встречались понятия "судьба", "верность", "ложь", "предательство", "разлука" и "смерть". О смерти, в том числе и собственной, Таня часто писала в стихах.

Если я умру раньше времени,
Вы отдайте меня белым лебедям,
Между перьев их крыл я запутаюсь
И умчусь вместе с ними в мечту свою.

Несмотря на свои литературные предпочтения, Татьяна поступила во 2-й Московский медицинский институт, но продолжала заниматься творчеством. Ее выступления на студенческих вечерах нравились слушателям, и кто-то из них записал ее песни на магнитофон, и кассеты быстро разошлись среди друзей, родственников и знакомых.

Свой эстрадный опыт Татьяна приобрела, дебютировав в 1994 году на сцене московского Театра эстрады. Вслед за этим последовали выступления на различных молодежных конкурсах и эстрадных площадках. У нее начали брать интервью. При этом учебу в институте Таня не бросила, и намерена была его окончить, невзирая на все трудности концертной жизни. Одновременно находила время для занятий хореографией. Татьяна решила взять себе псевдоним Снежина, в котором нашли отражение памятные ей с детства снега Сибири и Камчатки. Сама Татьяна вспоминала это время как очень непростое для себя.

В творческой биографии Татьяны Снежиной были ссоры и примирения с друзьями-музыкантами и аранжировщиками. Были бессонные ночи в прокуренной студии, бесконечный кофе, споры "как лучше", первые успехи и неудачи.

В конце 1994 года она записала поднакопившийся у нее материал в студии "КиС-С" на Таганке. Вскоре после этого ее семья вслед за отцом, получившим новое назначение, переехала в Новосибирск. Там Танина запись попала в местную филармонию, где на нее не обратили никакого внимания. Одновременно кассета легла на стол директора молодежного объединения "Студия-8" Сергея Бугаева, о котором нужно сказать отдельно.

В середине 1980-х годов Сергей был комсомольским работником и одновременно крупнейшим деятелем новосибирского рок-движения. В конце 1987 года он стал президентом новосибирского рок-клуба, после чего создал свой легендарный молодежный центр "Студия-8", куда сразу же перешли все ведущие группы рок-клуба. Вскоре под знаменами Бугаева стоял уже почти весь цвет сибирского рок-н-ролла от "Калинова моста" до омской "Гражданской обороны": Сергей стал единственным в истории человеком, который сумел еще в советские времена "залитовать" через комсомол тогдашние архиэкстремистские тексты Егора Летова. Позднее Бугаев, несколько разуверился в дееспособности рок-движения и загорелся более актуальной для середины 1990-х годов идеей "поп-музыки с человеческим лицом". Тут и произошла судьбоносная встреча Бугаева и Татьяной Снежиной.

В своей автобиографии Татьяна Снежина писала: "Это песни, которые получились из моих диалогов с собой, с моей душой, из моих слез и моих радостей, из моей жизни… Даже не верилось, что то, что писала для себя, нужно кому-то еще".

Именно Сергей Бугаев сыграл в жизни Татьяны Снежиной огромную роль. Как он потом сам признавался не раз в кругу друзей, кассета с ее песнями незаметно перекочевала из стен студии к нему в автомобиль, и он несколько недель слушал Танины песни, слушал, забывая, что это материал для работы. Первые этапы этой работы были вначале похожи на бесконечные битвы - Татьяне не нравились трактовки ее песен аранжировщиками, аранжировщики, в свою очередь, не видели коммерческих перспектив раскрутки ее материала. В этот момент Татьяне очень помогли талант и работоспособность Бугаева. Где-то терпением, а где-то жестокостью он добился взаимопонимания и творческого настроя в своем коллективе. Сама Снежина рассказывала: "Работа проходила по-разному. Бывает, спорим, даже ругаемся, но постоянно приходим к какому-то решению и результату. Если речь идет о моем творчестве, о том, что вышло из меня, то Сергей Иванович нередко мне уступает, дает мне больше высказаться, если же речь идет о профессиональной стороне, о сцене, аранжировках - я доверяю больше Сергею Ивановичу...".

Новые песни Снежиной рождались трудно, работа велась кропотливо и тщательно. Некоторые песни записывались по 2-3 месяца. Работа шла, и немного менялся Танин стиль, менялся подход студии к ее творчеству. Как потом вспоминал один из аранжировщиков: "Мы слишком долго пытались подтянуть Танины песни под мировые стандарты и неожиданно поняли, что это невозможно. То, что она пишет, не нуждается в сколь-нибудь серьезных обработках, все, что она пишет, должно звучать почти в нетронутом виде потому, что это то, что мы ждали, искали и долго не могли найти...".

Бугаев и сам в одном из телевизионных интервью признался, что это была их удача - найти в одном лице и автора музыки, песен, и талантливого исполнителя: "В наших планах нет создания поп-дивы... это ни в коей мере не коммерческий проект... мы хотим, чтобы Танины песни просто услышали, чтобы у нее появилась своя аудитория...".

Сама Татьяна сказала в одном из интервью: "Я не ставлю сверхзадач, я просто иду шаг за шагом, пока хватает сил и дыхания...". Снежина была очень работоспособным и требовательным к себе человеком. Она постоянно терзала себя вопросом, что живет не так, что еще мало сделала. Она писала везде, где могла, писала стихи на салфетках в кафе, на билетах в транспорте. Семья Снежиной бывала буквально в шоке, когда ее стихи находились повсюду, в конспектах, в бумажном мусоре. Она любила говорить: "Вот надоест писать, появится много времени, тогда возьмусь за старые записи - обработаю".

Совместная работа сблизила Татьяну и Сергея - Бугаев объяснился Татьяне в любви и сделал официальное предложение. Их свадьба была назначена на середину сентября. В августе 1995 года Татьяна и Сергей были помолвлены. Тем временем в "Студии-8" записывался альбом Снежиной, выход которого планировался той же осенью.

Your browser does not support the video/audio tag.

"Видимо, ее песни, такие отчасти непонятно-загадочные, Бугаева чем-то зацепили - говорил бывший администратор "Студии-8" и директор "Гражданской обороны" Андрей Соловьев. - Я вообще никогда не любил такую музыку близкую к попсе, не стал бы ее слушать, если бы не знал Серегу. А сама Снежина производила впечатление солидной, красивой девушки. Певицей я ее не мог себе представить".

19 августа Бугаев одолжил у друзей микроавтобус "Ниссан" и поехал со своими компаньонами на Горный Алтай за медом и облепиховым маслом. Он взял с собой и Татьяну, чтобы показать ей красоту алтайских горных озер.

Два дня спустя на обратном пути "Ниссан" столкнулся с огромным грузовиком "МАЗ", и все шесть человек, ехавших в микроавтобусе, включая Татьяну и Сергея, погибли. Существуют две главные версии катастрофы. Согласно одной из них "Ниссан" пошел на обгон и из-за правостороннего расположения руля не заметил мчащийся навстречу грузовик. Согласно другой версии сам "МАЗ" неожиданно резко затормозил, и его прицеп занесло на встречную полосу.

В милицейском протоколе было сказано: "21 августа 1995 года на 106-м километре Черепановской трассы Барнаул-Новосибирск микроавтобус "Ниссан" столкнулся с грузовым автомобилем "МАЗ". В результате этого дорожно-транспортного происшествия погибли, не приходя в сознание, все шесть пассажиров микроавтобуса: директор МКЦ "Пионер" Сергей Бугаев, певица Татьяна Снежина, кандидат наук Шамиль Файзрахманов, директор аптеки "Мастервет" Игорь Головин, его супруга, врач Головина Ирина и их пятилетний сын Владик".

После трагической гибели Татьяны благодаря усилиям Иосифа Кобзона, Игоря Крутого и многих почитателей творчества певицы в 1997 году ее имя стало известно широкой публике. Иосиф Кобзон рассказывал: "Однажды ко мне подошел молодой человек, который сказал о том, что у нас в Новосибирске жила девчонка. Очень талантливая. Мы её очень любили. И мы пели её песни. Вы хотели бы послушать? Вы знаете, я насторожено отнёсся. Потому что у меня таких кассет огромное количество. Я прослушал кассету. Прослушал и, откровенно говоря, с первых песен я очень заинтересовался. И мне пришла в голову такая мысль, такая идея: "А что если познакомить моих коллег?" И я обратился к Игорю Крутому: "Песни хорошие. Прослушай, если будет иметь смысл, давай попробуем, подумаем о создании такого вот песенного вечера". И вот песни стали расходиться по кругу с невероятной быстротой. И в большом количестве песен я нашел то, что, во всяком случае, я попытался примерить на свои плечи. В песнях Тани проникновенность, чистота, непривычная для наших дней… Таня была дитя природы - она любила жизнь, готовилась к этой жизни, но человек предполагает, а Бог располагает…Сколько лирики в этих стихах и сколько откровения в стихах Татьяны, в песне "Письма твои"… А другая ее песня "Праздник лжи" - это такое легкое озорное кокетство Татьяны. Эта песня такая молодежная, дискотечная, веселая... Хотелось бы вспомнить Татьяну вот такой красивой, талантливой, жизнерадостной".

В том же году в Государственном концертном зале "Россия" при полном аншлаге прошел большой концерт, в котором песни Татьяны Снежиной прозвучали в исполнении Аллы Пугачевой, Кристины Орбакайте, Михаила Шуфутинского, Льва Лещенко, Николая Трубача, Татьяны Овсиенко и многих других звезд российской эстрады. Песни "Музыкант", "Перекресток", "Снежинка", "Будь со мной" и "Сколько лет" попали в различные чарты, а композиция "Позови меня с собой" в исполнении Аллы Пугачевой стала мега-хитом.

Your browser does not support the video/audio tag.

Алла Пугачева в интервью, данном в 1998 году, рассказывала: "У меня особое, личное отношение к Татьяне Снежиной. Ее я не знала, мы "познакомились" после ее гибели. Конечно, останься Татьяна в живых, были бы известный автор и исполнительница песен и известный продюсер. Но "самой печальной истории на свете" о современных Ромео и Джульетте не было бы. Татьяна Снежина для меня - символ всех талантливых людей, мимо которых мы часто проходим, не замечая, не вглядываясь. Отсюда смысл нашей акции - не проходите мимо талантов! Концерт в Новосибирске как бы продляет жизнь этим людям. Ведь пока помнят - человек бессмертен. Мне в руки попадает очень много кассет - с песнями как ныне живущих молодых авторов, так и погибших. Но, когда у меня в руках оказалась кассета песен Татьяны Снежиной, меня поразила пронзительность этих песен. Не каждая песня так попадает в сердце. От песен Татьяны Снежиной идет поток положительной энергии. Песня "Музыкант" стала основным хитом для Кристины Орбакайте, Алиса Мон прекрасно исполняет "Снежинку". А "Позови меня с собой" - просто мистика какая-то! Мы записали ее на студии в Твери и, возвращаясь в Москву, все три часа в автомобиле беспрерывно слушали. Это редчайший случай для меня. Мое исполнение похоже на Танино, не спорю. У меня не было желания сделать все наоборот, как бывает, когда берешь старую песню и волей-неволей стараешься спеть как-то по-новому. Но в истории с песней "Позови меня с собой" был элемент мистики. Я же не пела и не хотела петь, честно говоря. Но услышала "Позови меня с собой" - и сомнений не возникло, что я ее спою. Когда я подошла к микрофону... я не знаю, что вдруг со мной случилось, но возникло ощущение, что это не я пою. Кто-то поет моим голосом! Хотите - верьте, хотите - нет. Со второй Таниной песней "Мы в этой жизни только гости" случилось то же самое. Подхожу к микрофону и опять чувствую - кто-то рядом... Я не очень-то мистически настроенный человек. Но был с песней "Позови меня с собой" еще один случай странный. Я приезжаю в Питер снимать клип. Режиссер Олег Гусев о Татьяне ничего не слышал, истории ее гибели не знал, даже фотографий не видел. "У меня мало времени, - говорю, - могу только лицо отснять, а все остальное ты сам придумай". Приезжаю на студию смотреть видеоряд. И вижу дорогу, машину, автокатастрофу! А девочка, которая снималась, поразительно похожа на Снежину! Тогда я открываю томик стихов Татьяны, показываю Олегу фотографию. Где Татьяна и Сергей сняты за несколько часов до гибели, - ну копия, один к одному! Как это возможно? Объяснить мы не сможем никогда!".

Поэзия Татьяны Снежиной была проникнута предельным лиризмом и трагичностью существования. Во многих ее стихах развивалась тема скоротечности жизни и раннего трагического ухода из жизни. Почти все стихотворения носят исповедальный характер и позволяют понять глубокий внутренний мир поэтессы.

В 1997, 1998 и 1999 годы Татьяна Снежина становилась лауреатом Всероссийского телевизионного музыкального конкурса "Песня года". В 1998 году творчество Татьяны было представлено в трех номинациях Национальной Российской премии "ОВАЦИЯ". На церемонии вручения призов "золотых ладоней" песня "Позови меня с собой" была признанна хитом года. Игорь Крутой, находясь в одной номинации с Татьяной Снежиной, как лучший композитор года, торжественно отказался от победы в пользу Тани.

Лев Лещенко в интервью рассказывал: "Ко мне случайно попала кассета Тани Снежиной. Поставил в магнитофон кассету, начал слушать. Первая песня меня очень заинтересовала. Вторая - меня как-то даже, знаете так, немножко порадовала и завела. А потом я понял, что это действительно... профессиональный материал, это, безусловно, талант... только талантливый человек может так вот в свои молодые годы ощутить окружающий тебя мир, причем мир не только молодых, но и мир людей с уже устоявшимся каким-то мировоззрением, с устоявшимися судьбами, характерами. ...Это черта настоящего художника - как бы синтезировать все это, соединить в себе, и потом уже сделать возможным, чтобы это стало художественными образами какими-то. Ее песни, каждая - это художественный образ. В последнее время очень мало песен, которые бы были точно решены в драматургиче-ском плане. Каждая песня - у нее сюжет какой-то, рассказ или диалог. И это говорит о том, что она была достаточно зрелым мастером, несмотря на ее молодые годы. Снежина, уникальная талантливая девочка, которая владела прекрасным - музыкой, поэзией... Она достаточно симпатично сама поет свои песни. Когда я слушаю, я не нахожу никаких пробелов. Она могла бы спокойно работать как актриса-певица. Ее песни такие разнообразные и наполнены какими-то очень хорошими светлыми интонациями, хорошим настроением, душевностью. Дай Бог, чтобы они звучали и чтобы они пелись нашими исполнителями".

В 1996 году был издан поэтический сборник Татьяны Снежиной "Что стоит жизнь моя?", вышел двойной альбом "Позови меня с собой", снят документальный фильм "Они были молоды".

В 2001 году московское издательство "Вече" опубликовало наиболее полную антологию поэтического наследия Татьяны Снежиной. Ее именем назван один из пиков в Джунгарском Алатау, в России появился фан-клубы певицы и был открыт сайт, посвященный жизни и творчеству Татьяны Снежиной.

Изначально Татьяна Снежина была похоронена в Новосибирске на Заельцовском кладбище.

Позднее ее останки были перенесены в Москву на Троекуровское кладбище.

"За 215 лет наш город подарил миру целую плеяду известных и талантливых людей, - сказал на открытии памятника городской голова Сергей Кравченко. - Наша землячка Татьяна Снежина за свою короткую жизнь успела написать очень много замечательных стихотворений. Она была безгранично талантлива, песни на ее произведения поют многие известные артисты эстрады. Этот памятник - дань уважения молодой поэтессе и всем талантливым современникам".

О Татьяне Снежиной был снят документальный фильм "Вспомни со мной..."

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовил Андрей Гончаров

Использованные материалы:

Текст статьи "Ведь вы не знали обо мне", автор О.Львова
Материалы официального сайта Татьяны Снежиной www.snezhina.ru
Материалы сайта www.ckop6b.narod.ru

Юное прекрасное одухотворенное лицо и грустные глаза. В памяти своих родных и тех, кто близко знал ее, Татьяна Снежина навсегда осталась молодой. У этой девушки было много талантов – она была поэтессой, певицей и композитором. Снежина просто не успела стать знаменитой при жизни, широкую известность она получила уже после своей кончины. Многие ее песни вошли в репертуар звезд российской эстрады. Музыка, написанная Татьяной Снежиной, часто звучит в кинофильмах, отечественных и зарубежных. Композиция «Позови меня с собой», которую исполнила , до сих пор пользуется огромной популярностью. В течение трех лет, с 1997 по 1999 годы, молодую поэтессу и композитора посмертно признавали лауреатом премии «Песня года».

Детство

Настоящая фамилия безвременно ушедшей поэтессы Татьяны Снежиной – Печёнкина. Она родилась в Ворошиловграде (Украина) 14 мая 1972 года. Ее отец был военнослужащим, к моменту рождения дочери Валерий Павлович носил погоны старшего лейтенанта. Мама, Татьяна Георгиевна, работала в должности технолога на местном заводе. Семья Печёнкиных воспитывала двух детей, Вадима и Таню. Девочке было только три месяца, когда ее отца перевели на новое место службы. Семья перебралась на Камчатку. На этом заснеженном полуострове с дымящимися вулканами они прожили почти десять лет.

В своих воспоминаниях о детстве Татьяна писала, что ее первыми впечатлениями о жизни были певучие украинские мелодии, льющиеся из радиоприемника и ласковая колыбельная мамы. На Камчатке тоже было совсем неплохо, девочка хорошо запомнила, сколько радости доставляла ей первозданная природа полуострова. Особенно хорошо было вечерами, когда завершалась дневная суета, и оставалось время, чтобы послушать, как весело трещат в печи березовые поленья, а нежные мамины руки порхают над клавишами, рождая прекрасную мелодию.

Внимательные родители быстро обнаружили, что у них растет талантливая дочка. Когда девочка немного подросла, мама стала обучать ее музыке.

В четыре года Таня уже устраивала концерты для своих домашних, пела, танцевала, декламировала стихи собственного сочинения.

В Петропавловске-Камчатском девочка пошла в школу. Когда Тане было десять лет, отец получил новое назначение, семья переехала в Москву.

Переезд в столицу нелегко достался чувствительной девочке, ее друзья и первая любовь остались за тысячи километров. Вечерами, после того, как все уроки были сделаны, она изливала свои мысли и чувства по поводу горькой разлуки на бумаге. Со временем Татьяна привыкла к столичной жизни, стала писать стихи не только о грустном, но и о подвигах, о любви к Родине. Ее творчество этого периода представляет собой сплав юношеского романтизма с философскими размышлениями о жизни.

Несмотря на свою явную склонность к творчеству, она еще в раннем детстве выбрала профессию врача. После окончания средней школы девушка поступила во Второй медицинский институт. Она старательно осваивала трудную науку, и занималась творчеством. Именно здесь у Татьяны впервые появилась своя аудитория, она много пела для однокурсников. Студенты записывали эти композиции на кассеты, распространяли среди своих приятелей, родственников и знакомых. Татьяна никогда не была амбициозной, она не считала этот период началом своей творческой карьеры. Ей просто нужно было делиться с друзьями светлой энергией своих песен, и она с удовольствием это делала.

Творчество

Так прошло два года, затем Валерия Павловича перевели на новое место службы, в Новосибирск. И опять – разлука с друзьями, с привычным бытом. Печаль по прошлому дает толчок к новому витку творчества. Татьяна перевелась в местный медицинский ВУЗ, стала активно участвовать в песенных конкурсах. Ей хотелось записать свой первый сольный альбом. Коллеги из столичной музыкальной студии «КиС-С», с которыми певица случайно познакомилась, помогли ей в этом. В 1994 году молодая исполнительница записала свой первый альбом под названием «Вспомни со мной». В сборник певица включила 21 песню, среди которых была и композиция «Позови меня с собой» Тот год вообще был очень удачным для Татьяны, кроме записи пластинки, она впервые выступила в московском Театре Эстрады.

Татьяна Снежина

Девушка имела успех, о творчестве молодой певицы тогда много говорили на «Радио России». Именно в это время она решила взять себе творческий псевдоним, стала Татьяной Снежиной. После полосы удач начался период разочарований. Ей нужно было заканчивать учебу, и одновременно работать над созданием второго альбома. Татьяна как будто торопилась жить, старалась успеть сделать как можно больше. Но качество второго альбома, на который был потрачен целый год упорного труда, оставляло желать лучшего. Певица не могла выставить на суд поклонников несовершенную работу. Она стала подыскивать новый коллектив для реализации своих творческих проектов.

Через некоторое время она познакомилась с Сергеем Бугаевым, руководителем молодежного объединения «Студия-8», занимающегося развитием андеграундной рок-музыки. Песни юной исполнительницы затронули его душу, и он сам предложит Татьяне сотрудничество. Вместе они записали новую песню певицы «Музыкант». Аранжировщик студии Сергея Бугаева вспоминает, что работать с материалом этой исполнительницы было очень легко. Он был настолько совершенным, что почти не нуждался в обработке.


В этот период, как и всегда, Снежина жила очень активной жизнью. Она училась в ВУЗе, занималась хореографией, брала уроки вокала. Ее жизнь была расписана на годы вперед, в конце 1995 года должен выйти магнитоальбом певицы, несколько видеоклипов, через год девушка планировала выпустить компакт-диск.

При такой занятости у нее всегда находилось время для поэзии. Она писала всегда и везде – на салфетках в кафе, в транспорте, на лекциях в своих студенческих тетрадях, в библиотеке. Когда Сергей Бугаев ознакомился с творчеством поэтессы, он сказал, что материала для композиций ей хватит лет на двадцать. Но этого времени у Татьяны уже не было.

18 августа 1995 года Снежина и Бугаев представляли зрителям свой новый проект. Именно здесь, на выступлении, по какому-то наитию, певица исполнила две своих незаявленных композиции. Это были песни «Если я умру раньше времени» и «Звезда моя», текст которых оказался пророческим. Иногда исследователи творчества Снежиной упрекают поэтессу в том, что у нее было слишком много грустных, и даже трагических стихов, которыми она «накликала» беду.

Эти люди словно забывают, что творческие люди очень тонко чувствуют неясное приближение негативных событий, и стараются предупредить о них своих близких. Татьяна и сама всегда страдала из-за того, что некоторым русским поэтам и певцам отпущен столь короткий век. Она очень любила творчество , Высоцкого, считала их уход слишком ранним. Смерть , которого Снежина боготворила, стала настоящим потрясением для поэтессы.

Личная жизнь

Сергей Бугаев и Татьяна Снежина были очень увлечены друг другом, на 13 сентября 1995 года они запланировали свою свадьбу.

Причина гибели

Трагическую гибель юной поэтессы часто называют нелепой. Она погибла в результате аварии, на взлете своей карьеры, молодой и красивой, рядом с любимым человеком. 19 августа Сергей, попросив у своих знакомых микроавтобус Ниссан, вместе с Татьяной и друзьями отправился на Алтай. Цель поездки была очень обыденной, молодые люди хотели приобрести хороший мед и облепиховое масло.

Через два дня компания путешественников возвращалась домой. На Чуйском тракте произошло столкновение микроавтобуса с грузовиком «МАЗ». Все шесть человек, находившиеся в автобусе, скончались. Сергея и Татьяну похоронили в Новосибирске, надев на них свадебные наряды. Позже тело Снежиной родители перезахоронили на столичном Троекуровском кладбище.