Роман эпопея определение война и мир. Война и мир анализ эпопеи

" - монументальная эпопея Л. Н. Толстого, входящая в золотой фонд мировой литературы. Знаменитый роман русского классика до сих пор пользуется огромной популярностью. Он был переведен на многие языки мира. Книге посвящено большое количество литературных исследований.

Она представляет определенную ценность даже для профессиональных историков, так как Толстой при работе использовал самые разнообразные источники от воспоминаний до архивных документов. Интерес к роману не может угаснуть, так как в нем на первом плане стоят общечеловеческие ценности, добро и справедливость.

2. История создания . В середине 50-х гг. XIX века у Толстого возник замысел повести о декабристе, возвращающемся с семейством из Сибири. Эта работа все больше увлекала писателя, а временные рамки произведения отодвигались все дальше в прошлое.

Писатель стремился раскрыть внутренний мир своего героя, объяснить мотивы его поступков. Возникала необходимость изобразить целое поколение. Таким образом, к 1863 г. замысел небольшой повести совершенно изменился, она перерастает в роман, работа над которым заняла несколько лет. В окончательном виде эпопея "Война и мир" была закончена и вышла в печати в 1867-1869 гг.

3. Смысл названия . Название романа "Война и мир" в сознании современного человека понимается как противоположность из двух антонимов. В дореволюционной России слово "мир" имело два значения в зависимости он написания: "миръ" (согласие, спокойствие) и "мiръ" (весь белый свет и род человеческий). Толстой в 1867 г. дал название роману - "Война и мiръ". В его замыслы входило показать войну и ее губительное влияние на все человечество в целом.

4. Жанр . Роман-эпопея.

5. Тема . Основная тема романа - коренящиеся в русском национальном характере высшие идеалы простоты, правды и добра. Эта тема развита на фоне центрального события - Отечественной войны 1812 г. Нашествие Наполеона принесло огромные беды и страдания русскому народу. Но при этом оно выступило своеобразным средством очищения, показавшим истинное лицо многих людей. Писатель срывает маски с фальшивого, блестящего по внешности высшего общества.

За изящным поведением и возвышенными разговорами скрываются самые низкие, полуживотные инстинкты. Большинству представителей знати абсолютно безразлично, кто выйдет победителем из войны. Они уверены, что смогут сохранить свое положение при любом режиме. Их патриотические речи лицемерны и вызывают отвращение. Полную противоположность этим людям представляют положительные герои романа (Болконский, Безухов) и весь русский народ.

Виновником войны был Наполеон, поэтому правда оставалась на стороне России. Критик Н. Н. Страхов называл "Войну и мир" "апофеозом русского смирного типа". Толстой был убежден, что тщательно разработанные планы военной кампании и действия полководцев вообще не играли никакой роли. Русские победили, потому что осознавали правоту своего дела. Великий русский писатель после публикации "Войны и мира" подвергся многочисленным нападкам за изложенный им своеобразный взгляд на Отечественную войну 1812 г. По мнению Толстого, главная заслуга Кутузова состояла в том, что он как можно дольше оттягивал решающее сражение, предоставляя французской армии разваливаться на ходу.

Для Толстого события 1812 г. были настоящей народной войной. Он противопоставляет действия высшего командования обеих армий с настроениями и мыслями истинных патриотов своей страны. В то время война рассматривалась как шахматный поединок между главнокомандующими. Взяв Москву, Наполеон не сомневался, что Александр I незамедлительно будет добиваться мирного договора. По всем правилам военного искусства русские потерпели поражение.

Французский император был неприятно удивлен, узнав, что Москва покинута жителями, и никто не оказывает ему достойной встречи. Противоположный взгляд ярко выражен в словах князя Андрея: "Что такое пленные? ...Французы разорили мой дом... Они враги мои... Надо их казнить". Княжна Марья не допускает даже мысли о том, чтобы остаться и подчиниться французскому генералу. Более всего пострадавший от нашествия Наполеона простой русский народ видит перед собой не галантных европейцев, а разбойников и убийц, от которых необходимо как можно скорее избавиться.

6. Проблематика. Главная проблема романа заявлена в его названии. Толстой резко отрицательно относился к любой войне, представляющей собой бессмысленное уничтожение большого количества людей. Писатель видит наибольшую опасность даже не в этом. Во время войны огромные массы отрываются от привычных занятий и сгоняются в организованные отряды, главной целью которых является убийство себе подобных. Этим наносится непоправимый ущерб нравственному состоянию нации.

Отдельный человек уже не принадлежит самому себе, он должен беспрекословно подчиняться приказам, которые нередко бывают бессмысленными и откровенно глупыми. Отношение к войне ярко показано на примере князя Андрея Болконского. Поначалу он мечтает об успешной военной карьере, подвигах и славе. Но, попав на войну, Андрей видит, насколько его идеальные представления далеки от суровой реальности. Отталкивающий вид множества убитых и раненых заставляет его задуматься о смысле собственной жизни.

Ранение князя окончательно открывает ему глаза и наполняет его душу отвращением к прежним наивным мечтам. Толстой отмечал, что между официальными документами, историческими исследованиями и реальными событиями лежит глубокая пропасть. В юмористической форме эта мысль подтверждается в письме дипломата Билибина князю Андрею. Он опровергает известие о победе в Пултуской битве.

Описывая маневры русских армий в кампании 1805-1807 гг., Билибин заявляет, что главным противником генерала Бенигсена был не Наполеон , а генерал Буксгевден. Два генерала в борьбе за пост главнокомандующего забывают о настоящей цели войны. Но после утверждения на посту Буксгевдена появляется "третий враг - православное" воинство, занимающееся мародерством. Важной для Толстого проблемой является преклонение людей перед мнимыми героями и выдающимися личностями в истории.

Писатель не признавал героев на войне в общепринятом смысле этого слова. Во время кампании 1805-1807 гг. он выделяет капитана Тушина - скромного и тихого человека, который чувствует робость перед начальством. Но этот робкий капитан, попав в безвыходное положение, сохранил стойкость своей батареи, которая в течение всего сражения отбивала атаки французов. Тушин оказался истинным героем сражения, но по официальным донесениям он был виновен в потере двух орудий. Спасло капитана только вмешательство Андрей Болконского. Такие ситуации на войне - обычное дело.

Собирательный образ русского человека представляет собой Платон Каратаев. Он совсем не похож на героя, смело врубающегося в гущу врагов. Превосходство Каратаева заключается в его доброте и мягкости, которые побеждают превосходящего сильного и хищного противника. Выдающихся полководцев Толстой описывает как обычных людей, срывая с них нимб величия.

Если пристально обратиться к личности Наполеона, то можно увидеть необычайно самодовольного, мстительного, раздражительного человека. Писатель считает, что к вершине власти его привела цепь совершенно случайных событий. Постепенно вокруг имени Наполеона накапливалось все больше домыслов и легенд, усиливающих его самомнение.

Точно таким же образом Толстой относится и к Кутузов у. Это старый больной человек, который с большим трудом переносит тяготы походной жизни. Огромный жизненный опыт подсказывает ему, что самый верный путь к достижению победы - предоставить событиям развиваться естественным порядком. Относительно Бородинского сражения до сих пор ведутся споры о том, кто же вышел победителем.

Толстой дает однозначный ответ. Ни потери, ни занимаемая территория не играли никакой роли. Русская армия одержала "нравственую победу", после которой войска Наполеона были обречены на позорное отступление. Следующей по значимости в романе является проблема пустоты и бессодержательности жизни высшего общества. Толстого нередко упрекали в том, что многие места в романе написаны на французском языке. Но это как раз и усиливает критику писателя.

Русское дворянство настолько оторвалось от национальных корней, что предпочитало своему родному языку иностранный. Причем не просто иностранный, а язык своего противника. Можно ли представить себе, что во время Великой Отечественной войны советские руководители и военачальники говорят между собой по-немецки? А в начале XIX века такая ситуация никого не удивляла.

Показная изысканность исчезает сразу же, если дело касается больших денег. Это прекрасно показано Толстым в яростной борьбе претендентов на наследство умирающего графа Безухова. Получивший наследство простодушный Пьер оказывается игрушкой в руках князя Василия и его дочери Элен. Элен и Анатоль - главные отрицательные персонажи романа, типичные представители высшего света.

Элен невероятно красива, но при этом глупа. Обладая врожденной хитростью и коварством, она умеет привлекать к себе внимание и добиваться всего, чего хочет. Анатоль - избалованный и порочный молодой человек. Он недалеко ушел от сестры в умственном отношении, но способен нравиться женщинам. Очень сложными и запутанными являются в романе любовные и семейные отношения. Для большинства представителей высшего света любовь уже давно стала предметом купли-продажи. Браки заключаются исключительно из корыстных соображений.

Молодая Наташа Ростова впервые сталкивается с этим, когда мать запрещает ей общаться с Борисом. Она мечтает подыскать для дочери более достойного и богатого жениха. Но уже на первом выезде в свет Наташа находит своего избранника - князя Андрея. Болконский после смерти жены находился в подавленном состоянии. Молодая девушка возродила в нем надежду на счастье. Влюбленных отделял от свадьбы всего лишь год, но за это время Наташа попала в искусно сплетенные сети Анатоля и его сестры Элен. Неопытная девушка, страдая от разлуки с Андреем, вновь влюбилась.

Жестокий и расчетливый обман Анатоля стал причиной ее тяжелой болезни. Естественно, после распространившегося слуха о связи Наташи с Анатолем ни о какой свадьбе не могло быть и речи. Андрей посчитал себя глубоко оскорбленным. Примирение влюбленных состоялось слишком поздно, когда Андрей находился при смерти. Только путем ошибок и бесконечных страданий Наташа обретает свое счастье в браке с Пьером Безуховым.

Пьер - один из самых чистых и благородных людей в романе. Из-за своей простоты и отзывчивости от часто становится марионеткой в чужих руках. Пьера буквально "женят" на Элен, заставляя его поверить в то, что он уже давно в нее влюблен. По-своему несчастливы в любви Соня и княжна Марья. Не имеющей наследства Соне очень трудно найти себе жениха.

Княжна Марья обладает хорошим наследством, но Бог обделил ее внешностью. Княжна мечтает о семейной жизни, но, осознавая свою непривлекательность, с головой уходит в религию. Обе женщины страдают одинаково от любви к Николаю Ростову. В конце концов счастье улыбается княжне Марье. Соня же вынуждена в очередной раз принести себя в жертву ради чужого благополучия. В эпилоге Наташа употребляет по отношению к ней очень верное слово - "пустоцвет".

7. Герои . Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, остальные члены семейств Болконских и Ростовых. Реальные исторические лица: Наполеон, Кутузов, Багратион, Александр I и многие другие. В эпопее в целом огромное количество героев, описанных в мельчайших деталях. По этому поводу Н. Н. Страхов писал: "Тысячи лиц, тысячи сцен... все моменты человеческой жизни, от крика новорожденного ребенка до последней вспышки чувства умирающего старика...".

8. Сюжет и композиция . "Война и мир" охватывает большой временной промежуток: с 1805 по 1812 гг. Действие эпилога разворачивается в 1820 г. В финале Толстой приводит пространное авторское отступление, в котором подводит итог своим размышлениям по важнейшим проблемам, затронутым в романе. Пространственные рамки романа также обширны: Москва, Петербург, заграница, поля сражений. Огромное внимание Толстой уделяет центральному событию - Отечественной войне 1812 г.

9. Чему учит автор ? Самый главный нравоучительный смысл романа "Война и мир" заключается в неизбежном торжестве добра и справедливости. Толстой-патриот прославляет победу русского народа над кровожадным завоевателем. Толстой-гуманист утверждает, что величие России могло быть достигнуто мирными способами.

Отечественная война 1812 г. стала высшим проявлением национального характера. В ней впервые в русской истории развернулось масштабное партизанское движение. Это движение лишь частично контролировалось военным командованием, но оно сыграло ведущую роль в разгроме отступающей французской армии. Главным положительным качеством героев романа становится неосознанная тяга к добру. В этом отношении показательной является судьба Пьера Безухова. Искреннему и простодушному молодому человеку суждено пройти через многие испытания. В поисках истины он вступает в масонство, но разочаровывается в нем. Неудачная женитьба, дуэль, французский плен и встреча с Платоном Каратаевым - все эти события постепенно приближали его к главному умозаключению. Пьер обрел способность "видеть великое, вечное и бесконечное во всем", т. е. не умом, а душой почувствовал существование всемогущего Бога.

Толстой учит, что эта достигнутая Пьером способность должна лежать в основе устремлений каждого человека. Если все почувствуют Бога внутри себя, то войны, беды и страдания просто-напросто исчезнут. Воззрения великого писателя могут показаться чересчур идеалистическими, но противопоставить им нечего. Простота, добро и правда действительно выступают теми спасительными средствами, благодаря которым человечество до сих пор удерживается от взаимного самоуничтожения.

«Что такое «Война и мир», - писал Толстой в статье по поводу своей книги. - Это не роман, еще менее поэма, еще менее историческая хроника. Война и мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». Современное литературоведение отмечает, что «Война и мир», - произведение крупной эпической формы. Это роман-эпопея, для которого характерны широкий план изображения исторической действительности и глубокое раскрытие непрерывного процесса жизни. Главный герой его - русский народ, и основная идея романа - в непобедимой силе народа. В «Войне и мире» отражена жизнь 20-х годов XIX века не только России, но и Западной Европы. Действие происходит в Петербурге, Москве, Смоленске, в русской деревне; в Австрии, Пруссии, Польше, на Балканах, в немецкой деревне. Исторически конкретное изображение европейских войн, столкновение армий и поэтичные картины природы, сцены из жизни помещичьих усадеб и великосветских салонов, недовольство крепостных крестьян своим положением; патриотизм народа в борьбе с чужеземными захватчиками - все это образует в произведении широкий фон эпохи.

Исторической основой романа являются события, связанные с борьбой России против наполеоновской Франции. В 1-м томе описываются события 1805 года, когда Россия воевала в союзе с Австрией и на ее территории; во 2-м - 1806-1807 годы, когда русские войска находились в Пруссии; 3-й и 4-й тома посвящены широкому изображению Отечественной войны 1812 года, которую Россия вела на родной земле. В эпилоге действие происходит в 1820 году. Основу романа составляют исторические военные события. Правдиво и точно описанные сражения: Шенграбенское, Аустерлицкое, Бородинское - являются в произведении важнейшими моментами, решавшими как судьбу русского государства в целом, так и личные судьбы лучших людей того времени, видевших цель своей жизни прежде всего в том, чтобы быть полезными отечеству. Любимые Толстым герои романа: Болконские, Ростовы, Пьер Безухов - патриоты, они постоянно ощущают связь с родиной и доказывают это не словами, а непосредственным участием в самых трудных военных делах.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины военных неудач в 1805 -1807 годах; на примере Кутузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в истории; с необыкновенной художественной выразительностью нарисованы картины партизанской войны, раскрыто великое значение русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года.

Одновременно с историческими проблемами эпохи Отечественной войны 1812 года в романе решались актуальные вопросы 60-х годов XIX века. После поражения в Крымской войне обществу 60-х годов стало ясно, что дворянско- крепостнический строй изжил себя. В новых условиях жизни переосмысливалась роль дворянства в государстве. Остро ставился вопрос о положении крестьянства. Поднимались вопросы о причинах декабристского движения, о личности истинного гражданина родины. Несмотря на то что в романе «Война и мир» эти вопросы решались на историческом материале эпохи войн России с Францией, они отвечали настроениям и запросам современников писателя, переживавших последствия Крымской войны.

Что такое «Война и мир» ? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Л. Н. Толстой

В статье «Несколько слов по поводу "Войны и мира"» Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже ни на один традиционный жанр — ни на роман, ни на героическую поэму, ни на историческую хронику.

В современном литературоведении «Войну и мир» принято называть романом-эпопеей, и это определение требует специальных пояснений. Рассуждения о жанровом своеобразии толстовского произведения удобно связать с его творческой историей, то есть с историей от рождения замысла до написания окончательного текста.

В 1856 году Толстой задумал роман, героем которого должен был стать декабрист, возвращающийся из сибирской ссылки с семейством в Россию. К этому замыслу писателя подтолкнули реальные события, напомнившие в очередной раз русскому обществу о декабристах. В 1855 году после скоропостижной смерти Николая I на российский престол вступил Александр II. Он, по древнему обычаю русских царей, начал своё правление с милосердных поступков. Весной 1856 года во время коронации он объявил о прощении декабристов и о разрешении, если они пожелают, вернуться из Сибири в европейскую часть России. Появление декабристов в московских гостиных произвело сильное впечатление на образованное общество: декабристы, пережившие с 14 декабря 1825 года уголовное следствие, каторгу, ссылку и поселение в Сибири, выглядели не разбитыми, опустившимися, жалкими стариками, как можно было ожидать, но людьми, сохранившими человеческое достоинство, ясный ум «и дум высокое стремленье» (А.С.Пушкин «В Сибирь»).

В 1860 году Толстой назвал задуманный роман «Декабристы». Сохранилось начало произведения: из сибирской ссылки возвращается декабрист Пётр Иванович Волхонский-Лабазов, свежий и крепкий старик, который остался верен благородным убеждениям своей юности. Личность мужественного декабриста, его взгляды и характер интересовали автора прежде всего. Старомодный и наивный Лабазов выгодно отличается от молодых либеральных болтунов, которых встречает в Москве и которых автор сатирически противопоставляет главному герою. Таким образом, признаки социально-психологического романа в «Декабристах» очевидны: описание характера одного или нескольких главных героев (как в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Обломове») происходит на фоне русской общественной и бытовой жизни.

Написав три первые главы, Толстой бросил работу над романом «Декабристы», но не оставил замысла произведения о декабристе. Естественно, начав рассказ о своём герое с 1856 года, писатель должен был обратиться к 1825 году — к самому восстанию на Сенатской площади и к подготовке его. В романе этот период в жизни Волхонского-Лабазова назван временем «заблуждений и несчастий». Отталкиваясь от 1825 года, автор неминуемо пришёл к 1812 году, так как движение декабристов родилось из общественного подъёма, связанного с победой в Отечественной войне 1812 года. Так социально-психологический роман о декабристах превращался в новый, теперь уже исторический роман «Три поры», где события первой четверти XIX века создавали исторический фон (вдобавок к общественно-бытовому фону), на котором изображался главный герой.

Обратившись к событиям 1812 года, Толстой увлёкся изображением Отечественной войны, и история из фона стала самостоятельным предметом описания. Роман напоминал теперь историческое сочинение, или историческую хронику, в которой отдельные (частные) факты (военные стычки, локальные бои, генеральные сражения, военные советы, дипломатическая переписка и переговоры) выстроены в строгой хронологической последовательности, соединены в большие (эпохальные) события (Отечественная война) и иллюстрируют сам ход национальной истории. При этом Толстой не забывал своего героя-будущего декабриста и продолжал разрабатывать романное повествование: молодой человек, как и лучшие представители русской нации, участвует в Отечественной войне и пытается осмыслить её ход и характер.

Чем больше автор размышлял над Отечественной войной и рисовал её отдельные эпизоды, тем больше исторический роман-хроника приобретал черты героической поэмы, которая воспевает подвиги героев во имя свободы родины и высоких идеалов (образцами героических поэм считаются французская «Песнь о Роланде», русская «Задонщина», «Россияда» М.М.Хераскова). Теперь Толстой начал новый вариант своего произведения — роман «Всё хорошо, что хорошо кончается». В этом варианте уже появляются знакомые по «Войне и миру» персонажи (например, семья Ростовых), из образа будущего декабриста Волхонского-Лабазова получилось два героя — Пьер Безухов и Андрей Болконский, а главное, в роман входят народные герои и сцены из народной жизни. Толстой изображает патриотическое воодушевление русских во время Отечественной войны, то есть войны за свободу и независимость родины.

Последний вариант — роман-эпопея «Война и мир» — вобрал в себя замыслы предыдущих вариантов: личная жизнь человека, его поиски достойных идеалов; дворянское общество в первой четверти XIX века; народ как главный герой истории. То есть в «Войне и мире» сохранились жанровые признаки и романа, и героической поэмы, и исторической хроники. С одной стороны, герои, главные и второстепенные, получили развёрнутые характеристики в многочисленных эпизодах исторического повествования, можно даже говорить о диалектике души главных героев (Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых). С другой стороны, Толстой ещё раз раздвинул исторические рамки своего произведения: от 1812 года он обратился к 1805 году, от победоносной Отечественной войны — к неудачной для России войне с Наполеоном. Таким образом. Отечественная война стала не началом, а центром, композиционным и идейным, всего произведения.

Расширение описываемой в романе-эпопее исторической эпохи свидетельствовало о том, что у автора сложилась общая философская концепция, которая объясняла и историю народа, и жизнь отдельного человека. Толстой утверждал необходимость слияния (подчинения) личной воли и интересов с общей (народной, бессознательной) волей и интересами. Героический подвиг, гений русского народа в Отечественной войне, по мнению писателя, сказался в том, что именно простой народ понимает суть исторических событий, различает характер Наполеоновских войн 1805-1807 годов и Отечественной войны, умеет в критическую минуту подчинить личный интерес национальному (общему) интересу. Об этом свидетельствует партизанская война, отказ мужиков продавать французам фураж и продовольствие, поджог собственных домов и имущества, чтобы врагу не досталось ничего. Эгоистические поступки и корыстные устремления московского губернатора Растопчина, полковника «с Владимиром и Анной на шее» (3, 3, XVI) Берга, генерала Беннигсена, представителей петербургского светского общества, которые мнили себя героями и присвоили себе славу победы, потонули в потоке народного непоказного патриотизма. Иными словами. Толстой подчёркивает, что народ творит историю — важна не история в народе, а народ в истории. Соединение исторических событий с изображением народного характера (последний выразился в поступках простых мужиков, солдат, офицеров и аристократов Болконских, Ростовых, Безухова) сделало из «Войны и мира» национально-героическую эпопею.

Итак, «Война и мир» — одно из уникальных произведений русской и мировой литературы — обладает неповторимыми художественными особенностями, включая жанровые признаки. Являясь романом по основным признакам (через всё произведение проходит описание судеб главных героев), «Война и мир» выходит за рамки классического романа. Произведение Толстого можно назвать эпопеей, так как предметом изображения у писателя становится вся русская жизнь первой четверти XIX века (государственная внутренняя и внешняя политика, основные слои и многочисленные прослойки русского общества, их взаимоотношения, их бытовой уклад, духовная жизнь). Образы героев раскрываются не сами из себя, а связываются с общественной средой (роман), но многоплановое (эпопея) изображение этой среды, вернее, национальной жизни, оттесняет образы конкретных героев на второй план, делает их отдельными, хотя и очень яркими, представителями нации.

В «Войне и мире» присутствуют признаки исторической хроники и героической поэмы. Автор детально описывает ход Наполеоновских войн 1805-1807 годов; в общих чертах реформаторскую деятельность комитета Сперанского, очередную русско-турецкую войну (1806-1812); подробно все этапы Отечественной войны — от перехода французской армией через Неман до изгнания французов из пределов России. Толстой показывает героизм войск (Бородинское сражение, партизанская война) и нравственную красоту русского народа, когда русские солдаты, партизаны, мужики сочувствуют и помогают пленным французам. Этот незаметный, «внутренний» героизм свидетельствует о великодушии нации и поэтому чрезвычайно высоко оценивается писателем.

Строго говоря, жанры, объединённые в романе-эпопее Толстого, были уже разработаны в произведениях разных европейских и русских авторов. Французский писатель В.Гюго уже написал большой социально-психологический роман «Отверженные» (1862), в котором судьбы нескольких главных героев показаны на фоне переломных революционных событий. Шотландский писатель В.Скотт в романе «Роб Рой» (1818) изобразил героические события из истории Шотландии и активную роль в них народных масс. Русские писатели уже создали исторические романы (М.Н.Загоскин «Рославлев, или Русские в 1812 году» 1830, Ф.В.Булгарин «Пётр Иванович Выжигин, нравописательный исторический роман XIX века» 1831) и повести (А.Погорельский «Изидор и Анюта» 1828) об Отечественной войне. Философско-историческая концепция, представленная в «Войне и мире», тоже была не нова, она высказывалась, например, в философских работах Г.Гегеля, Н.Г.Чернышевского.

«Война и мир» напоминает великие научные открытия. До Д.И.Менделеева человечество накопило большие знания о каждом химическом элементе в отдельности, но Таблица химических элементов, созданная русским учёным, объединив и систематизировав эти знания, стала важнейшим научным достижением. Заслуга Толстого состоит в том, что он соединил разрозненные идеи и жанровые приёмы и создал огромное художественное полотно, которое одновременно является историческим, социальным, философским, семейным, психологическим романом-эпопеей.

Что такое «Война и мир» ? Это не роман, ещё менее поэма, ещё менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось.
Л. Н. Толстой

В статье «Несколько слов по поводу "Войны и мира"» Толстой, как известно, заявил, что его произведение не похоже ни на один традиционный жанр — ни на роман, ни на героическую поэму, ни на историческую хронику.

В современном литературоведении «Войну и мир» принято называть романом-эпопеей, и это определение требует специальных пояснений. Рассуждения о жанровом своеобразии толстовского произведения удобно связать с его творческой историей, то есть с историей от рождения замысла до написания окончательного текста.

В 1856 году Толстой задумал роман, героем которого должен был стать декабрист, возвращающийся из сибирской ссылки с семейством в Россию. К этому замыслу писателя подтолкнули реальные события, напомнившие в очередной раз русскому обществу о декабристах. В 1855 году после скоропостижной смерти Николая I на российский престол вступил Александр II. Он, по древнему обычаю русских царей, начал своё правление с милосердных поступков. Весной 1856 года во время коронации он объявил о прощении декабристов и о разрешении, если они пожелают, вернуться из Сибири в европейскую часть России. Появление декабристов в московских гостиных произвело сильное впечатление на образованное общество: декабристы, пережившие с 14 декабря 1825 года уголовное следствие, каторгу, ссылку и поселение в Сибири, выглядели не разбитыми, опустившимися, жалкими стариками, как можно было ожидать, но людьми, сохранившими человеческое достоинство, ясный ум «и дум высокое стремленье» (А.С.Пушкин «В Сибирь»).

В 1860 году Толстой назвал задуманный роман «Декабристы». Сохранилось начало произведения: из сибирской ссылки возвращается декабрист Пётр Иванович Волхонский-Лабазов, свежий и крепкий старик, который остался верен благородным убеждениям своей юности. Личность мужественного декабриста, его взгляды и характер интересовали автора прежде всего. Старомодный и наивный Лабазов выгодно отличается от молодых либеральных болтунов, которых встречает в Москве и которых автор сатирически противопоставляет главному герою. Таким образом, признаки социально-психологического романа в «Декабристах» очевидны: описание характера одного или нескольких главных героев (как в «Евгении Онегине», «Герое нашего времени», «Обломове») происходит на фоне русской общественной и бытовой жизни.

Написав три первые главы, Толстой бросил работу над романом «Декабристы», но не оставил замысла произведения о декабристе. Естественно, начав рассказ о своём герое с 1856 года, писатель должен был обратиться к 1825 году — к самому восстанию на Сенатской площади и к подготовке его. В романе этот период в жизни Волхонского-Лабазова назван временем «заблуждений и несчастий». Отталкиваясь от 1825 года, автор неминуемо пришёл к 1812 году, так как движение декабристов родилось из общественного подъёма, связанного с победой в Отечественной войне 1812 года. Так социально-психологический роман о декабристах превращался в новый, теперь уже исторический роман «Три поры», где события первой четверти XIX века создавали исторический фон (вдобавок к общественно-бытовому фону), на котором изображался главный герой.

Обратившись к событиям 1812 года, Толстой увлёкся изображением Отечественной войны, и история из фона стала самостоятельным предметом описания. Роман напоминал теперь историческое сочинение, или историческую хронику, в которой отдельные (частные) факты (военные стычки, локальные бои, генеральные сражения, военные советы, дипломатическая переписка и переговоры) выстроены в строгой хронологической последовательности, соединены в большие (эпохальные) события (Отечественная война) и иллюстрируют сам ход национальной истории. При этом Толстой не забывал своего героя-будущего декабриста и продолжал разрабатывать романное повествование: молодой человек, как и лучшие представители русской нации, участвует в Отечественной войне и пытается осмыслить её ход и характер.

Чем больше автор размышлял над Отечественной войной и рисовал её отдельные эпизоды, тем больше исторический роман-хроника приобретал черты героической поэмы, которая воспевает подвиги героев во имя свободы родины и высоких идеалов (образцами героических поэм считаются французская «Песнь о Роланде», русская «Задонщина», «Россияда» М.М.Хераскова). Теперь Толстой начал новый вариант своего произведения — роман «Всё хорошо, что хорошо кончается». В этом варианте уже появляются знакомые по «Войне и миру» персонажи (например, семья Ростовых), из образа будущего декабриста Волхонского-Лабазова получилось два героя — Пьер Безухов и Андрей Болконский, а главное, в роман входят народные герои и сцены из народной жизни. Толстой изображает патриотическое воодушевление русских во время Отечественной войны, то есть войны за свободу и независимость родины.

Последний вариант — роман-эпопея «Война и мир» — вобрал в себя замыслы предыдущих вариантов: личная жизнь человека, его поиски достойных идеалов; дворянское общество в первой четверти XIX века; народ как главный герой истории. То есть в «Войне и мире» сохранились жанровые признаки и романа, и героической поэмы, и исторической хроники. С одной стороны, герои, главные и второстепенные, получили развёрнутые характеристики в многочисленных эпизодах исторического повествования, можно даже говорить о диалектике души главных героев (Пьера, князя Андрея, Наташи и Николая Ростовых). С другой стороны, Толстой ещё раз раздвинул исторические рамки своего произведения: от 1812 года он обратился к 1805 году, от победоносной Отечественной войны — к неудачной для России войне с Наполеоном. Таким образом. Отечественная война стала не началом, а центром, композиционным и идейным, всего произведения.

Расширение описываемой в романе-эпопее исторической эпохи свидетельствовало о том, что у автора сложилась общая философская концепция, которая объясняла и историю народа, и жизнь отдельного человека. Толстой утверждал необходимость слияния (подчинения) личной воли и интересов с общей (народной, бессознательной) волей и интересами. Героический подвиг, гений русского народа в Отечественной войне, по мнению писателя, сказался в том, что именно простой народ понимает суть исторических событий, различает характер Наполеоновских войн 1805-1807 годов и Отечественной войны, умеет в критическую минуту подчинить личный интерес национальному (общему) интересу. Об этом свидетельствует партизанская война, отказ мужиков продавать французам фураж и продовольствие, поджог собственных домов и имущества, чтобы врагу не досталось ничего. Эгоистические поступки и корыстные устремления московского губернатора Растопчина, полковника «с Владимиром и Анной на шее» (3, 3, XVI) Берга, генерала Беннигсена, представителей петербургского светского общества, которые мнили себя героями и присвоили себе славу победы, потонули в потоке народного непоказного патриотизма. Иными словами. Толстой подчёркивает, что народ творит историю — важна не история в народе, а народ в истории. Соединение исторических событий с изображением народного характера (последний выразился в поступках простых мужиков, солдат, офицеров и аристократов Болконских, Ростовых, Безухова) сделало из «Войны и мира» национально-героическую эпопею.

Итак, «Война и мир» — одно из уникальных произведений русской и мировой литературы — обладает неповторимыми художественными особенностями, включая жанровые признаки. Являясь романом по основным признакам (через всё произведение проходит описание судеб главных героев), «Война и мир» выходит за рамки классического романа. Произведение Толстого можно назвать эпопеей, так как предметом изображения у писателя становится вся русская жизнь первой четверти XIX века (государственная внутренняя и внешняя политика, основные слои и многочисленные прослойки русского общества, их взаимоотношения, их бытовой уклад, духовная жизнь). Образы героев раскрываются не сами из себя, а связываются с общественной средой (роман), но многоплановое (эпопея) изображение этой среды, вернее, национальной жизни, оттесняет образы конкретных героев на второй план, делает их отдельными, хотя и очень яркими, представителями нации.

В «Войне и мире» присутствуют признаки исторической хроники и героической поэмы. Автор детально описывает ход Наполеоновских войн 1805-1807 годов; в общих чертах реформаторскую деятельность комитета Сперанского, очередную русско-турецкую войну (1806-1812); подробно все этапы Отечественной войны — от перехода французской армией через Неман до изгнания французов из пределов России. Толстой показывает героизм войск (Бородинское сражение, партизанская война) и нравственную красоту русского народа, когда русские солдаты, партизаны, мужики сочувствуют и помогают пленным французам. Этот незаметный, «внутренний» героизм свидетельствует о великодушии нации и поэтому чрезвычайно высоко оценивается писателем.

Строго говоря, жанры, объединённые в романе-эпопее Толстого, были уже разработаны в произведениях разных европейских и русских авторов. Французский писатель В.Гюго уже написал большой социально-психологический роман «Отверженные» (1862), в котором судьбы нескольких главных героев показаны на фоне переломных революционных событий. Шотландский писатель В.Скотт в романе «Роб Рой» (1818) изобразил героические события из истории Шотландии и активную роль в них народных масс. Русские писатели уже создали исторические романы (М.Н.Загоскин «Рославлев, или Русские в 1812 году» 1830, Ф.В.Булгарин «Пётр Иванович Выжигин, нравописательный исторический роман XIX века» 1831) и повести (А.Погорельский «Изидор и Анюта» 1828) об Отечественной войне. Философско-историческая концепция, представленная в «Войне и мире», тоже была не нова, она высказывалась, например, в философских работах Г.Гегеля, Н.Г.Чернышевского.

«Война и мир» напоминает великие научные открытия. До Д.И.Менделеева человечество накопило большие знания о каждом химическом элементе в отдельности, но Таблица химических элементов, созданная русским учёным, объединив и систематизировав эти знания, стала важнейшим научным достижением. Заслуга Толстого состоит в том, что он соединил разрозненные идеи и жанровые приёмы и создал огромное художественное полотно, которое одновременно является историческим, социальным, философским, семейным, психологическим романом-эпопеей.

Семь лет напряженного, сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (1863-1869). «Война и мир» - русская национальная эпопея. В этом романе нашел отражение национальный характер великого русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. В литературоведении укоренилось определение «Войны и мира» как романа-эпопеи . Это новый, жанр прозы, получивший после Толстого широкое распространение в русской и мировой литературе.

Пятнадцать лет истории страны (1805-1820) запечатлены писателем на страницах эпопеи в следующем порядке: I том - 1805 г II том - 1806-1811 гг. III том-1812 г. IV том - 1812-1813 гг. Эпилог- 1820 г.

Толстым созданы сотни человеческих характеров. В романе изображена картина жизни, насыщенная событиями огромного исторического значения. Писатель изображает события, свидетельствовавшие о несокрушимой мощи национального Духа русского народа, погубившего французское нашествие: фланговый марш Кутузова, Тарутинское сражение, рост партизанского движения, распад армии захватчиков и победоносное завершение войны. В романе отражены крупнейшие явления политической и общественной жизни охраны, различные идейные течения (масонство, законодательная деятельность Сперанского, зарождение в стране декабристского движения).

Действие эпопеи развивается то в Петербурге, то в Москве, в поместьях Лысые Горы, Отрадное. Военные события, о которых рассказывается в I томе, происходят за границей, в Австрии. События Отечественной войны (Ш и IV тома) происходят в России, причем место действия зависит от хода военных операций (Дрисский лагерь, Смоленск, Бородино, Москва, Красное и т.д.).

В «Войне и мире» отражается все многообразие русской жизни начала XIX века, ее исторические, социальные, бытовые и психологические особенности.

Множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны

Главные действующие лица романа – Андрей Болконский и Пьер Безухов – выделяются среди героев русской литературы нравственной незаурядностью, интеллектуальным богатством. Как и многие мыслящие люди в первые годы XIX века, и не только в России, Пьер Безухов и Андрей Болконский заворожены комплексом «наполеонизма» . Потребуется долгий путь исканий и испытаний, прежде чем оба былых почитателя Наполеона ощутят свое единство с собственным народом, найдут себе место среди сражающихся на поле Бородина.

Образ Наполеона – одно из гениальных художественных открытий Толстого. В романе император французов действует в тот период, когда он превратился из буржуазного революционера в деспота и завоевателя. Толстой следовал сознательному намерению совлечь с Наполеона ореол ложного величия. Развенчание мнимого сверхчеловека совершается без нарушения житейской достоверности: император просто снят с пьедестала, показан в свой нормальный человеческий рост. Образ русской нации , победоносно противостоящей наполеоновскому нашествию, дан автором с беспримерной в мировой литературе реалистической трезвостью, проницательностью, широтой. Картина этого общества включает множество типов, вариантов человеческого поведения в условиях мира и условиях войны . В последних частях романа-эпопеи создается грандиозная картина народного сопротивления захватчику. В нем участвуют и солдаты и офицеры, героически отдающие свою жизнь во имя победы, и рядовые жители Москвы, которые, несмотря на призывы Ростопчина, покидают столицу, и мужики Карп и Влас, не продающие сено неприятелю.



Толстовский принцип снятия ореола направлен против всех носителей неограниченной власти. Принцип этот выражен автором в формуле, навлекшей на него гневные нападки верноподданической критики: «Царь есть раб истории».

Психологизм романа . В романе-эпопее психологические характеристики отдельных персонажей отличаются строгой определенностью нравственных оценок. Война сама по себе для писателя как была, так и есть «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Но в определенных исторических условиях война в защиту родной страны становится суровой необходимостью и может содействовать проявлению лучших человеческих качеств. Так, невзрачный капитан Тушин своей храбростью решает исход крупного сражения; так, женственно-обаятельная, щедрая душою Наташа Ростова совершает подлинно патриотическое дело, уговаривая родителей пожертвовать имуществом семьи и спасти раненых.

Толстой первым в мировой литературе показал посредством художественного слова важность морального фактора в войне . Именно чувство внутренней связи с народом, с солдатской массой определяет образ действий Кутузова. С Кутузовым прямо связаны философско-исторические размышления Толстого . В его Кутузове раскрывается с полной ясностью и разум, и воля испытанного полководца, который не поддается стихии, мудро учитывает и такие факторы, как терпение и время. решение оставить Москву.

С высоким новаторским искусством дан в эпопее образ войны . Особое место в кругу действующих лиц эпопеи занимает Платон Каратаев. В наивно-восторженном восприятии Пьера Безухова он - воплощение всего «русского, доброго и круглого». В Каратаеве как бы сконцентрированы свойства, выработанные в русском крестьянине веками крепостной зависимости, - выносливость, кротость, пассивная покорность судьбе, любовь ко всем людям - и ни к кому в особенности.

Философский смысл эпопеи не замыкается рамками России. Противоположность войны и мира - это одна из центральных проблем всей истории человечества. «Мир» для Толстого понятие многозначное: не только отсутствие воины, но и отсутствие вражды между людьми и народами, согласие, содружество - та норма бытия, к которой надо стремиться.

Очень глубоко раскрываются Толстым в романе проблема судьбы, веры и безверия, смысла жизни и тайны смерти, обозначается выявление опасности своеволия и прагматизма. На примере многих героев Толстого мы можем раскрыть толстовское понимание свободы как ответственности за совершенный выбор .

Главной в сегодняшнем чтении Толстого остается его волшебная сила, о которой он писал в письме в 1865 году: «Цель художника не в том, чтобы неоспоримо разрешить вопрос, а в том, чтобы заставить любить жизнь в бесчисленных, никогда не истощимых ее проявлениях».