Обучающие игры по русскому языку. Внеклассное мероприятие "занимательные игры по русскому языку"

Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»

Слайд 2

Разгадайте шарады.

  • 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
  • 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
  • 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?

коснуться

  • 1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
  • 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.
  • 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).
  • 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.

прикосновение

Слайд 3

Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:

Здорова. Прибываю в полном благополучии.

Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?

Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;

Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.

Слайд 4

Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:

1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал ещё несколько времени.

2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.

3.Губернские чиновники трепетали при его имени.

времени, пламени, имени

Слайд 5

Есть пословица «Семеро одного не ждут». А если было бы не семь человек, а девять? Как бы вы сказали?

Девятеро

Слайд 6

Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а?

полтора, полтораста

Сколько окончаний у слова семьсот?

Два окончания, оба - нулевые

Слайд 7

Мы говорим: увеличить в полтора раза. ПОЛ – это половина, а что такое ТОРА?

Слово «полтора» образовалось из «полвтора» (половина второй единицы)

Слайд 8

Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа – сто – тоже состоит из трёх букв.

Найдите другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.

1 000 000 - миллион (в слове семь букв и семь цифр0

Слайд 9

Какие разряды местоимений различаются только значением? Привести примеры.

Вопросительные и относительные.

Который час?

Часы, на которые я посмотрел, показывали полночь.

Слайд 10

Отгадайте несклоняемое имя существительное.

Линейной меры единица

В соединенье с буквой гласной

Вам скажет сразу, что в столице

Любой увидеть может сразу?

Слайд 11

Образовать существительные общего рода от слов:

  • выскочить
  • задираться
  • ломаться
  • не посидеть
  • размазать
  • трудиться
  • выскочка
  • задира
  • ломака
  • непоседа
  • размазня
  • трудяга
  • Слайд 12

    Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?

    Белка песенки поёт

    И орешки всё грызёт.

    А орешки не простые,

    Все скорлупки золотые.

    Имеется скрытое противопоставление.

    Слайд 13

    Установить, в значении каких наклонений выступают глаголы в данных примерах.

    1) И будь не я – корпел бы ты в Твери.

    2)Эй, пошёл, ямщик!

    3) Вы бы чего-нибудь покушали, Пульхерия Ивановна!

    1) Повелительное в значении условного.

    2) Изъявительное в значении повелительного.

    3) Условное в значении повелительного.

    Слайд 14

    В роли каких частей речи выступает в приведённых ниже предложениях числительное ОДИН?

    1) Один рыбак рассказал, что поймал рыбу весом в три пуда.

    2) Все ушли, один я остался.

    3) Все как один.

    4) Один за всех, все за одного.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло.

    1) Одинрыбак – неопределённое местоимение.

    2)Один я остался – частица (только).

    3)Все как один – наречие (дружно)

    4)Одинза всех, все за одного – существительное.

    5) В одно ухо вошло, в другое вышло- прилагательное.

    Слайд 15

    В каких из приведённых ниже предложений выделенные слова являются числительными?

    1)Прошло около четверти часа.

    2)Прошла вторая учебная четверть.

    3)Ровно в четверть восьмого меня разбудили.

    4)Сейчас половина четвёртого.

    5)Отрежь от арбуза половину и дай мне.

    6)Хозяин с семьёй занимал вторую половину избы.

    четверть восьмого, половина четвёртого

    Слайд 16

    Литература

    1.О.Репина. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480 с.

    Посмотреть все слайды

    Известно, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.

    Цель игры – помочь, серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся.
    На уроках русского языка, можно применять словесные игры. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его задачами. В учебную деятельность вводится элемент состязания, а успешность выполнения задания связывается с игровым результатом. При это применяется только словесный реквизит.

    Переводчик

    Задание: Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?

    • Доктор прописал пациенту инъекции.
    • Разъяренная вьюга замела тропинки.
    • Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
    • Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

    Задание: Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

    • При проверке было выявлено немало дефектов.
    • Он пишет мемуары.
    • Ваши аргументы убедительны.
    • Все работали с энтузиазмом.
    • Мы гордимся нашим голкипером.
    • В газете появилась информация о футбольном матче.
    • В сплаве обнаружено мизерное количество меди.

    Задание: Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:

    • Горят румянцем свежие ланиты.
    • Старец нахмурил чело.
    • Построен град великий над Невой.

    Игра «Следствие ведут знатоки»

    Задание: Ученикам предлагается угадать, о какой профессии идет речь и доказать справедливость своей точки зрения.

    1. Он показал мне свои акварели и натюрморты. Впечатление от натюрмортов – это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры.
    2. Лешему он (Римский – Корсаков) он придумал два лейтмотива. Один поручил струнным инструментам. Второй играют четыре валторны и тарелки. Сурово и уныло звучит лейтмотив Деда Мороза. Тембр деревянных духовых инструментов передает ощущение зимней скованности природы.
    3. – Фамилия? Истомин Валерий Сергеевич.
      – Что с ним?
      – Инфильтрат в левом легком под ключицей.
      – А сколько граммов стрептомицина вы уже вкололи этому юноше?
      – Пятьдесят два, Роман Борисович.
      – Назначьте его на консультацию к Зацепиной.

    Игра «Аукцион»


    Условия: Так же, как и при проведении настоящего аукциона, по­беждает в соревновании тот, кто наз­вал последнее слово. Если, например, задание состояло в подборе синони­мов к слову горячий (чай), то победи­телем оказывается тот, кто заканчи­вает перечисление синонимов, назовет последний из них.

    Игру можно прово­дить при изучении синонимов; например, предлагаются задания подобрать синонимы к словам: передвигаться, ска­зал, большой (дом), мужество, спор, смеяться, тоска, плохой (человек) и др.

    При работе над устаревшими словами можно предложить детям назвать уста­ревшие слова по одной из предло­женных тем: 1) одежда, обувь, 2) ору­жие, 3) средства передвижения, 4) ме­бель, 5) слова, ушедшие «в отставку» после революции и др.

    Работая над неологизмами, обучающиеся могут соревноваться в подборе нео­логизмов, рожденных 1) в годы граж­данской войны, 2) в эпоху освое­ния космоса, 3) отражающих достиже­ния науки и техники и др.
    Закреплению темы «Профессиональ­ная лексика» поможет задание подо­брать профессиональные слова, исполь­зуемые людьми разных профессий (строитель, библиотекарь, лингвист, историк, спортсмен, геолог).

    Игра «Корректор»

    Найди ошибку в выборе слова.

    • После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.
    • В конструкции есть отрицательные и положи­тельные дефекты.
    • Из передовой бри­гады он перешел в отсталую.
    • В центре города построен памятник герою.

    Кто быстрее и точнее отредакти­рует заметки?















    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    • привить любовь к великому русскому языку,
    • повысить общую языковую культуру.
    • углубить знания учащихся по жанрам фольклора;
    • обогатить словарный запас учащихся;
    • развивать устную и письменную речь учащихся;
    • развить интерес к русскому языку как учебному предмету.

    Оборудование: компьютер, принтер, экран

    В качестве музыкального оформления используется композиция Игоря Крутого

    Ход игры

    (Слайд 1).

    Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.

    (Слайд 2). По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.

    И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.

    Приветствие команд.

    Оценивается название команды, эмблема, девиз.

    Разминка.

    Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.

    (Вопросы задаются командам по очереди.)

    1. Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
    2. Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
    3. В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
    4. Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
    5. Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
    6. Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
    Конкурс знатоков ударений.

    (Слайд 3).

    В словах нужно правильно расставить ударение.

    1. Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.
    2. Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.

    Конкурс знатоков пословиц и поговорок.

    Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.

    (Слайд 4). “Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.

    К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.

    1. Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
      (Поспешишь – людей насмешишь.)
    2. Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
      (Век живи – век учись.)
    3. Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
      (Тише едешь – дальше будешь.)
    4. Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
      (Сделал дело – гуляй смело.)
    5. Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
      (Что посеешь, то и пожнешь.)
    6. Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
      (Без труда не вытянешь рыбку из труда.)

    (Слайд 5).

    Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.

    1. Сам пропадай – …(а товарища выручай).
    2. По одежке встречают – …(по уму провожают).
    3. Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).
    4. Глаза боятся – …(а руки делают).
    5. С кем поведешься – …(от того наберешься).
    6. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).

    Конкурс знатоков фразеологии.

    Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? (Слайд 6)

    1. Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).
    2. Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).
    3. Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).
    4. Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).

    Конкурс знатоков грамматики.

    (Слайд 7).

    Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
    Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
    Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
    Не составить телеграмму и открытку не отправить,
    Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!

    Вас ждут грамматические загадки.

    1. Первая цифра стоит в середине,
      Буква с начала и буква с конца.
      А в целом – леса, города и равнины.
      К целому полны любовью сердца.
      (Р-один-а).
    2. Корень извлечь из начинки несложно,
      Приставка в сосуде хранится надежно.
      Суффикс в гудении явно услышишь,
      Вместе – на темы различные пишешь.
      (Со-чин-ени-е).

    Игра “Четвертое лишнее”.

    (Слайд 8).

    А. подлежащее
    Б. глагол
    В. дополнение
    Г. определение

    А. существительное
    Б. наречие
    В. сказуемое
    Г. глагол

    Викторина.

    (Слайд 9) . Кто был создателем первого славянского алфавита?

    А. Кирилл и Мефодий
    Б. Борис и Глеб
    В. Афанасий Никитин
    Г.Минин и Пожарский

    (Слайд 10). Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?

    А. Ожегов
    Б. Эфрон
    В. Даль
    Г.Чуковский

    (Слайд 11).

    – Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?

    А. птичье молоко
    Б. разбитое корыто
    В. рог изобилия
    Г.журавль в небе

    – Как называется искусство красивого письма?

    А. пиктография
    Б. каллиграфия
    В. скоропись
    Г. клинопись

    Конкурс “Раз! Два! Три!”.

    (Слайд 12).

    Вставьте пропущенные буквы и угадайте слова

    Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.

    Конкурс “Домашнее задание”.

    Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.

    Подведение итогов.

    (Слайд 13).

    Жюри подводит итоги игры. (Приложение 1)
    Награждение.

    Заключительное слово учителя.

    (Слайд 14).

    Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.

    Список литературы.

    1. http://www.mista.ru/pogovorki.htm
    2. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
    3. light.lifeisphoto.ru
    4. Водолазькая С.В. Конкурсы, викторины, олимпиады. – М., 2006.
    5. www.sprinter.ru
    6. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1999.

    Ценным методом стимулирования интереса к учению выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности на занятиях со студентами и школьниками.

    Самой бюджетной игровой формой является языковая игра, частью которой являются игры словесные (не актерские) и словесно-ролевые.

    Целесообразно выделить еще и лингвистические учебные игры.

    В чем отличие?

    Словесная игра – это игра со словом. Игра происходит исключительно путем речевого взаимодействия игроков. Словесная игра направлена не только на развитие языкового чутья, но и на развитие внимания и памяти.
    Словесно-ролевые игры -- разновидность ролевых игр с полным отсутствием материального компонента: игра происходит исключительно путём речевого взаимодействия игроков, описывающих действия своих персонажей, и мастера, описывающего реалии окружающего мира и реакции мастерских персонажей.
    Лингвистическая игра – это языковая игра, связанная с изучением языка и обогащением речи, с развитием логического мышления, коммуникативных особенностей речи с точки зрения учета лексических, грамматических, орфоэпических, синтаксических особенностей речи.

    Следовательно, лингвистические игры бывают: орфоэпическими, лексическими, грамматическими, синтаксическими.

    Лингвистическая игра “Скрытые мотивы”

    Наверняка, в жизни каждого человека была ситуация, когда он совершал какой-либо поступок и не мог объяснить, почему он поступил так или иначе. Разгадка возможных скрытых мотивов возможна, путем последовательного анализа предыдущих событий.

    Что отрабатываем: логику речи.

    Правила: Делим группу на пары (иногда, проще объединиться не в пары, а в тройки). В каждой паре один из участников рассказывает ситуацию, которую он не может объяснить. Напарник путем наводящих вопросов пытается выяснить факты, связать их в силлогизмы.

    Силлогизм – это «форма умозаключения, умствованье, когда из двух данных посылок или суждений выводится третье, заключение».
    Например, все студенты летом сдают экзамены. Я студент, значит летом у меня экзамены.

    Во втором раунде собеседники меняются местами. Затем следует рефлексия.

    Словесная игра “Один день из жизни”

    Суть игры: выбираете с учениками любую профессию. Составляете совместными усилиями рассказ из одних существительных (глаголов, прилагательных) о трудовом дне профессионала.

    К примеру, рассказ о дне учителя: звонок-завтрак-урок-вопрос-ответ-пятерка-учительская-директор-скандал-урок-звонок-дом-подготовка-сон.

    Важное условие: прежде, чем назвать новое существи­тельное, каждый игрок обязательно должен повторить все, что было названо до него. Тогда рассказ будет воспри­ниматься как целостное произведение. Чтобы лучше было запоминать названные существительные, советую внима­тельно смотреть на всех говорящих, как бы связывая слово с конкретным человеком.

    Словесная игра “Новый словарь”

    Обычно играем по кругу с учениками, в качестве разминки на любом уроке-занятии.

    Суть этой игры в том, чтобы придумать новые значения обыкновенным и всем привычным словам.

    Например: ухажер – любитель ухи, изверг –вулкан, жрица – женщина, любящая поесть, и т. д.

    Победит тот, кто подберет больше интересных слов. О времени, отводимом на подготовку, договариваются заранее.

    Словесная игра “Табу”

    Когда мне надо разговорить слушателей/студентов и учеников, или подвести их к теме урока, или повторить ранее изученный материал, я использую словесную игру “ТАБУ”.
    Правила простые: студент/ученик получает карточку, на которой написано слово. Его нужно объяснить. А под этим словом, или рядом – еще несколько, которые в объяснении использовать нельзя.
    Другие студенты должны это слово отгадать.

    Лучше готовить карточки самостоятельно – под конкретную тему (например, сочинение-рассуждение – для учеников, или общенаучная терминология – студенты/курсанты).

    Лингвистическая игра “Звукообразы”

    Преподаватель зачитывает/выводит на экран слова писателя Е. Замятина:
    “Всякий звук человеческого голоса, всякая буква – сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
    Звук [р] – ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

    [л] – о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

    Звук [н] – о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

    Звуки [д] и [т] – о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

    Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

    С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

    С [о]- высокое, голубое, лоно:

    С [и] – близкое, низкое, стискивающее”.

    Задание: придумать слова на буквы РЛНДТМАОИ. Попросить студентов и учащихся озвучить свои звукообразы.

    Словесная игра “Буквы-Пуквы”

    Один учащийся загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, – но пользоваться он может при этом только словами на букву одну букву, например, “п” (любыми, кроме однокоренных). То есть слово “дом” придется объяснять, например, так: “построил – проживаю”.

    Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: “постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…” И под конец добавить, например, “Периньон” – по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

    Если отгадывающие близки к победе, то учитель пригодятся комментарии типа “примерно”, “приблизительно”, “почти пра­вильно” – или, в противоположной ситуации: “плохо, подождите!”. Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему – тот становится следующим ведущим.

    Словесные и лингвистические игры являются отличным способом повысить эффективность аудиторных занятий. Их можно использовать на различных этапах занятия: в начале – для создания благоприятной атмосферы и повторения материала, который будет в дальнейшем использоваться в речи, в середине или конце занятия – для снятия усталости, в конце занятия, когда остается несколько минут до звонка и нет смысла начинать какое-то более серьезное упражнение.