Хемингуэй эрнест - биография. Эрнест хемингуэй, краткая биография Краткая биография Эрнеста Хемингуэя

(Пока оценок нет)

Имя: Эрнест Миллер Хемингуэй (Ernest Hemingway)
День рождения: 21 июля 1899 года
Место рождения: Оук-Парк, Чикаго, США
Дата смерти: 2 июля 1961 года
Место смерти: Кетчум, США

Биография Эрнеста Хемингуэя

Эрнест Хемингуэй родился 21 июля 1899 в Иллинойсе (США) в семьи заядлых охотников. И дедушка, и папа юного Хемингуэя любили отдохнуть от мирской суеты в компании любимого ружья. В конечном итоге оно сыграло свою роль и в жизни, и в смерти самого писателя.

Всю свою жизнь Хемингуэй был жаворонком – он всегда очень рало просыпался и до обеда занимался работой. В это время отвлекать его было опасно: крепкий физически, он мог расквасить нос профессиональным боксерским ударом даже другу, если тот неожиданно вмешался в ход его мыслей.

Начать писательскую карьеру Хемингуэю помогла журналистская деятельность. Первым местом его работы стала довольно провинциальная газета «Канзас стар». Именно здесь он научился такому «глагольному» репортерскому письму, благодаря которому каждое его произведение читается быстро и легко.

Хемингуэй всегда мечтал прожить жизнь, полную подвигов. И когда подвернулась возможность пойти на фронт, пускай даже не в роли солдата, он использовал ее (дело в том, что из-за проблем со зрением Эрнеста не брали на службу). Хемингуэй работал на передовой, разносил товарищам почту, еду и табак. Здесь он получил серьезное ранение: разорвавшаяся вблизи мина полностью раздробила его ногу. В результате писатель провел многие месяцы в военном госпитале, перенес множество операций и выздоровел. Эти события позже легли в основу романа «Прощай, оружие!». Интересно, что для написания еще одной своей книги «Смерть после полудня» Хемингуэй на протяжении долгих лет изучает мастерство корриды.

Вторая война, с которой пришлось столкнутся писателю в Испании – гражданская. Он отправляется в эпицентр событий в качестве военного корреспондента, хотя вначале работает автором текста для фильма «Испанская земля». В это время Хемингуэю улыбнулась удача: он становится обладателем дома и земли на Кубе, где давно мечтал поселиться.

В жизни Эрнеста было четыре женщины, каждую из которых он любил. Молодой Хемингуэй влюбился в пианистку Хэдли, от которой у него появился первый сын Джон. Второй пассией Эрнеста стала коллега по работе Полина, успешная журналистка. Тяжелые роды сына серьезно повлияли на писателя, вылившись в сюжет романа «Прощай, оружие!». Третья жена Эрнеста, Марта, стала скорее фронтовым другом, нежели женой. Как только закончилась война, они расстались. Последней симпатией Хемингуэя стала еще одна журналистка Мэри Уэлш.

Еще одна любовь писателя – его яхта «Пилар». Он посвящал ловле рыбы много свободного времени, а один эпизод из его жизни даже послужил основой для создания повести «Старик и море». Да, он действительно остался наедине с огромным морским зверем, да еще и в лодке, унесенной на восемь миль от берега.

В 1954 году Эрнест стал лауреатом Нобелевской премии, но на церемонию он не явился, мотивируя это последствиями авиакатастрофы. На самом деле он просто боялся публичных мероприятий, и сама мысль о том, что ему придется элегантно одеться и выступить перед большой аудиторией, пугала его. В последние годы своей жизни Хемингуэй страдал манией преследования. Утратив способность писать, он покончил жизнь самоубийством ночью 2 июля 1961 года.

Эрнест Хемингуэй, библиография

Все книги Эрнеста Хемингуэя:

Романы

  • 1926 — «Вешние воды»
  • 1926 — « »
  • 1929 — « »
  • 1937 — «Иметь и не иметь»
  • 1940 — « »
  • 1950 — «За рекой, в тени деревьев»
  • 1952 — « »
  • 1961 — «Лев мисс Мэри»
  • 1986 — «Райский сад»
  • 1999 — «Проблеск истины»

Сборники

  • 1923 — «Три истории и десять поэм»
  • 1925 — «В наше время»
  • 1927 — «Мужчины без женщин»
  • 1933 — «Победитель не получает ничего»
  • 1936 — «Снега Килиманджаро»
  • 1938 — «Пятая колонна и первые 49 рассказов»
  • 1969 — «Пятая колонна и четыре рассказа о Гражданской войне в Испании»
  • 1972 — «Рассказы о Нике Адамсе»
  • 1987 — «Сборник коротких рассказов Эрнеста Хемингуэя»
  • 1995 — «Эрнест Хемингуэй: Собрание сочинений»

Документальная проза

  • 1932 — «Смерть после полудня»
  • 1935 — «Зелёные холмы Африки»
  • 1962 — «Хемингуэй, дикое время»
  • 1964 — « »
  • 1967 — «By-Line: Ernest Hemingway»
  • 1970 — «Эрнест Хемингуэй: Кубинский репортёр»
  • 1981 — «Эрнест Хемингуэй: Избранные письма»
  • 1985 — «Опасное лето»
  • 1985 — «Dateline: Toronto»
  • 2000 — «Хемингуэй на рыбалке»
  • 2005 — «Under Kilimanjaro»

Иллюстрация Генри Сибрайта

Старик Сантьяго живёт в маленьком рыбачьем посёлке на Кубе и рыбачит совсем один. Последний раз он провёл в море 84 дня, но не поймал ничего. Раньше с ним рыбачил мальчик Манолин, который очень помогал старику, но родители мальчика решили, что Сантьяго - невезучий, и велели сыну ходить в море на другой лодке.

Старик научил Манолина рыбачить, и мальчик любит Сантьяго, хочет ему помочь. Он покупает ему сардины для наживки, приносит еду в его хижину. Старик уже давно смирился со своей нищетой.

Они беседуют с мальчиком о рыбалке и знаменитых бейсболистах. По ночам старику снится Африка его юности, и «львы, выходящие на берег».

На следующий день рано утром старик отправляется на рыбалку. Мальчик помогает ему снести парус, подготовить лодку. Старик говорит, что на этот раз он «верит в удачу».

Одна за другой рыбацкие лодки отчаливают от берега и уходят в море. Старик любит море, он думает о нём с нежностью, как о женщине. Насадив на крючки приманку, Сантьяго медленно плывёт по течению, мысленно общаясь с птицами и рыбами. Привыкший к одиночеству, старик вслух разговаривает сам с собой.

Старик знает разных обитателей океана и очень нежно к ним относится.

Сначала Сантьяго ловит небольшого тунца. Он надеется, что рядом со стаей тунцов ходит большая рыба, которой понравятся его сардины. Вскоре старик замечает лёгкую дрожь гибкого зелёного прута, который заменяет ему удочку. Леска уходит вниз, и старик ощущает огромную тяжесть клюнувшей рыбы.

Старик пытается подтянуть толстую леску, но у него ничего не получается - большая и сильная рыба тянет лёгкую лодку за собой. Старик жалеет, что с ним нет мальчика - он мог бы снять наживки с других прутов, пока Сантьяго сражается с рыбой.

Проходит около четырёх часов. Близится вечер. Руки старика изрезаны, он закидывает леску на спину и подкладывает под неё мешок. Теперь Сантьяго может прислониться к борту лодки и немного отдохнуть.

Ночь. Рыба тянет лодку всё дальше от берега. Старик устал, но мысль о рыбе ни на секунду не покидает его. Иногда ему становится её жалко - рыба, такая большая, сильная и старая, должна умереть, чтобы он смог жить дальше. Сантьяго разговаривает с рыбой: «Я с тобой не расстанусь, пока не умру».

Силы старика на исходе, а рыба и не собирается уставать. На рассвете Сантьяго съедает тунца - другой еды у него нет. Левую руку старика сводит судорогой. Старик надеется, что рыба всплывёт, и тогда он сможет убить её гарпуном. Наконец леса идёт вверх, и на поверхности показывается рыба. Она горит на солнце, голова и спина у неё тёмно-фиолетовые, а вместо носа - меч, длинный, как бейсбольная бита. Она на два фута длиннее лодки.

Появившись на поверхности, рыба вновь уходит в глубину, тянет за собой лодку, и старик собирает силы, чтобы удержать её. Не веруя в Бога, он читает «Отче наш».

Проходит ещё день. Чтобы отвлечься, старик вспоминает о бейсбольных играх. Вспоминает, как когда-то в таверне Касабланки мерился силой с могучим негром, самым сильным человеком в порту, как целые сутки просидели они за столом, не опуская рук, и как он, в конце концов, взял верх. Он ещё не раз участвовал в подобных поединках, побеждал, но потом бросил это дело, решив, что правая рука ему нужна для рыбной ловли.

Битва с рыбой продолжается. Сантьяго держит лесу правой рукой, зная, что, когда силы иссякнут, её сменит левая, судорога в которой давно прошла. На маленькую удочку попадается макрель. Старик подкрепляет ею свои силы, хотя эта рыба совсем невкусна. Ему жаль большую рыбу, которой нечего есть, но решимость её убить от этого не уменьшается.

Ночью рыба выходит на поверхность и начинает ходить кругами, то приближается к лодке, то отходит от неё. Это признак того, что рыба устала. Старик готовит гарпун, чтобы добить рыбу. Но она отходит в сторону. От усталости мысли путаются в голове у старика, а перед глазами пляшут чёрные пятна. Сантьяго собирает остатки сил и вонзает гарпун рыбе в бок.

Преодолевая тошноту и слабость, старик привязывает рыбу к борту лодки и поворачивает в сторону берега. Направление ветра указывает ему, в какую сторону плыть, чтобы добраться до дома.

Проходит час, прежде чем показывается первая акула, приплывшая на запах крови. Она приближается к корме и начинает рвать рыбу зубами. Старик бьёт её гарпуном в самое уязвимое место на черепе. Она погружается на дно, утащив с собой гарпун, часть верёвки и огромный кусок рыбы

Ещё двух акул Сантьяго убивает ножом, привязанным к веслу. Эти акулы уносят с собой не меньше четверти рыбы. На четвёртой акуле нож ломается, и старик достаёт крепкую дубинку.

Он знал, что каждый толчок акулы об лодку означал кусок оторванного мяса и что рыба теперь оставляет в море след, широкий, как шоссейная дорога, и доступный всем акулам на свете.

Следующая группа акул нападает на лодку перед закатом. Старик отгоняет их ударами дубинки по головам, но ночью они возвращаются. Сантьяго сражается с хищницами сначала дубинкой, потом - острым осколком румпеля. Наконец акулы уплывают: им нечего больше есть.

Старик входит в бухту у своей хижины глубокой ночью. Сняв мачту и связав парус, он бредёт к дому, ощущая неимоверную усталость. На мгновение старик оборачивается и видит за кормой своей лодки огромный хвост рыбы и отблеск белого хребта.

В хижину старика приходит мальчик. Сантьяго спит. Мальчик плачет, увидев его израненные ладони. Он приносит старику кофе, успокаивает его и уверяет, что отныне они будут рыбачить вместе, ибо ему надо ещё многому научиться. Он верит, что принесёт старику удачу.

Утром рыбаки с изумлением рассматривают останки гигантской рыбы. На берег приходят богатые туристы. Они удивлены, заметив длинный белый позвоночник с огромным хвостом. Официант пытается рассказать им, что произошло, но те ничего не понимают - они слишком далеки от этой жизни.

А старик в это время спит, и ему снятся львы.

Эрнест Хемингуэй – американский писатель и журналист. В 1954 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Интересно, что он стал популярным во всем мире не только благодаря своим произведениям, но и благодаря своей непростой , которая была насыщена разными приключениями.

Итак, перед вами краткая биография Эрнеста Хемингуэя . .

Биография Хемингуэя

Эрнест Миллер Хемингуэй родился 21 июля 1899 г. в , в небольшом городе Оук-Парк, Иллинойс. Он рос в интеллигентной и зажиточной семье.

Его отец, Кларенс Эдмонт Хемингуэй, работал врачом, а мать, Грейс Холл, была известной оперной певицей. Кроме Эрнеста у них родилась еще 5 детей.

Детство и юность

До 4 лет мать наряжала Эрнеста Хемингуэя в наряды для девочек. Делала она это потому, что долгое время мечтала о рождении именно девочки. Стоит заметить, что кроме платьев, мама надевала на голову сына еще и белые банты.

Отец Хемингуэя был заядлым рыбаком, поэтому часто брал с собой на рыбалку и маленького Эрнеста. Он даже сделал для него небольшую удочку, чтобы мальчику было удобнее ловить мелких рыбешек.

Мама одевала Эрнеста Хемингуэя как девочку

Кроме этого, отец учил сына охотиться на и . Позже все пережитые в детстве впечатления найдут свое отражение в произведениях писателя.

Несмотря на то, что родители не интересовались литературой, сам Эрнест Хемингуэй очень любил читать . Ради этого он жертвовал играми с ребятами во дворе.

Начав учиться в школе, он впервые в своей биографии попробовал писать статьи на разные бытовые и спортивные темы. В скором времени его работы стали печатать в местной газете.

После этого Хемингуэй попробовал описывать разные красивые места, в которых ему удавалось побывать на летних каникулах. В 1916 г. из-под его пера вышел рассказ об охоте «Сепи Жинган».

Одновременно с этим Хемингуэй активно интересовался . Ему нравилось играть в и заниматься плаванием.

Затем Эрнест серьезно увлекся боксом, который, по сути, сделал его инвалидом. Во время одного из поединков соперник нанес ему тяжелую травму головы.

В итоге Эрнест Хемингуэй практически перестал видеть левым глазом и слышать левым ухом. В связи с этим он долгое время не мог пройти медкомиссию для службы в армии.


Паспортное фото Хемингуэя 1923 г.

Накануне окончания школы Хемингуэй заявил родителям, что хочет стать писателем, что вызвало у них негодование.

Отец мечтал, чтобы Эрнест был врачом, а мать хотела видеть его талантливым музыкантом. В связи с этим она заставляла сына часами играть на виолончели, которую в будущем писатель просто возненавидел.

После окончания школы Эрнест, ослушавшись родителей, начал работать журналистом в одном из издательств Канзаса.

Поскольку он был полицейским репортером, ему приходилось разговаривать с представителями преступного мира и быть свидетелем разных опасных ситуаций.

Эта профессия серьезно повлияла на биографию Хемингуэя.

Она помогла ему на практике увидеть различные социальные проблемы и . В будущем это поможет писателю в красках описывать своих героев.

Творческая биография Хемингуэя

В 1914 г., с началом Первой мировой войны, Хемингуэй хотел отправиться на фронт добровольцем, однако он был непригоден из-за физических недостатков, о которых говорилось ранее.


Хемингуэй в Милане в 1918 г.

В начале 1918 г. ему все же удалось стать шафером скорой помощи в Италии. Вскоре Эрнест получил серьезное ранение и после продолжительного лечения был демобилизован.

В 1919 г. он направляется в , где продолжает заниматься журналистской деятельностью. Будущий нобелевский лауреат начинает работать в газете «Toronto Star».

Через 3 года Хемингуэй переезжает в , где он давно мечтал побывать.

Там он смог познакомиться с некоторыми влиятельными людьми, которые помогли ему устроиться на работу и реализовать себя в качестве литератора.

В частности, он подружился с известной писательницей Гертрудой Стайн, которая серьезно повлияла на уровень писательского мастерства Хемингуэя.

Произведения Хемингуэя

Почувствовав уверенность в своих силах, он пишет еще один роман – «Прощай, оружие!», который вызвал множество положительных отзывов, как у критиков, так и у простых читателей.

Интересен факт, что во многих странах данное произведение включено в обязательную школьную программу.

В 1928 г. в биографии Хемингуэя происходит трагическое событие: он получил телеграмму, в которой его извещали о том, что его отец покончил жизнь самоубийством. Достоверно известно, что у Хемингуэя-старшего были финансовые трудности, и Эрнест писал ему, чтобы он не волновался об этом. Однако письмо дошло уже после самоубийства.

После этого трагического события Хемингуэй сказал: «Я, наверное, пойду тем же путем». Эти слова оказались пророческими.

В 1933 г. в свет выходит сборник коротких рассказов Хемингуэя «Победитель не получает ничего», написанных на разные темы. И вновь успех!

Спустя 3 года он пишет произведение «Снега Килиманджаро», в котором главный персонаж находится в поисках смысла жизни. Почти сразу после этого был опубликован один из известнейших романов в биографии Хемингуэя – «По ком звонит колокол».

В 1949 г. писатель переезжает жить на Кубу, где по-прежнему продолжает активно заниматься творческой деятельностью.

В 1952 г. Эрнест Хемингуэй написал знаменитую повесть «Старик и море», в которой рассказывалось о судьбе старика Сантьяго. За это произведение он был удостоен Пулитцеровской и Нобелевской премий.

Личная жизнь

Справедливости ради нужно сказать, что по своей натуре Хемингуэй был сильным и отважным человеком, которому удалось прожить очень интересную и насыщенную жизнь.

Говоря современным языком, его можно смело назвать экстремалом, что подтверждается многими фактами его биографии. Известны случаи, когда он в молодости участвовал в корриде, а также неоднократно оставался наедине со львами.

При этом подлинной слабостью Эрнеста Хемингуэя всегда были представительницы прекрасного пола. Он являлся настоящим Казановой своего времени, чего не скрывал и чем даже гордился.

В биографии Хемингуэя было четыре женщины, с которыми он был официально расписан. Кратко рассмотрим каждый брак.

Первой супругой Хемингуэя стала Элизабет Хэдли Ричардсон. Она всячески поддерживала мужа и даже подарила ему для работы печатную машинку.

Узаконив отношения, они переехали в Париж, где изначально испытывали серьезные материальные трудности. В этом браке у них родился мальчик Джон Хэдли Никанор, которого они прозвали «Бамби».

В 1927 г. Эрнест увлекся подругой жены, Паулиной Пфайфер, в результате чего подал на развод.

Он женился на Паулине, но в браке с ней не был счастлив и даже позже признавался в том, что развод с Элизабет стал главной ошибкой его жизни. От Пфайфер у него родилось 2 мальчика: Патрик и Грегори.

Третьей супругой в биографии Хемингуэя стала Марта Геллхорн, работавшая репортером. Во многом Марта была интересна писателю тем, что она не боялась трудностей и тоже увлекалась охотой.

Однако и этот брак окончился разводом. Эрнест не смог выдержать властного характера жены и постоянного над собой контроля.

В четвертый раз он женился на Мэри Уэлш, которая всячески поддерживала его в работе и была для него надежной опорой. Позже она стала и личным его секретарем.

В скором времени 48-летний Эрнест Хемингуэй увлекся юной Адрианой Иванчич, которой едва исполнилось 18 лет.

И хотя литератор делал все возможное, чтобы расположить к себе девушку, она воспринимала его как отца. Интересно, что Мэри знала о новом увлечении мужа, однако намерено игнорировала это, так как боялась потерять супруга.


Эрнест Хемингуэй с 4-й женой Мери Уэлш

Вообще биография Эрнеста Хемингуэя была насыщенна множеством интересных и даже опасных приключений и происшествий, в которых он неоднократно мог погибнуть.

Хемингуэй пережил 5 аварий и 7 катастроф! За свою жизнь он получил массу ушибов, переломов и сотрясений мозга. Кроме этого он переболел сибирской язвой, малярией и раком кожи.

Смерть

В последние годы жизни Хемингуэй страдал от высокого давления и сахарного диабета. Более того, близкие начали замечать серьезно ухудшение его душевного здоровья.

По словам его последней жены Мэри, Хемингуэй стал полной противоположностью тому, кем он был раньше. Из общительного, полного жизни человека с бьющей через край энергией, он превратился в замкнутого и молчаливого старика.


Хемингуэй со своей последней женой

В скором времени его положили на лечение в психиатрическую больницу, однако состояние писателя продолжало ухудшаться. Он начал страдать паранойей, думая, что за ним повсюду следят агенты ФБР.

Где бы он не находился ему казалось, что его прослушивают и хотят убить. В каждом человеке Эрнест видел преследующего его агента спецслужб.

Впав в глубокую депрессию, он часто думал о суициде.

2 июля 1961 г., после выписки из клиники, Эрнест Хемингуэй застрелился из ружья в своем доме в Кетчуме. Он умер в возрасте 61 года, не оставив предсмертной записки.

В конце стоит заметить, что младший брат писателя, Лестер Хемингуэй, тоже был писателем, и тоже покончил жизнь самоубийством аналогичным образом, как его отец и старший брат.

Если вам понравилась краткая биография Хемингуэя – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Эрнест Миллер Хемингуэй- первый сын и второй ребенок, родившийся у Кларенса Эдмондса Хемингуэя, деревенского врача и Грейс Холл Хемингуэй.
Мать надеялась, что ее сын проявит интерес к музыке, Хемингуэй перенял от своего отца увлечение охотой, рыбалкой и кемпингом в лесах и озерах Северного Мичигана. Семье принадлежал дом на озере Валлонии в Мичигане и Эрнест часто проводил там лето. Все эти детские впечатления, возникшие благодаря тесному контакту с природой, привили Хемингуэю пожизненную страсть к приключениям на открытом воздухе и к жизни в отдаленных районах.

По окончании школы в 1917 году Хемингуэй, ненадолго устроился на работу «Канзас-Сити Стар», но за это короткое время он изучил стиль письма, который сформировал бы почти всю его будущую работу.
к концу Первой мировой войны в 1918 году присоединился к Красному Кресту. Первая мировая война была переломным для Хемингуэя и его поколения. Опыт войны сильно повлиял на него, как он сказал Малкольму Коули: «В первой войне я был ранен, и телом, разумом и душевно, а также морально».
После его возвращения в Соединенные Штаты он стал репортером канадских и американских газет и вскоре был отправлен обратно в Европу для освещения таких событий, как греческая революция.

В 1920-х годах он переехал в Париж со своей женой Хэдли Ричардсон,и устроился на работу иностранным корреспондентом.
После того, как Хэдли забеременела в 1923 году, Хемингуэй уехал из Парижа и перебрался в Торонто, там он писал для издания «Торонто Дейли Стар».
После рождения сына семья вернулась в Париж, и Хемингуэй решил заявить о себе. В период между 1925 и 1929 годами он выпустил одни из самых важных произведений художественной литературы 20-го века, в том числе знаменательный сборник рассказов «В наше время» (1925), в котором была «На биг-ривер». Через год был опубликован роман «Солнце снова поднимается», а затем «Мужчины без женщин» в 1927 году. В 1929 году он опубликовал «Прощай, оружие», возможно, самый прекрасный роман, описывающий события Первой мировой войны. За четыре коротких года он превратился из неизвестного репортера, в одного из самых важных писателей своего поколения и, возможно, 20-го века.

Хемингуэй решил развестись с Хэдли Ричардсон в 1927 году и женился второй раз, на Полине Пфайфер. На следующий год пара перебралась во Флориду, чтобы начать новую жизнь. В 1928 родился второй сын, Патрик. Третий сын Грегори родился через несколько лет.

В 1937 году писатель переехал в Испанию, чтобы сделать репортаж о гражданской войне в Испании. В этот период у Хемингуэя начались разногласия с женой. Его супруга Полина была набожным католиком и, встала на сторону фашистского, прокатолического режима Франко, тогда как Хемингуэй поддержал республиканское правительство.
Вскоре после захвата власти Франко в Испании, Хемингуэй вернулся во Флориду и решил развестись с Полиной. Хемингуэй вступил в брак с Мартой Геллхорн.
Роман «По кому звонит колокол» был опубликован в 1940 году. Книга описывает события произошедшие во время войны в Испании.Роман считается одним из его самых заметных литературных достижений.

Во время Второй мировой войны он работал в движении сопротивления в Париже. После войны он перебрался на Кубу, где жил до 1959 года, пока коммунисты-революционеры Фиделя Кастро не захватили власть.
«Старик и море» был написан и выпущен на Кубе. За этот роман Хемингуэй удостоился Пулитцеровской премии в 1953 году.
В 1954 году он стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы.
После неудачной попытки весной 1961 года он совершил самоубийство через несколько месяцев.На момент смерти ему был 61 год.

Большинству писателей "потерянного поколения" суждены были еще годы, а некоторым (Хемингуэю, Фолкнеру, Уайлдеру) и десятилетия творчества, но один лишь Фолкнер сумел вырваться из определенного в 20-е круга тем, проблематики, поэтики и стилистики, из магического круга щемящей печали и обреченности "потерянного поколения". Общность "потерянных", их духовное братство, замешанное на молодой горячей крови, оказалось сильнее продуманных выкладок различных литературных групп, которые распадались, не оставляя следа в творчестве их участников.

Так, Эрнест Хемингуэй (1899—1961), лауреат Нобелевской премии (1954), "гражданин мира" и писатель широчайшего диапазона вместе с тем навсегда сохранил некую пометину "потерянных", которая проявляется порой в узнаваемой композиционной конструкции, узнаваемом повороте сюжета или черте характера героя.

Собственно, не только Фредерик Генри ("Прощай, оружие!", 1929) и Джейкоб Барнс ("И восходит солнце", 1926), но и Гарри Морган ("Иметь и не иметь", 1937), и Роберт Джордан ("По ком звонит колокол",1940), и даже старик Сантьяго ("Старик и море", 1952) — это своего рода "поверженные победители", за мужественной твердостью и силой которых кроются сдерживаемое напряжение и неизжитая душевная боль. В романе же "За рекой в тени деревьев" (1950) Хемингуэй открыто вернулся к своей проблематике, поэтике и стилистике 20-х годов, к теме Первой мировой войны, рассказав историю ее ветерана, ныне полковника Ричарда Кантуэлла, его горькой обреченной любви к юной итальянской графине Ренате, девушке, "от профиля которой щемило сердце", и его скоропостижной смерти, оборвавшей эту любовь.

Проза Э. Хемингуэя, отточенная, предельно экономная в изобразительных средствах, была во многом подготовлена школой журналистики. Эта проза мастера, виртуозная простота которой лишь подчеркивала сложность его художественного мира, всегда опиралась на личный опыт писателя.

Хемингуэй родился в Оук-Парке, штат Иллинойс, и провел детство в северном Мичигане; его отец, врач, помогал, в частности, индейцам в местной резервации и иногда брал сына с собой — данный жизненный отрезок нашел отражение в рассказах о ранних годах хемингуэевского лирического героя Ника Адамса (книга "В наше время", 1925). Определивший судьбу Хемингуэя опыт Первой мировой, куда он ушел добровольцем, лег в основу новелл сборника "Мужчины без женщин" (1927) и романа "Прощай, оружие!".

Реальные биографические факты (служба в отряде Красного Креста на итало-австрийском фронте, тяжелое ранение и пребывание в миланском госпитале, бурная, но принесшая Хемингуэю лишь горечь и разочарование любовь к медсестре Агнессе фон Куровски) художественно преображены в романе и отлиты в кристалльно-ясную, отчетливую и пронзительную картину страданий и мужественного стоицизма "потерянного поколения".

Париж 1920-х, этот "Праздник, который всегда с тобой" (так называлась вышедшая посмертно, в 1964, книга мемуаров писателя), где Хемингуэй жил с 1921 по 1928, был показан в романе "И восходит солнце" как послевоенное временное пристанище молодых американцев, которые слоняются по парижским кафе, прожигая жизнь, колесят по свету и находят лишь краткое успокоение в природе (сцена ловли форели) и в стихии народного празднества (испанская фиеста). Пространственные перемещения героев книги выступают художественной метафорой их внутренней неприкаянности.

Симптоматична тяга хемингуэевских персонажей (как и самого автора) к экстремальным проявлениям жизни, включающим смертельный риск, таким, как коррида ("И восходит солнце"; "Смерть после полудня", 1932; "Опасное лето", 1960) и сафари ("Зеленые холмы Африки", 1935; "Недолгое счастье Френсиса Макомбера"; "Снега Килиманджаро"). В этих проявлениях жестокость и смерть предстают эстетически преображенными — не бойней, а искусством боя быков и охоты на дикого зверя.

Всегда оказывавшийся в гуще событий своего времени — как корреспондент, непосредственный участник и как писатель — Хемингуэй отзывался на них своей публицистикой и художественными произведениями. Так, атмосфера "гневного десятилетия" и гражданская война в Испании были воссозданы в новеллах сборника "Победитель не получает ничего" (1935), романе "Иметь и не иметь" (1937), "испанской публицистике", пьесе "Пятая колонна" (1938) и романе "По ком звонит колокол" (1940). События 1940-х, когда Хемингуэй, поселившийся на Кубе, охотился на своей яхте "Пилар" за немецкими подлодками в Карибском море, отразились в посмертно опубликованном романе "Острова в океане" (1979). В конце Второй мировой писатель как военный корреспондент участвовал в освобождении Парижа.

Мощным заключительным аккордом его творчества (остальные произведения были опубликованы посмертно) стала повесть-притча "Старик и море", действие которой происходит на Кубе. Последние годы жизни Хемингуэя были омрачены тяжелыми физическими недугами, и в 1961 писатель, не пожелавший сдаваться старости и болезням, покончил с собой выстрелом из охотничьего ружья, как некогда (в 1928 году) поступил и его отец. Незадолго до этого Э. Хемингуэй вернулся на родину, купив дом в Кетчуме, на западе страны.

Проведя большую часть жизни за пределами США и принимая более деятельное участие в международных, нежели в американских событиях, Хемингуэй (как в свое время Г. Джеймс и многие другие) остался американским писателем. Склад его личности, стиль его творчества, свежий и внимательный взгляд на мир, которые обладают неповторимо национальным качеством, — все это свидетельствует о его неразрывной связи с Америкой.

Читайте также другие статьи раздела "Литература XX века. Традиции и эксперимент" :

Реализм. Модернизм. Постмодернизм

  • Америка 1920-30х: Зигмунд Фрейд, Гарлемский ренессанс, "Великий крах"

Мир человека после Первой мировой войны. Модернизм

  • Хемингуэй. Биография и творчество