Распад ссср: причины и последствия. образование снг

1. Противостояние центра и республик

2. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов

3. Попытки укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс

Глава II. Распад ссср

1. Возобновление Новоогаревского процесса

2. Проект договора ОССГ

3. Создание СНГ

Глава III. Становление и развитие снг

1. Факторы интеграции

2. Россия – СНГ

3. Документы Содружества

Заключение

Библиография

ВСТУПЛЕНИЕ

В декабре 1991 года Союз Советских Социалистических Республик прекратил свое существование. Несколько республик, входивших ранее в советскую федерацию, объявили о создании на территории бывшего СССР нового межгосударственного образования – Содружества Независимых Государств.

Дезинтеграционные процессы начались в Советском Союзе уже в середине 1980?х гг. В этот период в условиях ослабления идеологического диктата и всевластия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется немало этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (например, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским руководством, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились отношения между титульными нациями и русскими. Руководство Советского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя «рост национального самосознания всех наций». Но, как оказалось, у руководства страны не было программы решения национальных проблем, умения своевременно и эффективно реагировать на обострение этнических конфликтов. В результате вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Попытки решить проблему национализма с помощью войск не привели к положительным результатам, а еще больше подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.

Ослаблению союза способствовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, явно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у руководства союзных республик.

Центр не смог выработать новую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В результате всего этого национальный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против единого государства.

В данной работе мы попытаемся проследить основные этапы распада СССР и установления новых взаимоотношений между бывшими советскими республиками в рамках СНГ.

Глава I. Дезинтеграционные процессы в ссср

Национализм и сепаратизм проявились в первые же годы перестройки. 17–19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана вместо Кунаева был назначен Колбин, тысячи молодых казахов устроили беспорядок. Погибли двое русских дружинников, свыше тысячи человек обратились за помощью в медицинские учреждения. Для восстановления порядка были применены войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все попытки остановить этот конфликт ни к чему не привели.

Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Наибольший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.

Одной из форм этой борьбы стала критика советской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать секретные протоколы, рассказать общественности о массовых депортациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил изменения и дополнения к Конституции республики, позволяющие ее высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Одновременно была принята декларация о суверенитете республики. 17–18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса государственного. Аналогичные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Лидер литовского Народного фронта «Саюдис» В. Ландсбергис в «Манифесте литовской свободы» объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение ее полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.

В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами «Независимость Грузии» и «Долой Российскую империю». Руководство Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено направить в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти события дали мощный толчок развитию национального движения в Грузии.

В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем наиболее радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа «унитарного имперского государства» и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители национальных движений не добились поддержки своих требований.

Потерпев поражение на съезде, националисты попытались решить вопрос о независимости в Верховных Советах своих республик. Политическая борьба в республиках достигла небывалой остроты. Республиканские компартии пытались противостоять набиравшим силу национальным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Стремление руководства некоторых республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались неудачными для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большинство получили сторонники национальной независимости, которые стали предпринимать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в которых коммунисты получили большинство голосов на выборах, Верховные Советы один за другим стали принимать Декларации о национальном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.

В стране начались так называемые «парад суверенитетов» и «война законов». 12 июня 1990 г. была принята декларация о государственном суверенитете РСФСР («за» – 907 депутатов, «против» – 13, «воздержалось» – 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля – декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре – Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне того же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила приостановить на территории республики действие Указа Президента Советского Союза «О запрещении создания вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии оружия в случаях его незаконного хранения».

В сентябре Президиум Верховного Совета Украины специальным указом запретил продажу за пределы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных объемов ее вывоза. В конце 1990 г. Россия решила в пять раз сократить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50?летия провозглашения Советской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в котором 21 июля оценивалось как «день обиды, позора и несчастья». Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года «О вступлении Латвии в состав СССР», не имеющей силы с момента ее принятия.

Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о своем государственном суверенитете объявили Татарская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Советская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.

Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Советский Союз оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пытались остановить процессы суверенизации.

Сделать это с помощью военной силы оказалось для центра проблематично. В случаях применения войск руководство страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские события 1989 г., а затем попытки силовыми методами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического руководства свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: «События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением линии президентской власти, ради которой она была создана. И поэтому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы по этому поводу… События в Прибалтике возникли в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей иной национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такого рода стычки и побоища легко могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся трагедии, а не в каких-то мифических приказах сверху… Как Президент вижу главную задачу в том, чтобы не допустить эскалации противоборства, нормализовать обстановку… Вместе с тем, недопустимы никакие самовольные действия со стороны войск».

Весной 1991 г. союзные власти попытались оказать силовое давление на руководство России. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами - коммунистами снятие Б. Ельцина с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцина не состоялось. Более того, было принято решение о введении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был вынужден признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.

Противостояние российских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Многие республики не предпринимали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Отношения руководства России и Союза начали обостряться после принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противостояния между ними способствовало и разное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Российское руководство не скрывало своего стремления трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противостояния заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцина и российские власти, и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и нужно срочно менять курс реформ. Консерваторы призывали вернуться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы – к буржуазным. И те, и другие подвергали жесткой критике М. Горбачева.

М. Горбачев был вынужден маневрировать между двумя этими крайними точками зрения, не решаясь прибегнуть к жестким мерам по восстановлению прежнего СССР или порвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Однако повышение властного статуса не смогло спасти его от потери авторитета среди людей. Кроме того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост необходимой легитимности, что в серьезной степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.

В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некоторые уступки республикам, на подписание нового союзного договора. Пожалуй, у него не было другого выхода. По некоторым оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля – завершить успешно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

По мнению Б. Ельцина, «Горбачев, только будучи „зажатым в угол“ различными политическими силами, выдвинул идею нового союзного договора».

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Союз в качестве Федерации, оставить за центром максимально большие полномочия, подписать Союзный Договор как можно быстрее. В середине ноября 1990 г. президент СССР на заседании руководителей союзных республик предложил программу из 8 пунктов по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большинство предложений было направлено на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось превратить Совет Федерации в постоянный орган, состоящий из руководителей республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив ее непосредственно президенту. Кроме того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите некоторых категорий граждан и т. д. Лидеры республик этот план не одобрили.

Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента дополнительными полномочиями. В частности, он получил право непосредственно руководить правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Безопасности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.

Однако реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабела. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало не более 40 % запланированных финансовых поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Советского Союза. В нем приняло участие население 9 союзных республик. Большинство проголосовало за сохранение обновленного Союза.

Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного государства. Однако время уже было упущено. Некоторые республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах участия.

Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили название Новоогаревского процесса, по названию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли участие 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.

Для многих решение Горбачева начать переговоры стало неожиданностью. Б. Ельцин говорит об этом так: «Совещание в Ново-Огарево было для меня сюрпризом. То, что сказал на встрече Горбачев, превзошло все мои ожидания».

По итогам первого заседания, состоявшегося 23 апреля, его участники сделали совместное заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. В заявлении говорилось: «Участники встречи считают, что непременным условием стабилизации обстановки в стране является принятие решительных мер по восстановлению повсеместно конституционного порядка, неукоснительному соблюдению действующих законов впредь до принятия нового Союзного договора и Конституции Союза. Первоочередной задачей для преодоления кризиса является заключение нового договора суверенных государств с учетом итогов проведенного всесоюзного референдума… В течение всего переходного периода должна обеспечиваться нормальная деятельность органов власти Союза и республик, Советов народных депутатов всех ступеней… Учитывая исключительно острую кризисную ситуацию в стране, руководители Союза и республик считают нетерпимыми попытки достигать политических целей путем подстрекательства к гражданскому неповиновению, забастовкам, призывы к свержению существующих законно избранных органов государственной власти. Участники встречи отдают себе отчет в том, что все эти меры по стабилизации обстановки и преодолению кризиса немыслимы без кардинального повышения роли союзных республик».

В ходе дальнейших переговоров были выработаны проекты новых документов о Союзе Суверенных Советских Республик, предполагавшие создание фактически конфедеративного государства. Права республик существенно расширялись. В частности, были достигнуты договоренности об установлении такой системы отчислений налогов, чтобы республики передавали в центр фиксированный процент от своих доходов. Лидером в переговорах со стороны республик была Россия, Б. Ельцин. По его словам, «как правило, приходилось брать инициативу на себя, если речь шла о принципиальном вопросе. И спорить. Это всех устраивало. При существовании двух полюсов всем остальным было удобно выбирать свою позицию, маневрировать. Мы с Горбачевым брали всю моральную тяжесть выяснения спорных проблем на себя».

К лету 1991 года большинство спорных проблем удалось решить. Подписание союзного договора было намечено на 20 августа.

Подписанию договора помешали события 19–21 августа. В СССР несколькими высшими руководителями был создан Государственный Комитет по чрезвычайному положению. Президент М. Горбачев был отстранен от власти и изолирован в своей резиденции в Крыму. Целями ГКЧП были восстановление Советского Союза в прежнем виде и сворачивание процесса перемен в стране. Августовские события радикально повлияли на дальнейшее развитие событий, на судьбу Советского Союза.

Министерство Образования и Науки Республики Казахстан

Казахский Национальный Аграрный Университет

Кафедра: Общественные дисциплины

На тему: Распад СССР и создание СНГ

Выполнил (а)_______________________________

Проверил (а): ______________________________

Алматы 2010

Вступление
Глава I. Дезинтеграционные процессы в СССР
1. Противостояние центра и республик
2. Национализм и сепаратизм. Парад суверенитетов
3. Пробы укрепления союзной власти. Новоогаревский процесс
Глава II. Распад СССР
1. Возобновление Новоогаревского процесса
2. Проект контракта ОССГ
3. Создание СНГ
Глава III. Становление и развитие СНГ
1. Причины интеграции
2. Наша родина - СНГ
3. Документы Содружества
Заключение
Список используемой литературы

ВСТУПЛЕНИЕ

В декабре 1991 года Альянс Русских Социалистических Республик прекратил свое существование. Несколько республик, входивших ранее в советскую федерацию, объявили о разработке на местности бывшего СССР нового межгосударственного образования - Содружества Независящих Стран.
Дезинтеграционные процессы начались в Русском Союзе уже посреди 1980-х гг. В этот период в критериях ослабления идеологического диктата и всесилия КПСС, проявился кризис национально-государственного устройства страны. Оказалось, что в стране имеется много этнических конфликтов, которые в обстановке гласности всплыли на поверхность (к примеру, грузино-абхазский, армяно-азербайджанский). В республиках набирали силу националистические движения, которые отчасти поддерживались республиканским управлением, опасавшимся за свою судьбу в свете неопределенных перспектив КПСС. В ряде республик обострились дела меж титульными цивилизациями и русскими. Управление Русского Союза попыталось взять националистические движения под контроль, поощряя "рост государственного самосознания всех наций". Но, как оказывается, у управления страны не было програмки решения государственных заморочек, умения вовремя и отлично реагировать на обострение этнических конфликтов. В итоге вооруженные столкновения переросли в межнациональные войны. Пробы решить делему национализма при помощи войск не привели к положительным результатам, а еще более подтолкнули национальные движения к борьбе за выход из СССР.
Ослаблению союза содействовал нараставший экономический кризис. М. Горбачев и центральное правительство, очевидно не справлявшиеся с задачей преодоления экономического спада и реформирования экономики, с каждым годом теряли авторитет как у народа, так и у управления союзных республик.
Центр не сумел выработать новенькую объединяющую идеологию взамен устаревшей коммунистической. В итоге всего этого государственный центр, оставшись без наднациональной идеи, объективно работал против одного страны.
В данной работе мы попытаемся проследить главные этапы распада СССР и установления новейших взаимоотношений меж бывшими русскими республиками в рамках СНГ.

ГЛАВА I. ДЕЗИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СССР

Национализм и сепаратизм проявились в 1-ые же годы перестройки. 17-19 декабря 1986 г. в Алма-Ате под предлогом того, что на пост первого секретаря ЦК КП Казахстана заместо Кунаева был назначен Колбин, тыщи юных казахов устроили беспорядок. Погибли двое российских дружинников, выше тыщи человек обратились за помощью в мед учреждения. Для восстановления порядка были использованы войска. Армяно-азербайджанский конфликт в Нагорно-Карабахской автономной области перерос в войну. Все пробы приостановить этот конфликт ни к чему не привели.
Наряду со стихийными проявлениями национализма создавались националистические организации, так называемые Народные фронты. Больший размах движение за национальную независимость получило в прибалтийских республиках.
Одной из форм данной борьбы стала критика русской истории. В августе 1987 г. в связи с годовщиной заключения советско-германского пакта о ненападении в Прибалтике прошли демонстрации с требованием опубликовать скрытые протоколы, поведать общественности о массовых департациях в сталинские времена. 16 ноября 1988 г. Верховный Совет Эстонии утвердил конфигурации и дополнения к Конституции республики, дозволяющие её высшим органам власти приостанавливать действие законодательных актов СССР. Сразу была принята декларация о суверенитете республики. 17-18 ноября Верховный Совет Литвы внес в Конституцию дополнение о придании литовскому языку статуса муниципального. Подобные дополнения были внесены в Конституции Эстонии (декабрь 1988 г.) и Латвии (май 1989 г.). В 1989 г. Народные фронты Прибалтики объявили противозаконным пакт Молотова-Риббентропа, а, следовательно, противоправным включение Литвы, Латвии и Эстонии в состав СССР. Фаворит литовского Народного фронта "Саюдис" В. Ландсбергис в "Манифесте литовской свободы" объявил, что его организация ставит целью завоевание власти в республике и провозглашение её полной независимости. Такие же цели провозгласили и Народные фронты Эстонии и Латвии.
В апреле 1989 г. в Тбилиси состоялся митинг под лозунгами "Независимость Грузии" и "Долой Российскую империю". Управление Грузии растерялось. Бюро ЦК компартии республики обратилось в ЦК КПСС с просьбой ввести чрезвычайное положение. Было решено навести в Тбилиси войска. В ночь с 8 на 9 апреля митинг был разогнан войсками. Погибли 16 человек. Эти действия отдали мощнейший толчок развитию государственного движения в Грузии.
В мае-июне 1989 г. прошел I съезд народных депутатов СССР. На нем более радикально настроенные депутаты потребовали демонтажа "унитарного имперского государства" и образования новой добровольной федерации. Но на этом съезде представители государственных движений не достигнули поддержки собственных требований.
Потерпев поражение на съезде, националисты попробовали решить вопросец о независимости в Верховных Советах собственных республик. Политическая борьба в республиках достигла необычной остроты. Республиканские компартии пробовали противостоять набиравшим силу государственным движениям, но они утратили былое влияние и монолитность, а компартия Литвы раскололась на две самостоятельные партии. Рвение управления неких республиканских компартий опереться на поддержку центра подорвало их авторитет и сыграло на руку националистам. Результаты выборов в Верховные Советы Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении оказались плохими для коммунистов. В Верховных Советах этих республик большая часть получили сторонники государственной независимости, которые стали решать шаги по выходу из СССР. Но даже в республиках, в каких коммунисты получили большая часть голосов на выборах, Верховные Советы один за иным стали принимать Декларации о государственном суверенитете, провозглашавшие, в первую очередь, верховенство республиканских законов над союзными.
В стране начались так называемые "парад суверенитетов" и "война законов". 12 июня 1990 г. была принята декларация о муниципальном суверенитете РСФСР ("за" - 907 депутатов, "против" - 13, "воздержалось" - 9), 16 июля декларация о суверенитете Украины, 27 июля - декларация о суверенитете Белоруссии. В августе решение об объявлении суверенитета принял Верховный Совет Армении, в октябре - Верховные Советы Казахстана и Киргизии. В июне такого же года на сессии Верховного Совета Эстонской ССР было принято решение о прекращении финансирования из республиканского бюджета деятельности КГБ и военкомата ЭССР. В августе сессия Верховного Совета Армянской ССР постановила остановить на местности республики действие Указа Президента Русского Союза "О запрещении сотворения вооруженных формирований, не предусмотренных законодательством СССР, и изъятии орудия в вариантах его незаконного хранения".
В сентябре Президиум Верховного Совета Украины особым указом запретил продажу за границы республики продукции агропромышленного комплекса сверх установленных размеров её вывоза. В конце 1990 г. Наша родина решила в 5 раз уменьшить отчисления в союзный бюджет. 21 июля 1990 года в день 50-летия провозглашения Русской власти в Литве и Латвии Президиум Верховного Совета Литвы опубликовал заявление, в каком 21 июля оценивалось как "день обиды, позора и несчастья". Верховный Совет Латвии объявил декларацию сейма от 21 июля 1940 года "О вступлении Латвии в состав СССР", не имеющей силы с момента её принятия.
Суверенизация происходила не только в союзных, но и в автономных республиках. В РСФСР о собственном муниципальном суверенитете объявили Монгольская, Башкирская, Калмыкская, Чувашская автономные республики. В Молдавии были провозглашены Приднестровская Молдавская Русская Социалистическая Республика и Гагаузская Республика в составе обновленного СССР.
Весной 1990 года Верховные Советы прибалтийских республик приняли декларации о независимости. Русский Альянс оказался на пороге распада. Союзные власти, не желавшие расширения прав и самостоятельности республик пробовали приостановить процессы суверенизации.
Сделать это при помощи военной силы оказалось для центра проблематично. В вариантах внедрения войск управление страны действовало непоследовательно и нерешительно. Тбилисские действия 1989 г., а потом пробы силовыми способами воспрепятствовать балтийским республикам из состава СССР (столкновения митингующих людей с подразделениями ОМОНа в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге; в столице Литвы погибли 14 человек), заканчивались людскими жертвами и попытками политического управления свалить всю вину на военных. М. Горбачев заявлял, что он не был поставлен в известность о готовящихся военных операциях. По поводу событий в Прибалтике президент СССР сделал двусмысленное заявление, из которого следовало, что столкновения произошли стихийно, военные действовали без указаний сверху: "События, которые произошли в Вильнюсе и Риге, ни в коем случае не являются выражением полосы президентской власти, ради которой она была сотворена. И потому решительно отвожу всякие спекуляции, все подозрения и наветы благодаря чему поводу... Действия в Прибалтике появились в обстановке жесточайшего кризиса. Противозаконные акты, грубое нарушение гражданских прав, дискриминация людей другой национальности, безответственное поведение по отношению к армии, военнослужащим и их семьям создали ту среду, ту атмосферу, где такового рода стычки и побоища просто могут возникать по самым неожиданным поводам. Вот где источник случившейся катастрофы, а не в которых мифических приказах сверху... Как Президент вижу главную задачку в том, чтоб не допустить эскалации противоборства, восстановить обстановку... Совместно с тем, недопустимы никакие самовольные деяния со стороны войск".*

Весной 1991 г. союзные власти попробовали оказать силовое давление на управление Рф. В день открытия III съезда народных депутатов РСФСР в Москву были введены войска, призванные поддержать готовившееся на съезде депутатами-коммунистами снятие Б. Ельцына с поста председателя Верховного Совета. Но это вызвало прямо противоположный эффект. Снятие Ельцына не состоялось. Наиболее того, было принято решение о внедрении в РСФСР поста президента. М. Горбачев был обязан признать свою ошибку. Войска из столицы вывели.
Противостояние русских и союзных властей сыграло важнейшую роль в судьбе СССР. Почти все республики не решали радикальных шагов, ожидая, чем закончится борьба в Москве. Дела управления Рф и Союза начали обостряться опосля принятия Россией декларации о суверенитете. Усилению противоборства меж ними содействовало и различное видение дальнейших экономических и политических преобразований в стране. Русское управление не скрывало собственного рвения трансформировать экономику на рыночных началах, покончить с единовластием КПСС. Консерваторы, преобладавшие в союзных властных структурах, противились этому. Специфика этого противоборства заключалась в том, что и либералы, как называли Б. Ельцына и русские власти, и консерваторы, исходили из посылки, что перестройка зашла в тупик и необходимо срочно поменять курс реформ. Консерваторы призывали возвратиться к социалистическим, классовым ценностям, а либералы - к буржуазным. И те, и остальные подвергали твердой критике М. Горбачева.
М. Горбачев был обязан маневрировать меж 2-мя этими последними точками зрения, не решаясь прибегнуть к твердым мерам по восстановлению прежнего СССР либо разорвать с КПСС и приступить к радикальным рыночным реформам. С целью укрепить центральную власть и упрочить свое собственное положение Горбачев выступил с инициативой введения поста Президента СССР. Выборы президента состоялись 15 марта 1990 г. на III съезде народных депутатов СССР. Президентом, как и предполагалось, стал М. Горбачев. Но повышение властного статуса не сумело спасти его от утраты авторитета посреди людей. Не считая того, выборы Горбачева президентом на съезде, а не всенародным голосованием лишили его пост нужной легитимности, что в суровой степени обрекало на неудачу его президентскую деятельность.
В качестве президента М. Горбачев направил свои усилия в первую очередь на сохранение Союза, соглашаясь на некие уступки республикам, на подписание нового союзного контракта. Пожалуй, у него не было другого выхода. По неким оценкам, у Горбачева был один шанс сохранить себя в качестве влиятельного политического деятеля - завершить удачно процесс реформирования СССР и заключить новое соглашение о союзе.

Так или иначе, но М. Горбачев стремился сохранить Альянс в качестве Федерации, бросить за центром очень огромные возможности, подписать Союзный Контракт как можно скорее. Посреди ноября 1990 г. президент СССР на заседании управляющих союзных республик предложил програмку из 8 пт по выводу СССР из экономического и политического кризиса. Большая часть предложений было ориентировано на укрепление, расширение и концентрацию верховной исполнительной власти в СССР. Предполагалось перевоплотить Совет Федерации в неизменный орган, состоящий из управляющих республик, реорганизовать всю исполнительную власть, подчинив её конкретно президенту. Не считая того, принять экстренные меры по укреплению правопорядка, социальной защите неких категорий людей и т. д. Фавориты республик этот план не одобрили.
Еще одну попытку укрепить центральную власть М. Горбачев предпринял на IV съезде народных депутатов СССР. Съезд наделил Президента доп возможностями. А именно, он получил право конкретно управлять правительством, возглавил Совет Федерации и Совет Сохранности СССР. Была введена должность вице-президента, на которую был назначен Г. Янаев.
Но реально центральная власть не только не укреплялась, а день ото дня слабла. В обнародованных в апреле 1991 г. данных о положении в стране указано, что в союзный бюджет попадало менее 40 % запланированных денежных поступлений от республик. В сложившейся ситуации М. Горбачев решил апеллировать к народу. 17 марта 1991 г. состоялся референдум о сохранении Русского Союза. В нем приняло роль население 9 союзных республик. Большая часть проголосовало за сохранение обновленного Союза.
Результаты референдума подтолкнули Горбачева активизировать переговорный процесс по поводу реформирования союзного страны. Но время уже было упущено. Некие республики, твердо ориентировавшиеся на выход из Союза, не приняли в переговорах роли.
Эти переговоры, начавшиеся в апреле 1991 г., получили заглавие Новоогаревского процесса, по наименованию подмосковной резиденции Президента СССР, где они проходили. В Новоогаревском процессе приняли роль 9 союзных республик (РСФСР, Украина, Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Таджикистан, Кыргызстан, Туркменистан) и союзный центр в качестве самостоятельного участника дискуссий.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его .

Создание организации

8 декабря 1991 г. главы , Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение о создании СНГ. Документ состоял из вводной части и 14 статей. Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России.

21 декабря в Алма-Ате между странами, входившими в состав СНГ, была подписана декларация, которая содержала основные цели и причины образования СНГ, а также его принципы. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. Это собрание стало важным событием, так как завершило процесс видоизменения республик бывшего СССР в суверенные государства (ССГ).

В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, а в апреле 1994 г. - Молдавия.

Первая встреча глав государств СНГ состоялась в Минске 30 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ - основной документ организации.

Государства - участники СНГ

В состав Содружества входят следующие страны:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Грузия;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Молдавия;
  • Россия;
  • Таджикистан;
  • Туркменистан;
  • Узбекистан;
  • Украина.

Цели СНГ

В СНГ все страны-участники имеют равные права и являются самостоятельными субъектами.

Рассмотрим главные цели СНГ:

  • сотрудничество во всех областях;
  • развитие участников в пределах общего экономического рынка;
  • гарантия соблюдения прав и свобод человека;
  • сотрудничество для обеспечения безопасности и международного мира;
  • правовая помощь на взаимных условиях;
  • разрешение возникших конфликтов и споров между странами-участниками мирным путем.

На основании Устава СНГ главным органом организации считается Совет глав государств, занимающийся решением всех вопросов, связанных с деятельностью СНГ. Его первым председателем с 1994 г. был Б.Н. Ельцин.

В дальнейшем с участием СНГ были сформированы организации, имеющие более узкие рамки в общих целях и проблемах:

  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности);
  • ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество);
  • Таможенный союз;
  • ЕЭП (Единое экономическое пространство);
  • Евразийский экономический союз;
  • ЦАС (Центральноазиатское сотрудничество);
  • ШОС (Шанхайская организация сотрудничества);
  • Союзное государство России и Белоруссии.

В большей части из них Россия выступает как лидирующая сила.

В 1997 г. была создана организация ГУАМ, в состав которой вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия, а в 2005 г. - СДВ (Содружество демократического выбора).

В 1995 г. была создана Межпарламентская Ассамблея СНГ для решения проблем сотрудничества парламентов.

Военные организации СНГ

На данный момент в рамках СНГ существует две военные структуры:

  • Совет министров обороны СНГ - основан для ведения единой военной политики. В его распоряжении находятся Постоянный совет и ШКВС (Штаб по координации сотрудничества СНГ);
  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - основана для активной борьбы с терроризмом.
26 декабря 1991 года СССР прекратил свое существование.

Причины распада СССР.

Социально-экономические:

Тотальная государственная форма собственности, следствием чего стали отсутствие конкуренции, материальной заинтересованности коллективов в постоянном развитии производства; техническое отставание во всех сферах промышленности, кроме космической отрасли и военно-промышленного комплекса (ВПК);

Развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики. «Холодная война», афганская война и гонка вооружений приводили к тому, что ВПК попросту разорял бюджет;

Принудительный коллективизм в сельском хозяйстве, неэффективная модель колхозно-совхозного хозяйствования;

Неспособность советской экономики обеспечить в стране приемлемый уровень жизни, который соответствовал бы уровню развитых стран Запада. Постепенно политическое значение обретали такие явления, как постоянный дефицит товаров первой необходимости и перебои с продовольствием, нелепые запреты и ограничения (например, на размер садового участка и т.п.), низкое качество производимых товаров народного потребления: постепенно термин «советское» стал синонимом слова «некачественное». В конце концов у людей пропало доверие к существующей экономической системе, зато крепло желание изменить ее по образцу западных экономик, основанных на частной собственности и рыночных отношениях;

Непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря и третьего мира: на эту помощь из бюджета также уходили огромные деньги, которых и так не хватало.

К середине 80-х годов экономика СССР была настолько слабой и неэффективной, что неожиданное снижение мировых цен на нефть обернулось для нее катастрофой.

Гегемония компартии во всех сферах жизни, отрицание любой другой идеологии, кроме коммунистической, преследование инакомыслия;

Отсутствие реальных свобод (свободы выбора, слова, собраний и т.п);

Навязывание поведенческих моделей, имевших идеологический подтекст;

Невозможность свободного творчества, независимого от идеологических установок;

Закрытость советского общества, запрет на общение с заграницей, существование «железного занавеса», который разделил планету на две части: СССР и остальной мир и создавал ощущение изолированности, несвободы;

Скрытые национальные противоречия, которые долгое время подавлялись и ретушировались властями.

Предпосылки развала СССР.

Политика гласности, объявленная властями, вскрыла все недостатки советской системы. Люди впервые явственно осознали, в какой стране живут и куда ведет их идеология «светлого будущего». Это знание изменило людей. Демократизация, объявленная сверху, была энергично подхвачена снизу и постепенно обрела черты стихии, которая смела не только устоявшиеся идейно-политические основы страны, но и саму страну.

В ходе перестройки в СССР появились новые политические силы демократической ориентации. Началось их противостояние с коммунистическим режимом. Это была борьба коммунистов с либералами, традиционного с новым. Противостояние вело к обострению политической ситуации.

Пи этом экономическое положение в стране год от года только ухудшалось. Причина – непоследовательность и неуверенность в проведении экономических реформ. В результате старые хозяйственные связи разрушались, а новые не сформировались в достаточной степени. В конце концов в экономике наступил глобальный кризис, следствием которого стал беспрецедентный дефицит товаров первой необходимости. Это довело до кипения политические страсти в стране.

Благодаря гласности и политическим реформам неизбежно вскрылись все общественные противоречия, которые тлели в советском обществе многие десятилетия, подавляемые властями. Вспыхнули первые межнациональные конфликты, стал нарастать сепаратизм. А ухудшающееся экономическое положение их только подогревало, ускоряя центробежные силы.

В обществе росло разочарование перестройкой, которая не оправдала ожиданий населения: жизнь становилась все хуже. Достигли апогея антикоммунистические настроения. Идея «совершенствования социализма» была отброшена – в обществе прочно утвердилась идея перехода к рыночным отношениям и капитализму.

Усиливаются центробежные силы на периферии. В республиках к власти приходят сепаратистски настроенные силы. Начинается «парад суверенитетов».

Хронология распада.

В 1990 году Литва первой из союзных республик объявила о своей независимости. На ее территории было прекращено действие Конституции СССР. В Вильнюс были введены советские войска. Но остановить процесс распада уже было невозможно. Вслед за Литвой о своем суверенитете объявила Грузия.

Центральные власти прилагали большие усилия для сохранения СССР.
В марте 1991 года в стране прошел референдум, на котором большинство поддержали сохранение Советского Союза как единого государства. Был подготовлен проект нового Союзного договора, который предполагалось подписать в августе большинством союзных республик.

Но все изменилось в августе 1991 года , когда группа коммунистов-заговорщиков осуществила попытку государственного переворота. Благодаря решительным действиям властей РСФСР во главе с президентом России Ельциным путч был подавлен. Но после этого начался стремительный распад СССР. Союзные республики одна за другой стали заявлять о выходе из состава Советского Союза.

24 августа 1991 года о своей независимости объявила Украина. В оставшиеся дни августа суверенитет провозгласили Белоруссия, Молдавия, Киргизия, Узбекистан, в сентябре-октябре – Таджикистан, Армения, Азербайджан, Туркменистан, в декабре – Казахстан.

8 декабря 1991 года в Беловежской пуще (Белоруссия) главы России, Украины и Белоруссии объявили о создании Содружества Независимых Государств как альтернативы СССР. Это было фактическим концом Советского Союза.

Советского Союза не стало.

Содружество Независимых Государств (СНГ)

СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием. Это международная региональная организация, страны-члены которой являются полностью независимыми и не делегируют СНГ часть своих полномочий по образцу Евросоюза.

Создан 8 декабря 1991 года Россией, Белоруссией и Украиной с целью не допустить хаоса во взаимосвязанных экономиках стран, входивших в СССР, регулировать отношения сотрудничества между ними.

В соглашении о создании СНГ страны-учредители констатировали, что СССР прекращает своё существование, и заявили о стремлении развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной, культурной и других областях.

21 декабря 1991 года к Соглашению присоединились Азербайджан, Армения, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан.

В 1993 году членом СНГ стала Грузия. Но в 2009 году она вышла из Содружества.

Распад Союза Советских Социалистических Республик и создание Содружества Независимых Государств

Весь 1990 год и особенно 1991 год в числе главных проблем, стоящих перед СССР, была проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М, Горбачева проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Этот процесс сопровождался обострением межнациональных противоречий, приведших к открытым конфликтам (погромы армянского населения в Сумгаите в 1989 году, в Баку в 1990, Нагорный Карабах, столкновения между узбеками и киргизами в Ошской области в 1990 году, вооруженный конфликт между Грузией и Южной Осетией в 1991 году).
Разжиганию межнациональных конфликтов способствовали действия Союзного центра и армейского командования (разгон войсками демонстрации в Тбилиси в апреле 1989 года, ввод войск в Баку, захват армией телецентра в Вильнюсе). В результате межнациональных конфликтов к 1991 году в СССР появилось около 1 млн беженцев.

Новые органы власти в союзных республиках, сформированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемешалась из Центра в республики.

Противостояние Центр — республики выражалось не только в «войне законов», т.е. ситуации, когда республики объявляли одна за другой верховенство республиканских законов над союзными, но и в положении, когда Верховный Совет СССР и Верховные Советы союзных республик принимали законы, противоречащие друг другу. Отдельные республики срывали воинский призыв; минуя Центр, .заключали между собой двухсторонние соглашения о государственных отношениях и экономическом сотрудничестве.

Одновременно как в Центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М. Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9 + 1», т.е. девяти республик и Центра, которые решили подписать Союзный договор. Текст последнего был опубликован в печати, подписание договора было намечено на 20-е августа.

М. Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форос, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. 18 августа к М. Горбачеву в Форос прибыли некоторые высшие должностные лица из государственных, военных и партийных структур и потребовали у него санкционировать введение на всей территории страны чрезвычайного положения. Президент отказался выполнить эти требования.

19 августа 1991 года по радио и телевидению был зачитан Указ вице-президента Г. Янаева и Заявление Советского руководства, в котором было объявлено о болезни М. Горбачева и невозможности исполнения им своих обязанностей, и о том, что всю полноту власти в стране берет на себя Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР (ГКЧП), каковое и вводилось, «идя навстречу требованиям широких слоев населения», на всей территории СССР на срок 6 месяцев с 4 часов 19 августа 1991 года. В состав ГКЧП вошли: Г. Янаев - вице-президент СССР, В. Павлов - премьер-министр, В. Крючков - председатель КГБ СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел, О. Бакланов - первый председатель Совета Обороны СССР, A. Тизяков - председатель Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, транспорта и связи СССР и B. Стародубцев - председатель Крестьянского союза.

20 августа был опубликован своего рода манифест ГКЧП - «Обращение к советскому народу». В нем говорилось, что перестройка зашла в тупик («растоптаны результаты общенационального референдума о единстве Отечества, потеряли радость жизни десятки миллионов советских людей… в самом недалеком будущем неизбежен новый виток обнищания.»). Вторая часть «Обращения» состояла из обещаний ГКЧП: провести всенародное обсуждение проекта нового Союзного договора, восстановить законность и правопорядок, поддержать частное предпринимательство, решить продовольственную и жилищную проблемы и т.д.
В тот же день было опубликовано постановление №1 ГКЧП, в котором предписывалось считать недействительными законы и решения органов власти и управления, противоречащие законам и Конституции СССР, запретить митинги и демонстрации, установить контроль над средствами массовой информации, обещалось снизить цены, выделить желающим 0,15 га земли и повысить зарплату.

Первая реакция на факт создания ГКЧП в Казахстане была выжидательно-соглашательская. Все республиканские газеты, радио и телевидение республики донесли до населения все документы ГКЧП, По свидетельству председателя Гостелерадио СССР Л. Кравченко, Н. Назарбаев подготовил специальный видеоролик со словами признания и поддержки ГКЧП. Телеобращение Н. Назарбаева было отправлено в Москву для трансляции по первому каналу, но показано не было.

Опубликованное 19 августа обращение Н. Назарбаева «К народу Казахстана» никаких оценок происходящего не содержало и сводилось к призывам к спокойствию и выдержке, в нем также указывалось, что чрезвычайное положение на территории Казахстана не вводится. В Алма-Ате 19 августа лишь немногочисленные представители демократических партий и движений - «Азат», «Азамат», «Алаш», «Единство», «Невада-Семей», СДПК, профсоюз «Бiрлecy» и др. собрали митинг и выпустили листовку, в которой произошедшее было названо государственным переворотом и содержался призыв к казахстанцам не быть соучастниками преступления и предать суду организаторов переворота.

На второй день путча, 20 августа, Н. Назарбаев выступил с Заявлением, в котором в осторожных выражениях, но все же определенно выразил свое осуждение путча. В целом по республике многие руководители областей и ведомств фактически поддержали путчистов, разработав с разной степенью готовности мероприятия по переходу к чрезвычайному положению.

21 августа путч провалился. Горбачев М. вернулся в Москву. Генеральная прокуратура возбудила уголовные дела против заговорщиков. После поражения путча последовала серия акций Президента и Парламента Казахстана.

В тот же день был опубликован Указ Н. Назарбаева от 22 августа «О прекращении деятельности организационных структур политических партий, других общественных объединений и массовых общественных движений в органах прокураторы, государственной безопасности, внутренних дел, милиции, государственного арбитража, судах и таможне Казахской ССР».

25 августа вышел Указ Президента «Об имуществе КПСС на территории Казахской ССР», согласно которому имущество КПСС, находящееся на территории Казахстана, объявлялось собственностью государства.

28 августа состоялся Пленум ЦК КПК, на котором Н. Назарбаев сложил с себя обязанности первого секретаря ЦК КПК. Пленум принял два постановления: о прекращении деятельности ЦК КПК и о созыве в сентябре 1991 года XVIII (чрезвычайного) съезда Компартии Казахстана с повесткой дня «О Компартии Казахстана в связи с политической ситуацией в стране и КПСС».

30 августа был опубликован Указ Президента от 28 августа «О недопустимости совмещения руководящих должностей в органах государственной власти и управления с должностями в политических партиях и иных общественно-политических объединениях».

29 августа - Указ о закрытии Семипалатинского испытательного ядерного полигона.
Кроме того, Н. Назарбаев издал указы «Об образовании Совета Безопасности КазССР», «О переходе государственных предприятий и организаций союзного подчинения в ведение правительства КазССР», «О создании золотого запаса и алмазного фонда КазССР», «Об обеспечении самостоятельности внешнеэкономической деятельности КазССР».

После августа 1991 года процесс распада СССР пошел более быстрыми темпами. В сентябре 1991 года в Москве состоялся V (внеочередной) съезд народных депутатов СССР. По предложению М Горбачева, Н. Назарбаев огласил заявление Президента СССР и высших руководителей союзных республик, в котором предлагалось:

  • — во-первых, безотлагательно заключить экономический союз между республиками;
  • -во-вторых, в условиях переходного периода создать Государственный совет как высший орган власти СССР.

5 сентября 1991 года съезд принял Конституционный закон о власти в переходный период, а затем сложил свои полномочия перед Государственным советом СССР и тогда еще не сформированным Верховным Советом СССР. Эта отчаянная попытка М. Горбачева сохранить Центр не увенчалась успехом - большая часть республик не послали в Государственный совет своих представителей.

Тем не менее, Госсовет, состоявший из высших должностных лиц республик СССР, начал свою работу 9 сентября 1991 года с признания независимости прибалтийских государств. СССР официально сократился до 12 республик.
В октябре восемь союзных республик подписали Договор об экономическом сообществе, но он не соблюдался. Процесс дезинтеграции нарастал.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его парафирование. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь ML Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение в парламенты семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины.

Население Украины, в марте 1991 года дружно проголосовавшее за сохранение СССР, в декабре 1991 года столь же дружно проголосовало за полную независимость Украины, похоронив, тем самым, надежды М. Горбачева сохранить СССР.
Бессилие Центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В этом Соглашении провозглашалось, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование. Реакция азиатских республик на создание СНГ была негативной. Их лидеры восприняли факт образования СНГ как заявку на создание славянской федерации и, как следствие, возможность политического противостояния славянских и тюркских народов.

13 декабря 1991 года на срочно созванной встрече в Ашхабаде лидеров «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан) руководитель Туркмении С. Ниязов (по свидетельству Н. Назарбаева) предложил рассмотреть возможность создания Конфедерации Центрально-азиатских государств в ответ на решения в Беловежской Пуще.

В конечном итоге лидеры «пятерки» дали понять, что они не намерены вступать в СНГ как присоединившиеся участники, но только как учредители, на равноправных началах, на «нейтральной» территории. Здравый смысл восторжествовал, приличия были соблюдены, и 21 декабря в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки» (Белоруссия, Россия, Украина) и «пятерки» (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Туркменистан и Таджикистан).

На Алма-Атинской встрече была принята Декларация () о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе одиннадцати государств.

25 декабря М. Горбачев подписал Указ о снятии с себя функций Верховного Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.
Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать.
Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов,
согласно которым:

  • — констатировалась территориальная целостность входивших в Содружество государств;
  • — сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
  • — создавались высшие органы власти СНГ «Совет глав государств» и»Совет глав правительств»;
  • — объявлялся открытый характер Содружества.