Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в зиму. Нод по развитию речи зима Нод по развитию речи зима

Цель:
учить детей использовать полученные знания о зиме, грамотно оформлять в речи свои суждения, умозаключения; использовать имеющийся словарный запас по теме.
Обучать детей составлять рассказ по картине, при описании использовать точные по смыслу подобранные слова.
Развивать диалогическую речь, связную речь.
Закреплять правила безопасности в зимнее время.
Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость по отношению к природе.

Методы и приемы : рассматривание картины, беседа, рассказ, вопросы педагога, образец высказывания, указание педагога, план рассказа, предложенный педагогом.

Материал и оборудование : картина «Зимние забавы», мольберт, д/и «Правила безопасности в зимнее время», аудиозапись со звуком метели, магнитофон.

Предварительная работа : разучивание физ. минутки «Зимние забавы», рассматривание иллюстраций: «Времена года», «Безопасность зимой».

Ход занятия:
Педагог. Ребята, мы с вами знаем волшебные слова. Когда мы их произносим, с нами что-нибудь происходит. Интересно, что сегодня с нами произойдет?
Произносите их четко, внятно, не торопясь. Готовы?
Пока дети произносят волшебные слова, педагог «превращается в зиму».
Педагог. Здравствуйте, ребята! Какое сейчас время года? (ответы детей).
Педагог. Я – зима — владычица трех месяцев. Знаете каких? (ответы детей).

Педагог. Какая зима бывает? (снежная, хрустальная, холодная и т.д.). Придумайте слова, которые очень похожи на слово снег. (ответы детей – снежный, снеговик, снегурочка, снежок, снежинка).

Педагог. Как изменилась природа зимой?
А вам нравится зимнее время года? Чем оно вам нравится? (ответы детей).

Педагог. Мой знакомый художник написал замечательную картину. Вам не показалось странным, что я сказала «написал», а не нарисовал? Я не ошиблась – так принято говорить: художник написал, (а не нарисовал) картину. Написал он ее о зимних забавах, но я никак не могу придумать к ней название. Вы мне поможете? (дети проходят и садятся на стульчики).

Рассматривание картины и беседа по ней.
Педагог. Давайте внимательно ее рассмотрим.
Какое время года вы видите на картине?
Какая погода стояла в тот зимний день?
Что делают дети? и т.д.
(ответы детей)
Педагог. Вы очень хорошо ответили на мои вопросы, а теперь давайте отдохнем.

Физ. минутка . Зимние забавы.
Рано утром в парк ходили (ходьба на месте),
Там снеговика лепили (махи руками),
А потом с горы катились (волнообразные движения руками),
Веселились и резвились (прыжки).
В Таню кинули снежком (произвольные движения),
В Вову кинули снежком,
В Мишу кинули снежком —
Получился снежный ком!
Холодно гулять зимой (киваем головой)-
Побежим скорей домой (возвращаемся на места)!

Подготовка детей к рассказу по картине. Сообщение педагогом плана рассказа .

Рассказ детей по картине .
Педагог. Мне очень понравились ребята ваши рассказы.
Хочу у вас спросить, знаете ли вы правила безопасности в зимнее время? (педагог показывает картинки, а дети объясняют правила безопасности зимой).
Педагог. Загостились вы у меня, пора вам возвращаться в детский сад. До свидания.
Дети произносят волшебные слова: на одной ножке ты покрутись и в детском саде окажись!
Педагог. Что нового вы узнали сегодня, чему научились, что понравилось?

Название: Конспект НОД по развитию речи «В гости к зиме»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи,

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад №40 «Снегурочка»
Месторасположение: ХМАО, Тюменская область, город Сургут

Кира Косьяненко
Конспект НОД по развитию речи «Зима»

Цель : Расширение словарного запаса и закрепление знаний о времени года - зима у дошкольников ; формировать умение детей называть признаки зимы.

Задачи :

1. Расширять и конкретизировать представления детей о зиме, явлениях живой и неживой природы; уточнить и активизировать словарь по теме (снег, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный, холодно) .

2. Совершенствовать лексико – грамматический строй речи , формировать умение образовывать качественные прилагательные, развивать речевой слух , зрительное внимание и восприятие, закрепление умения составлять рассказ по мнемотаблицам, развивать общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию речи и движения .

3. Воспитывать нравственно – эстетические чувства в общении с природой, положительную установку на участие в НОД. Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование и материалы : ИКТ, сундучок, снежинки, фланелеграф, мнемотаблицы, дидактическая игра.

Предварительная работа : беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, чтение и заучивание стихов о зиме, зимних явлениях природы.

Ход занятия

В : Ребята, сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.

Мы сегодня с вами пойдем в путешествие в зимний лес

Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

В : Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила женщину, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у нее была волшебная палочка и сундучок. Как вы думаете, кто была эта женщина?

Д : Зима

В : Я тоже так думаю! Это была зима .

С помощью ИКТ на доске картинка зимнего леса. Идем по зимнему лесу. Под елкой на пенечке стоит сундучок.

В : Ребята, а вот и сундучок Зимы и на нем что – то написано. Прочитаем?

Д : Да!

В : «Для ребят детского сада «Теремок» . Откроем сундучок и узнаем что же там.

В : А чтоб открыть его нужно сказать волшебные слова.

Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Не открывается.

Давайте вместе!

Д : Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

В : Ребята, сколько здесь снежинок, а на каждой снежинке задание на которые мы с вами должны ответить.

В : Снежинка №1. Ребята, скажите пожалуйста, какое сейчас время года?

Д : Зима .

В : Как вы догадались?

Д : На улице стало холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла

В : А что можно сказать о снеге? Какой он?

Д : Белый, легкий, пушистый, холодный.

В : А какие зимние забавы вызнаете?

Д : катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежной крепости, можно слепить снеговика, игры в снежки.

Закрепить признаки зимы. Чтение стихотворения :

Стали дни короче,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы-

И зима настала !

В : Молодцы, хорошо описали зиму!

В : Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится…

(заглядываю в сундучок)

Пока мы говорили о зиме, в сундучок налетело столько снежинок, что получился целый сугроб!

В : Снежинка № 2. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем нужные слова.

Игра «доскажи словечко» :

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые (снежинки)

На поселке, на лужок, всё снижается (снежок)

Вот веселье для ребят - все сильнее (снегопад)

Все бегут в перегонки, все хотят играть в (снежки)

Словно в белый пуховик, нарядился (снеговик)

Рядом – снежная фигурка, это девочка (снегурка)

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой (снегири)

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег)

В : Какие слова вы добавляли?

Д : Снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка

В : На какое однокоренное слово они все похожи?

Д : На слово «снег»

Физминутка.

«Снеговик»

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот какой он первый ком!

Вот какой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий – это голова,

Шляпа будет из ведра,

Нос – морковка,

А глаза – два веселых огонька.

Вот какой веселый он;

Он смеется до ушей,

Веселит он малышей.

В : Снежинка № 3. Работа с мнемотаблицей «Зима »

На мольберт прикрепляется мнемотаблица «Зима » . (Приложение 1) . Дети должны составить рассказ о зиме.

В : Снежинка № 4. У нас есть еще снежинка с заданием.

Пальчиковая гимнастика.

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

И снежками мы кидались

(имитируем движения по тексту)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

В : Снежинка № 5. А в сундуке следующее задание. Ребята, а эти картинки рассыпались на части. (Высыпаю на стол части разрезанных картинок) . Давайте соберем их! (Дети делятся на подгруппы) .

Д/и : «Собери картинку» .

Игра проводится за столами, стоя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.

В : Снежинка № 6. Ребята, у меня в сундучке еще остались снежинки. Давайте из этих снежинок выложим одну большую снежинку.

Дети выкладывают снежинку.

Отличная получилась снежинка! Молодцы!

Подведение итогов.

В : Ребята, а теперь давайте вспомним признаки зимы? (На улице холодно, морозно, идет снег, деревья стоят голые, солнышко не греет, люди одеваются тепло, метель, река замерзла)

А какие зимние забавы вызнаете? (катание с горки, катание на лыжах, коньках, постройка снежных крепостей, снеговиков, игры в снежки).

Какие однокоренные слова мы узнали (снег, снежинки, снежок, снеговик, снегурка) .

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе «Зима» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Москвы детский сад присмотра и оздоровления №754 "Солнышко" Дата:.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима» Непосредственно образовательная деятельность в средней группе по развитию речи. Тема: Зимушка – зима. Образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Здравствуй, зимушка-зима!» Ермишиной Татьяны. Конспект НОД по развитию речи в средней группе.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе ДОУ «Зимушка-Зима» Цель: закреплять умение детей составлять короткие описательные рассказы по картине и использованием заданного плана. Задачи: 1) продолжить.

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к.

Цель: Развитие связной речи детей дошкольного возраста. Задачи: Вырабатывать четкое произношение слов, расширять словарный запас, продолжать.

Конспект занятия по развитию речи с играми в младшей группе «Зима» Конспект занятия по развитию речи с играми в младшей группе. «Зима» Воспитатель Келехсаева Магули Давидовна 2015г. Задачи. Обучающие. Учить.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимушка, зима!» Занятие по развитию речи «Зимушка, зима!»

Конспект занятия по развитию речи «Зимушка-зима»» старшая группа) МАДОУ детский сад «Радуга» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Дата публикации: 24.03.18

Конспект НОД по развитию речив старшейгруппе

на тему «Зима»

Цель: учить детей составлять рассказы с опорой на картинный план и вопросы; поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные: формировать понятие «времена года», уточнить знания о признаках зимы, учить составлять небольшие рассказы.

Развивающие: развивать речевоедыхание, общую и мелкую моторику, внимание, мышление, память. Развивать навыки устной связной монологической речи.

Воспитательные: воспитывать умение слушать ответ товарища, формировать навык самоконтроля и самооценки.

Ход деятельности:

Дети проходят в зал, который оформлен как зимний лес (ёлки, деревья, под ними «сугробы»).

Здравствуйте! Добрый день!

Пальчиковая игра: «Как живёшь?»

Как живёшь? - Вот так!

Как бежишь на лыжах? - Вот так!

А как на коньках? – Вот так!

Вдаль глядишь? – Вот так!

Машешь вслед? – Вот так!

Ночью спишь? – Вот так!

Как играете в снежки? – Вот так!

- Ребята, я рада за то, что мы с хорошим настроением начинаем сегодняшний день, а какое сейчас время года?

-Назовите, пожалуйста, зимние месяцы.

Декабрь, январь, февраль.

- А зима, она какая? (белая, снежная, пушистая, буранная, морозная, серебристая, блестящая, красивая, холодная и т.д.).

Ребята, а сегодня я приглашаю вас на прогулку в сказочный, зимний лес. А перед дорогой, давайте послушаем и посмотрим«Зимнюю сказку».

Видеосюжет: «Зимняя сказка».

Ребята, я сказала, что лес сказочный, значит, там нас могут ожидать сюрпризы. А вам не страшно?

Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Очень холодно зимой,

Но мы пойдём гулять с тобой.

Я надену шубку,

Я надену шапку,

Я надену шарфик,

А ещё платок.

А потом красивые, тёплые, пушистые

Крошки рукавички на руки натяну.

И хотя я маленький, у меня есть валенки.

Вот мы и пришли в зимний лес. Здесь много деревьев. Апод деревьями лежат сугробы. Что лежит под деревьями?

Сугробы. (повторить хором и индивидуально).

Ребята, что лежит под сугробом? Это же снежный ком. Поиграем с ним?

Игра «Снежный ком лови, зимнее слово назови».

(снег, мороз, буран, шуба, Дед мороз, ёлочка, шарф, валенки, варежки, сосулька, снежинка и т.д.).

-Ребята, вы назвали обычные зимние слова. А теперь превращайте их в ласковыеслова.

Игра «Назови ласково»

Зима - зимушка

Горка - горочка

Санки - саночки

Сосулька - сосулечка

Снежинка - снежиночка

Шапка - шапочка

Салазки - салазочки

Ёлка - ёлочка

Звезда - звёздочка.

Ой, какие красивые слова вы знаете! А ротики ваши не замерзли? Поиграем с ними?

Ма - ма - ма - в лесу у нас зима

Ме - ме - ме - мы скучали по зиме.

Ми - ми - ми - санки ты собой возьми.

Ой - ой - ой - с горки катимся зимой.

Лю - лю - лю - зиму снежную люблю.

Молодцы, все зарядились бодростью! Займите свои места.

К нам кто-то идет в гости, кто догадайтесь сами?

Снег катили и месили

Человека мы слепили,

Вместо глаз- два уголька,

Там, где нос-морковка,

А в руках метелка.

Кто, он наш Егорка?(Снеговик)

Выставляется игрушка на стол.

Снеговик приготовил для вас загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица-

Белокожа, круглолица.

Как махнула рукавом-

Все покрыла серебро.

О чем эта загадка, о каком времени года? (О зиме.) Что за тройка прилетела?

(Три зимних месяца) Назовите их? (Декабрь, январь, февраль) Какой сейчас зимний месяц? (Ответы детей.)

Ребята, на занятии мы будем составлять рассказ о зиме, для этого нам надо отгадать загадки о приметах зимы.

Педагог загадывает загадки и выкладывает отгадки на доску.

Он – пушистый,

Серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станеткапелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь. (Снег)

Белый Тихон с неба спихан,

Где пробегает-

Горкой замирает. (Сугроб)

Он вышел- ни кто не видел,

Он сказал-ни кто не слышал..

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

И не снег и не лед,

А серебром деревья убирает. (Иней)

Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло. (Лёд)

Избушка новая-

Для всех столовая,

Зовет обедать.

Крошек отведать.(Кормушка)

ФИЗМИНУТКА: дыхательное упражнение

Представьте, что у вас на ладошке - снежинка. Сдуваем её нежно, медленно, чтоб она летела долго и медленно.

Игра: «Подбери слово»

Картина с изображением зимнего пейзажа.

Зима что сделала? (пришла, явилась, наступила…)

Снег что сделал? (выпал, закружил, завьюжил, засверкал..)

Сугробы что сделали? (образовались, выросли, появились..)

Лед что сделал с реками и озерами ?(покрыл, сковал, заморозил..)

Иней,что сделал с деревьями? (припушил, нарядил, покрыл, разукрасил..)

Каково зимой птицам? (холодно, голодно)

Что делают дети зимой для птиц?

Посмотрите на схему и послушайте, какие предложения о зимеможно составить:

Наступила зима.

Выпал снег.

Появились сугробы.

Сковал лед.

Деревья покрыты инеем.

Птицам холодно и голодно.

Дети вывешивают кормушки.

Проводится физминутка.

Сегодня у зимы новоселье,

Будет большое веселье.

Дом построен из сугроба-

Вот такой вышины!

Белый коврик у порога_

Вот такой ширины!

Погляди-ка, потолки- ледяные,

Высокие- превысокие, кружевные!

Мы по лестнице шагаем,

Выше ноги: топ, топ!

Двери комнат открываем
Слева-хлоп!

Справа-хлоп!

Мы войдем с поклоном:

Здравствуй, зимушка-зима!

Педагог: Чтобы,ваши рассазы о зимеваши были полными и красивыми, добавим в предложения слова – признаки.

Наступила зима какая? (морозная, холодная, ветреная, снежная, метельная, длинная, лютая)

Итак, наступила холодная, морозная зима.

Выпал какой снег? (белый, пушистый, серебристый, скрипучий, рассыпчатый, холодный, блестящий, сверкающий)

Да выпал белый пушистый снег.

Появились, какие сугробы? (большие, глубокие, мягкие, пушистые)

Появились огромные пушистые сугробы.

Реки и озера сковал, какой лед? (толсты, прозрачный, гладкий, крепкий, скользкий, сверкающий)

Реки и озера сковал толстый прозрачный лед.

Деревья покрыты каким инеем?(белым, пушистым, серебристым, искристым, холодным, колючим)

Деревья покрыты искристым, серебристым инеем.

Каково птицам зимой? (холодно, голодно, грустно, невесело, трудно, зябко)

Птицам голодно и холодно.

Какие кормушки вывешивают дети?(большие, удобные, деревянные)

Педагог: Сейчас вы будете составлять рассказы о зиме, используя схему.

Каждый рассказ от имени снеговика оценивает педагог.

Затем дети сами проводят итог занятия, отвечая на вопросы: о чем вы сегодня вели беседу? Что учились делать? Чей рассказ понравился? Почему?

Конспект НОД по развитию речи на тему: Зимняя прогулка

Тема: «Зимняя прогулка»

Программное содержание:
Образовательная область Развитие речи +Чтение художественной литературы»
Интеграция образовательных областей Коммуникация,Чтениехудожественной литературы, Познание (формирование целостной картины мира, конструктивная деятельность); Социализация (развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми).
Тип НОД Познавательно - развивающая
Возраст детей 4-5 лет.
Форма проведения НОД прогулка по зимнему лесу
Форма организации подгрупповая, 10 детей
Виды детской деятельности коммуникативная (отгадывание загадок, ответы на вопросы, дыхательная гимнастика, лексико – грамматическое упражнение, рассматривание картины,); здоровье (двигательное упражнение); чтение художественной литературы (работа со стихотворением).
Цель: Уточнение и закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе зимой
Задачи:
1.Образовательная.
Продолжать учить детей составлять описательные рассказы в определенной последовательности, без повторов и пропусков существенной информации. Учить детей различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Закреплять умение детей использовать в речи слова-обобщения. Закреплять умение разгадывать загадки.
2. Развивающая.Развивать восприятие к поэтической речи. Развивать фразовую речь; слуховое внимание, память.
3. Воспитательная. Воспитывать интерес и любовь к литературным произведениям, инициативу, доброжелательность, бережное отношение к природе.
Материал: снежинки, макет зимнего дерева, картина «Весело зимой», презентация, рукавички.
Предварительная работа: Рассматривание альбома «Дикие животные», дидактические игры «Кто, где живёт?», Что где растёт?». Беседы о временах года, о зимней одежде людей. Чтение художественной литературы о зиме.
Словарная работа: Пелена
Ход непосредственной образовательной деятельности :
1 часть
дети входят в зал
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости. Мы с вами знаем, что при встрече вежливые люди говорят друг другу.
(Здравствуйте).
Воспитатель: Посмотрите, какие наши гости добрые, улыбчивые, приветливые. Как захотелось с ними поздороваться, как сказать им наше, здравствуйте?
(С улыбкой, радостно, весело.)
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?
(Время года - осень.) (Воспитатель добивается полных ответов)
Воспитатель: Назовите, какая сейчас осень? (Поздняя осень)
Воспитатель: Правильно, сейчас поздняя осень, можно сказать, что идут последние деньки осени. Какое время года будет после осени?
(После осени следует зима.)
Воспитатель: Что происходит в природе с приходом зимы?Как мы узнаём о приходе зимы?
(На улице становится холодно, люди надевают тёплую одежду, озёра и реки покрываются льдом, выпадает снег, прилетают снегири, звери готовятся к зиме.)
Воспитатель: Правильно, ребята, по всем этим признакам мы узнаём о приходе зимы.
Затем воспитатель обращает внимание детей картину зимнего дерева стоящую на мольберте.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наше дерево? Какое оно? (Дерево – зимнее).
Воспитатель: Посмотрите, здесь лежит письмо. Что там написано?
Письмо от снежинки:« Здравствуйте девочки и мальчики средней группы, детского сада «Тополек»! Я и лесные жители: птицы и звери просят вас помочь.Капля дождя поссорилась со мной. Говорит, что она главнее и будет править и зимой..И не дает, мне вступить в свои права.
Воспитатель:А как мы будем играть и веселится на горке, если у нас будет идти дождь.
Ребята поможем?
Что происходит в природе с приходом зимы? (слайд №2)
(Воспитатель выслушивает ответы детей.)
2 часть
Лексико – грамматические упражнения: «Подбери действия и признаки»
Лес какой? (зимний)
Почему? (Много снега)
Зима какая? (белая, морозная, веселая, красивая, снежная, холодная)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, липкий, скрипучий, мягкий)
Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый)

Снег что делает? (идет, падает, летит, кружится, скрипит)
Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! За то что вы так хорошо Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (туча со снегом)
Зима - веселое время года или грустное?
(ТРИЗ) - почему веселое? (можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках)
почему грустное? (можно заболеть, и нам будет грустно).
3 часть
Воспитатель: Тогда нам нужно теплее одеться, ведь холодно, и отправиться в путь посмотреть, что ребята делают зимой! Ребята, а какую одежду носят люди зимой? (ответы детей)
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Давайте одеваться!
Двигательное упражнение «Одеваемся на прогулку».
Очень холодно зимой, (погладить себя за плечи)
Но мы пойдем гулять с тобой. (шаги на месте)
Я надену шапку, (имитируем движение «надеваем шапку»)
Я надену шубку (показываем, как надеваем шубку)
Я надену шарфик, потуже завяжу. (завязываем» шарфик)
И хотя я маленький (руки на пояс)
У меня есть валенки. (ноги поочередно выставляем на пяточку)
Рассматривание картины «Весело зимой»(слайд №3)
Воспитатель: Посмотрите на картину: Аня катает снежный ком - она лепит снеговика. Уля едет на санках с горки – ух, как быстро едет! Оля катается на коньках, а Игорь - на лыжах. Весело зимой!
Что делает Аня? (Аня лепит снеговика)
Что делает Уля? (Уля катается на санках)
На чем катается Оля? (Оля катается на коньках)
На чем катается Игорь? (Игорь катается на лыжах).
Попробуйте самостоятельно составить рассказ по картине «Зимние забавы»
(Выслушивается 2-3 рассказа)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появился первый признак зимы, какой? (снеговик)
4 часть
Пойдемте дальше. Кто живет в лесу? (звери)
Как называются животные, которые живут в лесу? (дикие животные)
Угадайте загадку. (слайд № 4)
Длинные ушки,
Быстрые лапки.
Зимой беленький трусишка.
Кто это? (заяц)
И, правда заяц. Чей это след? (заячий)
А как заяц готовится к зиме? (меняет шерсть на белую)
Правильно, он меняет шерсть на белую и теплую, чтобы его не было видно на белом снегу, и не было, холодно зимой.
Интересно, заяц делает запасы к зиме? (зимой достаточно еды и он не голодает – грызет кору деревьев.)
Угадайте следующую загадку: (слайд №5)
Хожу в пушистой шубе,
живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе,
орешки я грызу.
Кто это? (Белка)
Чей это след? (беличий)
Как белка готовится к зиме? (Белка меняет шерсть с рыжей, на серую)
А почему она меняет шубку? (Так белка прячется от врагов)
Чем же зимой будет питаться белка? (Она делает запасы)
А как другие животные готовятся к зиме? (слайд №6,7)
(волк и лиса меняют шерсть на теплую, а медведь, еж, бурундук впадают в спячку)
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще два признака зимы, какие? (заяц в белой шубке, белка в серой шубе).
Угадайте следующую загадку: (слайд № 8)
Невзирая на морозы,
В красных яблоках березы.
Подошел поближе... Ай!!
Разлетелся урожай!(Снегири)
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называют птиц, которые остаются с нами на зиму? (Зимующие птицы).
Воспитатель: Вот какие вы молодцы! Посмотрите, появились еще признак зимы.
Гимнастика для глаз «Снежинка» (слайд №9)
Что это такое? (Снежинки)
(слайд № 10)
Послушайте, как описывает зиму в своем стихотворении «Зима» Иван Захарович Суриков. (слайд № 10)
5 часть
Воспитатель читает отрывок из стихотворения.
Работа со стихотворением:
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле побелело,
Точно пеленою всё его одело.
Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно...
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозцы - и зима настала

Воспитатель задает вопросы по тексту стихотворения.
- Как поэт описывает снег в своем стихотворении? Какой снег?
Воспитатель выслушивает ответы детей и зачитывает строчку из стихотворения.
- Что происходит со снегом? (кружится и падает на землю)
- Что произошло утром? (поле забелело)
- Послушайте, как поэт описывает, что произошло утром с полем. (воспитатель зачитывает отрывок и объясняет значение слова
пеленою)
-Пелена –это сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.
- А что произошло с лесом? (накрылся шапкой и заснул).
Воспитатель: Вам понравилось стихотворение?
Дыхательная гимнастика «Рукавичка»
Воспитатель:Ребята, когда мы одевались на прогулку мы забыли надеть рукавички. Надевайте их, они волшебные, если вы будете дуть на снежинки то согреетесь.
Воспитатель: Нам уже пора возвращаться в детский сад. (слайд № 11)
Двигательное упражнение «По снегу побежали».
(выполнение движений по тексту)
Снег, снег, белый снег.
Засыпает он нас всех. (дети машут руками перед собой.)
Друг за другом дружно встали
И по снегу побежали! (бег на месте)
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в детский сад.
А в подарок снежинка вам приготовила подарки. Что бы, вы не забывали о признаках зимы.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему «Зима белоснежная» с детьми второй младшей группы »Ягодка» «Зима белоснежная».

Интегрируемые образовательные области:

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Социализация

Чтение художественной литературы

Музыка

Виды деятельности:

Игровая

Познавательная

Музыкально-художественная

Продуктивная

Программные задачи:

Образовательные:

Обогащение яркими впечатлениями через художественные произведения.

Систематизировать знания детей о зиме.

Развивать умение отгадывать загадки.

Расширять словарный запас прилагательных.

Упражнять в согласовании слов в предложении.

Учить самостоятельно составлять описание игрушек.

Совершенствовать здоровье сберегающие технологии. (Пальчиковая гимнастика, тактильная игра-массаж, психогимнастика).

Развивающие:

Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми.

Развивать умение использовать в беседе накопленные знания.

Формировать эмоциональную отзывчивость.

Развивать логическое мышление.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Подводить детей к созданию выразительности с помощью нестандартного способа изображения снега.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: снежинка, пушистая, узорчатая, воздушная, холодный, белый, снежок.

Предварительная работа:

Наблюдения, игры со снегом, игры с игрушками зверей, рассматривание картин о зиме, чтение и разучивание стихов о зиме, разучивание игры, пальчиковой гимнастики, разгадывание загадок.

Демонстрационный материал:

Пластиковые снежинки, волшебный сундучок с игрушками зверей, индивидуальные листы с заданиями, вата, клей, снег в ведре, сугробы из такни, ёлочки, аудиозапись «Зимняя мелодия».

Ход занятия:

Вход под легкую музыку.

Приветствие «Здравствуйте». (Установление эмоционального контакта).

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Здравствуй вольный ветерок,

Здравствуй беленький снежок.

Здравствуйте ребятишки - девчонки и мальчишки. Здравствуйте, я вам скажу, всех я вас приветствую. Ребята, я знаю, что все дети любят отгадывать загадки. И я вам сейчас хочу загадать загадку. «Дел немало у меня. Я белым одеялом всю землю укрываю. Белю поля, дома. Зовут меня…» (Зима) И сегодня я предлагаю вам ребята совершить прогулку в сказочный зимний лес, полный сказок и чудес! Хотите отправиться вместе со мной? – Да!!! А как же мы в лес попадем? Не пешком же мы пойдем?! Пусть санки нас домчат туда. Начнем собираться в дорогу, зимой в лесу холодно, поэтому нужно теплее одеваться. (Тактильная игра массаж «Собираемся на прогулку»).

Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и завяжем ловко,

На руки перчатки, в добрый путь ребятки. (Под музыку поехали).

Дети, мы уже не в зале, в лес волшебный мы попали, тишина кругом стоит. Ребята, что вы видите на полянке? - Ёлочки. Какие они?- Пушистые, зеленые, большие и маленькие. Сколько их? Какого они цвета? Ребята мы с вами находимся в сказочном лесу, и именно здесь происходит много чудес! А увидеть эти чудеса может только человек с хорошим настроением и добрым сердцем. Давайте найдем свое сердце, прижмем обе руки к нему и прислушаемся, как оно стучит тук-тук-тук. А представьте теперь, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий, теплый свет его разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в нас. Давайте пошлем друг другу немного света и тепла своего сердца. (Руки вынесли вперед).

Ребята, а сейчас поднимите головки, посмотрите, что вы видите? Туча. Какая большая туча висит над головой. А как вы думаете, что может посыпаться из тучи зимой? – Снег. Воспитатель дергает, летят снежинки. Какая красота, ловите их. Возьмите в руку и скажите, что это?- Снежинки. Рассмотрите их, какие они?- Белые, пушистые, легкие, воздушные, узорчатые.

А сейчас давайте подбросим снежинки вверх и поймаем их, какие они?- Легкие. Как вы догадались, что они легкие? – Почувствовали руками. Ребята, а что снежинки умеют делать? – Летать, кружиться, падать, таить. Вот и свершилось ребята первое чудо. (Снежинки прилетели из тучи). Давайте покружимся все как снежинки. (Игровое упражнение «Снежок» на развитие положительных эмоций, воображения).

Ой, ребята посмотрите, сколько снега намело под елочку! Дети подходят к елочке, воспитатель достает ведро со снегом. Дети берут снег в ладошку. Рассмотрим, какой он? – Белый, легкий, мягкий. А что можно сделать из снега?- Из него можно лепить. А что можно слепить? - Снежные комочки, снеговика. А сейчас сдавите снег в кулачке, что произошло?- Течет вода, вы ощущаете холод рукой, конечно, ведь зима любит холод, мороз. Рука у нас теплая, поэтому снег постепенно таит. Какой холодный снежок, давайте вытрем ручки.

Слышится рычание. А вот ребята свершилось еще одно чудо. Вы слышите, кто это рычит? Он большой и косолапый, любит лапу он сосать, а зимою крепко спать. – Конечно это медведь. Мы его разбудили, поздоровались. Рассмотрите медведя, какой он? – Коричневый, большой, неуклюжий, лохматый, любит лапу он сосать. Молодцы, вот видишь мишка, мы про тебя все знаем.

Медведь: Я очень люблю, когда про меня читают стихи.

Воспитатель: Ребята, а кто знает стихи про мишку?

Медведь: Молодцы, ребята, мне очень понравились стихи про меня.

Воспитатель: Ребята, а медведь для вас еще приготовил сюрприз. Вот, сундучок. Ой, какой красивы. Давайте посмотрим, что приготовил нам мишка. (Игра «Чудесный сундучок»).

Вот чудесный сундучок

Всем ребяткам он дружок,

Очень хочется всем нам

Посмотреть, ну что же там?

Варя, открой-ка сундучок, достань любую игрушку и расскажи нам о ней.

Это ЗАЙКА - У него белая пушистая шубка, длинные ушки, короткий хвостик. Живет в лесу под кустом. Он умеет быстро бегать, любит морковку.

Это ЛИСИЧКА - У нее золотистый мех и пушистый красивый хвост. Живет она в лесу в норке.

Это ВОЛК – У него серая шубка. Он зубастый и злой. Живет в лесу в логове.

Ребята, а где живут все эти животные? – В лесу. Значит это какие животные? – Дикие.

Ребята, здесь в волшебном сундучке что-то еще лежит. Да это же картина. Посмотрите, какая красивая картина. Что на ней нарисовано? – Ёлочки, туча, сугроб. Какое здесь время года изображено? – Зима. Но на картине не хватает снега. Сейчас мы попробуем это исправить. Показ равномерного приклеивания снега.

На полянку, на лужок тихо падает снежок

Легкие пушинки, белые снежинки. Посмотрите и на Ёлочку упали снежинки, будет ей тепло, и под Ёлочку упали пушистые снежинки, тихо падают и падают, всю землю укрыли снежным одеялом, не холодно теперь земле, не страшны морозы Ёлочке. Но прежде чем вы приступите к аппликации, давайте разогреем наши пальчики. Пальчиковая игра-массаж «Пальчик-мальчик». А сейчас давайте наклеим снег. (Аппликация нестандартным методом снега на развитие положительных эмоций, воображения). Молодцы, сколько снега наклеили, получилась зимняя картина!

Рефлексия:

А теперь ребята с лесом нам пора расстаться

В детский сад всем возвращаться

Скажем громко, полон лес и загадок и чудес

Звонко бубенцы звенят

Все мы едим в детский сад.

И вот вернулись мы в детский сад. Ребята, скажите, где мы были сегодня? Кого встретили? Вам понравилась наша прогулка по зимнему лесу?