Убоп - расшифровка. управление по борьбе с организованной преступностью

Практически в любом государстве во все времена главным приоритетом являлся порядок и закон. Ведь лишь на основе этих двух составляющих можно обеспечить грамотное взаимодействие и налаженную работу всех без исключения органов государственной власти. Помимо этого, большое значение имеет степень доверия населения государству в лице его отдельных органов, которые обеспечивают законность и порядок. Следует отметить, что две этих категории являются исходными от главного регулятора общественных отношений, а именно права. Именно благодаря ему можно говорить о каком-либо регламенте тех или иных сфер жизнедеятельности человека. Ведь если нет права, то по сути незачем организовывать порядок в стране, так как основываться все равно не на чем.

Что касается Российской Федерации, то испокон веков в данной стране специальным органам власти, которые обеспечивали законность и правопорядок, отводилась достаточно весомая роль. Данная тенденция не изжила себя по сей день. Современные правоохранительные органы Российской Федерации имеют структурную организацию, которая позволяет им максимально оперативно выполнять возложенные на них задачи и функции. Но в системе данных органов существуют ведомства, цели которых отличаются своеобразной спецификой. К подобным можно причислить Управление по борьбе с организованной преступностью, о котором пойдет речь далее в статье.

Понятие преступности

Система правоохранительных органов существует в том или ином государстве не просто так. В юридической сфере есть такое понятие, как преступность. Это социально обусловленное, негативное, с точки зрения уголовного права, явление, которое проявляется в тот или иной период времени на конкретной территории определенного государства. По сути преступность представляет собой совокупность всех совершенных преступлений. С точки зрения уголовно-правовой характеристики данное явление имеет крайне негативный характер. Поэтому борьба с преступностью осуществляется посредством специальных правоохранительных органов, которые реализуют одноименную деятельность.

Деятельность правоохранительного характера

Как уже указывалось ранее, борьба с преступностью осуществляется посредством правоохранительной деятельности. По своей сути она представляет собой вид государственного реагирования на противоправные действия со стороны конкретных субъектов. Осуществляется правоохранительная деятельность специально уполномоченными органами и их служащими. Помимо того, учитывая правовую природу этого явления, можно говорить, что она реализуется в рамках нескольких правовых отраслей, а именно: административной и уголовной. При этом в уголовно-правовой сфере происходит борьба с наиболее опасными противоправными деяниями, которые называются преступлениями.

Признаки правоохранительной деятельности

Представленное выше явление характеризуется не только охранительным признаком, но также имеет ряд иных особенностей. Например, согласно действующему законодательству Российской Федерации, уполномоченные органы в рамках реализации правоохранительной деятельности наделены правом ограничивать свободы граждан. Помимо того, существует также ряд иных признаков, а именно:

Все меры воздействия в рамках правоохранительной деятельности являются сугубо юридическими. То есть любые методы в обязательном порядке имеют нормативное подкрепление, выраженное существующими актами.

Реализация данного вида деятельности происходит в исключительном порядке и не должна выходить за рамки законодательных норм. В этом состоит принцип законности работы всех государственных структур.

Правоохранительная деятельность осуществляется лишь уполномоченными на то органами.

Учитывая представленные особенности, можно говорить о специфике правоохранительного аспекта в Российской Федерации.

Российской Федерации

На сегодняшний день в Российской Федерации главным правоохранительным органом является МВД России. Данный орган имеет достаточно богатую и длительную историю формирования. Некоторые подразделения и службы МВД имели свои прототипы еще во времена существования Российской империи. В современной РФ, представляет собой федеральный орган власти исполнительного характера, который обеспечивает законность и правопорядок, борьбу с преступлениями, а также вырабатывает нормы регулирования в сфере внутренних дел государства. МВД России предусматривает военную, федеральную гражданскую и правоохранительную государственную службу.

Структура министерства

России включает в себя три основных "блока", которые, в свою очередь, подразделяются на более мелкие ведомства. Если говорить более точно, то представленная система состоит из следующих элементов, а именно:

  1. Непосредственно органы внутренних дел, в которые включена полиция Российской Федерации.
  2. Войска внутреннего назначения.
  3. Специальные подразделения и органы, которые создавались с целью обеспечения деятельности министерства.

Таким образом, структура МВД России представляет собой достаточно специфическую совокупность различных органов и ведомств. Но в данной статье автор хотел бы раскрыть особенности одного из специфических подразделений полиции России. В данном случае мы говорим про такой отдел, как УБОП. Длительный промежуток времени это поистине легендарное подразделение осуществляло деятельность, направленную на борьбу с организованной преступностью. При этом интерес представляет не только сам УБОП, а также характерные особенности борьбы с преступностью представленного вида. Ведь подобные противоправные деяния очень сложно выявить и привлечь виновников к ответственности. Об особенностях борьбы в этой сфере правоохранительной деятельности также будет более детально рассказано далее в статье.

УБОП: расшифровка

УБОП, или же РУБОП, как это подразделение некогда называлось, выполняло ряд достаточно специфических задач. Если говорить более точно, то подобные формирования занимались раскрытием преступлений, связанных с организованной преступностью или же непосредственно осуществляемых преступными организациями. По своей сути УБОП был оперативным подразделением, то есть имел полномочия производить оперативно-розыскную деятельность. Формирование подразделялась на более мелкие отделы, которые создавались в зависимости от потребностей борьбы с преступлениями конкретной специфики. Примером тому является 5-й отдел, который занимался разработкой воров в законе и авторитетов криминального мира. Таким образом, региональное управление по борьбе с организованной преступностью представляет собой подразделение специального назначения в структуре МВД Российской Федерации, которое осуществляет борьбу с преступностью организованного характера.

Организованная преступность и меры борьбы с ней

Борьба с организованной преступностью, как уже указывалось ранее в статье, некогда осуществлялась таким подразделением, как РУБОП. Но достаточно часто непонятен вопрос о том, что собой, вообще, представляет преступность организованного характера. Это специфическая форма преступности, которая возникает вследствие деятельности банд, и других подобных формирований нелегального характера. Как правило, данная деятельность основывается на тесной связи криминалитета и государственной власти, через различные механизмы коррупционного характера.

Следует отметить, что в криминологической науке, очень часто затрагивается проблематика явления организованной преступности. Потому что для организации грамотного противодействия распространению этого негативного фактора требуется разработка теоретических концепций. Однако некоторые меры борьбы с организованной преступностью на сегодняшний день все-таки выработаны, например:

Необходимо обратить внимание на распространение доходов и ценностей от неизвестных источников к конкретным лицам, которые имеют связь с преступными формированиями;

Обеспечить контроль за наиболее активными лицами, которые находятся за чертой бедности;

Обеспечить контроль за наиболее активными лицами, которые принадлежат к деморализованной среде общества;

Произвести информирование населения о негативных последствиях, которые может повлечь создание преступных формирований и совершение преступлений вообще.

Следует отметить, что некоторые меры борьбы с преступностью в деятельности УБОП носили скрытый характер, потому что осуществлялись в процессе выполнения тех или иных оперативно-розыскных действий.

История создания УБОПа

Нужно отметить тот факт, что УБОП, расшифровка которого представлена в статье, существовал не всегда. Данное подразделение появилось после развала Советского Союза. Конечно, потребность в его существования была и во времена СССР, но тогда функции УБОПа выполнялись разными структурными элементами МВД.

Таким образом, после того, как Советский Союз прекращает свое существование, Главное управление МВД становится Главным управлением по борьбе с организованной преступностью. Оно также входило в состав но уже Российской Федерации.

В 1993 году была произведена реорганизация соответствующих региональных управлений. В это время уже существовали такие подразделения, как отдел УБОП, которые входили в структуру ГУВД. Однако годом основания РУБОПа считается 1996. Потому что именно в это время одноименные отделы вышли из подчинения ГУВД и стали подконтрольны исключительно Управлению. Следует отметить, что в ряде иных стран СНГ существуют подразделения, подобные УБОП. Украина в этом смысле не является исключением. Подразделения по борьбе с организованной преступностью в этом государстве сильно похожи на российские, если не учитывать особенности правового регулирования.

Дальнейшая судьба подразделения

УБОП, сотрудники которого активно боролись с организованной преступностью, просуществовал в своем первоначальном виде вплоть до 2001 года. После этого руководители МВД решаются на реорганизацию данного формирования. С этого года РУБОПа уже фактически не существовало. На его основе были созданы оперативно-розыскные бюро, которые стали непосредственной частью криминальной милиции Российской Федерации. В такой форме служба просуществовала до 2008 года, после чего на её основе создались отделы по борьбе с экстремизмом.

Сфера деятельности РУБОП

Отдел борьбы с организованной преступностью занимался специфической работой, которая была направлена на борьбу с преступностью организованного характера, о чем уже упоминалось ранее в статье. Следует отметить тот факт, что РУБОП — это исключительно оперативное подразделение. То есть в его структуре не было служб дознания и следствия. Таким образом, РУБОП не мог возбуждать уголовные дела. Что касается направлений деятельности этого подразделения, то данный аспект наглядно виден по работе конкретных отделов. В структуре РУБОП существовали следующие подразделения:

В третьем отделе занимались борьбой с преступлениями, связанными с похищением людей, а также освобождением заложников.

Четвертый отдел - это подразделение, созданное для борьбы с бандитизмом.

В пятом отделе осуществлялась разработка воров в законе и иных авторитетов криминального мира, о чем уже было упомянуто ранее в статье.

Шестой и седьмой отделы занимались коррупционными и экономическими преступлениями, которые совершали преступные организации.

Отдел восьмой осуществлял борьбу с преступлениями этнического характера.

В девятом и десятом отделе оперативные сотрудники боролись с транснациональной преступностью и незаконным оборотом оружия в государстве.

Следует отметить, что подразделения РУБОП в своей системе также имели отдел силовой поддержки, который называется СОБР. Учитывая представленную сферу деятельности разных отделов упомянутого ведомства, можно сделать вывод, что работа этого подразделения действительно является важным и незаменимым вкладом в процесс борьбы с организованной преступностью на территории Российской Федерации.

Борьба с экстремизмом

РУБОП, расшифровка которому была дана в этой статье, на сегодняшний день не существует. Вместо этого легендарного подразделения было создано Управление по противодействию экстремизму. Это полностью самостоятельная структура, подчиняющаяся исключительно центральному аппарату Министерства внутренних дел. На него возложены задачи по обеспечению и реализации политики в сфере защиты государства от распространения на его территории экстремистской деятельности. Помимо того, управление также выполняет ряд иных, не менее интересных функций, а именно:

Формирование политики и нормативной базы в установленном направлении работы;

Совершенствование управления в сфере обеспечения безопасности общественных отношений от негативного влияния деятельности экстремистов;

Организация противодействия экстремисткой деятельности;

Заключение

Итак, автор попытался рассказать о таком подразделении, как РУБОП. Расшифровка, история и сфера деятельности этой службы также были представлены в данной статье. Следует отметить тот факт, что на протяжении времени своего существования работники РУБОП привлекли к ответственности большое количество преступников, а также внесли весомый вклад в процесс борьбы с организованной преступностью.

Скопируйте код и вставьте в свой блог:




Отправьте ссылку другу - укажите e-mail получателя, отправителя, примечание (необязательно):

Кому:

От кого:

Примечание:




Указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 года упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) - одну из ключевых структур МВД. Закрытие УБОПов в регионах пройдет до конца года. В управлении служило 11 тыс. человек. Оно считалось элитой МВД, конкурентом ФСБ. Его сотрудников называли ценными специалистами, хотя и нередко подозревали в темных делах.

Указ Дмитрия Медведева № 1316 «О некоторых вопросах МВД РФ» от 6 сентября 2008 упразднил управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) - одну из ключевых структур МВД. Закрытие УБОПов в регионах пройдет до конца года. В управлении служило 11 тыс. человек. Оно считалось элитой МВД, конкурентом ФСБ. Его сотрудников называли ценными специалистами, хотя и нередко подозревали в темных делах.

Согласно указу президента на основе УБОПа создадут управления по противодействию экстремизму, а также отделы по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите (это судьи, прокуроры, следователи, свидетели). А организованными преступными группами будут заниматься уголовный розыск и ОБЭПы (отделы по борьбе с экономическими преступлениями).

Почти сразу после этих заявлений в стране начался ряд громких процессов, связанных с деятельностью бывших борцов с оргпреступностью. Например, в Ижевске открыли уголовное дело по коллаборационизму местных убоповцев с местными нацистами. А в Москве в декабре начнется суд, связанный с обнародованием профсоюзом московских милиционеров (регулярно конфликтующих со своим руководством) материалов о «крышевании» притонов руководством УБОПа.

«Часкор» опросил экспертов самого разного уровня, чтобы выяснить, в чем реальная причина упразднения УБОПа и к чему оно приведет.

Станислав Маркелов, президент Института верховенства права:

«Закрытие УБОПа было связано с внутриминистерскими трениями. К управлению было много претензий: коррупция, срастание с мафиозными структурами, превышения должностных полномочий, но эти проблемы можно было решить, поставив УБОП под жесткий контроль прокуратуры. Это нормально, что у УБОПа были особые полномочия. Но на особые полномочия нужен и особый контроль…

А теперь много опытных сотрудников уйдет, снизится профессионализм, потеряются наработки. Единственное, что радует, - экстремизмом и ОПГ теперь будут заниматься разные структуры. Ведь это очень разные виды преступности».

По сути, пути у сокращенных силовиков два: пойти в частные охранные предприятия, которые сейчас переживают не лучшие времена, или в криминал, который, наоборот, расцветает. Очевидное следствие - усиление преступных группировок в стране, повышение «профессионального» уровня ее членов.

Высокопоставленный источник из департамента экономической безопасности МВД Алексей В.:

«Указ принять - дело нехитрое. От него до сих пор все в шоке. Поначалу убоповцы говорили, что это какое-то недоразумение и всё скоро исправят. Но, похоже, уже поздно исправлять. Насчет роспуска ни с кем нормально не проконсультировались. Ни с нами, ни с ФСБ, уверен, тоже.

Зачем это было делать? Организованной преступности больше нет? Это смешно. УБОП действовал зачастую «по беспределу»? Ну да. А кто с преступностью в белых перчатках борется? Давайте тогда и уголовный розыск распустим, на нем тоже куча всего висит…

С организованной преступностью чисто бороться нереально. В Грузии, например, есть отдельная статья за то, что человек является вором в законе, а в России - нет. Руководители ОПГ сами никого не грабят и не убивают - они просто управляют и приказы отдают очень приватно. Поймать их - задача крайне сложная. За всё время существования статьи за создание ОПГ дел по ней потому и было мало.

Идея же распределить борьбу с ОПГ между уголовным розыском и ОБЭПами - неправильная. Допустим, совершено заказное убийство. ОБЭП не захочет им заниматься: убийства - это не наша специализация. А уголовный розыск не станет разбираться в финансовых схемах, ставших причиной убийства. Вот дело и будут футболить друг другу. У УБОПа, естественно, существовала агентурная сеть, а что с ней теперь будет? Люди, дававшие информацию, сейчас совершенно беззащитны.

Кроме того, роспуск УБОП может дестабилизировать ситуацию в стране. Управление собирало компромат на многих крупных чиновников уровня мэров городов-миллионников. Ход компромату не давали, иногда желая собрать побольше информации, иногда из политических соображений. Что теперь с ним станет? В какие руки он попадет?»

Сколько бы ни убеждали власти нас в том, что сложная экономическая ситуация никак не поднимет кривую преступности, очевидно, что вниз она тоже не пойдет. «Снижения преступности нет, посмотрите - расстреливают мэров и представителей областных судов», - резонно замечает г-н Носков. Хромает процент раскрываемости, постоянно портится статистика и из-за пресловутых «висяков»… Так стоило ли затевать массовые сокращения сейчас, в эпоху кризиса?

Оперативник одного из московских ОВД Виктор А.:

«Закрытие УБОПа - это прекрасно. Проблема скорее в том, что почти всех его сотрудников трудоустроят, слишком мало убоповцев уйдет из органов. Пытки, убийства, выбивание признаний, «крышевание» - это язвы всех структур МВД. Но убоповцы, которых никто не контролировал, практиковали всё это, как никто другой».

Старший следователь другого столичного ОВД Андрей Н.:

«В свое время УБОП себя проявил наилучшим образом. Когда он создавался, обычные милицейские структуры были не в силах контролировать ситуацию в стране. Что представляла собой организованная преступность в те времена? Были «блатные», были «спортсмены», были ветераны афганской, а позже и чеченской войны - шустрые мужички в неприметных курточках, которые умели появиться из-за угла, расстрелять кого-нибудь, бросить пистолет рядом с мусорным ящиком и убежать. Милиция сама потихоньку в рэкет втягивалась. И все они образовывали банды, которые терроризировали коммерсантов и обычных граждан.

УБОП выступил силой, смогшей отстоять интересы тех, кого сейчас называют средним классом. УБОП смог выиграть, по сути, небольшую гражданскую войну. Рискуя жизнью, кого-то убоповцы сажали, кому-то устраивали автокатастрофы, провоцировали войны между ОПГ, дабы они друг друга сами перебили.

А что такое организованная преступность сейчас? Она плотно вросла во власть, это сложные коррупционные структуры и схемы. Она совсем другая. А УБОП не изменился. Но власти он был нужен.

Последние годы УБОП выполнял грязную политическую работу. Нужно кого-нибудь подстрелить на Кавказе или, например, посадить человека вроде Льва Пономарева? ФСБ такое доверять рискованно - если что-то пойдет не так, слишком большой ущерб имиджу России будет. А УБОПу - пожалуйста. В случае провала всегда можно сказать: «Ну это же менты, ну что с них возьмешь, ну напортачили, ну мы их посадим и всё исправим…» За это, да, УБОПу позволяли заниматься рэкетом.

Теперь, думаю, функции политической полиции перейдут другому управлению. Или уголовному розыску, или формирующемуся сейчас антиэкстремистскому департаменту».










Пятнадцатого ноября исполнилось 20 лет со дня создания 6-го Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД СССР. Недавно все соответствующие подразделения были в очередной раз реформированы. Словосочетание «организованная преступность» исчезло из названия. Видимо, мы ее победили.

Лев прыгнул.Тогда его застрелили

Первым главой легендарного подразделения стал Александр Гуров, ныне депутат Госдумы. Впервые имя Гурова, в то время молодого сержанта милиции, появилось на страницах газет, когда он застрелил льва. Случилось это в Москве эпохи застоя. Лев Кинг, живший в семье бакинцев Берберовых, снимался в комедии «Приключения итальянцев в России», а во время съемок квартировал в опустевшей на время каникул школе. Каким-то образом зверь выбрался в школьный сад и, перемахнув через забор, набросился на проходившего мимо человека. Когда на крик прибежал сотрудник милиции - это был Гуров, - студент Владимир Марков уже лежал в луже крови. Выстрел прозвучал вовремя. О ЧП написали все газеты. Все жалели льва и осуждали Гурова. Исключением стала публикация корреспондента газеты «Труд» Александра Зарубина. В этой редакции я - в то время студентка-первокурсница - проходила практику. Тогда-то я впервые и увидела Гурова, который вместе с родителями спасенного пришел поблагодарить коллегу за объективность.
Грянула перестройка. В СССР считалось, что последнюю банду истребили в послевоенные годы. Но после нашумевшего «узбекского дела», по которому полный срок отсидел лишь Юрий Чурбанов, в структуре МВД начались робкие перемены. Майор милиции Александр Гуров, тогда старший научный сотрудник ВНИИ МВД СССР, принял участие в подготовке приказа министерства №0033 «О состоянии и мерах по усилению борьбы с опасными проявлениями групповой преступности». Такое запутанное название рекомендовал ЦК КПСС. И все же это были первые шаги. 17 июня 1985 года появился приказ МВД СССР «Об усилении борьбы с организованными группами» и «Об усилении борьбы с деятельностью лидеров уголовно-преступной среды». Через год Гуров направил министру внутренних дел записку с краткой характеристикой воров в законе, но особых изменений в работе МВД не произошло. На помощь пришла «четвертая власть». Интервью Юрия Щекочихина с Александром Гуровым «Лев прыгнул» произвело эффект разорвавшейся бомбы. Слово «мафия» вошло в наш лексикон, а имя эксперта по мафии стало известно всем.
Шло время. Менялись министры внутренних дел. Александр Иванович считает, что две его встречи с одним из них - Вадимом Бакатиным - не только повлияли на борьбу с оргпреступностью, но и резко изменили его судьбу. Первая состоялась 2 января 1989 года. Цитирую по книге Гурова «Красная мафия»: «Я хорошо помнил встречу со Щелоковым и разборки после статьи «Лев прыгнул», и от этой срочной встречи ничего хорошего не ждал. Правда, подумалось о резкой статье Ларисы Кислинской, где она с присущей ей прямотой и сарказмом критиковала милицию, писала о беззаконии и упоминала мою фамилию в качестве эксперта… Бакатина я увидел впервые. Статья Кислинской лежала перед ним. «Надо же, сам читает. Обычно для министров выдержки делают», - подумал я. «Вот вы пишете, критикуете, и Кислинская тоже. А что предлагаете? Вот создали ублюдочное подразделение из 32 человек и думаете бороться». Далее пошли слова, которые выдавали в Бакатине истинного строителя по специальности. Тем не менее, он разобрался, что приказ МВД СССР №0014 от 15.11.88 года «О создании управления по борьбе с организованной преступностью» - это кость, брошенная общественности, лишь бы отвязаться»…
«Не могу сказать, почему, - рассказывал мне позже генерал-лейтенант милиции Александр Гуров, - но именно после этой встречи в 6-м Управлении МВД из 32 человек, в котором даже не было структурных отделов, произошли значительные изменения. Его численность довели до 52 человек. Создали два отдела. Но что такое 52 человека на огромную страну? Вторая встреча с Бакатиным стала судьбоносной. Он предложил мне на выбор две должности - помощник министра или начальник этого управления. Я, конечно, выбрал второе».

«Разве это мафия?»

Сначала все шло хорошо. Михаил Горбачев благословил создание в МВД мощной структуры - Главного управления по борьбе с наиболее опасными преступлениями, оргпреступностью, коррупцией и наркобизнесом. Специализированные подразделения появились в 10 союзных республиках. Успели вовремя. Александр Иванович вспоминает, что прослушивая разговоры членов одной преступной группировки, сыщики перехватили разговоры двух крупных мафиози, один из которых жил в Германии. «Когда ликвидируют «шестерку»? - спросил один из собеседников. - Эти сволочи нам и в Германии жить не дают». Его московский знакомец ответил: «Точно не знаю, когда, но скоро она «шестеркой» называться не будет». По удивительному стечению обстоятельств в МВД затеяли очередную реорганизацию, в результате которой «шестерка» должна была раствориться в недрах службы криминальной милиции. Журнал «Столица» писал: «Мужественный товарищ Гуров, как и весь советский народ, убежден, что в стране существует мафия. По прошествии нескольких лет после создания специального управления в МВД ССС с товарища Гурова стали требовать, потому что оклад идет, а мафии все нет. На всю страну нашли, кажется, шесть групп. Разве это мафия?» Статья была напечатана незадолго до событий августа 1991 года…
В новой стране было создано новое министерство. А новый министр внутренних дел Виктор Баранников вдруг решил, что с «гуровским управлением надо разобраться». «Он словно забыл, что мы вместе работали по ликвидации преступной группировки в самом МВД СССР, - вспоминает Александр Иванович. - Под видом деятельности Фонда по борьбе с наркотиками она осуществляла контрабанду компьютеров. Я уверен, что это была не инициатива Баранникова. Ветер дул из Совета министров и из Верховного Совета. Их сотрудники мелькали в наших документах по разработке организованных преступных группировок. Могла также всполошить разработка одного крупного милицейского руководителя из МВД России. Высокопоставленные чиновники проходили и по делам о трансфере 140 миллиардов рублей за границу, и чеков «Урожай-90», в котором действовала пресловутая ассоциация «Исток» во главе с народным депутатом Артемом Тарасовым».
В итоге на обломках 6-го управления создали российское подразделение. Гуров ушел в КГБ к Бакатину, который в тот момент его возглавлял. Новое руководство МВД прокомментировало это так: «Ушел из-за сенсаций, которых ему не достает». Потом Александр Иванович покинул и КГБ, которое к этому времени раздробили, реорганизовали и множество раз переименовывали.
«Различные реорганизации в МВД и совсем уж частые (раз в полгода) в органах госбезопасности, куда я вынужден был перейти, имели совершенно очевидную задачу, - считает Гуров. - Сколько дел о крупных и сверхкрупных хищениях было развалено вместе с СССР! Сколько преступников ушло от ответственности! Сколько денег было отмыто преступными синдикатами с помощью завоза недоброкачественной водки и некачественных продуктов! Этого бы не случилось, если бы нас услышали. Еще до краха «МММ», «Тибета», «Чары» и им подобных мы прогнозировали такие ситуации и предлагали принять соответствующие законы, которые стали бы преградой на пути многих аферистов. Но в это время увлеклись реорганизациями, при которых уходили профессионалы и уничтожались необходимые документы»
Самый мощный прессинг испытало на себе московское подразделение по борьбе с оргпреступностью. Прообраз знаменитого московского РУБОПа появился на Петровке, 38 в структуре МУРа еще 30 июня 1986 года. Служили в нем тогда 25 человек. С 27 мая 1989 года - уже 73 сотрудника. Отдел был призван бороться уже не с групповой, а именно с организованной преступностью. 12 ноября 1992 года он стал управлением. К этому времени его штат составлял 123 человека. А через год это уже мощное подразделение - Региональное управление по организованной преступности при ГУВД Москвы. В конце 1996 года Управление было переведено в подчинение ГУБОП МВД РФ.

Шаболовские,которые круче солнцевских

Вначале первый отдел на Петровке возглавлял опытный сыщик Гафа Хусаинов, в свое время принимавший участие в задержании родоначальников организованной преступности - Монгола, Япончика. Он также работал по делу об ограблении семьи Троицких, следы которого вели к любовнику Галины Брежневой Борису Буряце. Затем во главе отдела, а позже управления встал Владимир Рушайло, прошедший путь от рядового опера до министра внутренних дел. Именно при нем подразделение стало мощной структурой. При нем оно переехало в новое здание на Шаболовку, 6, и этот адрес стал так же знаменит, как и Петровка, 38. До сих пор Владимира Борисовича считают отцом-основателем московского РУБОПа.
«Наша служба создавалась по образцу и подобию Федерального бюро расследований США, основное отличие которой от уголовного розыска - не только количество выявленных и раскрытых преступлений, а организация работы от лица к преступлению, то есть выявление активных участников, лидеров и авторитетов преступных групп и группировок, эпизодов их противоправной деятельности независимо от состава преступлений», - рассказывал мне Владислав Селиванов, в 1995 году первый заместитель начальника московского Управления.
Новый подход к проблеме позволял вести и «профилактическую» работу, благодаря чему, к примеру, в мае 1994 года была осуществлена уникальная операция по предотвращению воровской сходки в Бутырской тюрьме. В 1997 году на стадии приготовления удалось предотвратить 7 заказных убийств. За пять лет (1993-1998гг.) подразделение привлекло к уголовной ответственности 56 воров в законе и 246 лидеров и авторитетов… В этот же период в РУБОП поступили сообщения о хищении с целью получения выкупа 952 человек (51 из них дети). Всех удалось освободить. Некоторые операции по освобождению заложников уникальны. Так, в июне 1997 года был освобожден сын бизнесмена из Сиднея. Сложность ее заключалась в том, что похитили молодого человека в Москве, держали в заложниках в Дагестане, а руководили операцией из Австралии. Приходилось освобождать заложников и в США. В Кливленде был похищен сын московского банкира - за его освобождение требовали почти миллион долларов. В процессе оперативно-розыскных мероприятий были задержаны московские вдохновители преступления. Через них вышли на американских подельников. Информация поступила в кливлендское отделение ФБР США. Заложника освободили, похитителей арестовали.
В общем, бандиты боялись московского РУБОПа, как огня. А во многих кабинетах управления на стенах появился шутливый лозунг: «Шаболовские круче солнцевских».

РУБОП здесь больше не живет

«У меня такое впечатление, что присутствую на собственных похоронах, - сказал знакомый оперативник, когда со знаменитого здания на Шаболовке, 6 снимали табличку. - Причем о расформировании нашего РУБОПа мы узнали не от начальства, а от бандитов. Они над нами откровенно смеются».
Приказ о расформировании системы Регионального управления по борьбе с оргпреступностью был подписан в августе 2001 года. Реорганизацию затеял бывший тогда министром внутренних дел РФ Борис Грызлов. Правда, громкой акции вроде «муровские оборотни в погонах» не получилось, но о возбужденных в отношении нескольких рубоповцев уголовных делах вспоминали часто. Говорили о том, что служба стала неуправляемой. Но если бы она подчинялась местному ГУВД, УВД, стала бы «ручной». Создается впечатление, что именно это и требовалось.
Практически все опытные сотрудники ушли. Лучшие из лучших погибли в ходе различного рода спецопераций - только в Чечне при исполнении служебного долга потери составили 19 рубоповцев. За 20 лет существования все подразделения ГУБОПа МВД РФ потеряли 396 человек. Восемь офицеров получили самое высокое звание - Герой России.
На бывшего министра внутренних дел начались наезды. О развале РУБОПов я писала в статье «Свои и чужие в МВД» («Совершенно секретно» №11 за 2001 год). В качестве моего оппонента выступал возглавлявший тогда ГУБОП МВД РФ генерал-лейтенант милиции Александр Овчинников. По своему служебному положению он был не согласен с тем, что РУБОПы целенаправленно разваливают. Но соглашался с предположением некоторых, что судьбой РУБОПов особенно обеспокоены недобросовестные сотрудники этого ведомства, опасающиеся в результате реформы потерять доступ к сытной кормушке. «Да, кормушка сытная», - говорил генерал и приводил пример: один из бывших начальников отдела ГУБОПа забыл в туалете «барсетку» с 70 тысячами долларов. Ее нашел его подчиненный, который дней десять ждал, когда шеф забьет тревогу. Но тот молчал. Деньги были явно не последние…
С момента очередной реформы прошло не так много лет. Но ставки резко изменились. Так, из двух разных источников стало известно, что одному из начальников главного антимафиозного ведомства (теперь уволенному) в чемоданах несли не десятки тысяч долларов, а миллионы. Один миллион - за покровительство, другой - за возбуждение «заказного» уголовного дела и его благополучного доведения до суда.

В одном глазу доллар,в другом - евро

6 сентября этого года вышел указ президента России об очередной реорганизации нынешнего Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД РФ. Отныне на его основе будут действовать два департамента. Один должен противостоять экстремизму, другой обеспечивать защиту лиц, подлежащих государственной защите. В названии обоих словосочетание «организованная преступность» отсутствует. Все функции по борьбе с оргпреступностью общеуголовного характера, а также подразделения по разработке воров в законе и преступных авторитетов передаются уголовному розыску. Коррупция и экономические проявления оргпреступности оказываются в ведении структур по борьбе с экономическими преступлениями. Вернулись к тому, с чего начинали 20 лет назад. Борьба с оргпреступностью силами подразделений, которые подчиняются, предположим, городским управлениям, а значит городским властям, вряд ли имеет радужные перспективы.
На следующий день после опубликования указа президента агентура еще неразогнанных управлений по борьбе с организованной преступностью сообщила - воры в законе во всех регионах России устроили грандиозную пьянку по случаю ликвидации ненавистной службы.
В докладе по итогам прошлого года министр внутренних дел Рашид Нургалиев констатировал: «Продолжается тенденция снижения профессионализма сотрудников правоохранительных органов, в том числе оперативного состава». Надо заметить, что за минувшие 20 лет для этого сделано было все. Но это не самое страшное. Страшно, когда специально обученные люди пойдут на службу к мафии уже официально, когда сдадут свою агентуру и базу данных. Информация о появлении на черном рынке базы данных реорганизованного департамента уже появилась. «Серьезное влияние на деятельность ОПФ (организованные преступные формирования) оказывают авторитеты уголовно-преступной среды, в том числе воры в законе, - отмечает министр. - Всего на оперативном учете в МВД состоит 182 вора в законе. Ключевыми фигурами преступного мира, по данным МВД, являются 20 воров, возглавляющих сейчас семь ОПС. Через «положенцев», «смотрящих» и держателей общака ими создана система альтернативных органов управления на уровне регионов, муниципальных образований и в учреждениях уголовно-исполнительной системы». Интересно, кто теперь будет бороться с ворами в законе? Участковые?
«Нас разогнали, облили грязью, набрали со всех концов страны новых людей, но они быстро сориентировались в столице и взятки стали брать сотнями тысяч, а то и миллионами евро, - говорит ветеран московского РУБОПа. - Для них нет ни Родины, ни флага. Какая там борьба с преступностью, когда в одном глазу - доллар, а в другом - евро».
Может быть, последнюю структуру, призванную бороться с мафией, а на самом деле не раз уличенную в сливании с ней, и стоило разогнать, но как пойдут дела «на земле», то есть в окружных и районных УВД, где берут взятки, но меньшие, как за развал, так и за возбуждение уголовного дела?

Лариса Кислинская


поделиться:

История создания структуры

Советская эпоха характеризовалось одним из самых низких уровней преступности в современном обществе. Правоохранительные органы работали очень хорошо, так что процент раскрываемости был необычно высоким. И в то же время, суровость наказания остужала многих злоумышленников, которые вынуждены были отказываться от своих противозаконных действий.

Но под конец существования СССР ситуация в корне поменялась и во время перестройки начали массово появляться организованные преступные группировки, которые фактически контролировали целые регионы.

Милиция не была готова к встречи с новым для себя врагом, который часто превосходил силовиков в техническом оснащении и имел разветвленную агентурную сеть, в том числе и среди сотрудников правоохранительных органов. Так что нужно было создавать принципиально новое управление, которое могло бы противостоять угрозе государственной безопасности.

День образования УБОП приходится на 15-ое ноября 1988-го года, когда по приказу всесоюзного МВД было создано 6-ое управление МВД СССР. Новое ведомство было укомплектовано из самых лучших сотрудников с безупречной репутацией и большим опытом. Всего первый состав насчитывал 32-а человека, которые, конечно же, не могли сами остановить растущую преступность.

Волнения в стране и отсутствие политической, экономической и социальной стабильности толкали все больше людей вступать в банды. Если изначально ОПГ состояли из 4-5 человек, то вскоре их «штат» расширился до нескольких десятков. Причем везде была четкая иерархия, а во главе нередко стояли кадровые военные, которые не смогли найти себя в мирной жизни после возвращения из Афганистана.

Поэтому в феврале 1991-го года новое ведомство было реорганизовано, а в его ответственность вошла борьба с наиболее опасными преступлениями, а также коррупция и наркобизнес. Через полгода Союз перестал существовать, и последовала очередная реорганизация структуры в Главное управление по организованной преступности МВД Российской Федерации. Но День УБОП все равно продолжили считать от образования первой структуры.

Криминогенная обстановка после распада СССР стала еще хуже. На улицах многих городов шли настоящие войны, причем не только между силовиками и бандитами, но и между противоборствующими группировками. Жители находились в постоянном страхе, поэтому нужны были действенные меры от властей.

Численность ведомства была значительно увеличена, а техническое оснащение доведено до высших стандартов. С 2004-го по 2008-ой год структура носила название «Департамент по борьбе с организованной преступностью, экстремизмом и терроризмом МВД России».

В 90-ые годы удалось остановить преступность и вернуть гражданам спокойствие. Но пришла новая беда - терроризм. Бороться против такого врага значительно сложнее, так как выявить его очень сложно, поскольку зачастую подготовка боевиков ведется в иностранных государствах, а в Россию их переправляют только непосредственно перед совершением теракта. В связи с этим реформа 2008-го года преобразовала ведомство в «Главное управление по противодействию экстремизму МВД РФ».

Чем занимается УБОП сегодня?

День УБОПа в России в 2016 году состоится совсем скоро, поэтому нужно подготовиться к поздравлениям сотрудников. О них редко говорят в новостях, но если взглянуть на статистику, то можно увидеть, что выявление и задержание опасных преступников и боевиков производятся едва ли не каждый день.

Так что силовики прекрасно справляются со своей задачей и дают людям возможность жить нормальной жизнью. Перед управлением ставится довольно обширный перечень заданий:

  1. Оперативно-розыскная деятельность с целью выявления и обезвреживания преступных группировок и экстремистских организаций.
  2. Освобождение заложников и поиск похищенных граждан.
  3. Слежка за «ворами в законе» и криминальными авторитетами.
  4. Борьба с коррупцией и превышением служебных полномочий.
  5. Расследование этнических преступлений.
  6. Предотвращение экономических преступлений государственного масштаба.
  7. Взаимодействие с иностранными коллегами для противоборства транснациональным преступным группировкам.
  8. Ликвидация каналов незаконного оборота оружия.
  9. Выявление и блокировка маршрутов поставок наркотиков в РФ.

Действует УБОП, как самостоятельное подразделение в структуре Министерства Внутренних Дел. Главный упор в работе делается именно на борьбу с терроризмом, так как этот фактор больше всего угрожает национальной безопасности и способен дестабилизировать обстановку в обществе, вызвав панику у населения.

Еще одной важнейшей задачей является наблюдение за криминальными лидерами. С помощью слежки можно заранее узнавать о готовящихся акциях и предотвращать преступления.

В частности, в текущем году сотрудниками ведомства было задержано несколько десятков человек, находившихся в федеральном розыске. Всего в 2016-ом году предотвращено более сотни преступлений и терактов, о подготовке которых стало известно благодаря агентурной сети и наружной слежке.

Как поздравить сотрудников подразделения?

День создания подразделений по борьбе с организованной преступностью стал поворотным моментом в жизни страны. Раньше люди смотрели фильмы о мафии, якудза, триадах и других преступных группировках только в кинотеатрах. Но переходной период привел к появлению ОПГ на улицах родных городов. И именно сотрудники УБОПа стали щитом, который защищал граждан от насилия.

А сегодня отважные силовики противостоят террористам, оберегая покой в каждом доме. Поэтому нельзя не поздравить их в профессиональный праздник и не сказать несколько теплых слов.

День подразделений по борьбе с организованной преступностью отмечают 15-го ноября. Помимо поздравлений от представителей власти и руководства МВД, проходит также чествование ветеранов и награждение особо отличившихся сотрудников.

Вручаются медали, почетные грамоты, присваиваются очередные и внеочередные звания. Обязательно проходит праздничный концерт, на котором выступают различные коллективы. Обязательно возлагают цветы к мемориалам в память о тех, кто отдал свою жизнь при исполнении служебных обязанностей.

Подарки сотрудникам УБОП можно приобретать в военторге. Именно здесь легко найдутся подходящие аксессуары с соответствующей символикой, которая всегда будет напоминать о важности своей службы.

УБОП - это выбор смелых людей, которые готовы оберегать покой родины в круглосуточном режиме. Поэтому в качестве презента нежно подобрать что-то соответствующее. Лучше всего остановиться на полезном аксессуаре, который будет полезен во время несения службы.

Если кто-то из близких служит в УБОП, нужно обязательно устроить праздничный ужин и собрать всех друзей. Всем будет приятно осознавать, что окружающие ценят его труд, который часто остается за кадром.

И никакие награды и звания не заменят любящую семью и тепло домашнего очага. Если дома ждут любимые, то можно преодолеть все преграды и справиться с самыми сложными заданиями, поборов ради них любую преступность.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.

Организованная преступность – это незаконная деятельность трех или более лиц, объединенных в преступную организацию, имеющую устойчивую внутреннюю структуру, которые в сообществе с коррумпированными должностными лицами, представителями власти, используя методы насилия и запугивания, общественный спрос на услуги, по договоренности с другими преступными группами устанавливают свой контроль в различных сферах деятельности, в том числе и незаконной, и постоянно ее осуществляют в целях получения значительных доходов.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Среди них важное место призваны занимать уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, фискально-финансовые, оперативно-розыскные и некоторые другие меры, которые должны быть основаны на общем анализе криминальной ситуации, ее прогнозе. Речь идет о специальных мерах, ибо здесь основной объект борьбы – это сами организованные преступные формирования и уже не отдельные преступления, а их сложная и разветвленная преступная деятельность. При этом решается задача пресечения движения и легализации преступных капиталов.

    Задачи и основополагающие начала борьбы с организованной преступностью

Стратегическими задачами борьбы с организованной преступность являются:

1)Ликвидации основных организованных преступных формирований и возмещения ущерба от их деятельности.

2)Устранение причин и условий, способствующих формированию преступного общества, 3)Затруднение вовлечения в преступную деятельность новых лиц и распространения сферы влияния криминала.

В борьбе с существующими организованными преступными формированиями правоохранительные органы стремятся к в первую очередь к их разобщению.

Помимо реагирования на совершаемые преступления и выявления их непосредственных исполнителей, основной задачей является установление личности лидеров преступных формирований и привлечение их к ответственности; для этого может использоваться в том числе содействие менее опасных членов преступных группировок, которым в обмен на сотрудничество с правоохранительными органами значительно смягчаются сроки наказания (вплоть до полного отказа от привлечения к ответственности).

Важными составляющими мер по борьбе с организованной преступностью являются финансовый контроль, направленный на затруднение производства операций по легализации преступных доходов, использованию преступных капиталов, и антикоррупционные меры, направленные на очистку правоохранительных органов и других государственных структур от лиц, содействующих организованным преступным формированиям.

Предупреждение организованной преступности осуществляется на основе комплекса мер общесоциальной и специально-кримино-логической профилактики. Значение имеет подрыв экономических корней организованной преступности, разработка и последовательное осуществление комплекса организационно-управленческих, финансовых, налоговых и других мер, создающих затрудняющие условия для преступного бизнеса и направленных на вытеснение из производства криминальных методов регулирования экономических отношений, пресечение легализации преступных капиталов.

Наряду с уголовно-правовыми запретами в УК РФ для борьбы с организованной преступностью необходимо принять специальные законы, как во многих зарубежных странах, регулирующие борьбу с организованной преступностью. Особое значение в этой борьбе придается специализированным подразделениям по борьбе с организованной преступностью. Борьба должна быть сосредоточена на подрыве авторитетов, создании конфликтных ситуаций, ведущих к распаду группы или сообщества, т.е. разрушении целостности, устойчивости - качественного признака преступной системы.

    Правовая основа и система субъектов борьбы с организованной преступностью

Основным звеном государственной системы органов, противостоящих организованной преступности, является МВД РФ. В системе МВД образовано специализированное подразделение - Главное управление по борьбе с организованной преступностью. На местах действуют его управления. Учитывая исключительную опасность организованной преступности, которая подрывает устои государственной власти и напрямую угрожает общественной безопасности страны, Законом РФ “Об органах федеральной службы безопасности” установлены полномочия по борьбе с организованной преступностью органам федеральной службы безопасности РФ. В ст.8 п.2 Закона установлено следующее - “Борьба с преступностью”. А ст. 10 Закона конкретизирует данное полномочие путем перечисления действий, которые обязаны выполнять эти органы.Правовое обеспечение борьбы с организованной преступностью заключается прежде всего, в разработке и принятии соответствующих законов, направленных на решение данной проблемы и носящих комплексный межотраслевой характер.

Что касается законопроекта “О борьбе с организованной преступностью”, причем ключевого законопроекта, который был подготовлен межведомственной комиссией, созданной на основании решения координационного совещания руководителей правоохранительных органов в ноябре 1993 года и принятый государственной думой в 1994 году, то этот законопроект носит оригинальную концепцию и комплексный характер. Вся квинтэссенция концепции данного законопроекта заключается в следующем. В зависимости от уровня организованности преступных формирований определяются соответствующие органы, противодействующие им. С обычными организованными преступными группами (так называемого первого уровня) борьбу должны вести все оперативные подразделения ОВД, ФСБ, прокуратура, таможня, налоговая полиция.

    Международное сотрудничество в сфере борьбы с организованной преступностью (основные направления)

Международные соглашения, конвенции и обмены информацией. Последним примером в этом отношении является Конвенция о борьбе с международной коррупцией, заключенная и подписанная по инициативе и под эгидой Организации европейского сотрудничества и развития. Конвенция была подписана представителями 34 стран мира и в 1999 г. введена в действие. В настоящее время вопрос состоит в том, насколько международные обязательства будут соответствовать текущим задачам экономического развития.

Международное сотрудничество между национальными полицейскими органами.

Организованная преступность стала международной, что обязывает национальные правительства объединить свои усилия в целенаправленной борьбе с этим явлением.

Международному сотрудничеству в данной сфере мешает соперничество различных международных организаций, отсутствие целевых средств, недостаток обученного персонала, который мог бы эффективно работать с такими структурами как Интерпол, а также особая позиция отдельных карликовых суверенных государств.

Распад колониальной системы, как известно, привел к возникновению большого количества малоразмерных и очень бедных государств. Некоторые из этих стран вынуждены прибегать к неординарным способам привлечения иностранной валюты. Примерами таких способов являются: выпуск почтовых марок, регистрация иностранных судов (предоставление права ходить под удобным флагом), открытие оффшорных банков (налоговых убежищ) и т.д.

В отдельных случаях эти минигосударства попадают под частичный или полный контроль наркосиндикатов, чем наносят значительный вред международному экономическому развитию и международным усилиям по борьбе с организованной преступностью.

Экономическая помощь в качестве стимула для сокращения преступной деятельности. Для того чтобы ослабить у крестьян в Колумбии и других слабых в экономическом отношении странах стимулы к выращиванию наркосодержащих растений, предлагается оказывать целенаправленную экономическую помощь с тем, чтобы дать возможность жителям этих малоимущих стран зарабатывать себе на жизнь честным путем. Такого рода помощь является одним из возможных способов, используя который богатые страны - основные потребители наркотиков могут вести борьбу против их производства и распространения.

Условия помощи. Страны-доноры, оказывающие финансовую помощь развивающимся странам (особенно странам третьего мира), ставят свои гуманитарные операции в зависимость от того, чтобы страны-получатели самым серьезным образом вели борьбу с коррупцией и организованной преступностью.

    Понятие организованной преступности (криминологический и уголовно-правовой аспект).

Организованная преступность-это общественное явление, охватывающее совокупность тяжких и особо тяжких преступлений, совершаемых устойчивыми, иерархическими, планомерно-действующими преступными структурами (группы, сообщества), деятельность которых прямо или опосредованно взаимоподкрепляется и согласуется организаторами и руководителями определенной территории или в определенной управленческой, предпринимательской или иной сфере экономической, политической деятельности.

Организованная преступность является одним из наиболее сложных и опасных видов уголовно-наказуемых деяний и имеет ряд существенных особенностей. Для нее характерны наличие групп, организаций и лиц для систематического занятия преступлениями, устойчивость, отлаженная система связей их участников, распределение между ними ролей, иерархическая система взаимоотношений. В низших организованных преступных формированиях отношения участников строятся по схеме: главарь - рядовые исполнители (как правило, всего от 3 до 10 человек), причем роль каждого из них заранее определена. Типичными видами преступных деяний для таких групп являются кражи, грабежи, разбои, мошенничество, бандитизм.

Борьба с организованной преступностью предполагает разработку и реализацию комплекса специальных общеорганизационных, предупредительных и правоохранительных мер. Для уголовно-правового понимания организованной преступности характерно

выделение следующих ее признаков:

Наличие организационно-управленческой структуры, сложная иерархическая

градация сообщества с разграничением функций.

Устойчивый, планируемый, законспирированный характер деятельности,

сплоченность;

Распространение своего влияния на определенной территории, либо в

определенной экономической области (монополизация);

Заранее планируемое преступное поведение (совершение действий по подысканию

объекта посягательств);

Извлечение максимальной прибыли как основная цель преступной деятельности;

Активное пропагандирование преступной идеологии.

ОБЪЕКТЫ ОП. Их тысячи: стратегические ресурсы (нефть, металл), наркотики, оружие, но главный объект - люди, собственники, из которых можно "качать" деньги. Их бизнес, собственность столь же многообразны, как и вся экономика (промышленность, сельское хозяйство, сфера услуг и т.п.). Существенную роль играет форма собственности государственная, частная, акционерная, иностранная, совместное владение СУБЪЕКТЫ ОП. Обычно в практике УОП-ов, РУОП-ов их разделяют:

По величине (группа, формирование, организация, сообщество), а средства массовой информации добавляют мафия (организация общенационального масштаба) и "сверхмафия" (международные организации, уже напоминающие транснациональные корпорации, где граница между легальным и криминальным бизнесом нередко размыта).

По месту базирования (например, в Киеве - троещинская, борщаговская; в Москве - солнцевская, долгопрудненская),

По этническому признаку (преимущественному национальному составу): славянские, грузинские, чеченские, дагестанские, ингушские, армянские, азербайджанские, вьетнамские, китайские...).

1. Криминализация экономических отношений. Слияние экономической и общеуголовной преступной деятельности. Так, в настоящее время в криминальный бизнес включены более 40 тыс. предприятий, государственных и коммерческих организаций; 70 - 80% приватизированных предприятий и коммерческих банков, большинство торговых организаций обложены поборами. Размер "дани" (своеобразного налога в пользу преступников) составляет 10 - 20% от оборота, что нередко превышает половину балансовой прибыли предприятия. 2. Активное включение в организованную преступность коррумпированных чиновников. Коррупция (злоупотребление должностными лицами властью или служебным положением в результате их подкупа) получает широкое распространение в условиях экономической и политической нестабильности, являясь, с одной стороны, предпосылкой, а с другой - одним из проявлений организованной преступности, средством ее прикрытия. Подкупленные чиновники оказывают содействие каждой седьмой-восьмой преступной группировке, а те тратят на оплату их услуг от 30 до 50% криминальных доходов. Имеются попытки повлиять на ход расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами. 3. Активизация преступных формирований в совершении традиционных тяжких уголовных преступлений

4. "Эксплуатация" пороков общества (наркомании, проституции, игорного бизнеса и т.п.). 5. Формирование своеобразного резерва организованных преступных структур из числа лиц, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы. По данным экспертов, в исправительных учреждениях в настоящее время действуют более 2,5 тыс. организованных преступных групп, в силу чего преступная среда в местах лишения свободы становится все более криминогенной.

6. Рост криминального профессионализма, квалифицированности совершения преступлений

7. Высокая латентность. Зарубежные эксперты полагают, что латентная часть организованной преступности в 6 - 10 раз превышает зарегистрированную правоохранительными органами. В результате около 70% преступлений, совершенных организованными структурами, не было зарегистрировано.

    Понятие и признаки организованной преступной группы.

Организованная преступная группа - устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Организованная преступная группа выступает в качестве одной из форм соучастия.В ней роли распределены заранее, план совершения преступления четко отработан. К таким группам можно отнести группы карманных и квартирных воров, мошенников, торговцев наркотиками.

Таким образом, закон, по существу, определяет только два признака организованной группы:

1)Устойчивость

Это означает, прежде всего, стабильность, постоянство состава преступной группы. Вхождение в нее новых членов затруднено из-за опасности провала всей группы. Вместе с тем, и к выходу из группы кого-либо из членов преступная группа относится резко отрицательно, видя в этом отступничество и предательство ее интересов.

2)Целью объединения в группу является совершение одного или нескольких преступлений.

Постоянное совершение преступлений - цель объединения группы. Это второй признак организованной преступной группы, указанный в уголовном законе. Целью создания группы является постоянное совершение преступлений, постоянная преступная деятельность для получения наживы. Это приводит организованную группу к увеличению

как географии совершаемых преступлений, так и их количества и интенсивности.

Часть указанных признаков организованной группы,которые тоже можно отнести к признакам организованной преступной группы:

Распределение ролей при совершении преступлений.

Подготовка к совершению преступления.

Использование сложных способов совершения преступлений.

Строгая дисциплина (для организованной преступной группы характерна жесткая дисциплина ее членов, безусловное подчинение лидеру).

Вырабатывается единая ценностная ориентация.

Распределение преступных доходов.

Создание специального денежного фонда (сущ.спец. денежный фонд - "общак", которым распоряжается лидер).

Криминологами в качестве признаков организованной группы называются выработка в группе норм поведения, ценностных ориентиров, выполнение отдельным участником роли лидера, наличие иерархии и распределения социальных ролей и т.д. .

    Понятие и признаки преступной организации.

Преступное сообщество (преступная организация) -организованная преступная группа, созданная для совершения наиболее тяжких преступлений , либо объединение организованных преступных групп. Преступная организация является наиболее опасным видом соучастия; создание преступного сообщества или преступной организации выступает в качестве самостоятельного наказуемого вида преступной деятельности, даже если такая организация не успела ещё совершить ни одного преступного деяния. Например, в УК РФ ответственность за такое деяние предусмотрена в ст. 210. Преступное сообщество выступает формой проявления организованной преступности.Преступным организациям присущи следующие основные признаки, которые отличают их от организованных сообществ:

– наличие материальной базы (денежного фонда);

– коллегиальность управления, т.е. организацией руководит группа лиц, имеющих как правило, равное в нем положение;

– нормальные нормы поведения, традиции и «воровские» законы, мера наказания за их нарушение;

– иерархическая система с разделением организации на группы, межрегиональными связями, наличием руководящего ядра, телохранителей. связников, хранителей финансовых фондов (касс), разведчиков, исполнителей приговоров и т.п.;

– создание информационной базы, которую составляют сведения из различных источников (в том числе, полученные в результате использования разведывательных данных) об интересуемом объекте.

    Специфика причинности организованной преступности.

В соответствии с генезисом и характером организованной преступности в механизме ее детерминации решающую роль играют следующие причины и условия:

1. Пороки (культурных, политических, социально-экономических) основ организации жизни общества.

2. Неэффективность мер борьбы с криминальными проявлениями: несоответствие между глубинными факторами преступности и поверхностными мерами, с помощью которых государство пытается от нее избавиться.

3. Криминальное саморазвитие (способность преступности к самоорганизации и способность на ужесточение средств борьбы с нею отвечать усилением средств обеспечения криминальной безопасности и эффективности преступной деятельности).

4. Пороки политической системы общества:

а) пассивность органов государственной власти, обусловленная дефектами политического устройства; политическими, идеологическими, социальными кризисами, коррумпированностью, слабостью полити-ческих лидеров, их неспособностью эффективно действовать в сложных условиях;

б) необеспеченность (материальная, культурная, организационная) рационального функционирования демократических институтов общественного устройства.

5. Межгосударственные противоречия, препятствующие концент-рации усилий общества в борьбе с преступностью.

    Понятие коррупционной преступности. Специфика причинности коррупционной преступности.

Под коррупцией (от лат coiruptio - разламывать, портить, повреждать) как социально-правовым явлением обычно понимается подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще.

Коррупционные преступления - это предусмотренные УК РФ общественно опасные деяния, непосредственно посягающие на авторитет публичной службы, выражающиеся в незаконном получении государственными или муниципальными служащими каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот) либо в предоставлении последним таких преимуществ.

К собственно коррупционным преступлениям могут быть отнесены пять видов уголовно наказуемых деяний: 1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); 2) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); 3) получение взятки (ст. 290 УК РФ); 4) дача взятки (ст. 291 УК РФ); 5) служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Социально-правовой контроль нельзя рассматривать как репрессивную деятельность. Это контроль криминологический, предупредительный, хотя в него входит уголовно-правовая составляющая, когда предупреждение не сработало. Социально-правовой контроль предполагает организацию жизни и деятельности на основе четко разработанных законов, принятых демократическим путем. Интенсификация деятельности по установлению жесткого социально-правового контроля за принятием решений государственными служащими является важным направлением предупреждения коррупционной деятельности.

Другой не менее существенной причиной коррупции является тот факт, что сотни чиновников (от министров до главных специалистов различных министерств и ведомств) входят за соответствующее вознаграждение в советы директоров акционерных обществ и компаний, в связи с чем происходит своеобразное сращивание государственных служащих с предпринимательством, что представляет собой узаконенную коррупцию. Подобная порочная практика нормативно ставит высоких должностных лиц министерств и ведомств в ситуацию постоянного конфликта личных и государственных интересов, который служит объективной основой их заинтересованной лоббистской деятельности и коррумпированности. Власть срастается с собственностью и деньгами, открывая новые глубоко законспирированные коррупционные технологии.

    Общая характеристика нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы борьбы с коррупцией.