Какие молитвы надо читать в успенский пост. В успенский пост верующие читают дома определенные молитвы

Успенский пост - второй по важности из четырех многодневных постов в году. К двум неделям аскезы необходимо духовно подготовиться. В этом вам помогут молитвы.

Успенский пост посвящен празднику Успения Пресвятой Богородицы, поэтому молитвы на начало поста всегда обращены именно к Деве Марии. Начать с молитвы необходимо уже первый день поста, 14 августа.

1. Почему молитвы так важны в период поста

Некоторые люди неправильно оценивают духовную важность и цели поста. Каждый пост представляет собой время, когда можно очиститься духовно, поэтому священнослужители рекомендуют читать молитвы и посещать богослужения, а также помогать близким и вести правильный образ жизни.

Многие думают, что достаточно просто соблюдать правила питания, но это не так. Пост - это не диета, а всесторонняя работа над собой. Несомненно, воздержание от животной пищи является важным аспектом Успенского и любого другого поста, но это второстепенная цель, а не главная.

Чтение молитв - это диалог с Богом. Именно через молитвы Святая Богородица пыталась обрести покой и смирение, помощь и поддержку Высших сил. Точно так же и нам с вами нужна помощь, посланная с Небес.

2. Лучшие молитвы на начало Успенского поста

В 2018 году пост начинается 14 августа. До 16 числа включительно читаются особые молитвы, которые должны помочь настроиться на смиренный образ жизни. Вот одна из таких молитв:

«Матушка Заступница, благослови меня, грешного, дай мне сил понять важность поста. Укрепи веру мою в Господа нашего, Сына Твоего, на кресте распятого. Прости мне грехи и прегрешения вольные и невольные, яко же и я постараюсь простить всех своих обидчиков. Дай мне волю железную и силу духовную, чтобы приблизиться к Тебе, Матерь Божья. Моли Бога о моем здравии и о здравии моих близких. Прости меня за слабость мою и дай сил укрепиться в вере. Аминь».

Эту молитву читают на сон грядущий. Вместе с ней можно читать «Отче наш». Помимо этой молитвы есть еще одна, которая адресована Иисусу Христу. Ее тоже можно читать в самом начале Успенского поста:

«Иисусе Христе, Боже наш, помоги нам и услышь нас, как услышал Мать свою в молитвах, и прими нас во Царствие Свое, яко принял Матушку Заступницу. Озари наши жизни добром, радостью и силой. Помоги нам прожить этот пост так, как подобает истинному христианину. Благослови нас на исповедь и таинство причащения. Прости нам грехи наши. Услышь молитвы наши в пост грядущий, помоги справиться со слабостями. Услышь просьбы наши и озари нашу жизнь любовью своей. Аминь».

Молитвы о прощении грехов - основные в любой пост. Успенский пост, по мнению церковнослужителей, существует как раз для того, чтобы замолить свои грехи, начать новую жизнь. Двух недель может быть достаточно для того, чтобы измениться к лучшему. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Успенский пост установлен перед великими праздниками Преображения Господня и Успения Божией Матери и продолжается две недели — от 14 до 27 августа.

Успенский пост дошел до нас с древних времен христианства.

В беседе Льва Великого, произнесенной им около 450 года, мы находим ясное указание на Успенский пост: «Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)».

Святой Симеон Солунский пишет, что «Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас».

Успенский пост не такой строгий, как Великий, но более строгий, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг — «с варением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки, Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов. По преданию свв. отцов, «если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август».

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», — заповедует Святая Церковь.
В посте телесном на первом плане — воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном — воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там — оставление пищи скоромной — более питательной и употребление пищи постной — менее питательной; здесь — оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, — напрасно утешаемся неядением: ибо — если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям — в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Успенский пост начинается с праздника «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». Впрочем, таинственное выражение «происхождение древ Креста» обозначает просто крестный ход.

В греческом часослове 1897 года так объясняется происхождение этого праздника: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой Церкви (в честь Святой Софии-Премудрости Божией). С настоящего дня и далее, до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Упоминание о дне Крещения Руси сохранилось в Хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа I». В «Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольский великия церкви Успения», составленном в 1627 году по повелению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем».

В этот день же установлен праздник Всемилостивому Спасу Христу Богу и Пресвятой Богородице в честь победы в 1164 году великого князя Андрея Боголюбского в походе против поволжских болгар и греческого императора Михаила над сарацинами.

По принятому в Православной Церкви чину в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда народное название праздника — медовый Спас).

Август - время, когда хочется поймать остатки короткого лета и отдохнуть. Именно на август выпадает Успенский пост. Он продлится с 14 по 27 августа. Как прочувствовать его по-настоящему, не упустить главное? На эти вопросы отвечает протоиерей Федор Бородин.

Человек, который пытается жить внимательной духовной жизнью, ощущает очень большую потребность в посте. Именно поэтому люди, которых мы называем подвижниками, так или иначе, приходили к разным формам поста. Навести порядок в своей душе, долго не постясь, невозможно.

Если вспомним свое состояние после окончания Великого поста, недели через две после Пасхи, мы увидим, что было желание еще раз вернуться к этому времени, когда напряжение в духовной жизни давало некий внутренний результат. Со временем это желание уходит, но разум помнит, как значимо такое напряжение. И поэтому то, что наступает пост - это прекрасно. Думаю, если мы потрудимся, то к его окончанию обязательно получим какой-то плод.

У Успенского поста есть отличие: он больше, чем другие посты, посвящен постижению тайны подвига Пресвятой Богородицы. С другой стороны - он очень короткий, короче всех остальных постов (за редким исключением, когда таким же бывает Петров пост). И на это время можно поставить перед собой какую-то конкретную задачу и попытаться с Божией помощью и помощью Матери Божией ее решить. Например, не раздражаться, или не осуждать, или служить своим домашним - быть им в радость, а не то, чтобы они терпели тебя потому, что деваться некуда.

Очень хорошо этим постом каждый день почитать акафист Матери Божией. Для того чтобы разумом и сердцем к Ней приблизиться. Акафист - это не просто некие похвалы тому, кому он посвящен, а, особенно если он написан молитвенником, раскрытие подвигов святого и постижение его земного духовного пути.

Я, как священник своего храма, уже много лет еженедельно читаю акафист святым Косме и Дамиану, и год от года открываю для себя новые, глубокие мысли в словах акафиста.

Удивительно прекрасен акафист Пресвятой Богородице, начинающийся словами: «Взбранной Воеводе победительная…» Там есть такие слова: «Радуйся, чаша, черпающая радость». «Радуйся, Божие к смертным благоволение: радуйся, смертных к Богу дерзновение». Удивительные слова! Этот акафист - жемчужина нашего богословия.

И если мы за эти дни возьмем себе за правило читать этот акафист, душа наша почувствует близость Матери Божией, и нам понятнее станет сам пост.

-Если человек находится в отпуске, в санатории, например, где пост в еде сложно соблюдать?

Но ведь акафист можно читать в любом месте! Что мешает человеку в гостинице уйти в номер и прочесть? Да, мы люди северные, и полностью устав, который создан в иерусалимских, палестинских, афонских или константинопольских монастырях, достаточно трудно к нам применим. Это серьезный вопрос, который требует церковного обсуждения.

В Греции руку из окна высунул, палку в землю воткнул, через два месяца той же рукой можно плоды снимать. У нас же лето короткое, и мы стремимся «запастись» им на долгие холодные месяцы.

Думаю все, что касается поста в еде - отдельный вопрос. И здесь уже самому человеку нужно решать. И уж если вы отдыхаете там, где у вас нет возможности самому себе приготовить или выбрать постную еду, нужно компенсировать это более усиленным молитвенным трудом.

-Сведение цели поста к освящению яблок и меда - как уйти от этого?

Если человек начинает углубляться в молитвенное делание, то совершенно само собой все внешнее перемещается на периферию.

Ведь яблоки - это такое внешнее. Можно строго не есть их до Преображения и тем ограничиться. Мне вспоминается смешной эпизод из моей школьной юности. Я был невоцерковленным человеком, однако слышал, что на Преображение нужно есть яблоки. Однажды мы с друзьями катались на велосипедах ночью по Подмосковью. Один из нас вспомнил, что сегодня - Преображение, надо есть яблоки.

Мы залезли в чужой сад, украли яблоки и с чувством исполняемого долга сидели и ели их. И нам в голову не приходило то, что мы нарушили заповедь и вообще - вместо того, чтобы лазить по чужим садам, надо бы пойти в храм…

Что касается освящения яблок… Надо внимательно прочитать молитву. Что такое освящение урожая? Это когда у крестьянина есть урожай, он понимает, что это - дар Божий, и небольшую лучшую часть он жертвует в храм. Это такой символический знак благодарности - человек возвращает Богу то, что Он подарил ему. В благодарность.

То есть изначально - это не то, что мы пришли в храм с яблоками, чтобы их освятили, и потом дома мы будем эти яблоки есть и через это освящаться сами. Это не так. Поэтому если урожай яблок раньше, имеет смысл читать эту молитву раньше. Или позже. Если речь не о яблоках, а о других плодах - читать в то время, когда уродились эти плоды.

У нас почему-то на яблоки переместились киноварные богослужебные указания, которые касаются в греческом уставе винограда. Виноград, действительно, нельзя вкушать заранее, и монаха, который это сделает, ожидают епитимьи.

У нас это перенесли на яблоки, и получилось не совсем понятная ситуация. Если яблоки уродились, что, позволять им гнить? Я считаю, что это не совсем правильная ситуация.

- Был ли в Вашей жизни Успенский пост, который запомнился надолго?

Для меня памятно, как в Троице-Сергиевой Лавре отмечают праздник Успения Матери Божией ночной службой, ночным Крестным ходом вокруг Успенского собора.

Невероятное, небесной красоты богослужение. Ощущение прикосновения к Раю, в котором пребывает Богородица. Это одно из ярких моих духовных переживаний, как вторая Пасха. Неслучайно Успение - воскресение Матери Божией.

Беседовала Оксана Головко

По материалам: http://www.pravmir.ru/

(22 голоса : 4.77 из 5 )

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

«И, по прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, и возвел на гору высокую особо их одних, и преобразился перед ними. Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом. При сем Петр сказал Иисусу: Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии. Ибо не знал, что сказать; потому что они были в страхе. И явилось облако, осеняющее их, и из облака исшел глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте. И, внезапно посмотрев вокруг, никого более с собою не видели, кроме одного Иисуса» ().

«После сих слов, дней через восемь, взяв Петра, Иоанна и Иакова, взошел Он на гору помолиться. И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею. И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия; явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Петр же и бывшие с ним отягчены были сном; но, пробудившись, увидели славу Его и двух мужей, стоявших с Ним. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии, – не зная, что говорил. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их; и устрашились, когда вошли в облако. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Когда был глас сей, остался Иисус один. И они умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели» ().

Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Своим Преображением Господь благоволил предохранить Своих учеников от уныния и возвел их к высшему упованию среди бедствий, которые должны были постигнуть их в мире. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. Идущим по пути креста праздник Преображения Господня внушает, что для нашего преображения из тьмы греха в свет истины и добродетели, открывающей двери рая, необходимы беспристрастие к прелестям мира и молитва. Ибо Господь для Своего Преображения не без причины взошел на высоту, удалявшую Его от нашего, дольнего мира, и, вознесши тело Свое на гору, отсюда молитвенно и духом вознесся на небо и преобразился во славу. Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш».

Преображение Господне было в феврале, незадолго до страданий Спасителя, но Святая Церковь празднует Преображение в августе, потому что празднование в феврале пришлось бы на дни св. Четыредесятницы, на дни великопостные, покаянные, тогда как праздник Преображения Господня предзнаменует собой будущий век. Праздник Преображения установлен 6 (19)августа потому, что 14 (27) сентября празднуется Воздвижение Креста Господня, в которое вторично совершается празднование и воспоминание страстей Христовых, а так как Преображение было за сорок дней до распятия Спасителя, то святые отцы, отсчитав от праздника Воздвижения Креста Господня сорок дней, установили праздновать Преображение 6 (19) августа.

Праздник Преображения Господня, по важности события, – великий и двунадесятый.

К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и начатки плодов. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки.

Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву: «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» ().

Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением.

Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Ибо «Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» ().

Вообще пост есть сильное средство приготовления ко всем великим и спасительным делам. Это глубоко чувствовали все благоразумные и боголюбивые люди – всегда и везде. Все святые весьма строго постились сами и единодушно советовали поститься другим.

Устав Церкви учит, от чего следует воздерживаться во время постов – «все благочестиво постящиеся строго должны соблюдать уставы о качестве пищи, то есть воздерживаться в посте от некоторых брашен (то есть еды, пищи – ред.), не как от скверных (да не будет сего), а как от неприличных посту и запрещенных Церковью. Брашна, от которых должно воздерживаться в посты: мясо, сыр, коровье масло, молоко, яйца, а иногда и рыба, смотря по различию святых постов».

Успенский пост не так строг, как Великий, но более строг, чем Петров и Рождественский посты.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста монастырский устав Церкви предписывает питаться сухоядением, то есть соблюдать самый строгий пост, без отваривания пищи; во вторник и четверг – «сварением пищи, но без елея», то есть без масла; по субботним и воскресным дням разрешается вино и елей.

В праздник Преображения Господня по церковному Уставу разрешается на трапезе рыба. С этого дня по понедельникам, средам и пятницам в питание обязательно входили плоды нового урожая.

Пост духовный тесно соединяется с постом телесным, наподобие того, как душа наша соединяется с телом, проникает его, оживляет и составляет с ним одно целое, как душа и тело составляют одного живого человека. И потому, постясь телесно, в то же время необходимо нам поститься и духовно: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», – заповедует Святая Церковь.

В посте телесном на первом плане – воздержание от обильной, вкусной и сладкой пищи; в посте духовном – воздержание от страстных греховных движений, услаждающих наши чувственные наклонности и пороки. Там – оставление пищи скоромной – более питательной и употребление пищи постной – менее питательной; здесь – оставление любимых грехов и прегрешений и упражнение в противоположных им добродетелях.

Сущность поста выражена в следующей церковной песне: «Постясь от брашен, душа моя, а от страстей не очищаясь, – напрасно утешаемся неядением: ибо – если пост не принесет тебе исправления, то возненавидена будет от Бога, как фальшивая, и уподобится злым демонам, никогда не ядущим».

И Великий, и Успенский посты особенно строги к развлечениям – в императорской России даже гражданские законы запрещали во время Великого и Успенского постов публичные маскарады, зрелища, спектакли.

Традиционно Успенский пост завершает лето. Он проходит с 14 по 27 августа, и знаменует приход щедрой осени.

Эти две недели выбраны не случайно: вслед за окончанием воздержания наступает значительный праздник – Успение Богородицы.

Традиции и важные даты Успенского поста

Успенский пост считается достаточно строгим, но относительно коротким. Бытует мнение, что если отказаться на этот священный период от увеселений, угощений и радостей жизни, то можно услышать ответ на свои сокровенные молитвы.

Эти дни, проведенные в смирении и отказе от развлечений, демонстрируют почитание Святой Богоматери. Получается, что верующие подготавливают свои тело и дух к великому церковному событию.

Несмотря на строгие требования поста и отказ от большого числа приятностей, этот священный период наполнен добрыми и волнительными событиями.

Так, на конец августа выпадает сразу три праздника: (14 августа, знаменующее начало великого воздержания), (Преображение Господнее, 19 августа) и (29 августа) .

Главное церковное событие этого месяца – Успение Пресвятой Богородицы, – приходится на 28 число .

В этот день Дева Мария была принята в Царство Небесное. Она заранее знала день собственной смерти, и, как любой истинный христианин, принимала ее как дар, как возможность оказаться в Раю рядом со своим сыном.

Незадолго до смерти к Богоматери явился архангел и сообщил, что в ближайшие дни ей суждено покинуть бренную землю.

Она была чистой и непорочной девой, и ей не требовались приготовления к уходу, однако, она провела эти дни в молитве и великом говении. Так она подала всем пример смирения и очищения.

Молилась она, конечно, не о себе, а об остающихся на земле людях. Она просила Бога позаботиться о своих детях и даровать им милость.

Поэтому, соблюдая Успенский пост, верующие всего мира воздают Пречистой Деве Марии свою благодарность.

Как провести Успенский пост

Нельзя относиться к посту как к мученичеству, как к наказанию. Наоборот, это благодатная возможность оказаться наедине с Богом и познать истинную радость общения.

Внешняя атрибутика, присущая августовскому великоговению, окрашивает дни в яркие летние тона. Это, традиционно, яблоки, мед, орехи и мак. Однако в основе воздержания лежат усердная молитва, строгий пост и отказ от удовольствий для тела и духа.

Без смиренной молитвы и отказа от увеселений пост превратился бы в обычную диету . В свободное время принято читать Слово Божие, проводить часы перед иконами, каяться, просить прощения, возносить хвалу небесам.

Важно обуздывать порывы раздражения и запрещать своему языку пустословить, гневаться и оскорблять.

Таким образом, за две недели великоговения можно очиститься, укротить буйный нрав, избавиться от гнева, зависти и гордыни, обуздать похоть, побороть зависимости и вредные привычки, примириться с недругами и всецело преобразиться.

А еще – привести в гармонию дух и тело, найти внутренний баланс, навести в своих мыслях порядок и вернуть радость и тепло в семейные отношения.

Как правильно соблюдать Успенский пост

Основная цель поста – воздержание, не только от некоторых видов пищи, но и от пустых слов, праздности, гнева, гордыни .

Строгость воздержания от пищи определяется возможностями самого верующего. Не всякий способен продержаться две недели на сырых овощах, воде и «кореньях». Многие без горячей, питательной провизии не смогут выполнять свою работу и будут чувствовать усталость.

Это беременные дамы, маленькие дети, школьники и студенты, военнослужащие и путешественники. И, разумеется, болеющие люди, которым врач прописал определенную диету и режим.

Даже не полностью отказываясь от «запрещенной еды», можно компенсировать воздержание духовными и телесными ограничениями .

Уменьшить количество времени, проводимого перед телевизором и за компьютером, избегать пустых разговоров ни о чем, больше молиться и посещать церковь.

Если во время поста вы почувствовали сильную физическую слабость, усталость, сонливость, значит, вы выбрали слишком строгий для вас вариант воздержания. Цель мероприятия – укрепление духа, а не ослабление верующих.

Какие молитвы читать в Успенский пост

Молитвы во время поста направлены на важную цель: они помогают справиться с искушениями, укрепляют веру и дух, демонстрируют смирение и благодарность.

Правильные слова, произнесенные перед трапезой, помогают людям с достоинством соблюсти пост и справиться со всеми ограничениями.

Традиционно, семья, усевшись за обеденный стол, читает молитву «Отче наш» . Затем в общей тишине кто-то один воздает Богу благодарность за сегодняшнюю пищу. Фраза формулируется своими словами, идущими из сердца.

После трапезы принято благодарить Бога за скромную пищу, дарованную им в этот день, и просить у него милости и Небесного Царствия.

Если во время поста верующий чувствует, что его решимость падает, он может попросить поддержки у Богородицы. Она является главным примером для всех, соблюдающих Успенский пост, и помогает удержаться от тяги к привычным удовольствиям.

Что можно и нельзя есть во время Успенского поста

Строгость его сравнима с Великим постом (в основе - сухоядение и сваренные без масла овощные блюда). Запрещены те же молочные и мясные продукты, а также рыба и яйца.

Однако, поскольку воздержание проходит перед урожайной осенью, то ассортимент разрешенных продуктов «со своей грядки» гораздо больше.

Именно в эти дни на столах в изобилии появляются свежие яблоки, мед, орехи, а также другие витаминные фрукты и овощи. Крепкий алкоголь запрещен, но по воскресеньям можно выпить порцию сухого вина, желательно, в разбавленном виде.

Особый случай, если вы пришли в гости к людям, не соблюдающим пост . Самое плохое, что можно придумать – наотрез отказаться от предлагаемых угощений, смутить хозяйку, с гордостью заявить о собственном воздержании и проповедовать церковные ценности.

Что же делать, если вас пытаются накормить запрещенными продуктами во время Успенского поста?

Быть деликатным и вежливым, и вкусить предлагаемую пищу в небольшом количестве. Поблагодарить Бога за ниспосланную еду, и ни в коем случае не увлекаться самокритикой и самоосуждением.