Впечатление после бала. Рассказа Л

Окончен бал. Гаснутсвечи. Исчезает вся маскарадная мишура. Разъезжаются веселые, в ослепительных бальных нарядах гости. И все стремительно меняется. Изменились не только намерения, но и сама жизнь героя рассказа Ивана Васильевича, изменились от одной ночи, или, вернее, утра. Утра после бала.

Иван Васильевич в то далекое время был довольно богат, очень хорош собою и учился в одном из провинциальных университетов. Учился и веселился. Главное его удовольствие составляли балы и вечера.

Однажды, в последний день масленицы, губернский предводитель, добродушный, хлебосольный и богатый старик, давал бал. На этом веселом дворянском балу присут­ствовал и Иван Васильевич. На балу было море шампанского, но он был пьян и без вина. Пьян любовью. И это была самая сильная его любовь - Варенька Б. - ослепительная юная красавица, дочь полковника Петра Владиславовича. В конце вечера Петр Влади­славович танцевал с дочерью мазурку. Все любовались его выправкой и красотой, следили за грациозными движениями этой удивительной пары.

Иван Васильевич также с восторженным умилением смотрел на них. И ему казалось, что он «обнимал в то время весь мир своей любовью». А утром он стал свидетелем ужас- Hof. сцены: на плацу подвергали экзекуции несчастного солдата-татарина. Бил барабан, свистела флейта, лицо солдата было сморщено от страданий. Оскаливая белые зубы, он мог повторять только одни и те же слова: «Братцы, помилосердуйте». И всем этим жутким действием руководил блистательный Петр Владиславович. Увидев, как один из солдат ударил не в полную силу, полковник своей сильной рукой, одетой в замшевую перчатку, ударил солдата по лицу и приказал подать свежих шпицрутенов.

Иван Васильевич был так потрясен увиденным, что едва дошел домой. С тех пор любовь его пошла на убыль. Да и на военную службу, о которой он раньше мечтал, Иван Васильевич решил не поступать. И я считаю, что он правильно сделал.

Средь шумного бала, праздничного веселья Иван Васильевич не смог разглядеть за блестящей, импозантной внешностью жестокую душу полковника. Отец Вареньки лишь притворялся добрым, воспитанным и доброжелательным человеком, на самом же деле был жестоким и бездушным. И как хорошо, что наступило утро после бала и пришло прозрение! Иван Васильевич принимает единственно правильное решение: держаться подальше и от военной службы, и от таких ретивых служак, как Петр Владиславович.

Я преклоняюсь перед гениальным талантом писателя, который так мастерски противопоставил сцену веселого дворянского бала сцене бесчеловечного наказания солдата, правдиво отразил общую атмосферу николаевской России, показав, что необходимо обновление жизни, что каждый член общества несет ответственность за жизнь всех.

Какова воля случая в жизни людей? Может ли он повлиять на судьбу человека? Лев Николаевич Толстой в своем рассказе «После бала» приводит нам пример того, как на судьбу Ивана Васильевича повлиял случай. В рассказе затронуты проблемы чести, долга, совести. История рассказанная автором была написана на основе реальных событий происходивших в судьбе родного брата Льва Толстого.

Рассказ оставляет двоякое впечатление. С одной стороны, описание бала оставляет теплое и светлое впечатление. С другой стороны, ужас и страх вызывает вторая часть рассказа. Утро после бала уже не кажется таким безоблачным и светлым. После прочтения начинаешь задумываться о судьбе и возможности ее изменить. Сцена с наказанием татарина оставляет тяжелое, неприятное ощущение. Как и у автора рассказа, у меня появилось ощущение всепоглощающей тоски и ужаса. Как и автор, я не знаю всей правды, не знаю за что этого татарина так жестоко наказали. От этого не могу судить о том, на сколько это плохо. Рассказ заставляет задуматься над моральной стороной наказания. По сути бесправный, в то время, солдат, мог быть наказан. Даже за то, что он слабо бьет своего провинившегося товарища. Полковник бьет по лицу испуганного солдата, так как он недостаточно сильно ударил палкой татарина. Таким образом, вопрос милосердия затронутый в этом произведении наводит на размышления. Может ли христианин издеваться над человеком? Нет! Это противоречит канонам Библии. Это бесчеловечно, бессердечно! Рассказ учит нас состраданию.

Иван Васильевич питает огромную неприязнь к любым формам насилия. И даже столь сильное всепоглощающее чувство - любовь, не в силах побороть эту неприязнь. Он меняет свое отношение к военной службе и отказывается от карьеры. Чувства к Вареньки К. постепенно угасают в сердце юноши.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

  • Как соотносятся темы свободы и творчества в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»? - -
  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Почему у главного героя рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» нет имени? - -
  • Как сочетаются в Ермолае Лопахине два противоположных качества личности -г- «нежная душа» и «хищный зверь»? (по пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад») - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Кто из героев ближе к толстовскому пониманию национального характера - Тихон Щербатый или Платон Каратаев? (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир») - -
  • Какие психологические приемы и как помогают Достоевскому передать «расколотость сознания» его героев? - -

”После бала”
Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? что рассказывает Иван Ваильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.
2. Почему рассказ назван автором не сбал», а «После бала», хотя описание бала занимает большую часть произведения?
3. Как объяснить поведение отца Вареньки после бала его человеческими качествами или порядками в тогдашней армии?
4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?
5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?
6 чего достигает Л. Н. Толстой композиционным приемом контраста событий? Подготовые развернутый ответ на этот вопрос, для аргументации своих утверждений используйте цитаты из текста рассказа.

Ответы на вопрос | 1

Алексей

Пожаловаться

1. Какие впечатления, чувства и размышления возникли у вас в связи с чтением рассказа? Кто его главные герои? От чьего лица ведется рассказ? О каком периоде своей жизни повествует Иван Васильевич? Как рассказчик описывает Вареньку? Что рассказывает Иван Васильевич об обстановке бала, о своем настроении на балу? Чем можно объяснить это настроение? Как изображается отец Вареньки? Какое чувство испытывает к нему рассказчик? Что изменило настроение Ивана Васильевича? Каким показан полковник в сцене на площади? Какое же лицо полковника истинное? Как вы восприняли характеры и поступки героев? Расскажите об этом.


Рассказ вызвал очень много чувств. Трудно смириться с тем, что человек может быть настолько разным, совершать настолько разные поступки, не испытывая при этом видимых нравственных затруднений, как это делал полковник. Л.Н. Толстой специально нарисовал такой контраст, чтобы глубже подчеркнуть разломы в душах многих людей того времени. Наверное, сейчас тоже есть люди, которые меняют социальные роли, как маски, и в разных местах ведут себя совершенно противоположным образом. Анализ Л.Н. Толстого ещё тоньше, нежели у Н.В. Гоголя или М.Е. Салтыкова-Щедрина, потому что те же гоголевские персонажи принципиально не могут испытывать определённые высокие чувства, такие, как любовь, открытая радость, воодушевление; каждый момент искренности обнажает в них людей мелочных, завистливых и циничных. Совсем не таков толстовский полковник. Он может быть радостен, искренне приятен в общении, обаятелен. Но в то же время готов, надев маску армейского начальника, действовать безжалостно, с методичной холодной яростью. Человек по природе своей целостное существо, и в поведении он должен стараться исходить из единых внутренних критериев. Для Л.Н. Толстого это были христианские заповеди. Когда же эти критерии различны, то цельная личность распадается. Рассказчик инстинктивно сохранил в себе эту цельность, отказавшись входить в мир, где преуспеть можно было только путём раскола и изолирования друг от друга разных частей личности. В нормальном человеке мысль, слово и дело едины, а когда в самой сердцевине души отгораживаются противоположные мысли, человек перестаёт уподобляться богу, по образу которого он создан. Распознать таких людей гораздо сложнее, чем гоголевских персонажей, ибо их надо наблюдать в различных ситуациях. Можно незаметно попасть в зависимость от такого человека, проникнувшись к нему первоначальным доверием, тогда после возникнет потрясение, подобное тому, что испытал Иван Васильевич. Рассказ учит тому, что цельность во всех проявлениях жизни, верность единому нравственному чувству - истинно человеческие качества, они стоят над меняющимися социальными или расовыми различиями.

Повествователь- это особый художественный образ, от имени которого ведётся повествование в произведении. Иногда позиция повествователя сближается с позицией автора, иногда существенно расходится с ней. Можно вспомнить «Левшу» Лескова, «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Каменный цветок» Бажова: в них авторы создают яркие образы повествователей.

Повествователей два: первый, очевидно, молодой человек, ведёт повествование от первого лица - но не единственного, а множественного числа («спросили мы», «сказал один из нас»), то есть первый повествователь является как бы лицом собирательным. Он вводит нас в ситуацию, в которой происходит беседа молодых людей о влиянии условий на формирование человека; в беседе принимает участие «всеми уважаемый Иван Васильевич». Мы видим, что беседа эта не является исключением: такие разговоры происходят часто: «Часто он совершенно забывал повод, по которому он рассказывал...».

Второй повествователь, который, собственно, и рассказывает главную повесть, - Иван Васильевич. Он ведёт повествование об определяющем эпизоде своей жизни от первого лица. Перед нами - рассказ в рассказе.

Находим цитаты: «то, что я хочу рассказать, было в сороковых годах»; «Она и в пятьдесят лет была замечательная красавица. Но в молодости, восемнадцати лет, была прелестна...». Пятидесятилетие Вареньки Б. уже миновало, соответственно, беседа происходит в семидесятых-восьмидесятых годах

XIX века. (Дагерротипные портреты впервые стали делать в 1839 году.) Собеседники Ивана Васильевича- молодые люди, ему же самому более пятидесяти лет.

Повествование от первого лица усиливает иллюзию достоверности рассказываемого и акцентирует внимание на образе повествователя. При этом автор словно бы «прячется», но не становится тождественным повествователю.

Автор вводит в произведение двух рассказчиков, чтобы иллюзия достоверности была наиболее полной: нам кажется, что всё, рассказанное Толстым, - правда, что именно так оно и было. Автор обращает нас к чувствам, пережитым Иваном Васильевичем в сороковых годах, направляет вектор времени назад, но мы, читатели, чувствуем, что при этом автор смотрит далеко вперёд: он видит, что проблемы, которые были острыми в обществе в то время, ещё не изжиты, они остаются актуальными и в наши дни.

Произведение представляет из себя рассказ в рассказе, каждый из которых ведёт особый повествователь; художественное время первого рассказа (семидесятые-восьмидесятые годы) заключает в себе художественное время второго (сороковые годы), а финал выводит нас на новое время - на время, в котором живут читатели, и обращает к проблемам современности.

«Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, ala

Nikolas I подвитыми усами, белыми же, подведёнными к усам бакенбардами и с зачёсанными вперёд височками, и та же ласковая радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрасно, с широкой, небогато украшенной орденами, выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа старого служаки, николаевской выправки». После бала: «И, не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами»; «Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух, раздувая щёки, и медленно выпускал его через оттопыренную губу»; «Подать свежих шпицрутенов! - крикнул он, оглядываясь, и увидал меня»; «самоуверенный, гневный голос полковника».

Как уже было сказано в начале, у полковника нет истинного лица, его лица меняются в зависимости от той социальной роли, что он играет.



Рассказ назван не «Бал», а «После бала», потому что как раз после бала разворачиваются главные события. Автор как бы противопоставляет название длинному описанию великосветского развлечения, на фоне которого мучительство человека выглядит особенно противно.


3. Как объяснить поведение отца Вареныш после бала - его характером или порядками в тогдашней армии?


Полковник воспринимает своё нежное отношение к дочери и безразличное, жестокое отношение к солдатам как само собой разумеющиеся, естественные. Страдание солдата не вызывает противоречия в его душе. В сцене наказания полковник всё тот же - тот же румянец, та же походка. Автор показывает нам вопиющий контраст между самоуверенным полковником и несчастным татарином, усиливая сцену многократным повторением: «такой же удар упал на него с другой стороны, и опять с этой, и опять с той». Увидев кавалера собственной дочери, полковник поспешно отворачивается, потому что это встреча с человеком из другого мира - из памяти другой части личности внутри полковника. Но он уверен, что он имеет полное право ударить солдата.


4. Можно ли сказать, что рассказ Л. Н. Толстого открывает нам одну из страниц исторического прошлого России? Какую именно?


Время, которое находится в центре внимания, - сороковые годы XIX века. Николая I называли -- Николай Палкин. Вспомним рассказ Н.С. Лескова, прочитанный в 6-м классе,- «Человек на часах». Вспомним судьбу часового, спасшего утопающего и жестоко наказанного за это. Жестокое отношение к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.


5. Против чего направлен рассказ «После бала»? От чего зависят, по мысли автора, перемены в человеческих отношениях?


Мы видим психологический, внутренний конфликт в душе Ивана Васильевича. Его восторженное мироощущение вдруг рухнуло в самой высшей своей точке, когда герой встретился с неприкрытым, торжествующим злом и насилием. Вновь, как в «Человеке на часах», возникает тема закона и божественной справедливости: Иван Васильевич видит, как полковник выполняет установленный закон, предусматривающий наказание за побег, и слышит просьбу татарина о милосердии: «Братцы, помилосердуйте». Полковник ревностно исполняет букву закона, но не слышит голоса милосердия, голоса Господа в душе.

Проблема Закона и Божественной правды - это важнейшая проблема рассказа. В этом случае Толстой является продолжателем христианской традиции Библии и древнерусской литературы, которая начинается со «Слова о законе и благодати» митрополита Илариона.

Сознание Ивана Васильевича не может вместить всего ужаса открывшейся ему правды. Он сначала пытается понять, что такое знает полковник, что заставляет его быть таким жестоким. Со временем внутренний конфликт, затянувшись, перерастает в стихийное противостояние героя и уклада жизни, противостояние личности и среды. Он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире.

«Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, - сказал один из нас. - Скажите лучше: сколько бы людей никуда не 128 годились, кабы вас не было». Эта фраза сказана «одним из нас», то есть выражает общее мнение собравшихся, и мы понимаем, что беседующая молодёжь считает Ивана Васильевича своим учителем - учителем жизни.

Может ли человек измениться сам? Или он должен поменять сначала окружающую среду, которая будет способствовать его собственному изменению?

Человек способен изменить окружающую жизнь своим примером и поступками, это то реальное добро, что принёс герой рассказа своим слушателям. Но он, таким образом, сам становится для них той жизнью, под воздействием которой они меняются. Так что это проблема диалектическая. Один ответ неизбежно предполагает в качестве развития ответ противоположный.


6. По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России Россия образованная, далекая от природы, и Россия мужицкая, близкая к природе. В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой. Но. будучи писателем-реалистом, он изображал ту действительность, которую видел и которую оценивал с точки зрения своих художественно-исторических взглядов. Как же отразились исторические взгляды писателя в рассказе «После бала«?


Исторические взгляды писателя в рассказе «После бала» отразились через образ полковника, через разительный контраст его поведения на балу и на площади. Мы видим взаимодействие с двумя Россиями, вторую, мужицкую, он при этом презирает. Л.Н. Толстой был реалистичным художником, поэтому в рассказе эти два начала так и не соединились, - ведь Иван Васильевич не производит впечатление человека, понявшего до конца суть происходящего тогда в его душе. Полковник остался расщеплённой личностью, Варенька ни о чём таком не думала и жила в своё удовольствие в мире балов и поклонников, рассказчик остался при убеждении, что всё зависит от случая.


7. Чего достигает Л. Н. Толстой композицией, контрастом событий?


Композиция - состав и определённое расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности. Композиция «держит» элементы целого, скрепляет отдельные части произведения; в то же время она самим расположением и соотношением образов выражает художественный смысл.

Основные композиционные приёмы - это повтор, усиление, противопоставление и монтаж.

Сочетание повтора и противопоставления (зеркальная композиция) - основной композиционный принцип рассказа. Противопоставление заложено уже в названии: во время бала - «После бала».

В рассказе противопоставлены друг другу и образы, и персонажи, и художественные детали.


8. В процессе создания художественного произведения Л. Н. Толстой говорил: «...художник не рассуждает, а непосредственным чувством угадывает типы». Следовательно, у Толстого интуиция - это способ «угадывания». В то же время Толстой, опираясь на реальный прообраз, писал: «Я бы стыдился печататься, если бы весь мой труд состоял в том, чтобы списать портрет, разузнать, запомнить». Что это значит? Как вы понимаете это высказывание великого писателя? Толстой говорил Гольденвейзеру: «Я не понимаю, как можно писать и не переделывать все множество раз. Я почти никогда не прочитываю своих уже напечатанных вещей, но если мне попадется случайно какая-нибудь страница, мне всегда кажется: это все надо переделывать». Как вы объясните эти слова? О какой черте характера писателя они говорят?


Гораздо тяжелее представить себе типическую ситуацию и описать её без фотографического сходства с ситуациями аналогическими, нежели воспроизвести увиденное с полной точностью, что больше является работой журналиста, а не писателя. Л.Н. Толстой этим высказыванием хочет подчеркнуть, что работа писателя очень тяжела что стремление отразить характерные типы людей и их отношений требует огромного душевного напряжения, потому что, наблюдая частные проявления таких взаимоотношений, надо ещё суметь выделить наиболее обобщённый компонент и правильно показать именно его.

Приведённые слова Л.Н. Толстого говорят об огромном трудолюбии писателя, о том, что точное выражение идеи требует сложнейшей работы, которая продолжается даже после опубликования произведения, потому что писатель как человек тоже развивается, и за прошедшее время он мог понять неч то такое, на что не обратил внимания при первоначальном написании. Когда происходит такой внутренний рост, то можно надеяться, что каждое новое произведение станет открытием, что проникновение писателя в глубь жизни, его творческий талант постоянно растёт.


9. Рассмотрите иллюстрации к рассказу Л. Н. Толстого «После бала». Найдите в тексте рассказа эпизоды, изображенные художниками. Как вы думаете, удалось ли им передать настроение и пафос рассказа?

Картине В. Гильберта «Бал» соответствует такой эпизод: «Когда же он быстро расставив ноги, опять соединил их, и хотя и несколько тяжело, упал на одно колено, а она, улыбаясь и поправляя юбку, которую он зацепил, плавно прошла вокруг него, все громко зааплодировали».

На картине Г.. Лансере «Сквозь строй» изображён следующий момент: «Дергаясь всем телом, шлёпая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад- и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали ею вперёд, то падая наперёд - и тогда унтер-офицеры, удерживая его от падения, тянули его назад. И, не отставая от него, шёл твёрдой, подрагивающей походкой высокий военный. Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».

Эти картины в достаточной степени передают настроение и пафос рассказа, являются как бы полюсами разворачиваемого в нём действия.


Развивайте дар слова

1 год назад

Толстой Лев Николаевич - Мои впечатления от рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

Мои впечатления от рассказа Л. Н. Толстого «После бала»

moi-vpechatleniya-ot-rasskaza-l.-n.-tolstogo-posle-balaмои впечатления от рассказа л. н. толстого «после бала»

«Вся моя жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — так начинает свой рассказ Иван Васильевич, герой рассказа Толстого «После бала». Читаешь его, и вместе с героями переживаешь и эту ночь, и это утро.

Иван Васильевич рассказывает об истории своей первой любви. Это было давно, когда герой был молод и беспечен, и, как всякий молодой человек, любил вечера и балы. На одном балу он встретил прекрасную Вареньку Б. Он вальсировал с ней без устали, а к концу вечера Варенька танцевала со своим отцом — «красивым, статным и свежим стариком». Все смотрели на эту пару с восторгом и умилением. Всех трогало трепетное отношение полковника к дочери. Особенно умиляли его сапоги — не модные, а, видно, «построенные батальонным сапожником». После ужина Иван Васильевич танцевал с Варенькой кадриль и был безмерно счастлив.

Счастье Ивана Васильевича все росло и росло. Вернувшись домой, он долго не мог уснуть и с нежностью думал и о Вареньке, и о ее отце. Рано утром он вышел в поле и стал свидетелем такой сцены: наказывали за побег татарина. Его, голого по пояс, вели между рядами, и солдаты били его шпицрутенами. Командовал солдатами милейший отец Вареньки. Когда ему вдруг показалось, что один из солдат мажет, жалеет арестованного, полковник своей сильной рукой в замшевой перчатке стал бить солдатика по лицу.

Завидев Ивана Васильевича, полковник отвернулся, как будто никогда не знал его. Иван Васильевич еле дошел домой, перед глазами стояла сцена наказания, «мокрая, красная, неестественная» спина избиваемого человека. Иван Васильевич принимает решение не поступать на военную службу, а любовь с того дня «пошла на убыль»...

И я понимаю Ивана Васильевича. Между ним и Варенькой стояли жуткие воспоминания о «полковнике на площади».

Хочется верить, что нежен и обходителен с дочерью жестокий полковник не только на балу, «на людях», но и дома. Я задаю себе вопрос: «Способен ли человек, проявляющий жестокосердие по отношению к арестанту, проявить его и по отношению к близкому человеку?» Надеюсь, что нет... Во всяком случае, я рада одному — Иван Васильевич предпочел держаться подальше от такой семьи и от такой военной службы.

ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПОСЛЕ БАЛА

Сон в отражении зеркал...
Исчезли тени...
Нежданных чувств вчерашний бал...
Не позабыть...
Расколот надвое бокал...
Букет сирени...
Все, что ушло перечеркнуть... перелюбить...

Хрустальных люстр погас закат...
Рассвет не нужен...
Холодных глаз ночной агат...
Токката фраз...

А на губах дурман-мускат...
Свет так жемчужен...
Ты прав лишь в том, что МЫ с тобой... и нету НАС...


Хрустальные люстры погасли. Большой бальный зал освещало только неровное сияние луны. Свет, полуприкрытый вуалью облаков, падал сквозь окна, напоминающие готические витражи, на блестящий паркетный пол и отражался в огромных зеркалах, расположившихся на противоположной стене. Давно уже стихло эхо прошлого бала. Темно...
Она безмолвно сидела у окна, опустившись на подоконник, от чего пышная юбка нежно-голубого бального платья приняла форму слегка приоткрытого бутона магнолии... Сквозь эту тишину она, сливаясь с силуэтами весенних деревьев, казалась лишь невидимым образом...

Глухая пустота пространства, поглощенная темнотой, была сравнима с бесконечностью... Но не смотря на это, она знала, что там, в глубине этой бесконечности, облокотившись на высокую спинку стула из черного дерева, стоит он.
Её взгляд не смел украсть ни мгновения, которое после можно бы было назвать "вместе"... Он же не отрываясь смотрел как лунный свет нежно ложится ей на ресницы, стекая солёной каплей по щеке, шалью кутает обнаженные плечи и теряется в складках пышной юбки.
Оба молчали. Но этот диалог молчания говорил слишком много, чтобы что-то добавить.
Воздух был наполнен ароматом сирени... Крупные, цвета маджента, грозди цветов, ещё мокрые от недавнего дождя и свежие от игравшегося с ними ветра, слегка небрежно лежали на полу, несмело выхваченные тусклым светом.
Можно было подумать, что сейчас её мысли невероятно далеко... Но она была слишком "рядом"... В отражении затуманенного дыханием стекла она искала его глаза... Быть может для того, чтобы что-то спросить... быть может для того, чтобы что-то понять... В данный момент она сама вряд ли сумела бы ответить на этот вопрос. Но только лунный проблеск отражал столь долгожданное мгновение взгляда, она тут же опускала ресницы, будто прячась от холодного агата печальных глаз... его глаз...
За окном ветер быстро гнал облака за горизонт, который растворялся в этой странной, бессонной ночи, и был видим, наверное, только ему.
В сумраке зала, на белоснежной поверхности мраморной консоли стоял бокал. Его тонкая, изящная ножка отливала медово-сладким цветом мускатного вина, почти не тронутого в этот вечер.
Тишина становилась невыносима, и в то же время ни кто не решался её нарушить...
Откуда-то из глубины послышалось эхо шагов... Её сердце сжалось... Вдруг, непонятно откуда, резкий звон - тонкое стекло хрустального бокала раскололось. Изогнутая, словно линия жизни глубокая трещина позволила просочиться жемчужной капле винного муската, которая, на мгновение, задержавшись на гладкой стенке, змеёй обвила ножку и коснулась холодного мрамора... Шаги остановились.
А в висках, словно маятник, вновь и вновь что-то шептало: "Прав... " Всего лишь вечер... Взгляд... вдох... кружение под волшебные звуки незабываемого вальса, похожего на жизнь тем, что он так же краток... и так же неповторим…
Она поднялась. Достала из канделябра сгоревшую меньше чем на половину, и все ещё хранившую свою грацию восковую свечу, зажгла её и неспешно пошла пересекая "бесконечность"... лишь на вдох задержавшись напротив черного стула с высокой спинкой...
Вскоре шуршание шелковой юбки, объятое матовым светом игривых свечей и эхом воспоминаний, скрылись в пустеющих коридорах ночи.
В зале кроме неё ни кого не было...

Наталья Гребенко