Узнамания. Индейцы

1 ноября 1879 года в городке Карлайл, штат Пенсильвания, открылась Кар-лайлская индейская промышленная школа — первая в США государственная школа-интернат для представителей коренных народов В дальнейшем используется слово «ин-дей-цы» — во-первых, для краткости, а во-вто-рых, потому, что именно оно использова-лось в эпо-ху, о которой идет речь. за пределами резер--ваций До этого школы открывались на территории резерваций, в основном миссионерами раз-личных христианских деноминаций, иногда при финансовом участии государства. . Ее основатель Ричард Генри Прэтт (1840-1924) был фигурой весьма противоречивой. С одной стороны, он был противником сегрегации и, в отличие от большинства своих современников, считал, что индейцы и дру-гие этнические меньшинства — такие же люди, как белые (есть версия, что именно Прэтт впервые использовал термин «расизм»). С другой сторо-ны, он полагал, что «равенство» возможно только в том случае, если индей-цы откажутся от своего образа жизни и культуры. «Один известный генерал ска--зал, что хороший индеец — это мертвый индеец. В каком-то смысле я со--гла-сен с этим утверждением, но только в следующем: все, что есть индей--ского в этой расе, должно умереть, — говорил Прэтт. — Убейте индей-ца, спасите человека».

Ричард Генри Прэтт, основатель и директор Карлайлской школы. Фотография Джона Н. Чоута. Конец XIX — начало XX века

Прэтт ушел в армию в самом начале Гражданской войны, а после ее окончания еще восемь лет участвовал в так называемых индейских войнах Индейские войны — общий термин, описы-вающий вооруженные конфликты между европейскими правительствами, поселен-цами, а впоследствии правительством США и коренным населением Северной Америки, которые начались в XVII веке, а закончились в 1924 году. на Западе. В 1874-1875 годах вооруженные конфликты постепенно стали сходить на нет, и Прэтт был назначен в тюрьму Форт-Мэрион в штате Флорида, где содержа-лись лидеры индейского сопротивления. Именно там он впервые попытался организовать обучение заключен-ных английскому языку, искусству и ремес-лам. В то время многим в США казалось, что индейцы находятся на грани пол-ного исчезновения, и правительство стало переходить от политики истреб-ле-ния к попыткам сохранения коренных народов как одной из составляющих американ-ского общества. Так у Прэтта возникла идея спасти американских индейцев от вымирания путем их радикальной интеграции.


Первые ученики из племени сиу сразу после прибытия в школу 6 октября 1879 года. Фотография Джона Н. Чоута Heritage Auction Archives

В 1879 году Прэтт перебрался в Пенсильванию, где и открыл Карлайлскую шко-лу. Ее первыми учениками стали представители разных индейских наро-дов: 84 сиу с Территории Дакота С 1889 года — штаты Северная и Южная Дакота. Существует мнение о том, что сиу были выбраны не случайно: вооруженные конфликты с ними прекратились совсем недавно, и, попав в школу, дети (особенно вождей), по сути, становились заложниками. , 52 представителя шайеннов и родственных им племен, а также 11 апачей. По поручению правительства Прэтт сам наби-рал учеников — мальчиков и девочек, — разъезжая по разным резервациям и убеждая вождей и родителей отдать детей в школу ради будущего индейских племен. Всего за время директорства Прэтта учениками школы были около пяти тысяч человек из 70 племен — от эскимосов Аляски до пуэбло Нью-Мексико. Правда, по некоторым сведениям, далеко не все они успешно ее окон-чили. Уже в первые дни работы Карлайлской школы Прэтт позвал местного фотографа Джона Чоута, чтобы тот снимал жизнь школы — что Чоут и делал до своей смерти в 1902 году.


Ученики Карлайлской школы. Фотография Джона Н. Чоута. 1884 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

В школе было несколько классов с учениками разных возрастов, но в основном преобладали подростки. Кампус располагался в зданиях военных казарм — и жизнь в школе во многом напоминала армейскую, особенно у мальчиков. Уче-ники носили форму «европейского» образца: мальчики — брюки и кителя, девочки — платья. Детей учили английскому языку, математике, истории, рисо-ванию, музыке, а также различным трудовым навыкам — при школе действовали типография, обувная мастерская, столярная мастерская, ферма и т. д. Они также изучали основы христианского вероучения — Прэтт был методистом Методизм — одна из протестантских хри-стианских деноминаций, основанная в XVIII ве-ке. — и были обязаны раз в день посещать одну из церквей в городе по своему выбору. Разговаривать на каком-либо языке, кроме английского, было запрещено. В общежитии детей селили так, чтобы в одной комнате жили пред-ставители разных племен, для которых един-ственным общим языком был — или должен был стать — английский.

Том Торлино в 1882 и 1885 годах. Фотографии Джона Н. Чоута National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Том Торлино происходил из племени навахо и учился в школе с 1882 года по 1886-й. Больше о нем особо ничего не известно, но эта двойная фотогра-фия (печатавшаяся в виде открытки школьным фотографом Чоутом) стала своего рода симво-лом Карлайлской школы и вообще насильственной интеграции индей-цев, со всеми за и против. Подобные открытки в жанре «до и после» активно исполь-зовались Прэттом и его помощниками-рекрутерами в качестве доказательства, что «ци-ви-лизация» способна преобразить индейца до неузна-ваемо-сти и спо-соб-ство-вать его успеху в обществе.


Карлайлский духовой оркестр. Фотография Джона Н. Чоута. 1892 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

В 1880 году Прэтт создал Карлайлский индейский оркестр, который суще-ство-вал благодаря частным филантропам. В 1879 году один из них, приехав из Бо-стона в Карлайлскую школу, услышал доносящие-ся из общежития звуки там-тамов и индейских песен. Когда он обратил на это внимание Прэтта, тот ска-зал, что, конечно, запретил бы тамтамы: «Но это было бы несправедливо, если не дать им что-то аналогичное или получше. Если вы поможете мне с духовы-ми инструментами, ребята смогут перейти на них и отказаться от тамтамов». Вскоре Прэтт получил из Бостона корнеты, кларне-ты и несколько пианино. В 1883 году оркестр первым пересек Бруклин-ский мост в Нью-Йорке на торже-ственной церемонии его открытия, а в 1892 году его возглавил 21-летний Ден-нисон Уилок — индеец из племени онайда и выпускник Карлайла. Под руко-вод-ством этого талантливого музыканта, дирижера и композитора Карлайл-ский оркестр стал известен как в Штатах, так и в Европе, исполняя произведе-ния Грига, Моцарта, Россини, Шуберта и Вагнера, а также самого Уилока. Музы-канты высту-пали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и на пара-дах в честь инаугураций нескольких президентов США.


Группа учеников Карлайлской школы на заседании общества по дебатам. Фотография Джона Н. Чоута. 1879 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

В школе выпускалось несколько газет, поощрялось участие учеников в лите-ратурных обществах и в соревнованиях по дебатам Клубы дебатов при учебных заведениях поя-ви-лись в Великобритании в XVIII веке, а затем распространились по всему миру. Члены таких клубов соревнуются друг с дру-гом в навыках публичной аргумен-тации по обще-ственно значимым вопросам. . Летом некоторые уче-ники проходили «стажировки» в семьях местных жителей и получали неболь-шие деньги за работу по хозяйству или на ферме. Также мож-но было провести каникулы в летнем лагере в горах, где дети жили в па-лат-ках, собирали ягоды, охотились и рыбачили. Прэтт организовывал в лагере соревнования по стрель-бе из лука, пользовавшиеся большой популярностью как среди учеников-индейцев, так и среди местных жителей, специально приезжавших в лагерь, чтобы делать ставки.


Группа шайеннских вождей с ученицами Карлайлской школы. Фотография Джона Н. Чоута. 1880 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Вожди в обязательном порядке приезжали в школу, чтобы следить за учени-ка-ми и условиями их жизни — это было одним из главных условий, на которых они соглашались отправлять своих соплеменников в Карлайл. Это неудиви-тель--но, ведь значительную часть учеников составляли дети самих вождей. Напри-мер, у Куаны Паркера, одного из самых воинственных команчей, кото-рый сложил оружие в 1875 году и после переселения со своими людьми в резер-вацию стал вождем всех команчей, в школе учились четверо сыновей.

Лютер Стоящий Медведь. Фотография Джона Н. Чоута. 1879 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Лютер Стоящий Медведь (1868-1936) был сыном вождя из племени лакота. Один из первых и, как оказалось впоследствии, образцовых учеников школы, среди прочего он занимался привлечением новых учеников в Карлайл. В своих воспоминаниях, опубликованных в 1933 году, он пишет: «Процесс приобщения к цивилизации в Карлайле начинался с одежды. Белые считали, что индейских детей невозможно цивилизовать, пока они носят мокасины и одеяла. Детей стригли, потому что длинные волосы каким-то загадочным образом препят-ство-вали развитию… Белые кожаные туфли причиняли настоящие стра-да-ния… Красное фланелевое белье было сущей пыткой». Лютер также описывал про-цесс получения нового имени по прибытии в школу: его попросили выбрать одно из имен, написанных на стене, и он, не умея читать по-англий -ски, ткнул в первое попавшееся. Фамилией стало имя его отца.

Белый Бизон по прибытии в Карлайлскую школу. Фотография Джона Н. Чоута. 1881 год

Белый Бизон во время обучения в Карлайлской школе. Фотография Джона Н. Чоута. 1881 год Dickinson College Archives & Special Collections

Белый Бизон из племени шайеннов, каким-то образом сохранивший свое индей-ское имя, учился в школе с 1881 по 1884 год, а затем вернулся в нее еще на несколько лет. В его учетной карточке сообщается о проверке, проведенной в 1910 году (их регуляр-но устраивало Бюро по делам индейцев Бюро по делам индейцев (Bureau of Indian Affairs, BIA) — агентство Федерального пра-вительства США. Основано в 1824 году при департаменте обороны для управления тер-риториями американских индейцев. В кон-це XIX — начале XX века одной из важных функ-ций бюро стали образование и ассимиляция индейцев. ): «Белый Би-зон… и его семья прожи-вают в прекрасно обставленном новом доме. У них хоро-шая конюшня. С помощью сына Джона он засеял 40 акров кукурузой и 10 ак-ров люцерной».

Апачи-чирикауа по прибытии в Карлайлскую школу из Форт-Мэриона 4 ноября 1886 года и четыре месяца спустя Dickinson College Archives & Special Collections, Yale University Beinecke Rare Book & Manuscript Library

Чирикауа — одна из племенных групп апачей, дольше других сопротив-ляв-шая-ся перемещению в резервации. Их знаменитый предводитель по имени Джеро-нимо и его люди несколько раз сдавались правительству, но потом снова выры-вались из резерваций, возобновляли набеги на скотоводов и военные дей-ствия против американской армии. Окончательно Джеронимо сдался только в 1886 го-ду. Апачи, запечатленные на фотографии, по-видимому, попа-ли в плен до этого события и находились в заключении в тюрьме Форт-Мэ-рион во Флориде — той самой, которой руководил Прэтт. Узники Форт-Мэрио-на отправлялись в школу и раньше, с самого ее открытия. Но, ослабев в тюрьме, после прибытия в школу они болели и умирали чаще других, хотя смертность среди учащихся и так была ужасающей: за годы существования школы от раз-ных причин умерло несколько сотен учеников.


Ученицы Карлайлской школы на занятиях по физкультуре. Фотография Джона Н. Чоута. 1879 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Состояние здоровья учеников всегда было серьезной проблемой. В резерва-циях, откуда приезжали дети, как правило, царила нищета, запустение и анти-санитария; индейцы недоедали и много болели. Частыми причинами смерти были тубер-кулез и оспа. Поэтому в школе уделялось особое внимание физиче-ской актив-ности. Кроме физкультуры ученики занимались бейсболом, баскет-болом, спортивной эстафетой и другими видами спорта.


Команда Карлайлской школы по американскому футболу «Пираты». Фотография Джона Н. Чоута. 1879 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Команда Карлайла по американскому футболу стала настоящей легендой. Когда школа только открылась, игра не была массовой и соревно-вания устраи-ва-лись только между учениками богатых колледжей вроде Йеля и Гарварда. После того как один из преподавателей (по-видимому, именно он стоит в цент-ре) показал игру Прэтту и ученикам, директор школы немед-лен-но организовал команду. Вскоре один из футболистов сломал ногу — и Прэтт запретил амери-кан-ский футбол. Но группа учеников попро-сила его отменить запрет и разре-шить команде соревноваться с другими шко-лами. Если верить мемуарам ди-рек-тора, Прэтт ответил так: «Ладно, играйте, но при двух условиях: во-первых, никогда не давайте волю кулакам, а во-вто-рых, вы долж-ны победить самые сильные команды Америки».


Игроки команды «Карлайлские индейцы» во время матча против команды Йельского универ-ситета в Нью-Йорке. 24 октября 1896 года Library of Congress

В 1896 году «Карлайлские индейцы» играли в Нью-Йорке с командой Йель-ского университета, которая не пропустила ни одного мяча в предыдущих семи матчах. Игра вызвала большой интерес у публики и прессы: на противостояние между культурными белыми американцами и краснокожими дикарями при-шло посмотреть четыре тысячи зрителей. Никто не сомневался в превосход-стве игроков Йеля, и, казалось, «Индейцев» ждет тотальный и жестокий раз-гром. Однако на третьей минуте Карлайл повел в счете. За три минуты до кон-ца игры, когда Йель выигрывал со счетом 12:6, игрок Карлайла пробежал через все поле и занес мяч в очковую зону (то есть заработал тачдаун, за кото-рый команда получает 6 очков). Это должно было означать ничью, но арбитр отме-нил тачдаун — якобы он произошел уже после финального свистка, хотя и иг-ро-кам, и болельщикам было очевидно, что свисток прозвучал позже. Арбитр был из Йеля, поэтому один из журналистов написал об игре так: «Кар-лайл мог победить 11 йельских игроков — но не смог победить 11 йель-ских игроков и йель-ского судью».


Команда «Карлайлские индейцы». 1903 год Крайний в третьем ряду справа — Поп Уорнер. Wikimedia Commons

В 1899 году Прэтт нанял профессионального тренера, Гленна «Попа» Уор-не-ра (1871-1954), который вместе со своей командой превратил американский фут-бол в ту игру, которую мы знаем сегодня. Понимая, что команда всегда будет уступать другим физически, Уорнер полагался на скорость и ловкость индей-цев. Кроме того, он придумал несколько трюков, руководствуясь принци-пом «что не запрещено правилами напрямую, то разре-ше-но» (обычно очеред-ной трюк запрещали в следующем сезоне). В игре про-тив Гарварда в 1903 году команда впервые использовала уловку с «невиди-мым мячом»: один из игроков засовывал другому мяч под свитер, где был нашит специаль-ный карман, и тот просто обегал «свалку» по флангу и доставлял мяч в зону тачдауна. Другой трюк заключался в том, что к свитерам игроков спереди пришивали «фальшивые мячи» — и противник не мог понять, у кого из них в руках настоящий мяч.-

23 ноября 1907 года Поп Уорнер и его «Индейцы» провели историческую игру против Университета Чикаго. Противник, на тот момент сильнейшая коман-да страны, сделал ставку на грубую силу, практически вышибая «Индей-цев» за пределы поля и тем самым не позволяя им продвигаться вперед. Решаю-щим стал момент, когда защитник Хаузер особым спиральным броском отдал пас вперед почти на 40 метров — впервые в истории футбола. Еще одна звезда команды, ресивер Ресивер, или принимающий, — игрок в ко-ман-де нападения, который специализи-рует-ся на приеме пасов. Главная задача игро-ков этой позиции — пробежать по заданному маршруту, оторваться от опеки защитников и в любой момент принять пас, после чего набрать максимальное число ярдов. Конеч-ная цель игрока — дойти до очковой зоны оппо-нента и занести тачдаун. Альберт Эксендайн, поймал мяч, выбежал с ним за пре-де-лы поля, пробежал вдоль его кромки, чтобы обойти защитников, снова вбежал на поле и заработал тачдаун. Игра закончилась со счетом 18:4 в пользу Карлай-ла. Благодаря пасу Хаузера считается, что именно в этом матче родился совре-менный американский футбол — а вот выбегать за пределы поля вскоре запретили.


Ричард Прэтт пожимает руку вождю Американскому Коню. Фотография Джона Н. Чоута. 1897 год National Anthropological Archives, Smithsonian Institution

Эксперимент Прэтта был сочтен успешным, и в начале ХХ века в стране было открыто около 25 аналогичных школ. Однако сам он был уволен в 1903 году из-за конфликта с Бюро по делам индей-цев, чью политику по созданию резер-ва-ций Прэтт жестко раскритиковал: «Было бы лучше, гораздо лучше для ин-дей--цев, если бы никогда не было никакого бюро».

Карлайлская школа была закрыта в 1918 году. Прэтт продолжал вести обще-ственную деятельность, занимался публицистикой, защищал интересы индей-цев. Он умер в 1924 году и был похоронен на Арлингтонском кладбище в Ва-шинг-тоне. На его могильном камне написано: «С любовью и в па-мять от уче-ни-ков и других индейцев».

Хоть индейцы сейчас и уступают в популярности пиратам в качестве персонажей для приключенческих игр, игра «в краснокожих» по-прежнему является для детей увлекательным и приятным времяпровождением. Помня об этом, многие педагоги устроили своим подопечным отличные приключения в духе Майн Рида и Фенимора Купера.

Если и Вы подумываете о том, чтобы возглавить своё собственное племя, или просто планируете оригинальное развлечение, то Вам пригодятся полезные материалы данного раздела. Разумеется, о «трубке мира» в них нет ни слова, но зато все остальные атрибуты «индейской» темы представлены широко.

Выходим на тропу индейцев, мастерим костюмы и поделки в стиле «детей природы».

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 114 .
Все разделы | Индейцы. Детские игры и развлечения на тему индейцев

Объявил вожак всем вдруг : - Становись, индейцы , в круг! Мы не в детском скверике , Мы уже в Америке. В старшей группе было организованно мероприятие "День индейцев ". Это было незабываемо! Ребята совместно с родителями к мероприятию подготовили костюмы. Фантазии не было предела,...

Сценарий празднику к Дню матери «Индейцы и ковбои - верные друзья!» Сценарий посвященный празднику «Дню Матери» Индейцы и ковбои-верные друзья! Под музыкальное сопровождение дети входят в зал. Девиз команды ковбоев и индейцев . М : Хао! Хао! Хао! Хао! Хао! Мир вам братья и сестры. И вас приветствую бледнолицые мои друзья. Я великая...

Индейцы. Детские игры и развлечения на тему индейцев - Конспект квест-игры для детей дошкольного возраста «На земле индейцев»

Публикация «Конспект квест-игры для детей дошкольного возраста «На земле...» Квест - игра «На земле индейцев» Цель: создание условий для оздоровления детей и развития психофизических качеств. Задачи: познакомить детей с жизнью и бытом индейского народа, укрепить здоровье детей во время проведения командных первенств; приучить детей к здоровому образу...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Познавательно-развлекательный досуг для старшего дошкольного возраста «Один день из жизни индейцев» цель: - создавать условия для развития познавательной деятельности; - вызвать интерес к традициям разных народов; Задачи: - способствовать расширению кругозора у детей; -...

Цель: продолжать знакомство детей с домашними птицами, развивать интерес к окружающему миру природы и познавательной активности. Задачи: Образовательные: продолжить знакомить детей с характерными особенностями внешнего вида, поведения, образа жизни домашних птиц; формировать...

Конспект развивающего занятия «Путешествие к индейцам» для детей старшей группы РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПСИХОЛОГА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ К ИНДЕЙЦАМ" Цель: развитие у дошкольников самоконтроля, внимания, самодисциплины, памяти, наблюдательности, внутренней свободы, логического мышления, воображения и моторики. Оборудование: загадки, карта, спокойная...

Индейцы. Детские игры и развлечения на тему индейцев - Сценарий развлечения «День Индейцев» для подготовительной группы

Задачи: 1. Формирование у дошкольников основы здорового образа жизни, потребности поведенческих навыков здорового образа жизни. 2. Организация благоприятных условий для будущего формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к...

Конспект физкультурно-познавательной игры-геокешинг для детей 6–7 лет «Тропой индейцев» Цель: содействовать развитию быстроты, ловкости, выносливости, умению ориентироваться по карте-схеме, формирование умения решать поставленные задачи в команде Задачи: 1. Развивать умение детей навыкам ориентирования; 2. Совершенствовать координацию движений; 3. Закреплять умение...

6 марта 2012, 14:13

Индейцы США живут в 199 резервациях, которые разбросаны на небольших участках по 26 американским штатам. Резервации возникли в 1871 году, когда правительство США подписало с представителями индейцев договор, по которому в "вечную" коллективную собственность индейцам было отдано 137 миллионов акров земли. Для индейцев отвели самую скверную землю, на которую их ещё до этого согнали белые колонизаторы. И тем не менее, когда в этой неплодородной земле были найдены нефть, каменный уголь и другие природные богатства, под давлением частного капитала американское правительство в 1887 году отменило прежний закон и издало новый, по которому земля, принадлежащая индейцам, может быть разделена между членами племени и каждый индеец вправе продать свой участок. Только за последующие 40 лет индейцы лишились 63 процентов своих земель. Жизнь индейцев в резервациях похожа на жидкий дымок угасающего костра, медленно уплывающий сквозь дыру в крыше вигвама. Средняя продолжительность жизни здесь 37 лет. Туберкулёз у индейцев встречается в восемь раз чаще, чем у других жителей США, детская смертность в три раза выше, чем смертность белых людей. Индейцы отстают от большинства американцев по состоянию здоровья, благосостоянию и образованию. В 1984 году безработица среди индейцев составляла 39 процентов - это в пять раз превышает ее уровень по всей стране. Примерно четверть всех индейских семейств живет за чертой бедности. Диабет, пневмония, грипп и алкоголизм уносят в два раза больше индейских жизней, чем жизней других американцев. Сейчас в США живёт около одного миллиона индейцев, а ведь когда-то им принадлежал весь континент! Люди на земле похожи на многоцветную радугу. Некоторые её цвета переходят один в другой, но всё же не сливаются - иначе бы не было радуги. Индейцы составляют в этой радуге определённую полосу, и никому не удастся стереть её. Унижение порождает настойчивость, мука - самолюбие, несправедливость высекает искры борьбы! Индейские резервации США и судьба их населения отданы в руки министерства внутренних дел. Резервация - это своего рода американский лагерь смерти. Индеец, бывший хозяин и властитель своей страны, лишённый земель и лесных угодий, оказался в унизительной кабале. Вольного сына природы превратили в вечного пленника, вынужденного жить под охраной, в нищете и угнетении. Заперев индейцев в резервации и почти лишив их средств к существованию, белые вдруг "обнаружили" у индейцев огромные способности к выполнению чрезвычайно опасной, трудной и ответственной работы - сварке металлических конструкций гигантских небоскрёбов. Для индейцев медленная смерть в резервации ничем не лучше быстрой смерти при падении с лесов. Жизнь в разных резервациях различна. Резервация племени навахо, расположенная на территории, куда входят районы трех штатов на юго-западе, является самой крупной в стране. Она же и самая бедная. На 16 миллионах акров (6667000 гектаров) проживают 160000 индейцев. Дома, построенные правительством, соседствуют с передвижными домами и хоганами. Эти восьмигранные традиционные дома племени навахо, состоящие из одной комнаты, делаются из бревен и имеют земляную крышу. Во многих домах в резервации отсутствуют электричество и канализация. В резервации мало городов и мало рабочих мест. В 1983 году безработица здесь составила 80 процентов.
По контрасту, резервация апачей мескалеро, расположенная неподалеку, в Нью-Мексико, - одна из самых богатых в стране. Она размещается на 460384 акрах (186390 гектаров) среди самых высоких гор этой территории. Племя владеет и управляет лесодобывающей компанией и скотоводческой фермой. И та и другая - предприятия с мультимиллионным оборотом. Недавно они построили роскошный курорт стоимостью 22 миллиона долларов, где есть вс - от катания на лыжах до поездок верхом. Три четверти жителей резервации живут в новых двухэтажных домах, построенных на больших участках земли. Большинство из тех, кто хочет работать, работают. Сейчас управлять некоторыми предприятиями помогают белые. Но цель апачей - независимость; они надеются взять в свои руки управление всеми своими начинаниями. Сейчас резервации управляются племенным советом. Многие резервации имеют свою собственную полицию, школы и суды, где разбираются мелкие дела. Подобно апачам, большинство других индейских племен ставят своей целью обрести экономическую независимость. Они стараются привлекать в резервации бизнес. Другие надеются, что природные ресурсы в их резервациях обеспечат им доход, в котором они нуждаются. Например, племя навахо владеет нефтью, углем и залежами урана. Другие резервации богаты лесом, газом, минералами и водой. Сегодня большинство индейцев надеются получить самое лучшее из того, что есть в обоих мирах. Вот что говорит Фред Кадазинн, правнук знаменитого воина апача, получивший образование в колледже: «Мое поколение потратило все свое время на изучение обычаев белых. Мы усвоили их, но мы потеряли многое из своего индейского наследия. Сейчас мы пытаемся восстановить то, что было утеряно». Обновлено 06/03/12 15:10 :
Обновлено 06/03/12 15:22 : Скво:

Понятие современного человека об индейцах в основной неправильное и ошибочное, особенно о том, где живут индейцы. Многие люди полагают, что индейцы - это никто иные, как жители любой страны Африки, Америки, Азии или Австралии, которые проживают в лесах, имеют первобытно общинный устрой общества, носят повязки на неприкрытом теле, обязательно имеют черный цвет и говорят на непонятном языке.

Однако, спешим вас огорчить. Индейцы - это народности и племена, которые проживают только на территории Северной и Южной Америки и когда говорят об индейцах с других континентов, то мнения эти ошибочные. Давайте поговорим о том, где живут индейцы.

Где живут индейцы и кто же они такие?

Кто такие индейцы?

По сути, индейцы - это ни что иное, как коренное население обоих Америк и название это получилось, скажем так, ошибочным путем. И ошибка эта произошла благодаря испанскому мореплавателю первооткрывателю Христофору Колумбу, который, кстати и не планировал попасть в Америку. Направлялся Колумб в Индию и, соответственно, когда он пришел к берегам Америки, то народ, который там жил и получил название индейцы, потому что полагалось, что это жители Индии.

Индецев на сегодняшний день около 70 млн человек, причем из популяция постоянно растет, благодаря различным программам международных неправительственных организаций, которые всячески стараются поддержать это популяцию.

Конечно, у индейцев было достаточно трудное колоническое прошлое, которое сильно подорвала их популяцию в физическом и моральном смыслах. Над ними издевался кто только мог. Они прошли и период рабства и период унижений, период вмешательства в их жизнь (см. ) и их быт, но тем не менее, они сумели противостоять всем невзгодам и сегодня, как мы уже сказали ранее, их популяция постоянно увеличивается. на это направлены силы многих организмов ООН. На сегодняшний день, существуют племена и виды индейцев, которые были истреблены навсегда в ходе кровавой истории.

Например, на сегодняшний день не осталось ни одного коренного племени с острова Пасхи (Чили). Индейцы этих краев были просто напросто все истреблены кровожадными, на тот момент, перуанцами, которые забрали их к себе на материк для каторжных и непосильных работ. Когда мировое сообщество в конце 18 века вмешалось в эту проблему, было уже поздно. Практически все индейцы были истреблены. А с ними и ушли навсегда тайны их языка (см. ), культуры и традиций. Пример, с индейцами острова Пасхи далеко не единственный за всю долгую историю (см. ) существования коренных жителей обоих Америк. А теперь непосредственно поговорим о том, где живут индейцы.

Где живут индейцы

Ареал обитания индейцев можно условно разделить на две географические и этнические области. Это:

  1. Северная Америка.
  2. Латинская Америка.

Также ошибочным является мнение о том, что такое Латинская Америка. Как правило, люди полагают, что это просто другое название Южной Америки. Однако, это не так. Латинская Америка включает в себя страны Южной Америки плюс Мексику. Каждую зону каждой из двух Америк, также можно разделить на подзоны по отношению к индейцам. Поговорим о том, где живут индейцы в Северной и Латинской Америке.

Где живут индейцы в Северной Америке?

В Северной Америке, которую, кстати, основывают Канада и США, индейцы живут (см. ) в следующих регионах и этнических областях.

  • Индейцы, проживающие в субарктических регионах. Их основной удел - это ловля рыбы и возделывание ценного меха.
  • Индейцы, живущие на Северо-Западе. в основном в прибрежных районах, которые также их кормят рыбой и подводной охотой.
  • Также индейцы проживают в Калифорнии. В их быту и развитии, помимо охоты наблюдается еще и собирательство из-за благоприятного калифорнийского климата.
  • Индейцы, проживающие на Юго-востоке США.
  • И, наконец, индейцы, который обитают на территории Великих равнин. Это, пожалуй, самая большая группа всех индейцев, которая включает огромное количество различных племен, проживющих на одной территории, но очень различных по своей этимологии, нравам, характеру и образу жизни (см. ).

Где живут индейцы в Латинской Америке?

Другая группа индейцев обитает на территории практически всей Латинской Америки:

  • К первой категории можно отнести индейцев, цивилизация которых, в свое врем, достигла просто необыкновенных размеров по своей численности и по умственному развитию. Было это еще до эпохи открытия Колумбом Америки. Индейцы эти, которые носили названия майя, ацтеки и многие другие, обитали на территории Центральной Америки и горной системы Анд. Эти племена достигали таких необыкновенных размеров по своей властности, что создавали могущественные города и даже государства. А знания их были под стать знаниям древних египтян, тайны которых до сих пор не раскрыты современной наукой.
  • Индейцы бассейна Амазонки - это уже совершенно другие мышления и устои общества, которые развивались одновременно с племенами Анд.
  • Отдельной категорией индейцев считаются индейцы Патагонии и Памп.
  • И, наконец, индейцы, обитающие на Огненной Земле, развитие которых, было достаточно слабым, по сравнению с другими их собратьями.

Теперь вы знаете, где живут индейцы!

Еще читайте:

Америка, штат Аризона, красные скалы, пустыня, кактусы, февраль, +28 С, пронзительно синее небо и ослепительно белое солнце, ни одного облачка. Такую погоду местные называют скучной, потому что каждый день одно и тоже… Я со своим другом Джоном еду на джипе на Белые Горы — священные земли племени Апачи, где расположены резервации. Каких-то 50 минут и мы из лета попали в зиму: кругом снег и сосны, как будто и не было никаких кактусов…

Как живут сегодняшние индейцы?

У меня, как и у большинства русских людей, видевших индейцев только в кино, было впечатление, что индейцы в резервациях живут в «вигвамах» (правильное название «типи») и ходят в кожаных одеждах с перьями. Каково же было моё разочарование, когда, попав впервые в резервации, я увидел полуразвалившиеся хижины типа тех, что в русских деревнях, покосившиеся заборы, ржавые автомобили, ухабистые дороги, покрытые хламом и старыми покрышками, и пьяных широколицых (вроде наших бурят) мужиков в джинсах и бейсболках, с бутылкой в руке… «Бог ты мой - подумал я – да прям как в русской деревне! Может это у нас в России одна большая резервация?» К счастью я побывал в разных резервациях и в общей сложности в четырёх племенах – Апачи, Хопи, Навахо и Зуни. И вот что я отметил: в тех племенах, где индейцы сумели сохранить свою коренную культурную традицию, духовность, не было проблем с пьянством. Спивались только там, где традиции были утрачены. Меня осенило! У нас в России та же ситуация - в деревнях народ спивается потому, что не сохранил традиций коренной, родовой культуры жизни на земле.

Резервации

Въехать на территорию большинства резерваций может каждый - сейчас там нет никаких заборов или ограждений, стоит только знак при въезде: «Земля Зуни», или «Земля Хопи». Но остаться в резервациях вы можете, только если там есть друзья. Индейцы не заводят случайных знакомств. Необходимо, чтобы тебя представил хороший друг, тогда ты попадаешь в свою семью. Меня с индейцами познакомил мой друг Джон. Он белый, но много лет работал в благотворительной организации на территории разных резерваций. Джон близко дружил с несколькими индейскими семьями. Меня индейцы сразу приняли за своего. Видимо, русский дух во мне был созвучен с индейским, и они это чувствовали. Чем ближе я знакомился с культурой и духовностью индейцев, тем больше ощущал глубину этой традиции, её близость с традициями наших предков славян.

В некоторых племенах до сих пор из уст в уста передаётся история о том, как их предки пришли из Сибири. Традиционные жилища у племён Хопи и Навахо – это шести- и восьмигранные срубы с отверстием для дыма в центре конусообразной крыши. Точно такие же традиционные дома у коренных жителей Алтая. Но большинство индейцев в резервациях всё-таки живёт не в традиционных жилищах, а в «караванах» - вагончиках, стационарно установленных на блоки, или в «бунгало» - дешёвых каркасных домиках.

Обычную американскую пищу в США, на мой взгляд, есть невозможно. В резервациях же приготовленная индейцами еда была очень вкусная и похожа на нашу. Недаром ставшая традиционной для россиян картошка пришла именно от индейцев. От них же к нам пришли помидоры, кукуруза, тыква и табак. Табак – это пример ошибочного использования традиционного продукта. Ведь индейцы курят табак только во время молитвы. Один индеец сказал мне, что если бы все курильщики молились, когда курят, мы жили бы в совершенно другом мире.

Интересно, что развевающийся флаг Соединённых Штатов на территории резерваций можно увидеть куда чаще, чем на остальной территории США. При этом законы США на землях резерваций не действуют. Поэтому в резервациях находят прибежище сбежавшие от правосудия США правонарушители, что значительно увеличивает там уровень преступности. По этой же причине там часто можно увидеть Казино, которые запрещены на большей части Америки. На территории каждого племени имеется своя полиция и действуют свои законы. Обычно в резервациях запрещается фотографировать. Но несколько фотоснимков я сделал, с разрешения индейцев.

Традиции

Как и у древних славян, практически вся обрядовая жизнь индейцев связана с солнечными и лунными циклами. Так, точки летнего и зимнего Солнцестояния, весеннего и осеннего Равноденствия в их традиции являются ключевыми и определяют весь ход их жизни. Согласно лунному циклу индейцы обычно проводят обряд «светлодч» («Sweat Lodge», или, на индейском, «нипи»). Они обижаются, если этот обряд кто-нибудь называет индейской баней. В «светлодче» не моются и не парятся, хотя там поддают водой на горячие камни, как в бане. В «светлодче» молятся. Индейцы молятся за родных, за друзей, за врагов, за свой народ и за всё человечество. У них не принято молиться только за себя. При этом в светлодче может быть такая высокая температура, что её можно выдержать только в состоянии молитвы. Это обряд внутреннего и внешнего очищения. Перед входом в светлодч необходимо очиститься через окуривание дымом полыни. Полынь для индейцев – одно из самых священных растений, запах которого изгоняет нечистое из жилища, из физического и тонкого тел человека.

Отношение к стихиям – земле, воде, огню и воздуху – у индейцев трепетное, как к живым сущностям. Например, бросить мусор в пламя домашнего очага считается недопустимым, пренебрежительным отношением к огню и к дому.

Индейцы народ немногословный. Только они могут выражаться так лаконично, глубоко и поэтично даже на английском языке. «Walk your talk» - говорят они (переводить не буду, потому что так красиво не получится). Или фраза «Смотри в сторону Солнца и ты не увидишь тени» поэтично отражает их мировоззрение.

Когда в резервациях Навахо в каньоне Дэ Шей мы с Джоном отправились к индейскому святилищу, скале Пауку, нашим проводником был 82-летний индеец Джонси. Джон что-то долго спрашивал индейца и после многозначительной паузы Джонси ответил коротко: «Да». Потом Джон опять задавал какие-то вопросы, и каждый раз индеец отвечал просто «Да» или «Нет». Других слов из его уст я не услышал. Джонси провёл нас к скале Пауку, где по легенде обитал Дух Женщины-Паука, научившей индейцев Навахо плести, ткать и шить одежду. Паук, как и паутина, у индейцев является положительным образом. Индейские амулеты «ловушки снов» («dream catcher») сделаны в виде паутины. Такой амулет вешается на окно и считается, что ночью он пропускает только хорошие энергии, а плохие ловит в свои сети, чтобы снились только хорошие сны. Такие «ловушки снов» теперь продаются в магазинах этнических сувениров и в России. Но должен вас огорчить: практически все они сделаны в Китае. Так же как и русские матрёшки, которых я видел в магазинах этнических сувениров в Аризоне. Издалека они похожи на матрёшки…

Особое отношение индейцев к земле

Они говорят: «земля не принадлежит нам, мы принадлежим земле». Глубокая ответственность за землю и за всю Землю – неотъемлемая часть их духовной культуры. Танцы индейцев являются не просто духовной практикой, позволяющей танцору общаться с Великим Духом («Wakan Tanka»), но ритуалом самопожертвования, искупающим грехи всего человечества и восстанавливающим связь человека и природы. В таком ритуале танцор танцует без остановки от заката до восхода солнца несколько ночей подряд, что требует невероятной силы духа и мужества. Если танцор упал, это плохой знак – будет ураган, засуха или другой катаклизм. Индейцы точно знают, что природа зависит от них так же, как и они от природы. Они верят, что мир до сих пор держится благодаря их танцам, и что все землетрясения, болезни и катаклизмы на Земле из-за того, что люди потеряли связь с Природой и насилуют её.

Вот как звучит молитва индейцев племени Оджибва:

«Прародитель,

Посмотри на нашу разбитость.

Мы знаем, что во всём Творении

Только семья людей сбилась со Священного Пути.

Мы знаем, что мы - те, кто разделился

И мы - те, кто должен вернуться,

Чтобы вместе идти по Священному Пути.

Прародитель, Святой Единый,

Учи нас любви, состраданию, почтению,

Чтобы мы могли исцелить Землю и исцелить друг друга».

Для индейцев Природа – это священная живая книга, через которую Великий Дух общается с ними. Летящая птица, пробегающий зверь, порыв ветра, шум листвы, плывущее облако – всё это живые знаки-символы, которые индеец читает, как мы буквы и слова. Когда индейцы приветствуют друг друга, они говорят: «О метако ясень», что означает «все мои братья». Это же приветствие индеец произносит, когда входит в лес, подходит к озеру, или встречает оленя. Все существа в священном круге Природы для индейца братья.

Из истории

Когда на берегах Америки высадились первые белые, у них закончилась еда и они умирали от голода. Индейцы принесли белым еду, научили выращивать местные сельскохозяйственные культуры, и те выжили. Этот день теперь отмечается как самый большой праздник в Америке - День Благодарения. Более полувека после этого индейцы и белые жили в мире. У выходцев из Британии рождались здоровые дети и все они выживали, тогда как в самой Британии в те времена выживал только каждый восьмой ребёнок. Белые разрабатывали землю, занимались сельским хозяйством. Индейцы охотились. Шёл взаимный обмен продуктами. Потом белые огородили свои участки земли заборами. Но индейцы как будто не замечали заборов, продолжали свободно перемещаться через них в процессе охоты. Это не понравилось белым и они стали объяснять индейцам, что за забором их собственная земля. Вот тут всё и началось! Индейцы никак не могли взять в толк – как земля может быть чей-то собственностью? Как землю можно продать или купить? Началась война…

Что было с Америкой дальше, мы примерно представляем. Могу сказать, что выжить и сохранить свои традиции в основном удалось тем племенам, которые приняли христианство. Они просто включили христианство в свои традиции. В резервациях Навахо я посетил христианский храм. Храм был построен из брёвен в традиционной форме восьмигранника, вход с Востока, в центре конусообразной крыши было полутора-метровое отверстие в небо, под ним такое же отверстие в полу, там земля. «Небо и земля для нас священны» - объяснили мне индейцы. На стене висела икона Иисуса Христа. Христос был краснокожим, в набедренной повязке и с символом Солнца на благословляющей руке. Индейцы обратились к священным для них четырём сторонам света, Небу, Земле и начали молитву на языке Навахо со слов: «О, Иисус Христос, сын Бога, наш старший брат, приди к нам…»

Здесь я не удержусь и расскажу анекдот, который услышал от белых американцев: Один индеец попал как-то к высокопоставленному священнику. Тот учил индейца христианским заповедям, показывал распятье и иконы. Вдруг индеец заметил телефон у кресла священника. «А что это?» - спросил индеец. «А это прямой телефон к Богу» - ответил священник. «Правда? А можно попробовать?» - поинтересовался индеец. Священник почесал затылок и сказал: «вообще-то можно, только не долго, это дорогой звонок на большое расстояние…» Несколько лет спустя этот священник проезжал через резервации того индейца. Индеец был рад его видеть, показал ему деревню, местные обряды и традиции. Неожиданно священник заметил старый, обшарпанный телефон у ног индейца. «А это что?» - спросил священник. «А это… это прямой телефон к Богу» - сказал индеец. «А можно поговорить?»- спросил священник. «Да, конечно – сказал индеец - и можешь говорить сколько хочешь, это местный звонок…».

Большинство индейцев очень ревностно относятся к своим традициям и всячески берегут их от белых. Вот на эту тему расскажу уже реальную историю из жизни. Традиционно индейцы из разных племён встречаются на ежегодном празднике «Пау Вау». Обычно это проходит на стадионе, где есть трибуна со зрителями и площадка, на которой происходят разного рода игры, состязания, танцы и т.п. Все участники состязаний и танцев обычно одеты в традиционную одежду из кожи с бисером и перьями, как мы привыкли видеть в кино. Но большинство индейцев, сидящих на трибунах одеты как обычные американцы в джинсах, футболках и бейсболках. Среди зрителей есть и белые, т.к. это мероприятие открыто для всех. Так вот один белый, по видимому приверженец индейской культуры, сидел на трибуне в традиционной индейской одежде из кожи с перьями. Индейцы долго косились на него, потом не выдержали, подошли и сказали: «Слушай парень, нам не нравится, что ты носишь нашу национальную одежду. Иди, переоденься». Парень оказался не промах. Он переоделся в джинсы, футболку и бейсболку, вышел на площадку и обратившись к сидящим на трибуне индейцам сказал: «Ребята, мне не нравится, что вы одеты в мою национальную одежду. Идите, переоденьтесь…».

Но среди индейских шаманов встречаются и те, кто искренне делится глубиной своей традиции с белыми. Таким, например, является вождь Солнечный Медведь (Sun Bear), основавший известную общину «племя Солнечного Медведя», где в мире и согласии живут вместе индейцы и белые. Некоторые такие шаманы приезжают и в Россию, где общаются с приверженцами индейской духовной культуры – индеанистами. Русские индеанисты тоже ежегодно встречаются на своём «Пау Вау». Зрелище это, прямо скажем, ошеломляющее: поляна с десятками «типи» (вигвамов), все люди одеты в расшитые бисером кожаные индейские одежды, некоторые на лошадях с луками, томагавками и раскрашенными лицами. Индейские танцы и пение под удары бубна. Такого даже в кино не увидишь! Но без приглашения туда не стоит приезжать – индейцы (хоть и русские) народ суровый.

Индейцев называют коренными жителями Америки

Они действительно сохраняют свои корни, передавая традиции следующим поколениям. Для индейцев почитание предков - это не просто дань благодарности предыдущим поколениям, а непосредственная живая связь с духами предков, к которым они обращаются за помощью, поддержкой и советом. Индеец знает, что предки живут в нём, и он живёт в потомках. Поэтому для него нет смерти, он воспринимает единый поток жизни своего рода, отождествляя себя с ним, а не с отдельным промежутком времени величиной в жизнь. У индейцев отличное, от принятой в «белой» цивилизации, отношение к «смерти». Такое же отличное отношение у индейцев и к рождению. Так, например, в некоторых племенах днём рождения ребёнка считается не день его физического рождения, а день, в который ребёнок в первый раз засмеялся. Тот, кто увидел это и даёт ребёнку имя. Имя даётся таким способом – человек выходит на улицу и смотрит, что говорит ему Великий Дух через Природу: Танцующий Койот, Два Медведя (имя моего знакомого), или Играющий Ветер.

Как-то одна белая американка спросила меня: «А у вас там, в России есть коренные жители?» «Да – ответил я с гордостью – я, например!» Потом, когда я вернулся домой, в свою северную деревню - экопоселение Гришино, я задумался: «Какой же я коренной житель? Где мои корни?» К счастью, у нас ещё сильна родовая память и мы можем возродить и укрепить свои корни, свою связь с предками, традициями, родом. Это и происходит сейчас в российских экопоселениях, возрождающих утерянную связь Человека и Природы, место которой определили наши предки: ПриРоде человеческом.

Владислав Кирбятьев. Экопоселение Гришино