Характеристика швабрина из "капитанской дочки" пушкина. Капитанская дочка характеристика образа швабрин алексей иванович Капитанская дочка алексей иванович швабрин

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

Швабрин Алексей Иванович — дворянин, антагонист главного героя повести Гринева. Задумав роман (повесть) из эпохи пугачевского бунта, связанный жанровой традицией с «шотландскими романами» В. Скотта, где герой оказывается между двумя лагерями, «мятежников» и «покорителей», Пушкин поначалу колебался, кого поставить в центр повествования. То ли, как это было в «Дубровском», дворянина, перешедшего на сторону крестьян (тут прототипом мог стать дворянин-пугачевец Шванвич). То ли пугачевского пленника, сумевшего бежать. В конце концов Пушкин как бы «разделил» исторического героя надвое, распределил на две сюжетные роли. Одна из них досталась Гриневу, другая — Ш. (в чьей фамилии явственно слышатся отзвуки фамилий Шванвича и Башарина).

Ш. смугл, некрасив собою, оживлен; служит в Белогорской крепости пятый год; сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сама по себе эта подробность биографии ни о чем не говорит; равно как ни о чем не говорит презрительность Ш. (во время первой встречи с Гриневым он описывает белогорцев весьма насмешливо). Все это типичные черты романного образа молодого офицера; до поры до времени Ш, не выпадает из традиционной схемы; непривычна для этого типа литературного героя лишь его «интеллектуальность» (Ш., несомненно, умнее Гринева; он был даже связан сВ. К. Тредияков-ским). Даже когда он едко отзывается о стишках влюбленного Гринева, это соответствует стереотипу и не заставляет читателя насторожиться. Лишь когда он с «адской усмешкой» предлагает Гриневу подарить его возлюбленной, дочери здешнего коменданта Марье Ивановне, вместо любовной песенки серьги («знаю по опыту ее нрав и обычай»), это наводит на мысль о его душевном бесчестии. Вскоре становится известно, что Ш. некогда сватался к Марье Ивановне и получил отказ (а значит, его отзывы о ней как о совершенной дурочке суть месть; дворянин, мстящий женщине, подлец).

И далее «готовый» образ Ш. не развивается, но последовательно раскрывается в заданном направлении.
Во время дуэли, на которую вызывает его Гринев, оскорбленный отзывом о Маше, Ш. наносит удар шпагой в тот миг, когда противник оглядывается на неожиданный зов слуги (то есть неформально прекращает бой). Формально это удар в грудь, но, по существу, в спину соперника, который не собирается бежать — то есть подлый удар. Затем у читателя появляются самые серьезные основания заподозрить Ш. в тайном доносе родителям Гринева о поединке (благодаря чему отец запрещает сыну и думать о браке с Марьей Ивановной). Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену Ш. Как только крепость достается Пугачеву, он переходит на сторону бунтовщиков, становится одним из их командиров и силой пытается склонить к союзу Машу, живущую под видом племянницы у здешней попадьи. Кульминационный пункт «швабринской» линии сюжета — сцена, когда в крепости появляется разгневанный Пугачев, узнавший от Гринева о том, что III. удерживает девушку: дворянин валяется в ногах у беглого казака. Подлость оборачивается позором.

Кончает Ш. тем, что, попав в руки правительственных войск, показывает на Гринева как на пугачевца-изменника; только простодушие главного героя мешает догадаться, что III. умалчивает на допросе о Марье Ивановне лишь потому, что боится ее свидетельства в пользу Гринева, а не потому, что хочет уберечь ее от неприятностей. (Ничто не помешало Ш. в минуту личной опасности открыть Пугачеву ее тайну и поставить под смертельный удар и саму дочь повешенного коменданта, и попадью, укрывшую дворянку.)

Изображать такого «неподвижного» героя (при всей важности его фигуры, оттеняющей и уравновешивающей образ Гринева) неинтересно. Поэтому Пушкин часто прибегает к приему косвенного повествования: сам Ш. остается за рамками рассказа, а читатель узнает о нем из разговоров других персонажей.

Алексей Иванович Швабрин — персонаж второго плана в романе (повести) А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Его задача — помочь автору раскрыть образы Гринёва и Маши, сделать их жизненными, не «книжными и сказочными», какими часто нам кажутся герои положительные.

Швабрин имеет реальный прототип. Во время Пугачёвского восстания дворянин Михаил Шванвич, служивший в роте поручика Карташова, принимал участие в подавлении бунта. Рота сдалась Пугачёву, а Шванвич присягнул ему с целованием руки и служил верно сначала атаманом, потом — секретарём Военной коллегии.

Никакой истории с «капитанской дочкой» в жизни Шванвича не было, но для Пушкина важен был сам факт нарушения присяги и переход на сторону повстанцев.

Характеристика героя

Швабрин выступает антагонистом главного героя — Гринёва. Причём во всём. Гринёв образован плохо — Швабрин хорошо. Гринёв совестлив и довольно скромен, Швабрин во всём ищет выгоду и дерзок. Гринёв без капли сомнения верен данному слову и присяге, пусть и ценой жизни. Швабрин же думает только о себе и готов продать-купить хоть родину, хоть любовь, а ради собственной жизни совершит любую подлость и преступление.

Судить о Швабрине можно уже по первым его словам, сказанным Гринёву при встрече: «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел…» Двумя словами Алексей Иванович выражает своё отношение к обитателям Белогорской крепости и в то же время характеризует себя: человек благородный, сильный, обладающий реально глубоким умом никогда не станет называть всех вокруг животными, а себя человеком. Им владеет мелкий бес самолюбия, но самолюбие его весьма дёшево, это вульгарная подделка под честь и аристократизм.

Что и подтверждается далее, когда Швабрин мстит Маше Мироновой за отказ в сватовстве и очерняет её в глазах Гринёва: «…ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Ложь его чудовищно отвратительна, потому что Маша — образец скромности, чистоты и верности.

По ходу повести характер героя не меняется, только усугубляя уже известные нам свойства. Швабрин ранит Гринёва на дуэли в тот момент, когда Пётр поворачивается на крик Савельича. Потом доносит отцу Гринёва о дуэли, за что Пётр попадает в жесточайшую немилость у родителя: батюшка настроен перевести Петра в ещё большую глушь. Далее Швабрин присягает Пугачёву и выясняется, что он состоял в предварительной переписке с «разбойником», чтобы сохранить свою жизнь в случае захвата крепости.

Швабрин пытается силой завладеть Машей, запирает её в чулан «на хлеб и воду». Когда и эта попытка проваливается, Швабрин рассказывает Пугачёву, что Маша на самом деле — дочь капитана Миронова и должна быть либо казнена, либо посажена в тюрьму.

Такой отчаянный «парад низости» и бесчестия может показаться надуманным. Разве не учит нас реализм, что в каждом заключено и хорошее, и плохое? Но Пушкин будто назло реальности завершает судьбу Швабрина главным предательством: Швабрин пишет донос уже правительству на Гринёва.

Образ героя в произведении

Однако образ Швабрина в романе всё же реалистичен. Подобные «герои» в жизни далеко не редкость и встречались многим. Просто в произведении образ доведён до завершения, до типичности, да и форма «рассказа о прошлом» помогает нам сразу видеть характер поступков.

Швабрин задуман как антипод Гринёва и как образец того, что есть истинное предательство, бесчестие. Ведь формально — «по закону» — Гринёв тоже предатель: он получает помощь от мятежника, преступник, роняет честь офицера.

Пушкин сопоставлением Гринёва и Швабрина показывает нам, что действовать по совести, во имя справедливости и спасения — это честно, благородно, это — Закон. А лгать, очернять людей, принуждать их, предавать, доносить — это бесчестие.

Для государственного закона, для императрицы Швабрин и Гринёв виноваты одинаково. Для читателя и жизни — они совершенно противоположны. Таков закон совести и христианской морали. И, по замыслу Пушкина, следуя только ему, можно изменить жизнь, построить её справедливо и мудро.

Образ Швабрина в повести весьма выпукло обрисован, он не оставляет никаких белых пятен, возможностей «додумать, дописать» его биографию. Подробная характеристика Швабрина дается в момент прибытия Гринёва на службу. «Офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым». Он как будто бы рад новому товарищу. «Вчера узнал я о вашем приезде; желание увидеть наконец человеческое лицо так овладело мною, что я не вытерпел».

Алексей Иванович – образованный молодой человек, знающий языки, вольнодумец, с небольшим послужным списком поручика, со своими собственными представлениями о добре и зле. Ему кажется, что он не совершает ничего особенного, но, добиваясь расположения Маши, переступает черту порядочности и здравомыслия. Какая, скажите, девушка пойдет замуж за человека, который грозится взять ее силой?

Швабрин сослан в отдаленный гарнизон за вспыльчивый нрав и участие в дуэлях. Очень скоро он увидит в Гринёве соперника за сердце Маши, решится на то, чтобы оклеветать ее. Но он не ожидает такого отпора. Конфликт нарастает, он закончится дуэлью и тяжелым ранением Петра.

Дальнейшее поведение потерпевшего фиаско на личном, любовном фронте не выходит из однажды заданных рамок. В самый тяжелый, кульминационный момент повествования Швабрин предает коменданта крепости, переметнувшись на сторону Пугачева. Таким образом, нарушает присягу. Изменник вознагражден: теперь он верховодит в Белогорской крепости.

Впоследствии Швабрин препятствует спасению Маши, еще позднее пишет донос в следственные органы о сотрудничестве сослуживца с бунтовщиками. Но беспорядочные и хаотические действия по выгораживанию себя и очернению вечного соперника цели не достигают: Гринёв любит и любим, он оправдан императрицей, а интригана и предателя ждет каторга.

В значительной степени образ Швабрина в повести Капитанская дочка написан яркими, во многом «язвительными» красками, что напрямую указывает на отношение автора к подобному типу людей. Недостойное офицера и мужчины поведение лишь сильнее оттеняет благородство и непогрешимость главного героя повести, вознагражденного за усердие, стойкость, бескорыстие.

Соглашаться на компромиссы там, где этого делать нельзя, идти на сделку с совестью, искать обходные пути, писать подметные письма, плести интриги, другими словами, губить собственную душу – это выбор самого Алексея. Так считает автор, и в своих суждениях он достаточно прямолинеен. Лишь однажды, в самом конце повести, мы услышим сочувственные нотки в речах Петра Гринёва. Он отдаст должное подследственному в кандалах, ведь на допросах тот ни разу не упомянул имени Маши Мироновой.

Тест по произведению

Меню статьи:

Без образа Швабрина роман Пушкина «Капитанская дочка» был бы лишен уверенности в торжестве справедливости. Именно благодаря этому герою мы можем вполне оценить благородство Гринева и истинность любви Маши.

Происхождение и род занятий Швабрина

Алексей Иванович Швабрин – человек аристократического происхождения. Его семья была богата и влиятельна в аристократических кругах.

Алексей Иванович подобно всем дворянам получил хорошее образование, он знал несколько иностранных языков и отличался незаурядным умом.

Предлагаем ознакомиться с в поэме А.С. Пушкина “Евгений Онегин”

Как и большинство молодых людей, Швабрин выбрал карьеру военного. Свою военную стезю Алексей Иванович начал в элитных войсках – в гвардии. Вначале его служба не была затруднительна, но безрассудство Алексея Ивановича все погубило.

Несмотря на запрет дуэлей, Швабрин все же пренебрегает официальным запретом. Дуэль для него закончилась вполне успешно, чего не скажешь про его оппонента-поручика. Полученная рана привела его к гибели. О факте дуэли стало известно и Швабрина, в качестве наказания, отправили в Белогородскую крепость, где он прослужил уже около пяти лет: «Бог знает, какой грех его попутал; он, изволишь видеть, поехал за город с одним поручиком, да взяли с собою шпаги, да и ну друг в друга пырять; а Алексей Иваныч и заколол поручика, да еще при двух свидетелях».

Внешность Швабрина

Алексей Иванович не отличался приятной внешностью – он был невысокого роста, лицо его было абсолютно некрасивым, трудно было выделить хоть какие-либо приятные черты лица, лицо его отличалось мимической живостью, что еще больше отталкивало. Кожа его имела темный цвет, под стать волосам. Волосы – это, пожалуй, одна из немногих вещей, которые были привлекательны в Швабрине – они были насыщенно черного цвета и красиво обрамляли его лицо.

После захвата Пугачевым крепости внешность Швабрина существенно поменялась – он сменил привычный костюм на казацкую одежду, отпустил бороду.

Арест официальными властями также отразился на его облике – некогда красивые волосы стали седыми, а борода его сбилась и утратила свою привлекательность. « Он был ужасно худ и бледен. Волоса его, недавно черные как смоль, совершенно поседели; длинная борода была всклокочена».

В целом же его внешность соответствовала человеку ожидающему приговора – он был подавлен и обескуражен.

Характеристика личностных качеств

Алексей Иванович обладал крайне вспыльчивым характером, что неоднократно становилась причиной его несчастий. Несдержанность по отношению к поручику лишила его возможности беззаботно служить в элитных войсках. Вспыльчивость по отношению к Гриневу стала причиной перехода на сторона повстанцев и, как следствии, каторги.

В целом же Швабрин – неглупый человек, он наделен сообразительностью и смекалкой, но в моменты эмоциональной нестабильности его умственные способности отходят на задний план – эмоции решают все. «Швабрин был очень не глуп. Разговор его был остер и занимателен».

Алексей Иванович – нечестный человек. В его привычки входит обман людей и клевета. Порой он это делает из-за скуки, порой, чтобы получить какую-либо личную выгоду.

Так или иначе, это отталкивает окружающих от Швабрина – никому неохота общаться с дерзким и коварным человеком.

Швабрин и Гринев

Появление Гринева в крепости привнесло некоторое оживление в ее сонную и скучную жизнь. Служащих здесь было не так уж и много, поэтому проблем с выбором компании для времяпровождения не возникало. Гринев говорит о Швабрине: «Всегдашние шутки его насчет семьи коменданта мне очень не нравились, особенно колкие замечания о Марье Ивановне. Другого общества в крепости не было, но я другого и не желал». Благородный и добрый Гринев сумел расположить к себе всех в крепости, в частности дочку коменданта – Машу. Съедаемый ревностью, Швабрин ту же вызывает молодого противника на дуэль. Швабрин практически был убежден в своей победе – он считал, что человек такого возраста как Гринев не может обладать исключительными способностями к фехтованию, но оказалось все наоборот – случайность решила ход поединка –

Не избавившись от противника на дуэли, Швабрин прибегает к коварству. Он пишет анонимное письмо отцу Гринева о произошедших событиях. Алексей Иванович рассчитывает на то, что разгневанный отец заберет сына из крепости и путь к возлюбленной Маше опять будет свободен, но этого не случается. Швабрину пришлось затаиться и ждать более подходящего случая.

Спустя некоторое время такая возможность возникла – после арестов участников восстания, к которым принадлежал Алексей Иванович, начались судебные разбирательства. Как раз здесь Швабрин и вспоминает о своей давней обиде на Гринева и приписывает ему игру на два фронта. Однако и на сей раз надежды Швабрина не осуществились: благодаря Маше Гринев был помилован императрицей.

Швабрин и Марья Ивановна Миронова

Алексей Иванович Швабрин по своей натуре был человеком влюбчивым. Оказавшись в крепости, он тут же заприметил симпатичную девушку – дочку коменданта крепости. Марья Ивановна не отличалась исключительной красотой, вряд ли она смогла бы конкурировать с первыми красавицами, но все же обладала приятными чертами лица. Со временем Алексей Иванович начинает проявлять к девушке интерес. Ему кажется, что если он и не вызовет симпатию у Марьи, то ее родители убедят девушку ответить взаимностью – семья Швабрина обеспечена, а Мироновых – влачит жалкое существование на грани нищеты.


Скорее всего Швабрин не испытывает истиной любви к девушке – для него это игра, развлечение. Марья осознает это и поэтому сторонится бесчестного и малопривлекательного человека, чем вызывает негодование и раздражение у Швабрина. Появление в крепости Гринева еще больше накалило отношения между Алексеем Ивановичем и Марией Ивановной. Миронова влюбляется в милого и доброго юношу, а Швабрин не в силах порадоваться их взаимному чувству, а все время старается найти способ отстоять свое призрачное право на любовь девушки. Попытки Швабрина ни к чему хорошему не приводят: Маша только сильнее убеждается в его бесчестности и лицемерии.

После захвата крепости повстанцами Швабрин запирает девушку и морит ее голодом – он надеется, что таким способом сможет сломить ее и получить желаемое, но Марье помогают спастись, а Алексей Иванович остается ни с чем.

Швабрин и Пугачев

Переход Швабрина на сторону повстанцев кажется нелогичным и абсурдным. Ему как представителю аристократии, богатому и состоятельному человеку поддержка мятежа – абсолютно ненужное и неоправданно рискованное дело.


Первая объективная мысль, которая объясняет такой поступок – это страх за свою жизнь. Пугачев и повстанцы очень категоричны с людьми, не желающими им служить, но, как показывает дальнейшее развитие событий, Швабриным не только руководствовало желание остаться в живых. Швабрин пренебрежительно относился к чужим жизням, но расставаться со своей не спешил. Увидев, как решительно повстанцы расправляются с непокорными, Швабрин дает присягу верно служить Пугачеву.

Он преданно служит ему и его делу – подстригается на манер казаков и облачается в казацкую одежду. Швабрин ведет в компании с повстанцами себя свободно и не скованно, он настолько вжился в роль, что сложно узнать в нем аристократа.

Вполне вероятно, что такое поведение Швабрина было всего лишь игрой на публику – вряд ли такой человек, как Алексей Иванович, истинно разделял взгляды и желания Пугачева.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с в поэме “Евгений Онегин” А. С. Пушкина.

Особого доверия образ Швабрина не вызывал у Пугачева – Алексей Иванович был предателем, перешедшим на его сторону. Факт предательства должен был насторожить Пугачева и поддать сомнению искренность его намерений, но, несмотря ни на что, Пугачев делает Швабрина новым начальником крепости, вполне вероятно, что на этот выбор повлияло военное прошлое Швабрина.

Таким образом, негативный образ Швабрина становится фоном для отображения поступков и характеристик других персонажей. А.С. Пушкин с помощью противопоставления добивается яркого изображения важности моральности и добропорядочности. Алексей Иванович Швабрин все время был бесчестным, алчным человеком и в результате пострадал за свою вспыльчивость, злобу и корысть – за причастность к деятельности мятежников его отправляют на каторгу.

Литературно-критические замечания о «Капитанской дочке»

Читая «Капитанскую дочку», осуждая поведение Швабрина, читатель – наверняка – не задумывается о том, что это произведение по-своему уникально в русской литературе. Проблема художественного психологизма – одна из самых сложных и наименее исследованных. Возникла эта проблема, собственно, вместе с литературой и, следовательно, прошла в своем развитии ряд этапов. В 20–30 годы XIX века русская литература уже приобрела настоящую зрелость. Прежде всего – в творчестве Пушкина, который, таким образом, стал учредителем русской литературы. Художественность нашла наиболее полное выражение в создании характеров – как наиболее устойчивых, многогранных и динамических психологических структур, воплощая неповторимость индивидуальности. Именно на этой почве завершилось оформление психологизма как одного из ведущих принципов отражения. Это произошло в тесном взаимодействии с романтизмом и критическим реализмом. Ведь их пафос заключался прежде всего в отображении человеческой индивидуальности, в утверждении ее самостоятельности, в показе ее расцвета и вместе с тем увечий, причиненных социально-историческими условиями жизни.

Итак, надо полагать, что в российской литературе первой половины XIX века существовали по меньшей мере три формы психологизма. Прежде всего это тот психологизм, который возник, когда предметом литературы считался человек вообще, и над писателями еще тяготели в той или иной степени догмы нормативной поэтики. Однако здесь противопоставлялись уже не «высокое» и «низкое», а «чувствительность» и «холодность»…

Пушкинские слова в контексте психологизма

Основной же была и форма психологизма, которая возникла с признанием ценности человеческой индивидуальности. Это способствовало тому, что психологизм окончательно превратился в один из ведущих принципов литературы (да и культуры, пожалуй), наряду с гуманизмом. Тогда в общественной психологии как раз происходили коренные изменения в связи с пробуждением в обществе самосознания, с появлением аналитического подхода к существующему образу жизни. К этой форме психологизма все больше приходили писатели 20-х и особенно 30-х годов.

«Капитанская дочка» – последнее слово автора. Начал же наш писатель свой творческий путь, когда в литературе непосредственно воспроизводился процесс пробуждения общественного самосознания, а с этим – и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так, нашло отражение «бытовое свободомыслие», по словам Юрия Лотмана, которое ярко проявилось в «буйстве», а также «гусарство», «эпикуреизм», романтическое мироощущение и т. д. Все это – разные проявления самоутверждения личности. И именно с этой точки зрения трактует герой пушкинского произведения такие формы психики как «характер» и «страсть».

Таким образом, психологизм окончательно оформился как принцип отражения в связи с воспроизведением особого состояния общественной психологии: пробуждение самосознания личности и признание ценности индивидуальной неповторимости. Так возникла и та форма, которая достигла наивысшего развития в произведениях Пушкина и Гоголя. Конечно, реализовалась эта форма у этих авторов по-разному, ведь Пушкин и Гоголь придерживались далеко не одинаковых концепций гуманизма и к тому же имели дело с разным жизненным материалом. С распространением рефлексии, в частности скептицизма, начался переход к новой форме психологизма, которую открыл уже Лермонтов. Следующий шаг – это психологизм Достоевского и Толстого… А, как видим, начинается все во многом именно с Пушкина.

Современные рецепции «Капитанской дочки» и образа Швабрина

Выше мы проанализировали образ Швабрина изолированно. Однако нельзя не признать факта, что литература – это череда рецепций и перевоплощений. Так, мы предлагаем оригинальный взгляд на то, как образ Швабрина перекочевал в современную литературу. В частности, речь идет о творчестве Виктора Пелевина. В своем романе Пелевин использует сюжетный ход пушкинской «Капитанской дочки», а именно – дуэль Гринева со Швабриным. Дуэль эта происходит через сердечный стих к Маше, написанный влюбленным Гриневым и высмеянным Швабриным. В пелевинском «Ампире В» дуэль самом деле проходит в стихах, разных по жанру. Митра пишет подхалимский мадригал, Рома-Рама – инвективу социально-политического звучания.

У Пушкина и Пелевина тщательно описываются правила дуэли как рыцарского кодекса чести («Капитанская дочка») и как его вербальной имитации («Ампир В»). Дуэль (борьба между героями за сердце Маши в «Капитанской дочке») и спор за приверженность Геры (в «Ампире В») становится поводом для дальнейших самохарактеристик героев. Швабрин, как и Митра, обнаруживает низость и подхалимство. Гринев, как и Рома-Рама, обнаруживает, в свою очередь, историческую проницательность, мудрость, честность, патриотизм. Историческая проницательность героем Пелевина продолжает пушкинские размышления о причинах русской национально-исторической «неидентичности», несоответствия самим себе на различных этапах социального развития. Мысли о трагических последствиях российского исторического хаоса, в основе которого лежат «насильственные потрясения», продолжает почти два века герой постмодернистской эпохи Рома-Рама. Итак, «вечная молодость России» обеспечивается разорванной до основания предыдущей историей.

Пушкинский интертекст в романе Пелевина выступает, таким образом, консолидирующим культурным фактором, который продолжает самобытную русскую литературную традицию, создает диалог современности с золотым временем русской литературы, тем самым воплощая спасительную преемственность эпох.

Еще один акцент: Швабрин как двоедушный человек

Пушкинская система – это классическая система антитезисов, когда положительным персонажам соответствуют герои отрицательные. Швабрин, как мы видели из нашего анализа, воплощает те характеристики, которые ассоциируются с отрицательными фигурами. Подлость, бесчестность, склонность к изменам и предательствам, коварность, жестокость, беспринципность – все это о Швабрине.

Когда читатель впервые знакомиться с этим героем, то застает того в крепости. Швабрин отбывает наказание «за смертоубийство». Конечно, негативные герои обычно наделены мощным умом, остроумием, привлекательной внешностью, живостью характера, занимательностью речи. Пушкин собирает в образе Швабрина все те черты, которые присущи типичным злодеям. Читатель становится свидетелем развернувшейся драмы – не ревности, но торжества чувства собственности. Швабрин противопоставляется Гриневу – положительному персонажу. Гринев получает то, чего Швабрин получить не смог. То есть любовь девушки. Неудовлетворенность – почти во фрейдовском смысле – толкает Швабрина на гнусные поступки: очернение имени Маши (той самой девушки, как мы помним), ранение Гринева на дуэли, наконец, признание самозванца-Пугачева государем, переодевание, предательство… Швабрин пленяет Машу, пытаясь заставить выйти за него замуж. Конечно, история завершилась благополучно, и Машу освободили из крепости. Однако пушкинская логика разворачивается в ключе «проступок – наказание», в литературном произведении справедливость восторжествовала, однако в жизни случилось бы, вероятно, по-другому. Швабрин же после череды проигрышей, все равно пытается утешиться местью. Однако получает лишь опустошение и окончательную утрату достоинства – как человека.

Алексей Швабрин - один из героев повести "Капитанская дочка". В Белогорскую крепость этого молодого офицера сослали за дуэль, на которой противник Швабрина был убит. При знакомстве Швабрина с Гриневым обращает на себя внимание то, что Алексей относится к обитателям крепости с презрением и высокомерием. Швабрин сближается с Гриневым для того, чтобы "увидеть наконец человеческое лицо".

Однако не только высокомерием определяется характер этого героя. Автор характеризует Швабрина как циничного пустого человека, способного оболгать девушку только из-за того, что она отказала ему во взаимности. Швабрин совершает ряд подлых поступков, которые характеризуют его как низкого человека, способного на измену, трусость, предательство. Гринев и Швабрин устраивают дуэль из-за дочери коменданта, и, воспользовавшись невнимательностью Гринева, Швабрин ранит его.

Список дальнейших поступков Алексея венчают сцены штурма и взятия Белогорской крепости. Поняв, что осады плохо укрепленной крепости не выдержать, Швабрин переходит на сторону Пугачева. Когда же лжеимператор учиняет суд, сидя на крыльце комендантского дома, Швабрин оказывается уже среди старшин мятежников. Для того чтобы сохранить свою жизнь, Швабрин пресмыкается перед Пугачевым. По правде говоря, участь Алексея незавидна: он обречен вечно оставаться чужим среди своих, своим среди чужих. Вероятно, Швабрин попросту попытался позабыть о таких важнейших для российского офицера понятиях, как долг перед отечеством, честь» верность данной присяге. Вот один из примеров поведения предателя: "Швабрин упал на колени... В эту минуту презрение заглушило во мне все чувства ненависти и гнева. C омерзением глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака".

Истязаниями и голодом Швабрин пытался принудить Машу стать его женой. Этот эпизод разрешается благополучно благодаря вмешательству самого Пугачева. Алексей Швабрин остается одним из наиболее ярких образов предателя в русской литературе. Тема предательства весьма занимала Пушкина. Недаром герой его другого знаменитого исторического произведения - поэмы "Полтава" - мятежный гетман Иван Мазепа, совершивший предательство по отношению к Петру Первому. Однако Алексей Швабрин - прежде всего воплощение мелкого предателя. Из истории пугачевщины известно, что нередки были переходы офицеров на сторону бунтовщиков. После поражения Пугачева суд над такими людьми был безжалостен и суров.

Предательство имеет множество обличий. Общим для всех разновидностей предательства является злоупотребление доверием другого человека. Алексей Швабрин предал родину, любимую девушку, друга, всех обитателей Белогорской крепости. Этого вполне достаточно для того, чтобы терзаться муками совести до конца своей жизни. Испытал ли их Алексей Швабрин, этот низкий и двоедушный герой, оказавшийся между цельными и верными себе персонажами повести "Капитанская дочка"?