Актуальность проблемы социализации в спорте. Спорт как фактор социализации студенческой молодежи

Страница 11 из 25


Социализация личности в спорте

Спорт, обладая связями с различными сторонами общественной, трудовой, собственно-культурной деятельности, выступает не только в качестве важной сферы проявления творчества и социальной активности масс, но и одним из существенных факторов, способствующих формированию активного созидательного начала личности.

Социализация понимается как процесс усвоения социальных норм и ролей, в результате которых формируется социальная зрелость и способность эффективно участвовать в жизни общественных групп и самого общества. Усвоенные социальные роли, нормы, стереотипы и привычные (ожидаемые) реакции составляют более или менее устойчивые нормы поведения. Процесс социализации охватывает весь жизненный путь человека в обществе.

Спорт позволяет выявлять новые аспекты сущности человека, поскольку он создает условия и предоставляет возможности для деятельности, через которую развертывается процесс социализации личности, перевод различных ценностей культуры общества в плоскость внутреннего содержания человека.

Во многих государствах мира спорт занимает главенствующие позиции в общественной жизни. Так, например, начиная с 1970–1980 гг. прошлого столетия в США спорт является «второй религией», в которую верит большинство американцев. Здоровый образ жизни для каждого американца означает очень многое. Это, прежде всего, карьера, личное счастье, светлое будущее
и т.д.

В спорте, как и в культуре в целом, с одной стороны, развертывается процесс освоения личностью новых ценностей, происходит выработка установок, ценностных ориентаций, социальных потребностей и т.п. С другой стороны, личность включается в активную деятельность в этой важной сфере социальной жизни общества, она превращается в участника коллективной деятельности.

Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

На первых этапах своей спортивной карьеры юный спортсмен соприкасается с тренерами, судьями, соперниками, членами своей команды. Эти конкретные люди (новые агенты социализации), ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Эта первичная социализация особенно важна, так как в ней закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. Агентами первичной социализации ребенка, играющими главенствующую роль, выступают родители. Тренер играет одну из ведущих ролей.

Агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.

Если первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой половине жизни, то вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтом вторичной социализации – Федеральным агентством по физической культуре, спорту и туризму, федерациями, средствами массовой информации (СМИ) и т.д.

Первичная социализация спортсмена – это сфера межличностных отношений (например, спортсмен-тренер), вторичная социализация – сфера социальных отношений (например, спортсмен – федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер – администратор, воспитатель, учитель), а вторичной – одну, две функции.

Если рассматривать этапы социализации с позиции социологической науки, то можно выделить три основных этапа социализации: дотрудовой, трудовой и послетрудовой.

Дотрудовой этап охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности и подразделяется на раннюю социализацию и стадию обучения. Ранняя социализация охватывает время от рождения ребенка до его поступления в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства. Стадия обучения включает весь период юности в широком понимании этого термина, к которому относится и обучение в вузе.

Трудовой этап социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны. На этом этапе личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, что придает особое значение трудовому этапу, признание которого логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития личности.

Проблема послетрудового этапа социализации еще до конца не изучена, так как проблемы пожилого возраста становятся наиболее актуальными в настоящее время. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, характеризует успешную социальную политику государства, а с другой – приводит к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место.

В социологии физической культуры и спорта этапы социализации спортсмена, как правило, связывают с процессом формирования его спортивной карьеры. Исходя из этого постулата, конкретизируют следующие этапы социализации:

1) вхождение субъекта в спортивную деятельность;

2) занятия спортом в детско-юношеском возрасте;

3) переход из любительского спорта в профессиональный;

4)?завершение спортивной карьеры и переход в другую сферу деятельности.

Первый этап социализации характеризуется началом активного занятия спортом, происходит формирование интереса, ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период наиболее важен для юного спортсмена, поскольку здесь закладывается новый круг общения, происходит первая проба сил, приходят первые победы и сопутствующие им неудачи, формируется спортивный характер.

Как показывают исследования, испытания в этот период не все могут выдержать. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в профессиональном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Участие в соревнованиях в различных городах и странах, получение первых гонораров, достижение высоких спортивных результатов и побед позволяют им активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки.

Последующие активные занятия спортом связывают со вторым этапом социализации , для которого характерны увеличивающееся количество соревнований, а следовательно, и количество тренировок. Переезды, сборы, новые спортивные базы и тренировочный процесс, организуемый зачастую вдали от родного дома, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль на данном этапе социализации играют экономические отношения, которые складываются между спортсменом и тренером. По мнению президента Федерации тенниса России Ш. Тарпищева, теннисист, входящий в число двухсот лучших игроков, «чистыми» получает в год более 300 тыс. долл. При этом на свою подготовку он тратит порядка 50 тыс. долл.

Третий этап социализации связан с расцветом спортивной карьеры. В этом период весь образ жизни спортсмена подчинен интересам спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером существенную роль в его жизни играют массажисты, врачи, менеджеры.

Четвертый этап социализации характеризуется завершением спортивной карьеры и переходом в другую сферу профессиональной деятельности. Для многих спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Решение закончить спортивную карьеру, как правило, связывают со снижением спортивных результатов, «непопаданием» в основной состав сборной команды, возрастом, а нередко и с получением спортивной травмы. Данные обстоятельства могут спровоцировать психологический кризис у спортсмена. В этот момент важную роль в преодолении негативных процессов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкие люди.

В целом социализация спортсмена должна обеспечить ему возможности не только включения в активную и продолжительную спортивную жизнь, но и гарантировать эффективную общественную интеграцию.



Оглавление
Современные социологические проблемы физической культуры и спорта
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социологические проблемы физической культуры и спорта
Массовость как закономерность функционирования и развития физической культуры
Социальные функции спорта высших достижений и современного олимпийского движения
Коммерциализация современного спорта
Ценности современного спорта в условиях различных социальных систем
Универсальность спорта как фактора общения

СИСТЕМА СОВРЕМЕННОГО СПОРТА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Лела Апциаури, Каха Харитонашвили Грузинский государственныйуниверситет им. И. Чавчавчдзе

Аннотация: Характер спорта резко меняет социо-культурный смысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека, до «смысла успеха», которуюон выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Социализация является важным фактором овладения человеком определенных социальных и физических навыков.

Ключевые слова: социализация, агенты социализации, личность, общество, спорт, социо-культурные факторы, социальные институты.

Анотація: Апциаурі Лела, Харітонашвілі Каха. Система сучасного спорту як чинник соціалізації особи.

Характер спорту різко міняє соціокультурнийсенс формування особи залежно від «моделі поведінки» людини, до «сенсу успіху», яку він вибирає в тих або інших соціальних стосунках і ігрових ситуаціях, наближених до реальних поведінкових образів. Спорт морально й етично розвиває людини, прилучає до гуманістичних цінностей, всебічно розвиває особистість і формує певний стиль життя. Соціалізація є важливим чинником оволодіння людиною певних соціальних і фізичних навичок.

Ключові слова: соціалізація, агенти соціалізації, особа, суспільство, спорт, соціокультурні чинники, соціальні інститути.

Annotation. Aptsiauri Lela, Kharitonashvili Kakha. Modern sport as a socialization model. Sports have deep roots in human culture. Successful socialization is conditioned by three factors: expectations, changes in behavior and formation of acompetent person. In researching socialization problem in sports, socialization models can be identified, their fundamental elements being susceptibility to performing a role, family, school, and friends. They also are the main socialization agents determining the degree of role socialization as an and in result. The aforesaid explains the main objective of socialization: to teach skills and knowledge of physical activity and to develop interpersonal competency Key words: social-cultural factor, socialization, social institution, socialization agents, society, sport, personality.

Введение.

Спорт как социальный фактор, как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и перехода в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность .

Известно, что человек вступает в большой мир как биологическое существо и его основной заботой является собственный физический комфорт. Через некоторое время он становится личностью с определенным комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. Последнее предоставляет собой процесс усвоения индивидом социокультурныхнорм и ценностей того общества, к которому он принадлежит .

Именно благодаря социализации каждый человек обретая свою социальную сущность, включается в определенные социальные отношения и интегрируется в социальную систему.

Работа выполнена по плану НИР Г рузинскогогосударственногоуниверситета им. И. Чавчавчдзе.

Формулирование целей работы.

Цель исследований - изучение степени воздействия спортивной деятельности на личности спортсменов

Результаты исследо вания.

В современной западной социологии, прежде всего благодаря трудам Т. Парсонса, утвердилось представление о социализации как о наиболее важной части общего процесса становления личности - той его части, которая «ответственна» за формирование наиболее общих, наиболее значительных, наиболее распространенных и устойчивых черт личности. Эти черты проявляются, прежде всего, в социально организованной деятельности индивида и реализуются через те или иные конкретные социальные роли. Контактируя с разнообразными партнерами по социальному общению или виду деятельности, индивид непроизвольно отбирает тех, которые в его глазах в наибольшей степени являются носителями общезначимых социо-культурных ценностей и стандартов поведения, интенсивно «впитывая» в себя эти ценности и стандарты.

Известно, что другим важным элементом социализации, являются выполняемые личностью роли. Изучение и освоение каждой конкретной роли происходит под влиянием социализирующих агентов (родителей, учителей, сверстников и т.д.), в различных социальных институтах - (в семье, школе, спортивной команде), - каждая из которых характеризуется определенной системой норм и ценностей, отраженных в социальных моделях поведения

Анализируя факторы формирования личности, мы определили эти основные элементы как социо-культурный аспект социализации личности, где спорт - выступает как среда физической активности и специфически -воспитательный фактор, так как он является социальной технологией с четко организованной системой заранее известных правил и моделей поведения А как социальный институт формирует определенные «профессиональные статусы», в которой каждая личность, занимаясь спортивной деятельностью, получает свое место с высокой степенью однозначности.

Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации, как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения

Характер спорта резко меняет социо-культурныйсмысл формирования личности в зависимости от «модели поведения» человека, до «смысла успеха», которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях приближенных к реальным поведенческим образам.

Спорт как социальный фактор, как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурнойжизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни.

Человеческое самоутверждение в социуме через акивно-двгательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутренне измерение и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте

Известно, что в новое время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируяидею глобальной социализации человека. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением. Современный модель спорта дает человеку возможность оценить свои отношении к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически-воспитательными возможностями, называется полноценным видом социальной деятельности сферой утверждения и обретения культуротворческого:мысла личности.

Анализируя данную проблематику, необходимо также отметить, что физическая активность является базисом, а деятельность предполагает рассмотрение его в качестве совокупности определенных отношении людей. Всякая деятельность, как известно, порождает определенные отношения и раскрывается в них. Подобные отношения дают возможность выбора различных форм деятельности и формирует социализацонную норму. Именно по этому деятельность не отделима от системы общественных отношении, которая создается ею и детермирует ее.

С учетом сказанного, анализ спортивного фактора - как совокупности специфических общественных отношении, формирующих некоторые устойчивые ценностные ориентации, позволяет раскрыть его влияние на становление личности и установит важные социо-культурныефункции

Всякое отношение есть форма выражения связи между предметами и явлениями. А через эту связь проявляются отдельные свойства предметов и сам предмет. Следовательно, анализ спорта в связи с общественными отношениями позволяет раскрыть важные свойства личности, а затем и сущность его социальности. Спорт утратил бы свой социо-культурныйсмысл, если бы не рассматривался как микро модель общества которое формирует определенные отношения, воспроизводится на разных, достаточно многочисленных уровнях и которое определяется как типовое поведение

Социологические исследования показали, что спорт в большей мере чем другие виды деятельности является носителем специфических общественных отношении, так как в этой системе, как и в обществе в целом можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми с общими интересами, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влиянию принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации.

Основным и непосредственным носителем механизмов социальных отношении - является спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным социально компетентные социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой- это не одно и тоже. Различие состоит в том, что субъектомспортивной деятельности является не только отдельная личность, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении Утверждение «спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества» говорит в пользу социальной природы спорта как специфически-воспитательного фактора формирования личности.

Таковы в общих чертах специфические особенности общественных отношении формированных через спортивную деятельность. Эти как уже отмечалось выше, отношении в процессе формирования личности, в общей совокупности и характеризуют спорт как социокультурнуюсреду. Особенности этих отношении состоит в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношении личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества.

Данные отношения по своему статусу в системе общественных отношении являются надстроенными. И подобно политическим, правовым, моральным и другим отношениям они в своем развитии определяют среди прочих факторов природой и типом господствующего материального базиса. Характер и содержание этих отношении в конечном итоге могут быть детерминированы социально-экономическойструктуройобщества Смена базиса влечет за собой изменение и надстроечной сферы и в том числе и спортивных отношении Это означает, что сфера спорта не имеет полной самостоятельности. Равно как и другие надстроенные явления, как например, интеллектуальная или культурная среда формирования личности, он имеет относительную самостоятельность, сущность которого заключается в том, что помимо зависимости от базиса, он имеет собственные, только ему присущие законы и закономерности развития и функционирования Французский социолог Пьер Будье писал: «...пространство спортивной деятельности не есть мир замкнутый в себе самом. Оно включено в мир практики и потребления, в свою очередь структурированный в специфическую воспитательную систему. Имеются все

основания рассматривать виды физической активности как относительно автономное пространство, но не следует забывать, что оно является фактором гармоничного развития личности».

Выводы: Рассматривая процесс социализации через социально-культурныйсрез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем так же отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения.

У спешная социализация кроме всего прочего, обусловлено определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т. д. Эта оценка поведения связанно с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:

Реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно провялятся в статистическом большинстве случаев;

Должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности,

Идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала.

Мы знаем, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации -положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной Более того, результат почти всегда имеет отклонение, выраженное в отрицательное поведение А спортивный фактор в силу своей специфичности, как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации.

Вообще процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание так как, здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и фактором освоения и

передачи общих культурныхценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса.

Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт главным образом выражается в изменении отношений к окружающей социальной среде и формированием социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияет на конкретные базовые ценностные ориентации.

Спорт как социо-ку льтурныйфактор модельно воспроизводит альтернативу современной ку льтуры сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность.

Социализация допускает; что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенных социальных и физических навыков, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное, физическую активность.

Все это формирует тип и норму поведения личности и приближает личность к «идеалу». Все эти аспекты со своей стороны идентифицируют личность в обществе и облегчают процесс интеграции.

Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем социализации личности.

Литература

1. Волков Ю.Г., Личность и гуманизм (социологический аспект). Челябинск, 1995.

2. Ковалева А.И., Социализация личности. Норма и отклонение Москва, 1996.

3. Мильштейн О. А. Социальные проблемы формирования личности в спорте. // Лекция для студентовинститутов ф.к. Москва,1980.

4. Столяров В. И. Социальные проблемы спорта // Философские науки - 1998. - №4.

Понятие личности в социологии
В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если строго подходить к определению этих понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки.

Человек - понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода. Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях - биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.
В социологии личность определяется как: системное качество индивида, определяемое его включенностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
В момент рождения ребенок еще не является личностью. Он всего лишь индивид. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременными условиями этого развития являются: 1) биологические, генетически заданные предпосылки; 2) наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, - еще не человек в собственном смысле этого слова.
Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру.
Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом: с точки зрения ее структуры; с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.
Понятие «личность» показывает, как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, т.е. изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реального носителя. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обо-

значает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Таким образом, социология личности как предмет изучения составляет отрасль знаний, в которой личность как объект и субъект социальных отношений действует в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем. В отличие от социологии личности социология физической культуры и спорта сосредоточена на трех основных проблемах: изучении личности спортсмена как элемента социальной системы; изучении личности спортсмена как объекта социальных отношений (воздействие общества на спортсмена, в том числе и в процессе его социализации, воспитания); рассмотрении личности спортсмена как субъекта общественных отношений, в том числе его социальной деятельности и активности.
Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности
Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение этого можно привести слова известного спортсмена Александра Волкова, что «спорт сегодня - главный социальный фактор, способный противостоять нашествию дешевой культуры и дурным привычкам. Это лучшая «погремушка», которая сможет отвлечь людей от нынешних социальных проблем. Это, пожалуй, единственный «клей», который способен склеить всю нацию воедино, что не удается ни религии, ни тем паче политикам. Когда играет «Динамо» (Киев), на стадионе и у телевизора в едином порыве объединяются все - и верующие, и неверующие, и центристы, и радикалы» («Известия», 04.02.1993). Действительно, феномен спорта обладает мощной социализирующей силой. Политики давно рассматривают спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к успеху, к победе.
В США, например, еще в 1960-е годы, после выхода в свет книги Р.Бойла «Спорт - зеркало американской жизни», спорт, став национальным увлечением, был объявлен моделью самого американского общества. Американский философ М.Новак под-

черкивал: «Пренебречь спортом означало бы упустить одно из важных национальных достояний!». Однако в начале XXI в. существует не так много государств, в которых действительно понимают роль и значение спорта в современном обществе. В качестве примера позитивного отношения к спорту можно привести американское государство.
Начиная с 1970-1980-х гг. прошлого столетия в США спорт является «второй религией», в которую верят большинство американцев. Население бережно относится к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый «психологический барьер» в отношении населения к физической активности.
Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь от телевидения, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.
Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует первоначальное представление о жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.
Люди, прошедшие «школу спорта», убеждены, что спорт помог им воспитать веру в свои силы и возможности, а также умело ими воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется принцип современной жизни - «рассчитывать на самого себя». Это означает, что достижение успеха зависит прежде всего от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.
Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности. Например, можно проанализировать тесную взаимосвязь между такими ценностями американского общества, как равенство, свобода, демократия, индивидуализм, национализм и патриотизм, соблюдение внешних приличий в своем поведении, гуманизм, соревнование, дружба, сотруд-

ничество, уважение существующего порядка, самоуважение, и ценностным содержанием спорта.
Американские ученые-социологи сделали заключение, что спорт аккумулирует в себе основные ценности американского общества. Благодаря занятиям спортом или даже в процессе созерцания спортивных состязаний общественные ценности присваиваются индивидом, интериоризируются как личностные. Данное положение нашло подтверждение в трудах американских ученых. Историк Джон Беттс считает, что спорт и капиталистический дух имеют много общего: дух инициативы, противоборства и соревнования. Другой известный американский профессор Р. Форс справедливо называет спорт миниатюрой самой жизни, служащей как бы лабораторией, в которой может создаваться положительная система ценностей.
Однако говоря о положительных моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие и т.д. Поэтому все чаще возникает вопрос: «Гуманен ли современный спорт, что необходимо сделать, чтобы сохранить этот феномен для благородных целей развития личности и общества?». По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.
Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX в. профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного и олимпийского движения. Сегодня многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие исследования для массового и детского спорта. Уже созданы концепции спартанского движения, спортизирован-ного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.
Подводя итоги роли и значимости спорта для социализации молодого поколения, необходимо подчеркнуть бесспорную истину: спорт оказывает мощное влияние на образ мышления, сознание, поступки и поведение людей. В этой связи спорт можно рассматривать как национальную идею, объединяющую нацию во имя ее процветания и развития.

Социализация спортсмена
Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.
Придя в спортивную секцию или школу, юный спортсмен попадает в новую социальную сферу: тренеры, судьи, спортивный коллектив - это новые агенты социализации, конкретные люди, ответственные за воспитание и образование, обучение культурным нормам и образцам поведения, обеспечивающие эффективное освоение новой социальной роли, в которой оказывается юный спортсмен. Для каждого человека особенно важна первичная социализация, когда закладываются основные психофизические и нравственные качества личности. В первичной социализации спортсмена наряду с семьей, школой задействован социальный институт физической культуры и спорта. Среди агентов первичной социализации далеко не все играют одинаковую роль и обладают равным статусом. По отношению к ребенку, проходящему социализацию, родители занимают превосходящую позицию. Для юного спортсмена тренер также играет одну из ведущих ролей. Ровесники, напротив, равны ему. Они прощают ему многое из того, что не прощают родители и тренер. В каком-то смысле, с одной стороны, - ровесники, а с другой, - родители и тренер воздействуют на юного спортсмена в противоположных направлениях. Тренер усиливает позиции родителей в формировании базисных ценностей и регулирует сиюминутное поведение, ориентируя юного спортсмена на спортивный стиль жизни, достижение высоких результатов.
Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Нами уже отмечалось, что спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, семье, в других жизненных ситуациях.
Термин «вторичная социализация» охватывает те социальные роли, которые стоят во втором эшелоне влияния, оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, судьи. Контакты спортсмена с такими агентами происходят реже, они менее продолжительны, а их воздействие, как правило, менее глубокое, чем у первичных агентов.
Первичная социализация наиболее интенсивно проходит в первой половине жизни. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми ин-
152

статутом вторичной социализации - Госкомспортом, федерациями, СМИ и т.д.
Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер), вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.
Спортсмен, как и любой другой человек, переживает несколько стадий социализации. В социологии, как правило, они связываются с отношением к трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно выделить три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь ее можно разделить на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения
ребенка до его поступления в школу, т. е. тот период, который в
возрастной психологии именуется периодом раннего детства;
б) стадия обучения, включающая весь период юности в широ
ком понимании этого термина.
К дотрудовому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе, Относительно периода обучения в вузе или техникуме существуют различные точки зрения. Если в качестве критерия для выделения стадий принято отношение к трудовой деятельности, то вуз, техникум и прочие формы образования не могут быть отнесены к следующей стадии. Вместе с тем обучение в учебных заведениях подобного рода довольно значительно отличается от обучения в средней школе, в частности в отношении все более последовательного проведения принципа соединения обучения с трудом, и поэтому данные периоды в жизни человека трудно рассмотреть по той же самой схеме, что и время обучения в школе. Так или иначе, но в литературе вопрос получает двоякое освещение, хотя при любом решении сама проблема весьма важна как в теоретическом, так и в практическом плане: студенчество - одна из важных социальных групп общества, проблемы социализации этой группы крайне актуальны.
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографически границы «зрелого» возраста условны. Такая стадия представляет собой весь период трудовой деятельности человека. Вопреки мысли об окончании социализации вместе с завершением образования, большинство исследователей выдвигают идею ее продолжения и в период трудовой деятельности. Более того, акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его, придает особое значение трудовой стадии, признание которой логически следует из признания ведущего значения трудовой деятельности для развития лич-
153

ности. Нелегко согласиться с тем, что труд как условие развертывания сущностных сил человека прекращает процесс усвоения социального опыта. Еще труднее принять тезис о прекращении воспроизводства социального опыта на стадии трудовой деятельности. Конечно, юность - важнейшая пора в становлении личности, но труд в зрелом возрасте не может быть сброшен со счетов при выявлении факторов этого процесса.
Практическую же сторону обсуждаемого вопроса нельзя переоценить: включение трудовой стадии в орбиту проблем социализации приобретает особое значение в современных условиях в связи с идеей непрерывного образования, в том числе взрослых. При таком решении вопроса возникают новые возможности для построения междисциплинарных исследований, например в сотрудничестве с педагогикой, с тем ее разделом, который занимается проблемами трудового воспитания.
Проблема послетрудовой стадии социализации еще более новая и более сложная, чем проблема социализации на трудовой стадии. Она порождена объективными требованиями и самим ходом общественного развития. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук современного общества. Увеличение продолжительности жизни, с одной стороны, определенная социальная политика государств, - с другой (имеется в виду система пенсионного обеспечения), приводят к тому, что в структуре народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное место. Прежде всего увеличивается его удельный вес. В достаточной степени сохраняется трудовой потенциал у лиц, которые составляют социальную группу, - пенсионеров. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия.
В социальной психологии эта проблема присутствует как проблема послетрудовой стадии социализации. Основные взгляды на нее полярно противоположны: одни полагают, что само понятие социализации просто бессмысленно в применении к тому периоду жизни человека, когда все его социальные функции свертываются. Поэтому его вообще нельзя описывать в терминах «усвоения социального опыта» или даже в терминах его воспроизводства. Крайним выражением этой точки зрения является идея «десоциализации», которая наступает вслед за завершением процесса социализации.
Другие взгляды заключаются в совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности пожилого возраста. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий существенный вклад в «воспроизводство» социального опыта. В пользу этой позиции говорят уже достаточно многочисленные экспериментальные исследования, зафиксировавшие сохраняющуюся социальную активность у лиц пожилого возраста. Ставится вопрос лишь об изменении типа его активности.

Существует концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека: младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость. Лишь последний из возрастов - зрелость (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом «мудрость», что соответствует окончательному становлению идентичности.
Хотя вопрос не получил однозначного решения, в практике существуют различные формы использования активности лиц пожилого возраста. Это также говорит в пользу того, что проблема по крайней мере имеет право на обсуждение. Выдвинутая в последние годы в педагогике идея непрерывного образования, включающая в себя образование взрослых, косвенным образом смыкается с дискуссией о том, целесообразно или нет включение послетрудовой стадии в периодизацию процесса социализации.
Классификацию стадий социализации спортсмена путем включения его в спортивную деятельность можно связать с этапами формирования его спортивной карьеры. Если принять этот принцип, то можно выделить следующие стадии социализации: Включение субъекта в спортивную деятельность. Занятия детско-юношеским спортом. Переход из любительского в профессиональный спорт. Завершение спортивной карьеры и переход к другой карьере. Для первой стадии социализации характерен период начала
спортивной деятельности, когда формируются интерес, ценностные ориентации на спортивные занятия, закладываются основы ценностного отношения к спортивной деятельности. Этот период очень важен для юного спортсмена. Новый круг общения, первая проба сил, первые победы и неудачи создают условия для формирования спортивного характера. Немногие дети могут успешно пройти этап спортивной подготовки. Более одной трети прекращают занятия спортом еще в детском возрасте. Однако оставшиеся в спорте юные спортсмены, совершенствуясь в спортивном мастерстве, вступают в новую фазу социальных отношений. Выезды на соревнования в другие города и страны, получение первых гонораров, спортивные победы позволяют им активно интегрироваться в общественную жизнь, усваивать образцы и нормы поведения, формировать социальные установки. Этот этап, как правило, связывается со второй стадией социализации спортсмена.
Все увеличивающееся количество соревнований, переезды, сборы, новые спортивные базы, тренировочный процесс, организуемый, как правило, за границей, формируют новый социальный опыт, создают новые ценности и ориентации. Большую роль в данной стадии социализации играют экономические отношения, которые складываются между спортсменом и тренером.

Третью стадию социализации символизирует расцвет спортивной карьеры. Спортсмен подчиняет образ жизни интересам спортивного клуба, команды, коллектива, который обеспечивает его эффективную спортивную подготовку. Наряду с тренером особое место в его жизни занимают массажисты, врачи, менеджеры.
Для четвертой стадии социализации характерны период завершения спортивной карьеры и переход к другой профессиональной деятельности. Как правило, у спортсменов это один из сложных жизненных периодов. Решение закончить спортивную карьеру часто связывается с травмой, снижением спортивных результатов, отбором в сборные команды и т.д. Негативные ситуации провоцируют спортсмена на психологический кризис. Важную роль в преодолении негативных моментов в жизни спортсмена должны сыграть руководители спортивного клуба, тренеры, близкое окружение.
Общество должно гарантировать спортсмену возможности эффективной социальной интеграции. Для решения этой проблемы необходимо создать правовую основу, законодательно утвердить статус профессионального спортсмена.
Социальная ответственность спортсмена
Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Ему по силам решение необычайно широкого круга задач: укрепление здоровья населения, отвлечение молодежи от пагубного влияния улицы, удовлетворение спроса на зрелищные услуги, экономические стимулы, защита чести страны, формирование патриотизма и т.д. Из многообразия социальных функций сформировались следующие направления спорта:
массовый спорт (народный, ординарный, «спорт для всех»);
спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);
профессиональный (коммерческий) спорт.
Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.
Так, массовый спорт позволяет человеку независимо от возраста сохранить здоровье, интересно проводить свободное время, разнообразить досуговую деятельность. В то же время, занимаясь массовым спортом, важно помнить о социальной ответственности, рационально совмещать образовательную, трудовую и спортивную деятельность. Особенно это касается юных спортсменов. Необходимо найти оптимальный вариант для совмещения обучения в образовательной школе и спортивной подготовки. Тренеры должны не только заботиться о спортивной форме юных спортсменов,

но и воспитывать у них чувство социальной ответственности за свою будущую жизнь. Выдающийся спортсмен формируется не только на тренировках: учеба в школе, чтение книг, посещение музеев и театров, помощь родителям и младшим - необходимые условия для формирования личности спортсмена.
Высокая социальная ответственность ложится на спортсмена, достигшего профессионального мастерства даже на уровне мастера спорта, не говоря уже о членах сборной команды страны. Победы на Олимпийских играх, мировых чемпионатах, первенствах страны приносят спортсмену заслуженные славу, известность, почет. Он превращается в героя, кумира молодежи. Образ жизни спортсмена становится моделью социального поведения. В этой связи необходимо помнить о социальной ответственности спортсмена. Нужно понимать, что если он использует допинг, рекламирует некачественные товары, курит, употребляет наркотики или алкоголь, то тем самым «тиражирует» девиантное поведение, нанося непоправимый вред воспитанию спортивной смены. Юное поколение, как правило, бездумно копирует поведение и образ жизни своих идолов. Поэтому в детско-юношеском спорте так часто присутствуют социальные пороки, присущие большому спорту.
Другая сторона социальной ответственности спортсмена связана с противоречиями, которые обусловливаются личными и общественными интересами в сфере спорта. Спортсмен всегда стоит перед дилеммой: как не пропустить коммерческий старт и в то же время сохранить спортивную форму для успешного выступления за сборную страны. Некоторые спортсмены в погоне за гонорарами отказываются выступать даже на Олимпийских играх (как это было в Атланте с Евгением Кафельниковым).
Не всегда личные интересы спортсмена согласуются с интересами спортивного клуба. Переход из одной команды в другую, отъезд в заграничный спортивный клуб также требуют от спортсмена социальной ответственности за сделанный им выбор. Сделать этот выбор нелегко. С одной стороны, спортсмен многим обязан спортивному клубу, именно в клубе он стал мастером, много сил вложил коллектив тренеров, методистов, врачей в подготовку спортсмена экстра-класса, с другой, - заграничный клуб предоставляет спортсмену новые возможности для спортивной карьеры.
Социальная ответственность в спорте должна не только формироваться с помощью эффективного воспитательного процесса, но и регламентироваться нормативно-правовыми документами. Например, необходимо законодательно признать, что выступления за сборные команды поощряются денежными выплатами. Спортсменам, которые приносят славу российскому спорту, даются гарантии получения высшего образования, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. Таким образом, можно найти выход из этой сложной ситуации: предоставляя спортсменам социальные

гарантии, подкрепляя спортивную деятельность законодательно-правовой базой, можно повышать их социальную ответственность перед обществом.
Вопросы и задания Дайте социологическое понятие личности. Что является предметом исследования в социологии личности? Что важно изучать с социологических позиций в личности спортсмена? Раскройте социологизирующую роль спорта для общества и личности. В чем суть «первичной» и «вторичной» социализации? Раскройте содержание основных стадий социализации. Обоснуйте взаимосвязь между этапами формирования спортивной карьеры и социализацией спортсмена. В чем вы видите различие социальной ответственности спортсмена, занимающегося массовым спортом, спортом высших достижений и профессиональным спортом?
Литература Андреева Г.М. Социальная социология. - М., 1994. Берне Э. Я-концепция и воспитание. - М., 1968. Гуськов СИ., Гуськов С. С. Телевидение и спорт. - М., 2000. Кон И. С. Социология личности. - М., 1979.

Научно-технологическое обоснование стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей младшего школьного возраста

В.В. Апокин, Сургутский государственный университет, Сургут

Введение.

Одним из приоритетных вопросов теории и практики физической культуры является совершенствование методики физического воспитания детей младшего школьного возраста. Это связано с тем, что именно в это время формируются важные базовые умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой впоследствии и складывается двигательная активность взрослого человека . Интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на младших школьников обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, ребенок этого возраста весьма восприимчив к различным педагогическим обучающим и тренирующим воздействиям, с другой - именно на этом этапе возрастного развития закладывается основа почти всех характеристик физической подготовленности будущего взрослого человека .

Известно, что в сенситивные возрастные периоды специфически направленные воздействия вызывают стойкие функциональные сдвиги в организме, что создает благоприятные условия для целенаправленного повышения уровня развития физических качеств. Теоретико-методической основой идеи использования краткосрочной стандартной тренировочной программы развития физических качеств стали исследования научных школ под руководством В.В. Петровского и В.К. Бальсевича. Отсутствие экспериментальных исследований о возможности применения стандартной тренировочной программы стимулируемого развития быстроты у детей 9-10 лет послужило предпосылкой проведения настоящего исследования. Ведущими идеями исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка возможности использования стандартной учебно-тренировочной программы (СУТП) стимулируемого развития быстроты в сенситивный период у школьников 9-10 лет в условиях физического воспитания в школе.

Методы и организация.

Разработка СУТП осуществлялась в пять этапов. На первом этапе обосновывался методологический подход к разработке инновационной технологии стимулируемого развития физического качества быстроты у детей, основанный на теории сенситивных периодов развития моторики ребенка и концепции пуловой тренировки. На втором этапе разрабатывались основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. На третьем этапе обосновывалось содержание учебно-тренировочного модуля как дидактической единицы при реализации стандартной программы развития быстроты у младших школьников. На четвертом этапе выявлялись особенности развития скоростных способностей детей в ходе реализации СУТП и учебно-тренировочного модуля пуловых тренирующих воздействий на обучающихся. На пятом этапе осуществлялась экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет.

Для оценка физического качества быстроты применялись следующие тесты (см. рисунок):

1. "Челночный бег 10х5 м" - предназначен для оценки скоростных способностей и координации, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" .

2. "Частота постукиваний" - предназначен для оценки частоты движений рук, входит в состав унифицированной системы "Юрофит" .

3. "Бег на месте" - предназначен для оценки частоты движений ног .

4. "Бег на 10 м со старта" - предназначен для оценки быстроты целостного двигательного действия. Проводится с высокого старта по правилам соревнований в легкой атлетике.

Для регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС) во время выполнения тренировочных упражнений и в период восстановления применялся электронный спорттестер POLAR ELECTRO PЕ 3000 (Финляндия). Точность измерения ЧСС составляла ±1 уд/мин.

Статистическая обработка результатов исследований проводилась с использованием методов, получивших широкое распространение в исследовательской практике. Осуществлялся расчет средних значений стандартного отклонения статистических ошибок. Достоверность различий двух средних совокупностей оценивалась с помощью t-критерия Стьюдента.

СУТП стимулируемого развития быстроты включала следующие упражнения:

1. "Челночный бег по 5-метровым отрезкам" с обязательным пересечением линий обеими ногами.

2." Хлопки в ладоши" прямыми руками над и под веревкой, натянутой на уровне груди.

3. "Бег на месте" с касанием бедром резинки, натянутой так, чтобы при касании ее бедром угол сгибания в тазобедренном суставе составлял 90°.

Использование упражнений "Хлопки в ладоши" и "Бег на месте" продиктовано необходимостью развития частоты движений руками и ногами, а упражнение "Челночный бег", по нашему мнению, должно способствовать развитию быстроты целостного двигательного действия и координации движений. Все вышеперечисленные упражнения относительно координационно несложны, что позволяет использовать их без большой предварительной подготовки.

Анализ научно-методической литературы дал возможность выявить основные параметры содержания, объема и интенсивности учебно-тренировочной нагрузки при стимулируемом развитии физического качества быстроты у младших школьников. СУТП включала выполнение 12 занятий для развития быстроты, проводимых через день в начале основной части урока. Дети распределялись на три группы и выполняли одно из предлагаемых упражнений ("Бег на месте", "Хлопки в ладоши" и "Челночный бег"). Каждое упражнение длилось 7 с и повторялось 3 раза, затем происходила смена выполняемого упражнения.

Изменения показателей быстроты при реализации стандартной учебно-тренировочной программы стимулируемого развития быстроты (М±т)

Груп- па Пол Ко- ли- чес- тво По- ка- за- те- ли Бег на месте Частота постукиваний Бег 10 м со старта Челночный бег 10x5 м
до экс- перимен- та после экс- перимен- та до экс- перимен- та после экс- перимен- та до экс- перимен- та после экс- перимен- та до экс- перимен- та после экс- перимен- та
ЭГ м 17 М 29,24 35,12** 13,78 12,27** 2,78 2,54* 22,03 21,00**
m 0,67 0,59 0,26 0,24 0,05 0,04 0,28 0,27
д 32 М 30,38 36,91" 13,67 12,23* 2,81 2,62* 22,70 21,47*
m 0,77 0,67 0,27 0,23 0,03 0,03 0,22 0,23
общ. 49 М 29,98 36,29" 13,71 12,24* 2,80 2,59* 22,46 21,31 *
m 0,55 0,49 0,20 0,17 0,03 0,02 0,18 0,17
КГ м 20 М 29,15 32,1 13,66 12,92 2,79 2,68 22,00 21,56
m 0,57 0,67 0,21 0,24 0,04 0,03 0,24 0,22
д 26 М 30,04 33,46 13,59 12,94 2,81 2,74 22,86 22,21
m 1,25 1,07 0,34 0,29 0,03 0,02 0,28 0,29
общ. 46 М 29,65 32,87 13,62 12,93 2,8 2,72 22,49 21,93
m 0,75 0,67 0,21 0,19 0,02 0,02 0,20 0,19

Примечание. ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа, м - мальчики, д - девочки, общ. - мальчики и девочки (вместе), достоверность различий *- р<0,05, **- р<0,01

Примечание. КГ - контрольная группа; ЭГ - экспериментальная группа; КГ-1 - контрольная группа мальчиков; КГ-2 - контрольная группа девочек; ЭГ-1 - экспериментальная группа мальчиков; ЭГ-2 - экспериментальная группа девочек

Результаты и обсуждение. Выявление особенностей развития скоростных способностей детей в период реализации СУТП и учебно-тренировочных модулей пуловых тренирующих воздействий на обучающихся осуществлялось в ходе реального процесса физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 45 учащихся третьих классов, среди которых были выделены экспериментальная и контрольная группы. В результате выполнения разработанной СУТП получено достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе по большинству показателей и по всем значениям прироста показателей во всех тестах, как у мальчиков, так и у девочек. Это свидетельствует о возможности применения разработанных упражнений СУТП для повышения эффективности процесса развития быстроты.

При этом было отмечено снижение количества движений при выполнении четвертого повторения в каждой серии упражнений, которое достигало в отдельных случаях 10%. Значения ЧСС перед очередными повторениями значительно превосходили значения, на которые указывают работы В.В. Петровского , Б.Н. Юшко и других исследователей. Все это свидетельствовало о необходимости уточнения количества повторений в серии и длительности интервалов отдыха между ними. В результате поисковых экспериментов было выявлено, что наиболее адекватной нагрузка - использование в серии трех повторов упражнения с 2-минутными интервалами отдыха между ними.

Экспериментальная проверка предложенной педагогической технологии стимулируемого развития скоростных способностей детей 9-10 лет осуществлялась в процессе физического воспитания в начальной школе № 37 г. Сургута. В эксперименте приняли участие 95 учащихся параллели третьих классов, из которых были сформированы две экспериментальные и две контрольные группы. Результаты тестирования показателей быстроты до эксперимента у мальчиков и девочек как контрольных, так и экспериментальных групп статистически достоверно не различались (p>0,05).

УДК 796: 005.591.6 Спорт как фактор социализации студенческой молодежи Котова Н.А., Рассохина Д.О. Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83. Актуальность проблемы исследования определяется тем, что идеалом человечества всегда была всесторонне развитая личность, т. е. человек, в котором гармонично сочетается духовное богатство, интеллектуальное и физическое совершенство. В наше время развиваться всесторонне для людей становится реально осуществимой практической задачей. Какие бы задачи не стояли перед человеком или обществом, все они в значительной мере определяются характером человеческих отношений, умением жить вместе, разделять общие ценности, нормы поведения, идти па компромиссы в решении конфликтных ситуаций. В решении всех этих проблем огромное значение имеет личность, анализ особенностей ее формирования в современном обществе. Процесс социализации как активное становление, личности исторически и культурно обусловлен. В эпоху научно-технического прогресса он приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменение форм воспитания, характер взаимоотношений между поколениями и т.д. . Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует цивилизация. Возрастание ценности жизни, образования, культуры, здоровья, человеческой индивидуальности все чаще рассматриваются как критерии социального прогресса общества . В связи с этим в двадцать первом веке возрастает значимость культуры, в том числе физической. Физическая культура и спорт, как специфический вид человеческой деятельности, может стать мощным фактором социализации. Библиографический список из 8 названий. Ключевые слова: студенты технического вуза; физическое воспитание; массовый спорт. Котова Наталья Андреевна, студентка НИ ИрГТУ Института Изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук 3 курса, специальности «Социология» тел.: 89247004194, email: [email protected] Рассохина Дарья Олеговна, студентка НИ ИрГТУ Института Изобразительных искусств и социально-гуманитарных наук 3 курса, специальности «Социология» тел.: 89500664639 , email: [email protected] Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта и преобразования этого опыта в индивидуальные ценности . Термин «социализация» предполагает, что человек изначально асоциален и его социальность сводится к потребности в общении. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества. Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации индивид занимается освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходит еще три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Второй процесс - центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс - это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Вторая сфера - общение - рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, так как общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми. Третья сфера социализации - развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. Как и любой процесс социализация имеет свои определенные стадии.  Стадия первичной социализации - охватывает промежуток времени от рождения человека до начала подросткового периода, характеризуется некритическим усвоением социального опыта: ребенок адаптируется, приспосабливается, подражает.  Стадия индивидуализации - соответствует подростковому и юношескому возрасту. В подростковом возрасте, когда мирровозрение и характер человека еще неустойчивы, характеризуется как стадия промежуточной социализации. В юношеском возрасте (1825 лет), когда вырабатываются устойчивые свойства личности, характеризуется как стадия устойчивой концептуальной социализации: у молодых людей возникает желание выделят себя среди других, формируется критическое отношении к общественным нормам поведения.  Стадия интеграции - характеризуется желанием индивида найти свое место в обществе. Интеграция происходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:  Индивид сохраняет свою непохожесть, вступает в агрессивное взаимодействие с окружающими людьми, обществом.  Индивид стремиться изменить себя, стать таким, как все.  Конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.  Трудовая стадия - охватывает весь период зрелости, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит за счет активного воздействия на среду посредством трудовой деятельности.  Послетрудовая стадия - соответствует пожилому возрасту, когда человек вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям. На всех стадиях социализации воздействие на личность осуществляется или обществом или определенной группой людей. Можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили названия институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе. На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа, она обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но, кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. В период высшего образования, институтом социализации служит вуз. Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Каждый из институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное «извлечение» из всей совокупности выполняемых ими общественных задач5. Спорт как деятельность, воспроизводящая определенные базовые механизмы формирования личности, включает индивида в социальные общности и общественные организации как полноправного члена общества и формирует определенные социальные отношения. Характер спорта резко меняет социокультурный смысл формирования личности в зависимости от "модели поведения" человека до "смысла успеха", которую он выбирает в тех или иных социальных отношениях и игровых ситуациях, приближенных к реальным поведенческим образам. Спорт как социальный фактор как бы модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и, переходя в субкультуру индивида, формирует его как социально компетентную личность. Далее спорт является видом активной деятельности, в процессе которой решается и вопрос о внешнем масштабе самоопределения и самоутверждения личности. И по этому признаку спорт глубоко проникает в субкультуру в качестве социального института, определяя личностное становление индивида и формируя стили жизни. Человеческое самоутверждение в социуме через активно-двигательную деятельность имеет не только внешнее, но и внутреннее измерение, и ее можно рассматривать не только в пространственном, но и в смысловом контексте. В настоящее время открываются широкие горизонты для практического самоутверждения человека, актуализируя идею его глобальной социализации. Социальный институт спорта в таких условиях возрождается и становится общественно важным явлением . Современная модель спорта дает человеку возможность оценить свое отношение к окружающей среде и через эти отношения оценить свое место в обществе. Спорт как вид социальной, непроизводственной деятельности воспроизводит определенные базовые механизмы человеческого самосознания и самоопределения, располагая специфически воспитательными возможностями называться полноценным видом социальной деятельности, сферой утверждения и обретения культуротворческого смысла личности. Социологические исследования показали, что спорт в большей мере, чем другие виды деятельности, является носителем специфических общественных отношений, так как в этой системе, как и в обществе в целом, можно различить агентов социализации, специфические модели поведения и социальные взаимодействия. Человек, занимаясь спортивной деятельностью, общаясь с людьми, имеющими с ним общие интересы, являясь членом определенной группы и носителем определенной субкультуры, не может избежать влияния принятых в этой группе норм поведения. В этом общении он социализируется и принимает определенные роли через процесс имитации и идентификации. Основной и непосредственный носитель механизмов социальных отношений - спортивная деятельность. Эти отношения получают предельно концентрированное выражение в процессе формирования личностных характеристик. Следует подчеркнуть, что быть включенным в социальные отношения через спортивную деятельность и заниматься социально организованной деятельностью - физической культурой - это не одно и то же. Различие состоит в том, что субъектом спортивной деятельности являются не только отдельные личности, но и общности и общественные организации, в которых у личности формируются установки на деятельность и потребность в общении. Утверждение, что спорт является предметно выраженной сферой общих социальных интересов и фактором, укрепляющим целостность общества, говорит в пользу социальной природы спорта как специфически воспитательного фактора формирования личности. Таковы в общих чертах специфические особенности общественных отношений, сформированных через спортивную деятельность. Эти, как уже отмечалось выше, отношения в процессе формирования личности в общей совокупности и характеризуют спорт как социокультурную среду. Особенности этих отношений состоят в том, что они возникают и, проходя предварительно через сознание людей (общественное, индивидуальное и коллективное), затрагивают сферу ценностных отношений личности и строятся в соответствии с системой воспитания в интересах общества . Рассматривая процесс социализации через социально-культурный срез спортивной деятельности и среды физической активности, мы можем также отметить, что спорт в силу своего специфического характера создает конкретные условия для социальной адаптации и интеграции человека, формируя определенный тип поведения. Успешная социализация кроме всего прочего обусловлена определением социальной нормы, что позволяет оценить реальное поведение как приемлемое и обязательное, терпимое, нежелательное и т.д. Эта оценка поведения связана с соответствием или несоответствием реального поведения идеалу или нормативу и выделяет следующие типы норм:  реальные, отражающие реальное поведение, как оно должно проявляться в статистическом большинстве случаев;  должные, т.е. стандарты поведения, определяющие, каким оно должно быть в действительности;  идеальные, т.е. правила и стандарты ожидаемого поведения как идеала . Зная, что социализация призвана обеспечить постоянный личностный рост, а результат социализации - положительное социальное обучение и образование. Но не надо забывать, что она не всегда бывает успешной. Более того, результат почти всегда имеет отклонение, выражающееся в отрицательном поведении. А спортивный фактор в силу своей специфичности как социальный институт сглаживает и облегчает процесс отклоняющей социализации. Вообще процесс социализации через спортивный фактор имеет особое значение и содержание, так как здесь он выступает не только как фактор формирования межличностной компетентности, но и как фактор освоения и передачи общих культурных ценностей, оказывает влияние на приобретение высокого социального статуса. Таким образом, исследуя проблемы социализации в спортивной деятельности, мы увидели, что социализация личности является непрерывным процессом и наиболее интенсивно осуществляется посредством спорта. Социализация через спорт выражается главным образом в изменении отношения к окружающей социальной среде и формировании социальной компетентности личности, определяя модели поведения и влияя на конкретные базовые ценностные ориентации. Спорт как социокультурный фактор модельно воспроизводит альтернативу современной культуры, сохраняет и укрепляет сущностные механизмы социально-культурной жизни человека и формирует его как социально компетентную личность. Социализация допускает, что спорт морально и этически развивает человека, приобщает к гуманистическим ценностям, всесторонне развивает личность и формирует определенный стиль жизни. Она является важным фактором овладения человеком определенными социальными и физическими навыками, формируя мотивационную установку на социальную активность, развивая физические кондиции и главное - физическую активность. Список используемой литературы. 1.Ковалева А.И. Социализация личности. Норма и отклонение. М., 1996. 2.Мильштейн О.А. Социальные проблемы формирования личности в спорте // Лекция для студентов институтов физ. культуры. М.,1980. 3.Смирнов Н.Г. Физическая культура как фактор социального развития личности в современном российском обществе: Автореф. канд. дис., СПб., 1995. 4.Столяров В.И. Социальные проблемы спорта // Философские науки. 1980, № 4. 5.Андреенкова Н.В. Проблемы социализации личности. Вып. 3. М.,1970 6.Гилинский Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л.,1971 7.Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: АО «Аспект Пресс», 1995. 8. Выдрии В.М. Социальная потребность в занятиях физическими упражнениями