Виды икон.

Венчальная пара.

В числе наиболее распространенных икон, входящих в структуру любого домашнего иконостаса, встречаются парные изображения Богоматери
и Иисуса Христа, написанные на небольших деревянных досках. Это «венчальная пара» - традиционная композиция, которая преподносится молодоженам к обряду венчания и почитается в качестве наиболее ценных домашних святынь, символа крепкого брака, любви и домашнего очага.
Венчальная пара пишется на заказ и представляет подарок родителей, который преподносится молодым в день венчания. В процессе богослужения священник благословляет невесту иконой Божьей Матери, а жениха - иконой Иисуса Христа, которые те, выходя из храма, д ержат в руках. Впоследствии образа помещаются рядом в домашнем иконостасе, символизируя единение семьи и напоминая о дне венчания.Наиболее распространенное исполнение венчальной пары представлено в традиционных изводах Христа Вседержителя и Казанской Божией Матери, хотя нередко встречаются композиции с иконами Спаса на плате, Владимирской, Иверской Богоматери и в других вариантах. Лики венчальной пары пишутся в общей стилистике на деревянных досках в размер пядницы (20 на 24 сантиметра) или же аналойной иконы (31 на 27). На полях могут быть расположены изображения святых покровителей жениха и невесты, новозаветной Троицы или же сцены из евангельской истории.Венчальная пара - это основа домашнего иконостаса, который впоследствии дополняется мерными (с рождением детей) и другими иконами. При этом, с точки зрения иконографии, венчальный образ не имеет каких либо характерных отличий. Лишенный пары,былое значение и превращается в обычную родовую икону, которая передается от одного поколения к другому как часть истории семьи.

Мерные иконы.

Мерная икона - образ святого, написанный на доске в мерку новорожденного младенца - входит в число древнейших православных традиций.Первые из дошедших до наших дней образцов датированы серединой XVI столетия. В те времена «родимый образ» был безусловной прерогативой дворянства и царской власти. Сохранились иконы, написанные на рождение царевича Дмитрия и одной из сестер императора Петра I Софьи. Тогда мерные иконы были символом богоизбранности, залогом божественного заступничества и, в силу высокой стоимости, оставались недоступными для представителей низших сословий. В последующие годы эта традиция была практически забыта, однако сегодня она переживает второе рождение.Подобно нательному кресту, мерная икона входит в число личных святынь, принадлежащих конкретному человеку и связанных с его жизнью и c судьбой. Сама традиция написания образа в мерку младенца представляет идею отождествления ребенка со святым покровителем, имеющим то же имя, что и владелец иконы. С другой c стороны ,мерная икона - это и ценный подарок, который преподносится на рождение нового человека и остается с ним на всю жизнь.Как правило, мерная икона пишется сразу же после рождения ребенка. Размеры доски соответствуют росту и ширине плеч, которые измеряются на восьмой день после появления младенца на свет. Далее мастер-иконописец пишет образ святого, в честь которого при крещении нарекается имя. В ином случае изображается соименный святой или ангел-хранитель, который символизирует божественное покровительство и защиту. Традиционно «родимый образ» представляет изображение святого в полный рост, однако, в целом, единого канона не существует. Известны многофигурные иконы с изображениями Богородицы, Спаса, святых покровителей родственников младенца или житийными сценами, которые размещаются на полях образа.

Мерная икона не связана непосредственно ни с одним из церковных таинств, хотя, зачастую, образ пишется ко дню Крещения ребенка. В этом случае священнослужитель может поместить ее на аналое или рядом с купелью. В дальнейшем икона вешается над кроваткой младенца и, впоследствии, занимает место в домашнем иконостасе.

Именные.

Издревле в православной традиции почитаются изображения соименных святых - именные иконы, которые пишутся для конкретного человека и относятся к категории личных святынь. Это наиболее распространенное и характерное направление русской иконописи, обладающее особыми стилистическими и символическими чертами.Именная икона представляет собой изображение тезоименного святого, именем которого человек нарекается при крещении, или же соименного святого, который особенно почитается в данной конкретной семье. Образ небесного покровителя символизирует связь человека с Богом, и, для владельца иконы, он обладает особым смыслом.Иконы соименных святых существуют во множестве видов и форм исполнения, которые определяются назначением или традицией. Мерные именные иконы пишутся на доске в рост младенца и создаются ко дню крещения. Походные отличаются небольшими размерами и могут быть выполнены в непривычных техниках, таких, как чеканка или резьба по дереву. Известны высокие «ростовые» изображения святых, подобных серии икон, принадлежавших членам семьи Романовых и хранящихся ныне в иконостасе Архангельского собора в Москве. Широко распространены также небольшие домовые именные иконы, которые традиционно составляют основу любого домашнего иконостаса.Иконография именных икон чрезвычайно разнообразна, при этом каждый святой пишется в соответствии с частным каноном. Ростовые изображения наиболее характерны для мерных икон, в иных случаях фигура святого пишется по пояс или по грудь. В ряде случаев именные иконы представляют многофигурные композиции с изображениями небесных сил, Богородицы и Христа, а также праздники и сцены из библейской истории.

Семейные.

История православия знает множество икон, которые различаются по размерам, по технике исполнения и символическому значению. Каждая икона уникальна, и, несмотря на строгие каноны изображения, сложно найти два образа, которые в точности повторяют друг друга. Вместе с тем, иконопись не случайна, и многие из известных сегодня икон находятся в тесной связи с каким-нибудь ритуалом, с конкретным событием, местом и человеком. Первое характерно для храмовых образов, когда иерархия, положение и степень участия в богослужении определяет иконографию и стилистику икон, которые делятся на аналойные (целовальные), киотные, иконостасные и выносные. Что касается домовых икон, то здесь каждый образ является отражением истории конкретного человека или семьи.В подавляющем большинстве, домовые иконы находятся в связи с каким-либо значимым радостным или трагическим событием. Мерные иконы пишутся на рождение ребенка, венчальные - к обручению, обетные - по достижению чего-либо важного или же в благодарность за помощь и избавление от беды. Исключение составляют семейные образы, на которых изображаются святые покровители дома, а также, нередко, и сами члены семьи, что наиболее характерно для старых икон, принадлежавших дворянству и представителям царского рода. Нередко семейные иконы несут изображения Христа, Богородицы или ангела хранителя, который символизирует божественную защиту и покровительство дома.Наряду с мерными и семейными, широко распространены венчальные иконы Богородицы и Христа. «Венчальная пара» представляет собой подарок родителей и преподносится молодым в день венчания. Венчальные иконы пишутся в единой стилистике и символизируют единение жениха и невесты. Как правило, иконописец обращается к традиционным образам Христа Вседержителя и Казанской Божьей Матери. Пара непосредственно связана с обрядом венчания: в процессе церемонии священнослужитель благословляет невесту иконой Богоматери, а жениха иконой Христа. Выходя из храма, молодые держат лики в руках и впоследствии помещают их рядом в домашнем иконостасе.

Обетная икона.

Обетная икона пишется по особому обещанию или в память о значимом, важном событии. Нредко это копии с исцеляющих и чудотворных икон или изображения святых покровителей и заступников. Обетные иконы создаются в благодарность за избавление от опасностей и болезней,которые угрожали родным и близким. В ином случае, образ свидетельствует о каком-то значительном деле, о достижении благополучия и успеха или же представляет прошение заказчика о милости и божественном покровительстве. Известны обетные лики, созданные на средства знаменитых правителей и полководцев. Среди них наиболее почитаема икона Божьей матери Боголюбской, написанная по заказу великого князя Андрея в период консолидации государства в XII веке.С точки зрения стилистики храмовые и домовые иконы не имеют принципиальных различий, за исключением того, что храмовый образ, как правило, несколько больше и более богато украшен. Немало венчальных, семейных и мерных икон, пожертвованных приходам, заняли свое место в иконостасах церквей и соборов.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Придя в храм, важно знать иконы и их значение, чтобы сразу подойти к нужному вам образу.

Как молиться перед иконой


Многие думают, что не важно, перед какой иконой молиться, ведь молитва происходит от чистого сердца. Но мы возносим молитву не самой иконе, а тому, чей образ на ней передан, ведь все святые имеют свои сильные стороны.

  1. Встаньте перед святыней, перекреститесь, чтобы привлечь Божье благословение.
  2. После того, как вы попросили о помощи, то есть, помолились, поцелуйте образ. Тем самым вы выразите свое почтение Господу.
  3. После окончания молебна, необходимо трижды перекреститься.

Молитесь со светлыми мыслями, простив всех, кто вас обидел.

Значение икон

Это одна из самых сильнейших икон. Пресвятой Богородице пришлось пережить много мук, которые символизируют семь стрел. Когда человеку плохо, он идет именно к этому образу. «Семистрельная» поможет в защите жилья, защитит от бед, завистливых, злых людей, от проклятий, порчи, сглаза того человека, кто носит ее образок у себя на груди.


Если надо примирить враждующих, принести в дом мир, покой, да лад, то надо преклонить колени перед этой реликвией, молитвенно попросить о помощи. Ее берут с собой, когда идут на ответственные дела.

Дома ее ставят напротив входной двери, выше половины стены, чтобы она могла «видеть» глаза входящего. Прежде, чем установить реликвию, необходимо прочитать молебен. Вы можете заметить: человек с недобрыми мыслями перестанет переступать порог вашего жилища.

Пресвятая Богородица станет защитницей от преступников, воров и любых недобрых людей. Живущие в этом доме могут быть уверены в том, что их семья надежно защищена.

Поставьте ее на рабочий стол, она будет оберегать вас от ссор с начальством и коллегами по работе. Если душа человека озлоблена, то он может подойти к лику, Пресвятая Богородица поможет снова вернуться к добрым мыслям.

2. «НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША»

Икона Божьей Матери. Богородица утешает, молится за всех, кто оступился, призывает прикоснуться к неиссякаемому роднику духовной радости. Назначение этой святой мощи трудно переоценить.


Неупиваемая чаша поможет всем, кто обратится к ней с верой. Она возвещает, что небесная помощь и милосердие предначертано всем просящим. Она поможет исцелить от пьянства, наркомании, тем, кто увлечен азартными играми.

Образ Богородицы надо установить в изголовье кровати больного алкоголизмом или наркоманией и молиться каждый день.

Известно много случаев исцеления от пьянства и других пагубных привычек. Есть свидетельства, что реликвия помогала решить жилищные вопросы, облегчить заключение сделок покупки и продажи квартир и домов.

Родители, отпускающие детей во взрослую жизнь, обязаны просить о помощи, произнося перед святыней молебны каждый день.

3. Икона Божией Матери «ЦЕЛИТЕЛЬНИЦА»


Поможет исцелить человека не только от физических болезней, но и душевных. Реликвию можно узнать по изображению Богоматери, стоящей у постели больного человека.

4. «НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ»


Вся наша жизнь состоит из малых радостей, которые мы часто не замечаем в погоне за эфемерной мечтой, забывая о своих близких людях, о словах благодарности. Поэтому многие мечты, становясь навязчивыми, не дают радоваться новому дню, а потому не услышаны.

О чем молить у лика Нечаянная Радость

Молитва у святыни дарует:

  • Получить духовную силу;
  • Получить то, о чем всегда мечтали, но уже не верили это получить. Это может быть чье-то прощение, раскаяние;
  • Дарует исцеление недугов, особенно при потере слуха, ушных болезнях;
  • Богоматерь поможет отыскать и вернуть пропавших людей;
  • Беременной женщине поможет выносить и родить здорового ребенка;
  • Родителям, чьи детки пошли по неправильному пути, Богоматерь даст возможность их образумить;
  • Разрешает конфликты, помогает прийти к счастливому решению;
  • У реликвии молятся о сохранении брака, любви и согласия.

5. «ТРОЕРУЧИЦА»


Чудотворный образ Божьей Матери дарует исцеление от болезней рук. Молебны защищают от пожара, различных болезней, печали и скорби.

6. «СКОРОПОСЛУШНИЦА»


Написание образа относится к Х веку. Если нужна быстрая, неотложная помощь, преклоняют колени именно перед святыней. Еще просят:

  • об исцелении душевных недугов;
  • об исцелении от рака, паралича, слепоты;
  • молитвенно просят о рождении здоровых детишек;
  • молятся об освобождении тех, кто томится в плену.

7. «СЕРАФИМ САРОВСКИЙ»


Святой, особенно почитаем в России. Молебен Серафиму Саровскому помогает исцелиться от болей суставов, рук, ног, позвоночника.


Покровитель Москвы. Ему молятся те, у кого работа связана с оружием, риском для жизни, а также спортсмены и предприниматели, открывающие свое дело.

9. НИКОЛАЙ УГОДНИК ЧУДОТВОРЕЦ


Защитник от нужды и нищеты. Если его лик находится в вашем доме, то он заботится, чтобы в семье был достаток, бережет от нужды. Ему поклоняются все путешествующие, летчики, водители, моряки и все, кто почитает этого святого.


На Руси особо чтимый образ Пресвятой Богородицы. Перед этой святой мощью происходило коронование царей и избрание первосвятителей.

Молебны помогут усмирить враждующих между собой людей, смягчить злые сердца, исцелить от телесной и душевной немощи и тех, в кого вселился бес.


Люди всегда прибегали к помощи иконы Святой Богородицы. В каких случаях она может помочь:

  • Она оберегает дом от пожаров.
  • Ее просят о помощи врачи, военные, пожарные, летчики.
  • Чудесный огонь помогает очиститься от совершенных грехов и психических недугов.

12. ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Дева Мария дарует:

  • Исцеление больных,
  • Восполнение запасов,
  • Избавление от набегов врагов.

13. НЕУВЯДАЕМЫЙ ЦВЕТ


Является олицетворением чистоты, непорочности, поэтому, она встает на защиту юных девушек, помогая им сохранить свою невинность и целомудрие.

Молитвы у образа Неувядаемый цвет помогают выйти замуж за того человека, которого послала сама судьба. Замужние женщины могут просить о благополучной семейной жизни.


Чудотворный лик оберегает и помогает женщинам сохранить чистоту, выдержку, добрый нрав. Если с верой просить поддержки у Девы Марии, то она обязательно исполнит ваше прошение. Девушкам Богоматерь обязательно поможет найти достойного спутника жизни.

Когда женщине выпадают суровые жизненные испытания или она испытывает душевное потрясение, то надо преклонить колени у образа Пречистой, тогда жизнь обязательно наладиться.

15. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Заступница. Она помогает всем, кто попал в беду или у него появились трудности на работе, а также в личной жизни.

Путеводительница поможет принять правильное решение, убережет от ошибок. Благословляя молодых перед вступлением в брак, тоже обращаются к Богоматери «Казанская». Жизнь молодых будет очень счастливой, если венчание происходит в день празднования Святого образа.

Супруги всегда могут обращаться за помощью к этому образу. Святая МАРИЯ поможет любому, кто к ней обратиться с любой чистой просьбой. Если просьба будет негативной, то она не будет услышана.

Как просить помощи

Если вы молитесь дома, то молиться надо с утра:

  1. Перед молитвой умойтесь, руки перекрестите;
  2. Оставьте все раздражающие мысли;
  3. Зажгите свечки, опуститесь на колени, прочитайте молебен;
  4. Скажите просьбу своими словами, идущими от чистого сердца.

16. ОСТРОБРАМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ


Редкий, но чрезвычайно могущественный образ, защищающий жилище от злых духов, семью от вмешательства извне, помогает супругам обрести счастье и любовь, всем остальным избавиться от уныния и депрессии.

Поместите ее у входа, тогда она будет защищать жилище от всякой нечисти, и от недоброжелательных гостей. Многие люди подтверждают, что после уединенной молитвы перед этим Святым ликом, проблемы решались сами собой.

17. Икона «НЕРУШИМАЯ СТЕНА»


Названа в честь своей стойкости, не поврежденности, какие бы бедствия, стихии и войны не пережил образ Божьей Матери, находящийся в Киевском монастыре.

Неподвластное разуму человека чудо, делает эту икону защитницей во всех бедах, болезнях и несчастьях. Икона отведет беды, пожары, не впустит в дом лихих людей, будет способствовать укреплению семейного счастья.

Молитесь у иконы при выходе из дома, а также в уединении. Лучшим местом в доме для вашей Защитницы, стена напротив входной двери или над ней.

18. СКОРБЯЩАЯ


Икона Богородицы помогает людям:

  • Дарует необходимые блага, кто в них нуждается;
  • Приносит утешение в скорби, поможет в трудных жизненных ситуациях;
  • Исцеляет физические и душевные болезни;
  • Оберегает купцов в дальних поездках.

Молитесь лику, и вам придет помощь в работе, в делах и семейной жизни.

19. РАДОСТЬ ВСЕХ РАДОСТЕЙ


Чудотворная икона поможет, если будете без суеты и злости в сердце молиться:

  • О возврате потерянных вещей;
  • Для спасения от оговора и клеветы;
  • Об освобождении из заключения;
  • Об успешном окончании судебных разбирательств;
  • О помощи во время поездки в чужую страну;
  • О тех, кто несет службу в «горячих точках».

20. ТРОИЦА


Молитвенное обращение к Святой Троице поможет справиться с любыми испытаниями, найти правильный путь. Перед святыней надо читать молебны, чтобы очиститься от тех грехов, которые вас мучают, не дают спокойно жить. Считается, что молитва, произносимая у иконы «Святая Троица» — это прямой разговор с Богом.

Иконы занимали большое место в жизни наших предков. Иконы были не только частью храмового убранства, но и обязательной принадлежностью каждого жилого дома, от княжеских палат до крестьянской избы. Иных настенных украшений вплоть до конца 17 века старинное русское благочестие не допускало. По числу икон и по качеству их живописного исполнения судили о степени достатка хозяина дома. Иконы ставили в несколько рядов в переднем углу покоя. В убранстве дома этот угол играл первостепенную роль, недаром его называли «красный кут» - красивый угол.

Богатые хозяева украшали иконы золотыми и серебряными окладами и драгоценными камнями. Обладатели высокохудожественных по исполнению икон чрезвычайно ими дорожили. Их упоминали в духовных грамотах (завещаниях), их дарили в дни ангела особо почитаемым лицам, дарили в монастыри как вклад по близким. И в наше время иконы занимают важное место в жизни православного сообщества. Без нее невозможно представить православный храм и богослужение, дом православного христианина. Далее подробнее рассмотрим виды современных икон которые можно купить или заказать в иконных лавках и мастерских.

Существуют несколько подходов к классификаций видов икон.

По композиции сюжета - оплечная, поясная, ростовая, сюжетная.

По способу изготовления - печатная икона, рукописная икона , резная икона.

Рукописные иконы в свою очередь делятся по стилю художественного исполнения - иконы в византийском/древнерусском стиле, иконы в стиле московской/палехской/ярославской школ 17-19 веков, в греческом стиле, в академическом стиле.

По местонахождению - храмовые иконы и домовые иконы. В группу домовых относят иконы принадлежащие частным лицам и находящиеся в их домах и квартирах. Домовые иконы принято в свою очередь делить на именные, семейные, венчальные, мерные.

Именная икона - пишется для конкретного человека или семьи. На иконе изображается святой, именем которого человек называется при крещении, или же святой, который особенно почитается в данной семье. Как правило святой на иконе изображается по грудь или по пояс.

Семейная икона изображает тезоименитых святых членов семьи. Если икона пишется для молодоженов, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены.

На иконе может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, в том числе и ушедших из жизни. Наверху иконы может быть написан образ Спасителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Так же на такой иконе может быть Ангел-Хранитель семейного рода, он изображается в центре, посреди семейных святых.

Венчальные иконы (венчальная пара) - композиция двух православных икон: Спасителя и Пресвятой Богородицы, которая принимает участие в таинстве венчания и в последующем остается у молодых. Как правило, такие иконы родители дарят своим детям перед обрядом, благословляя их союз.

Мерная икона (княжеская, родимая) пишется ко дню крещения ребенка. Икона по высоте соответствует росту («мере») новорожденного и изображает в рост тезоименного ему святого.

К группе храмовых икон относят иконы принадлежащие церковным общинам и монастырям, находящиеся в храмах и иных церковных зданиях. Храмовые иконы подразделяют на аналойные, иконостасные, киотные. Количество икон в храме в зависимости от его размера может быть от нескольких десятков до нескольких тысяч.

Аналойная икона имеет небольшие размеры (27х31 см, 30х36 см) и преднозначенна для возложения в храме на небольшой высокий столик с наклонным верхом (аналой), стоящий посреди храма перед иконостасом. Сюжетно аналойная икона связана с определенным событием из Евангелия или же святым, празднование которго совершается в данный день. Входящие в храм православные традиционно поклоняются и целуют икону лежащую на аналое. От этого пошло второе название - "целовальная". В храмах храниться большое количество аналойных икон соответствующих Господским и Богородичным праздникам, событиям страстного и патидесятничного циклов, особенно чтимым святым.

Иконостасная икона распологается в преграде (иконостасе) отделяющей алтарь от остального пространства храма. Сюжеты и порядок размещения икон в иконостасе имеют сложившиеся традиции. Наиболее распространенный состав иконостаса следующий:

Местный ряд - самый нижний ряд иконостаса. По средине его располагаются Царские врата с иконами Благовещения и четырех евангелистов. Справа от Царских врат помещается икона Спасителя, слева икона Богородицы. Правее иконы Спасителя помещается икона праздника или святого в честь которого освящен храм или предел храма. На дьяконские двери обычно помещают иконы архангелов Гавриила и Михаила или иконы архидиаконов Стефана и Лаврентия, редко иконы других святых. Остальные иконы в данном ряду могут быть любыми в соответствии с желанием заказчиков. По этому ряд и получил название местный.

Праздничный ряд - второй с низу, в него помещают иконы сюжетно связанные с основными собитиями Евангльского повествования. В расширенных вариантах могут присутствовать иконы страстного цикла, "Жены мироносицы", "Уверование Фомы", "Крестовоздвижение".

Деисусный - третий снизу ряд. В центре ряда всегда находиться икона Спасителя, чаще "Спас в силах" или "Спас на престоле". Слева от иконы Спасителя располагается икона Богоматери, справа Иоанна Предтечи, далее архангел Михаил (влево), архангел Гавриил (вправо), апостолы Петр и Павел. Далее могут быть иконы любых святителей, мучеников и преподобных по желанию заказчиков. Все святые изображаются в три четверти оборота в сторону центральной иконы, молящимися Спасителю.

Пророческий - четвертый с низу ряд в котором помещаются иконы ветхозаветных пророков. В руках пророков, как правило, изображают свитки с цитатами их пророчеств. Центральной иконой ряда обычно помещается одна из двух икон - Богоматерь Знамение или Богоматерь с Младенцем на престоле.

Праотеческий ряд - пятый с низу. В нем помещаются иконы ветхозаветных святых, предков по плоти Христа - Адама, Авеля, Авраама. В качестве центральной иконы ряда чаще в современных иконостасах выступает икона "Троица Ветхозаветная" изображающая явление трех ангелов Аврааму.


Киотная
икона - икона размещенная в специальной раме называемой киотом. Киоты изготавливают как для установки на пол, так и для подвеса на стену. Очень часто киот выполняется застекленным, что во много раз повышает сохранность рукописной иконы, создавая необходимый микроклимат, сглаживая температурные и влажностные колебания. В киоты помещают иконы христианских праздников, чтимые образы Спасителя и Богородицы, различных святых. Перед такими иконами, как правило, устанавливают подсвечники куда прихожане ставят свечи.

Заходя в церковь, мы видим огромное количество разных икон, которые размещены по определенному порядку на стенах. Мы задумываемся, к каким иконам поставить свечку за упокой, каким за здравие, кому помолиться, чтобы ушли болезни, кому за благополучие детей, кому за удачу в делах, кому за мир в семье, за любовь. Чтобы начать разбираться в большом разнообразии святых ликов, надо узнать, какие есть иконы и для чего они.

Основные виды икон

Да, действительно, икон много, но все они делятся на несколько основных видов. На каждой стене церкви можно увидеть, что иконы сгруппированы в композиции, одни иконы всегда находятся в центре (иконостасные), другие с краю, сверху или снизу (заамвонные). Так вот первое деление икон – по месту нахождения. Ближе к иконостасу всегда располагаются иконы Спасителя и Божьей Матери. Так же всегда в центре размещается икона Святой Троицы. По бокам и ближе к выходу (входу) вешают иконы всех Святых, Апостолов, Мучеников, Праведников.

Далее деление икон происходит по сюжету, по количеству персонажей на иконе, по числу композиций в одной иконе, по стилю и технике (свойственным отдельным живописным школам), по размеру. Все эти особенности присущи иконам, находящимся в церкви, но основные принципы соблюдаются и в домашних иконостасах.

Домовые иконы

Традиции размещения икон дома сейчас уже почти никем не соблюдаются, но их свято чтили в начале прошлого века, до активного насаждения атеизма. В каждом доме присутствовали все виды икон, которые полагалось иметь домовому хозяйству. Это была семейная икона, то есть та, которая передавалась от поколения к поколению рода. Далее при рождении каждого ребенка заказывали и вешали мерную икону. На ней должен быть изображен патрональный святой, рисовался он на доске, которая по размеру была равной росту ребенка при рождении. Обязательно вешали венчальную икону, которой благословляли и венчали молодых. И для каждого, живущего в доме, размещали тезоименную икону, то есть с изображением святого, по имени которого зовут человека.

Так же дома были путные иконы, которые давали с собой в дорогу путешествующему. А выносными иконами называли те, которые брали с собой на Крестный ход. Были еще обетные иконы, их писали, когда кто-либо давал обещание чего-либо и хотел закрепить свое слово навечно.

Сюжеты икон

У каждой иконы есть свой сюжет, который взят из Библии. Изучая, какие есть иконы, можно познакомиться с основными их видами. Это иконы Святой Троицы, где всегда есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух, изображаемый в виде белого голубя. Далее по значимости идут христологические иконы. Это иконы, на которых изображен Иисус Христос, и многочисленные события из его жизни, описанные в Евангелие. В этих иконах отдельной группой выделяются «страстные» иконы, в которых отражение свое нашли события страстной недели. Богородичные иконы изображают Деву Марию, события из ее жизни, а так же богородичные праздники. Божья матерь изображается как одна, так и с младенцем на руках. Это основные виды икон, в Европе их именуют иконами Святого Семейства. Но на этом разнообразие церковных картин не заканчиваются, существуют иконы святых, бесплотных сил, праздников, различных событий истории церкви и пр.

Количество персонажей и сюжетов

Число персонажей на иконе может любым – от одного и двух (основных), до огромного множества (многофигурные композиции). А вот по композиции иконы бывают одно, двух, и многочастные. В такой иконе есть центральная композиция, которая со всех сторон окружена одним рядом или даже несколькими рядами второстепенных композиций. Обычно на таких иконах присутствует текст, который рассказывает о каком-либо периоде жизни или истории местности. Есть, к примеру, такая икона о Петре и Февронии, которая рассказывает всю историю их божественного союза. Такие иконы больше похожи на современные комиксы, да простят иконописцы за сравнение. Но в них так же присутствуют картинки и поясняющий их текст.

Иконописные школы

Сюжетов на иконах много, но они очень часто повторяются, хотя иконы получаются разные. Это во многом зависит от той школы, где была сделана икона. Основные школы иконописи: Киевская, Новгородская, Московская, Владимиро-Суздальская, Псковская, Ростово-Ярославская, Греческая, Сербская, и др. В мировой истории иконописи выделяются такие самостоятельные мастера: Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. В каждой школе были свои предпочтения и по технике изготовления икон, это живописные, вышитые, литые, резные, печатные, складные (из нескольких сложенных досок). Есть так же мозаичные иконы, темперные, наносимые на штукатурку.

По сюжетам иконы можно разделить на:
Иконы Святой Троицы - символические и «по пророческим видениям» изображения троичного догмата.
Иконы христологического ряда, среди которых выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Среди последних отдельную группу составляют т. н. «страстные» иконы (иконы страстного цикла), повествующие о страданиях и распятии Христа.
Богородичные иконы, среди которых условно выделяют непосредственно иконы Марии и иконы богородичных праздников.
Иконы святых и сил бесплотных.
Иконы праздников и событий священной истории.
Символические и аллегорические композиции.
По количеству изображаемых персонажей называют одно- двух-, и т. д., а также многофигурные композиции.
По количеству самостоятельных композиций выделяют одно-, двух- и т. д. -частные иконы. Кроме того, существуют иконы с клеймами, в которых основная центральная композиция (средник) окружена одним или несколькими рядами второстепенных композиций (клейм), обычно составляющих более или менее полный ряд иллюстраций, повествующий об истории изображённого в среднике лица или события, либо иллюстрирующие иной, связанный с ними текст. Среди подобных икон называют житийные иконы (иконы с житием), иконы с деяниями, иконы со сказанием, иконы с акафистом и т. д. В болгарской иконописи в XIX веке были распространены Иерусалимии - сложные многосюжетные композиции, посвящённые святым местам Иерусалима.
По объятности (охватываемости, масштабам изображаемых фигур) выделяются ростовые (изображающие персонажей в полный рост), тронные (полное изображение фигур восседающих на престоле), поясные (изображение фигур в пределах линии пояса или несколько ниже), огрудные (изображение фигур в пределах линии пупа), оплечные (изображение фигур в пределах линии груди) и оглавные (изображение только лика или лика и плеч в пределах линии ключиц) иконы. Поколенные и фрагментные изображения иконописи не свойственны.
По стилистическим особенностям иконы относят к той или иной «школе» иконописи: новгородской, московской, строгановской и т. д. Также в ходе искусствоведческой атрибуции икона может быть отнесена к «школе», «окружению» или «мастерской» конкретного иконописца, например: «икона окружения Андрея Рублёва» или «икона мастерской Дионисия».
По технике исполнения выделяют:
живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические, мозаические, темперные иконы, иконы, написанные в технике масляной живописи, и т. д.
вышитые иконы - выполненные в той или иной технике шитья
литые иконы
резные иконы
печатные или типографские иконы
сводчатый алтарь - складная икона из нескольких шарнирно скрепленных досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон
По месту нахождения иконы делятся на домовые, путные (дорожные) и храмовые. Среди последних по месту расположения в храме называют иконостасные, заамвонные и т. д. Икона, участвующая в Крестном ходе называется выносной. Домовая икона может быть семейной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его патронального святого на доске, равной по размеру росту ребёнка при рождении), венчальной (участвующей в обряде венчания), именной (с изображением тезоименного её владельцу святого) и т. п. Икона, написанная по особому обещанию именуется обетной.
Среди икон выделяют чудотворные - отмеченные необычными явлениями, по типу чудотворения иконы могут называться явленными (чудесно обретёнными), мироточивыми (выделяющими миро), целительными и т. д. В иконы могут помещать в специальных мощевиках мощи святых.
По размеру существует несколько характерных наименований:
листоушка (листовушка) - малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков.
пядница (пятка) - икона размером в пядь.
осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. - икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.
После окончания написания иконы, ее обязательно освещали и только после чина освящения, передавали в храмы или заказчикам.
Освящение икон - церковный обряд благословения и освящения иконы. В современной практике Русской Православной Церкви используется особый чин освящения икон с чтением специальных молитв и окроплением иконы святой водой.

Источник не указан