Суть буддизма заключается в. Правила буддизма, меняющие жизнь

Примерно в 1-м тысячелетии до н. э. Основатель - Сиддхартха Гаутама. Он учился у многих философов, искал свой путь и предавался размышлениям о жизни, ее сути и цели каждого человека на земле. Он пытался найти способы избавить людей от смерти и понять причины их страданий.

В определенный момент он отказался от всех благ и начал вести аскетический образ жизни, который чуть не погубил его. Спустя 6 лет такого существования он достиг просветления, и ему открылась тайна знания. Так он стал Буддой (просветленным), и множество человек пожелало следовать за ним и постигать истину.

Далай Лама, который является одним из символов этой веры, говорил: «Если ученые докажут, что реинкарнации нет, мы с этим согласимся». Этот духовный лидер в 1989 году получил Нобелевскую премию мира.

Главным отличием буддизма от других религий является не поклонение Будде, как богу, а размышления над сущностью бытия, медитация. Верующий должен стремиться к достижению нирваны – состоянию полной гармонии с природой, в котором он не испытывает никаких чувств и эмоций. В этом состоит суть. Необходимой составляющей является также чтение мантр (особых текстов), которые помогают на пути к спасению и очищают ауру. Также отсутствует понятие церкви, ее функцию несет община, в которой царит строгая дисциплина и организация.

Видео о сути буддизма

Существует несколько направлений в этой религии, отличаются они лишь способами достижения нирваны.

Буддисты верят в реинкарнацию. Они считают, что душа бессмертна и существует несколько жизней, но в разных телах. Если человек неправильно себя вел, нарушал законы вселенной и причинял другим зло и страдания, то в следующем перерождении он станет более примитивным существом. Его могут поместить в тело животного или насекомого. В таком случае душе сложно достичь просветления и духовного развития, и это является самым большим наказанием.

Каждый последователь старается достигнуть нирваны, как высшей степени единения с природой и вселенной, избавления от желаний и земных страданий. При ее достижении череда перерождений завершается. Однако погрузиться в нирвану имеет возможность только монах, ведущий аскетический образ жизни или простой человек с помощью бодхисатв или будд. Они добровольно отказались от достижения нирваны для того, чтобы учить и направлять других на истинный путь.

К основным положениям буддизма также относится вера в карму и расплату за все содеянное в течение жизни. Любой поступок, мысль или чувство имеет свои последствия. Каждый из них оставляет свой кармический след и приводит к определенным последствиям.

Вселенная насыщена всевозможными духами, богами и полубогами, они имеют свою иерархию. Однако только человек может вырваться из круга перевоплощений, потому что только он обладает свободой выбора и возможностью взять под контроль свою жизнь. Для того чтобы достигнуть нирваны, буддисту необходимо освободиться от всех земных желаний и эмоций. Он должен стать свободным духом, который, по сути, не отличается от мертвого человека.

Кратко основные идеи буддизма можно передать 5-ю правилами (заповедями), обязательными к исполнению:

  • Нельзя воровать, т. е. желать и брать чужое.
  • Необходимо воздерживаться от причинения вреда любым живым существам.
  • Не допускать неправильное сексуальное поведение.
  • Нельзя злоупотреблять чужим доверием, обманывать.
  • Нужно избегать употребления спиртных напитков и других средств, которые могут влиять на самоконтроль.

Соблюдение этих заповедей обязательно для каждого буддиста независимо от того, посвящен он уже или нет.

Священные книги

Главной книгой буддизма является Трипитака (в переводе «три корзины»). Это собрание священных буддийских текстов. Трипитака была написана вскоре после просветления Будды Шакьямуни. Вариантов этой книги есть множество, они содержат различные перечни текстов, но наиболее распространенная из них Тхеравада. Трипитака состоит из трех разделов:

  • Винайя-питака. В ней содержатся тексты для регулирования жизни монашеской общины. Они представляют собой описание около 500 различных процедур и правил для поддержания гармоничного существования в общине монахов. Кроме этого, эта часть книги включает в себя всевозможные притчи и историю каждого предписания. А также примеры того, как сам Гаутама в свое время решал проблемы для поддержания гармонии в общине.
  • Сутра-питака содержит больше 10 тыс. высказываний (сутр), которые принадлежат Будде и повествуют о его жизни.
  • Абхидхарма-питака представлена в виде философских трактатов, которые помогают систематизировать учение Будды, и анализируют основные положения Дхармы, представляющей собой своеобразный закон бытия. Эта часть является теоретической, тогда как предыдущие две рассчитаны на практическое применение.

Видео об основных положениях буддизма

Долгое время священная книга буддизма передавалась из уст в уста путем заучивания текстов. Однако при угрозе их утери они были записаны монахами на пальмовых листьях. Трипитака содержит в себе информацию о жизни древней Индии, несмотря на то, что ее тексты были много раз переписаны, и первоначальный смысл немного исказился.

Распространение в России

Буддизм исповедуют на территории Калмыкии, Бурятии, в Алтайском крае и других районах России. На данный момент он признан одним из 4-х официальных религий на территории РФ.

Возникновение религии на территории Российской федерации произошло в 8-м веке н. э. С 18-го столетия эта религия была признана официальной. Однако в 30-е года 20 века она претерпела гонения и была запрещена. Только в середине прошлого века буддизм начал возрождаться, но окончательная его реабилитация произошла в 90-е.

Существует множество сообществ в Санкт-Петербурге и Москве, которые представляют собой буддийские общины. В последнее время последователей этой религии с каждым годом становится все больше. Интерес к нему постоянно растет. Многие считают, что православие является только своеобразным мостом к загадкам востока.

Буддизм дает больше ответов на извечные вопросы бытия. Он дает понимание, что человек сам в ответе за свои действия, и у каждого есть возможность пойти по пути спасения и достичь нирваны. В буддизме четко представлена зависимость действий человека и их последствий.

Буддизм в России с каждым годом становится все более популярным. На данный момент насчитывается около полумиллиона человек, практикующих эту религию и придерживающихся ее правил и канонов. Буддизм не требует от человека даже отказа от поклонения другим богам, но по этому поводу существует предупреждение, гласящее, что это приведет только к временному облегчению и успокоению. Кроме того, эта религия с детства приучает человека не бояться смерти и не думать о ней на протяжении жизни как о чем-то ужасном и неизбежном. Это является своеобразным освобождением разума от постоянного гнета. Смерть дает надежду, что при соблюдении правильного образа мыслей и следовании правилам и законам в течение жизни, череда перерождений завершится.

Считаете ли Вы буддизм одной из главных религий мира? Являетесь ли Вы приверженцем этой религии? Расскажите об этом в

Основные идеи буддизма. Мифы и заблуждения

В Индии более 2500 лет назад возникло учение о духовном пробуждении, известное как буддизм.

Это самая мирная и гостеприимная из мировых религий, однако, самая малая по численности.

Именно благодаря своей открытости, популярность буддизма растёт во всём мире и сейчас число его приверженцев достигает уже свыше одного миллиарда человек.

Однако далеко немногие способны понять суть буддистских практик. Основные идеи буддизма трактуются неверно по различным причинам.

Мы рассмотрим самые распространённые заблуждения и постараемся их опровергнуть.

Буддизм - типичная религия

Говорить о буддизме как о типичной религии, по меньшей мере, некорректно, поскольку в нем отсутствуют основополагающие религиозные понятия, такие как вера в Бога, священное писание, грех.

В буддизме нет призыва к отречению от иных верований, как в других мировых религиях, таких как, например, христианство. Также отличается буддизм и отсутствием служителей культа, хотя возникшая ритуальность в нем имеет скорее сходство с религией, пожалуй, только внешнее.

С осторожностью можно назвать буддизм религией опыта, в которой полученное понимание - это результат проб и ошибок, т.е. анализа знаний, полученных на практике, в отличие от других религий, где краеугольным камнем является вера.

Можно считать буддизм философской концепцией, поскольку это законченное и логичное мировоззрение. Но здесь снова приходим к тому, что только практика может привести к пониманию сути явлений целиком, используя при этом не только силу интеллекта, но и подсознание, эмоции, чувства, речь.

Это в свою очередь приводит к положительной трансформации человека, в отличие философии, объясняющей суть явлений на формальном уровне понятий и слов.

Поступательно осознавая природу явлений, естественным образом приходим к конечному результату практики - состоянию совершенства вне концепций.

Все буддисты - пацифисты

В основные идеи буддизма вхожа идея пацифизма - исчезновения всякого насилия как явления, противодействия войнам исключительно посредством осуждения их аморальности. Идея же и практика ненасилия — совсем не то же самое.

Буддисты, конечно же, практикуют ненасилие, но в случае непосредственной угрозы применяют активные действия для предотвращения насилия, направленного против них. Есть много примеров, когда монахи практикуют боевые искусства и, когда невозможно избежать боя, без сомнений и колебаний демонстрируют свои умения.

Все буддисты медитируют

Наверняка многие считают, что медитировать, значит, сидеть в позе лотоса и методично «мычать», сосредоточившись и концентрируясь на своих внутренних ощущениях.

На самом деле, это целый комплекс методов, позволяющих достичь физического и морального самосовершенствования.

Это обобщенное название совокупности основных духовных практик, направленных на развитие самонаблюдения, внимательности, достижения просветления и нирваны.

Конечно же, далеко не все буддисты медитируют, а точнее, как показывают исследования, только небольшой процент монахов, представляющих данную конфессию.

Далай-лама буддистский Папа

Проводить параллели между далай-ламой и Папой Римским не совсем корректно. Далай-Лама по учению о реинкарнации является воплощением одного и того же бодхисаттвы Авалокитешвары, отказавшегося от полного просветления для спасения, защиты и покровительства всех живых существ на земле.

Поиск нового перевоплощения далай-ламы всегда представляет собой целый ритуал. Происходящие сверхъестественные явления, связанные с его рождением, указания оракулом признаков, по которым разыскивается избранный кандидат, все это является частью ритуала. Тем не менее, считаясь духовным учителем и наставником, далай-лама не является руководителем тибетской школы Гелуг.

Формально эту выборную должность занимает Ганден Трипа. Папа Римский для католиков является полным сувереном Святого Престола, владея тремя нераздельными функциями власти.

Будда - веселый толстяк

Один из самых популярных персонажей, воплощенных в скульптуру сидящего в позе лотоса и смеющегося толстяка, отнюдь не является Буддой.

Это, на самом деле, один из семи божеств счастья - Хотей, Будай. Также он считается одним из воплощений бодхисаттвы Майтрея, будущего учителя человечества. Согласно многочисленным легендам, туда, куда приходил Хотей, он приносил достаток, здоровье, удачу, а также помогал исполнению желаний.

Буддисты язычники

Если исходить из того, что все дохристианские и нехристианские религии являются языческими, то и буддизм можно назвать таковым.

Основные идеи буддизма также имеют родственные связи с язычеством, что обусловлено традицией отсутствия правила исключенного третьего, что определяет особое положение буддизма среди мировых религий, оставаясь терпимым к другим верованиям.

Однако, с другой стороны, буддизм принципиален в отношении необходимости уничтожения причин бытия на Земле, а семейно-родовые отношения, любовь к Земле являются в этом случае несомненным препятствием на пути к личному спасению - на этом буддизм разрывает связи с язычеством. Далай-лама даже как-то заявил: «Религия — это то, без чего мы, вероятно, можем обойтись».

Страдание - главная цель духовной практики буддиста

Естественно, приверженцы буддизма не стремятся себя истязать физически до смерти. Основные идеи буддизма - это четыре истины: “Есть страдание, есть причина страдания, есть конец страдания, есть путь практики, кладущий конец страданию” .

Рассматривая их все вместе, целиком, совсем не напрашивается такой уж пессимистический вывод, что жизнь-страдание. Да, в буддизме страдание - это характеристика бытия, оно сопровождает все, даже приятные моменты жизни. По сути, страдание - это привязанность к физической форме, чувствам, восприятию, мыслям, и сознанию. И буддизм рассматривает проблему всего человечества в целом и предлагает пути к ее решению.

Будда, испытав безусловное счастье, указывает людям на причину страданий и пути их преодоления. То есть, полностью положить конец страданиям можно самостоятельно с помощью исследования и понимания их причин.

Все буддисты - аскеты и вегетарианцы

Чрезмерный аскетизм, предполагающий отказ от всяких желаний ради достижения личного духовного идеала, был осужден самим Буддой, как абсолютно бесполезный. В результате аскет приобретал сверхъестественные способности, но служили они эгоистическим интересам.

Идеалом же является бодхисаттва, который заботится о благе других людей. Поощрялся самоконтроль за физическим состояниями тела в качестве средства достижения полного контроля над сознанием. Соответственно, совершенно необязательно придерживаться вегетарианства и строго ограничивать себя в еде.

Поедание мяса не приравнивается буддизмом к участию в убийстве. Таким образом, поощряется, когда человек стремится сбросить со своего ума своего рода сон с мясом и его поеданием это коррелирует, но довольно слабо.

Вера буддистов в реинкарнацию

Вера в переселение душ феноменальна. Однако не все буддисты верят в постоянный цикл перерождения. Скорее, речь идет о повторном воплощении, т.е. помещение сущности живого существа в другое тело.

Буддийская философия отрицает существование души, соответственно, и реинкарнации. Есть понятие сантана— протяжённость сознания, не имеющая никакой опоры, однако связанная с постоянными изменениями.

Пребывание сознания в мире живых, как и после смерти, определяется психическим состоянием и определяется кармой.

Особое значение в тибетском буддизме приобретают далай-ламы, которые сохраняют линию перерождения.

Сиддхартха Гаутама - божественное существо

Одно из заблуждений о буддизме - это то, что Будда есть божественное существо. Это неверно. Являясь духовным учителем для своих последователей, Будда Шакьямуни был человеком и никогда не претендовал на божественность. При рождении он получил имя Сиддхартха Гаутама. Он стал Буддой (буквально «пробудившимся»), когда истина открылась ему после длительных поисков.

Благодаря этому великому событию на него снизошли мудрость и сострадание, и он осознал свое великое предназначение - донести истину до людей. Наличие же или отсутствие Бога Будда не считал существенным.

Заблуждения о Дхарме

Понятие Дхармы не имеет однозначного аналога, это основополагающий свод законов и правил, соблюдение которого необходимо для развития космоса и общества, неделимая единица бытия. Это центральная категория в буддизме, наверняка самая сложная и бесспорно многозначная. Природа Дхармы непостижима, но живущие по ее устоям могут достичь нирваны.

Зачастую некоторым людям кажется, что можно выбрать какие-то ситуации и моральные принципы, которые нравятся, а остальные, которые сложно понять, принять, можно исключить или отбросить. Существуют различные обеты, которые запрещают принимать отдельные части учения и пренебрегать другими. Другая ошибка - вера в возможность усовершенствовать практики, получив в результате перерождения снова человеческую жизнь.

Карма - некоторый аналог судьбы

Идею кармы в буддизме переоценить невозможно. Если о карме говорить совершенно упрощенно, то это будет примерно так: позитивные деяния ведут к счастью, а негативные - к страданию.

Таким образом, избегая всего негативного и совершая только позитивные действия, человек закладывает основу для достижения состояния абсолютного счастья.

Человек имеет возможность совершенствоваться тем самым совершенствовать свою карму, так как в учении буддизма проведена прямая причинно-следственная связь между настоящей жизнью человека, его прошлым и будущем воплощением.

Однако зачастую человек заблуждается, считая, что карма - это нечто такое же как и судьба, что все уже предопределено, иначе, собственно, и не было бы никакой возможности изменить что-либо.

На самом деле, чем глубже понимание взаимообусловленности прошлого, настоящего и будущего, тем более вероятно эффективное вмешательство и изменение привычек, переживаний, что может изменить карму.

Самое сложное - увидеть связь между причиной (факторы, эмоции, внешние действия) и соответствующим следствием из-за возможного большого временного промежутка между ними.

Все наши действия оставляют отпечаток в подсознании, и это знание может быть промежуточным шагом для понимания, какие действия нужно практиковать, какие избегать в продолжение кармического пути.

Заблуждений о буддизме значительно больше, чем было перечислено. Основные идеи буддизма ошибочно описываются в связи с трудностью понимания, особенностями различных школ и так далее.

Буддизм наравне с исламом и христианством считается мировой религией. Это означает, что ее не определяют по этническому признаку ее последователей. Исповедовать ее можно любому человеку независимо от его расы, национальности и места проживания. В статье мы рассмотрим кратко основные идеи буддизма.

Краткое изложение идей и философии буддизма

Кратко об истории возникновения буддизма

Буддизм является одной из самых древних религий мира. Его зарождение произошло в противовес господствовавшему тогда брахманизму еще в середине первого тысячелетия до нашей эры в северной части . В философии Древней Индии буддизм занимал и занимает ключевое место, тесно переплетаясь с ней.

Если рассмотреть возникновение буддизма кратко, то, по мнению отдельной категории ученых, этому явлению способствовали определенные изменения в жизни индийского народа. Приблизительно в середине VI века до н.э. индийское общество настиг культурный и экономический кризис.

Те родовые и традиционные связи, которые существовали до этого времени, стали постепенно претерпевать изменения. Очень важно то, что именно в тот период происходило становление классовых отношений. Появилось много аскетов, бродящих по просторам Индии, у которых сформировалось свое видение мира, чем они делились с другими людьми. Так, в противостояние устоев того времени появился и буддизм, заслуживший у народа признание.

Большое количество ученых считает, что основоположником буддизма был реальный человек по имени Сиддхартха Гаутама , известный как Будда Шакьямуни . Родился он в 560 году до н.э. в зажиточной семье царя племени шакья. С самого детства он не знал ни разочарований, ни нужды, был окружен безграничной роскошью. И так прожил Сиддхартха юность, пребывающий в неведении о том, что существуют болезни, старость и смерть.

Настоящим потрясением для него стало то, что он столкнулся однажды во время прогулки за пределами дворца со старцем, больным человеком и похоронной процессией. Это повлияло на него настолько, что в свои 29 лет он примыкает к группе странствующих отшельников. Так он начинает поиски истины бытия. Гаутама пытается понять природу человеческих бед и пытается отыскать способы их устранения. Осознавая, что бесконечная череда перевоплощений неминуема, если не избавиться от страданий, он пытался отыскать ответы на свои вопросы у мудрецов.


Проведя в странствиях 6 лет, он испытывал разные техники, практиковал йогу, но пришел к выводу, что такими способами просветления не достичь. Действенными методами он считал размышления и молитвы. Именно тогда, когда он проводил время в размышлениях под деревом Бодхи, он испытал просветление, благодаря которому нашел ответ на свой вопрос.

После своего открытия он провел еще несколько дней на месте внезапно наступившего озарения, а затем отправился в долину. И стали звать его Буддой («просветленным»). Там он начал проповедовать людям учение. Самая первая проповедь состоялась в Бенаресе.

Основные понятия и идеи буддизма

Одной из основных целей буддизма является путь к нирване. Нирвана – это состояние осознания своей души, достигаемое с помощью самоотречения, отказа от комфортных условий внешней среды. Будда, проведя долгое время в медитациях и глубоких размышлениях, осваивал метод контроля над собственным сознанием. В процессе этого он пришел к выводу, что люди очень привязаны к мирским благам, чрезмерно беспокоятся о мнении других людей. Из-за этого человеческая душа не только не развивается, а и деградирует. Достигнув нирваны, можно лишиться этой зависимости.

Неотъемлемые четыре истины, лежащие в основе буддизма:

  1. Есть понятие дукхи (страдание, гнев, страх, самобичевание и другие негативно окрашенные переживания). Каждый человек находится под влиянием дукхи в большей или меньшей степени.
  2. У дукхи всегда есть причина, которая способствует появлению зависимости – алчность, тщеславие, похоть и др.
  3. От зависимости и страдания можно избавиться.
  4. Полностью освободиться от дукхи можно благодаря пути, ведущему к нирване.

Будда придерживался мнения, что необходимо придерживаться «срединного пути», то есть каждый человек должен отыскать «золотую» середину между обеспеченным, пресыщенным роскошью, и аскетичным, лишенных всяческих благ человечества, образом жизни.

В буддизме выделяют три главные драгоценности:

  1. Будда – им может быть как сам создатель учения, так и его последователь, достигший просветления.
  2. Дхарма – непосредственно само учение, его основы и принципы и то, что оно может дать его последователям.
  3. Сангха – община буддистов, придерживающихся законов данного религиозного учения.

Чтобы достигнуть всех трех драгоценностей, буддисты прибегают к борьбе с тремя ядами:

  • отстранение от истины бытия и неведения;
  • желания и страсти, способствующие возникновению страданий;
  • несдержанность, гневливость, неспособность принять что-либо здесь и сейчас.

Согласно идеям буддизма, каждый человек испытывает и телесные, и душевные страдания. Болезни, смерть и даже рождение являются страданием. Но такое состояние противоестественно, поэтому от него нужно избавляться.

Кратко о философии буддизма

Это учение нельзя назвать лишь религией, в центре которой стоит Бог, создавший мир. Буддизм – философия, кратко принципы которой мы рассмотрим ниже. Учение предполагает помощь в направлении человека на путь саморазвития и самосознания.

В буддизме нет идеи о том, что существует вечная душа, искупающая грехи. Однако, все, что человек делает и каким образом, найдет свой отпечаток – это обязательно вернется к нему. Это не божественная кара. Это последствия всех действий и мыслей, оставляющих следы на собственной карме.

В буддизме есть основные истины, открытые Буддой:

  1. Жизнь человека – есть страдание. Все вещи непостоянны и переходящие. Возникая, все должно быть уничтожено. Само существование символизируется в буддизме как пламя, пожирающее себя, а ведь огонь может принести только страдание.
  2. Страдания возникают из-за желаний. Человек настолько привязан к материальным аспектам существования, что неистово жаждет жизни. Чем больше будет это желание, тем больше он будет страдать.
  3. Избавление от страданий возможно только с помощью избавления от желаний. Нирвана – это состояние, достигнув которого человек испытывает угасание страстей и жажды. Благодаря нирване возникает чувство блаженства, свобода от переселения душ.
  4. Для достижения цели избавления от желания следует прибегнуть к восьмеричному пути спасения. Именно этот путь называется «срединным», позволяющим избавиться от страданий с помощью отказа от крайностей, заключающимся в чем-то среднем между истязанием плоти и потаканием физическим удовольствиям.

Восьмеричный путь спасения предполагает:

  • правильное понимание – самое главное, что нужно сделать, это осознать, что мир полон страданий и скорби;
  • правильные намерения – необходимо стать на путь ограничения своих страстей и стремлений, первоосновой которых является человеческий эгоизм;
  • правильная речь – она должна нести добро, поэтому стоит следить за своими словами (чтобы они не источали зло);
  • правильные поступки – следует совершать добрые дела, воздерживаться от недобродетельных поступков;
  • правильный образ жизни – только достойный образ жизни, не вредящий всему живому, способен приблизить человека к избавлению от страданий;
  • правильные усилия – необходимо настраиваться на добро, гнать от себя все зло, тщательно следя за ходом своих мыслей;
  • правильные помыслы – самое главное зло исходит от нашей собственной плоти, избавившись от желаний которой можно избавиться и от страданий;
  • правильная сосредоточенность – восьмеричный путь требует постоянной тренировки, сосредоточения.

Первые две ступени называются праджня и предполагают этап достижения мудрости. Три последующие – регулирование нравственности и правильного поведения (шила). Оставшиеся три ступени олицетворяют дисциплину ума (самадха).

Направления буддизма

Самые первые, кто поддержал учение Будды, стали собираться в уединенном месте на тот период, пока шли дожди. Так как они отказывались от любой собственности, их прозвали бхикша – «нищие». Они брили голову наголо, облачались в лохмотья (в основном желтого цвета) и переходили с места на место.

Их жизнь была необычайно аскетична. В дожди они прятались в пещерах. Их хоронили обычно там, где они обитали, а на месте их могил сооружали ступу (строения-склепы куполообразной формы). Их входы делали глухо замурованными и вокруг ступ сооружали строения различного предназначения.

После смерти Будды состоялся созыв его последователей, которые канонизировали учение. Но периодом наибольшего расцвета буддизма можно считать время правления императора Ашоки – III в. до н.э.

Можно выделить три основные философские школы буддизма , сформировавшиеся в разные периоды существования учения:

  1. Хинаяна . Основным идеалом направления считается монах – только он может избавиться от перевоплощений. Нет пантеона святых, которые могли бы заступиться за человека, отсутствуют обряды, понятие ада и рая, культовые скульптуры, иконы. Все, что происходит с человеком – результат его действий, мыслей и образа жизни.
  2. Махаяна . Даже мирянин (конечно, если он благочестив), наравне с монахом может достичь спасения. Появляется институт бодхисатв, являющихся святыми, которые помогают людям на пути их спасения. Также появляется понятие рая, пантеон святых, изображения будд и бодхисатв.
  3. Ваджраяна . Представляет собой тантрическое учение, опирающееся на принципах контроля самосознания и медитации.

Итак, основная идея буддизма заключается в том, что жизнь человека – страдание и нужно стремиться избавиться от него. Это учение продолжает уверенно распространяться по планете, завоевывая все больше сторонников.

Сохраните информацию и добавьте сайт в закладки - нажмите CTRL+D

Отправить

Класснуть

Линкануть

Вотсапнуть

Как известно, в современном обществе существуют три мировые религии: христианство, буддизм и ислам. Из этих трех конфессий самая малочисленная – буддизм, но история его появления и развития его традиций, принципов не менее интересна, чем информация о христианстве и исламе.
Буддизм считается одним из самых древних религиозно-философских учений. Однако, сам термин «буддизм» был создан в Европе уже в 19 веке. Возник буддизм в Индии, а основателем этого учения называют Сиддхартха Гаутама, в дальнейшем получившего имя Будда Шакьямуни. Последователи этого учения именовали его «Дхарма» или «Буддхадхарма».
Наблюдая несколько лет за своим разумом, Будда Шакьямуни высказал свою мысль о том, что причина всех страданий людей – они сами. Будда считал, что люди очень привязаны к материальным ценностям, что имеют привычку создавать иллюзии. Он полагал, что путь избавления от этих страданий состоит из медитации и практики самоограничения (то есть следование определенным заповедям). В буддизме главное – стремление к очищению разума от страха, эгоизма, ревности, лени, жадности, злости и других состояний, которые мы привыкли называть пороками. Развивает буддизм такие качества, ведущие к благополучию, как трудолюбие, доброта, сострадание и прочие.
Основателем и главным объектом поклонения в буддизме считается принц Гаутама Сиддхартха. Согласно преданию, в 35 лет он достиг просветления и смог изменить не только свою жизнь, но и жизни тех, кто следовал за ним. Последователи Гаутамы и дали ему имя Будда.
За время своего распространения буддизм впитал в себя большое количество различных верований и обрядов. Одни приверженцы буддизма считают главным самопознание, происходящее через медитацию, другие придерживаются идеи о том, что происходит это через благие поступки, третьи – почитание Будды.
В ранних учениях особое место занимала буддийская медитация. Она представляет собой методы физического и духовного самосовершенствования.
Все последователи буддизма опираются на доктрины. В первой доктрине заложены Четыре Благородные Истины, содержащие информацию о страдании (дуккха): о самом страдании; о причинах страдания; о возможности освобождения от страданий; о путях избавления от страданий. Вторая доктрина содержит в себе учение о карме. Также существуют доктрина анатмавады, доктрина кшаникавады и буддийская космология. Есть несколько трактовок доктрин, они могут отличаться (это зависит от школы). Существует несколько школ, но в каждой из них путь к просветлению основывается на трех главных составляющих: во-первых, это теория о том, как устроен мир; во-вторых, неотъемлемой частью является медитация; в-третьих, определенный образ жизни, когда уже достигнут определенный уровень развития сознания.
Все школы буддизма различаются по их принадлежности к одной из «Трех Колесниц». Первая – это Хинаяна («Малая Колесница»). Как раз-таки она и основывается на Четырех Благородных истинах. Люди, принадлежащие к этой школе, чаще всего монахи. Вторая школа имеет название Махаяна («Великая Колесница»). Основой этой школы являются поучения о сочувствии и пустоте явлений. Практикующие Махаяну соблюдают обет Бодхисаттвы, по которому они, совершая любые действия, должны думать о благе других существ. Еще одна школа - Тантраяна или "Колесница тантр". Здесь выступает основой поучение Будды о природе. Наивысшим достижением в этой школе считается окончательное просветление. Практикующие эту школу в основном йоги или миряне.
Стать последователем буддизма от рождения невозможно, так как нужно осознать и понять три драгоценности: Будду (самая важная драгоценность; Будда Шакьямуни или любой просветленный), Дхарму (учение Будды, объект учения - нирвана) и Сангху (небольшая группа буддистов или же буддисты в целом). После осознания этих драгоценностей необходимо было следовать пяти буддистским заповедям: воздержание от убийства, кражи, распутства, обмана и опьянения. Однако, несоблюдение этих заповедей никак не наказывалось – Будда опирался на здравый смысл своих последователей, а не на страх. Мораль и этика буддистов построены на не совершении вреда, воспитании в человеке чувства сосредоточенности. Медитации помогают познавать связь между духовными, телесными и психологическими процессами.
Учение Будды связано с так называемым срединным путем, согласно которому считается неприемлемым ни аскетизм, ни гедонизм. Сам Будда объяснял, что его учение – не божественное откровение, оно получено им благодаря медитативному созерцанию собственного духа. Итоги зависят лишь от самого человека. Будда считал, что следовать его учению необходимо посредством проверки на собственном опыте. Целью учения Будды является достижение полного раскрытия возможностей ума человека.
Понятие Бога в буддизме весьма необычно, что и отличает его от большинства западных религий. У буддистов нет единого и постоянного Бога, Буддой может стать любой из просветленных. Однако, именно в Будде видят наставника.
Важнейшим письменным источником буддизма считается полное собрание поучений Будды, состоящее из 108 томов. Это собрание имеет название «Канджур». «Тенджур» - комментарии к поучениям, они состоят из 254 томов.
Жизнь, согласно буддизму, – проявление «потоков» дхарм, являющихся невидимыми и неощутимыми. Дхармы составляют опыт живых существ. Под живыми существами понимается не только человек, но и все, что существует в этом мире. Когда поток дхарм распадается, наступает смерть, после которой дхармы формируются заново, следовательно, запускается процесс реинкарнации (переселение душ). На ход этого процесса большое влияние оказывает обретенная в предыдущей жизни карма. Нескончаемый процесс реинкарнации, в ходе которого человек испытывает страдания, прекращается с достижением нирваны (состояние покоя и блаженства, слияние с Буддой).
Понятие «дхарма» весьма распространено в буддистской литературе, особенно в различных философских сочинениях. Также под понятием «дхарма» понимается еще и учение Будды.
Буддийское учение очень многогранно и интересно, в первую очередь, тем, что не основывается на вере. Немаловажным в буддизме является опыт, поэтому ограничиться только описанием содержания буддизма недостаточно. Буддизм кратко – очень сложная философия жизни. Все отличительные особенности буддизма можно увидеть, если сравнить его с другими религиями и мировоззрениями. Важно помнить одно: приближаться к этому учению стоит только тогда, когда разум будет освобожден от различных нравственных стандартов.

Буддизм как мировая религия - одна из самых древнейших, и не напрасно существует мнение о том, что без понимания ее основ невозможно ощутить все богатство культуры Востока. Под ее влиянием формировались многие исторические события и основные ценности народов Китая, Индии, Монголии и Тибета. В современном мире буддизм под влиянием глобализации обрел в качестве последователей даже немногих европейцев, распространившись далеко за пределы местности, где он возник.

Возникновение буддизма

Впервые о буддизме узнали в примерно в 6 веке до н.э. В переводе с санскрита он означает «учение просветленного», что действительно отражает его организацию.

Однажды в семье раджи родился мальчик, который, согласно легенде, сразу встал на ноги и обозначил себя существом, которое превосходит всех богов и людей. Это был Сиддхартха Гаутама, который впоследствии претерпел значительную трансформацию и стал основателем одной из самых масштабных мировых религий, существующих до сих пор. Биография этого человека и является историей возникновения буддизма.

Родители Гаутамы однажды пригласили провидца, чтобы он благословил новорожденного на счастливую жизнь. Асит (так звали отшельника) увидел на теле мальчика 32 отметины великого человека. Он сказал, что этот ребенок станет либо величайшим царем, либо святым. Когда его отец услышал это, то решил ограждать своего сына от различных религиозных течений и любых знаний о страданиях людей. Однако, проживая в 3 дворцах с богатым убранством, Сиддхартха в 29 лет почувствовал, что роскошь - не цель жизни. И пустился в странствие за пределы замков, держа это в секрете.

За стенами дворцов он увидел 4 зрелища, которые изменили его жизнь: отшельника, нищего, труп и больного человека. Так будущий узнал о страдании. После этого личность Сиддхартхи претерпела множество метаморфоз: он ударялся в разные религиозные течения, искал путь к самопознанию, учился сосредоточению и аскезе, но это не привело к ожидаемым результатам, и те, с кем он путешествовал, покинули его. После этого Сиддхартха остановился в роще под фикусом и решил не уходить отсюда, пока не найдет Истину. Через 49 дней он обрел знание Истины, достигнув состояния нирваны, и узнал причину человеческих страданий. С этих пор Гаутама стал Буддой, что в переводе с санскрита означает «просветленный».

Буддизм: философия

Эта религия несет в себе идею непричинения зла, что делает ее одной из самых гуманных. Она учит последователей самоограничению и достижению состояния медитации, которые в конечном итоге приводят к нирване и прекращению страданий. Буддизм как мировая религия отличается от остальных тем, что Будда не считал основой этого учения божественное начало. Он предлагал единственный путь - через созерцание собственного духа. Его целью является избегание страдания, что достигается с помощью следования 4 благородным истинам.

Буддизм как мировая религия и ее 4 главные истины

  • Истина о страдании. Здесь происходит утверждение о том, что все есть страдание, все ключевые моменты существования индивида сопровождаются этим чувством: рождение, болезнь и смерть. Религия тесно переплетена с этим понятием, практически связывая все бытие с ним.
  • Истина о причине страдания. Под этим понимается то, что любое желание является причиной страдания. В философском понимании - к жизни: она конечна, и это порождает страдание.
  • Истина о прекращении страдания. Состояние нирваны является признаком прекращения страдания. Здесь человек должен испытать угасание своих влечений, привязанностей и достичь полного безразличия. Сам Будда никогда не отвечал на вопрос, что это такое, подобно брахманским текстам, в которых утверждалось, что об Абсолюте можно говорить только в отрицательных терминах, поскольку его нельзя оформить в слова и мысленно постичь.
  • Истина о пути. Здесь речь идет о который приводит к нирване. Буддист должен преодолеть три этапа, которые имеют несколько ступеней: этап мудрости, нравственности и сосредоточения.

Таким образом, буддизм как мировая религия значительно отличается от других и предлагает своим последователям придерживаться лишь общих направлений без конкретных указаний и законов. Это поспособствовало возникновению разных направлений в буддизме, что позволяет каждому выбрать самый близкий путь к своей душе.