Что значит гобелен. История возникновения гобеленов

Гобелен – это плотная ткань, на которой особым образом выткана полноценная картина, способная переместить человека, как во времени, так и в пространстве. И это неудивительно, поскольку гобелены были известны еще со времен Древнего Египта, и пришли к нам сквозь века. Рассматривая старинную гобеленовую картину можно представить себя сидящим перед камином в средневековом замке или танцующим в дворцовом зале на блистательном королевском балу. Естественно, технологии производства гобеленовой ткани сегодня изменились, но изделия из нее, в том числе и занавеси из гобелена за прошедшие века ничуть не утратили популярности.

Секреты производства

Естественно, что со временем технологии производства и качественный состав сырья меняется. Меняются и ткани. Неизменными остаются только их названия и возникает вопрос: «Современные гобелены и ткани из них: что это такое?» Попробуем разобраться. Вплоть до XVII века ткани такого типа носили название шпалеров, а потом за их производство взялась именитая французская ткацкая фамилия Gobelin, и давшая впоследствии название уникальному текстилю. На протяжении веков безворсовые ковры изготавливались исключительно вручную, но когда француз Жаккард изобрел свой знаменитый станок, гобелены стали производиться в больших объемах и гораздо быстрее.

Принципы жаккардового плетения при производстве гобеленовых тканей используют до сих пор, но в сравнении с жаккардом, гобелен в разы прочнее, благодаря использованию в десятки раз большего количества нитей. Благодаря этому удается создавать великолепные картины, передавая мельчайшие цветовые оттенки.

Структура гобеленов обычно состоит из двух или трех слоев, что сказывается на весе материала. Можно также изготавливать и двухсторонние изделия, тогда слоев будет соответственно 4–6.

Ведущее требование, которое выдвигается к гобеленовой основе – это прочность. Вплоть до XVIII века для нее применяли овечью шерсть, а ближе к XIX столетию стали использовать натуральный шелк. Сейчас же в промышленности активно применяют синтетические и смесовые нити.

Уток для гобелена непременно должен быть эластичным. Именно благодаря этим нитям можно получить великолепную основу, создавать чудесную картину из шерсти, шелка, акрила, вискозы, люрекса, полиэстера, серебряных и золотых нитей. А объем и структурность изделиям позволяют обеспечить сочетание нитей разной толщины и использование разнообразных способов плетения.

Как правило, картины на гобеленах копируют произведения известнейших художников. А благодаря современным технологиям на них может появиться даже фото заказчика.

Чем хорош или плох гобелен

Любая ткань для штор, в том числе и гобеленовая, характеризуется собственными достоинствами и недостатками.

  • Непревзойденная прочность. Материал абсолютно не рвется, его даже сложно разрезать ножницами.
  • Долговечность. Картины на ткани можно различить и через столетия, первоначальная же свежесть красок сохраняется минимум 10 лет.
  • Разнообразие и универсальность. Благодаря возможности нанести любой узор на гобелен, с его помощью можно украсить интерьер практически в любом стиле.
  • Гипоаллергенность. Если при создании гобелена использованы качественные натуральные материалы, то он не будет притягивать к себе пыль и электризоваться, соответственно, не поспособствует развитию аллергии.
  • Стойкость к загрязнениям. Чтобы изделие оставалось чистым, его обрабатывают специальными средствами.
  • Гобелен нельзя использовать при создании одежды, поскольку материал характеризуется жесткостью и тяжестью.
  • Нельзя стирать в машинке.
  • Гладить изделие тоже нельзя из-за вероятности образования заломов и загибов.

Сфера применения

Многие дизайнеры интерьеров и производители мебели активно генерируют идеи по использованию гобеленов:

  • Гобелен используют для обивки диванов и кресел, изготовления покрывал и подушек. Также изготавливают панно и картины, что позволяет добавить аристократизма в любое помещение.
  • Помещение, где располагается гобеленовая картина, невероятным образом преображается, наполняется характером. Если недостает брутальности, помогут картины со сценами царской охоты или сражений. Цветочные узоры в пастельных тонах помогут добавить нежности в спальню.
  • В мире моды гобелены стали использовать относительно недавно. С тканевыми картинами делают пальто, сумки, костюмы, кошельки.
  • В последнее время в моду вошли .

Гобелен – очень практичный материал. Он прост в уходе, ведь его не нужно стирать, достаточно только почистить щеткой, а после пропылесосить. Если необходимо, можно отдать изделие в химчистку.

Использование гобелена в интерьере гарантированно придает обстановке нотки аристократической роскоши. В такой комнате хочется находиться как можно дольше, поскольку в ней царит дух благополучия, и поэтом тканые картины и портьеры из гобелена так долго остаются в тренде и не выходят из моды.

[Оценивших: 2 Средняя оценка: 5]

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гобелен

гобелена, м. (фр. gobelin). Ковер, обыкновенно стенной, с вытканными на нем художественными изображениями.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гобелен

    Стенной ковер с вытканными вручную изображениями тканая картина. Старинные французские гобелены. Стены в гобеленах.

    прил. гобеленовый, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гобелен

    Стенной ковер ручной работы с вытканными узорами, изображением.

    Плотная декоративная ткань с вытканными узорами.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гобелен

вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В узком смысле - изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 и названной по имени красильщиков Гобеленов. Гобелены ткутся из цветных шелковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются.

Гобелен

вытканный вручную ковёр-картина (шпалера). В строгом смысле ≈ изделие действующей поныне парижской мануфактуры (учреждена в предместье Сен-Марсель в 1662 как королевская; включила ряд частных шпалерных заведений, в том числе мастерскую фламандских ткачей М. Команса и Ф. Планша, основана в 1607). Её главным зданием стала бывшая мастерская известных с 15 в. красильщиков Гобеленов (Gobelins), имя которых утвердилось за мануфактурой и её изделиями. Г. выполнялись цветными шерстяными и шёлковыми (иногда также серебряными и золотыми) нитями по рисункам (картонам) управлявшего мануфактурой художника Ш. Лебрена, а в 18 в. Ф. Буше, Ж. Б. Удри и др. Г. ткались на специальных ручных станках методом выборочного ткачества, т. е. по отдельным участкам, которые затем сшивались тонкой шёлковой нитью. Характерная особенность Г. ≈ рубчатая поверхность лицевой стороны, создаваемая нитями основы, и неровная поверхность оборотной стороны, образуемая швами и нитями утка. Высокие художественные достоинства Г. 17≈18 вв. (с историческими, мифологическими, религиозными и литературными сюжетами) сделали их настолько популярными, что Г. стали называть вначале подражавшие им шпалеры др. мануфактур Франции и др. европейских стран, а в 19 в. ≈ вообще шпалеры и даже машинное обивочное полотно плотного плетения (т. н. гобеленовые ткани). В 19 в. художественный уровень Г. резко снижается. С 1930-х гг. искусство Г. возрождается на новой художественно-стилевой основе. Картоны для Г. в конце 19 ≈ начале 20 вв. создавали Г. Жефруа, К. Моне, Ж. Ф. Рафаэлли и др. После 1945 заметно способствовали развитию искусства Г. картоны художника Ж. Люрса.

Лит.: Fenaille М., État général des tapisseries de la manufacture des Gobelins..., P., 1904≈23; Schmitz Н., Bild-Teppiche. Geschichte der Gobelinwirkerei, 3. Aufl., B., 1922 (библ.); La manufacture nationale des Gobelins, P., 1948.

Википедия

Гобелен

Гобеле́н , или шпалера , - один из видов декоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрёстным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона гобелен определяется как «тканый ковёр ручной работы, на котором разноцветной шерстью и отчасти шёлком воспроизведена картина и нарочно приготовленный картон более или менее известного художника».

Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. В настоящее время для изготовления ковров вручную используются самые разнообразные материалы: отдаётся предпочтение нитям из синтетических и искусственных волокон, в меньшей степени применяются натуральные материалы. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1-1,5 м² ручной работы продолжает оставаться дорогостоящим произведением.

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами, в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для украшения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось размещать их. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, наволочки подушек, также составлявшие комплект.

Примеры употребления слова гобелен в литературе.

Гобелен был порван по краям и имел аккуратно починенные дыры в центре, прямо на борющейся яростной фигуре Берека Полурукого.

Инспектор бил врагов этажеркой, гобеленом , тумбочкой в стиле ампир, статуэткой небесной танцовщицы апсары - она пробила ногой диван.

Прекрасные гобелены , красочная работа мастеров Тира, Кандора и Арад Домана, затканные серебряными, золотыми и разноцветными нитями, висели точно напротив друг друга.

Неужели Гобелен пострадал бы так сильно, - спросила она, обнаружив, что и в самом деле может пользоваться ртом, когда тело контролирует Атропос, - останься Седрик в живых?

Поэтому, после того как Лахесис анализировала, измеряла и помечала каждую потенциальную жизнь, Атропос брала кусок бесконечной нити, которую пряла Клото, а потом закрепляла ее на Гобелене .

Улыбнувшись, Валентин перевел взгляд на Питера Романова, багроволицего толстяка, красовавшегося в изорванном гобелене .

Но поскольку паучок в участники истории попал случайно, изменился он тоже не так, как следовало бы ожидать: вместо того чтобы стать, в соответствии с пропорциями гобелена , совсем крохотным и занять тело какого-нибудь древнего гобеленного паука, Прыгун почти не уменьшился.

Вверху растворяли окна в густолиственный мир фантазии роскошно-тусклые гобелены пятнадцатого века.

И Дандина вновь начинала рассматривать гобелен , свешивавшийся со стены каюты.

Начни Дор действовать самостоятельно - и он наверняка остался бы внутри гобелена навсегда.

Беллотто, восемь картин Каналетто, по крайней мере, тридцать пять гравюр Дюрера и Кульмбаха, один подлинный Гобелен .

В большом шатре полотняного городка перед Вильтеном пестрели красками роскошные гобелены и ковры, торжественно шуршали знамена, важно высились гербы Люксембурга, Каринтии, Крайны, Герца, Тироля.

Множество других превосходных вещей, в том числе севрский обеденный сервиз, гобелен , бронзу Бари и картины Детайля, Фортуни и Джорджа Иннеса, купили Уолтер Ли, Артур Райверс, Джозеф Зиммермен, судья Китчен, Харпер Стеджер, Тэренс Рэлихен, Трэнор Дрейк, мистер Саймон Джонс с женой, мистер Дэвисон, Фруэн Кэссон, Флетчер Нортон и судья Рафальский.

Полетите к Мозговитому Кораллу на ковре-самолете, а потом отправитесь к гобелену .

Он был завален мебелью и гобеленами , выброшенными из тысяч высоких окон, выходящих во двор, но дорожка была расчищена к ближайшей лестнице, что все вилась и вилась вверх, пока, наконец, господина Нараяна не вытолкнули на крышу дворца.

Благодаря необычному виду и текстуре гобелены очень часто привлекают внимание дизайнеров и заказчиков. Разобраться со всеми тонкостями создания интерьера и ухода за таким изделием помогут некоторые знания о нем.

Что это такое?

Гобелен, или шпалера является результатом одного из видов прикладного искусства. Готовое изделие носит как утилитарные, так и декоративные свойства. В современном же дизайне к гобелену относятся как к произведению искусства, живописной картине. В создании полотна не используются кисти и краски, материал чисто тканый.

Благодаря разнообразным переплетениям цветных нитей создается уникальное произведение, которое выполнено на определенную тему, например, любовный сюжет или один из моментов летней охоты, а может носить и абстрактный смысл.

История возникновения

Истоки создания шпалер проследить очень сложно. Это обусловлено тем, что многие народы независимо друг от друга занимались и развивали ткачество внутри своей этнической группы. Самые древние гобелены родом из Египта. В гробнице Тутмоса IV (XV до н. э.) найдено льняное полотно с изображением скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (XIV до н. э.) – платье и перчатки, созданные по подобию шпалеры. Но и такие веские причины утверждать, что это самые первые гобелены, не являются доказательством этого.

Историки утверждают, что этот вид ткачества египтяне переняли у народов Месопотамии, этому свидетельствуют записи древних авторов.

В поэме Гомера «Одиссея» существует упоминание о предметах погребения, выполненных в технике гобелена. Этот факт свидетельствует о существовании ткачества в Древней Греции и Риме.

На другом конце света, в доколумбовой Америке, преимущественно в древнем Перу, при раскопках были найдены элементы шпалер, более всего по применению соответствующих современным представлениям о гобеленах. Ткаными картинами перуанцы не только украшали стены, но и использовали их, прячась от сквозняков.

Изысканностью и особой тонкостью отличались древние шпалеры из Китая. Китайские мастера для создания таких элементов декора и одежды использовали мотивы, взятые у природы: необычайно красивые и экзотические цветы, перевитые стебли, утонченные пейзажи. Искусство такого вида ткачества у китайских народов переняла Япония.

Широкую известность в Европе в Средние века гобелены получили благодаря массовым походам крестоносцев. Гобелены были особо ценным трофеем и высоко ценились.

Каждому народу было присуще свое название шпалер: у греков – «тапес», в Италии – «арецци», в латинском языке – «тапетум». Само слово «гобелен» родом из Франции. В XVII веке открылась королевская мануфактура Гобеленов, давшая название своей продукции.

При чем специалисты утверждают, что только изделия данной фабрики могут по праву называться «гобеленами», остальные же – шпалеры.

Стоит отметить, что область применения тканого искусства велика и многообразна. Помимо утилитарных и декоративных свойств, шпалеры используются по сей день в качестве обивки для мягкой мебели, как элементы одежды или одежда в целом (для создания традиционных нарядов), в качестве замены классической иконописи, в геральдическом смысле и так далее.

Техника изготовления

Традиционно гобелены создаются вручную. Процесс напоминает плетение безворсовых ковров, но он более трудоемкий и кропотливый, так как нити гораздо тоньше, а рисунок очень детализированный.

Изначально в качестве основного инструмента для создания изделия была обыкновенная рама, на которую натягивались нити основы. Чтобы добиться нужного натяжения использовали гвозди, вбитые в раму или равномерно проделывали специальные отверстия на внутренней стороне самой рамы. Нить утка, намотанная на катушку или просто смотанная в клубок прокидывается между нитями основы, а после завершения ряда прибивается пальцами или с помощью специальной колотушки.

Более техническим считается процесс с использованием станка. Его особенность заключается в том, что станок можно разместить как горизонтально, так и вертикально.

Мастер работает по нарисованному на картоне эскизу, причем размер рисунка и цвета полностью совпадает с размерами и цветами будущей шпалеры. Но несмотря на то, что ткачу приходится копировать другое произведение, он должен обладать художественными задатками, уметь сохранить цветопередачу, разбираться в тонкостях изображения светотени, представлять, как будет выглядеть готовое тканое произведение, чтобы подобрать нужную нить в данном ряду.

Большие мануфактуры, производящие изделия в глобальных масштабах, даже устраивали при своих фабриках художественные училища, что повышало качество готовой продукции.

Так как процесс создания этого полотна очень трудоемкий и затратный по времени, над одной шпалерой могут трудиться до 5-6 человек. Таким образом, одно произведение делится на несколько частей, которые потом сшиваются шелковой нитью. Понять это можно было, взглянув на изнаночную сторону: на ней присутствовали швы.

Благодаря большому количеству техник возможно добиться разнообразных эффектов при изготовлении шпалеры. Если в классическом виде нити основы остаются невидимыми, то в современном исполнении мастера могут нарочито оставить их на лицевой стороне рисунка. Такой прием получил название репсового, потому что ткань принимает определенный рельеф в рубчик, что в переводе на французский звучит как «репс».

Современный гобелен как элемент декора за последние десятилетия претерпел большие изменения. Такой вид украшения стен и разных поверхностей стал настолько популярен в последние годы, что просто обязан был стать более доступным в массах.

Полностью тканое изделие – это дорогое удовольствие, такой изыск могут позволить себе немногие. А вот нетканый гобелен очень прост в исполнении, а внешне почти не отличим от оригинала.

Создается такое изделие с помощью особой выкладки рисунка цветными волокном или нитями на основе. Изделие сложно назвать гобеленом в традиционном смысле этого слова, ведь «гобелен» – это, прежде всего, сотканное полотно. Однако выложенный рисунок имеет тканую текстуру и очень детализированный и динамичный рисунок.

Китайские мастера придумали еще один вид нетканой шпалеры. Панно изготавливаются без использования спиц или крючка. Все элементы изготавливаются из картона, на который впоследствии наматывается пряжа. На полностью обмотанную основу и раму мастер клеит уже готовые детали, создавая композицию.

Преимущества и недостатки

Преимуществ у гобелена как у элемента декора немало. Смотрится такая картина очень изысканно, ее хочется разглядывать, запомнить каждый элемент, она волшебным образом привлекает внимание, создает уют и теплую атмосферу в доме.

В практичном смысле такое приобретение тоже станет полезным. Полотно обладает антистатическим свойством и не притягивает пыль, ткань хорошо держит форму, не коробится и не деформируется, проста в уходе. Гобелены подходят к любому стилю в интерьере, главное – грамотно подобрать рисунок.

К недостаткам можно отнести сравнительно большой вес, что не позволяет использовать технику применительно к повседневной одежде. В домашних условиях изделие лучше не стирать и не гладить, так как это может повлиять на его внешний вид.

Основные характеристики

У каждого народа был свой способ плетения гобеленов. Отличаются они по фактуре и по использованному материалу. В настоящее время для создания определенного рельефа мастер подбирает любой необходимый способ изготовления.

  • Полотняное плетение считается самым распространенным и имеет более широкое применение у умельцев. Для создания изделия нить утка в шахматном порядке проходит через нити основы. Таким образом первая прокидка перекрывает четные нити основы, а вторая – нечетные.
  • Египетское плетение создает из нитей утка подобие обычной косички. Такой эффект получается благодаря тому, что нить, создающая рисунок, оплетается вокруг нити основы узлом и затягивается. Этот процесс один из самых трудоемких. Зачастую лишь определенные элементы плетутся данным способом.
  • Греческое плетение образует не плотную, рыхлую поверхность. Для провязывания ряда требуется 2 или 3 нити утка, которые переплетаются между собой нитями основы как обычная коса.

Более сложные в исполнении способы плетения: вязка, сумаховое плетение, саржевое, гиордес, сене. Каждый отличается по плотности, рельефу, возможности изготовления элементов разной сложности. Каждому способу соответствует свой материал.

Шерстяные, хлопковые, шелковые нити способны либо подчеркнуть рельефность, либо наоборот, создать идеально ровную поверхность.

Разновидности ткани

В современном представлении гобелен как материал является разновидностью жаккардовой ткани. Жаккард – это крупноузорчатая ткань сложного или простого переплетения более 24 нитей, которая отличается высокой плотностью, прочностью, сложностью узора, многогранностью фактур, расцветок и узоров. Основа обычно льняная, а вот нити утка шелковые, шерстяные или синтетические.

Тонкие, изящные, с подробной прорисовкой гобелены получаются из шелковых нитей. Из такого материала шьется одежда, шторы, покрывала.

Для утилитарных целей, таких, как защита от сквозняков, подойдут изделия из шерсти. Шерстяные нити – самый удобный и менее трудозатратный материал для плетения, но очень тяжелый. Из него получаются ковры на стены и на пол. Обивку мягкой мебели лучше всего производить из хлопковых материалов. А скатерти и постельное белье – изо льна. Металлические нити применяются в декоративных целях, придают блеск и переливаются на свету.

Модные узоры и расцветки

Так как эти изделия имеют вековую историю и считаются атрибутом древности, в наше время считается модным подчеркнуть именно это свойство. Исходя из этого, тематика рисунка гобелена отражает моменты, не связанные с современной жизнью – это иллюстрации к средневековой книге или тканая репродукция произведения эпохи Возрождения, изображение сцены охоты на Руси.

Такие полотна, даже изготовленные на современных фабриках, заставят задуматься о том, что, возможно, когда-то именно этот гобелен висел во дворце короля Франции. Интерьер сразу приобретет «историю».

Еще одной «классикой» в исполнении гобеленов считается изображение природы на полотнах. Шпалеры с оленями, медведями, лошадьми и просто шикарными пейзажами – более демократичный вариант, чем, например, классические батальные сцены.

Для романтических особ, предпочитающих такие стили, как шебби-шик, цветы на гобеленах прекрасно дополнят дизайн интерьера. Шикарные пионы, розы, гибискусы – основные атрибуты стиля под старину. Более инфантильные сюжеты – это кадры из фильмов аниме или изображение милых котиков и щенков на полотнах. Тканые календари – оригинальный способ узнать дату и подчеркнуть стилистическую направленность интерьера.

В историческом смысле гобелены не имеют слишком яркие расцветки. Раньше не существовало пигментов, способных создать, например, сочный цвет лайма или небесно-голубой, все оттенки приглушенные, мягкие, но глубокие. Отталкиваясь от этого выбирайте гобелен для классических и минималистических интерьеров в таких цветах. В ярких поп-арт-дизайнах с красками можно поэкспериментировать. Для сюжета здесь обязательно найдется пища для размышления.

Области использования

В современном мире область использования гобеленов несколько сузилась. Из-за своей тяжести шпалеры не годятся для полноценного изготовления одежды, хотя в древности традиционной одеждой в Японии и Китае считались тканые халаты и платья. Дизайнеры в мире высокой моды продолжают создавать наряды от кутюр в этой технике, но едва ли такие модели дойдут до коллекций прет-а-порте.

А вот элементы – обработка края рукава или лацкана на пиджаке, можно встретить в обычной жизни.

В интерьерах область применения их шире. Из жаккардовой ткани шьют обивку для мебели, наволочки, покрывала. Если говорить о древних областях применения шпалер, то достаточно вспомнить «Одиссею» Гомера, в которой Пенелопа ткала для своего свекра саван, так как технологии строительства жилья были на низком уровне, и шерстяные ковры плелись для укрытия от сквозняков и холода. Для королей во время путешествий и военных походов готовились целые шатры из гобеленов.

Лучшие производители

Существует множество ткацких фабрик, специализирующихся на производстве гобеленов или имеющих одно из направлений, связанных с ними, и в России и по всему миру.

Город Иваново славится изготовлением самых разных тканей. Ивановские шпалеры применяются для изготовления наволочек, картин, панно, портьер, покрывал, салфеток, сумок, календарей. На фабриках трудятся дизайнеры, художники, специалисты по проектированию и работники, отвечающие за бесперебойную работу станков. Все оборудование преимущественно изготовлено за границей, а опыт по созданию рисунков перенят у мастеров из Китая, Турции и Италии.

Приобрести ивановские гобелены можно на выставках ивановской продукции, в розничных точках сбыта, а также через интернет-магазины.

Начиная с конца ХV века Фландрия взяла первенство на три века вперед по цеховому производству шпалер самого высшего класса. Основными центрами стали города Бельгии – Брюгге и Антверпен, а чуть раньше Аррас. Главное отличие бельгийских гобеленов – введение в ткань нитей «кипрского золота» – крученый шелк или лен обвивался золотой или серебряной проволокой. В изделие включаются драгоценные металлы, что придает особую цену полотну.

По настоящий день бельгийские гобелены уникальны и считаются недешевым приобретением.

Наряду с ними французские и итальянские изделия вобрали в себя традиционные аспекты ткачества, совместимые с новейшими технологиями. Европейские фабрики предлагают панно со средневековыми мотивами, а также готовы создать репродукцию современных художников.

Франция, Бельгия и Италия с давних времен и по сей день считаются классическими производителями гобеленов.

Для уникальных и колоритных решений рекомендуется обратить свое внимание на Восток. Здесь ручные работы представлены индийскими, китайскими и японскими мастерами. Тематика гобеленов из Индии – традиционные орнаменты, изображения слонов, бога Шиввы и других божеств.

Китайские гобелены также отражают элементы истории и традиций. Множество мотивов посвящено изображению природы, удивительных и красивых цветов, значимых событий.

Японские изделия поражают своей красочностью. Частой темой является японские женщины в национальных нарядах со всевозможной культурной атрибутикой, ветви цветущей сакуры, пейзажи, архитектурные элементы.

Гобелен – это плотный тканый материал, который долгое время считался признаком роскоши и достатка. Свое современное название ткань получила по фамилии французской семьи Gobelin, которая в 17 веке впервые наладила промышленное производство гобелена. Однако тяжелые ковры без ворса с причудливыми орнаментами и замысловатыми сюжетами впервые появились много веков назад.

Сегодня гобеленом принято называть любой плотный и тяжелый текстиль, который производят путем переплетения нитей шерсти и шелка. Тканые ковры, приятные на ощупь, производятся при помощи станков. Как создавались прекрасные полотна в старину, когда о подобных машинах приходилось только мечтать?

История происхождения и состав материала

Создание гобеленовых картин – это древнейшее искусство, которое уходит корнями во времена правления египетских фараонов. Гробницы древних императоров украшали тяжелые ткани с античными сюжетами, выполненные в технике гобелен. Позже искусство ткать ковры перешло к древним грекам – свои жилища люди украшали полотнами, на которых были вышиты мифологические герои и изображения богов.


В Америке задолго до ее открытия индейцы создавали тканые ковры по особой технологии. В Китае и Японии ткацкое искусство также было освоено на высшем уровне (см. фото). Каждая страна привносила в процесс создания свои тонкости, благодаря чему сегодня существует огромное разнообразие видов гобелена.

Ручное создание гобеленовых тканей – процесс трудоемкий и кропотливый. За 1 год мастер мог сплести ковер размером 1,5 на 1,5 метра. Нити шелка и шерсти разбавлялись чистым золотом и серебром, поэтому стоило такое полотно баснословных денег. Позволить себе гобеленовые полотна могли только очень богатые и состоятельные люди.


Производство гобеленов

Только в конце 17 века производство по созданию гобеленов приобрело промышленные масштабы. На первой в России шпалерной фабрике (шпалера – это другое название гобелена) работали исключительно французские мастера. Чтобы обучиться нелегкому ремеслу, ученик должен был практиковаться у опытного мастера на протяжении 12 лет.

За основу материала берется натуральное полотно – обычно, лен. Основа изделия должна быть твердой и прочной, держать форму. Для переплетения берутся нити шелка, шерсти, хлопка, вискозы, акрила, люрекса и полиэстера. В дорогих изделиях ручной работы можно встретить серебряные и золотые нити.

Разновидности гобелена и их особенности

Ручное ткачество – древнейший вид рукоделия. Каждая страна привносила в искусство создания шпалеры свои особенности.

По смысловому сюжету различают следующие разновидности гобелена:

  • аррас – европейская технология создания гобелена, для которой характерны яркие детали и незамысловатые сюжеты;
  • алентур – создание пейзажей на полотнах, которые затем помещаются в деревянную оправу;
  • вердюра – картины в темно-синих и зеленых тонах, с изображением животных и птиц на фоне природы (см. фото);
  • фламандские шпалеры – особенностью этих картин является многосюжетность, копирование и присутствие одинаковых элементов на полотне;
  • персидские ковры – ткани с характерным восточным орнаментом, изображающие диких зверей, медальоны или вазоны причудливой формы;
  • турецкие ковры – характерна яркая расцветка, красный фон и арабески синего и желтого цвета.

Вердюра

По плотности гобеленовые ткани подразделяют на:

  • легкие – 180 г/кв. м;
  • средние – 280–380 г/кв. м;
  • тяжелые – 700 г/кв. м.

Достоинства и недостатки ткани

Любое описание гобеленовых полотен характеризует их как привлекательный вид текстиля, отличающийся превосходным дизайном и великолепием. Однако, кроме эстетики, эта ткань обладает весомым набором других преимуществ:

  • прочность – материал практически невозможно порвать руками и очень сложно разрезать ножницами;
  • износостойкость – ткани из гобелена сохраняют свой безупречный внешний вид на протяжении десятилетий, картины могут храниться веками, цвета не тускнеют и не выгорают на солнце;
  • многообразие цветов и техник переплетения – из гобелена можно создать декоративные изделия на все случаи жизни;
  • гипоаллергенность – в основе материала лежат натуральные нити высокого качества, ткань способна отталкивать пыль;
  • антистатический эффект – гобелен не притягивает к себе статическое электричество;
  • неприхотливость в уходе – ткань устойчива к загрязнениям и не требует частых стирок.

Антикварный гобелен

К недостаткам ткани можно отнести:

  • тяжелый вес – гобелен непригоден для создания предметов одежды ввиду жесткости и тяжести, его заменяют более удобным и легким жаккардом;
  • низкая способность пропускать воздух;
  • ограничения в уходе – полотна нельзя стирать в машине и гладить утюгом;
  • высокая стоимость.

Области применения


В средние века главной целью создания гобеленовых полотен являлось украшение жилища знати. Коврами с изображением знаковых для страны войн, портретов правителей или моментов охоты декорировали стены замков и дворцов.

Сегодня гобелен пользуется огромной популярностью в легкой промышленности. Если несколько сотен лет назад покрывало из тканого полотна мог позволить себе лишь очень состоятельный человек, сейчас декоративные шпалеры доступны многим. Многие именитые дизайнеры используют гобелен для создания декоративных шедевров.


Диванная подушка из гобелена

Основные сферы применения гобелена:

  • производство мягкой мебели (обивка для диванов и кресел);
  • изготовление предметов интерьера для создания домашнего уюта: диванные подушек (см. фото), покрывал, пледов, штор, картин, настенных ковров;
  • изготовление аксессуаров (сумочек, косметичек, поясов, клатчей).


Современные гобеленовые ткани очень разнообразны и удачно вписываются в интерьер большинства помещений. Сумочки из данного материала по прочности не уступают изделиям из натуральной кожи. Шторы из гобелена выглядят дорого и эффектно, к тому же на 100% препятствуют проникновению солнца в помещение. Особого внимания заслуживают картины и ковры, созданные ручным способом, – изделия поражают своей красотой и качеством (см. фото гобелена).


Уход за гобеленом

Уход за гобеленом специфичен и во многом отличается от привычного ухода за другими тканями. Стирка – ручная или в машинке – для тканого материала противопоказана. Обивку диванов и кресел обрабатывают специальными чистящими составами, которые можно приобрести в мебельных магазинах.

Ткань, в состав которой входит шелк или шерсть, чистится при помощи салфеток из безворсовых тканей или сухой щетки. Если на поверхности образовалось пятно, лучше отдать изделие в химчистку, чтобы не повредить дорогой материал. Художественные ткани в домашних условиях чистят с помощью пылесоса. При намокании изделие необходимо тщательно просушить на солнце.


Чтобы декоративные полотна отлично сохранились на долгие годы, необходимо следовать рекомендациям по уходу:

  • ковры нельзя вешать рядом с камином во избежание скопления копоти;
  • для удаления пыли следует использовать сухую щетку;
  • пылесосить ткань нужно с обеих сторон;
  • поскольку гладить утюгом гобелен не рекомендуется, во избежание образования заломов при длительном хранении следует намотать ткань на пластиковую бутылку или другое изделие цилиндрической формы.

Стулья из дворца работы мастера Гамбса в романе И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» были обиты мебельным гобеленом. А чем еще известен гобелен? Название вызывает у многих в памяти картину или ковер на стене с невероятно красивым рисунком. Получается, что еще и ткань имеет такое же название. Где она применяется?

Что это такое

Ответа на вопрос, что такое гобелен, может быть два. Это декоративный ковер или тканая картина, которая украшает интерьер. Также гобелен - это такая особая ткань, что спутать с другими ее невозможно за счет особого вида переплетения нитей. И применяется она не только для изготовления настенных картин. Область ее использования гораздо шире.

Гобеленовое полотно

К сведению! Одежду из этой ткани носили египетские фараоны. Древние греки и римляне украшали дома гобеленами с изображениями подвигов богов и героев. Погребальные саваны в Перу шили из гобелена. Япония и Китай не остались в стороне, там гобелены создавались из шелковых нитей. А для изделий, которые предназначались императорам, использовали золотые и серебряные нити.

Создание гобелена - трудоемкий и кропотливый процесс, от ткача требовалось невероятное терпение. Для создания ковра размером 1,5×1,5 м требовался целый год. Поэтому изделия были штучные, выполнялись на заказ и стоили невероятно дорого.

В Европу гобелен (ткань) попала благодаря крестовым походам. Экзотические узоры пришлись по душе европейцам, и в 17 в. французы по фамилии Гобелен наладили производство декоративного материала. Ранее ковры - тканые картины называли шпалерами, но позже за ними закрепилось знакомое многим определение - гобелены.

В начале 19 в. француз Ж. Жаккард изобрел станок для производства сложных узорчатых тканей. С тех пор стоимость материала гобелен снизилась, а сам он стал несколько тоньше. Но и применяться стал шире.


Ткацкий станок Жаккарда

В России первая шпалерная фабрика появилась в эпоху нововведений императора Петра I. Именно он выписал из Франции лучших мастеров и основал шпалерную мануфактуру, на которой долгое время работали исключительно французские ткачи.

Современные техники производства:

  • на раму натягивают нити основы (они могут быть любого цвета, поскольку их в конечном изделии не будет видно), а уточными нитями образуют одновременно ткань и рисунок;
  • перекрестное переплетение нитей на станках;
  • машинное производство с соблюдением традиций ручного плетения.

Получается сложный рельефный рисунок, называемый жаккардовым по имени создателя станка. Большое количество нитей образует плотный и прочный тканый гобелен. Если необходимо получить двухстороннее изделие, берут две основы. Нити утка связывают между собой, двигаясь по заданному рисунку.

Важно! Правила русского языка гласят: правильное написание слова, обозначающее тканый ковер ручной работы, именно «гобелен», а «гобилен» или «габелен» являются недопустимыми формами. Слово произошло от французской фамилии Gobelin.

Состав гобелена

Состав ткани подбирают таким образом, чтобы основа была прочной. Подходит лен, хлопок, шерсть. А нити утка должны быть мягкими и эластичными. Это необходимо для создания уникального узора. Поэтому используют шелк, вискозу, акрил, полиэстер. При этом нити могут быть разными по толщине, это придает большую фактурность ткани. Всего для плетения используют порядка 10 нитей.


Гобелен с шерстяными нитями

Характеристика материала

Сложная структура и большое количество нитей наделяют материал следующими характеристиками:

  • ткань имеет трехслойную структуру, поэтому она гораздо тяжелее других видов;
  • за счет сложного плетения и большого количества нитей обладает высокой плотностью (до 350 г/м²);
  • устойчивость к сминаемости за счет высокой плотности;
  • стойкость цветов за счет качественной окраски синтетической ткани;
  • не подвержен деформации.

Разновидности ткани

Ткани различают по нескольким признакам.

По структуре:

  • однослойная;
  • двухслойная;
  • трехслойная.

По плотности:

  • легкая;
  • среднетяжелая;
  • тяжелая.

По виду нанесенного рисунка виды гобелена бывают следующие:

  • с крупным рисунком;
  • с мелким затейливым орнаментом;
  • с узорами, имитирующими вышивку;
  • меланжевый (смешанного цвета);
  • однотонный гобелен.

По количеству использованных основ:

  • односторонний;
  • двухсторонний.

Гобеленовая ткань кантри-меланж

Область применения

Широкий спектр видов гобеленовых тканей позволяет использовать его в различных целях.

Гобелен для обивки мебели - конечно, в первую очередь стулья, но еще и диваны, кресла, пуфы.


Диван, обитый гобеленом

Декоративные подушки и наволочки.


Наволочка

Покрывала.


Покрывало

Шторы и гардины.


Ламбрекен

Изумительной красоты настенные панно.


Панно «Фруктовый нектар»

Модные аксессуары - сумочки, пояса, косметички.


Сумка ручной работы

Одежда - пальто и жакеты.


Куртка-косуха из гобелена

Обивка стен для создания тематического интерьера.


Стены, отделанные тканью

Для создания особой атмосферы в помещении есть несколько известных гобеленовых сюжетов:

  • восточный - теплые и мягкие цвета, изображения людей, животных или мелкий орнамент;
  • кантри - для любителей народного стиля, глиняных изделий, тканых ковриков;
  • скандинавский - светлые пастельные тона, натуральность и лаконичность;
  • прованс - морские пейзажи, цветы, домики у моря, много солнца.

Обратите внимание! Гобеленовую картину можно вышить своими руками. Техника несложная, схожая с методом вышивания крестиком. Вышивка картин выполняется швом, который так и называется гобеленовый. Лицевая часть стежка напоминает неполный крест, а изнаночный проходит наискосок. В продаже есть готовые наборы, в которых есть все необходимое для вышивки.


Вышивка гобеленовым швом

Как определить, что это гобелен

Гобеленовая ткань от обычной (хлопковой, например) отличается толщиной и весом благодаря многослойности. Кроме того, визитной карточкой ткани является особое переплетение нитей, которое невозможно спутать с другим.

В чём заключается уход

Гобелен - не самая капризная ткань, но уход за ней все же необходим особый. В уходе нужно соблюдать рекомендации производителя, размещенные на ярлыке, этикетке товара.

Самое главное, что нужно помнить при использовании изделий из этой ткани, - не допускать намокания гобелена и избегать постоянного воздействия на него солнечных лучей.

К сведению! На шероховатой поверхности ткани, в рубчиках, быстро скапливается пыль. Если ее не удалять регулярно, изделие приобретет серый оттенок и утратит нарядный внешний вид.

Уход за гобеленовой тканью:

  • от пыли избавиться можно с помощью домашнего пылесоса или мягкой одежной щетки;
  • загрязнение можно протереть мягкой губкой, смоченной водой с минимальным добавлением моющего средства. Затем просушить в хорошо проветриваемом месте;
  • гладить изделия не рекомендуется, в самом критичном случае - с изнаночной стороны, утюг разогреть не более 150 °С;
  • стирать в машинке нельзя. Только ручная стирка;
  • тканые картины не стоит размещать в местах попадания прямых солнечных лучей.

Плюсы и минусы

Достоинства ткани заключаются в следующем:

  • широкая область применения;
  • простота в уходе;
  • износостойкость и прочность;
  • множество текстур, расцветок, фактур на любой, самый требовательный вкус;
  • специальная обработка изделий делает материал устойчивым к загрязнениям;
  • приятная на ощупь.

К недостаткам относят следующие характеристики:

  • жесткость и тяжесть ткани;
  • запрет на стирку и глажку изделий;
  • высокая стоимость.

Старинные шпалеры