Котел на дизтопливе для отопления частного дома. Использование дизельных котлов для отопления

Далеко не каждый человек согласится установить у себя дома электрическое отопление. Многих откровенно пугает электрический обогрев. А в некоторых домах и поселках это становится невозможным за счет отвратительного качества электросети или постоянных отключений электроэнергии. Интересной заменой электрокотлу станет дизельный котел, работающий на солярке. В этом обзоре мы рассмотрим конструкционные особенности жидкотопливного оборудования и познакомим вас с самыми популярными моделями.

Устройство и принцип работы

Дизельный котел является отличной альтернативной любому другому типу котлов, кроме газовых – с ними по дешевизне и удобству не сравнится никто. Работая на дизтопливе, они генерируют тепло в автоматическом режиме, практически не требуя участия пользователей. Этим они существенно выигрывают перед твердотопливными агрегатами, которые не могут жить без человека – в них нужно постоянно подкидывать дрова и убирать из них угольки и золу.

Дизельный котел может выиграть и перед электрическим отопительным оборудованием. В первую очередь следует выделить низкое энергопотребление – электроэнергия здесь используется разве что для работы горелки и работы автоматики. Ему не нужна мощная электропроводка, а ежемесячные расходы «на свет» будут сравнительно скромными. А во вторую очередь, дизельные котлы могут работать на других видах жидкого топлива. Если же в доме внезапно отключится электроэнергия, они смогут поработать на маломощных бесперебойных блоках питания.

Жидкотопливный дизельный котел отличается сравнительно простым устройством – по своей конструкции он напоминает самый обыкновенный газовый отопительный агрегат. Различие кроется только в устройстве горелки – здесь она работает на жидком топливе:

  • Топливный насос подает горючее в горелку;
  • Сюда же, с помощью вентилятора, подается воздух;
  • Образуется топливно-воздушная смесь, поступающая в камеру сгорания;
  • В камере сгорания топливная смесь воспламеняется и сгорает с выделением большого количества тепловой энергии.

Для того чтобы увеличить производительность, котлы на дизтопливе нередко оснащаются системами подогрева топлива.

Давайте посмотрим, что еще есть в дизельных котлах:

  • Основные теплообменники – используются для подогрева теплоносителя, могут быть стальными или чугунными;
  • Вторичные теплообменники – применяются в двухконтурных моделях для подготовки горячей воды;
  • Электронные или механические модули управления – обеспечивают соблюдение температурного режима;
  • Корпуса с теплоизоляцией – обеспечивают безопасную эксплуатацию и сохранение тепла.

Также на борту дизельных котлов нередко ставится встроенная обвязка – это группа безопасности, расширительные бачки и циркуляционные насосы.

Группа безопасности включает в себя манометр, автоматический воздухоотводчик и предохранительный клапан.

Принцип работы дизельного котла довольно прост и весьма доходчиво иллюстрирован на приведенной выше картинке.

Любой дизельный котел работает так же, как и его газовые собратья – при команде с модуля управления происходит розжиг горелки, начинается нагрев теплоносителя, который продолжается до тех пор, пока не будет подана команда на отключение горелки. В двухконтурных моделях предусмотрены дополнительные теплообменники с трехходовыми клапанами – при открытии крана с водой происходит отключение отопительного контура, горячий теплоноситель циркулирует через вторичный теплообменник, подготавливая горячую воду.

Расход дизельного котла равен примерно 1/10 от его тепловой мощности. Например, если выбранная модель обладает мощностью 24 кВт, то она будет потреблять около 2,4-2,5 л/час. Минимальный расход топлива характерен только для самых маломощных агрегатов – это типичные варианты для дачи. Отопление дизельным топливом нельзя назвать намного более выгодным, чем отопление электроэнергией, но у него есть свои преимущества, о которых мы рассказали чуть ранее.

В реальности расход топлива может колебаться в ту или иную сторону, в зависимости от конструкционных особенностей горелки и котла.

Разновидности дизельных котлов

Дизельные котлы для отопления частного дома и зданий иного назначения представлены на рынке отопительного оборудования множеством разновидностей – это агрегаты с креплением на стену или для монтажа на пол, модели с одним или двумя контурами, со встроенными или подключаемыми горелками. Давайте рассмотрим их более подробно.

По типу крепления

По данному признаку жидкотопливное оборудование подразделяется на модели с редким настенным или более распространенным напольным видом крепежа. Настенный дизельный котел – это компактный отопительный агрегат, не занимающий много места в котельной. Он может оснащаться одним или двумя теплообменниками, а потребители хвалят данное оборудование за небольшие размеры и приемлемый дизайн. Правда, данные приборы отличаются ограниченной мощностью.

Напольный дизельный котел – это самое распространенное жидкостное отопительное оборудование. Напольники представлены моделями самой разной мощности, вплоть до 100 кВт и даже больше – на основе самых мощных агрегатов сооружаются производительные дизельные котельные, способные питать сразу несколько домовладений или вырабатывать тепло для зданий промышленного, хозяйственного или административного назначения.

Наибольшим распространением пользуются именно напольные дизельные котлы – они представлены на рынке большим разнообразием моделей.

Стальные и чугунные

Отопительный котел на дизельном топливе может быть изготовлен на основе стального (нержавеющая сталь) или чугунного (надежного и выносливого) теплообменника. Стальные теплообменники характеризуются небольшим весом и дешевизной. Поэтому и оборудование на их основе является самым простым и доступным. Но им присущ один недостаток – они отличаются непродолжительным сроком службы. Поэтому ими комплектуются только самые дешевые отопительные агрегаты.

Чугунными теплообменниками комплектуются более производительные и дорогие дизельные котлы. Они отличаются массивностью и большим весом, зато они с легкостью переносят высокие температурные нагрузки. Использование чугуна характерно не только для дорогих агрегатов, но и для моделей повышенной мощности – здесь без него не обойтись, что связано с высокими нагрузками на основные теплообменники.

Ориентировочный срок службы моделей со стальными теплообменниками составляет 15 лет, с чугунными – около 50 лет. Реальные цифры могут варьироваться в ту или иную сторону в зависимости от используемого теплоносителя, условий эксплуатации, качества теплоносителя и совести производителя.

Простые и с контурами ГВС

Одноконтурные котлы, работающие на дизельном топливе, являются самыми дешевыми и конструктивно простыми. Они работают исключительно на отопление и характеризуются стойкостью к поломкам. Вопрос подготовки горячей воды в этом случае придется решать с помощью дополнительного оборудования – это бойлеры косвенного нагрева, а также электрические накопительные или проточные водонагреватели.

Двухконтурные агрегаты полностью решают проблему отопления и подачи горячей воды. Они отличаются более сложным внутренним устройством, зато позволяют избавиться от необходимости приобретать и устанавливать дополнительное оборудование для организации ГВС. Но за это потребители расплачиваются более высокими суммами. Да и отзывы говорят, что двухконтурные модели более хрупкие – и это вполне ожидаемо, ведь они более сложные.

Не хотите терпеть поломки или переживать за возможные неисправности – покупайте дизельные котлы от известных производителей.

Атмосферные и турбированные

Горелка атмосферного типа сжигает топливо с естественным удалением продуктов сгорания. Они удаляются в дымоход самостоятельно, повинуясь тяге. Поэтому и дымоход здесь должен быть полноценным, выходящим на крышу. Открытая камера сгорания не предусматривает наличия дополнительных элементов для создания тяги, поэтому такие агрегаты отличаются своей простотой, дешевизной и надежностью.

Турбированные дизельные котлы (с закрытой камерой сгорания) созданы для работы с коаксиальными дымоходами. Они отличаются наличием вентилятора, принудительно удаляющего продукты сгорания и регулирующего тягу в камере сгорания. Благодаря этому происходит более производительное сжигание топлива и отпадает надобность в сооружении полноценного дымохода. Правда, за счет более сложного устройства турбированные дизельные отопительные котлы отличаются высокой стоимостью и сниженной надежностью (именно так думают многие пользователи).

Универсальные и со сменными горелками

Дизельное отопление загородного дома легко превратить в газовое – для этого необходимо приобрести котел со сменными горелками. Такие отопительные агрегаты называются универсальными, они могут работать на произвольных видах топлива, вплоть до пеллет. Также в продаже существуют агрегаты, способные работать на разных видах жидкого топлива без смены горелки и даже перенастраиваться на газ.

Возможность перехода на газовое топливо актуальна для населенных пунктов, в которых в ближайшее время запланировано проведение газовой магистрали.

Достоинства и недостатки

Мы уже рассмотрели основные разновидности дизельных котлов. Осталось пройтись по их достоинствам и недостаткам – а их здесь немало.

Достоинства:

  • Дизельные котлы не создают большой нагрузки на электросеть – это актуально для сельской местности, где часто бывают проблемы с подачей электроэнергии;
  • Приличный КПД – жидкотопливные агрегаты позволяют быстро прогревать помещения большой площади;
  • Автоматическая работа – в отличие от твердотопливных моделей, они умеют автоматически поддерживать нужную температуру и дозировать поступление горючего из баков;
  • Возможность работы на разных видах жидкого топлива. Также предусмотрена возможность перенастройки на газ (в зависимости от той или иной модели);
  • Компактность – дизельные отопительные котлы практически не отличаются по габаритам от своих газовых собратьев.

Недостатки:

Установка дизельного котла потребует довольно много свободного места, но еще больше места нужно будет выделить под бак с топливом.

  • Запах топлива в помещениях – несмотря на герметичность топливной системы, он может проявить себя и доставить неудобства домочадцам;
  • Необходимость в хранении большого количества топлива – для этого придется приобрести топливные баки и организовать топливную магистраль к месту установки оборудования;
  • В отличие от газового оборудования, дизельное нуждается в регулярной чистке. Хорошо хоть делать это нужно не так часто, как в случае с твердотопливными агрегатами;
  • Для работы многих моделей дизельных котлов необходима электроэнергия – она используется для работы топливных насосов, горелок и автоматики;
  • Низкая пожарная безопасность – необходимо постоянно контролировать целостность всей топливной системы и своевременно устранять протечки.

Некоторые минусы достаточно серьезные.

Покупка бесперебойного блока питания или генератора для питания современного отопительного оборудования – это дополнительные затраты, которые прибавляются к затратам на покупку топливных баков.

Популярные модели

Если вы собираетесь купить дизельный котел для отопления частого дома, вам пригодится информация о самых популярных моделях. Вместе с техническими характеристиками мы расскажем об ориентировочных ценах.


Перед нами компактный дизельный котел, предназначенный для напольного монтажа. Его тепловая мощность составляет 15,1 кВт, он может использоваться для обогрева зданий и домовладений площадью до 150 кв. м. Данная модель является двухконтурной, поэтому над проблемой подготовки горячей воды можно не задумываться. Расход топлива довольно большой – он составляет до 2,12 кг/час. Производительность контура ГВС – до 9,7 л/мин. Камера сгорания – закрытого типа, теплообменник – из нержавеющей стали, система управления – электронная. Отличный прибор для обогрева загородных домовладений и жилых дачных домиков. Его цена составляет около 30-40 тыс. рублей.


Еще один двухконтурный дизельный котел отопления для частного дома от известного бренда. При мощности в 13 кВт он может обогревать помещения площадью до 130 кв. Производительность контура ГВС составляет 7,5 л/мин, КПД – более 90%. При всем этом его стоимость составляет около 33 тыс. рублей – рекомендуем к приобретению. В комплекте поставляется комнатный термостат с функцией программирования режимов работы.


В заключении мы рассмотрим более серьезный и более дорогой агрегат, работающий на солярке. Он обладает мощностью 40 кВт и может отапливать не только домовладения, но и здания любого назначения. Для большей выносливости аппарат наделили мощным чугунным теплообменником. Камера сгорания здесь открытая, второго контура нет. Отдельно заострим внимание на расходе топлива – он составляет 3,7 л/час. Для организации горячего водоснабжения к оборудованию подключатся бойлеры Logalux LT и Logalux ST. Стоимость аппарата составляет около 125 тыс. рублей.

Видео

На сегодняшний день существует множество вариантов отопления собственного жилья. И перед владельцами загородных домов и дач открывается масса возможностей. И все чаще можно заметить, что многие отдают свое предпочтение такому устройству, как дизельный котел отопления. Если смотреть с технической точки зрения, то такие котлы являются жидкотопливными. Но в народе они получили свое имя только на основе того, на чем они работают.

Достоинства и недостатки дизельного котла

Дизельные котлы отопления обладают рядом существенных преимуществ, из-за которых, собственно, многие и склоняются к установке такой системы:

  • Довольно высокая мощность оборудования, при помощи которого можно обогревать большие площади помещений. Все это подкрепляется высоким коэффициентом полезного действия.
  • Топливо для таких котлов является доступным и относительно дешевым, если сравнивать его с электричеством.
  • При сравнении с газовым отоплением следует отметить, что в данном случае вам не нужно будет собирать много документов для разрешения обустройства системы.
  • Еще одно достоинство – это, несомненно, простота в обслуживании и работе. В современных дизельных котлах есть система автоматики, она полностью будет контролировать заданные параметры процесса отопления.
  • Также важный аспект – это то, что можно регулировать температуру носителя тепла, поэтому – и температурный режим в комнатах.
  • Также автоматика способна обеспечить выполнение всех норм и требований по правилам пожарной безопасности, которые выполняются на 100%.

Недостатки дизельных котлов также имеют место быть:

  • Прежде всего, вам понадобится специальная емкость, в которой вы будете хранить дизельное топливо. Такую емкость обычно ставят в отдельном помещении, которое должно быть обязательно оборудовано по нормам пожарной безопасности. Оно должно соединяться с котлом отдельными трубами.

  • Дизельные котлы отопления требуют постройки отдельного здания, то есть, котельной. Как правило, жидкотопливный котел выполняется в напольном варианте. В котельной такому устройству будет лучше всего – а специально оборудованные вентиляция и вытяжка обеспечат необходимые требования.
  • Когда котел работает, то горелка шумит. Собственно, данная особенность также является еще одной причиной вынести котел в отдельное здание.
  • Котлы отопления на дизельном топливе являются в некоторой степени зависимыми от наличия электричества. Именно поэтому, если будет небольшой сбой в подаче электрической энергии, то котел остановится и не будет работать.
  • Еще один недостаток касается топлива. Если температура окружения достигает уровня ниже +5 градусов, то солярка начинает загустевать, поэтому ее продвижение по трубам будет уже медленнее. Помимо этого, такого рода консистенция может забить фильтры и почти не горит в горелке. Как поступить с этим недостатком? Нужно утеплить трубопровод и фильтр, а лучше всего – подогревать их. Помимо того, лучше провести отопление в то помещение, где ваше топливо будет храниться.

Принцип работы котла на дизеле

Если мы изучим котел отопления на дизельном топливе изнутри, то можно будет отметить, что принцип работы схож с обычным газовым напольным котлом. К тому же, даже по внешнему виду они довольно похожи. Но основным отличием является горелка.

Горелка, которая установлена в дизельном котле, имеет вентиляторы или ставиться наддувная горелка. Воздух, который нагнетается через такую горелку, внутри конструкции образует необходимый кислород, а это помогает полному сгоранию топлива.

Стоит заметить, что это является не только достоинством, но и недостатком. Ведь отзывы о дизельных котлах отопления говорят, что с такой горелкой они становятся шумными. Конечно же, производители решают для предотвращения этого некоторые задачи – при помощи новейших разработок и материалов. Однако все равно убрать шум не получится.

Теперь поговорим непосредственно о самой горелке. Горелка включает очень важную конструктивную характеристику – глубину всасывания. Например, если топливные баки зарываются в землю, то нужно выбирать горелку, которая имеет этот показатель на высоком уровне. Если же емкости, в которых хранится дизельное топливо, подвешены, то этот показатель можно уменьшить.

Еще одним важнейшим компонентом дизельного котла является теплообменник. Внутри него идет носитель тепла, греясь от стенок теплообменника. Сейчас существует несколько вариантов этой части, и зависят они от материала, из которого она выполнена. Это может быть чугун и сталь.

Как показывают отзывы, чугунный теплообменник имеет более толстую стенку, он меньше подвержен процессу коррозии, где образовывается конденсат.

Срок службы таких элементов составляет до 50-ти лет, а это – просто прекрасный показатель. Но заметим, что чугунный элемент имеет очень большой вес. Также он является более чувствительным к локальным перегревам. И чаще всего именно чугунные теплообменники ломаются из-за некачественного носителя тепла, вследствие чего требуется ремонт дизельных котлов отопления.

Если говорить о компонентах из такого материала, как сталь, то их недостаток в том, что температура носителя тепла, когда опускается ниже точки росы, образует в топке эффект кислотного дождя. Именно поэтому стенки котла подвергаются негативному влиянию.

Так, 1-2 года – и котел можно будет выбрасывать. Помимо того, конденсат, который возникает, увеличивает расход дизельного котла отопления, а из-за локального перегревания и сам теплообменник ломается. Стоит заметить, что такие системы обычно используются в промышленных зданиях, а для загородных домов они не подойдут.

И напоследок

Стоит заметить несколько аспектов использования дизельных котлов, которые необходимо знать всем, кто собирается применять такую систему. Отметим, что дизельный котел отопления своими руками подразумевает, что в качестве топлива используется только солярка. Но в последние годы от таких моделей постепенно отходят и многие уже отдали свое предпочтение комбинированным котлам.

Как правило, в комплект котла входит две горелки – одна из них предназначена для солярки, вторая – для газа.

В таком котле газ является основным, а дизельное топливо – это вспомогательная возможность. Если газ отключили, или его давление настольно ничтожно, что не хватает для работы котла, то следует заменить горелку и перейти на отопление соляркой.

Чтобы заменить горелку, вам не нужно будет привлекать специалистов. Эту работу может сделать любой мужчина, который хоть немного знаком со слесарными работами.

Последнее: вопрос расхода топлива

Если вы таки решили установить дизельный котел отопления, расход топлива – это то, что будет вас волновать чуть ли не в первую очередь. Чтобы вычислить расход топлива, следует исходить из такого соотношения: тепловую мощность котла в 10 кВт можно получить при расходе дизеля 1 кг в час.

Например: берем дизельный котел отопления, расход топлива для отопления дома, который имеет площадь 150 квадратных метров. Мощность котлы, которая будет необходима, составляет 15 кВт. Затем выполним простые расчеты:

15 * 0.1 = 1.5 кг/час.

У нас получается, что при полной мощности работы горелки за 1 час котел будет сжигать 1.5 кг солярки, а если посчитать это число в сутки – то будет 24 * 1.5 = 36 кг.

Далее углубимся в расчеты: за весь сезон отопления котел будет работать примерно 100 дней в полную силу, еще 100 дней – в полсилы. Так, мы получаем: (100 * 36) + (100 * 18) = 5200 кг. Это немногим больше пяти тонн солярки.

Конечно, все расчеты являются примерными. Однако не стоит отрицать, что цифра может испугать многих. Поэтому может возникнуть вопрос, можно ли как-то сэкономить на дизельном отоплении? Конечно, можно. Производители уже давно учитывают это понятное желание пользователей. Ведь если это будет очень дорого, то таким оборудованием никто не будет пользоваться. Вследствие этого можем отметить, что лучше приобрести котел последних моделей производства. Ведь с каждым годом разработчики и производители все снижают потребление солярки, но при этом им удается повышать уровень теплоотдачи.

Важной является автоматика котла на дизельном топливе. Последние модели, конечно, включают автоматику в своих конструкциях – здесь будет несколько программ и режимов работы, которые позволят сэкономить топливо и понизить затраты на отопление.

Стоит постоянно помнить, что экономия на отоплении – это вопрос, который можно достичь комплексным решением. В вашем доме должна быть продуманная теплоизоляция, тогда котел станет отличным вариантом для устройства индивидуального отопления.

Использование для отопления загородного дома котлов, работающих на солярке – не редкость. Это оборудование имеет высокую мощность и подходит для обогрева помещений большой площади. Дизтопливо является доступным и повсеместно распространенным.

Также, если сравнивать дизельный котел с другими агрегатами, необходимо упомянуть о большом выборе жидкотопливных моделей. Однако чтобы оборудование оказалось действительно эффективным, во время его покупки надо обратить внимание на некоторые нюансы, а при установке – учесть ряд правил.

Конструкционные и эксплуатационные особенности

КПД работающих на дизтопливе котлов достигает 95%, а в отдельных случаях даже превосходит этот показатель. Это достигается за счет применения форсунок, создающих в потоке воздуха распыленную смесь горючего, чтобы добиться максимального выделения теплоты.

Воздушный поток создается при помощи вентилятора. Воспламенение смеси осуществляется с применением устройства поджига.

Нюансы выбора

Выбирая отопительный котел на дизельном топливе, рекомендуется отдать предпочтение моделям со сменной горелкой. Это даст возможность при необходимости переоборудовать котел под использование природного газа. По принципу работы жидкотопливные и газовые котлы очень похожи - единственное их различие заключается в типе горелки.


Котлы со сменной горелкой стоят дороже тех моделей, где она встроена без возможности замены. При этом встроенные горелки могут быть предназначены для использования газа и дизтоплива. Правда, такие устройства имеют низкую эффективность и отличаются «капризным характером». Дешевле всего стоят котлы со встроенной горелкой, способной работать только на жидком топливе.

Также бывают агрегаты с горелкой, которая оснащена системой подогрева – эта мера направлена на снижение расхода солярки.

Материал теплообменника

Теплообменники для частного дома изготавливаются из чугуна либо из стали. Первый материал долговечен, его срок службы в условиях нагрева до высоких температур составляет 50 лет. Чугун совершенно не подвержен коррозии, благодаря чему котел на дизельном топливе не будет нуждаться в дополнительном обслуживании. Недостатком чугунных теплообменников является низкая эффективность, вызванная утечками тепла.


Из стали выполнены с более высокими показателями экономичности и КПД до 98%. Однако срок службы стальных деталей при высоких температурах составляет всего 15 лет. Это связано с тем, что при сгорании топлива, содержащего значительный объем серы, на элементах теплообменника образуется конденсат, что способствует коррозии.


Таким образом, дизельный котел со стальной топкой нуждается в регулярной проверке состояния рабочих элементов. Чтобы продлить срок его службы, можно приобрести агрегат с теплообменником из легированной стали – она прочнее и выносливее обычной.

Классификация

Классификация котлов, работающих на солярке, разбивается по принципу назначения оборудования. Так, в зависимости от функциональных возможностей, различают отопительные устройства такого типа:


  • одноконтурные – разработаны только для нагрева воды в контуре системы обогрева помещений. Теплоноситель доводится до нужной температуры в теплообменнике, а затем с помощью насоса распределяется по трубам отопления;
  • двухконтурные накопительные – позволяют не только отапливать помещение, но и нагревать проточную воду. Недостаток – температура воды в системе водопровода непостоянна;
  • двухконтурные с бойлером – постоянно обеспечивают жилье и горячей водопроводной водой, и теплом. Температура воды для бытового использования постоянна.

По способу контроля

Касательно способов изменения силы огня, котлы подразделяются на три разновидности:


  • одноступенчатые – сила горения не регулируется;
  • двухступенчатые – имеют два уровня мощности;
  • с модуляцией пламени – управление осуществляется с учетом температурного режима.

Способ регулирования силы огня определяется типом используемой горелки. Любой отопительный котел имеет электронный блок управления и автоматически отключается в случае неполадки.

Преимущества и недостатки

При установке дизельного котла не нужно получать специальное разрешение, как в случае с газовым оборудованием. Кроме того, дизельный котел имеет высокий КПД. Как отмечалось выше, этот коэффициент достигает уровня 95-98% в зависимости от марки и модели устройства.


Выбор оборудования по мощности очень широк, и в ассортименте можно найти технику, подходящую для отопления как малых, так и больших пространств.

Минусы в особенностях

При установке жидкотопливного оборудования нужно придерживаться определенных рекомендаций: отвести под котел помещение с высотой потолков не меньше 2,5 метров и заглубить резервуар с запасом горючего в землю. Если владелец частного дома хочет монтировать агрегат в подвале, то это возможно при условии, что оттуда имеется отдельный выход на улицу. При переоборудовании дизельного котла в газовый необходимо получить соответствующее разрешение.


Оборудование, работающее на жидком топливе, производит много шума. Устанавливать технику лучше в помещениях с хорошей звукоизоляцией. Также от агрегата может исходить неприятный запах, поэтому технику рекомендуется держать подальше от жилых комнат. Другие виды котлов, за исключением газовых, менее «привередливы» к месту расположения и условиям работы. Особенно отличилось электрическое оборудование: его можно применять для обогрева не только загородного дома, но и жилой квартиры.

В сравнении с электрическим

По сравнению с электрическим котлом, дизельный потребляет ничтожную долю электроэнергии. Оборудование нужно подключать к сети только для поддержания работы горелок и блока автоматики.

Следовательно, отопление на дизельном топливе – оптимальный вариант для зданий, где есть проблемы с электрической мощностью.

Однако при этом могут возникнуть проблемы с качеством горючего. Важно заправлять котел только лучшей соляркой, иначе со временем горелка начнет коптить, теплообменники загрязнятся, а КПД устройства вследствие этого снизится.


Чтобы решить эти проблемы, придется проводить диагностику оборудования, а затем менять сильно износившиеся детали.

Котлы, работающие на дизтопливе, требуют высоких эксплуатационных расходов. В пересчете на Квт/час произведенной тепловой энергии, солярка является вторым по стоимости видом топлива после электричества. Чтобы долголетняя эксплуатация котла не оказалась слишком дорогой, рекомендуется приобретать оборудование с максимально высоким КПД. Особенно экономичным является конденсационное оборудование.


Независимо от выбранной модели котла, расход солярки на отопление дома определяется и внешними факторами, к которым относятся:

  • общая площадь и высота потолков обогреваемых помещений;
  • наличие или отсутствие теплоизоляции в доме;
  • особенности местного климата.

Расчеты

Для того чтобы в период с середины осени до весны обеспечить дизельное отопление жилого дома площадью 200 м2, расположенного в средней широте России, понадобится от 4 до 5 тысяч литров солярки. С учетом того, что по состоянию на июль 2015 года литр этого топлива стоил в среднем около 34 рублей, объем расходов за отопительный сезон составит от 136 до 170 тысяч рублей (в зависимости от производительности котла).

Еще свыше 15 тысяч рублей придется потратить на сервисное обслуживание оборудования. Также нужно оплатить и обустройство топливохранилища. Однако со временем эти расходы окупятся, если котел достаточно экономичен.

Отопительные приборы, которые функционируют на дизельном горючем, идеально подходят для обогрева и горячего водоснабжения не только частных домов, но и объектов производственного характера. Котлы подобного типа просты в использовании, они не нуждаются в особом уходе, а главное – они долговечны (эксплуатационный срок достигает 25-ти лет).

Дизельный котел отопления расход топлива

Расход топлива у различных моделей котлов

Мы провели не большой сравнительный анализ, различных моделей дизельных котлов, для того что бы показать вам их средний расход топлива.

Марка и модель Фото Max площадь отопления м2 Производи-тельность ГВС Max расход топлива Масса кг Max мощность кВт Произв-одитель
Kiturami TURBO-21 R (напольный дизельный котел ) 245 14 л/мин 2,8 58 кг 24.4 кВт Корея
500 28,7 л/мин 5,8 94 кг 50 кВт Корея
240 13,8 л/мин 2,9 40 кг 24 кВт Корея
Buderus Logano G225-78 SE 780 7.2 336 78 кВт Германия

От чего будет зависеть расход топлива?

Существует целый ряд факторов (в том числе различные нагрузки), оказывающих влияние на работоспособность отопительного оборудования. Но в первую очередь это:

  • качество термоизоляции здания.

Безусловно, чем больше само помещение, тем большим будет потребление дизтоплива. Что же касается КПД описываемого оборудования, то в большинстве случаев оно варьируется между 90 и 95 процентами. Но, что характерно, для достижения данного результата обороты при работе котла должны быть максимальными. Следовательно, при выборе отопительного прибора не стоит приобретать ту модель, мощность которой имеет небольшой запас. Так вы сумеете избежать излишних расходов, поскольку здесь жидкотопливный котел будет потреблять меньше дизтоплива.

Расход топлива

Главной причиной широкой распространенности котлов, потребляющих дизельное топливо, является незначительный его расход. При расчете мощности прибора следует основываться на потреблении энергии, необходимой для нагрева воды. Приблизительный расход дизельного обогревателя равен 10-ти киловаттам на литр горючего, если КПД составляет 91 процент. Стоимость дизтоплива на сегодняшний день составляет примерно 32 рублей, следовательно, именно столько будут стоить каждые 10 киловатт энергии.

А теперь сравним, сколько мощности требуется для электрических котлов. КПД у этого оборудования в среднем составляет 95 процентов. Стоимость 1-го киловатта электрической энергии равна 5-ти рублям, а значит, 10 киловатт обойдутся где-то в 50 рублей. Вывод очевиден: дизельный котел отопления расход топлива имеет примерно вдвое меньший.

Обратите внимание! Если в качестве горючего будет использоваться солярка, то расчеты должны производиться следующим образом. Мощность горелки необходимо умножить на показатель = 0,1. Это позволит рассчитать объем топлива, расходуемого за час работы. Что характерно, результат этих расчетов измеряется килограммами.

Приведем небольшой пример. Допустим, площадь отапливаемого помещения составляет 200 метров квадратных. И чтобы отопить такое помещение, понадобится дизельный котел с мощностью в 20 киловатт. Умножаем эту цифру на упомянутый выше показатель 0,1 и получаем 2. Выходит, именно столько килограммов солярки необходимо агрегату на час непрерывной работы при предельной мощности. Если же говорить о расходе за сутки, то он в данном случае будет равен 48-ми килограммам. Все просто.

Длительность сезона отопления равна в среднем ста дням за год. В течение всего этого времени отопительное оборудование будет функционировать на предельной мощности, поэтому ему потребуется количество топлива (у нас это солярка) по максимуму объема. За все сто дней котел использует 4 800 килограмма горючего.

Как видим, несмотря на то, что стоимость электрических и дизельных приборов разная, количество тепловой энергии в обоих случаях практически одно и то же. Выводы очевидны, говорить особо не о чем. И если вы желаете сэкономить на обогреве, то можете смело приобретать дизельный котел!

Обратите внимание! Как известно, когда дизельное топлива сгорает, в результате образуется большое количество копоти и сажи. И если толщина отложения сажи будет составлять, к примеру, 2 миллиметра, то расход горючего из-за этого увеличится примерно на 8 процентов. По этой причине рекомендуется периодически чистить отопительный прибор.

Как сэкономить на топливе? Критерии выбора отопительного оборудования

Агрегаты, потребляющие жидкое топливо, рассчитываются как на один, так и на два контура. И вполне очевидно, что во втором случае расход горючего будет большим, из-за чего затраты лишь увеличатся. По этой причине лучшим вариантом для двухконтурных приборов может быть только сокращение расхода потребляемой горячей воды, что поможет сэкономить на горючем.

Специалисты советуют еще одно. По их словам, снизить расход топлива можно и путем установки низшей температуры для носителя тепла. И заключительный момент – в наиболее теплой комнате желательно установить термостат. Если будете следовать всем этим рекомендациям, то сумеете сократить расход горючего, требуемого для функционирования котла, и сэкономите энное количество денег.

На многих тематических формах пользователи интересуются: какие агрегаты более экономны – на дизеле или на электрической энергии? И какой вообще имеет дизельный котел отопления расход топлива? Однозначно ответить на данный вопрос достаточно сложно, поскольку это зависит от ряда моментов, среди которых:

  • качество термоизоляции здания;
  • стоимость применяемого топлива;
  • площадь отапливаемого помещения;
  • особенности конкретной климатической зоны;
  • кол-во жильцов в доме.

И если знать обо всех этих факторах, то можно примерно рассчитать расход того и другого топлива, сравнивая затраты. А сейчас – еще несколько дельных советов, касающихся выбора отопительного агрегата.

  • Отопительное оборудование, потребляющее дизельное топливо, при наличии топочной камеры, выполненной из стали, будет невосприимчивым к температурным перепадам. Вместе с тем, сталь подвергается процессу ржавления, поэтому служит не так долго, как, к примеру, чугун.
  • Чем выше стоимость котла отопления, тем выше риск того, что его техобслуживание обойдется вам очень дорого (если сравнивать с моделями, имеющими меньшую стоимость).
  • Приборы, которые оснащены топочной камерной из чугуна, способны прослужить до двадцати лет, но вот температурные перепады влияют на них, притом весьма существенно. В такого рода отопительных системах необходимо устанавливать клапаны, которые будут подмешивать нагретую жидкость в трубопровод «обратки». Все это требуется для того, чтобы топочная камера попросту не раскололась.

Видео – Дизельный котел отопления – расход топлива

Почему именно дизельное топливо?

При выборе отопительного котла каждый пользователь руководствуется конкретными индивидуальными требованиями. И если вы, к примеру, проживаете в том населенном пункте, где нет централизованного газоснабжения или часто случаются перепады с подачей электроэнергии, то котлы на дизельном топливе, расход которых, как мы уже выяснили, незначительный, станут наиболее оптимальным вариантом.

Более того, у таких приборов есть еще одно преимущество, о котором мы не говорили – емкость для топлива можно устанавливать в любом удобном для вас месте. А это и стало решающим фактором для того, что популярность дизельного оборудования в последнее время только возрастает.

Особенности оборудования на жидком горючем

Котлы, потребляющие дизтопливо, солярку либо же керосин, могут использоваться, как уже отмечалось, для бытовых и промышленных зданий. Топливо должно храниться в специальной емкости – она может располагаться где угодно, лишь бы было удобно:

  • под землей;
  • в котельном помещении;
  • во дворе.

И именно это является одним из основных преимуществ описываемого оборудования.

Обратите внимание! Наиболее целесообразно применять эти котлы в негазифицированных населенных пунктах, ведь расход горючего в данном случае достаточно низкий. Что же касается принципа действия, то он мало чем отличается от аппаратов, потребляющих другие виды топлива.

Прибор включает в себя камеру сжигания, где находится горелка; с помощью последней и сжигается топливо. В ходе функционирования теплоноситель прогревается, после чего подается уже в систему отопления. Для вывода продуктов горения применяется традиционный дымоход. Что характерно, при движении они пропускаются через теплообменник, делясь с ним частью тепловой энергии. Это позволяет заметно увеличить КПД.

Приборы, функционирующие на солярке, в большинстве случаев имеют корпус, выполненный из стали – она, как известно, практически невосприимчива к ржавлению. Под корпусом располагаются блоки автоматики (они контролируют функционирование котла) и управления прибора. При изготовлении теплообменников используется либо чугун, либо сталь; благодаря этому агрегаты способны длительное время выдерживать воздействие критических температур.

Дабы снизить теплопотери при работе, а также в целях снижения количества потребляемого котлом дизтоплива, под наружным его корпусом устанавливается термоизоляционная прокладка, которая параллельно с этим предотвращает случайные ожоги при касании к поверхности.

Котлы на дизельном топливе – промышленное использование

В промышленности может использоваться оборудование, потребляющее разные типы жидкого топлива, а именно:

  • солярку;
  • отработку;
  • мазут.

Наиболее эффективным топливом в условиях производства считается именно отработка – то есть, отработанное машинное масло. Здесь у дизельного котла отопления расход топлива незначителен; более того, масло, как известно, после применения следует утилизировать. И если вы будете использовать его в дизельных котлах, но сможете получить не только практически бесплатное топливо высокого качества, но и внесете свою лепту в защиту окружающей среды.

Зачастую на промышленных объектах используется дизельное отопительное оборудование, которое способно еще и производит пар, необходимый в производстве. У каждого такого агрегата высокая мощность и автоматическая система, устраняющая конденсат; есть еще экономайзер, существенно увеличивающий КПД. Благодаря высокой мощности с их помощью можно обогревать различные подсобки, и даже целые промышленные цеха.

Бытовые котлы на дизтопливе

Для бытового применения, то есть для обогрева обычных частных домов, отлично подойдут приборы «Сатурн» корейского производства. Они отличаются тем, что оснащены катализаторами сжигания и дутьевыми горелками. Конечно, мощность у них не слишком большая, но для среднестатистического частного дома ее вполне достаточно.

Видео – Дизельные котлы

Описываемые приборы оснащены специальными поглотителями кислорода, которые замедляют процесс окисления и, как результат, существенно продлевают эксплуатационный срок оборудования. Есть также различные автоматические системы, которые упрощают процесс эксплуатации.

Отопление частных домов с помощью дизельного топлива встречается не так часто , в основном по причине высокой цены на солярку . Тем не менее, в регионах, не подключенных к магистральному газу, жидкотопливные котлы популярны из-за простоты подключения и эксплуатации .

Дизельные котлы для отопления частного дома обладают целым рядом достоинств , с лихвой компенсирующих высокую цену на топливо. Их КПД достигает 85%, а процесс работы полностью автоматизирован . В отличие от газового оборудования, установить и подключить их можно самостоятельно, без согласования.

Достоинства:

  • доступность топлива, даже для отдаленных регионов, не подключенных к газовой магистрали;
  • после включения регулирование процесса отопления происходит в автоматическом режиме, горелка включается и отключается в зависимости от температуры теплоносителя в системе;
  • для установки и подключения дизельного оборудования не нужно согласование, вам не придется собирать пакет документов и получать разрешение от надзорных органов;
  • нет необходимости в монтаже сложных систем дымоотведения и вентиляции с высокой ценой, можно использовать коаксиальный дымоход, выведенный через стену в любом месте;
  • цена на дизельные котлы для отопления частного дома и сопутствующее оборудование не слишком высока.

Однако, они не лишены недостатков, большая часть которых вполне решаема:

  • из-за шума и запаха необходимо обустройство котельной;
  • для хранения и бесперебойной подачи топлива придется установить емкость, соединенную с котлом трубопроводом;
  • дизельные котлы энергозависимы, поэтому в регионах с частыми перебоями нужно предусмотреть резервный источник электроснабжения;
  • цена на топливо - солярку - довольно высока, а расход ее значителен.

Устройство

Его устройство довольно простое:

  1. В камере сгорания установлена горелка с турбонаддувом.
  2. При сгорании топливной смеси стенки камеры, образованные теплообменником, нагреваются.
  3. Нагретый теплоноситель поступает в систему отопления, отдает тепло в помещение, после чего возвращается в котел.
  4. Образующиеся при сгорании газы отводятся с помощью дымохода наружу.

Классификация

Выбор модели зависит от набора необходимых характеристик: мощности, материала теплообменника, типа горения, реализованного в котле, а также потребности в горячем водоснабжении.

Выбор мощности

Наиболее важная характеристика , от правильного выбора которой зависит эффективность отопления и экономичный расход топлива . Мощность дизельного отопительного оборудования измеряется в киловаттах, она указана в технической документации на любой котел. Для расчета существует специальная методика, которая учитывает все нюансы.

Обычному потребителю удобнее ориентироваться на площадь отапливаемого частного дома - этот показатель также указан в основных характеристиках любой модели. Как правило, для умеренного климата можно использовать несложную формулу: суммарная площадь всех помещений дома делится на десять, в результате получается нужная мощность котла . Для более холодного климата это значение нужно увеличить на 20-30%.

Упрощенный способ расчета мощности актуален только для домов простой планировки с высотой потолков до 3 м. Для многоэтажных строений с обогреваемыми лестницами расчет лучше вести исходя из объема помещений.

Расчет расхода топлива

Расход дизельного топлива напрямую зависит от мощности котла , в среднем его рассчитывают по так: мощность котла в киловаттах делят на 10, получают часовой расход солярки в кг в режиме нагрева. В режиме поддержания температуры расход снижается на 30-70% в зависимости от степени теплоизоляции дома. В среднем, расход бытовых котлов отопления в частном доме среднего размера составляет 0,5-0,9 кг.

Материал теплообменника - что от этого зависит?

Теплообменник в дизельных котлах может быть выполнен из стали или чугуна . Оба материала имеют как достоинства, так и недостатки:

  • котлы со стальным теплообменником легче и дешевле, быстрее реагируют на изменение температуры, более устойчивы к локальным перегревам, но они сильно подвержены коррозии;
  • теплообменник из нержавеющей стали долговечен, не боится воздействия агрессивных соединений, обладает равномерным теплораспределением, при этом цена на них несколько выше;
  • цена на котлы с чугунным теплообменником выше, они тяжелее, отличаются повышенной хрупкостью и могут треснуть при резких перепадах температур, но они более устойчивы к коррозии и долговечны при эксплуатации в агрессивной среде;
При сгорании дизельного топлива образуется большое количество сажи, содержащих соединения серы. Соединяясь с конденсатом, они образуют слабые кислоты, что приводит к быстрой коррозии элементов котла и выходу его из строя.

Избежать появления конденсата можно с помощью правильно смонтированной системы подачи обратки в котел, о чем будет рассказано в соответствующем разделе.

Одно- или двухконтурный?

Дизельные котлы для частного дома могут не только обеспечивать отопление, но и нагревать воду для бытовых нужд. Такие котлы называются двухконтурными. При выборе двухконтурного котла необходимо увеличить расчетную мощность на 20%, в противном случае ее может оказаться недостаточно для эффективного отопления и нагрева воды.

При покупке нужно оценить целесообразность покупки двухконтурной модели, если расход горячей воды незначителен - лучше установить отдельный и не усложнять систему отопления.

Способ теплообразования - что лучше?

По принципу нагрева теплоносителя дизельные котлы бывают традиционного типа и конденсационные , использующие дополнительно энергию конденсата. Они обладают повышенной эффективностью и меньшим расходом топлива, но цена на них выше.

Нужна ли сменная горелка?

Дизельные горелки по конструкции очень похожи на газовые, поэтому на рынке представлено множество моделей, позволяющих использовать любую из этих горелок в одном котле. Замена их настолько проста, что не требует вызова мастера - ее можно выполнять самостоятельно в удобное время.

Если дизельный котел приобретается как временный источник отопления, и планируется подключение к газовой магистрали в обозримом будущем, лучше выбрать модель, адаптированную к сменным горелкам.

Установка и подключение

Как уже было отмечено, согласование для подключения дизельного котла не требуется, достаточно оборудовать котельную и бак для топлива, смонтировать систему отопления - и можно подключать отопительный агрегат.

Котельную , из-за шума и запаха, лучше делать в отдельном звукоизолированном помещении . Площадь и расположение котельной должны позволять установить в самой котельной или в непосредственной близости емкость для солярки с оборудованными подъездными путями. Если топливопровод получится протяженным, потребуются котел с большой мощностью всасывания и дополнительные затраты по его утеплению, что приведет к удорожанию общей сметы.

При устройстве котельной можно ориентироваться на требования к газовым котельным :

  • площадь - 4 м² на котел, плюс площадь для установки бака для топлива;
  • высота помещения - от 2,2 метров и выше;
  • ширина дверного проема - не менее 0,8 м;
  • котельную нужно оснастить окнами с площадью не менее 0,3 м² на каждые 10 м³ объема данного помещения;
  • обязательно обустройство приточной вентиляции, из внешней среды (с улицы) - не менее 8 см² на каждый кВт мощности котла, из соседних помещений - не менее 30 см²/кВт;
  • котел должен быть подключен к электропитанию отдельным кабелем через отдельный автоматический выключатель, номинальный ток которого указан в технической документации;
  • корпус котла необходимо заземлить, для чего в котельной предусматривают шину заземления.

Емкость для хранения и подачи топлива

Бак для солярки , установленный в помещении котельной, по требованиям не должен превышать емкость в 0,8 м³ . Обычно для этой цели используют специальные емкости из полимера, устойчивого к агрессивным жидкостям, и оснащенного следующими элементами:

  • топливозаборник со шлангом и поплавком, позволяющий осуществлять забор топлива с поверхности, где оно не загрязнено осадком;
  • дыхательный клапан для удаления паров солярки;
  • поплавковый уровнемер, показывающий расход и остаток топлива;
  • фильтр для дизельного топлива, его устанавливают только при отсутствии такового в горелке котла.

Емкости в 0,8 м³ для отопления на протяжении холодного сезона может оказаться недостаточно . Поэтому владельцы дизельных котлов часто прибегают к установке внешнего бака-накопителя . Это может быть футерованная металлическая емкость нужного объема или блок из нескольких специально предназначенных для дизельных систем отопления баков, соединенных посредством трубопровода.

В регионах с сильными морозами емкости для хранения солярки, установленные на улице, и трубы, ведущие к котлу, нужно обязательно утеплять - при охлаждении уже до +5ºС вязкость солярки повышается, ее продвижение по трубопроводу ухудшается, и нарушается стабильность подачи топлива в грелку котла.

Иногда баки для дизельного топлива закапывают в землю , чем обеспечивают их теплоизоляцию. Такой способ утепления неплох, но при его использовании нужно учитывать такой параметр котла, как глубину всасывания, и подбирать соответствующую модель.

Устройство дымохода

Благодаря практически полному сгоранию топлива и невысокой температуре дымовых газов при использовании дизельного котла для отопления в частном доме нет необходимости в установке сложного дорогостоящего дымохода из керамики или сэндвич-нержавейки. К высоте тоже не предъявляется никаких требований: тяга в котлах обеспечивается наддувом.

Поэтому для дизельных моделей обычно применяют более дешевый коаксиальный дымоход со встроенным каналом вентиляции. Это позволяет попутно решить проблему притока воздуха в топку котла.

Выводят коаксиальный дымоход обычно через стену котельной. Дополнительное утепление дымовых каналов при этом не требуется - система коаксиального отвода воздуха оснащена рекуператором, исключающим нагрев расположенных рядом конструкций и появления конденсата внутри дымоотводящей трубы.

Единственное требование, выполнение которого обязательно - это диаметр дымохода. Он должен быть равным выходному дымовому патрубку котла. Допускается его расширение, заужать диаметр ни в коем случае нельзя.

При сгорании солярки образуется сажа с большим содержанием активных соединений, образующих при попадании влаги агрессивные жидкости - кислоты. Влага может образовываться внутри камеры сгорания в виде конденсата при подаче обратки с низкой температурой. В разных моделях минимальная температура обратной подачи различная, от 40 до 60ºС.

Чтобы избежать этого неприятного явления, необходимо сразу после котла установить перемычку между прямой и обратной подачей , через которую будет осуществляться подпитка обратной воды горячей для нормализации температуры.

В остальном подключение дизельного котла к отопительным системам не отличается от другого отопительного оборудования . Расширительный бак, группу безопасности, циркуляционный насос и распределительный коллектор для удобства обычно размещают в котельной, но это требование не является обязательным.

Обслуживание

Любое оборудование длительно и безотказно работает только при регулярном техническом обслуживании , и дизельный котел - не исключение. Раз в сезон, а иногда и чаще, нужно проводить ревизию и чистку элементов котла, а при необходимости - ремонт его узлов.

Главная проблема в дизельных котлах - отложение сажи на теплообменнике и стенках камеры сгорания . При слое сажи в 1 см мощность котла снижается на 20-30%, а расход дорогого топлива увеличивается. Чтобы избежать повышенных затрат из-за увеличения расхода топлива, а также выходя котла из строя из-за коррозии, необходимо регулярно .

Сделать это можно самостоятельно, либо прибегнуть к помощи профессионалов из сервисного центра, что предпочтительнее - он не только удалит загрязнения, но и, при необходимости, заменит изношенные прокладки, сальники, произведет настройку горелки и турбонаддува. Цена на услуги сервисного обслуживания обычно не слишком высока, а в конечном итоге, эти затраты окупятся за счет длительной и бесперебойной его работы и низкого расхода дорогостоящей солярки.

Отопление частного дома с использованием дизельного оборудования - удобный и выгодный способ , даже несмотря на высокую цену на солярку. Благодаря высокой автоматизации этого процесса снижается время на обслуживание котла и подготовку топлива. Достаточно правильно смонтировать и установить систему обогрева, и в вашем доме всегда будет комфортно и тепло.