Достоевский преступление и наказание семья мармеладовых таблица. Семья Мармеладовых и ее роль в романе «Преступление и наказание

Роман Федора Михайловича Достоев-ского «Преступление и наказание» — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя по-сле совершения им преступления, об от-чуждении Родиона Раскольникова от все-го мира, от самых близких ему людей — матери, сестры, друга.

Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать пол-ноправным членом общества можно, лишь воспротивившись человеконенавистничес-ким идеям, очистившись страданием.

Вдумчиво читая роман, невольно осо-знаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг челове-ческий характер, с какой точностью пове-дал о нравственных потрясениях главного героя.

Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников. Но в «Пре-ступлении и наказании» много других дей-ствующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Ар-кадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.

Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной люб-ви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исст-радавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопере-живать ему, мучиться вместе с ним, спас-ли Раскольникова. Да, Соня — «блудни-ца», как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полно-стью раздавленного нищетой и собствен-ным бессилием что-то изменить в жизни отца.

Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры. Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рас-суждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцати-летняя девушка, все образование кото-рой — «несколько, книг содержания роман-тического», видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое?

Достоевский противопоставляет смире-ние Сони бунту Раскольникова. Впоследст-вии Родион Раскольников, не приняв умом религиозности Сони, сердцем решает жить ее убеждениями. Но если образ Сони представляется нам на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча и ма-чеху Катерину Ивановну с ее тремя малень-кими детьми, мы видим лишь в нескольких сценах. Но эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.

Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Рас-кольников решается на убийство, однако еще не до конца уверовал в свою «наполе-оновскую» теорию. Родион находится в ка-ком-то лихорадочном состоянии: окружа-ющий мир для него существует, но как бы нереален: он почти ничего не видит и не слышит. Мозг сверлит только один вопрос: «Быть или не быть?» Для Раскольникова Мармеладов — просто пьяненький завсег-датай распивочной. Но, поначалу невни-мательно слушая монолог Семена Захарыча, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и со-чувствием. Этот грязный, утративший вся-кое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и выпрашивающий у дочери-прости-тутки денег на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Се-мене Захарыче сквозь его отталкивающую внешность все же проглядывает что-то че-ловеческое. Чувствуется, что его мучает совесть, что ему больно и противно его на-стоящее положение. Он не винит жену в том, что она, может быть, сама того не желая («не в здравом рассудке сие сказа-но было, а при взволнованных чувствах, в болезни и при плаче детей не евших, да и сказано более ради оскорбления, чем в точном смысле...»), толкнула Соню на улицу. Дочь же Мармеладова вообще счи-тает святой. Семен Захарыч раскаивается в своей «слабости», ему тяжело видеть го-лодных детей и чахоточную Катерину Ива-новну, в запальчивости он кричит: «Я при-рожденный скот!»

Мармеладов — слабый, безвольный че-ловек, но он, по-моему, лучше и честнее тех, кто смеялся над ним в распивочной. Семен Захарыч способен остро чувство-вать чужую боль и несправедливость. Ду-ша его не зачерствела, не стала, несмотря ни на что, глухой к страданиям людей. Он любит жену и ее маленьких детей. Особен-но трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что по-сле его смерти в кармане у ее мужа на-шли мятного петушка. Мармеладов, может быть, смешон и жалок со своей мольбой о прощении, но он искренен в ней, да и не так много надо этому несчастному челове-ку: всего-то чтобы его выслушали без на-смешки и хотя бы попытались понять. Со-ня смогла понять убийцу Раскольникова, значит, и Мармеладов заслуживает если на оправдания, то по крайней мере со-страдания.

Совсем другой человек Катерина Иванов-на. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житей-ских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утеше-ние в молитвах, в Библии, а ее отец хоть не-надолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же — натура страстная, дерзкая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется на-стоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она стал-кивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня. Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает к реши-тельный действиям, что ведет к непонима-нию ее поведения окружающими.

О бедственном положении семьи Мармеладовых, смерти Катерины Ивановны и Семена Захарыча автор «Преступления и наказания» рассказывает для того, что-бы читатель почувствовал ту душную, тес-ную, невыносимую атмосферу Петербурга шестидесятых годов девятнадцатого сто-летия, в которой вынуждены были жить социальные низы общества. А ведь к ним принадлежал главный герой романа, и те-ория «сверхчеловека» родилась именно в такой обстановке.

Широко известен термин «Петербург До-стоевского». В «Преступлении и наказа-нии» «Петербург Достоевского» — это уве-селительные заведения, кабаки, пьяные женщины-самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелоч-ные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: «пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных...», комнаты-«гробы» в полуразвалившихся домах.

Семья Мармеладовых — одна из тысяч подобных ей семей бедняков. История этой семьи является как бы предысторией преступления Раскольникова. Однако ее роль не ограничивается лишь созданием фона, на котором развивалась трагедия Родиона Раскольникова. Ф. М. Достоев-ский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых чи-татель ясно видит Достоевского-гуманис-та с его любовью к «маленьким людям» и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание - одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей - матери, сестры, друга.
Достоевский справедливо утверждал, что вернуться в этот мир, снова стать полноправным членом общества можно лишь воспротивившись человеконенавистническим идеям, очистившись страданием Вдумчиво читая роман, невольно осознаешь, как глубоко автор проник в души и сердца своих героев, как постиг человеческий характер, с какой гениальностью поведал о нравственных потрясениях главного героя.
Центральной фигурой романа является, конечно, Родион Раскольников.
Но в “Преступлении и наказании” много других действующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна Раскольниковы, Петр Петрович Лужин, Аркадий Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.
Семья Мармеладовых играет особую роль в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладовой, ее вере и бескорыстной любви обязан Раскольников своим духовным возрождением. Ее великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая душа, способная даже в убийце увидеть человека, сопереживать ему, мучиться вместе с ним, спасли Раскольникова. Да, Соня “блудница”, как пишет о ней Достоевский, но она была вынуждена продавать себя, чтобы спасти от голодной смерти детей своей мачехи. Даже в своем ужасном положении Соня сумела остаться человеком, пьянство и разврат не затронули ее. А ведь перед ней был яркий пример опустившегося, полностью раздавленного нищетой и собственным бессилием отца.
Терпение Сони и ее жизненная сила во многом происходят от ее веры.
Она верит в Бога, в справедливость всем сердцем, не вдаваясь в сложные философские рассуждения, верит слепо, безрассудно. Да и во что еще может верить восемнадцатилетняя девушка, все образование которой - “несколько книг содержания романтического”, видящая вокруг себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни, разврат и горе человеческое? Достоевский противопоставляет смирение Сони бунту Раскольникова.
Но если образ Сони сопровождает нас на протяжении всего романа, то ее отца, Семена Захарыча, и мачеху Катерину Ивановну с тремя маленькими детьми мы видим лишь в нескольких эпизодах. Однако эти немногочисленные эпизоды необыкновенно значимы.
Первая встреча Семена Захарыча Мармеладова и Родиона Раскольникова происходит в самом начале романа, именно тогда, когда Раскольников решается на убийство, впрочем, еще не до конца уверовав в свою “наполеоновскую” теорию. Для Раскольникова Мармеладов - просто пьяненький завсегдатай распивочной. Но, поначалу невнимательно слушая монолог Мармеладова, Раскольников вскоре проникается к рассказчику любопытством, а затем и сочувствием. Этот грязный, утративший всякое человеческое достоинство отставной чиновник, обворовывающий собственную жену и просящий у дочери-проститутки деньги на похмелье, чем-то трогает Раскольникова, запоминается ему. В Семене Захарыче, сквозь его отталкивающую внешность, все же проглядывает что-то человеческое.
Душа его не зачерствела, не стала несмотря ни на что глухой к страданиям людей. Мармеладов любит жену и ее маленьких детей. Особенно трогательны слова Катерины Ивановны на поминках Мармеладова о том, что после его смерти в кармане у ее мужа нашли мятного петушка.
Катерина Ивановна - совсем другой человек. Она благородного происхождения, из разорившейся дворянской семьи, поэтому ей приходится во много раз тяжелее, чем падчерице и мужу. Дело даже не в житейских трудностях, а в том, что у Катерины Ивановны нет отдушины в жизни, как у Сони и Семена Захарыча. Соня находит утешение в молитвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго забывается в кабаке. Катерина Ивановна же - натура страстная, гордая, бунтарская и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом окружающая обстановка, а людская подлость, с которой она сталкивается на каждом шагу, больно ранит ее. Катерина Ивановна не умеет терпеть и молчать, как Соня.
Сильно развитое в ней чувство справедливости побуждает ее к решительным действиям, что ведет к непониманию ее поведения окружающими.
Широко известен термин “Петербург Достоевского”. В “Преступлении и наказании” “Петербург Достоевского” - это увеселительные заведения, кабаки, пьяные женщины, самоубийцы, подлость, злоба и жестокость большинства людей, мелочные ссоры, ужасающие внешние условия жизни: “пыль, кирпич и известка, вонь из лавочек и распивочных. ”, комнаты-“гробы” в полуразвалившихся домах.
Семья Мармеладовых - одна из тысяч подобных ей семей бедняков.
Ф. М. Достоевский противопоставлением характеров Мармеладовых и Лужина, Раскольникова и Разумихина, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой подчеркивает контрасты современной ему действительности с ее социальным неравенством, угнетением одних и богатством, вседозволенностью других. И, пожалуй, самое главное то, что в изображении семьи Мармеладовых читатель ясно видит Достоевского-гуманиста с его любовью к “маленьким людям” и стремлением разобраться в душе даже самого страшного преступника.

71974 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

В чём трагедия семьи Мармеладовых? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Семья Мармеладовых и ее роль в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

За 5 недель до событий, описанных в романе, Мармеладов решает «взяться за ум», спасти дочь от ее унизительного ремесла и снова стать кормильцем. Мармеладов снова получает место на службе: добрый начальник дает ему последний шанс.

Проработав месяц на новом месте, Мармеладов получает свое первое жалованье. Семья очень радуется, что в доме наконец появились деньги. Однако на следующий день Мармеладов крадет свое жалованье из сундука жены и уходит в запой. 5 дней он скитается по городу, не появляясь дома. На 5-ый день Мармеладов знакомится с Раскольниковым, который провожает пьяницу домой.

Катерина Ивановна тяжело переносит пьянство мужа и нищету. Уже несколько месяцев она болеет чахоткой, ее состояние ухудшается. При этом больная, слабая женщина постоянно занята работой по дому. Переживания и заботы окончательно подрывают ее слабое здоровье.

Через несколько дней после знакомства с Раскольниковым пьяный Мармеладов попадает под лошадь. От полученных травм он умирает на руках у родных. Катерина Ивановна впадает в отчаяние, так как ей не на что похоронить мужа. К ней на помощь приходит Раскольников, который отдает ей последние деньги.

В день похорон Катерина Ивановна как будто сходит с ума. После поминального обеда она с детьми выходит на улицу, где устраивает странное представление. На улице она неожиданно падает, у нее открывается чахоточное кровотечение. В тот же день бедная женщина умирает.

В результате трое детей Катерины Ивановны остаются сиротами. В это время старшей дочке Поленьке 10-лет, сыну Коленьке 7 лет и младшей дочери Лидочке (также зовут Ленечкой) 6 лет. На помощь бедным сиротам приходит господин Свидригайлов: он определяет их в детский дом и кладет на их счет некоторую сумму. Таким образом дети получают более менее обеспеченное будущее.

Похоронив отца и мачеху, Соня Мармеладова перестает заниматься своим «неприличным» ремеслом, так как на ее попечении больше нет никого. После суда над Раскольниковым Соня отправляется за ним в Сибирь, где начинает новую жизнь.

Роман преступление и наказание история семьи мармеладовых

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Семья Мармеладовых занимает одно из центральных мест в романе «Преступление и наказание». Члены семьи Мармеладовых являются центральными персонажами произведения.

Семья Мармеладовых — это собирательный образ бедной русской семьи, живущей в Петербурге в середине XIX века.

В этой статье представлено описание семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»: краткая характеристика членов семьи и т.д.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Мармеладове
Все статьи о Соне Мармеладовой

Семья Мармеладовых в романе «Преступление и наказание»: характеристика, описание

  • Семен Захарович Мармеладов (отец семейства)
  • Катерина Ивановна Мармеладова (его жена)
  • Софья Семеновна Мармеладова (дочь Мармеладова от первого брака)
  • трое детей Катерины Ивановны от первого брака:
    • дочь 10 лет — Поленька
    • сын 7 лет — Коленька

Семен Захарович Мармеладов — отец семейства Мармеладовых, спившийся чиновник (титулярный советник), мужчина средних лет. От первой жены у него есть взрослая дочь Соня Мармеладова.

Уже 4 года Мармеладов состоит в браке с молодой женщиной Катериной Ивановной. Мармеладов женился на ней не столько по любви, сколько из сострадания к несчастной женщине и ее 3 детям.

За 1,5 года до событий, описанных в романе, семья Мармеладовых переезжает в Петербург. Здесь Мармеладов находит достойную работу, но из-за пьянства вскоре теряет ее. По его вине семья Мармеладовых остается без средств к существованию. В конце концов пьяный Мармеладов попадает под лошадь и умирает.

Софья Семеновна Мармеладова — единственная родная дочь чиновника Мармеладова. Соне около 18 лет. Это добрая, отзывчивая, честная, искренняя девушка. Соня малообразованна, но при этом достаточно умна.

Когда Соне было 14 лет, отец женился на ее мачехе, Катерине Ивановне. Бедная Соня вынесла много обид от своей мачехи, но не держит на нее обиды.

Ранее Соня работала швеей, но это занятие не приносило необходимого дохода. В конце концов бедная девушка, видя страдания мачехи, пошла «по желтому билету», то есть занялась «непристойной» работой.

Соня, насколько может, помогает деньгами отцу и мачехе. При этом она не осуждает отца, который по сути виновен в ее унижениях. Она отдает отцу последние деньги, зная, что он потратит их на выпивку.

После суда над Раскольниковым Соня отправляется за ним в Сибирь, где начинает новую жизнь. В Сибири Соня работает модисткой.

Катерина Ивановна Мармеладова — это молодая женщина в возрасте около 30 лет. Катерина Ивановна — образованная, умная женщина из хорошей семьи. Будучи молодой девушкой, она влюбилась в пехотного офицера по имени Михаил. Она бежала с ним из родительского дома и вышла замуж.

К сожалению, офицер увлекался картами, в результате чего попал под суд и умер. Так Катерина Ивановна осталась вдовой с тремя детьми. Родственники отказались ей помогать, и бедная женщина оказалась в страшной нищете. В этот момент она встретила Мармеладова, который женился на ней из жалости.

По характеру Катерина Ивановна — женщина эмоциональная, горячая и гордая. Она трудолюбива, любит чистоту и порядок. Катерина Ивановна неустанно занимается работой по дому: стирает, убирает, штопает одежду и т.д.

Нищета и постоянные заботы подрывают здоровье бедной женщины. Она заболевает чахоткой (туберкулезом), ее состояние ухудшается на глазах. В конце концов Катерина Ивановна умирает от чахоточного кровотечения в день похорон своего мужа. Ее троих детей отправляют в детский дом.

Трое детей Катерины Ивановны

У Катерины Ивановны есть трое детей от первого брака с мужем-офицером:

  • дочь 10 лет — Поленька
  • сын 7 лет — Коленька
  • дочь 6 лет — Лидочка (также зовется Ленечкой)

О детях Катерины Ивановны известно следующее:

Это было описание семьи Мармеладовых в романе «Преступление и наказание» Достоевского: краткая характеристика членов семьи и т.д.

Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание»

Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок. .. - говорит Мармеладов Раскольникову. - Но нищета, милостивый государь, нищета - порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, слишком поздно, и он получил место, он не смог удержаться на нем долго - у него не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.

Его жена, Катерина Ивановна, - немолодая женщина, болеющая чахоткой, много выстрадала в своей жизни. Она очень гордая. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!» Но судьба распоряжается иначе, жизнь с такой же варварской бессмысленной жестокостью расправляется с людьми, как пьяный Миколка со своей лошаденкой: умирает Мармеладов, а затем и Катерина Ивановна.

Соня - сильный по своей натуре человек, но она неизбежно должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысли о позорном и бесчестном положении терзали ее с чудовищной болью. Но что же останавливало ее, чтобы не покончить жизнь самоубийством или окончательно не дать разврату властвовать над собой? Для нее очень много значила «мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою». Мне кажется, у Сони было настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для нее совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое: грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии делать этого, он был зависим от алкоголя, поэтому ответственность за содержание легла тяжелым грузом на хрупкие плечи Сони.

Больно и тяжело читать те эпизоды в романе, где Достоевский рассказывает о детях Катерины Ивановны. Писатель настолько правдоподобно описывает облик, поведение и страдания этих маленьких существ, что можно реально представить их переживания и чувства в той обстановке, которая окружала их. А жизнь была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было есть, вечные перебранки между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Я считаю, если дети с раннего детства наблюдали такие безобразные сцены, то в будущем у них это может проявиться в виде отчуждения от людей, озлобленности. Ребенок очень болезненно воспринимает и переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок после этого, он может вспоминать об этом и во взрослой жизни. Мать умирает, оставляя детей на голод, пороки и преступления.

Безнадежность - вот рок людей, перешедших за грань, отделяющую «приличную» бедность от нищеты. Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? Мы не можем назвать определенное лицо. Некоторые даже пытались помочь несчастным - Раскольников, отдавший им свои последние деньги, хозяйка дома, где они жили. «Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников. Но ведь статистический «процент» - зеркало общества, социального строя. Именно он оказывается виноватым в безнадежной нищете, безмерном горе, разврате и в возникновении таких «идей», которые толкают Раскольникова на преступление.

В своем романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические и нравственные проблемы.

история семьи мармеладовых?

Соня Мармеладова, Софья Семёновна Мармеладова - персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» . На страницах романа появляется впервые в рассказе Мармеладова при знакомстве с Раскольниковым в распивочной.

СОНЯ МАРМЕЛАДОВА - героиня романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866), дочь от первого брака спившегося, потерявшего место чиновника, замученная попреками обезумевшей от нищеты и чахотки мачехи, вынужденная пойти на панель, чтобы содержать пропойцу отца и его семью. «Это было «…» худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькою, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и, когда оживлялись они, выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» . Для Расколъникова эта женщина олицетворяет надежду на спасение от одиночества: ведь она тоже
«преступила» абсолютную заповедь («не прелюбодействуй») , «умертвила» себя. Но С. М. не одинока. Она принесла себя в жертву ради других, а не ради себя. Сострадание к близким, смиренная вера в милосердие Бога никогда не покидали ее. Она читает Рас-кольникову евангельские строки о воскрешении Христом Лазаря, надеясь на чудо и в своей жизни. «Огарок уже давно погасал в кривом подсвечнике, тускло освещая в этой нищенской комнате убийцу и блудницу, странно сошедшихся за чтением вечной книги» . Именно ей, С. М. , Раскольников признается в убийстве старухи и Лизаветы. Она предлагает ему «страдание принять и искупить себя им» , потом незаметно сопровождает до полицейской конторы, а после суда - в Сибирь, где терпеливо сносит его равнодушие. Другие каторжники относятся к ней с нежностью и лаской. Самоотверженная любовь С. возрождает, наконец, сердце Раскольникова, и перед ними открывается «новая жизнь» . Наряду с образом С. , Достоевский предпринял еще ряд попыток создать «положительно прекрасных» людей: князя X. («Неточка Незванова») , Ростанева («Село Степанчико-во…») , князя Мышкина («Идиот») , старца Тихона («Бесы») , Макара Долгорукого («Подросток») , старца Зосиму, Алешу Карамазова и др. , - в дальнейшем все больше и больше связывая их с церковью.

Я всматриваюсь и вдумываюсь в эти события, стараюсь понять,
каким образом они вытекают одно из другого,
стараюсь объяснить себе, насколько
они находятся в зависимости от общих условий жизни.
Писарев Д.Н. Борьба за жизнь.

Тема «униженных и оскорбленных» - одна из основных тем творчества Ф.М. Достоевского. В романе «Преступление и наказание» изображение мира «униженных и оскорбленных» занимает ведущее место. Все действие произведения происходит в бедных районах Петербурга, отличающихся нищетой, грязью, отвратительными запахами: «жара... страшная»; «духота, толкотня»; «нестерпимая... вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество»; «пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время».
Обитатели «бедного Петербурга» очень разные, у каждого их них своя судьба и своя история, однако всех их отличает безысходность, надорванность, неверие в себя и в жизнь. Они, в полном смысле слова, «униженные и оскорбленные».
Типичным примером таких людей является семья Мармеладовых. Ее глава – Семен Захарович Мармеладов - отставной чиновник, когда-то существовавший довольно благополучно. Однако со временем он полностью опустился - в социальном и нравственном смысле, превратился в жалкого и беспомощного человека, отбирающего у своей семьи последнюю копейку, живущего за счет «падения» своей дочери.
Даже внешность героя, с которым Раскольников знакомится в распивочной, заключает в себе дисгармонию: «Что-то было в нем очень странное; во взгляде его светилась как будто даже восторженность, - пожалуй, был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие».
Мы узнаем, что порок Мармеладова заключается в его страшном пьянстве, из-за которого он лишает последнего куска хлеба своих маленьких детей и больную жену. Герой пропивает буквально все: свои башмаки, косынку и чулки Катерины Ивановны, последние тридцать копеек, выпрошенные у его дочери Сони, которая, из-за ужасающего материального положения семьи, вынуждена была «пойти по желтому билету».
Семен Захарович осознает, что на нем лежит вина и за падение дочери ((«Соня! Дочь! Прости!»), и за болезнь жены, и за отсутствие будущего у детей: «…осмелитесь ли вы, взирая в сей час на меня, сказать утвердительно, что я не свинья?» Однако, безмерно страдая, он не может что-либо изменить.
Герой мечтает о том, чтобы его пожалели, сочувственно выслушали, проявили уважение: «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти». Однако такого отношения к себе он не встречает нигде. И это неудивительно – Достоевский показывает, что уважение в обществе растет пропорционально материальному благосостоянию человека. И соответственно, нищие люди считаются изгоями, чуть ли не прокаженными, которым нет места среди «нормальных». Осознает это и Мармеладов, с горечью говорящий: «В бедности, - говорит он Раскольникову, - вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто. За нищету даже и не палкой выгоняют, а метлой выметают из компании человеческой, чтобы тем оскорбительнее было…»
И человек перестает уважать самого себя: «И отсюда питейное». А это уже верный признак деградации личности, потери своего нравственного и морального облика. Недаром сам Мармеладов говорит, что он давно уже скот, «звериный облик имеет».
Но, что самое страшное, нищий человек лишается поддержки и уважения в собственной семье. Так, потеряв место титулярного советника, Семен Захарович окончательно лишился уважения своей жены. Именно тогда он «сорвался» после долгого периода воздержания и «пустился во все тяжкие».
Мармеладов страдает от своего «скотского» положения, однако изменить что-либо не в силах. Этому человеку нужна поддержка – уважение и сострадание: «Чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели». Однако в мире «униженных и оскорбленных», где царит равнодушие и злоба, это невиданная роскошь. Именно поэтому Мармеладов опускается все ниже, отсюда, как мне кажется, и черты безумия в его облике: «Что-то было в нем очень странное; …был и смысл и ум, - но в то же время мелькало как будто и безумие». Его единственный выход – это смерть. И этот герой, следуя логике своего характера, гибнет, пьяный, под копытами лошади.
Трагична и судьба жены Мармеладова. Катерина Ивановна – женщина благородного происхождения, повторно вышедшая замуж за Семена Захаровича. Прекрасно образованная, гордая, тщеславная, она вынуждена погибать в нищете, видеть, как голодают ее дети, как унижает и унижается ее муж. Все это толкает героиню на бессмысленный бунт, скандалы, которыми она, однако, усугубляет свое и без того бедственное положение. В итоге Катерина Ивановна умирает от развившейся чахотки.
Погибла бы, по крайней мере, нравственно, и дочь Мармеладова – Соня. Ведь она была вынуждена стать продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью. Чистая и глубоко религиозная Соня страдает от своего положения, от той грязи, в которую ей приходится ежедневно погружаться, от того унижения, что она терпит. Однако от безумия и самоубийства ее спасает вера в Бога («Что ж бы я без Бога была?») и сострадательная любовь к близким («С ними-то что будет?»)
Таким образом, на примере семьи Мармеладовых автор показывает, что в обществе царят равнодушие, всеобщее раздражение, разъединенность в отношениях людей. По Достоевскому, буржуазное общество бесчеловечно, оно толкает людей на преступления против самих себя, против своей души.

(376 слов) В романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” тема униженных и оскорбленных раскрывается на примере семьи Мармеладовых. Автор показывает читателю, из-за чего страдают все члены семейства, и как они борются или же бездействуют в сложившейся ситуации.

Все началось с брака Мармеладова и Екатерины Ивановны, их союз изначально был не лучшей затеей: оба были бедны, оба с детьми на руках, но именно нищета сплотила этих людей. Последствия были ужасающе плохи: муж пропивает весь заработок, жена больна туберкулезом, дети страдают от голода. Сам Мармеладов говорил о своем пьянстве: “Пью, ибо сугубо страдать хочу”. Однако для мужа и отца такое поведение недопустимо, ведь он несет ответственность за родных, и внутренние переживания — это не повод обрекать близких на смерть. Мать семейства — Екатерина Ивановна — тратила все свои силы на воспитание и уход за детьми. Будучи от рождения благородной особой, женщина лишний раз не доедала и не досыпала, но делала все возможное, чтобы ее отпрыски не ощущали окружавшей их нищеты. Даже когда ей нужны были лекарства, она ставила на первое место благополучие ребят, и покупала им еду. Соня — родная дочь Мармеладова. Она всю свою сознательную жизнь только и делала, что помогала семье справиться с нищетой. Однако в один момент обстоятельства вынудили девочку на великую жертву: она пошла на панель. Героиня осознавала, в какой жизненной ситуации оказалась вместе с семьей, и по-другому не могла помочь, ведь тогда девушка не могла прокормить стольких людей честным трудом.

На этом невзгоды не заканчиваются — погибает отец семейства. С этого момента Екатерина Ивановна разбита морально, ведь теперь все семейные тяготы легли на её хрупкие женские плечи. Состояние женщины становится только хуже, она сходит с ума: бьет детей, учит их петь и плясать, делает какие-то несуразные костюмы. Несчастная заставляет их выступать на улице: ей уже все равно, что подумают окружающие, что дети её боятся, она одержима идеей заработать денег. В один момент малыши просто сбегают, в погоне за ними Екатерина Ивановна падает, у нее начинается агония. Перед смертью женщина отказалась от священника: “Бог и без того должен простить…Сам знает, как я страдала!”.

Ф.М. Достоевский раскрыл трагедию, которая коснулась семьи Мармеладовых, во всех красках. Автор показывает, что причиной их страданий был не только социальный статус, но и само отношение людей к жизни, следовательно, проблема носит психологический характер. На примере семьи Мармеладовых писатель показывает, в какую жизненную ловушку может загнать себя человек.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает Семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок… — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто». От горькой нищеты глава семейства становится пьяницей, а когда судьба улыбнулась ему, слишком поздно, и он получил место, он не смог удержаться на нем долго — у него не было сил противиться своему недугу. Из-за всего этого Мармеладов ходит из кабака в кабак и пропивает последние гроши.

Его жена, Катерина Ивановна, — немолодая женщина, болеющая чахоткой, много выстрадала в своей жизни. Она очень гордая. По словам Сонечки, «Катерина Ивановна справедливости ищет, она чистая, она так верит, что во всем справедливость должна быть, и требует… И хоть мучайте ее, а она несправедливого не делает. Она сама не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается… Как ребенок, как ребенок!» Но судьба распоряжается иначе, жизнь с такой же варварской бессмысленной жестокостью расправляется с людьми, как пьяный Миколка со своей лошаденкой: умирает Мармеладов, а затем и Катерина Ивановна.

Соня — сильный по своей натуре человек, но она неизбежно должна была пойти по пути «продажной» женщины. Мысли о позорном и бесчестном положении терзали ее с чудовищной болью. Но что же останавливало ее, чтобы не покончить жизнь самоубийством или окончательно не дать разврату властвовать над собой? Для нее очень много значила «мысль о грехе и они, те… бедные дети-сироты и эта жалкая полусумасшедшая Катерина Ивановна со своею чахоткой, со стуканьем об стену головою». Мне; кажется, у Сони было настоящее «золотое сердце», ведь мачеха и ее дети для нее совершенно чужие, а она только ради них, только чтобы они не умерли с голоду, пошла на самое грязное и самое последнее дело. Уже давно заведено, что семью должен обеспечивать мужчина, а отец Сони был не в состоянии делать этого, он был зависим от алкоголя, поэтому ответственность за содержание легла тяжелым грузом на хрупкие плечи Сони.

Больно и тяжело читать те эпизоды в романе, где Достоевский рассказывает о детях Катерины Ивановны. Писатель настолько правдоподобно описывает облик, поведение и страдания этих маленьких существ, что можно реально представить их переживания и чувства в той обстановке, которая окружала их. А жизнь была не сахар: нищенское существование семьи, порой нечего было есть, вечные перебранки между пьяным отцом и чахоточной матерью, ужасные жилищные условия. Я считаю, если дети с раннего детства наблюдали такие безобразные сцены, то в будущем у них это может проявиться в виде отчуждения от людей, озлобленности. Ребенок очень болезненно воспринимает и переживает разногласия между родителями, у него в душе остается неприятный осадок после этого, он может вспоминать об этом и во взрослой жизни. Мать умирает, оставляя детей на голод, пороки и преступления.

Безнадежность — вот рок людей, перешедших за грань, отделяющую «приличную» бедность от нищеты. Но кто же виноват в этом безграничном ужасе? Мы не можем назвать определенное лицо. Некоторые даже пытались помочь несчастным — Раскольников, отдавший им свои последние деньги, хозяйка дома, где они жили. «Не отдельные злые люди виноваты в судьбе Мармеладовых, а тот безликий и неумолимый «процент», о котором говорит Раскольников. Но ведь статистический «процент» — зеркало общества, социального строя. Именно он оказывается виноватым в безнадежной нищете, безмерном горе, разврате и в возникновении таких «идей», которые толкают Раскольникова на преступление.

В своем романе Достоевский раскрывает не только социальные, но и психологические и нравственные проблемы.

Описание и характеристика семьи Мармеладовых

Другие сочинения по теме:

  1. Цель: ознакомить учеников с названиями праздников: Днем Святого Николая, Нового года, Рождества Христова, Масленицы; обсудить с учениками, чем можно заниматься...
  2. Психоидеологической подпочвой мыслей Раскольникова является ожидание «конца века», крутых перемен или же разрушительных катастроф. Мир, как он сложился, болен и...
  3. Часть первая Главный герой — восьмилетний Реми — проживает во французской деревушке, вдвоем с матерью, которую он называет матушка Барберен....
  4. Тема воспитания есть одной из ведущих тем английской литературы. И в творчестве Диккенса она одна из главных, так вот не...
  5. Максим: «Но мой отец умный селовек и радушно служит общине. Как он говорит на раде общественной, так не сумеет никто...
  6. Для понимания образа Раскольникова и содержания его идеи очень большое значение приобретает вся сцена после посещения им семьи Мармеладовых, потрясенной...
  7. Сиэль Фантомхайв -12-летний (позже 13-летний) глава семьи Фантомхайв. Его родителей убили; сам же он попал в плен тайной секты, однако...
  8. Разрушение семьи — жестокое последствие войны (По рассказу А. П. Платонова «Возвращение») 1. «Вина» писателя. 2. Нравственная проблема капитана Иванова....
  9. Ход урока 1. Организационный момент: — проверка готовности учащихся к уроку. 2. Изложение нового материала (Приложение 1). 3. Практическая работа:...
  10. В романе «Анна Каренина» Толстой выступает не только как великий художник, но и как философ-моралист и социальный реформатор. Он ставит...
  11. Учитель. Возможно, вы еще не думали о создании собственной семьи, возможно, пройдет еще немало лет, прежде чем эта проблема коснется...
  12. В комедии «Школа мужей» (в другом переводе «Урок мужьям», 1661) показаны два взгляда на семейные отношения. Отсталые, патриархальные воззрения свойственны...
  13. В дворянско-аристократической среде удается сохранить человеческие свойства только таким людям, которые причастны к интересам народа и заключают в себе хотя...
  14. Катерина. Спор о героине «Грозы». Характер Катерины, по определению Добролюбова, «составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но...
  15. В январе 1965 года у Гарсия Маркеса наступило озарение: «роман предстал перед ним готовым». Он отказался от всех договоров и...
  16. Германн — живой человек, а не бездушная машина. Голос совести иногда может, хотя и глухо, дать о себе знать, но...
  17. Нашу школу со всех сторон окружают цветники. На геометрически правильных, прямоугольниках, овалах всюду цветы. Здесь растения, которые цветут с весны...