В каком году шолохов. Биография

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) - советский писатель, один из классиков русской литературы, лауреат Нобелевской премии и академик. Он появился на свет 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилином, сейчас это Шолоховский район Ростовской области. Всю жизнь он провёл в родной станице, изредка переезжая на время в другие города.

Детство и юность

Мать будущего писателя, Анастасия Черникова, была крестьянской сиротой. До свадьбы она была горничной у одной помещицы, после этого девушку насильно выдали замуж за казака Кузнецова. Но они не любили друг друга, вскоре крестьянка сбежала к Александру Шолохову. Он родился в Рязанской губернии, служил приказчиком, заведовал заготовительной конторой Донпродкома. Михаил был незаконнорожденным сыном, по документам его отцом был муж Анастасии. И только в 1912 г. после его смерти влюблённые обвенчались, тогда Александр смог «усыновить» родного ребёнка.

В 1910 г. семья переехала на хутор Каргин. Там Шолохов учился в церковно-приходской школе, после этого он поступил в гимназию. Но юноше удалось окончить лишь четыре класса из-за начавшейся революции, он учился с 1914 по 1918 гг. Позднее он окончил налоговые курсы, был инспектором. Во время гражданской войны Миша служил добровольцем в продовольственном отряде. Также его назначили педагогом по ликвидации неграмотности среди взрослых.

Параллельно с работой Михаил участвовал в создании газеты «Новый мир», играл в спектаклях Каргинского народного дома. Он даже сочинил две пьесы для этого заведения, сохраняя анонимность. Они назывались «Необыкновенный день» и «Генерал Победоносцев».

Переезд в Москву

Когда Мише исполнилось 17 лет, он решил переехать в Москву. С 1922 года прозаик жил там, работал грузчиком, каменщиком и счетоводом. Но его всегда тянуло к литературе, поэтому в свободное время он посещал занятия кружка «Молодая гвардия». Осенью 1923 г. в печатном издании «Юношеская правда» были опубликованы фельетоны Шолохова «Испытание» и «Три». В следующем году читатели смогли ознакомиться с его рассказом «Родинка».

После успешного дебюта писатель опубликовал ещё несколько своих произведений, позднее все они вошли в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Во многом ему помогал Александр Серафимович, который написал предисловие к одной из книг прозаика. Они познакомились в 1925 г., до конца своих дней Шолохов был благодарен другу за поддержку. Он считал его одним из первых учителей в своей жизни.

Впоследствии Михаил получил образование. Он окончил биологический факультет МГУ и историко-философский факультет Ростовского университета. В МГУ имени Ломоносова он и встретил свою будущую супругу Марию, дочь казачьего атамана. Она изучала филологию, после получения диплома стала личным секретарём прозаика.

Главный роман

В 1924 г. Михаил Александрович возвращается на родину. Там он женится на Марии Громославской. Их брак длился до смерти литератора, в семье родилось четверо детей. Они жили в станице Каргинской, с 1926 года переехали в Вёшенскую. В это же время прозаик начинает работу над своим самым известным романом «Тихий Дон». В нём описывалась судьба казачества в годы войны, произведение состояло из нескольких частей.

В 1928 и 1929 гг. увидели свет две первые книги эпопеи. Их опубликовали в издании «Октябрь». Третья часть появилась лишь через несколько лет, поскольку был запрет на публикацию со стороны правительства. Это связано с тем, что в романе сочувственно изображены участники антибольшевистского восстания. В 1932 г. читатели смогли ознакомиться с третьей книгой, спустя два года Михаил закончил писать следующую часть. Но на него оказывалось колоссальное давление, произведение пришлось несколько раз переписывать. В 1940 году вышла последняя часть четвёртой книги.

Именно «Тихий Дон» прочно закрепился в мировой и русской классике. Его перевели на многие языки. В этом романе объединяется несколько сюжетных линий, его считают одним из самых ярких примеров соцреализма. Максим Горький и Александр Серафимович высоко оценили творчество Шолохова, начиная с первой книги эпопеи. Они писали восторженные отзывы, всячески поддерживали коллегу.

Одновременно с эпопеей был выпущен и другой важный роман прозаика. Он назывался «Поднятая целина», сюжет был основан на истории движения 25-тысячников. Первый том увидел свет в 1932 году. Вторая часть была временно утеряна, и только после войны удалось её опубликовать. Это произведение вошло в школьную программу, его появление стало важным событием в литературной жизни страны. Также в 30-е годы Шолохов нередко писал статьи о культуре и литературе.

Годы войны

Во время Великой Отечественной войны Михаил Александрович работал военным корреспондентом. Он сотрудничал с изданиями «Правда» и «Красная звезда». В этот период выходят его рассказы «Наука ненависти», «На Дону», «На Смоленском направлении». В 1941 г. прозаик получил Государственную премию, за эти деньги он купил четыре ракетных установки для армии.

Также Шолохов начинает публиковать главы из нового романа под названием «Они сражались за Родину». Окончательная версия книги появилась лишь в 1969 г. Писатель сжёг рукопись, поэтому читателям остались только некоторые главы. В 1975 г. книга была экранизирована Сергеем Бондарчуком.

Общественная деятельность

После окончания войны литератор усиленно занимается общественной работой. Он вступил во Всемирный конгресс деятелей науки и культуры. Также Шолохов был депутатом Верховного Совета СССР, в 1934 году его приняли в Союз писателей. Участвовал он и во Всемирном Совете Мира. Благодаря прозаику было организовано движение «Союз казаков области войска Донского».

Параллельно с этим Михаил продолжает писать. В 1956 г. опубликовано сочинение «Судьба человека». В 1965 г. прозаик получил Нобелевскую премию за эпопею «Тихий Дон». Эти средства он пожертвовал на постройку школы в своей родной станице. Также он был награждён в разные годы Сталинской премией, Ленинской, Литературной «Софией» и Международной премией Мира. Шолохов был почётным доктором филологических наук в Лейпцигском и Ростовском университете. В Шотландии его избрали доктором права.

В последние десять лет жизни прозаик практически ничего не писал. В его родную станицу регулярно приезжали посетители со всего мира, которые хотели пообщаться с литератором. Он перенёс два инсульта и диабет, после этого в горле начали появляться метастазы. Двадцать первого февраля 1984 года Шолохов скончался от рака гортани.

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вёшенской Донецкого округа области Войска Донского (ныне Шолоховский район Ростовской области).

В это же время Шолохов принимал участие в рукописной газете "Новый мир", играл в спектаклях Каргинского народного дома, для которого анонимно сочинил пьесы "Генерал Победоносцев" и "Необыкновенный день".

В октябре 1922 года переехал в Москву, где работал грузчиком, каменщиком, счетоводом в жилуправлении на Красной Пресне. Одновременно посещал занятия литобъединения "Молодая гвардия".

В декабре 1924 года в газете "Молодой ленинец" вышел его рассказ "Родинка", открывший цикл донских рассказов: "Пастух", "Илюха", "Жеребенок", "Лазоревая степь", "Семейный человек" и других. Они были опубликованы в комсомольской периодике, а затем составили три сборника "Донские рассказы" и "Лазоревая степь" (оба — 1926) и "О Колчаке, крапиве и прочем" (1927). "Донские рассказы" еще в рукописи прочел земляк Шолохова писатель Александр Серафимович, который написал к сборнику предисловие.

В 1925 году писатель приступил к созданию романа "Тихий Дон" о драматической судьбе донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войн. В эти годы вместе с семьей он жил в станице Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года — в Вёшенской. В 1928 году две первые книги романа-эпопеи вышли в журнале "Октябрь". Выход третьей книги (шестой части) был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919 года. Чтобы выпустить книгу, Шолохов обратился к писателю Максиму Горькому с помощью которого добился от Иосифа Сталина разрешения на публикацию этой части романа без купюр в 1932 году, а в 1934 году в основном завершил четвертую — последнюю часть, но стал заново ее переписывать, не без ужесточившегося идеологического давления. Седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 годах, восьмая — в 1940 году.

Произведение было переведено на многие языки.

В 1932 году вышла первая книга его романа "Поднятая целина" о коллективизации. Произведение было объявлено совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошло во все школьные программы, став обязательным для изучения.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) Михаил Шолохов работал военным корреспондентом Совинформбюро, газет "Правда" и "Красная звезда". Он публиковал фронтовые очерки, рассказ "Наука ненависти" (1942), а также роман "Они сражались за Родину" (1943-1944), который был задуман как трилогия, но не был окончен.

В фонд обороны СССР писатель передал Государственную премию, присужденную в 1941 году за роман "Тихий Дон", на свои собственные средства приобрел для фронта четыре новые ракетные установки.

В 1956 году вышел его рассказ "Судьба человека".

В 1965 году писатель стал лауреатом Нобелевской премии по литературе "за художественную силу и цельность эпоса о Донском казачестве в переломное для России время". Премию Шолохов передал на постройку школы на своей родине — в станице Вёшенской Ростовской области.

В последние годы Михаил Шолохов работал над романом "Они сражались за Родину". В это время станица Вёшенская стала местом паломничества. В гостях у Шолохова бывали посетители не только из России, но и с различных уголков мира.

Шолохов занимался общественной деятельностью. Он был депутатом Верховного Совета СССР первого-девятого созывов. С 1934 года — член правления Союза писателей СССР. Член Всемирного Совета Мира.

В последние годы жизни Шолохов тяжело болел . Он перенес два инсульта, диабет, затем рак горла.

21 февраля 1984 года Михаил Шолохов скончался в станице Вёшенской, где и был похоронен на берегу Дона.

Писатель был почетным доктором филологических наук Ростовского и Лейпцигского университетов, почетным доктором права Сент-Андрусского университета в Шотландии.

С 1939 года — действительный академик Академии наук СССР.

Михаил Шолохов был дважды удостоен звания Герой Социалистического Труда (1967, 1980). Лауреат Государственной премии СССР (1941), Ленинской премии (1960), а также Нобелевской премии (1965). Среди его наград — шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны I степени, медали "За оборону Москвы", "За оборону Сталинграда", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.".

В 1984 году на его родине в станице Вёшенской Ростовской области образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

С 1985 года ежегодно в станице Вёшенской проходит "Шолоховская весна" — Всероссийский литературно-фольклорный праздник, посвященный дню рождения писателя.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ

Даты жизни : 24 мая 1905 - 21 февраля 1984
Место рождения : хутор Кружилинский, станица Вёшенская, Ростовская область, Россия
Русский советский писатель и киносценарист, журналист. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1965).
Известные произведения : «Донские рассказы», «Лазоревая степь», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину», «Наука ненависти», «Судьба человека», «Нахалёнок», «Федотка»

Михаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на севере Ростовской области, в живописной станице Вешенской.
Будущий писатель рос и воспитывался единственным ребенком в семье в небольшом домике в хуторе Кружилинском, в котором проживали разночинец Александр Михайлович Шолохов и его супруга Анастасия Даниловна. Из-за того, что Шолохов-отец трудился по найму и не имел официального заработка, семейство часто путешествовало с место на место.
Анастасия Даниловна – сирота. Ее мать происходила из казачьего рода, а отец был выходцем из крепостных крестьян Черниговской губернии, позже переселился на Дон. В 12-летнем возрасте отправилась служить к некой помещице Поповой и была выдана замуж не по любви, а по расчету за богатого станичного атамана Кузнецова. После того как у женщины родилась мертвая дочь, она сделала неординарный для тех времен поступок – ушла к Шолохову.
Анастасия Даниловна была интересной барышней: она была самобытной и малограмотной, но вместе с этим была наделена от природы острым умом и прозорливостью. Мать писателя научилась читать и писать только тогда, когда сын поступил в гимназию, чтобы самостоятельно писать письма своему чаду, не прибегая к помощи мужа.
Михаил Александрович считался незаконным ребенком (на Дону таких детей называли «нахаленками», и, стоит сказать, их недолюбливали казачьи ребята), первоначально имел фамилию Кузнецов и благодаря этому имел привилегию: получил «казачий» земельный участок. Но после смерти предыдущего супруга Анастасии Даниловны в 1912 году возлюбленные смогли узаконить свои отношения, и Михаил стал Шолоховым - сыном мещанина.
Родина Александра Михайловича – Рязанская губерния, он выходец из богатой династии: его дедушка был купцом третьей гильдии, занимался скупкой зерна. Шолохов-старший трудился скупщиком скота, а также сеял хлеб на казачьих землях. Поэтому денег в семье было достаточно, по крайней мере, будущий писатель и его родители не жили впроголодь.

Дом, в котором родился Михаил Шолохов

В 1910 году Шолоховы покинули хутор Кружилинский по причине того, что Александр Михайлович отправился на службу к купцу в станицу Каргинскую, которая находится в Боковском районе Ростовской области. В это же время будущий писатель учился дошкольной грамоте, для этих целей был приглашен домашний учитель Тимофей Мрыхин. Мальчику нравилось корпеть над учебниками, он изучил письмо и научился считать.
Несмотря на прилежание в учебе, Миша был озорником и обожал вместе с соседними мальчишками с утра до вечера играть на улице. Впрочем, детство и юность Шолохова нашли отражение в его рассказах. Он скрупулезно описывал то, что ему приходилось наблюдать, и то, что давало вдохновение и бесконечно приятные воспоминания: поля с золотистой рожью, дуновение прохладного ветерка, запах свежескошенной травы, лазурные берега Дона и многое другое – все это давало подоплеку для творчества.
Михаил Александрович поступает в Каргинское приходское училище в 1912 году. Примечательно, что преподавателем юноши был Михаил Григорьевич Копылов, который стал прототипом героя из всемирно известного «Тихого Дона». В 1914-м заболевает воспалением глаз, после чего отправляется на лечение в столицу.
Через три года переводится в богучарскую гимназию для мальчиков. Окончил четыре класса. Во время учебы юноша зачитывался произведениями великих классиков, в особенности обожал труды Николая Васильевича Гоголя и Антона Павловича Чехова.

В 1917 году начали появляться ростки революции. В 1917-м Александр Михайлович стал управляющим паровой мельницы в станице Еланской, что в Ростовской области. В 1920 году семейство переезжает в станицу Каргинскую. Именно там Александр Михайлович скончался в 1925 году.
Что касается революции, то Шолохов участие в ней не принимал. Не был за красных и равнодушно относился к белым. Принял сторону победителя. В 1930 году Шолохов получил партийный билет, стал членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков.
Показал себя с наилучшей стороны: не участвовал в контрреволюционных движениях, от идеологии партии отклонений не имел. Хотя в биографии Шолохова есть «черное пятно», по крайней мере, писатель не опровергал этот факт: в 1922 году Михаил Александрович, будучи налоговым инспектором, был приговорен к расстрелу за превышение должностных полномочий.
Позже наказание сменилось на год обязательных работ благодаря хитрости родителей, которые на суд принесли поддельное свидетельство о рождении, дабы Шолохова судили как несовершеннолетнего. После этого Михаил Александрович хотел стать студентом вновь и получить высшее образование. Но молодого человека не приняли на подготовительные курсы рабфака, так как у него не было соответствующих бумаг. Поэтому судьба будущего лауреата Нобелевской премии сложилась так, что он зарабатывал на жизнь тяжелым физическим трудом.

Заниматься писательством всерьез Михаил Александрович начал в 1923 году, его творческая карьера началась с небольших фельетонов в газете «Юношеская правда». В то время было опубликовано три сатирических рассказа под подписью Мих. Шолохов: «Испытание», «Три», «Ревизор». Рассказ Михаила Шолохова под названием «Зверь» повествует о судьбе продкоммисара Бодягина, который, вернувшись на родину, узнал, что его отец – враг народа. Эта рукопись готовилась к публикации в 1924 году, однако альманах «Молодогвардеец» не счел нужным печатать это произведение на страницах издания.
Поэтому Михаил Александрович стал сотрудничать с газетой «Молодой ленинец». Также публиковался в других комсомольских газетах, куда были отправлены рассказы, вошедшие в цикл «Донских» и сборник «Лазоревая степь».
В декабре 1923 г. возвращается на Дон. 11 января 1924 г. венчается в Букановской церкви с Марией Петровной Громославской, дочерью бывшего станичного атамана.
Мария Петровна, окончив Усть-Медведицкое епархиальное училище, работала в ст. Букановской сначала учительницей в начальной школе, затем делопроизводителем в исполкоме, где в то время был инспектором Шолохов. Поженившись, они были неразлучны до конца своих дней. Вместе Шолоховы прожили 60 лет, вырастив и воспитав четверых детей.
14 декабря 1924 г. М.А. Шолохов публикует первое художественное произведение – рассказ «Родинка» в газете «Молодой ленинец». Вступает в члены Российской ассоциации пролетарских писателей.

Семья Михаила Шолохова

В 1925 году Михаил Александрович приступает к созданию романа «Тихий Дон». В эти годы семья Шолоховых живёт в Каргинской, затем в Букановской, а с 1926 года – в Вёшенской. В 1928 году журнал «Октябрь» начинает печатать «Тихий Дон».
После публикации первого тома романа для писателя наступают трудные дни: успех у читателей - ошеломляющий, а вот в писательских кругах воцаряется недоброжелательная атмосфера. Зависть к молодому писателю, которого называют новым гением, рождает клевету, пошлые измышления. Позиция автора при описании Верхнедонского восстания подвергается резкой критике со стороны РАППа, предлагается выбросить из книги более 30 глав, сделать главного героя большевиком.
Шолохову всего 23 года, но он стойко и мужественно переносит нападки. Ему помогает уверенность в своих силах, в призвании. Чтобы пресечь злобную клевету, слухи о плагиате, он обращается к ответственному секретарю и члену редколлегии газеты «Правда» М. И. Ульяновой с настоятельной просьбой создать экспертную комиссию и передаёт ей рукописи «Тихого Дона». Весной 1929 года писатели А. Серафимович, Л. Авербах, В. Киршон, А. Фадеев, В. Ставский выступают в «Правде» в защиту молодого автора, опираясь на выводы комиссии. Слухи прекращаются. Но злопыхатели ещё не раз будут предпринимать попытки очернить Шолохова, который честно говорит о трагических событиях в жизни страны, не желает отходить от исторической правды.
Роман был закончен в 1940 году. В 30-е годы Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина».

В годы войны Михаил Александрович Шолохов – военный корреспондент Совинформбюро, газет «Правда» и «Красная звезда». Он публикует фронтовые очерки, рассказ «Наука ненависти», первые главы романа «Они сражались за Родину». Государственную премию, присуждённую за роман «Тихий Дон», Шолохов передаёт в фонд обороны СССР, а затем приобретает на свои собственные средства для фронта четыре новые ракетные установки.
За участие в Великой Отечественной войне имеет награды – орден Отечественной войны I степени, медали «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне».
После войны писатель заканчивает 2-ю книгу «Поднятой целины», работает над романом «Они сражались за Родину», пишет рассказ «Судьба человека».

Михаил Александрович Шолохов – лауреат Нобелевской, Государственной и Ленинской премий в области литературы, дважды Герой Социалистического Труда, действительный член Академии наук СССР, обладатель степени почетного доктора права Сент-Эндрюсского университета в Шотландии, доктора философии Лейпцигского университета в Германии, доктора филологии Ростовского государственного университета, депутат Верховного Совета всех созывов. Он награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской революции, другими наградами. В станице Вёшенской ему при жизни установлен бронзовый бюст. И это далеко не полный перечень премий, наград, почетных званий и общественных обязанностей писателя.

Михаил Шолохов на церемонии получения Нобелевской премии

Произведения М.А. Шолохова издавались 1408 раз общим тиражом 105 349 943 экземпляра на более чем 90 языках мира.
До конца дней жил в своём доме в Вёшенской (в наше время музей). Сталинскую премию передал в Фонд обороны, Ленинскую премию за роман «Поднятая целина» передал в распоряжение Каргинского сельсовета Базковского района Ростовской области на строительство новой школы, Нобелевскую - на постройку школы в Вёшенской.
Увлекался охотой и рыбной ловлей. С 1960-х годов фактически отошёл от литературы.
Умер М.А. Шолохов 21 февраля 1984 года. Похоронен Михаил Шолохов в станице Вёшенской на берегу Дона, но не на кладбище, а во дворе дома, в котором жил.
В год смерти писателя на его родине образован Государственный музей-заповедник М.А. Шолохова.

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ ШОЛОХОВ
(1905-1984)


Нобелевская премия по литературе была присуждена Шолохову «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». Речь идет о романе-эпопее (крупное произведение о значительных исторических событиях) «Тихий Дон», который писатель создал еще совсем молодым человеком - ему не исполнилось и 30. Только благодаря этому произведению Шолохов мог бы войти в историю русской и мировой литературы. Но за свою творческую жизнь он создал немало блестящих рассказов («Судьба человека», «Нахаленок», «Родинка») и роман «Поднятая целина», начал работу над романом «Они сражалась за Родину», который был позже талантливо экранизирован режиссером С.Ф. Бондарчуком.
Большая часть произведений писателя посвящена жизни донских казаков. Дебютный сборник Шолохова «Донские рассказы» поразил читателей образностью языка, которым говорит казачество, и простыми, но напряженными сюжетами. Это истории о столкновении белоказаков с красными революционерами, о братоубийственной борьбе на Дону. Автор не оправдывал насилие - он принес в литературу суровую, жестокую правду о Гражданской войне. В его изображении это бойня своих против своих, она разрушает семьи, разделяет отцов и детей. Рассказ «Родинка» - об одном из таких эпизодов. В смуте войны отец по незнанию убивает сына-революционера, которого не видел много лет, но в следующую минуту узнает его по приметной родинке на ноге - у отца есть такая же. От отчаянья и неизбывного горя он пускает себе пулю в рот.
Но есть и светлые моменты в годы тяжелых столкновений. Семилетний мальчик Миша из рассказа «Нахаленок», озорник и лихач, встречает вернувшегося с Гражданской войны отца. С этого дня прежние проказы не занимают Мишу: отец рассказывает ему о борьбе против нищеты, несправедливости, угнетения - против старого мира, с которым он воевал. И у мальчика появляется новая, пусть еще не осознанная цель в жизни - стоять за справедливость, за человеческое достоинство.
Образ человека, поднявшегося на защиту Родины, появляется в статьях и очерках Шолохова в годы Великой Отечественной войны. Так, герой небольшого рассказа «Судьба человека» получил всемирную известность. Шофер Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни: ужасы плена, потерю всех близких. Но тяжкие испытания не сломили Андрея: он сохранил широкую, открытую любви и добру душу. В конце рассказа он идет вместе с усыновленным им шестилетним сиротой Ванюшкой вперед, в будущее.
Творчество Шолохова привлекает многих представителей искусства. По его произведениям создаются драматические спектакли, оперы. Героев «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Судьбы человека», ранних рассказов писателя зрители увидели на экране.

Рисунок выполнен по фотографии М. А. Шолохова 1970 г.

Русские писатели и поэты ХХ века: комплект наглядных пособий «Великая литература»/ авт. проекта Т.В. Цветкова.- М.:ТЦ Сфера, 2015.- 12 с., ил.

Памятники Михаилу Шолохову

Памятники литературным героям Михаила Шолохова

1. Вступление

2. Биография

3. Основные черты творчества.

4. «Тихий Дон»

5. Григории Мелехов

6. Аксинья

7. Большевики

8. «Судьба человека»

9. Значение творчества Шолохова

10.Библиография

Вступление

В 30-е годы вышли в свет известные всему миру романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (1-я книга). Шолохов - выдающийся писатель нашей страны, крупнейший мастер художественного слова. Произведения его широко известны и у нас и далеко за пределами Советского Союза.

«...Замечательное явление нашей литературы - Михаил Шолохов, - говорил А. Толстой... - Он пришел в литературу с темой рождения нового общества в муках и трагедиях социальной борьбы. В «Тихом Доне» он развернул эпическое, насыщенное запахами земли, живописное полотно из жизни донского казачества. Но это не ограничивает большую тему романа:

«Тихий Дон» по языку, сердечности, человечности, пластичности - произведение общерусское, национальное, народное».

«Произведение Шолохова является мастерским, - писал А. В. Луначарский о «Поднятой целине». - Очень большое, сложное, полное противоречий и рвущееся вперед содержание одето здесь в прекрасную словесную образную форму...»

Биография

ихаил Александрович Шолохов родился 24 мая 1905 года на Дону, на хуторе Кружилином, в трудовой семье. Учился он сначала в церковноприходской школе, а затем-до 1918 года-в гимназии. В годы гражданской войны Шолохов жил на Дону, служил в продовольственном отряде, участвовал в борьбе с бандами белых. В 1920 году он создал комсомольскую ячейку в одной

из станиц. По окончании войны Шолохов работал каменщиком, чернорабочим, счетоводом. Литературная деятельность писателя началась в 1923 году. В 1925 году вышла первая его книга-«Донские рассказы».

Шолохов принадлежит к тому поколению советских писателей, которых сформировала революция, гражданская война, социалистическое строительство.

Хорошо сказал об этом А. Фадеев: «Когда по окончании гражданской войны мы стали сходиться из разных концов нашей необъятной Родины - партийные, а еще больше беспартийные молодые люди, - мы поражались тому, сколь общи наши биографии при разности индивидуальных судеб. Таков был путь Фурманова, автора книги «Чапаев»... Таков был путь более молодого и, может быть, более талантливого среди нас Шолохова... Мы входили в литературу волна за волной, нас было много. Мы приносили свой личный опыт жизни, свою индивидуальность. Нас соединяло ощущение нового мира как своего и любовь к нему».

После выхода в свет первых рассказов Шолохов возвратился на Дон, в родную станицу. «Хотелось написать о народе, среди которого я родился и который я знал», - вспоминал он.

В 1926 году Шолохов начал работать над «Тихим Доном». Первая книга романа вышла в 1928 году, вторая-в 1929 году, третья-в 1933 году, четвертая - в 1940 году. Уже первые книги «Тихого Дона» сделали имя Шолохова широко известным.

Живое участие в литературной судьбе Шолохова приняли Горький и Серафимович. Серафимович написал к «Донским рассказам» предисловие. Он первый отметил в авторе незаурядный талант, знание жизни, большую изобразительную силу, яркую образность языка. Горький помог писателю напечатать третью книгу «Тихого Дона», которую пытались опорочить некоторые критики.

В годы Великой Отечественной войны Шолохов - деятельный участник борьбы советского народа против фашистских захватчиков. Он написал ряд очерков и рассказ «Наука ненависти» (1942). В то же время Шолохов приступил к работе над романом о Великой Отечественной войне «Они сражались за Родину». Отдельные главы были напечатаны в 1943-1944 годах и в 1949 году. В них изображены тяжелые героические бои, которые вела Советская Армия летом 1942 года на дальних подступах к Сталинграду.

Значительным художественным достижением писателя явился рассказ «Судьба человека», напечатанный на страницах

«Правды» в 1957 году. Рассказ быстро стал известен всему миру. На его основе талантливый советский кинорежиссер и актер С. Бондарчук создал замечательный фильм под тем же названием.

В 1959 году Шолохов закончил вторую книгу «Поднятой целины», завершив тем самым весь роман в целом.

За первую и вторую книги «Поднятой целины» писатель был удостоен в 1960 году Ленинской премии. В 1965 году Шолохову была присуждена международная Нобелевская премия.

В настоящее время Шолохов продолжает работать над романом «Они сражались за Родину».

Основные черты творчества.

В

ся жизнь и литературная деятельность Шолохова связана с Доном. Писатель горячо любит свои родные места; в жизни донского казачества он черпает темы, образы, материал для своих художественных произведений.

Сам Шолохов подчеркивал: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался как член нашей великой Коммунистической партии и являюсь патриотом своей великой могущественной Родины. С гордостью говорю, что я являюсь и патриотом своего родного донского края».

Замечательное по яркости и силе художественное изображение жизни донского казачества - важная особенность творческой деятельности Шолохова.

Это отнюдь не значит, что Шолохов - писатель какой-то чисто местной, областнической темы. Напротив, на материале жизни и быта донского казачества он сумел раскрыть глубокие процессы широкого исторического значения. И здесь следует отметить вторую важнейшую особенность его творчества - стремление художественно запечатлеть поворотные, этапные периоды жизни нашей страны, когда борьба нового, социалистического мира против старого, буржуазного выступает в наиболее острой ожесточенной и драматической форме. Гражданская война («Тихий Дон»), коллективизация («Поднятая целина») и Великая Отечественная война («Они сражались за Родину», «Судьба человека») - вот три периода в жизни нашего народа, на которых сосредоточено внимание художника.

С этим связана третья черта шолоховского дарования - эпическая широта, склонность к монументальным художественным полотнам, к глубоким социальным обобщениям, к постановке больших вопросов об исторических судьбах народа.

Герои произведений Шолохова - простые трудящиеся люди. Их думы, печали и радости, их стремление к счастью и справедливости, их борьба за новую жизнь неизменно интересуют художника.

И, наконец, необходимо отметить существенную особенность творческого метода писателя-его неприязнь, к какой бы то ни было идеализации действительности. Неуклонно следовать суровой правде жизни, воплощать действительность во всех ее противоречиях, во всей ее сложности и многогранности, во всех ее контрастах, нисколько не сглаживая напряженнейшую остроту конфликтов, возникающих в трудном и сложном процессе рождения нового, коммунистического мира, такой. Художественный исходный принцип, которого неизменно придерживается Шолохов.

«Тихий Дон»

Э

ти принципы, с наибольшей полнотой проявившиеся в романе «Тихий Дон», сказались уже в первой книге писателя - «Донские рассказы». Главная тема рассказов-классовая борьба на Дону. Не родственные связи и чувства, а место людей в жестокой борьбе классов определяет их отношения между собой. Нередко даже отцы и дети, родные братья становятся смертельными врагами. В рассказе «Коловерть» старый казак Крамсков и двое его сыновей, ушедших к красным, попадают в плен к белогвардейцам. Их расстреливает младший сын Михаил-белый офицер. В рассказе «Бахчевник» отец-комендант белогвардейского военно-полевого суда, палач и истязатель, а его сын Федор-красноармеец. Раненного в ногу Федора преследуют белые. Отец обнаруживает его в бахчевнике и собирается расправиться с ним. Тогда младший сын Митя, чтобы спасти брата, убивает отца. В рассказе «Червоточина» комсомолец Степка ненавидит жгучей ненавистью своего отца Якова Алексеевича-кулака и мироеда. В наказание за то, что якобы по вине Степки пропали быки, Яков Алексеевич и его старший сын зверски убивают комсомольца.

Рисуя бешеную злобу врагов революции, их кровавые дела, Шолохов доказывает, что, напротив, в среде революционного казачества, которое вынуждено было в жестоких схватках отстаивать новую жизнь, проявлялись высокие и благородные качества-готовность к самопожертвованию, геройская отвага и подлинная человечность.

Если в «Донских рассказах» борьба классов изображалась главным образом в узких пределах казачьей семьи, то совсем по-иному разработана эта тема в «Тихом Доне». «Тихий Дон» принадлежит к числу самых выдающихся произведений советской художественной прозы. М. И. Калинин в беседе с молодыми писателями в 1934 году говорил: «Тихий Дон» я считаю нашим" лучшим художественным произведением. Отдельные места написаны с исключительной силой» ".

А. М. Горький относил «Тихий Дон» к книгам, которые «дали широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны».

Опираясь на лучшие достижения советской литературы в изображении гражданской войны, Шолохов сумел создать произведение глубоко новаторское и самобытное.

В «Тихом Доне» Шолохов, прежде всего, выступает перед нами как мастер эпического повествования. Широко и свободно развертывает художник огромную историческую панораму бурных драматических событий. «Тихий Дон» охватывает период в десять лет-с 1912 по 1922 год.

томах. Т. III. - М., 2006.

Ввиду мифо-символической сложности языка Андреева, объясним значение некоторых его смыслообразов.

Даймоны в понимании Д. Л. Андреева - это высшее человечество Шаданакара, обитатели сакуалы миров с четырьмя пространственными координатами и различным числом временных координат. Даймоны проходят путь становления, схожий с нашим, но начали его раньше и совершают его успешнее. С нашим человечеством они связаны разнообразными нитями См.: 2, с. 530.

Дуггур - это один из слоев демонических стихиалей, имеющий для человечества особое значение. Существа, проходящие свои инкарнации в Дуггаре, восполняют убыль своих жизненных сил эйфосом - излучением похоти человечества.

Друккарг - это Шрастр Российской метакультуры.

Шрастр - это инопространственные материальные слои, связанные некоторыми зонами в физическом теле планеты Земли, а именно с «компенсационными выступами» Материков, опрокинутыми остриями к земному центру. Обиталища античеловечества, состоящего из двух совместно живущих рас - игв и раруггов. В шрастрах имеются своеобразные огромные

города и очень высокая демоническая техника. См.: 2, с.530, 533.

Синклиты - это обитающие в затомисах метакультур сонмы просветлённых человеческих душ. Затомисы - высшие слои всех метакультур человечества, их небесные страны, опора народоводительствующих сил, обители Синклитов. Вместе с созидающейся сейчас Аримоей - зато-мисом Розы Мира - их общее число достигает тридцати четырёх. См.: 2, с.530, 532.

3. Гоголь, Н. В. Мёртвые души // Гоголь Н. В. Сочинения в двух томах. Т. 2. - М., 1973.

4. Микушевич, В. В. Вестничество и самозванство гениальности // Даниил Андреев: pro et contra. Личность и творчество Д. Л. Андреева в оценке публицистов и исследователей. - СПб., 2010. - (Русский Путь).

Кренжолек Ольга Станиславовна, старший преподаватель университета Яна Кохановского в Кельце (Польша) (Jan Kochanowski University in Kielce), член Открытого Международного сообщества «Русская словесность: духовно-

культурные контексты».

РЕЦЕНЗИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТВОРЧЕСТВУ МИХАИЛА ШОЛОХОВА

На прилавках книжных магазинов появилась Шолоховская энциклопедия, выход которой был анонсирован в прошлом году. Энциклопедия обобщает многолетний шолоховедческий опыт, использует новые архивные данные, представляя палитру взглядов, оценок и суждений о жизни и художественном мире М. А. Шолохова, его бытовом и творческом окружении. В ней выстроена четкая исследовательская концепция, превращающая многообразный текстовой материал в свод современных знаний о писателе и человеке, ставшем культурным символом русского национального самосознания. Достоинством Шолоховской энциклопедии является открытость авторов статей и редколлегии,

предполагающая возможность дополнений и уточнений.

Литературные персональные энциклопедии, появившиеся в последние два десятилетия, не ставили масштабных задач. Булгаковская энциклопедия, Оренбургские биографические справочники, которые посвящены А. С. Пушкину, Л. Н. Толстому, Т. Г. Шевченко, другие современные энциклопедии-персоналии не объявляли своей целью представить полный свод знаний о всех произведениях и идейнохудожественном наследии писателей. Составители Шолоховской энциклопедии стараются идти по иному пути, располагая материал по-новому, сопровождая словарные статьи

иллюстративным материалом, подбирая сведения не только о творческом, но и бытовом окружении Шолохова, его родственниках, поездках по стране, экранизациях произведений и т. п. Статьи в ней построены по единому плану, информативны, и в своем большинстве объективны. Впервые предпринята попытка не только дать представление о судьбе писателя и его произведений, но и обобщить результаты изучения жизни и творческого наследия, текстологических и архивных поисков в энциклопедическом охвате.

Энциклопедия Шолохова выходит за границы жанра, призванного по своей природе быть жесткой в отборе фактов и объективной в изложении материала. Она становится яркой и живой уже в «Слове об отце» М.М. Шолохова, выполняющем роль предисловия. В нем открывается путь к постижению богатого внутреннего мира писателя, его душевного склада и сильному жизнелюбивому чувству, к крещённым редкостным изобразительным даром богатству природных картин, к «очарованию человека», к его духовной красоте, прозорливому слову и глубокой мысли.

Статьи в энциклопедии расположены в алфавитном порядке. Основную часть тысячестраничной книги занимают короткие статьи-справки, основанные на архивных фондах, малоизвестных или неопубликованных материалах. Порой, перечитывая то, что кажется давно знакомым, неожиданно замечаешь, как открывается новое в биографии, в изложении содержания рассказа (В. В. Васильев, Г. Н. Воронцова, О. В. Быстрова), истории создания, героях, хронотопах и текстологии романа («Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за родину» - Ю. А. Дворяшин, Ф. Ф. Кузнецов, С. Г. Семенова, Г. С. Ермолаев, Г. Н. Воронцова), в комментариях и статьях о языке и стиле (Л. Б. Савенкова), народности и фольклорной основе эстетики Шолохова (Е. А. Костин), о любви и смерти, народно-смеховой культуре и поэтике (С. Г. Семенова), казачьей песне (Н. В. Корниенко), - своеобразном мировоззренческом коде произведений писателя, христианских мотивах шолоховского эпоса (А. А. Дырдин). Каждая статья снабжена библиографией, несущей читателю сведения о наиболее содержательных шолоховедческих исследованиях.

Хотя акцент в персональной энциклопедии смещен в сторону биографии, отношений Шолохова с близкими, с последователями, отечественными и зарубежными писателями, журналистами и общественными деятелями,

посетившими его в Вешенской, связей с другими видами искусства (кино, театр, музыка), текст книги - это единое целое. Книга стала наиболее полным и объективным отражением современных достижений науки о Шолохове. В ее состав входит пространный обзор материалов об изучении творчества писателя с конца 1920-х годов по настоящее время.

По уровню и форме представления научного знания статьи литературно-теоретического характера несколько отличаются от биографических справок. Поэтому при первом чтении возникает чувство, что они выпадают из общего справочно-информационного строя книги. Однако это поверхностное ощущение. Все разделы и статьи-справки, подготовленные, в основном, сотрудниками ГМЗ М. А. Шолохова, ценны своими местографическими деталями, пронизаны той же общей увлеченностью материалом и вниманием к источникам, критическим восприятием догадок и домыслов, что и статьи «теоретизирующих» авторов, адресованные подготовленному читателю.

Отмечая достоинства издания,- рецензии-руемый труд расширяет и обогащает наши представления о писателе, заглянувшем в самую сердцевину народной души, - вместе с тем, выскажем ряд пожеланий. Проделав огромную работу, коллектив авторов создал книгу, перелистав страницы которой мы приобщаемся к новой оптике познания шолоховского мира. Однако читателю, жаждущему полноты картины, не достает наглядного представления о контексте, историко-культурном фоне вызревания шолоховских шедевров. Например, в энциклопедии даны портреты русских писателей XIX - начала XX в., А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, и писателей-современников: И. А. Бунина, Б. К. Зайцева, М. М. Пришвина, Л. М. Леонова, А. Н. Толстого, Б. А. Пильняка и др. Но в ней не нашлось места для представителей донской ветви отечественной литературы. Замечательные мастера слова - Р. П. Кумов, Ф. Д. Крюков, И. А. Родионов и др.- отобразили многие закономерности и противоречия казачьей жизни, столь ярко показанные Шолоховым. Краткие характеристики их художественного и журналистского творчества, а также книг П. Н. Краснова, этнографических материалов и сочинений по истории казачества, если бы они были помещены в текст энциклопедии, сняли бы всякие упреки в односторонности, пристрастности редколлегии и авторов статей.

Жанр энциклопедии предполагает сжатость и лапидарность представленных сведений. Тем не

менее, для статьи-биографии важны не только точные детали портрета и формулы отношений между предшественником и последователем-современником, но и оценки вклада художника в арсенал мировой литературы. Здесь можно вспомнить замечательные слова О. Гончара в его некрологе о Шолохове. «Высокая в своём трагизме любовь Григория и Аксиньи всегда будет звучать бессмертной песней в нравственном величии народной души, в глубине и красоте человеческого чувства. В мировой литературе нашей эпохи вряд ли можно назвать образы, равные по силе с этими. Шолоховские образы способны поистине возвышать и облагораживать человека» (Семейный архив

О. Гончара. Цит. по: Кунцевская О. С. Дискурс

саморедактирования публицистических текстов Олеся Гончара// Журналистика и медиа-

образование-2008. Белгород, 2008. Т. I. - С. 33).

Энциклопедическое издание требует от

редколлегии особой ответственности. Издательский процесс сложен и связан с наличием хорошей редакционно-издательской базы.

Сегодня издатели экономят на редакторах и корректорах. Листая страницы Шолоховской энциклопедии, порой испытываешь разочарование. Речь идет не о полноте словника или отсутствии именного указателя, указателя авторов, которые упомянуты в статьях и

библиографии. Хотелось бы увидеть в

готовящемся 2-м издании энциклопедии наряду с дополнениями текста (например, статьями о газете «Правда» и журнале «Дон», о ростовской областной газете «Молот» и др.) и следы более профессиональной подготовки текста к печати. Тогда в энциклопедии появится не только соответствующий её фундаментальному уровню справочный аппарат издания, но и список замеченных опечаток - errata.

Следует отметить некоторую небрежность в оформлении книги, имеющиеся в основном тексте энциклопедии и в приложениях неточности и погрешности. Так, в текст статьи о рассказе «Бахчевник» (1925) вкралась досадная опечатка. Его появление на страницах журнала «Комсомолия» датируется 1921 годом (с. 68). В «Основных датах жизни и творчества М. А. Шолохова» (с. 1094), как и в большинстве других источников, местонахождение семьи писателя в 1942 г. указывается неверно: «Северо-

Казахстанская обл.» (На самом деле - ЗападноКазахстанская). Там же местом гибели ростовских писателей в октябре 1941 г. названа не Вязьма, а Вятка.

Безусловно, все эти замечания не снижают познавательной и историко-литературной ценности рецензируемой энциклопедии. Ее выход в свет - значимый итог продуктивной работы российских и зарубежных ученых.

Книга, рассчитанная на самые широкие читательские слои - старшеклассников и студентов, библиотекарей и журналистов - станет, вне всякого сомнения, востребованным справочником не только для учителей-словесников и университетских преподавателей, но и для тех, кто захочет получить подробные сведения о жизни и творчестве классика пореволюционной русской литературы, создателя народной эпопеи «Тихий Дон».

А. П. Рассадин,

кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы Ульяновского государственного педагогического университета