Развеиваем мифы о реалити-шоу: скандальное разоблачение самых знаменитых телепередач. Сериал «UnREAL»: Драмеди о закулисье реалити-шоу Снимаются шоу

Как же составляла Василиса гороскоп по придуманной дате? А ведь все звучало так правдоподобно.

В “Поле Чудес” ему подобрали образ цыгана, он вручил Якубовичу подарки, которые ему приготовили организаторы шоу.

Но это были лишь “цветочки”… Все самое интересное впереди.

«Орёл и решка»

Казалось, как здесь можно обмануть зрителя, ведь это программа про путешествия. По условиям программы, двое ведущих проводят выходные в одном городе, но на разных условиях. Один ни в чем себе не отказывает, имея “золотую карту” с безлимитными средствами, а второй вынужден прожить два дня только на 100 долларов.

Все зрители верили и завороженно смотрели на то, как молодые люди путешествуют по миру и шикуют, имея “золотую карточку”. Но весной этого года разразился грандиозный скандал. Ведущая Регина Тодаренко раскрыла все тайны и заявила, что золотая карта – это всего лишь символ богатства и ведущие ее не используют. «Потому что всё-таки эта программа, которую мы снимаем, в некоторых моментах – это постановочное шоу». – призналась Регина.

Она заявила, что на самом деле они не пользуются той роскошью, о которой так много рассказывают. Все, что мы видим с экрана – это всего лишь шоу, они снимают в шикарных отелях всего пару часов, после чего съемочная группа вместе с ведущими ночует совершенно в другом месте.

Конечно, в руководстве канала тут же среагировали на ее слова, хотели даже уволить болтливую телеведущую. «Она не является организатором съёмочного процесса, не обладает реальной информацией. «Золотая» карточка – это не символ, это реальные деньги, которыми продюсеры распоряжаются в рамках программы в неограниченном количестве. Безусловно, мы не можем потратить за уик-энд больше, чем физически возможно, и это, пожалуй, единственное ограничение», -так заявила один из главных продюсером передачи Нателла Крапивина.

Конечно Тодаренко попыталась быстро все исправить и оправдать свои слова. Но сомнения уже закрались и никто им больше не верит. После этого разоблачения настоящие туристы Павел Котиков и Лена Гитт продолжили раскрывать тайны. Они проделали тот же путь, что и телеведущие в Джакарте и вот, что они рассказывают: «многое из показанного в серии – откровенная, неприкрытая и притянутая за уши чушь».

Они опровергли 8 утверждений, о которых говорилось в передаче. Например, они Павел и Лена раскрыли обман о видах Джакарта.

«Ложь: Вид со смотровой на Монументе независимости Регина комментирует так: «Серо, грустно и всё в тумане. И ради этого люди стоят в очереди…?»

«Правда: Отличный вид! Похоже на то, что оператор специально повернул камеру в сторону самых убогих домов. Да и смог в Джакарте не всегда бывает».

«К чему это мы? Да к тому, что телеформат обязывает показывать всё самое необычное, а если сенсации нет, то приходится сгущать краски и выдумывать сложности на ровном месте, – пишут туристы-блогеры. – Судить о городах и странах по шоу «Орёл и решка» однозначно не стоит, ведь порой итоговый материал зависит от того, что заранее придумал сценарист или куда решил повернуть объектив оператор ради картинки поэффектней».

«Битва экстрасенсов»

Уже 10 лет на экранах страны выходит битва людей, обладающих сверхъестественными способностями. За все это время программа набрала огромную армию поклонников, но есть и скептики, которые сомневаются во всем происходящем. И как оказалось, делают они это не зря.

Люди, веря в магию и чудодейственную силу таких людей, бегут на сеансы к магам и чародеям чтобы решить свою проблему. Порой такие приемы обходятся в 50-100 тысяч рублей. В каждом выпуске предупреждают, что не отвечают за деятельность экстрасенсов в жизни и просят не платить им за это. Но доверчивые люди все равно несут свои деньги колдунам, ведь с экранов телевизора они работают так убедительно.

Одна из участниц Вера Шемонаева призналась: «Массы людей просто рванули за помощью к новоиспечённым звёздам прорицания, а в итоге оказалось, что способности некоторых из них на голубом экране и в жизни резко диссонируют. Люди перестали верить в себя и свои силы и готовы отдать любую сумму за то, чтобы их проблемы решил кто-то другой, не понимая, что в 90% случаев – это попросту обман».

Даже мать и дочь Иоланта и Росса Вороновы, которые с позором проходили почти каждое испытание, сейчас пользуются популярностью. К ним по-прежнему обращаются за помощью и платят за это деньги!

Как гром среди ясного неба прозвучали слова Михаила Пореченкова, который вел первые сезоны битвы: «Я с ними долго работал. Калды-балды, как в детстве говорили. Всё враньё! Да, полностью. А что тут не разглашать? Правду говорю. Я всех расстроил?».

Высказывания Пореченкова сильно подорвали доверие к этой программе. Но нынешний ведущий Марат Башаров стоит за шоу горой. Главным его аргументом является то, что невозможно подделать эмоции и слезы реальных участников программы, которые пришли за помощью к экстрасенсам.

Певица Наргиз Закирова, которую пригласили на битву в 2014 году заявила: «Я жутко пожалела о том, что ввязалась во всё это. Потом я поняла, что это полная чушь, и меня развели как маленькую девочку… Это просто был дурацкий, абсолютно нечестный и лживый развод».

Екатерина Гардон с радостью поддержала Пореченкова, поскольку она уже давно была противницей того, что телезрителей так подло обманывают. «Мы не были против шоу или канала ТНТ, но мы были против одурачивания страны и пропаганды бреда, шарлатанства и незаконного подлого бизнеса. Спасибо, Пореченков, что всё в порядке с совестью!»

Финалист 6-го сезона Зираддин Рзаев так комментирует слова Пореченкова: «Я частично согласен с Михаилом, потому что в последних сезонах «Битвы экстрасенсов» видел, как участники разговаривают с фантомом, показывают приёмы карате… Эти люди просто играют, это шоу на 99,9%! Особенно это очевидно после участия таких героев, как Пахом».

Кстати, Пахом завоевал большое количество поклонников, участвуя в Битве в 2015 году. В жизни он известен как Сергей Пахомов – скандальный, эпатажный артист и художник. Он называет свою деятельность «смесью идиотизма и абсурда». У Пахома были все шансы дойти до финала, но он уступил свое место тем самым «шарлатанкам» Вороновым.

Михаил Лидин, один из основателей Премии имени Гарри Гудини утверждает: «Всю основную работу делают редакторы. Они собирают информацию и дозировано выдают её участникам, а потом экстрасенсы просто разыгрывают спектакль перед приглашёнными гостями».

Одна из участниц кастинга «Битвы экстрасенсов» Кая Соловьёва рассказала в сети: «Герои в программе настоящие почти все. И трагедии реальные. И слёзы. И надежда на помощь. Только эти люди сами рассказывают все подробности создателям программы. Снимается сюжет, интервью с соседями и очевидцами. А дальше на площадку выходит экстрасенс, который рассказывает несчастным людям, как же всё произошло по его мнению. И людей очень жалко. Потому что ждут чуда».

«После испытаний самым ярким участникам кастинга позвонили и сказали, что если они хотят пройти дальше, то необходимо заплатить. Среди них были и те, кто правильно ответил, что было скрыто в конверте и за ширмой, и те, кто ничего не увидел. Вариантов оплаты было два. Можно получить несколько слов подсказки за 50 000 или сразу оплатить 1-е, 2-е или 3-е место. 1-е стоило 4 млн рублей на тот момент». – Такими откровениями поделилась Кая.

«Многие, кто приезжают на кастинг, действительно способности имеют различные, – заключила Кая. – И встречаются очень сильные персонажи. Но всякий раз видеть сквозь стены, определять цвет обоев в квартире умершей бабушки, безошибочно находить людей… Всё это из области фантастики и просто невозможно. В таких объёмах и таких масштабах».

«Дом-2»

Наверное нет такого человека, который бы хорошо отзывался об этом телепроекте. Сколько негатива было послано в его адрес. Но тем не менее, телестройка работает уже 13 лет и продолжает набирать рейтинги. Действительно ли люди приходят туда, чтобы найти свою любовь?

в 2008 году вышел фильм “Девственность”, в котором рассказывались все тайны о “Доме 2”. Те, кто смотрел это видео испытали настоящий шок. Оказывается, все, что мы видим на экране происходит по сценарию. Герои даже говорят по заранее написанному тексту!

Экс-участница Екатерина Король подтвердила все, что говорилось в видео: «Да, на проекте сценарий и всё циклично. В эфир попадает только то, что нужно руководству. Ни для кого не секрет, что «Дом-2» – это быстрый способ стать известным и разбогатеть. Для повышенной зарплаты (более 150 000), нужно держать эфиры. Например, быть рапунцель, трулялёй или реально беременеть и приводить семейство, чтобы унижать родителей и выносить грязь на всеобщее обозрение. Я не берусь осуждать проект, это шоу и каждому своё. Я просто сказала правду».

Недавно бывший участник шоу Алексей Самсонов тоже признался в том, что все на проекте ложь и обман ради рейтинга. Ему пришлось сказать, что у него были близкие отношения не только с одной из участниц, но и с ее матерью: «Из-за того, что у меня давно не было отношений, редакторы ко мне подошли и сказали: нужно что-то делать, – рассказал Алексей в Periscope. – Предложили признаться, что у нас с Ритой были отношения. Мы «спали» по желанию продюсеров. Видать, им этого оказалось мало, они попросили сказать вдобавок и про Ирину Александровну. Она возмущалась. Мы с ней разругались. Я неправильно поступил: всё было обманом. Нас редакторы проекта развели, как лохов. На «Доме-2» 90% – сценарии, а 10% – жизнь. Ведь гораздо приятнее смотреть не на поцелуйчики и обнимашки, а на скандалы».

Более того, фальшь этого шоу начинается еще на кастинге, где выбирают тех, кто эффектно будут смотреться на экранах за счет своей скандальности и харизмы. У самых циничных шансы пройти на стройку самые высокие.

Также есть информация, что за самые бурные конфликты организаторы платят большие деньги. Речь идет об 1 млн. рублей, ради такого люди готовы на многое, в том числе показать грязь, скандалы и другое непотребство в эфире.

«Прожекторперисхилтон»

Это юмористическое шоу вернулось на экраны спустя 5 лет перерыва в том же составе: Светлаков, Ургант, Цекало и Мартиросян. Эти юмористы обсуждают последние новости, шутят и приглашают гостей. Ведущие блистают юмором и все думают, что они импровизируют. Но это все только видимость.

Оказалось, что все шутки прописаны в сценарии. Об этом заявил Сергей Доренко, которого пригласили в качестве гостя: «Шутки актёрам Пэрисхилтон пишет сценарист, они просто херачат с листа 3 часа. Потом монтаж делает из этого меньше получаса. Это удивило». В доказательство своих слов он обнародовал сценарий программы.

Такая новость сильно разочаровала поклонников программы. Хотя многие пытались раньше разоблачить шоу, но таких явных доказательств как сценарий не было.

Теперь, смотря передачи по телевизору, трудно поверить, что хоть где-то говорят правду. Может ее просто не существует на телевидении?

В последнее время многие говорят о том, что телевидение сдаёт позиции и по полярности значительно уступает интернету. С одной стороны, с этим сложно не согласиться, но всё зависит от возраста телеаудитории, ведь пожилые телезрители предпочитают «дедовский» способ получения информации, а их дети и внуки – более «продвинутый», с помощью «всемирной паутины».

У читателей может возникнуть закономерный вопрос: почему выбрали именно меня? Я думаю, что это обусловлено несколькими моментами: во-первых, подобным программам время от времени нужны новые лица, а, во-вторых, важно то, что я представитель Германии с, так сказать, альтернативной точкой зрения, хотя в передачах другого российского телеканала эксперты из Германии нередко стоят на российских позициях.

Я могу отметить, что со стороны редакции программы всё было очень чётко спланировано и организовано, хотя и практически в последний день, что связано со спецификой программы: тему определяют незадолго до эфира, и уже под неё формируют список гостей. На меня не оказывалось никакого давление в плане того, что и как я должен говорить, но были оговорена общая «тональность» моего мнения.

Билет из Германии мне заказали на понедельник, а эфир был во вторник. В аэропорту меня встретили с планшетом, на котором красовался логотип Первого канала, и на такси отвезли в гостиницу «Звёздная», расположенную в районе телецентра «Останкино», с видом на Останкинскую башню.

Утром меня ждал роскошный «шведский стол», а в 11.00 у входа в гостиницу уже был водитель такси. Подъехав к «Останкино», он кому-то позвонил, после чего меня проводили в «гримёрку» – небольшую комнату, в которой участники шоу ожидают своего «выхода». Туда я прибыл одним из первых, хотя участвовал во второй части программы. Постепенно стали прибывать участники, в частности, громогласный Сергей Доренко и другие гости программы. Меня попросили подписать бумаги о том, что я участвовал в шоу за счёт «Останкино»: полёт, проживание в гостинице, завтрак и поездки на такси мне оплатило российской телевидение, а за самое участие в программе я ничего не получил.

Теперь я хочу объяснить, особенно для тех, кто вообще – не в «теме», какие существуют негласные «правила игры».

Во-первых, подобный телеформат очень напоминает театр: тут есть актёры и зрители, которые не только аплодируют в нужное время, но и создают «шумовые эффекты», – хлопают в ладоши, топают, шумят и гудят, нагнетая и до того напряжённую атмосферу в студии. Зрители, естественно, начинают и заканчивать хлопать по определённой команде. За участие в шоу они получают небольшие деньги.

Во-вторых, как и в театре, тут есть пьеса, которую разыгрывают участники программы.

В-третьих, есть положительные и отрицательный «герои», которые находятся по «разные стороны баррикад», причём в буквальном смысле: их сажают подальше друг от друга. К первым принадлежат пророссийские деятели, а ко второй – проамериканские, проевропейские и проукраинские. Такое столкновение мнений и позиций создаёт конфликт и драматургию, без которых, как известно, не обходится ни одна театральная постановка.

Но подобные передачи часто напоминают и чисто телевизионный жанр – сериал. Это происходит из-за того, что «джентльменский набор» участников практически не меняется. Скажу больше: это же, в основном, касается и тематики, которая в 90% посвящена Украине. Логика создателей тут весьма проста: зачем телезрителей расстраивать, показывая российские проблемы, когда есть Украина? Главной «фишкой» таких шоу является повышенный тон, вернее, крик, с помощью которого оппоненты пытаются обосновать собственную точку зрению. Это очень поощряется и культивируется.

Многие у меня спрашивали: есть ли у этих ток-шоу чёткий сценарий? Отвечаю: есть некий жёсткий «каркас», на который нанизывается «мясо» с помощью реплик участников передачи. Естественно, есть некая импровизация, но она подчиняется строгим рамкам прописанной «фабулы». Поясню на примере: в первой части программы, которую я наблюдал, ожидая свой выход, по ТВ, обсуждалась история мальчика, который на Арбате читал Шекспира. По сценарию, участники телешоу до определённого момента не имели права выдавать «секрет», заключавшийся в том, что ребёнок не просто декламировал стихи великого английского драматурга, а тем самым зарабатывал деньги. Когда кто-то из гостей случайно «проговорился» и раньше времени об этом сказал, одна из редакторов, тоже наблюдавших эту часть по ТВ, даже крякнула от досады.

На ТВ есть целая армия людей, которые находятся на ту сторону экрана, но их, естественно, телезрители не видят. Это технические работники, видеооператоры, звукорежиссёры, редакторы, гримёры, но без них не один эфир, а тем более – прямой, невозможно было бы провести. Отдельно хотелось бы поблагодарить девушку-гримёра неземной красоты, которой удалось создать мне очень телегеничный образ.

Очень большую нагрузку несут гостевые редакторы, которые не только обеспечивают наличие нужных гостей, но и проводят с ними громадную работу. Она заключается в предварительном собеседовании, где делается акцент на определённые вещи. В моём случае тема касалась визита Владимира Путина во Францию, поэтому моя позиция должна была отражать именно европейский взгляд на эту поездку российского президента.

Я уже писал о том, что в программе принимают участие люди с диаметрально противоположными взглядами, но это не мешает им спокойно общаться. В «моей» программе участвовали американец Майкл Бом, украинец Вадим Карасёв и россиянин Григорий Амнуэль. В одной комнате с ними находились их политические оппоненты, но никакой неприязни между ними не было, хотя они практически и не общались друг с другом. Тема программы, в которой я участвовал, никак не касалась Украины (что является исключением из правил), поэтому о ней в кулуарах никто не говорил. Майкл Бом держался очень демократично, отвечал на мои вопросы и не «звездил», а вокруг Григория Амнуэля сразу же возник кружок из почитательниц, которые обступили этого известного оппозиционного деятеля. А вот представитель другого «лагеря» Руслан Осташко держался весьма надменно.

Что касается студии, то там было жарко, но вовсе не из-за температуры воздуха, а из-за накала страстей. Я выполнил «программу-минимум»: мне удалось несколько раз прорваться и «прокричаться», но в первый раз конец мой тирады звукорежиссёр свёл «на нет»: хотя я и пытался перекричать оппонентов, мои слова потонули в общем шуме. Во второй раз в студии царила тишина, и мне удалось вставить свои «пять копеек» в общее обсуждение. Это было сделать весьма нелегко, так как ко мне, в отличие от известных гостей, никто и ведущих не обращался. В этом заключается главная проблема: когда ты хочешь что-то сказать, то тебе не дают этого сделать и наоборот, когда тебе наконец-то предоставляют эту возможность, то ты к этому моменту уже «перегораешь», а твоя фраза совершенно теряет смысл, потому что она просто «устаревает».

Со стороны ведущих и «противников» идёт определённый прессинг, который может выражаться не только вербально. Я себя там чувствовал не очень уютно, хотя был готов к подобной враждебной атмосфере. Это, прежде всего, ощущалось во взгляде ведущего, который меня сверлил, словно буравчиком. Что же касается пророссийских активистов, то могу сказать, что они, по моим ощущениям, говорят искренне и действительно всё так и чувствуют, а не играют роли положительных героев. Но залезть им в черепные коробки я не могу, потому ручаться за это не стану.

Отдельно нужно отметить деятельность девочек, которые держат микрофоны. У них есть связь с аппаратной, и им в наушник говорят, когда они должны дать микрофон тому или иному гостью. В моём случае я сам попросил, чтобы мне дали слово, и «моя» девочка, получив «добро», протянулся мне микрофон. Но до этого со мной произошёл забавный эпизод, который остался за кадром: в пылу я попытался выхватить микрофон у французского журналиста, сидящего рядом со мной, на что ведущий программы Анатолий Кузичев строго погрозил мне пальцем. Его соведущая Екатерина Стриженова изображала «простушку», которая ничего не понимает в том, что происходит, но очень к этому стремится. Хочу сказать, что Катя блестяще с этим справилась, хотя меня терзают смутные сомнения в том, что она действительно ничего не понимает.

Сорок пять минут прямого эфира пролетели очень быстро: мне показалось, что я находился в студии не более пятнадцати минут. После окончания программы меня на такси отвезли в аэропорт «Шереметьево», откуда я улетел в Германию.

Мои общие впечатления – весьма положительны. Мне было очень интересно, прежде всего, как журналисту увидеть закулисье «Останкино». Теперь я из первых рук знаю, как создаются подобные программы.

Уже после возвращения в Германию на моей странице в фейсбуке возникла жаркая и бурная дискуссия по поводу того, нужно ли вообще участвовать в подобных телешоу? Некоторые знакомые довольно резко высказывались против моего появления на российском ТВ. Лично я считаю, что – да, участвовать в них необходимо. Хотя бы потому, что даже в таких жутких условиях, есть возможность пусть и пунктирно, но донести до зрителей альтернативную точку зрения, иначе там будет только «игра в одни ворота»!

Текст: Евгений Кудряц , Аугсбург

15.09.2017 11:00

Вот уже в течение двух месяцев Дмитрий Шепелев ведет шоу “На самом деле”. По замыслу проекта, звезд и других участников проверяют на детекторе лжи. У передачи высокие рейтинги, однако гости жалуются на то, что в шоу “Первого канала” немало лжи.

Так, в одном из выпусков программы участвовала певица Азиза. Выпуск был посвящен трагической гибели Игоря Талькова. Эксперты шоу в самом конце поинтересовались у Азизы, о чем она умолчала, на что артистка ответила, что была честна. Однако, по данным полиграфа получилось, что она не договаривает.

У Азизы есть информация, которую она скрывает, но которую не спросили», - сообщили эксперты.

Азиза попыталась оправдаться, но Шепелев в итоге все равно сделал вывод, что дело Игоря Талькова так и осталось нераскрытым.

На полиграф мне лично плевать. Тем более все это - профанация и шоу. И ведущий, и эксперты играют роли в грамотно срежиссированной постановке. Меня попросил прийти туда Игорь Тальков-младший, мы друзья, я и пришла. Но его почему-то так и не вызвали в студию. Это неуважение даже не к Игорю, а к памяти его отца», – поделилась своими впечатлениями Азиза. Ее слова приводит “Телепрограмма”.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Все знают, что реалити-шоу - это не совсем реальность. Они состоят из заранее прописанного сценария, специально приглашенных участников, провоцирующих конфликты условий и - как вишенка на торте - грамотного монтажа. Все это превращает обычную жизнь конкурсантов в настоящий сериал, от которого не могут оторваться миллионы зрителей.

сайт решил проверить, что именно было подставным в 12 популярнейших реалити-шоу. Признаемся, результат удивил: 3 программы неожиданно оказались правдивыми.

Тачка на прокачку

«Тачка на прокачку» - самое крутое реалити-шоу нулевых, где ребята переделывали старые машины в фантастические автомобили с телевизорами в салоне и огромными колонками в багажнике. Но в 2015 году издание Huffington Post взяло интервью у бывших участников проекта, и тут выяснилось, что далеко не все было так радужно, как на ТВ.

  • Машины оставались в ангарах передачи около полугода, а не пару недель, как показывали нам.
  • Прокачивали лишь для вида : во-первых, только внешне, не затрагивая внутренние детали, во-вторых, большинство крутых примочек снималось с машины сразу после окончания съемок (в основном из-за правил безопасности, так как ставить монитор на дверную ручку, чтобы смотреть фильм, когда открываешь дверь, - сами понимаете).
  • Насквозь проржавевшая машина, отваливающиеся детали - многие из этих проблем были придуманы продюсерами в самом начале для пущего вау-эффекта в конце.
  • Истории, конечно, тоже были порой прокачаны.

«Я знаю, что я довольно толстый, но тогда они зашли слишком далеко. По сюжету, в салоне моей машины всюду были разбросаны конфеты - якобы на случай, если я проголодаюсь. Но у меня в машине никогда не было конфет, это было придумано специально для шоу. В итоге мне в багажник установили автомат с сахарной ватой. Думаю, им нравилась эта идея и они просто использовали толстого парня, чтобы воплотить ее в жизнь».

Сет Мартино
  • Финал зачастую переснимали с фразой: «Ну мы же старались. Давай, покажи нам больше эмоций».
  • Единственное, что все участники отметили с искренней теплотой, - это ведущий Xzibit. Как вспоминает один из участников: «Он всегда был расслабленным, веселым и легким на подъем».

Холостяк / The Bachelor

  • Во-первых, отбор: часть девушек приглашается ради рейтингов, например известные модели или блогерши. Еще часть - это нестандартные типажи: необычная национальность, профессия, экстравагантный образ, сложная судьба и т. д.

«Я не прошла кастинг „Холостяка“, потому что мне сказали, что я, во-первых, недостаточно хороша, а главное, моя биография не так интересна».

Анонимная участница на Reddit
  • Съемки идут 24 часа в сутки, поэтому многое остается за пределами эфира. Материал компилируется так, как выгодно для более конфликтного или драматичного сюжета.

«Во время моего интервью после вылета продюсер спросила меня: „Ты скучаешь по своей семье?“ Дело в том, что я потеряла свою семью. Я расплакалась. После этого меня спросили, что я чувствую к „холостяку“, а на монтаже подставили мой плач к этому вопросу. Вышло так, будто я плачу оттого, что герой не выбрал меня».

Jamie Otis, участница американского "Холостяка"

«Сестра моей подруги прошла довольно далеко в одном из сезонов. Она рассказала, что продюсеры практически полностью подстраивают шоу, и она пошла на передачу лишь ради бесплатных путешествий».

Bsatts, Reddit

Последний герой / Survivor

Согласитесь, «Последний герой» кажется наиболее реальным и органичным на фоне других шоу. Так и есть. Но тоже есть свои нюансы:

  • Как рассказали участники, продюсеры часто беседовали с ними перед голосованием, обсуждая и предлагая гипотетические варианты развития сценария : «А что, если сегодня уйдет такой игрок? А если сказать так?» Эти вопросы порождали мысли в головах конкурсантов и порой заставляли принять другое решение. Это манипуляция, но, с другой стороны, и не прямое вмешательство.
  • Съемочная команда помогала игрокам, но все ограничивается сообщениями о том, что оператор одолжил зажигалку (зато потом в передаче показали, что огонь добыли благодаря очкам и солнечным лучам) или журналист поделился ириской. Это максимум.
  • Что же касается теорий об отеле, в котором на самом деле живут участники, а перед камерами притворяются аборигенами, отель действительно был. Но лишь для съемочной команды и обычно на соседнем острове. На месте действия с командами находились лишь 5 человек: 2 оператора, 2 журналиста и врач.

Вывод: судя по рассказам всех бывших участников и организаторов, шоу было реальным и сложным, так как производители придерживались очень строгих протоколов. Подтверждением этого может быть факт сильного похудения многих героев.

Голос / The Voice

«Просто хорошо поющие люди — это не тот критерий, который сделает шоу рейтинговым. Не секрет, что „Голос“ — это версия голландского проекта The Voice. Изначально они же и отметили, что это проект про эмоции. Поэтому в участники обязательно отбираются люди неординарные и интересные: один - поющий сантехник, второй обладает невероятным нестандартным тембром, третий - сумасшедший помощник депутата, четвертый - рокер с дредами, пятый занимается исключительно академическим вокалом…"

Евгений Орлов, музыкальный редактор российского проекта

«Мой друг не прошел слепое прослушивание на „Голосе“. Он хотел спеть определенную песню, но у канала NBC не было на нее прав, поэтому они попросили исполнить его другую песню, которая, честно скажем, совсем не подходила его вокальным данным. Судьи объявили ему, что песня слишком амбициозна. Неудивительно, что шоу очень успешное, ведь NBC может таким образом подстроить все так, как им захочется».

heatsensitive, Reddit

И немного о наставниках. Если вы всегда поражались, как такие востребованные звезды могут столько времени посвящать шоу, вот вам ответ:

«Мы занимались с нашими наставниками всего несколько раз, а остальную часть времени мы были предоставлены сами себе, ну и педагогам по вокалу с продюсерами, конечно».

Ddendyl Hoyt

Модный приговор

Одна из участниц шоу (милая девушка на фотографии выше) рассказала о своем «Модном приговоре». Представляем вам выжимку из описания: «Я решилась на участие из своей любви к приключениям и, что уж там скрывать, любви к халяве (выигравший комплект остается у героя передачи). Одежды у меня много, никаких проблем, в том числе и с мужским вниманием, у меня никогда не было. Но организаторы попросили придумать какую-нибудь легенду. Я связалась с папой, и мы решили, что он будет обвинять меня в инфантильном гардеробе.

Меня попросили привезти не менее 50 вещей в студию, из них самая плохая треть в итоге была вывешена на разбор в эфире. Перед съемками меня около 7–8 часов одевали стилисты: образ мне подбирали в масс-маркете вроде Zara, H&M и т. д., мое мнение не спрашивали, на удобство и качество внимания не обращали. Более того, купленные вещи под меня ушивали. Когда я спросила: „А что, если выиграет не выбор стилистов, вы что, ушитое будете в магазины возвращать?“ - мне ответили, что выиграет выбор стилистов. Вещи для собственного образа я выбирала на складе телепрограммы. Вот они оказались действительно изумительными: и качество, и выбор, и бренды. Шик!

Сами съемки прошли в приятной атмосфере, ведущие и гости были очень милы. Мы поддерживали заранее обговоренную легенду, по поводу выбора стилистов и визажистов я высказывала все, что хотела (правда, многое потом вырезали). Победил выбор стилистов, и я с ушитыми синтетическими вещами поехала домой».

Топ-модель по-американски

Самое необычное в этой программе - это его ведущая Тайра Бэнкс. Поговорим, чего она добилась своим шоу, о котором раньше грезила каждая девочка выше 175 см ростом.

«Моя сестра участвовала в 12-м сезоне. Тайра унизила ее на первой передаче , но после съемок подошла и произнесла речь с извинением и объяснениями вроде „Это шоу-бизнес, понимаешь“. Сестра также сказала, что весь персонал ненавидит Тайру из-за подобных эмоциональных вспышек».

lady_jaye

«Дело в том, что никто не хочет воспринимать нас как серьезных моделей. Я уверена, что шоу превратило процесс становления топ-моделью в какой-то фарс, производя по 3 сезона в год и придумывая испытания вроде позирования на американских горках».

Кэриди Инглиш, победительница 7-го сезона

И это действительно так: шоу одной из самых известных топ-моделей мира не смогло создать следующую топ-модель Америки. Из 24 сезонов к славе пробились лишь 3 участницы: Кэриди Инглиш , которая стала спикером Национального фонда псориаза; Йайа ДаКоста , которая сыграла Уитни Хьюстон в одноименном сериале, и Анали Типтон , которая также стала голливудской актрисой. Ни одной громкой модельной карьеры.

«Чтобы попасть на шоу, вам нужно пройти тест. У нас были завсегдатаи - люди, которые сдавали этот тест раз по 30, но никогда не проходили.

Однажды на игру пробовался друг моего отца. Он был умным человеком, но тест не прошел, и рассорился из-за этого с моим отцом. Здесь постоянно приходится наблюдать, что большинство людей не способны принять факт своей неудачи.

У нас часто бывают гости. К примеру, баскетболист Чарльз Баркли и режиссер Спайк Ли нечаянно разгромили гримерку. А Тайра Бэнкс была просто стервой».

TheNotorious HAM, работал ассистентом на игре

Снимите это немедленно / What Not to Wear

«Они действительно отняли все мои вещи и передали их в Красный Крест. Единственное, я смогла упросить оставить пару моих вещей - они принадлежали еще моей бабушке».

Erock346, Reddit

«Деньги на карте действительно ПОЛНОСТЬЮ ваши. Единственное, вы должны уплатить налог от этой суммы. Но, по идее, можно купить один лишь пояс. Вас не могут заставить потратить всю сумму. А мне вообще повезло, так как один из продюсеров сразу предупредил меня, чтобы я не тратила все деньги, а отложила нужную сумму на налоги.

И наконец, главная трата, которую никто не видит в эфире. Она заключается в том, что довольно большая часть ваших денег идет портному, через которого проходит вся купленная одежда, чтобы она была тютелька в тютельку к эфиру. Вы платите за эту услугу как раз из своих денег на покупки».

Joannati, участница американского проекта

Адская кухня

Смысл этого реалити-шоу простой: 2 команды поваров соревнуются друг с другом под надзором скандально известного шеф-повара Гордона Рамзи в напряженной атмосфере его криков и жестких колкостей.

Участвуют там обыкновенные люди, но из-за давления и «фокусов» съемочной группы вроде спланированной подмены ингредиентов от шоу просто невозможно оторваться. И судя по словам одного из операторов, все это взаправду.

«Шоу разработано так, что нам не нужно придумывать искусственные постановки. К тому же вряд ли кто из участников смог бы убедительно отыграть сценарий, ведь они не актеры, а повара.

Трюк довольно прост: просто отправьте ребят отдохнуть, подбросьте угля в печь и наслаждайтесь фейерверком».

John Douglas, оператор

Семейство Кардашьян

Реалити-шоу, которое сделало семью Кардашьян-Дженнер самой знаменитой в мире, непременно имеет особые секреты успеха. Журналистка Мэрайя Смит в своем разборе одной из серий как раз-таки и раскрывает принципы сборки этого шоу.

Давайте рассмотрим подробнее. В 11-м сезоне в серии «Великая Крис» есть 3 сюжетные линии:

  • Планирование дня рождения Крис Дженнер.
  • День рождения Ким.
  • Передозировка бывшего мужа Хлои - Ламара Одома.

Эти истории выстраиваются так, чтобы все шло по лучшим законам драматургии, то есть с завязкой, развитием и кульминацией, но необязательно в реальном временном порядке. События, объединенные в одну серию, по логике должны происходить примерно в одно время, в этой же серии показывают (сейчас есть риск запутаться), как парень Крис дарит ей машину на уже наступивший день рождения. Но эта сцена была снята в августе, тогда как день рождения Крис в ноябре.

Получается, что августовская сцена совсем не про день рождения и была включена в эту серию, просто потому что она усиливала сюжетную линию. Выходит, жизнь жизнью, а некоторые эпизоды могут быть специально написаны / вставлены сценаристами для впечатляющего развития сюжетных линий серии.

Битва экстрасенсов / Britain’s Psychic Challenge

Некогда все началось с английского шоу Britain’s Psychic Challenge и распространилось по всему миру. Но за границей экстрасенсы не прижились, зато в бывших странах Советского Союза шоу завоевало неимоверные рейтинги. Несмотря на секретность всего проекта, за 18 сезонов в прессу нет-нет да и просачиваются некоторые подробности. Например, что некоторые медиумы до шоу снимались в сериалах .

Как комментируют шоу участники съемочного процесса:

«В офисе агентства „Битвы экстрасенсов“ я оказался через HeadHunter. Им нужен был продюсер сюжетов - человек, который должен найти тему, выйти на контакт с реальными людьми и по ним написать сценарий на очередной сюжет.

Для первой темы я, вооружившись бутылкой Hennessy и коробкой дорогих конфет, отправился к заместителю руководителя пресс-службы ГУВД (не буду говорить, какого) с целью достать архивные нераскрытые дела. Все должно было быть как по маслу: ГУВД - раскрытое дело (я в этом сомневался, но поверили в искренность моих намерений), мне - отличный репортаж.

Так я вышел на дело 1997 года о пропаже 4 девочек в Раменском районе Москвы. А теперь представьте: на дворе 2010-й. Вы - родитель. Вам звонят и говорят, что мы можем помочь найти ваших девочек. Звонят людям, которые спустя 13 лет уже смирились, что все кончено и что нужно попытаться все забыть и жить дальше. И тут голос из прошлого.

Я сделал одну передачу и ушел. У меня не хватило ни нервов, ни совести.

Добавлю, что смешные персонажи, у которых кошки по ночам посуду бьют, попугай клетку открывает и закрывает сам, а в отсутствие хозяев творит бесчинства, тоже настоящие, просто большинство из них хотят оказаться в „ящике“. На себя посмотреть, соседям доказать истинность сказок. А может быть, и правда верят.

А насчет экстрасенсов: на самом деле они там есть, в этом проекте. Они разбавлены идиотами и самодурами с бубнами. Наряжают их просто так и заставляют клоунами выглядеть - подчас весь антураж прописан изначально. Мистика все ж таки».

Mishell Gauer

«В 2015 году я решила пойти на финал „Битвы экстрасенсов“ в Стахеевском особняке. Результаты испытаний объявили лишь в 2 ночи, поэтому до 4 утра люди еще были на площадке и ждали своих кумиров. Когда знаменитости уехали, все начали расходиться, в том числе охранники, и один из них спросил у меня дорогу до метро. Мы разошлись, но неожиданно по дороге в сторону дома мы вновь встретились. Мне было жутко интересно задать ему пару вопросов, и у нас завязалась беседа. Он рассказал, что все идет не по сценарию, люди с проблемами реальные, экстрасенсы тоже угадывают, но не так точно, как нам показывают. Из съемки испытаний оставляют только попадания в цель, а фейлы вырезают. И правда, что берут фриков и парочку нормальных. Еще он подтвердил, что Пахом пришел пиариться, это было всем известно в съемочной группе, а, например, Мэрилин иногда и правда удивляет».

Елизавета Степанова

«Я учился на журфаке. Однажды к нам на факультет пришел телевизионный продюсер, рассказывал, как делать шоу. Спустя неделю я увидел этого продюсера в роли медиума на телеканале ТНТ в передаче „Битва экстрасенсов“».

Алексей Дворник, журналист

«Я решил пойти на кастинг „Битвы экстрасенсов“. Никакими сверхъестественными силами не обладаю, просто очень хотелось посмотреть, как все происходит изнутри. (Всю историю о кастинге читайте .)

Через неделю мне позвонили, разговор начался с фразы „Вы не подумайте, мы не от компании ТНТ“, пригласили поговорить. Там они поделились информацией, что тесно сотрудничают с кастинг-группой ТНТ, но не являются их представителями. Ими были просмотрены все видео с кастинга, и я им очень понравился, поинтересовались, интересно ли мне будет пройти дальше. И за „скромные“ 10 000 рублей предложили попасть сразу на этап с отгадыванием человека в машине, а также в эту стоимость входит собственная страничка на каком-то эзотерическом сайте, отзывы „реальных“ людей и интересная история, как я приобрел „дар“.

Для чего некоторым людям нужно пиариться в этом шоу, спросите вы? Наверное, потому что потом вы сможете зарабатывать большие деньги (например,

У программ, делающих ремонт, нет отбоя от желающих поучаствовать в них. Но шансы есть исключительно у собственников жилья в Москве и ближнем Подмосковье, в домах которых есть грузовой лифт, а сами они готовы выехать из своей квартиры на время, пока идут работы. И, наконец, последнее, но, пожалуй, самое важное: герои программы — это всегда контактные, позитивные люди, не тушующиеся перед телекамерами, — скромность в проявлении эмоций тут не приветствуется.

«Школа ремонта» (ТНТ) за 11 лет существования руками строительных бригад и дизайнеров сделала свыше 500 ремонтов. Кому-то облагородили гостиную, кто-то получил более функциональный вариант кухни, а кто-то — спальню в стиле шебби-шик («потертый шик»).


За это время лишь одна семья дважды приняла участие в программе.­ ­Многодетным скромно живущим людям, покорившим всю съемочную группу обаянием и душевностью, сначала переделали гостиную, а спустя два года сделали ремонт на кухне. В благодарность герои приехали на съемочную площадку с двумя кастрюлями… борща.

Но бывает и иначе. Шеф-редактор программы Татьяна Сашина вспоминает, как «Школа ремонта» работала в квартире семейной пары — интеллигентных академиков. Им отремонтировали старую кухню: сделали ее в духе французского салона, о чем всегда мечтала хозяйка. Перед камерой пара всячески выражала благодарность, но через два дня в редакции раздался звонок от женщины: «Хочу сказать вам, что сейчас я возьму топор и порублю на кухне все то, что наваял ваш дизайнер!» Обеспокоенный редактор срочно выехала на место возможной «вырубки» и выяснила, что в гостях у дамы недавно побывали подруги, ­которые за чашкой чая вынесли вердикт: «Красиво, конечно, но больше похоже на салон, а не на кухню!» Плюс ко всему дизайнер срезала веревку под потолком, на которой интеллигентная хозяйка привыкла сушить белье.

Но чаще всего бывают недовольны соседи участников программы. Одни в отместку тоже затевают ремонт, другие скандалят, а третьи без лишнего шума и пыли вызывают полицию.

— Полицейские — наши давние друзья, — говорит ведущий «Школы ремонта» Александр Гришаев (Сан Саныч). — Приезжают, фотографируются с нами и уезжают. (Смеется.) Мы всегда предупреждаем героев: выяснение отношений с соседями возьмите уж, пожалуйста, на себя. Но у меня есть любимая история. В последний день работы, примерно в полночь, дизайнер вспомнил, что не развесил 16 картин на стене, а для них, соответственно, необходимо 16 отверстий. Прораб берет в руки дрель… А дальше

мы считаем каждую просверленную дырку и гадаем, на какой именно раздастся стук в дверь от соседей. Ну что, извиняемся, объясняем людям, что у нас съемка, неудобства эти временные…

Сам Гришаев за 11 лет трижды переезжал и столько же раз делал у себя ремонт. Когда каждую неделю видишь обновленный интерьер, то идеи, как облагородить собственное жилье, появляются постоянно.

— Знаете, иногда приезжаешь на новый объект, видишь трещины на потолке или давно отклеившиеся обои, думаешь: «Возможно, люди только-только заселились и еще ничего не успели поменять», — продолжает телеведущий. — Но нет, оказывается, они живут так годами. Потому что есть стереотип: ремонт — это нечто капитальное, дорогостоящее и всегда растягивается на века. А сейчас освежить интерьер совсем не сложно, причем собственными силами. Не умеете клеить обои ровно, так покрасьте стены. Нет денег на дорогой паркет — есть масса бюджетных покрытий. Например, старый добрый линолеум, который будет выглядеть как дерево. Кстати, новые марки имеют натуральный состав — в одной из программ я даже ел линолеум, сделанный из древесной муки и льняного масла. Можно легко найти недорогой вариант мебели, а порой достаточно выбросить лишний хлам — и вот, оказывается, как просторно стало!

Ведущая популярной программы «Идеальный ремонт» (Первый канал) Наташа Барбье уверена, что в ремонте главное — чувство меры. И советует: цветочный орнамент, особенно если он выразительный, в интерьере должен быть единственным. Если вы используете его в обоях, обивку мебели и шторы лучше делать однотонными, сочетающимися по цвету. Если в оформлении, драпировках уже мелькают розы, то не стоит добавлять в компанию ландыши. И не надо бояться ярких и темных цветов: ничего нет скучнее, чем все «светленькое и бежевенькое».

Программа «Идеальный ремонт» (Первый канал) в гостях у Инны Макаровой и ее дочери Натальи Бондарчук. Вторая слева — ведущая Наташа Барбье. Фото: Из личного архива Наташи Барбье

Лампочка для бульдога

Съемочные группы, работающие на дачах героев программ, сталкиваются с другими сложностями. Пролетающий в небе самолет, гул электрички, лай соседской собаки — все эти и многие другие естественные шумы приводят к браку по звуку. Ведущий программы «Фазенда» (Первый канал) Роман Будников может долго перечислять нюансы летних съемок. Бывает, что его 15-секундный монолог

перед камерой записывается полчаса. Ветер готов взъерошить шевелюру в кадре или перекрутить шарф вокруг шеи, солнце ослепит, а про дождь и говорить не приходится.

Но случаются и ляпы, в которых никак нельзя обвинить погоду.

— Снимали как-то сюжет о краске одного из производителей, — вспоминает телеведущий. — Чтобы наглядно продемонстрировать товар, банки расставили на стремянке, а я рядом должен был произнести короткий текст. Уж не помню, по какой причине, но вдруг одна из банок рухнула вниз — подстриженный накануне газон, стремянку и, конечно, мои джинсы залило краской приятного глазу фисташкового цвета! (Смеется.)

После эфира зрители задают вопросы: где купить такой абажур? где достать такой диван? А ведущего программы «Фазенда» (Первый канал) Романа Будникова спросили, где он купил… рубашку. Фото: Пресс-служба Первого канала

Сейчас у «Фазенды» настоящая страда: кому-то возводят долгожданную беседку, кому-то делают веранду, на чьем-то участке колдует ландшафтный дизайнер.

— Не так давно делали ремонт на даче, у хозяев которой живет бульдог — мощный пес, — рассказывает Будников. — Я сам, будучи хозяином кота, неравнодушен к животным. Так вот, у собаки была банальная лежанка, а наш дизайнер сделал для него домик (язык не поворачивается назвать

будкой) под лестницей — с подсветкой. Когда пес заходит туда, автоматически загорается лампочка. Надеюсь, четвероногий герой остался доволен.

Зрители подобных программ с удовольствием обсуждают каждый эфир на форумах и порой осаждают ведущих вопросами: где купить абажур, мелькнувший на двадцатой минуте программы? как дизайнеры нашли милый диван в горошек для молодой пары?

— Однажды во всех соцсетях разом мне написал молодой человек, который очень хотел знать, где я приобрел рубашку, которая была на мне в одной из программ, — вспоминает Роман Будников. — Я ответил ему, назвал магазин, находящийся в другом городе. Через некоторое время он прислал мне свое фото — в точно такой же сорочке в окружении воздушных шариков и с тортом по случаю дня рождения: парень выглядел довольным.

Однажды дизайнеры программы «Фазенда» спроектировали и построили «дом» для хозяйского бульдога — с электричеством и дизайнерской лежанкой. Фото: Пресс-служба Первого канала

Убила бы!

Но дизайнеры проектов получают не только комплименты: «Эту парочку сжечь на костре и лишить дипломов!», «Как можно использовать такой темный синий цвет на кухне?! Ясно же, что белый был бы уместнее», «Туалетные кабинки вместо шкафов, и над кроватью дерево из монтажной пены — убила бы!» — негодуют неравнодушные зрители.

Иногда только к концу программы выясняется, что участники и дизайнеры изначально говорили о разных вещах. Так случилось с Ириной Муравьевой и ее супругом Леонидом Эйдлиным. В 2007 году

ремонт им делала программа «Квартирный вопрос» (НТВ). Звездная пара осталась в недоумении: кухня «в русском стиле с уютным камином» выглядела совсем не так, как они себе представляли…

«Зрелище, которое мы увидели, повергло нас в шок, — рассказывал позже журналистам муж актрисы Леонид Данилович. — Нашу далеко не маленькую кухню превратили в темный чулан, опасный для жизни. Единственное, что смогла произнести моя жена, — это слово «Ужас!». Вместо обещанного камина мы получили муляж со встроенным электромонстром, который перегородил половину пространства. Мои бесценные изразцы (изготовленные в настоящих голландских печах в 1902 году) просто налепили по стенам вперемешку с еще четырьмя видами современной плитки. Полы подняли на целый уровень. Это не только неудобно, но и опасно. Потолок у нас, если честно, стал похож на пол. Кстати, как нам потом сказали, строители намного превысили бюджет программы».

Один из пионеров телеремонтного дела — программа «Квартирный вопрос» (НТВ). Светлана Немоляева и ведущая программы Наталья Мальцева. Фото: Пресс-служба телеканала НТВ

Когда Оксана Козырева стала ведущей программы «Дачный ответ» (НТВ), то все «прелести» ремонта смогла почувствовать на себе. Телеведущая как раз начала обустраивать свое жилище. Несмотря на возможность воспользоваться служебным положением, то есть советами дизайнеров программы, Оксана четко решила опираться исключительно на собственные идеи. Мастер, которого она нашла по объявлению, большинство из них не разделял, стремление к минимализму казалось ему ошибкой.


— Прораб все время повторял, что «архитектура — это застывшая музыка», поэтому спешка в ремонте совершенно неуместна, — смеясь, вспоминает Оксана. — Кстати, я не говорила ему, что веду программу на ТВ (опасалась, вдруг цену за услуги поднимет), но однажды мастер увидел ее и поделился впечатлением: «Вас посмотреть, так ремонт — это чпок-чпок, и все в ажуре!» Намекал на то, какие у нас строители в кадре чистые — всегда в красивых комбинезонах. Безу­словно, мы не показываем зрителям всю изнанку работ: и так понятно, что ремонт — дело довольно хлопотное и грязное.

Над каждой квартирой бригада проекта трудится один, а то и два месяца. Хозяева не видят, как идут работы.

— Мы снимаем реакцию героев, возвращающихся домой, с первого дубля, — говорит Козырева. — В этом весь смысл! Зачастую на лицах отражается гамма эмоций, но чаще всего — удивление. Люди не догадываются, что из маленькой комнаты, к которой они давно привыкли, можно сделать нечто принципиально другое. Бывает, хотят воплотить в жизнь картинку из журнала об интерьерах, но в действительности не представляют, как потом жить в этом пространстве. И здесь многое зависит от профессионализма дизайнеров.

Большинство телезрителей не верят, что участие в подобных проектах бесплатное. Но это так.

Во-первых, всегда закладывается определенный бюджет, во-вторых, продюсеры активно сотрудничают с рекламодателями.

— Часто даже в финале, когда все отснято, герой шепчет мне на ухо: «Я вам что-то должен?» — рассказывает ведущий программы «Чистая работа» (РЕН ТВ) Егор Пирогов. — И когда­ ты еще раз объясняешь, что это абсолютно бесплатно, люди в буквальном смысле плачут от радости. Конечно, пытаются отблагодарить: «Ой, ну хоть банку варенья возьмите, ребята!» Или: «Ну скажите, что вам в дорогу покушать собрать? Да что ж вы так мало едите, Боже мой!» (Смеется.) За три телевизионных сезона, что существует программа, самое страшное для меня, когда хозяева видят помещение после ремонта и говорят: «Егор, у нас нет слов!» И все на этом! Думаю, сказываются особенности нашего менталитета: мы достаточно закрытые и боимся выражать эмоции. Зато когда камера перестает снимать, люди расслабляются и начинают хлопать в ладоши, прыгать от радости — мол, в кадре делать это было неприлично, а то что люди по­думают?!

Ведущий программы «Чистая работа» (РЕН ТВ) Егор Пирогов (слева) три года делал ремонт в собственном доме. Фото: Пресс-служба телеканала РЕН ТВ

И соседи «Чистой работе» встречаются на удивление понимающие.

— Они всегда живо интересуются происходящим, — продолжает ­Пирогов, — не стесняются спрашивать советов или о чем-то попросить: «Касатики, поможете одинокой бабушке полочку прибить, а?» Ну как тут откажешь?! Я и сам никогда не отказываю друзьям и знакомым в совете, с чего начать ремонт в детской или как переделать гостиную. Уже лекцию могу по этой теме читать. Тем более что три года делал ремонт в своем собственном доме.