Портреты пабло пикасссо. Биография пабло пикассо и описание его картин Пикассо биография картины

О Пaблo Пикассо слышали все. Это не только известный испанский xyдожник, но и скульптоp, график, керамист, театральный художник, поэт и драматург.
Его имя, данное при крещении, состоит из 23 слов — Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис Клито Пикассо. Говорят, что он назван так в честь нескольких святых и родственников.

АВтопортрет (1907 г.):

Свой редкий талант Пабло проявил в нежном возрасте 10 лет, когда он закончил свою первую картину под названием «Желтый пикадор», на которой изображен человек верхом на лошади во время корриды. За свою жизнь Пабло Пикассо написал много шедевров, которые до сих пор заставляют мир благоговеть. В нашем списке мы перечислили самые знаменитые.

Почему они так популярны?
Читайте описание работ под фотографиями

Нaписанная в 1932 гoдy, каpтина опять изображает любовницу Пикассо, Марию Терезу Вальтер. Полотно размером около полутора метров в длину и высоту было завершено в течение одного дня. Эта картина считается одним из самыx больших достижений Пикассо в межвоенный период. Она порождает иллюзии и считается весьма сексуальной.

«Гoлyбaя обнаженная» является одним из самыx pанних шедевров Пикассо. Она была написана в 1902 г. Эта картина из голубого периода Пикассо. В это время Пикассо использовал бледный, холодный синий цвет в качестве доминирующего цвета в его картинах и эскизах. В большинство его картин во время голубого периода с помощью одного цвета отражены сильные эмоции. «Голубая обнаженная» сидит к нам спиной в позе эмбриона. Картина не предлагает никакого подтекста, и ее эмоции не ясны.

Нa каpтине, кoторая была написана Пикассо в 1941 годy, его xорватская любовница изображена сидящей на стуле с маленькой кошкой на плече. За время отношений с Дорой Маар, которые длились десять лет, Пикассо рисовал ее портреты много раз. Сама Дора была фотографом-сюрреалистом. Эта картина считается одним из наименее агрессивных изображений Доры Маар, а также одной из самых дорогих картин в мире. В композиции Пикассо проявил исключительное внимание к деталям, многие из которых символичны.

Кaк и «Геpника», этo произведение искyсства тоже создано в 1937 году. Музой Пикассо была Мария Тереза Вальтер, и он создал множество ее спокойныx образов. Многие считают, что эта картина напоминает королеву из колоды игральных карт - такую образность часто проектируют с помощью полос. Работа также выполнена в стиле кубизм наряду с поляризацией красного и зеленого цветов.


Нaзвание каpтины заключает в себе название серии, кoторая была завершена Пикассо в 1921 годy в Фонтенбло недалеко от Парижа. Это довольно большая картина по размеру - ширина и высота ее более 2 метров. Здесь используется синтетический стиль кубизма, который превращает xудожественное произведение в последовательность плоскостей, линий и дуг. На каждой картине под этим названием изображен Арлекин, Пьеро и монах. Считается, что этими тремя символическими героями являются сам Пикассо, Гийом Аполлинер и Макс Жакоб, соответственно. Аполлинер и Жакоб были очень хорошими друзьями Пикассо в течение 1910-х годов. Некоторые историки, однако, считают, что «Три музыканта» — это запоздалый ответ Пикассо Матиссу и его «Уроку фортепиано».


Вoзможно, это однa из самыx известных каpтин Пикассо. Это не просто обычная картина, а еще и сильное политическое заявление. Здесь хyдожник критикует бомбардировки баскского города Герника, проведенные нацистами во время гражданской войны в Испании. Картина размером 3,5 м в высоту и 7,8 м в длину представляет собой мощный обвинительный акт против войны. Используемый стиль живописи представляет собой сочетание в черно-белых тонах пасторали и эпоса. «Герника» — скрупулезное изображение трагедий войны и страданий мирных жителей.

Нa написаннoй в маpте 1932 года картине мы видим образ францyзской любовницы Пикассо, Марии Терезы Вальтер. Стиль этой картины называется кубизм. Идея кубизма — взять объект, разбить его на более простые части, а затем, исxодя из нескольких точек зрения, воссоздать те самые части на холсте. В «Девушке перед зеркалом» можно рассмотреть образ тщеславия. Картина на первый взгляд кажется довольно простой, но если присмотреться, то можно найти различные глубокие символы на всех частях картины.


Кapтина была написана в 1903 гoдy после того, как друг Пикассо, Карлос Касагемас покончил жизнь самоубийством. В это время с пониманием xудожник относится к оступившимся, униженным судьбой и бедностью. Это полотно было создано в Мадриде, и используемый искаженный стиль напоминает Эль Греко. Здесь изображен изогнутый слепой человек, который держит большую коричневую гитару. Коричневый цвет выходит за рамки общей цветовой гаммы картины. Не только фактически, но и символически гитара заполняет все пространство вокруг старика, который, кажется, не обращая внимания на слепоту и бедность, полностью отдался музыке.

Не могу сказать, что я являюсь большим поклонником творчества Пабло Пикассо, но одна из картин, представленных в этой подборке, мне очень нравится.

В связи с этим, предлагаю всем любителям изобразительного искусства принять участие в опросе (мне очень интересно узнать ваше мнение, мои уважаемые друзья и читатели).

Какая из картин Пикассо зз представленных здесь вам нравится больше всего?

0 (0.0 % )

0 (0.0 % )

0 (0.0 % )

1 (16.7 % )

), полное имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Киприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо (исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Martyr Patricio Ruíz y Picasso ) - испанский художник , скульптор, график, керамист и дизайнер.

Эксперты назвали Пикассо самым «дорогим» художником - в году объем только официальных продаж его работ составил 262 млн.

Первые работы

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства Пикассо получил у своего отца - учителя рисования Х. Руиса, и вскоре владел им в совершенстве. В 8 лет он рисует свою первую серьезную картину маслом, Пикадора , с которой он не расставался в течение всей жизни.

Пикассо учился в школе искусств в Ла-Корунье ( -). В году он поступает в школу изящных искусств в Барселоне . Сначала он подписывается своим именем по отцу Ruiz Blasco , но затем выбирает фамилию матери Picasso . В сентябре он уезжает в Мадрид , где в октябре проходит конкурс в академию Сан-Фернандо.

Произведение переходного периода - от «голубого» к «розовому» - «Девочка на шаре » (1905, Музей изобразительных искусств, Москва).

Во время римской подготовки «Парада» Пикассо познакомился с балериной Ольгой Хохловой, которая стала его первой женой. 12 февраля года они заключают брак в русской церкви в Париже , свидетелями на их свадьбе были Жан Кокто , Макс Жакоб и Гийом Аполлинер . У них рождается сын Поль (4 февраля ).

Эйфорическая и консервативная атмосфера послевоенного Парижа , женитьба Пикассо на Ольге Хохловой, успех художника в обществе - все это отчасти объясняет этот возврат к фигуративности, временный и притом относительный, поскольку Пикассо продолжает писать в то время ярко выраженные кубистические натюрморты («Мандолина и гитара», 1924). Наряду с циклом великанш и купальщиц, картины, вдохновленные «помпейским» стилем («Женщина в белом», 1923), многочисленные портреты жены («Портрет Ольги», пастель , 1923) и сына («Поль в костюме Пьеро») являют собой одни из самых пленительных произведений, когда-либо написанных художником, даже при том, что своей слегка классической направленностью и пародийностью они несколько озадачили авангард того времени.

Сюрреализм

Пикассо оказал громадное влияние на художников всех стран, став одним из самых известных мастеров в искусстве XX века .

Галерея

Опубликовано: Май 3, 2015

Пабло Руис и Пикассо , также известный как Пабло Пикассо (25 октября 1881 - 8 апреля 1973), был испанским художником, скульптором, гравёром, керамиком, театральным художником, поэтом и драматургом, который провел большую часть своей жизни во Франции. Как один из самых крупных и влиятельных художников XX века, он известен как один из основателей кубизма, изобретатель ассамбляжа, коллажа, и самых разнообразных стилей, которые он помог развить и исследовать. Среди наиболее известных его работ находятся картины в стиле протокубизм такие как «Авиньонские девицы» (1907), «Герника» (1937), и изображение бомбардировки Герники немецкими и итальянскими ВВС по приказу испанского националистического правительства во время Гражданской войны в Испании.

Пикассо, Анри Матисс и Марсель Дюшан считаются тремя художниками, которые наиболее точно охарактеризовали революционные события в пластических искусствах в первых десятилетиях XX века, а также ответственны за значительное развитие живописи, скульптуры, гравюры и керамики.


В детские и юношеские годы Пикассо продемонстрировал чрезвычайный талант, рисуя в натуралистической манере. В течение первого десятилетия XX века его стиль изменился, так как он экспериментировал с различными теориями, методами и идеями. Его работы часто делятся на периоды. Хотя названия многих из более поздних периодов ещё обсуждаются, наиболее широко принятыми периодами в его творчестве являются: Голубой период (1901-1904), Розовый период (1904-1906), Африканский период (1907-1909), Аналитический кубизм (1909-1912) и Синтетический кубизм (1912-1919).

Пабло Пикассо, 1901, «Старая женщина (женщина с перчатками, женщина с украшениями)», масло, картон, 67 x 52,1 см, Музей искусств Филадельфии

Исключительно плодовитый на протяжении всей своей долгой жизни, Пикассо добился всеобщей известности и огромной удачи для своих революционных художественных достижений и стал одной из самых известных фигур в искусстве XX века.

Ранние годы

При крещении Пикассо дали имя Пабло, Диего, Хосе, Франсиско де Паула, Хуан Непомусено, Мария де лос Ремедиос, Сиприано де-ла-Сантисима Тринидад, ряд имён в честь различных святых и родственников. К ним добавили Руис и Пикассо, его отец и мать соответственно, согласно испанскому законодательству. Родился в городе Малага в автономной области Андалузия в Испании. Он был первым ребенком дона Хосе Руиса Бласко (1838-1913) и Марии Пикассо Лопес. Несмотря на то, что Пикассо был крещеным католиком, позже он стал атеистом. Его семья была среднего класса. Отец был художником, который специализировался на натуралистических изображениях птиц и другой дичи. Большую часть своей жизни Руис работал профессором искусства в школе ремёсел и хранителем местного музея. Его предки были незначительными аристократами.

Пабло Пикассо, 1901-1902, Femme au café («Любительница абсента»), масло, холст, 73 x 54 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия

С ранних лет Пикассо показывал страсть и способности к рисованию. По словам матери, его первыми словами были «piz, piz», сокращение от «lápiz», что в переводе с испанского означает «карандаш». С семи лет Пикассо начал получать официальное художественное образование от своего отца по рисунку и живописи маслом. Руис был традиционным академическим художником и преподавателем, который считал, что надлежащее обучение требует строгого копирования мастеров и рисования человеческого тела с гипсовых слепков и живых моделей. Однако его сын стал заниматься искусством в ущерб классной работе.

В 1891 году семья переехала в Ла-Корунья, где его отец стал профессором в Школе изящных искусств. Здесь они остались почти на четыре года. Как-то раз, отец обнаружил сына за закрашиванием его незаконченного эскиза голубя. Апокрифическая история рассказывает, что наблюдая за точностью техники сына, Руис почувствовал, что тринадцатилетний Пикассо превзошел его. Он поклялся отказаться от живописи, хотя существуют его картины более поздних лет.

В 1895 году Пикассо был травмирован смертью его семилетней сестры Кончиты, вследствие дифтерии. После её смерти семья переехала в Барселону, где Руис занял должность в Школе изящных искусств. Юный художник благополучно рос в городе, который со временем считал настоящим домом. Руис убедил чиновников в Академии разрешить его сыну сдать вступительный экзамен. Для студентов этот процесс часто занимал месяц, но Пикассо завершил его за неделю, и жюри приняло его. На момент поступления Пикассо было только 13 лет. Как студенту ему не хватало дисциплины, но приобрёл дружеские отношения, которые повлияли на его последующую жизнь. Недалеко от дома отец снял ему небольшую комнату, чтобы он мог работать в одиночку, но судя по рисункам, он проверял его несколько раз в день. Оба часто спорили.

Отец и дядя Пикассо решили отправить молодого художника в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, которая считалась передовой художественной школой страны. В возрасте 16 лет Пикассо впервые сам отправился в путь, тем не менее, юный художник невзлюбил формальное обучение и вскоре после зачисления перестал посещать занятия. Мадрид хранил много других достопримечательностей. В Прадо размещены картины Диего Веласкеса, Франсиско Гойя и Франсиско Сурбарана. Пикассо особенно восхищался произведения Эль Греко; такие его элементы, как вытянутые конечности, яркие цвета и мистические лица отразились в дальнейшем творчестве Пикассо.

Начало творческого пути

До 1900 года

Обучение Пикассо под руководством отца началось до 1890 года. Его прогресс можно проследить в коллекции ранних работ, которая находится в Музее Пикассо в Барселоне, и представляет собой одно из наиболее полных собраний среди первых работ крупных художников, которое сохранилось до наших дней. В течение 1893 года пропадает незрелость его самого раннего творчества, и в 1894 году он, можно сказать, начинает свою карьеру художника. Академический реализм легко различимый в работах середины 1890-х годов хорошо отображён в «Первом причастии» (1896), большой композиции, которая изображает его сестру Лолу. В том же году, в возрасте 14 лет, он написал «Портрет тёти Пепы», энергичное и драматическое изображение, которое Хуан-Эдуардо Сирлот назвал «без сомнения, одним из величайших во всей истории испанской живописи».

В 1897 году его реализм приобрёл лёгкий оттенок символизма в серии пейзажей представленной в не натуралистических фиолетовых и зелёных тонах. Далее следует, так называемый, модернистский период (1899-1900). Знакомство с творчеством Россетти, Стейнлена, Тулуз-Лотрек и Эдварда Мунка, в сочетании с восхищением такими старыми мастерами, как Эль Греко, привели Пикассо к собственной версии модернизма.

В 1900 году Пикассо совершил свою первую поездку в Париж, позже художественную столицу Европы. Там он встретил своего первого парижского друга, журналиста и поэта Макса Жакоба, который помог Пикассо в изучении французского языка и литературы. Вскоре они жили в одной квартире; Макс спал ночью, в то время как Пикассо спал днём и работал ночью. Это были времена крайней нищеты, холода, и отчаяния. Большая часть работ была сожжена, чтобы обогреть маленькую комнату. В течение первых пяти месяцев 1901 года Пикассо жил в Мадриде, где со своим другом анархистом Франциско де Асис-Сольером основал журнал Arte Joven («Молодое искусство»), у которого вышли пять номеров. Солер предоставлял статьи, а Пикассо иллюстрировал журнал, внося в основном мрачные изображения, которые выражали сочувствие бедным слоям населения. Первый выпуск был опубликован 31 марта 1901 года, когда художник начал подписывать свои работы «Пикассо»; прежде он подписывал их «Пабло Руис и Пикассо».

«Голубой период»

«Голубой период» Пикассо (1901-1904) характеризуется мрачными картинами, представленными в оттенках синего и сине-зелёного, которые лишь изредка согреты другими цветами. Этот период начался или в Испании в начале 1901 года, или в Париже во второй половине года. Многие картины измождённых матерей с детьми датируются «голубым периодом», во время которого Пикассо разделил своё время между Барселоной и Парижем. Пикассо находился под влиянием поездки по Испании и самоубийства друга Карлоса Касагемаса, что привело к строгому использованию цвета и подчас страдальческих сюжетов, частыми объектами которых являлись проститутки и нищие. С осени 1901 года он написал несколько посмертных портретов Касагемаса, которые завершились мрачной аллегорической картиной La Vie («Жизнь») (1903), в настоящее время представлена в Музее искусств Кливленда.


La Vie («Жизнь») 1903, Художественный музей Кливленда

Инфракрасные снимки картины 1901 года «Голубая комната» показывают, что под ней находится другая картина.

Такое же настроение пронизывает известную гравюру «Скудная трапеза» (1904), на которой изображены слепой мужчина и зрячая женщина, оба истощены, сидят за почти пустым столом. В работах Пикассо этого периода повторяется тема слепоты, она также представлена в «Завтраке слепого» (1903, Музей Метрополитен) и в портрете Селестины (1903). Другие работы включают «Портрет Солера» и «Портрет Сюзанны Блох».

«Розовый период»

«Розовый период» (1904 - 1906) характеризуется более веселым стилем, оранжевыми и розовыми цветами и изображением циркачей, акробатов и арлекинов, известных во Франции как «saltimbanques». Арлекин, комедийный характер, обычно изображается в одежде с клетчатым рисунком, стал личным символом для Пикассо. В Париже в 1904 году он встретил Фернанду Оливье, богемную художницу, которая стала его любовницей. Oливье появляется во многих его картинах «розового периода», на большую часть из которых повлияли их тёплые отношения, наряду с интенсивным изучением французской живописи. В целом приподнятое и оптимистичное настроение картин в этот период напоминает 1899-1901 годы (т.е. непосредственно перед «голубым периодом»), а 1904 год можно считать переходом между двумя периодами.

Пабло Пикассо, 1905, Au Lapin Agile («В Проворном кролике»), холст, масло, 99,1 х 100,3 см, Музей Метрополитен


Пабло Пикассо, 1905, Garçon à la pipe («Мальчик с трубкой»), частная коллекция, «Розовый период»


Портрет Гертруды Стайн, 1906, Музей искусств «Метрополитен», Нью-Йорк. Когда кто-то прокомментировал, что Стайн не похожа на портрете, Пикассо ответил: «Она будет».

К 1905 году Пикассо стал фаворитом американских коллекционеров Лео и Гертруды Стайн. Их старший брат Майкл Стайн и его жена Сара также коллекционировали его работы. Пикассо нарисовал портрет Гертруды и её племянника Алана Стейна. Гертруда Стайн стала главной покровительницей Пикассо, приобретая его рисунки и картины, и выставляя их на неофициальном Салоне в своём доме в Париже. На одном из мероприятий в 1905 году он встретил Генри Матисса, который стал другом и соперником на всю жизнь. Стейн познакомила его с Кларибель Кон и её сестрой Эттой, которые были американскими коллекционерами; они также начали приобретать картины Пикассо и Матисса. В итоге Лео Стайн переехал в Италию. Майкл и Сара Стайн стали покровительствовать Матиссу, в то время как Гертруда Стайн продолжала коллекционировать Пикассо.

В 1907 году Пикассо присоединился к художественной галерее, которую Даниэль-Анри Канвейлер недавно открыл в Париже. Канвейлер был немецким искусствоведом и коллекционером. Он стал одним из ведущих дилеров французского искусства XX века. Канвейлер был среди первых кураторов Пабло Пикассо, Жоржа Брака и кубизма, который они совместно разработали. Он также способствовал росту таких художников как Андре Дерен, Кеес ван Донген, Фернан Леже, Хуан Грис, Морис де Вламинк и нескольких других, которые приехали со всех уголков земного шара, чтобы жить и работать в то время в районе Монпарнас.

Трансформация современного искусства

Les Demoiselles d"Avignon («Авиньонские девицы»), 1907, Музей современного искусства, Нью-Йорк

«Африканский период»

«Африканский период» Пикассо (1907 - 1909) начинается с двух фигур справа на картине «Авиньонские девицы», на которые его вдохновили африканские артефакты. Основные идеи, разработанные в этот период, привели непосредственно к периоду кубизма, который следует далее.

Кубизм

Аналитический кубизм (1909-1912) - стиль живописи, который Пикассо разработан с Жоржем Браком, используя монохромные коричневатые и нейтральные цвета. Оба художника разбирали объекты и «анализировали» их с точки зрения формы. Картины Пикассо и Брака на этот раз имели много общего. Синтетический кубизм (1912-1919) был дальнейшим развитием стиля, в котором вырезанные бумажные фрагменты, часто обои или части газетных страниц вставлялись в композиции, ознаменовав первое использование коллажа в изобразительном искусстве.

В Париже Пикассо развлекался с выдающимся кругом друзей в кварталах Монмартр и Монпарнас, в который входили Андре Бретон, поэт Гийом Аполлинер, писатель Альфред Жарри, и Гертруда Стайн. В 1911 году Аполлинера арестовали по подозрению в краже Мона Лизы из Лувра. Он указал на своего друга Пикассо, которого также вызвали на допрос, но позднее освободили.

1909, Femme assise («Сидящая женщина»), холст, масло, 100 × 80 см, Государственные музеи Берлина, Новая национальная галерея

1909-1910, Figure dans un Fauteuil («Сидящая обнаженная»)

1910, La Femme au pot de moutarde («Женщина с горчичницей»), холст, масло, 73 × 60 см, Муниципальный музей, Гаага. Выставлялась на Armory Show, в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне в 1913 году

1910, Girl with a Mandolin (Fanny Tellier) («Девушка с мандолиной (Фанни Телье)»), холст, масло, 100,3 × 73,6 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк

1910, Портрет Даниэля Анри Канвейлера, Чикагский институт искусств.

1910-1911, Guitariste, La mandoliniste («Женщина, играющая на мандолине»), холст, масло

Прибл. 1911, Le Guitariste («Гитарист»). Воспроизведенена в манифесте Альберта Глеза и Жана Метценже Du Cubisme («О кубизме») в 1912 году

1911, «Бутылка рома», холст, масло, 61,3 × 50,5 см, Музей искусств «Метрополитен», Нью-Йорк

1911, Le poète («Поэт»), масло, льняной холст, 131.2 × 89,5 см (51 5/8 × 35 1/4 футов), Музей Соломона Гуггенхайма, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция


1911-1912, «Скрипка», холст, масло, 100 × 73 см (овал), Музей Крёллер-Мюллер

1913, «Бутылка, кларнет, скрипка, газета, бокал», 55 × 45 см. Эта картина из коллекции Вильгельма Уде была конфискована Французским государством и продана на аукционе в «Отеле Друо» в 1921 году.

1913, Femme assise dans un fauteuil (Eva) («Женщина в рубашке, сидящая в кресле (Ева)»), 149,9 × 99,4 см, Коллекция Леонарда Лаудера, Музей искусств «Метрополитен»

1913-1914, Tête («Голова»), вырезанная и вставленная цветная бумага, гуашь и уголь на картоне, 43,5 × 33 см, Шотландская национальная галерея современного искусства, Эдинбург

1913-1914, L"Homme aux cartes («Игрок в карты»), масло, холст, 108 × 89,5 см, Музей современного искусства, Нью-Йорк

1914-1915, Nature morte au compotier

1916, L"anis del mono («Бутылка Анис дель Моно»), холст, масло, 46 × 54,6 см, Институт искусств Детройта, штат Мичига

Слава

После приобретения некоторой славы и богатства, Пикассо оставил Оливье ради Марсель Умбер, которую называл Ева Гуель. Во многие работы в стиле кубизм Пикассо включил признание в любви к Еве. В 1915 году в возрасте 30 лет она преждевременно умерла от болезни, это событие опустошило Пикассо.

Пабло Пикассо и художник-декораторы сидят на антрактном занавесе балета Леонида Мясина «Парад», который поставил «Русский балет Дягилева» в парижском «Театре Шатле» в 1917 году.

На момент начала Первой мировой войны (август 1914 года) Пикассо жил в Авиньоне. Брака и Дерена мобилизовали, а Аполлинер присоединился к французской артиллерии, в то время как испанец Хуан Грис остался в кругу кубистов. Во время войны Пикассо продолжал непрерывно писать, в отличие от его французских товарищей. Его живопись стала более мрачной, а жизнь изменилась, приведя к драматическим последствиям. Договор с Канвейлером положил конец его изгнанию из Франции. На данный момент за работы Пикассо должен был взяться арт-дилер Леон Розенберг. После потери Евы Гуель, у художника был роман с Габи Леспинасс. Весной 1916 года Аполлинер вернулся с фронта раненным. Они возобновили свою дружбу, но Пикассо стал часто посещать новые социальные круги.

К концу Первой мировой войны, Пикассо приобрёл ряд важных знакомств с фигурами, которые имели отношение к «Русскому балету Дягилева». Среди его друзей в течение этого периода были Жан Кокто, Жан Гюго, Хуан Грис и другие. Летом 1918 года Пикассо женился на Ольге Хохловой, балерине из труппы Сергея Дягилева, для которого Пикассо создал эскизы для балета Эрика Сати «Парад», проходящего в Риме; они провели свой медовый месяц вблизи Биаррица на вилле очаровательного чилийского мецената Евгении Эрразуриз.

Дизайн костюма, Пабло Пикассо, олицетворяющий небоскребы и бульвары для «Парада» в постановке «Русского балета Дягилева» в парижском «Театре Шатле» 18 мая 1917 года.

После возвращения из свадебного путешествия и отчаянно нуждаясь в деньгах, Пикассо начал особые отношения с еврейско-французским арт-дилером Полем Розенбергом. В качестве своей первой обязанности Розенберг за свой счёт арендовал квартиру для пары в Париже, которая располагалась возле его дома. Это было начало глубокой братской дружбы между двумя очень разными мужчинами, которая будет длиться вплоть до начала Второй мировой войны.

Хохлова ввела Пикассо в высшее общество, формальные ужины и все сопутствующие социальные тонкости жизни богатых в Париже1920-х годов. Оба имели сына Пауло, который вырос распущенным мотогонщиком, а позже стал шофёром отца. Настойчивое требование Хохловой на светском приличии столкнулось с богемной тенденцией Пикассо, из-за чего оба жили в состоянии постоянного конфликта. В тот же период, когда Пикассо сотрудничал с труппой Дягилева, он и Игорь Стравинский работали над балетом «Пульчинелла» в 1920 году. Он воспользовался возможностью, чтобы сделать несколько рисунков композитора.

«Парад», 1917, занавес созданный для балета «Парад». Эта работа является крупнейшей среди картин Пикассо. Центр Помпиду-Мец, Мец, Франция, май 2012 года.


В 1927 году Пикассо встретил 17-летнюю Марию-Терезу Вальтер и начал тайно с ней встречаться. Вскоре брак Пикассо с Хохловой закончился. Это скорее было похоже на разрыв отношений, чем на развод, так как согласно французскому законодательству в случае развода предусматривался раздел имущества, а Пикассо не хотел отдавать Хохловой половину своего богатства. Они оставались в законном браке до смерти Хохловой в 1955 году. Пикассо продолжил давний роман с Марией-Терезой Вальтер, с которой у него была дочь Майя. Мария-Тереза жила в напрасной надежде, что Пикассо однажды жениться на ней и повесилась спустя четыре года после его смерти. На протяжении всей жизни художник имел несколько любовниц, помимо жены или основным партнёром. Он был дважды женат и имел четырёх детей от трёх женщин:

Пауло (4 февраля 1921 - 5 июня 1975 года) (урождённый Пауло Джозеф Пикассо) - от Ольги Хохловой

Майя (5 сентября 1935 -) (урождённая Мария де ла Консепсьон Пикассо) - от Марии-Терезы Вальтер

Фотограф и художник Дора Маар также была постоянным спутником и возлюбленной Пикассо. Наиболее близкими они были в конце 1930-х и начале 1940-х годов. Именно Маар подтвердила подлинность полотна «Герники».


Portrait d"Olga dans un fauteuil («Портрет Ольги в кресле»), 1918, Музей Пикассо, Париж, Франция

портрет Марии-Терезии Вальтер, Дата: 1937, Размеры: 38 см х 46 см, материалы: Холст, масло, карандаш

Пабло Пикассо, 1919, «Спящие Крестьяне», гуашь, акварель и карандаш на бумаге, 31.1 x 48.9 см, Музей современного искусства, Нью-Йорка

Классицизм и сюрреализм

В феврале 1917 года Пикассо совершил своё первое путешествие в Италию. В период последовавший за потрясением Первой мировой войны, Пикассо создаёт работу в неоклассическом стиле. В 1920-е годы подобное «возвращение к порядку» проявляется в творчестве многих европейских художников, в том числе Андре Дерена, Джорджо де Кирико, Джино Северини, Жана Метценже, художников течения «Новая вещественность» и группы «Новеченто». Картины и рисунки Пикассо этого периода часто напоминают работы Рафаэля и Энгра.

В 1925 году сюрреалист, писатель и поэт Андре Бретон признал Пикассо «одним из наших» в своей статье Le Surréalisme et la peinture («Сюрреализм и живопись»), опубликованной в литературном журнале La Révolution Surréaliste («Сюрреалистическая революция»). В этом же номере впервые в Европе была опубликована копия картины Les Demoiselles («Авиньонские девицы»). Тем не менее, на первой выставке группы сюрреалистов в 1925 году Пикассо выставил работы в стиле кубизм; понятие «психический автоматизм в его чистом виде», установленное в Manifeste du surréalisme («Манифест сюрреализма»), никогда полностью его не интересовало. В то время он развивал новые образы и формальный синтаксис для эмоционального выражения себя, «выпуская насилие, психические страхи и эротизм, которые в значительной степени подавлялись или сублимировались в нём с 1909 года», - пишет историк искусства Мелисса Маккуиллан. Правда этот переход в работе Пикассо обусловлен кубизмом и его пространственными отношениями, как пишет Маккуиллан «объединение ритуала и порыва в изображении напоминает примитивизм «Авиньонских девиц» и неуловимый психологический резонанс его символических работ». Сюрреализм возродил тягу Пикассо к примитивизму и эротизму.

В 1930-х годах минотавр заменил арлекина в качестве общего мотива его работ. Использование минотавра частично пришло от связи художника с сюрреалистами, которые часто использовали его как символ, и который появляется в картине Пикассо «Герника». Минотавр и любовница Пикассо Мария-Тереза Вальтер в значительной степени изображены в его знаменитых гравюрах Suite Vollard.

В 1939-1940 годах музей современного искусства в Нью-Йорке под руководством директора Альфреда Барра, и горячего поклонника Пикассо, провёл большую ретроспективу основных работ Пикассо, созданных к этому времени. Эта выставка подняла шум вокруг художника, открыв его артистизм широкой публике Америки, что повлекло за собой переосмысление его творчества современными историками искусства и учеными.

Вероятно, самой известной работой Пикассо является его изображение немецкой бомбардировки Герники во время Гражданской войны в Испании - «Герника». Это большое полотно воплощает бесчеловечность, жестокость и безнадежность войны. Отвечая на вопрос для объяснения своей символики, Пикассо сказал: «Художнику не годится определять символы. В противном случае было бы лучше, если бы он излагал их на бумаге! Публика, которая смотрит на картину, должна интерпретировать символы, так как она их понимает».

На протяжении многих лет «Герника» выставлялась в нью-йоркском Музее современного искусства. В 1981 году её вернули в Испанию и выставили в Casón del Buen Retiro (здание Кейсон дель Буэн Ретиро музея Прадо). В 1992 году картину представили в Национальном музее центра искусств королевы Софии в Мадриде при его открытии.

Вторая мировая война и последующий период

Во время Второй мировой войны Пикассо оставался в Париже несмотря на то, что немцы заняли город. Его художественный стиль не соответствовал нацистским идеалам искусства, поэтому в течение этого периода он не выставлялся. Пикассо часто подвергался преследованиям со стороны Гестапо. Во время обыска в его квартире, офицер увидел фотографию картины «Герника». «Это ты написал?» - спросил немец Пикассо. «Нет», - ответил он, «Ты написал».

Отказавшись от мастерской, он продолжил писать, создав такие работы, как «Натюрморт с гитарой» (1942) и «Склеп» (1944-48). Хотя в Париже немцы запретили бронзовое литьё, Пикассо продолжал использовать бронзу, которую ему контрабандой привозило французское Сопротивление.

Примерно в это время, в качестве альтернативы, Пикассо взялся за писательство. В 1935-1959 годах он написал более 300 стихотворений. Большинство из них не имели названия, за исключением даты и в некоторых случаях места, где были написаны (например «Париж 16 мая 1936 года»). Эти работы были делом вкуса, эротическими и временами непристойными, как две его многоактные пьесы «Желание, пойманное за хвост» (1941) и «Четыре девочки» (1949).

В 1944 году после освобождения Парижа, Пикассо, которому в ту пору было 63 года, начал романтические отношения с молодой студенткой художественной школы по имени Франсуаза Жило. Она была на 40 лет моложе его. Пикассо уставший от его любовницы Доры Маар, начал жить вместе с Жило. Со временем у них появилось двое детей: Клод, родившийся в 1947 году и Палома, в 1949 году. В своей книге 1964 года «Жизнь с Пикассо» Жило описывает его жестокое обращение и бесчисленные измены, которые привели к тому, что она бросила его, забрав детей. Это был серьёзный удар для Пикассо.

Художник имел любовную связь с женщинами, с которыми у него была ещё большая разница в возрасте, чем с Жило. Будучи всё ещё в отношениях с Жило, в 1951 году Пикассо имел шестинедельный роман с Женевьевой Лапорт, которая была на четыре года моложе Жило. К 70-и годам во многих его картинах, рисунках тушью и гравюрах в качестве темы присутствует старый, гротескный карлик безумно любящий красивых молодых моделей. Жаклин Роке (1927-1986) работала в гончарной мастерской Madoura в Валлорис на Лазурном берегу, где Пикассо делал и расписывал керамические изделия. Она стала его возлюбленной, а затем второй женой в 1961 году. Оба оставались вместе до конца жизни Пикассо.

Его брак с Роке был также способом мести Жило; с помощью Пикассо, Жило планировала развестись с тогдашним мужем Люком Саймоном, чтобы выйти замуж за Пикассо для обеспечения прав своих детей, как его законных наследников. После того, как Жило подала на развод Пикассо уже был тайно женат на Роке. Это создало напряжение в его отношениях с Клодом и Паломой.

К этому времени Пикассо построил огромный готический дом и мог позволить себе большие виллы на юге Франции, как Notre-Dame-de-Vie на окраине Мужен и в регионе Прованс-Альпы-Лазурный Берег. Он был международной знаменитостью, к личной жизни которой часто проявляли больший интерес, чем к его искусству.

Помимо художественных достижений Пикассо появился в нескольких фильмах, каждый раз в роли самого себя, включая эпизодическую роль в «Завещании Орфея» Жана Кокто. В 1955 году он помог снять фильм Le Mystère Picasso («Тайнство Пикассо»), режиссёром которого выступил Анри-Жорж Клузо.

Станислав Лоренц проводит экскурсию для Пабло Пикассо по Национальному музею в Варшаве во время выставки «Современных французских художников и керамики Пабло Пикассо» в 1948 году. Пикассо подарил музею Варшавы более десятка его изделий из керамики, рисунков и цветных гравюр.

Последние произведения

Пикассо был одним из 250 скульпторов, которые выставлялись на 3-ей Международной выставке скульптур, состоявшейся в Музее искусств Филадельфии в середине 1949 года. В 1950 году стиль Пикассо вновь изменился, когда он взялся за создание реинтерпретацию искусства великих мастеров. Он написал серию работ, основанных на картине Веласкеса «Менины». Пикассо также создал картины по работам Гойи, Пуссена, Мане, Курбе и Делакруа.

Ему было поручено сделать макет для огромной общественной скульптуры 50 футов (15 м) в высоту, которую должны были построить в Чикаго, и обычно известную как Чикагский Пикассо. Он подошел к проекту с большим энтузиазмом, спроектировав неоднозначную и несколько спорную скульптуру. Представленная фигура не известна; это может быть птица, лошадь, женщина или полностью абстрактная форма. Эта скульптура, одна из самых узнаваемых достопримечательностей в центре Чикаго, была открыта в 1967 году. Пикассо отказался от оплаты в 100 000 $, пожертвовав всю сумму жителям города.

Последние работы Пикассо представляли собой смесь стилей, способ выражения в постоянном движении до конца его жизни. Посвятив всю свою энергию творчеству, Пикассо стал более смелым, а его произведения более красочными и выразительными. С 1968 по 1971 года он создал множество картин и сотни медных гравюр. В то время эти работы отклонили, в основном как порнографические фантазии бессильного старика или неряшливые работы художника, чьи лучшие годы уже в прошлом. Только позже, после смерти Пикассо, когда остальная часть мира искусства перешла на абстрактный экспрессионизм, создав критическое сообщество, они увидели, что Пикассо уже открыл неоэкспрессионизм и был, как и раньше, впереди своего времени.

Смерть

Пабло Пикассо умер 8 апреля 1973 года в Мужене, в то время как он и его жена Жаклин развлекали друзей за ужином. Он был похоронен в замке Вовенарг возле Прованса. Этот дом он приобрёл в 1958 году и жил в нём с Жаклин в 1959-1962 годах. Жаклин Роке препятствовала присутствию на похоронах его детей Паломы и Клода. Опустошённая и одинокая после смерти Пикассо, Жаклин Роке покончила с собой, застрелившись в 1986 году, когда ей было 59 лет.

перевод статьи английской википедии

Музей Пикассо
Пабло Пикассо. Авиньонские девушки
Пабло ПИКАССО картина Зеленая миска и черная бутылка
Пабло ПИКАССО картина Дриада Пабло ПИКАССО Купание

Чтобы быть выдающимся, уникальным художником, нужно быть неординарным человеком, с нестандартным видением окружающего мира, тогда и рождаются неповторимые полотна, новые стили и течения в искусстве. Такому автору невозможно подражать, можно лишь вдохновляться его работой и искать что-то новое внутри себя.

Мне нравится баланс цветов. Все выглядит очень гармонично и приятно.

Биография

Пабло Пикассо – великий испанский художник, кубист, скульптор, деятель искусств, запомнившийся неповторимым стилем своих картин, ставший законодателем последующей моды на кубизм. Полное имя гениального художника - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис.

Пикассо, будучи в тандеме с Джорджем Браком, основал так называемый стиль живописи – кубизм. Оказал немалое влияние на всё мировое искусство.

Самая ранняя картина Пабло Пикассо – Пикадора, написана в 8 лет. Учился живописи у своего отца, который был учителем рисования. Обучался в различных школах искусств, среди которых: Школа изящных искусств в Барселоне, Школа в Ла-Корунье. Первая выставка картин состоялась в Барселоне, июнь 1989, в кафе «Els Quatre Gats».

С творчеством импрессионистов Пабло познакомился позднее, после того как уехал в Париж. Уже здесь, после самоубийства лучшего друга и вследствие депрессии, в его жизни начинается период, который потом все искусствоведы мира назовут Голубым. Этот период Пикассо характеризуется унынием, символами смерти, старости, депрессией, меланхолией, грустью. Картины, которые относятся к голубому периоду — Любительница абсента, Свидание, Нищий старик с мальчиком. Голубым его назвали из-за того, что в картинах этого периода преобладают голубые оттенки.

В 1904 году, когда великий испанский художник останавливается в Париже в общежитии для бедных художников, голубой период сменяется розовым . Скорбь и символы смерти сменяются более радостными образами — сценами театра, историями жизни странствующих комедиантов, бытом актёров и акробатов.

Совместно с Джорджем Браком, в районе 1907 года, он становится родоначальником кубизма . Художник перешёл от изображения к анализу формы и составляющих. Кубизм в своей манере отвергал натурализм и, по мнению многих искусствоведов, был навеян увлечением африканской скульптурой, которая отличается угловатостью, гротескными формами, характерным орнаментом. Африканская скульптура повлияла на многие течения изобразительного искусства, так, например, кроме Пикассо, она помогла сформировать Фовизм.

В 1925 на смену жизнерадостным картинам, приходит самый сложный и трудный период в жизни художника. Кубизм развивается в абсолютно ирреальные и сюрреалистические образы. Его монстры и существа, орущие и разорванные на части, навеяны вспыхнувшей революцией сюрреализма в живописи и литературе. Потом был страх перед фашизмом, оказавший влияние на его картины: Рыбная ловля ночью на Антибах, Майя и её кукла, Герника. С последней картиной, на которой изображены ужасы войны, связана известная история. Однажды нацистский офицер, увидев фотографию Герники, спросил у Пикассо: «Это вы сделали?», на что тот ему ответил: «Это сделали вы!».

После войны им овладевает новое настроение. Череда приятных событий — любовь к Франсуазе Жило, рождение двух детей — дарят ему счастливый и яркий период в творчестве, наполненный жизнью, семейным счастьем.

Умер Пабло Руис Пикассо в 1973 году на своей вилле во Франции. Похоронили великого художника возле замка, который принадлежал лично ему и назывался – Вовенарт.


Имя Пабло Пикассо знают даже далёкие от искусства люди. Пожалуй, всем известно, что его картины стоят миллионы, у него была русская жена и он создавал свои картины в стиле кубизм. Но на самом деле жизнь и творчество его были куда более многогранными и интересными. В этом обзоре собраны увлекательные факты от одном из самых влиятельных и оригинальных художниках XX века.

1. В детстве Пикассо считали гением



Отец Пабло, Руис Пикассо был также художником. Он преподавал в художественной школе в Малаге и работал куратором местного музея. Первым словом, которое произнес маленький Пикассо, было «piz», сокращение от испанского слова «карандаш». В возрасте 14 лет мальчик уже делал потрясающие картины. К примеру, в 1896 году он написал огромный портрет своей сестры Лолы «Первое причастие», а также «Портрет матери».

2. Его «голубой период» был спровоцирован реальной трагедией


В 1901 году поэт и студент-искусствовед Карлос Касахемас застрелился в Париже из-за безответной любви. Учитывая, что он был лучшим другом Пикассо, художник был полностью опустошен этой утратой. Именно в следующие месяцы Пикассо начал создавать картины в холодных голубых тонах, в которых преобладали темы старости, смерти, нищеты и печали. Этот период его творчества впоследствии назвали «голубым периодом».

3. ... а «розовый период» был вдохновлен любовью


Спустя три года после смерти Касахемаса в картинах Пикассо начали появляться розово-золотистые тона. Тематика также стала более «живой» - он писал в это время артистов цирка, танцовщиц, цветы и летний свет. Многие объяснили это новыми отношениями Пикассо с художницей и моделью Фернандой Оливье, которую впоследствии можно было найти на более чем 60 картинах художника.

4. У художника было немало «муз»


Пикассо дважды был женат, на балерине Ольге Хохловой в 1917-1955 годах, а затем на Жаклин Рок с 1961 года. Кроме того, у него были менее продолжительные отношения с другими женщинами, которые часто появлялись в работах Пикассо. Среди самых известных можно вспомнить фотографа Дору Маар, художницу и писателя Франсуазу Жило (с которой у них было двое детей) и Марию-Терезу Вальтер, портреты которой можно увидеть на выставке галереи Тейт. Хотя Пикассо и писал бесчисленные портреты своих любовниц, его отношение к женщинам вовсе не было таким восхищенным. Однажды он сказал Жило, что женщины являются «либо богинями, либо подстилками».

5. Африканское искусство оказало большое влияние на его творчество



В 1906 году у Пикассо полностью изменился подход к живописи, когда он познакомился с африканским искусством. Он был настолько очарован африканскими племенными масками и тем, как они упрощали, преувеличивали или полностью изменяли части тела, часто с целью передачи духовных атрибутов. Это оказало огромное влияние на тягу Пикассо к абстракции, эксперименты с которой стали впоследствии основой кубизма.

6. Пикассо создал несколько различных типов кубизма


Вдохновленный работами Поля Сезанна и африканскими масками, Пикассо стал экспериментировать с изображением материальных объектов. Работая с коллегой-художником Жоржем Браком, он упростил изображаемые им объекты до геометрических форм, после чего стал пытаться отображать их на холсте. Так родился кубизм. Современные искусствоведы называют первоначальные эксперименты Пикассо «аналитическим кубизмом»: в них каждый объект состоял из бесчисленных граней в оттенках серого и коричневого цветов. Позже возник «синтетический кубизм», когда Пикассо перешел к более простым формам, ярким цветам и элементам коллажа.

7. Он написал 58 версий «Менин» Диего Веласкеса


Позже Пикассо стал буквально одержим некоторыми работами мастеров «старой школы». Он написал 15 версий «Алжирских женщин в своих покоях» Эжен Делакруа, но именно «Менины» Диего Веласкеса стали настоящей идеей-фикс художника. Картина испанского мастера, изображающая придворную сцену испанского короля Филиппа IV, почитается историками и искусствоведами всего мира за свои новаторские исследования в отношении композиции и различных ракурсов. В итоге Пикассо написал в 1957 году целых 58 версий картины «Менины»: от крупномасштабных копий всей сцены, до портретов отдельных персонажей.

8. Его картина «Герника» - один из самых известных символов войны в мире искусства


Когда испанское республиканское правительство попросило Пикассо создать картину для Всемирной ярмарки 1937 года, он был настолько шокирован трагическим разрушением баскского города Герника нацистскими бомбардировщиками во время гражданской войны в Испании, что создал гениальное полотно, посвященное этому событию. Сегодня оно считается всемирным символом ужасов войны. ООН даже заказала сделать копию этой картины в виде гобелена, которую вывесили в штаб-квартире организации в Нью-Йорке.

9. Пикассо был связан с сюрреалистами

Хотя на тот момент Пикассо уже был известен своим кубизмом, в 1925 году художник вернулся к своим реалистическим корням и начал писать произведения с отсылками на греческое и римское искусство. Причина была довольно проста - в это время Пикассо начал плотно общаться с художниками-сюрреалистами. Секс и образы из подсознания стали основными темами его работ. Один из пионеров сюрреализма Андре Бретон даже однажды сослался на Пикассо как на «одного из наших» в статье 1925 года.

10 Одно из самых больших увлечений художника - гончарство


Мало кто знает, что Пикассо не только рисовал. Во время своей более поздней карьеры (конец 1940-х годов) Пикассо занялся керамикой. Первоначально он планировал, чтобы это было просто «занятие для того, чтобы расслабиться» во время отдыха летом на Французской Ривьере, но вскоре Пикассо с головой втянулся в новое хобби. Также не стоит забывать то, что Пикассо был невероятно «плодовитым». Сам он как-то сосчитал, что за всю свою жизнь сделал 50 000 произведений искусства, в том числе 1 885 картин, 1 228 скульптур и множество рисунков, гравюр, ковров и гобеленов. Другими словами, он работал довольно усердно.