Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)

Образ Онегина сильно повлиял на дальнейшее развитие русской литературы. Следом за Онегиным явились Печорин и Рудин. Эта вереница героев названа впоследствии «лишними людьми». Пушкин подчеркивает типичность онегиных, их полную неспособность к настоящей жизни.

И в то же время Пушкин разглядел недюжинность героя:

Неподражательная странность
И резкий, охлаждённый ум.

Это - лестная характеристика, она, казалось бы, многое обещает. Но при первом же испытании Онегин пасует перед обстоятельствами. Но всё по порядку…

Итак, Онегин – типичный молодой человек конца 20-х – начала 30-х годов Х1Х века. Его воспитание ничем не отличается от воспитания дворянских детей того времени: «Мы все учились понемногу // Чему-нибудь и как-нибудь…». У Евгения был модный в те времена французский гувернер, который «…Слегка за шалости бранил // И в Летний сад гулять водил…». Поведение Онегина в обществе также продиктовано модой: «Хранить молчанье в важном споре // И возбуждать улыбку дам…». День героя был расписан по минутам, с совершенным отсутствием свободного времени. Но при этом наш герой скучает:

Короче, русская хандра
Им овладела понемногу…

В чем же причина этой хандры, овладевшей практически всем обществом? Пушкин даёт ответ: виновником всех бед писатель видит нравы и обычаи света. А кому, как не Пушкину, знать о нравах того времени? Недаром он называет Онегина своим «старым приятелем». Он настолько хорошо знает его вкусы, привычки и мысли, что невольно возникает ощущение, что в противоречивости образа Онегина, в описании его уклада жизни Пушкин в какой-то мере выразил себя. Может быть, именно поэтому он позволяет себе иногда быть очень суровым к своему персонажу.

К тому же, поражение восстания декабристов и ужесточение цензуры на «интеллектуальную деятельность» также сыграли свою роль. Таковы причины хандры Онегина. Но было бы полбеды, если бы от этого страдал только сам герой. Нет, его «душевный недуг» заставил страдать и других.

Во-первых, он отказывается от любви Татьяны, не веря в искренность её чувства, не вдохновившись им. Лишь позже, постранствовав по свету, он поймет, что наделал, но будет поздно – Татьяна замужем за другим, она полностью слилась с другими представительницами света. В её сердце уже не осталось и тени былой страстной натуры.

Во-вторых, холодность сердца и души привели Евгения к глупой ссоре с другом – Ленским. Жизнь в Петербурге сделала героя циничным, поэтому его оценка Ольги Лариной, возлюбленной Владимира, довольно сурова. Ленский, как настоящий влюблённый, бросает вызов обидчику. Этот шаг становится роковым. В ночь перед дуэлью Ленский пишет Ольге последние стихи, а Онегин… крепко спит.

Ссора эта закончится смертью «философа в осьмнадцать лет». В роковое утро перед поединком Онегин явится «мячиком предрассуждений», рабом светской условности:

И вот общественное мненье!
Пружина чести, наш кумир!

Хотя и невольный, но Онегин всё же - убийца. Это накладывает на него неизгладимый отпечаток. Недаром он признаётся в письме Татьяне:

Ещё одно нас разлучило…
Несчастной жертвой Ленский пал…

Именно отсюда и начинается перелом в жизни главного героя: поспешное бегство из деревни, странствия по родной земле и всё растущее чувство собственной неполноценности и бесполезности:

Зачем я пулей в грудь не ранен?
Я молод, жизнь во мне крепка;
Чего мне ждать? тоска, тоска!..

В восьмой главе романа перед нами предстаёт другой Онегин. Он повзрослел, стал богаче духовно, глубже, искреннее. И письмо к Татьяне - тому подтверждение. Но он опоздал, Татьяна несвободна. Путешествие сильно изменило героя, однако отказ Татьяны изменит его не меньше. Но автор ничего больше не говорит:

И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… Навсегда.

Таким образом, Пушкин подчеркивает, что Онегина сформировала окружающая его среда. Именно она превратила некогда пылкую душу в камень. А доказательством пылкости и сердечности Онегина является не кто иной, как Владимир Ленский, который, с одной стороны, – антипод настоящему Евгению, с другой – его прошлый образ. Именно поэтому Пушкин произносит важную, хотя и короткую фразу: «Они сошлись…»

В романе «Евгений Онегин» Пушкин воплотил один из своих са­мых значительных замыслов - создать образ «героя времени», человека яркого, неординарного, но пресыщенного, охлажденного, утра­тившего способность к живому чувству и замкнувшегося в себе. Поставленную задачу оказалось возможным решить только в романе «Евгений Онегин» с помощью нового художественного метода - реализма.

«Недуг» Онегина, связанный с западноевропейским байронизмом, не случайно поражает именно его, воспитанного и выросшего «на брегах Невы», в самом европейском городе России. Оторванность Онегина от национальной почвы - вот одна из основных причин его «хандры». Онегин получает типичное для дворян широкое, но не глу­бокое домашнее образование. Воспитанный французами-гувернерами, он свободно владеет французским языком, отлично танцует, одевается по моде, может легко поддержать разговор, обладает безупречными манерами - и вот для него открыты все двери: «Чего ж нам больше? Свет решил, / Что он умен и очень мил». Последствия этого в том, что он не находит своего места в жизни страны, не видит своей связи не только с общими интересами, но и с людьми, наделен­ными «русскою душою». Не в этом ли одна из причин того, что Онегин так и не сумел до конца понять истинно русскую девушку - Татьяну Ларину?

Онегин целых восемь лет потратил на светскую жизнь. Из чего же она состоит? Пушкин подробнейшим образом описывает типичный день Онегина, его занятия и увлечения. Вот еще одна важнейшая при­чина его «болезни»: однообразие жизни, лишь внешне пестрой, но на самом деле вертящейся по установленному кругу. А результат ее из­вестен: это недуг, «подобный английскому сплину, короче: русская хандра», которая не обязательно приводит к самоубийству, но непре­менно сопровождается охлаждением к жизни. Как сказал В.Г. Белинский об Онегине, «бездеятельность и пошлость жизни ду­шат его; он даже не знает, что ему хочется; но он знает, и очень хо­рошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так доволь­на, так счастлива самолюбивая посредственность».

Да, вопрос остался открытым. Ведь бывают на свете такие мяту­щиеся натуры, которые не удовлетворяются ничем, которые ищут че­го-то, даже им не вполне понятного, и никогда не находят, пытаются обрести достойное дело в жизни, но лишь вновь и вновь разочаровы­ваются - и все же не оставляют своих поисков. Именно таких людей запечатлела потом русская литература в образах Печорина, Лаврецкого, Обломова, назвав их «лишними».

Никто из них так и не смог излечиться от своего ужасного недуга. Но, может быть, в том-то и дело, что каждый раз нам приходится вновь задумываться над его причинами и пытаться их объяснить уже на примерах из нашей современности.

Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает огромное количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству.

«Евгений Онегин» — это произведение А. С. Пушкина, которое как и многие другие его произведения подлежит еще неоднократному глубокому исследованию и переосмыслению. Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает большое количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству. Именно принадлежность Пушкина к христианству является ключом ко всему его творчеству.

Из широкого круга проблем, которые поднимает автор в «Евгении Онегине», наиболее важно остановиться на теме «русской хандры». Итак, рассмотрим сюжет романа. Молодой человек Евгений Онегин, полный жизни и энергии, ведет достаточно разгульный образ жизни. Он спит до обеда, потом гуляет, вечером его ждут в нескольких домах, которые он с радостью посещает, идет в театр, где в конце концов утомляется, и едет домой спать, то есть проводит свою жизнь в увеселении и праздности. При этом у него нет никаких стремлений и желаний, единственное, что его занимает — это «наука страсти нежной». Ведя такой образ жизни, который весьма симпатичен многим молодым людям и нашего времени, Евгений полагает, что в этой непрестанной гонке времени, постоянной смене мест, лиц, впечатлений и заключается истинная жизнь. Пушкин характеризует эту жизнь как «однообразную пестроту», которая увлекает человека, но в конце концов утомляет своим однообразием и оставляет ни с чем.

В отличие от главного героя романа для Пушкина как христианина критерий истиной жизни другой – это неповрежденность нравов:

Увы, на разные забавы Я много жизни погубил! Но если б не страдали нравы, Я балы б до сих пор любил.

Онегин не в состоянии понять этого, и в конце концов его одолевает «русская хандра» или «английский сплин», то есть, выражаясь словами святых отцов, уныние. Говоря о хандре Онегина, автор сразу указывает на два возможных исхода из этого состояния. Это попытка застрелиться, от которой автор уводит своего героя, и бессмысленная жизнь, которая несет окружающим исключительно хаос.

Евгений полагает, что причина его хандры в городской суете, но, попав в село, он в несколько дней теряет всякий интерес к жизни, им вновь овладевает уныние, которое в конечном счете превращает Онегина в «живой труп» и источник смерти. Там, где Онегин, неизбежно наступает увядание: Татьяну он доводит до подобного ему состояния, до безучастности:

Увы, Татьяна увядает, Бледнеет, гаснет и молчит! Ничто ее не занимает, Ее души не шевелит.

Дружба с Ленским оканчивается дуэлью.

Приравнивая русскую хандру к английскому сплину, Пушкин показывает, что это недуг всего человечества. В романе автор отмечает, что в Россию этот недуг проникает с Запада. Все русское общество было заражено идеями Просвещения, которые пришли в Россию через английские и французские романы. Это тот недуг, которого не избежала и Татьяна – самый светлый герой романа. Противостоять этой хандре способно лишь старое поколение, которое не читало зарубежных романов и воспитывалось на идеях христианских, а не на вольнодумстве. Взгляд этого старого поколения являет нам няня Татьяны. Как только Татьяна страстно влюбляется, няня сразу же определяет ее состояние как болезнь и кропит ее святой водой.

«Я влюблена», – шептала снова Старушке с горестью она. – Сердечный друг, ты нездорова. «Оставь меня: я влюблена».

Однако Татьяна не понимает всей опасности той страсти, которая овладела ей. В ее письме, когда Татьяна пишет, что вручает себя не в руки Божии, а в руки Евгения, мы видим не христианский образ мыслей, а всецелую поглощенность страстью. Но сам автор предостерегает читателя от осуждения и указывает на то, что предается страсти она из-за своей юности и неопытности. Здесь Пушкин демонстрирует неоднозначность своего главного героя Евгения Онегина. Казалось бы, человек, которого занимает лишь наука обольщения, должен был воспользоваться этой неопытностью молодой девушки, но соприкоснувшись с чистой душой Татьяны и сострадая ей, предостерегает ее:

«Полюбите вы снова: но… Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймет; К беде неопытность ведет».

Этими словами Онегин как бы кричит – не поддавайся на мнимую уловку страсти, иначе погибнешь. Далее автор показывает, что под видом светлого чувства любви в душу человека может прокрасться и губительная страсть.

Так ваша верная подруга Бывает вмиг увлечена: Любовью шутит сатана.

Отрадно, что Татьяна всё-таки преодолела хандру, и произошло это через отказ от страстного идеала, предложенного в прочитанных ею романах, через смирение, терпение и послушание Богу.

Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна

Любовь Татьяны к Онегину грозила ей погибелью, и когда она это осознала, страстная влюбленность превратилась в настоящую любовь, которая есть жертва.

Впервые Татьяна понимает, в каком ужасном состоянии находится Онегин, когда ей снится сон. Она видит, что Евгения соблазняют страсти. С одной стороны он ими управляет, но с другой — сам находится в их власти. Видя в нем дух противоречия, Татьяна осознает, что может сама погибнуть, но поскольку она искренне любит его, то готова на гибель. Иллюзорность образа возлюбленного, который сформировался под влиянием зарубежных романов, уничтожается.

На дне рождения Татьяны Онегин предстает в несколько ином образе, он видит, что Татьяна в смущении, и потому старается не обращать на себя внимание. Однако страсти, которые остаются в нем неисцеленными, тут же дают о себе знать, и старый обычай соблазнять девушек выливается в дуэль, повод к которой дал Онегин, и он же был в силах ее предотвратить. Евгений осознает, что поступил неверно, но честь для него дороже жизни невиновного человека.

Конечно, быть должно презренье Ценой его забавных слов, Но шопот, хохотня глупцов…» И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир!

И здесь можно увидеть некоторую параллель со Священным Писанием, а именно: сходство Онегина с Понтием Пилатом, который так же, по малодушию, предал Христа на распятие. Мы видим и другую проблему: зло не просто существует, оно прогрессирует. Онегин малодушничает, а еще недавно близкий ему друг Ленский опасается, как бы Евгений не отказался от поединка, презрев свою гордость. Автор показывает, что до спасения всего лишь один шаг – смириться и простить, но безучастность, порожденная хандрой Евгения, приводит к трагическим событиям.

Не засмеяться ли им, пока Не обагрилась их рука, Не разойтиться ль полюбовно?.. Но дико светская вражда Боится ложного стыда.

После убийства друга, причиной которого стали страсти, Онегин впадает в состояние еще большего уныния. Дух уныния, который заставил Евгения покинуть шумный город, теперь гонит его на Кавказ. В конечном итоге Евгений попадает в Москву, где встречает Татьяну. Встретив ее, он воскресает к жизни, его начинает хоть что-то интересовать. Татьяна же, видя в нем ту же страсть, которая чуть не погубила ее при первой встрече с Онегиным, остается верной воле Божией и тем спасает себя от гибели.

Заканчивая свой роман, А. С. Пушкин возвращается к теме русской хандры и указывает на главную ее причину – праздность.

Блажен, кто праздник Жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала полного вина. Кто не дочел Ее романа Как я с Онегиным моим.

Именно она привела Евгения Онегина до состояния уныния, в котором он находится на протяжение всего романа. Говоря об унынии, уместно привести цитату из трудов архимандрита Софрония (Сахарова). Так, он пишет: «Все большее и большее число людей уже не видят смысла в жизни. И когда это наблюдаешь у стариков, стоящих пред лицом смерти, то еще не так поражается душа; но когда молодые люди, у которых едва открылись глаза к осознанию данной им жизни, впадают в отчаяние от видения царящего в мире абсурда, тогда печалится сердце глубоко. И нет путей помочь им. Когда удовлетворено стремление к материальному комфорту, когда они уже в силу привычки не видят ценности в этом комфорте, тогда главным образом, ощущают они бессмысленность своего существования и отказываются принять эту бессмысленность. И так одной из самых важных и главных проблем становится открытие подлинного смысла нашего явления в мир… Множество молодых томятся жаждою ПРАВДЫ…, но, не имея в самих себе видения, как должно построить эту лучшую жизнь, они скоро упадают духом… Пушкин был еще молодым, когда написал свое гениальное стихотворение: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана…»

Мы знаем, что это стихотворение написано Пушкиным в период духовного кризиса. Этот кризис поэту помог преодолеть святитель Филарет, ответивший Пушкину: «Не напрасно, не случайно…». После этого Пушкин пишет свое знаменитое стихотворение «Пророк», в котором мы видим итог размышления автора на тему уныния. Он нашел выход из тягостного состояния уныния, он выбрал Бога. Именно поэтому в завершении «Евгения Онегина» поэт с легкостью прощается со своим героем.

И вдруг умел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим.

Итак, образ Евгения Онегина — это олицетворение той самой хандры, которая поглотила не только Россию, но практически все человечество. Находясь на пике технического развития, человечество сделало свою жизнь максимально комфортной, то есть максимально упростило заповедь, данную Богом – «в поте лица твоего будешь есть хлеб твой» (Быт. 3:19). Но с чем в результате остался человек? Оказывается, что мир как спокойствие души не определяется внешним достатком и комфортом. Сердце Евгения пусто, оно ищет все новых и новых впечатлений, событий, но все это делается лишь с целью найти покой.

Татьяна находит выход: пустить в свое сердце Бога, остаться верной Божественной заповеди. И сам автор, которого в некоторых моментах сложно отделить от героя Евгения Онегина, понимает, что ему необходимо оставить Евгения, а точнее его ход мысли, пока он сам не погиб. Этим Пушкин показывает свое решение вопроса, однако судьба Евгения неизвестна, он может либо обратиться к Богу, либо разделить участь героя романа Ф.М. Достоевского «Бесы» Ставрогина, того прототипа людей, которые и стали виновниками катастрофы, произошедшей в начале XX века. Пушкин оставляет Онегину выбор, тот же выбор стоит и сегодня перед нами: заниматься созданием иллюзорного рая на земле либо, презрев все неудобства, искать Царства Небесного, которое, по словам Спасителя, внутри нас есть (ср.: Лк 17:20).

Кажущееся на первый взгляд простым и предельно понятным, оно задевает огромное количество проблем человеческой жизни, но спектр этих проблем увеличивается едва ли не в два раза, когда ко всему прочему присоединяется главный аспект жизни Александра Сергеевича – его принадлежность к христианству.