Иллюстрации кокорина. Мой кумир - анатолий кокорин

К 110 летию со дня рождения , одного из лучших отечественных графиков и иллюстраторов ХХ века, редакция журнала «Наше наследие» и галерея ГРОСаrt представляют выставку избранных произведений прославленного мастера. Открытие вернисажа состоится 8 октября в 17.00.

Анатолий Кокорин родился под Смоленском; с 1928 года жил и работал в Москве, где обучался во ВХУТЕИНе у таких признанных мастеров, как Д.С. Моор, С.В. Герасимов, П.Я. Павлинов. В годы Великой Отечественной войны он был фронтовым художником студии имени Грекова, в 1950-е годы активно занимался станковой графикой, создал серию акварелей, посвященных старинным русским городам. На протяжении 1960-х годов география творческих путешествий Кокорина сильно расширилась благодаря поездкам в Италию, Индию, Англию, Францию, Голландию и другие страны. Созданные в это время рисунки и путевые заметки послужили основой для изданных впоследствии книг и альбомов.

Однако основной раздел творчества Кокорина составляют его иллюстративные работы к произведениям русских и зарубежных писателей и поэтом таких, как Д. Лондон, А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Серафимович, А. Толстой, Д. Родари и других. За иллюстрации к книгам Андерсена художник был награжден Золотой медалью Академии художеств СССР.

Адрес: Москва, ул. 1й Неопалимовский пер. 4

Кокорин Анатолий Владимирович (13 августа 1908 г., г. Поречье Смоленской губернии – 16 мая 1987 г., г. Москва), народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР.

Отец А. В. Кокорина учился в Петербургской Академии художеств, оставив ее, поселился на Смоленщине, в Поречье, где и родился будущий художник. После смерти отца, а вскоре и матери, Кокорин с 8 лет жил в семье тети, где поддерживалось его увлечение искусством.

В 1925 году он поступил в художественный техникум в г. Пермь. По окончании его (в 1928 году) — в московский Вхутеин (учился у С. Герасимова, М. Родионова, П. Павлинова, Л. Бруни). Потом — «изучение жизни» — поездки по стране, творчество, выставки. В 1920-х годах Кокорин сотрудничает в журналах, работает в области живописи и графики. Принят в члены МОСХа.

Во время войны Кокорин работал в отделе фронтовой листовки Главпура. С конца 1943 года он — военный художник студии им. Грекова. Тема войны нашла отражение в натурных рисунках, сделанных на фронтах, и в послевоенных сериях работ, созданных на их основе («Фронтовой дневник», «Воспоминания о войне»).

Зрелость таланта, расцвет творчества художника приходится на 1950-80 годы. Поездки по стране, по странам Европы дали большой материал художнику. В его творчестве нашли отражение Прибалтика, Средняя Азия, Ленинград, Москва… На протяжении многих лет он создавал серии «По старым русским городам», «По Италии», «По Индии», «Англия, Франция, Голландия»… Таланту художника подвластны все графические техники. Основой его творчества всегда был натурный рисунок.

Во время своих творческих поездок Кокорин вел дневники, делал в них записи и рисунки. Часть этих дневников изданы как книги и альбомы («Ленинградский альбом», «По Индии», «По старым русским городам», «В Голландии», «Англия, Шотландия, Ирландия», «В стране великого сказочника»).

Большое место в творчестве Кокорина занимало иллюстрирование русской классической и зарубежной литературы, детской литературы. Особое место в этой деятельности Кокорина занимает творчество Андерсена. За иллюстрирование его произведений художник был удостоен Золотой медали Академии художеств СССР.

Кокорин — народный художник РСФСР, член-корреспондент АХ СССР, участник более 100 разного ранга выставок в стране и за рубежом, нескольких персональный. В 1976 году персональная выставка Кокорина состоялась в Смоленске. Дары автора, поступления из запасников МК Министерств культуры составили коллекцию работ художника-земляка в Смоленском музее. На родине художника, в Демидовском музее создан мемориальный зал Кокорина, где кроме произведений экспонируются предметы из его мастерской, переданные семьей художника.

«Анатолий Владимирович Кокорин полон творческих сил и энергии. Каждое утро его можно встретить на улице Усиевича, неторопливой походкой шагающего в свою мастерскую на Масловке. Ваш взгляд обязательно остановит этот невысокого роста, элегантный седой человек, с мягкими чертами лица, улыбчивой искоркой в глазах, одетый с изысканной простотой. А тот, кому довелось общаться с ним — непременно отметит его добрый нрав, мягкость и деликатность в отношениях с людьми, почти детскую доверчивость и мудрую доброжелательность. То, что составляет существо его человеческой индивидуальности, — доброта, оптимизм, щедрость сердца — является и основой его жизнеутверждающего искусства. «Удивляться, удивляться надо все время, — пишет художник. — Я для себя решил — как только перестану удивляться, на следующий же день бросаю свое ремесло, надеваю черное пальто, фетровую шляпу на уши и сажусь на дворе на скамейку забивать «козла» в компании с мастерами этого дела».
Но мы-то понимаем, да и сам он знает, что ему «к лицу» лишь светлые тона…»

(из книги: Кулешова В. Анатолий Кокорин. Графика. — М., 1984. — С.24.)

Перро Ш., Андерсен Х. К. «Сказки для детей» ,

Толстой Л. Н. «Севастопольские рассказы» ,

В ИРРИ открылась выставка «Benvenuti - Welcome - Добро пожаловать» выдающегося советского художника Анатолия Кокорина, мастера путевых зарисовок и книжной иллюстрации

Институт русского реалистического искусства,
20 июня - 26 октября 2014 года
Дербеневская набережная д. 7, стр. 31

В Институте русского реалистического искусства открылась новая выставка «Benvenuti - Welcome - Добро пожаловать. Дневник путешествий Анатолия Кокорина». В музее представлены 180 графических работ выдающегося художника, а также его личные вещи и прижизненные издания. Новая выставка продолжает серию экспозиционных проектов Института русского реалистического искусства, знакомящих зрителя с шедеврами графики XX века.

Анатолий Кокорин - талантливый живописец, график и иллюстратор советской эпохи, однако, тематика и география экспозиции выходят далеко за пределы СССР. В юности вместе с приёмной семьей Кокорин несколько лет жил сначала в Великобритании, затем в Германии. Уже в качестве военного художника Студии имени М. Б. Грекова, он делал зарисовки разрушенных городов Венгрии, Румынии, Чехословакии, Австрии. Именно сороковыми годами ХХ века датированы первые путевые дневники Анатолия Кокорина, в которых беглые натурные эскизы сочетаются с авторскими комментариями и заметками. Кокорин - абсолютный космополит и свое личное счастье объясняет именно тем, что ему удалось объездить весь мир, посетить его великие столицы.


Рисунки Кокорина искренни и точны. Героями его этюдов становятся знаменитые римские кошки, ветряные мельницы Амстердама, лондонские «бобби», черепичные крыши Таллина. Страсть художника к путешествиям, его интерес ко всему новому тут же передаются зрителю. Акварели Кокорина буквально зовут в дорогу.

Разделы экспозиции «Benvenuti - Welcome - Добро пожаловать» соответствуют географии поездок художника в Данию, Нидерланды, Финляндию, Венгрию, Австрию, Германию, Францию, Италию, Великобританию и Прибалтику, а также включают пейзажи Москвы и Ленинграда.


Путешествия давали богатый материал для еще одного значимого, едва ли не главного, раздела творчества художника - книжной иллюстрации. Рисунки Кокорина к сказкам Ганса Христиана Андерсена, Шарля Перо, Джанни Родари, Алексея Толстого и сегодня считаются эталоном оформления детской литературы. Увлечение творческой судьбой Андерсена нашло воплощение в книге Анатолия Кокорина «В стране Великого сказочника». Особый интерес вызывают так и не изданные, но представленные на выставке, листы к повести Николая Гоголя «Рим».

Самодельные макеты книг, прижизненные издания, личные вещи и видеопроекция, созданная на основе редких архивных материалов, дополнят образ Кокорина-художника и Кокорина-путешественника.

Биографию художника можно узнать .



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов сайт, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. сайт не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Анатолий Владимирович Кокорин (1908-1987)

"Я очень люблю путешествовать. Так интересно увидеть новый город новую республику, страну, в которой ты ещё не был! Я никогда не расстаюсь с карандашом и бумагой. Из каждой поездки привожу один или два альбома, заполненных рисунками. В них я стараюсь передать всё самое типичное или всё необычное, увиденное в той или иной стране. А когда я иллюстрирую книги, эти путевые альбомы мне очень помогают. Если книга написана про Италию, у меня есть альбом, где нарисованы люди и города Италии. Если книга рассказывает об Индии, я достаю альбомы и папки с рисунками и акварелями, сделанными в этой чудесной стране".

Художник, график, мастер книжной иллюстрации, народный художник РСФСР. Известен, прежде всего, своими иллюстрациями детских сказок: Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, Дж. Родари, Алексея Толстого. Также иллюстрировал "Севастопольские рассказы" Льва Толстого. Из неопубликованных работ — иллюстрации к повести Гоголя "Рим".

За всю жизнь Кокорин посетил более 20 стран мира, включая Союзные республики. Во многие из них художник возвращался по несколько раз.

В 1980 году состоялась персональная выставка мастера в городе Оденсе в доме Андерсена. Это событие имело огромное значение для художника, который находил много общего между своей творческой судьбой и жизнью знаменитого датского писателя. Кокорин проиллюстрировал практически все сказки Андерсена.

Книги с иллюстрациями художника

Одна нефтяная компания сделала мне заказ написать портрет первого президента Удмуртии Александра Волкова на его 60-летний юбилей. Они хотели преподнести руководителю региона необычный подарок. Писал Александра Александровича по фотографии. Сейчас около пяти лет я пишу нефтью, но прежними материалами, например акварелью, тоже работаю.

Многие художники заявляют для большего «пиара», что работают необычными «красками». А я считаю, что нам нужно постоянно пробовать что-то новое для развития мастерства, ведь на одной ноте много песен не пропоёшь. Да и материал этот относительно дешёвый – в Удмуртии много нефти. Мне, к примеру, в своё время принесли её около полутора литров, ими я рисую до сих пор.

Нефть – материал не очень известный для художников, но писать на самом деле можно всем. Однако это достаточно сложно, почти как акварелью. Краски можно смыть, в отличие от нефти, поэтому в данной технике процесс становится необратим, как и в ситуации с чернилами. И тем, и тем бумага пропитывается насквозь. Поэтому художник должен писать хорошо и быть уверенным в своём мастерстве. Я обычно вначале делаю набросок карандашом, потом обобщаю и начинаю рисовать нефтью.

Развести этот материал можно с любыми растворителями, маслом, даже с бензином. Особенно интересно получается смешивать с киноварью. Таким образом, нефть можно окрасить в различные цвета: красный или синий, но природная «коричневатость» останется всё равно. Некоторые оттенки получаются совершенно случайно, поэтому картина нефтью – всегда некий эксперимент.

Некоторые работы можно нарисовать за полчаса, на другие затрачивается намного больше времени. Художнику нужно продумать всё: выбрать формат, сделать эскиз карандашом, решить, в светлых или в тёмных тонах будет работа. От этого зависит её настроение.

Нефтью, как и акварелью, очень хорошо получаются пейзажи и натюрморты, потому что картины выходят мягкими, с полутонами. Портреты рисовать сложнее, ведь там нужно написать максимально похоже. Иногда я использую жёлтую бумагу, например, в серии работ «Старый Ижевск», всего там уже более 35 картин. Я изображал на них город по очень давним фотографиям. Из этой серии «улица Максима Горького», «Ижевский пруд», «здание Арсенала», оружейный завод и многое другое. Иногда меня называют серийным «маньяком», то есть художником, потому что я график и рисую сразу множество работ. За пять лет практики работы с нефтью я написал более 100 картин, например, серии «Русская классика» и «Сказки Салтыкова-Щедрина». Когда художник находит что-то интересное, нравящееся ему, то он начинает повторяться. На самом деле это самое убийственное для мастера, но этот материал и правда захватывает.

Продвигать искусство очень сложно, им интересуется весьма небольшой процент населения. И средств нет, да и город у нас рабочий. К примеру, жители Татарстана приезжают в Ижевск, приобретают работы.

Сейчас изобразительное искусство часто превращают в шоу, которое, в свою очередь, приносит деньги. Но истинные мастера, «фанатики» своего дела не задумываются о благодарности и деньгах. Одним искусством жить очень сложно, но таких людей достаточно много. В одном Париже 300 тыс. художников, в Москве только графиков – 4 тыс., в Союзе художников УР более 100 членов, а ведь мастеров может быть раза в три больше. Я, например, живу за счёт преподавания в УдГУ в Институте искусств и дизайна. Картины же пишу для себя, иной раз нужно больше отдавать, чем брать.

КОММЕНТАРИЙ

Куратор художественной галереи La bohéme artistique Рустам Булатов :

– Картины, написанные нефтью, часто приобретают для VIP-подарков из-за их необычного материала. На сегодняшний день рынка работ в этой технике нет, поэтому цена зависит и от нашего расположения к покупателю. Иногда мы дарим работы, например, определённым лидерам мнений. Таким образом, мы знакомим население с таким необычным материалом, как нефть. Зритель пока не понимает, из чего формируется цена. Если для одного покупателя картина обошлась в 50 тыс. руб., а другому 1,5 тыс., то второй будет в замешательстве: «Мне дали хуже?» Но есть несколько факторов, от которых обязательно зависит ценообразование: оформление, размер, есть ли её копии, что изображено и т.д.

Сейчас мы готовим большую выставку для города Салават, которому исполняется 70 лет. Они попросили организовать экспозицию Александра Дмитриевича с картинами нефтью. Для них это весьма актуально, потому что сначала они нашли это полезное ископаемое, и только потом вообще возник город. Выставка продлится два месяца – февраль и март, а потом, скорее всего, «погостит» в нескольких соседних городах.

Мы отправляли серию из более чем десяти работ нефтью в Америку, там тоже изображён Ижевск. Это был подарок от нашего клиента своим друзьям. Через искусство он хотел рассказать, как изменился город после их отъезда. Ещё недавно нас пригласили в одну из галерей Санкт-Петербурга, также мы начинаем сотрудничество с региональным отделением «Дом Русско-Китайской Дружбы» в рамках «Евразийской Внешнеторговой Корпорации».