Характеристика Ани из "Вишневого сада": с какой целью в пьесе появилась эта героиня. В помощь школьнику Что говорит о вишневом саде трофимов

Пьеса А. П. Чехова "Вишневый сад" - одно из самых известных его произведений. Герои имеют ярко выраженные характеры, сюжет, строящийся вокруг продажи вишневого сада, поднимает серьезные вопросы будущего России. Только Антон Павлович мог без длительных нравоучений, высокопарного слога, а просто и изящно написать о важном. Ниже будет дана характеристика Ани из "Вишневого сада". Хоть в пьесе ее не так много, как хотелось бы некоторым читателям, но она играет важную роль в описании того положения, в котором находилась страна.

Характеристика Ани Раневской из "Вишневого сада"

Имение, вокруг которого разворачивается основное действие, принадлежит семье Раневских. Аня Раневская - очаровательная 17-летняя девушка, младшая дочь хозяйки сада. Она долгое время находилась за границей вместе со своей матерью, ее воспитанием занималась гувернантка-француженка, которая раньше была цирковой артисткой. Конечно, она не могла дать Ане тех знаний, которые следовало бы, но от нее этого и не требовалось. Раневская-младшая имела склонность к чтению, что и способствовало расширению ее кругозора и формированию

Аня была очень чувствительной и отзывчивой девушкой, легко увлекающейся возвышенными идеями. Несмотря на то что ей было 17 лет, в ней сохранилась детская непосредственность, искренность в выражении своих чувств. В характеристике Ани из "Вишневого сада" следует также отметить, что важное место в формировании ее взглядов занимал Петя Трофимов, который раньше был учителем ее младшего брата. Но прежде чем охарактеризовать их взаимоотношения, нужно немного рассказать о личности этого молодого человека.

Характеристика Петра Трофимова

Все герои пьесы называют его "вечным студентом", потому что его несколько раз отчисляли из университета, и "облезлым барином". Он постоянно попадает в какие-то но Трофимов сам к этому относится совершенно спокойно, а окружающие - снисходительно. Внешне молодой человек не так красив, как может представиться после его высокопарных речей, но и он сам не стремится казаться таковым.

Петр был учителем младшего сына Раневской, но мальчик утонул, а Трофимов так и остался жить в имении. Тем не менее он призывал хозяйку продать имение и сад в знак искупления того, что у них были крепостные. Крепостничество резко осуждалось молодым человеком, в вишневом саде он видел не красоту, а рабский труд в каждом листочке.

Но несмотря на все свои правильные размышления, личным примером он их никогда не подкреплял. Да и его речи не были приспособлены к жизненным условиям. Следует отметить, что Трофимов не мог видеть ничего прекрасного не только в саде, но и во всех явлениях жизни. Он мечтал о светлом будущем, не замечая того хорошего, что было в настоящем.

Как личность Петя был неразвит, что можно понять из его рассуждений о чувствах ("Мы выше любви!"). То, с каким презрением он говорил об отношениях между людьми, показывает недалекость его внутреннего мира, которую он маскирует своими высоконравственными рассуждениями.

Характеристика Ани и Пети из "Вишневого сада"

Рассмотрев личности Раневской-младшей и Трофимова по отдельности, следует охарактеризовать их теперь с точки зрения взаимоотношений. В пьесе автор очень тонко указывает на возможный любовный подтекст в общении этой пары. Почему намеками? Как уже известно, Петя считал себя и Аню выше любых проявлений каких-либо чувств. Но девушка сама это решение не озвучивала, за нее решил Трофимов. И это является характерной чертой в их взаимоотношениях.

Если помните, в характеристике Ани из "Вишневого сада" было сказано, что она является очень восприимчивой натурой, особенно к возвышенным идеям. И в силу своей наивности и незнания жизни девушка попадает под влияние революционных идей Трофимова. Чехов сводит две противоположности: решительную и энергичную Аню, у которой только формируются жизненные принципы, и Петра, имеющего твердые убеждения при отсутствии какой-либо склонности к активной деятельности.

Но их объединяет одно обстоятельство: они не чувствуют к вишневому саду никакой привязанности. Поэтому только Аня и Петя могут взглянуть на ситуацию со стороны и сохранить трезвость суждений среди разгорающихся страстей вокруг сада.

Возможный общественный подтекст

Большинство критиков отдают предпочтение характеристике Ани из "Вишневого сада" как представительницы "раскаявшегося" дворянства, которое осознало свое неправильное отношение к крепостным и поэтому начинает активно участвовать в преобразованиях. Петя же является отражением большей части интеллигенции того времени, которая прониклась революционными идеями, но для их воплощения ничего не делает.

Такой подход был особенно распространен в советский период, но он получается каким-то односторонним, а ведь А. П. Чехов никогда не создавал "простых" персонажей. Поэтому не стоит рассматривать этих героев только с точки зрения "будущего России", потому что такой однобокий подход не свойственен пьесам знаменитого драматурга.

Для чего автор ввел этих героев?

В "Вишневом саде" Чехова характеристика Ани как энергичной, но неопытной натуры дается неслучайно. По первоначальному замыслу писателя, именно Раневская-младшая и Петя Трофимов как незаинтересованные в вишневом саде лица должны были предложить выход из ситуации.

А. П. Чехов никогда не был известен как ярый сторонник какой-либо политической партии, поэтому он не стал бы создавать пьесу, в которой заложен только один смысл. Из-за этого и не нужно рассматривать Аню и Петю только как отражение общественного строя того периода. Их образы гораздо многограннее, и, возможно, если попробовать охарактеризовать их с другой точки зрения, у пьесы появится новый, не менее глубокий смысл.

Петя Трофимов - один из персонажей пьесы «Вишневый сад», бывший учитель семилетнего сына Раневской , разночинец лет 26 или 27. Многие его называют «вечным студентом» и «гимназистом» потому что он все время учится и никак не закончит курса. Петя носит очки и любит философствовать о том, как надо жить. По его мнению, дворянство - это прошлый век. Они были слишком ленивы, а сейчас пришло время трудолюбивой молодежи.

Трофимов много скитается с места на место. На время действий, происходящих в пьесе, живет в имении Раневской, в бане, чтобы никого не стеснять. Дочь Раневской, Аня , влюблена в Петю и верит каждому его слову.

Трофимов ругает все то, что тормозит развитие России - «грязь, пошлость, азиатчину», критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. На самом деле, он и сам представитель интеллигенции, но не замечает этого. Он также красиво и много говорит, при этом ничего не делает. Характерная для Трофимова фраза: «Дойду или укажу другим путь, как дойти» (до «высшей правды»).

Ни обещает лучшее будущее и призывает верить ему, ведь он чувствует, что счастье где-то близко. Трофимов отрицает любовь, считая ее чем-то «мелким и призрачным».

Раневская упрекает Трофимову в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская любит героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса. В финале пьесы Трофимов разыскивает забыты галоши, которые становятся символом его ничтожного, хотя и освещенного красивыми словами, жизнь.

Петя Трофимов - характеристика персонажа

ПЕТЯ ТРОФИМОВ - центральный персонаж комедии А. П.Чехова "Вишневый сад» (1903). Образ студента П. Т. связан в пьесе с перспективой будущего времени; предчувствием "новой жизни» и устремленностью к ней. Герои комедии зовут его не по имени-отчеству, а ласково-насмешливо - Петя. В разночинской "нескладности» этого человека можно увидеть "зажатость» Беляева ("Месяц в деревне» И. С.Тургенева). В его отношениях с Аней - узнать просветительский ригоризм Жадова, "воспитывающего» Полиньку, и Ме-лузова, "улучшающего» Негину. "Вечный студент», "облезлый барин», П. Т. освещен в пьесе мягким отношением действующих лиц к его словам и поступкам ("Петя с лестницы упал!»). Ему идет совершать промахи, неловкости - падать с лестницы, терять калоши. Его "недотепистость» сказывается и в запальчивом заявлении "Мы выше любви!», и в том, как он утешает Раневскую, произнося слова, усугубляющие ее горе. П. Т. много рассуждает, говорит умно и горячо, не являясь тем не менее ни фразером, ни краснобаем. В его монологе о "гордом человеке» слышится благородное опровержение доморощенного ницшеанства горьковского Сатина ("На дне»). Его высказывания об интеллигенции совпадают по смыслу с чеховскими словами: "Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, истеричную, фальшивую». В его совете Лопахину "не размахивать руками» есть своя историческая правота. В мыслях П. Т. о необходимости "искупления» прошлого - "страданием, необычайным, непрерывным трудом» слышны отзвуки призывов Н. Г.Чернышевского "любить будущее» и "работать для него». Сам П. Т. готов "страдать» от бедности, нужды, гонений. Но душевные страдания, страдания сознания - ему неведомы. В этом смысле он действительно "свободный человек»: свободный от прошлого, не связанный с вишневым садом личной, сердечной связью. Ему не приходится обрывать нити прошлого, "резать по живому». Раневская справедливо выговаривает ему: "Вы смело решаете все важные вопросы, но скажите, голубчик, не потому ли это, что вы молоды, что вы не успели перестрадать ни одного вашего вопроса?» Оттого и ощущение "переходного» момента, вызревания будущего в настоящем вызывает у П. Т. чувства счастья и полноты существования: "Я предчувствую , Аня, я уже вижу его». В этом прекраснодушии, инфантилизме П. Т. кроется его "идейная наивность» - такая же неотъемлемая часть русской жизни, как "епиходовщина» или извечная надежда на то, что "бог поможет», "еще что-нибудь случится не сегодня-завтра…». Первый исполнитель роли П. Т. - В. И.Качалов (1904). Среди других исполнителей - А. Я.Таиров (1907), В. С.Золотухин (1975). Среди зарубежных исполнителей - Ж. Л.Барро (1954).

«Да, я облезлый барин…»

«Я свободный человек».

А. Чехов «Вишнёвый сад»

«Вечный студент» Петя Трофимов. Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей право­те и в возможность преобразований. Во-вторых, эго учащаяся мо­лодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, искусстве. Всё это заставляет человека задумываться, что-то решать, постоянно двигаться вперёд и бороться с отживающим, устаревшим. ,

Недаром в русской литературе довольно широко представлено студенчество. Это нигилист Базаров, отрицавший искусство, любовь, красоту - «эмоцио» и веривший только в науку - «рацио». Это «новые» и «особенные» люди Чернышевского: «разумные» эгоисты Лопухов, Кирсанов, Рахметов. Это создавший свою чудовищную теорию совестливый убийца Родион Раскольников, как бы реально откликнувшийся на призыв Герцена: «К топору зовите Русь».

Все они - представители революционно-демократической молодёжи конца 50-х - середины 60-х годов. Пётр Сергеевич Трофимов - представитель студенчества начала уходящего XX века. Молодой человек в «поношенном мундире, в очках», «вечный студент», как называет его Варя. Дважды его отчис­ляли из университета - вряд ли за академическую задолжен­ность, скорее за участие в каком-нибудь революционном круж­ке, за пропагандистскую деятельность или участие в студен­ческих демонстрациях.

«Мне ещё нет тридцати, я молод, я ещё студент, но я уже столько вынес!., куда только судьба не гоняла меня, где я только не был!» Практически вся жизнь Пети осталась «за кадром», видимо, из-за цензурных соображений Чехов много не смог сказать. Но и того, о чём написано, немало, чтобы судить о взглядах, мнениях Пети, о его деятельности. Петя - отнюдь не либерал-пустослов, а чело­век действия (хотя в пьесе мы этого прямо не видим), ратующий за коренные преобразования. В отличие от Раневской, Гаева и дру­гих, он знает, для чего живёт, что будет делать.

«Должно быть, я буду вечным студентом», - говорит Трофи­мов. А это значит не только то, что его ещё не раз будут выгонять из университета. Это значит, что он ещё многому будет учиться. Это значит, что «студент» - для него своего рода звание, олицет­воряющее всё молодое, прогрессивное и борющееся.

А вот Раневская доживает настоящее. Будущего у неё нет. Вме­сте с садом она теряет последнее, что связывает её с прошлой, луч­шей частью её жизни. У неё нет никаких перспектив. Единствен­ное, что ей остаётся, - так это попросить Петю: «Пожалейте меня, хороший, добрый человек», и Трофимов жалеет эту милую слабо­вольную женщину, которая потеряла сына, лишилась имения, лю­бит в общем-то ничтожного человека. Петя сочувствует ей, что не мешает ему сказать Раневской: «… нет поворота назад, заросли до­рожки. Успокойтесь, дорогая!»

Интересны взаимоотношения Пети с другими персонажами. Петя - умный, понимающий, тонко чувствующий душу другого человека, всегда умеющий дать точную оценку событиям и лю­дям. Он даёт меткую характеристику Лопахину: «… вы богатый человек, будете скоро миллионером. Вот как в смысле обмена ве­ществ нужен хищный зверь, который съедает всё, что попадается ему на пути, так и ты нужен».

Уезжая, он советует Лопахину отказаться от привычки размахи­вать руками. Только он чувствует тонкую, нежную душу купца, за­сыпающего над книгой, замечает его нежные, как у артиста, пальцы.

В имение Раневской Петя приезжает из-за Ани. Он живёт в бане, боясь стеснить хозяев. Только глубокая привязанность к девушке заставляет его быть здесь. А иначе - чт,о у него может быть общего с владельцами выставленного на торги имения?

Однако Петя утверждает, что они «выше любви», сердится на Варю, которая следит за ними: «Какое ей дело? И к тому же я вида не подавал, я так далёк от пошлости». Что это - парадокс? Да нет, конечно. В своих замечаниях он пытается выразить свой протест против любви как олицетворения «мелких», «призрачных», «пошлых» чувств и своё убеждение, что человек, ставший на путь борьбы, должен отказаться от личного счастья (это уже что-то базаровское).

Но всё же это лишь налёт юношеского максимализма и наи­вности. И чувства Пети намного сильнее и глубже, чем он пыта­ется себе доказать.

Влияние Пети на Аню неоспоримо. Интересно, что в разгово­рах с Аней проступают какие-то лекторские нотки (вероятно, ему всё же часто приходилось заниматься лекторской деятельностью).

Интересно, что Петю часто называют «смешным человеком», «смешным чудаком», «недотёпой». Почему? Мне кажется, что Ра­невская порою, боясь суждений Трофимова, видя его правоту и пытаясь как-то защититься, называет его смешным, так как у неё просто нет других аргументов для спора. (Здесь можно где-то провести аналогию с Чацким, которого объявили сумасшедшим от страха за его правоту, от бессилия противостоять ему).

С другой стороны, чтобы не делать из Пети слишком сухого, пра­вильного человека, Чехов, возможно, специально подчеркнул его не­которую наивность, угловатость. А может быть, из цензурных сооб­ражений, чтобы не делать его центральной фигурой. Ведь он и Аня - живой мостик между прошлым и будущим. Он олицетворение этого непонятного, неизвестного ни ему, ни его автору будущего, очищен­ного от эксплуатации и чистогана страданием и трудом. За пределами сцены он, видимо, не так одинок, если употребляет вместо «Я» - «мы». Он верит в свою звезду и в звезду своей России: «Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперёд! Не от­ставай, друзья!» Он живёт не столько реальной верой в будущее, сколько мечтой. А «мечта прекрасная» - всегда неясная. Особенно в России.

Характеристика литературного героя Трофимов Петя – бывший учитель погибшего сына Раневской, разночинец 26-ти или 27-ми лет.
Т. – вечный студент, который никак не закончит курса. Судьба бросает его с места на место. Этот герой проповедует веру в лучшее будущее. Для этого, по его мнению, “надо работать, помогать всеми силами тем, кто ищет истину”.
Т. ругает все то, что тормозит развитие России – “грязь, пошлость, азиатчину”, критикует российскую интеллигенцию, которая ничего не ищет и не работает. Но герой

Не замечает, что сам он яркий представитель такой интеллигенции: только красиво говорит, ничего при этом не делая. Характерная для Т. фраза: “Дойду или укажу другим путь, как дойти” (до “высшей правды”). Т. отрицает любовь, считая ее чем-то “мелким и призрачным”. Он лишь призывает Аню верить ему, так как он предчувствует счастье. Раневская упрекает Т. в холодности, когда он говорит, что нет никакой разницы, продано имение или нет. Вообще Раневская недолюбливает героя, называет его недотепой и гимназистом второго класса. В финале пьесы Т. разыскивает забытые галоши, которые становятся символом его никчемной, хоть и освещенной красивыми словами, жизни.

(Пока оценок нет)



Другие сочинения:

  1. Студенчество всегда было передовой частью общества. Так как, во-первых, это молодежь, полная сил, уверенности в своей правоте и в возможность преобразований. Во-вторых, это учащаяся молодежь, то есть люди, которым суждено ежедневно пополнять свои знания, соприкасаться с новым в науке, философии, Read More ......
  2. Дочь Раневской, Аня, и Петя Трофимов, бывший репетитор ее покойного младшего брата, не являются главными героями “Вишневого сада” – ведь действие пьесы сосредоточено на истории продажи усадьбы с вишневым садом. С этим центральным эпизодом гораздо более тесно связаны жизненные пути Read More ......
  3. Так уж получилось в общественном раскладе поколений, что живущие сегодня люди могут реально судить, что стояло за взглядами на жизнь и общество двух противоположных героев пьесы А. П. Чехова “Вишневый сад” – Лопахина и Трофимова. Каким представлялся им завтрашний день Read More ......
  4. Несмотря на то что пьеса “Вишневый сад” многими современниками Чехова, в частности Станиславским, была воспринята как произведение трагическое, сам автор считал, что “Вишневый сад” – “комедия, местами даже фарс”. Прежде всего, если исходить из определения жанра, то для трагедии характерны Read More ......
  5. Раневская Характеристика литературного героя Раневская Любовь Андреевна – помещица. 5 лет назад уехала за границу, после смерти мужа и гибели маленького сына. Она жила в Париже, принимала гостей, тратила много денег. Р. проста в общении, а также очень сентиментальна. О Read More ......
  6. Аня Характеристика литературного героя Аня – дочь Раневской. Девушка 17-ти лет. А. влюблена в Петю Трофимова и находится под его влиянием. Увлечена его идей о том, что дворянство виновато перед русским народом и должно искупить свою вину. А. говорит, что Read More ......
  7. Пьеса “Вишневый сад” была написана А. П. Чеховым в 1903 году. Не только общественно-политический мир, но и мир искусства испытывал потребность в обновлении. А. П. Чехов, будучи талантливым человеком, проявившим свое мастерство в коротких рассказах, входит в драматургию как новатор. Read More ......
  8. Особое место среди персонажей комедии “Вишневый сад” занимает Петр Трофимов. Он – бывший учитель утонувшего семилетнего сына Раневской, разночинец. Отец его был аптекарем. Трофимову двадцать шесть или двадцать семь лет, он вечный студент, носит очки и резонерствует о том, что Read More ......
Петя Трофимов (Вишневый сад Чехов)