Что побеждает в базарове разум или чувства. Сочинение на тему: Разум и чувства в романе Тургенева «Отцы и дети

Каждый человек руководствуется не только тем, что говорит ему разум, но и тем, что подсказывает сердце. Некоторые больше верят чувствам, другие – рассудку. Ярким примером второго типа людей является (этот официально-деловой глагол в сочинении лучше не употреблять) герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Васильевич Базаров.

Базаров – представитель демократической части русского общества 60-х годов 19 века. В это время в России обостряются противоречия между революционно настроенными демократами и дворянами. Задача И. С. Тургенева – наиболее правдиво и естественно воссоздать образы тех и других. Главная проблема романа, безусловно, конфликт двух поколений. Характерные черты нового поколения воплощены в образе Базарова. Взгляды героя уже сложились, и он действует в соответствии со своими принципами, играющими главную роль в его жизни. Базаров – нигилист, то есть человек, который «не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру». Действительно, герой всегда верен себе и имеет собственную точку зрения по каждому вопросу, в том числе и по вопросу любви (неудачное сочетание, лучше написать – «в том числе и о любви»).

Это чувство обычно мало контролируется разумом, все же Базаров твердо уверен, что любовь можно рассматривать только с точки зрения простой физиологии: не бывает «таинственных отношений между мужчиной и женщиной», не существует «загадочных взглядов» исходя из анатомии человеческого глаза (грамматическая ошибка: взгляд не может существовать исходя из чего-либо). Он не верит в любовь, отрицает ее, считает «романтизмом, чепухой, гилью и художеством». Герой полагает, что к женщине надо относиться просто: если можешь добиться толку – не отступай, если нет, то оставь все как есть. В то же время Базаров – «охотник до женщин», что подтверждается его отношениями с Фенечкой. Это просто легкий флирт, ничего не значащее увлечение, мимолетная любовная интрига. К подобным развлечениям герой готов всегда, они его веселят, но никогда не затрагивают душу. Это вполне устраивает Евгения Васильевича.

А впрочем, к женщинам Базаров относится весьма цинично (фактическая ошибка, связанная, по-видимому, с неточным пониманием значения слова «циничный»), что иногда даже задевает или озадачивает окружающих, но героя это не очень беспокоит. Почему же Базаров так пренебрежителен, категоричен и всегда смотрит на женщин сверху вниз? Возможно, он имел дело с совершенно неразвитыми, далеко не изящными женщинами (речевая ошибка: изящество женщины относится к ее внешнему виду и никак не связано с ее развитием), а следовательно, неспособными сильно заинтересовать его.

Какому же испытанию подвергает героя судьба? На пути свободомыслящего нигилиста появляется женщина с гибким умом и твердым характером. Анна Сергеевна Одинцова получила немало уроков от жизни, познала тяжесть людской молвы и все же сумела достойно выйти из поединка с обществом и вести спокойное существование, вполне удовлетворявшее ее.

На мой взгляд, с самого начала эти люди были несовместимы. Две такие сильные, неординарные личности всегда старались бы взять верх друг над другом. И все же в первое время чувства побороли разум.

Базаров изменился. Он начинал нервничать в присутствии Анны Сергеевны: «Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам, а глаза его бегали по углам». Герой стал меньше разговаривать с Аркадием, и вообще его начало посещать ощущение «новизны», причиной которого было чувство, мучившее и бесившее героя. Однако он никак не хотел признать, что влюблен. Да и мог ли, учитывая свои принципы?

И все же вначале сердце говорило громче теории. Проповедуя принцип отворачиваться от женщины, если становится очевидным, что не добьешься с ней «толку», Базаров не смог отвернуться от Одинцовой. Не признавая ничего романтического, Евгений открывал романтика в самом себе и ловил себя на «постыдных» мыслях. Нигилистическая теория оказалась низвергнутой, она медленно начинала давать трещинуи в итоге разлетелась на куски, которые невозможно было собрать (стилистическая ошибка: ложная красивость, связанная с неудачной, немотивированной метафорой). Еще недавно Базаров усмехался над (грамматическая ошибка: можно насмехаться над кем-либо) Павлом Петровичем, посвятившим всю жизнь трагической и безответной любви, и вот неровен час (речевая ошибка: словосочетание обозначает «а вдруг», «мало ли что может случиться» и по смыслу в данном контексте не подходит) все эмоции и чувства (речевая ошибка: эмоции и чувства – одно и то же) героя, так долго разрывавшие его, выплескиваются наружу: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

К чему же привело крушение принципов? К счастью? К изменению мировоззрения? Нет! Ведь Одинцова не любила по-настоящему Базарова. Да, она о нем думала, его появление тотчас оживляло ее, она охотно разговаривала с ним. Более того, Анна Сергеевна не хотела, чтобы он уезжал, в какой-то мере скучала по нему. И все же это была не любовь.

Видя состояние Базарова после его признания в любви, ей стало «и страшно, и жалко его» (грамматическая ошибка: деепричастный оборот должен относиться к тому же действующему лицу, что и сказуемое, а действующего лица в данном безличном предложении быть не может). И наконец, в самом конце романа героиня признается сама себе, что не то бы она почувствовала, увидев больного Евгения Васильевича, если бы действительно любила его. А ведь смерть Базарова тоже, может быть, связана с несостоявшейся любовью.

Мне искренне жаль Базарова, но, с другой стороны, я уважаю Одинцову за ее искренность и силу характера, потому что верю, что если она и способна была любить, то только такого сильного и умного человека, как Базаров. Но, вероятно, это не сделало бы ее счастливой. Поняв это вовремя, она избавила себя от лишних страданий. (Автор отклоняется от темы.) А вот Базаров не смог осознать это (непонятно – что?), не смог увидеть, что из-за своего чувства, которое было намного серьезней и глубже чувства Одинцовой, он рано или поздно стал бы зависимым от женщины и должен бы был отказаться от всего, во что верит. А вот этого, наверное, он бы не мог выдержать.

Таким образом, теория Базарова опровергнута. Любовь существует, она может заставить человека страдать, ей можно посвятить жизнь. Наверное, Базаров слишком долго жил, не отступая ни на шаг от своих принципов, и однажды он должен был в каких-то из них разочароваться. Но разочарование было слишком жестоким.

Разочарование в любви – часто встречающийся в русской классической литературе мотив. Его испытывали Чацкий и Онегин, Печорин и Андрей Болконский. Но никому из них не приходилось при этом бороться не только с обстоятельствами, но и с самим собой, и в этой борьбе тем яснее выступает сила личности героя Тургенева.

В основном тема раскрыта. Следовало бы подробнее написать о взаимоотношениях героев. Речевые ошибки и недочеты содержания немногочисленны. Оценка – «хорошо» .

    В произведении И.С. Тургенева поднимается одна из важнейших проблем соврменности: разум и чувство. Что важнее: человек, руководствующийся умом или личность, живущая чувствами? На примере Базарова Тургенев нам показывает расцвет разума. Базаров признает все то, что можно потрогать или научно доказать. Он теоретик, для него главное — опыт и научное знание. Он так и говорит: Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта. И красоту природы он не замечает. Для него она только объект для опытов. Чувства, любовь, романтику Базаров тоже отвергает. Отвергает, пока сам не понял, что это такое.

    После встречи с Одинцовой, Базаров меняется. Это уже не тот холодный скептик, которым мы видели его вначале романа. Это влюбленный человек, познающий, что кроме разума, есть и что-то нечто, не поддающееся объяснению. И это любовь. Ее сложно описать словами. Но когда она приходит, все разумные доводы кажутся смешными. В конце романа Базаров, получив смертельное ранение, понимает, что жизнь его уходит. Он начинает говорить поэтическим языком: Дуньте на умирающую лампаду и она погаснет. Чувства одерживают вверх.

    Мне кажется, Тургенев хотел показать нам то, что человек, не способный на чувства, или руководствующийся только разумом, весьма уязвим.

    На примере Базарова Тургенев показал нам конфликт разума и чувства. С одной стороны, Базаров отвергал поэзию, красаоту, любовь, а с другой стороны, он не устоял перед настоящей любовью.

    Разум и Чувство в произведении Отцы и дети можно рассмотреть на примере главного героя Базарова.

    В начале произведения мы видим то, как уверен Базаров в том, что нужно жить разумом, все взвешивать и раскладывать на полочки.

    Но к молодому человеку приходит Чувство и все меняется, он не может разумом понять это перевоплощение и теряет свои догмы.

    Действительно вроде бы Разумом жить легче, правильнее что ли.

    Но реально скучно и совсем жизнь становится не ценна, так как разум просчитывает всю нашу жизнь наперед. Скука.

    А вот когда появляются эмоции, чувства, тогда понимаешь как хороша жизнь, как она ценна и как хочется жить дальше.

    Чувство с разумом постоянно конфликтуют между собой. Иногда проявляются такие моменты, когда чувственность берт верх над разумностью. В этом случае разум нашптывает одно, а чувства совсем другое. Такую конфликтную ситуацию хорошо описал И. С. Тургенев в произведении Отцы и дети. Главный герой этого произведения Евгений Базаров был нигилистом и отрицал музыку, поэзию, любовь. Но после встречи с Анной Сергеевной Одинцовой, у него вдруг появились чувства, которые и вступили в конфликт с разумом нигилиста. Неожиданно для себя он понял, что есть на свете и любовь, и поэзия, и музыка, и красота. Для него это открытие оказалось мучительным испытанием. Разум говорил одно, а чувства совсем другое. Он мечется, у него вс валится из рук и жизнь кажется ему невыносимой. А вс это произошло из-за того, что его разум оказался в разладе с чувствами и нарушилась гармония, необходимая для счастья.

    Самый яркий аргумент в сочинение Разум и чувства по роману Отцы и дети — это скрытая любовь Базарова, который отрицал все на свете (разумом), к Одинцовой. Базаров — это человек, который всю жизнь жил по велению собственного разума, который называл белибердой подчинение чувствам, но когда случился конфликт между его собственными чувствами и умом, победителем явно оказалась первая, эмоциональная сторона.

    Так что как бы человек своим умом не делал вывод, что чувства — это слабость, рано или поздно эта слабость может пересилить даже самого волевого, мыслящего человека, коим себя считал Базаров.

    Конечно, написанного не хватит на сочинение, но аргументацию вы поняли. Успехов!

    При написании сочинения по произведению Ивана Сергеевича Тургенева Отцы и дети тема Разум и Чувство стоит внимательно обдумать произведение и понять противостояние данных движущих сил.

    Их можно назвать движущими силами человека. Эти силы могут работать сообща, а так же противостоять друг другу.

    В романе Тургенева Отцы и дети главным героем является Евгений Васильевич Базаров, который по своей натуре отрицает и опровергает все, в том числе и любовь. Для него любовь — это белиберда, непростительная дурь.

    Но все его взгляды меняются при вмтречи с Анной Одинцовой. Его разум пытается одержать верх над чувствами. Ему сложно принять чувства, так как раньше им руководил разум и холодный рассудок.

    Но в резкльтате чувства и побеждают разум, одерживая верх.

    Это наглядный яркий пример того, что нами и нашей жизнью руководствуются две силы, магикана. Чаще всего глубокие и искренние чувства являются сильнее разума.

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Разум и чувства

В романе «Отцы и дети» Иван Тургенев показал новое общественное явление, возникшее в России в середине 19-го века - нигилизм. С тех пор это понятие стало нарицательным. По сути, нигилисты - это люди, которые не приемлют сложившихся в обществе отношений и отрицают все устаревшие догмы. Наряду с нигилизмом и проблемой двух поколений, писатель затронул еще одну актуальную во все времена тему - тему любви.

С самого начала произведения мы наблюдаем сложные взаимоотношения героев и проблемы личного характера. Молодой студент Аркадий , вернувшись домой к отцу, замечает, что в их родовом имении живет еще один член семьи - юная содержанка Фенечка . Николай Петрович Кирсанов был вдовцом и мог себе позволить приютить другую женщину, тем более что у Фенечки была нелегкая жизнь. Фактически, помещик ее пожалел и взял всю ответственность за ее содержание на себя. Теперь у них был совместный ребенок. Не рад был этому старший брат Николая Петровича, ярый аристократ и убежденный холостяк.

У Павла Петровича также была непростая жизнь. Он оставил блестящую военную карьеру после поражения в борьбе за сердце светской красавицы княгини Р. Однако Кирсановым удавалось сохранить мир в доме, так как Николай Петрович по-доброму относился ко всем членам своей семьи и придерживался дружественной дипломатии. Что касается молодого поколения, Аркадий и его друг Евгений Базаров нашли свое счастье в лице сестер Одинцовых. Однако первому удалось превратить хорошие дружеские отношения с Катей в благополучный союз, а второму нет. Базаров, как яркий представитель нигилизма, старался не подпадать под чары женщин и отрицал саму сущность любви.

Для этого героя на первом месте был разум, а затем уже чувства. Но в этом и заключалась его главная ошибка. Отказавшись от Анны Сергеевны , он всю жизнь мучился. Он знал, что мог сделать Одинцову счастливой, ведь она итак остро переживала свое одиночество после смерти мужа, но герой решил сохранить верность своим взглядам. В ответ на свою откровенность Анна Сергеевна требовала раскрыть душу, на что он был неспособен. В конце произведения, когда он был уже серьезно болен, Базаров сильно жалел о невысказанных чувствах. Он передал их в письме, в котором также просил позаботиться о его престарелых родителях.

К сожалению, любовь Базарова и Одинцовой была с самого начала обречена, потому что герой был слишком самолюбив и заносчив. Он и сам понимал, что их чувства не выдержали бы и первой проверки. Таким образом, Тургенев хотел показать, что каждый человек способен на любовь, но не каждый может ее удержать. В случае с Базаровым, автор наделил героя губительным разумом, который не оставил ему возможности для личностного роста и духовного развития.

Ответ оставил Гость

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы внутреннего мира человека, которые нуждаются друг в друге. Душа человека очень сложна. Бывают ситуации, когда чувства преобладают над разумом, а иногда разум берет вверх над чувствами. Не зря Люк де Клапье Вовенарг говорил: «Разуму не постичь надобностей сердца». Ведь действительно человек при всем желании не способен управлять настоящими чувствами, которые затмевают противоречащий им разум.

Такой сюжет мы можем наблюдать в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», где главный герой Евгений Васильевич Базаров, будучи нигилистом, отрицал буквально всё вплоть до любви. Его внутренний принцип был против всякой романтики, чувств. Он считал это «белибердой, непростительной дурью…». Решающей чертой, ставшей наперекор его взглядов, была встреча с Анной Одинцовой, женщиной, которая была не такая как все. Герой искренне влюбляется в неё, но эти чувства являлись для Евгения неприемлемыми и страшными. У Анны же не было таких сердечных склонностей, какие были у Базарова. Он всячески пытался это скрыть, ведь управлять его жизнью ранее было под силу лишь рассудку. Герой не мог контролировать всем происходящим, потому что борьба разума и сердца делала своё дело. Но наконец-то признавшись в любви Одинцовой, получает отвержение. Это приводит Базарова к первоначальным принципам, где душевные порывы являются просто вздором по сравнению с рассудком. Но не бывает такого, чтобы любовь просто гасла, хоть и перед смертью, но в Евгении она все-таки разгорается и встает против его разума, в итоге побеждая. Он вновь вспоминает о любви к Анне, так как рассудку никогда не постичь сердца.

Еще одним из ярких примеров противоборства разума и чувства является произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза». Главной героиней повести является сентиментальная бедная крестьянка Лиза, которая влюбляется в богатого дворянина Эраста. Казалось, что их любовь никогда не прекратится. И вот уже чувствительная девушка полностью отдается своему возлюбленному, её сердце берет вверх над разумом. Но, к сожалению, чувства молодого дворянина постепенно охладевают, и вскоре он уезжает в военный поход, где проигрывает всё состояние и по принуждению женится на богатой вдове. На этом терпение Лизы не выдерживает, и она прыгает в пруд. Ведь для девушки поступок любимого был сильным ударом, приносившим душевную боль, избавиться от которой она хотела лишь самоубийством. Её разум противоречил такому ходу событий, но осилить пылкое чувство ему не удалось.

Таким образом, борьба двух важнейших сил внутреннего мира человека это один из самых сложных процессов в душе каждого. Или чувство превосходит разум или разум чувства. Такие противоречия являются бесконечной дуэлью. Но всё же разуму никогда не постичь искренних чувств.

Можно быть хозяином своих действий,
но в чувствах мы не вольны
Гюстав Флобер

Любовь - это чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии. Каждый хотя бы раз в жизни испытывал это заветное чувство, и вокруг него появлялось нечто новое и прекрасное. Но может ли она растопить лёд в сердце человека, скрывающегося за маской твёрдых убеждений? Такой вопрос наверняка мог поставить и автор романа «Отцы и дети» И.С.Тургенев.
Главный герой романа – Евгений Васильевич Базаров – молодой, умный и самоуверенный мужчина около тридцати лет, сын штабного лекаря. Евгений – нигилист по убеждениям, человек, который всё отрицает и ничего не признаёт. Он смеётся над любовью и искусством, над поклонением природе. Он верит только в науку и труд и совершенно не понимает тех мужчин, которые готовы броситься к ногам любимых, поставив собственную жизнь на карту женской любви. О любви в целом Евгений выражается как о белиберде и непростительной дури. Однако даже такого холодного и расчётливого, самоуверенного и твёрдого человека не обошло испытание любовью.
С Анной Сергеевной Одинцовой Базаров впервые встретился на балу у губернатора. Но чем больше развивается сюжет романа, тем больше раскрывается Базаров. Сначала оказывается, что их интересы похожи, затем они начинают проводить много времени вместе, гуляя целыми днями по усадьбе Одинцовой. Базаров, живший только разумом, потерял обыкновенное самообладание, полюбив Анну Сергеевну. Чувства к Одинцовой преобразили Базарова, и он сам смирился с тем, что происходило в его душе, но его избранница не захотела жертвовать спокойствием ради него, поэтому и любовь, и жизнь Базарова кончаются трагически.
Мёртвость была в философии Базарова, в его стремлении подчинить живую жизнь законам неживой материи. Желание Евгения утвердить свою личность, противопоставить себя другим путём проповеди полной безликости было нелепо. Смерть была в нём самом, недаром он умирает от трупного яда.
Зная, что умрёт, Евгений держится мужественно, и именно в этот момент читатель видит настоящего Базарова, в котором раскрываются лучшие качества человека. Перед смертью Евгений хотел видеть Анну Сергеевну, любовь к которой жила в его сердце. Его желание исполнилось, и он ушёл, побеждённый чувствами.
На примере Евгения Базарова мы убедились, что такое чувство, как любовь, может поменять человека в лучшую сторону, сделать его более открытым и искренним. Базаров в конце своей жизни оставляет в мире не отрицание, а любовь, поэтому верны слова Тургенева «о вечном примирении и о жизни нескончаемой».