Большая энциклопедия нефти и газа. П

Философия

«Деятельность – единственный путь к познанию»

Б.Шоу, английский писатель

Выполнил Кочкин Евгений, учащийся 10 класса МОУ лицея «РИТМ»

Учитель Курякина Наталья Леонидовна

По словам великого английского писателя и мыслителя Бернарда Шоу, только в результате деятельности человек познает окружающий мир, общество и самого себя. Я полностью согласен с такой точкой зрения. Ведь сидя на одном месте невозможно научиться чему-то новому. Люди всегда учились в процессе деятельности, причем деятельность не всегда бывала правильной. Людям свойственно ошибаться и учиться на ошибках, это и делает людей людьми.

Деятельности присущи сознательность (целеполагание), продуктивность, общественный характер.

Без деятельности человек начинает деградировать, превращаться лишь в живой организм, деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Животные действуют согласно инстинктам, хотя их поведение целесообразно, но только человек способен в целеполаганию.

Итак, чтобы деятельность человека имела смысл, он должен всегда ставить перед собой все новые и новые цели, которые могут быть мотивированы, например, его потребностями, как духовными, так и материальными.

Вспомним первобытное время. Человеку, прежде чем начать успешную охоту, надо было понять, какие средства выгоднее использовать, а для этого ему требовалось научиться пользоваться хотя бы простейшими орудиями труда… «Научись ходить, прежде чем бежать».

В процессе деятельности человек познает не только окружающий мир и общество, но и самого себя, как внешне, так и внутренне. Человек узнает, кто он и для чего живет, у него формируется мировоззрение, важной частью которого являются обобщенные знания – повседневные или жизненно-практические, профессиональные, научные. Чем солиднее запас таких знаний, тем более серьезную основу может получить мировоззрение.

Действия, направленность поступков имеют под собой две «опоры»: знания и ценности. Познанием движет стремление к истине – объективному постижению реального мира. Ценностное сознание иное: оно воплощает в себе особое отношение людей ко всему происходящему в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни. В общем, мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира.

Важно учесть и то, что деятельность всегда направлена на преодоление каких-либо преград. Однако для этого недостаточно одних знаний, нужны сила воли и внутреннее желание достижения цели. В итоге человек получает определенный опыт, который затем применяет в жизни. Именно преодолевая трудности, человек самоутверждается в обществе, учится на своих ошибках, проявляя силу воли и стойкость.

Таким образом, деятельность - это и путь к обретению знаний, и условие существования и развития общества, и важнейший способ становления личности человека.

Победитель конкурса «Эссе – на «отлично»!» в 2009 г.

«Будущий человек» - Социологический опрос. Есть ли у вас какая-либо вредная привычка? Аналитический метод. Г и п о т е з а. Считаете ли вы, что человек без вредных привычек-человек будущего? Аналитический метод Сравнительный метод Социологический опрос. Задачи нашей группы: Всем хорошо известно, что к вредным привычкам мы относим:

«Деятельность человека» - Объект – то, на что направлена деятельность. Цель оправдывает средства? Целесообразность деятельности. Аффектное действие. Направленность личности. Целеполагание присуще только человеческой деятельности. Мотивация деятельности. Потребности. Интересы. Социальные установки. Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

«Высшая нервная деятельность человека» - Прямое раздражение нервных структур мозга. Использование электрических показателей условно-рефлекторной реактивности. Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Изучение условий жизни животного может быть хорошим приемом, раскрывающим. Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД.

«Поведение человека» - Жизнь и здоровье дороже любой вещи. При горении элементов ёлки опасен ядовитый дым. Крутой берег может быть хорошей горкой. Никогда не ходи по льду один! Избегай мест, где лёд может быть тонким. Как помочь провалившемуся под лёд? Выбирайте маршрут не короткий, а безопасный. При встрече с преступником говорить спокойно и медленно, уверенно в себе.

«Человек - существо разумное» - Альберт Эйнштейн не мог говорить почти до девяти лет. Знаете ли вы, что… Что помогает людям учиться? Уважаемые участники проекта предлагаем вам принять участие в исследованиях! Легко ли быть ЧЕЛОВЕКОМ? Человек- часть природы? Человек- разумное существо. Самая сильная мышца в человеческом организме - язык.

«Компьютер и его назначение» - Назначение компьютера. С помощью дискет можно легко переносить информацию с одного компьютера на другой. Звуковая карта (Sound card). Накопитель на компакт-дисках (CD-ROM drive). Центральный процессор (CPU). Видеоадаптер. И как следствие, общая производительность ПК в основном определяется скоростью процессора.


Выбранное мною высказывание посвящено проблеме активной жизненной позиции. Эта тема актуальна в условиях открытой социальной структуры современного общества.

Древнегреческий философ Аристотель утверждал, что «назначение человека в разумной деятельности». Иными словами жизнь человека невозможна без деятельности, она помогает раскрыться человеку как личности, развить свой творческий потенциал.

Я полностью согласна с мнением автора, ведь деятельность и человек- неразрывные понятия, о чем можно еще с первобытности, когда люди начали преобразовывать окружающий мир, подстраивать его под себя, и этот процесс усиливается с течение времени, заставляя людей занимать активную жизненную позицию для удовлетворения растущих потребностей человечества.

Приведем теорию. Определенная цель толкает человека действовать, достигать ее. А что деятельность? Деятельность- форма активного отношение человека к окружающему миру, которая состоит в его целесообразном преобразовании и изменении. Субъектом деятельности является человек, а объектом то, что направлена деятельность.

Ну и конечно же, чтобы начать деятельность нужен мотив, без него всякие начинания бессмысленные. Мотив- совокупность внутренних и внешних условий, вызывающих активность субъекта и определяющие направление деятельности. Когда мотив есть, в голове у человека формируется цель. Цель – осознанный образ того результата, на достижение которого направлена деятельность человека. Значит, любая деятельность не возникает просто так, а из-за желания людей жить лучше, изменить окружающий мир под себя, получить от самого процесса деятельности удовольствие, повысить самооценку. А кто не хочет всего этого? Тем более у каждого есть потребности, каждый пытается их удовлетворить. Но для достижения какого-либо результата нужно приложить усилия, быть целеустремленным, не сдаваться. Люди, обладающие такими характерными чертами, занимают активную жизненную позицию. А как известно такие люди быстрее остальных достигают успеха, приобретают новый, более высокий социальный статус, им достается больше ресурсов для удовлетворения всех потребностей. Поэтому Аристотель говорил о том, что назначение человека- разумная деятельность. Но следует обратить внимание на слова « разумная деятельность». То есть та деятельность, которая приносит пользу обществу, соответствует закону, не нарушает права других людей.

Чтобы более точно рассказать о сути высказывания Аристотеля обратимся к практике и вспомним великого русского поэта Н.А.Некрасова. Он жил во времена, когда в Россию пронесся ветер перемен, когда изменились судьбы тысячи людей, когда позорное, неэффективное рабовладельческое крепостное право было отменено. Сложно представить, какие настроения царили в обществе, ведь факт остается фактом- любые реформы или революции возвеличивают один слой населения, а второй теряет свою силу. Поэт хотел разобраться в главном вопросе второй половины 19 века: привела ли реформа Александра Освободителя к лучшему? Некрасов был трудолюбивым, усердным человеком и буквально собирал по частицам ответы, искал истину. Немногим известно, что над главным произведением всей жизни, «Кому на Руси жить хорошо», он работал 10 лет с 1860-1870 года. Нужда в правде все-таки является потребностью человека, и Некрасов пытался ее удовлетворить. Благодаря его не безразличности мы смогли насладиться великим шедевром отечественной литературы и расширить знания о прошлом, представить то время, окунуться в историю. Можно точно сказать, что Некрасов принес пользу всему человечеству, раскрыв глобальную, на то время, проблему.

Обратимся к миру науки и расскажем о знаменитом русском ученом Г.Н.Ужегове и о его исследовании болезни гиподинамии, которая нависла угрозой для всего человечества в современном мире, где из-за современных технологий люди перестают двигаться, мыслить. Ужегов выявил, что эта «болезнь цивилизации» опасна для сердца и сосудов, люди с этим диагнозом больше подвержены серьезным заболеваниям, они сокращают себе годы жизни. Гиподинамия – это серьезная недостаточность двигательной активности или полное отсутствие физических нагрузок. То есть сама природа, биологическая суть человека запрещает ему ленится, ничего не делать.

А что же умственная активность? Какое наказание ждет того, кто не на максимум использует умственные способности своего мозга? Учеными выявлен тот факт, что при умственной активности человек теряет столько же калорий, как и при физических нагрузках. Тем более если вспомнить курс обществознания, то в нем сказано, что человек- биосоциальное существо, то есть преобладают обе стороны в равных количествах. И для удовлетворения потребностей человека недостаточно уделять внимание только первичным потребностям(физиологические, экзистенциальные), но и вторичные, где главные роли играют социальные, престижные и духовные потребности. А по пирамиде А.Маслоу высшую ценность имеют духовные потребности, где нужна работа высших центров головного мозга.

Таким образом, на основе теоретических и практических доводов, можно сделать общий вывод: деятельность занимает одно из главных мест в жизни человека, потому что без нее человек утратит собственное «Я», перестанет развиваться, начнет деградировать.

Эссе по обществознанию

Эссе на тему:
Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель

Эссе на тему:
Назначение человека в разумной деятельности. Аристотель


Жизнь человека невозможна без деятельности.
Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира. Субъектом деятельности является человек, а объектом – предмет или область, которую он преобразует. Субъект и объект деятельности могут совпадать (человек воспитывает у себя силу воли).В структуру деятельности входит цель- осознанный опыт предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность; средства – приёмы, способы и приспособления для осуществления деятельности; действия, результат. Вебер выделил следующие виды действий: целерациональные (в основе продуманная цель), ценностнорациональные (в основе принципы и убеждения), аффективные (в основе эмоциональное состояние индивида), традиционные (в основе привычки). Мотив – побуждение к деятельности. Побудительным мотивом деятельности выступают потребности- состояние живого существа, выражающее зависимость от того, что составляет условия его существования. Маслоу выделяет первичные потребности (физиологические и экзистенциональные) и вторичные (социальные, престижные и духовные). Говоря о социальном характере деятельности, важно отметить, что действия индивида становятся социальными не только потому, что осознаются им. Они являются социальными и потому, что соотносятся с интересами и потребностями других людей. Деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Выделяют триаду универсальных видов деятельности: игра, учёба, труд. Некоторые социологи добавляют к этим видам деятельности и общение. Деятельность позволяет человеку реализовать себя как личность, раскрыть свой творческий потенциал. Деятельность позволяет преобразовывать мир вокруг себя, поэтому неудивительно, что культура в широком смысле понимается как результат преобразовательной деятельности человека. По деятельности человека мы можем сделать вывод о наличии у него значимых качеств, о его ценностях и убеждениях. Политическая деятельность позволяет определить насколько активно человек участвует в делах управления государства.
Прогностическая деятельность очень важна во всех сферах жизни общества в связи с процессами глобализации в современном мире.
Основной вид моей деятельности на данный момент – учёба. Я планирую хорошо закончить школу, поступить в институт, получить хорошую профессию и приносить своей будущей деятельностью пользу обществу, в котором я живу.
Без деятельности невозможна жизнь человека.

В Конституции Российской Федерации записано, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории. Что означают слова о том, что земля и другие природные ресурсы - основа жизни человека?

Природные условия и хозяйство человека

Жизнь восточных славян, их соседейтысячу лет назад была неразрывно связана с природными условиями Восточной Европы. Люди занимались земледелием (выращивали рожь, ячмень, пшеницу, овёс, горох, лён и др.), скотоводством (разводили лошадей, коров, овец, свиней), охотой, рыболовством и бортничеством. Работали ремесленники: кузнецы производили из железа орудия труда и оружие, гончары - посуду из глины, ювелиры - украшения из благородных металлов. Из дерева строили дома и хозяйственные постройки.

В дальнейшем хозяйство развивалось. Были освоены обширные пространства земли на Севере, в Поволжье, в Черноземье. Появились новые сельскохозяйственные культуры, росло поголовье скота.

Леса, где можно было заготавливать древесину, собирать грибы и ягоды, поля и луга, на которых можно было выращивать хлеб и пасти скот, руда, из которой можно было плавить железо, глина для изготовления посуды, дикие звери, мясо которых употребляли в пищу, пчёлы, дававшие мёд, - всё это условия, без которых жизнь людей была невозможна. Особое значение имели реки и озёра: они были не только источником рыбных ресурсов, но и водными путями, которые соединяли различные земли, благоприятствовали развитию торговых связей между народами.

    Сравни географическое положение, природные условия Восточной Европы и Греции. Покажи, как природа повлияла на жизнь древних греков и населения Руси.

Природа нуждается в охране

Охрана природы направлена на сохранение природных богатств, предотвращение вредного воздействия на неё хозяйственной и иной деятельности людей. Необходимо осуществлять разумное (неистощительное) использование природных ресурсов {природопользование), их воспроизводство. В результате должно быть спасено многообразие видов животных и растений на нашей планете, защищены водные ресурсы, атмосферный воздух, т. е. важнейшие условия жизни человечества.

Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане.

Государство издаёт законы, направленные на охрану природы. В 2002 г. вступил в силу закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды». В нём записано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия в результате как чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.

Закон закрепляет права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. Это означает, что местные руководители, хозяйственники, специалисты, обнаружившие, например, загрязнение водоёма ядами или болезнетворными микробами или сильное загрязнение воздуха вредными газами, обязаны не скрывать правду, а немедленно предупредить об этом население. Подумай, почему валено предупредить людей об опасных изменениях окружающей среды.

Рассмотри рисунки. Что означает право граждан на защиту среды, в которой они живут? Приведи примеры неразумной хозяйственной деятельности, ухудшающей окружающую среду; катастрофических природных явлений (землетрясений, наводнений и т. п.); аварий машин и механизмов, разрушительно воздействующих на природу.

Правила, защищающие природу

Охране подлежат, во-первых, земля, её недра, почва. Во-вторых, поверхностные и подземные воды. В-третьих, леса и иная растительность, животные и другие организмы. В-четвёртых, атмосферный воздух и околоземное космическое пространство.

Государство устанавливает правила, защищающие природу. К ним относятся:

  • правила охраны окружающей среды при производстве строительных, промышленных, сельскохозяйственных, научных работ;
  • правила производства, перевозки, хранения, захоронения опасных веществ;
  • правила безопасности при обращении с ядовитыми веществами и микроорганизмами;
  • ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений;
  • правила охраны и использования недр;
  • правила охраны рыбных запасов.

За нарушение этих правил государство наказывает штрафами или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.

Ты уже знаешь о лесных пожарах, охвативших в 2010 г. обширные территории во многих районах нашей страны. Они уничтожали не только растительность, но и жилые дома, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнём. А причиной возгорания нередко были брошенный кем-то в сухую траву окурок, не погашенный туристами костёр и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнём, ставшее причиной лесного пожара, в виде больших штрафов или лишения свободы сроком до 2 лет, а за поджог злоумышленник может получить до 8 лет лишения свободы.

Закон устанавливает, что предприятие, организация или отдельные люди, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить нанесённый ущерб.

Для сохранения и изучения природных явлений, отдельных видов растений и животных, уникальных экологических систем созданы государственные природные заповедники. На их территории земля, воды, недра, растительный и животный мир, имеющие значение как образцы естественной среды, изымаются из хозяйственного использования. В заповедниках устанавливается строгий природоохранный режим и запрещается любая деятельность, ему противоречащая. Создание заповедников позволяет сохранить биологическое разнообразие и поддерживать в естественном состоянии природу охраняемых территорий. В биосферных заповедниках ведутся научные исследования по единой международной программе.

Национальные парки - территории, на которых охраняются уникальные объекты природы. В них, в отличие от заповедников, допускаются для отдыха посетители.

Рассмотри карту нашей страны. Найди на ней заповедники и национальные парки. Есть ли в области, республике, крае, где ты живёшь, государственные заповедники или национальные парки? Назови их.

В 2010 г. Правительство России наметило существенное расширение 10 заповедников и 2 национальных парков, планируется также создать за 10 лет 10 новых заповедников и 10 национальных парков.

Рассмотри рисунки и сформулируй правила, за нарушение которых следует наказание.

Выполнение закона контролируют государственные инспекторы в области охраны окружающей среды. Они имеют право проверять соблюдение установленных правил предприятиями, организациями, отдельными людьми и обязаны выявлять и пресекать нарушение законодательства. Наряду с государственным осуществляется и общественный контроль в области охраны окружающей среды. Его ведут общественные добровольные объединения и отдельные граждане.

Что может сделать гражданин для защиты природы?

Каждый гражданин Российской Федерации может:

  • создавать или вступать в общественные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;
  • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, сборе подписей под петициями по вопросам охраны окружающей среды;
  • оказывать содействие органам власти в решении вопросов охраны природы;
  • обращаться в органы власти и иные организации с заявлениями, касающимися охраны окружающей среды;
  • участвовать в природоохранительной деятельности.

    Путешествие в прошлое
    В 1960 г. преподавателями и студентами биолого-почвенного факультета Московского государственного университета была организована дружина по охране природы. В 1979 г. в Иркутской области был проведён молодёжный поход под девизом «Малым рекам - полноводье и чистоту!». В 1989 г. было создано общество «Зелёное движение». К началу 1991 г. возникло движение дружин по охране природы, объединившее по всей стране более 100 организаций, в деятельности которых принимало участие более 5000 человек. Возникли и многие другие объединения: студенческие экологические отряды, трудовые объединения школьников, десанты, дружины, агитбригады, школьные лесничества, экологические клубы. Они повели борьбу с браконьерством (с незаконными порубками леса, охотой, рыбной ловлей, наносящими большой вред природе), требовали от государственных органов пресечения действий, причиняющих вред природе, проводили экологические субботники, занимались очисткой малых рек, лесопосадками и другими полезными делами.

    Выясни, какие экологические объединения существуют в наши дни.

    Необходимо сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Охранять природу - значит охранять Родину.

Охрана окружающей среды - задача первостепенной важности не только для нашей страны, но и для всего мира. Поэтому Российская Федерация, осуществляя природоохранную деятельность, сотрудничает с другими государствами, с международными организациями.

Проверим себя

  1. Почему необходима активная деятельность по охране природы?
  2. Почему земля и другие природные ресурсы оцениваются как основа жизни народов?
  3. Что делает государство для охраны окружающей среды?
  4. Какие наказания устанавливает закон для тех, кто наносит вред природе?
  5. Что могут делать общественные организации и граждане для охраны природы?

В классе и дома

  1. Сделай полезное дело: вырасти растение, покорми зимующих птиц.
  2. Подготовь фотовыставку на экологическую тему, создай экологическую газету или альбом, плакат «Береги природу!».
  3. Статья 58 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам». Как ты понимаешь свою роль в выполнении этой обязанности?
  4. Пользуясь дополнительными источниками информации, подготовь сообщение о международных соглашениях, направленных на защиту окружающей среды.

Учимся беречь природу

Вспомни три главных правила экологической морали. Старайся своим поведением принести пользу в деле охраны и защиты природы. Вот несколько конкретных пожеланий:

  1. проявляй интерес к информации о состоянии окружающей среды в районе, где ты живёшь;
  2. посмотри внимательно, как живут растения в твоём доме, на школьном дворе, на улице (может быть, их нужно полить, разрыхлить почву, удобрить);
  3. помоги бездомным животным, они ведь тоже имеют право на жизнь;
  4. сообщи старшим, если заметил какую-либо экологическую опасность, позвони в Службу спасения;
  5. помоги общественным организациям в улучшении окружающей среды: в очистке территории, помощи животным в зимнее время, уходе за растениями и животными школьного биологического кабинета; прими участие в создании экологических троп парка вашего города.

Практикум

Подготовь вместе с друзьями три плаката.

  1. «Мы любим наш край». Размести на плакате материал (фотографии, открытки, рисунки, в том числе и свои) о самых замечательных уголках края, памятниках природы, особоохра-няемых территориях. Не забудь о животных, обитающих на территории края. Не стремись охватить всё сразу, отбери наиболее яркие примеры. Посоветуйся с учителями географии и истории.
  2. «Мы губим наш край». Собери материал об экологическом неблагополучии края, к которому привели необдуманные действия людей, - всех этих свалках, помойках, загрязнении земли, водоёмов, рукотворных пожарах, незаконных вырубках и о браконьерах, истребляющих животных. Советуем просмотреть подшивки местных газет, заглянуть в Интернет - найдёшь много нужного. Советуем побывать с друзьями в разных неблагополучных местах, сфотографировать, зарисовать их. И опять же - не стремись охватить всё сразу.
  3. «Отдаём долги природе». Здесь следует показать хотя бы частичку того, что делается в крае для защиты природы, восстановления лесов, земли, животного мира. Расскажи о деятельности государственных органов, местных общественных организаций, о тех людях, кто охраняет и восстанавливает природные богатства.