Успение пресвятой богородицы у западных христиан. Католики отметят праздник взятия на небо пресвятой девы марии День в истории

Вознесение Девы Марии

15 августа католический мир отмечает праздник Вознесения Богоматери (La Asunción de la Virgen). Испания в данном случае не исключение: правда, этот день здесь называют на свой манер – Праздник августовской Святой Девы или Богородицы августа, или Праздник Успения Девы Марии (Mare de Deu d’Agost).
Успение и Вознесение Девы Марии – это католический догмат о телесном вознесении Богоматери после смерти на небо. Именно в этот день душа и тело Девы Марии вознеслись на небеса, после того как она закончила свои дни на земле. Католическая церковь принимает это как истину, не подлежащую сомнениям. Согласно преданию, после вскрытия могилы Девы Марии в гробу был обнаружен букет роз. Католическая церковь отмечает этот праздник именно 15 августа, начиная с VI века. Празднование было установлено в период правления византийского императора Маврикия (582 г.). Праздник, который отмечается во всем христианском мире, напоминает всем верующим, что смерть – это не уничтожение бытия, а лишь переход от тления и разрушения к вечному бессмертию. Ему предшествует 2-хнедельный Успенский пост.

По всей Испании проходят праздничные мессы, торжественные церковные процессии и театральные действия. Все церкви городов распахивают свои двери для прихожан, а статую Девы Марии торжественно проносят по центральным улицам.

Самой красивой постановкой считается религиозное представление в провинции Аликанте, в городе Эльче, проходящее под живую музыку и звон колоколов. Завершается постановка венчанием Девы Марии короной, после чего начинаются народные гуляния.
Этот день является официальным государственным праздником и выходным днем во всей Испании.

Имя этого святого, благодаря посвященному ему всемирно известному московскому храму, знают все. Но вряд ли многие ответят на вопрос, когда он жил и чем прославился. А ведь почитание его еще при жизни было так велико, что, когда он умер, гроб его на погребении несли сам Иван Грозный и бояре, а отпевал юродивого митрополит Макарий.

А ведь ничего примечательного в крестьянском мальчике, родившемся в 1469 году в подмосковном селе Елохове, поначалу, вроде бы, не было. Разве что сапожник, которому родители отдали его в обучение, очень удивился, когда на просьбу заказчика сшить сапоги, "чтобы сносу не было", подмастерье как-то странно усмехнулся, а на следующий день заказчик умер.

А в шестнадцать лет Василий вдруг бросил учение, родительский дом и начал подвиг юродства ради Христа.

Этот вид святости возник в еще в IV веке в Византии — в первые века его не было, тогда само христианство воспринималось обществом как юродство: о безумии ради Христа говорится даже в Новом Завете (1 Кор. 4:10). А с XIV века оно стало исключительно русским явлением: из сорока юродивых, прославленных всей православной церковью, лишь шесть жили в Византии, остальные — на Руси. Даже главный герой русских сказок Иван-дурак, который в результате оказывается мудрее окружающих умников, сродни юродивым: его глупость противостоит здравому смыслу окружающих, а на поверку оказывается, что глупость — мнимая, а здравый смысл граничит с подлостью.

Василий полуголым в веригах ходил по Москве, спал где попало, ел что придется, швырял камни в дома благочестивых людей и целовал стены домов отпетых грешников — говорил, что у первых снаружи толпятся изгнанные страсти, а у вторых плачут добродетели. Расшвырял на базаре калачи у калачника, за что был побит, а потом оказалось, что тот подмешивал в муку мел. Царскую милостыню мог отдать не нищим, а заморскому купцу. Как-то пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (нынешняя Воздвиженка) и долго молча молился пред церковью, а на следующий день именно здесь начался пожар, спаливший всю Москву.

Сам Иван Грозный чтил и боялся блаженного — "яко провидца сердец и мыслей человеческих", когда незадолго до смерти Василий тяжело заболел, царь вместе с царицей Анастасией навещал его, а когда в 1557 году блаженный умер, велел похоронить его на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где уже строился в память покорения Казани Покровский собор, которому суждено было войти в историю как храм Василия Блаженного — так велико было в народе почитание святого.

И уже в 1588 года патриарх Иов установил общецерковный день памяти Василия Блаженного — 2 августа (15 августа по новому стилю).

Успение Пресвятой Девы Марии

Торжество (высшая степень в иерархии католических праздников) в память Успения Пресвятой Богородицы — ее кончины и вознесения на небеса — у католиков и православных отличается даже по названию. Греки называли его Koimesis ("погружением в сон") — успением, латинский Запад - Assumption ("взятие", "принятие"), взятием Пресвятой Девы Марии в небесную славу.

Ранние христианские тексты по-разному и, зачастую, противоречиво повествуют о том, где и как долго жила Богородица, как скончалась и погребена. Но все они сходятся в одном: после Вознесения Иисуса Христа она жила в Иерусалиме под опекой Иоанна Богослова, а за три дня до кончины ей явился архангел Гавриил, возвестил о скором успении, и она созвала апостолов, чтобы с ними проститься. Похоронили ее в Гефсимании, а чрез три дня к могиле пришел опоздавший на погребение апостол Фома, но вместо тела Девы Марии увидел в гробнице розы.
Телесное взятие Богородицы на небеса — догмат католического вероучения, утвержденный в 1959 году папой Пием XII.

В некоторых странах Западной Европы, например, в Австрии, Греции, Франции, Успение является официальным государственным праздником. Начиная с VI века католическая церковь отмечает его 15 августа торжественными богослужениями и церковными процессиями, а верующие, по традиции, приносят к храмам и часовням, посвященным Мадонне, плоды нового урожая — в знак благодарения.

Как великое торжество. Окончание земной жизни Пресвятой Девы – светлый праздник, подтверждающий власть и силу Бога, ведь он вознес её душу и тело на небеса, уподобив своему Сыну. Богородица перед своим успением обещала быть помощницей и заступницей во всех делах верующих, служить утешительницей обратившимся с молитвой.

Принципы католического вероучения не признают официально естественную смерть Богородицы. Сам факт тления тела, ковчега Божия как его именуют христиане, считался невозможным на протяжении веков, но только в ноябре 1950 года папой Пием XII был оформлен в виде особого положения вероучения, признанного единственно истинным. Этот глава западных христиан был даже прозван «Папа Марии» за приверженность матери Божией и вклад в мариологию (раздел догматического богословия о святой Деве Марии), который он сделал во времена своего понтификата.

Убеждения о нетленности очень важны для католических постулатов, ведь они логически связаны с ещё одним значимым событием – Непорочным зачатием, подтверждая отсутствие первородного греха, а значит обычной смерти и последующих процессов.

В Священном Писании о закате жизни Богородицы не упоминается, а другие первоисточники вряд ли могут пролить истину, ведь они датируются IV – V веком. Противоречивы данные и о том, в каком году покинула она этот мир - середина I века н. э. довольно неточная дата. Например, Евсевий Кесарийский, римский богослов и историк, полагал, что она покинула мир в 48 году н.э.

Но для истинно верующих это не столь важно. Первостепенным является факт чудесного богоизъявления, сопровождающее последние дни земного существования Марии. Для такой неординарной личности и окончание пути - тоже особенное, доказывающее восторжествование над смертью. По преданиям, с небес во время молитвы спустился архангел Гавриил, который уже являлся к ней ранее, сообщивший о переселении на небо через 3 дня. Он вручил особую пальмовую ветвь, сияющую светом. Мария была рада этому, так как сама уже давно стремилась на небеса к Богу.

Она пожелала видеть апостолов и учеников своего Сына перед смертью, и они были собраны у смертного одра, перенесшись в светлом облаке. В назначенный час явился сам Иисус Христос с небес и принял её душу. Тело было пронесено по Иерусалиму к месту погребения – Гефсиманской пещере, где покоились родители Марии и обрученник Иосиф.

Еще одним феноменальным обстоятельством считается проявление силы Божией, которая не допустила никаких злодеяний в отношении погребения Богородицы. В те времена в Иерусалиме сохранялись жесткие гонения на учение Христово, а торжественные почести, воздаваемые Пресвятой Деве, были неугодны правящей власти. Приказ о разгоне шествия и сжигании тела Девы Марии остался невыполненным, так как стена света оградила верующих от нападения.

Вознесение не только души, но и останков, подтверждается преданием о том, что вместо тела Девы Марии обнаружены только погребальные одежды. Это произошло благодаря апостолу Фоме, который единственный не прибыл вовремя. Он не поверил, что Мария умерла, и другие апостолы разрешили проститься ему с Богородицей, вскрыв пещеру. Это ещё один Божий промысел, целью которого было явить вознесение Богоматери. Благодаря этой личности потомки получили еще одно иносказательное наречение – «Фома неверующий», которое активно используется в современном обиходе.

До 5-го века праздник не был установлен: только с возникновением еретических течений, оскорбляющих чувства христиан, появилась необходимость превознесения земного пути Девы Марии. По некоторым источникам, император Маврикий ввёл в 582 году всеобщее прославление в честь победы над иноверцами.

Сегодня Успение в западных литургических обрядах имеет статус торжества в иерархии праздников, в некоторых странах даже являясь официальным выходным днем (Австрия, Португалия, Франция). Проходят религиозные шествия, величественные и красивые, со скульптурами Пресвятой Девы. Сохранилась древняя традиция приносить цветы и плоды нового урожая среди прихожан.

И хотя есть определенные догматические различия между христианскими учениями, в этот светлый праздник Успения католическая церковь, так же как и православная, еще раз подчеркивает, что смерть – это переход от земли на небо, путь к вечному бессмертию. Пресвятая Дева – образец веры, а почитание дня отхода её в небесную славу является не просто обязательным, а искренне любимым праздником для всех католиков.

Стоит отметить, что православная церковь отмечает праздник

15 августа Католическая Церковь отмечает торжество Успения (взятия в Небесную славу) Пресвятой Девы Марии.

В Святом Писании мы не находим информации об этом событии. По этой причине некоторые фундаменталисты, буквально интерпретирующие Библию, не разделяют веру в это событие. Тем не менее, размышления о роли нашей Благословенной Матери в тайне Спасения становятся основой для нашей веры в Успение. Мы твёрдо верим, что с самого момента зачатия Мария была освобождена от первородного греха по особой милости Всемогущего Бога. Архангел Гавриил называет её «благодати полной» и «благословенной между женами». Мария была избрана, чтобы стать матерью нашего Спасителя. Она зачала от Святого Духа Господа нашего Иисуса Христа. Так через неё истинный Бог стал истинным человеком: «Слово стало плотью и обитало с нами». Несмотря на ограниченное число упоминаний в Евангелии, Мария всё время представляет Господа другим людям: Елизавете и её сыну, Иоанну Крестителю, который радостно взыграл во чреве матери в присутствии Господа; простым пастухам и мудрым волхвам; людям в Кане Галилейской, когда Господь совершает первое чудо по просьбе Своей матери. Мария также стояла у подножия креста своего Сына, участвуя в Его страданиях через материнскую любовь, и в то же время, как Его ученица, она отважно стояла там с надеждой на воскресение. И, наконец, она пребывала с апостолами в день Пятидесятницы, когда сошёл Дух Святой и была рождена Церковь. Таким образом, мы видим Марию как преданную слугу Господа, глубоко разделившую Его рождение, жизнь, смерть и воскресение.

По этим причинам мы считаем, что обещание жизни вечной и воскресения во плоти, которое Господь дал каждому из нас, было исполнено для Марии. Поскольку она была освобождена от первородного греха и его последствий (одним из которых является тление тела после смерти), разделила жизнь и Страсти Господа, Его смерть и воскресение, приняла Духа Святого в Пятидесятницу, Мария являет нам образ ученика, участвующего в воскресении телесном и прославлении Господом в конце земной жизни.

Опираясь на такое понимание, Папа Пий XII в апостольской конституции Munificentissimus Deus от 1 ноября 1950 года торжественно провозгласил, что «Непорочная Матерь Божья, Приснодева Мария, завершив свой жизненный путь на земле, была взята телом и духом во Славу Небесную». Обратите внимание, что эта формулировка не уточняет, умерла ли Мария физически, прежде чем вознестись, или просто была вознесена. Она лишь говорит: «завершив свой жизненный путь на земле, была взята телом и духом во Славу Небесную».

Умерла ли Мария прежде, чем была вознесена? Или просто «уснула»? Была ли она похоронена? Церковь не даёт нам конкретного ответа, потому что традиция не ясна. Согласно апокрифическому сборнику Transitus Mariae, авторство которого приписывается святому Мелитону Сардийскому, Мария умерла в присутствии апостолов в Иерусалиме, после чего её тело исчезло, либо же было погребено и потом исчезло. Похожую историю передаёт и святой Иоанн Дамаскин.

Однако же эти истории не должны иметь приоритет над богословским обоснованием нашей веры в Успение Пресвятой Девы Марии. Мы должны помнить, что Отцы Церкви защищали догмат об Успении по двум причинам. Так как Мария была безгрешной и Приснодевой, её тело не могло пострадать от первородного греха после смерти. Кроме того, так как Мария родила Иисуса Христа и как его мать играет особую роль в искуплении человечества, она также должна душой и телом разделить Его воскресение и славу.

Тем не менее, благочестивые предания популяризировали термин «Успение», отражающий представление о том, что Мария в конце своей земной жизни именно «уснула», после чего была принята в Небесную славу. Византийский император Маврикий (582-602) установил праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа для Восточной Церкви (некоторые историки полагают, что празднование было уже широко распространено перед Эфесским Собором в 431 году). К концу шестого века этот праздник закрепляется и на Западе под названием «Успение».