Старая икона возложение в гроб оплакивание христа. Икона «Положение во гроб

Множество икон имеет важное значение, но особый смысл приобретают образы, которые отражали события Страстной недели. Одним из таких образов является «Положение во гроб».

Эта икона известна во всем православном мире. Ее значение для каждого верующего человека сложно переоценить. Молиться перед ней нужно и можно не только в преддверии Пасхи или в период Великого поста, но и в любой другой день.

1. Смысл и история иконы

В конце Страстной недели в церкви отмечают Великую пятницу - день смерти Иисуса Христа на кресте. Это последний день, в который люди видели Иисуса еще живым. После смерти Мессии ученики оплакивали его. Далее они положили его тело в гроб. Это был последний момент, когда тело Христа видели люди.

Далее следуют события, описанные в одной из библейских записей учеников Христа, когда Мессия спустился в ад для того, чтобы даровать прощение всем, кто оказался там до Его пришествия. Сам процесс и факт положения во гроб тела Христова увековечен в иконах, на которых изображены ученики, оплакивающие Христа. На иконах изображаются Иосиф, Никодим, иногда даже Богородица, а также некоторые ученики. Вариантов исполнения иконы очень много, но началом ее распространения стал примерно 9 век. В средние века в Европе эта икона была очень распространена.

2. В чем помогает икона

Данный образ помогает людям в первую очередь не забывать страшные события того времени. Он напоминает о том, что смерть - это не конец в глобальном понимании.

Эта икона должна быть дома у тех, кто хочет стать сильнее духовно и укрепить свою веру в Бога. Это защитная икона, потому что она помогает избегать ссор и оберегает дом от всяческих проблем. Это оберегающая икона, которая преображает жизнь людей и хранит их от всего самого скверного.

3. День почитания иконы

День празднования иконы - Страстная пятница каждого года. Так как Пасха постоянно смещается, то и день празднования иконы тоже меняется из года в год. В этот день постарайтесь посетить храм. Это прекрасное время для причастия, исповеди.

4. Молитва перед иконой «Положение во гроб»

Священники рекомендуют чаще молиться перед этой иконой. Дело в том, что этот образ отражает последние земные часы Иисуса Христа. Более того, душа Христова в это время уже находилась в аду, где Мессия спасал людей от вечных мук, даруя прощение.

«Иисус Христос, Бог наш и Спаситель, муки принявший за нас грешных. Помоги нам обрести веру в Тебя и укрепить ее мыслями о Тебе. Тело Твое, во гроб положенное, исчезло, так пусть исчезнут и наши грехи вместе с молитвами Тебе, Вседержитель. Позволь нам грешным искупить все свои ошибки сегодня, завтра и перед смертью, чтобы узреть Царствие Твое. Позволь нам войти в него, несмотря на все наши ошибки и неблагочестивые поступки. Вспомним же мучения Твои, чтобы образ Твой стоял перед глазами всегда. Дай нам свое благословение, Сын Божий и Защитник наш, яко молимся мы Тебе, отдавая душу молитве и надеясь на то, что услышишь Ты нас рано или поздно. Аминь».

Молитвы перед этой иконой наполнят вашу жизнь смыслом и светом Божьим. Они напомнят вам о том, что смерть - это не конец, а только начало. Не бойтесь жить праведно, потому что только так можно сквозь боль и страдания прийти к истинному счастью и познанию смысла жизни.

Данная икона поможет вам увидеть мир таким, какой он есть - жестоким, но не лишенным чудес. Ведь Воскресение Господне - это и есть чудо. Читайте молитвы перед этой иконой и посещайте храмы, в которых она имеется. Благо, она есть почти во всех православных храмах. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Эпизод относится к числу Страстей Христовых, следует за Оплакиванием Христа и непосредственно предшествует сцене обнаружения пустой могилы, то есть является последним моментом, в котором ещё фигурирует земное тело Иисуса. Согласно христианскому вероучению, после погребения тела Христа Его душа спустилась в ад для победы над смертью и спасения ветхозаветных праведников.

Мастерская Андрея Рублева , Public Domain

Погребение Христа получило своё отражение в богословских сочинениях, рассматривающих его как завершение искупительной миссии Христа, а также в апокрифической литературе. В искусстве тема погребения отразилась в многочисленных живописных и скульптурных работах.

Погребение

Евангельское повествование

О погребении Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста, и каждый сообщает свои подробности. При этом из всех четырёх евангелистов только Матфей упоминает об опечатывании гробницы и приставлении к ней стражи.

Евангелие Описание погребения
От Матфея
(Мф. 27:57-66)
Когда же настал вечер, пришёл богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своём гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
От Марка
(Мк. 15:42-47)
И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть перед субботою, - пришёл Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу. Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба. Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали.
От Луки
(Лк. 23:50-56)
Тогда некто, именем Иосиф, член совета, человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле их; из Аримафеи, города Иудейского, ожидавший также Царствия Божия, пришёл к Пилату и просил тела Иисусова; и, сняв его, обвил плащаницею и положил его в гробе, высеченном, где ещё никто не был положен. День тот был пятница, и наступала суббота. Последовали также и женщины, пришедшие с Иисусом из Галилеи, и смотрели гроб, и как полагалось тело Его; возвратившись же, приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди.
От Иоанна
(Ин. 19:38-42)
После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошёл и снял тело Иисуса. Пришёл также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принёс состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором ещё никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

Историки, изучая евангельский рассказ, приходят к выводу, что погребение Иисуса было выполнено в соответствии с иудейскими погребальными традициями того времени.

Участники погребения

Александр Андреевич Иванов (1806–1858) , Public Domain

Согласно евангельскому повествованию, на погребении Иисуса присутствовали женщины и тайные ученики Христа из высшего слоя общества, то есть те, которые, в отличие от апостолов, меньше рисковали подвергнуться аресту:

  • Иосиф Аримафейский (богатый человек, «знаменитый член совета », тайный ученик Христа): испросил у Пилата тело Иисуса для погребения, купил плащаницу, предоставил свою новую гробницу;
  • Никодим (фарисей, «один из начальников Иудейских », тайный ученик Христа): принёс благовонный состав из смирны и алоя, чтобы умастить тело Иисуса (упоминается только Иоанном);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Иосиева (у Матфея - другая Мария ): по мнению ряда богословов (Иоанн Златоуст, Феофилакт Болгарский) это Богородица: «Мария, мать Иакова и Иосии есть Пресвятая Богородица, поелику Иаков и Иосия были дети Иосифа от первой его жены. А как Богородица называлась женой Иосифа, то по праву называлась и матерью, то есть мачехою детей его ». При этом также существует мнение, что это была Мария, жена Клеопы, сестра Богоматери.
Николай Николаевич Ге (1831–1894) , Public Domain

Апокрифические сказания

Евангелие от Петра

В апокрифическом «Евангелие от Петра», написанном в первой половине II века, единственным участником погребения Иисуса выступает Иосиф Аримофейский:

«И тогда вытащили гвозди из рук Господа и положили Его на землю. И земля вся сотряслась, и начался великий страх. Тогда солнце засветило, и стало ясно, что час ещё девятый. Обрадовались иудеи и отдали Иосифу тело Его, чтобы он похоронил тело, ибо видел, сколько благого содеял (Он). Взял же он Господа, обмыл и обернул пеленой и отнёс в свою собственную гробницу, называемую садом Иосифа».

Евангелие от Петра (6:21-24)

неизвестен , Public Domain

Автор апокрифа сообщает о выставлении рядом с гробницей охраны и об её опечатывании, повторяя тем самый рассказ евангелиста Матфея. При этом называется имя центуриона, направленного Пилатом для охраны гроба. Им был некий Петроний. Православное предание считает, что в числе стражи у гроба был сотник Лонгин, участвовавший в распятии Иисуса и пронзивший его рёбра своим копьём.

Евангелие от Никодима

Апокрифическое «Евангелие от Никодима» (самые ранние версии датируются IV веком), написанное от лица одного из участников захоронения, придерживается канонических подробностей о погребении.

anonimous , Public Domain

Затем в тексте рассказывается, что Иосиф Аримафейский за участие в похоронах и предоставление гробницы был арестован иудеями:

«И заперли на засов двери темницы, и стражей поставили Анна и Каиафа. И совет держали священники и левиты, чтобы собраться всем после дня субботнего и решить, какой смерти предать Иосифа. Когда же собрались все вместе, приказали Анна и Каиафа привести Иосифа. Они же, видя, что затворы целы, открыли запертые двери и не нашли Иосифа. Увидев это, устрашились, ибо нашли темницу затворённой, Иосифа же не нашли. И ушли Анна и Каиафа».

После распространения слухов о Воскресении, вызвавшем панику у иудеев, Никодим, который был тайным учеником, занимая при этом видный пост, даёт священникам совет, который позволяет ему защитить Иосифа, оказавшегося к этому времени дома, в Аримафее, от дальнейших нападок.

«Страсти Христовы»

В старообрядческом сборнике XVII века «Страсти Христовы», составленном на основе раннехристианских апокрифов, приводится подробный рассказ «О положении во гроб Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа Сына Божия и о погребении Его, и о плаче Пресвятая Богородицы над гробом ».

Mattana - Mattis , GNU 1.2

Основу повествования составляет плач Богородицы над телом сына: она призывает плакать с ней всех матерей, вдов и сирот, старцев, небесные светила и небеса, ангелов:

«О солнце незаходимое Боже мой превечный, и творче всем и зиждителю всей твари, како во гроб зайде; не глаголеши ли слово рабе своей сыне и Боже; не ущедриши ли Владыко тебе родьжия; помышляю бо яко ктому не услышу гласа твоего, и ниже узрю доброты лица твоего».

В ответ на страдания своей матери Иисус втайне обращается к ней со словами утешения: «О мати моя Марие, не рыдай мне зрящи во гробе… воскресну и тебе возвеличу яко Бог небесе и земли, и падшаго Адама введу в царство небесное… ». Плач Богородицы лёг в основу православного канона «На плач Пресвятой Богородицы », читаемого в Великую пятницу перед плащаницей (см. ниже раздел «Богослужебное почитание»).

В отличие от евангельского повествования, одним из участником погребения Христа в «Страстях Христовых » упоминается Иоанн Богослов. Это оказало влияние на иконографию данного сюжета, где у тела Христа всегда присутствует фигура этого молодого апостола.

В исламе

Ислам, почитая Иисуса как пророка Ису, считает, что он не был убит, а следовательно и не был погребён. В Коране (сура 4 «Женщины ») об этом говорится так: «Аллах покарал их… за их слова: „Воистину, мы убили Мессию, Ису, сына Марйам, посланника Аллаха “ (но они не убили его и не распяли, а это только показалось им); воистину, те, которые расходятся во мнениях по этому поводу, находятся в сомнении и не ведают ничего о том, а лишь следуют за догадками. А они, конечно же, не убивали его. Это Аллах вознёс его к себе…».

неизвестен , Public Domain

Мусульмане верят, что Иса был взят живым на небо и вернётся перед страшным судом, чтобы сразиться с Даджалем. Победив его, Иса, по мнению мусульманских богословов, проживёт на земле 40 лет, а затем умрёт и будет похоронен рядом с пророком Мухамедом в Медине.

Пророчества о погребении Христа

Христианская традиция связывает два библейских пророчества с указанием на погребение Иисуса Христа:

  • Ветхий Завет: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его (Ис. 53:9). Пророчество указывает на погребение Иисуса в гробе Иосифа Аримафейского (богатого человека, члена Синедриона).
  • Новый Завет: Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:38-40). Пророчество указывает на самое погребение, а также на срок через который Иисус должен воскреснуть после погребения.

Богослужебное почитание

Погребение Иисуса Христа вспоминается в Православной и Католической церквях во время различных богослужений конца Страстной недели. Кроме этого упоминание о погребении Христа вошло в христианский Символ веры, начиная с его самой ранней апостольской редакции, а в 325 году на Первом Вселенском соборе было включено в Никео-Цареградский Символ веры («распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого, воскресшего в третий день по Писаниям »).

В Православной церкви

В Православной церкви погребение Христа вспоминается за богослужением Великой пятницы, но прослеживается и в литургических текстах Великой Субботы (соединяется с воспоминанием сошествия во ад). По словам протопресвитера Иоанна Мейендорфа: «вершина искупительного служения Иисуса Христа есть Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Литургическое действо выражает эту тайну много лучше умозрительных утверждений ».

Вынос плащаницы

Вынос плащаницы, плата ткани с изображением тела мёртвого Иисуса Христа, снятого с креста, совершается на вечерне Великой Пятницы, которая обычно совершается днём.

Перед началом богослужения плащаница помещается в алтаре на престоле, читается Апостол и четыре евангельских отрывка, повествующих о смерти и погребении Иисуса. Во время службы при пении известного тропаря «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» священник, совершив три земных поклона, поднимает плащаницу с престола и через северные врата выносит её на середину храма и полагает на приготовленной для неё «гробнице», которую по традиции украшают цветами. Вынос совершается в предшествии свещеносцев и диакона со свечой и кадилом. При соборном служении настоятель идёт под плащаницей, неся Евангелие над главой или в руках. Если священник один, то Евангелие несёт в левой руке диакон, держа в правой кадило, а если нет диакона, то кто-либо из благочестивых прихожан несёт Евангелие, завёрнутое в ткань. Затем после троекратного каждения вокруг Плащаницы, священнослужители совершают поклонение и целование плащаницы. Данные действия символически повторяют погребение Христа, описанное в Евангелиях.

После вечерни перед плащаницей совершается малое повечерие, на котором поётся Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы» - песнопения, составленные в X веке Симеоном Логофетом. Затем после отпуста к поклонению и целованию плащаницы подходят прихожане. Плащаница находится в центре храма три неполных дня, напоминая верующим трёхдневное нахождение во гробе Иисуса Христа.

Церковная утварь

Некоторые используемые в Православной церкви предметы, символически связываются с погребением Иисуса Христа. К ним относятся:

  • Антиминс - плат с зашитыми частицами мощей, без которого невозможно совершение литургии. На нём изображается положение Иисуса Христа во гроб. Антиминс освящается по особому чину только епископом.
  • Престол - символизирует собою Гроб Господень, а также и самого Иисуса Христа, лежащего во гробе. При освящении престола углы его верхней доски (трапеза ) в местах соединения со столпами заливаются воскомастикой (сплав воска, мастики, толчёного порошка мрамора, смирны, алоэ, ладана). Эти вещества, по толкования Симеона Солунского, «образуют погребение Спасителя, так как и самая трапеза образует живоносный Гроб Христов ».
  • Дискос - символически изображает гроб, в котором было погребено тело Иисуса Христа, а также Вифлеемские ясли.

В Католической церкви

В Католической церкви погребение Христа также вспоминается во время богослужения Великой пятницы. В этот день после Евхаристической литургии в завершение службы проводится так называемая «процессия ко Гробу Господню », во время которой Святые Дары переносятся из главной дарохранительницы храма, которая остаётся пустой, в боковую часовню, символически представляющую Гроб Господень, где и остаются до торжественного пасхального богослужения. Процессия символизирует снятие с Креста Тела Спасителя и Его погребение. В начале процессии предстоятель богослужения выставляет Дары на алтарь и совершает каждение, затем закрывает дароносицу специальной белой вуалью, символизирующей плащаницу, в которую было завёрнуто Тело Христа при погребении. Во время процессии хор без сопровождения музыкальных инструментов исполняет песнопения о Страстях Христовых.

Погребение Христа - заключительное, четырнадцатое стояние богослужения Крестного пути, проводящегося в дни Великого поста и, обязательно, в Великую пятницу.

"ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ" (1602-1604), ПИНАКОТЕКА ВАТИКАНА

В начале XVII века в Риме насчитывалось около двух тысяч художников. был среди них самым ярким и необычным. Он работал в главных церквях Рима, за его картинами выстраивались в очередь крупные коллекционеры. Особый, революционный стиль Караваджо высоко ценили его богатые и знатные покровители.

Но ни богатство, ни слава не могли вскружить голову Караваджо. Его, склонного к разгулу и насилию, манили пороки, чувство опасности и риск. Богатым залам палаццо он предпочитал темные трактиры и публичные дома. Общество кардиналов и аристократов он, не задумываясь, разменивал на сомнительную дружбу с куртизанками, картежниками и простолюдинами. Именно среди них находил Караваджо натурщиков, с которых писал святых для своих знаменитых алтарных образов.

В это время к Караваджо обращается Джироламо Виттриче, представитель богатой и влиятельной римской семьи. Будучи наследником своего дяди, Пьетро Виттриче, умершего в 1600 году, и исполняя его волю, он заказывает художнику алтарный образ для семейной капеллы в церкви Кьеза Нуова. Так, в 1604 году Караваджо создает "Положение во гроб".

Масштабная картина (3х2м) поражает свое глубиной и пронзительностью. Необыкновенная композиция сложна и многогранна, она похожа на симфонию, полную драмы. Караваджо подходит к традиционной для итальянской живописи теме погребения Христа в свойственной ему революционной манере. Никогда еще "Положение во гроб" не было столь реалистичным!

Никодим и Иоанн переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Это момент скорби и прощания. Позади три Марии и три оттенка женского горя. Одна из них, отчаянно кричит, вскинув руки. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына. Она выглядит почти старухой, так состарило её горе.

На первый план Караваджо помещает фигуру мертвого Христа. Художник с беспощадным реализмом изображает то, как смерть забирает тело 33-летнего мужчины. Он изучал природу во всех ее проявлениях. Караваджо интересовала смерть, он рассматривал и запоминал тела утопленников, убитых и повешенных. Взгляните, как безжизненно лицо Христа, как смерть поднимается по его руке... как ясно можно ощутить тяжесть мертвого тела, которое с таким усилием удерживают двое мужчин.

Работая со светом и пространством, Караваджо наполняет "Положение во гроб" атмосферой траура, скорби и печали. Кажется, от могилы веет холодом, а мясистый кладбищенский цветок усиливает ощущение сырости.

Если вам повезет оказаться перед этим шедевром, вы обязательно заметите, как угол, которым обращена к зрителю могильная плита, и локоть Никодима словно прорывают пространство. У вас будет ощущение, что Никодим и Иоанн передают зрителю свою ношу, боль и скорбь.

"Положение во гроб" Микеланджело Меризи да Караваджо невозможно рассматривать без упоминания другого Микеланджело, великого флорентийского скульптора, художника и архитектора, работавшего в Риме.

Два Микеланджело, два гения и революционера. Погруженный в себя, одинокий и смиренный Буонарроти и полубезумный, развратный Караваджо... трудно вообразить себе два таких далеких друг от друга мира!

Удивительно, но Караваджо, отвергающий всех и вся, не обращающий внимания ни на кого, был околдован гением Буонарроти. Он, безусловно видевший и Пьету, и Сикстинскую капеллу, необычайно ценил и уважал искусство Микеланджело. Только на него он хочет смотреть, только с ним он хочет вести диалог. Под влиянием Микеланджело Караваджо создал несколько картин. Но "Положение во гроб" - самое глубокое и значительное посвящение великому флорентийцу.

"Пьета", созданная Микеланджело в 1499 году для церкви, в последствии разрушенной и включенной в нынешний собор Святого Петра, безусловно повлияла на Караваджо. Он не только видел статую, но и, совершенно точно, в личной библиотеке своего покровителя, кардинала дель Монте, имел возможность изучать творчество Микеланджело по "Жизнеописаниям..." Джорджо Вазари.

Среди красот здесь, помимо божественно выполненных одеяний, привлекает внимание усопший Христос; и пусть и в голову не приходит кому-либо увидеть обнаженное тело, выполненное столь искусно, с такими прекрасными членами, с отделанными так тонко мышцами, сосудами, жилами, одевающими его остов, или увидеть мертвеца, более похожего на мертвеца, чем этот мертвец.

Здесь и нежнейшее выражение лица, и некая согласованность в привязке и сопряжении рук, и в соединении туловища и ног, и такая обработка кровеносных сосудов, что поистине повергаешься в изумление, как могла рука художника в кратчайшее время так божественно и безукоризненно сотворить столь дивную вещь; и, уж конечно, чудо, что камень, лишенный первоначально всякой формы, можно было когда-либо довести до того совершенства, которое и природа с трудом придает плоти...

Безусловно, "Пьета" Микеланджело и "Положение во гроб" Караваджо, - очень разные и не поддаются прямому сравнению. Но тысячи невидимых нитей связывают эти шедевры, сшивают время и пространство.

Множество икон имеет важное значение, но особый смысл приобретают образы, которые отражали события Страстной недели. Одним из таких образов является «Положение во гроб».

Эта икона известна во всем православном мире. Ее значение для каждого верующего человека сложно переоценить. Молиться перед ней нужно и можно не только в преддверии Пасхи или в период Великого поста, но и в любой другой день.

Смысл и история иконы

В конце Страстной недели в церкви отмечают Великую пятницу - день смерти Иисуса Христа на кресте. Это последний день, в который люди видели Иисуса еще живым. После смерти Мессии ученики оплакивали его. Далее они положили его тело в гроб.

Это был последний момент, когда тело Христа видели люди.

Далее следуют события, описанные в одной из библейских записей учеников Христа, когда Мессия спустился в ад для того, чтобы даровать прощение всем, кто оказался там до Его пришествия. Сам процесс и факт положения во гроб тела Христова увековечен в иконах, на которых изображены ученики, оплакивающие Христа. На иконах изображаются Иосиф, Никодим, иногда даже Богородица, а также некоторые ученики. Вариантов исполнения иконы очень много, но началом ее распространения стал примерно 9 век.

В средние века в Европе эта икона была очень распространена.

В чем помогает икона

Данный образ помогает людям в первую очередь не забывать страшные события того времени. Он напоминает о том, что смерть - это не конец в глобальном понимании.

Эта икона должна быть дома у тех, кто хочет стать сильнее духовно и укрепить свою веру в Бога. Это защитная икона, потому что она помогает избегать ссор и оберегает дом от всяческих проблем. Это оберегающая икона, которая преображает жизнь людей и хранит их от всего самого скверного.

День почитания иконы

День празднования иконы - Страстная пятница каждого года. Так как Пасха постоянно смещается, то и день празднования иконы тоже меняется из года в год. В этот день постарайтесь посетить храм.

Это прекрасное время для причастия, исповеди.

Молитва перед иконой «Положение во гроб»

Священники рекомендуют чаще молиться перед этой иконой. Дело в том, что этот образ отражает последние земные часы Иисуса Христа. Более того, душа Христова в это время уже находилась в аду, где Мессия спасал людей от вечных мук, даруя прощение.

«Иисус Христос, Бог наш и Спаситель, муки принявший за нас грешных. Помоги нам обрести веру в Тебя и укрепить ее мыслями о Тебе. Тело Твое, во гроб положенное, исчезло, так пусть исчезнут и наши грехи вместе с молитвами Тебе, Вседержитель.

Позволь нам грешным искупить все свои ошибки сегодня, завтра и перед смертью, чтобы узреть Царствие Твое. Позволь нам войти в него, несмотря на все наши ошибки и неблагочестивые поступки. Вспомним же мучения Твои, чтобы образ Твой стоял перед глазами всегда. Дай нам свое благословение, Сын Божий и Защитник наш, яко молимся мы Тебе, отдавая душу молитве и надеясь на то, что услышишь Ты нас рано или поздно.

Молитвы перед этой иконой наполнят вашу жизнь смыслом и светом Божьим. Они напомнят вам о том, что смерть - это не конец, а только начало. Не бойтесь жить праведно, потому что только так можно сквозь боль и страдания прийти к истинному счастью и познанию смысла жизни.

Данная икона поможет вам увидеть мир таким, какой он есть - жестоким, но не лишенным чудес. Ведь Воскресение Господне - это и есть чудо. Читайте молитвы перед этой иконой и посещайте храмы, в которых она имеется.

Благо, она есть почти во всех православных храмах. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

узнать, как совершалось погребение Спасителя

Задачи:

  • узнать, кто осмелился просить тело Спасителя для захоронения
  • понять, почему женщины, желавшие совершить положенные обряды над Умершим, не успели этого сделать
  • понять, для чего фарисеи выставили стражу у гроба Спасителя

Использованная литература:

  1. Закон Божий: В 5-ти книгах. – М.: Книговек, 2010. – Т.3. Глава 45 «Снятие со Креста и погребение Спасителя».
  2. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. // Рабочая тетрадь. ­– М.: Мироздание, 2015. Урок 20 «Распятие и погребение Христа».

Дополнительная литература:

  1. Серебрякова Ю.В., Никулина Е.В., Серебряков Н.С. Основы православия: Учебное пособие. – М.: Издательство ПСТГУ, 2009. Глава «Погребение Спасителя».
  2. Аверкий (Таушев), архиеп. Четвероевангелие. Апостол. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. – М.: Издательство ПСТГУ, 2005. Глава 32 «Погребение Господа Иисуса Христа».
  3. Библия, пересказанная детям старшего возраста. – СПб.: Печатный Двор, 1991. Глава VII. «Великие дни страстной седмицы».
  4. Кокин И., диак. Жизнь и учение Господа Иисуса Христа. В 2-х книгах. // Учебное пособие для детей среднего школьного возраста. ­– М.: Мироздание, 2013. Урок 20 «Распятие и погребение Христа».

Ключевые понятия:

  • Погребение
  • Плащаница

Словарь урока:

  • Голгофа
  • Никодим
  • Иосиф Аримафейский
  • Стража у гроба
  • Печать синедриона

Содержание занятия: (открыть )

Иллюстрации:





Проверочные вопросы:

  1. Где был захоронен Христос?
  2. Почему Пилат отказал им?

Ход урока. Вариант 1:

Пересказ учителем соответствующих Евангельских отрывков.

Подкрепление рассказа иллюстрациями или презентацией .

Просмотр видеоматериалов.

Ход урока. Вариант 2:

Изучение новой темы. Коллективное чтение детьми вслух соответствующих отрывков из Евангелия.

Пояснение учителем непонятных выражений или обстоятельств.

Закрепление изученного с помощью решения кроссворда .

Видеоматериалы:

  1. Телепроект «Закон Божий». Часть 218. «Снятие со креста и погребение Спасителя»:

  1. Телепроект «Рассказы о святых». Часть «Великая суббота».
  2. Телепередача «Доброе слово». «Снятие со креста».

(Мф.27:57-66; Мк.15:42-47; Лк.23:50-55; Ин.19:38-42)

1) Погребение Иисуса Христа

Знавшие Иисуса Христа и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли вдали и смотрели на все происходившее (см. Лк. 23:49).

Тогда некто именем Иосиф, из Аримафеи, член совета, человек богатый, добрый и праведный, не участвовавший в совете и деле синедриона, обратился к Пилату, прося отдать ему тело Иисуса. Пилат удивился, узнав, что Иисус уже умер. Призвав сотника и получив от него подтверждение смерти Христа, он разрешил Иосифу взять тело Иисуса для погребения.

Явился также и Никодим, тайный ученик из фарисеев, приходивший прежде к Иисусу ночью. Они сняли тело Господа со Креста. Глядя на бездыханное тело Учителя, Никодим не мог не вспомнить загадочных слов, сказанных ему когда-то Христом в тайной беседе: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому… Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную » (Ин. 3:14-16).

Теперь же Иосиф и Никодим погребали Господа. Иосиф купил новое полотно, называемое Плащаницей, чтобы обернуть им тело Христа, а Никодим принес около ста литров состава из смирны и алоэ. «Итак, они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи » (Ин. 19:40).

Возле Голгофы был сад, принадлежащий Иосифу, а в саду – гроб новый, то есть высеченная в скале пещера, в которой никто еще не был погребен. Там и положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко. К двери пещеры Иосиф привалил большой камень и удалился. «Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба » (Мф. 27:61).

2) Субботний покой

День близился к концу. Солнце скрылось за горизонт. Окровавленные кресты еще не были убраны и своим видом вызывали страх у случайных прохожих.

Мария Магдалина и другая с ней последними ушли из сада, где покоился Христос. Наступала суббота – великий день покоя. И враги, и друзья Христовы оставались у себя в домах. Жизнь Иерусалима как будто остановилась. Пилат сожалел о своем поступке, его жена скорбела о смерти Праведника, первосвященники и фарисеи торжествовали победу, а апостолы и друзья Христовы предавались неутешному горю. Для них все было кончено. Учителя больше нет в живых. Он умер ужасной смертью, хуже которой ничего нельзя было вообразить.

Женщины, считая, что погребение Христа еще не закончено и что следует возлить на тело Его ароматы, чего второпях не успели сделать до захода солнца, теперь принуждены были ждать до следующего дня, так как в субботу, день великого покоя, исполнить это было невозможно. Поэтому, возвратившись с Голгофы, они дома у себя приготовляли благовония и масти «и в субботу остались в покое по заповеди » (Лк. 23:56).

3) Выставление охраны у гроба

Первосвященники и фарисеи были очень довольны. Хотя и с великим трудом и множеством хлопот, им все же удалось быстро и окончательно расправиться с галилейским Пророком. Теперь по всем уставам закона Моисея они могли торжественно праздновать великую субботу. Однако что-то мешало им. На душе было неспокойно. Они вспомнили, что Иисус предсказывал не только Свою смерть, но и Воскресение в третий день. Что если ученики Его придут ночью, украдут Его тело и объявят народу, что Он воскрес? И как же так получилось, что они сами, фарисеи, оставили гроб без охраны? И это при том, что Пилат выдал тело изменникам синедриона – Иосифу и Никодиму. И тогда они решили нарушить покой субботы и немедленно идти к Пилату. «Господин! – сказали они ему. – Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого » (Мф. 27:62-64).

Но Пилат был раздражен и потребовал, чтобы первосвященники оставили его в покое. «Имеете стражу , – сказал он им, – пойдите, охраняйте, как знаете » (Мф. 27:65).

Тогда иудейские начальники распорядились сами. Они поставили у гроба Спасителя стражу, состоявшую из римских воинов, которая давалась им для охраны порядка при храме во время праздника. Перед тем как стать на караул, стражники внимательно осмотрели пещеру и, по приказанию первосвященников, поставили на камне печать синедриона.

Проверочные вопросы:

  1. Почему Пилат согласился отдать тело Христа для погребения?
  2. Кто совершал погребение Спасителя?
  3. Где был захоронен Христос?
  4. Почему женщины, следовавшие за Христом, не успели перед погребением помазать тело благовониями?
  5. В канун какого иудейского праздника совершалось погребение Спасителя?
  6. Из-за чего фарисеи потребовали у Пилата стражников ко гробу Спасителя?
  7. Почему Пилат отказал им?
  8. Был ли нарушен фарисеями закон Моисеев?