Почему художника левитана называют певцом русской природы. Исаак ильич левитан как певец русской природы




Не то, что мните вы, природа: Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик Не слепок, не бездушный лик В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть любовь, В ней есть язык... В ней есть язык... Ф. И. Тютчев Ф. И. Тютчев


Исаак Ильич Левитан


Родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года, в посаде Кибарты (Литва), в семье железнодорожного служащего е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын) семья Левитанов переезжает в Москву Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна" родился 18 августа (30 августа по новому стилю) 1860 года, в посаде Кибарты (Литва), в семье железнодорожного служащего е годы - получает домашнее образование. Кроме Исаака, в семье еще трое детей (две дочери и сын) семья Левитанов переезжает в Москву Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) в 1-ый "оригинальный" класс переведен во 2-ой, "головной" класс училища. Начинает заниматься в пейзажной мастерской у Алексея Саврасова. Знакомство в Михаилом Нестеровым умирает мать Левитана. Начало дружбы с Антоном Чеховым и его братом Николаем Чеховым умирает отец Левитана. На ученической вставке училища впервые выставляются пейзажи Левитана - "Вечер" и "Солнечный день. Весна".


Апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитана на стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенний день. Сокольники" вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов участвует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову апреля - первый отклик на пейзажи Левитана в печати. 2 июня - получает "малую серебряную медаль" за этюд масляными красками на 10-й ученической выставке экспонируется пейзаж "Вид Симонова монастыря", который пользуется большим вниманием. Совет преподавателей училища зачисляет Левитана на стипендию генерал-губернатора Москвы В.А.Долгорукого январь - П.Третьяков приобретает картину Левитана "Осенний день. Сокольники" вместе с Константином Коровиным работает на этюдах в Звенигороде совет преподавателей исключает Левитана из училища "за непосещение классов участвует в создании декораций к феерии А.Н.Даргомыжского "Русалка". В апреле совершает неудачную попытку самоубийства. Пишет пейзаж "Река Истра" и дарит его Чехову.


Первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь" П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу. Лето вместе с С. П. Кувшинниковой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма) принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном первая поездка в Крым (март-май). Лето проводит у Чеховых в имении Бабкино. Знакомство с С.П.Кувшинниковой первая поездка на Волгу (май месяц), неудачная и разочаровывающая вторая и третья поездки на Волгу. В Плесе Левитан создал некоторые из своих шедевров получает премию Московского общества любителей художеств МОЛХ за картину "Тишь" П.Третьяков приобретает картины Левитана "После дождя. Плес" и "Вечер. Золотой Плес". Первая поездка за границу. Лето вместе с С. П. Кувшинниковой в четвертый раз проводит на Волге (Плес, Юрьевец, Кинешма) принят в члены Товарищества передвижных художественный выставок. На XIX передвижной выставке картина Левитана "Тихая обитель" пользуется огромным успехом. На выставке-аукционе в пользу голодающих крестьян проданы пейзажи, выставленные Левитаном.


Создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника") создает знаменитую мрачную трилогию - "Владимирка", "У омута", "Над вечным покоем". Направляет для русского отдела Всемирной выставки в Чикаго знаменитую картину "Вечерний звон" ("Вид монастыря накануне праздника") дарит Павлу Третьякову картину "Владимирка". Вторая поездка за границу создает ряд шедевров яркого, праздничного характера - "Март", "Свежий ветер. Волга", "Золотая осень" в Мюнхене на международной выставке с успехом экспонируются картины Левитана. Поездка по Ладожскому озеру в поисках "мотива для новой песни" тяжело заболевает (расширение аорты, порок сердца). Создает картину "Весна. Большая вода". Третья поездка за границу августа собрание Академии художеств присваивает Левитану звание академика. 1 сентября - начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества по рекомендации врачей едет в Крым. Гостит в Ялте у А.П.Чехова. В русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонируются пейзажи Левитана умирает 22 июля 1900 года в Москве...


"Великий труженик, великий мастер, он каждодневно совершенствовался - ему всегда казалось, что можно сделать лучше, он волновался и мучился... Великий поэт природы, до конца почувствовавший неизъяснимую прелесть слова "родина", он в картинах своих сумел передать любовь к ней, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности." (Юон К.Ф.)






По понедельникам большинство московских музеев не работают, но это не значит, что у публики нет возможности приобщиться к прекрасному. Специально для первого дня недели редакция сетевого издания сайт запустила новую рубрику "10 неизвестных", в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенными одной тематикой. Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей, начиная со вторника.

Исаак Левитан, Автопортрет, 1880

30 августа исполнилось 156 лет со дня рождения великого русского художника Исаака Левитана, несомненно, главного певца русской природы, одного из самых значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия.

Фотогалерея

Военные Индии во время ракетного испытания уничтожили космический спутник, который находился на низкой околоземной орбите, объявил в обращении к нации премьер-министр страны Нарендра Моди.1 из 10

Исаак Левитан "Деревянная часовня в Плесе"

Своей всемирной известностью крошечный город Плес в Ивановской области обязан художнику, чья кисть создала уникальный образ скромной русской природы. Многократно Исаак Левитан изображал правый берег Волги на своих картинах, и каждый раз осень, весна, зима и лето выглядели у него по-разному: то облака заслоняли солнце, и воздух наполнялся предгрозовой влагой, то первая трава пробивалась через грязные весенние проталины или прижималась к земле от порывов северного осеннего ветра. Художник улавливал именно такие уникальные мгновение и состояния природы, поэтому никогда не повторялся, даже изображая один и тот же мотив.

Исаак Левитан "Поздняя осень. Усадьба"

Корней Чуковский называл Левитана "царем чародеев", которые "умели сказать каждой травке, каждому листику: "Служи моему чувству, будь вещественным сгустком этого чувства, всецело перейди в него, прекратив самостоятельное свое существование, а я награжу тебя бессмертным отблеском вечной красоты". Осень для художника была бесконечным источником вдохновения: он создал сотни желто-золотых, кроваво-красных и пасмурно-серых пейзажей и тысячи эскизов, этюдов и рисунков. Усадьба, изображенная на этой картине находится в Тверской области, недалеко от деревеньки Островно. В конце XIX века она принадлежала тайному советнику Турчанинову, другу Левитана, у которого художник жил некоторое время.

Исаак Левитан "Весна. Яблони цветут"

Буйство красок весеннего цветения пленило Левитана не меньше, чем пасмурная сдержанность осени. "Он самый большой поэт среди них и самый большой чародей настроения, он наделен наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьем русских мотивов в пейзаже," – писал Игорь Иммануилович Грабарь. Сделав природу своей главной любовью, Левитан вобрал в себя все лучшие и самые яркие черты пейзажей Серова и Коровина, Перова и Саврасова, Поленова и Венецианова, а чтобы познакомиться с исследованиями об иностранных пейзажистах, художник специально выучил французский язык.

Исаак Левитан "Лето. Солнечный день"

Левитан одним из первых в русской живописи научился изображать солнечный свет так, как это делали французские художники-импрессионисты. Сергей Маковский вспоминал, что "именно Левитан первый подсмотрел у французов секреты их живописных приемов", но на самом деле были еще Серов и Коровин, которые также очень близко воспроизводили особенности живописи Клода Моне и Эдгара Дега.

Исаак Левитан "Сумерки. На даче"

В конце 1890 годов Левитан стал все больше изображать "сумеречные мотивы" – ночные пейзажи, лунные сумерки, спящие деревни. Причиной тому было ухудшение физического состояния художника: он часто плохо себя чувствовал, перенес тиф, давали о себе знать симптомы сердечных болезней. Тем не менее он продолжал работать. В его работах не чувствуется обреченности и безысходности: в сумерках он находит удивительные свето-теневые нюансы, мгновения, когда день переходит в ночь, а воздух наполняется вечерней прохладой.

Исаак Левитан "Избы. После захода солнца"

И все же некоторые пейзажи у Левитана получались надрывными, проникнутыми страстной жаждой уходящей жизни. "Мне страшно хочется жить, хочется, чтобы жизнь наша была свята, высока и торжественна, как свод небесный, – писал он. – Вы, я – умрем. Это в порядке вещей. Но жаль, что мы уже этого не увидим".

Исаак Левитан "Крепость в Финляндии"

Финляндия произвела на Левитана крайне удручающее впечатление. Ему казалось, что кроме серого цвета вокруг не было совершенно ничего. В этой поездке он создал несколько эскизов, в том числе для картины "Крепость в Финляндии", где изобразил средневековую крепость города Савонлинна, стоящую на высоком берегу Сайменских озер.

Исаак Левитан "Туман над водою"

Левитан был предельно поэтичен: к каждому пейзажу можно найти строки в русской литературе, которые отражали бы его настроение и состояние природы, запечатленной на холсте. Например, у Антона Чехова в рассказе "Человек в футляре" есть такое описание: "Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своем покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звезды смотрят на нее ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и все благополучно".

Исаак Левитан "Весна в Италии"

Не только русская природа восхищала художника: много путешествуя, он изображал и северные пейзажи Финляндии, и южные красоты Италии. Они совершенно непохожи на изображения русских просторов и деревень, оттого и не выдают манеры художника: манеру Левитана в этих розовых итальянских видах узнать практически невозможно.

Исаак Левитан "Сумерки. Замок"

Это одна из самых показательных картин позднего периода, когда здоровье Левитана становилось все хуже и хуже. Весной 1900 года, вернувшись из Парижа, художник простудился на даче в Химках. Так и не оправившись от болезни, Левитан скончался 22 июля, не дожив до своего сорокалетия всего 26 дней. Его похоронили на старом еврейском кладбище, вблизи Дорогомиловского, а 22 апреля 1941 года его прах перенесли на Новодевичье кладбище, где могила оказалась рядом с погребениями его друзей Чехова и Нестерова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат по теме:

Исаак Ильич Левитан как певец русской природы

У русской природы было много певцов. У каждого из них существовали в стране свои любимые места и были свои пристрастия. Каждый из писателей и художников открывал в русской природе те или иные пленявшие его черты и пытался передать любовь к ним своим современникам и потомкам.

Но ни у кого из художников природа средней России не была выражена с такой полнотой, как у Исаака Ильича Левитана. Почти никто из художников до Левитана не показал глубокого очарования, таящегося в простоте русского пейзажа. Почти никто до Левитана не показал величия наших просторов, скрытую силу наших мягких, подчас как бы затушеванных красок, всю живописность самых обычных вещей - от дождя, моросящего над порубкой, до тропинки, ведущей от колодца к избе. Вглядываясь в картины Левитана, мы ловим себя на том, что написанное этим превосходным художником мы много раз видели вокруг себя, но не запомнили. Все это проскользнуло мимо нас, как пейзаж за окнами вагона.

Сила Левитана заключается в том, что он заставляет вглядеться в природу и передает нам свою любовь к родине. Большинство из нас умеет просто смотреть, тогда, как мы должны учиться вглядываться, пристально наблюдать и запоминать. Только тогда мы откроем в окружающей нас природе такое разнообразие форм и красок, о каком раньше и не подозревали. Вот такому углублённому наблюдению природы учат нас художники и в первую очередь Левитан.

При жизни Левитана было принято искать и находить в его картинах различные оттенки грусти, печали и даже уныния. Время было унылое. Оно пыталось окрасить все окружающее в свой цвет. Левитановское уныние - это, конечно, глубочайшая неправда. Как можно назвать печальным художника, раскрывшего все богатство красок русской природы во всей их непрерывной изменчивости?! Как можно говорить о грусти художника, картины которого пропитаны до последней нитки на холсте любовью к своей стране?!

Грусти не было и нет. Но иногда при виде картин Левитана у нас появляется вполне законное сожаление, что мы не можем вот сейчас, в эту минуту, немедленно перенестись в те места, которые изображены на полотне. Это вовсе не грусть, это совсем иное - действенное, живое, плодотворное, всем знакомое чувство, которое мы называем грустью только потому, что не можем его точнее определить.

Всю жизнь Левитан отдал тому, чтобы воспеть нашу родную страну. Поэтому так велика наша благодарность художнику.

Левитан родился в августе 1860 года в небольшом литовском городке Кибартай. Почти нет сведений о детстве художника. Он никогда не вспоминал о своем прошлом, а незадолго до смерти уничтожил свой архив, письма родных и близких. В его бумагах нашли пачку, на которой рукой Левитана было написано: “Сжечь, не читая”. Воля умершего была исполнена. Но воспоминания людей, близко знавших Левитана, дают возможность восстановить основные факты его жизни.

Он родился в небогатой еврейской семье железнодорожного служащего. Рано потеряв отца и мать, остался без всяких средств к существованию. Его детство и юность были полны лишений, унижения. Как еврей он не раз подвергался различным гонениям. Даже будучи всеми признанным, знаменитым художником, он был вынужден оставить Москву, и только упорные хлопоты его друзей позволили ему вернуться и получить право жительства в ее окрестностях. В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, выдающиеся мастера пейзажа - сначала А.К. Саврвсов, затем В.Д. Поленов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», «Мостик. Саввинская слободка») словно говорят: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование ее пейзажей в другом. Здесь все требует неторопливого, вдумчивого взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворенная.

Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Однако русский пейзаж открывает взору простор, за которым угадывается еще простор - и так без конца («После дождя. Плес»). Художник говорил: «Только в России может быть настоящий пейзажист». В картине «У омута» Левитан обыгрывает образы народной поэзии: омут - место недоброе, обиталище нечистой силы. Это место отчаяния - здесь сводят счеты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец К.А. Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но…она разлита в природе…Я бы хотел выразить грусть».

Подобные чувства вызывает и знаменитое полотно «Владимирка». Пустынная, бескрайняя дорога - путь осужденных на каторгу - рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» можно назвать философским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как земля. Тайна смерти («вечный покой» - слова из заупокойной молитвы) и тайна жизни (небо - символ бессмертия) скрыты в этом произведении.

Одна из самых лирических картин Левитана - «Вечерний звон». Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворенности, которое рождалось в его душе при виде белых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображен летний вечер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней небольшого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещенный последними лучами заката. Художник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все тона на полотне приглушенные, спокойные. Кажется, только колокола нарушают тишину уходящего дня.

В 1894-1895 гг. в душе художника произошел перелом. После печальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ - «Золотая осень». Это произведение на редкость гармонично и по композиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX - XX вв., изображавшие природу, так или иначе, испытали влияние творчества Исаака Левитана - признавая или отвергая его живописную манеру.

Картина Левитана «Март» своими торжествующе-радостными красками снискала себе широкую известность: это произведение может быть названо одним из самых поэтичных русских пейзажей конца XIX в. Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, еще не заявились в наших краях. Но уже солнышко пригревает, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней - все предвещает весну: вся природа, все предметы - все пронизано ожиданием. Это состояние по-своему выражает и смирная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина.

Левитан давно уже отказался в своих пейзажах от развлекательно-бытовых фигурок. Но лошадка его в «Марте» составляет средоточие всего пейзажа: убрать ее из картины нельзя, как нельзя вытащить сердце из живого тела. Здесь ничего и не происходит, да и не может произойти; мы всего лишь стоим вместе с этой деревенской лошадкой, стоим и ждем, и в состоянии часами любоваться этой первой улыбкой пробуждающейся весны.

Недосказанность повышает поэтическую прелесть этого пейзажа: пустая скворечня на высоких еще голых ветвях тополя напоминает, что скоро должны вернуться ее обитатели, незакрытая дверь служит приметой того, что здесь только что был человек. Построение «Марта» отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают жителя в картину, помогают ему мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана «Март» отличается более замкнутым, уютным характером; движение вглубь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. Горизонтальный край снежного поля делит картину на две разные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простые соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность, и завершенность. К этому пейзажу Левитана нельзя ничего прибавить, от него нельзя ничего отнять. В отличие от более ранних пейзажистов, которые стремились показать весь предмет, уместить в пределах картины все дерево, весь дом, Левитан складывает свою картину как бы из отдельных отрывков, срезанных рамой, но все эти части, фрагменты образуют законченное целое, составляют своеобразное единство. Никогда еще прежде он не находил в природе такой счастливой завершенности, как около этого деревенского дома, на опушке леса.

Левитан сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту деревенской улицы, трогательную околицу села, загадочность омута, осенний листопад, дрожащие обнаженные осины и рощи белоствольных берез, мартовскую оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Все сияло, пело и совершенно покоряло зрителей, узнавших в левитановских пейзажах свое, сокровенное, родное, чему название - Русь.

Критики окрестили Левитана «певцом закатов и осенней скорби». Но он не любил этого прозвища.

Левитан умер за несколько лет до первых вспышек народных восстаний 1905 г. Он ждал их, в них верил. Но старый недруг бедняков - туберкулез - свалил мастера в период наибольшего расцвета его таланта.

Сейчас многие работы Левитана находятся в Третьяковской Галерее. С их появлением, появлением работ Репина, Сурикова и многих других современников этих живописцев настает блистательный период русского искусства.

левитан картина март

Рис. 2 - «Осенний день. Сокольники» 1879 г. Государственная Третьяковская Галерея

Список используемой литературы

1. М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев, М.Г. Неклюдова, энциклопедия «Искусство», изд.: «Просвещение», Москва, 1969 г., с. 440-442.

2. М. Аксенова «Энциклопедия для детей», том 7.

3. «Искусство», часть вторая, изд.: «Аванта плюс», Москва, 1999г., с. 392-395.

4. «Государственная Третьяковская Галерея», изд.: «Искусство», Москва, 1988 г., с. 187.

5. Энциклопедия «Что такое? Кто такой?», том 1, изд.: «Просвещение», Москва, 1968г., с. 400-401.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Биография Левитана Исаака Ильича (1860 - 1900) - художника-живописца, пейзажиста, мастера лирического пейзажа. Импрессионистическая трактовка видимого мира в живописи художника. Колорит и артистическая свобода фактуры. Лирический русский реализм.

    презентация , добавлен 20.03.2014

    Годы обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Творчество раннего периода Левитана. Знакомство с русским писателем А. Чеховым. Работа над волжскими пейзажами. Посмертная выставка произведений в Петербурге и Москве. Последние годы жизни.

    презентация , добавлен 14.10.2014

    Составление цели и задачи урока по обучению навыкам анализа живописного произведения на примере картин Исаака Левитана "Тихая обитель", "У омута", "После дождя. Плёс", "Вечер. Золотой Плёс", "Золотая осень", "Березовая роща", "Март", "Первая зелень".

    презентация , добавлен 29.11.2010

    Левитан И.И. - русский живописец-передвижник, крупнейший мастер русского пейзажа конца XIX в., заложивший в этом жанре принципы символизма и модерна, создатель "пейзажа настроения". Подобно своему другу Чехову, Левитан вносит в пейзаж мечту о прекрасном.

    реферат , добавлен 04.05.2008

    Творческий поиск пейзажистов-передвижников. Мастер камерного лирического этюда Исаак Левитан. Импрессионистическая трактовка видимого мира в живописи художника. Колорит и артистическая свобода фактуры в картинах К. Коровина. Поэтический реализм В. Серова.

    реферат , добавлен 29.07.2009

    Основные достижения культуры в духовной и общественной жизни, образовании и литературе Тверской губернии. Проведения реформ системы образования, развитие гимназий и ремесленных школ. Деятельность и творчество Исаака Ильича Левитана - мастера пейзажа.

    реферат , добавлен 03.04.2011

    Краткая биографическая справка из жизни А.А. Пластова, начало творческого пути. Жанровые картины художника. Крестьянская тема в работах. Картина "Жатва": сюжет, значимость подвига народа в будничном, повседневном труде военных лет. Работа над этюдами.

    реферат , добавлен 28.12.2016

    Краткая биографическая справка из жизни Бориса Кустодиева. Роль художника в истории искусства. Творчество: живопись, театральные работы. Краткий анализ картин: "Масленичное гуляние (Масленица)", "Праздник в деревне", "Троицын день", "Гуляние на Волге".

    курсовая работа , добавлен 27.05.2014

    Склонность Левитана к пейзажной живописи. Трепет и игра солнечных лучей на белых стволах и ярко-зеленых листьях берез и сочной траве. Переливы и модуляции зеленого цвета покрова земли и листвы деревьев на картине И.И. Левитана "Березовая роща".

    эссе , добавлен 30.01.2016

    Дружба и общие темы для творчества И.И. Левитана с А.П. Чеховым: восторг перед красотой природы и чувство любви к Родине. Олицетворение человека в рассказах Чехова и картинах Левитана, импрессионизм в их творчестве как отказ от фабулы и повествования.

(1860 - 1900 гг.)
Его называли певцом русской природы. Русский пейзаж очень хорош у Левитана. Его дали как-то особенно зовущие. Его тишина – особенно печальна. Его просторы говорят о первозданности природы. В его полотнах много какого-то личностного одиночества наедине с природой и Россией.

Будущий художник родился в деревне Кибарты Ковенской губернии на западной границе Российской империи, в семье бедного станционного смотрителя. Он жил среди тех, кто занимался ростовщичеством и торговлей. Он жил в еврейской среде. Его дед был раввином.

Маленький Исаак не любил суеты. Он часто бродил по окраинам, любовался закатом и ждал появления первой звезды. Он был нелюдим и общению с людьми предпочитал общение с природой. Дома сидеть не любил, а в семье его считали не вполне нормальным ребенком. Он мечтал о красивом и огромном мире. Он рос лириков вопреки своему окружению. Семья между тем страшно бедствовала. И тогда отец решился на риск – уехать в Москву. В Москве остановились на Солянке, в огромном доме. Комната была тесной и темной, чадила керосиновая лампа. В Москве было холодно и тоскливо. Вспоминались Кибарты с из просторными далями. Исаак пошел в школу. Он постепенно привыкал к большому городу, стал замечать, что Москва красива.

В 13 лет он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ему удавались «художественные занятия», где его успехи всегда отмечались. Но в это время умирает его мать, а вскоре умирает и заболевший тифом отец. В 17 лет он остается абсолютно нищим. Его исключают из училища за неуплату за обучение. И все же друзья-студенты находят для него нужную сумму, и Левитан продолжает образование. Училище освобождает юношу от платы за обучение. Он и ночевал, скрываясь от сторожа, здесь же, на верхнем этаже. Дома или своего угла у него не было. Через некоторое время А.К.Саврасов взял Левитана в сою мастерскую.

Счастью его не было предела. Левитан отныне – преданный ученик Саврасова. Первая выставка, в которой участвовал Левитан, состоялась в 1877 году. Высокую оценку критики получили его работы «Осень» и «Заросший дворик». Начало было блестящим. Его путь тоже вполне определился – он станет писать «портрет русской природы». В 1879 году он живет в подмосковной Салтыковке, ежедневно ездит в Москву на «чугунке» и упорно работает.

И его усердие было вознаграждено. Третьяков заметил молодого пейзажиста. Приобрел его картину «Осенний день. Сокольники» за 100 рублей. Художнику 19 лет и он должен зарабатывать себе на жизнь. Поэтому он ежедневно писал картины для скупщика, малевал базарные пейзажи. И снова везение – знакомство с Саввой мамонтовым, который пригласил Левитана писать декорации совместно с В.Васнецовым к опере «Русалка» Даргомыжского. Премьера оперы прошла блестяще. За работу Левитан получил сумму достаточную для поездки в Крым. Он писал суровый Крым, и его 50 крымских этюдов составили ему успех в Москве. Он прославился как пейзажист. Несчастная любовь к молодой художнице Софье Кувшинниковой заставляет Левитана бежать от светской жизни и поселиться на Волге.

1880-е годы считаются самым лучшим и плодотворным периодом в творчестве художника. Он пишет «Вечер на Волге». Он пишет простор, волю и свободу, что соответствовало богатырскому размаху реки. Левитан «открыл», как все считают, этот заштатный волжский городок – Плес. Левитан пишет румяный вечер, реку, объятую закатом. Он пишет таинственную мирную старину. Пишет «Березовую рощу», и «После дождя. Плес», «Заросший пруд». Картина «Вечер. Золотой Плес» была изумительна. Тут все со всем переплетено – в неком золотом мареве купаются вода и небо. По берегу Волги стелется вечерний туман. Радость дня и грусть вечера словно переплетаются друг с другом. Эта красота молчалива и чиста.

Он уедет в Москву и вновь вместе с Кувшинниковой возвратится на Волгу. Ему теперь пишется легко и хорошо. Теперь это Юрьевец. Древний город старых легенд. Там он наткнулся на старый монастырь. Родилась картина «Тихая обитель» - многоголовая церковь утопает в зелени в закатных лучах. И все тут жизнерадостно.

Живописец Поленов рекомендовал его передвижникам – Левитан поехал в Петербург на торжественный обед Товарищества, где и был принят в его ряды. Он теперь постоянно участвует в ежегодных выставках передвижников.
На следующее лето Левитан вместе с Кувшинниковой поселяется на даче в Тверской губернии, в затишье. Там недалеко была запруда, окутанная легендой об утопленной дочери мельника. Все лето художник работает над картиной «У омута». А в 1892 году он живет в деревне Городок близ Болдина Нижегородской железной дороги. Там рождается картина «Владимирка» - картина о дороге печали, о дороге каторжников.

В марте 1894 года Левитан едет за границу – Вена, Ницца, Париж…Там он остро понимает, что «нет лучшей страны, чем Россия!» Вернется он домой осенью и будет много писать. Его полотна получаются светлыми – «Март», «Свежий ветер. Волга», «Золотая осень».

Вершинной пейзажной картиной стала левитановская «Весна – большая вода». В полой воде, затопившей деревья, избы, тихо покачивается пустая лодка, тянутся вверх, в немыслимую высь, ветки еще голых деревьев.

Менее чем за 25 лет Левитан написал около тысячи картин, этюдов, рисунков. Европейская известность приходит к Левитану 1897 году – его избирают членом мюнхенского «Сецессиона», на следующий год академиком живописи, приглашают руководить пейзажным классом в училище, которое когда-то сам закончил.
Левитан много работает, но его недуг (тяжелое заболевание сердца) становится все сильнее. В конце июля 1900 года сердце Левитана остановилось. На похороны из-за границы приехал Серов, а Нестеров в далеком Париже выстоял траурный пост у его работ на Международной выставке в Париже.

Исаак Ильич Левитан – русский художник. Родился 18 августа 1860года в местечке Кибарты, ныне Кибартай (Литва). Отец Левитана – учитель иностранных языков, переводчик. Семья художника жила очень бедно, тех грошей, что получал отец за уроки французского, едва хватало на пропитание. Однако, когда у детей появилось влечение к искусству, родители восприняли это с радостью и всячески им в этом помогали. В результате, сначала старший сын Авель, а потом и Исаак поступили в Московское училище живописи.

Начало карьеры предвещало быть светлым и удачным, но вскоре умирает его мать, а потом и отец от тифа. В семнадцать лет Исаак Левитан оказался на улице, нищенствовал и скитался. За неуплату его исключают из училища. Однако его друзья собирают нужную сумму, что бы он вернулся к занятиям. Вскоре, за преуспевание в искусстве, совет учителей решает освободить Левитана от уплаты и даже назначить ему небольшую стипендию, так как состояние живописца было поистине бедственным. Может быть именно такое отношение учителей помогло в становлении Левитана. Он не опустил руки, а продолжал писать прекрасные картины, которые теперь висят во всех самых знаменитых музеях мира.

В семнадцать лет Левитан стал учеником Василия Григорьевича Перова. Иногда к занятиям подключался друг Перова Саврасов. Оба учителя были художниками-передвижниками. Они сразу заприметили талантливого парня и взяли Левитана в свою мастерскую.

Несмотря на то, что Исаак долго бедствовал, скитался, голодал, порой ночевал где придётся - на чердаках и на улице, его картины оценивали многие ведущие художники того времени. Они восхищались его талантом, глубиной передаваемого образа, серьёзностью преподнесения живописи. Его картины начинают появляться на выставках.

Вырваться из нищеты ему помог театр. Он пишет декорации к операм и постановкам. Небольшие заработки помогли ему поехать в Крым. После того, как он привёз картины из Крыма то обрёл настоящую известность. Все картины раскупились за короткое время. Исаак Левитан за свою жизнь написал около тысячи картин. Был дружен с великими людьми его эпохи, но в 1896 году от болезни сердца Исаак Ильич Левитан – великий русский художник покинул этот мир, оставив после себя великое наследия русской культуры.

Берёзовая роща

Близ Бордигеры

Бурный день

Избушка на лугу

Лесные фиалки и незабудки

Лес зимой

Летний вечер. Река

Мостик. Славинская слобода

Над вечным покоем

На севере

Ненюфары

Осенний день. Сокольники

Осень. Охотник

Пчельник

После дождя. Плес

Тихая обитель

Тростник и кувшинки

Вечер на Волге

Вечерние тени

Вечерний звон

Вечер. Золотой плес

Весна. Большая вода

Ветхий дворик. Плес

Владимирка

Заросший пруд

Золотая осень

Золотая осень. Слободка

Источник http://art-assorty.ru/130-levitan-hudozhnik-kartiny.html