Кавказский пленник краткое читать. Л.Н

Почти каждый писатель-классик XIX века писал о Кавказе. Этот охваченный почти бесконечной войной (1817-1864) регион привлекал авторов своей красотой, непокорностью и экзотикой. Л.Н.Толстой не стал исключением и написал простой и жизненный рассказ «Кавказский пленник».

Л. Н. Толстой, ставший известным во всем мире после романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других, в 70-х годах 19 столетия отрекся от своего прошлого творчества, потому что его мировоззрение изменилось. Писатель разработал свое неохристианское учение, в соответствии с которым он решил переделывать себя путем «опрощения» жизни и своих будущих произведений. А более ранние литературные труды были написаны непонятно для народа, который был мерилом нравственности и производителем всех благ.

Решив писать по-новому, Толстой создает «Азбуку» (1871-1872) и «Новую Азбуку» (1874-1875), отличающиеся простотой, ясностью и силой языка. В первую книгу входил и «Кавказский пленник», основой для которого послужили впечатления самого автора, чуть не плененного горцами в 1853 году. В 1872 году рассказ был напечатан в журнале «Заря». Писатель высоко оценивал свое произведение, причисляя «Кавказского пленника» к «искусству, передающему самые простые житейские чувства, такие, которые доступны всем людям всего мира,- искусству всемирному».

Суть рассказа

Небогатый офицер Жилин, служащий на Кавказе, собирается домой, чтоб повидать мать и, возможно, жениться. Дорога была опасная, потому герой поехал вместе с обозом, медленно тащившимся под защитой солдат. Не выдержав жары, духоты и медленного движения, всадник уехал вперед. Прямо навстречу горцам, которые захватили его вместе с встретившимся сослуживцем Костылиным в плен.

Герои живут в сарае, днем закованные в колодки. Жилин делает местным детям игрушки, особенно это привлекает Дину, дочь их «хозяина». Девочка жалеет умельца, приносит ему лепешки. Жилин не может надеяться на выкуп, он решает сбежать через подкоп. Взяв с собой Костылина, он направляется к свободе, но товарищ, неповоротливый и тучный, сгубил весь план, пленников вернули. Условия стали хуже, их перевели в яму и колодки перестали снимать на ночь. С помощью Дины Жилин опять бежит, а вот его товарищ категорически отказывается. Беглец, несмотря на скованные колодками ноги, добрался до своих, а его приятеля позднее выкупили.

Характеристика главных героев

  1. Жилин – офицер из бедных дворян, в жизни привык надеяться только на себя, умеет делать все своими руками. Герой понимает, что из плена его никто не спасет: мать слишком бедна, сам он за службу ничего не накопил. Но он не падает духом, а охвачен деятельностью: роет подкоп, делает игрушки. Он наблюдателен, находчив, настойчив и терпелив – именно эти качества помогли ему освободиться. Мужчина не лишен благородства: он не может оставить своего товарища по службе, Костылина. Хотя последний бросил его при нападении горцев, из-за него не удался первый побег, Жилин не держит зла на «сокамерника».
  2. Костылин — знатный и богатый офицер, он надеется на деньги и влияние, поэтому в экстремальной ситуации оказывается ни на что не способным. Он изнеженный, слабый духом и телом, инертный человек. Подлость присуща этому герою, он бросил на произвол судьбы Жилина и при нападении, и когда не мог бежать из-за стертых ног (рана вовсе не большая), и когда не побежал второй раз (вероятно, думая о безнадежности предприятия). Вот почему этот трус долго гнил в яме в горном ауле и был выкуплен еле живой.

Главная мысль

Произведение действительно написано просто и даже его смысл лежит на поверхности. Основная идея рассказа «Кавказский пленник» – никогда не нужно сдаваться перед трудностями, нужно преодолевать их, а не ждать помощи от других, причем неважно, какие условия, выход можно найти всегда. По крайней мере, постараться.

Казалось бы, у кого больше шансов спастись из плена: у бедного Жилина или богатого Костылина? Конечно, у последнего. Однако первый обладает мужеством и силой воли, поэтому не ждет милости, выкупа, божественного вмешательства, а просто действует, как может. При этом не идет по головам, считая, что цель оправдывает средства, он и в сложной ситуации остается человеком. Главный герой близок к народу, у которого, по мнению автора, еще остались порядочность и благородство в душе, а не в родословной. Именно поэтому он и победил все враждебные обстоятельства.

Тематика

  • Многие вопросы затронуты в рассказе. Тема дружбы, искренней и настоящей со стороны Жилина и «дружбы по случаю» у Костылина. Если первый защищал второго, как самого себя, то последний бросил товарища на смерть.
  • Тема подвига также раскрывается в рассказе. Язык и описание событий естественные и житейские, ведь произведение для детей, поэтому подвиги Жилина описываются совершенно обыденно, но на самом деле кто будет защищать своего товарища в любой ситуации? Кто будет готов все отдать, чтобы освободиться? Кто добровольно откажется беспокоить старушку-мать непосильным для нее выкупом? Конечно, настоящий Герой. Для него подвиг – естественное состояние, потому он не гордится этим, а просто так живет.
  • Тема милосердия и сочувствия раскрыта в образе Дины. В отличие от «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, героиня Л.Н. Толстого спасла пленника не из любви, ей руководили более высокие чувства, она пожалела такого доброго и умелого человека, прониклась к нему чисто дружеской симпатией и уважением.
  • Проблематика

    • Кавказская война продолжалась почти полвека, немало русских полегло в ней. А ради чего? Л.Н. Толстой поднимает проблему бессмысленной и жестокой войны. Она выгодна только высшим кругам, простым людям совершенно не нужна и чужда. Жилин, выходец из народа, чувствует себя в горном ауле чужим, но не ощущает враждебности, ведь горцы просто жили себе спокойно, пока их не завоевали и не стали пытаться подчинить себе. Автор показывает в положительный характер «хозяина» Жилина Абдуллу, который нравится главному герою, и его сострадательную и добрую дочь Дину. Они не звери, не изверги, они такие же, как и их противники.
    • Проблема предательства в полной мере встает перед Жилиным. Его предает товарищ Костылин, из-за него они в плену, из-за него не сразу сбежали. Герой – человек с широкой душой, он великодушно прощает сослуживца, понимая, что не каждый человек способен быть сильным.

    Чему учит рассказ?

    Главный урок, который читатель может вынести из «Кавказского пленника» — никогда нельзя сдаваться. Даже если все против тебя, даже если кажется, что надежды нет, то когда-нибудь все изменится в лучшую сторону, если направлять все усилия для достижения своей цели. И пусть, к счастью, немногим знакома такая экстремальная ситуация, как у Жилина, у него стоит поучиться стойкости.

    Еще одна важная вещь, которой учит рассказ – война и национальная рознь бессмысленны. Эти явления могут быть выгодны безнравственным людям, имеющим власть, но нормальный человек должен стараться не допустить этого для себя, не быть шовинистом и националистом, потому что, несмотря на некоторые различия в ценностях и образе жизни, каждый из нас всегда и везде стремиться к одному – спокойствию, счастью и миру.

    Рассказ Л.Н. Толстого спустя почти 150 лет не потерял актуальности. Он написан просто и понятно, но это вовсе не отражается на его глубоком смысле. Поэтому это произведение обязательно к прочтению.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Кавказский пленник

Служил на Кавказе офицер Жилин. Пришло ему письмо от матери и он решил съездить в отпуск домой. Но по дороге его и еще одного русского офицера Костылина схватили татары (по вине Костылина, так как Костылин должен был прикрывать Жилина, но увидев татар начал убегать от них. Костылин предал Жилина). Татарин, который взял в плен русских офицеров продал их другому татарину. Их держали в кандалах в одном сарае.

Татары заставили офицеров написать письмо домой с требованием выкупа. Костылин написал, а Жилин специально написал другой адрес, так как знал, что выкупить его некому (старушка мама и так бедно жила). Жили они так целый месяц. К Жилину привязалась хозяйская дочка девочка Дина, она носила ему тайком лепешки и молоко, а он делала для нее кукулок. Жилин стал думать как им с Костылиным сбежать из плена, начал копать подкоп в сарае.

И однажды ночью они сбежали. Убежали в лес, но Костылин стал отставать и ныть, так как ему сапогами ноги натерло. И так из-за Костылина они далеко не нашли, их заметил один татарин, который проезжал по лесу. Он сказал хозяевам заложников и их быстро догнали с собаками. Пленникам надели кандалы и больше не снимали даже ночью, а также посадили их в другое место в яму аршин пяти. Но Жилин все равно не отчаялся. Все думал, как ему убежать. И спасла его Дина, она ночью принеслу длинную палку и спустила ее в яму, по ней и вылез Жилин наверх. А Костылин остался, не захотел убегать: испугался, да и сил не было.

Жилин отошел подальше от деревни и хотел снять колодку, но у него ничего не получилось. Дина дала ему в дорогу лепешек, а потом стала плакать, прощаясь с Жилиным: она к нему очень привязалась, так как он был очень добр с ней. И Жилин стал уходить все дальше и дальше, хоть колодка и очень мешала, когда силы закончились он полз, так он дополз до поля, за которым были уже свои русские. Но Жилин боялся, что его заметят татары, когда будет пересекать поле. Только подумал глядь: налево, на бугре, стоят трое татар, десятины на две. Увидали его, пустились к нему. Так сердце у него и оборвалось. Замахал руками, закричал что было духу своим: Братцы! Выручай! Братцы! Услыхали Жилина казаки (человек 15) и бросились наперерез татарам. Испугались татары не доезжаючи стали останавливаться. Так и спасли казаки Жилина. Рассказал им Жилин, как с ним все было, и говорит: Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя. И остался служить на Кавказе. А Костылина только еще через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли.

Пребывая в середине XIX века на Кавказе, Лев Николаевич Толстой стал участников опасного события, которое вдохновило его на написание «Кавказского пленника». Сопровождая обоз в крепость Грозную, они с товарищем попали в западню к чеченцам. Жизнь великого писателя спасло то, что горцы не хотели убивать его спутника, поэтому не стали стрелять. Толстому и его напарнику удалось доскакать до крепости, где их прикрыли казаки.

Ключевой идеей произведения является противопоставление оптимистичного и крепкого духом человека другому - вялому, безынициативному, ворчливому и жалостливому. Первый персонаж сохраняет мужество, честь, смелость и добивается освобождения из плена. Основной посыл: не стоит ни в коем случае сдаваться и опускать руки, безвыходные ситуации есть только для тех, кто не хочет действовать.

Анализ произведения

Сюжетная линия

События рассказа разворачиваются параллельно с Кавказской войной и повествуют об офицере Жилине, который в начале произведения по письменной просьбе матери выезжает с обозом, чтобы её навестить. В пути он встречается с другим офицером - Костылиным - и продолжает путь с ним. Встретив горцев, попутчик Жилина убегает, а главного героя пленят и продают богачу Абдул-Марату из горного села. Офицера-беглеца ловят позднее и пленников держат вместе в сарае.

Горцы стремятся получить выкуп за русских офицеров и заставляют их написать домой письма, однако Жилин пишет ложный адрес, чтобы мать, у которой не возможности собрать столько денег, ни о чем не узнала. Днем пленным позволяют гулять по аулу в колодках и главный герой делает для местных детей куклы, благодаря чему завоевывает расположение 13-летней Дины, дочери Абдул-Марата. Параллельно он планирует побег и готовит подкоп из сарая.

Узнав, что жители села тревожатся по поводу гибели одного из горцев в бою, офицеры решаются бежать. Они выходят через подкоп и идут в сторону русских позиций, однако горцы быстро обнаруживают и возвращают беглецов, бросив в яму. Теперь пленники вынуждены сидеть в колодках круглые сутки, однако Дина время от времени приносит Жилину баранину и лепешки. Костылин окончательно падает духом, начинает болеть.

В одну из ночей главный герой с помощью принесенной Диной длинной палки выбирается из ямы и прямо в колодках убегает через лес к русским. Костылин остается в плену до конца тех пор, пока горцы не получают за него выкуп.

Главные герои

Толстой обрисовал главного героя честным и авторитетным человеком, который с уважением и ответственностью относится к своим подчиненным, родным и даже тем, кто его пленил. Несмотря на строптивость и инициативность, он острожен, расчетлив и хладнокровен, обладает пытливым умом (ориентируется по звездам, учит язык горцев). Он обладает чувством собственного достоинства и требует у «татар» уважительного отношения к пленникам. Будучи мастером на все руки, он чинит ружья, часы и даже мастерит кукол.

Несмотря на подлость Костылина, из-за которого Иван попал в плен, он не держит зла и не винит соседа по заточению, планирует бежать вместе и не бросает того после первой почти удавшейся попытки. Жилин - герой, благородный по отношению к врагам и союзникам, который сохраняет человеческое лицо и честь даже в самых трудных и непреодолимых обстоятельствах.

Костылин - состоятельный, грузный и неуклюжий офицер, которого Толстой изображает слабым как в физическом, так и в моральном плане. Из-за его трусости и подлости герои попадают в плен и проваливают первую попытку бежать. Он смирно и беспрекословно принимает участь пленника, соглашается на любые условия содержания и даже не верит словам Жилина о том, что можно совершить побег. Целыми днями он жалуется на свое положение, сидит, бездействуя, и все сильнее «раскисает» от собственной жалости. В итоге Костылина настигает болезнь, и на момент второй попытки Жилина бежать он отказывается, говоря, что у него нет сил даже повернуться. Еле живым его привозят из плена спустя месяц после того, как приходит выкуп от родных.

Костылин в рассказе Льва Николаевича Толстого - отражение трусости, подлости и слабости воли. Это человек, не способный под гнетом обстоятельств проявить уважение к себе и, тем более, к окружающим. Он боится только за самого себя, не помышляя о риске и храбрых действия, из-за чего становится обузой для действующего и энергичного Жилина, продлевая совместное заточение.

Общий анализ

Один из самых известных рассказов Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» основан на сравнении двух крайне противоположных персонажей. Автор делает их антагонистами не только по характерам, но и даже по внешности:

  1. Жилин не высок, однако обладает большой силой и ловкостью, а Костылин - толстый, неуклюжий, грузный.
  2. Костылин богат, а Жилин, хоть и живет в достатке, не может (и не хочет) платить горцам выкуп.
  3. О строптивости Жилина и смирности его напарника в разговоре с главным героем говорит сам Абдул-Марат. Первый оптимист, с самого начала рассчитывает бежать, а второй говорит, что побег - это безрассудно, потому что им неизвестна местность.
  4. Костылин целями днями спит и ждет ответного письма, а Жилин рукодельничает, занимается починкой.
  5. Костылин бросает Жилина при их первой встрече и убегает к крепости, однако тот во время первой попытки побега тащит товарища с израненными ногами на себе.

Толстой выступает в своем рассказе носителем справедливости, рассказывая притчу о том, как судьба награждает инициативного и храброго человека спасением.

Важная мысль заложена и в названии произведения. Костылин является кавказским пленником в прямом смысле слова даже после выкупа, потому что не сделал ничего, чтобы заслужить свободу. Однако над Жилиным Толстой будто иронизирует - он проявил волю и вырвался из заточения, однако не покидает регион, потому что считает свою службу судьбой и долгом. Кавказ пленит не только русских офицеров, вынужденных воевать за родину, но и горцев, у которых тоже нет морального права отдать эту землю. В определенном смысле кавказскими пленниками здесь остаются все действующие лица, даже великодушная Дина, которой суждено и дальше жить в своем родном обществе.

Рассказы Толстого не менее богаты по содержанию, чем его романы, поэтому их также важно правильно конспектировать, чтобы не упустить ни одной важной детали из сюжета и запомнить все основные события. Так что краткий пересказ «Кавказского пленника» от «Литерагуру» — незаменимое подспорье в обучении, как и .

На Кавказе служил один барин по фамилии Жилин. В один из дней ему приходит письмо от матери, в котором она просит сына на время вернуться домой, она чувствует себя плохо и хочет напоследок повидаться с сыном. Также она сообщает, что приглядела для него невесту.

На Кавказе в то время шла война, и дороги были небезопасны. Жилин вместе с сопровождением солдат отправляется в путь. В дороге часто случались поломки, и Жилин решает ехать дальше одному, надеясь на своего верного коня. Вместе с ним поехал другой офицер - Костылин.

Как только двое отъехали от сопровождения, их тут же настигли татары. Костылин в испуге пустился наутек, Жилин не хотел даваться живым, потому что знал, как татары обращаются с пленными русскими. Его коня подстрелили, самого мужчину привезли в аул, надели колодку и бросили в сарай.

II глава

Жилин не спал всю ночь, на утро пришли татары, они не понимали по-русски, и мужчина жестами просил принести воды. Вошла маленькая худая девочка с кувшином, она испуганно смотрела на пленника, пока тот пил.

Жилина привели в дом, там переводчик объяснил офицеру, что его не отпустят, пока за него не отдадут выкуп. Татары требовали три тысячи, но герой, вспомнив о своей бедной матери, сказал, что готов отдать только пятьсот.

В дом привели второго пленного, им оказался Костылин, он не смог скрыться от татар. Жилину сказали, что тот уже отправил письмо с просьбой о выкупе. Жилин написал записку, но таким образом, чтобы та не дошла до получателя. Он был твердо намерен сбежать.

III глава

Костылин ждал, когда же за него пришлют выкуп. Жилин не терял времени даром: днём он осматривал окрестности аула, вечерами занимался рукоделием.

Многие татары хорошо отзывались о пленном русском: Жилин починил часы одному из жителей деревни, вылечил больного, девочкам сделал красивых кукол. Худенькая девочка, что в первый день приносила кувшин с водой, стала носить ему молоко. Звали её Дина.

IV глава

Целый месяц так прожил Жилин. Дина носила ему лепешки и молоко, некоторые из татар стали опасливо поглядывать на пленного, появились слухи, что солдат хотят убить, так и не дождавшись выкупа.

Жилин сделал небольшой подкоп в сарае, днём он уговорил мальчика, который должен был за ним приглядывать, подняться на гору. Он осмотрел окрестности аула и примерно представил, в какую из сторон двинуться.

V глава

Костылин испугался побега, но всё же согласился. Дворовая собака залаяла, когда пленные вылезли из-под сарая, но Жилин уже давно прикармливал пса, и тот быстро умолк.

Долго скитались пленники по ночному лесу, Костылин совсем обессилил, он содрал ноги в кровь и уже не мог двигаться. Жилин не готов был бросать товарища и понёс его на спине.

Услышали солдаты топот копыт, и в одно мгновение настигли их татары, повязали и отвезли обратно в аул. Там пленных били плётками, один из татар сказал Жилину, что если выкуп не придёт через неделю, то его с товарищем убьют. Пленных посадили в глубокую яму и кормили как собак.

VI глава

Последней надеждой Жилина была добрая девочка Дина. Он смастерил ей новых красивых кукол, но девочка боялась их брать, она жестами показывала мужчине, что его хотят убить. Тогда он попросил принести ему длинную палку, героиня помотала головой и убежала.

Жилин думал, что девочка струсила, но в одну из ночей в яму спустился длинный шест. Костылин наказал Жилину выбираться одному, ему было не справиться. Офицер с трудом с тяжелой колодкой на ноге поднялся вверх по шесту. Дина дала Жилину еды и долго плакала. «Кто тебе без меня кукол будет делать?» - сказал ей пленник, погладил девочку по голове и скрылся в лесу.

Жилин выбрался из леса и увидел вдалеке казаков, русских солдат. Герой обернулся, а за ним во весь опор уже мчались татары. Из последних сил мужчина бросился к своим с криком: «Братцы! Братцы!». Татары побоялись нарваться на русский кордон и остановились. Казаки тут же сняли с Жилина колодку, накормили и напоили. После этого он решил остаться на Кавказе: «Вот и домой съездил, женился! Нет, уж видно не судьба моя». Через месяц еле живой вернулся и Костылин, за него всё же прислали выкуп.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды подумав, Жилин «выправил отпуск» и собрался ехать домой. «На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин. Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае. Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло. Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Жилин начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Она тайно приносила ему еду. Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал. На дороге их поймали другие татары и отвезли к хозяину в аул. Их посадили в яму. Однажды Жилин попросил Дину принести ему длинную палку, и ночью Дина сбросила в яму длинный шест. Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот отказался. Офицер(Жилин) бежал из аула. Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» я прочитал с большим удовольствием. Я вообще люблю книжки о войне и о приключениях настоящих героев, а эта понравилась мне особенно. Автор описал события очень реалистично. Наверное, это удалось ему потому что он сам участвовал в войне, о которой рассказывает читателям.
Главных героев в произведении Толстого три. Это офицеры русской армии Жилин и Костылин, а еще девочка Дина – дочка татарина. События происходят в конце 19 века, когда Россия воевала с горцами на Кавказе.

Жилин – положительный герой. Он храбрый, сильный, честный, трудолюбивый, решительный и очень целеустремленный. Именно таким, я считаю, должен быть мужчина и настоящий солдат. «Но как же тогда этот воин оказался в плену?» - спросите вы. А во всем был виноват Костылин, из-за трусости которого товарищи попались татарам.
Этот Костылин совсем не похож на Жилина. С него вряд ли можно брать пример. Он ленивый, трусливый и безответственный – хочет, чтобы все за него делали другие люди. А еще Костылин вечно ноет и жалуется вместо того чтобы действовать.

Когда офицеры попали в плен, татары потребовали за них выкуп. Они хотели получить по пять тысяч за каждого. Костылин ждал, что за него дадут эти деньги и написал письмо родным. А вот Жилин – совсем другое дело. Он не собирался расстраивать больную маму и решил, что выберется из ловушки сам. А пока присматривался к татарам и даже сумел с ними подружиться.

Особенно понравился Жилин дочке его хозяина Дине. Она жалела офицера и носила ему покушать. Ее тоже можно отнести к положительным героям, ведь девочка очень рисковала, помогая пленнику.

Сочинение «Кавказский пленник»: 5 класс

И вот, свершилась первая попытка побега. Жилин не хотел бросать товарища одного и уговорил его тоже пойти. И опять из-за Костылина все провалилось! Ему натерла обувь и он отказывался идти дальше. Ныл и жаловался всю дорогу, пока Жилин не понес его на своей спине. И это притом, что был намного худее толстого друга! Из-за капризов Костылина уйти далеко не удалось, и солдат поймали татары. Это был самый волнительный для меня момент. Я очень переживал за Жилина, который столько всего сделал для побега… А теперь ему грозила верная смерть.

Офицеров вернул к тому же татарину. И девочка Дина опять стала их подкармливать. Условия были ужасные – намного хуже, чем в первый раз. И, наверное, если бы не ее забота, пленники бы умерли с голоду. А потом Дина помогла Жилину бежать снова. Она принесла ему высокий шест, и он смог выбраться из глубокой ямы. А Костылин от побега отказался. Он остался ждать выкуп.