К чаадаеву история создания кратко. А

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» - тема сегодняшней статьи. Стихотворение написано в 1818 году. Человек, к которому обращено послание, был одним из самых близких друзей поэта. Пушкин познакомился с П. Я. Чаадаевым еще во время пребывания в Царском Селе. В Петербурге их дружба не прекратилась. В 1821 году Чаадаев стал членом «Союза благоденствия» (тайного общества декабристов).

Но вскоре он все же оставил вольнолюбивые идеалы молодых лет. Главное, что хотел выразить в стихотворении «К Чаадаеву» Пушкин, тема, проходящая через него красной нитью, - это борьба с самодержавием, вольность, свобода. Послание получилось страстным, восторженным, темпераментным в вопросах политики, воодушевленным и даже пафосным. Сразу видно, что оно относится к раннему периоду творчества поэта. Однако наряду с элементами, характерными для здесь появляются серьезные ростки будущих зрелых произведений. Вообще, в произведении прослеживается сразу несколько мотивов. Позже они будут не раз в иных вариациях повторяться в творчестве поэта.

Александр Пушкин, «К Чаадаеву »: мотив славы

Во всей лирике, да, пожалуй, и во всей поэзии автора, он - самый устойчивый. Подсчитано, что в творчестве Пушкина существительное «слава» встречается около 500 раз в разных значениях. Конечно, дело не в количестве его употребления, но тем не менее. Всю жизнь, вплоть до написания «Памятника», Пушкин размышлял о том, что же такое слава: широкая известность, результат общепринятого мнения или же просто светские толки и слухи.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву»: мотив ложных надежд

Лирический герой послания обманывается в своих лучших мечтаниях и ожиданиях, однако он не предается отчаянию. Ведь такой «возвышающий обман», такое благородное заблуждение неизбежно в юности, связано с ее безудержными порывами. Под бременем лет они, конечно, рассеиваются, но свой след оставляют в каждой душе, и уж наверняка лучше темных и низких истин. Мотив обмана и ложных, несбывшихся надежд у Пушкина часто сравнивается со сном, что наталкивает на мысль о первых философских стихах Г. Р. Державина. Видимо, воспевать жизнь в блеклых цветах в 17 лет свойственно всем юным поэтам.

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву» : мотив политической свободы

Далее, с пессимистической ноты послание переходит в иную тональность, более мажорную, бодрую. Здесь автор в политическом контексте использует характерные для любовной огня, горения. В послании они передают накал чувств. С каждой строкой становится все более явственным политический контекст произведения. Под гнетом власти еще сильнее возлагается надежда и упование на то, что восторжествует свобода и победит справедливость. В политическом рабстве ожидание вольности становится еще нетерпеливее, еще слышнее голос Отчизны. В сознании поэта неразрывно слито служение Родине с борьбой против власти - несправедливой, угнетающей народ. Гражданский пафос послания все более усиливается от одного четверостишия к другому. Все чаще звучат политические слова. Тональность всего произведения определяет мотив вольности. Исключительно емкими в стихотворении делает слова «Отчизна», «честь», «свобода» А. С. Пушкин. «К Чаадаеву» - это призыв к товарищу посвятить всю свою жизнь такому святому делу, как освобождение Родины от самовластья. И за это память потомства будет ему более благодарной, чем за воспевание в стихах забав юности и тихих радостей жизни. Высоким воодушевлением и пафосом, чистой любовью к Родине и свободе исполнены и заключительные строки послания.

История создания. Стихотворение написано в 1818 году - в петербургский период творчества Пушкина. Оно получило широкую известность, особенно в декабристских кругах, и стало распространяться в списках. Именно за такие стихи Пушкина постигла опала - он оказался в южной ссылке. Много позже в 1829 году без ведома поэта это стихотворение в искаженном виде было опубликовано в альманахе «Северная звезда».

Стихотворение адресовано конкретному человеку: Петру Яковлевичу Чаадаеву (1794-1856), одному из близких друзей Пушкина еще с лицейских лет. Кроме этого стихотворения, к нему обращены послания Пушкина «Чаадаеву» (1821), «Чаадаеву» (1824). Поэта связывала с Чаадаевым многолетняя дружба: их обоих характеризовали свободолюбивые настроения, стремление к изменению жизни в России, нестандартность мышления. Чаадаев, как и многие лицейские друзья поэта, был членом тайного декабристского общества «Союз благоденствия», хотя впоследствии отдалился от этого движения, заняв свою весьма своеобразную позицию в вопросе о государственной власти и дальнейшей судьбе России, За публикацию «Философического письма», в котором были изложены эти взгляды, Чаадаев был объявлен правительством сумасшедшим - так самодержавие боролось с инакомыслием и свободолюбием. Не всегда позиции Пушкина, особенно в зрелые годы, совпадали с мыслями Чаадаева, но в 1818 году юный поэт видел в старшем друге человека, умудренного жизненным опытом, наделенного острым и порой саркастическим умом, а главное - свободолюбивыми идеалами, столь отвечающими настроению Пушкина.

Жанр и композиция.
Для лирики Пушкина характерно стремление к трансформации устоявшихся жанров. В данном стихотворении мы видим проявление такого новаторства: дружеское послание, обращенное к определенному человеку, перерастает в гражданское обращение ко всему поколению, которое включает и черты элегии. Обычно стихотворение в жанре послания адресуется либо другу, либо возлюбленной и по тематике относится к интимной лирике. Меняя адресата своего стихотворения, Пушкин создает новое по жанру произведение - гражданское послание. Вот почему в основе его построения лежит обращение к товарищам: «Товарищ, верь...», по стилистике близкое к гражданским политическим стихам времен Великой Французской революции. Но в то же время композиция стихотворения, построенная как теза - антитеза, подразумевает наличие контраста. Именно так развивается поэтическая мысль: от элегического начала, проникнутого настроением грусти и печали, через противительный союз «но» («Но в нас горит еще желанье...») первая элегическая часть соединяется со второй, совершенно иной по настроению, чувству и мысли: здесь превалирует гражданская тематика, обличительный настрой. А завершение стихотворения, подводящее итог развития поэтической мысли, звучит ярким мажорным аккордом: «Мой друг, отчизне посвятим / Души прекрасные порывы!»

Основные темы и идеи. Главная идея стихотворения - призыв к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам. С ней связана вера поэта в то, что свободолюбивые мечты будут реализованы, и «отчизна вспрянет ото сна». В концовке стихотворения звучит весьма редкая в творчестве Пушкина идея слома всей государственной системы, которая, по мысли поэта, произойдет в ближайшем будущем («И на обломках самовластья / Напишут наши имена!»). Поэт-государственник чаще призывал к постепенным преобразованиям, идущим прежде всего от самой власти, как в стихотворениях «Вольность» и «Деревня». Можно считать, что столь радикальная позиция автора в стихотворении «К Чаадаеву» - свидетельство юношеского максимализма и дань романтическим настроениям. Общий пафос стихотворения - гражданский, но в нем есть элементы романтического и элегического пафоса, особенно в первой части, что отражается в специфике ряда образов.

Впервые в этом стихотворении появляется характерное для дальнейшего творчества Пушкина соединение гражданской тематики с интимной - любовной и дружеской. В связи с этим поэт поднимает проблемы гражданского долга и политической свободы в соединении с вопросами индивидуальной свободы и частной жизни человека, что звучало в то время крайне необычно. Рассмотрим, как развивается поэтическая мысль. Начало проникнуто элегическими настроениями. Лирический герой, обращаясь к своему задушевному другу, с печалью вспоминает о том, что многие прежние его идеалы оказались «обманом», «сном»:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман.

Вся поэтическая лексика, вся образность первого четверостишия построена в стиле романтических элегий: тихий, нежил, сон, утренний туман. Что же осталось от дней уходящей юности? Нет уже ни любви, ни надежды. Но, кажется, в этой привычной триаде не хватает какого-то слова? Конечно, нет первого из слов этого устойчивого сочетания - «веры». Это ключевое слово еще появится в стихотворении - оно оставлено для заключительной, ударной концовки, чтобы придать ей характер особого, почти религиозного воодушевления и убежденности. Но переход от пессимистической тональности к мажорному звучанию происходит постепенно. Этот переход связан с образами горения, огня. Обычно уподобление страстного желания огню было характерно для любовной лирики. Пушкин вносит в мотив огня совсем иное звучание: оно связано с гражданским призывом, протестом против «гнета власти роковой»:

Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.

Далее следует столь неожиданное сравнение, что далеко не все даже близкие по образу мыслей и духу друзья-декабристы приняли его. Считалось, что сопоставление гражданской жизни с частной, соединение высоких патриотических мотивов с сентиментальными недопустимы. Но Пушкин в этом стихотворении избирает поистине новаторский ход: он соединяет в единый и неразрывный образ понятия «свобода» и «любовь». Тем самым он показывает, что свободолюбие и гражданские устремления так же естественны и присущи каждому человеку, как и самые интимные его чувства - дружба и любовь:

Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.

И тогда уже вполне логичен переход образа горения из области любовных чувств в сферу гражданских побуждений:

Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.

Теперь очевидно, что обращение к другу переросло в призыв к вере в идеалы свободы и возможность их достижения, адресованный всему молодому поколению России. Недаром в последнем четверостишии употреблено другое, более высокое слово - «друг» заменяется на «товарищ». А поэтический образ «звезды пленительного счастья», завершающий стихотворение, становится символом надежд на торжество идеалов гражданской свободы.

Художественное своеобразие. Послание «К Чаадаеву» написано излюбленным пушкинским размером - четырехстопным ямбом. Помимо жанрового новаторства, с которым связаны особенности развития авторской мысли и построения стихотворения, оно отличается необычной художественной образностью. Это отмеченное сравнение стремления к «вольности святой» и любви; метафорические образы «горения», эпитеты романтической окраски («под гнетом власти роковой», «минуты вольности святой»), метонимия высокого стиля («Россия вспрянет ото сна»). Особо следует подчеркнуть символический образ звезды - «звезда пленительного счастья», который вошел не только в русскую литературу, но и стал элементом сознания русского общества.

Значение произведения. Стихотворение стало этапным для творчества Пушкина, обозначив важнейшую для его поэзии тему свободы, а также ее особую интерпретацию. В истории русской литературы оно явилось началом традиции соединения гражданской, свободолюбивой и интимной тематики, что подтверждается творчеством Лермонтова, Некрасова, романистикой второй половины XIX века, а затем переходит к таким поэтам XX века, как Блок.

В русской поэзии первой трети XIX века распространенным жанром было дружеское послание. Популярность этого жанра во многом объяснялась относительно свободной формой выражения мыслей. Послание к другу напоминало непринужденную беседу, которая не ограничена строгими формальными рамками; часто это разговор на равных, обращение к читателю. Адресатом мог быть кто угодно: вполне реальное, близкое автору лицо или человек, с которым автор был лично знаком, им мог стать даже воображаемый герой.

Жанр послания возник в античные времена в творчестве Горация, после - Овидия, а затем пришел в европейскую литературу. В этом жанре писали М. Ломоносов и Д. Фонвизин , К. Батюшков и В. Жуковский. Послание часто бывает похоже на письмо, а так как наши соотечественники, жившие в XIX и ХХ веках, еще посылали близким и друзьям письма, то образцы лирических посланий можно встретить и в поэзии С. Есенина («Письмо матери» , «Письмо к женщине»), и в творчестве В. Маяковского («Письмо Татьяне Яковлевой» , «Письмо товарищу Кострову»).

Послание Александра Сергеевича Пушкина адресовано его лицейскому другу - Петру Яковлевичу Чаадаеву. Пушкин, уже живя в Петербурге и находясь в должности коллежского секретаря, часто приходил к своему товарищу на Мойку, в дом № 40. Он любил беседовать с Чаадаевым и старался не упускать возможности лишний раз повидаться с ним. У Чаадаева он учился независимости, достоинству, широкому взгляду на жизнь. Петр Яковлевич был последовательным защитником свободы: даже своих крепостных он отпустил на волю. Именно поэтому одно из лучших юношеских стихотворений Пушкина получило название «К Чаадаеву» .

Данное стихотворение по жанру с уверенностью можно отнести к дружескому посланию. Оно носит доверительный, более лирический характер. При этом глубоко личные мотивы сливаются в послании с возвышенными, патриотическими. Это настоящая лирика гражданского звучания, в ней звучит абсолютная убежденность в будущей свободе.

Сюжет послания «К Чаадаеву» развивает мысль о взрослении человека, прежде всего, гражданском. Начало стихотворения звучит удручающе: оказывается, «любовь, надежда, тихая слава» оказались всего лишь обманом. Юношеские мечты о славе и свободе при столкновении с реальностью обернулись сомнением. Неслучайно Пушкин сравнивает их со сном, с утренним туманом, которые имеют свойство рассеиваться в считанные секунды. Многие современники усматривали в этих строках отношение Пушкина к правлению Александра I, считавшего себя истинным либералом.

Вторая часть послания становится антитезой к первой, поэтому меняется ее звучание. Теперь герой «нетерпеливою душой» вслед за личными чувствами испытывает порывы свободолюбия. Они не менее пылкие, чем прежние, но теперь обращены не к собственной желаниям, а к нуждам своей родины. Для поэта такое обращение от частного к общему - вполне естественный шаг на пути взросления истинного гражданина и необходимое условие появления «вольности святой» . Герой уверен, что «Россия вспрянет ото сна» только тогда, когда проснется каждый искренне любящий ее гражданин.

Но при всей своей пылкости Пушкин прекрасно осознавал, что даже при неизбежности «пробуждения» человека и страны есть силы, препятствующие этому освобождению: «Гнет власти роковой» и «тяжесть самовластья» противостоят у него порывам «нетерпеливой души» . Поэтому лучшее время жизни, самую сильную и самостоятельную ее пору, по мнению юного поэта, надо «посвятить Отчизне» . Заслуженной наградой в этом случае станет громкая историческая слава, когда «на обломках самовластья напишут наши имена» .

Общественно-политическая лексика («честь» , «власть» , «гнет» , «отчизна» ), которой насыщено все стихотворение «К Чаадаеву», была характерна для ранней поэзии декабристов, особенно поэзии Рылеева. По этой причине стихотворение мало кому известного в 1818 году Александра Пушкина распространялось среди жителей Петербурга почти анонимно и только в 1829 году было напечатано в альманахе «Северная звезда» М. А. Бестужева в весьма искаженном виде. А режиссер Владимир Мотыль в 1975 году взял строчку из стихотворения - «Звезда пленительного счастья» - для названия своего фильма о трагической судьбе декабристов, вышедших в 1825 году на Сенатскую площадь.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, прозаик. В его творчестве присутствуют все литературные формы: драматические произведения и сказки, поэмы и элегии, оды и многое другое. Одно из известнейших творений автора - стихотворение «К Чаадаеву».

Оно было написано в 1818 году. В этот период широкое распространение, как литературное произведение получило дружеское послание, и данный труд писателя относится именно к этому жанру.

Оно адресовано лицейскому другу поэта – Петру Яковлевичу Чаадаеву и носит доверительный характер. Стихотворение относится к гражданской лирике, стиль – романтический.

«К Чаадаеву» написано в период членства Пушкина в сообществе литераторов «Зеленая лампа», где происходит распространение либеральных идей и критика Александровского режима, и, конечно, это наложило свой отпечаток на данное произведение. Несмотря на то, что жанр – дружеское послание, мотив дружбы неглавный. В стихотворение таковой является тема вольности и борьбы с самодержавием. Оно отражает взгляды и политические предпочтения автора. Главная идея данного творения - призыв, обращение к единомышленникам отойти от частных интересов и обратиться к гражданским проблемам, в этом труде звучит абсолютная убежденность будущей в свободе.

Композиционно стихотворение можно разделить на три части, которые построены на приеме антитезы, то есть противопоставления друг другу.

Сначала поэт анализирует, что было когда-то давно, говорит о прошлом, об юности, которая заключалась в любви, славе и надежде:

«Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил нас обман,

«Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой…»

И в заключении Пушкин рассказывает о будущем своего поколения, всех людей, взгляды которых совпадают в с мнением его самого:

«Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна…»

Композиция стихотворение кольцевая: и в начале, и в конце присутствуют мотиву пробуждения ото сна: «Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…», «Россия вспрянет ото сна…»

Прослеживается одна сюжетная линия, которая развивает мысль о гражданском взрослении человека.

Система образов стихотворения помогает автору лучше передать все свои чувства и эмоции читателю. Главный образ данного творения – лирический герой, который размышляет о своей судьбе, участи общества и России в целом. Его желание – служить на благо Родины, делать так, чтобы страна процветала. Это стремление сравнивается с чувством неугасающей любви. Здесь прослеживается автобиографическая черта, ведь Пушкин являлся одним из сторонников изменений уклада жизни и власти для того, чтобы государство развивалось и преуспевало.

Настроение стихотворения по ходу развития сюжета постоянно меняется. В начале преобладает минорный мотив, мечты, грезы героя разрушены жестокой реальностью, но как только начинается повествование о будущем, общий настрой произведения становится бодрым, появляется небольшая надежда на лучший исход событий.

«К Чаадаеву» написано четырехстопным ямбом, с использованием кольцевой и перекрестной рифмовки. Интонация в каждой части самостоятельная. Как таковой звукописи не прослеживается. Однако присутствует приемы аллитерации и ассонанса, то есть повторение одинаковые согласных и гласных звуков: «Недолго нежил нас обман», «Под гнетом власти роковой». Это придает произведению особую звуковую выразительность.

Стихотворение проникнуто большим количеством изобразительных средств, которые помогают яснее передать настроение и чувства автора. Это и сравнения («как сон, как утренний туман»), и метафоры («горит желанье», «свободою горим», «Россия воспрянет ото сна»), и эпитеты («тихой славы», «вольности святой»). Для данного произведения характерна общественно-политическая лексика: «Отчизна», «гнет», «власть», «честь».

Таким образом, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «К Чаадаеву» - это своеобразный призыв для всех граждан встать на защиту Родины, оберегать и прославлять Россию. Оно проникнуто любовью, искренней верой в счастливое будущее государства.

Юный лицеист А. Пушкин познакомился с Чаадаевым в 1816 году в доме Николая Михайловича Карамзина, известного русского историка и литератора. Петр Яковлевич Чаадаев был переведен в гусарский лейб-гвардейский полк в качестве адъютанта генерал адъютанта Васильчикова. Молодые люди быстро сошлись характерами. Более опытный и образованный, участвовавший в боях с французами, Чаадаев оказал влияние на нравственное и гражданское становление Пушкина.

– лишь одно из тех, которые поэт посвятил своему другу и единомышленнику. В нем он словно продолжает свой давний спор с другом. Стихотворение написано с юношеским максимализмом и романтическим настроением, от которых молодой поэт еще не успел избавиться, в обличие от своего более взрослого и опытного друга.

Целиком стихотворение при жизни поэта не печаталось, но оно очень быстро разошлось в списках. И каждый переписчик постарался что-то добавить от себя. Поэтому известно около 70 вариантов и разночтений этого произведения. Это стихотворение было признано вольнолюбивым, и относилось к запрещенным. О нем если и говорили, то в тесном кругу тайных обществ, возникших после Отечественной войны 1812 года. Стихотворение « К Чаадаеву» было одним из тех, за которые Пушкин попал в опалу у правительства и сослан на юг.

Не известна и точная дата написания этого произведения. Но пушкинисты считают, что оно было написано в 1818 году, и связывают его написание с речью Александра I на Польском Собрании, состоявшемся весной 1818 года. На этом сейме император говорил о возможности введения в России Конституционной монархии, но Пушкин не верил либеральным обещаниям царя.

Есть еще одна точка зрения, касающаяся даты написания этого произведения. Ее высказал историк и филолог В. В. Пугачев, который считает, что стихотворение было написано в 1820 году. Это был год наиболее оживленных споров между Пушкиным и Чаадаевым о свержении царизма. Чаадаев был против насилия, Пушкин призывал к революции. Этот же призыв в слегка завуалированной форме звучит в стихотворении. Именно поэтому оно стало гимном декабристов.

Впервые стихотворение было опубликовано в 1906 году. С момента написания до момента публикации на российском троне сменилось 4 императора. Автор стихотворение погиб на дуэли, а Петр Яковлевич Чаадаев за свои «философские письма» был объявлен сумасшедшим. Однако это не помешало ему продолжать публицистическую деятельность, участвовать в идеологических собраниях московских демократов. При жизни Чаадаева не публиковали, никому не хотелось оказаться на месте «Телескопа», в одном из номеров которого было опубликовано «Философское письмо», критиковавшее российскую действительность.