Инерция мышления. Боязнь перемен и косность мышления Основные закономерности и способы преодоления психологической ригидности и инертности

Косность – склонность к чему-либо привычному, неспособность воспринимать и поддерживать прогрессивные перемены, приверженность к отжившим традициям; отсталость и застой .

Косность – это неподвижный и закаменевший разум, не способный двигаться вперед. Она является первейшим врагом знания и жизненных перемен. Если в сознании с благостью ассоциируются горные реки, моря и океаны, то при осознании сути косности на ум приходит болото или кладбище, как у Михаила Ножкина: «А на кладбище так спокойненько, Ни врагов, ни друзей не видать, Все культурненько, все пристойненько – Исключительная благодать».

Косный человек тонет в жизненной рутине, наслаждаясь отсутствием перемен. Почему змею называют мудрой? Она держит голову прямо и, при этом, без труда огибает препятствия. Гибкое мышление – признак мудрости. Косное мышление атрофировано, застойно, консервативно, оно не способно гибко мыслить, принимать ответственные решения, впадает в ступор при необходимости принять новое решение. Все новое и неизведанное вызывает у косности страх.

Косность проявляется в любой форме знания. Дорого она обходится людям, когда мешает продвижению в жизнь медицинских открытий. Как показывает история медицины, новые лечебные методы и лекарственные препараты пробивают себе дорогу с большим трудом. Врачу, который прописывал при лихорадке хинин, грозило лишение диплома, а прививку от оспы парижский медицинский факультет в 1745 году назвал «легкомыслием, преступлением, средством магии». И поплатился. В мае 1774 года умер от оспы Людовик XV.

Причина косности в стремлении человека опираться на твердую почву, отталкиваться от чего-то прочного, ссылаться на какой-либо совершенный авторитет, какую-то веру. Поучителен в этом контексте горький пример надменных византийцев, которые застряли в своем развитии на учениях Аристотеля и Платона и не желали больше ничему учиться. Определенное время это сходило им с рук. Но в высокомерном самолюбовании они прозевали, когда соседи с более гибким мышлением двинулись дальше: сперва арабы, затем европейцы. Когда пропасть отставания стала очевидной, было уже поздно. Беда косности в недостатке чувства меры в своей привязанности к отдельным объектам и ситуациям внешнего мира. Не зная меры в своем предпочтении, она теряется в многогранном мире, не в силах идти по жизни, не придавая особой значимости отдельным обстоятельствам жизни.

Жил-был маленький ручеек, который добрался до края огромной пустыни. И услышал он голос: “Не бойся, теки дальше”. Но ручейку было страшно вторгаться в новые и неизведанные земли. Он боялся перемен. Конечно, ему хотелось стать более полноводным и жить более интересной жизнью, но вот рисковать и что-то менять в себе, было страшно. Но голос настаивал: “Если ты не решишься на этот шаг, то никогда не узнаешь, на что способен. Просто поверь, что и в новой жизни тебе будет хорошо. Успокойся и теки дальше”. И ручеек решил продолжить свой путь. Ему пришлось нелегко. В пустыне становилось все жарче, и в конце концов вся вода в ручейке испарилась. Капельки его воды, поднявшиеся в воздух, превратились в облака, которые ветер нес над пустыней несколько дней, пока они не добрались до моря. Там облака пролились дождем. Жизнь ручейка стала теперь прекраснее, чем он мог мечтать. Уносясь вдаль по морским волнам, он с улыбкой думал: “Моя жизнь неоднократно менялась, но только теперь я стал самим собой“.

Как утверждал Гераклит: «Все течет, все изменяется». Вот только не уточнил к лучшему или худшему. Но это и не столь важно. Хотим мы того или нет, основой нашей жизни являются перемены. Как говорится, единственное, что в мире постоянно, так это перемены. Ритм нашей жизни проявляется в переменах. Любые перемены дискомфортны. Мы желаем перемен к лучшему, но и побаиваемся. Есть даже страх перемен. Чего мы опасаемся? Опасаемся, что придется изменять себя, свои устоявшиеся убеждения, привычки. Все может пойти наперекосяк, возможны беспорядок и дезорганизация. Мы слышим хорошо известные строки «Не стоит прогибаться под изменчивый мир, Пусть лучше он прогнется под нас». Но мир не спешит нам кланяться. Менять привычки – дело хлопотное. Еще более пугает, что раз изменится жизнь, значит, и мы должны соответствовать новой жизни. Вас назначили на новую должность или вы сорвали крупный выигрыш. Что вы первоначально чувствуете? Конечно, радость, но и испытываете дискомфорт. Мы хотим, чтобы что-нибудь произошло, но и страшимся, как бы из этого ничего не вышло.

Если нежелательные перемены без стука ввалились в вашу жизнь, надо признать некомфортную для нас правду. Но мы порой отсиживаемся в «окопах» жизни пока «танк» перемен не начинает нас утюжить. Между тем раз подул ветер таких перемен, надо не прятаться от ветра, а строить ветряную станцию. Мы должны принять истину, что какая-то часть нашего «программного обеспечения» подсознания устарела и не соответствует требованиям жизни. Вирусные файлы нашего подсознания являются единственным виновником всех наших бед и неурядиц. Возьмите всю ответственность за свою жизнь на себя. За все, что происходит в вашей жизни, отвечаем только мы. Не нужно кивать на кризис, козни судьбы, интриги и вероломство окружающих. Любопытно что, в китайском языке слово кризис состоит из двух иероглифов: один обозначает опасность (бездна, пропасть), второй - возможность. Китайцы правы: нет проблем – есть новые возможности. Жизнь, как зебра: полоса белая, полоса черная. Счастье сменяется страданием, а затем опять счастьем. Поменяйте ограничивающие установки подсознания, и жизнь изменится к лучшему. Наш теперешний уровень сознания стал спущенным колесом на жизненном пути. Никуда не поедите, пока не поменяете колесо. «Чтобы извлечь из жизни максимум, человек должен уметь изменяться. К сожалению, человек изменяется с большим трудом, и изменения эти происходят очень медленно. Многие тратят на это годы. Самым трудным является по-настоящему захотеть измениться», – писал Карлос Кастанеда.

«Новым колесом» для нас станут позитивные утверждения, которые постепенно сотрут с памяти подсознания наши негативные установки. К примеру, наша старая установка: «Все пропало. Ничего нельзя исправить». Пессимистичная, надо сказать, установка. Чем отличается оптимист от пессимиста? – Пессимист говорит: «Хуже не бывает».- А оптимист говорит: «Бывает, бывает и еще хуже». Старую установку меняем на новую: «Я допускаю в свою жизнь только любовь, радость и процветание». Другие примеры: старая установка: «Я боюсь перемен». Новая: «Я радостно расту как личность вместе с переменами». Старая установка: «Перемены внесут дискомфорт в мою жизнь». Новая: «Я с радостью принимаю перемены как вестники всего лучшего в моей судьбе». Старая установка: «Нежданные перемены лишают меня покоя и душевного равновесия». Новая: «Я спокойно и взвешенно принимаю перемены». Старая установка: «С переменами мое финансовое состояние пошатнется. Мне не на что будет кормить семью». Новая: «Я и успех – близнецы-братья. Мое финансовое благополучие всегда со мной». Если отжившие установки будут подавать признаки жизни, следовательно, мы не удалили их из подсознания.

Неожиданные перемены не случайность в нашей жизни. Они внутри нас дожидаются внешней команды для начала действовать. Перемены в нашей жизни как позитивные, так и негативные есть следствие причин нашего мышления, а, следовательно, действий в реальной действительности. «Нарыв» созревал пока мы малодушно прятались за неосознанность своего положения. Станислав Ежи Лец справедливо подметил: «К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация». Это утверждение справедливо как для целых государств, так и для отдельной личности. Если мы не произведем прогрессивные реформы своего подсознания, жизнь принудительно заставит нас реформироваться. Измените себя, иначе жизнь жестоким образом начнет изменять вас.

Если вам невдомек с чего начать в изменении своей судьбы, начните с изменения своих привычек. На приобретение новой привычки у вас уйдет чуть меньше месяца. Новые привычки изменят ваш характер, а характер, как известно, это судьба. Делайте каждый день что-нибудь по-новому, какие-то мелкие действия: проснитесь вместе с солнцем, поменяйте маршрут на работу, улыбайтесь коллегам. Делайте все, что придет вам в голову. При этом определите, какие ваши действия результативны и делайте их больше. Исключите не результативные действия. Со временем ваши новые действия станут автоматическими. Вы начнете изменяться и сделаете шаг навстречу переменам.

Пытливый ум воспримет перемены. Но зачастую мы противимся переменам и пытаемся повторно воссоздать ситуацию, которая нам не нравилась. К примеру, жили с алкоголиком и поменяли «шило на мыло». Или потеряли нелюбимую работу, но с маниакальным упрямством ищите подобную. Но процесс личностного роста обязывает покинуть зону прошлого и перейти в новое качество. Успех будет вам сопутствовать, если вы готовы к испытаниям для перехода к лучшим условиям своей жизни. Резкий поворот в подсознании произойдет тогда, когда вы вместо слов «попробую», «возможно ли» начнете применять слово «как». «Как это сделать?» резко отличается от «возможно ли это сделать?». В слове «как» звучит решительность и отметается невозможность вашего намерения.

В переменах важно увидеть ростки нового развития — новых людей, новые идеи и порядки. Нужно не плыть против течения, цепляясь за старые отжившие представления, а попасть в струю перемен. Надо понимать, что новое не насаждается в вашу жизнь извне, а как бы произрастает само – проламывает асфальт. Если перемен избежать нельзя, постарайтесь извлечь из них пользу. Принимайте перемены с легким сердцем.

Будьте мудры, как змеи и просты как голуби

ВЫ не задумывались, дорогие друзья, почему змею называют мудрой?

По разным причинам и одна из них: при своем движении она максимально объективна, что позволяет без труда огибать препятствия. Вот бы нам приобрести такую гибкость, ну хотя бы гибкость мышления 🙂

Как-то в один солнечный денек разговорились пара чаек и сотня моллюсков, прилипших к корпусу рыболовецкого судна.

Чайки, скользя по водной глади, воодушевленно делились впечатлениями о том, как разнообразна жизнь и как приятно наслаждаться этим разнообразием. Ракушки-прилипалы подозрительно переглядывались и между собой усмехались, типа, во заливают.

А чайки не то чтобы хвастались, они безо всяких стремлений убедить делились своей радостью и благодарностью за чудное мироустройство.

- Как здорово, что есть ветер! Удивительно, где он зарождается и куда перемещается? Этот же поток воздуха поднимает птиц высоко-высоко, смотря откуда даже огромные суда уменьшаются до черных пятен. И этот же ветер позволяет нам летать низко-низко, едва не касаясь водной глади. Он же вздымает огромнейшие волны и он же способен нежно перемещать облака, создавая живописные сumulonimbus capillatus.

- Какой еще capillatus… Мы не на столько глупы и доверчивы, чтобы поверить в эти россказни. Мы прожили дольше вас и проплыли сотни километров. Никакой ветер мы не видели да и видеть не хотим…

Гибкость мышления. О чем это мы

Попробуйте грамотно воспитать сына и вы поймете, что это требует большую гибкость мышления, чем для управления государством **Из невысказанного Марией

Давайте, друзья, снова начнем с определений.

Гибкость мышления определяется как способность человека к быстрому и легкому поиску новых стратегий решения. Это некое умение свободно распоряжаться исходным материалом, устанавливать ассоциативные связи и видеть ситуацию в развитии: раскладывать ее на составляющие, перераспределять.

Она подразумевает готовность взглянуть на задачу под иным углом и суметь спрогнозировать возможные варианты исхода того или иного решения. Такой образ мышления способствует многоуровневому познанию и всестороннему пониманию, отличная основа для .

Чтобы стало понятнее, что такое гибкость мышления приведу пример противоположного понятия: умственная ригидность и инертность.

Заторможенность и неповоротливость мыслительных процессов, ярко выражающаяся в скованности и затрудненности при переключения с одного вида деятельности на другой. Неповоротливость и косность мысли мешает людям грамотно и рационально соотносить общие правила и исключения из них.

Не секрет, что 80% из всего, что мы делаем в будничные дни обусловлено нашими привычками. Потому нам порой трудно спокойно реагировать на возникающее вне пределах наших привычек. Мы удивляемся, возмущаемся, раздражаемся, гневаемся вплоть до атакующей агрессии.

Кто-то при появлении сторонних новых идей, людей, методов, подходов занимает “тихую” позицию. Так зарождается ксенофобия и подобные ей болячки, например, предубежденность, хроническая тяга к нелепому приписыванию и сплетням.

Гибкость мышления vs косности

Большая часть столкновений в отношениях объясняется косностью мышления, но люди предпочитают другие объяснения **Переживший нокаут

Гибкость мышления помогает избегать агрессивной конфронтации. Сговорчивость и дипломатичность в спорной ситуации — свидетельство гибкости — способны настроить оппонентов на миролюбивый лад.

А как вы поясните этот темный термин “косность мышления”? Что до меня, так это, друзья, неподвижный и закаменевший разум, не способный двигаться вперед. Она первейший враг знания и жизненных перемен.

Косное мышление атрофировано, застойно, консервативно, оно впадает в ступор при необходимости принять новое решение. Все новое и неизведанное вызывает у косности страх.

Противостояние косности и гибкости в мышлении ведется не одно тысячелетие. Вспомним лишь восемнадцатый век, когда врачу, прописывающему при лихорадке хинин, грозили лишением диплома. А прививку от оспы парижский медицинский факультет характеризовал как «легкомыслие”, “преступление”, и даже “средство магии”.

Косный человек утопает в жизненной рутине, наслаждаясь отсутствием перемен. Беда косности в недостатке чувства меры в своей привязанности к рефлекторным привычкам, отдельным объектам и ситуациям. Игнорируя основополагающие принципы, не зная меры в своем предпочтении, она попросту теряется в многогранном мире.

Хотим мы того или нет, основой нашей жизни являются перемены. Даже весь организм человека на клеточном уровне много раз обновляется за свою жизнедеятельность. И порой такое обновление приносит дискомфорт. Скажите, друзья, станет ли мудрый человек сопротивляться такому обновлению?

Все хотят перемен, но все боятся как бы чего не случилось **Витебский Аист

Почему мы гневаемся и кричим? Чаще всего из-за страха. Мы опасаемся, что придется изменять себя, свои устоявшиеся убеждения и привычки. Ведь тогда может обнаружиться ошибочность всего того жизненного пути, который уже пройден. Нас страшит чужой укор в нашей несостоятельности.

Если неожиданные перемены без стука ввалились в нашу жизнь, надо просто признать не комфортную для нас правду. Но мы порой отсиживаемся в «окопах» жизни пока «танк» перемен не начнет нас утюжить. И сидим до последнего, когда второе дыхание уже на исходе, а помощи все еще не видно.

Предположим, на автомобильной трассе мы пробили колесо. Что будем делать? Менять колесо. Неужели менять? Неужели перемены?

А что если старые ограничивающие установки подвели, что если теперешний уровень сознания “прокололся” и вынуждает нас включить “аварийку” и съехать с трассы?

К тому, кто не проводит реформ, постучит Реформация **С. Ежи Лец

Как развивается гибкость мышления

Если вы, дорогие друзья, загорелись желанием добавить своему мышлению гибкости, начните с небольшого: с изменения своих привычек. Дайте новому три недельки и оно заменит старое.

Делайте каждый день что-нибудь по-новому, какие-то мелкие действия: сделайте наконец-то зарядку, приветствуйте коллег пожеланием доброго утра, с улыбкой покидайте рабочее место.

Со временем ваши новые действия станут автоматическими. Вы начнете изменяться и сделаете шаг навстречу переменам.

Второй момент, на который надо обратить внимание — пересмотреть некоторые свои принципы и убеждения. Или вы думаете, что привитое нам в 10 лет не нуждается в обновлении в 30?

Не страшитесь вопросов “почему” и “каким образом”. Фундаментальная истина от них не пострадает. Она даже любит, когда в ней периодически удостоверяются.

Очистите свой путь от окаменелых догм. Приготовьте его для свежего опыта, несущего новые подарки.

Третий момент. Грамотно используйте воспоминания. Как окрыленность от былых побед, так и самобичевание за прошлые поражения сужают горизонты. Лучше сосредоточивайтесь на сегодняшнем дне, точнее, на деталях сегодняшнего дня.

Лучше видеть глазами, чем бродить душою **Царь Соломон

Упражняйтесь. Развивая гибкость мышления , разрывайте в своем сознании временные связи. К примеру, представьте серьезный диалог компании людей из разных эпох. “Пригласите” поучаствовать в нем людей, живших до нашей эры.

Пробуйте менять привычные пространственные связи. К примеру, представьте травинку-авторучку или вилку-расческу.

Мысленно смените привычные функциональные связи. К примеру, коттедж, возникший в пустыне без строителей (для эволюционистов это плевое дело 🙂).

Пробуйте мысленно синтезировать объекты. К примеру, придумайте ответ на загадку “лежит между грядками и шевелит пятками”. Не получается? Ну как же… Это межгрядочный пяткошевелитель.

Суть всех упражнений заключается в выборе непривычного и нестандартного. Если вы успешно поупражнялись, можете оценить гибкость своего мышления , пройдя тест

Используйте 3 минуты для составления слов. Чем больше существительных, тем лучше. При результате больше 26 слов, можете дальше статью не дочитывать. Гибкости вашего мышления можно позавидовать 😀

Ну, а при меньшем результате настраивайте себя на открытость всему новому, новым переживаниям, впечатлениям, опыту. Кто-то из мудрых мира сего говаривал, что движение — это жизнь. Тот, кто подвижен, в том больше жизни и у того всегда острый ум и гибкое мышление . Так что, дорогие друзья, больше жизни.

Как тело без духа мертво, так и мышление без движения мертво **Позитивная психология отношений

Не надо бояться метаморфозы. Необходимо в переменах видеть ростки развития. Новое не просто насаждается в вашу жизнь извне, оно как бы произрастает изнутри, проламывая «асфальт». Принимайте перемены с легким сердцем.

Ваша гибкость мышления — следствие вашей природной счастливой живости

Профессор Уильям Росс Эшби
Считает мозг негибкой системой.
Профессор, наверное, прав.
Давид Самойлов

Привычные оковы стереотипа

В сказке Корнея Чуковского «Мойдодыр» есть радостный момент, когда «грамматика пустилась с арифметикой плясать». Совместный танец грамматики и арифметики дает возможность создавать интересные задачи по русскому языку, основанные на счете грамматических элементов. Например: надо произвести некоторые подсчеты на материале сложных предложений, состоящих из простых нераспространенных предложений, разделенных запятыми (типа «Мчатся тучи, вьются тучи...»). Давайте попробуем решить несколько таких задач. Ответы будут помещены ниже.

1. Сколько простых предложений будет в сложном предложении, в котором три запятых?

2. Сколько запятых будет в сложном предложении, в котором четыре предложения?

3. Сколько простых предложений будет в сложном предложении, в котором пять запятых?

4. Сколько запятых будет в сложном предложении, в котором шесть предложений?

Ответы: 1) четыре, 2) три, 3) шесть, 4) пять.

Не каждый школьник может решить эти простенькие задачки единым духом. Многие запнутся разочек-другой. Почему? В чем трудность этих задач, требующих столь несложных математических выкладок? В том, что при переходе от одной задачи к другой надо резко менять ход мысли на противоположный. Если бы задачи были однотипными, дети бы щелкали их, как орешки, но когда в задаче чего-то на единицу больше, а в следующей - на единицу меньше и в одной надо складывать, а в другой вычитать, возникает трудность поворота мысли на сто восемьдесят градусов. И тут оказывается, что наша мысль не очень-то поворотлива.

Негибкость, инертность, косность мыслительных процессов весьма характерны для мышления школьников. Чем моложе школьник по возрасту, чем менее он развит умственно, тем отчетливее видно в его умственной работе действие этих отрицательных сил.

Инертность мышления проявляется во всех областях деятельности школьников. Она приводит к образованию шаблонов мысли, к стереотипности действий, к стремлению действовать уже закрепившимся способом, несмотря на изменение условий работы. Если школьникам после нескольких примеров на сложение дать один пример на вычитание, некоторые из них оказываются не в состоянии быстро перестроить действие и продолжают складывать, как будто бы не замечая перемены знака.

Инертность мышления приводит к тому, что ученики, пришедшие к ошибкам или неверным выводам, при попытке исправить свою работу возвращаются к тем же рассуждениям, которые уже привели к неудаче.

Инертность мышления тормозит письменную речь школьников: нужные слова всплывают в сознании медленно, с большими затруднениями, слова, уже найденные, назойливо повторяются, ибо инертность противостоит гибкому и подвижному отбору слов. Эта же инертность проявляется в однообразии и шаблонности формулировок, которыми оперируют дети (и только ли дети?).

Не верь глазам своим

Инертность сказывается и на действиях со зрительными образами: надо, например, мысленно наложить один треугольник на другой, а он не накладывается: зрительный образ «не хочет» двигаться. Все это иногда приводит к тому, что школьник, хорошо что-то выучивший, утверждает выученное, даже если видит своими глазами, что это совсем не так. Например, зная, что насекомоопыляемые растения имеют яркий цвет и сильный запах, некоторые школьники утверждают и то, и другое даже о таких растениях, как липа или тюльпан. Конечно, они видят, что у липы нет ярких цветов, а тюльпан не имеет сильного запаха, но они так учили и перестроить свои суждения зачастую уже не могут.

Высокой степенью инертности обладают суждения детей, связанные с наглядно воспринимаемыми внешними признаками. Именно из-за этой инертности одним из самых трудных живых существ оказывается для младших школьников «чудо-юдо-рыба-кит». Причислив кита или дельфина по внешним признакам к рыбам, ребенок испытывает значительные затруднения, когда ему надо понять, что эти животные - млекопитающие. Нередко все объяснения учителя, что кит дышит воздухом и выкармливает детенышей молоком, не оказывают должного воздействия на детей, которые не могут преодолеть «давления» внешних наглядных признаков и упорно продолжают утверждать, что кит - рыба.

Слабость на поворотах

Инертность мышления мешает не только видеть. Она мешает способности действовать в тех случаях, когда способы действий должны гибко варьироваться.

В. А. Крутецкий описывает трудности, которые испытывают школьники со средними способностями к математике при необходимости переключиться на новый способ решения математической задачи: «Попытки, которые они в этом отношении предпринимали, ясно показывали сковывающее влияние ранее найденного способа - мысль их обычно то и дело возвращалась к уже найденной схеме. Как заявил один из учеников... (ученик со способностями выше средних. - В. Р., С. Б.), труднее всего при решении задачи отделаться от навязчивого или неудачного способа решения. Чувствую свою слабость на поворотах». «Что касается неспособных, то найденное решение отрезало у них всякую возможность переключиться на новый способ действий. Они испытывали большие трудности при попытке переключиться с одного плана мышления в другой, от одной умственной операции к другой. И столь же затруднительным было для них переключение от трудного к легкому способу» 1 .

Трудности перестройки деятельности могут возникнуть при самых, на наш взгляд, несущественных изменениях условий: при изменении положения треугольника в пространстве, при переходе от работы с картой одного масштаба к работе с картой другого масштаба и т. п.

Трудности перестройки действий, переключения с одного способа действий на другой возникают не только тогда, когда старый способ был легкий, а новый более труден.

И там, где новый путь легче, эти трудности в полной мере дают себя знать.

Вообще, неумение отказаться от стереотипов - результат дефицита поисковой активности и страха перед поиском.

Негибкое, инертное мышление не может правильно отражать внешний мир: в мире нет застывших, неподвижных явлений, все существующее меняется, развивается, несет в себе противоречия, переходит в свою противоположность. Об этом удивительно красиво сказал чилийский поэт Пабло Неруда:

Не люблю и люблю, так и знай.

Жизнь - она ведь и то, и другое,

Слово - это крыло тишины,

И огонь непонятен без стужи.

Не умея себе сказать, что жизнь или что-то в жизни - и то, и другое и сегодня это уже не то, что вчера, человек с инертным мышлением неизбежно приходит к неверным оценкам явлений, а нередко и к конфликтам, вызванным этими неверными оценками. Так, инертно мыслящий учитель, оценив однажды (может быть, вполне справедливо) какого-нибудь ученика как слабого, в дальнейшем не замечает его роста, продолжает по привычке (уже несправедливо!) оценивать его ответы невысокими баллами и тем самым, без дурных намерений и не питая к школьнику никакой вражды, тормозит или совсем подавляет этот рост вместо того чтобы поддержать его.

Драма идей

Негибкость мысли, стремление избежать ломки или перестройки сложившихся стереотипов мышления - одна из сильно действующих отрицательных сил в развитии науки. Нередко авторы научных теорий оказываются слепы и глухи, а то и враждебны ко всему, что не вписывается в рамки этих теорий, потому что пересмотр сложившихся представлений был бы слишком труден для них.

Интересный пример отрицательного отношения к неизвестному до сих пор науке факту - описанная Чарлзом Дарвином беседа с профессором геологии Седжвиком. Дарвин рассказал Седжвику, что один из рабочих нашел в разработках гравия близ Шрусбери большую стертую тропическую раковину. Седжвик возразил, что раковина, вероятно, была выброшена кем-нибудь в яму. Затем он добавил, что если бы она естественным образом залегала в этих пластах, это было величайшим несчастьем для геологии, так как опрокинуло бы все сложившиеся представления о поверхностных отложениях в этом районе.

Возможно, что профессор Седжвик был прав, но Дарвин был крайне удивлен тем, что Седжвик не заинтересовался таким удивительным фактом, как находка тропической раковины близ самой поверхности земли в центре Англии. 2

Величайшие научные открытия, резко противоречившие привычным, сложившимся представлениям, входили в жизнь с огромным трудом, преодолевая немалое сопротивление ученых и неученых современников.

Яростное неприятие гелиоцентрической картины мира, созданной Коперником; издевательское отношение мaтематика Остроградского к открытой Лобачевским неевклидовой геометрии; обвинение в противоречии основным законам природы - в адрес автора теории относительности, наконец, неприятие самим Эйнштейном вероятностного истолкования процессов в микромире - классические примеры инертности мышления в мире науки.

От проявлений инертности, косности мышления не застрахованы даже самые великие умы. Видя далеко вперед в своей области исследований, они могут оказаться невосприимчивыми к тому, что оказывается вне этой области. Утрачивая с возрастом гибкость ума и «открытость» к новому, они готовы скорее возражать и опровергать, чем понимать и принимать. В этой связи один из физиков мрачно заметил:

«Новое в науке побеждает не потому, что стариков удается переубедить, а потому, что они умирают» 3 .

Однако далеко не все выдающиеся (и не выдающиеся) мыслители оказывались в плену у собственных мыслей. Наука знает и ученых, «свободных от самих себя».

Так, Чарлз Дарвин в течение всей своей научной деятельности стремился к свободе от сковывающего воздействия собственных теорий. «Я неизменно старался сохранять свободу мысли, достаточную для того, чтобы отказаться от любой, самой излюбленной гипотезы... как только окажется, что факты противоречат ей. Да у меня и не было другого выбора, и именно таким образом мне приходилось действовать, ибо... я не могу вспомнить ни единой первоначально составленной мной гипотезы, которая не бала бы через некоторое время отвергнута или сильно изменена мною» 4 .

Об этом же свойстве своего ума писал «отец кибернетики» Норберт Винер: «Я живо воспринимал новые идеи, но расставался с ними без сожаления» 5 .

Инертность мышления в искусстве приводит к однообразию, в крайних проявлениях - к созданию штампов. Это происходит в тех случаях, когда художник оказывается в плену у однажды найденного приема или образа и повторяет его в дальнейшей работе без необходимости. Так, если в одном спектакле действующие лица произносят свои реплики, высовываясь из портретных рам, это воспринимается как интересная режиссерская находка; если рамы появляются в следующем спектакле, они оставляют зрителя равнодушным. Третья встреча с персонажами, говорящими из рам, вызывает раздражение, на четвертый спектакль в этот театр идти уже не хочется. Гораздо интереснее следить за работой режиссеров, свободных от самих себя, не повторяющихся.

Примером свободы художника от самого себя, отсутствия скованности предыдущим опытом может служить творчество американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери, автора целого ряда рассказов о полетах на Марс. В каждом из этих рассказов Марс совершенно новый, ничем не напоминающий Марс из предыдущего рассказа.

О свободе творческого ума от самого себя великолепно писал английский поэт Редьярд Киплинг:

Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

И мыслить, мысли не обожествив.

Туда и обратно

Однако вернемся к умственной работе школьников. С наибольшей остротой трудности ломки и перестройки стереотипов мышления проявляются там, где возникает необходимость перехода от прямого способа действий к обратному.

Значительные трудности перестройки действий с прямого способа на обратный, «крутого» поворота мысли от движения в одном направлении к движению в обратном направлении подробно описаны на материале математики В. А. Крутецким:

«Средние ученики в подавляющем большинстве случаев без специальных упражнений сразу не справлялись с решением упомянутых задач. Они, правда, в большинстве случаев (примерно в 60%) опознавали данную им обратную задачу как обратную, но делали это не очень уверенно.

Решение обратной задачи сразу после прямой явно сковывало мысль и действия испытуемых - первая задача оказывала тормозящее влияние. Вместе с тем обратная задача, предъявленная независимо от прямой, решалась гораздо более уверенно.

Что касается неспособных учеников, то во второй предъявленной им задаче они видели обратную только в простейших случаях, в частности, когда это была та же самая, но трансформированная из прямой в обратную задача...

Обратная задача, предъявленная самостоятельно и независимо от прямой, во всех случаях решалась лучше и увереннее, чем тогда, когда она предъявлялась вслед за первой. Отмеченная выше закономерность очень хорошо выявлялась в процессе доказательства прямых и обратных теорем. Доказательство обратной теоремы непосредственно вслед за прямой всегда вызывало очень большие трудности. При этом учащиеся с заметным постоянством сбивались на ход рассуждений, усвоенный ими при доказательстве прямой теоремы. Та же обратная теорема, рассматриваемая независимо от прямой, вызывала значительно меньше трудностей» 6 .

Трудность обратного движения мысли отчетливо проявляется в причинном мышлении школьника: его мысль при анализе причинно-следственных отношений движется только в одном направлении - от причины к следствию. Обратное движение - от следствия к породившей его причине - у младших школьников, как правило, отсутствует и формируется постепенно и с большим трудом.

Неповоротливость, негибкость, инертность мышления приводят к большим трудностям при необходимости «перекодирования», т. е. выражения известных понятий в какой-то новой форме, перевода их из одной формы в другую. Трудности «перекодирования» наблюдаются в самых различных видах деятельности школьника. Так, при решении задач по физике дети гораздо легче справляются с теми задачами, условия которых сформулированы на физическом языке, чем с теми, условия которых выражены на обычном, житейском языке. Перевод, переосмысление житейских понятий в научные представляет для детей значительную трудность.

Не меньшая трудность - перевод физических или математических единиц из одной системы знаков в другую. Такой перевод требует перестройки уже сложившейся системы ассоциаций, а это, пожалуй, не легче, а, может быть, даже и труднее, чем создание новой. Например, математические действия, которые школьники свободно совершают в десятичной системе счисления, они с большим трудом производят в любой другой системе счисления.

Поддается перестройке

Откуда берется инертность мышления? Является ли она результатом недостатков обучения или связана с врожденными особенностями нервной системы?

По-видимому, единого ответа на этот вопрос нет. Верно и то, что наше обучение, включающее и шаблонные задачи, и однообразные методы обучения, и задания на механическое запоминание, и требование механического воспроизведения знаний, далеко не всегда способствует развитию гибкости мыслительных процессов у школьников. Однако верно и то, что инертность, недостаточная подвижность мышления может быть связана с врожденными особенностями нервной системы.

Но верно и третье, самое существенное: исследования ряда психологов показали, что систематическое, целенаправленное воспитание подвижности, гибкости мышления, настойчивая тренировка процессов перестройки, переключения, стимуляция поисковой активности, использование разнообразных методов обучения, в том числе и игровых,- все это дает положительные результаты и помогает развить гибкость мышления даже у самых инертно мыслящих учащихся, если, конечно, это воспитание начинают не слишком поздно.

Инертность мышления - это оборотная сторона страха и беспомощности перед неопределенностью нового, неспособности к поиску новых путей решения. Но не является ли такой страх прямым следствием стереотипного репродуктивного стиля обучения, когда у ученика складывается впечатление, что единственный путь решения всех задач - это тот путь, который показал однажды учитель?

Как сделать задачи разными?

Если однородные, «монотонные» задания (не получилось - делай одно и то же сто раз, пока не выйдет!) «на корню» губят развитие гибкости мышления и поисковой активности школьника, в особенности слабого школьника, то задания разнообразные, специально подобранные так, чтобы необходимо было варьировать способы работы, оказывают значительный положительный эффект.

О такой системе обучения вспоминает академик С. Струмилин:

«Вот, например, какую методику применял учитель геометрии Галактион Сергеевич Тумаков, прозванный нами за вспыльчивый нрав «Грозой морей». Строго и точно объяснив и доказав ту или иную теорему, он сразу же начинал опрос учеников. Тот, кто выходил к доске первым, должен был тут же своими словами изложить новую теорему, при этом изменив чертеж и обозначения, например, заменив остроугольный треугольник на какой-нибудь другой, иной формы. Следующему ученику предлагалось уже сформулировать теорему, обратную доказанной, и доказать ее, если это было возможно. Затем вызывался третий ученик: он решал задачу на построение, связанную с только что доказанными теоремами, и т. д.» 7 .

К числу заданий, развивающих гибкость мышления, психологи относят задания, требующие умения различать сходный материал. Негибкость мышления в определенной мере связана с недостаточно развитым умением видеть различия в учебном материале, особенно в сходном. Выработке этого умения способствуют задания, требующие противопоставления сходного, задания, в которых чередуются задачи со сходными, но неодинаковыми условиями, требующие различных способов действия. Такие задания, например, успешно практикуются в грамматике при изучении легко смешиваемых орфограмм: безударных а и о, приставок при- и пре- и т. д.

Для развития способности к целесообразному вырьированию способов работы большое значение имеют задачи, которые можно решить несколькими способами, в особенности если при решении этих задач учить школьников оценивать достоинства и недостатки каждого способа.

Негибкие, стереотипные способы решения характеризуются прежде всего бездумным, шаблонным применением, не опирающимся на анализ условий. Для борьбы с такими шаблонными способами очень полезны задачи с подвохами - с такими условиями, при которых бездумное решение невозможно.

Вообще, традиционный набор четких и определенных задач - не самая лучшая подготовка к решению жизненных задач с их бесконечным разнообразием и неопределенностью как условий, так и способов решения. А учебная задача имеет вполне определенный набор данных и способов решения. Всегда известно, что дано и что требуется доказать, а пешеход из пункта А движется обязательно в пункт Б. Все, что дано в задаче, нужно для ее решения, ничего лишнего нет, и суть решения состоит в том, какой из знакомых способов, алгоритмов действия надо использовать.

В совсем иных условиях решаются задачи, которые выдвигает жизнь. В таких задачах бывает неясно, что дано. В одних случаях данных бывает гораздо больше, чем нужно для решения, и немалую трудность представляет отбор необходимого и отсеивание лишнего. В других - нужных сведений не хватает, и надо восполнить недостающие данные или сделать вывод, что решение в данном случае невозможно. По вопросу о том, что требуется доказать, мнения, как правило, расходятся. А для выяснения, куда делся пешеход из пункта А, необходимо, чтобы «следствие вели знатоки». Эта неопределенность условий (их избыточность, недостаточность и т. п.) может вводиться учителем и в обычные учебные задачи. Ту же цель преследует и самостоятельное составление задач по готовым числовым данным, варьируя которые ученики делают искомым то одно, то другое условие.

Итак, мы рассмотрели ряд вопросов, касающихся инертности мышления и способов ее преодоления. Инертность мышления внешне сходна с другим качеством, присущим ряду школьников, - с медлительностью.

В защиту тугодумов

Медленные дети, «тугодумы». Какая это помеха для учителя! Как они, говоря языком школьных штампов, «тянут класс назад»! Как это невыносимо - задерживать ради них целый класс. И мы срываем на «медлителях» свое раздражение: быстрее, быстрее, поторапливайся! О бессмысленности таких понуканий писал В. А. Сухомлинский: «Молчаливые тугодумы ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь да положь отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки.

Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут намеченного рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки - ничего не поможет» 8 .

Как легко при поверхностном подходе спутать замедленность мышления с его ригидностью! И значительная часть медленно думающих детей оказывается автоматически «сброшенной» в троечники или двоечники.

А вместе с тем медленный - это совсем не обязательно плохой. Медлительность работы может свидетельствовать не только о замедленном протекании умственной деятельности, но и о более обдуманном ее характере. Специальные исследования мышления медленно думающих детей показали, что многие из них глубже проникают в содержание изучаемого, стремятся не воспроизводить текст дословно, а выражать мысли своими словами. Решая математические задачи, медленно думающие дети предлагают более оригинальные пути. Их поисковая активность протекает подспудно, но от этого она не менее интенсивна. «Тугодумы нередко отличаются большой зоркостью, внимательностью, наблюдательностью», - отмечает В. А. Сухомлинский 9 .

Так что медлительность мышления, которая при навязанном детям едином для всех темпе работы является злом, по сути дела, может быть связана с рядом значительных преимуществ. Об этом интересно пишет английский поэт Роберт Грейвз в стихотворении «Быстрота и медлительность»:

Он острослов

И думает быстро,

Я тугодум

И думаю медленно.

Он все скажет

И умолкает,

Едва еще начинаю.

В свои быстрые мысли,

А я не верю

Своим медлительным.

Он считает истиной

Все, что скажет.

А я в своих словах

Сомневаюсь.

Когда он явно неправ,

Он теряется,

Когда я явно неправ,

Я задумываюсь.

Его подводит

Его быстрота,

Меня спасает

Моя медлительность.

Он заблуждается

В своих познаниях,

Свои заблуждения 10 .

1 Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - Д1, 1968. - С. 307.

2 См.: Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и xapai тера. - М., 1957, -С. 84.

3 Цит. по кн.: Лук А. Н. О чувстве юмора и остроумия. - N

4 Дарвин Ч. Воспоминания о развитии моего ума и характера. - М., 1957. -С. 150.

5 Винер Н. Я - математик. - М., 1967.- С. 82.

6 Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников. - М., 1968.- С. 319.

7 Цит. по кн.: Учитель в моей жизни/Сост. А. Млынин, Б. Анин, . Васильев. - М., 1966.

8 Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1973. - G. 36.

9 Там же. -С. 113.

10 Грейвз Р: Скрипка за пенни. - М., 1965.- С. 52.

Людей обычно удивляет, что творческая личность может выдвигать оригинальные идеи в одной области, и быть косной, даже сверхконсервативной (гораздо больше, чем средний человек) в другой области…

«Теперь возникает вопрос - почему же такие талантливые и независимые в суждениях люди, как Виппер , впадают в такие грубые ошибки переоценки личностей, как в данном случае? Эти ошибки нельзя объяснить просто законом диалектического развития исторической мысли, так как Ключевский , казалось бы, дал действительно правильный синтез.

Я много размышлял над этим вопросом по разным случаям, так как при переписке со многими умными, талантливыми людьми я натыкаюсь постоянно на какую-то, если можно так выразиться, «цитадель» в мышлении, в которую никакие рациональные аргументы не попадают. С Гурвичем нельзя говорить о Канте, с Беклемишевым и Кузиным - о Данте и Шекспире, с Холодным - о Дарвине, с моим новым корреспондентом Мордухай-Болтовским (математик) - о наличии нецелесообразности и т.д. Но в стороне преподносимые им аргументы. Я это объясняю тем, что почти во всяком человеке глубоко вкоренилась необходимость опираться на что-либо прочное, абсолютно достоверное в том или ином смысле: без чего-то абсолютного, какого-то совершенного авторитета, какой-то веры, выходящей за пределы чистого разума, трудно жить людям даже с высоким интеллектом.

Я лично считаю себя свободным от такого тяготения, я из породы очень немногочисленных «подлинных нигилистов» в точном определении Базарова (т.е. людей, которые решительно всё подвергают критике своего разума). А у нас обычно и сейчас считается: прочёл человек две-три довольно безграмотных антирелигиозных брошюры, усвоил их все как непреложную истину и воображает себя страшно свободомыслящим человеком. Может быть, такое тяготение к авторитету и не бессмысленно: оно укрепляет мысль человека в определённых направлениях и закрывает ей свободу в других, а когда во всех направлениях свобода - естественно, получается растекание мысли по древу, значительное бесплодие, чему примером является твой же почтенный португалец. Но я думаю, что в небольшом количестве люди подобные мне необходимы, хотя в большом количестве это - вещь нестерпимая.

И ты, доченька, несомненно, в значительной мере унаследовала эту мою черту, хотя, в особенности в детстве и ты отдала дань поклонению абсолюту в лице предмета твоего обожания Ахиллеса, не выносившего никакой рациональной критики. Подумай над этим, и тогда тебе, может быть, станет ясна позиция многих современников, возводящих на пьедестал Ивана Грозного (Ахиллес тоже насчет кровопролития был не дурак).

Цитируется по: Из творческого и эпистолярного наследия А.А. Любищева (в подборке М.Д. Голубовского) в книге: Гранин Д.А., Эта странная жизнь, Тольятти, Фонд «Духовное наследие»; Центр информационных технологий, 2002 г., с. 218-219.

Здравствуйте, дорогие читатели! Некоторые люди с большим трудом находят решения для простых задач. Им довольно сложно придумать что-то самостоятельно, у них занимает довольно много времени найти синоним слову, а когда их что-то спрашиваешь они теряются и могут ответить, когда тема уже пройдена или задан уже второй или третий вопрос по счету.

Инертность мышления – это явление, при котором человеку сложно сменить вид деятельности, они думают чуть дольше остальных и с трудом находят ответы даже на простые вопросы. Наиболее часто эта проблема встречается у больных эпилепсией, людей с травмами головного мозга, а также умственной отсталостью.

Если попросить такого человека назвать антоним, то он будет подбирать наиболее подходящее слово в течение длительного времени, возможно, когда вы назовете уже второй или третий вариант.

Инертность у детей

Косность или неповоротливость ума, еще одни синонимы инертности мышления, не всегда встречаются исключительно в клинических случаях. Вы можете долго пытаться объяснить ребенку, что кит – это животное, но применив уже полученный опыт он будет настаивать, что это рыба и не принимать ваши слова. Не стоит выходить из себя, вполне возможно, что причина не в , его поведение характеризуется инертностью мышления.

Детям довольно сложно привыкнуть к новым правилам, справиться с объемами информации и тогда они начинают действовать согласно уже устоявшимся правилам, игнорируя изменившиеся условия.

Как преодолеть

Когда дело касается клинических случаев, описанных в первой части этой статьи, лечением должен заниматься исключительно врач. Это является обязательным условием. Если же вы самостоятельно решили, что у вас есть небольшие проблемы с поиском ответов и вы хотите и привить себе новые качества, то лучшим способом станут логические задачи.

Шахматы, нарды, монополия и другие настольные игры со временем помогут поднять уровень интеллекта и научат быстрее находить верные решения. Решайте кроссворды, судоку, покупайте другие игры для развития логики, в которые можно играть самому. В психологии пока не придумали более эффективного способа устранения этой проблемы.

Кроме того, не забывайте про . Оно задействует фантазию, способствует появлению нового житейского опыта. Также я могу посоветовать вам несколько книг для развития творческих способностей.

Книги для развития мышления

В книге «Турбулентное мышление» Дмитрия Гаврилова вы найдете много интересных фактов, которыми можно блеснуть перед друзьями и коллегами. Кроме того, здесь немало практических упражнений, которые поспособствуют развитию творческих способностей. Вопросы, могут показаться вам сложными, но занятные факты и польза для ума с лихвой компенсируют все сложности, с которыми вы столкнетесь в процессе обучения.

В книге Эдварда де Боно «Искусство думать» вы найдете секреты техники литерального мышления, разработанные автором. Оно помогает научиться мыслить гибко, смотреть под разными углами на одни и те же явления. Она направлена на решение повседневных задач, с которыми мы сталкиваемся на работе или дома. Литеральное мышление, по словам автора книги, способствует на любом поприще.

В книге «Рисовый штурм» Майкла Микалько собран 21 способ нестандартного мышления. Здесь есть не только логические игры, головоломки и нестандартные стратегии, но и вдохновляющие факты, которые помогут вам не бросать задуманное и дочитать произведение до конца.

Вот в принципе и все. Не забывайте подписываться на рассылку, чтобы знать о себе чуть больше. До новых встреч и удачи.