Аудит по специальным аудиторским заданиям. Аудит по специальным заданиям Аудиторское задание

Сущность и назначение аудиторского заключения по специаль-ным аудиторским заданиям. Наряду с обязательным аудитом в практике аудиторской деятельности возникает необходимость проведения проверок по специальным аудиторским заданиям и выдачи при этом специального заключения, содержание и поря-док составления которого отличаются от общепринятого.

Под специальным аудиторским заданием понимается выпол- нение установленных договором и (или) поручением между ау- дитором и экономическим субъектом (или иным правоспособ­ным юридическим лицом) действий по проверке отдельных ста- тей бухгалтерской отчетности, качественного состояния имуще­ства, юридической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, не- посредственно связанным с финансово-хозяйственной деятель­ностью экономического субъекта. Порядок проведения аудита в этом случае определен российским правилом (стандартом) «За­ключение аудиторской организации по специальным аудитор­ским заданиям».

Рассмотрим вопросы составления аудиторского заключения по специальным заданиям применительно к российской прак- тике аудита. Заказчиками специального аудиторского задания

могут выступать:

а) государственные и правоохранительные органы в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Фе- дерации;

Глава 14. Аудиторское заключение - результат аудиторской проверки 261

б) органы, выдавшие лицензии;

в) иные правоспособные юридические лица на основании договорных обязательств.

Под органами, указанными в п. «а», понимаются органы доз­нания и следователь, прокурор, суд, арбитражный суд, таможен­ные органы, контрольные и ревизионные подразделения Мин­фина России и т.д.

Под органами, указанными в п. «б», понимаются органы, вы­давшие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в Российской Федерации. Под иными правоспособными юридиче­скими и физическими лицами (п. «в») понимаются лица, не под­падающие под действие пп. «а» и «б», а именно: счетные и кон­трольные палаты, собственники и инвесторы экономических субъ­ектов, вышестоящие органы экономического субъекта, руково­дство экономического субъекта по тематическим заданиям, страхо­вые организации, независимые оценщики, общественные органи­зации, в том числе общественные аудиторские объединения, пред­приниматели без образования юридического лица и т.д.

Орган дознания и следователь при наличии санкции прокуро­ра, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудиторской организации поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта по специальным аудиторским заданиям при наличии в производстве указанных органов возбу­жденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гра­жданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоя­тельствам, послужившим основанием для возбуждения (возоб­новления производством) уголовного дела, принятия к производ­ству (возобновления производством) гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Срок проведения ауди­торской проверки по такому поручению определяется по догово­ренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Если после заключения договора или дачи поручения на про­ведение аудиторской проверки возникли или стали известны об­стоятельства, не позволяющие в соответствии с действующими нормативными документами осуществлять аудиторскую деятель­ность, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.

При проведении аудиторской проверки и составлении за­ключения по специальным аудиторским заданиям аудиторские организации независимы от проверяемого экономического субъ-екта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государ-

262 Раздел II. Стандарты аудита и организация аудиторской деятельности

ственных органов, поручивших им проведение проверки. Дан­ные, полученные в ходе проверки по специальным аудиторским заданиям, проводимой по поручению органа дознания, прокуро­ра, следователя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (ар­битражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Права, обязанности и ответственность аудиторской органи­зации и заказчика специального аудиторского задания регули­руются действующим законодательством, а также заключенным договором.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой ауди­тором по специальному аудиторскому заданию, зависят от об­стоятельств, связанных с возникновением необходимости дан­ной работы. Перед выполнением специального аудиторского задания аудитор должен удостовериться в том, что у него с ли­цом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское зада­ние, достигнуто взаимопонимание относительно цели и харак­тера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудитором.

Планируя выполнение специального задания, аудитор дол­жен представлять себе, для каких целей необходимо лицу, пору­чившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить состав и круг лиц, которые, вероятно, будут знакомиться с ним. Чтобы исключить возможности использования заключения аудитора по специальным аудиторским заданиям для целей, для которых оно не предназначено, аудитор может указать в документе цель, для которой он подготовлен, а также установить ограничения на оз­накомление с ним иного круга лиц, нежели указанного в заклю­чении по специальным аудиторским заданиям.

Примерная структура заключения аудитора по всем специ­альным аудиторским заданиям имеет вид.

Название документа в целом - «Заключение по специ­альному аудиторскому заданию».

Адресат.

Представление аудиторской организации, выполнившей спе­циальное аудиторское задание.

Объект специального аудиторского задания.

Определение ответственности исполнительного органа эко­номического субъекта за составление бухгалтерских документов,

Глава 14. Аудиторское заключение - результат аудиторской проверки 263

включая соответствующее отражение первичных данных учета, обеспечение адекватности бухгалтерских записей.

Описание работы, выполненной аудиторской организацией.

Описание и обоснование методов, примененных аудиторской организацией в ходе выполнения специального аудиторского за­дания.

Изложение вопросов, которые аудиторская организация считает существенными.

Мнение аудиторской организации по результатам выполнения специального аудиторского задания.

Дата выдачи заключения.

Подпись руководителя аудиторской организации или аудитора, работающего самостоятельно.

Когда специальное аудиторское задание выполняется аудитором по поручению экономического субъекта, в договоре между эконо­мическим субъектом и аудитором должен быть сформулирован во­прос, выражение мнения по которому ожидается от аудитора.

Вопросы для специального аудиторского задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

Рассмотрим сущность отдельных видов аудиторских заклю­чений по специальным заданиям.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности. В соответствии со специальным аудиторским заданием аудитору может быть пору­чено выразить мнение относительно одной или нескольких ста­тей бухгалтерской отчетности. Например, о состоянии дебитор­ской задолженности, наличии и состоянии материально-произ­водственных запасов, основных средств, правильного начисления заработной платы отдельным физическим лицам и удержания по­доходного налога. Может также потребоваться выражение мнения аудитора относительно какого-либо показателя бухгалтерской от­четности, например оценка реальной доли прибыли, причитаю­щейся участнику общества (товарищества) в соответствии с дого­вором. Такое специальное аудиторское задание может быть вы­полнено по отдельному договору или в процессе аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности в целом. В по­следнем случае данные, полученные по результатам специального аудиторского задания, не могут служить основанием для выводов 0 достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например,

264 Раздел II. Стандарты аудита и организация аудиторской деятельности

удовлетворительные результаты инвентаризации товарно-мате- риальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономиче­ского субъекта.

Аудитор, выполняя специальное задание по проверке отдель­ных статей бухгалтерской отчетности, должен помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими стать­ями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудитор должен использовать аналитические или иные аудитор­ские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показа­тель объема выручки от продаж и величина дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма креди­торской задолженности и др.

Аудитор, оценивая возможность выполнения специального задания, должен поставить в известность лицо, поручившее вы­полнение задания, о том, что для выполнения задания необходи­ма дополнительная бухгалтерская информация, и определить, ка­кая именно.

В отличие от аудита достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в целом, при выполнении специальных аудиторских за­даний определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то ве­личина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представля­ется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми - с точки зрения дру­гого).

Не имея возможности с достаточной степенью точности оце­нить уровень существенности, аудитор не может определить и степень аудиторского риска. В ходе выполнения специального аудитор­ского задания статья бухгалтерской отчетности должна быть иссле­дована с большей тщательностью, чем та же статья при аудите дос­товерности бухгалтерской отчетности в целом.

Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгал­терской отчетности аудитор должен письменно уведомить руко­водство экономического субъекта о недопустимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, за­ключения аудитора по специальным заданиям.

Глава 14. Аудиторское заключение - результат аудиторской проверки 265

Заключение аудитора по проверке отдельных статей бухгалтер­ской отчетности должно включать указание на нормативный акт, которым экономический субъект руководствовался при оценке учета статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудитора о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанно­му нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.

При выполнении специального аудиторского задания аудитор должен ознакомиться с аудиторским заключением о достоверно­сти бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период. В том случае, когда аудиторское заключение не является безусловно положительным, аудитору следует указать в заключе­нии по специальному аудиторскому заданию, что рассматриваемая, статья бухгалтерской отчетности несущественна.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по юриди­ческой и экономической экспертизе договоров, регулирующих граж­данско-правовые отношения. Аудитор может получить от эконо­мического субъекта специальное аудиторское задание по юри­дической и экономической экспертизе договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения.

Цели выполнения специального аудиторского задания могут быть различны:

Составить заключение о правильности схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

Составить заключение о финансовых и правовых последст­виях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.д., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;

Составить заключение о соблюдении юридическим лицом оп­ределенных договоров, например, кредитных договоров или догово­ров займа. В соответствии с такими договорами организация должна соблюдать различные обязательства, вытекающие из договора (упла­та процентов, соблюдение соответствующих финансовых отноше­ний, запреты на выплату дивидендов и использование доходов от Реализации имущества и т.д.).

Аудитор может выразить свое мнение относительно договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгал­терского учета и аспекты налогообложения на всех этапах pea-

266 Раздел II. Стандарты аудита и организация аудиторской деятельности

лизации договора (контракта). Если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудитора и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, для ответа на них аудитору следует при­влечь эксперта.

В заключении аудитора по специальному аудиторскому зада­нию должно быть отражено мнение о том, соблюдены ли эко­номическим субъектом конкретные условия договора.

Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгал­терской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета. Действующие принципы бухгалтерского учета представляют собой набор критериев, используемых для подготовки бухгалтерской отчетности, применяемой ко всем су­щественным элементам, и являющихся общепризнанными. Фи­нансовая отчетность может быть подготовлена для специальных целей в соответствии с принципами учета, иными, нежели рос­сийские или международные стандарты бухгалтерского учета (на­пример, национальными). К такой финансовой отчетности не относятся соглашения по бухгалтерскому учету, сформированные для каких-либо специфических целей. Другие формы финансовой отчетности могут включать: налоговые декларации; схемы учета, основанные на поступлениях в кассу и выплатах из кассы; фи­нансовую отчетность, установленную каким-либо государствен­ным регулирующим органом.

Аудитор должен понять из названия или из примечания к фи­нансовой отчетности, что эта отчетность подготовлена не в соот­ветствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Если в названии такой финансовой отчетности соответствующие указа­ния и ссылки отсутствуют, то аудитор должен дать их в своем за­ключении.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по про­верке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских или международных принципов, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на пункт отчетности, в ко­тором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли финансовая отчетность во всех ее су-; щественных аспектах в соответствии с этими принципами.

Заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет. Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные

Глава 14. Аудиторское заключение - результат аудиторской проверки 267

данные годовых бухгалтерских отчетов за несколько смежных лет, с целью информировать пользователей, интересующихся основ­ными данными деятельности организации и ее результатами.

Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем го­довые отчеты, подтверждаемые аудитором. Следовательно, в та­кой отчетности должно быть ясно обозначено, что она является сокращенной и поэтому пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности необходим обобщенный отчет вместе с бухгал­терскими отчетами, подтвержденными аудитором и содержащими всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.

Название обобщенного отчета должно указывать на ту бух­ галтерскую отчетность, на основании которой он был подготов­ лен. Например, «Отчет подготовлен на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря_____ г., проверенной аудитором».

Обобщенный отчет не содержит всей информации, которая должна содержаться в бухгалтерской отчетности в соответствии с системой отчетности для годовых бухгалтерских отчетов, под­твержденных аудитором. Поэтому фраза об отражении в отчет­ности показателей деятельности «объективно во всех существен­ных аспектах» не должна использоваться аудитором при форми­ровании им мнения относительно сокращенной бухгалтерской отчетности.

Заключение по специальному аудиторскому заданию, получен­ному от государственных органов. При проведении проверки по специальному аудиторскому заданию, полученному от государ­ственных органов, аудиторские организации должны быть неза­висимы как от проверяемого экономического субъекта, так и от государственных органов, поручивших им проведение проверки.

В заключении аудитора по специальному аудиторскому зада­нию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хи­щение», «растрата», «присвоение» и т.п. Применяя такую терми­нологию, аудитор выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебно-следственные органы.

Выводы аудитора должны излагаться в той последовательно­сти, в которой вопросы поставлены органом, поручившим зада­ние. При этом каждый вывод должен содержать выявленные ау­дитором факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. Если такая связь имеется, аудитор должен указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой пери­од, кто из должностных лиц экономического субъекта несет от-

268 Раздел II. Стандарты аудита и организация аудиторской деятельности

ветственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, сумму материального ущерба и другие обстоятельства, способст­вовавшие выявленному нарушению.

В приложении к заключению по специальным аудиторским за­даниям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документа­ции, установленный аудитором порядок ее движения и другие во­просы. В тексте заключения на них делаются ссылки, а сами доку­менты рассматриваются как составная часть заключения.

Заключение аудиторской организации по специальному ау­диторскому заданию, проведенному по поручению государст­венных органов, приравнивается к заключению экспертизы, на­значенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1. Каков порядок подготовки аудиторского заключения при проведении обязательного аудита?

2. Дайте определение аудиторского заключения, приведите его структуру и содержание.

3. Какие виды аудиторских заключений вы знаете? Приве­дите их краткую характеристику.

4. Назовите основные различия аудиторских заключений.

5. Поясните, что представляет собой заведомо ложное ау­диторское заключение.

6. Какие особенности связаны с датой подписания аудитор­ского заключения и отражением в нем событий, произо­шедших после даты составления и представления бухгал­терской отчетности?

7. Дайте определение аудиторского заключения по специ­альным аудиторским заданиям.

8. Назовите наиболее часто встречающиеся виды аудитор­ских заключений по специальным аудиторским заданиям.

Еще по теме 14.5. Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям:

  1. Пример построения модели парной регрессии с помощью пакета Excel и оценка ее значимости.
  2. 8.5. СТАНДАРТЫ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  3. Договоры потребительского кредита в банковском праве Англии
  4. 8.1. Понятие и классификация стандартов аудиторской деятельности
  5. 9.1. Письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита
  6. 14.5. Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям

- Авторское право -

Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от 3кономических субъектов, государственных органов и других заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание – это оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке, специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской федерации, инициативное – во всех остальных случаях.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудиторской организацией по специальному аудиторскому заданию, зависит от обстоятельств, связанных с возникновеиием необходимости оказания данной услуги. В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными, с точки зрения одного экономическою субъекта, и малыми, с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна письменно уведомить руководство экономического субъекта о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения аудиторской организации по специальным заданиям только вместе с аудиторским заключением о бухгалтерской отчетности в целом.

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.


Итоговая часть заключения по специальному заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами «По нашему мнению».

В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации, порядок ее движения и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть заключения.

В аудиторской практике могут встречаться специальные аудиторские задания:

1) по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности;

2) по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения;

3) по бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета;

4) по отчету, подготовленному за ряд смежных лет;

5) полученное от государственного. органа. ‘

В соответствии со специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например, о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнение аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности например, оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Заключение аудиторской организации по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать в себя указание на регулирующие бухгалтерский учет нормативные акты, которыми экономический субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудиторской организации о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту регулирующему бухгалтерский учет. При выполнении специального аудиторского задания аудиторской организации целесообразно ознакомиться. с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период.

При проведении правовой экспертизы договоров решаются такие вопросы, как составление заключения о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у него новых форм договоров; а также составление заключения о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги, подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности, и другие вопросы.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на параграф отчетности, в котором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли бухгалтерская отчетность во всех ее существенных аспектах в соответствии с этими принципами.

Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовых бухгалтерских отчетов за ряд смежных лет, с целью информирования пользователей, интересующихся основными данными деятельности организации и ее результатами.

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов , приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

Тема 8. Особенности организации внутреннего аудита

Внешний аудит осуществляется независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности, а также оказания консультационных услуг руководству.

Внутренний аудит – это неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Под внутренним аудитом понимается система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования различных звеньев управления, организованная самим экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутренними документами. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Как правило, функции внутреннего аудита включают проверку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, разработку рекомендаций по улучшению этих систем, проверку бухгалтерской и оперативной информации, соблюдения законов и других нормативных актов, проверку деятельности различных звеньев управления, оценку эффективности механизма внутреннего контроля, проверку наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества предприятия, специальные расследования отдельных случаев, например, подозрений злоупотреблениях, разработку предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Таблица 1.

Основные отличия внутреннего и внешнего аудита

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности организации, отличной от официальной бухгалтерской отчетности.

Такая проверка может включать:

Аудит отдельных статей бухгалтерской отчетности;

Оценку состояния имущества;

Аудит использования капитала;

Аудит целевого использования средств и другие вопросы, непосредственно связанные с финансово-хозяйственной деятельностью проверяемой организации.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным.

Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством (имеется в виду аудит по заданию государственных правоохранительных органов, арбитражных судов, контрольных и ревизионных подразделений Минфина России и др.).

Инициативное аудиторское задание выполняется во всех остальных случаях.

Перед выполнением специального задания аудиторы должны удостовериться в том, что достигнуто взаимопонимание с заказчиком относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет предоставлено.

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна иметь представление, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.

Во избежание возможного использования заключения по специальным заданиям в непредусмотренных целях аудиторская организация может указать, для чего оно подготовлено. Также устанавливаются ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.

Итоговая часть заключения должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании.

В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям при необходимости включаются графики, таблицы, итоги сверки документации и так далее. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. В тексте заключения на приложения делаются ссылки, а сами они рассматриваются как составная часть заключения.

Аудиторское заключение по специальному аудиторскому заданию является обобщающей финансовой информацией. Целью аудита по специальному заданию может быть:

Проверка бухгалтерского и налогового учета по начислению и возмещению НДС;

Проверка бухгалтерской отчетности, бухгалтерских регистров, налогового учета налогооблагаемой прибыли;

Проверка обоснования распределения прибыли;

Проверка целевого использования средств;

Проверка дебиторской и кредиторской задолженности;

Экономическая экспертиза договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, и т.д.

В случае отклонения от выполнения конкретного задания аудиторская фирма обязательно должна отметить это в своей рабочей документации и письменном отчете.

Форма аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию приведена в МСА 800 «Аудиторский отчет (заключение) по аудиторским заданиям для специальных целей» и в Российском правиле (стандарте) аудиторской деятельности «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации. Содержание заключения должно обеспечивать государственным органам, поручившим выполнение задания, возможность однозначно определить обоснованность выводов аудиторской организации и доказательственную ценность заключения. Поэтому выводы в нем должны излагаться четко и в той последовательности, в которой вопросы сформулированы в задании. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторами факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению, указать, кто из должностных лиц предприятия несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба.

В заключении по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, не допускается использование таких оценочных юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение" и так далее.

Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы.

Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в какой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные факты и их связь с нарушением каких-либо правовых норм.

Под налоговым аудитом понимается выполнение аудиторской организацией специального аудиторского задания по рассмотрению бухгалтерских и налоговых отчетов предприятия с целью выражения мнения о степени достоверности и соответствия во всех существенных аспектах нормам, установленным законодательством, порядка формирования, отражения в учете и уплаты предприятием налогов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Выполнение работ по налоговому аудиту может включать несколько этапов: предварительную оценку существующей системы налогообложения предприятия; проверку и подтверждение правильности исчисления и уплаты предприятием налогов в бюджет и внебюджетные фонды.

В процессе предварительной оценки существующей системы налогообложения предприятия аудиторы проводят общий анализ и рассматривают элементы системы его налогообложения; определяют основные факторы, влияющие на налоговые показатели; проверяют методики исчисления налоговых платежей; осуществляют правовую и налоговую экспертизу существующей системы хозяйственных взаимоотношений; изучают документооборот; предварительно рассчитывают налоговые показатели предприятия.

На этапе проверки и подтверждения правильности исчисления и уплаты предприятием налоговых платежей осуществляется анализ налоговой отчетности (налоговых деклараций, расчетов по налогам, справок об авансовых платежах и др.) и правомерность использования налоговых льгот.

По результатам проведения налогового аудита подготавливаются аудиторское заключение. В заключении аудиторская организация должна выразить мнение о степени полноты и правильности исчисления, отражения и перечисления предприятием налоговых платежей, а также о правильности применения предприятием налоговых льгот.

Наряду с обязательным аудитом в практике аудиторской дея­тельности возникает необходимость проведения проверок по спе­циальным аудиторским заданиям и выдачи при этом специального заключения, содержание и порядок составления которого отли­чаются от общепринятого.

Под специальным аудиторским заданием понимается выполне­ние установленных договором и (или) поручением между ауди­тором и экономическим субъектом (или иным правоспособным юридическим лицом) действий по проверке отдельных статей бух­галтерской отчетности, качественного состояния имущества, юри­дической и экономической экспертизы договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, эффективности использования капитала и другим вопросам, непосредственно свя­занным с финансово-хозяйственной деятельностью экономиче­ского субъекта. Порядок проведения аудита в этом случае опре­делен российским правилом (стандартом) «Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям».

Рассмотрим вопросы составления аудиторского заключения по специальным заданиям применительно к российской практике аудита. Заказчиками специального аудиторского задания могут выступать:

а) государственные и правоохранительные органы в случаях, прямо установленных актами законодательства Российской Феде­рации;

б) органы, выдавшие лицензии;

в) иные правоспособные юридические лица на основании договорных обязательств.

Под органами, указанными в п. «а», понимаются органы доз­нания и следователь, прокурор, суд, арбитражный суд, таможен­ные органы, контрольные и ревизионные подразделения Минфи­на России и т.д.

Под органами, указанными в п. «б», понимаются органы, вы­давшие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в Российской Федерации. Под иными правоспособными юри­дическими и физическими лицами (п. «в») понимаются лица, не подпадающие под действие п. «а» и «б», а именно: счетные и кон­трольные палаты, собственники и инвесторы экономических субъ­ектов, вышестоящие органы экономического субъекта, руководство экономического субъекта по тематическим заданиям, страховые организации, независимые оценщики, общественные организации, в том числе общественные аудиторские объединения, предприни­матели без образования юридического лица и т.д.

Орган дознания и следователь при наличии санкции проку­рора, прокурор, суд и арбитражный суд вправе в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дать аудиторской организации поручение о проведении аудиторской проверки экономического субъекта по специальным аудиторским заданиям при наличии в производстве указанных органов воз­бужденного (возобновленного производством) уголовного дела, принятого к производству (возобновленного производством) гра­жданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду. Содержание такого поручения должно соответствовать обстоятель­ствам, послужившим основанием для возбуждения (возобновления производством) уголовного дела, принятия к производству (во­зобновления производством) гражданского дела или дела, подве­домственного арбитражному суду. Срок проведения аудиторской проверки по такому поручению определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой) и, как правило, не должен превышать двух месяцев.

Если после заключения договора или дачи поручения на про­ведение аудиторской проверки возникли или стали известны об­стоятельства, не позволяющие в соответствии с действующими нормативными документами осуществлять аудиторскую деятель­ность, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается.

При проведении аудиторской проверки и составлении заклю­чения по специальным аудиторским заданиям аудиторские ор­ганизации независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей стороны, в том числе от государствен­ных органов, поручивших им проведение проверки. Данные, по­лученные в ходе проверки по специальным аудиторским заданиям, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следо­вателя, суда и арбитражного суда, могут быть преданы гласности до вступления в силу решения суда (арбитражного суда) только с разрешения указанных органов и в том объеме, в каком они признают это возможным.

Права, обязанности и ответственность аудиторской органи­зации и заказчика специального аудиторского задания регулиру­ются действующим законодательством, а также заключенным до­говором.

Содержание, характер и объем работы, выполняемой аудито­ром по специальному аудиторскому заданию, зависят от обстоя­тельств, связанных с возникновением необходимости данной ра­боты. Перед выполнением специального аудиторского задания аудитор должен удостовериться в том, что у него с лицом, пору­чившим специальное аудиторское задание, достигнуто взаимопо­нимание относительно цели и характера работы, а также содер­жания заключения, которое будет представлено аудитором.

Планируя выполнение специального задания, аудитор должен представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручив­шему выполнение работы, заключение по специальным аудитор­ским заданиям, а также определить состав и круг лиц, которые, вероятно, будут знакомиться с ним. Чтобы исключить возможно­сти использования заключения аудитора по специальным ауди­торским заданиям для целей, для которых оно не предназначе­но, аудитор может указать в документе цель, для которой он подготовлен, а также установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц, нежели указанного в заключении по специальным аудиторским заданиям.

Заключение аудитора по всем специальным аудиторским за­даниям включает:

Название документа в целом - «Заключение по специаль­ному аудиторскому заданию»;

Адресат;

Представление аудиторской организации, выполнившей спе­циальное аудиторское задание;

Объект специального аудиторского задания;

Определение ответственности исполнительного органа эко­номического субъекта за составление бухгалтерских докумен­тов, включая отражение первичных данных учета, обеспе­чение адекватности бухгалтерских записей;

Описание работы, выполненной аудиторской организацией;

Описание и обоснование методов, примененных аудиторской организацией в ходе выполнения специального аудиторско­го задания;

Изложение вопросов, которые аудиторская организация счи­тает существенными;

Мнение аудиторской организации по результатам выполне­ния специального аудиторского задания;

Дату выдачи заключения;

Подпись руководителя аудиторской организации или ауди­тора, работающего самостоятельно.

Когда специальное аудиторское задание выполняется ауди­тором по поручению экономического субъекта, в договоре меж­ду экономическим субъектом и аудитором должен быть сформу­лирован вопрос, выражение мнения по которому ожидается от аудитора.

Вопросы для специального аудиторского задания должны быть сформулированы таким образом, чтобы ответ на них не мог иметь двоякого толкования.

Рассмотрим сущность отдельных видов аудиторских заклю­чений по специальным заданиям.

1. Заключение по специальному аудиторскому заданию по про­верке отдельных статей бухгалтерской отчетности. В соответст­вии со специальным аудиторским заданием аудитору может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности. Например, о состоянии деби­торской задолженности, наличии и состоянии материально-произ­водственных запасов, основных средств, правильного начисления заработной платы отдельным физическим лицам и удержания по­доходного налога. Может также потребоваться выражение мнения аудитора относительно какого-либо показателя бухгалтерской от­четности, например оценка реальной доли прибыли, причитаю­щейся участнику общества (товарищества) в соответствии с до­говором. Такое специальное аудиторское задание может быть выполнено по отдельному договору или в процессе аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности в целом. В по­следнем случае данные, полученные по результатам специаль­ного аудиторского задания, не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации то­варно-материальных ценностей на складе не могут служить ос­нованием для выводов о состоянии всех материальных ценно­стей экономического субъекта.

Выполняя специальное задание по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, аудитор должен помнить о том, что ка­ждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудитор должен использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского уче­та по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгал­терской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от продаж и величина дебиторской задолженности, ве­личина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и др.

Оценивая возможность выполнения специального задания, ауди­тор должен поставить в известность лицо, поручившее выполне­ние задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская информация, и определить, какая именно.

В отличие от аудита достоверности бухгалтерской (финансо­вой) отчетности в целом при выполнении специальных аудитор­ских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то обороты по какому-либо бухгалтерскому счету пред­ставляются величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми - с точки зрения другого).

Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудитор не может определить и степень аудиторского риска. В ходе выпол­нения специального аудиторского задания статья бухгалтерской отчетности должна быть исследована с большей тщательностью, чем та же статья при аудите достоверности бухгалтерской отчет­ности в целом.

Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгал­терской отчетности аудитор должен письменно уведомить руко­водство экономического субъекта о недопустимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, за­ключения аудитора по специальным заданиям.

Заключение аудитора по проверке отдельных статей бухгал­терской отчетности должно включать указание на нормативный акт, которым экономический субъект руководствовался при оцен­ке учета статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудитора о соответствии во всех существен­ных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтер­ского учета указанному нормативному акту, регулирующему бух­галтерский учет.

При выполнении специального аудиторского задания аудитор должен ознакомиться с аудиторским заключением о достоверно­сти бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период. В том случае, когда аудиторское заключение не явля­ется безусловно положительным, аудитору следует указать в за­ключении по специальному аудиторскому заданию, что рассмат­риваемая статья бухгалтерской отчетности несущественна.

2. Заключение по специальному аудиторскому заданию по юриди­ческой и экономической экспертизе договоров, регулирующих граж­данско-правовые отношения. Аудитор может получить от экономиче­ского субъекта специальное аудиторское задание по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих граждан­ско-правовые отношения.

Цели выполнения специального аудиторского задания могут быть различны:

Составить заключение о правильности схем бухгалтерских за­писей, принципов оценки, порядка налогообложения и фор­мы ответственности по договорам, подготовленным эконо­мическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

Составить заключение о финансовых и правовых последст­виях договоров по вложению денежных средств в недви­жимость, ценные бумаги и т.д., подготовленных экономи­ческим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;

Составить заключение о соблюдении юридическим лицом определенных договоров, например, кредитных договоров или договоров займа. В соответствии с такими договорами организация должна соблюдать различные обязательства, вытекающие из договора (уплата процентов, соблюдение соответствующих финансовых отношений, запреты на вы­плату дивидендов и использование доходов от реализации имущества и т.д.).

Аудитор может выразить свое мнение относительно договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аспекты налогообложения на всех этапах реализации договора. Если в поручении на выполнение специального аудиторского за­дания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к ком­петенции аудитора и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, для ответа на них аудитору следует привлечь эксперта.

В заключении аудитора по специальному аудиторскому зада­нию должно быть отражено мнение о том, соблюдены ли эко­номическим субъектом конкретные условия договора.

3. Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгал­терской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бух­галтерского учета. Действующие принципы бухгалтерского учета представляют собой набор критериев, используемых для подго­товки бухгалтерской отчетности, применяемой ко всем сущест­венным элементам, и являющихся общепризнанными. Финан­совая отчетность может быть подготовлена для специальных целей в соответствии с принципами учета, иными, нежели российские или международные стандарты бухгалтерского учета (например, национальными). Другие формы финансовой отчетности могут включать: налоговые декларации; схемы учета, основанные на поступлениях в кассу и выплатах из кассы; финансовую отчет­ность, установленную каким-либо государственным регулирую­щим органом.

Аудитор должен понять из названия или из примечания к фи­нансовой отчетности, что эта отчетность подготовлена не в со­ответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета. Ес­ли в названии такой финансовой отчетности соответствующие указания и ссылки отсутствуют, то аудитор должен дать их в сво­ем заключении.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по про­верке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских или международных принципов, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на пункт отчетности, в ко­тором содержится такая ссылка. В заключении должно быть ука­зано, подготовлена ли финансовая отчетность во всех ее сущест­венных аспектах в соответствии с этими принципами.

4. Заключение по специальному аудиторскому заданию об отче­те, подготовленном за ряд смежных лет. Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обоб­щенные данные годовых бухгалтерских отчетов за несколько смежных лет, с целью информировать пользователей, интересую­щихся основными данными деятельности организации и ее ре­зультатами.

Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем го­довые отчеты, подтверждаемые аудитором. Следовательно, в та­кой отчетности должно быть ясно обозначено, что она является сокращенной и поэтому пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности необходим обобщенный отчет вместе с бухгал­терскими отчетами, подтвержденными аудитором и содержащи­ми всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.

Название обобщенного отчета должно указывать на ту бух­галтерскую отчетность, на основании которой он был подготов-

лен. Например, «Отчет подготовлен на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря г., проверенной аудитором».

Обобщенный отчет не содержит всей информации, которая должна содержаться в бухгалтерской отчетности в соответствии с системой отчетности для годовых бухгалтерских отчетов, под­твержденных аудитором. Поэтому фраза об отражении в отчет­ности показателей деятельности «объективно во всех сущест­венных аспектах» не должна использоваться аудитором при формировании им мнения относительно сокращенной бухгалтер­ской отчетности.

5. Заключение по специальному аудиторскому заданию, получен­ному от государственных органов. При проведении проверки по специальному аудиторскому заданию, полученному от государ­ственных органов, аудиторские организации должны быть неза­висимы как от проверяемого экономического субъекта, так и от государственных органов, поручивших им проведение проверки.

В заключении аудитора по специальному аудиторскому зада­нию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как «халатность», «хи­щение», «растрата», «присвоение» и т.п. Применяя такую тер­минологию, аудитор выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе толь­ко судебно-следственные органы.

Выводы аудитора должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудито­ром факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. Если такая связь имеется, аудитор должен ука­зать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответ­ственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, сумму материального ущерба и другие обстоятельства, способст­вовавшие выявленному нарушению.

В приложении к заключению по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки докумен­тации, установленный аудитором порядок ее движения и другие вопросы. В тексте заключения на них делаются ссылки, а сами документы рассматриваются как составная часть заключения.

Заключение аудиторской организации по специальному ауди­торскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вопросы для самопроверки

1. Каков порядок подготовки аудиторского заключения при прове­дении обязательного аудита?

2. Дайте определение аудиторского заключения, приведите его струк­туру и содержание.

3. Какие виды аудиторских заключений вы знаете? Приведите их крат­кую характеристику.

4. Назовите основные различия аудиторских заключений.

5. Что представляет собой заведомо ложное аудиторское заключение?

6. Какие особенности связаны с датой подписания аудиторского за­ключения и отражением в нем событий, происшедших после да­ты составления и представления бухгалтерской отчетности?

7. Дайте определение аудиторского заключения по специальным ауди­торским заданиям.

8. Назовите наиболее часто встречающиеся виды аудиторских заклю­чений по специальным аудиторским заданиям.

Правило (стандарт) аудиторской деятельности

"Заключение аудиторской организации по специальным

аудиторским заданиям"

(одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ

1. Общие положения

Правило (стандарт) подготовлено для регламентации аудиторской деятельности и соответствует Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 2263 от 22 декабря 1993 г.

Целью правила (стандарта) является установление положений о форме и содержании заключения аудиторской фирмы или аудитора, работающего самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя* , о выполнении специальных аудиторских заданий, полученных от государственных органов, экономических субъектов, заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности.

Задачами правила (стандарта) являются:

а) определение основ взаимоотношений аудиторской организации и экономического субъекта в процессе выполнения специального аудиторского задания;

б) определение особенностей распределения ответственности между аудиторской организацией и экономическим субъектом по результатам выполнения специального аудиторского задания;

в) определение порядка и особенностей оформления аудиторской организацией заключений по специальным аудиторским заданиям.

Требования данного правила (стандарта) являются обязательными для всех аудиторских организаций при оформлении заключений по специальным аудиторским заданиям.

Требования данного правила (стандарта) носят рекомендательный характер при оказании сопутствующих аудиту услуг, не предусматривающих выдачи заключения аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям. В случае отклонения при выполнении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабочей документации и письменном отчете экономическому субъекту или государственному органу, от которого аудиторская организация получила специальное аудиторское задание.

2. Основные принципы подготовки заключения аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям

Под специальным аудиторским заданием понимается оказание установленных договором с аудиторской организацией услуг по проверке специальной отчетности экономического субъекта, отличной от официальной бухгалтерской отчетности, включая проверку специальной отчетности об отдельных статьях бухгалтерской отчетности, качественном состоянии имущества, использовании капитала и по другим вопросам, непосредственно связанным с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта.

Специальное аудиторское задание может быть обязательным и инициативным. Обязательное специальное аудиторское задание выполняется по поручению государственных органов в случаях, предусмотренных актами законодательства Российской Федерации, инициативное - во всех остальных случаях.

Аудиторские организации могут получать специальные аудиторские задания от:

а) экономических субъектов;

б) государственных органов;

в) заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности какого-либо экономического субъекта.

Перед выполнением специального аудиторского задания аудиторская организация должна удостовериться в том, что у нее достигнуто взаимопонимание с лицом, поручившим (заказавшим) специальное аудиторское задание, относительно цели и характера работы, а также содержания заключения, которое будет представлено аудиторской организацией.

Планируя выполнение специального задания, аудиторская организация должна представлять себе, для каких целей необходимо лицу, поручившему (заказавшему) выполнение работы, заключение по специальным аудиторским заданиям, а также определить возможный состав и круг лиц, которые будут знакомиться с ним.

Во избежание возможности использования заключения аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию для целей, к выполнению которых оно не предназначено, аудиторская организация может указать в договоре на выполнение такого задания цель, для которой будет подготовлено заключение, а также установить ограничения на ознакомление с ним иного круга лиц.

Итоговая часть заключения по специальному аудиторскому заданию должна содержать окончательное мнение аудиторской организации по вопросам, сформулированным в специальном аудиторском задании. Итоговую часть рекомендуется начинать словами: "По нашему мнению".

В текст аналитической части заключения по специальным аудиторским заданиям могут быть включены графики, таблицы, отражающие ход и результаты промежуточных расчетов, итоги сверки документации, порядок ее движения и другие вопросы. Эти материалы могут быть оформлены в виде приложений к заключению. На них в тексте заключения делаются ссылки, а сами материалы рассматриваются как составная часть заключения.

3. Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности

В соответствии со специальным аудиторским заданием аудиторской организации может быть поручено выразить мнение относительно одной или нескольких статей бухгалтерской отчетности, например о состоянии дебиторской и кредиторской задолженности, наличии и состоянии материально-производственных запасов, основных средств. Также может потребоваться выражение мнения аудиторской организации относительно какого-либо показателя бухгалтерской отчетности, например оценки реальной доли прибыли, причитающейся участнику общества (товарищества) в соответствии с договором.

Такое специальное аудиторское задание может быть выполнено по отдельному договору, а также в составе с аудиторской проверкой достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Однако в последнем случае полученные по результатам специального аудиторского задания данные не могут служить основанием для выводов о достоверности бухгалтерской отчетности в целом. Например, удовлетворительные результаты инвентаризации товарно-материальных ценностей на складе не могут служить основанием для выводов о состоянии всех материальных ценностей экономического субъекта в целом.

Аудиторская организация, выполняя специальное задание по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности, должна помнить о том, что каждая статья отчетности, как правило, связана с другими статьями отчетности. Проверяя одну из таких взаимосвязанных статей, аудиторская организация должна использовать аналитические или иные аудиторские процедуры, позволяющие оценить сопоставимость данных бухгалтерского учета по этим статьям. Такими взаимосвязанными статьями бухгалтерской отчетности являются, в частности, показатель объема выручки от реализации и величины дебиторской задолженности, величина товарно-материальных ценностей и сумма кредиторской задолженности и другие статьи.

Аудиторская организация, оценивая возможность выполнения специального задания, должна поставить в известность лицо, поручившее выполнение задания, о том, что для выполнения задания необходима дополнительная бухгалтерская и иная информация, а также определить, какая именно.

В отличие от аудита бухгалтерской отчетности при выполнении специальных аудиторских заданий определение уровня существенности затруднено. Если для выполнения специального аудиторского задания не представлена бухгалтерская отчетность экономического субъекта в целом, то величина оборотов по какому-либо бухгалтерскому счету представляется величиной относительной (одинаковые обороты по одному и тому же бухгалтерскому счету могут быть крупными с точки зрения одного экономического субъекта и малыми с точки зрения другого). Не имея возможности с достаточной степенью точности оценить уровень существенности, аудиторская организация не может определить и степень аудиторского риска. Одна и та же статья бухгалтерской отчетности в ходе выполнения специального аудиторского задания в соответствии с заданием на его выполнение может быть исследована с большей тщательностью, чем при аудите достоверности бухгалтерской отчетности в целом.

Во избежание введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности аудиторская организация должна письменно уведомить руководство экономического субъекта о необходимости включения в состав бухгалтерской отчетности, содержащей в соответствии с действующим законодательством аудиторское заключение, заключения аудиторской организации по специальным заданиям только вместе с аудиторским заключением о бухгалтерской отчетности в целом.

Заключение аудиторской организации по проверке отдельных статей бухгалтерской отчетности должно включать в себя указание на регулирующие бухгалтерский учет нормативные акты, которыми экономический субъект руководствовался при оценке и учете статей отчетности. В заключении также должно быть выражено мнение аудиторской организации о соответствии во всех существенных отношениях методов оценки и порядка ведения бухгалтерского учета указанному нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет.

При выполнении специального аудиторского задания аудиторской организации целесообразно ознакомиться с аудиторским заключением о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта за тот же период.

4. Заключение по специальному аудиторскому заданию по юридической и экономической экспертизе договоров, регулирующих гражданско-правовые отношения

Цели выполнения специального аудиторского задания по экспертизе договоров могут быть различны:

а) составить заключение о правильности используемых схем бухгалтерских записей, принципов оценки, порядка налогообложения и формы ответственности по договорам, подготовленным экономическим субъектом в связи с появлением у экономического субъекта новых форм договоров;

б) составить заключение о финансовых и правовых последствиях договоров по вложению денежных средств в недвижимость, ценные бумаги и т.п., подготовленных экономическим субъектом в связи с началом нового направления деятельности;

в) подготовить заключение о соблюдении экономическим субъектом определенных договоров, например кредитных договоров или договоров займа**;

г) другие цели.

Аудиторская организация может выразить свое мнение относительно договоров (контрактов), регулирующих гражданско-правовые отношения, только после того, как полностью рассмотрены вопросы бухгалтерского учета и аспекты налогообложения на всех этапах реализации договора (контракта). В том случае, если в поручении на выполнение специального аудиторского задания содержатся специфические вопросы, не относящиеся к компетенции аудиторской организации и требующие специальных познаний в области науки, техники, искусства и других областей знаний, аудиторской организации следует привлечь для ответа на эти специфические вопросы эксперта. При этом аудиторская организация должна руководствоваться правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Использование работы эксперта".

В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию должно быть отражено мнение о том, соблюдены ли экономическим субъектом конкретные условия договора.

5. Заключение по специальному аудиторскому заданию о бухгалтерской отчетности, составленной в соответствии с принципами бухгалтерской отчетности, отличными от российских правил бухгалтерского учета

Бухгалтерская отчетность может быть подготовлена экономическим субъектом для специальных целей в соответствии с правилами бухгалтерского учета иными, нежели российские правила бухгалтерского учета (например, национальными правилами бухгалтерского учета другой страны). Такими формами бухгалтерской отчетности также могут быть:

а) налоговые декларации;

б) отчеты о финансовых результатах, основанных на поступлениях в кассу и выплатах из кассы;

в) финансовая отчетность, установленная каким-либо государственным или иным регулирующим органом.

Аудиторская организация должна оценить возможность пользователя бухгалтерской отчетности экономического субъекта понять из названия или из примечания к данной бухгалтерской отчетности, что эта отчетность подготовлена не в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Если в названии такой бухгалтерской отчетности соответствующие указания и ссылки отсутствуют, то аудиторская организация должна сделать это в своем заключении.

Заключение по специальному аудиторскому заданию по проверке финансовой информации, подготовленной в соответствии с принципами бухгалтерского учета, отличными от российских, должно содержать указание на применявшиеся принципы учета или на параграф отчетности, в котором содержится такая ссылка. В заключении должно быть указано, подготовлена ли бухгалтерская отчетность во всех ее существенных аспектах в соответствии с этими принципами.

6. Заключение по специальному аудиторскому заданию об отчете, подготовленном за ряд смежных лет

Экономический субъект может подготавливать специальные отчеты, представляющие обобщенные данные годовых бухгалтерских отчетов за ряд смежных лет, с целью информирования пользователей, интересующихся основными данными деятельности организации и ее результатами.

Обобщенный отчет значительно менее детализирован, чем годовые отчеты, подтверждаемые аудиторской организацией. Поэтому в таких отчетах должно быть ясно обозначено, что они имеют сокращенный характер, и поэтому пользователю отчетности для лучшего понимания финансового положения организации и результатов ее деятельности за каждый год необходимо использовать обобщенный отчет вместе с бухгалтерскими отчетами, подтвержденными аудиторской организацией и содержащими всю требуемую в рамках данной системы учета информацию.

Обобщенный отчет должен быть назван таким образом, чтобы указывать на ту бухгалтерскую отчетность, на основании которого он был подготовлен, например "Отчет, подготовленный на основании бухгалтерской отчетности на 31 декабря 19XX года, 31 декабря 19XX1, проверенной аудиторской организацией".

Обобщенный отчет не содержит всей информации, которая должна в нем содержаться в соответствии с системой отчетности для годовых бухгалтерских отчетов, подтвержденных аудиторской организацией. Поэтому фраза об отражении в отчетности показателей деятельности "достоверно во всех существенных аспектах" не должна использоваться аудиторской организацией при формировании ею мнения относительно данных отчетов.

7. Заключение по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов

Заключение аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, проведенному по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации.

В заключении аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию, полученному от государственных органов, следует избегать таких оценочных юридических терминов, как "халатность", "хищение", "растрата", "присвоение" и подобных. Применяя такую терминологию, аудиторская организация выходит за пределы своей компетенции, так как квалифицировать действие или бездействие лиц вправе только судебные и следственные органы.

Выводы аудиторской организации должны излагаться в той последовательности, в которой вопросы поставлены органом, поручившим задание. При этом каждый вывод должен содержать выявленные аудиторской организацией факты, а также связь этих фактов с нарушением каких-либо правовых норм. В том случае, если такая связь имеется, аудиторская организация должна указать, какой именно нормативный акт нарушен, за какой период, описать обстоятельства, способствовавшие выявленному нарушению. В случае, когда это представляется возможным, аудиторской организации следует указать, кто из должностных лиц экономического субъекта несет ответственность за нарушение с точки зрения бухгалтерского учета, и оценить сумму материального ущерба.

————————————————————————————————

* В дальнейшем аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно в качестве индивидуальных предпринимателей, именуются "аудиторские организации".

** В соответствии с такими договорами организация должна соблюдать различные обязательства, вытекающие из договора. Сюда могут входить, например, уплата процентов, соблюдение соответствующих финансовых отношений, запреты на выплату дивидендов или использование доходов от реализации заложенного имущества.