Почему люди, которые любят читать, лучше остальных. Сочинение на тему «Вы читающий человек? Кто такой читающий человек

прошло необычное мероприятие. Организаторы конкурса "Территория жизни " подвели итоги и назвали имена победителей, а так же со своими читателями встретился писатель Андрей Щупов, многим известный под псевдонимом Олег Раин.

Старт мероприятия был назначен на час дня. Зал в основном занимали дети, с надеждой ждущие результатов конкурса, и их группа поддержки — учителя. Наконец стало тихо. Началось. Девушки из музыкальной школы 1 исполнили лирическую песню и что-то из репертуара «Биттлз», немного разрядив обстановку. Проектор прокрутил клип, снятый участниками, и ведущая объявила в микрофон: "Здравствуйте!"

Главная цель конкурса "Территория жизни" — дать возможность молодым людям высказать свою точку зрения о мире и о себе. На суд было представлено более 50 работ из Екатеринбурга и его окрестностей, а одна творческая работа была прислана из Краснодарского края!
В номинации "видеоролик социальной направленности " первое место занял клип Антона Курильщикова "Здоровый образ жизни". Парадоксальное сочетание темы клипа и фамилии автора, не так ли?
В номинации "социальная фотография " победу одержала работа Лены Ивановой под названием "Возрождая традиции". Студенты из Первоуральска завоевали 1 место за лучшую социальную акцию "Береги здоровье смолоду", а работа Натальи Беляевой "Легко ли быть молодым" победила в номинации "литературное эссе ".

Также были учреждены специальные призы за позитивный взгляд и стремление сделать нашу жизнь лучше.
Все победители получили грамоты и специальные подарки от Андрея Щупова — его книги для подростков. Будет чем заняться по вечерам.
Когда участники узнали, что писателю 45 лет, по залу прошёл шумок. Никто не ожидал такого поворота, ведь мужчина выглядит намного моложе своих лет, да и рассуждает свежо.
"Уверен, что быть писателем чрезвычайно интересно. Уже хотя бы потому, что можно погружаться в десятки увлекательных профессий, проживать сотни чужих жизней", — говорит он.

Главными героями книг А. Щупова обычно становятся авантюристы, готовые на всё. Автор признаётся, что герои похожи на него. Авантюрность — это неотъемлемая часть характера человека. Но у кого-то её больше, у кого-то меньше. Сам автор совершал в своей жизни много рискованных поступков. Например, около 20 лет назад Андрей Щупов спрыгнул с самолёта, не имея никакой подготовки, и не пострадал. Какое везение!

У писателя оказалось множество псевдонимов — Олег Раин, Саша Белых, Павел Артемьих . На вопрос "Зачем придумывать себе другие имена?" Андрей Щупов ответил, что чаще всего читатели зацикливаются на каком-то одном жанре. Любители фантастики не хотят, чтобы автор тратил время на детективы, любители детективов - наоборот. Ему же нравится писать во многих жанрах. Это фантастика, психологическая проза, книги для детей, детективы и многое-многое другое.

Андрей Щупов называет своим любимым жанром детскую литературу. Ведь для детей писать интереснее. Они тоже могут рассуждать серьёзно, но в этом направлении нет никакого формата, никаких рамок. Как ни странно, детская литература более раскрепощена. Писатель считает, что жизнь современного подростка достаточно серая и скучная (школа — дом), и чтение книг — прекрасная этому альтернатива. Там более, читающий человек — это успешный человек.

Поиски себя Андрей Щупов начал со школьной самопальной газеты. Всё начиналось с небольших статей и рассказов, затем переросло в произведения покрупнее. Семья одобрила его выбор, поддерживала писателя в его начинаниях. И вот Андрей Щупов уже лауреат премий и уважаемый автор. Он пишет книги, воспитывает двоих детей и не стареет. По крайней мере, так кажется.
Писатель показался мне умным и интересным человеком.

Уверена, что не разочаруюсь, прочитав книги Андрея Щупова! И вы не разочаруетесь.

Вы читающий человек?

Однажды, Дэн Кеннеди сказал: «У богатых людей – большая библиотека. У бедных людей – большой телевизор». Неудивительно, в нашем современном реальном мире становиться все труднее и труднее встретить читающего человека. Что это деградация, или неповоротный факт развития?

Действительно, за окном две тысячи тринадцатый год. Много ли у вас знакомых, друзей, родных, близких кто читает? Когда прочитали последнюю книгу вы? Какую именно? Конечно, больше восьмидесяти процентов и не вспомнят, потому что это было так давно. Если, внезапно вы встретите на улице читающего человека, считайте, вам очень повезло. Что такое книга, чтение – это знания и развития не только духовных качеств, но и материальных. Не бойтесь заходить в библиотеки, посещать литературные вечера, там очень интересно, увлекательно и познавательно. Каждый человек должен развиваться в разных направлениях, только в поисках своего занятия обретешь истину своей цели в жизни.

Не тратьте свое время за просмотром компьютера, телевизора. Не деградируйте, меняйте свою жизнь и ее составляющие. Читайте книги, газеты, журналы, издания различных направлений. Каждая прочитанная книга даст вам гораздо больше в жизни, чем очередные сериалы по телевизору. Но суть не в выбранной теме или программе, а в процессе получения знаний. Конечно, от компьютеризации никуда не деться, но ни что нам не мешает уделять время на чтение и другие занятия. Все взаимосвязано, считаю, каждый человек в своей жизни обязан прочитать определенное количество книг. Это составляющая, без которой трудно представить образованного и богатого внутренним миром человека.

Чтение имеет ряд преимущество перед другими занятиями. Во-первых, развивает мышление. Читая книгу, мы пытаемся создать свой выдуманный определенный мир. Во-вторых, помогает расслабиться, снимает стресс, психологическое давление. Особенность русского языка позволяет нам успокоить свою психику. В-третьих, развивает наш словарный запас, мы узнаем новые слова, фразы, которые со временем незаметно употребляем в своей жизни. Положительных качеств еще очень много: развивает активность мозга, придает уверенности в себе, источник решение многих актуальных проблем, улучшает внимательность, память, концентрацию. И все это дает нам книга – источник знаний.

Как сказал А.Блок: «Книга великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться». Читайте книги! Чтение всегда будет актуальным при духовном развитии…

Отзывы о книге:

Нда... Этот отличный сборник 83 года, фантастического кач-ва, на отличной бумаге, с прекрасными иллюстрациями я купила на днях за 10руб на Олимпийской ярмарке. В той же "куче" за те же 10руб было не мало хороших изданий, в т.ч. классической литературы. Продавец вообще кажется не имел понятия, кто у неё там валяется и по каким критериям отбор. Но самое глубокое впечатление на меня произвело, что 50% продавцов-букинистов к которым я обращалась с вопросом "есть ли у вас Селин", почёсывая репу отвечали, что "Селина пожалуй нету, но есть Селинджер. Будете брать?". Действительно, какая в сущности разница... Фамилии-то почти однокоренные:)

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Виднейшие отечественные и зарубежные писатели XX века размышляют о роли книги в жизни человека и общества. Составитель Святослав Игоревич Бэлза - Прогресс, (формат: 70x100/16, 720 стр.) 1990
    570 бумажная книга
    Размышления великих мастеров слова XX века (М. Горького, М. Пруста, Г. Манна и других) - о прошлом и настоящем книги, о том, какова роль чтения в судьбе цивилизации в целом, о читателях, о… - Прогресс, (формат: 84x108/32, 456 стр.) 1983
    310 бумажная книга
    Мулдашев Э. В поисках Города Богов. Том 3. В объятиях Шамбалы. На Тибете найден легендарный Город Богов И, наконец, в этом томе Вы, дорогой читатель, увидите легендарный Город Богов. Мы просим прощения за то, что качество снимков, может быть, не совсем хорошее - съемки велись на высоте 5-6 тыс. метров… - Читающий человек, (формат: 70x100/16, 288 стр.) 2016
    545 бумажная книга
    Мулдашев Эрнст Рифгатович В поисках Города Богов. Золотые пластины Харати хранят тайну сотворения человека Сейчас, по прошествии 16 лет, я сам удивляюсь своей авантюрности, когда решил посягнуть на то, что будоражило умы ученых-эзотериков XX века. Мир в то время бредил мировым господством какой-либо… - Читающий человек, (формат: 70x100/16, 288 стр.) Школьная программа 2017
    276 бумажная книга
    Эрнст Мулдашев От кого мы произошли? Эта книга посвящена анализу результатов первой гималайской экспедиции Эрнста Мулдашева. Ученым удалось проникнуть в таинственные уголки этих гор и обнаружить такое, что, как говорится, ни словом… - Читающий человек, (формат: 60x88/16, 80 стр.) Кто мы? электронная книга 2004
    249 электронная книга
    Эрнст Мулдашев В поисках Города Богов Группа российских ученых отправляется в путь в надежде найти легендарный Город Богов. Прибыв в Непал, исследователи стараются отыскать хотя бы косвенные свидетельства, которые позволили бы ответить… - Читающий человек, (формат: 60x88/16, 80 стр.) электронная книга 2004
    249 электронная книга
    Эрнст Рифгатович Мулдашев От кого мы произошли? Эта книга посвящена анализу результатов первой гималайской экспедиции Эрнста Мулдашева. Ученым удалось проникнуть в таинственные уголки этих гор и обнаружить такое, что, как говорится, ни словом… - Читающий человек, (формат: 60x88/16, 80 стр.) Кто мы? 2016
    бумажная книга
    Эрнст Рифгатович Мулдашев В поисках Города Богов 2016
    бумажная книга
    Мулдашев Эрнст Рифгатович В поисках Города Богов Группа российских ученых отправляется в путь в надежде найти легендарный Город Богов. Прибыв в Непал, исследователи стараются отыскать хотя бы косвенные свидетельства, которые позволили бы ответить… - Читающий человек, (формат: 60x88/16, 80 стр.) 2016
    418 бумажная книга
    Мулдашев Э. От кого мы произошли? Предисловие автора:Я типичный ученый исследователь, и вся моя научная жизнь посвящена изучению строения и биохимии человеческих тканей с последующим их использованием в качестве трансплантантов в… - Читающий человек, (формат: 70x100/16, 288 стр.) 2016
    499 бумажная книга
    Влх. Саньян Последние ступени йоги. Техническое описание Эта книга - тематическое продолжение издания «Веда. Постижение Руси» волхва Саньяна. Шива здесь в Сибири. Может быть и снова, но далеко не в Гималайских снегах, здесь полно своего снега. Ночные… - Традиция, (формат: 84x108/32, 80 стр.) 2010
    147 бумажная книга
    А. В. Кобляков, В. Ю. Николаев Кто мы Эта книга о необычном, не укладывающемся в наше представление о мире. Человек, читающий ее, должен быть готов к ломке стереотипов и догм. Данный сборник включает в себя "Древние легенды", в которых… - Борей, (формат: 60x88/16, 80 стр.) 1991
    200 бумажная книга
    Книги Азбука
    330 бумажная книга
    Книги Азбука Фантастика Роберта Шекли не подвержена влиянию времени. Ее будут читать всегда, пока живет человек читающий. Ведь если книга по-настоящему остроумна, то есть вместеи остра и умна, она найдет своего… - (формат: 60x88/16, 80 стр.)
    110700 бумажная книга
    Роберт Шекли Абсолютное оружие Фантастика Роберта Шекли не подвержена влиянию времени. Ее будут читать всегда, пока живет человек читающий. Ведь если книга по-настоящему о - Азбука, (формат: 60x88/16, 80 стр.) 2015
    239 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      ЧИТАЮЩИЙ АВТОМАТ - устройство, осуществляющее автоматическое распознавание изображений букв, цифр или других знаков, напечатанных или написанных на бумаге в форме, удобной для чтения их человеком. Предназначен для автоматического ввода печатной или письменной ции в … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Текст: Тата Олейник
    Иллюстрации: Вадим Смирнов


    Человек научился читать примерно шесть тысяч лет назад. Именно тогда комиксы, которые люди древности любили оставлять друг другу на стенах пещер и стволах деревьев в качестве своеобразной стенгазеты:
    знак «Вася», знак «дубина», знак «лев»
    знак «лев», знак «съел», знак «Вася»,

    начали складываться в то, что позднее станет пиктографическим письмом и иероглификой (появления алфавитов, основанных на фонетике, придется еще немного подождать).

    Примерно с тех пор слово «грамотный» стало синонимом слова «умный».

    Историческое и социальное значение письменности огромно. На самом деле это было в миллион раз круче изобретения лука, колеса или, скажем, двигателя внутреннего сгорания. Потому что именно тогда человечество сумело справиться одновременно со временем и пространством: отныне слово и, соответственно, знание на этой планете обрели бессмертие*.

    Но, понимая эту огромную историческую значимость чтения, мы часто не задумываемся о том, что оно сделало с человеком на физиологическом уровне. Нет, это не про очки и сутулость.


    « А я всегда, всегда подозревал, что на том самом дереве в том самом саду висели вовсе не бессмысленные овощи, а букварь и чернильница »


    Как работает мозг во время чтения

    Сейчас, пока ты читаешь эти слова, твой мозг внутри черепа полыхает как новогодняя елка, что прекрасно видно при томографических исследованиях. Пока твои глаза скачками ползают по строчкам (да, звучит, конечно, странновато, но именно так мы и читаем: в целом плавно, но с периодическими рывками, все равно как зависающий ролик просматриваем), в твоей голове кипит работа. Нейронные сигналы отчаянно мечутся по чуланам и завалам твоего гигантского храма разума, отчаянно перетряхивая всякую ветошь и спешно разыскивая значения наскоро расшифрованных символов.


    Выглядит это примерно так:

    Эй, мы ищем «заскорузлый»? Никто не видел «заскорузлый»? Где, блин, все синонимы? Так… «сухой», «сморщенный», «накуксившийся» - не, это уже совсем не то...
    - Да просто повесьте ему перед носом картинку старого сапога - уж сообразит как-нибудь.
    - Поздно, уже проехали! Теперь срочно требуется «пеммикан»!
    - «Заскорузлый пеммикан»?! Что это вообще такое? Они там все рехнулись, что ли? Гоните контекст, лоботрясы!
    - «Заскорузлый пеммикан застрял в вампуме старого кроу»!
    - Боже!
    - Быстро-быстро! Опаздываем!
    - Что он вообще читает?
    - «Моя жизнь среди индейцев».
    - А, точно, индейцы, бли-и-ин… Опять активный словарь можно выкидывать. Придется в детство нырять, в Куперов всяких ибн Фениморов… А там такие ассоциации встречаются - такие зубы, такие пасти! Сожрут - и пикнуть не успеешь!
    - А потому что не надо активный словарь в пятьсот слов иметь!
    - Так вот и развиваем же, как можем… регулярным чтением... м-да.
    - Все, больше не могу, синапсы отваливаются. Эй вы там, первичные! Намекните ему, что пора в туалет сходить, - сгоняйте к сфинктеру мочевого пузыря, пусть по старой дружбе поможет!

    Мы редко задумываемся о том, что чтение сделало с нами на физиологическом уровне

    Звуковую информацию мы воспринимаем куда менее драматично, ибо наш мозг эволюционно формировался в условиях, при которых умение оперативно расшифровывать звуковые сигналы было очень-очень важно. Чихание леопарда в далеких кустах мгновенно наводит такой порядок в синапсах, что ты и осознать ничего не успеваешь, а твои ноги уже развили среднюю крейсерскую скорость, сорок километров в час.

    С чтением все иначе. Тексты не мелькают перед нами черно-желтыми пятнами, не облизываются плотоядно, не демонстрируют тебе восхитительную упругость млечных желез красавицы из соседнего племени. Это просто мелкие черные значки, жалкой сороконожкой ползущие по белому бумажному листу.

    Чтобы превратить их в осмысленные сигналы, твоему мозгу приходится напрягаться изо всех сил. И помощников у него мало. Слушая чужую речь, мы воспринимаем интонацию говорящего, его дыхание, степень его возбужденности и увлеченности, а графические символы не дают и этого.

    Когда ты читаешь, то первой активизируется первичная зрительная кора. Она как бы делает слепок слова. После этого данный слепок отправляется в угловую извилину, где по зрительной форме слова находят его акустический аналог, хранящийся в зоне Вернике*. «Именно в зоне Вернике происходит понимание слова, одновременно идет активация его представительства в зоне Брока, расположенной в третьей лобной извилине. Активация зоны Брока после понимания смысла речи, благодаря участию зоны Вернике, обеспечивается группой волокон, называемой дугообразным пучком. В зоне Брока сведения, поступившие из зоны Вернике, приводят к возникновению детальной программы артикуляции. Реализация этой программы осуществляется через активацию лицевой проекции моторной коры, управляющей речевой мускулатурой и связанной с зоной Брока короткими волокнами» (Физиология человека. Покровский В.М., Коротько Г.Ф. и др.).

    * Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
    « У глухих эта цепочка более сложная и включает в себя память тактильных и зрительных сигналов. Но принцип тот же »

    Чем больше и лучше ты читаешь, тем скорее происходит процесс. У людей с наилучшими навыками чтения он занимает ничтожнейшие доли секунды, так что они почти не «слышат» прочитанное слово, в то время как люди со слабыми навыками чтения буквально проговаривают каждое слово про себя.


    Если мозгу так трудно читать, то зачем его этим терзать?

    А зачем ходить в спортзал? Ни одна другая нагрузка не является настолько полноценным и универсальным упражнением для мозга, как чтение. Никакие шахматы, логические задачи и решения кроссвордов не обеспечат такой нагрузки, ибо задействуют куда более ограниченные участки мозга. Тридцать минут чтения в день снижают, например, риск развития Альцгеймера у здоровых пациентов старше сорока пяти лет почти на треть (эти данные подтверждены группой Инны Слатски (Университет Тель-Авива, Израиль).

    5 вопросов про чтение

    1. Как научиться читать быстро?

    Практикой. Чем больше читаешь, тем лучше навык. А также попробуй приучиться читать не повторяя слова про себя, а просто скользя по строчкам глазами. Сперва ты не будешь понимать ничего, потом потихоньку втянешься.

    2. Почему я отключаюсь во время чтения? Вроде прочитал полстраницы, а ничего не помню?

    Потому что твой мозг взял небольшую паузу и самовольно перестал обрабатывать поступающую информацию. Такое бывает и во время получения звуковых сигналов - на лекциях, например. Это в порядке вещей, если не происходит слишком часто, - дай своему вниманию пинка и перечитывай заново. Если ты отключаешься слишком часто - раз в 10 минут или больше, то у тебя СДВ - синдром дефицита внимания. Тоже поддается тренировке, хотя в США и Израиле его, например, предпочитают лечить медикаментозно, особенно у детей.

    3. С развитием технологий книги и чтение уходят на третий план, не так ли?

    Никогда еще в жизни человечество не писало и не читало столько, сколько оно пишет и читает со времен появления Интернета и SMS-сообщений. Что именно оно пишет и читает - это уже другой разговор, но большая часть надписей на всяких древних стелах не очень отличается, скажем, от постов на игровых форумах: «Сегодня я, Великий Мумук, попрал своей пятой выи тысячи врагов, а подлого Бубука я еще поймаю и выпущу ему кишки». Примерно так.

    4. Сейчас распространено мнение, что не нужно слишком рано приучать ребенка к чтению - всему свое время. Правильно ли это?

    По мнению автора этой статьи, данное мнение могут распространять только вредители. Чем раньше ребенок освоит навыки чтения, тем проще ему будет читать и тем больше книг он усвоит в то время, когда полученная информация особенно хорошо закрепляется в памяти.

    5. Как приучиться читать современному взрослому, если ему не хватает на это времени?

    (Cоветы извлечены из произведения «Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали» Пьера Байяра) Ходи с книгой сам знаешь куда. Пересядь с личного транспорта на общественный. Читай книги с телефонов и компьютеров. Вообще машинально прочитывай все, что оказалось у тебя под рукой, если ты уже три минуты сидишь и ничего не делаешь. Перечитывай книги, которые ты уже читал. Лучше хорошо знать 20 книг, чем ни черта не помнить о прочитанных ста. Неопытному читателю лучше читать то, что ему нравится, а не то, что читать нужно («Как культурному человеку можно не знать «Гептамерона»?!») или престижно («Как, ты еще не читал «Теллурию»?!»).



    Но улучшение качества работы мозга - вовсе не главный профит от чтения. Оставим в стороне образованность, культурный уровень и умение поддержать светский разговор (практика подсказывает, что в светских разговорах почему-то очень редко упоминаются Мураками, Толстой и Диккенс, там куда чаще звучат имена Ёдзи Ямамото, Коко Шанель и Славы Зайцева). Расширения словарного запаса тоже можно добиться не только чтением: прослушивание аудиокниг, скажем, или просто частое общение с начитанными собеседниками неизбежно сделают твою речь и твои мысли намного богаче. Куда важнее способность нашего сознания очень хорошо поддаваться библиотерапии.


    Лаз в иные миры

    Этот термин появился в середине прошлого века, но лечить душевнобольных и просто психически нестабильных людей с помощью книжек начали еще за сто лет до того (кстати, одним из пионеров этого дела был наш соотечественник И. Дядьковский). Именно потому, что чтение так активно задействует фактически весь наш мозг, оно способно кардинально менять наше настроение, самочувствие и мироощущение. Грубо говоря, если наш застрессованный и депрессивный мозг рисует нам печальную картину разрухи мира вообще и нас самих в частности, то ситуацию можно улучшить, заставив этот мозг усиленно обрабатывать другие картинки - с порхающими бабочками, розовыми слонами и отважными индейцами, крадущими белокурых красавиц.

    Библиотерапия - это возможность уходить в иные миры в поисках душевного комфорта

    И никакое кино тут рядом не стояло, потому что ни один самый великий Тарантино не сумеет заставить твой мозг поверить в истинную реальность происходящего. Именно потому, что простой зрительный сигнал, картинка с экрана, в нашей голове не подвергается и десятой доли той обработки и расшифровки, которые проходит печатное слово. Вот, прочитай медленно фразу:

    В самом сердце темного леса на корявой ветке старой сосны висит маленький белый фарфоровый чайник с зеленой розочкой на боку.


    Знаешь, что мы с тобой только что сделали? Мы заставили тебя вообразить этот лес, эту сосну и этот дурацкий чайник. Ты лично извлек их из небытия, такими, какими их увидел именно ты, и отныне они будут пребывать тут навеки. Наши поздравления. Нет другого способа так хорошо и так надежно уходить в иные миры, как чтение. И чем лучше навыки чтения у человека, чем быстрее и активнее он пожирает страницы, тем глубже и полнее иллюзия. Это, кстати, одна из причин, почему очень много и жадно читающие люди редко становятся пьяницами и наркоманами - потому, что им это не нужно*. К их услугам и так десятки тысяч реальностей, услужливо открывающих им свои доступные страницы.

    * Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
    « Нет, они могут ими стать, но обычно это происходит после того, как по тем или иным причинам у них угасает интерес к книгам »

    Учась в школе, а потом в вузе, входя во взрослую жизнь, практически каждый человек посещает библиотеку. Кто-то считает это место особенным, кто-то воспринимает библиотеку как огромный «склад» книг.

    Чтобы глубже узнать, что такое библиотека, а также понять, какое влияние она может оказать на человека, мы решили побеседовать с директором Централизованной библиотечной системы имени Н.В. Гоголя Верой Васильевной Скаленчук.

    - Связано ли полученное вами образование с нынешней работой?

    Я окончила библиотечный факультет Кемеровского института культуры, и с этой профессией связана вся жизнь.

    - Считаете ли вы сейчас, что ваш выбор профессии был осознанным?

    С того времени прошло уже много лет. Представление о профессии менялось несколько раз. Но я считаю, что выбор профессии был осознанным с самого начала. Я всегда смотрела на библиотекарей как на людей из какой-то другой жизни. В детстве, а потом и в юношеском возрасте я очень часто посещала библиотеку, просто обожала ее атмосферу. Однако оканчивая школу, я думала, что буду педагогом. Потом, когда я уже работала по своей специальности, мне приходилось сотрудничать с учебными заведениями. Мне говорили, что у меня есть педагогический дар. В работе мне это только помогало. На первоначальном этапе я была заведующей юношеским отделом. Мне всегда удавалось находить общий язык с ребятами. Педагогические способности пригождались и потом неоднократно. Работая в коллективе с разными людьми, нужно было уметь находить подход к каждому человеку.

    - Готовит ли институт человека к большой, взрослой жизни или после окончания учебного заведения всему приходится учиться заново?

    Я могу сказать о своей профессии. Теоретические знания, которые нам дает учебное заведение, немного отличаются от практики. На последних курсах у нас были учебники и дисциплины по организации работы. Тем не менее, проходя учебную практику, мы увидели работу не так, как читатель ее видит, а как бы изнутри. У многих из нас были традиционные представления о библиотеке как о месте, где уютно, комфортно, приятно находиться. Когда начали работать, стали понимать, что здесь нужно приложить большие усилия, в том числе и физические, чтобы все было действительно удобно и комфортно для читателя.

    - Как вы считаете, при выборе своего пути стоит прислушиваться к мнению окружающих или нужно верить только в себя?

    Прислушиваться никогда не вредно, но всегда выбор человек должен делать сам. Я не помню, чтобы мне родители или кто-то еще говорили, какую профессию выбирать. Так получилось, что я выбрала эту профессию и не по совету, и вроде не сама. Иногда случай играет большую роль. Наш институт только открывался, и я решила попробовать поступить. Получилось, что этот выбор в некоторой степени был случайным.

    - Может ли человек, выбравший нелюбимую профессию, реализовать себя в работе?

    Я считаю, что нет. Свою профессию нужно любить. Если работа тяготит, то ты сможешь технически хорошо ее выполнять, ты изучишь весь механизм работы, но душу никогда не вложишь в нее. Но какое может быть удовлетворение от работы, если ты не вносишь в нее ничего своего, если не живешь этой работой, если, выполняя работу, думаешь о чем-то постороннем?

    - Как вы относитесь к тому, что все больше людей используют Интернет для получения информации и все меньше ходят в библиотеки?

    Я отношусь к этому как к данности. На эту ситуацию уже невозможно повлиять. Пришла эпоха Интернета, и наши залы заметно опустели, но ход истории не изменить. Естественно, Интернет - это очень удобный и быстрый способ поиска информации. Через Интернет человек может найти те ресурсы, которых мы не можем предложить. Ни одна библиотека не может иметь все источники. Мы и сами активно пользуемся новыми технологиями. На своем сайте размещаем электронный каталог книг, полные тексты некоторых краеведческих изданий. Более 43 тысяч человек посетили наш сайт в 2011 году. В Центральной библиотеке открыли второй компьютерный зал. Во всех филиалах есть возможность работать в Интернете.

    - Возможно ли, что со временем настоящие книги совсем будут вытеснены электронными книгами и Интернетом?

    Наверное, нет. Во-первых, потому, что между чтением с экрана и чтением книги есть огромная разница. Счастье общения с традиционной бумажной книгой и погружения в то, что ты читаешь, невозможно сравнить с чтением книги электронной. Но я говорю именно о художественной литературе. Какое испытываешь волнение, когда берешь в руки книгу, например, прошлого века. Это словами не передать.

    - Есть ли в фонде библиотеки книги, которые являются раритетом?

    У нас есть книги XIX - начала ХХ веков, прижизненные издания Пушкина. Коллекция таких книг включает около двух тысяч экземпляров. Это и художественная литература, и учебная, и энциклопедические издания. У нас, кстати, есть полный электронный каталог этих изданий. Чем дальше мы уходим от того времени, тем более ценными становятся эти издания. И всегда испытываешь волнение, когда имеешь дело с такой книгой. У каждой книги ведь своя история. Как она к нам попала? В каких она была руках?

    - Как вы думаете, по-разному ли читающий человек и человек, который не любит читать, смотрят на жизнь?

    Читающий человек - это вообще глубокий человек. У него особый духовный мир, который позволяет ему быть более глубоким и разносторонним. Человек, который не читает, себя просто ограничивает. Книги учат человека жить, видеть. Я уже не говорю о поэзии, которая вообще окрыляет, дает стимул к жизни. Проза, особенно классика, создает определенное видение мира. Читающий человек - очень интересный собеседник. Беседы с таким человеком всегда очень содержательны. У него всегда можно что-то узнать, чему-то научиться. Когда общаешься с читающими людьми, хочется еще и еще говорить с ними.

    - Какие книги оказали влияние именно на вас?

    Классическая литература сопровождает человека всю жизнь. Сколько раз будешь читать такие произведения, столько раз будешь открывать в них что-то новое для себя, потому что это очень глубокая литература. Поэтому прежде всего на меня повлияла классическая литература. Эта литература бездонна, поэтому именно она, на мой взгляд, является и всегда будет являться основой нашего развития.

    - Недавно Владимир Путин предложил составить список ста книг, которые должен самостоятельно прочитать каждый выпускник. Сформировать этот список он предложил с помощью культурных авторитетов. Как вы относитесь к этой идее?

    Сто книг - это как-то искусственно, круглое число выбрано. Я думаю, необязательно придерживаться определенных цифр. Но идея порекомендовать молодежи наиболее ценные книги - неплохая. Хорошо, если в этот список войдет и классика, и современные книги. Такой список должен включать в себя и русскую, и мировую литературу. В него должна войти и научная литература. На мой взгляд, люди, рекомендующие книги для этого списка, должны быть известными деятелями культуры и науки, признанными авторитетами. Кстати говоря, у нас в библиотеке издана книга «Средь книжных миров», в которой наши почетные читатели делятся своими литературными предпочтениями и рекомендуют книги, которые повлияли на их мировоззрение, на их жизнь.

    - Меняются ли с течением времени предпочтения читателей?

    Конечно. Когда-то были очереди за книгами, которые сегодня на букинистических развалах. Когда-то старались подписаться на классику, на собрания сочинений, а теперь дети и внуки избавляются от этой литературы, привозят нам. Если раньше на зарубежную и русскую классику спрос был огромным, то теперь этой литературой практически никто не интересуется.

    - Много ли среди читателей библиотеки молодежи?

    По статистике, около пятидесяти процентов читателей библиотеки - молодежь. Раньше залы были просто переполнены молодыми людьми, они составляли около семидесяти процентов читателей. К сожалению, заметна явная тенденция к уменьшению количества молодых читателей. Они предпочитают виртуально посещать библиотеку, заходя на наши сайты.

    - Как сказывается на уровне культуры молодежи отсутствие интереса к чтению?

    Сейчас наблюдается снижение уровня грамотности молодежи. И это говорит о том, что молодые люди стали меньше читать. Когда человек не читает, он не видит перед собой правильного, хорошего текста. Кроме того, читающий, думающий человек ведет себя более культурно, логично излагает свои мысли в отличие от людей нечитающих. Я понимаю, что в наше время появляются какие-то новые формы общения, в речь входят новые слова, но все же в основе общения людей должен быть литературный язык.

    - Возможно ли сейчас, на ваш взгляд, повысить интерес к чтению?

    Мы изо всех сил стараемся привлечь к чтению все слои населения, это является основной задачей библиотеки. Мы не теряем надежды на то, что можно возродить интерес к чтению. Сейчас чуть ли не с детского сада стараются привить детям интерес к книгам. У нас разработана программа по обучению детей чтению. Но важно, чтобы любовь к чтению прививалась в семье. Конечно, человек может сам своим путем прийти к книге. Любовь к чтению может появиться уже и в зрелом возрасте, ведь никогда не поздно взять в руки книгу. Поэтому мы верим, что можно повысить уровень читательской культуры.

    - Напоследок, что вы хотели бы пожелать и, может быть, даже посоветовать нашим читателям?

    Скаленчук, В. В. «Читающий человек - глубокий человек» [Текст] : [интервью со Скаленчук В. В.] / Екатерина Пятибратова // Кузнецкий рабочий. - 2012. - 5 мая (№ 51). - С. 2: фото.