Первопечатник Иван Федоров: биография краткая для детей. Первопечатник иван федоров краткая биография

Все знают, что раньше люди писали книги вручную. Какой-нибудь древний монах-переписчик ночами, при свете свечи, сидел над манускриптами, выводя замысловатые буквы. Написать от руки целую книгу невероятно сложно, поэтому в древности книги считались величайшей ценностью. Порой писец работал многие месяцы и, окончив свой труд, облегченно писал в конце: "Как радуется заяц, убежавший от ловушки, так радуется и писец, окончивший эту книгу". А потом в XV веке Иоганн (а по-нашему — Иван) Гутенберг изобрел печатный станок. С тех пор книги наводнили мир.

На Руси, кстати, зачинателем печатного дела тоже был Иван. В историю он вошел как первопечатник Иван Федоров, хотя в некоторых напечатанных им книгах он подписывался как Иван Федорович Москвитин. О нем мы вспомнили не зря. Ведь в этом году исполняется 440 лет с тех пор, как 19 апреля 1563 года Федоров открыл в Москве первую на Руси "печатню", то есть типографию.

Открыл он ее по царскому веленью. Печатный станок тогда был делом государственной важности, и без указания царя никто книгопечатанием заняться не смел. Ведь правил тогда Иван Грозный — царь страшный и жестокий. Зато значение книги царь понимал и, решив не отставать от Европы, повелел построить Государев Печатный двор. Стоял он в Москве, в Китай-городе (кстати, здание корректорской, или, как ее тогда называли, "правильни" стоит там до сих пор). Его руководителем и стал церковный дьякон Иван Федоров, будущий первопечатник.

Строго говоря, он был не самым первым. Перед этим несколько лет в Москве действовала некая анонимная типография (вероятно, при государевом дворе). Книги, которые выпускали эти неизвестные печатники, не имели никаких выходных данных, и мы не знаем, когда и кем они были напечатаны. Так анонимный издатель опрометчиво упустил шанс войти в историю, уступив его нашему герою.

Итак, первая точно датированная печатная книга на русском языке увидела свет в марте 1564 года. Она называлась "Деяния и Послания Апостолов", хотя чаще говорят просто "Апостол". Федоров и его помощник Петр Мстиславец работали над этой книгой почти год! Это был довольно пухлый том церковного содержания. Печатники хотели, чтобы книга была похожа на старые рукописные книги. Шрифт ее воспроизводил рукописное письмо, первая буква каждой главы была выделена красной краской. Начало каждой главы было украшено узором, на котором переплетались виноградные лозы с кедровыми шишками. Через полтора года Федоров и Мстиславец издали сборник молитв "Часовник". Еще долго именно по этой книге детей учили чтению. К сожалению, эта книга оказалась второй и последней, выпущенной Федоровым в России.

О Федорове мы знаем немного - только то, что он сам о себе рассказал в своих изданиях. Мы знаем, например, что он учился книгопечатанию у некоего датского мастера, которого король Дании прислал в Москву специально по просьбе Ивана Грозного. Кстати, Федоров был, оказывается, на все руки мастер — он сделал не только печатный пресс, но и многоствольную мортиру — дальнюю предшественницу "катюш".

Знаем мы и то, что новые веяния в книжном деле не очень-то пришлись по вкусу старым монахам-переписчикам. Еще бы - такая конкуренция! Труд переписчика становился абсолютно невыгоден, ведь станок позволял печатать книги куда быстрее и дешевле! Мы знаем, что в 1566 году в типографии Федорова произошел пожар, и есть все основания считать, что он не был случайным. В итоге Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось бежать в Литву, а потом и на Украину. "Зависть и ненависть нас от земли и отечества и от рода нашего изгнали и в иные страны, неведомые доселе", - написал Федоров. Но и там компаньоны продолжили заниматься печатным делом — издали "Псалтырь" и "Азбуку".

Некоторые книги Федорова можно увидеть в Петербурге. В главной библиотеке города, Российской национальной, хранятся четыре экземпляра его "Апостола".

Павел Колпаков

Сведения о жизни и деятельности Ивана Федорова достаточно скупы. О его семье, о его детских годах и месте, где он получил первоначальное образование, ничего не известно. В архивной документации Краковского университета есть запись о том, что в 1529 г. в университет поступил «Иван сын Федора из Петковиц». В 1532 г. здесь был удостоен ученой степени бакалавра «Иван сын Федора Москвитин». Упомянутого в этих записях человека некоторые исследователи идентифицируют с Иваном Федоровым.

Следующее упоминание о Иване Федорове встретится нам только в 1564 г. на страницах первой точно датированной московской печатной книги Апостол. 32 года жизни первопечатника скрыты от нас непроницаемой пеленой столетий. Где и как провел он это время, чем занимался? Ответа на этот вопрос нет. Можно лишь с уверенностью сказать, что годы не прошли для него даром. Это были годы учебы, время напряженного труда. В ту пору и освоил он, но где именно - точно сказать нельзя, основы типографского мастерства.

Предполагают, что Иван Федоров работал в московской Анонимной типографии, выпустившей в 1553-1565 гг. по крайней мере 7 книг, на которых не указано, кто, когда и где их печатал. В конце 50-х гг. XVI в. предположительного владельца первой типографии, священника благовещенского собора Сильвестра, постигла опала. Типография перешла к его сыну Анфиму; деятельность печатной мастерской постепенно сошла на нет. Тогда-то царь Иван IV Васильевич Грозный и решил основать большую государственную типографию, руководить которой был поставлен Иван Федоров. Первенцем новой мастерской стала богослужебная книга Апостол. Выходу в свет этой знаменитой книги предшествовала большая текстологическая и редакторская работа, которую предположительно осуществил Иван Федоров. В конце Апостола 1564 г. есть послесловие, в котором рассказывается о решении царя «устроите дом от своея царския казны, иде же печатному делу строитися». Решение было связано, в частности, с необходимостью иметь достаточно большое количество книг для новых церквей, которые сооружались в ту пору «по всем градом царства... паче же в новопросвещенном месте во граде Казани». В послесловии названы имена людей, которым царь поручил работать в первой государственной типографии

Эти мастера 19 (29) апреля 1563 г. начали, а 1 (11) марта 1564 г. завершили изготовление первой московской точно датированной печатной книги. Вторым московским изданием Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца стал Часовник, отпечатанный двумя заводами (изданиями). Над первым из них работали с 7 (17) августа по 29 сентября (9.10) 1565 г., над вторым - с 2 (12) сентября по 29 октября (8.11) 1565 г.

Вскоре после выхода Часовника в свет Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец покинули Москву. Что заставило их сделать это? Ученые отвечают на этот вопрос по-разному. Сам же первопечатник в послесловии к Апостолу, изданному в 1574 г. во Львове, говорил, что в Москве нашлись люди, которые

Обвинение в ереси по тем временам грозило многими бедами. «Зависть и ненависть» недоброжелателей заставили первопечатников покинуть отчизну

О недоброжелателях своих Иван Федоров говорит глухо. Он лишь замечает, что притеснения исходили не от царя

Типографы переселились в Великое княжество Литовское, восточные земли которого населяли украинцы и белорусы, исповедовавшие православие и говорившие на языке, который они сами называли русским. Великий гетман княжества Г.А. Ходкевич пригласил их в свое имение Заблудов. Здесь в 1568 г. была основана славянская типография кирилловского шрифта, в которой 8(18) июля 1568 г. было начато, а 17 (27) марта 1569 г. завершено печатание Учительного Евангелия. После этого Петр Тимофеев Мстиславец покинул Заблудов и переселился в Вильну. Иван Федоров остался в Заблудове и в период с 26 сентября (6.10) 1569 г. по 23 марта (2.4) 1570 г. напечатал Псалтырь с Часословцем.

Гетман Г.А.Ходкевич был стар, финансовые дела его пришли в упадок, и он решил прекратить издательскую деятельность. Чтобы вознаградить Ивана Федорова, гетман подарил ему деревню Мизяковское (ныне в Калиновском районе Винницкой обл. Украины), предложил заняться земледелием. Но Иван Федоров отказался, сказав гетману следующие слова:


Слова эти, воспроизведенные в послесловии Апостола 1574 г., часто цитируют.

В них видят - и вполне справедлив - свидетельство неукротимой силы духа первопечатника, его гуманизм, стремление отдать жизнь великому делу просвещения народа.

Осенью 1572 г. Иван Федоров перебрался в древний украинский город Львов. Здесь - в доме бондарного мастера Адама Торека на Краковской улице - была основана первая на украинской земле типография. Иван Федоров долго не мог собрать деньги, чтобы открыть ее. Помогли печатнику львовские ремесленники, один из которых - Семен Каленикович - одолжил Ивану Федорову колоссальную по тем временам сумму - 700 золотых.

25 февраля 1573 г. Иван Федоров начал, а 15 февраля 1574 г. закончил печатать Апостол. Книга была повторением московского издания. Но на девяти страницах в конце ее помещено послесловие:

Мастер взволнованно рассказывает о своей первой московской типографии, о причинах прекращения ее деятельности, об уходе в Литву, о заблудовской типографии, о переезде во Львов и тех трудностях, которые поначалу пришлось испытать здесь. Послесловие Апостола 1574 г. - это первый у нас памятник мемуарной литературы, который был напечатан. Это и одна из старейших древнерусских исторических повестей. После Апостола 1574 г., а может быть и одновременно с ним, была напечатана Азбука - первый сохранившийся до наших дней восточнославянский начальный учебник грамоты.

В начале 1575 г. Ивана Федорова пригласил на службу один из богатейших магнатов Польско-Литовского государства князь Константин (Василий) Константинович Острожский (1526-1608). Пока осуществлялось редактирование текстов изданий, которые собирались печатать в новой типографии, Ивам Федоров жил в Дерманском монастыре, управителем которого он был назначен 2 марта 1575 г. Князь Острожский в своей резиденции устроил учебное заведение - Острожскую академию. При ней существовала и начальная школа - «детищное училище». Для него-то Иван Федоров в июне 1578 г. напечатал новую Азбуку. В период с июня 1578 г. по март 1579 г. Иван Федоров совершил поездку в Сербию и Болгарию. Глухие упоминания об этой поездке сохранились в одном из документов львовских архивов.

Новый Завет и Псалтырь. Острог, 1580. Миниатюра. Евангелист Лука.

В 1580 г. Иван Федоров напечатал в Остроге Псалтырь и Новый Завет и указатель к нему - «Книжку собрание вещей нужнейших, въкратце скораго ради обретения в книзе Новаго Завета». Последнее издание - это первый в истории отечественной библиографии и документалистики алфавитно-предметный указатель, призванный помочь читателю отыскивать в Новом Завете необходимые ему тексты. Используя современную терминологию, мы бы сказали, что для этой цели применены поисковые образы, размещенные в алфавите ключевых слов. «Книжку...» можно считать и первым в истории нашей словесности сборником афоризмов.

Книжка, собрание вещей нужнейших. Острог, 1580. Титульный лист.

Среди изданий острожской типографии были не только книги, но и малообъемные брошюры и листовки. К сожалению, большинство из них не сохранилось. Уцелел единственный экземпляр листовки, напечатанной Иваном Федоровым 3 мая 1581 г. Называется она

Это первый, еще весьма примитивный календарь с перечнем месяцев и указанием их латинских, древнееврейских и белорусско-украинских названий.

Библия. Острог. 1581. Титульный лист.

Основным изданием острожской типографии стала Острожская Библия. Иван Федоров решил иллюстрировать его гравюрами на меди и с этой целью начал переговоры с гравером из Вроцлава Блазиусом Эбишем. Но намерение это осуществить не удалось.

Библия. Острог. 1581. Миниатюры.

Острожская Библия известна с двумя вариантами выходных листов. В одном из них датой выхода в свет издания указано 12 июля 1580 г., в другом - 12 августа 1581 г. Выпуск в свет первой полной восточнославянской Библии - издательский подвиг Ивана Федорова. Книга эта стала важной вехой в борьбе с экспансионизмом католической реакции. Она способствовала росту национального самосознания русских, украинцев и белорусов, укреплению позиций родного языка, развитию естественнонаучных знаний на Руси.

Библия. Острог. 1581. Геральдическая композиция на герб К.К. Острожского..

Князь К.К. Острожский заигрывал с Ватиканом. Есть указания на то, что он предложил Ивану Федорову поехать в Рим, чтобы помочь организовать там славянскую типографию для выпуска изданий, пропагандирующих католицизм. Первопечатник не мог согласиться с этим. Он решил вернуться во Львов и организовать там новую типографию. Для этого нужны были немалые средства. Чтобы заработать их, Иван Федоров обратился к литейному мастерству, которое освоил еще в Москве. В январе 1583 г. первопечатник побывал в Кракове и получил там заказ на отливку малой войсковой пушки. А летом того же года отправился в Вену. Здесь он демонстрировал императору Рудольфу II свое изобретение - многоствольную мортиру со взаимозаменяемыми частями.

Осенью 1583 г. Иван Федоров вернулся во Львов, где поселился в доме портного Антона Абрагамовича, стоявшим «под горой Льва у Высокого замка». Здесь он и умер 5(15) декабря 1583 г. Похоронили первопечатника в Онуфриевском монастыре и на могилу положили надгробную плиту с надписью «Друкарь книг, пред тем невиданных».

Памятники Ивану Федорову установлены в Москве в 1909 г. и во Львове в 1977 г.

Деятельность великого просветителя, первопечатника Ивана Федорова сыграла колоссальную роль в развитии российской государственности, в становлении и развитии отечественной культуры.

Иван Федоров

Из книги: Е. Немировский, Б. Самородов. Шедевры и мастера

Два важнейших события в истории культурной жизни нашей Родины связаны с именем выдающегося просветителя XVI века Ивана Федорова: становление книгопечатного дела на Руси и на Украине.

Судьба первопечатника удивительна. Книжное дело стало смыслом и содержанием всей его жизни. Ради Книги он не задумываясь пожертвовал многими земными благами. Мужественно и убежденно сформулировал он программу своей деятельности: «... Не пристало мне ни пахотою, ни сеянием семян сокращать время моей жизни, потому что вместо плуга я владею искусством орудий ручного дела, а вместо хлеба должон рассевать семена духовные по вселенной и всем по чину раздавать духовную эту пищу». Природа щедро одарила этого человека. В своих книгах Иван Федоров называет себя «друкарем», «печатником». Но мы теперь знаем, каким неоднозначным, каким емким в те далекие времена было понятие «книгопечатник», какими разносторонними и глубокими знаниями должен был обладать тот, кто связал свою жизнь с книжным делом. Иван Федоров - писатель, редактор, издатель, типограф (а значит, гравер, словолитчик, художник-оформитель, наборщик, печатник, переплетчик). Иван Федоров еще и изобретатель, инженер, умелец. Ведь прежде чем заняться непосредственно книгопечатанием, ему необходимо было создать достаточно солидную «материально-техническую базу»: сконструировать, изготовить и собрать печатный стан и литероотливную форму, составить сплав со строго определенными технологическими свойствами, приготовить краску, пригодную для печати на бумаге с металлических форм, и т.д. Нужно было, наконец, обладать незаурядными организаторскими способностями, чтобы увлечь людей новым делом, увидеть в них достойных сподвижников, наладить работу типографии.

Типографская марка Ивана Федорова

В Москве начиналась издательская и типографская деятельность Ивана Федорова. На Украине, во Львове провел он свои последние дни. Приблизительно три десятилетия разделяют эти события: годы учения, работа в так называемой «анонимной» типографии, наконец, многолетний самостоятельный труд - организация типографий, подготовка и выпуск двенадцати изданий. В поисках более или менее благоприятных условий для осуществления своего книжного предприятия он много странствовал, ему приходилось совершать долгие путешествия, останавливаться в городах и селах России, Белоруссии, Литвы, Украины. Он жил и работал в Москве, Заблудове, Львове, Дермани, Остроге. Считают, что он посетил по делам Вильну и Краков. Возможно, в его биографии имели место поездки (тоже деловые) в Вену и Дрезден.

В начале 1563 г. в Москве, на Никольском крестце (средняя часть нынешней улицы 25 Октября, приблизительно на том месте, где сейчас находится Государственный историко-архивный институт) было возведено здание первой государственной типографии («дом... идеже печатному делу строитися»), в котором 19 апреля «некии хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец приступили к работе над «Апостолом». Работа эта длилась около года.

«Апостол» - первый труд Федорова и Мстиславца. В художественно- техническом отношении книга выполнена безукоризненно. Бесспорно, что и Федоров и Мстиславец, создавая книгу, были уже опытными мастерами, в совершенстве овладевшими тонкостями типографского искусства в процессе работы над «безвыходными» изданиями в «анонимной» типографии (функционировала в Москве в 1553-1563 гг.).

На первых порах у Федорова и Мстиславца дела шли успешно. После «Апостола» двумя изданиями (в сентябре и октябре 1565 г.) вышел «Часовник». Но в начале следующего года печатники внезапно покинули Москву. И покинули навсегда. Впоследствии, уже работая во Львове, Иван Федоров в послесловии к львовскому «Апостолу» обстоятельно изложил причины, побудившие его и Мстиславца уехать из Москвы. Их типографская деятельность в московской печатне прекратилась из-за «великих преследований... от многих начальников и духовных властей». Иван Федоров в резких выражениях страстно и смело обличает «злонравных, невежественных и неразвитых людей, которые ни в грамматических тонкостях навыка не имеют и духовным разумом не наделены», в измышлении клеветы, вынудившей печатников оставить отечество и переселиться «в иные, незнаемые страны».

Московские печатники направились в сторону Великого княжества Литовского. Гетман Ходкевич, меценат и просветитель, предложил им основать типографию в своем заблудовском имении (недалеко от Гродно). Около трех лет было затрачено на организацию типографии, на оснащение ее необходимым оборудованием и материалами. Много времени ушло на сооружение печатного стана (часть типографского имущества - литероотливную форму, шрифты, доски с нарезанными украшениями - печатники привезли из Москвы). Лишь летом 1568 г. они приступили к работе над «Евангелием учительным». Это было последнее совместное издание Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Летом 1569 г. Мстиславец оставляет Заблудов. Прерывается многолетнее творческое содружество московских первопечатников. Федоров остается у Ходкевича и продолжает работать в заблудовской типографии (в 1570 г. печатает здесь «Псалтырь» с «Часословцем»),

Заключительные десять лет жизни первопечатника прошли на Украине. Это были годы напряженной и плодотворной работы. Достаточно сказать, что по крайней мере семь из двенадцати известных в настоящее время федоровских изданий увидели свет на Украине. Колыбелью украинского книгопечатания суждено было стать городу Львову. Здесь 25 февраля 1573 г. Иван Федоров приступил в организованной им типографии к печатанию «Апостола» и через год - 15 февраля 1574 г. - завершил свой труд. Эта дата и считается началом книгопечатания на Украине.

Первенец украинского книгопечатания - львовский «Апостол» - является своего рода «вторым изданием» московской книги. И, действительно, при беглом знакомстве с московским и львовским изданиями трудно обнаружить какие-либо существенные различия между ними. Лишь при тщательном изучении книг замечаешь, что львовский «Апостол» - издание более «роскошное», в частности, в нем больше иллюстраций, чем в московской книге. Кроме гравюры с изображением евангелиста Луки, повторяющей с некоторыми изменениями гравюру в московском издании, во львовском «Апостоле» помещены еще дно иллюстрации: родовой герб гетмана Великого княжества Литовского Г. Ходкевича, покровительствовавшего московским печатникам в Заблудове, и чрезвычайно сложная композиция из замысловато сплетенных ветвей, на фоне которых симметрично расположены герб города Львова и типографский знак Ивана Федорова. Львовский «Апостол» - первое издание Ивана Федорова, помеченное его типографским знаком. Такой знак, но исполненный более строго и лаконично, встречается во всех последующих его изданиях.

Апостол. Львов. 1574.

Но самое важное отличие львовского «Апостола» от московского издания - это интереснейшее послесловие, составленное первопечатником и озаглавленное им «Настоящая повесть показывает, откуда началась и как создалась эта печатня». В послесловии обстоятельно рассказывается о тех событиях, которыми были наполнены годы, предшествовавшие львовскому периоду его жизни, о причинах, побудивших его прекратить типографскую деятельность в Москве. Страницы послесловия полны драматизма, на фоне которого образ нашего первопечатника, глубоко убежденного в своем высоком призвании, обретает еще большую значительность и силу.

Предполагают, что львовский «Апостол» был отпечатан в количестве 1000-1200 экземпляров - тираж по тем временам немалый. Около ста экземпляров книги сохранилось (точнее - описано в литературе) до наших дней, многие книгохранилища мира обладают этим изданием.

Но если львовский «Апостол» столь популярен, то самой настоящей библиографической редкостью является второе львовское издание Ивана Федорова - «Букварь» (в литературе это издание называют также «Грамматикой», «Азбукой»).

Граф Г. С. Строганов был известен как любитель и собиратель старины. Кроме всех прочих коллекций он обладал еще и богатой библиотекой. Но какие сокровища хранились на ее полках - об этом никто не знал. Вероятно, не знал об этом и сам вельможа. Во всяком случае, книга, о которой идет речь, - львовский «Букварь» - не упомянут ни в одном описании, вышедшем при жизни графа. Граф предпочитал жить за границей, в Италии он и умер в 1910 г. Наследники по-своему распорядились доставшимися им сокровищами, в том числе и книгами. В 1927 г. русский искусствовед С. П. Дягилев приобрел в Риме у букиниста изрядно потрепанную старинную книжку небольшого формата, некогда принадлежавшую Строганову. Это был «Букварь» Ивана Федорова. Первые сведения об уникальном издании появились в печати незадолго перед войной, в 1939 г. - в книге воспоминаний о Дягилеве бегло упоминалось об уникальном издании. Сейчас единственный экземпляр этого федоровского издания хранится в библиотеке Гарвардского университета (США).

В общей сложности Иван Федоров прожил во Львове около четырех лет. В 1575 г. он оставил Львов и поступил на службу к князю Константину Острожскому, у которого продолжал печатать книги. В Остроге выходят в свет «Букварь» (1578), «Псалтырь» и «Новый завет» (1580), «Книжка, собрание вещей нужнейших...» (1580), «Хронология» - листовка, составленная Андреем Рымшей (1581), «Библия» - самая крупная работа Ивана Федорова. Издание известно в нескольких типографских вариантах. Книга - большого формата, объем ее -1256 страниц, тираж - приблизительно 2000 экземпляров. Острожская «Библия», отличающаяся изяществом набора, продуманностью композиции и верстки, строгостью графических украшений, по праву считается шедевром мирового книгопечатного искусства.

Выходом в свет перечисленных книг завершается издательская и типографская деятельность Ивана Федорова.

В последующие годы Иван Федоров несколько раз наведывался во Львов. В январе 1583 г. ездил в Краков «по делу отливки малой войсковой пушки». Весной того же года посетил Вену, где познакомил императорский двор со своим изобретением - разборной многоствольной пушкой.

Во второй половине 1583 г. Иван Федоров возвратился во Львов. Он тяжело болел, и 5 декабря 1583 г. скончался. Похоронили его на кладбище возле Онуфриевского монастыря. На могиле была установлена плита с типографским знаком первопечатника и текстом: «Иоанн Федорович друкарь Москвитин, который своим тщанием друкование занедбалое обновил. Преставился во Львове року 1583 декембрия 5... Друкарь книг пред тым невиданных» (плита эта вскоре исчезла и спустя много времени ее удалось реконструировать по сохранившимся зарисовкам).

В декабре 1977 г. в бывшем Онуфриевском монастыре был открыт Музей Ивана Федорова. Во дворе Музея на месте предполагаемого захоронения первопечатника установлена реконструированная плита и сооружена памятная скульптурная композиция.

Иван Фёдоров - русский первопечатник


Введение

Иван Федоров

1. Жизнь Ивана Федорова

2. Печатное дело

3. Полиграфическая техника

Первые книги

1 Апостол

2 Часовник

3 Букварь

4 Второе издание букваря Ивана Федорова

Заключение

Список литературы


Введение


Когда на Руси появилась первая печатная книга? Она появилась 1 марта 1564 года в Москве в государственной типографии, которую основал Иван IV и которую возглавил русский первопечатник Иван Федоров. Полное название книги Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания, но более известно ее краткое название «Апостол».

Если попытаться вкратце рассказать о его жизни, то получится примерно так: Федоров Иван родился около 1510, умер в 1583 году, основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 в Москве совместно с П. Мстиславцем выпустил первую русскую датированную печатную книгу «Апостол». Позднее работал в Белоруссии и на Украине. В 1574 выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку» и новое издание «Апостола». В 1580-81 в Остроге издал первую полную славянскую Библию.

Остановимся более подробно на биографии Ивана Федорова, на его вкладе в развитие печатного дела, рассмотрим полиграфичекую технику и первые книги, изданные им.


1. Иван Федоров


1 Жизнь Ивана Федорова


Иван Федоров, настоящее имя Иван Федорович Московитин, - основатель книгопечатания в России и Украине. Точной даты рождения Ивана Федорова ученым установить не удалось. Считается, что он родился около 1510 года. О ранних годах первопечатника почти ничего не известно. Некоторые ученые-историки высказывают предположение, что он обучался в Краковском университете, другие упоминают о его имени, встречавшемся в списках студентов немецких учебных заведений.

В 1530-1550-е годы, по-видимому, принадлежал к окружению митрополита Макария, и с ним приехал в Москву, где занял должность диакона в кремлевском храме Николы Гостунского - одну из самых заметных в московской иерархии.

В 1553 году Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии, но последняя была открыта только в 1563 году, когда в ней и начали работать первые русские печатники - Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года они окончили печатать "Апостола". Тотчас же по выходе "Апостола" начались гонения на печатников со стороны переписчиков, и Иван Федоров и Петр Мстиславец должны были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию. Вместе с Иваном Федоровым покинул Москву и его сын Иван, который всю свою жизнь посвятил делу отца. К тому времени Иван Федоров был уже вдовцом. Некоторые ученые полагают, что его любимая жена погибла в пожаре. Доказательством тому, что Иван Федоров овдовел в Москве служит его переход с должности дьякона на работу по устройству типографии. Дело в том, что духовенство обычно отстраняло от церкви служителей-вдовцов.

Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем, было "Учительное Евангелие" (1568). Позднее Иван Федоров с целью продолжения типографского дела переселился во Львов и здесь в 1574 году в основанной им типографии напечатал второе издание "Апостола".

Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в город Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую "Острожскую Библию", первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого, в декабре 1583года, "друкарь москвитин" скончался в предместье города Львова, в страшной нищете.

иван федоров печатная книга

1.2 Первая печатная книга на Руси

иван федоров печатная книга

Основываясь на свидетельство первопечатника, считают, что типография в Москве была открыта в 1563 году. Для начала типографской деятельности Иван Федоров и Петр Мстиславец изготовили и отлили один шрифт, использовав рисунок полуустава. Изготовление шрифта - трудоемкая работа. Вначале изготавливалась матрица - вырезалась в твердом металле выпуклая форма для каждой буквы, изготавливалась ее копия путем оттиска на более мягком металле полученная углубленная форма и называлась матрицей. Наливая в нее металл, получали литеры в нужном количестве. Затем из этих букв набирался текст, который требовал ювелирной точности соблюдения промежутков между буквами и словами. «Апостол» издан как совершенное произведение печатного искусства.

Исследователи установили, что текст «Апостола» отличается от распространенных в то время рукописных «Апостолов». Это могло означать только одно - производилось тщательное редактирование текста. Ученые допускают, что его редактировали либо в кружке митрополита Макария, либо самим первопечатниками Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем.

Второй книгой, вышедшей из московской типографии Ивана Федорова, был «Часовник», выпущенный двумя изданиями в 1565 году. Первое из них было напечатано 7 августа 1565 года и окончено 29 сентября 1565 года. Другое печаталось со 2 сентября по 29 октября. По этой книге учились читать. Других книг, изданных Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем в Москве, мы не знаем. Но они, скорее всего, существовали, поскольку о некоторых из них упоминает библиограф XVIII века епископ Дамаскин (1737-1795).

К сожалению, вскоре после издания «Часовника» Ивану Федорову и Петру Мстиславцу пришлось покинуть Москву. Гонимые недоброжелателями, они нашли приют в Литовском княжестве в Заблудово. Кто именно был противником первопечатников, нам неизвестно. В послесловии к «Апостолу» можно найти такие строки, описывающие причины отъезда из Москвы: «…от злобы, часто случающейся на нами не от самого того государя, но от многих начальников и священноначальников и учителей, которые на нас из зависти многие ереси умышляли, желая добро во зло превратить и Божие дело в конец погубить, как бывает в обычае злонравных, ненаученных и неискусных в разуме людей, не имеющих навыка в грамматических тонкостях и не имеющих духовного разума, но напрасно произносящих злое слово… Это изгнало нас от земли, отечества и народа нашего и заставило переселиться в чужие незнакомые страны».

Крупный литовский земельный магнат Григорий Александрович Ходкевич пригласил печатников в свое имение Заблудово (под Белостоком), чтобы там они устроили типографию и печатали книги для снабжения ими православных церквей. Первой книгой, вышедшей в Заблудове, было «Евангелие учительное». Эта книга во многом отличалась от московских изданий. Наличие подробного титульного листа, предисловия, а не послесловия, которое было написано самим Ходкевичем - вот основные отличия этой книги. Нужно отметить, что в предисловии Ходкевич упоминает первопечатников с большим уважением, называя их по имени и отчеству Иван Федорович Москвитин и Петр Тимофеевич Мстиславец, тогда как в Москве их называли как людей простого звания.

«Евангелие учительное» было издано с тем же совершенством, что и московский «Апостол», но оно стало последней книгой, которую Иван Федоров и Петр Мстиславец издали совместно. На этом их жизненные пути разошлись. Петр Мстиславец уехал в Вильно, где он продолжил дело книгопечатания. Последней книгой, изданной в Заблудове, был «Псалтырь с Часословцем» (1570).

В 1569 году была заключена Люблинская уния, окончательно закрепившая объединение Польско-литовского государства, после чего отношения с Москвой обострились, а православие стало постепенно изгоняться из государства. Понятно, что в таких условиях просветительская деятельность Ивана Федорова стала невозможной. Ходкевич подарил Федорову деревню, которая могла бы прокормить его, но первопечатник не хотел оставить своего любимого дела. И тогда вместе с сыном, а возможно, и с другими работниками типографии, Иван Федоров переехал во Львов.

Дорога была трудной: в местности, которую надо было пересечь, началась эпидемия чумы. Но и добравшись до Львова, Иван Федоров оказался в совершенно иных условиях, нежели был до сих пор. Если в Москве типография существовала на государственные средства, а в Заблудове на средства мецената, то во Львове надо было найти либо состоятельных людей, либо обратиться к церкви. Иван Федоров подробно рассказал о своих мытарствах в послесловии к «Апостолу», который он все же напечатал во Львове. И помогли ему небогатые священники и небогатые горожане. Он получил помощь от людей, понимавших огромное значение книги.

В феврале 1573 года Иван Федоров приступил к печатанию второго издания «Апостола». Отличие нового издания заключалось в более обширном и эмоциональном послесловии. В конце книги целую страницу занимает типографская марка Ивана Федорова. В богатом орнаменте с одной стороны помещен герб города Львова, с другой - знак Ивана Федорова, появляющийся во всех последующих изданиях. В конце книги на 9 страницах отпечатано послесловие, которое изумляет свои содержанием и формой. Само по себе оно является литературным памятником. Из него становится очевидным, что знакомство автора с произведениями Максима Грека, Андрея Курбского, «Стоглавом», а также сочинениями своих современников.

В том же году, что и «Апостол» Иван Федоров напечатал «Азбуку», в послесловии к которой он пишет, что сложил эту книгу «ради скорого младенческого научения» и перечисляет источники, из которых брал тексты. Единственный экземпляр этой книги в 1927 году был найден в Риме, сейчас этот раритет находится в США.

В 1575 году произошла знаменитая встреча Ивана Федорова с князем Константином Константиновичем Острожским, владельцем крупного поместья Острог (город на Волыни, к северо-востоку от Львова). Этот феодал принадлежал к православной церкви и поддерживал украинское национальное движение. Богатство помогло Острожскому вести свою политику и создать в своем имении просветительские учреждения. Для осуществления этой цели он собрал в своем поместье высоко образованных людей, которые занимались педагогической и литературной деятельностью. Иван Федоров был как раз тем человеком, в котором он очень нуждался, так как для осуществления просветительской деятельности в Остроге остро не хватало типографии. Иван Федоров или просто Друкарь, как его назвали на Украине, был единственным человеком, обладающим кириллическим шрифтом.

Но первопечатник не сразу начал печатать книги на новом месте. Сначала Острожский назначил его управителем Дерманского монастыря, находившегося на землях князя. Но служба тяготила художественную натуру первопечатника. Книги - вот что занимало его всецело. И в конце 1576 года он снова во Львове, куда его призвали многочисленные дела, связанные с книгопечатанием. По различным сохранившимся документам установлено, что в то время Иван Федоров обладал широкими деловыми связями.

В 1577 году он ездил в Турцию. Считается, что князь Острожский послал его для покупки греческой «Библии». В 1579 году Иван Федоров окончательно переселился в Острог. Это было время, когда там шла работа по подготовке к печати текста «Библии». Вначале ученые, которые жили в Остроге, хотели перевести «Библию» на украинский язык, но затем отказались от этой идеи, боясь неточностей перевода, которые могли исказить содержание. За образец «Библии» была взята московская геннадиевская рукопись. Печатание книги растянулось на полтора года. Из Львова Первопечатник сумел привезти только крупный московский шрифт «Апостола», которым он и печатал свои последние книги. Но для «Библии» этот шрифт был непригоден - книга получилось бы слишком большой. Поэтому для печатания книги были отлиты два новых шрифта: один для основного текста, другой, совсем мелкий, - для примечаний. А для заглавных листов был использован крупный московский. Послесловия и предисловия были отпечатаны параллельно с церковнославянским греческим шрифтом. Острожская «Библия» представляет собой очень большую книгу, в которой 628 листов. Текст напечатан в два столбца, что являлось новым приемом в русской и украинской книге. На последней странице помещено послесловие с указанием даты выхода в свет и типографский знак. В отличие от ранних книг Ивана Федорова, в «Библии» нет указания о начале работы, ученые предполагают, что она была начата либо в 1579, либо в 1580 году.

В мае 1581 года была напечатана «Хронология» Андрея Рымши. Автор книги, как полагают, был из Острожской высшей школы. Ученые предполагают, что в Остроге вышла новая редакция «Азбуки», которая была несколько раз переиздана. На эту мысль наводят две «Азбуки» в Англии - в Кембрижской и Оксфордской библиотеках.

В 1582 году Иван Федоров вернулся во Львов, привезя с собой 400 экземпляров «Библии». Львовская типография первопечатника была заложена за большую сумму, и выкупить ее у Ивана Федорова не было денег. И он решил основать новую типографии, но этим планам уже не суждено было осуществиться.


1.3 Полиграфическая техника


О печатном стане для первых книг не сохранилось сколько-нибудь подробных источников, известно лишь, что он был сделан по итальянским образцам. Надо сказать, что вся типографская терминология, продержавшаяся до середины XIX в., была целиком заимствована у итальянцев.

Вот, например:

тередорщик (печатник) - tiratore;

батырщик (набойщик или накладчик краски на литеры) - battitore;

пиан, или пьям (верхняя доска печатного станка) - piano;

марзан (брусок, вкладываемый в печатную форму там, где должны оставаться поля в книге) - margine;

пунсон (стальной брусок с выгравированной на торце буквой для пробивки матриц) - punzone;

маца (кожаный мешочек, набитый шерстью или конским волосом, с рукоятью для набивки краски на литеры) - mazza;

тимпан (четырехугольная рама при станке, которую обтягивали пергаменом и накладывали на нее печатный лист) - timpano;

штанба (книгопечатное заведение) - stampa.

Среди типографских терминов того времени встречается только одно немецкое слово - друкарня (типография). Оно было занесено на Русь из юго-западных полиграфических мастерских. Эти же термины использовались во всех европейских типографиях

Единственным источником сведений о станке Федорова является, пожалуй, только опись его типографского имущества, сделанная вскоре после смерти печатника во Львове. Там нашлось такое описание: "типографский станок со всеми принадлежностями из дерева, …большой литой медный винт с гайкой и пластиной, которой прижимают литеры, и рама, в которую помещают литеры". Можно заключить, что размер его был сравнительно небольшой, поскольку указанный вес всех медных деталей в сумме составляет примерно 104 кг.

Самая ранняя сохранившаяся документация Московского печатного двора относится к первой половине XVII в. Важнейшими свидетельствами используемой полиграфической техники первой русской типографии являются сами федоровские издания. Учитывая с большой долей вероятности тот факт, что оборудование и приемы не менялись, по крайней мере, в течение 100 лет после смерти великого мастера, ученые смогли реконструировать шрифты, очертания форм для иллюстраций, приемы набора, верстки и печати, а также технику переплета русских первопечатных книг.

Итак, количество шрифтов, находящихся в распоряжении Анонимной типографии равнялось 5. В самом первом из них, для набора узкошрифтного Четвероевангелия 1553 г., литеры отливались вместе с надстрочными знаками. Этот прием заимствован из Западной Европы. Начиная со следующего издания - Триоди постной 1555 г. - буквы и надстрочные знаки уже отливали отдельно (историки считают это косвенным свидетельством появления в Анонимной типографии Ивана Федорова).

Сам же Москвитин в своей работе применял 6 шрифтов. Все московские, заблудовские и львовские издания набраны московской гарнитурой, имитирующей полууставное письмо XVI в. Сначала этот шрифт имел только два размера. Позже, в Остроге, Федоров отлил еще два увеличенных его размера и греческий шрифт в двух кеглях.

Все рисунки для шрифтов и пуансоны изготовил сам мастер. В XVII в. гравировка пуансонов была уже обязанностью граверов-резцов. Дело это было очень трудоемкое - для подготовки пуансонов всего шрифта требовалось несколько месяцев. На печатном дворе строго следили за тем, чтобы рука у резца была твердой.

Ударом молотка вдавливая торец пуансона с буквой в медный брусок, получали матрицы для отливки литер. Только опытный мастер мог рассчитать силу удара, чтобы углубление было везде одинаковым.

В XVI-XVII в.в. секрет типографского сплава русским печатникам был еще не известен, поэтому шрифты отливали из олова. Знаки шрифта хранили в кассах, однако устройство их было не слишком удобным, что сильно замедляло скорость набора.

Для получения книжных иллюстраций и орнаментов гравировали деревянные доски, чаще всего из грушевого дерева. Пилить его на доски нужно было обязательно вдоль ствола. Рисунок для резьбы составляли знаменщики (художники, расписывающие красками и золотом парадные издания). Вырезание зеркального изображения на доске называлось "обронной " резьбой.Изготовить доску для одной гравюры удавалось лишь за 2-3 месяца.

На первых порах при печатном стане работали два человека - батырщик и тередорщик. Совершенно очевидно, что в процессе создания первых московских изданий Федоров и Мстиславец делили эти должности между собой.

Черную краску для набивки варили в самой типографии из сажи, дорогую же киноварь покупали. Самым сложным процессом как раз и была двухцветная печать. В анонимных изданиях применялась московская техника печати за один проход. При этом всю форму покрывали черной краской, а с литер, предназначенных для красных отпечатков, ее аккуратно стирали, и кисточкой наносили киноварь. Позже перешли к двухпроходной печати сначала с двух разных форм, а затем с одной. Все федоровские издания напечатаны последним способом.

Перед печатью бумагу увлажняли на мокрой ткани, помогая ей лучше воспринимать краску.

Готовые оттиски собирали в тетради и каждую выколачивали деревянным молотком, не допуская увеличения толщины у корешка. Все собранные вместе тетради выравнивали в тисках, после чего обрезали. В парадных изданиях (для подношение царю или патриарху) обрез золотили или окрашивали краской. Для сшивания чаще всего использовали конопляные нитки в несколько сложений. Переплетными крышками служили доски, обтянутые тканью или кожей. Как правило, в ход шли кожи телячьи или овечьи, реже конские и козьи.

Кожаный переплет нередко украшали тиснением с помощью специального штампа.

Завершалось книжное творение прикреплением к переплету застежек и угловых накладок. Именно эти застежки и помогали продлить жизнь произведениям полиграфического искусства.

За исключением поворота винта станка для прижатия печатного листа к форме все операции делались вручную. А ведь была еще редакторская, корректорская, литературная и художественная работа! Какой же титанический труд вкладывали первопечатники в свое произведение! Изо дня в день в течение года самоотверженно продвигались они к воплощению своего дерзновенного замысла. Помогали им в этом не только талант, но и высокая сила духа.


2. Первые книги


2.1 «Деяния Апостолов» (1564 г.)


Первопечатники действительно создали модель, ставшей основой для последующих изданий русских мастеров-типографов. Блоки текста на странице имеют 25 строк, причем все строки выровнены по правому краю. Что удивительно, такие блоки (21 х 14 см) почти совпадают с размером современной страницы А4. Размер шрифта, его легкий полууставный наклон вправо, длина строки, расстояние между строками - все удобно для движения глаз и создает комфорт при чтении. По всем правилам подготовки типографского издания Апостол снабжен колонтитулами, подстрочными и надстрочными ссылками. Книга печаталась двумя красками. Однако в знаменитом федоровском орнаменте заставок из виноградных листьев и шишек, разработанном на основе растительных орнаментов рукописной книги, использован только черный цвет. Сплетающиеся листья, создавая ощущение объема, выглядят не менее нарядными, чем многоцветные. Талантливый типограф тонко чувствовал красоту и изящество черно-белого изображения.

Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, мастер закрепил в книжной графике так называемый старопечатный стиль. Нужно заметить, что при этом орнаменты в книгах Федорова всегда имеют служебное назначение: они не вытесняют текст на второй план, а, напротив, выделяют и украшают его, привлекая внимание читателя. Не менее замечательна миниатюра, по традиции включающаяся в издания такого рода. В древнерусских апостолах обычно изображался автор за написанием книги. Апостол же Лука у Федорова не пишет, а держит книгу в руках. Фигура евангелиста не имеет никакого фона - она будто парит в воздухе. Письменные принадлежности оставлены в стороне на столике. А книгу держит не писец, а печатник. Таким приемом художник увековечил память о себе, как о первом создателе русской печатной книги.Безусловно, самая первая печатная книга не могла быть совершенна. По некоторым ошибкам в нумерации страниц можно предположить, что условия в типографии были нелегкими. Вероятно, приходилось разбирать набор для высвобождения шрифта под следующие тексты.


2.2 Часовник (1565 г.)


Это карманное издание - сборник молитв, по которому вели богослужение и обучали грамоте детей. Часовник и буквари Ивана Федорова были уже типами массовой и учебной книги. Пользовались они большим спросом и зачитывались до дыр, поэтому выдерживали не одно издание. Надо сказать, что тягу к созданию книг для обучения Москвитин сохранил до конца своей жизни. Поиски типа книги первопечатник продолжил впоследствии и на Украине. В частности, не характерным для типографа явился алфавитно-предметный указатель "Собрание вещей нужнейших вкратце, скораго ради обретения в книзе новаго Завета по словесам азбуки" (1580 г.), который можно считать и первым в истории русской словесности сборником афоризмов.


2.3 Букварь (1574 г.)


Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове в 1574 г. Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Некоторые его страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде орнаментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратом порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.

В азбуке использован буквослагательный метод, унаследованный от греков и римлян, предполагающий заучивание наизусть слогов. Сначала шли двухбуквенные сочетания с каждой гласной по алфавиту (буки - аз = ба), затем те же слоги с добавлением третьей буквы (буки - рцы - аз = бра). Здесь аз, буки, рцы - буквы кириллического алфавита.

В раздел "А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматикии" автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с "б". Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити.

Раздел "По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная" дает сведения об ударениях и "придыханиях" в словах. А раздел "По ортографии" содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно (под знаком "титло" - надстрочным значком, означающим пропуск букв).

Азбука заканчивается акростихом. В азбучном акростихе (греч. "край строки"), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы. Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся.

Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, но и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.

На последней странице даны 2 гравюры: герб г. Львова и издательский знак первопечатника.

Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: "еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения". Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе". Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.


2.4 Второе издание букваря Ивана Федорова (1578 г.)


"Книжка по-греческия "Алфа Вита", а по русскии "Аз Буки", перваго ради научения детьскаго", выпущена в 1578 г. в г. Остроге. Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник - выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. Азбуку так и называют - Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам - в Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г. Готы (Германия).

Книга богаче украшена. Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также буквицы - первые буквы абзаца высотой в одну или несколько строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.

Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это "Сказание, како состави святый Кирилл философ азбуку по языку словенску, и книги переведе от греческих на словеньский язык", созданное в IX в. Черноризцем Храбром.

Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы "по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу". Острожская азбука еще раз подтверждает это - где бы Москвитин ни основывал типографию, везде издавал книги для обучения чтению и письму.


Заключение


Красной нитью через все послесловия проходит тема просвещения, пускай и "божественного". "Божественное слово" у Москвитина ассоциируется с книгой. К 80-м годам XX в. ученые насчитывали свыше 500 экземпляров 12 изданий великого русского просветителя. Многие из них сегодня хранятся в музеях и частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России, Киева и Львова, а также - в Польше (Варшаве и Кракове), Югославии, Великобритании, Болгарии и США. До сих пор поражают они современников своим высочайшим художественным совершенством. Жизнь его была подвигом по своей цели, по своей самоотверженности и достигнутым необыкновенным результатам. Беззаветный труд, сопряженный с постоянными неудачами и переездами, мучительные и упорные поиски технических и художественных приемов, филологические, корректорские, писательские и педагогические разыскания ставят Ивана Федорова не только на место выдающегося техника-полиграфиста. Этот человек русский был и остается в памяти всех людей грамотных просветителем, художником, творцом, создателем русской и украинской книжности, выдающимся деятелем русской и славянской культуры второй половины XVI в.


Список литературы


1.Кизиветтер А.А. Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси. М., 1904

2.Кукушкина М.В. Книга в России в XVI веке. - СПб.: Петербургское востоковедение, 1999, 202 с. Серия "Slavica Petropolitana", III.

Лукьяненко В.И. Азбука Ивана Федорова, ее источники и видовые особенности // ТОДРЛ. М.-Л., 1960.

4.Малов В. Книга. Серия "Что есть что", М., СЛОВО, 2002.

Немировский Е.Л. Иван Федоров. М., 1985.

Немировский Е.Л. Полиграфическая техника Ивана Федорова и его учеников. В книге "Иван Федоров" М., Наука, 1959 или Вопросы истории естествознания и науки, 1984, № 1.

От азбуки Ивана Федорова до современного букваря /Сост. Богданов В.П. и др.-М.: Просвещение, 1974

Тихомиров М.Н. У истоков русского книгопечатания. М., АН СССР, 1959.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

1 марта 1564 г. основатель массового книгопечатания Иван Федоров (ок. 1510-1583) вместе с Петром Мстиславцем завершил работу над первой русской многотиражной печатной книгой "Деяния и послания святых Апостолов".

Грамота на Руси существовала издавна, но книга пришла к нашим предкам с принятием христианства.

Иван Федоров учился в университете в г. Кракове. В юности жил и работал в Малороссии, был известен как пушечный мастер. По приезде в Москву Иван Федоров оказался в окружении митрополита Макария и получил должность дьякона в церкви Николы Гостунского в Кремле. Принимал участие в работе комиссии по исправлению рукописных церковных книг (устранению разночтений и еретических вставок).

Книгопечатание на территориально расширявшейся Руси было вызвано потребностью снабжения строящихся храмов богослужебной литературой с выправленными каноническими текстами. Второй причиной была необходимость предотвратить распространение с запада дешевой и массовой печатной униатской литературы, поставить преграду католической экспансии на Восток. В 1563 по приказу Царя Иоанна Васильевича IV Грозного в столице началось строительство Государственного печатного двора на Никольском крестце (теперь Никольская улица рядом с Кремлем).

Иван Федоров быстро освоил тонкости типографского искусства в типографии. 19 апреля 1563 г. «хитрыи мастеры печатному делу» Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец начали работу над своей первой книгой - Деяниями и посланиями святых Апостолов. Работа эта длилась около года. 1 марта 1564 г. первой государственной типографией в Москве была датирована первая московская многотиражная печатная книга. Сам первопечатник провел большую редакторскую работу над ней, оформил по всем правилам полиграфического искусства того времени. Иван Федоров сделал в этой книге богатые заставки каждого раздела, красочные виньетки в верхней части страниц, буквицы-инициалы (в начале абзацев), набрал ее полууставным шрифтом, разработанным на основе рукописного московского письма середины XVI века.

Вслед за "Деяниями св. Апостолов" Федоров и Мстиславец напечатали Учительное Евангелие, в 1565 г. - два издания "Часовника" (Часослова). Она стала использоваться как учебная книга для обучения чтению. Тиражи в несколько сот экземпляров считались по тем временам большими. Но отношение к новшеству вызвало протест группы духовенства. Ведь рукописное создание богослужебных книг обычно торжественно начиналось как важное духовное дело после молитв; бездушный же типографский станок воспринимался поначалу как нечто бездуховное и подозрительное. Кроме того, труд монахов-переписчиков становился невыгоден, станок позволял печатать книги быстрее и дешевле. Поскольку же главный защитник Ивана Федорова - митрополит Макарий умер в 1563 г., первопечатники остались без покровительства. В 1566 г. в их типографии произошел пожар (возможно, следствие поджога), и они решили покинуть Московию. За пределами Московской Руси были изданы - "Учительное Евангелии", "Псалтырь" с "Часословцем" и первый русский печатный букварь с грамматикой - "Азбука" - «для пользы русского народа». (Единственный экземпляр "Азбуки" И. Федорова обнаружен в 1939 г., ныне находится в США в библиотеке Гарвардского университета.) В городе Остроге на Волыни Федоровым была издана знаменитая "Острожская Библия" - первая полная Библия на церковно-славянском языке. Отпечатанная крупным, новым для того времени шрифтом, на 628 листах, она являла собой шедевр технического исполнения и художественного вкуса (до наших дней дошло около 300 ее экземпляров). Доски Ивана Федорова с разработанным им для этой книги шрифтом хранились долго у его последователей уже после его смерти, а некоторые из них были в рабочем состоянии еще в течение почти 200 лет.
Иван Федоров был не только первопечатником, но и политическим деятелем Руси времен Ивана Грозного. Он обладал многочисленными и разнообразными талантами - был военным инженером и изобретателем, писателем, полиграфистом-новатором. 5 декабря 1583 г. И. Федоров умер. Похоронен во Львове в Свято-Онуфриевском монастыре. В 1977 г. здесь был открыт музей Федорова, но в 1990 г. монастырь попал в руки монахов-базилиан, которые этот музей ликвидировали. В 1909 г. в центре Москвы, рядом с Китайгородской стеной, где в XVI веке находился Государев печатный двор, был воздвигнут памятник Ивану Федорову (скульптор С.М. Волнухин). В 1998 г. на Московском подворье Троицко-Сеогиевской лавры была освящена икона, изображающая митрополита Макария и первопечатника диакона Ивана Федорова рядом с типографским станком - первое изображение печатной машины и первопечатника на православной иконе.

До 15 века во всех монастырях велась кропотливая важная работа – переписывались книги. Создавалась каждая новая книга от нескольких месяцев до нескольких лет. Все изменилось в 1534 году, когда Иоганн Гуттенберг изобрел печатный станок. Больше двадцати лет понадобилось, чтобы новая технология попала на Русь.

Правил в далеком 1563 году князь Иван Грозный. Хотелось великому правителю не отставать от Европы. Так, по его велению, 19 апреля 1563 г. открылась первая на Руси «печатня». Первопечатником стал известный монах Иван Федоров. Уже через месяц, вышла в свет печатная книга, ставшая первой, изданной на русском языке. Называлась она «Деяния и Послания Апостолов» или проще «Апостолы». Книга вышла замечательная, особой двухцветной печати, изобрел которую Иван Федоров. Украшена она 22 буквицами, 46 орнаментальными заставками с элементами шишек и виноградных лоз. Задумка автора, чтобы книга внешне была похожа на рукописную по старым традициям, удалась.

Друкарь от Бога

Мало кто знает, но появлением пробелов между словами мы обязаны именно первопечатнику Ивану Федорову. Ранее все слова писались слитно. Лишь предложения разделялись точками. Помимо этого ввел он некоторые новые слова и даже буквы. Изобретенным в далеких 15-16 веках алфавитом мы пользуемся до сих пор. Иван Федоров обладал энциклопедическими знаниями, свободно разговаривал и писал на нескольких языках и считал, что призвание его – нести духовное и интеллектуальное просвещение, знания и книги в народ, обучать людей грамоте и праведной жизни.

Плоды трудов праведных и печатных

Однако Федоров не сам работал над книгами, помощником и другом его был Петр Мстиславец. Через год после «Апостолов», увидел свет «Часовник». Спустя некоторое время он был переиздан. Слишком велики были зависть и гонения от сторонников старых традиций. Монахи не хотели признавать книгопечатанье, делами своими добились побега первопечатников. Но они не прекратили свой труд. В 1568 году вышло «Учительное Евангелие». Далее были «Четвероевангелие», «Псалтири», «Псалтырь с Часословцем», «Азбука», «Псалтырь и Новый завет». Последней стала «Острожская Библия». Она же – первая полная Библия на церковнославянском языке.

Великий вклад Ивана Федорова и Петра Мстиславца в духовное и культурное развитие славянских народов по достоинству оценили потомки. В честь их поставлены памятники, основан праздник.