Name открытый или закрытый слог. Типы слогов в английском языке

Казалось бы, для любого человека, научившегося читать, нет ничего проще, чем разделить слова на слоги. На практике же оказывается, что это не такая уж и легкая задача, более того, чтобы правильно выполнить это задание, нужно знать некоторые нюансы. Если вдуматься, далеко не каждый сможет даже дать четкий ответ на простой вопрос: «Что такое слог?»

Так что же это такое - слог?

Как известно, каждое слово состоит из слогов, которые, в свою очередь, состоят из букв. Однако, чтобы сочетание букв было слогом, в нем обязательно должна присутствовать одна гласная, которая уже сама по себе может составлять слог. Принято считать, что слог - это самая меньшая произносимая единица речи или, проще говоря, звук/звукосочетание, произносимое за один выдох. Например, слово «я-бло-ко». Чтобы его произнести, необходимо трижды выдохнуть, а значит, это слово состоит из трех слогов.

В нашем языке один слог не может содержать более одной гласной. Поэтому сколько гласных в слове - столько и слогов. Гласные являются слоговыми звуками (создают слог), в тоже время согласные - неслоговыми (не могут образовать слог).

Теории слога

Существует целых четыре теории, пытающиеся объяснить, что такое слог.

  • Теория выдоха. Одна из самых древних. Согласно ей, количество слогов в слове равно количеству выдохов, делающихся при его произношении.
  • Акустическая теория. Она подразумевает, что слог - это сочетание звуков с большой и меньшей громкостью. Гласный - более громкий, поэтому он способен как самостоятельно формировать слог, так и притягивать к себе согласные, как менее громкие звуки.
  • Артикуляторная теория. В этой теории слог преподносится как результат мышечного напряжения, которое возрастает к гласному и спадает по направлению к согласному.
  • Динамическая теория. Объясняет слог как комплексное явление, на которое влияет ряд факторов, перечисленных в предыдущих теориях.

Стоит отметить, что каждая из вышеизложенных теорий имеет свои недостатки, впрочем, как и достоинства, и ни одна из них полностью так и не смогла охарактеризовать природу понятия «слог».

Виды слогов

Слово может состоять из разного количества слогов - от одного и более. Все зависит от гласных, например: «сон» - один слог, «сно-ви-де-ни-е» - пять. По этой категории они делятся на односложные и многосложные.

Если в составе слова - более одного слога, то на один из них падает ударение, и он называется ударным (при произношении выделяется длиной и силой звучания), а все прочие - безударными.

В зависимости от того, на какой звук оканчивается слог, они бывают открытыми (на гласный) и закрытыми (на согласный). Например слово «за-вод». В данном случае первый слог является открытым, так как заканчивается на гласную «а», второй же является закрытым из-за окончания на согласную «д».

Как правильно разделять слова по слогам?

Прежде всего, стоит уточнить, что не всегда разделение слов на фонетические слоги совпадает с разделением для переноса. Так, согласно правилам переноса, одну букву нельзя отделять, даже если она гласная и является слогом. Однако если слово разделить на слоги, согласно правилам деления, то гласная, не окруженная согласными, будет составлять один полноценный слог. Для примера: в слове «ю-ла» фонетически два слога, но при переносе это слово разделяться не будет.

Как и уточнялось выше, в слове ровно столько слогов, сколько и гласных. Один гласный звук может выступать в качестве слога, но если в нем более одного звука, то начинаться такой слог будет обязательно с согласного. Выше приведенный пример - слово «ю-ла» - делится именно таким образом, а не «юл-а». Данный пример демонстрирует, как второй гласный «а» притягивает «л» к себе.

Если в средине слова попадаются несколько согласных подряд, они относятся к следующему слогу. Данное правило распространяется и на случаи с одинаковыми согласными, и на случаи с разными неслоговыми звуками. Слово «о-тча-я-нный» иллюстрирует оба варианта. Буква «а» во втором слоге притянула к себе сочетание из разных согласных букв - «тч», а «ы» - двойное «нн». Из этого правила есть одно исключение - для непарных неслоговых звуков. Если первым в буквосочетании стоит звонкий согласный (й, ль, л, мь, м, нь, н, рь, р), то он отделяется вместе с предыдущим гласным. В слове «склян-ка» буква «н» относится к первому слогу, так как является непарным звонким согласным. А в предыдущем примере - «о-тча-я-нный» - «н» отошла к началу следующего слога, согласно общему правилу, так как была парным сонорным.

Иногда буквосочетания согласных на письме означают несколько букв, но звучат как один звук. В таких случаях деление слова по слогам и деление для переноса будут отличаться. Поскольку сочетание означает один звук, то и разъединять эти буквы не следует при разделе на слоги. Однако при переносе такие буквосочетания разделяются. К примеру, в слове «и-зжо-га» три слога, однако при переносе это слово будет делиться как «изжо-га». Кроме буквосочетания «зж», произносимого как один длинный звук [ж:], это правило распространяется и на сочетания «тся»/«ться», в которых «тс»/ «тьс» звучат как [ц]. Например, правильно делить «у-чи-ться» не разрывая «тс», но при переносе будет «учить-ся».

Как уже было отмечено в предыдущем разделе, слог бывает открытым и закрытым. В русском языке закрытых слогов значительно меньше. Как правило, они находятся лишь в конце слова: «ха-кер». В редких случаях закрытые слоги могут оказаться в средине слова, при условии, что слог заканчивается на непарный сонорный: «сум-ка», но «бу-дка».

Как правильно разделять слова для переноса

Разобравшись с вопросом, что такое слог, какие бывают их виды, и как делить на них, стоит обратить снимание на правила переноса слов. Ведь при внешней похожести эти два процесса далеко не всегда приводят к одинаковому результату.

При разделении слова для переноса используются те же принципы, что и при обычном делении на слоги, но стоит обратить внимание на ряд нюансов.

Категорически запрещено отрывать одну букву от слова, даже если это образующая слог гласная. Этот запрет распространяется и на перенос группы согласных без гласной, с мягким знаком или й. К примеру, на слоги «а-ни-ме» делится так, а вот переносить его можно только таким образом: «ани-ме». В результате при переносе выходит два слога, хотя в действительности их три.

Если две и более согласных находятся рядом, их можно делить по своему усмотрению: «те-ксту-ра» или «тек-сту-ра».

При парных согласных, находящихся между гласными, их разделяют, кроме случаев, когда эти буквы являются частью корня на стыке с суффиксом или префиксом: «клас-сы», но «класс-ный». Тот же принцип касается согласной в конце корня слова перед суффиксом - от корня отрывать буквы при переносе, конечно, можно, но нежелательно: «киев-ский». Аналогично - в отношении приставки: последнюю согласную, входящую в ее состав, отрывать нельзя: «под-ползти». Если же корень начинается с гласной, можно либо все так же отделить саму приставку, либо вместе с ней перенести два слога корня: «без-аварийный», «безава-рийный».

Аббревиатуры переносить нельзя, а вот сложносокращенные слова можно, но только по составным.

Азбука по слогам

Слог имеет огромное практическое значение при обучении детей чтению. С самого начала ученики изучают буквы и слоги, которые из них можно комбинировать. А впоследствии из слогов дети учатся постепенно строить слова. Сначала детей обучают читать слова из простых открытых слогов - «ма», «мо», «му» и подобных, а вскоре задачу усложняют. Большинство букварей и методических пособий, посвященных данному вопросу, построены именно по этой методике.

Более того, специально для развития умения читать по слогам некоторые детские книжки выпускают с текстами, разделенными на слоги. Это облегчает процесс чтения и способствует доведению умения распознавать слоги до автоматизма.

Само по себе понятие "слог" является еще не до конца изученным предметом лингвистики. При этом его практическое значение сложно переоценить. Ведь эта маленькая частичка слова помогает не только обучиться чтению и правилам письма, но и помогает понять многие грамматические правила. Не стоит также забывать, что, благодаря слогу, существует поэзия. Ведь основные системы создания рифм основываются как раз на свойствах этой крошечной фонетико-фонологической единицы. И хотя существует масса теорий и исследований, посвященных ему, вопрос о том, что такое слог, остается открытым.

Слово состоит из слогов - от одного и более. В русском языке, как известно, слог образуется гласной. В английском же языке слог образуется не только гласными, но и некоторыми сонорными согласными (в которых голос, получаемый при вибрации голосовых связок преобладает над шумом, возникающем при преодолении преграды выдыхаемым воздухом), а именно, согласными [m], [n], [l]. Слог они могут образовывать в том случае, когда перед ними стоит согласный, а после них не стоит гласный. Таким образом такие согласные называют слогообразующими .
Примером может служит слово table ["teɪbl], которое имеет два слога, в котором второй слог образован согласным "l": ta-ble (предвижу возможный вопрос - а как же конечный "e"? А конечный "e" здесь не произносится и служит лишь для того, чтобы обеспечить открытость первому слогу и алфавитное чтение ударного гласного "а" в нем, о чем будет рассказано немного подробнее ниже). В примере sudden ["sʌdn], слове, тоже состоящем из двух слогов: sud-den, второй слог образован согласной "n", ввиду того, что предшествующий ему "e" нечитаемый (в английском суффиксе "en" вообще часто "e" не читается).

Если слогов в слове больше, чем один, то один из них (а в многосложном слове может и два) произносится сильнее, отчетливее, громче, напряженнее - такой слог называется ударным . Остальные слоги, следовательно, являются безударными. В английском языке ударение, которое никогда не ставится непосредственно на письме, а только при транскрипционном написании слова, например, в словаре, всегда стоит ударным слогом, вверху (главное ударение) и внизу (второстепенное ударение, если оно вообще есть):

factory
to begin
screwdriver

Чтобы научиться читать правильно по-английски необходимо не только знать соответствие букв и звуков, как гласных , так и согласных , но и правила деления на графические слоги , которые напрямую определяют правила чтения в английском языке .

Итак, правила деления на графические слоги следующие:

  1. Если в слове между двумя гласными буквами находится одна согласная (но НЕ буква r), то при делении на слоги она отходит ко второму безударному слогу, то есть ударный слог оказывется открытым и гласный в нем читается по I типу слога (как в алфавите): lo-tos ["ləʊtəs], o-bey [ə"beɪ]. Если же за ударной гласной двусложного слова стоит согласная "r", эта гласная читается по IV типу слога , например, during ["djʊərɪŋ], Mary ["mɛərɪ].
    Исключение : в английском языке имеется ряд двусложных слов, в которых ударная гласная в открытом слоге читается кратко, например: city ["sɪtɪ], pity ["pɪtɪ], copy ["kɔpɪ], very ["verɪ] и др.
  2. Если в слове между двумя гласными буквами находится две или три согласные буквы (в том числе и удвоенная буква r), то одна из них (иногда две) остается в первом слоге (закрывая ударный слог). Гласная в этом случае читается по II типу слога (кратко), а вторая (иногда вторая и третья) согласная отходят ко второму слогу: ten-der ["tendə], trans-la-te . Об исключении из этого правила речь пойдет в следующем пункте 2.
  3. Если в слове между двумя гласными стоят две согласные буквы, из которых вторая передает звук, который являющийся слогообразующим ([m], [n], [l]), то при делении на слоги обе согласные отходят ко второму слогу, оставляя первый (ударный) слог открытым: no-ble ["nəʊbl], Bi-ble ["baɪbl].
  4. Удвоенные согласные передают один звук, хотя они на письме и разбиваются на слоги. Граница слога проходит в таком случае внутри этого звука: let-ter ["letə], sor-ry ["sɔrɪ].
  5. Если в слове между двумя гласными находятся три согласных, один из которых передает слогообразующий звук, то при делении на слоги первая согласная отходит к первому слогу, а две другие ко второму: twid-dle ["twɪdl].

Типы слога в английском языке

В английском языке есть следующие типы графических слогов .

  1. Открытый слог , оканчивающийся на гласную букву: be, me, he;
  2. Закрытый слог , оканчивающийся на одну или нескольких согласных: met, nest;
  3. Условно-открытый слог , имеет место, когда в слове имеются две гласные буквы, разделенные одной согласной. В таком слове два графических слога: ta-ke, li-ke. Во втором слоге гласная "e" не читается (отсюда и проистекает ее название "немое "e"" ). Первый слог оканчивается на гласный, т.е. является открытым. Таким образом, в подобных словах читается только одна гласная, то есть фонетически (в произношении) в нем один слог, так как вторая гласная не читается.

При подготовке статьи использовались материалы

  1. Под ред. Аракина В.Д.; Селянина Л.И., Гинтовт К.П., Соколова М.А. и др. Практический курс английского языка. 1 курс: Учеб. для педвузов по спец. "Иностр. яз.". - 5-е изд., испр. - М.: Гуманит. изд. центр "Владос", 1998. (стр. 42-43)
  2. Белкина, Г.А.; Левина, Л.В. Коррективный курс по фонетике английского языка. Издательство: М.: Ин-Яз, 1971 г. (cтр. 8)

Чтение гласной зависит от соседствующих с ней букв и от типа слога, в котором она находится.

Открытый слог

Слог считается открытым, если он заканчивается на гласную (to-tal, ri-val, bi-ble, mo-tor). Гласная в этом случае дает долгий звук — то есть, читается как в алфавите. К этому типу относятся слова и с немой «e». Например:

  • take
  • Pete
  • kite
  • nose
  • cute

Некоторые односложные слова также представляют собой открытые слоги. Например, me, she, he и no, so, go.

Закрытый слог

Закрытый слог — самая распространенная орфографическая единица английского языка; он составляет около 50% слогов в тексте. Закрытый слог заканчивается на одну или более согласных, и гласная буква в этом случае читается кратко.

В английском языке много односложных слов закрытого типа (cat, pin, hen). Если к ним добавляется , начинающийся на гласную, согласная перед ним удваивается. Это делается для того, чтобы избежать изменения звука. Например:

  • hat — hatt er
  • pin — pinn ed
  • hot — hott est
  • red — redd ish
  • cut — cutt ing

Слог «гласная + r»

Третий тип слога — тот, в котором за гласной следует буква «r». Гласная при этом дает долгий звук, а сама «r» не читается (в ).

  • car
  • herb
  • girl [ɡɜːl]
  • form
  • turn

Удвоенная «r» не влияет на звучание гласной. В этом случае слог читается как закрытый. Сравните:

  • smir k — mirr or [ˈmɪrə]
  • cur l — curr ent [ˈkʌr(ə)nt]
  • por t — torr ent [ˈtɒr(ə)nt]

Слог «гласная + re»

В слоге этого типа буква «r» также не читается, а гласная образует дифтонг.

  • dare
  • mere
  • hire [ˈhaɪə]
  • core
  • pure

Слог «согласная + le»

Иногда этот слог выделяется отдельно — он встречается только в конце слова. Если перед -le стоит одна согласная, слог читается как открытый. Если же перед -le стоит две согласных, он читается как закрытый. Сравните:

  • tabl e [ˈteɪbl] — dabbl e , titl e [ˈtaɪtl] — littl e [ˈlɪtl]
  • bugl e — struggl e [ˈstrʌɡl], rifl e [ˈraɪfl] — sniffl e [ˈsnɪfl]

Не каждая согласная встречается в сочетании с -le . Вот те, что характерны для английского языка:

  • -ble (bubble) -fle (rifle) -stle (whistle) -cle (cycle)
  • -gle (bugle) -tle (brittle) -ckle (pickle) -kle (tinkle)
  • -zle (dazzle) -dle (bridle) -ple (staple)

Сочетания гласных (диграфы)

Диграфом называется сочетание двух букв, которые произносятся как один звук. В случае гласных это может быть долгий, краткий звук или дифтонг. Чаще всего диграфы встречаются в старых англо-саксонских словах, произношение которых претерпевало изменения в течение сотен лет: thief, boil, hay, boat, straw. Они читаются по особым правилам, но в них множество исключений, поэтому такие слова нужно заучивать постепенно и систематически.

Основные гласные диграфы

Написание Произношение Примеры
ai / ay [ eɪ ] bait, hay
au / aw [ ɔː ] taunt, draw
ea [ i: ] meat, deal
[ e ] bread, steady
ee [ i: ] feed, reel
ei [ eɪ ] feint, vein
[ i: ] (после c ) ceiling, receive
eu / ew [ ju:] feud, strewn
ie [ i: ] thief, priest
oa [ əʊ ] coat, goal
oi / oy [ ɔɪ ] coin, toy
oo [ u: ] root, food
[ ʊ ] (перед k ) book, look
ou [ aʊ ] loud, noun
[ u: ] soup, ghoul
ow [ aʊ ] cow, howl
[ oʊ ] know, low

Сочетание гласных не является диграфом, если эти гласные относятся к разным слогам. В этом случае первая гласная читается как в открытом слоге, а вторая оказывается в безударном положении и дает звук [ə]. Например: lion ["laɪən], diet [ˈdaɪət].

Слог

Слог - минимальная единица произнесения звуков речи, на которые можно разделить свою речь паузами. Слово в речи делится не на звуки, а на слоги. В речи осознаются и произносятся именно слоги. Поэтому при развитии письма у всех народов в алфавитах сначала возникали слоговые знаки, и только потом буквы, отражающие отдельные звуки.

В основе деления на слоги - различие звуков по звучности. Более звучный, чем соседние звуки звук называется слогообразующим и образует слог.

Слог обычно имеет вершину (ядро) и периферию. В качестве ядра, т.е. слогообразующего звука, как правило, выступает гласный, и периферия состоит из неслогового (неслогообразующего) звука или нескольких таких звуков, которые обычно представлены согласными. Но слог может состоять только из одного гласного без периферии, напр. дифтонг в англ. местоимении I «я» или двух и более гласных (итал. vuoi ). Периферийные гласные неслоговые.

Но слоги могут и не иметь гласного, напр., в отчестве Ивановна или в междометиях «кс-кс», «тссс». Согласные могут быть слогообразующими, если они сонанты или находятся между двумя согласными. Такие слоги очень часто встречаются в чешском языке:prst «палец» (ср. древнерус. перст ), trh «рынок» (ср. рус. торг ), vlk «волк», srdce, srbsky, Trnka (известный чешский лингвист). В предложении Vlk prchl skrz tvrz (волк пробежал через крепость) нет ни одного гласного. Но в примерах из чешского языка видно, что слогообразующий согласный всегда сонорный.

Деление на слоги объясняются разными теориями, которые взаимно дополняют друг друга.

Сонорная теория : в слоге наиболее звучный звук - слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс).

Динамическая теория : слоговой звук - самый сильный, интенсивный.

Экспираторная теория : слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз).

Виды слогов

Открытый слог - это слог, оканчивающийся гласным звуком, напр., дa, ау .

Закрытый слог - это слог, оканчивающийся согласным звуком, напр., ад, ум, кот .

Прикрытый слог начинается с согласного звука, напр., рад, поп .

Неприкрытый слог начинается с гласного звука: а, он, ах, уж .

В русском языке в основном открытые слоги, а в японском почти все открытые (Фу-дзи-я-ма, и-ке-ба-на, са-му-рай, ха-ра-ки-ри).

Встречаются и случаи крайне закрытых и прикрытых слогов, напр., всплеск, анг. и фр. strict (строгий), нем. sprichst (говоришь), грузинский - msxverpl (жертва).

Есть языки, где корни и слоги совпадают. Такие языки называются моносиллабическими, напр. кит. яз. - типичный моносиллабический.

Зачастую в речи бывает очень трудно определить границу слога.

Рус. Под руку вели - подруг увели. Гадюку били - гадюк убили. Палитра - пол-литра.

Англ . an ocean - a notion; an aim - a name.

Суперсегментные единицы языка

Звуковые единицы языка могут быть сегментными (линейными) и суперсегментными.

Сегментные единицы - это звуки (фонемы), слоги, слова и т.д. Более длинные языковые единицы делятся на более короткие сегменты.

Суперсегментные единицы , или иначе просодические (от греч. prosodia - припев, ударение) наслаиваются на цепочку сегментов - слогов, слов, фраз, предложений. Типичные суперсегментные единицы - ударение и интонация.

Такт - группа слов, объединенных одним ударением и отделенных друг от друга паузой.

Проклитика - безударный слог перед ударным, напр., я д у мал .

Энклитика - безударный слог после ударного, напр., зн а ю я .

В качестве энклитиков часто выступают и безударные слова - артикли, предлоги, частицы. Иногда они перетягивают на себя ударение: «по д руку».

Таким образом, границы слова и такта могут не совпадать.

Ударение

Ударение (акцент) - это выделение звука, слога, слова, группы слов.

Три основных вида ударения - это силовое, количественное и музыкальное.

    Силовое (динамическое) ударение связано с амплитудой колебаний звуковой волны, чем больше амплитуда, тем сильнее произносится звук.

    Количественное (квантитативное) ударение связано с длительностью, долготой звука, ударный слог имеет большую длительность, чем безударные слоги.

    Музыкальное (политоническое) ударение связано с относительной высотой тона, с изменением этой высоты.

Обычно в языках, имеющих ударение, все три ударения переплетаются, но одно из них преобладает и по нему определяется основной вид ударения в том или ином языке.

В русском языке силовое ударение, будучи основным, сопровождается долготой ударного слога.

В шведском языке музыкальному ударению сопутствует силовое.

Есть языки, в которых вообще отсутствует ударение, например, в палеоазиатских языках (чукотском и др.).

К языкам с силовым ударением как основным относятся рус, анг., фр., нем., баш., тат. и многие другие.

Количественное ударение как основное не используется и только употребляется как компонент в сочетании с другими видами ударения. В некоторых языках, например, латинском, стихосложение основано на чередовании долгих и кратких слогов (что сответствует ударным и безударным слогам в русском стихосложении). Поэтому на слух итальянца, привыкшего к стихам, основанным на динамическом ударении, латинские стихи неритмичны.

К языкам, в которых музыкальное ударение используется широко или играет роль основного ударения, прежде всего относятся такие восточные языки как китайский (4 тона в литературном, 6 тонов в гонконгском диалекте), тайский (5 тонов), вьетнамский (6 тонов) и др. В этих языках каждый слог имеет свой тон, а так как в этих языках, как правило, слог совпадает со словом, то у каждого простого слова свой постоянный тон, который меняется лишь изредка при словосложении.

В кит. яз. ma (1) с ровным тоном имеет значение «мать», ma (2) с восходящим тоном означает «конопля», ma (3) с нисходяще-восходящим тоном - «лошадь» и «цифра,» ma (4) с нисходящим тоном значит «ругаться.»

Еще пример из кит. яз.: глагол mai с нисходящим тоном означает «продавать», a mai с нисходяще-восходящим тоном - «покупать».

Еще более удивительный пример распределения тонов в слогах можно найти на юге Китая вкантонском (гонконгском) диалекте, где имеются 6 тонов (тоны обозначены цифрами): Fu 55 (верхний регистр) - мужчина, муж; Fu 35 (восходящий верхний регистр) - мучиться, страдать; Fu 33 (уходящий верхний регистр) - богатство, богатый; Fu 21 (ровный нижний регистр) - поддерживать, опираться; Fu 13 (восходящий нижний регистр) - женщина; Fu 22 (уходящий нижний регистр) - отец, старший родственник.

В японском языке три типа музыкального ударения, но они падают только на ударные слоги, аналогично динамическому ударению в русском языке.

hana (0) произносимое низким тоном на первом слоге и средним на втором означает «нос, сопли»; hana (1) произносимое высоким тоном на первом слоге и низким на втором означает «начало, конец»; hana (2) произносимое низким тоном на первом слоге и высоким на втором означает «цветок».

В древнегреческом языке тоже было музыкальное ударение трех видов. Ударный слог произносился не сильнее безударного, а с более высоким тоном.

Острое (лат. acutus ) ударение с более высокой нотой, напр., πατηρ [pat e r ] - отец; тяжелое ударение (лат. gravis ) с более низкой нотой, напр. αρχη [arch e ] - начало; облегченное ударение (лат. circumflex ) с комбинацией острого и тяжелого ударений, напр., σωμα [s o ma ] - тело.

Из современных европейских языков музыкальное ударение (2-3 вида) встречается в сербском, хорватском, латышском, шведском языках, но всегда в сочетании с основным силовым ударением.

Музыкальное ударение может быть на слоге или слове.

Слогоударение: кит.., тибетский, бирманский, сиамский (тайский), вьетнамский, латышский, сербский.

Словоударение: японский, айнский, тагальский, малайский, шведский, норвежский.

Ударение в слове бывает основным (´) или второстепенным (\), напр., жел е зобет о н .

Ударение в языках может быть постоянным (фиксированным) , т.е. ударные слоги имеют постоянное место в слове, или свободным , т.е. не связанным с определенным местом в слове (тво рог, творо г).

Один из подсчетов показал, что в 444 исследованных языках ударение на начальном слоге имеют 25% языков, на предпоследнем - 18%, на конечном - 20%, а свободное ударение - у 33% языков.

Постоянное ударение на первом слоге свойственно чешскому, венгерскому, латышскому языкам. Ср. чеш. s o bota «суббо та», v o jak «солда т»; венг. a lma «я блоко», b a lta «топор».

Постоянное ударение на предпоследнем слоге (втором слоге от конца) присуще польскому языку, напр. matemat y ka, k o ziol «козел».

Большинство слов испанского языка тоже имеют ударение на предпоследнем слоге, особенно с гласным звуком в конце (s i esta ).

Постоянное ударение на последнем слоге характерно для фр. яз., тюркских языков (баш., тат. и др.), персидского языка (фарси): фр. revoluti o n , баш., тат. алма (яблоко), балта (топор), Тегеран.

Самый типичный язык с свободным ударением - это русский язык.

Иногда ударение помогает различать значения омографов - слов с одинаковым написанием, напр., кру жки - кружки , по лки - полки .

Кроме традиционного ударения в речи может делаться логическое ударение, с тем, чтобы подчеркнуть значимость той или иной части предложения или же выразить дополнительное значение к основному значению фразы. Напр., в книге A. M. Арто «Звучит слово» приводится следующий пример логического ударения:

«Возьмем стандартную фразу Дайте мне стакан чаю и разложим ее на составные смыслы. Если мы делаем упор на первое слово , открываем следующее: «Довольно пустой болтовни! Я пришел усталый, измучен жаждой, дайте мне стакан чаю, а потом я вам расскажу все новости». Упор на втором слове : «Соседу справа дали, соседу слева дали, всем налили, всех спросили, про меня забыли - почему так? Дайте и мне, если всем даете…». На третьем слове : «Вы знаете прекрасно, что я не пью из чашки, дайте мне стакан. Можете хоть немного считаться с моими привычками!» И, наконец, на четвертом : «Чаю! Понимаете - ни вина, ни кофе! Ничто так не утоляет жажду, как добрый, душистый чай!»

Интонация

Интонацией называются все просодические явления в синтаксических единицах - словосочетаниях и словах.

Интонация состоит из следующих 5 элементов, два первых из которых - основные компоненты интонации:

    ударение;

  1. темп речи;

    Закрытый слог. В закрытом слоге за ударной гласной следует одна или несколько согласных (кроме r) гласная буква в закрытом слоге передаёт краткий звук.

    Пример слов с открытым типом слогов
    • pen - [pen ] - перо
    • cat - [kæt ] - кошка

    В английском языке существует четыре типа слог, подробней об этом. Типы слогов

    Правила чтения гласных в открытом и закрытом типах слогах.

    Наиболее часто встречающимися правилами чтения английских гласных являются правила их чтения в четырех типах слога.

    Гласные i и у являются как бы дублирующими друг друга (в смысле правил их чтения). Буква у встречается преимущественно на конце слов, а буква i - в середине слов и практически никогда на конце.

    1 Алфавитное чтение, т.е. произношение, соответствующее названию буквы в алфавите, гласные имеют лишь во втором типе слога, который называется также открытым, поскольку он заканчивается гласной.

    2 Слог становится закрытым, если за гласной следуют одна или несколько согласных букв.

    3 В многосложных словах по правилам английского слогоделения одна согласная, оказавшись на границе слогов между читающимися гласными, отходит к последующему слогу. Например, в слове lad [læd ] парень , согласная d относится к первому и единственному слогу, «закрывая» его. В слове lady [ˈleɪdi ] леди та же согласная относится ко второму слогу, а первый остается открытым.

    4 Если на границе слогов оказываются две и более согласных, то по крайней мере одна из них обязательно отходит к предыдущему слогу, делая его закрытым: splendid [ˈsplɛndɪd ] великолепный, роскошный .

    Это касается и случаев, когда сочетания согласных дают лишь один звук: funny [ˈfʌni ] смешной, забавный ticket [ˈtɪkɪt ] билет, талон

    Граница слогов тогда проходит как бы прямо по этому звуку. Предшествующий слог становится закрытым, хотя сам звук относится к последующему слогу.

    5 Передающая два звука буква х рассматривается как две согласные boxer [ˈbɒksə ] боксер .

    6 Конечная немая гласная е служит для обозначения открытости слогов, оканчивающихся согласными made [ˈmeɪd ] сделано . Буква е в конце слова читается только тогда, когда она является единственной гласной: be [bi ] быть .

    7 Звук [(j) u: ] после шипящих, согласной [r ] и сочетаний согласных, оканчивающихся на [l ] , произносится [u: ]

    • rule [ruːl ] правило, правление, власть
    • blue [bluː ] синий, голубой
    • shoot [ʃuːt ] снять, стрелять .

    В остальных случаях чаше встречается [juː ]

    • few [fjuː ] мало, немного
    • use [ˈjuːs ] польза, использование, применение

    В американском варианте английского языка звук [juː ] встречается существенно реже, чем в британском, что в приводимых далее транскрипциях обозначается как [(j) u: ] .

    8 Слоги, закрытые согласной r или буквосочетаниями r+согласная , выделяются в отдельный, третий тип слога, с особыми правилами чтения. В двусложных словах при нескольких согласных, начинающихся с г, на границе слогов, r отходит к предшествующему слогу, остальные к последующему (включая случаи rr):

    • German [ˈdʒəːmən ] немец
    • porridge [ˈpɒrɪdʒ ] каша .

    9 Наконец, если непосредственно после r , закрывающей слог, следует снова гласная, образуется открытый слог четвертого типа. Если одна буква r стоит на слоговой границе в двусложных словах, то по общему правилу слогоделения она отходит к последующему слогу, но является при этом показателем чтения предшествующей гласной по правилам слогов четвертого типа:

    staring [ˈsteərɪŋ ] яркий .

    10 Правила чтения открытых слогов 2 и 4 типов имеют довольно много исключений, касающихся многосложных слов, в которых гласные в указанных слогах читаются по правилам слогов закрытого типа.

    11 Согласная r после гласных в слогах третьего и четвертого типа в британском варианте английскою языка не читается. Однако, если следующее слово начинается с гласной, конечные «немые» -r или -re перестают быть таковыми:

    to take care of [təˈ teɪk ker əv ] заботиться . В американском варианте согласная r читается всегда.

    12 Гласные e , i , y и u в слогах третьего типа дают один и тот же звук [ə: ] , а их чтение в слогах четвертого типа легко получается из алфавитного добавлением звука [ə ] .

    13 Гласная o в слогах третьего и четвертого типа читается одинаково [ɔː ]

    14 Буквосочетания -er -re в конце слов, дающие один и тот же гласный звук [ə ] , рассматриваются как гласная, открывающая предыдущий слог: metre [ˈmiːtə ] метр . Подобным свойством обладает и буквосочетание -le в конце слов: table [ˈteɪbl ] стол . Сонорный согласный звук [l ] . близкий по характеристикам звучания к гласным, выступает в подобных случаях в качестве слогообразующего гласного.