Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные. Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные Ручку, я вот так держу

Прочай Наталья Александровна
Учебное заведение: КГКОУ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Алтайская общеобразовательная школа № 2
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-09-08 Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные» Прочай Наталья Александровна Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: Упражнения в склонении имен существительных. Несклоняемые существительные. Цель урока: создать условия для систематизации и закрепления знаний и умений учащихся по теме: "Склонение имен существительных".

Просмотреть свитедельство о публикации

Конспект урока по русскому языку «Несклоняемые существительные»

Открытый урок русского языка в 4 классе

Тема: Упражнения в склонении имен существительных. Несклоняемые существительные.

Цель: создать условия для систематизации и закрепления знаний и умений учащихся по теме: «Склонение имен существительных».

Задачи:

Обучающие : закрепить знания о падежах, падежных вопросах, умении определять падеж имен существительных; познакомить с понятием «несклоняемые существительные».

Коррекционно – развивающие: развивать память, внимание, словесно-логическое мышление; расширять словарный запас; совершенствовать речевые умения и творческие способности.

Воспитательные: содействовать развитию интереса к изучению родного языка; воспитывать аккуратность и организованность; коммуникативные умения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование : учебники, памятки, карточки для самостоятельной работы, опорные таблицы.

Ход урока:

1. Оргмомент

-Ребята, я рада вас видеть! Давайте улыбнемся друг другу, зарядимся хорошим настроением и отлично поработаем на уроке!

2. Минутка чистописания

Урок мы начнем с минутки чистописания, а для этого выполним упражнения для пальчиков. Повторяйте за мной:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний,

Безымянный и последний.

Сам мизинчик- малышок

Постучался на порог!

(Дети вместе с учителем выполняют пальчиковую гимнастику на развитие мелкой моторики).

А сейчас отгадайте загадку:

Опоясал каменный ремень

Сотни городов и деревень.

(Шоссе)

Какой первый звук в этом слове вы слышите?

Как называется буква, которая обозначает этот звук?

Итак, мы напишем красиво и правильно буквы и соединения.

Пишем чисто, аккуратно. Следим за осанкой.

Ш ш ша шо шл шк

На ваши буквы я смотрю,

И все понять я не могу.

Я прошу вас указать,

Где мне лучшие искать?

(Дети оценивают работу по чистописанию, проводят самоанализ).

3. Словарная работа

Как вы понимаете слово шоссе?

(Оно пришло к нам из французского языка и обозначает дорогу с твердым покрытием)

Прочитайте слово как говорим. Согласный в конце слова произносим твердо.

Прочитайте орфографически, как пишем.

— Спишите, поставьте в слове ударение, подчеркните «ошибкоопасные» места.

Проскороговорим скороговорку и запишем в тетрадь.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

4.Актуализация опорных знаний

Саша шоссе сушку

Что объединяет эти слова? Какой частью речи они являются?

Мы уже много знаем об этой части речи и сейчас схематично зафиксируем наши знания.

Что такое имена существительные?

Как изменяются им. существительные?

Что такое склонение существительных?

Как определить падеж имени существительного?

Все ли существительные склоняются?

5. Постановка темы и целей урока

Итак, тема нашего урока: «Упражнения в склонении имен существительных. Несклоняемые существительные.»

Подумайте,

(Цели: отрабатывать умения определять падеж существительных по вопросам и предлогам падежей; узнаем, все ли существительные в русском языке склоняются)

6. Работа по теме урока

Закрепим умение определять падежи существительных. Можно использовать памятку. Выполним упражнение № 115, с комментированием.

(Индивидуально у доски по цепочке.)

Итак, ребята, какие умения отрабатывали, выполняя это упражнение? Что вам помогало в работе?

7. Физическая минутка

Буратино потянулся.

Раз — нагнулся, два — нагнулся.

Руки в стороны развел,

Видно ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать!

Какое отношение имеет существительное Буратино к теме нашего урока?

(Читали о Буратино, переживали за Буратино, гордились Буратино…)

В русском языке достаточно много несклоняемых существительных. Многие слова заимствованы из других языков.

1. Познакомьтесь с некоторыми существительными:

пальто радио

метро шимпанзе

кино какаду

такси кенгуру

2.Наблюдение за склонением существительных.

И.п. мел метро

Р.п. мела метро

Д.п. мелу метро

В.п мел метро

Т.п. мелом метро

П.п. о меле о метро

Какая часть слова обычно меняется при изменении существительных по вопросам?

Изменилась ли форма слова у существительного метро ?

Есть ли у этого слова окончание?

Вывод: существительные, которые употребляются в разных падежах, но не меняют форму слова, называются несклоняемыми. Эти слова нужно запомнить.

Для чего?

3. Рассмотрите картинки и найдите несклоняемое существительное. (Пальто)

Поработаем устно. Упражнение- игра «Вставь словечко.»

В магазине продаются разные……..

Красивые пуговицы пришиты к ……..

Мне купили осеннее и зимнее ………

Я довольна своими новыми……….

4. Самостоятельная работа в парах по карточкам, с последующей проверкой.

А сейчас я зачитаю полностью это юмористическое стихотворение, а ваша задача исправить окончания в несклоняемых существительных.

Как-то рано поутру с другом сели мы в метру.

И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре.

Любит кины детвора, если в кинах кенгура

Ходит-бродит по шоссу, носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашел, занял там свободный стол

И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.

Интересное кино, жаль, что кончилось оно.

Вопрос: употребление каких слов показалось вам странным?

Тема: « Предложение. Виды предложений по цели высказывания.»

Цель: Закрепить различные виды предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Задачи: отрабатывать умения определять цель предложения;

развивать мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы. Развивать речь.

Воспитывать культуру речи, умение слушать других.

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Минутка чистописания

Ж ж ж жж жж жж

Жужжит вожжи дрожжи

Слово жжёт хуже огня.

III. Словарно – орфографическая работа. Игра « Вижу – слышу».

Индивидуальные задания по карточкам:

В это время работа с классом.

А с остальными поиграем в игру « Вижу – слышу».

Ребята, что это за слова? (словосочетания)

Что такое словосочетания? (Словосочетания – это соединение двух слов, главного и зависимого, связанных между собой по смыслу и грамматически).

Крепкое здоровье Верные друзья Сильная вьюга Белые хлопья Новое пальто

Что вы можете сказать об этих словосочетаниях? (существительные и прилагательные)

На какие группы можно разделить существительные? (одуш.и неодуш.)

Какое слово может быть лишним? (друзья – одуш.)

Составьте предложение используя одно из словосочетаний. Запишите его. (Заслушать 1 – 2 учеников)

Какая орфограмма встречается в именах существительных? (Раздел ь)

Когда он пишется? (Раздел. Ь пишется после согласных, перед буквами е,ё,ю,я,и).

IV. Актуализация опорных знаний.

Давайте вспомним, что такое предложение? (законченная мысль)

Чем могут отличаться предложения друг от друга?

Вывод: Предложения по характеру резко отличаются. Они бывают и спокойные, и ужасно любопытные, восторженные, гневные, изумительные.

Предположите, о чём мы будем говорить на уроке?

Верно, сегодня повторим какие предложения бывают по цели высказывания.

V. Раскрытие темы урока:

Встретились два друга. И разговорились.

Черепаха, унеси меня домой.

А где ты живешь?

В муравейнике.

Что заметили? (Каждое предложение написано с новой строки и перед ним стоит тире)

Какая это речь? (Разговорная)

Сколько героев участвует в разговоре? (2)

Кто они? (Черепаха и муравей)

Как называется такой текст? (диалог) Что называют диалогом?

(В словаре Ожегова диалог – это разговор между двумя лицами)

С какой целью муравей произнес первое предложение? (попросил)

Какой знак стоит в конце этого предложения? (!)

Как называются предложения, в которых о чем-то просят, побуждают к действию? (побудительное)

Что содержится в ответе кузнечика? (вопрос)

Какой знак стоит в конце предложения? (?)

Что сообщается в последнем предложении?

Какой знак стоит в конце предложения?

Как называются такие предложения?

VI. Обобщения (выводы).

Что содержит вопросительное предложение?

Что содержит повествовательное предложение?

К чему побуждают побудительные предложения?

Приведите на каждый вид свои примеры.

По цели всегда различай предложения.

В повествовательном – сообщение. Вопрос в вопросительном (даешь ответ).

А в побудительном – просьба, совет.

VII. Физминутка.

VIII. Работа в группах.

Откройте учебник на с. 209 Поработаем в группах по упр.600

1 группа – выписывает только повествовательные предложения

2 группа – только вопросительные

3 группа – только побудительные

Взаимопроверка. Коллективная проверка.

IХ. Индивидуально –групповая работа с использованием разно уровневых заданий.

Ребята, на столах у вас лежат карточки с заданиями разных уровней. Задания для себя вы выбираете сами, но с учётом своих возможностей.

Поднимите руки кто получил 5 баллов? (4 балла, 3 балла)

Х. Повторение ранее изученного. Работа с предложением. Упр 601

Прочитайте текст.

Что вы заметили? (нет знаков препинания)

Выделите предложения.

Запишите получившиеся предложения, поставив правильные знаки препинания.

Что повторили о предложении?

Какие бывают предложения по цели высказывания?

Цели: дать представление о звуковом языке как самом совершенном средстве человеческого общения; активизировать знания об основных языковых единицах.

Формируемые УУД: п. — установление логической причинно-следственной последовательности событий; к. — умение выражать свои мысли, чувства в форме устных и письменных речевых высказываний; умение участвовать в коллективном обсуждении проблем; р. — способность к контролю, самооценке и взаимооценке; л. — осмысление и использование собственного жизненного опыта, проявление доброжелательности, внимания к людям с ограниченными возможностями.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, презентация к уроку.

Ход урока:

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Наконец звенит звонок,
Начинается урок.

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Дома вы должны были постараться сочинить синквейн о языке.
Что такое синквейн? (нерифмованное стихотворение из пяти строчек, написанное по определённым правилам)

Выставляются оценки.

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
(Слайд№2)
На доске пословица о языке. Соберите её, запишите в тетрадь, подчеркните орфограммы.

(Слайд№3)
Проверьте правильность написания.
Язык длинный, мысли короткие.

Как вы понимаете смысл пословицы? (Если человек много и быстро говорит, он не успевает обдумывать сказанное)

Какие пословицы о языке вы знаете? (дети называют)
(Слайд№4) Прочитайте ещё несколько пословиц о языке.
Какие из них схожи по смыслу с записанной пословицей?
(Язык болтает, а голова отвечает.)

Индивидуальная работа по карточкам.
1. Выполнить фонетический разбор слова язык.
2. Просклонять слово язык.

Фронтальная работа со всем классом.
Разберём слово язык как часть речи. (Сущ., неод., нариц., муж.р.,в ед.ч., в предложении может быть подлежащим, дополнением или обстоятельством, двусложное, многозначное)
Слайд№5 .
Назовите значения слова язык (Орган вкуса, средство общения,языки пламени, язык ботинка, язык колокола, пленный.)
Проверка заданий по карточкам.

Вывод: почему звуков больше, чем звуков?(буква я обозначает два звука)
Как ещё изменяются имена существительные?(по числам)

Составим словосочетания со словом язык.(дети называют)
Запись под диктовку: Русский язык, язык колокола, горчит на языке. Подчеркните орфограммы.(СС, горчит - горечь)

(Слайд №6 ) Проверьте правильность написания.

В каком из словосочетаний язык является средством общения? (Русский язык)

4.САМООПРЕДЕЛЕНИЕ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Откройте учебник на стр.35

*Прочитайте тему раздела. Как вы её понимаете? (Язык нужен человеку для общения. Если бы не было языка, люди не смогли бы передавать свои мысли.)

*Для выполнения любого действия человек использует разные средства. Например: чтобы вскопать грядку люди изобрели …(лопату)
А чтобы общаться друг с другом, человек использует язык.
Что ещё использует человек для передачи информации в современных условиях? (телефон, интернет)

О чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
(Мы будем говорить о языке как средстве общения)

5.РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Работа по учебнику.
Стр.35 Мудрая сова принесла вопрос: Какие средства общения вы знаете?(Жесты, мимика,язык)
Рассмотрите рисунки на стр.36.Назовите виды общения.(слайд№7 )
Какими средствами общения пользовались ещё первобытные люди?(слайд№9)
(Первобытные люди общались жестами и мимикой)

Упр.50 стр.37 Прочитаем сообщение профессора Самоварова.

Выводы: Всегда ли общение с помощью жестов и мимики бывает плодотворным?(Жестом можно изобразить оленя, но нельзя описать его)

Слайд №8
В чём же заключается величайший секрет языка? (Предметы стали называть звуками. Это заменило жесты, мимику и движения)

Запишите в тетрадь последний абзац.
Запись: И вот когда было придумано обозначать предметы окружающего мира звуками, был открыт величайший секрет языка.

Стр.39 Сообщение профессора Самоварова о родном языке.(читают вслух)

Прочитайте высказывания знаменитых людей о русском языке.
Прочитаем высказывание Сумарокова. (Слайд№11 )

Вывод: Как вы понимаете слова Сумарокова?
Прочитайте высказывание Ивана Тургенева(Слайд№14 )

Вывод: Почему Тургенев называет наш язык кладом?
(Ещё не всё узнали, много интересного надо найти, узнать, отыскать)

Прочитайте высказывание М.Ломоносова(Слайд№12 )

Вывод: Какие свойства языка выделил Ломоносов?
Слайд№13 (великолепие, живость, нежность, богатство, краткость)

Подберите синоним к слову краткость- точность, лаконичность.
Запись в тетрадь высказывания Тургенева:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает и Пушкин!

6.РЕФЛЕКСИЯ.

Закончите высказывания:

В древности люди передавали сообщения с помощью…(движений тела)
Это называется язык жестов.

Сейчас предметы обозначают с помощью…(звуков)

7.ИТОГИ.

Как называется раздел, который мы начали изучать? (Язык как средство общения)

Общаются ли в современном мире с помощью языка жестов?(Глухонемые люди, к которым мы должны относиться с сочувствием и пониманием. А также люди некоторых профессий: моряки, инспекторы ГИБДД)

8.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Упр.51 стр.37

Название: Конспект урока по русскому языку в 4 классе «Язык как средство общения»

Должность: учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ№10
Месторасположение: город Уфа, Башкортостан

Тема: Распространяем предложения.

Ход урока

    Организационный момент слайд 1

Учитель: Сложилась веками традиция

Улыбкой друг друга встречать,

Приветствуя всех, поклониться

И «Здравствуйте!» нежно сказать.

Улыбнитесь друг другу и нашим гостям.

II . Психологический настрой на работу

Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

Голова хорошо (думает).

Молодцы!

III . Посмотрите на доску.

На доске закрытая запись : Я ЧК синтаксис

Учитель открывает первую букву Я. Слайд 2

Что это?

(Буква, может обозначать один и два звука)

Какие ещё гласные обозначают два звука и когда?

Произнесите указанную запись. Что вы можете сказать о данной записи?

(Сочетание букв, данное сочетание пишется без ь)

Какие ещё сочетания пишутся без ь?

Мы сейчас назвали орфограммы. А какие орфограммы вы еще знаете?

Тогда вам не составит труда выполнить словарную разминку. По группам.

Страна, в которой мы живем. (Россия)

Место рождения человека. (Родина)

Главный город страны. (Столица)

Столица нашей родины. (Москва)

Население страны. (Народ)

Национальный язык нашего народа. (Русский язык)

Населенный пункт в сельской местности. (Деревня)

Большой населенный пункт. (Город) Слайд 3

Обмениваемся листами, проверяем по кругу.

И, наконец, открывается слово синтаксис Слайд 4

Что вы скажете о данном слове? Слайд 4

Синтаксис – это раздел грамматики, который изучает строение предложения и словосочетания, текста.

IV . Сообщение темы урока. Слайд 5

Сегодня мы с вами вспомним о предложениях по наличию главных и второстепенных членов. Это значит, о каких предложениях пойдет разговор? (распространенных и нераспространенных предложениях). И, конечно, о других синтаксических конструкциях.

Внимание на доску.

К каким синтаксическим конструкциям даны следующие схемы? Слайд 6

Чем? кто? что делает?

ГЛ.+ СУЩ. СУЩ. + ГЛ.

Чем отличается словосочетание от предложения?

Работа по вариантам. Приведи и запиши свои 2 примера к схемам.

Если затрудняешься, воспользуйся подсказкой.

    косить косой, писать пером, чертить тушью

    Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Что записали ребята 2 варианта?

Какие это предложения по наличию главных и второстепенных членов? Почему?

Итак, если в предложение только главные члены то оно нераспространенное, а если присутствуют второстепенные, то оно распространенное. Слайд 7

V. Задание группам.

Распределить предложения в две группы. Распр., нераспр.

Рассвело. Высохла роса. Запорхали стрекозы и бабочки. Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый. Шмели и осы подсушили влажные крылья и загудели. На маленькой льдинке проплывала мимо нас белая чайка.

Проверка. Слайд 8

Произведем синтаксический разбор предложения. А для этого вспомним алгоритм. Слайд 9

    Определить цель высказывания.

    Определить интонацию

    По наличию главных и второстепенных членов определить распространенное или не распространенное.

    Выделить главные члены.

    Выделить второстепенные члены (группа подлежащего, группа сказуемого), указать, какими частями речи они выражены.

Итак, запишите предложение в тетрадь. Начнем разбор.

VI . Давайте обобщим сведения о распр. и нераспр. предложениях, главн. и второст. членах предложения, используя таблицу. Стр. 111 упр. 268.

Закончи высказывания

Распространенным называют предложение если оно содержит _________________________

VII . Итог Что у нас с вами получилось? Памятка. Где она может пригодиться?

При выполнение д/з. с 111 упр. 270

Рефлексия. Слайд 10

Самый активный участник ________________

Самое сложное задание ___________________

Интересно на уроке было _________________

Слайд11

Группа №

Задание.

Замените предложение или ответьте на вопрос подходящим по смыслу словарным словом.

Страна, в которой мы живем ________________________________

Место рождения человека ___________________________________

Главный город страны ______________________________________

Столица нашей родины______________________________________

Население страны ___________________________________________

Национальный язык нашего народа ____________________________

Населенный пункт в сельской местности_________________________

Большой населенный пункт_____________________________________

группа №1

группа №2

группа №3

группа №4


Подсказка.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Подсказка.

1) косить косой, писать пером, чертить тушью

2) Лето наступило. Светит солнце. Пришли дети.

Распределить предложения в две группы.

Высохла роса.

Сухой март да май мокрый дают хлеб добрый.

Запорхали стрекозы и бабочки

Рассвело...

Шмели и осы подсушили влажные крылья и загудели.

На маленькой льдинке проплывала мимо нас белая чайка.

Закончи высказывания

Нераспространенным называют предложение, в котором есть____________________________

Распространенным называют предложение, если оно содержит _________________________

Главные члены предложения – это _________________________________

Подлежащее отвечает на вопрос ______________________________, выражено_____________

Сказуемое отвечает на вопрос ____________________________, выражено _________________

Второстепенные члены предложения – это ____________________________________________

Определение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнение ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обстоятельство ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________