Влияние биоритмов на жизнедеятельность человека. Биоритмы и их влияние на работоспособность человека: включись на полную

Тюкова Александра

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

«Человек – один из видов животного царства со сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, в значительной мере … (делающими малозаметными) биологические …(первично-поведенческие) свойства организма (Н.Ф. Реймерс), но не уменьшающими их значимость в жизни человека. (Автор) «Натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живет» Ф. Достоевский

Жизнь на Земле развивалась в условиях регулярной смены дня и ночи и чередования времен года из-за вращения планеты вокруг своей оси и вокруг Солнца. Ритмика внешней среды создает периодичность, то есть повторяемость условий в жизни большинства видов. Регулярно повторяются как критические, трудные для выживания периоды, так и благоприятные. Приспособленность к периодическим изменениям внешней среды выражается у живых существ не только непосредственной реакцией на изменяющиеся факторы, но и в наследственно закрепленных внутренних ритмах.

Ритмичность – основное свойство живой природы. Периодически повторяющиеся изменения активности присущи всем живым организмам. Они носят название «биологические ритмы». Биологические ритмы – периодически повторяющиеся изменения активности процессов жизнедеятельности организмов, обеспечивающие способность адаптации организма к изменениям внешних условий существования. Биологический ритм – один из механизмов, который позволяет организму приспосабливаться к меняющимся условиям среды. Эти условия, повторяющиеся в определённом ритме, воздействуют на наш организм. И наш с вами организм тоже подчинен определенным колебаниям, как и все живое в природе.

примеры ритмических колебаний нашего организма – ритмично сокращается наше сердце; – происходит ритмичная смена вдоха и выдоха; – сон и бодрствование; – труд и отдых; – покой и движение;

Микробиоритмы (сердцебиение, дыхание, питание, выделение) Суточные ритмы (сон и бодрствование, труд и отдых, покой и движение) Недельные ритмы (рабочие и выходные дни, гигиенические процедуры, двигательная активность на свежем воздухе и отдых) Биологические ритмы Месячные ритмы (физиологические и лунные) Годичные (смена времён года, температурного режима и протяжённости светового дня и адаптация к ним, время годового отдыха и работы) Возрастные ритмы (возрастные периоды и кризисы, открытие новых ресурсов, сил и возможностей организма)

Биоритмы – это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни. Подобная периодичность отражается в биоритмах и требует от организма приспособления. Биоритмы – это колебания, максимальные и минимальные значения которые наступают через приблизительно равные промежутки времени. Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днём наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.

Суточные ритмы – ритмы, которые приспосабливают организмы к смене дня и ночи. Проявляются суточные ритмы в чередовании сна и бодрствования, изменении двигательной активности, частоты пульса, температуры тела. У человека обнаружено около 100 периодически повторяющихся процессов. Например, в течение суток максимальная масса тела отмечается в 18–19 часов, температура тела – в 16 –18 часов, частота дыхания – в 13 – 16 часов, частота сердечных сокращений – в 15 – 16 часов, даже кожа более чувствительна к косметическим процедурам в светлое время суток. Периодичность передается по наследству. Нарушения суточной ритмики организма в условиях ночной работы, подводного плавания, космических полетов другие представляют серьезную медицинскую проблему.

График работоспособности в течение суток

В течение суток наблюдается три дважды повторяющихся периода биоритмов, по 4 часа каждый. Период “тяжести, покоя и влаги”. Он соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На нас он отражается покоем и тяжестью. Это наиболее благоприятный период для первого приёма пищи. 10-12 часов – в это время нам особенно хочется есть, пища полноценно переваривается. 14-18 – часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом. 18-22 – человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений. 22-2 – чаще всего снятся “вещие сны”, появляется также аппетит. 2-6 – если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.

Недельные биоритмы

Недельные биоритмы Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую –настроение подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы, в неделю “отдыха” – нужно стараться не перегружать организм.

Влияние луны Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек в зависимости от этого, по-разному себя чувствует. Существуют также метеочувствительные люди, самочувствие которых меняется в зависимости от уровня геомагнитной активности и уровня солнечной активности.

Смена сезонов года Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода с связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).

Возрастные биоритмы Возрастные биоритмы связаны с особенностями человеческого организма, самочувствия, психики и особенностей деятельности человека в разные возрастные периоды. Они связаны также с изменением солнечной активности.

Возрастные кризисы – особые, относительно недолгие периоды в жизни человека, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Это нормальные процессы, необходимые для нормального постепенного хода личностного развития. Для ребенка кризис означает резкую перемену во многих своих чертах. У школьников падает работоспособность, ослабляется интерес к занятиям, снижается успеваемость, иногда возникают мучительные переживания, внутренние конфликты. Для взрослого человека кризисы также играют значительную роль в жизни. В кризисе развитие приобретает негативный характер: распадается, исчезает то, что образовалось на предыдущей стадии. Но обязательно создается и что-то новое, необходимое для преодоления дальнейших жизненных трудностей. Возрастные кризисы происходят каждые 7 лет и связано это со сменой возрастного периода, появления психических новообразований, изменения требований к занятиям и видам деятельности.

Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в9-15 часов. Смертность при ночных хирургических операциях в три раза выше, чем при дневных. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулёз обостряется весной, язва – весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12 месяц от рождения.

Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, а с 18 до 24 часов снижается. Время приёма лекарств также имеет большое значение. Приём инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве.

Подготовила Ученица 10-а класса Средней школы №2 Тюкова Александра

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 ч ночи до 5 ч утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом -перелёт на самолёте в места отдыха, на другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

  1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
  2. Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать своё состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. Профилактика утомления включает также соблюдение правил здорового образа жизни, активные занятия спортом, соблюдение режима дня и правильное питание. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Нужно ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физкультурой и спортом и т. д. Самые незначительные отклонения от налаженного режима ведут не только к снижению трудоспособности, плохому самочувствию, но и к снижению успеваемости.

Выводы

  1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
  2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
  3. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
  4. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
  2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
  4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Продумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни».
  3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие».

Ремешевский Виталий, ученик 11 классв и Молочков Роман, ученик 8 класса

Проект по теме "Влияние биоритмов на умственную работоспособность учащихся" является учебно-исследовательским. В содержании проекта раскрывается такое понятие, как биологический ритм, рассматривается классификация биоритмов. Более подробно даётся характеристика суточных (циркадианных) ритмов человека. Также раскрывается вопрос о влиянии биоритмов на трудоспособность человека.

В данном проекте исследовалась проблема особенностей влияния биоритмов на умственную работоспособность учащихся с разными типами биологической активности. Цель исследования: выяснить, как влияют суточные биологические ритмы на умственную работоспособность учащихся 8 и 11 классов. Программа действий включала в себя следующие этапы:

· изучить литературу по данной проблеме;

· определить тип суточных биоритмов учащихся 8 и 11 классов;

· проанализировать результаты успеваемости учащихся и определить, влияют ли на них биоритмы;

· выяснить, как влияют особенности суточных биоритмов на внимание и память учащихся с помощью специальных методик «Изучение распределения и переключения внимания» и «Изучение оперативной слуховой памяти»;

Вся программа действий была реализована. Выяснилось, что среди учащихся 8 и 11 классов большинство относятся к вечернему типу биологической активности. Особого влияния биоритмы на успеваемость школьников не оказывают, но оказывают влияние на умственную работоспособность учащихся. В первой половине дня умственная работоспособность выше у «жаворонков». Таким образом, гипотеза была подтверждена.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Байкаловского муниципального района

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Ляпуновская средняя общеобразовательная школа

Районный конкурс учебных проектов по ОБЖ (КБЖ)

Учебно-исследовательский проект

«Влияние биоритмов на умственную работоспособность учащихся»

Ученик 11 класса,

Молочков Роман Андреевич,

Ученик 8 класса

Руководитель: Борзова Ольга Игоревна,

Преподаватель-организатор ОБЖ

с. Ляпуново

2012 год

Введение…………………………………………….………………………….... 3

Глава 1. Биологические ритмы и работоспособность

1.1.Биологические ритмы и их классификация…………………….. 5

1.2. Влияние биологических ритмов на трудоспособность человека……………………………………………………………………………7

1.3. Суточные или циркадианные ритмы человека……………..….10

Глава 2. Исследование вопросов влияния различных типов суточных биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся

2.1.Определение биологического профиля учащихся……………...12

2.2. Выявление влияния биоритмов на успеваемость и умственную работоспособность учащихся …………………………………………………. 12

Заключение……………………………………………………………………… 16

Список литературы………………………………………………………….…. 18

Приложения……………………………………………………………………...19

Введение

В человеческом организме, как и во всем живом мире, постоянно повторяются определенные явления, связанные с жизнедеятельностью клеток, органов и систем.

Среди множества биоритмов человеческого организма основным считается 24-х часовой, или суточный биоритм, в котором живет все население земли. В суточном ритме проявляется закономерная смена таких функциональных состояний человека, как сон и бодрствование, физическая активность и покой. А все функции организма (кровообращение, дыхание, пищеварение, нервная и эндокринная регуляция и др.) закономерно изменяют свою деятельность в соответствии с этими функциональными состояниями .

Работоспособность человека во многом зависит от индивидуальных способностей биологических ритмов. Не всем людям свойственны однотипные колебания. Примерно треть школьников живёт, осуществляя жесточайшую диктатуру над своими биологическими ритмами. Просыпаясь рано утром под звон будильника, они заставляют себя вставать и идти в школу. И нередко опаздывают. Учителя их ругают, одноклассники смеются, но опоздания не прекращаются. И не могут прекратиться, потому что у таких людей биоритмы настроены на позднее пробуждение. А есть люди, чьи биологические часы настроены на ранний подъем и столь же ранний отбой, за что таких людей прозвали «жаворонками». Проспать они просто не могут .

В последнее время в нашей стране и за рубежом проводятся большие работы по исследованию биоритмов человека, их взаимосвязи со сном и бодрствованием. Поиски исследователей направлены в основном на определение возможностей управления биоритмами с целью устранения нарушений сна .

Мы решили выяснить, влияют ли биоритмы на умственную работоспособность учащихся нашей школы.

Цель проекта: выяснить, как влияют суточные биологические ритмы на умственную работоспособность учащихся 8 и 11 классов.

Гипотеза: возможно, что у «жаворонков» во время занятий в первую смену умственная работоспособность выше, чем у «сов».

Для достижения поставленной цели и доказательства выдвигаемой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

  1. Получить представление о видах биоритмов и их влиянии на работоспособность человека, изучив литературу по данной проблеме.
  2. Изучить особенности индивидуальных биоритмов учащихся.
  3. Выявить влияние суточных биоритмов на умственную активность и успеваемость учащихся.
  4. Предложить рекомендации для поддержания оптимальной работоспособности.

Объект исследования - учащиеся с различными типами суточных биоритмов.

Предмет исследования - особенности влияния типов суточных биоритмов на умственную работоспособность учащихся.

Во время работы над проектом использовались такие теоретические методы , как анализ и синтез, практические методы исследования: тестирование, анкетирование и математические методы: статистические, построение диаграмм.

Наша работа может быть полезна как школьникам, принявшим участие в опросе (ведь каждому человеку необходимо знать свой индивидуальный ритм работоспособности), так и администрации школы при организации учебного процесса. Основные материалы, выводы и рекомендации, приведенные в проекте, могут быть использованы при проведении уроков биологии, ОБЖ, информационного просвещения учащихся.

Глава 1. Биологические ритмы и работоспособность.

1.1.Биологические ритмы и их классификация.

Все живое на нашей планете несет отпечаток ритмического рисунка событий, характерного для нашей Земли. В сложной системе биоритмов, от коротких - на молекулярном уровне - с периодом в несколько секунд, до глобальных, связанным с годовыми изменениями солнечной активности живет и человек. Биологический ритм представляет собой один из важнейших инструментов исследования фактора времени в деятельности живых систем и их временной организации.

Повторяемость процессов — один из признаков жизни. При этом большое значение имеет способность живых организмов чувствовать время. С ее помощью устанавливаются суточные, сезонные, годовые, лунные и приливно-отливные ритмы физиологических процессов. Как показали исследования, почти все жизненные процессы в живом организме различны.

Ритмы физиологических процессов в организме, как и любые другие повторяющиеся явления, имеют волнообразный характер. Расстояние между одинаковыми положениями двух колебаний называются периодом, иди циклом.

Биологические ритмы или биоритмы - это более или менее регулярные изменения характера и интенсивности биологических процессов. Способность к таким изменениям жизнедеятельности передается по наследству и обнаружена практически у всех живых организмов. Их можно наблюдать в отдельных клетках, тканях и органах, в целых организмах и в популяциях.

Многие биологические ритмы поддаются систематизации. Биоритмы подразделяются на физиологические и экологические. Физиологические ритмы, как правило, имеют периоды от долей секунды до нескольких минут. Это, например, ритмы давления, биения сердца и артериального давления. Имеются данные о влиянии, например, магнитного поля Земли на период и амплитуду энцефалограммы человека .

Экологические ритмы по длительности совпадают с каким-либо естественным ритмом окружающей среды. К ним относятся суточные, сезонные (годовые), приливные и лунные ритмы. Благодаря экологическим ритмам, организм ориентируется во времени и заранее готовится к ожидаемым условиям существования. Так, некоторые цветки раскрываются незадолго до рассвета, как будто зная, что скоро взойдет солнце. Многие животные еще до наступления холодов впадают в зимнюю спячку или мигрируют. Таким образом, экологические ритмы служат организму как биологические часы.

Циркадианные (от лат.circa - «около»), или околосуточные, биоритмы длятся с цикличностью от 20 до 28 ч. Им подчинены режим сна и бодрствования, колебание температуры тела и артериального давления (утром эти показатели ниже, а во второй половине дня - выше), изменения выработки гормонов и даже восприимчивость к лекарствам. Циркадианные ритмы - главные в организме. С ними сверяют часы все остальные биоритмы.

Околонедельные биоритмы отвечают за трудовой настрой. Благодаря им в середине недели работоспособность больше, а в начале и конце -меньше. Околомесячные (28-31день) регулируют скорость роста бороды и усов у мужчин, менструальный цикл у женщин, а также изменения веса и трудоспособности в течение месяца у тех и других. Сезонные биоритмы совпадают по длительности со временами года (3 месяца). Они руководят многими вещами. Например, зимой человеку хочется спать дольше. Весной и летом интенсивнее происходят обменные процессы, выше устойчивость к стрессам. Наконец, окологодовые биоритмы совпадают по скорости со временам оборота Земли вокруг Солнца (12 месяцев). Они заставляют детей расти быстрее в первом полугодии, и медленнее - во втором. Есть у каждого и собственный годовой ритм, связанный с днем рождения: в преддверии этого дня и некоторое время после ощущается спад жизненных сил организма - выше утомляемость, слабее иммунитет .

Сезонные колебание присущи всем проявлениям жизнедеятельности человека: работоспособность, питание и самые важные события в жизни - рождение и смерть - имеют сезонный ритм.

По степени зависимости от внешних условий биоритмы подразделяются на экзогенные (внешние) и эндогенные (внутренние). Экзогенные ритмы полностью зависят от изменения внешней среды. Это биохимические процессы. Эндогенные ритмы протекают при постоянных оптимальных условиях внешней среды и имеют широкий диапазон частот: от двух тысяч циклов в секунду до одного цикла в год. К эндогенным относятся ритмы сердцебиения, пульса, дыхания, кровяного давления, умственной активности, изменения глубины сна и другое.

Биологические ритмы описаны на всех уровнях, начиная от простейших биологических реакций в клетке и кончая сложными поведенческими реакциями. Таким образом, живой организм является совокупностью многочисленных ритмов с разными характеристиками .

1.2. Влияние биологических ритмов на трудоспособность человека.

Имея понятия об основных биологических ритмах, можно рассмотреть влияние биологических ритмов на трудоспособность человека.

Окологодовыми (цирканнуальными) называют ритмы, соответствующие смене времен года, т. е, годичные или сезонные, имея в виду, что эти ритмы подобно циркадианным не отличаются жесткой стабильностью периода. Эти ритмы обусловлены вращением Земли вокруг Солнца. Сезонные ритмы сформировались в ходе естественного отбора и закрепились в естественных структурах организма. Весна - это довольно трудное время года, весной совершается больше самоубийств, чаще наблюдается депрессия у лиц с неуравновешенной психикой. Осень же является оптимальным сезоном года для человека. Годовые ритмы свойственны всем физиологическим и психическим функциям. Психическая и мышечная возбудимость у людей выше весной и в начале лета, зимой она значительно ниже. Значительно изменяется обмен веществ, артериальное давление, частота пульса: он становится реже весной и осенью, а учащается зимой и летом. В окологодовом ритме наибольшая работоспособность человека наблюдается осенью. Поэтому для реализации творческих замыслов, бесспорно, хороша осень. Лето лучше использовать для закаливания, формирования выносливости. Хорошо известно, что летом дети растут быстрее. Скорость развития костной системы у детей повышается весной и несколько замедляется осенью. Это связано с увеличением продолжительности и интенсивности солнечного облучения, с употреблением пищи, богатой витаминами и т.д.

Рассмотрим влияние месячного, недельного и суточного цикла на работоспособность организма человека.

Месячный цикл в отличие от недельного существует объективно в окружающей нас природе. Это период вращения Луны вокруг Земли и время от одного новолуния до другого. Мы хорошо знаем, что основное действие Луны на Землю связано с взаимодействием их масс (закон Всемирного тяготения), проявляющихся в виде приливов и отливов в реках и морях, а так же с экранированием Земли Луной от электромагнитного излучения солнца или дополнительным потоком в виде отраженного света. Это важно знать и учитывать гипертоникам и гипотоникам. Итак, гипертоникам надо остерегаться полнолуния, когда кровь максимально приливает к голове, а гипотоникам - новолуния, когда кровь отливает к ногам. На смене лунных фаз необходимо делать перерывы в работе, для восполнения сил, а также делать кратковременные перерывы в работе на пиках фаз. Поэтому, желательно, в течение месячного цикла планировать нагрузку на работе, в соответствии, с биологическими ритмами, т.к. в критические дни цикла снижается работоспособность и ухудшается общее самочувствие организма.
Динамика работоспособности испытывает влияние недельного ритма: в понедельник происходит врабатываемость после выходных дней, максимум работоспособности наблюдается в середине недели, а к пятнице уже накапливается усталость, утомление и работоспособность падает. Следовательно, в понедельник и пятницу рабочую нагрузку стоит уменьшить за счет других рабочих дней. Недельному биоритму подвержены не только физиологические, но и психические процессы, а точнее целостное протекание тех и других. Вот почему особенно удачным распорядком оказывается тот, когда попеременно усиливается то физическая, то интеллектуальная активность человека. Недельный ритм упорядочил трудовую деятельность, приспособив ее к физическим возможностям и потребностям организма. Ритм этот не случаен, и борьба с ним - это борьба человека с его же собственными, но еще не познанными законами.

Конечно, нельзя жить строго по расписанию, но учитывать особенности каждого дня и, сообразуясь с этим, контролировать себя вполне возможно. Распределяя рабочую нагрузку, учитывайте следующее:

а) не планируйте трудовые подвиги в понедельник. Понедельник - день конфликтов, инфарктов и инсультов;

б) дни активных действий - вторник, среда, четверг;

в) пятница - день спокойной, рутинной работы, не требующей нагрузки и напряжения.

Смена дня и ночи, времени года приводит к тому, что органы человека также ритмично изменяют свою активность. Суточный цикл, один из основных циклов, влияющих на работоспособность человека.

Самочувствие человека во многом зависит от того, насколько режим труда и отдыха соответствует его индивидуальным биоритмам.

Между ритмом жизни и здоровьем есть прямая и тесная связь, которую можно сформулировать так: ритм - это бодрость и высокая работоспособность, нарушение ритма - нездоровье .

1.3. Суточные или циркадианные ритмы человека.

Центральное место среди ритмических процессов занимает циркадианный ритм, имеющий наибольшее значение для организма. Понятие циркадианного (околосуточного) ритма ввел в 1959 году Халберг. Циркадианный ритм является видоизменением суточного ритма с периодом 24 часа, протекает в константных условиях и принадлежит к свободно текущим ритмам. Это ритмы с не навязанным внешними условиями периодом. Они врожденные, эндогенные, т.е. обусловлены свойствами самого организма. Поскольку организмы обычно находятся в среде с циклическими изменениями ее условий, то ритмы организмов затягиваются этими изменениями и становятся суточными .

В многочисленных опытах на животных установлено наличие циркадианных ритмов двигательной активности, температуры тела и кожи, частоты пульса и дыхания, кровяного давления и диуреза. Суточным колебаниям оказались подвержены содержания различных веществ в тканях и органах, например, глюкозы, натрия и калия в крови, плазмы и сыворотки в крови, гормонов роста и др. По существу, в околосуточном ритме колеблются все показатели эндокринные и гематологические, показатели нервной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем. Этому же циркадианному ритму подчинены чувствительность организма к разнообразным факторам внешней среды и переносимость функциональных нагрузок. Всего к настоящему времени у человека выявлено около 500 функций и процессов, имеющих циркадианную ритмику.

Проблема суточных периодических изменений физиологических функций в организме человека с давних пор привлекает внимание ученых различных специальностей, и прежде всего физиологов, врачей, биологов. Суточный ритм организма человека определяется различными физиологическими функциями (а их, как мы знаем, в настоящее время насчитывается более сотни). Физиологические функции постоянно изменяются на фоне бодрствования и сна, активной деятельности и покоя. Интенсивность их проявления различна в разное время суток. В одно время она максимальна, в другое — имеет минимальное значение.

Исходя из сказанного, возможно, следовало бы самую трудную и ответственную работу выполнять в периоды естественного подъема работоспособности, оставляя для других, менее важных дел, остальное время относительно низкой работоспособности. В циркадном ритме имеется два подъёма работоспособности: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Но из правил есть исключения. Стремительно развивающаяся наука биоритмология (наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы) делит людей на большие группы в зависимости от того, кто и когда встает и ложится спать. Традиционно эти группы называются по аналогии с птицами, ведущими сходный с людьми образ жизни: «жаворонки», «совы» и «голуби» .

Для людей, отнесённых к утреннему типу, характерно то, что они встают рано, с утра бодры, жизнерадостны, приподнятое настроение сохраняют в утренние и дневные часы. «Жаворонки» наиболее работоспособны в первой половине дня. Во второй половине дня их работоспособность заметно снижается. Это — тип наиболее адаптированных к существующему режиму обучения учащихся, поскольку их биологический ритм совпадает с социальным ритмом школы. Работоспособность людей вечернего типа — «сов» — начинает повышаться после обеда. Пики работоспособности у «сов» выявлены вечером . Они поздно ложатся спать, часто не высыпаются, нередко опаздывают на занятия; в первой половине дня заторможены, поэтому находятся в наименее благоприятных условиях, обучаясь в школе в 1-ю смену. "Голуби" являются аритмиками, так как легко могут подстроиться по социальным часам, и каких-либо проблем с режимом дня у них не возникает. У «голубей» пик активности физиологических функций приходится на дневные часы .

В среднем «сов» около 30%, «жаворонков» около 25%, «голубей» около 45% (Приложение 1 ) .

Глава 2. Исследование вопросов влияния различных типов суточных биоритмов на умственную работоспособность и успеваемость учащихся.

2.1.Определение биологического профиля учащихся.

Чтобы рассмотреть - действительно ли существуют изменения в организме человека в зависимости от биологического ритма, было решено провести исследование биологического профиля учащихся. В исследовании принимали участие учащиеся 8 и 11 классов. Был использован тест для определения индивидуального биологического профиля по Доскину В. А. (Приложение 2 ) . Испытуемым предлагалось ответить на 18 вопросов, выбрав ответы, наиболее подходящие для своего профиля. Данный тест позволил выявить, к какому типу относится каждый испытуемый. Выделяют следующие типы биологического профиля: четко выраженный утренний тип, слабо выраженный утренний тип, аритмичный тип, слабо выраженный вечерний тип, четко выражен вечерний тип. Для удобства мы взяли основные типы - утренний тип («жаворонок»), вечерний («сова»), промежуточный («голубь»).

В результате тестирования выяснилось, что из 22 учащихся 8 класса и 11 классов 14 человек принадлежат к вечернему типу (64%), 6 человек - к смешанному типу (27%), 2 человека - к утреннему типу (9%) (Приложение 3 ).

2.2. Выявление влияния биоритмов на успеваемость и умственную работоспособность учащихся.

Мы решили выяснить, влияют ли биоритмы на успеваемость. Проанализировав успеваемость учащихся 8 и 11 классов за 1 полугодие 2011-2012 учебного года, мы узнали количество отличников, хорошистов, троечников и неуспевающих. Из 22 учащихся 8 хорошистов, 12 троечников и 2 неуспевающих. Отличников нет.

По данным анализа успеваемости школьников нами была составлена таблица и диаграмма (Приложение 4).

Проанализировав эту таблицу, можно судить о влиянии биоритмов на успеваемость учащихся нашей школы. Как показывают данные, большая часть хорошистов являются «совами». Такой же результат наблюдается среди троечников и неуспевающих. Также мы видим, что 2 хорошиста являются «жаворонками» и 2 неуспевающих ученика относятся к «совам». И ещё, количество троечников-«голубей» равно количеству хорошистов - «сов». Поэтому мы делаем вывод, что биоритмы не оказывают существенного влияния на успеваемость школьников.

Причины низкой успеваемости некоторых учащихся нашей школы следует искать в других факторах учебного процесса. Можно выдвинуть предположение об отрицательном влиянии на успеваемость курения, нарушений режима дня, низкой мотивации к обучению, низкого уровня здоровья и т. д.

Для того чтобы выявить влияние биоритмов на умственную работоспособность учащихся использовались разные методики. Всего в исследовании приняли участие 9 человек - представителей каждого из биологических профилей. Исследование проводилось в течение 2-х дней в первой и второй половине дня. Каждый раз участникам исследования предлагались одни и те же методики, но различные варианты заданий.

Первая методика предназначалась для изучения оперативной слуховой памяти. Учащимся необходимо было запомнить и воспроизвести 12 слов. Порядок воспроизведения значения не имел. В протоколе фиксировалось количество правильно воспроизведенных слов. Затем это количество переводилось в баллы (Приложение 5).

Вторая методика использовалась для изучения переключения и распределения внимания. В течение 5 минут учащимся нужно было отыскать в таблице числа в крупном шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в мелком от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо было поочередно. Оценка результатов производилась по количеству правильных ответов (Приложение 6).

Полученные данные были занесены в таблицы (Приложение 7) . Уровень оперативной слуховой памяти в первой половине дня выше у «жаворонков», чем у «сов», и наоборот. У «голубей» этот уровень почти одинаков в течение дня. За некоторым исключением степень распределения и переключения внимания у «жаворонков» больше в первой половине дня, а у «сов» во второй половине дня. У «голубей» такой закономерности не наблюдается. Все эти результаты свидетельствуют о влиянии биоритмов на умственную активность учащихся. В первой половине дня биоритмы положительно влияют на работоспособность «жаворонков», во второй половине дня - на «сов».

Если успеваемость учащихся не зависит от биоритмов, а умственная активность выше у «жаворонков» (при занятиях в первую смену), то «совам» для хорошей успеваемости приходится прилагать значительные усилия и нарушать свой индивидуальный биологический ритм.

Важно отрегулировать время отхода ко сну: не позднее 22-23 часов вечера, тогда встать в 6-7 утра будет гораздо легче. От этого зависит весь предстоящий день. Если в это время у вас появляются новые идеи и так хочется воплотить что-то уже сегодня, то на этот случай можно посоветовать записывать эти гениальные мысли в блокнот или ежедневник, который можно хранить на прикроватной тумбочке, чтобы быстро записать мысль, если она возникла и мешает уснуть.

Ввести себе в привычку подготавливать сумки и одежду на завтра с вечера, чтобы утром сборы были спокойнее: как правило, утром «совы» медлительны и раздражительны, что повышает возможность забыть дома что-то важное и испортить весь день.

Научиться вставать в одно и то же время, достаточное, чтобы полноценно позавтракать. Проблема «сов» в том, что их аппетит, как и весь организм, просыпается позже, чем имеется время для завтрака. Таким образом, «сова» рискует остаться голодной до самого обеда, а это чревато заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

Постарайтесь делать хотя бы пятиминутную утреннюю разминку и контрастный душ, чтобы было легче проснуться и прийти в себя. Проснувшись, выйдите на улицу минут на пятнадцать. Бодрящее свойство солнечного света сильнее всего утром.

  1. Если есть возможность, вздремните днём. Но только после обеда.

Периодически проводить хронометраж дня, учитывать действия и время, которое тратится на выполнение этих действий. Чувствуя свою особенность вечерней активности, «совы» могут даже неосознанно затягивать или откладывать работу на более позднее время. Может, это и оправданно для людей со свободным графиком работы, но не подходит для людей с четко определенным режимом.

Вести рабочий ежедневник, записывая все важные дела и задания, чтобы ничего не забыть .

Заключение

Окружающий нас мир построен на биоритмах. Поэтому биоритмология - это наука будущего. Громадные возможности открывает биоритмология в повышении производительности труда. В часы максимального подъема всех жизненных функций человек может сделать очень много, а правильное сочетание напряженного физического труда и активного отдыха принесет громадную пользу.

В ходе своей работы над этим проектом, мы выяснили следующее:

  1. Большинство учащихся нашей школы по типу биологической активности относятся к так называемым «совам», т. е. к людям, у которых работоспособность повышена во второй половине дня.
  2. Особого влияния биоритмы на успеваемость школьников не оказывают.
  3. Биологические ритмы оказывают влияние на умственную работоспособность учащихся: у «жаворонков» во время занятий в первую смену умственная работоспособность выше, чем у «сов».

Это подтверждает выдвинутую гипотезу.

Учитывая, что в 8 и 11 классах преобладает хронобиологический тип - «совы», необходимо учебные предметы, связанные со значительной умственной нагрузкой ставить в расписание с третьего урока. Все контрольные и самостоятельные работы необходимо проводить в середине недели в наиболее продуктивное время. Во избежание перегрузки учащихся облегчить расписание уроков в начале и конце недели. Провести занятие по биоритмологии с анализом проведенного исследования в 8 и 11 классах.

Каждому человеку, а тем более учащимся, необходимо знать, к какому определённому физиологическому типу он относится. Зная свой тип, можно достичь оптимальных результатов в работе.

  1. Для поддержания оптимальной работоспособности нужно соблюдать режим дня.
  2. Всякую работу делать ритмично, чередуя труд и отдых.
  3. Наибольшую работу выполнять в пик максимальной работоспособности - в интервалах между 10-12 и 16-18 часами
  4. Нужно уметь отдыхать! Правильно организованный отдых является хорошей профилактикой переутомления и оказывает положительное влияние на здоровье человека и продолжительность здоровья .
  5. «Жаворонкам», не следует оставлять самые сложные дела на вечер.
  6. Если у «сов» утром всё валится из рук, не нужно огорчаться - впереди целый вечер.
  7. Если вы «голубь», не сбивайте свои идеальные биологические часы.

Если человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение к ним — основа человеческого здоровья.

Список литературы.

1. Антропова М. В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1967. - 215 с.

2. Бюннинг Э. Ритмы физиологических процессов. - М.: Мир, 1969. - 75 с.

Голиков А. П. Сезонные ритмы в физиологии и патологии - М.: Медицина, 1973. - 120 с.

3. Детари Л. Биоритмы / Л. Детари, В. Карцаш - М.: Мир, 1984. - 160 с.

4. Доскин В. А. Биологические ритмы растущего организма / В. А. Доскин, Н. Н. Куинджи. - М.: Медицина, 1989. - 224 с.

5. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А. Ритмы жизни. - М.: Медицина, 1991. -

176 с.

6. Куприянович Л. И. Биологические ритмы и сон. - М.: Наука, 1976. - 66 с.

7. Фролов М. П., Смирнов А. Т., Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 255 с.

8. Харабуга С.Г. Суточный ритм и работоспособность. - М.: Знание, 1976. - 144 с.
9. http://www.zvezda-zd.ru/chronotype.php - Биоритмология (хронобиология). Хронотип человека.

10. - Следуем биоритмам. Ритмы часа рождения: "жаворонки", "голуби" и "совы".

Приложение 1.

Суточная ритмика работоспособности человека

Приложение 2.

Тест для определения индивидуального биологического профиля

Необходимо выбрать вариант ответа максимально подходящий к вашему профилю:

1. Когда бы вы предпочли вставать, если бы были совершенно свободны в выборе своего распорядка дня и руководствовались при этом исключительно личными желаниями?

Баллы

Часы

зимой

летом

5.00 - 6.45

4.00 - 5.45

6.46 - 8.15

5.46 - 7.15

8.16 - 10.45

7.16 - 9.45

10.46 - 12.00

9.46 - 11.00

12.01 - 13.00

11.01 - 12.00

2. Когда бы вы предпочли ложиться спать, если бы планировали свое вечернее время совершенно свободно.

Баллы

Часы

зимой

летом

20.00 - 20.45

21.00 - 21.45

20.46 - 21.30

21.46 - 22.30

21.31 - 00.15

22.31 - 1.15

00.16 - 1.30

1.16 - 2.30

1.31 - 3.00

2.31 - 4.00

3. Как велика ваша потребность в будильнике, если утром вам необходимо встать в точно определенное время ?

Баллы

  1. совершенно нет потребности 4
  2. в определенных случаях есть 3
  3. потребность довольно сильная 2
  4. будильник мне абсолютно необходим 1

4. Если бы вам пришлось готовиться к сдаче экзаменов в условиях жесткого лимита времени и использовать для занятий период времени с 23.00 до 2 часов ночи, насколько продуктивно была бы ваша работа в это время?

Баллы

  1. абсолютно бесполезной 4
  2. была бы некоторая польза 3
  3. работа была бы достаточно эффективной 2
  4. работа была бы высокоэффективной 1

5. Легко ли вам вставать в обычных условиях?

Баллы

  1. очень трудно 1
  2. довольно легко 2
  3. очень легко 3

6. Чувствуете ли вы себя полностью проснувшимися в первые полчаса после подъема?

Баллы

  1. очень большая сонливость 1
  2. есть небольшая сонливость 2
  3. довольно ясная голова 3
  4. полная ясность мысли 4

7. Каков ваш аппетит в первые полчаса после подъема?

Баллы

  1. аппетита совершенно нет 1
  2. снижен 2
  3. хороший 3
  4. прекрасный 4

8. Если бы вам пришлось готовиться к экзаменам в условиях жесткого лимита времени использовать для подготовки раннее утро (с 4.00 до 7.00), насколько продуктивной была бы ваша работа.

Баллы

  1. абсолютно бесполезной 1
  2. с некоторой пользой 2
  3. достаточно эффективной 3
  4. высокоэффективной 4

9. Чувствуете ли вы физическую усталость в первые полчаса после подъема?

Баллы

  1. очень большая вялость 1
  2. небольшая вялость 2
  3. незначительная бодрость 3
  4. полная бодрость 4

10. Легко ли вы засыпаете в обычных условиях?

Баллы

  1. очень трудно 1
  2. довольно трудно 2
  3. довольно легко 3
  4. очень легко 4

11. Вы решили укрепить свое здоровье с помощью физкультуры. Ваш друг предложил заниматься вместе по 1часу 2раза в неделю. Для него лучше всего это делать от 7.00 до 8.00 утра. Является ли этот период наилучший для вас?

Баллы

  1. в это время я бы находился в хорошей форме 4
  2. я был бы довольно в хорошем состоянии 3
  3. мне было бы трудно 2
  4. мне было бы очень трудно 1

12.Когда вы вечером чувствуете себя настолько усталым, что должны лечь спать?

Баллы

20.00 - 21.00 5

21.01 - 22.15 4

22.16 - 00.45 3

00.46 - 02.00 2

02.01 - 03.00 1

13.При выполнении двух часовой работы, требующей от вас полной мобилизации умственных сил, какой из 4-х предлагаемых периодов вы выбрали бы для этой работы?

Баллы

08.00 - 10.00 4

11.00 - 13.00 3

15.00 - 17.00 2

17.00 - 21.00 1

14. Как велика ваша усталость к 23ч.?

Баллы

  1. я очень устаю 5
  2. заметно устаю 3
  3. слегка устаю 2
  4. совершенно не устаю 1

15.По какой-то причине вам пришлось лечь спать на несколько часов позже, чем обычно. На следующее утро нет необходимости встать в определенное время. Какой из 4 вариантов вы бы выбрали?

Баллы

  1. проснусь в обычное время и больше не усну 4
  2. проснусь в обычное время, и буду дремать 3
  3. проснусь в обычное время и снова засну 2
  4. проснусь позже, чем обычно 1

16. Вы решили всерьез заняться спортом. Ваш друг предлагает тренироваться вместе 2 раза в неделю по 1 часу, лучшее время для него 12.00 до 2.00. Насколько благоприятным, судя по самочувствию, было бы это время для вас?

Баллы

  1. да, я был бы в хорошей форме 1
  2. был бы приемлемой форме 2
  3. был бы в плохой форме 3
  4. совсем не мог бы тренироваться 4

17.В каком часу вы предпочитаете вставать во время летних каникул?

Баллы

5.00 - 6.45 5

6.46 - 7.45 4

7.46 - 9.45 3

9.46 - 10.45 2

10.46 - 12.00 1

18.Иногда приходится слышать о людях утреннего и вечернего типа. К какому из этих типов вы относитесь?

Баллы

  1. четко к утреннему 6
  2. скорее к утреннему, чем к вечернему 4
  3. скорее к вечернему, чем к утреннему 2
  4. четко к вечернему 0

Для получения результата подсчитывается сумма всех баллов:

свыше 72: четко выраженный утренний тип;

60 - 71: слабо выраженный утренний тип;

48 - 59: аритмичный тип;

35 - 47: слабо выраженный вечерний тип;

менее 34: четко выражен вечерний тип.

Приложение 3.

Приложение 4.

Влияние биологической активности на успеваемость школьников

Приложение 5.

Методика «Изучение оперативной слуховой памяти».

Назначение . Определение объема непосредственного запоминания словесного материала.

Оборудование . Набор из 12 слов.

  1. Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, лампочка, картина, человек, книга, дом.
  2. Окно, урок, стол, тетрадь, ручка, зеркало, телевизор, радио, дверь, компьютер, солнце, карандаш.
  3. Школа, кольцо, резина, корзина, ракета, сетка, доска, веревка, флаг, бумага, мел, словарь.
  4. Лист, ключ, часы, дневник, диван, блокнот, кресло, угол, сумка, мяч, грамота, класс.

Оценка результатов:

10 баллов - запомнил и безошибочно воспроизвел все 12 слов.

8 - 9 баллов - точно воспроизвел 10 -11 слов.

6 - 7 - безошибочно смог воспроизвести 8- 9 слов.

4 - 5 - запомнил в среднем 6-7 слов.

2 - 3 - запомнил и безошибочно воспроизвел 4-5 слов.

0 - 1 - запомнил и безошибочно воспроизвел не более 3 слов.

Инструкция . Я прочитаю (назову) тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить и потом повторить.

Процедура выполнения . Слова предъявляют в медленном темпе (приблизительно одно слово в секунду). Весь набор слов предъявляют однократно и отчетливо. Затем слова сразу воспроизводятся обследуемым. Порядок воспроизведения значения не имеет. В протоколе фиксируется количество баллов за правильно воспроизведённые слова.

Обработка результатов . За каждое правильно воспроизведенное слово выставляется по одному баллу. Изменение слова считается ошибкой (солнце - солнышко, окно - окна).

Приложение 6.

Методика «Изучение распределения и переключения внимания».

Инструкция: Перед вами таблица с 49 числами - 25 в мелком шрифте и 24 - в крупном. Нужно отыскивать числа в мелком шрифте от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а в крупном от 24 до 1 в убывающей. Делать это надо поочередно: 1 - в мелком шрифте, 24 - в крупном, 2 - в мелком, 23 - в крупном и т.д. Когда найдете число, запишите его в контрольный бланк вместе со стоящей рядом с ним буквой.

Время выполнения задания - 5 мин.

7-у


4-в

15-в


8-ч

11-к


1-г

25-я


14-ш

18-л

21-ф


15-з

3-и


19-ф

17-з


7-ж

2-х


11-т

10-с


23-м

8-м


10-a


17-б

14-п


6-р


20-п

13-ч

23-ш


5-у

9-ж


3-л

22-б

1-е


16-ц

6-д


13-н


2-и

4-ц


22-0

20-а


12-х

19-з

Крупный шрифт

Оценка результатов производится по количеству правильных ответов

Приложение 7.

Проверка умственной работоспособности

Уровень оперативной слуховой памяти

п/п

Наблюдаемые/

биологический тип

Первая половина дня

Вторая половина дня

Первая половина дня

Вторая половина дня

«Голубь»

6 баллов

7 баллов

7 баллов

7 баллов

«Голубь»

8 баллов

7 баллов

8 баллов

9 баллов

«Сова»

3 баллов

4 баллов

5 баллов

6 баллов

«Сова»

4 баллов

6 баллов

5 баллов

7 баллов

«Сова»

5 баллов

5 баллов

5 баллов

6 баллов

«Жаворонок»

5 баллов

3 балла

5 баллов

4 балла

«Жаворонок»

7 баллов

6 баллов

7 баллов

6 баллов

Степень распределения и переключения внимания

п/п

Наблюдаемые/

биологический тип

Первая половина дня

Вторая половина дня

Первая половина дня

Вторая половина дня

«Голубь»

«Голубь»

«Голубь»

«Сова»

«Сова»

«Сова»

«Сова»

«Жаворонок»

«Жаворонок»

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Интерес к регулярному повторению физиологических процессов орга-низма человека прослеживается на протяжении многих веков. Древнегреческий поэт Архилах два с половиной тысячелетия назад написал: "Познай, какой ритм владеет людьми". Великий Гиппократ указывал на необходимость рассмот-рения времен года и их воздействия на человека. На периодичность как ос-новное свойство живых организмов обратили внимание в средневековой науке в эпоху Возрождения. Исследования Роджера Бэкона, Иогана Кеплера, были основаны на знании законов ритмичности.

Современная наука успешно развивает новое направление исследова-ний − хронобиологию. Достижения отечественной биоритмологии нашли ши-рокое применение в организации режима трудовой деятельности и отдыха, по-вышении работоспособности, физическом совершенствовании человека.

Биологические ритмы имеют огромное значение для медицины. Они дали развитие таким новым подходам, как хрономедицина, хронодиагностика, хро-нопрофилактика, хронотерапия.


1 Биологические ритмы и их влияние на здоровье человека. Десинхроноз и профилактика его последствий

1.1 Биоритмы и их виды

Биологические ритмы − эволюционная форма адаптации к условиям рит-мических изменений параметров внешней среды. Это временное взаимо-действие различных функциональных систем организма друг с другом и с ок-ружающей средой, способствующее их гармоничному согласованию и жизне-деятельности в целом.

С этой точки зрения биологические ритмы представляют собой сложную последовательность многоступенчатых процессов биохимических и биофизи-ческих превращений в организме человека. Ряд ученых считают, что "хозяйка-ми" биоритмов являются молекулы РНК и ДНК. Возможно, параметры ритмов физиологических функций и задаются определенной генетической программой, но в любом случае они реализуются через изменение метаболических про-цессов под влиянием внешних и внутренних факторов.

Биологические ритмы столь точны, что их часто называют «биологическими часами». Есть основания полагать, что механизм отсчета вре-мени заключен в каждой клетке человеческого тела. Это молекулы ДНК, храня-щие запас генетической информации.

По выполняемой функции биоритмы делятся на физиологические (рабо-чие циклы отдельных систем организма) и экологические (адаптивные приспо-собления к периодическим влияниям окружающей среды).

По длительности периода различают ритмы:

− суточные (циркадианные);

− месячные;

− сезонные;

− многолетние.

Из всех перечисленных биологических ритмов наиболее исследован сегодня суточный ритм.

Согласно классификации известного хронобиолога Ф.Хальберга, рит-мические процессы организма делятся на три группы:

1 группа − ритмы высокой частоты (с периодом до 0,5 часа). Это ритмы дыхания, работы сердца, электрических явлений в мозге, периодичность коле-бания в системах биохимических реакций.

2 группа - ритмы средней частоты (с периодом от 0,5 часа до 6 дней). Это смена сна и бодрствования, активности и покоя, околосуточные изменения обмена веществ и многих других функций.

3 группа − ритмы низкой частоты (с периодом от 6 дней до 1 года). Это недельный, лунный и годичный ритмы, охватывающие циклы экскреции гормо-нов, менструальные, сезонные изменения течения биохимических реакций, дли-тельно-временные изменения работоспособности.

Говоря о биологических ритмах, не следует забывать о том, что в повсед-невной жизни человека окружают многочисленные физические и социальные синхронизаторы (датчики времени), которые приводят к оптимальному взаимо-действию ритмов организма с ритмами внешней среды.

К физическим синхронизаторам относятся: чередование света и темноты; суточные и сезонные колебания температуры и влажности воздуха, баро-метрического давления, напряженности электрических и магнитных полей.

Социальным датчиком времени выступает распорядок производственной и бытовой деятельности.

Каждому человеку для сохранения здоровья необходимо синхрониизи-ровать индивидуальный ритм с данными факторами, учитывая ритм сна и бодрствования, режим труда и отдыха, работу общественных учреждений, транспорта и другие. Не следует забывать о ритме жизни коллег по учебе, рабо-те и общественной жизни.

1.2 Суточные ритмы физиологических процессов

Основой периодических изменений функций организма человека явля-ются суточные биоритмы. Благодаря им человек может напряженно работать в часы оптимального состояния организма, используя периоды относительно низ-кого функционирования для восстановления сил.

На все внешние воздействия человек реагирует в зависимости от фазы ритма, его силы и направленности реакции. Фаза биологических ритмов харак-теризуется положением колеблющейся системы в определенный момент вре-мени. В период взаимодействия одного ритма с другим происходит совпадение или расхождение фаз. Резкое изменение внешних условий может привести к сдвигу фаз, который наблюдается, например, при перелетах человека на боль-шие расстояния или при резкой смене климата.

В современной науке суточные ритмы человека используют в качестве универсального критерия оценки состояния здоровья.

Суточный ритм температуры тела, выполняющий роль своеобразного биологического синхронизатора, имеет огромное значение для адаптации ор-ганизма к постоянно меняющимся условиям окружающей среды.

Суточная динамика температуры тела имеет волнообразный характер. Минимальное значение ее приходится на промежуток времени от 1 часа ночи до 5 часов утра, а максимальное − к 18 часам. Амплитуда колебания составляет 0,6 - 1 0 С.

Экспериментально установлено, что увеличение количества адреналина в крови происходит в утренние часы, до начала периода двигательной активности. Его максимум приходится на 9 часов, что обуславливает достаточно высокую психическую активность человека в первой половине дня.

Характерные изменения в течение суток претерпевает и био-электрическая активность мозга. Ночью у человека снижается память, мы-шечная сила, отмечается замедленность в действиях, увеличивается число оши-бок при решении арифметических задач.

Вкусовые и слуховые рецепторы наиболее остры с 6 до 7 утра. Завтрак должен быть съеден как можно быстрее после пробуждения, так как с этого времени начинает набирать обороты обмен веществ. Витамины принимайте тоже по утрам - полезные вещества лучше усваиваются.

Осмотр у окулиста проходите рано утром, особенно если у вас есть наследственная предрасположенность к глаукоме. В это время глазное давление самое высокое.

Собираясь к дантисту, на прививку или делать тату, назначайте встречу со специалистом на утро. В организме будет полно естественных обез-боливающих веществ. В течение дня уровень природной анестезии падает и ближе к ночи снижается до минимума.

Самое лучшее время для принятия алкоголя − 8 вечера, так как энзимы печени, расщепляющие алкоголь, находятся в полной боевой готовности. Но после 10 вечера ситуация кардинально меняется.

Обобщение опыта изучения периодических изменений организма человека, особенно его умственной, физической и психической активности, позволило ученым выразить общий суточный ритм, который можно использовать при организации процессов жизнедеятельности. В упрощенном виде, его можно представить следующим образом:

Первая половина дня (примерно до 12 - 13 часов) - максимальная актив-ность;

Вторая половина дня (примерно до 15 - 16 часов) - спад активности;

Вечер (примерно до 20 - 21 часа) - небольшой подъем активности;

Поздний вечер и ночь - минимальная активность.

Если каждый человек проанализирует свою активность, работо-способность и самочувствие в течение дня, используя при этом данные о цир-кадианных ритмах организма, то станет ясно, почему максимальные нагрузки легче переносятся в первой половине дня, во второй - возникает сонливость и снижается общий тонус организма, а к вечеру возникает чувство усталости. Но при этом не следует забывать, что адекватные данные могут быть получены только при соблюдении режима труда и отдыха.


1.3 Десинхроноз и профилактика его последствий

Организм человека, как единое целое, может существовать только при определенном соотношении разных колебательных процессов в клетках, тканях, органах и функциональных системах и их синхронизации с условиями окру-жающей среды.

Десинхроноз - это рассогласование биологических ритмов организма с физическими и социальными датчиками времени.

Десинхроноз бывает внутренним и внешним.

Внутренний - это нарушения согласования биоритмов внутри организма, например, изменение ритма питания по отношению к обмену веществ, рас-согласование ритмов сна и бодрствования, приводящих к раздражительности, бессоннице, плохому самочувствию, нарушению ритма труда и отдыха.

Внешний десинхроноз возникает при рассогласовании внутренних биоритмов и условий внешней среды. Это - переезд из одного часового пояса в другой, сезонная десинхронизация.

Рассогласование и перестройка биологических ритмов проявляется в объективных и субъективных показателях. К первым относятся изменение арте-риального давления, нарушение сна, плохой аппетит, ко вторым - раздражи-тельность, упадок сил. По длительности десинхроноз делится на острый и хронический, по силе рассогласования - на явный и скрытый, по объему прояв-ления - на частичный и тотальный.

Десинхронизация биологических ритмов - сигнал неблагополучия. Лю-бое заболевание является результатом нарушения той или иной функции орга-низма и изменения ее суточной ритмичности.

Сильным десинхронизатором биологических ритмов является алкоголь. Малые дозы алкогольных напитков не вызывают серьезных сдвигов в био-ритмах организма, тогда как большие, особенно в утренние и дневные часы, ведут к возникновению серьезных нарушений. Систематическое же употреб-ление приводит к появлению хронического и тотального десинхроноза.

Исследования отечественных ученых показали, что после приема средней дозы алкоголя у человека в течение трех часов повышаются самочувствие, активность и настроение. Затем наступает резкое снижение этих проявлений, которое наблюдается около 27 часов. По истечении 45 часов после алкоголь-ного воздействия все перечисленные параметры еще не достигают своего опти-мального уровня. Только на третьи сутки происходит восстановление суточных ритмов физической работоспособности и работы гормональной системы.

Проблема профилактики десинхронозов является сегодня достаточно актуальной. Нервно-эмоциональное напряжение, интеллектуальные перегрузки, нарушения режима труда и отдыха могут привести к серьезным изменениям состояния здоровья.

В связи с этим возникает необходимость организации режима жизне-деятельности в строгом соответствии с ритмическими особенностями орга-низма. Особое внимание следует уделить профилактике сезонных нарушений, организации работы при многосменной деятельности, синхронизации функций при переездах из одного часового пояса в другой. Не следует забывать об оптимизации умственных и физических нагрузок, строгом соблюдении режима труда и отдыха, графика и рациона питания.

2 Организация режима деятельности. Работоспособность и повышение ее эффективности

2.1 Понятие о психическом тонусе

Основным суточным циклом, базой и фоном для протекания всех ритмов организма человека является чередование сна и бодрствования. Эти два процесса неразрывно связаны между собой и являются главным условием организации режима деятельности и отдыха. Бодрствование выступает основой активной и осознанной деятельности человека и занимает примерно 2/3 его жизни. Энергетическую сторону его отражает понятие психического тонуса.

Психический тонус - это оптимальная интенсивность психических про-цессов, поддерживающих нормальное функционирование организма человека при разной степени его активности.

Психический тонус зависит от индивидуальных и возрастных особен-ностей, вида жизнедеятельности и состояния нервной системы человека. Необ-ходимый уровень тонуса определяется бессознательными функциями голов-ного мозга, но возможна и осознанная его регуляция.

Регуляция психического тонуса осуществляется с помощью широкого спектра физических, психических и эмоциональных воздействий. Наиболее эффективными методами его стимуляции являются системы психологического тренинга, дыхательной гимнастики и воздействия на биологически активные зоны организма.

Основными способами и приемами физической регуляции являются разнообразные водные и солнечные процедуры, оптимальные физические нагрузки, массаж. Необходимо помнить, что мышечное напряжение повышает тонус, а расслабление - понижает. Эффективным действием обладают прогулки на свежем воздухе, своевременная организация отдыха, переключение видов деятельности. Стойкое повышение психического тонуса обеспечивают межличностные отношения, любимые увлечения, музыка, литература, живо-пись. Своеобразное воздействие оказывает на психический тонус общение с растительным и животным миром.

Не следует забывать о заметном влиянии эмоций на тонус. Поло-жительные эмоции, хорошее настроение, уверенность и оптимизм способ-ствуют его повышению, а отрицательные эмоции, растерянность, озлоблен-ность - снижают.

Для стимуляции психических процессов используют тонизирующие напитки: чай, кофе, квас. Алкоголь и никотин вызывают кратковременное под-нятие тонуса, приводя затем к его резкому снижению.


2.2 Организация трудовой деятельности

Важнейшим условием оптимизации жизнедеятельности и нагрузок явля-ется организация рационального режима труда и отдыха. Основными требова-ниями физиологических и психических основ труда и учебы являются правиль-ная организация ритма труда, режима труда и трудового процесса.

Различают четыре группы факторов, непосредственно влияющих на трудовую деятельность человека:

− Санитарно-гигиенические факторы − микроклимат, освещенность рабо-чего места, уровень шума, интенсивность загрязнения воздуха.

− Психофизиологические факторы − режим труда и отдыха, напряжен-ность труда, рабочие позы, величина нагрузки на скелетную мускулатуру, выс-шие отделы мозга, ЦНС.

− Социально-экономические факторы − социальная защищенность рабо-тающего, его заработная плата, покупательские способности, обеспеченность отпуском, домами отдыха, детскими садами.

− Эстетические факторы − интерьер рабочего помещения, форма, цвет из-делия, фасон рабочей одежды.

Для поддержания высокого уровня работоспособности большое значение имеет принцип постепенного вхождения в трудовой процесс. Особенно важно его соблюдение после сна, выходных дней, летнего отдыха и перехода на другой вид деятельности. Всякая новая деятельность должна прийти в равновесие с системой уже имеющихся функций и навыков. Высокую про-дуктивность работы обеспечивает хорошо продуманная и отработанная после-довательность, определенная система труда.

Ритмический труд − это равномерное распределение нагрузки в течение дня, недели, месяца, года. Требование ритмичности основано на учете физио-логических особенностей центров нервной системы, которые наиболее эко-номно функционируют при правильном чередовании процессов возбуждения и торможения. Резкое снижение работоспособности может быть вызвано как чрезмерным утомлением при высоком темпе работы, так и периодами без-деятельности. Организация режима труда, основанного на ритмичной деятель-ности организма и работы головного мозга, является определяющим условием экономичной и высокопроизводительной работы. Под режимом труда понима-ют чередование периодов работы и отдыха, который играет важную роль в про-филактике утомления.

Достаточно большую роль в организации умственной деятельности играет внешняя среда. Во время физической работы улучшается обмен веществ в организме, увеличивается потребность в кислороде. Возрастает частота дыха-ния, размах движений грудной клетки, что значительно повышает объем по-требляемого воздуха. Важно, чтобы этот воздух был чистым, не имел пыли и других вредных примесей. В душной, загрязненной атмосфере, при недостатке кислорода, у человека появляются головная боль, слабость, резкое снижение работоспособности. В табачном дыме, помимо никотина, есть угарный газ и другие вредные вещества, которые оказывают прямое воздействие на функции головного мозга.

На работоспособность человека существенно влияют температурно-влаж-ностный режим и микроклимат рабочего помещения. Наиболее продуктивной для трудовой деятельности человека является температура воздуха в пределах 16 − 18 °С. Относительная влажность должна оставаться в пределах 35 − 70 %. При меньшей влажности говорят о "сухом" воздухе, который вызывает повышенное испарение и сушит слизистые оболочки и кожу. При влажности больше 70 % в сыром и холодном воздухе у человека возникает "зябкость" и озноб, что также вызывает снижение работоспособности.

Правильная организация труда предусматривает хорошее содержание рабочего места, т.е. отсутствие на письменном столе лишних вещей, мусора, грязи. Порядок и четкое расположение необходимых предметов значительно облегчают работу. Нужно постараться, чтобы обстановка во время работы была одинаковой. Человек привыкает трудиться в определенном окружении, что облегчает действие его нагрузок.

Свет является сильным стимулятором работоспособности человека. Осве-щение считается достаточным, если оно позволяет длительное время свободно (без напряжения зрения) работать и не вызывать при этом утомления глаз. Свет не должен резать и слепить глаза. Его источник следует располагать слева.

Установлено, что цвет окружающих предметов, окраска стен оказывают существенное влияние на общее самочувствие и работоспособность человека. Красные с золотистыми оттенками цвета − теплые − вызывают бодрящее и воз-буждающее действие, а синие и зелено-голубые − успокаивающее, распола-гающее к отдыху, покою и сну.

Отрицательное влияние на здоровье и умственную деятельность оказы-вает производственный, городской и бытовой шум. Особенно вреден для нерв-ной системы шум в вечерние, ночные и утренние часы. Необходимо постоянно прилагать усилия для устранения данного воздействия.

2.3 Организация отдыха

Отдых − это состояние покоя или активной деятельности, ведущее к вос-становлению сил и работоспособности. Работа и отдых тесно связаны между собой и представляют две стороны нормальной жизнедеятельности организма. Правильно организованный и культурный отдых способствует сохранению и укреплению здоровья человека.

Существуют две основные формы отдыха − пассивный и активный. Пас-сивный (состояние физиологического покоя) − это отдых во время ночного сна. Многие считают, что физический покой, бесцельное времяпрепровождение яв-ляяются отдыхом. В действительности, это порождает апатию, расслабляет ор-ганизм, понижая его тонус, резко ухудшает работоспособность. Только в ред-ких случаях − при большой физической усталости − людям, ослабленным бо-лезнью, необходим покой, пассивный отдых.

Активный отдых − отдых, при котором временно включаются мышечные группы, не участвующие в основной работе. Активный отдых снимает утом-ление и восстанавливает работоспособность. Он тренирует организм, придает человеку новые силы и энергию, повышает производительность умственной деятельности.

Отдых во время рабочего дня осуществляется в обеденный перерыв, в дополнительные регламентированные перерывы и в микропаузы между от-дельными процессами и операциями.

Человек нуждается не только в умственном и физическом отдыхе. Ему необходим моральный, эмоционально-эстетический отдых. Прекрасным сред-ством такого расслабления являются общение с детьми, смех и юмор. Полезны для здоровья личные интеллектуальные пристрастия людей, их хобби − рыбная ловля, охота, занятие музыкой, общение с друзьями. Искусство как форма худо-жественной самодеятельности оказывает существенное влияние на устранение утомления.

Не стоит забывать о создании эмоционального подъема. Чувства радости, удовлетворения, торжества, восторга возбуждают центральную нервную сис-тему, снимают усталость и повышают работоспособность, силу и выносливость. Очень содержательными в этом плане являются туризм, альпинизм, загородные путешествия и экскурсии. Ежегодный очередной отпуск является жизненно важной необходимостью. Его нужно проводить так, чтобы полученной энергии хватило на весь год.

2.4 Работоспособность и повышение ее эффективности

Работоспособность − это уровень функциональных возможностей орга-низма, характеризующийся эффективностью работ, выполняемых за опреде-ленный промежуток времени.

Работоспособность определяется состоянием здоровья, половой принад-лежностью, характером питания, режимом труда и отдыха, условиями работы, настроением и многими другими факторами. Она зависит от уровня знаний человека, умений, навыков и опыта, физического и психического состояния.

Умственная (психическая) работоспособность выражается быстротой, ка-чеством и количеством восприятия и переработки информации, физическая − силой, частотой и продолжительностью мышечных нагрузок.

Наиболее высокая работоспособность проявляется при правильном согласовании жизненного ритма человека с его индивидуальными биологическими ритмами.

Многочисленные исследования ученых разных стран показали, что есть люди, испытывающие одинаковые колебания уровня физиологических возмож-ностей в течение суток. Их назвали аритмиками, или голубями.

Люди утреннего типа − жаворонки − имеют пик работоспособности в первой половине дня. Они рано просыпаются, с утра чувствуют себя бодрыми, жизнерадостными, вечером испытывают сонливое состояние и рано ложатся спать.

Люди вечернего типа − совы − встают заторможенными, нередко с головными болями, наиболее работоспособны после 18 часов, поздно отходят ко сну.

Немецкий исследователь Г. Хамп установил, что представители утрен-него типа − в основном, служащие, вечернего − люди умственного труда, арит-мики − лица, занятые физической деятельностью. Среди студентов жаворонки составляют 17 %, совы − 35 %, аритмики − 48 %.

Для сохранения здоровья, повышения уровня работоспособности необходимо, чтобы образ жизни человека совпадал с фактическими колеба-ниями временных процессов его организма. Для этого существуют методики определения типа работоспособности, основанные на выявлении временных функциональных возможностей организма и их соответствии режиму трудовой деятельности. Наиболее распространенным является тест Остбера в моди-фикации профессора С. И. Степановой.

3 Особенности и профилактика утомления при умственной деятельности студента

Утомление − физиологическая защитная реакция организма, направ-ленная на снижение уровня функционирования его систем с целью предот-вращения негативных изменений.

Субъективно этот процесс проявляется ощущением усталости и вре-менным снижением работоспособности. Умственное утомление характери-зуется ослаблением внимания, памяти, замедлением мышления, снижением скорости переработки информации, физическое − уменьшением силы и вынос-ливости мышц, ухудшением координации движения, возрастанием затрат энергии при выполнении одной и той же работы. Его глубина зависит от степени адаптации человека к определенному виду деятельности, физическому и психическому состоянию, уровню мотивации и нервно-эмоциональному на-пряжению. Утомление представляет собой обратимое физиологическое сос-тояние. Утомление и сопутствующая ему усталость − естественное состояние людей, ведущих активный образ жизни. Снижающаяся при этом работоспо-собность не только восстанавливается во время отдыха, но, достигнув исход-ного уровня, повышается еще некоторое время.

Однако, если работоспособность не восстанавливается к началу сле-дующего периода работы, то утомление может накапливаться и переходить в качественно другое состояние − переутомление, характеризующееся более стойким снижением функциональной деятельности организма.

Переутомление − патологическое состояние, сопровождающееся вя-лостью, ухудшением аппетита, бессоницей. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося пере-утомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Меры профилактики утомления:

1 Своевременное назначение отдыха − активного или пассивного.

2 Увеличение микропауз − промежутков между отдельными опера-циями.

3 Регламентация физической и умственной нагрузки.

4 Использование функциональной музыки.

5 Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6 Дыхательная гимнастика.


Заключение

Организация режима трудовой и физической деятельности, отдыха и питания в соответствии с биологическими ритмами организма поможет сохра-нить и укрепить здоровье, значительно повысить работоспособность и «им-мунитет» к стрессовым нагрузкам.

Спектр возможных ритмов жизни человека охватывает практически весь диапазон масштабов времени, от волновых свойств элементарных частиц до глобальных циклов биосферы. Не случайно считают, что ритм − это един-ственный закон, который можно навязать природе, потому, что он взят из природы.


Список литературы

1 Вопросы физиологии и гигиены труда. − М.: 1973 − 108 с.: ил.

2 Гармония здоровья (режим труда и отдыха) / Под ред. Покровского. − М.: ФиС, 1987 − 80 с.: ил.

3 Арника, 1994 − 239 с.: ил.

4 Доскин В. А., Лаврентьева Н. А. Ритмы жизни. − М.: Медицина, 1991 − 176 с.: ил.

5 Демирчоглян Г. Г. Компьютер и здоровье: Факторы риска и системы оздоровления. − М.: Сов. спорт, 1995 − 64 с.: ил.

6 Дудкин К. Н. Зрительное восприятие и память. Л.: Наука, 1985 − 208 с.: ил.

7 Дядичкин В. П. Психофизиологические резервы повышения работо-способности. − Минск: Вышэйш. шк., 1990 − 119 с.: ил.

8 Как повысить работоспособность. / Под ред. И. С. Берташвили. − М.: Медицина. 1973 − 104 с.: ил.

9 Каркищенко Н. Н. Психоунитропизм лекарственных средств. − М.: Медицина, 1994 − 204 с.: ил.