Кто такие буры? Буры (африканеры).


В Россию переезжают буры – потомки голландских колонистов из Южной Африки, белые протестанты, бегущие от притеснений со стороны негритянского большинства. В общей сложности переселиться в нашу страну готовы 15 тысяч буров, но пока для ознакомления прилетела в Ставрополье небольшая делегация, семья землевладельцев Янн, Ади и Тереза Слебусы. Другие 30 семей готовы вылететь в Россию в любое время, чтобы обзавестись за свой счет землей и хозяйством.

Казалось бы, где Россия, а где Африка и буры?

Неудивительно, что поначалу такая новость вызывает недоумение и подозрение. Однако всё объясняется довольно просто. В последние годы – лет уже как 20 – в ЮАР идут гонения против белых со стороны негритянского населения, с каждым годом всё больше напоминающие геноцид.

На граждан с белым цветом кожи, т.н. африканеров-протестантов, нападают на улицах и дома, их избивают, насилуют, отнимают земли, имущество – и всё это без каких-либо уголовных последствий, так как гонения полуофициально поддерживаются на государственном уровне. Так, по данным Сельскохозяйственного союза Трансвааля, только в прошлом году в результате 345 нападений погибли 70 человек.

Всего за последние 10 лет погибших насчитываются сотни, а пострадавших – тысячи, но точной статистики никто не ведет. Да и международные правозащитные организации, равно как и свободолюбивые западные СМИ , предпочитают громко не говорить о страданиях буров, ограничиваясь сухими отчетами и сообщениями.


Между тем в ЮАР разворачивается нечто подобное апартеиду, но уже против белых – этакий бумеранг истории в ответ на издевательства европейцев над африканцами.

Буры, сто лет назад схватившиеся в смертельной схватке с англичанами за колонии в Южной Африке, в начале XXI века вынуждены убегать с земель, ставших за столетия родными. Они стали покидать ЮАР и уезжать в другие страны – прежде всего, конечно, западные.

Однако, будучи людьми религиозными и сохранившими традиционные ценности, буры столкнулись с непониманием постмодернистского Запада, где всё традиционное загнано в угол, всё разнузданное возведено в норму, а церкви перестраиваются в ночные клубы. Перед некоторыми из них, кто не захотел перестраиваться на прогрессивный лад, встала задача найти близкую по духу страну. И их взоры устремились к России.

Вот как сами буры объясняют то, почему в поиске убежища они обратились к нашему Отечеству: « Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее. Нас вдохновило развитие России в последние годы.

Мы христиане. Мы за традиционные ценности. И возрождение таких ценностей в России привлекает нас. Основная проблема Южной Африки либерализм. И западные либеральные ценности. Именно либералы создали ситуацию, в которой мы оказались, так что мы бежим еще и от либерализма » .

Звучит как идеологический и политический манифест. Буры-традиционалисты-антиглобалисты, притесняемые чёрными расистами и не принятые либеральной Европой, видят своё спасение в России как оплоте последних здоровых сил христианского мира.

Это выбор не просто удобной территории для проживания, но духовный выбор.

К примеру, первым делом делегация хочет посетить Кафедральный собор Ставрополя , подняться на колокольню и осмотреть окрестности своей возможной новой родины, пообщаться с казаками и местными жителями, чтобы понять, чем живёт южная русская земля. Так не едут на место побывки, так не проводят колонизацию – это поиск своего будущего.

Впрочем, циники, привыкшие воспринимать мир как большой зверинец, заподозрят здесь подвох: ну не может человек, согласно материальному мировоззрению, искать что-то иное, чем хлеба и зрелищ. А как же заветное «рыба ищет где глубже, а человек где лучше»? Значит, точно обманывают и притворяются, чтобы оттяпать гектары российских просторов.

Да, буры практичные и хозяйственные люди, они привыкли всё рассчитывать, умеют трудиться и копить материальное добро – даром что ли протестанты.


Однако, если бы их намерения были исключительно материальные и бытовые, то бурам выгоднее было бы переехать в Австралию или Канаду . Российская глубинка, следует признать, не самый лучший вариант для тех, кто хочет жить богато и комфортно – при всех наших природных богатствах уровень инфраструктурного развития и административного управления оставляет желать лучшего.

Не секрет, что в России переселенцы обычно сталкиваются с огромными проблемами – начиная от оформления документов и заканчивая трудоустройством. Местные власти научились привлекать инвестиции, деньги, но часто совершенно игнорируют проблемы приезжающих на постоянное жительство людей. В том числе бывших соотечественников и людей близких по духу и вере – переселенцы из Донбасса не дадут соврать. Несомненно, здесь огромное поле для работы власти и совершенствования госуправления.

Однако парадокс заключается в том, что в последнее время в Россию тянет иностранцев – но не тех, кто едет за достатком, а тех, кто ищет нечто более важное, чем деньги. Едут не за ценниками, а за ценностями.

Хорошо известна история немецкой семьи Мартенсов, которая в 2016 году покинула Германию из-за обязательных для детей уроков т.н. секс-просвещения. В Новосибирской области, куда изначально поехала многодетная семья переселенцев, у немцев не заладилось, и после года мытарств в не самых комфортных условиях им помогли переехать в Ставрополье, где наконец удалось получить дом, работу и даже завести 11-го ребенка (уже уроженца России).

Но можно себе представить разницу между спокойным бюргерством в Германии и тем, что пришлось пережить Мартенсам в России – к вопросу о целях иностранных переселенцев.

Не менее трудно с бытовой точки зрения приходится и старообрядцам, которые в последние годы стали возвращаться из стран Южной Америки на земли предков, преимущественно на Дальний Восток.

За последние семь лет переселилось более 150 старообрядцев, которым передано в хозяйствование 1344 га в Амурской области и 2746 га в Приморском крае . Но несмотря на то, что государство уделяет им внимание (были выделены помощники и ответственные чиновники), приехавшие сталкиваются с постоянными проблемами, начиная с элементарной электрификации и сбыта сельхозпродукции.

Но при всех трудностях, с которыми столкнулись старообрядцы в России, от них не услышишь обидных слов о новом старом Отечестве, не увидишь озлобленности. Они живут по принципу «не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, спроси, что ты можешь сделать для своей страны».

Кроме того, в отличие от буров и семьи Мартенсов, которые ищут традиционные ценности в России, старообрядцы сами привносят их нам, будто бы возвращая кусочки дореволюционного русского общества.


Но и те и другие приезжают в Россию не за лёгкой жизнью, а за лёгкой душой.

Россия – не потребительский рай и никогда им не станет, не стоит соревноваться в этом с Западом (хотя обустраивать свою землю, конечно, необходимо). У России другая миссия, и она проявляется всё больше и откровеннее с каждым годом.

По мере того как постмодернизм Запада становится всё агрессивнее, подводя целые народы к полной нравственной деградации, Россия при всех недостатках, зачастую порождённых подражательством тому же Западу, всё больше проявляет себя в глазах многих иностранцев как антипод агонизирующему несправедливому миропорядку.

В России видят защитника евангельских заповедей и традиционных ценностей, принципов равенства народов и справедливости.

В то же время это не повод возгордиться, необходимо обойтись без лишнего мессианского пафоса и уникального статуса. Русским самим предстоит многое сделать для возрождения национального самосознания, обретения нового традиционализма, который даст свежесформулированные ответы на современные вызовы.

Нам еще требуется выстроить в полной мере справедливое общество, а также переосмыслить ключевые установки в экономике, госуправлении, образовании.

России наконец предстоит внедрение в жизнь тех принципов и идеалов, которые находятся в культурном коде русского мира и которые, как мы видим, привлекают людей из самых далёких уголков мира.

Тогда на торговых кораблях приплыли португальцы из экспедиции Бартоломеу Диаша и высадились на здешний не слишком гостеприимный берег. Земля была малонаселенной, но местные воинственные дикари не показались дружелюбными. Места эти не заинтересовали торговцев и они отправились дальше на поиски Индии.
Спустя почти 200 лет голландская экспедиция Яна ван Рибека основала первую колонию на мысе Доброй Надежды 6 апреля 1652 года под названием Cape Town. Голландцы, подобно португальцам, очень быстро удостоверились, что местные племена напрочь лишены коммерческой жилки и торгово-обменным операциям предпочитают более прагматичные отношения - содрать с неосторожного белого кожу или на худой конец - расчленить как-нибудь поэкзотичнее. Но благо дикарей было немного, что позволило со временем наладить кое - какие отношения с двумя местными племенами по принципу кнута и пряника.

На протяжении двух веков 17и 18-го сюда сплошным потоком хлынули переселенцы из Голландии- земли в отличие от своей родины здесь было много и хорошего качества. Сюда же в Южную Африку прибывало множество гугенотов из Франции, там как раз начались гонения и убийства еретиков.
А дикари земледелием рук не пачкали, кочевые скотоводы превращали в пустыню территории, где проходили. (Кстати пустыня Сахара человеческих рук дело, подобных скотоводов.) Мало того они сами были колонистами, прибыли сюда уничтожая и ассимилируя коренные народы...
В итоге идущие с севера негры столкнулись с идущими с юга европейцами. После ряда столкновений установилась граница.

Поскольку кафры были воинственными племенами, то на роль рабов не годились, а недостаток рабочий рук восполнялся завозом пленников из Индонезии, Мадагаскара, Азии. Со временем они частично смешались с европейцами и появились два новых народа: южноафриканская раса цветных Cape Malays или Cape Coloured, а наиболее консервативные колонисты - фермеры составили костяк - народа буров, куда кроме голландцев и французов, влились потомки немецких переселенцев.
Буры в государстве - колонии Голландии спокойно осваивали просторы Южной Африки почти полтора века, пока на горизонте не появились конкуренты в виде британской Ост-Индской компании. В 1795 году под предлогом противостояния угрозе Наполеона Бонапарта, английские регулярные войска высадились на южноафриканском побережье и захватили слабо защищенные поселения буров. В марте 1802 года после подписания Амьенского соглашения, когда Нидерланды после поражения Бонапарта стали свободными, Британия на короткое время вернула захваченное. Но через три года передумала и отобрала эти земли вновь под предлогом возврата долгов британской короне обанкротившейся голландской компании, что основала эту колонию...
В 1815 году Венский конгресс юридически закрепил эти земли за Британией. Кто - то хочет поспорить с Владычицей морей? Нет желающих?
Сначала аннексировав эти земли, они потом ещё их же и купили, правда, так хитро, что в реальности не уплатили ни копейки. Однако это дало право, Артуру Конан Дойлу, написать следующие строки в своей книге об англо-бурской войне: «В нашем обширном собрании стран, пожалуй, нет другой страны, права Британии на которую были бы так же неоспоримы, как на эту. Мы владеем ею на двух основаниях — по праву завоевания и по праву покупки».
Вскоре англичане создали бурам невыносимые условия существования, запретив обучение и делопроизводство на голландском языке и объявив английский язык государственным. Плюс к этому Англия в 1833 году официально запретила рабство. Правда, «добрые» англичане назначили выкуп за каждого невольника. Но, во-первых, сам выкуп был вдвое меньше принятой цены, а во-вторых, получить его можно было только в Лондоне, и то не деньгами, а государственными облигациями, в которых слабо образованные буры просто не разбирались.

К этому времени на территории Южной Африки сложилась любопытная смесь национально-рассовых отношений.

Негритянское население люто ненавидело всех белых без разбора и пребывало с ними в состоянии вялотекущих военных действий. Англичане, гордые своей страной и своей нацией, обладали непомерными имперскими амбициями и чувством превосходства над всеми не англичанами, плюс не забывали и о коммерческих интересах Ост-индской компании. Вот что говорил небезызвестный нам Чемберлен: «Во-первых, я верую в Британскую Империю, во-вторых, я верю в британскую расу. Я верю, что британцы - величайшая из имперских рас, какие когда-нибудь знавал мир»...

Буры фанатично отстаивали морально-религиозные принципы кальвинизма, а именно глубокий индивидуализм, пасторальные образ жизни, аскетизм, самодостаточность, замкнутость.

А на первом и главном месте было представление о своей новой родине как о божьем заповеднике, в котором им, бурам, Господь доверил заботу о братьях младших по вере и разуму...
Первая половина XIX века была отмечена в истории Южной Африки двумя грандиозными потрясениями.

Первое связано с появлением в зулусской нации имперских амбиций. Так как король Шака Зулу объединил разрозненные племена под своим началом, а затем приступил к методичному вырезанию неродственных соседей и захвату их территорий.

Второе: это Великий Исход - отказ буров от городской жизни в прибрежных поселениях, общественно-экономическая жизнь которых всецело подчинялась коммерческим интересам британской Империи, и поход вглубь страны в поисках свободы и независимости.
Вот как описывает буров Марк Твен, посетивший юг Африки: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостеприимны, честны во взаимоотношениях с белыми, жестоки по отношению к своим чёрным слугам… им совершенно всё равно, что творится в мире».
Краеугольным камнем для понимания всей дальнейшей истории Южной Африки стала трагедия Пита Ретифа, одного из предводителей буров-первопроходцев, чей отряд столкнулся на бескрайних равнинах Наталя с зулуссами и их вождем Дингане. Он пригласил Ретифа с товарищами в свою резиденцию в Мгунгундлову, якобы для подписания мирного договора, а затем отдал своим воинам команду:«Убейте этих колдунов!».
Сначала были убиты Ретиф и 70 - его соратников. А затем зулуссы внезапно напали на остальных буров бывших в лагере. Пит Ретиф, его сын, переселенцы и их слуги, общим числом 530 человек, были растерзаны, а останки Ретифа-старшего брошены на холме на съедение диким зверям.
Буры долго готовили возмездие, почти полгода, зато каким сокрушительным оно было! 16 декабря 1838 года на берегу реки Нкоме 470 буров-первопроходцев под предводительством Андриэса Преториуса сокрушили армию зулусов в которой было по разным оценкам от 10 до 20 тысяч воинов. Результат сражения не имеет аналогов в мировой истории: трое раненых буров и три тысячи убитых зулусов! Вы спросите, а что тут такого? Толпа дикарей против обученных стрелков? А я вам отвечу, что бывало и наоборот. К примеру в сражении
у холма Излдвана 1397 английских солдат были уничтожены зулусами потерявшими чуть больше 3000 убитыми, выжили лишь немногие англичане попавшие в плен, даже пушки им не помогли...

Четырьмя днями позже кости Пита Ретифа были собраны и захоронены по христианскому обычаю. Любопытно, что 16 декабря, свято поминаемое в годы апартеида как День Завета, празднуется и после 1994 года - правда, под другим названием: как День Примирения. Только странно кого с кем?
Как бы там ни было после битвы на Кровавой Реке буры окончательно и бесповоротно избавились от последних иллюзий по поводу возможности мирного сосуществования с племенами, населяющими Южную Африку, и обособились в двух уникальных государственных образованиях в глубине страны - Южно-Африканской Республике и Свободной Оранжевой Республике.
Кто знает как сложилась бы история, но в 1870 году в Кимберли обнаружилось громадное месторождение алмазов, мимо которых британцы не могли пройти мимо ни при каких обстоятельствах.

Этот булыжничек 222 грамма весом и в 1111 карат, он в три раза меньше, чем найденный тут же Кулинан 3106 карат или Серхио 3167 карат

Причем обратите внимание. Бурам было не интересно это месторождение, они были земледельцами и ими оставались, но огромные потоки проходимцев, бандитов, авантюристов со всего света, а в первую очередь из Англии хлынули сюда. Одним из новоприбывших был Сесил Джон Родс, будущий основатель компании «Де Бирс», а также двух новых английских колоний, скромно названных в честь него Южной и Северной Родезией. В итоге количество копателей, стало равным коренным жителям - бурам... И разумеется под покровительством Британии эти головорезы и искатели сокровищ захотели иметь гражданство и все права какие имелись у буров, а больше всего их бесило обложение налогами... Иностранцы всё громче стали требовать для себя гражданские права. С этой целью даже была создана правозащитная НПО «Комитет Реформ», финансируемая Сесилом Родсом и другими горнорудными королями. Забавное дополнение - требуя для себя гражданство в Трансваале, ойтландеры, однако, не желали отказываться и от британского подданства.
Компания «Де Бирс» смогла стать лидером и монополистом на рынке торговли алмазами лишь после того, как получила поддержку торгового дома Ротшильдов.
А новый губернатор Капской колонии Альфред шлёт в метрополию доклады, сильно преувеличивающие бедственное положение ойтландеров в Трансваале и посылает секретный доклад разведки, в котором буры выставляются в дурном свете. А тут еще обнаружили золото.

Проклятое золото! В феврале 1886 года австралиец Джон Харрисон, добывавший камень для строительства здания на «Ферме Ланглахте» в южноафриканских горах Витватерсранд, случайно обнаружил породу, которую он опознал как золотоносную...

Золото, добываемое в Трансваале, шло прямиком в лондонские банки, среди владельцев которых традиционно было много евреев.
Кстати, английские политики совершенно справедливо замечали, что «казначейство не получает ни единого фартинга с трансваальских или каких-нибудь иных золотых приисков». Эти доходы получали частные владельцы банков. Здесь вскоре будет добыто 40% всего мирового запаса золота!
Закономерный итог: две англо-бурских войны 1880-1881 и 1899 - 1902 годов

Да, буры нанесли англичанам ряд незабываемых поражений, даже фактически выиграли первую войну, но в итоге проиграли... Да и как могли тягаться самоотверженные фермеры против обрушившейся на них всей своей мощью Британской Империи? Удивительно, что они смогли продержаться так долго...


Редьярд Киплинг (в первом ряду справа) среди военных корреспондентов в Южной Африке...

А Британии чтобы победить пришлось напрячься, и даже перестроить свою военную машину...


Today you are in flame!
A Boer is sitting by the tree
He"s sad, he"s old and lame.

What"s wrong with you, my good old man?
And why are you so sad?
I"m sorry for my people slain
And for my fathers land.

I had ten sons before this strife
And three of them have died,
But seven others still alive
Continue bitter fight.

My oldest son - grey-haired old man
In action was he killed,
With no cross and no pray
They buried him in the field.

My youngest boy - thirteen years old
He said: “I’ll join you! Please!”
But I was firm: “I know you’re bold
But war is not for kids!”

He frowned and said:”I’ll go with you
Or else I’ll go alone!
I’m young and small, and that is true
But still my hand is strong!

Please, dad! You’ll never be ashamed
Of me - your “little boy”!
For our freedom and our land
I’ll fight and die with joy!”

I heard his word, I kissed his head
And took my boy with me,
And for the battlefield we left
For our right to be.

Through powder smoke he went ahead
He bravely fought and died
Black traitor shot him in the head
Like coward from behind.

Transvaal, Transvaal, my dear land!
Old Boer said once again
May us protect our God’s strong hand,
And other honest men . 

Здесь появились впервые отряды снайперов и диверсионные группы, отрабатывалась тактика партизанской войны. И это далеко не все достижения буров. Кроме того возмущенные кровожадной политикой Британиии прибывали военные добровольцы со всего мира сражаться на стороне буров. Иностранцы создали 13 своих отрядов. Разумеется тут отличились голландцы, французы, русские и представители других народов. Ф ранцузский полковник Вильбоа-Морель, получивший звание бригадного генерала, возглавил «европейский легион», состоявший из тринадцати иностранных добровольческих отрядов. В этих отрядах воевало 650 голландцев, около 400 французов, 550 немцев, 300 американцев, 200 итальянцев, 200 ирландцев и 200 русских.

Здесь впервые показали свое влияние на боевые действия скорострельные пушки и магазинные винтовки, бездымных порох и использование траншей, пулеметы максим и других систем, произошла полная смена боевого построения и исчезновение ярких мундиров.

Здесь в этих войнах родились новые способы ведения войны. К примеру англичане могут похвастаться бронепоездами, новой формой цвета хаки, а также концентрационными лагерями и тактикой выжженной земли...

Особенно последние пара великих достижений. Первое состояло в выжигании урожаев и фермерских домов, поголовном забое скота, отравлении рек и колодцев и первых пока еще робких экспериментов в сфере применения биологического оружия.

Пленный...

Почетная пальма первенства в создании первых в истории человечества концентрационных лагерей также принадлежит Британии... За три года второй англо-бурской войны в лагерях смерти уничтожили, благодаря голоду и болезням 26 тысяч 370 человек, из которых 24 тысячи составляли дети. А всего до 200 тысяч женщин и детей оказалось в этих лагерях. Им давали отравленную муку, сыпали в пищу толченое стекло...

Кроме того была опробована новинка! Формирование общественного мнения при помощи СМИ.
Это была не только первая «попытка принести Свободу и Демократию» в страны, богатые полезными ископаемыми. К началу 20 века человечество уже вовсю пользовалось телеграфом, фотографией и кинематографом, а газета стала привычным атрибутом каждого дома в цивилизованных странах...
Благодаря всему вышеперечисленному, обыватель по всему миру мог узнавать об изменениях военной обстановки буквально в течение нескольких часов. И не просто читать о событиях, но и видеть их на фотографиях и экранах синематографов.


Уинстон Черчилль в плену у буров (крайний справа).

Английские газеты, причём принадлежащие разным партиям и направлениям, писали примерно одинаковые статьи, рисующие буров дикарями, злодеями, жестокими рабовладельцами и религиозными фанатиками и для большей наглядности, иллюстрировались красиво нарисованными картинками.
Однако вряд ли стоит обвинять в развязывании войны одних только евреев-банкиров. Истерия вокруг буров легла на благодатную почву. Англичане искренне верили, что они рождены править миром и любое препятствие в реализации этого плана воспринимали как оскорбление. Существовал даже специальный термин, «джингоизм», означающий крайнюю стадию имперского шовинизма британцев.

Потомки голландских колонизаторов Африки могут переселиться в Ставропольский край и другие регионы Юга России и Северного Кавказа . Речь идет о белом населении страны - бурах. Подробности в эфире программы «КРАЙности» на Радио «Комсомольская правда» (105,7 FM в Ставрополе и 88,8 FM в регионе КВМ) рассказал помощник уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Владимир Полубояренко .

Представители буров обратились ко мне сами после того, как узнали, что в прошлом году в Ставрополь переехала семья Мартенсов из Германии . Их там в ЮАР уже много лет терроризируют. Они переезжают в разные страны мира. Но многие буры хотят именно к нам - верят в будущее России и христианскую мораль. Почему на Ставрополье ? У них же там жара, на востоке России они генетически не выживут, - говорит Полубояренко. - В начале июля несколько представителей этого народа приедут на переговоры. На них будут присутствовать власти региона, казаки, духовенство.

По словам Владимира Полубояренко, делегация, которая приедет через неделю, сама себе оплатила перелет и проживание в гостинице.

Да они вообще ничего не просят! Более того, каждая семья привезет с собой до полумиллиона долларов. Они хотят лишь того, чтобы им дали вид на жительство с последующим получением гражданства, а также землю в долгосрочную аренду или право ее выкупить. 30 семей готовы выехать на Ставрополье в любое время.

15 тысяч беженцев из ЮАР планируют переехать на Ставрополье. Но нужны ли они нам? [дискуссия]

ПОРЯДОЧНЫЕ ТРУДЯГИ

Свое мнение о возможном переезде буров на Ставрополье высказал в эфире Радио «Комсомольская правда» журналист и общественный деятель Максим Шевченко .

Буры - это люди с очень большими деньгами, а не нищие гастарбайтеры. Они порядочные, консервативные и трудолюбивые. Россия была бы им рада. Наша страна всегда была союзником буров во время Англо-Бурской войны. Даже российские политики воевали на их стороне в качестве добровольцев. Этот народ всегда знал, что Россия их защитит от британской экспансии. Но если они бегут из своей страны, значит там происходит что-то действительно серьезное, - считает Шевченко. - Другой вопрос: почему Ставрополье, а не другие регионы? Здесь ведь есть проблемы с землей. Я даже не могу представить, где их можно поселить.

Однако не все жители региона довольны. В первую очередь ставропольцев беспокоит конкуренция на рынке труда: в регионе и так не очень много рабочих мест. Других - земельный вопрос. Как бы то ни было, власти Ставрополья пока никак не прокомментировали возможный наплыв беженцев.

Актриса Шарлиз Терон - одна из самых известных представительниц народа буровФото: Архив "КП"

ПОДСЛУШАНО НА РАДИО «КП»:

Валентина: - Когда к нам переселились казаки-некрасовцы я была очень рада! Но есть и другой опыт. После того, как рухнул советский союз беженцы рванули покупать у нас заводы и земли. И коренное население превратилось практически в рабов. Как бы история не повторилась, и все то, что мы зарабатывали потом и кровью не отошло потом к бурам.

Сергей: - Я однозначно «за»! Я сам переселенец из Луганской области. Меня приняли здесь очень хорошо. Ставропольский край принимает всех и все уживаются. Много конфессий в крае, разные культуры, народности, вместе живут. И с бурами уживемся!

Елена: - Я против. У нас в селах нет работы для своих людей. Не то чтобы своим помочь! А мы тут беженцев хотим приютить. Ну, и христианство разное. Православие и протестантство очень отличается. В первую очередь в образе жизни. Ну, и еще неизвестно, какие там они болезни к нам привезут.

Анатолий: - Люди-трудяги всегда нужны! Буры - хорошие и порядочные люди! Пусть приезжают, работают у нас. И заодно поднимают экономику Ставрополья!

КТО ТАКИЕ БУРЫ

Буры - потомки голландских колонизаторов в Африке. Это первые белые переселенцы, которые обосновались на Юге континента в середине 17-го века. Во время Голландской Ост-Индской кампании здесь останавливались суда для пополнения запасов. Буры отличные фермеры, многие из них имеют хорошее образование. Они христиане, исповедуют протестантизм. В последние годы буры все чаще становятся жертвами различных националистических банд. По данным зарубежных СМИ, только за 2015 год произошло более 200 нападений на фермы буров. Несколько десятков человек были убиты.

ВАЖНО!

Слушайте радио "Комсомольская правда" на частоте 105,7 FM в Ставрополеи 88,8 FM в регионе КМВ, на нашем сайте или в мобильных приложениях Радио КП для и .

БУРЫ (АФРИКАНЕРЫ)

Слово «бур» происходит от голландского «кре­стьянин». Так называли себя первые пересе­ленцы из Голландии в Южную Африку. В первой четверти XX в. распространяется другое, ставшее официальным, название буров - африка­неры.

В 80-х - начале 90-х гг. нашего века африка­неры составляли большую часть белого населения

Южно-Африканской Республики (60%) и Намибии (70%). Их поселения существуют также в Зимбаб­ве, Малави, Кении, Танзании, Заире, Бурунди и за пределами Африки - в Аргентине и некоторых других странах. Согласно оценке, общая числен­ность африканеров - около 3 млн. человек, из них свыше 2,8 млн. проживают в ЮАР и около 50 тыс. - в Намибии.

Колонизация бурами Южной Афри­ки началась с создания в 1652 г. Ни­дерландской Ост-Индской компанией укреплённого поселения близ мыса Доброй Надеж­ды. Поселение положило начало Капской колонии и выросло впоследствии в город Капстад - совре­менный Кейптаун. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости в Капской колонии появились гугеноты-французы, опасавши­еся новых религиозных преследований, за ними по­следовали протестанты из Германии и других стран. К концу XVII в. число переселенцев превы­сило 15 тыс. человек.

Новая колония быстро расширялась и крепла за счёт захвата земель у коренного населения - пле­мён готтентотов и бушменов, а также заключения с ними «обменных» договоров, когда металличес­кая утварь, алкогольные напитки, табак менялись на живой скот. На захваченных землях буры созда­вали обширные земледельческие и скотоводческие хозяйства, основанные на рабском труде. Рабы вво­зились из Анголы, Западной Африки, Индии, с Ма­дагаскара, Цейлона. По мере расширения своих владений и роста нехватки рабочей силы буры ста­ли захватывать в рабство и местных жителей.

В течение жизни одного поколения «старожи­лы» - голландцы - слились с новыми поселенца­ми - французами, немцами и др. Их сплочению способствовала общность религии. Буры принадле­жали к голландской Реформаторской церкви, кото­рая возникла как одно из направлений реформации в Швейцарии и стала господствующей в Голландии в XVII в. Основываясь на учении Кальвина о пре­допределении, буры считали себя избранным наро­дом, призванным управлять и властвовать. Мест­ные жители-нехристиане в их представлении по­просту не были людьми.

Общим у буров стал и язык - африкаанс, воз­никший в результате смешивания разных диалек­тов голландского языка с немецким, английским и французским. Африкаанс испытал на себе и влия­ние местных африканских языков, португальского, малайского, а также наречий, на которых говорили посещавшие Южную Африку моряки, торговцы и ввозимые рабы. Первоначально африкаанс был только разговорным языком и функционировал од­новременно с голландским, который оставался письменным языком буров. В конце XIX в. появ­ляются литературные произведения на африкаанс, а с 1925 г. он наряду с английским становится офи­циальным языком страны. В середине 80-х гг. на­шего века на африкаанс говорили свыше 5 млн. че­ловек.

Продвигаясь на восток, буры в 70-е гг. XVIII в. вторглись на земли племён коса, которых они назы­вали кафрами (от арабского «кафир» - неверный, неверующий). Начались затянувшиеся на целое столетие так называемые кафрские войны, которые вели против коса сначала только буры, а затем и англичане, захватившие в начале XIX в. Капскую колонию. В результате границы последней заметно расширились.

С переходом Капской колонии в руки Англии связано такое овеянное романтикой событие бур­ской истории, как «Великий трек». Слово «трек» происходит от голландского «переселение». Так на­зывали начавшееся в 30-40-е гг. XIX в. переме­щение больших групп буров из Капской колонии на север и восток страны, за реки Оранжевая и Вааль, а также в Натал. Буры, как они сами говорили, уходили в поисках новых земель, где «...им не до­кучали бы ни английские миссионеры, ни англи­зированные готтентоты, где кафры ручные, где можно найти хорошие пастбища... охотиться на слонов, буйволов и жираф и где человек может жить свободно». Одной из непосредственных при­чин трека стала отмена англичанами рабства в Кап­ской колонии, что создало угрозу подрыва экономи­ческой основы бурских хозяйств.

«Великий трек» напоминал освоение белыми пе­реселенцами американского «дикого Запада». Треккеры передвигались группами, без карт, по солнцу и другим приметам. Запряжённые волами большие крытые повозки, в которых находились старшие члены семей, женщины, дети и нехитрый скарб, сопровождали вооружённые всадники.

На новых землях буры столкнулись с упорным сопротивлением коренного населения - зулу, ндебеле, суто и других племён. Одно из решающих сра­жений между бурами и зулусами произошло у реки Инкоме, которая вошла в историю Южной Африки под названием Кровавой.

Для утверждения буров на завоёванных терри­ториях потребовались десятилетия. Их противни­ками были не только африканцы, отстаивавшие свою независимость, но и англичане - главные ко­лониальные соперники буров в Южной Африке. Созданная в 1839 г. бурская республика Натал была в 1843 г. захвачена Англией. Более долгой была жизнь двух других бурских республик, возникших в середине XIX в., - Оранжевой, созданной в 1854 г. под официальным названием «Оранжевое свободное государство», и Трансвааля, основанного в 1856 г. под именем Южно-Африканской Респуб­лики. По отношению к местному населению в этих бурских республиках практиковались полурабские методы эксплуатации.

В то же время повседневный жизненный уклад большинства буров оставался вплоть до конца XIX в. глубоко патриархальным. Интересна иро­ничная характеристика, данная бурам Марком Тве­ном после его поездки в Южную Африку в 1896 г.: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, ту­пы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостепри­имны, честны во взаимоотношениях с белыми, жес­токи по отношению к своим чернокожим слугам, искусны в стрельбе и верховой езде, увлекаются охотой, не терпят политической зависимости, хо­рошие отцы и мужья... ещё до недавнего времени здесь не было школ, детей не учили; слово «но­вости» оставляет буров равнодушными - им со­вершенно всё равно, что творится в мире...». Афри­канцы и колонисты-англичане, сталкиваясь с ними на поле битвы, были не столь ироничны...

Из среды буров вышли многие выдающиеся по­литические и государственные деятели, учёные, пи­сатели. Имена некоторых из них можно найти на современной географической карте Южной Афри­ки: например, столица ЮАР Претория названа в честь её основателя, первого президента Трансвааля Мартинуса Преториуса; город Крюгерсдорп и на­циональный парк Крюгер - в честь другого пре­зидента Трансвааля, Стефануса Крюгера.

В середине 80-х гг. XIX в. в Трансваале, в районе Витватерсранд, было открыто крупнейшее в мире месторождение золота. Впоследствии здесь были об­наружены и урановые руды. Это фактически ре­шило судьбу республики. В Трансвааль устреми­лись могущественные британские монополии и ста­ратели-иммигранты из Европы. Начался торгово-промышленный бум. Англия и её Капская колония начали экономическую блокаду Трансвааля, стре­мясь не дать ему выход к морю, помешать его тер­риториальному расширению.

С середины 90-х гг. Англия берёт курс на под­готовку прямой агрессии против бурских респуб­лик. Срывается попытка организации переворота в Трансваале и устранения президента Крюгера. Один за другим следуют британские ультиматумы и угрозы Трансваалю и Оранжевой. Наконец в 1899 г. разразилась Англо-бурская война.

Буры предвидели войну и готовились к ней. У немцев, соперников англичан в Африке, были за­куплены новейшие магазинные винтовки «Мау­зер», пулемёты и орудия. Под ружьё были постав­лены все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Из числа наиболее искусных, опытных и храбрых бой­цов выбраны командиры.

Первое время благодаря более совершенной так­тике, лучшему оружию и отличному знанию мест­ности буры имели военное преимущество. Однако постепенно из Англии в Южную Африку были пере­брошены значительные силы - до 250 тыс. человек против 45-60 тыс. солдат-буров. Англичане пере­шли в наступление, заняли столицы Оранжевой и Трансвааля - города Блумфонтейн и Претория. Бу­ры продолжали упорную партизанскую борьбу, од­нако в конечном счёте Англия в 1902 г. победила и захватила бурские республики.

Англо-бурская война 1899-1902 гг. была пер­вой жестокой репетицией Первой мировой войны. В Южной Африке впервые в широких масштабах были применены новое автоматическое оружие, ко­лючая проволока, созданы концентрационные ла­геря, в которых англичане содержали пленных бу­ров, включая женщин и детей.

Англо-бурская война была несправедливой с обе­их сторон: и Англия, и буры стремились утвердить­ся в качестве господствующей колониальной силы в южноафриканском регионе. Но симпатии мил­лионов людей во многих странах мира были на сто­роне маленького бесстрашного народа, бросившего вызов одной из самых могущественных держав того времени. Вместе с бурами сражались сотни добро­вольцев из Германии, Голландии, Франции, Амери­ки, России. О бурах складывали песни. В одной из

них, ставшей известной и в нашей стра­не, были такие слова: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...»

В 1910 г. возник новый британский доминион - Южно-Африканский Союз (ЮАС), в состав которо­го вошли английские самоуправляющиеся колонии Капская и Натал и захваченные Англией бурские республики. Создание ЮАС было своего рода комп­ромиссом между местными английскими финан­систами и промышленниками, с одной стороны, и богатыми фермерами-бурами - с другой. В его ос­нове лежало стремление урегулировать англо-бур­ские противоречия путём усиления эксплуатации африканского и цветного населения, составляюще­го большинство в стране. Первым премьер-минист­ром ЮАС стал бывший главнокомандующий бур­скими войсками во время войны 1899-1902 гг. Лу­ис Бота.

После образования ЮАС усилилось расслоение в бурском обществе, начавшееся ещё в годы эко­номического подъёма в Трансваале и Оранжевой. Значительно возросло число бедных и разоривших­ся фермеров, которые уходили на шахты и в города в поисках работы. Определились и политические расхождения среди буров. Часть из них, возглавля­емая Ботой, выступала за тесный союз между «верхними» слоями бурского и английского насе­ления страны. Им противостояли сторонники вос­становления власти буров в Южной Африке, вос­создания независимых бурских республик. Они ор­ганизовывали антибританские заговоры, создавали политические и военизированные организации. В 1914 г. возникла Националистическая партия, опи­равшаяся на буров - «белых бедняков» и мелких предпринимателей, а в 1918 г. - общество «Афри­канер Брудербонд» («Союз братьев-африканеров»), ставшее в 1921 г. тайным. В 1922 г. правительство ЮАС потопило в крови восстание белых горняков, в основном буров, в Витватерсранде, выдвинувших требования введения «цветного барьера» на шахтах - дискриминационной системы найма и оплаты труда африканцев.

В 1924 г. на выборах в ЮАС победила Национа­листическая партия, поддерживаемая Брудербондом. Пришедшее к власти правительство Джеймса Герцога, одного из создателей Националистической партии, бывшего бурского генерала, осуществляло неприкрытую расистскую политику. После слия­ния Националистической партии и Южноафрикан­ской партии, лидером которой был Ян Смэтс (также бывший бурский генерал и премьер-министр ЮАС в 1919-1924 гг., сторонник «диалога» с Англией), крайне реакционная африканерская группа во гла­ве с известным политическим деятелем Маланом воссоздаёт в 1934 г. «очищенную» Националисти­ческую партию. С середины 30-х гг. в ЮАС рас­пространяется фашистское движение. В Юго-За­падной Африке появляются военно-фашистские ор­ганизации, такие, как «Серые рубашки» и др. В 1939 г. Герцог заявил, что «взгляды южноафрикан­ских буров на расовый вопрос совпадают со взглядами национал-социалистической Гер­мании». В том же году его, решитель­ного противника войны с Гитлером, сменил на посту премьер-министра Смэтс, и ЮАС вступил во Вторую мировую войну на стороне ан­тигитлеровской коалиции. Однако и в военные годы многие африканеры не скрывали своих прогерман­ских симпатий.

После Второй мировой войны Националистиче­ская партия выдвинула идею апартхейда. В стране развернулось национально-освободительное движе­ние, против расистской политики Националистиче­ской партии выступали не только чёрные и цветные южноафриканцы, но и часть белого населения, включая большие группы африканеров. После про­возглашения в 1961 г. Южно-Африканской Респуб­лики внешняя и внутренняя оппозиция апартхейду усилилась, углубилось размежевание в африканерской общине. В 1988 г. произошёл раскол Националистической партии. Питер Бота был смещён с поста её лидера. В 1989 г. он ушёл в отставку с поста президента страны, его преемником стал по­литический лидер африканеров Трансвааля Фреде­рик де Клерк, провозгласивший курс на полную ликвидацию системы апартхейда.

Официальная отмена в ЮАР большинства ра­систских законов в начале 90-х гг. была поддержа­на значительной частью белых южноафриканцев, включая многих африканеров. Настоящее и буду­щее африканеров определяется прежде всего их за­метной ролью в экономической и общественно-по­литической жизни страны. В среде африканеров, несмотря на сохраняющиеся политические разно­гласия, крепнет понимание того, что расовая обо­собленность является тормозом на пути экономи­ческого и общественно-политического прогресса всего населения Южной Африки.

БУРЫ
или африканеры, потомки голландских поселенцев в Южной Африке. На староголландском языке бур - крестьянин. Большинство современных потомков южноафриканцев голландского происхождения оставили работу на земле и предпочитают, чтобы их именовали африканерами, т.е. африканцами. Их язык называется африкаанс. В 17 в. голландская Ост-Индская компания начала использовать мыс Доброй Надежды как базу для пополнения запасов продовольствия на долгом пути на Восток. В 1652 около 60 служащих компании во главе с Яном ван Рибеком основали здесь первое голландское поселение. Выдающейся личностью среди поселенцев был Саймон ван дер Стел, основатель Стелленбоша. В конце 17 в., после отмены Людовиком XIV Нантского эдикта, на юге Африки нашли убежище многочисленные семьи французских гугенотов. Постоянно прибывали и новые голландские эмигранты. Между переселенцами нередко возникали конфликты, и в 1707 голландская Ост-Индская компания запретила иммиграцию. В 18 в. буры достигли на севере реки Оранжевой и на востоке реки Грейт-Фиш. Там они столкнулись с сильным в военном отношении бантуязычным населением, и завязалась длительная борьба между бурами, стремившимися расширить свои владения, и черным населением юга Африки, оказывавшим упорное сопротивление вторжению европейцев.
Британское завоевание Южной Африки. В 1795 часть бурских поселенцев на востоке вступила в конфликт с чиновниками голландской Ост-Индской компании и основала собственные республики в Храф-Рейнете и Свеллендаме. Однако и администрация компании, и упомянутые республики прекратили существование в сентябре 1795, когда британцы захватили мыс Доброй Надежды, чтобы не допустить французов к важной базе на пути в Индию. В 1803 во время короткого перемирия с Наполеоном англичане возвратили мыс Доброй Надежды Голландии, тогда Батавской республике. Три года спустя, когда война между Британией и Францией разразилась с новой силой, англичане захватили Капскую колонию, и по окончании наполеоновских войн она стала британским владением. Население колонии в то время насчитывало 15 тыс. европейцев, в основном голландцев, и 20 тыс. рабов, среди которых были африканцы и привезенные голландцами жители Ост-Индии. У британских властей сразу же возникли проблемы с бурами из капских поселений. Буры занимались охотой и разведением скота, земледелие их не интересовало, а земля требовалась лишь для пастбищ. Буры стремились расширить свои владения, почитали Священное писание, в быту были консервативны и поэтому сопротивлялись переменам. Когда пришли британские завоеватели, буры отнеслись к ним так же враждебно и подозрительно, как и к другим иностранцам. Антагонизм между британцами и бурами усилился во время правления лорда Чарлза Сомерсета, первого британского губернатора, который занимал этот пост на протяжении 12 лет. В 1816 буры, которых обвинили в жестоком обращении с готтентотами, взбунтовались. Бунт был подавлен, пятеро буров были казнены. Этот инцидент глубоко врезался в их память. В 1820 прибыло около 5 тыс. переселенцев из Британии, они стали первыми европейцами, поселившимися на юге Африки после запрета иммиграции в 1707. Вдобавок ко всему, в то время как банту по-прежнему совершали набеги на восточные бурские территории, британцы объявили, что в отношении гражданских дел будут продолжать действовать голландские законы, основанные на римском праве, а в отношении уголовных дел - более мягкие британские законы. Была проведена реформа местного самоуправления, которую буры восприняли с нескрываемой неприязнью. Не нравилась им и деятельность британских миссионеров, направленная на повышение статуса небелого населения.
Великий трек. В 1833 в Британской империи было отменено рабство. Буры посчитали недостаточной компенсацию, выплаченную британским правительством за потерю рабов. К тому же британская администрация решила передать под контроль племен банту не защищенный в военном отношении район к востоку от реки Грейт-Фиш. Это стало еще одной причиной возраставшей ненависти буров к британскому господству. В 1835 первые сотни буров покинули Капскую колонию, начав Великий трек - исход, который продлился около десятилетия. Целые семьи двигались в запряженных быками фургонах, стада крупного рогатого скота и овец перегонялись на большие расстояния. Буры перешли реку Оранжевая, а затем и реку Вааль. Многие перевалили Драконовы горы и оказались в Натале. После аннексии Натала британцами в 1843 буры вернулись в границы Оранжевого свободного государства и Трансвааля. Трек оказал на бурскую историю огромное влияние несмотря на то, что мигрировало всего около 10 тыс. человек; в несколько раз больше буров осталось под властью Британии в Капской колонии. Переселению препятствовала Голландская реформатская церковь, ни один из ее священников не сопровождал трекеров. Создание независимых бурских общин за пределами британских владений территориально закрепило раскол среди буров, связанный с их отношением к британскому господству. Эти общины служили прибежищем для буров из Капской колонии, которые не могли принять британский режим.
Буры Капской колонии. Поскольку большинство отправившихся в трек буров жили в восточной части Капской колонии, англоязычные поселенцы оказались там в численном превосходстве. Тем не менее буры по-прежнему составляли большинство населения Капской колонии. Когда в 1854 в колонии были учреждены представительные институты, буры получили большинство в обеих палатах законодательного органа. В 1872, когда колонии была предоставлена автономия, им удалось установить контроль над местными органами исполнительной власти. Открытие алмазных копей в Кимберли в 1867 и присоединение этого района к Капской колонии путем аннексии в 1876 с лихвой компенсировало ущерб, причиненный экономике колонии открытием Суэцкого канала в 1869, и сделало возможным одновременное снижение налогов и строительство железных дорог. В 1881 буры создали политическую партию "Африкандер Бонд". На первых порах она действовала в тесном контакте с бурскими политическими организациями за рекой Оранжевой, но вскоре эти связи были разорваны, и в период премьерства в Капской колонии Сесила Родса Бонд поддерживал правительство. В 1898 представитель Бонда Шрейнер стал премьер-министром Капской колонии, но его политика встретила резкое противодействие президента Трансвааля Крюгера. Во время англо-бурской войны (1899-1902) Шрейнер смог удержать население Капской колонии на стороне Британии. В 1908, во время подготовки новой конституции объединенной Южной Африки, премьер-министром Капской колонии был другой лидер Бонда - Мерримэн.
Буры в Трансваале. Из участвовавших в треке буров дальше всех ушли наиболее решительные противники британского господства. За рекой Вааль их сразу атаковали матабеле под предводительством Моселекатсе, но в 1838 отряды банту были оттеснены за реку Лимпопо. После избавления от внешней угрозы среди трансваальских буров начались раздоры, признанным лидером на юго-востоке являлся Андриес Преториус, а на северо-востоке - Потгиетер. Лидеры примирились в 1852. В 1852 Преториус добился соглашения с англичанами, в котором признавалась независимость буров Трансвааля. Однако внешняя угроза и внутренние распри держали Трансвааль в состоянии постоянного напряжения. В 1857 Мартинус Преториус, сын Андриеса, совместно с Крюгером возглавил наступление на Оранжевое свободное государство, но оно было отбито. В том же году в Трансваале было создано правительство во главе с президентом Преториусом. Однако многие районы страны отказались признать его власть. Ситуация еще больше осложнилась в 1860 с избранием Преториуса на пост президента Оранжевого свободного государства, что привело к его постоянным отлучкам из Трансвааля в 1860-1863. После неудачных попыток аннексировать Оранжевое свободное государство сначала военными, а затем конституционными методами трансваальские буры попытались захватить земли на востоке и западе. Оба похода окончились неудачей, и Преториус вынужден был уйти в отставку в 1872. Ситуация продолжала ухудшаться, быстро нарастала угроза вторжения зулусов. В 1877 Трансвааль впервые аннексировала Великобритания, и в 1879 зулусы были разбиты британскими войсками. Затем буры нанесли поражение британцам, и в 1881 страна вернулась под бурский контроль. В 1883 Крюгер был избран президентом Южно-Африканской Республики. Ее границы были определены договором, но буры вторглись в Бечуаналенд на западе и британцам силой удалось заставить их отступить на свою территорию в 1885. За этим последовало открытие месторождений золота близ Йоханнесбурга и нашествие тысяч старателей, в основном англоязычных. Вскоре их численность почти сравнялась с бурским населением, нарастала враждебность в отношениях между бурами и золотоискателями. Буры Оранжевого свободного государства были вынуждены объединиться с бурами Трансвааля, и в 1899 они объявили войну Великобритании. Условия Феринихингского мирного договора 1902 предусматривали автономию Трансвааля, и она была предоставлена ему в 1906. Первым премьер-министром стал генерал Луис Бота, который принял участие в разработке конституции Южно-Африканского Союза.
Оранжевое свободное государство и Натал. Промежуточное положение Оранжевого свободного государства между Трансваалем и Капской колонией наложило печать на взгляды населявших его буров. Они не были готовы сопротивляться Британии столь же решительно, как трансваальцы, но и не могли жить под властью Британии подобно бурам Капской колонии. Среди жителей не было единства. Те, кто населял северные районы, были приверженцами политики Трансвааля и выступали за более тесные связи с трансваальскими бурами. Южане, среди которых было немало англоязычных поселенцев, не считали зазорным просить у Британии помощь в борьбе со своими заядлыми врагами - басуто во главе с Мошешем. Не возражали они и против экономических связей с Кейптауном, в то время как трансваальские буры пытались вести внешнеторговые операции через Делагоа-Бей в португальской Восточной Африке (Мозамбик). В 1848 по просьбе жителей южной части Оранжевого свободного государства Британия решилась на аннексию страны от реки Оранжевой до реки Вааль. Результатом стало нападение на британцев буров в 1848 в Бумплатце под командованием трансваальцев Преториуса и Крюгера. В 1854, когда накануне Крымской войны Британия стремилась ограничить свои обязательства в Южной Африке, она уступила настойчивым требованиям жителей северной части Свободного государства и вновь предоставила республике независимость. Ситуация требовала твердого, но умеренного лидера. В 1864 президентом стал Джон Бранд, который оставался на этом посту до своей смерти в 1888. В последующие десять лет Оранжевое свободное государство постепенно сближалось с Трансваалем, хотя буры опасались слишком сильной зависимости от могущественного, но неуравновешенного северного соседа. Декларация о начале войны 1899 была выпущена обеими республиками. В 1907 Оранжевому свободному государству была предоставлена колониальная автономия, и Абрахам Фишер стал его первым премьер-министром. В 1908 эта колония Оранжевой реки была объединена с Наталом, Капской колонией и Трансваалем в соответствии с планом создания Южно-Африканского Союза (ЮАС). В то время только в Натале у власти находился небурский премьер-министр. Там с самого начала бурская община оказалась в явном меньшинстве. В этом государстве никогда не велась антибританская агитация.
Буры в Южно-Африканском Союзе. В 1910 был провозглашен Южно-Африканский Союз, бывшие колонии были сведены до уровня муниципалитетов. Политический союз и железные дороги довершили дело воссоединения буров. Первым премьер-министром Союза стал Луис Бота, а его заместителем - генерал Ян Смэтс. Они создали Южно-Африканскую партию, которая почти целиком состояла из буров. Партия включала группу радикальных националистов, чьим признанным лидером был генерал Джеймс Герцог. Вскоре после начала Первой мировой войны Герцог вышел из кабинета министров и создал Национальную партию. В конце 1914 произошло восстание, в котором наряду с бурскими экстремистами участвовали немецкие поселенцы. Это заставило Юнионистскую партию (куда входили англоязычные жители Союза) оказать поддержку Южно-Африканской партии. В 1919 Бота умер, и премьер-министром стал Смэтс. Это привело к ослаблению влияния Южно-Африканской партии среди буров, и в 1920 Смэтсу пришлось объединить свою партию с юнионистами. На выборах 1924 коалиция потерпела сокрушительное поражение, и пост премьер-министра занял Герцог. Едва он вступил в должность, как проявились противоречия в рядах Национальной партии. Сам Герцог прекратил агитацию за полное отделение от Содружества, поскольку декларация Бальфура 1926 обещала доминионам полную автономию во внутренних и внешних делах. Однако его заместитель Дэниел Малан продолжал добиваться независимости. В 1933 партия Смэтса и сторонники Герцога из Национальной партии создали Объединенную партию (Смэтс при этом лишился поддержки части англоязычных сторонников), а Малан и его приверженцы образовали "очищенную" национальную партию. Когда Великобритания объявила войну Германии в 1939, Южно-Африканский парламент проголосовал за вступление в войну, и Герцог, который выступал за нейтралитет, ушел в отставку. Его партия объединилась с партией Малана, составив официальную оппозицию, а Смэтс вновь занял пост премьера. В 1942 Герцог умер, и Малан стал лидером бурских националистов, выступавших против участия в войне и связей с Британией. Первые после окончания Второй мировой войны всеобщие выборы в мае 1948 принесли партии Малана незначительное большинство, и он стал премьер-министром. Бурские националисты пришли к власти в тот момент, когда Содружество, откуда они намеревались вывести ЮАС, находилось в состоянии нестабильности. Из него вышла Бирма, то же самое готовилась сделать Ирландия. Новые доминионы Цейлон, Пакистан и Индия оставались в Содружестве, но было ясно, что при желании они способны отделиться. К тому же в Южно-Африканском Союзе в центре внимания постоянно оказывалась и проблема взаимоотношений между белым и небелым населением.
Отношения между африканерами и африканцами. Характер англо-бурских отношений в значительной степени определялся взаимоотношениями буров и небелых. Буры, называвшие себя сначала африкандерами, а затем африканерами, всегда превосходили по численности остальных европейцев, но были явным меньшинством по сравнению с небелым населением. После прихода к власти в 1948 бурские националисты начали проводить политику апартеида, направленную на максимальное разделение белого и небелого населения. Эта политика пользовалась поддержкой подавляющего большинства африканеров, но вызывала негодование небелых и опасения белого англоязычного населения. Однако только после празднования трехсотлетия высадки первых голландских колонистов в 1952 прошла кратковременная кампания массового несоблюдения небелыми законов апартеида. Правительства Национальной партии, сначала под руководством Малана, а затем других премьер-министров, отвечали ужесточением апартеида. Тем временем британское правительство, все еще сохранявшее ответственность за судьбу своих протекторатов на юге Африки, стало проявлять беспокойство в связи с расовой политикой Национальной партии. По экономическим и стратегическим соображениям отделение ЮАС от Содружества было невыгодно обеим сторонам. 5 октября 1960 на референдуме, в котором участвовало белое население, Южная Африка высказалась за провозглашение республики. За изменение статуса проголосовало африканерское большинство, против выспутило англоязычное меньшинство. Однако Южная Африка была членом Содружества, поэтому на изменение статуса необходимо было его разрешение. В марте 1961 министры иностранных дел членов Содружества встретились, чтобы заслушать обращение Южной Африки. 15 марта после трехдневных дебатов премьер-министр Фервурд объявил, что его страна снимает свою просьбу.

Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .