Cочинение «Старуха Изергиль. Сочинение на тему: Опыт и ошибки в рассказе Старуха Изергиль, Горький Опыт и ошибки в произведении старуха изергиль

Приучая юных читателей открывать авторскую позицию, предложим как в развитии сюжета каждой из легенд, в приемах обрисовки героев, в использовании словесных средств создания характеров выражается осуждение индивидуализма и утверждается красота подвига во имя людей.

Обычно обращают внимание на то, что в характеристиках Ларры и Данко есть некоторые сходные детали. Ларра - «красивый и сильный», «смело» глядит на людей, «гордый»; Данко - «молодой красавец», «гордый смельчак». Но вот появляются штрихи, содержащие резко противоположную оценку героев: глаза Ларры «холодны и горды, как у царя птиц», сын орла, он преисполнен холодного презрения к людям, которые были чужими для него. А о Данко сказано: «в очах его светилось много силы и живого огня», и это был огонь любви к людям. Авторское отношение к героям выражается и в оценке, которую им дают люди. Ларра считает, что он лучше всех, что «таких, как он, нет больше», а люди «смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их». А о Данко сказано: «Посмотрели на него и увидели, что он лучший из всех».

Особую роль в оценке действий и позиций героев играет природа. В легенде о Ларре само небо одобряет суровый, но справедливый приговор гордецу: «Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч». А в другой легенде через пейзаж - облитая солнечным сиянием степь, трава в бриллиантах росы, сверкающая золотом река - открывается прекрасный, гуманистический смысл самоотверженных поступков Данко.

Авторское осуждение индивидуализма сказывается в изображении тягостного удела Ларры в конце легенды: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». А радостное воодушевление Данко, выведшего свое племя из мрака к свету, говорит о высоком счастье, достигаемом лишь на пути служения народу.

Важное значение в выявлении идеи произведения имеет образ Изергиль. Спросим: если бы вы ничего не знали о жизни самой Изергиль, а только слышали ее легенды, какое представление сложилось бы у вас об этом человеке? Она осуждает Ларру (конец рассказа о нём ведет «возвышенным, угрожающим тоном») и прославляет подвиг Данко. Обратимся к ее жизни. Какие люди вызывали у нее презрение, а какие - любовь? восхищение? Были ли среди тех, кому она дарила свою любовь, люди, способные на подвиг? «В жизни всегда есть место подвигам», - говорит Изергиль. Способна ли была она сама совершить подвиг? Но совершила ли его? Что же такое подвиг?

Обратим внимание на последовательность расположения трех рассказов Изергиль: можно ли поменять местами легенды о Ларре и Данко? Как рассказ Изергиль о своей жизни готовит к восприятию подвига Данко?

В заключение обсуждается вопрос, как воспринимались созданные Горьким образы в те годы, когда пролетариат начинал осознавать свою историческую роль, и каково их значение в наши дни. Противопоставляя образы Ларры и Данко, Горький предупреждает об опасности использования силы характера во зло людям и прославляет подвиг во имя добра.

Страницы истории русского народа, ежедневная информация о трудовой жизни страны включают рассказы о героях, чей труд, чьи деяния освещены великой любовью к людям. Но не ослабевает поучительный смысл и образа Ларры. Нравственно-философской основой легенды, осуждающей индивидуализм, является утверждение: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью». Эти слова могут стать темой беседы с учащимися, которые сначала уяснят, как раскрывается их смысл в горьковском рассказе, а затем, привлекая факты из жизни, из газетных и журнальных статей, анализируя свой опыт, откроют живое значение этого утверждения.

4. Образ Старухи Изергиль в рассказах М. Горького

Редактируя рассказ, М. Горький меняет разбивку на главы. Однако, как в первом, так и в последнем варианте, писатель сохраняет трехчастную композицию рассказа. Наряду с этим вводит в свое повествование традиционного персонажа-рассказчика. Им и является старуха Изергаль. Она нужна автору, чтобы связать воедино реалистическое и сказочное, сделать естественным переход от авторского обрамления к сказочно-фантастическому повествованию.

«Старуху Изергиль» исследователи относят к молдавско-валашскому циклу в горьковском творчестве, хотя она и создана несколько позднее. Трагическое развитие темы совместимости любви и свободы в этом рассказе объединяется его автором с темой подвига ради людей. Сама Изергиль и история ее жизни являются связующим звеном между прошлым и настоящим, между реальными и легендарными людьми.

Обычно, говоря о жанровом своеобразии этого рассказа, исследователи ведут речь о двух легендах, объединенных в рамках одного повествования рассказом о своей жизни старухи Изергиль. В действительности все выглядит несколько иначе. М. Горький, следуя сложившейся в русской литературе практике, отталкивается от легендарной основы историй Ларры и Данко и переводит их в форму предания, которые превращает в сказочные повествования. Таким образом, старуха Изергиль рассказывает сказки, герои которых имеют легендарное происхождение. Впрочем, и сама Изергиль, история всей ее жизни и окружающая ее действительность кажутся нам «началом чудесной сказки». Другими словами, М. Горький добивается в своем рассказе того, что сказочное видится им в реальности и наоборот.

М. Горький сохраняет трехчастную композицию, чтобы подчеркнуть стилевую равноценность каждой из трех частей рассказа, две из которых являются сказками с легендарными героями, а третья - история жизни реального персонажа (Изергиль), подаваемая автором как своеобразная сказка. В результате сама реальность отражается в сказке, а сказка - в реальности.

Место действия, как и время, не определено, оно развивается в рамках «страны большой реки». Изергиль, преодолевая временные рамки, пытаясь и в данном случае вывести действие за установленные сказочные границы, делая себя и своего собеседника причастным к легендарному событию: «Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!».

Разумеется, авторская речь заметно отличается от речи Изергиль: в ней меньше своеобразных инверсий, повторов - тем не менее и она включает в себя простые двухсоставные предложения, связанные интонационной связью, повторы слов, однотипных синтаксических фигур. Другими словами, складывается впечатление, что авторская речь как бы испытывает влияние речи Изергиль и также приобретает сказочный колорит. Вмешиваясь в монолог рассказчицы, повествователь проводит границу между своими высказываниями и высказываниями Изергиль, речь которой тяготеет к устной. Писатель улавливает некую параллель между образами Ларры и Изергиль: «Конец рассказа она вежа таким возвышенным, угрожающим тоном, и все-таки в этом тоне звучала боязливая, рабская нота».

Чтобы показать близость упомянутых персонажей, автор вводит в произведение историю жизни самой рассказчицы. Исследователи считают, что «эгоизм Ларры все более противопоставлен Изергиль с ее сильным чувством и стремлением к подвигам», и «Изергиль платит людям за все, что у них берет, отдавая им накопленную мудрость».

Согласно другой точке зрения, в облике Изергиль типизируются качества и свойства, присущие Ларре. Старуха повторяет его коренные ошибки и понимает истинный смысл жизни, только испытав одиночество. Однако утверждение Г. ГАгеносова, которое гласит, что Изергиль искренне жалеет Ларру, вызывает сомнение. Скорее, рассказчице жаль самое себя, ибо в Ларре она видит собственные черты. По мнению, никакой принципиальной разницы между Изергиль и Ларрой не существует. Эту позицию разделяют и современные исследователи, указывающие на животное начало героини: «писатель не заслонил ее красотой (Изергиль. - М. Ш.) страшный звериный оскал, время от времени появляющийся на ее прекрасном лице». В облике Изергиль проступают дьявольские черты. Она не только чувственна, но властолюбива и злобна. Изергиль погубила немало людей: растерзала «маленького поляка», «высосала» жизнь из хрупкого мальчика-турка, убила молодого русского солдата. Однако наступило время, жизненные силы покинули властную женщину, и она, подобно Ларре, почувствовала приближение старости, а вместе с ней беспомощности как неотвратимого наказания.

Многие критики, говоря об убийстве молодого солдата, называли этот поступок подвигом, совершенным во имя любви. Таким образом, приписывая Изергиль несвойственные ей передовые идеи и взгляды, исследователи ждут от нее и соответствующих поступков. По замечанию, старуха Изергиль не только доказала свою правоту, но и обнаружила противоречивость своего отношения к жизни. Сама Изергиль «по духу своему эгоистична и внутренне мало связана с теми людьми, среди которых жила», - добавляет автор монографии.

В итоге большинство исследователей склонно видеть в Изергиль не героя, призывающего к подвигам, а крайнего индивидуалиста. И тем не менее отождествлять Изергиль с Ларрой не следует. Ларра - все-таки сказочный персонаж. Изергиль - авторская аллегория , которой М. Горький сумел придать реальные черты, облекая ее в плоть и кровь живого человека. Наконец, Изергиль намного сложнее и глубже Ларры. Более того, став похожим на него, она резко меняет образ жизни. И хотя к старости перед нами совершенно другая Изергиль, но ничего не проходит бесследно.

Изображая внутренний мир своей героини, автор раскрывает перед нами ее душу, показывая деградацию человека. Горький, сам познавший «дно жизни» и сумевший подняться с этого «дна», верит в человека и не торопится осуждать моральное падение Изергиль. Писатель заставляет в конце концов свою героиню понять, что только добрыми делами она сможет заслужить прощение. Поэтому, живя среди простых людей, старуха рассказывает им сказки о Ларре и Данко, чтобы предостеречь их от ошибок, которые она сама совершала в молодости. Причем использование апокрифических мотивах характерно не только для рассказов, в которых отчетливо просматривается легендарная основа (Ларра, Данко), но и для истории жизни самой Изергиль. Не случайно некоторые исследователи сравнивают Изергиль с Марией Магдалиной.

Писателю важны не столько сами события и герои, в них участвующие, сколько возможность с их помощью углубиться в человеческие переживания и мысли, воспринимаемые как основные ценности бытия . И сказочная форма, сплавленная с реальностью, позволяет М. Горькому лучшим образом реализовать свой замысел.

Что же такое опыт? Безусловно, каждый человек ответит на этот вопрос по — своему. Размышляя над этим определением, нельзя не согласиться с толкованием названного слова, данного в словаре Кузнецова, который говорит, что опыт — это совокупность знаний, навыков и умений, вынесенных из жизни, практической деятельности человека. Но если все зрелые люди – опытные, можно ли сказать, что опытный человек никогда не ошибается? Если это так, почему же вокруг нас столько нелепостей, необдуманных поступков и предрассудков? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к художественной литературе.

Тема опыта и ошибок была интересна многим писателям и поэтам. Одним из них можно считать Л. Н. Толстого. Проанализируем его величайший роман » Война и мир». Один из главных героев произведения — опытный военачальник Андрей Болконский. Он желает стать бравым воином и известным человеком. Не удивительно, ведь его кумир — Наполеон Бонапарт. Чтобы добиться своего, Андрей Болконский стремится оказаться в опасных местах сражений, не жалея своей жизни, хотя у него есть семья, которая нуждается в нем. Отношение Андрея к Наполеону, а следовательно и к ратным подвигам, непонятно нынешнему читателю. Многие считают амбиции глупыми, а размышления – ошибочными и недостойными взрослого мужчины. Можно ли с этим согласиться?

Наполеон Бонапарт — великий французский полководец, который хотел захватить весь мир. Стремления Наполеона приносят не только серьёзные материальные убытки, но и большие людские потери. Каким же Наполеон может служить примером? Наверное, изначально Андрей Болконский видит в нём целеустремлённого человека с сильным мужским духом. Его взгляды меняются в эпизоде «Небо Аустерлица». Он понимает, насколько ничтожны амбиции, приносящие смерть. В его мыслях возникает вопрос о том, достоин ли Наполеон быть кумиром? Лишь тогда, видя кровь и страдания сотен людей, он осознаёт, что нет.

Военные действия способствовали тому, что князь разочаровался в своих мечтаниях. Он понял, как горько ошибался. Тяжело раненный, оставаясь на поле сражения, Болконский переживает душевный перелом. Князь понимает, что есть в жизни нечто более значительное, чем война и слава. Теперь уже бывший кумир кажется ему мелким и ничтожным. Он решает, что в дальнейшем будет жить для своей семьи. Таким образом, Л. Н. Толстой хочет донести до нас мысль о том, насколько важно уметь видеть совершенные ошибки, признавать их и стараться вовремя исправить. Пример Андрея Болконского в очередной раз убеждает нас в том, что совершить ошибку может даже опытный человек. Ведь, как говорил А. С. Пушкин: «опыт — сын ошибок трудных». А никогда не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.

Андрей Болконский извлек пользу из совершенной ошибки. Бывает ли наоборот? Когда человек совершает одну и ту же ошибку сотни раз, чтобы прийти к цели? Чтобы ответить на этот вопрос, хотелось бы вспомнить рассказ М. Горького «Старуха Изергиль».

Знакомство Изергиль с читателем происходит, когда её уже можно назвать бесчувственной старухой. » Её чёрные глаза были всё- таки тусклы, луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами, сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы» — именно так ее описывает рассказчик. А ведь когда- то героиня любила до беспамятства. Поиск любви, настоящих чувств и идеального мужчины — вот проблема, в решении которой Изергиль, казалось бы, так опытна, но продолжает совершать ошибки.

В пятнадцать лет Изергиль знакомится с рыбаком, влюбляется в него, но через несколько дней понимает, что юноша ей наскучил. Далее она заводит романы с гуцулом, турком, поляком, ради веселья знакомится с разными мужчинами и сводит их с ума своей красотой. Почему же девушка, настолько опытная в отношениях с мужчинами, настолько желанная ими, проводит старость в гордом одиночестве?

Наверное, главная ошибка Изергиль заключается в легкомыслии и непонимании быстротечности человеческой жизни. Безусловно, в какой- то степени героиня права — она искала счастье. Однако главная ошибка привела её к тому, что счастье она потеряла навсегда. Таким образом, на примере Изергиль Максим Горький показал, насколько важно учиться на своих ошибках, чтобы стать счастливым.

И в заключении мне бы хотелось сказать, что опытный человек — это не тот, кто никогда не ошибается, а тот, чьи ошибки являются уроком, приобретённым опытом. Ведь, как говорил писатель Джордж Сантаяна: » Те, кто не учится на своих ошибках, обречены повторять их снова».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Все люди совершают ошибки, ведь именно так мы приобретаем необходимый нам опыт и становимся мудрее. Но некоторые ошибки очень сложно, а порой, невозможно исправить, и потому они могут стать роковыми для человека. Много размышлений на эту тему мы находим в рассказе Максима Горького «Старуха Изергиль», созданном в 1894 году.

Это произведение состоит из трех глав, в каждой из которых излагается отдельная история. В первой главе собеседница автора - Изергиль рассказывает ему легенду о гордом юноше Ларре .

Ларра был сыном орла и земной женщины, оттого «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», а сам он считал себя «первым на земле» и не видел никого и ничего. Роковая ошибка Ларры заключалась в том, что он поставил себя выше соплеменников, а также проявил ужасную жестокость и убил невинную девушку. За это юноша был не только изгнан и отвергнут людьми, но и наказан высшей карой: ему суждено вечно скитаться по земле, не зная покоя.

Антиподом Ларры в рассказе «Старуха Изергиль» является Данко . Этот юноша смог вдохновить людей и повести их за собой через глухие леса в степи к спасению. Сам Данко не совершал ошибок, но их совершали его соплеменники. Поскольку дорога через лес оказалась слишком тяжелой, эти люди отчаялись и пали духом. Вместо того чтобы признать свое бессилие, они «в злобе и гневе обрушились на Данко», но юноша простил им эту ошибку. Больше того, он пожертвовал своей жизнью ради спасения соплеменников и вырвал из груди своей пламенное сердце, которое «факелом великой любви к людям» освещало им дорогу.

Рассказ «Старуха Изергиль» проникнут идеями романтизма, поэтому в этом произведении художник-мыслитель Горький противопоставляет жизни действительной свой идеал. Включая в свое произведение эти две притчи, писатель пытается показать читателю насколько страшны бывают человеческие ошибки, и стремится предостеречь людей от их совершения.

Но если легенда о Данко, и легенда о Ларре во многом иносказательны, идеалистичны и потому далеки от реальности, то история Изергиль, наоборот, очень жизненна. Эта женщина, как и все люди, совершала множество ошибок, но для нее они стали способом накопления необходимого опыта и мудрости.

Бесспорно, Изергиль очень сложный и противоречивый персонаж. Многим поведение этой женщины покажется безнравственным, ведь она не задумываясь бросала своих мужчин, торговала собой и, наконец, хладнокровно убила человека. Но было в ее судьбе место и подвигу, и самоотверженности, а главное, у этой женщины есть совесть, она умеет осознавать свои ошибки и извлекать из них жизненный урок.

Сама Изергиль не говорит прямо о том, что сожалеет о тех или иных поступках, но писатель замечает, как тяжело она вздыхает при воспоминании о смерти своего юного любовника-турка, крестится трижды и шепчет что-то «сухими губами». Мы видим, что Изергиль осознает свою трагическую ошибку и просит у Бога прощения за нее.

«Старуха Изергиль» - замечательный рассказ, относящийся к романтическим произведениям Горького. Это произведение состоит из трех частей: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль и легенда о Данко.
В образе юноши Ларры Горький осудил такие человеческие пороки, как эгоизм, самовлюбленность. Ларра, действительно, необычный герой: он сын женщины и орла. Ларра убивает девушку только за то, что она не захотела идти с ним, то есть не из каких-то любовных или философских убеждений, а исходя из собственных вожделений. Герой, считающий себя самым выдающимся на земле, увидел в отказе девушки оскорбление своей чести.
Возмущенные поступком юноши соплеменники решили наказать Ларру одиночеством и свободой. Выслушав их, юноша громко смеялся, как ему казалось, над глупостью людей. Он еще не понимал, какая это страшная кара. Он был неуязвим и всегда одинок. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Он искал смерти, но напрасно…
Величайшее благо – жизнь становится для него каторгой. В проблему свободы и несвободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, близкими и дорогими людьми, дружбой, любовью, заботой о любимом человеке и о своем ребенке. Свобода – вовсе не синоним одиночества. Я думаю, легенда о Ларре учит не быть самовлюбленными нарциссами, холодными эгоистами.
Герой другой легенды – юноша Данко – противоположность Ларры. Он ради свободы своего племени идет на великую жертву. Если от жалкого Ларры осталась тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко напоминают потомкам красивые голубые искры.
Когда-то очень давно в глуши лесов, среди болот, мучаясь от болотного смрада, сырости, темноты жило племя. И был среди этих людей некий Данко, красивый, сильный, мужественный. Он взял на себя миссию – вывести своих соплеменников из тьмы лесов и болот к свету, теплу. Долго шли они… И вот измученные люди стали роптать, ругать Данко за то, что он, такой молодой и неопытный, взялся за это тяжкое дело, что он погубит их. И тогда юноша вырвал из своей груди сердце и высоко поднял его над головой. Оно «пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца» и освещало путь заблудившимся людям. Горящее сердце Данко помогло им выбраться из гнилого болота. Но его подвиг по-настоящему не был понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе: «осторожный человек», незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем». Видимо, память о Данко, чистом и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости.
Между двумя легендами находится история жизни самой Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям. Много людей погибло из-за нее. Ее любили мужчины, но любила ли она кого-то по-настоящему?.. Я думаю, что до поляка Аркадэка никого. Изергиль использовала других людей, совершала какие-то поступки только ради себя, своей прихоти, как Ларра. И вот однажды она полюбила. Но ее возлюбленный был холоден и неискренен с ней. Так Изергиль поплатилась за свою эгоистичную жизнь. Она говорит, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…». Я думаю, что подвиг тогда считается по-настоящему великим делом, когда он совершен ради других, а не ради своего развлечения.
Мне кажется, что Горький своим произведением хотел передать мысль о подлинном предназначении человека: сделать что-то для других, чтобы твоя жизнь не прошла бесследно.

КОМПОЗИЦИЯ РАССКАЗА М. ГОРЬКОГО «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»

1. Вступление.

Реализм и романтизм в раннем творчестве М. Горького.

2. Основная часть.

2.1 Композиция рассказа «Старуха Изергиль».

2.2 Легенда о Ларре.

2.3 Судьба старухи-рассказчицы.

2.4 Легенда о Данко.

2.5 Образ героя в ранних рассказах М. Горького.

2.6 Образ рассказчика.

3. 3аключение.

В раннем творчестве Максима Горького реализовались два литературных направления — реализм и романтизм. Реалистические рассказы писателя не скрывают суровую правду жизни, ярко рисуя тяжёлую действительность. Попытки героев вырваться из беспросветного существования, как правило, обречены на неудачу. Но их характеры привлекают свободолюбием и независимостью. Романтические же произведения Горького напоминают красивые легенды, поэтичные и загадочные, сказочные и проникновенные, Таков рассказ «Старуха Изергиль».

Произведение состоит из трёх частей: легенды о Ларре, рассказа старухи Изер гиль о своей жизни и сказки о Данко. Такая композиция полна смысла. Легенда о Ларре, эгоистичном и жестоком, открывает произведение. Герой, сын орла и женщины, не боится идти против соплеменников. В жизни он руководствуется только собственными желаниями и потребностями «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», вызывая в окружающих неприязнь, ненависть и страх.

Несомненно, герой силён и мужественен. Но эгоизм и гордыня делают его безжалостным. За убийство девушки Ларра осуждён на вечное одиночество. Поначалу он не понимает всего ужаса полученного наказания. И только через много лет герой осознаёт, что одиночество хуже смерти и он сам виноват в том, что люди отвернулись от него.

Ларра ищет смерти, но смерть не берёт его. Он осуждён на вечные скитания, ему нет места среди людей. Автор полагает, что человек не должен считать себя выше и лучше других, этот путь ведёт к одиночеству и отчаянию.

Далее следует рассказ старухи Изергиль о собственной жизни, тоже напоминающий легенду. Много лет назад молодая, сильная и красивая Изергиль жила, повинуясь только велениям своего сердца. Она любила многих мужчин, бросаясь с головой в омут нового чувства, не ведая ограничений и запретов и думая только о себе.

Изергиль может быть жестокой, как Ларра, но в отличие от него также великодушной и чуткой. Ради любимого героиня способна на самопожертвование. Она вызывает восхищение и сочувствие.

Образ старухи Изергиль объединяет две рассказанные ею легенды. В характере Изергиль есть черты как Ларры, так и Данко. Но доброта, готовность забыть о себе ради любимого сближают её характер с характером Данко.

Третью часть произведения составляет легенда о Данко, который ради людей пожертвовал жизнью. Чтобы спасти свой народ и вывести его из леса, он вырывает из груди сердце, освещая им дорогу. У Ларры и Данко много общих черт. Это сила, отвага, презрение к опасности, мужество. Но Данко готов расстаться с жизнью, чтобы спасти людей; он, в отличие от Ларры, человечен. Оба героя противопоставлены толпе.

Ларра воспринимает других людей как врагов, не позволяющих ему жить так, как хочется. Данко же, несмотря на непонимание соплеменников, готов ради них на жертву.

Две легенды, обрамляющие биографию старухи Изергиль, построены на контрасте. Этот приём направлен на создание образа романтического героя произведения. Им становится гордый и свободный человек, способный пожертвовать жизнью во имя счастья других людей.

Каждая легенда рисует свою концепцию существования человека. С одной стороны, можно жить лишь для себя, не заботясь ни о ком, но остаться одиноким и всеми покинутым. С другой стороны, можно жить для других, жертвуя собой во имя их жизней.

Биография Изергиль является центром произведения, объединяя обе концепции. Понятно, что автор считает правильной жизненную позицию, в соответствии с которой человек живёт не для себя, а для других.

Образ рассказчика является объединяющим началом для всех трёх повествований. Это человек, странствующий по родному краю в поисках легенд, сказаний, преданий о слав-

ном прошлом своего народа. Рассказчик отождествляет себя с героями некоторых историй. Через его восприятие мы угадываем авторскую позицию. Этот образ также несёт на себе печать романтизма. Не случайно объектом внимания рассказчика является пейзаж, яркий, прекрасный, необычный.

Рассказчик любуется восхитительной южной природой, на фоне которой легко представить романтические и героические события, описанные в легендах. Он поражён историей старухи Изергиль, преклоняется перед подвигом Данко, не приемлет эгоизма Ларры.