Конспект урока рисования по теме весна пришла. «Цвет весны»

Тема урока: 2 класс. «Весна разноцветная»

Вид занятия:

1. Беседа об искусстве.

2.Тематическое рисование во 2 классе.

Тема занятия:

    Изображение пейзажа.

Цель:

Задачи:

Образовательные:

    закрепление полученных знаний о глухих и звонких цветах, о технике смешивания основных цветов;

    продолжить освоение техники живописи «мазком».

Развивающие:

    передача настроения через цвет, создание определенного колорита;

    уметь проводить словесное и изобразительное описание весенней природы;

    развивать творческое воображение и внимание.

Воспитательные:

    воспитывать художественный вкус на основе изучения произведений художников;

    формировать умение трудиться и творить;

    воспитание любви к природе;

    п риобщение учащихся к эстетической культуре.

Оборудование для учителя:

    Репродукции картин с весенним пейзажем:

    Презентация «Весна разноцветная»;

    Компьютер, проектор;

    Классная доска;

    Гуашевые краски:

    Банка с водой;

Оборудование для учащихся:

  1. Гуашевые краски:

  2. Банки с водой;

Музыкальный ряд: С.В. Рахманинов Ф.Ф. Шопен. «НЕЖНОСТЬ» Весенний вальс.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, литература.

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма проведения: фронтальная, (совместно-индивидуальная).

Используемые методы: метод игровой драматургии, элементы проблемного обучения, исследовательский, частично-поисковый, практический, словесный, наглядный (с применением ИКТ средств),

Используемая литература:

Учебник Изобразительное искусство: Искусство и ты. 2 класс Коротеева Е.И., Москва, «Просвещение», 2007 г.

План урока:

1. Мотивация к учебной деятельности - 1 минуты

2. Определение темы, цели и учебных задач - 2 минуты

3. Актуализация опорных знаний и изучение нового материала - 8 минут

4. Физкультминутка - 2 минуты

5. Применение изученных знаний и практическая работа - 20 мин

6. Подведение итогов урока - 5 мин

7. Рефлексия - 2 мин

Ход урока:

I. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Цель: психологически подготовить учащихся к работе на уроке.

Наконец-то дан звонок,

Вот и начался урок,

Все на парты положили,

И к работе приступили.

Я рада снова видеть вас. Думаю, что сегодняшний урок порадует нас новыми открытиями и принесет радость от полученных результатов.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛИ И УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ.

Цель: развивать умение формулировать, выделять нужное, строить полный ответ, ставить цели и задачи.

Тема нашего урока «Весна разноцветная». (Слайд 1)

Что мы будем сегодня изображать? (весенний пейзаж)

Здесь заканчивается первый слайд (Слайд 2)

Мы повторим правила работы гуашевыми красками, технику живописи «мазком», мы закрепим полученные раннее знания о глухих и звонких цветах, научимся проводить словесное и изобразительное описание весенней природы.

Здесь заканчивается второй слайд (Слайд 3)

Давайте поставим цель урока и определим задачи.

Здесь заканчивается третий слайд (Слайд 4)

3. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель: систематизировать знания обучающихся по пройденному материалу, уметь передавать настроение через цвет, создавать определенный колорит, уметь проводить словесное описание весенней природы.

Как можно получить глухие цвета при работе с гуашевыми красками? (с помощью белой и черной краски)

С помощью какой цветовой гаммы А.К.Саврасов в своей картине «Грачи прилетели» передал раннюю весну (глухие холодные цвета).

Посмотрите на картину художника М.Сатарова « Деревня Абрамцево», он использовал тоже холодную гамму цветов.

Послушайте как Ф. И. Тютчев. В стихотворенье описывает весну "Весенние воды "

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят..

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет,

Кто может назвать эту цветовую гамму (глухие теплые цвета)

Посмотрите на цветовую гамму картины «Март» художника Левитана. Кто вспомнил стихотворенье, которое может описать настроение этой картины?

Здесь заканчивается шестой слайд (7 слайд)

Посмотрите, как меняется цветовая гамма, какие яркие цвета появляются на картинах художников. Кто вспомнил еще стихотворенье?

Здесь заканчивается седьмой слайд (8 слайд)

На этом произведении Левитана появилось еще больше теплых ноток.

Здесь заканчивается восьмой слайд (9 слайд)

Звонкие цвета встречаются с каждым весенним днем все чаще и чаще.

Здесь заканчивается девятый слайд (10 слайд)

Посмотрите внимательно на эти прекрасные картины

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки голубые глазки.

Здесь заканчивается десятый слайд (11 слайд)

Рассмотрите внимательно и опишите эту картин Жан-Марка Янячика словами.

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вы наверное устали?. Поэтому наш Нарисуй-ка предлагает нам прерваться на физкультминутку.

1. На лугу растут цветы небывалой красоты.

(потягивание – руки в стороны)

2. К солнцу тянутся цветы, с ними потянись и ты.

(потягивание – руки вверх)

3. К земляничке наклонись, ягодками насладись.

(наклоны вниз)

Здесь заканчивается одиннадцатый слайд (12 слайд)

5. ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕНЫХ ЗНАНИЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний на уроке их применения при выполнении практического задания, продолжить освоение техники живописи «мазком» , развивать тв орческое воображение и внимание , формировать умение трудиться и творить.

Немного передохнули и теперь необходимо приступать к работе.

Перед выполнением практического задания давайте вспомним правила работы:

С чего начинается работа красками?

С какого цвета начинаем работу? Почему?

Положите альбом горизонтально или вертикально

Здесь заканчивается двенадцатый слайд (13 слайд)

С чего начинается работа в пейзаже?

(Учитель выполняет поэтапно задание, вслух объясняя все действия).

Небо – легкие горизонтальные мазки.

Поверхность земли - кое-где вертикальными мазками показать нежную травку из-под снега.

Здесь заканчивается тринадцатый слайд (14 слайд)

Коричневым цветом покажите стволы и скелетные ветки деревьев. Вдалеке светлым цветом, вблизи более насыщенным.

Здесь заканчивается четырнадцатый слайд (15 слайд)

Легкими быстрыми движениями добавьте нежно-розовые цветы на ветках деревьев.

Что еще можно изобразить на рисунке?

Дополните свою композицию самостоятельно

(Во время практической работы учитель делает целевые обходы):

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

Используй цвет как основное выразительное средство в своей работе.

4) контроль качества выполняемой работы.

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Прикрепите свои рисунки к доске, давайте посмотрим на результаты своей работы:

На каком рисунке весна получилась самой звонкой?

Здесь заканчивается пятнадцатый слайд (16 слайд)

Домашнее задание: Найти картинку с изображением весны и описать то что видите на картинке словами или подобрать стихотворение

7. РЕФЛЕКСИЯ.

Цель: создать условия для самооценки учащихся эмоционального состояния.

Поднимите баночку с гуашевой краской того цвета, который передаст ваше настроение и покажет, понравился ли вам урок.

Урок закончен.

Приведите в порядок свое рабочее место.

До следующего урока.

МБОУ СОШ с.Норовка Наумова Т.В. Страница 8

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

комбинированного вида «Детский сад «Журавлёнок» г.Надым»

Конспект урока ИЗО на тему

«Весна»

подготовила воспитатель

Мифтахова Фана Хатимовна

Надым, 2013 г

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, чтение.

Цели деятельности педагога: познакомить с новым стихотворением; учить называть признаки весны; рассказывать стихотворение наизусть выразительно; развивать навыки рисовать гуашью; рисовать округлые, овальные формы, проводить разнообразные линии; закрашивать гуашью в пределах контура; воспитывать эстетический вкус.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: отвечает на вопросы педагога во время организационного момента, участвует в разговорах во время рассматривания сюжетных картин, с интересом слушать стихотворение, выразительно наизусть рассказывает знакомое стихотворение, активен при создании коллективной работы рисунка «Весна».

Материалы: текст ст. А. Плищеева «Весна», картинки с изображением весны, лист ватмана, гуаши жёлтого, зелёного, голубого, синего, красного цвета, кисточки, салфетки, баночки с водой, фланелиграф.

Ход проведения:

Воспитатель подводит детей к окошку и спрашивает детей:

Воспитатель: Какое сейчас время года? Как вы догадались, что сейчас весна?

Дети: Тает снег, с крыши капают капли. На улице появились лужи, кругом вода, сыро. А снег весной посерел, почернел.

Воспитатель предлагает прослушать стихотворение про весну. (А. Плещеев «Весна»).

"Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала".

Воспитатель: Что мы узнали из стихотворения о весне?

Дети: Весной «тает снег, бегут ручьи», «лес оденется листвою», «чиста небесная глазурь», значит, небо ясное, голубое, теплей и ярче стало солнце; и дети, и птицы, и все люди рады весне.

Воспитатель повторно читает стихотворение, побуждая детей повторять за ним.

Воспитатель: Да, весной солнце светит ярче, рано утром солнышко поднимается на небо, греет всех ребят, птичек, животных. Оно проходит по всему небу, чтобы всем было тепло и светло. Радуются все весеннему солнышку: дети гуляют на улице, птички весело поют, воробышки весело играют. Скоро совсем снег растает, появится зелённая травка, зацветут цветы, на деревьях появляется листочки.

Воспитатель: И так, детки, скажите, какая она весна?

Дети: Весна, значит: яркое, лучистое, доброе, теплое солнышко; чистое голубое небо; на земле лужи; кое-где появилась травка, а попозже зацветут цветы.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Сколько интересного мы узнали о весне. Детки, давайте сейчас мы с вами нарисуем свою картинку о весне.

Педагог спрашивает у каждого ребёнка, что бы он хотел нарисовать; и каким цветом, какой формы они будут рисовать солнышко, небо, лужи, цветы.

Воспитатель приглашает к мольберту каждого ребёнка, каждой ребёнок на большом листе ватмана рисует, что он хочет.

Дети выполняют работу, самостоятельно выбирая цвет гуаши, воспитатель контролирует приемы работы, оказывает помощь тем, кто испытывает затруднения, поощряет детей, дорисовывающих дополнительных деталей.

В процессе работы активизирует действия детей словами, например «Похоже ли твое изображение на солнышко, ведь ты его не раскрасил»

Рефлексия

Что мы узнали о весне?

Какие стихи мы почитали?

Какую картину с вами рисовали.

П/и: «Весёлый воробей»

Цель: учить выполнять движения по тексту игры.
Ход игры:

Воробей с березы на дорогу прыг! Больше нет мороза чик-чирик!(дети прыгают и чирикают)
Вот журчит в канавке, быстрый ручеек (дети произносят: «Ж-ж-ж-ж!)
И не зябнут лапки- Скок-скок! (дети прыгают)
Высохли овражки - Прыг-Прыг! (дети прыгают)
Вылезут букашки -Чик-чирик! (дети чирикают)
Воспитатель: «Клюй, не робей! Кто это (воробей)

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ДОУ: ФГТ Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» вторая младшая группа - Волгоград.: Учитель, 2013.

2. Васильева И. Дидактический материал "Познаём мир" -М.: Стрекоза, 2011.

РИСОВАНИЕ НА ТЕМУ «ВЕСНА»
Ц е л и: познакомить с творчеством художников К. Юона, Ф. Васильева, И.
Левитана; продолжить формирование графических умений и навыков; развивать
навыки композиционного решения рисунка; дать представление о красках весны;
способствовать развитию детского воображения и эстетического восприятия.
О б о р у д о в а н и е: акварельные краски, кисти, палитра, вода, карандаш,
салфетки.
И з о б р а з и т е л ь н ы й р я д: репродукции картин К. Юона «Мартовское
солнце», Ф. Васильева «Оттепель», И. Левитана «Цветущие яблони», образец
педагогического рисунка.
Л и т е р а т у р н ы й р я д: стихотворение С. Я. Маршака «Весенняя песенка»,
загадка, стихотворение Н. Никитина.
М у з ы к а л ь н ы й р я д:
фортепианная пьеса «Подснежник» из цикла
«Времена года» П. И. Чайковского.
Х о д у р о к о в
I. Организация учащихся.
1. П р о в е р к а готовности учащихся к уроку.
2. С м а ч и в а н и е красок.
II. Сообщение темы урока.
У ч и т е л ь. Сегодня на уроке мы будем рисовать пейзаж.
Отгадайте, какое время года мы нарисуем.
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает.
Когда это бывает? (Весной.)
В. Степанов
III. Работа по теме урока.
1. А н а л и з репродукций картин К. Юона, Ф. Васильева, И. Левитана.
У ч и т е л ь. Давайте посмотрим, как меняется природа весной, что
изображают на картинах художники­пейзажисты.
Посмотрите на картину Константина Федоровича Юона. Как вы думаете, как
она называется? Какой месяц весны на ней изображен? (Ответы учащихся.)
Пейзаж К. Ф. Юона называется «Мартовское солнце». Мы с вами знакомились
с картиной этого художника «Русская зима» и говорили, что этот художник

очень любил рисовать зимние пейзажи. На этой картине он тоже изобразил как
будто зиму. Но нет, пронзительная, какая­то звенящая синева неба рассказывает
нам о том, что скоро­скоро все изменится. Деревья тянут свои ветви к весеннему
небу; трепетны тоненькие веточки березы. Мальчишки скачут на конях, собака
бежит следом за ярко­рыжей в белых пятнах лошадью. На снегу, покрытом
коркой наста и чуть розовом в лучах утреннего солнца, лежат длинные сине­
сиреневые тени.
Вот как поэт говорит об этом времени года:
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озерах треснул лед, –
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей, небо стало выше.
Зачирикал воробей веселей на крыше.
Все чернее с каждым днем стежки и дорожки.
И на вербах серебром светятся сережки.
С. Маршак
Весна все решительнее наступает на зиму. Тает снег, по тропинкам уже не
пройти.
Именно такое время изображено на пейзаже Федора Александровича
Васильева «Оттепель».
Мрачным и строгим выглядит заиндевелый лес; снег утратил свою белизну, и
на дальние поля легли синеватые тени. И холодный луч солнца, прорвавшийся
сквозь тяжелые тучи, скупо освещая пейзаж, не в силах изменить его общий
тоскливый облик. Заброшенной и сиротливой кажется стоящая близ дороги
одинокая крестьянская изба. Введенная в пейзаж фигура путника с ребенком, с
трудом пробирающегося по разъезженной талой дороге с разлившимся
посередине ручьем, еще больше усиливает гнетущее чувство безнадежности.
Взволнованно­тревожное настроение этой картины без труда передается
учителю.
Но скоро все изменится.
Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят …
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнезд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День­деньской от зари до зари!
И. Никитин

И, наконец, последний пейзаж – долгожданный май на картине Исаака Ильича
Левитана «Цветущие яблони».
Кажется, будто вся она наполнена солнечным светом и воздухом: художник
великолепно передал всю красоту нежного цветения молодых деревьев. Вот
яблонька на переднем плане справа, слева пространство, свободное от деревьев,
а дальше снова деревья. В глубине сада небольшой домик. Незатейливый пейзаж.
Но как светло становится на душе от него! Забываешь о ненастье за окном, о
своих невзгодах.
Какие вы можете назвать главные приметы весны в марте, апреле, мае?
(Ответы учащихся.)
Какое настроение передает картина К. Юона? Радостное, бодрое, веселое,
задумчивое, печальное, унылое? (Ответы учащихся.)
Как показал весеннюю непогоду Ф. Васильев? Какие краски использовал
художник? (Ответы учащихся.)
По каким признакам мы видим, что на картине И. Левитана изображен яркий
солнечный день? (Ответы учащихся.)
2. М у з ы к а весны.
У ч и т е л ь. А теперь послушаем музыку и попробуем узнать, какой месяц
весны она описывает.
Звучит музыка П. И. Чайковского – пьеса «Подснежник» из цикла
«Времена года».
Какой пейзаж вы представили себе, слушая музыку?
(Ответы
учащихся.)
Как вы думаете, почему композитор назвал свое произведение
«Подснежник»? (Ответы учащихся.)
У п р а ж н е н и е «По солнышку».
Дети выполняют произвольные движения.
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Я летнею порой. (Ходьба на месте.)
И любо мне, и весело,
Смотрю по сторонам,
Голубеньким и беленьким

Я радуюсь цветам. (Повороты направо,
налево, любуются цветами.)
А из лесу далекого,
Куда и я иду,
Приветливо доносится:
Ку­ку, ку­ку, ку­ку! (Изображают кукушечку.)
IV. Актуализация знаний учащихся.
У ч и т е л ь. Сегодня вы попробуете свои силы в изображении весеннего
пейзажа. Какой именно пейзаж вы будете рисовать – раннюю весну, апрель или
цветущий май, вы выберете сами. Составьте устное описание, как будет
выглядеть пейзаж, на котором изображена весенняя слякоть, лужи, серые, без
листьев деревья в солнечную погоду и в ненастный день. (Ответы учащихся.)
В солнечную погоду даже весенняя слякоть выглядит немножко сказочно:
блестит, сверкает разноцветными бликами. А в ненастье все серо: и небо, и
земля, и деревья.
Так один и тот же пейзаж может выглядеть совершенно по­разному.
Скажите, с чего же мы начнем работу над рисунком. (Ответы учащихся.)
Художник начинает свою работу с того, что мысленно видит свою будущую
картину целиком. На этом этапе он разграничивает главное и второстепенное.
Умело выделенное главное означает, что художник сумел построить композицию
своей картины так, что она будет выразительной.
V. Этапы выполнения рисунка на 1­м уроке.
1. К о м п о з и ц и я р и с у н к а.
Проводим линию горизонта так, чтобы сверху расстояние было больше, чем
снизу. Затем определяем положение деревьев, их высоту, намечаем тропинку,
пригорки. (Приложение, рис. 1.)
2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.
Легкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов: стволы,
крупные ветки, пригорки. (Приложение, рис. 2.)
VI. Практическая работа.
З а д а н и е: выполнить рисунок на тему «Весна» в карандаше.
По окончании работы учащиеся под руководством учителя контролируют
правильность композиционного решения рисунка, соблюдение пропорций и
исправляют выявленные недостатки.
VII. Этапы выполнения рисунка на 2­м уроке.
1. Р а б о т а с ц в е т о м.

Заполнение рисунка цветом начнем с закрашивания неба. При этом помним,
что ближе к земле небо будет светлее. Для изображения облаков воспользуемся
следующим приемом: пока голубая краска не высохла, сухой кисточкой рисуем
контуры облаков. Далее закрашиваем землю, используя коричневую краску и ее
смесь с желтой. Затем закрашиваем стволы деревьев и рисуем крупные ветки.
(Приложение, рис. 3.)
2. П р о р и с о в ы в а н и е д е т а л е й рисунка.
Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки, отдельные
листочки, травинки. (Приложение, рис. 4.)
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую
сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на слова «выше, выше» –
выпрямляются.
VIII. Практическая работа.
З а д а н и е: выполнить рисунок на тему «Весна» в цвете.
IX. Итог уроков.
1. В ы с т а в к а р а б о т учащихся.
2. З а к л ю ч и т е л ь н о е с л о в о учителя.
Ваши лучшие работы очень порадовали меня. В них правильно построена
композиция, точно подобраны оттенки красок. Все это помогло вам показать
таинство пробуждения природы весной. Молодцы!

Конспект урока изобразительного искусства на тему: "Неповторимая весна».

Конспект урока изобразительного искусства для учащихся 2-3 классов.


Сафронова Кристина Викторовна, педагог дополнительного образования, учитель изобразительного искусства МБОУ г. Иркутска СОШ №7.
Описание материала: Данный конспект урока подходит для детей 8-9 лет, как для уроков изобразительного искусства, так и для внеурочной деятельности. В ходе изучения нового материала учащиеся узнают о том, что благодаря определенной палитре цветов можно нарисовать пейзаж любого весеннего месяца. Совместно с традиционным изображением живописного фона учащиеся используют нетрадиционный прием рисования – выдувание рисунков для рисования деревьев. И в конце выполнения рисунка учащиеся снова берут кисточки для завершения и украшения рисунка. Смена видов деятельности вызывает интерес у учащихся к художественному творчеству, повышает работоспособность и достигает интересных результатов.
Цель: Выполнить живописное изображение весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков. Обучающие:
- Учить находить самые главные особенности мартовского, апрельского и майского пейзажей на примере пейзажей русских художников.
- Закреплять знания работы с акварельными красками, смешивать цвета для получения новых оттенков.
- Повторить правила работы рисования с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.
Развивающие:
- Развивать творческие способности, фантазию, эмоциональное эстетическое восприятие окружающего мира, природы.
- Развивать элементарные навыки культуры труда.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к природе, творчеству, коммуникативную культуру общения.

Универсальные учебные действия

Личностные:
- Иметь положительное отношение к учению.
- Совершенствовать имеющиеся навыки работы с акварельными красками.
- Закреплять навыки рисования в нетрадиционной технике изобразительной деятельности – выдувание рисунков.
Регулятивные:
- Понимать и сохранять учебную задачу.
- Контролировать процесс и результаты деятельности.
- Адекватно оценивать достижения свои и одноклассников.
Познавательные:
- Выбирать основания и критерия для сравнения произведений живописи с литературными произведениями.
- Самостоятельно выбирать расположение листа и создавать композиции в нем.
- Самостоятельно находить пути решения творческой задачи.
Коммуникативные
- Адекватно слушать учителя, одноклассников.
- Участвовать в общей беседе: слушать, отвечать на поставленные вопросы, анализировать ответы одноклассников.
Материально-техническое обеспечение
Наглядный материал: презентация по теме урока, примерные работы.
Оборудование для учителя: 3 шаблона палитр из ватмана, гуашь, формат А3, кисть №12, кисть №2, баночка с водой, тушь черная, тушь красная, палитра, трубочки для коктейля.
Оборудование для ученика: гуашь, формат А4, кисть:5, №1, баночка с водой, палитра.
Тип урока: комбинированный.

1. Орг. момент: приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Мотивационный этап
Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки
На полях – грачей цепочки,
Над ожившею листвой –
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада –
Куст сирени у ограды.

Это стихотворение детского поэта Виктора Лунина
- Ребята скажите, о чем это стихотворение?
О весне.
- С каким образом сравнивает автор стихотворения весну?
С художницей, которая пробудилась ото сна.
-А вы сегодня хотите стать художником как весна?
Да.
Для этого слушайте внимательно и выполняйте все старательно

3. Актуализация знаний.
Весна – самое удивительное, прекрасное время года, это время когда просыпается природа. Спокойно становится на душе, хочется радоваться, больше находиться на улице, при этом появляется много сил и энергии.
- На основе стихотворения и небольшой беседы в начале урока можем ли мы назвать тему урока?
Конечно же, весна, весенний пейзаж.
Посмотрите на работы выполненные ребятами.
- Похожи ли они друг на друга?
Все рисунки разные
- А что всё-таки общее между ними?
Деревья нарисованы при помощи трубочки для коктейля выдуванием рисунков из капли краски.
Итак, тема урока «Неповторимая весна». Выполнение живописного изображения весеннего пейзажа с использованием нетрадиционной техники изобразительной деятельности – выдувание рисунков.

4. Изучение нового материала.
Многие художники и поэты восхищаются этим удивительным временем года. И благодаря их произведениям мы можем увидеть и почувствовать абсолютно разную весну.
Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое называется «Март".
Мы сегодня рано встали.
Нам сегодня не до сна!
Говорят, скворцы вернулись!
Говорят, пришла весна!
А на улице мороз.
Снег летит колючий,
И ползут по облакам
В белых шубах тучи.
Ждём, весна. Давным-давно,
А ты бродишь где-то!
Без тебя ведь не придёт
Солнечное лето!

Гайда Лагздынь
- Какой месяц описывается в данном стихотворении?
Март
- Какие особенности первого весеннего месяца?
Морозно, небо хмурое, прилетают птицы, еще лежит снег.
Таким образом, описывает поэт самый первый весенний месяц.
Художники тоже любят изображать этот удивительный весенний месяц.
Перед вами картина Исаака Левитана «Март»
- Какие фрагменты на картине говорят о том, что это начало весны?
Теплое солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья покрыты снегом, листьев еще нет, можно разглядеть присутствие скворечника на дереве. На полосах дороги уже растаял снег. Лошадка томится на солнышке.
Хорошо! А теперь послушайте следующее стихотворение Самуила Маршака Апрель! Апрель!
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.

- Какие перемены в природе описывает автор стихотворения?
А теперь рассмотрим глубоко прочувственную картину Василия Бакшеева «Голубая весна»
- Что вы можете рассказать о весне, представленной в этой картине?
С бесподобным мастерством художник сочетает желтизну прошлогодней листвы, розоватую дымку, окутавшую дальний лес, звонкую голубизну неба и чистую белизну деревьев.

И еще одно стихотворение, конечно же, о мае месяце.
И. Авенберг
Зелень на деревьях
Первые листочки.
И на всех газонах –
Желтые цветочки.
Уличная серость
Солнышком согрета,
Свежестью залита.
Ярким майским цветом.
В голубом раздолье
Щебет не смолкает,
Пятнышком веселым
Бабочка порхает.

- Какую природу описывает автор стихотворения?
А вот какую картину написал Станислав Жуковский под названием «Старая усадьба. Май»
Этот художник очень любил изображать старинные русские усадьбы в сочетании с великолепием пейзажей разных времен года.
- Ребята, вы почувствовали разницу между тремя месяцами весны?
Да. Тогда выполним следующее упражнение.

5. Выполнение упражнения «Палитра».
На доске вывешиваются три палитры, вырезанные из формата А4, на слайде три картины, рассмотренные ранее.
Перед вами репродукции картин.
- Каким жанром изобразительного искусства можно назвать эти картины?
Пейзажем.
Совершенно верно. А чтобы на пейзажах показывать разные месяцы весны, определим палитру необходимых оттенков и цветов.
Ученик выходит к доске и рисует главные оттенки и цвета, характерные для мартовского, апрельского и майского пейзажа. Остальные работают в альбоме.

6. Физкультминутка
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Н четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – продолжаем рисовать!

7. Практическая работа.
Сейчас мы с вами при помощи полученных знаний выполним живописное изображение пейзажа, но для начала разделимся на три команды.
1 ряд – выполняет мартовский пейзаж
2 ряд – апрельский
3 ряд майский.
Начинаем рисовать с фона.
Делим лист на две части, определяя небо и землю.


Выполняем цветовое решение, используем правила воздушной перспективы - небо и земля к линии горизонта становится светлее.



Создаем композицию из деревьев. При помощи трубочки для коктейля из капли коричневой туши (спешиваем черную и красную тушь на палитре) выдуваем деревья.


Украшаем рисунок с учетом весеннего месяца

Маметова Аида Аюпжановна - учитель начальных классов.

24.04.2014

г.Алматы

Конспект урока по ИЗО во 2 «Д» классе на тему:

"Весенний пейзаж"

Цель:

Расширить знания обучающихся о пейзаже, как таком жанре в искусстве, который предполагает гармоничное сочетание чувств художника и их выражения в творческой деятельности.

Задачи:

Образовательная:

    Закрепить представления детей о весне.

    Закрепить знания детей о характерных особенностях данного времени года.

    Обратить внимание детей на первые признаки весны: капель, кругом вода, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и с первыми листочками, первые цветы, яркое солнце.

    Научить составлять весеннюю композицию, используя краски.

Развивающая:

развивать речь, память, мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную, двигательную память, мелкую моторику.

Воспитательная:

    Воспитывать у детей любовь к родному краю.

    Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

    Воспитывать у детей доброе, бережное отношение к природе.

    Воспитывать заботливое отношение к природе, поддерживать чистоту в окружающей среде.

    Воспитывать эстетическое чувство к природе, вызвать живой интерес к изменениям, происходящим в природе.

Оборудование: бумага А3, А4, карандаши цветные, краски, кисти, репродукции картин с изображением пейзажей, стаканчики для воды, мелодия Чайковского «Времена года»

Методические приемы: беседа, художественное слово, рассматривание и сравнение картин по теме «Весна», загадка, превращение детей в художников, прослушивание мелодий «Времена года».

Словарная работа: активизация и обогащение словаря: капель, первые набухшие почки, пейзаж, художники-пейзажисты, линия горизонта, техника рисования.

Ход урока

Класс делится на 4 группы.

1.Организационный момент.

Учитель. Ребята! Давайте мы начнём урок с улыбки, посмотрите к нам пришли гости, улыбнитесь им и друг другу и пожелайте творческих успехов, а теперь посмотрим и проверим, всё ли у вас готово к уроку. На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!

Сегодня урок необычный! Мы работаем в коллективе по группам. Вспомним, какие правила для групп мы с вами выводили? (Дети отвечают)

Правила работы в группе:

    Внимательно слушать друг друга.

    Не перебивать говорящего.

    Уважать мнение друг друга.

    Активность.

    Правило «стоп»

    Ставить перед собой цель и достигать его.

    «Разум человека проявляется в ясности его речи»(точность, выразительность, доступность, правильность и смысл)

    Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.

2. Актуализация опорных знаний.

Зазвенели ручьи,

Прилетели грачи,

В дом свой улей, пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Дети: Весна (вывешивается наглядность-ВЕСНА)

Какое время года у нас во дворе?

Дети: Весна.

3.Сообщение темы и цели урока

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке? (учиться, рассуждать, рисовать, оценивать, красиво говорить)

А ещё будем продолжать расширять свои знания о жанрах в изобразительном искусстве и рисовать весенний пейзаж.

4. Подготовка к изучению нового материала.

Какие весенние месяцы вы знаете?

(ответы детей) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

Какой первый месяц?

Действительно, первый месяц весны - это март.

(Учительница демонстрирует иллюстрацию с изображением марта).

«Снег дырявым в марте стал,

И почти совсем опал.

Он уже не чисто белый,

Не пушистый, словно прелый».

ЗАДАНИЕ №1(Выполняется и обсуждается в группе, один из учеников защищает свою команду)

Подберите образное сравнение для описания мартовского снега.

А какая часть речи помогает вам точно и ярко описать признаки предметов? (Имя прилагательное)

- (Мнения учащихся) белый пористый шоколад, перина, лист пенопласта, серая вязаная скатерть, перламутровый, пух, облака, шуба.

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель).

Какой сейчас месяц?

Назовите второй месяц весны.

- Действительно, второй весенний месяц носит имя Апрель. Весна в апреле напоминает заплаканную девушку, а слезы на ее лице – это бусинки талой воды. Умылась весной земля ручьями, еще больше разрумянилось весеннее солнышко.

Представьте себе нарисованный нами образ второго весеннего месяца.

- Вскрылись в апреле реки. Лед на реке весной тоже просыпался постепенно: сначала потемнел, затем нахмурился и покрылся трещинами. И только потом стал раскалываться, постепенно приходя в движение. Льдины поплыли по реке, постоянно сталкиваясь и разбиваясь.

- В народе говорят: «Апрельские ручьи землю будят». В апреле земля освободилась от снежного плена. Скинула с себя зимние лохмотья. Она обрадовано оттаяла и вдоволь напилась водой.

Какую картинку вы нарисовали в своем воображении?

Пригревающее солнце стало подсушивать верхний темно-коричневый слой земли. В апреле земля преет-прогревается. Журчат весенние ручьи.

Народная мудрость гласит: «Не ломай печи - еще апрель на дворе». Как вы понимаете эту поговорку?

(Мнения детей).

- Действительно, в апреле еще могут быть холода. «Апрель месяц - плут, лукавец, по-своему распоряжается», нелегко угадать холода ли ждать или тепла.

ЗАДАНИЕ №2

Выберите и отметьте приметы, по которым люди в апреле подмечают, что этот год будет теплым.

¨ Апрель ветром дует, небо синит - тепло сулит.

¨ Из березы течет много сока - к прохладному, дождливому лету.

¨ Синие облака в апреле - к теплу и дождю.

¨ В апреле днем жарко, ночью прохладно - к хорошей погоде.

А сейчас нам пора немного отдохнуть и мы с вами сделаем разминку.

5. Минутка здоровья.

Весна, весна! Пришла весна:

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднято гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый

На солнце маленький стоит,

Посланец он весны надежный

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

Какой последний месяц весны?

(ответы детей)

Третий месяц весны - май. Май можно сравнить с красивой, улыбающейся девушкой, с широко открытыми глазами, в волосы которой вплетены яркие цветы. Она гордой походкой идёт по земле, покрытой зелёным ковром.

Представьте себе нарисованный нами образ третьего весеннего месяца.

- Май в народе не зря называют - травень, цветень. В этом месяце повсюду зеленеют и цветут кроны деревьев. Растут крокусы, сон-трава, лютики и другие весенние цветы. В садах зацветают нарциссы, тюльпаны, маргаритки и др. Поднимаются пионы, лилии, ирисы. Через месяц после зацветания мать-и-мачехи цветут шиповник, липа, крыжовник, смородина, зеленеют яблони.

ЗАДАНИЕ №3

Выберите и отметьте картинку, соответствующую майской природе.

(учащиеся в группах рассматривают картинки и выбирают нужную и вклеивают, ответы защищаются)

ЗАДАНИЕ №4
– В каждой группе по 3 репродукции художников, разделите их по жанрам
. - На какие группы разделили?

1-я группа - натюрморт.

2-я группа - портрет.

3-я группа - пейзаж.

Почему эти три картины отнесли к пейзажу?

Чем различаются эти три картины?

Что может быть изображено, когда рисуют пейзажи? ( Художник изображает поля, небо, леса, дом, природу.)
- Итак, сделаем вывод: пейзажи отличаются
временами года, временем суток, цветом (теплые и холодные, хроматические, ахроматические) - Колоритом. Колорит – это сочетание цветов в картине. А сочетание цветов что передаёт? (настроение)

Удивительный мир окружает нас, это мир природы. Уметь видеть его красоту помогут нам художники.

Картины, в которых они изображают природу, называются пейзажами.

А художников, которые пишут пейзажи, называют художниками-пейзажистами.

(показ нескольких картин)

Обратите внимание на эту картину Левитана.

И назвал художник эту картину «Весна-большая вода».

Художники показывают красоту родной природы в картинах, поэты в стихах, а композиторы в музыке.

Прослушайте стихотворение Федора Тютчева.

Чтец:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые!

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам.

И гам лесной, и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

(Мнения детей).

Назовите важнейшую примету этого весеннего месяца.

6.Прослушивание музыкальной пьесы.

Давайте прослушаем отрывок из Чайковского «Времена года».

Прослушайте внимательно эту мелодию и подумайте, какую бы весеннюю картинку вы нарисовали.

(прослушивание мелодии, ответы детей)

7.Практическая работа.

ЗАДАНИЕ № 5.

Рисование весеннего пейзажа. Показ сложных элементов учителем.

Ну, а сейчас вы художники и будете рисовать весенний пейзаж. Можно изобразить начало весны , когда природа только начинает просыпаться после зимнего сна, когда только начал таять снег и началась капель, но можно и изобразить весну в самом разгаре : голубое небо, первая молоденькая травка, деревья с набухшими почками и первыми листочками, первые весенние цветы, яркое солнце. Но сегодня мы будем рисовать не только акварельными красками, но и цветными карандашами и мелками. С этими художественными материалами вы уже знакомы. Незабываем о линии горизонта , она у нас будет проходить на середине листа или чуть выше. Не забывайте, что предметы, расположенные на переднем плане они будут больше по размерам, чем те, которые позади. Ну, художники, давайте начнем нашу работу.

8.Практическая работа.

Теперь будьте внимательны, чтобы все сделать правильно и аккуратно. (Поэтапное выполнение задания).

(дети рисуют, звучит мелодия «Времена года». Учитель следит за детьми, как они рисуют, может делать словесные замечания по ходу работы)

Этапы изображения:
- Вы как художники знаете с чего начинается работа?
- С наброска.
-Тонкими линиями намечаем линию горизонта, дальний план, деревья, кусты.

Смачиваем кисть водой.
-Затем приступаем к заливке: ближе к горизонту светлее цвета, к краю – темнее.

А что по тону будет светлее: земля или небо? (Небо светлее и прозрачное)

9. Информации о домашнем задании (по выбору учащихся)

Ребята, как вы уже поняли, каждый из нас видит красоту природы по - своему.

Художники пишут картины.

Фотографы снимают красоту природы на фотокамеры.

Поэты сочиняют стихи о природе.

Композиторы сочиняют красивую музыку.

10. Подведение итогов урока (Огонёк общения)

Художник всегда организует выставку своих работ. А мы сейчас в классе устроим Вернисаж. Пожалуйста, прикрепите свои работы на доске.

Я хочу узнать, какие у вас чувства после выполненной работы?

Я рада, что есть радость, восторг, грусть.
- Молодцы, вы все хорошо потрудились.

(Оценка работ учащихся)

11. Рефлексия.

У вас получились замечательные работы, что помогло вам при рисовании?

Чему вы научились на уроке?

Что нового узнали? Ребята, на доске прикреплены смайлики, если вам понравился урок и вы узнали много нового то возьмите смайлик который улыбается, если вам урок не понравился и нового вы ничего не узнали то смайлик который плачет.

Молодцы, ребята, вы очень красиво нарисовали. У вас у всех разные рисунки. Но все они очень интересны и очень красивы.

Спасибо за урок! До встречи на следующем уроке!

Литература:

1.Островская О. В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4кл.

М. ВЛАДОС, 2004г.-276 с.

2.Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Изобразительное искусство, 2 класс