Православный симонов мужской монастырь. Храмы моего города

Использованы только собственные фотографии - дата съемки 26.04.2010 и 21.03.15

М."Автозаводская"
Адрес: Восточная улица, 6.

Симонов монастырь был основан в 1370 г. преподобным Феодором, учеником Сергия Радонежского. Название свое получил по имени инока Симона (в миру боярина Ховрина), на землях которого он был построен.
В 1380 г. в церкви Рождества Богородицы, были захоронены останки героев Куликовской битвы иноков Пересвета и Осляби.
Симонов монастырь играл важнейшую роль в обороне южных подступов к Москве. Пожалуй, ни один из монастырей-сторожей не имел таких мощных укреплений. Ему неоднократно приходилось выдерживать нападения сначала татарских орд, а потом и польско-литовских интервентов.
В XVI в. здесь жил и писал свои сочинения Максим Грек. Впечатляющим был архитектурный ансамбль монастыря. Достаточно сказать, что в Симоновском монастыре было 6 храмов. Главными достопримечательностями монастыря были Собор Успения Богородицы, построенный в 1389-1405 г.г., и пятиярусная колокольня высотой более 94 м, построенная в 1839 г. по проекту архитектора К.А.Тона. Территория монастыря была окружена стеной с пятью башнями.
В Симонове монастыре находился большой некрополь. В соборе были похоронены С.В.Ховрин и многие Ховрины-Головины, сын Дмитрия Донского Константин (1430 г.).
Кладбище находилось у восточной ограды, за Успенским собором и Тихвинской церковью. Там были похоронены: писатель С.Т. Аксаков (1859 г.) со своими родными, композитор А.А. Алябьев (1851 г.) с родными, поэт Д.В. Веневитинов (1827 г.) со своими родственниками (состояли в родстве с А.С.Пушкиным), дядя А.С.Пушкина Н.Л.Пушкин (1821 г.), коллекционер А.П.Бахрушин (1904 г.) и многие другие выдающиеся деятели нашей истории и культуры.
Симонов монастырь был закрыт в 1923 г., освободившиеся монастырские помещения отдали под жилье для рабочих Симоновской слободы. Уничтожали Симонов монастырь постепенно. Последний храм был закрыт в мае 1929 г. Памятники на монастырском кладбище сохранялись до ноября 1928 г., затем некрополь был снесен, а на его месте разбили сквер.
В 1930 г. стены монастыря, а также пять из шести его храмов были взорваны. В последующие годы на его территории был построен Дворец культуры завода ЗИЛ.
От укреплений монастыря остались лишь три южные башни, соединенные остатком стены. Среди уцелевших - угловая башня "Дуло", построенная в XVI в. известным зодчим Федором Конем, строителем укреплений московского Белого города. Уцелели, хотя и сильно пострадали, церковь Тихвинской Божьей матери, построенная в 1677 г., трапезная монастыря, построенная в 1680 г., а также ряд хозяйственных построек.
В настоящее время церковь Тихвинской Божьей матери передана верующим. Здесь образовалась православная община глухих и слабослышащих.
Сохранилась и церковь Рождества Богородицы ("в Старом Симонове"), которая в 1930-е годы оказалась на территории завода "Динамо" и использовалось под производственные помещения. В настоящее время церковь, нынешнее здание которой было построено в 1509 г., отреставрирована и возвращена Русской Православной церкви, восстановлены могилы Пересвета и Осляби.

в Старом Симонове
Сайт Рождественского храма
Нынешний каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове выстроен в 1510 г. Существует легенда, что храм был построен Алевизом Новым, но летописными данными она не подтверждена.
В XVIII в. около церкви были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы.
В 1785-1787 г. вместо деревянных построены каменные трапезная и колокольня, в 1849-1855 г.г. они были перестроены. В трапезной устроены два придела: Св.Николая и Св.Сергия.
В Сергиевском приделе в 1870 г. установлено чугунное надгробие героев Куликовской битвы Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби.
В 1928 г. церковь была закрыта.
В 1932 г. снесена колокольня, чугунное надгробие героев Куликовской битвы пошло на металлолом. Впоследствии, при расширении завода «Динамо», церковь оказалась на территории предприятия. Доступ к храму был закрыт. Здание церкви был расположен компрессорный цех завода «Динамо» - в пол церкви врыли мощный мотор, который, работая, сотрясал стены. В результате чего церковь оказалась на грани разрушения.
В 1989 г. церковь была передана верующим.
В 2006 г. восстановлена колокольня, на которой помещён колокол «Пересвет» (2200 кг), принятый в дар от губернатора Брянской области, родины героев-иноков Пересвета и Осляби. В ХХ в. они были причислены к лику святых.

Завод "Динамо" им.Кирова (ул. Ленинская Слобода, 26)
Московский завод «Динамо» им.С.М.Кирова был одним из крупнейших электромашиностроительных предприятий СССР. Производил электродвигатели и аппаратуру для электрического городского транспорта, краново-подъёмных устройств, экскаваторов, прокатных станов, морских судов и др. Часть продукции экспортировалась за границу.
Завод основан в 1897 г. на базе бельгийского акционерного общества, являлся российским подразделением американской фирмы "Вестингауз". Поначалу именовался «Центральное электрическое общество в Москве». Производил полукустарным способом электрооборудование по зарубежной технической документации.
К 1932 г. завод выпустил первые в СССР тяговые электродвигатели для электровозов, а 6 ноября был построен первый электровоз советской разработки - «Владимир Ленин» (ВЛ19).
В годы Великой Отечественной войны выпускал оружие и ремонтировал танки. Основные технологические процессы были механизированы и автоматизированы: действовало более 100 конвейерных и поточных линий общей протяжённостью свыше 3,5 км.
С 2009 г. завод не существует. Производство прекращено, помещения разбираются на металлолом или сдаются в аренду. В основном здесь находятся автосервисы. Часть оборудования перенесена на площадки в других городах.

Симонов монастырь, вид со стороны Москвы-реки

Солевая башня. Построена в 1640-х гг., когда ограда монастыря, разрушенная в Смутное время, строилась заново. Восьмигранный шатер башни с окошечками-слухами опирается на промежуточный восьмерик, прорезанный арками. Шатер завершается двухъярусной смотровой вышкой.

Кузнечная башня.

Башня "Дуло". Построена в XVI в. известным зодчим Федором Конем, строителем укреплений московского Белого города.

Старая Трапезная Палата. Построена в 1485 г. Одно из старейших строений Москвы.

Здание трапезной с Тихвинской церковью было построено Парфеном Петровым в 1680 г. Однако стиль работы мастера не удовлетворил заказчика, и спустя три года трапезная была перестроена под руководством известного зодчего Осипа Старцева. Нижняя часть сооружения имеет гораздо более древнюю историю: в подклете храма обнаружены фрагменты постройки конца XV века. Здание, построенное Осипом Старцевым имеет формы "московского барокко". Особенно живописно выглядит западный фасад трапезной, украшенный фигурным ступенчатым фронтоном. В середине XIX в. к церкви пристроили два придела, тогда же, в 1840 г. храм переосвятили в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Сушило или Солодежня. Оно предназначалось для хранения продовольственных запасов и сушки солода и зерна. Здание было сооружено одновременно с трапезной палатой зодчим Парфеном Потаповым и первоначально было окружено галереей на столбах. На втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения.

Камень на месте, где был монастырский святой колодец.

Остатки старых захоронений и вход в церковь.

Солевая башня


Фрагмент монастырской стены


Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Углубления в монастырских стенах

Украшение наличников окон церкви Тихвинской икона Божьей матери

Ворота Симонова монастыря

Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Кузнечная башня


Церковь Тихвинской иконы Божьей матери

Витражи в окнах церкви Тихвинской иконы Божьей матери


Камни в основании башни "Дуло"



Старинные надгробия, которые в советское время использовались в качестве бордюрного камня

Стихи, осуждающие осквернение могил предков

Восточная ул., 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове


Восточная ул., 6. Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.


Храм Рождества Пресвятой Богородицы


Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Храм Рождества Пресвятой Богородицы


Храм Рождества Пресвятой Богородицы, колокольня

Воссозданное надгробие Пересвета и Осляби. Скульптор В.М.Клыков, 1988 г.

Вместо разрушенной колокольни в 1991 г. поставили небольшую каменную звонницу, а восстановление колокольни окончилось только к 2006 г.

Церковная постройка


«За Таганкой город кончался. Между Крутицкими казармами и Симоновым монастырем лежали обширные капустные поля. Здесь находились также пороховые погреба. Сам монастырь красиво возвышался... на берегу Москвы-реки. От него теперь осталась только половина прежней постройки, хотя архитектурой этого монастыря Москва могла бы гордиться не в меньшей степени, чем гордятся своими замками французы и немцы."
Историк М.Н. Тихомиров

Улица Восточная, 4... официальный адрес в справочниках старейшего монастыря Москвы - Симоновского. Он расположен недалеко от станции метро «Автозаводская».

Симонов мужской монастырь основан был в 1379 году племянником и учеником преподобного Сергия Радонежского - игуменом Феодором. Построение его благословили митрополит Московский и всея Руси Алексий и преподобный Сергий Радонежский. Новый монастырь расположился в нескольких километрах от Кремля на высоком берегу Москвы-реки на земле, подаренной обители боярином Степаном Васильевичем Ховрой (Ховриным), который впоследствии в этом монастыре постригся в монахи под именем инока Симонона. Рядом - проходила оживлённая Коломенская дорога. С запада - участок ограничивался крутым левым берегом над изгибом Москвы-реки. Местность была наикрасивейшая.

Четверть века постройки монастыря были деревянными. Владимир Григорьевич Ховрин строит в Симоновом монастыре храм Успения Богородицы. Этот храм, один из самых больших тогда в Москве, до сих пор высится на массивном белокаменном подклете и весьма изукрашен по-итальянски (в его перестройке в конце XV века принимал участие ученик самого Аристотеля Фиораванти). Возведение его было завершено в 1405 году. Видя это величественное сооружение, современники говорили: «Такой ляпоты ещё не бывало в Москве». Известно, что в XIX веке в храме хранилась икона Господа Вседержителя, принадлежавшая Сергию Радонежскому. По преданию, этой иконой Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. После перестройки в конце XV века Успенский собор стал пятиглавым.

Успенский собор Симонова монастыря 1379-1404 гг.

(реконструкция П.Н.Максимова по результатам натурных исследований 1930 г)

Кроме же монастырского Успенского собора, Владимир Григорьевич и «ограду кирпичну около монастыря сделал». Это была первая в московской архитектуре каменная монастырская ограда, возведенная из нового тогда в Москве материала - кирпича. Его производство только что наладил все тот же Аристотель Фиораванти недалеко от Симонова, в селе Калитникове. В XVI веке неизвестные зодчие возвели вокруг Симонова монастыря новые крепостные стены с мощными башнями (некоторые историки предполагают авторство знаменитого русского зодчего Федора Коня, строителя стен Белого города Москвы, Смоленского Кремля и стен Боровско-Пафнутьева монастыря). Каждая из крепостных башен имела своё название - Дуло, Кузнечная, Солевая, Сторожевая и Тайнинская, выходившая к воде.

Башня «Дуло». 1640-е гг.

Вид с колокольни на Москва-реку. На переднем плане башня «Дуло» и «Сушило». Фотография начала XX в.

С момента своего создания Симонов монастырь находился на самых опасных южных рубежах Москвы. Поэтому стены его делали не просто монастырскими, но крепостными. В 1571 году с башни монастыря смотрел на горящую Москву хан Давлет-Гирей. Столица выгорела тогда за три часа, а в огне погибли около двухсот тысяч москвичей. В 1591 году во время нашествия татарского хана Казы-Гирея обитель вместе с Новоспасским и Даниловым монастырями успешно противостояла крымскому войску. В 1606 году в монастырь царем Василием Шуйским были направлены стрельцы, которые вместе с монахами отражали войска Ивана Болотникова. Наконец, в 1611 году, во время сильнейшего пожара в Москве, возникшего по вине поляков, многие жители столицы укрылись за монастырскими стенами.

Царские врата из Симонова монастыря.
Деталь. Дерево. Москва. Конец XVII в

На протяжении всей истории монастырь был самым посещаемым в Москве, сюда приезжали молиться члены царской семьи. Каждый считал своим долгом принять участие в строительстве и украшении обители, когда-то одной из самых богатых в России. Славилась на всю Москву и монастырская колокольня. Так, в Никоновской летописи помещена специальная статья «О колоколах», в которой говорится о сильном и чудном колокольном звоне, доносившемся, по мнению одних, от соборных колоколов Кремля, а по мнению других, от колоколов Симонова монастыря. Существует также знаменитая легенда, что накануне штурма Казани молодому Ивану Грозному ясно послышался звон симоновских колоколов, предвещающий победу.

Поэтому и к самой симоновской колокольне москвичи испытывали почтение. И когда к XIX веку она пришла в ветхость, то известный архитектор Константин Тон (создатель русско-византийского стиля в московской архитектуре) возвел в 1839 году над северными воротами монастыря новую. Крест ее стал самой высокой точкой Москвы (99,6 метра). На втором ярусе колокольни располагались церкви Иоанна, патриарха Царьградского, и святого Александра Невского, на третьем - звонница с колоколами (самый большой из них весил 16 тонн), на четвертом - часы, на пятом - выход на главу колокольни. Построили это величественное сооружение на средства московского купца Ивана Игнатьева.

Симонов монастырь в XVII веке. Реконструкция Р.А.Кацнельсон

Было время, когда Симоново слыло любимым местом загородных прогулок москвичей. Неподалеку от него располагался дивный пруд, по свидетельству летописей выкопанный братией при участии самого Сергия Радонежского. Он так и назывался - Сергиев пруд. В советское время его засыпали, и на этом месте сегодня находится административное здание завода «Динамо». О пруде еще немного чуть ниже.

Начавшаяся в 1771 году эпидемия чумы привела к закрытию обители и превращению её в «чумный карантин». В 1788 году по указу Екатерины II в монастыре организовали госпиталь - шла русско-турецкая война.

Трапезная Симонова монастыря. 1685 год
Фото из Истории русского искусства И.Грабаря

Большую роль в восстановлении Симонова монастыря в своё время сыграл обер-прокурор Москвы А. И. Мусин-Пушкин. По его прошению императрица отменила свой указ и восстановила монастырь в правах. Семейство Мусиных-Пушкиных захоронено в фамильном склепе некрополя храма Тихвинской иконы Божией Матери монастыря.

Первым, в соборе Успения Божией Матери, захоронили вкладчика и строителя этой церкви Григория Степановича Ховру. В дальнейшем собор стал усыпальницей митрополитов Варлаама, сына московского князя Дмитрия Иоанновича (Донского) - князя Константина Псковского, князей Мстиславских, Сулешевых, Тёмкиных, бояр Головиных и Бутырлиных.

До сих пор в земле, под местным Детским парком, покоятся: первый кавалер ордена святого Андрея Первозванного, соратник Петра I, Федор Головин; глава семибоярщины, трижды отказывавшийся от русского трона Федор Михайлович Мстиславский; князья Урусовы, Бутурлины, Татищевы, Нарышкины, Мещерские, Муравьевы, Бахрушины.

До 1924 года здесь стояли надгробия на могилах русского писателя С.Т. Аксакова и рано умершего друга А.С. Пушкина поэта Д.В. Веневитинова (на его надгробной плите чернела эпитафия: «Как знал он жизнь, как мало жил»).

Надгробие над могилами Веневитиновых

Вторично обитель закрыли уже в 1923 году. Последнего её игумена Антонина (в миру Александра Петровича Чубарова) сослали на Соловки, где он и скончался в 1925 году. Ныне игумен Антоний причислен к лику новомученников российских…

А. М. Васнецов. Облака и золотые купола. Вид Симонова монастыря в Москве. 1920

От некогда мощной крепости сохранились лишь немногие строения:
- Крепостные стены (три прясла);
- Солевая башня (угловая, юго-восточная);
- Кузнечная башня (пятигранная, на южной стене);
- "Дуло" (угловая, юго-западная башня);
- "Водяные" ворота (1/2 XVII в.);
- "Келарский корпус" (или "Старая" трапезная, 1485 г., XVII в., XVIII в.);
- "Новая" трапезная (1677-1683 гг., зодчие П. Потапов, О. Старцев);
- "Сушило" (солодежня, XVI в., 2/2 XVII в.);
- Казначейские кельи (1/3 XVII в.).
- Сохранился один закрытый храм с 5-ю престолами, пять же других храмов с 6-ю престолами были разрушены.

Современные фотографии состояния монастыря

Ну, а теперь немного лирики. Этот монастырь знаменит еще и романтическими историями...

Обессмертил Симонов монастырь Николай Михайлович Карамзин:

«... всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Симонова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густозеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом.

На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим ».

"Лизин пруд"

В своей повести "Бедная Лиза" Карамзин весьма достоверно описал окрестности Тюфелевой рощи. Лизу с ее престарелой мамой он поселил возле стен расположенного неподалеку Симонова монастыря. Водоем у монастырских стен в южном предместье Москвы стал вдруг самым знаменитым прудом, местом массового паломничества читателей в течение долгих лет. Назывался пруд Святым, или Сергиевым, потому что, по монастырскому преданию, его выкопал сам Сергий Радонежский, основатель и первый игумен Троицкого монастыря по Ярославской дороге, ставшего знаменитой Троице-Сергиевой лаврой.

Симоновские монахи разводили в пруду какую-то особенную - размерами и вкусом - рыбу и угощали ею царя Алексея Михайловича, когда тот, проездом в Коломенское, останавливался для отдыха в покоях здешнего настоятеля... Вышла в свет повесть о несчастной девушке, простой крестьянке, которая жизнь свою кончила совсем не по-христиански - богопротивным самоубийством, и москвичи - при всей их богомольности - сразу же переименовали Святой пруд в Лизин пруд, и о прежнем названии вскоре помнили лишь старые насельники Симонов монастыря.

Многочисленные деревья, окружавшие его, были исписаны и изрезаны надписями сострадания к несчастной красавице. Например, такими:

В струях сих бедная скончала Лиза дни,
Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни!

Впрочем, по свидетельству современников время от времени здесь появлялись и более ироничные послания:

Погибла здесь в пруду Эрастова невеста,
Топитесь, девушки, и вам тут много места.

В двадцатых годах прошлого века пруд сильно обмелел, зарос, стал похож на болотце. В начале тридцатых годов при строительстве стадиона для рабочих завода “Динамо” пруд был засыпан и на этом месте высажены деревья. Сейчас над бывшим Лизиным прудом высится административный корпус завода “Динамо”. Еще в начале 20 века на картах значился пруд ее имени, и даже железнодорожная станция "Лизино".

Вид на Тюфелеву рощу и Симонов монастырь

Дата публикации или обновления 01.02.2017

  • Книга Благословение преподобного Сергия , в которой повествуется о храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове и святых иноках Александре и Андрее Радонежских.
  • Храм Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря.
  • Симонов (Успенский) мужской монастырь.

    Адрес Симонова монастыря: 109280, г. Москва, ул. Восточная, 4 (м. «Автозаводская»).

    Симонов (Успенский) мужской монастырь был основан в 1370 году учеником и племянником святого Сергия Радонежского – преподобным Федором. Место для монастыря было выбрано вниз по течению Москвы-реки от города. Земли, на которых был построен монастырь, пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин, в иночестве – Симон, отсюда и произошло название монастыря.

    Существует версия, что вначале обитель располагалась немного южнее, приблизительно там, где находится нынешняя церковь Рождества Богородицы, а в нынешнее место монастырь перенесли в 1379 году.

    Симонов монастырь был одним из монастырей-сторожей, выполнявших защитную функцию на южных границах Москвы. Это был самый укрепленный из всех монастырей. Не один раз стены обители выдерживали натиск вражеских войск, идущих на Москву, а в период Великой Смуты был практически стёрт с лица земли. Но оборонительной функцией роль Симонова монастыря не ограничивалась. В 16 веке в обители жил и трудился Максим Грек, многие выдающиеся деятели русской церкви получили образование именно в Симоновом монастыре, это и митрополит Варлаам, и патриарх Иов , патриарх Гермоген , патриарх Иосиф . На территории монастыря был похоронен сын Дмитрия Донского Константин. Здесь же находилось фамильное захоронение Аксаковых. Некрополь Симонова монастыря был довольно примечательным. Здесь покоились люди, имена которых широко известны, деятели культуры и искусства, а также представители старинных дворянских фамилий.

    В старину Симонов монастырь был в числе самых почитаемых во всей России, сюда поступали обильные материальные пожертвования. Особое внимание уделял Симоновой обители царь Федор Алексеевич (старший брат Петра I), у него здесь даже была собственная келья для уединения.

    Архитектурный ансамбль Симонова монастыря начал формироваться в 1379 году, когда была заложена каменная соборная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Строительство храма было закончено в 1405 году, после чего здесь находилась самая главная реликвия Симонова монастыря – Тихвинская икона Богоматери.


    Остатки крепостной стены Симонова монастыря.

    Трапезная Симонова монастыря была наиболее выдающимся архитектурным произведением конца 17 века. Здание было богато украшено и расписано "в шахмат" - манера росписи, имитирующая каменную кладку. В 1700 году к трапезной была пристроена церковь Сошествия Святого Духа, средства на которую пожертвовала царевна Мария Алексеевна, сестра Петра I.

    В 1832 году было принято решения строить новую колокольню на средства, пожертвованные купцом Иваном Игнатьевым. Согласно первому проекту, разработанному архитектором Н.Е. Тюриным, колокольня должны была строиться в классической манере. Но в те годы стало популярным возвращение к традициям русской архитектуры, и в итоге была возведена пятиярусная колокольня высотой 90 метров, автором которой стал К.А. Тон – также очень известный и популярный в те годы архитектор. Закончено строительство колокольни было в 1839 году, после чего на ней были установлены колокола, самый большой из которых весил 1 000 пудов. На четвертом ярусе колокольни были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря являлась одной из вертикальных доминант Москвы , и представляла собой архитектурную ценность.

    В 1923 году в Симоновом монастыре открылся музей, который работал вплоть до 1930 года. Директором музея был Василий Иванович Троцкий, который разрешил в одном из храмов отпрвлять службы в обмен на предоставление сторожей и дворников за счет монастырской общины. В январе 1930 года специальная правительственная комиссия приняла решение, что некоторые из древних монастырских построек можно оставить в качестве исторических памятников, а собор и стены нужно снести. Взрывали монастырь ночью 2 января – в шестую годовщину со дня смерти В.И. Ленина. Были взорваны пять из существующих шести церквей, колокольня, надвратные храмы и другие постройки. Позже на субботниках разобрали и все монастырские стены кроме южной. Приблизительно в это же время был уничтожен и некрополь монастырский некрополь. Некоторые погребения были перенесены на Новодевичье кладбище, в частности, были перенесены захоронения Аксаковых. Рабочих, вскрывавших могилы, поразило то, что из левой половины груди Сергея Тимофеевича Аксакова выходил громадный корень березы, которая укрывала своей тенью все фамильное захоронение Аксаковых. Разоренное кладбище превратилось в свалку, а затем на этом месте открылся гальванический, а позже столярный цех. На месте взорванных храмов в 1932-1937 годах построили Дворец культуры ЗИЛа.

    В начале 1990-х годов Симонов монастырь вернули церкви, и началось его медленное возрождение.

    До наших дней сохранилась лишь малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677-83; архитекторы И. Потапов, и О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка - «солодежня» или «сушило».

    В настоящее время проводится реставрация трапезной, хозяйственные постройки и братский корпус используются как мастерские; уцелевшие же стены и башни пребывают в заброшенном состоянии.

    Адрес Симонова монастыря: г.Москва, Восточная ул., д.4.
    Добраться до Симонова монастыря просто. Метро Автозаводская (последний вагон из центра). Потом идете по улице Мастеркова, после пересечения с улицей Ленинская Слобода идете также прямо уже по улице Восточной. И впереди слева видите Солевую башню Симонова монастыря.
    Основан монастырь в 1370 году южнее Москвы на землях боярина Степана Васильевича Ховрина. Став монахом, Степан Васильевич получил имя Симон, отсюда и название монастыря.
    Монастырь был одним из самых почитаемых в России. Но в 1920-м его упразднил. А в 1930-м часть построек и вовсе взорвали. А на их месте возвели ДК ЗИЛ. А в другой части устроили какие-то производства.
    История монастыря – богатейшая. Да все просто: набираете в любом поисковике «Симонов монастырь» – и открываются сотни ссылок с обилием исторических фактов. Там на десять передач хватит.
    Я о другом хочу сказать. Вот, казалось бы – ну, что здесь смотреть? Из построек сохранились немногие. Один храм - церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Из стен - целиком лишь южная, фрагмент западной да малая часть восточной. Три башни.
    Реставрация? Ну, так… идет ни шатко, ни валко… МОГУТ ОБИДЕТЬСЯ НАСЧЕТ НИ ШАТКО...
    И все-таки.
    Ни один монастырь не вызывал у меня таких эмоций, как Симонов. Попробую объяснить.
    Знаете, ведь монахи не были кроткими агнцами, и наряду с церковными книгами и четками столь же умело держали в руках и меч, когда речь шла о свободе страны. И монастыри далеко не всегда были тихими обителями, но чаще – мощнейшими крепостями.
    И вот в Симоновом монастыре… В нем это есть… Дух народа, дух непокорной и непокоренной Руси… Он, этот дух в каждом кирпичике, он струится из каждой трещины в стенах монастырских башен…
    И не зря именно в Симоновом монастыре похоронены иноки Ослябя и Пересвет… Да-да, те самые, герои Куликовской битвы…
    Уточним, однако, что их захоронение находится недалеко от нынешнего… в Старом Симоновом, это на улице Восточной, 6, на территории завода «Динамо», в Церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и к ней можно свободно пройти…
    Так вот… стоишь посреди, казалось бы, разрушенных построек…
    И понимаешь, что по большому-то счету, не это главное… важное, но не главное…
    Дух… вот пока он есть…
    Ведь стоит Симонов монастырь…
    И осаждали его, и разрушали, и грабили, и взрывали…
    А – стоит! Стоит Симонов монастырь!
    Строки-то пушкинские помните? «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»:
    Стоит Симонов монастырь!
    Как символ Руси.
    И будет стоять.
    Отныне и навеки.

    Контакты Симонова монастыря:

    115280, г. Москва, ул. Восточная, д. 4.

    Башни и стены Симонова монастыря

    От прежнего величия и грандиозного замысла, который воплощался веками, практически ничего не осталось – только три башни из красного кирпича. Они в больших трещинах и нуждаются в срочной реставрации. Обновленный в начале 2000-х шатер еще больше подчеркивает запущенность древних стен: черепица новая – кирпич держится на честном слове.

    «Солевая» башня – это первое, что бросается в глаза, если идти по Восточной улице. Она покрыта древней черепицей. С царских времен шатер «Солевой» башни не обновляли. Башня связана массивной южной стеной с двумя остальными. Все это – остатки самого могучего форпоста юга Москвы.

    Из-за стен показываются ветхие бесформенные постройки промзоны, складские помещения. Но это по ту сторону. А по эту – аккуратный сквер с детской площадкой и дорожками. На месте бывшего кладбища.

    Останавливаюсь у другой башни – «Кузнечной». Она самая маленькая. Пятиугольная. Такая маленькая громадина. Видимо, пару лет назад ее хотели отремонтировать. Но жидкие строительные леса, кажется, скоро сами рухнут. Ее, как и круглую «Солевую», в 1640-е построил архитектор Константинов. В это время обитель активно перестраивали: укрепляли оборонительные сооружения, которые пострадали в Смутное время.

    Панорама на Москву с высокого и крутого берега впечатляет до сих пор. Не случайно здесь поставили самую высокую в Москве колокольню. Оценить вид, который открывался с пятого яруса знаменитой и утраченной звонницы, мы теперь можем только по старинным фотографиям.

    Подхожу к самой мощной из уцелевших – башне «Дуло». Ее возвел «государев мастер» Федор Савельевич Конь. «Дуло» – это прозвище или имя татарского предводителя. Его убило стрелой, пущенной с этой башни.

    Федор Савельевич строил и стены. Высота сохранившейся каким-то чудом южной стены кое-где достигает 7 метров. Но то, что осталось, – это скорее тихий привет из прошлого.

    Башня «Дуло» имеет 16 граней. Конь строил с размахом и на века. Ребра башни украшены лопатками. Они придают величавому сооружению стройный вид. Это если говорить языком исторического справочника. А если говорить, как есть, вся башня, несмотря на свою величавость, потихоньку оседает и разваливается.

    Стены обители не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало

    Но будем справедливы и аккуратны в выводах: стены и башни Симонова монастыря – настоящий шедевр русской фортификационной мысли. Они не раз держали оборону, изматывали противника и первыми встречали огонь неприятеля. А неприятелей хватало. В 1591 году Симонов монастырь принимал участие в отражении нападения хана Казы-Гирея. Осенью 1606 года монастырь помешал, и весьма небезуспешно, продвижению войск Ивана Болотникова. В 1610–1613 годах был разорен – «едва не до основания» – польско-литовскими интервентами и пришел в упадок. А в 1812 году монастырь пострадал от французов. Тогда были разграблены храмы и ризница, погибли драгоценные рукописи.

    Но в XX веке огромный по замыслу и по строительным меркам памятник почти угробили… свои же.

    Протяженность монастырских стен составляла 825 метров, высота 7 метров. Подведем итог: в современном архитектурном ансамбле монастыря из пяти башен сохранились три: «Дуло», «Кузнечная» и «Соляная».

    Глубокая история поверхностными мазками

    А начиналось все в 1370 году. Ученик и племянник Феодор основал Симонов Успенский мужской монастырь. Место для будущей обители выбрано было на живописной возвышенности, расположенной вниз по течению Москвы-реки. Эти земли пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. В постриге он получил имя Симон – отсюда и название монастыря. Но это лишь версия.

    Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов.

    Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан) . И конечно, здесь жил известный Максим Грек.

    Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро

    Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись».

    Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней.

    Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца .

    Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере . Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад.

    Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

    В прошлые века эти пейзажи и эта местность манили больших писателей, великих поэтов и знаменитых художников.

    В пруду, который находился недалеко от монастыря, Николай Карамзин утопил свою Лизу. Здесь работал Аполлинарий Васнецов, творил Константин Тон. Был здесь и Александр Пушкин, но это уже грустная история, о которой речь пойдет ниже…

    Высокая классика и роскошное барокко

    Окончательно ансамбль Симонова монастыря сложился к середине XIX века. Но уже в 1685 году известный московский зодчий Осип Старцев ставит в обители знаменитую Трапезную палату.

    Открытый сегодня Тихвинский храм – это и есть та самая Трапезная.

    Первоначально за работу по ее сооружению взялся архитектор Парфен Петров. Но заказчик работу мастера не оценил: не понравились мотивы древнемосковской архитектуры. Дошло до суда. Уже через три года другой зодчий, Осип Старцев, переделывает то, что построил Петров, и создает самый внушительный по своим формам и размаху памятник московского барокко.

    Архитектор дал волю фантазии и соорудил просторную смотровую площадку. По размерам она не уступала большому четверику церкви. А вот что написал об этом архитектурном решении Михаил Юрьевич Лермонтов:

    «Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею почти между небом и землей висящею платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар» .

    До наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец

    Северный фасад был украшен окнами с наличниками замысловатой формы. Это и по дошедшим до нас фотографиям видно. Но до наших дней сохранилось еще одно смелое архитектурное решение – ступенчатый щипец. Его оформление выдержано в духе западноевропейского маньеризма.

    Упомянутый выше Аполлинарий Васнецов изобразил как раз описываемую часть здания на полотне «Симонов монастырь. Облака и золотые купола». Это 1927 год. Едва успел.

    Даже на черно-белом снимке все сказочно красиво. А так выглядел Тихвинский храм со знаменитым щипцом в советские годы.

    А западноевропейский маньеризм, который чудесным образом проник за толстые крепостные стены Симонова монастыря, имеет блестящие образцы во Флоренции. Взять, например, замечательную Библиотеку Лауренциана. Ее строил Микеланджело с учениками – Джорджо Вазари и Бартоломео Амманати. Отголосок той волны в архитектуре теперь застыл на крыше Тихвинского храма. Так до конца, кстати, и не отреставрированного. В этом смысле он недалеко ушел от башен-сестер.

    Знаменитой колокольне Симонова монастыря повезло меньше. Точнее – совсем не повезло. А возвел эту пятиярусную колокольню в 1839 году Константин Тон. Говорят, он очень любил Симонов. Колокольня была на 9 метров (а по некоторым данным, и на 12) выше «Ивана Великого». Выдержанная в русско-византийском стиле, она стала самой высокой в Москве: 90 метров. Симонов монастырь превратился в настоящую архитектурную жемчужину.

    Теперь можно только представить, что за звон проносился над излучиной Москвы-реки, когда монахи звали людей на богослужения. Кстати, самый большой колокол весил более 1000 пудов – это 16 тонн. Безбожники эту махину сняли и переплавили. Но даже старинные фотографии передают всю грандиозность колокольни. Есть на что посмотреть. Это, к примеру, самый первый ее снимок. Его сделали в 1852 году.

    Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А потом и уничтожат и некрополь

    А вот старинная открытка Симонова монастыря. Автор – художник-гравер Луи-Пьер-Альфонс Бишбуа.. Луи-Пьер-Альфонс, к слову сказать, красоту и масштаб прекрасно понимал и ценил. Благодаря его работам мы знаем, как поднимали Александровскую колонну на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

    Колокольню взорвут и разберут на кирпич. А через год и уничтожат и знаменитый монастырский некрополь.

    Похороненный некрополь

    Душа сказала мне давно:
    Ты в мире молнией промчишься!
    Тебе всё чувствовать дано,
    Но жизнью ты не насладишься.

    Это строчки замечательного московского поэта Дмитрия Веневитинова. Он умер в 21 год. Но успел состояться как великолепный романтик.

    В 1826 году Веневитинов написал блестящее стихотворение, в котором находим строчки:

    Вот час последнего страданья!
    Внимайте: воля мертвеца
    Страшна, как голос прорицанья.
    Внимайте: чтоб сего кольца
    С руки холодной не снимали; –
    Пусть с ним умрут мои печали
    И будут с ним схоронены.

    «Завещание» Веневитинова не исполнили. Кольцо действительно было. Точнее – перстень из Геркуланума. Его умирающему поэту надел славянофил Алексей Хомяков. На его похороны в Симонов монастырь приехал и Александр Сергеевич Пушкин. После «молниеносной» жизни прах Дмитрия Владимировича потревожили. Страшную «волю мертвеца» нарушили в 1930 году. Кольцо забрали, и теперь оно хранится в Литературном музее.

    Потревожили и прах Сергея Тимофеевича Аксакова – автора «Аленького цветочка». Тела обоих литераторов эксгумировали и перезахоронили на Новодевичьем кладбище. А вот родственникам Веневитинова повезло меньше. Их могилы были уничтожены. Как и сотни других. Их не стали переносить. Все останки смешали с землей. Классовые враги – представители старинных дворянских русских фамилии: Загряжские, Оленины, Дурасовы, Вадбольские, Соймоновы, Муравьевы, Исленьевы, Татищевы, Нарышкины, Шаховские, которые были здесь похоронены, – новой большевистской «России» оказались не нужны. А еще под фундаментом библиотеки Дома культуры «ЗИЛ» находится захоронение сподвижника Петра Великого, первого кавалера ордена святого Андрея Первозванного – Федора Головина. Этот Дом культуры был выстроен на фундаменте пятиглавого Успенского собора Симоновой обители.

    Вместе с надгробьями навсегда исчезли и Успенский собор, и другие церкви – перед революцией в обители действовали шесть храмов с 22 престолами, – и Сторожевая башня, и Тайнинская.

    Приход слепоглухонемых и новая жизнь Симонова монастыря

    Симонов монастырь стал оживать в 90-е годы прошлого века. Благодаря огромной энергии и нечеловеческим усилиям протоиерея Андрея Горячева – настоятеля храма Тихвинской иконы Божией Матери. Он начал восстанавливать и разрушенный монастырь, и утраченный некрополь.

    Уже проведена большая экспертиза по отделению человеческих останков и останков животных: кости были беспорядочно разбросаны по территории монастыря и засыпаны землей и строительным мусором. После небольшой экскурсии по монастырю мы с отцом Андреем спустились в усыпальницу Мусиных-Пушкиных. Валентина Платоновича, родственника того самого Алексея Ивановича Мусина-Пушкина, который уговорил Екатерину II открыть Симонов монастырь. Валентин Платонович построил два двухэтажных придела храма.

    В глаза бросилось еще одно надгробье с фамилией «Толоконников». Из черного гранита. Оно лет 60, как и сотни других, лежало под землей. А прямо напротив входа в Тихвинский храм лежат еще несколько могильных плит. Видимо, чтобы память не отшибло.

    Сюда на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно

    Я пришел в Симонов монастырь, чтобы поговорить с отцом Андреем Горячевым об общине слепоглухонемых. Сюда уже больше 20 лет на богослужения приходят люди с ограниченными возможностями: кто-то не слышит, а кто-то не видит и не слышит одновременно. И здесь очень крепкая община.

    Уже после интервью отец Андрей провел небольшую экскурсию по храму. Само появится позже. Прежде захотелось познакомить читателей с этим удивительным местом, где чудом дошедшие до наших дней стены, башни и храм готовы рассказать много историй. Было бы желание их послушать.