Группы оркестровых инструментов. Академия занимательных искусств

Симфоническим оркестром принято считать большой музыкальный коллектив, который исполняет различные нотные произведения. Такой оркестр исполняет традиционную западноевропейскую музыку. Для такого исполнения предназначены различные музыкальные инструменты, в том числе духовые инструменты симфонического оркестра.

Состав симфонического оркестра и его особенности

В современном коллективе принимают исполнительское участие четыре категории музыкантов. Инструменты, на которых исполняется музыка, отличаются разнообразием, ритмическими, звуковыми особенностями и динамическими свойствами. Фундамент коллектива состоит из музыкантов, играющих на струнных. Их численность - две трети от общего количества исполнителей. Симфонический оркестр в своем составе имеет:

  • контрабасистов;
  • виолончелистов;
  • скрипачей;
  • альтистов.

Обычно основными носителями мелодичного начала выступают струнные.

Деревянные и медные духовые инструменты

Другая группа - деревянные духовые инструменты симфонического оркестра, к которым относятся:

  • фаготы;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • флейты.

Каждому из этих инструментов определена собственная партия. Если их сравнивать со смычковыми, то такой широтой и многообразием в приемах исполнения они не обладают. Зато у них большая сила и яркость оттенков в момент компактности звучания.

Медные инструменты также создают яркое звучание в симфоническом оркестре. К ним относятся:

  • трубы;
  • тубы;
  • валторны;
  • тромбоны.

Благодаря им, в нотных произведениях появляется мощь, поэтому они выступают как базовая и ритмическая опара в общем исполнении.

Роль скрипки в оркестре

Наиболее высокое звучание у скрипки. Для данного инструмента характерны широкие выразительные и технические возможности. Поэтому скрипке поручается исполнение:

  • трудных и быстрых пассажей;
  • разных трелей;
  • широких и мелодичных скачков;
  • тремоло.

К струнным музыкальным инструментам, способ игры на которых аналогичен скрипичному, относится альт. Специалисты признают, что у альта яркость и блеск тембра уступают скрипке. Однако он отлично подходит для передачи элегичной, мечтательно-романтичной музыки.

А вот виолончель вдвое превышает размерами альт, однако ее смычок более короткий, чем у альта или скрипки. Этот инструмент относят к категории "ножных". Устанавливается он между коленями, а в пол упирается металлическим шпилем.

Еще больше по размерам контрабас. Поэтому исполнитель играет или стоя, или сидя на табурете с высокими ножками. На этом инструменте можно исполнить самые быстрые пассажи. Он способен сформировать основу для звучания струнных, так как выполняет партии басового голоса. Часто его звучание можно услышать в составе джазового оркестра.

"Волшебная" флейта, гобой и кларнет

Одним из наиболее древних инструментов принято считать флейту. О ней упоминается в свитках Греции, Египта и Рима. Это очень виртуозный и подвижный инструмент.

С флейтой первенство старины оспаривает гобой. Это по-своему уникальный инструмент. Его конструкция такова, что он своей настройки не теряет никогда. А это значит, что по нему должны настраиваться остальные "участники". Кларнет - так же популярный инструмент. Только он способен гибко изменять силу звучания. Благодаря разным свойствам звучания, он считается едва ли не самым выразительным "голосом" в составе духового оркестра.

Ударные музыкальные инструменты

Когда рассматривают симфонический оркестр по группам, то выделяют ударные инструменты. Их функция - создавать ритм. Кроме этого:

  • производят формирование насыщенного звукошумового фона;
  • с ними палитра мелодий украшается, дополняется и становится эффектной.

По характеру звучания ударные инструменты делятся на два типа:

1. Первые обладают высотой звука в определенных пределах:

  • литавры;
  • ксилофон;
  • колокола и др.

2. У второго типа инструментов точная звуковая высотность не определена. Это такие инструменты, как:

  • барабаны;
  • бубен;
  • тарелки;
  • треугольник и др.

Литавры входят в число наиболее древних инструментов. Их звучание слышали жители Греции, скифы, африканцы. В отличии от других инструментов с кожей, у литавры определенная высота звуков.

Тарелки - это большие круглые пластины из звонкого металла. В их центре имеется небольшая выпуклость. Там закреплены ремни, чтобы исполнитель держал тарелки в руках. Играть следует стоя, чтобы звук в воздухе распространялся лучше. В составе симфонического оркестра чаще всего одна пара тарелок.

Есть и другие оригинальные приспособления, например, ксилофон. Звучащее тело представлено в виде брусочков разных размеров, выполненных из дерева. Редко какой русский народный оркестр обходится без ксилофона. Деревянные брусочки издают щелкающий, сухой и острый звук. Иной раз они навивают на слушателей мрачное настроение с гротескными и причудливыми образами.

Ксилофон и другие подобные музыкальные инструменты, включенные в оркестр народных инструментов, чаще всего звучат в сюжетных линиях, где есть сказочные или былинные эпизоды.

Когда речь заходит про медные духовые инструменты симфонического оркестра, то в первую очередь представляется труба. Она первой вошла в оперный оркестр. Ее тембр лирическим не назовешь, это исключительно фанфарный инструмент. А наиболее поэтичным в музыкальном коллективе принято считать валторну. Ее тембр в низком регистре мрачноват, а в верхнем - слишком напряжен.

Саксофон занял где-то промежуточное положение между медными и деревянными духовыми инструментами. По силе звучания он превышает кларнет. С начала прошлого столетия его голос главенствовал в джазовом ансамбле. Такие духовые инструменты симфонического оркестра, как туба, относят к "басовым". Она может охватить наиболее низкий участок в диапазоне медной группы.

Арфа - прекрасное дополнение к оркестру

Кроме основного состава вводятся и дополнительные инструменты, например, арфа. Музыкальная история человечества причисляет арфу к самому древнему инструменту. Ее начало пошло от мелодичного звучания отпущенной тетивы. Так древний лук постепенно преобразился в прекрасную арфу.

Арфа - щипковый струнный инструмент. Ее красота выделяется среди прочих "участников". И виртуозные возможности у нее так же своеобразные. На ней исполняются:

  • широкие аккорды;
  • глиссандо;
  • пассажи из арпеджио;
  • флажолеты.

В оркестре арфа занимает не эмоциональную, а красочную роль. Она часто выполняет роль аккомпаниатора для других инструментов. Но в моменты, когда арфа становится солисткой, получается яркий эффект.

Видео:

Интересно, но факт...

Ученый- физик Альберт Эйнштейн, ломая голову над сложнейшими вопросами, обычно играл на скрипке до тех пор, пока не приходило решение. Тогда он вставал и объявлял: «Ну вот, наконец-то я понял, в чем тут дело!»


Структура симфонического оркестра

Оркестром в Древней Греции называли место , предназначенное для хора (греч. орхеомай – танцую). В настоящее время оркестром называется определенный состав музыкальных инструментов, образующих органичное целое на основе глубокой внутренней взаимосвязи тембров друг с другом. Музыкальная практика выработала различные типы оркестров. Каждый имеет определенный состав инструментов и разное их количество. Основные типы: оперно-симфонический, духовой, оркестр народных инструментов, джаз- оркестр.

Симфонический оркестр в свою очередь имеет разновидности. Камерный оркестр (10 – 12 человек) создается для исполнения старинной музыки тем составом, для которого она была написана (Бранденбургские концерты Баха, Concerto grosso Вивальди, Корелли, Генделя). Ядро камерного оркестра составляет струнная группа с добавлением клавесина, флейты, гобоя, фагота и валторн. Обращение к камерному оркестру в современной музыке связано либо с поисками новых выразительных возможностей (Шостакович. Опера «Нос», 14 симфония, А.Шнитке. Concerto grosso для двух скрипок и камерного оркестра 1977 год), либо объясняется практическими соображениями. Подобные обстоятельства оказались решающими при создании И.Стравинским «Истории солдата» в 1918 году: «…наша постановочные средства были весьма скудны… я не видел другого выхода, кроме как остановиться на таком составе, который бы включал наиболее характерные инструменты высокого и низкого регистров. Из струнных – скрипка и контрабас, из деревянных – кларнет и фагот, из медных – труба и тромбон и, наконец, ударные, с которыми управляется один музыкант».

Струнный оркестр состоит из смычковой группы оркестра (Чайковский. Серенада для струнного оркестра, Оннегер. Вторая симфония).

К концу XVIII века, когда завершался творческий путь Гайдна и Моцарта и появились первые симфонии Бетховена, сложился малый (классический) оркестр. Его состав:

струнная группа деревянные духовые медные духовые ударные

скрипки I флейты 2 валторны 2 – 4 литавры 2 – 3

скрипки II гобои 2 трубы 2

альты кларнеты 2

виолончели фаготы 2

контрабасы
















Й. Гайдн. Симфония "Часы", часть II

Во второй половине XIX века закрепился большой симфонический оркестр. Главный отличительный признак большого оркестра от малого – присутствие трёх тромбонов и тубы (квартет «тяжёлой меди» ). Для создания динамического равновесия количество исполнителей в струнной группе увеличивается.

Малый оркестр большой оркестр

скрипки I 4 пульта 8 – 10 пультов

скрипки II 3 пульта 7 – 9 пультов

альты 2 пульта 6 пультов

виолончели 2 пульта 5 пультов

контрабасы 1 пульт 4 – 5 пультов

В зависимости от количества деревянных духовых инструментов различают несколько составов большого симфонического оркестра.

Парный или двойной состав , в котором по 2 инструмента каждого семейства

Шуберт. Симфония h-moll.

Глинка. Вальс-фантазия.

Чайковский. Симфония №1.

Тройной состав, в котором по 3 инструмента каждого семейства:

Лядов. Баба – яга.

Римский-Корсаков. Оперы «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане».

Четверной состав : 4 флейты, 4 гобоя, 4 кларнета, 4 фагота.

Как исключение встречается одинарный состав:

Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

Римский-Корсаков. Опера «Моцарт и Сальери».

Возможен промежуточный состав:

Римский-Корсаков. «Шехеразада».

Шостакович. Симфонии 7, 8, 10.

Чайковский. Симфония №5. Увертюры «Франческа да Римини», Ромео и Джульетта».

Организация симфонического оркестра заключается в объединении родственных инструментов в группы. Их пять:

Струнные смычковые инструменты - archi

Деревянные духовые инструменты – fiati (legno)

Медные духовые инструменты - ottoni

Ударные инструменты - percussi

Клавишно-щипковые инструменты.

3. Найдите информацию о составе оркестра в опере Монтеверди "Орфей"

(отсюда специфическое название). Позднее «симфонической» стала называться вообще всякая музыка для данного инструментального состава - в том числе и созданная композиторами мировых национальных школ.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Симфонический оркестр состоит из инструментов, история которых неразрывно связана с историей музыки Западной Европы . Музыка, которая пишется в расчёте на симфонический оркестр (также называемая «симфонической»), как правило, принимает во внимание стиль (жанровую специфику , музыкальный язык, вплоть до ограничений, налагаемых конструктивными особенностями данного инструмента ), сложившийся в рамках европейской музыкальной культуры.

    Основу симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые , деревянные и медные духовые, ударные . В ряде случаев в состав оркестра включаются и другие инструменты (прежде всего, арфа , а также фортепиано , орган , челеста , клавесин).

    Оркестр полной величины, требуемый для исполнения некоторых масштабных произведений XIX и XX веков, может включать в себя до 110 музыкантов. Оркестры малого состава могут состоять из не более чем пятидесяти исполнителей: такие коллективы или работают в малых городах, где существование полномасштабного оркестра экономически нецелесообразно, - или специализируются на исполнении более ранней музыки, рассчитанной на небольшие составы, и сочинений, предназначенных композиторами для более камерного музицирования, и могут называться камерными оркестрами . Иногда для обозначения размеров оркестра используется количество представленных в нём духовых инструментов: состав оркестра, в котором играют два флейтиста, два гобоиста (труб при этом также две, а валторна может быть одна или две пары) и т. д., называют па́рным, состав с тремя флейтистами и т. д. - тройным. В тройном составе к паре основных деревянных духовых инструментов добавляется его разновидность: к флейтам - флейта-пикколо , к гобоям - английский рожок, к кларнетам - бас-кларнет, к фаготам - контрафагот. При этом исполнитель на этих видах инструментов может совмещать их с основным типом, то есть флейтист-пикколист играть также и на третьей флейте, исполнитель на английском рожке - на третьем гобое, и т. д. При дальнейшем увеличении состава (четверном, пятерном) в группы деревянных духовых инструментов могут быть добавлены альтовая флейта, малый кларнет (пикколо) in Es, гобой д’амур, а в группы медных духовых - вагнеровские (валторновые) тубы, басовая труба или труба-пикколо, разные виды басовых туб, чимбассо.

    Истоки симфонического оркестра прослеживают в европейском инструментальном музицировании XVI века, связывая его историю с совершенствованием струнных инструментов. В эпоху барокко оркестр нельзя было представить без клавесина , нередко в состав входили лютня , мандолины . «Классический» состав симфонического оркестра сложился в партитурах Л. ван Бетховена и в музыковедческой литературе именуется «бетховенским» . В этот оркестр, помимо струнных смычковых инструментов, занявших в нём ведущее положение, - скрипок , альтов , виолончелей и контрабасов (так называемого смычкового квинтета, поскольку скрипки делятся на первые и вторые) , - входили парные составы деревянных духовых инструментов (2 флейты , 2 гобоя , 2 кларнета и 2 фагота) и группа медных духовых (2, 3 или 4 валторны и 2 трубы); ударные были представлены литаврами .

    Во второй половине XIX века «бетховенский» оркестр уже классифицировался как малый симфонический; большой состав оркестра, начало которому также положил Бетховен, в своей Девятой симфонии (1824), отличался от малого не только расширенным составом каждой секции, но и некоторыми дополнительными инструментами: в нём появились малая флейта, контрафагот , тромбоны , треугольник , тарелки и большой барабан . Позже, в эпоху романтизма в симфоническом оркестре появились арфы , тубы , английский рожок , колокола . Уже в 40-х годах XIX века оркестр Берлинской оперы при необходимости мог обеспечить состав в 14 первых и 14 вторых скрипок, 8 альтов, 10 виолончелей, 8 контрабасов, по 4 каждого из деревянных и медных духовых инструментов, литавры, большой барабан, тарелки и 2 арфы. Берлиоз в трактате об инструментовке описал оркестр еще большего состава, который был необходим для исполнения его собственных партитур. Еще большее число инструментов включает вагнеровский оркестр .

    Вдоль рампы располагаются 1-е скрипки (слева) и виолончели (справа). 2-е скрипки сидят позади первых, альты сидят за виолончелями справа. Контрабасы находятся за спиной у виолончелей. Посередине сцены расположены два ряда деревянных духовых инструментов (флейты, гобои и кларнеты, фаготы). За ними располагаются медные инструменты - трубы, валторны, тромбоны и туба. Ударные инструменты расположены дальше всего от слушателя - от левого края до центра сцены, где обычно расположены литавры. Арфы находятся с левой стороны от дирижера.

    Немецкая рассадка отличается тем, что виолончели меняются местами со 2-ми скрипками, а контрабасы - слева. Медные духовые инструменты сдвигаются направо, в глубь сцены, а валторны смещаются налево. Ударные при такой раскладке располагаются ближе к правой кулисе.

    Решение о том, каким способом рассадить оркестр, принимает дирижёр.

    Ударные инструменты в симфонических партитурах

    Начало использования ударных инструментов в симфоническом оркестре (особенно в пьесах танцевального характера) относится к периоду становления самого симфонического оркестра.

    Утвердились и получили дальнейшее развитие они главным образом в XIX веке, точнее - со второй половины XIX века. До этого времени в симфонической музыке (за исключением танцевальных пьес) они применялись в единичных случаях.

    Так, у Гайдна в «Военной симфонии», у Бетховена в Симфонии № 9 встречаются треугольник, тарелки и большой барабан. Исключение представляет Берлиоз, использовавший в своих сочинениях различного вида барабаны, бубен, треугольник, тарелки и там-там. Так же широко применяются ударные инструменты в творчестве Глинки, который ввел в оркестр, помимо указанных уже инструментов, и кастаньеты.

    Еще большее развитие ударная группа получает со второй половины XIX века. Среди ударных стал использоваться ксилофон, появилась челеста. В этом немалая заслуга принадлежит композиторам русской школы. Их прямыми наследниками являются советские композиторы, с большим успехом применяющие в своих произведениях самые разнообразные ударные инструменты.

    Общая характеристика ударных и звенящих инструментов

    «Шум, звон, грохот в forte» и «живописная, красочная ритмика в piano» - такова наиболее характерная роль ударных в оркестре (Римский-Корсаков). Ударные при соединении с инструментами прочих групп ритмизуют и делают более четкой звучность последних. В свою очередь, инструменты других групп как бы уточняют звуковысотность ударных.

    Среди ударных встречаются инструменты с вибраторами из металла, из дерева и из перепонок (кожи). Ударные инструменты различаются по своему устройству, как инструменты с определенной высотой или без определенной высоты звука; характеризуются со стороны тембровой и динамической, в связи с материалом, из которого они сделаны, и приемами звукоизвлечения: инструменты барабанной звучности, звенящие (металлические) и щелкающие (деревянные); со стороны тесситуры - как инструменты низкого, среднего или высокого звучания; с точки зрения наиболее свойственного им ритма и подвижности (как инструменты простого, крупного или мелкого, затейливого ритма); со стороны нотирования их в партитуре; со стороны выполняемой ими роли в оркестре.

    УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВЫСОТЫ ЗВУКА

    Треугольник (Triangolo)

    Этот инструмент представляет собою металлический прут, изогнутый в форме разомкнутого треугольника. Величина каждой его стороны - около 20 см. Во время игры треугольник подвешивается. Звуки извлекаются посредством ударов металлическим стержнем по сторонам треугольника.

    Треугольник не обладает определенной высотой, однако, воспринимается как инструмент высокого звучания, способный ассимилироваться с интонационным звучанием оркестра. На нем исполнимы как простые, так и затейливые ритмы. Но последние желательны в рисунках ограниченной продолжительности, так как непрерывное исполнение следующих друг за другом мелких ритмических фигур имеет склонность сливаться в сплошной звон. Тембр треугольника в piano отличается яркой, но нежно звенящей окраской; в forte - ослепительно яркой, звонкой, блестящей звучностью довольно большой силы. Из динамических оттенков встречаются также crescendo и diminuendo. Треугольник хорошо соединяется как со смычковыми, так и с деревянными и медными духовыми инструментами. Со смычковыми он соединяется преимущественно в piano, с медными духовыми - преимущественно в forte, хотя исключения из этого, конечно, возможны.

    Нотируется треугольник в партитуре на одной линейке (нитке) без выставления ключа (впрочем, встречается запись и на пятилинейном нотоносце, преимущественно нотой до скрипичного ключа). В нотации обязательно указываются ритмическая и динамическая сторона партии треугольника. Тремоло записывается или как трель или как tremolo.

    В партитурах обычно встречается лишь одна партия треугольника. Чаще всего он используется в танцевальных произведениях для придания им живости, веселости и искрящейся звучности. Нередко треугольник применяется и в сочинениях других жанров с целью придания звучности блеска, искристости, красочности, изящества.

    Кастаньеты (Castagnetti)

    Кастаньеты, используемые в оркестре, представляют собою небольших размеров (около 8-10 см) деревянные чашечки (2 или 4), свободно прилаженные к концам рукоятки (две на одном конце и две на другом) таким образом, что при встряхивании они ударяются друг о друга, производя сухой, звонкий, щелкающий звук (иногда ударяют по чашечкам пальцами). Кастаньеты производят впечатление инструмента, звучащего выше среднего оркестрового регистра.

    Будучи по происхождению теснейшим образом связанными с испанскими и неаполитанскими народными танцами, кастаньеты в оркестре используются преимущественно в ритмах, близких к этим танцам, то есть в ритмах живых, мелких, затейливых, характерных.

    Кастаньеты применяются как в piano, так и в довольно звонком forte; на них возможно и усиление, и ослабление звука. Хорошо сливаются они с деревянными духовыми, со стаккатными штрихами смычковых, с мелкими ударными инструментами (треугольником, бубном, малым барабаном) и достаточно хорошо слышны даже в tutti оркестра. Нотируются кастаньеты, как и треугольник, на одной линейке; tremolo обозначается или в виде трели, или в виде перечеркнутых нот.

    Бубен и тамбурин (Tamburino)

    Бубен и тамбурин (перепончатые с металлическими побрякушками) инструменты, очень сходные между собой, а потому довольно часто заменяющие в оркестре друг друга.

    Оба они представляют собой неширокий обруч диаметром 25- 35 см, в стенку которого вделаны металлические побрякушки, а сверху (с одной стороны), наподобие барабана, натянута кожа. Отличие между ними состоит в том, что у бубна внутри обруча протянуты крест- накрест три проволочки, унизанные бубенчиками.

    Во время игры тамбурин и бубен держат, как правило, в левой руке; способов же звукоиавлечения существует несколько. Чаще всего применяют удары ладонью и пальцами по коже и по обручу. При исполнении же сложных ритмических рисунков инструмент подвешивают на ремне, надетом через голову, и тогда удары производятся поочередно обеими руками, или устанавливают его на стул, используя для игры в этом случае палочки от малого барабана. Продолжительное tremolo обычно исполняется непрерывным встряхиванием (сотрясанием) инструмента, создающим нечто вроде шелестения звенящих побрякушек; короткое tremolo - приемом скольжения большого пальца (правой руки) по коже инструмента.

    Звучность бубна и тамбурина может быть отнесена к среднему регистру оркестра.

    Подвижность этих инструментов (как можно заключить из применяющихся приемов эвукоизвлечения) довольно значительная. Во всяком случае, на них возможно исполнение ритмических рисунков как простого (крупного), так и мелкого, затейливого ритма.

    Специфичен тембр бубна и тамбурина, слагаемый из барабанной звучности (удары по коже) и звенящей (металлические побрякушки); он оставляет характерное танцевально-праздничное впечатление. Довольно значителен их динамический диапазон, включающий и piano и forte. Эти инструменты одинаково хорошо сливаются со смычковыми и с духовыми.

    Нотируются тамбурин и бубен, как и все инструменты без определенной высоты, на одной линейке (нитке). Tremolo обозначается в виде перечеркнутых нот или трели. В записи ноты со штилями вииз обозначают удары ладонью по коже, со штилями вверх - удары пальцами по обручу инструмента. Тамбурин и бубен в оркестре преимущественно используются в музыке танцевалного жанра.

    Малый барабан (Tambure militare)

    Малый барабан представляет собою цилиндр высотой 12-15 см и диаметром от 35 до 40 см (и даже более). Снизу и сверху цилиндра натянута кожа; кроме того, на нижней стороне протянуты жильные или металлические струны, сообщающие звучности малого барабана характерный треск.

    Звуки извлекаются на этом инструменте посредством ударов по коже специальными деревянными палочками с небольшими утолщениями (головками) на одном их конце. В наше время встречаются партитуры, в которых используется еще и металлическая (из проволоки) веерообразной формы метелочка (verghe). Звучность при пользовании ею создается шелестяще-шуршащая. Как правило, удары производятся правой и левой рукой, причем типичными являются удары с форшлагами и дробь. В виде исключения применяется иногда одновременный удар двумя палочками или одной без форшлага. В качестве особого эффекта для создания приглушенной звучности прибегают к ударам по барабану с распущенными струнами или накрытому материей. Обозначается это термином coperto или con sordino.

    Малый барабан относится к инструментам несколько выше среднего оркестрового регистра.

    По подвижности малый барабан стоит на первом месте среди ударных. На нем исполнимы мелкие и затейливые ритмы в самых быстрых темпах. Звучность его необычайно характерна и отчетлива: начинаясь от еле слышного шороха (в рр), она может доходить до трескучего, грохочущего шума, слышного сквозь самое мощное fortissimo всего оркестра, причем нюансы возможно менять в одно мгновение.

    Лучше всего звучность малого барабана сливается с духовыми - трубами и деревянными, но она очень хороша также в tutti оркестра и в одиночном solo.

    Партия малого барабана нотируется на одной линейке (как и партии прочих инструментов без определенной высоты звука). Очень характерно для нее большое количество форшлагов, мелких ритмических фигур, разнообразных динамических оттенков. Дробь обозначается в виде перечеркнутых нот (tremolo) и трелей.

    В оркестре имеется (исключения очень редки) один малый барабан. Используется он прежде всего в музыке маршеобразного характера. Участие малого барабана придает звучности оркестра большую четкость и динамичность. Интересны примеры использования его в плане программно-изобразительном.

    Тарелки (Piatii)

    Тарелки представляют собой пару одинаковых бронзовых дисков (диаметром 30-60 см в среднем), в которых центральная часть имеет выпуклость (наподобие тарелок) с поперечником в диаметре около 10 см. В центре выпуклости сделано отверстие, через которое продеты ремешки для держания тарелок во время игры.

    Обычный прием звукоизвлечения состоит во встречном ударе одной тарелки о другую с последующим разведением их в стороны на время длительности, указанной в нотах. Удары производятся обычно слегка скользящим косым движением, но в зависимости от динамического оттенка и быстроты последовательности их друг за другом здесь может иметь место и значительное разнообразие в характере ударов, вплоть до трения одной тарелки о другую. Для прекращения же звука играющий прижимает края тарелок к своей груди, мгновенно глуша звучание. Кроме указанного выше приема звукоизвлечения, применяются еще и удары по подвешенной тарелке палочками (от литавр, малого барабана и даже треугольника). При этом способе возможны как одиночные, так и быстро чередующиеся удары, переходящие в оплошное tremolo, допускающее значительное усиление, а в некоторой степени и ослабление силы звука.

    Звучность тарелок относится к области среднего регистра оркестра. На них возможно исполнение ритмических рисунков различной подвижности, но по характеру и по природе им более свойственны звуки простого, крупного ритма, звуки мелкого затейливого ритма на тарелках сливаются и утрачивают четкость. Зато tremolo создает как бы одну сплошную волну металлического «шипения».

    Звучность тарелок чрезвычайно яркая: звенящая в forte и шелестящая, искрящаяся в piano. Динамический диапазон огромнейший - от легкого, слегка искрящегося металлического шелеста до покрывающего весь оркестр ослепительно яркого, резко звенящего шума.

    Своим металлическим звуком тарелки лучше всего сливаются с медью, но с успехом соединяются и с другими инструментами, особенно когда последние играют в своих светлых и ярких регистрах. Впрочем, в piano тарелки хорошо соединяются и с мрачными низкими регистрами инструментов. Из ударных инструментов они чаще всего используются в паре с большим барабаном, особенно в местах, требующих большой силы, шума и звона.

    Нотируются тарелки, как и прочие инструменты без определенной высоты звука, на одной линейке-нитке, иногда вместе с большим барабаном. Из особенностей записи следует отметить условные обозначения, имеющиеся при ногах. Так выставление над нотой знака – указывает, что звук должен быть извлечен ударом по тарелке колотушкой от большого барабана или от литавр; термин colla bacchetta di timpani - на извлечение звука палочками только от литавр; термин colla bacchetta di tamburo - палочками от малого барабана; verghe - что извлечение звуков должно производиться металлической щеточкой. Удары железной палочкой обозначаются знаком - или +2 над нотами или термином colla bacchetta di triangolo, возвращение к обычному приему звукоизвлечения- термином ordinario (сокращенно ord.). Tremolo обозначается и перечеркнутыми нотами и трелью. Продолжительность звука иногда указывается лигами.

    В оркестре тарелки используются прежде всего в динамических целях для подчеркивания кульминации, а также придания яркости и блеска звучности. Впрочем, нередко их роль сводится к красочной ритмике или к программно-изобразительным (специальным) эффектам.

    Большой барабан (Gran Cassa)

    Большой барабан встречается двух видов. Один (более распространенный) представляет собой сравнительно невысокий (30-40 см высоты), но довольно широкий (диаметр 65-70 см) цилиндр, на который с обеих сторон натянута кожа. Другой состоит из неширокого (около 20 см), но значительных размеров (около 70 см в диаметре) обруча с односторонне натянутой кожей. Обруч прикреплен на стойке к специальной раме таким образом, что, вращаясь по линии своей оси, он может принимать наклонное положение, способствующее более удобному извлечению звуков. Последние получаются посредством ударов по натянутой коже специальной колотушкой с утолщенной головкой на конце.

    Звучность большого барабана относится к области низкого регистра. Его ритмическая псдвиж- ность значительно меньше, чем малого барабана. Используется большой барабан преимущественно в простом крупном ритме, но нередко встречается tremolo и не исключаются мелкие длительности.

    Звук большого барабана низкий, глухой, напоминающий как бы подземные взрывы. Динамический диапазон его огромен и простирается от глухого, как бы отдаленного гула в pianissimo до силы пушечных выстрелов в fortissimo.

    Звучность большого барабана в forte лучше всего сливается с tutti оркестра; в piano же - с низкими звуками контрабасов и литавр".

    По старой традиции звучность большого барабана связывается с тарелками. Очень интересный пример оригинальной и пленяющей звучности, достигнутой путем соединения большого барабана с тарелками и треугольником в piano при участии низких звуков фаготов и контрафагота, имеется в финале симфонии Бетховена N° 9.

    Нотируется большой барабан на одной линейке (нитке). Tremolo обозначается большей частью перечеркнутыми нотами, но встречается и в виде трели. Применяется большой барабан в оркестре преимущественно в плане динамическом, а также программно-изобразительном (со специфическими эффектами), но имеются случаи использования его для поддержки басового голоса.

    Там-там (Tam-tam)

    Там-там - один из самых крупных ударных металлических инструментов. Он представляет собой бронзовый или медный диск больших размеров (диаметром до 110 см.), подвешенный на специальной раме-стойке.

    Звук на там-таме извлекается посредством ударов колотушкой обычно от большого барабана. Иногда применяются и жесткие палочки от литавр и даже металлические от треугольника. Своеобразным является косой, скользящий удар мягкой колотушкой по там-таму, при котором звук возникает не сразу, а чуть спустя, причем с тенденцией к нарастанию.

    Звучность там-тама продолжительная, вибрирующая, относится к области низкого регистра оркестра. Хотя на там-таме можно извлекать звуки различной длительности, используется он почти исключительно в крупном ритме (в нем он особенно характерен). Довольно сильное впечатление производит исполнение на нем крещендируемого tremolo. В pianissimo звук там-тама напоминает звон большого колокола, в fortissimo же - как бы страшный рев, сопровождающий крушение, катастрофу. В оркестре в piano там-там очень хорошо сливается с pizzicato контрабасов, низкими звуками арфы и медных духовых инструментов; в forte же - с драматическим tutti оркестра.

    Нотируется там-там на одной линейке-нитке. Используется в оркестре чаще всего в плане специфических эффектов, а также в кульминациях.

    УДАРНЫЕ С ОПРЕДЕЛЕННОЙ ВЫСОТОЙ ЗВУКА И ИНСТРУМЕНТЫ КЛАВИШНО-ЩИПКОВОЙ ГРУППЫ

    Литавры (Timpani)

    По устройству литавры представляют собою различной величины полушарообраэные котлы (от 60 до 80 см в диаметре), нa их верхнем срезе натянута кожаная, тщательно отделанная перепонка. Она связана с механизмом, с помощью которого в большей или меньшей степени натягивается на котле. В соответствии с величиной котлов и со степенью натяжения перепонки, литавры звучат выше или ниже. Чем больше котел и чем слабее натянута кожа (естественно, в пределах определенной границы, крайними пределами настройки для каждой отдельной литавры является приблизнтельно секста), тем ниже звучит инструмент, и наоборот - чем меньше котел и чем сильнее натянута кожа, тем выше звучит инструмент.

    В практике известны три вида механизмов для изменения степени натяжения кожи: винтовой (расположенный по ободу котла), рычажный (с рычагом, установленным сбоку котла) и педальный (с ножной педалью, приделанной к одной из ножек литавры).

    Из них наиболее новым и совершенным является механизм педальный, позволяющий перестраивать литавры (во время пауз в партии) одновременно и с большей постепенностью и с большей быстротой. Обозначается перестройка термином muta.

    Играют на литаврах специальными палочками, на конце которых имеются шарообразные головки, обтянутые мягким фильцем. В редких случаях пользуются обычными палочками от маленького барабана. Литавровые палочки имеются, как правило, трех размеров:

    а) с более крупными головками для извлечения полнозвучных сочных ударов;

    б) с головками среднего размера для звучности более умеренной силы и более подвижных фигур;

    в) с небольшими головками для получения легких подвижных звучностей.

    Кроме того, применяются и палочки с жесткими войлочными наконечниками для исполнения ритмических фигур, требующих особенной четкости. Некоторые литавристы пользуются ими во всех случаях.

    Литавры - очень подвижный и отзывчивый инструмент. На них возможно исполнение самых затейливых ритмов (включая tremolo) с разнообразными динамическими оттенками и различной скоростью. Динамический диапазон литавр огромен. На них исполнимо еле слышное pianissimo с усилением звука до громоподобного fortissimo (более слабыми являются звуки, настроенные очень низко или очень высоко). В оркестре литавры прекрасно соединяются со всеми прочими инструментами. С pizzicato.виолончелей и контрабасов они сливаются почти в единую однородную звучность.

    Как правило, в оркестре используются литавры трех размеров: большая, средняя и малая. Каждая из них имеет свой диапазон настройки:

    большая - от ми-фа большой октавы примерно до си большой или до малой;

    средняя - от ля большой октавы до ре-ми малой;

    малая - от до до фа-соль малой октавы.

    Таким образом, общий их диапазон простирается от ми-фа большой октавы до фа-соль малой. Нотируются литавры на пятилинейном нотоносце в басовом ключе, при двух исполнителях - на двух нотоносцах, при трех - на трех нотоносцах и т. д. Нотоносцы обычно помещаются в партитуре сразу же (считая сверху) после партий инструментов медной духовой группы. Перед нотоносцем там, где обозначаются литавры, указывается цифрой их количество, а буквами или нотами - настройка.

    Однако встречаются и такие партитуры, в которых эти обозначения отсутствуют. Не принято выставлять при ключе знаки альтерации - они пишутся при нотах.

    Из особенностей нотирования следует отметить запись tremolo. При продолжительном равномерном тремолировании на протяжении нескольких тактов ноты, отмеченные tr, связываются лигой.

    Иногда в партитурах применяются лиги и при иной записи tremolo. Если лиги отсутствуют, то сильное время каждого нового такта литавристом может акцентироваться.

    При одновременном ударе по двум литаврам выписываются оба звука.

    Двузвучие, над которым выставлена трель, исполняется как фортепианное tremolo.

    Иногда в записи предусматривается, какой рукой должны быть извлекаемы звуки. В партии литавр указывается, что ноты со штилями вверх извлекаются правой рукой, со штилями вниз - левой рукой.

    Литавры «засурдиненные» (приглушенные куском мягкой материн) обозначаются термином coperto или con sordino, снятие материи указывается термином aperto или senza sordino.

    Приблизительно до второй половины XIX века в оркестре применялись две литавры (исключение представлял Берлиоз, применявший большое количество литавр), настроенные в тонику и доминанту. В настоящее время при одном исполнителе, почти как прагвило, имеются в оркестре три-четыре литавры, настраиваемые, в связи с надобностью, на разнообразные звуки.

    Значение литавр не ограничивается динамической и ритмической ролями, они широко используются также в дублировках басового голоса, в программно-изобразительном, а иногда и мелодическом планах.

    Колокольчики (Campanelli)

    Колокольчики, называемые еще металлофоном, состоят из набора металлических пластинок различной величины, расположенных в хроматическом порядке, соответствующем фортепианной клавиатуре. Звук на них извлекается посредством ударов по пластинкам ручными молоточками.

    Кроме этого вида, существуют колокольчики с клавишным механизмом. Внешне они представляют как бы маленькое игрушечное фортепиано (только без ножек). По звучности колокольчики с ручными молоточками значительно лучше клавишных. Звуковой объем колокольчиков по письму - от до первой октавы до до-ми третьей; по реальному же звучанию - на октаву выше написанного. Встречаются колокольчики со звуковым объемом, немного большим как вверх, так и вниз.

    Этот инструмент относится к области очень высокого звучания. Тембр колокольчиков с ручными молоточками - яркий, звонкий, серебристый, и звук его довольно продолжительный. Тембр колокольчиков клавишных резче и суше, а продолжительность звука короче. Техническая подвижность как тех, так и других колокольчиков значительная, но у клавишных имеется ряд преимуществ, вытекающих из чисто фортепианной техники. Впрочем, оба инструмента не используются в плане виртуозно-техническом, так как быстрая последовательность их звуков создает непрерывный звон, утомительный для уха.

    Колокольчики хорошо соединяются с инструментами всех групп и особенно удачно с арфой, флейтой, pizzicato скрипок.

    Нотируются колокольчики на пятилинейном нотном стане в скрипичном ключе. В оркестровке колокольчики используются преимущественно в декоративно-красочном, а также в программно-изобразительном плане.

    Ксилофон (Silofono)

    Ксилофон в отличие от колокольчиков (металлофона) представляет собой набор деревянных пластинок, расположенных хотя и хроматически, но в порядке своеобразном (зигзагообразном), с двойными пластинками на звуках фа и до.

    Особенностью такого размещения является то, что рядовое (вверх) расположение средних пластинок создает последовательность гаммы соль мажор (самой легкой и удобной на ксилофоне.) В последнее время стали появляться ксилофоны с пластинками, расположенными в порядке, соответствующем фортепианной клавиатуре, а также ксилофоны с резонаторами, значительно улучшающими звучность инструмента.

    Звуки извлекаются на ксилофоне посредством ударов по пластинкам легкими деревянными палочками, близкими по форме к удлиненным ложечкам или к хоккейным клюшкам. Звуковой объем ксилофона - от до первой октавы до до четвертой:

    Звучность ксилофона без резонаторов имеет своеобразный, пустой, сухой, острый тембр, оставляющий впечатление звонкого, довольно сильного и резкого щелкания по дереву, быстро затухающего.

    Техническая подвижность ксилофона очень велика. Гаммы, арпеджио, tremolo, glissando, различные пассажи в стремительном движении с применением двойных нот доступны исполнению на ксилофоне.

    Звучность ксилофона удачно соединяется с деревянными духовыми инструментами, с pizzicato и collegno смычковых. Но чрезмерно долгое звучание ксилофона довольно скоро становится назойливым.

    Нотируется ксилофон (как и колокольчики) на пятилинейном нотном стане в скрипичном ключе. В оркестре ксилофон используется в плане декоративно-красочных подчеркиваний, придания звучности большой ритмической четкости, а также и изобразительности.

    Челеста (Celesta)

    Челеста представляет собою клавишный (наподобие небольшого пианино) металлофон, в котором вместо струн имеются металлические пластинки различной величины, расположенные в хроматическом порядке. При игре молоточки, связанные посредством рычагов с клавишами, ударяют по металлическим пластинкам. Особенностью устройства челесты является то, что пластинки в ней снабжены резонаторами (специальными коробочками), значительно смягчающими и улучшающими ее звук, и демпферами с педальным механизмом (наподобие фортепиано), позволяющим прекращать или удлинять звук, как это делается при игре на фортепиано.

    Звуковой объем челесты по письму - от до малой октавы до до четвертой; по звучанию же - на октаву выше написанного.

    Звучность челесты - очаровательно нежного и поэтического тембра мягких колокольчиков - лишена силы. Техническая же подвижность очень большая и приближается к фортепианной.

    По тембру челеста лучше всего сливается с арфой, но хорошо соединяется (в piano) и с инструментами других групп.

    Нотируется челеста (как и фортепиано) на двух нотоносцах, используется в оркестре преимущественно в местах большой нежности, мягкости, тонкости и волшебной сказочности.

    Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.

    В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:

    • симфонический оркестр (большой и малый),
    • камерный, оркестр народных инструментов,
    • духовой,
    • эстрадный,
    • джазовый.

    В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:

    I. Струнно-смычковые: скрипки, альты, виолончели, контрабасы.
    II. Духовые деревянные: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
    III. Медно-духовые: валторны, трубы, тромбоны, тубы.
    IV. Ударные:

    а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич, тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной линейке “нитке”.
    б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник, колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.

    V. Клавишные: фортепиано, орган, клавесин, клавикорд.
    VI. Добавочная группа: арфа.

    Полное звучание оркестра называется “tutti ” – (“все”).

    Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.

    На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).

    Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.

    Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром .

    Характеристика групп симфонического оркестра

    I. Cтрунно-смычковые

    Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и выразительный инструмент этой группы – скрипка . По звучанию она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки. Они играют разные партии.
    Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
    Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку, касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный, благородный.
    Самый большой инструмент этой группы – контрабас . Играют на нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
    Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает огромными тембровыми и техническими возможностями.

    II. Деревянные духовые

    Для изготовления деревянных инструментов используется дерево. Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания воздуха в инструмент.
    Флейта (с итальянского означает – “ветер, дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
    Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой .
    Разнообразным тембром обладает кларнет . Это качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
    Басовую партию исполняет фагот – инструмент с густым чуть хрипловатым, тембром.
    Самый низкий фагот имеет название контрафагот .
    Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин природы, лирических эпизодов.

    III. Медные духовые

    Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные металлы (медь, латунь и др.).
    Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа медно-духовых инструментов.
    Звонким “голосом” обладает труба . Громкий звук трубы слышен даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
    Валторна (“лесной рог”) может звучать в пасторальной музыке.
    В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны .
    Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба . Она часто звучит в сочетании с другими инструментами.

    Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.

    Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон . Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.

    Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа – мануалом.
    Основные клавишные инструменты: орган (родственники – портатив , позитив ), клавикорд (родственные – спинет в Италии и вёрджинел в Англии), клавесин, фортепиано (разновидности – рояль и пианино ).
    По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
    Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название инструмента.
    Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий, одинаковой силы.
    Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем, как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое ухо.

    VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа , представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.

    Тембровые характеристики инструментов

    Виды оркестров

    Оркестр русских народных инструментов

    Состав такого оркестра включает основные группы:

    • Струнные щипковые:
      • домры, балалайки, гусли
    • Духовые:
      • свирель, жалейка, рожки владимирские
    • Пневматические язычковые:
      • баяны, гармоники
      • бубны и барабаны
    • Дополнительные инструменты:
      • флейта, гобой и их разновидности

    Оркестр белорусских народных инструментов

    Примерный состав:

    • Струнные инструменты:
      • гусли, скрипка, басетля
    • Духовые инструменты:
      • Свирель, жалейка, дуда, дудка, рог
      • бубны и цимбалы
    • Баян – (или многотембровый, готововыборный баян) это язычковый, пневматический (“воздушный”) клавишный инструмент. Своё название он получил по имени дрене – русского легендарного певца – сказителя Баяна. Этот инструмент имеет с двух сторон кнопки, на которых с правой стоны исполнитель играет мелодию, а с левой – сопровождение, аккомпанемент.
      В современном концертном исполнительстве наибольшее распространение получили баяны. Имеющие в левой клавиатуре специальные переключатели тембровых регистров, дающие возможность изменять тембр инструмента, изменять окраску звука.
      Есть также электронные баяны, у которых неограниченная мощь звучания и очень большое количество тембровых красок.
    • Балалайка – родственница лютни, мандолины, гитары. Музыкальный символ русского народа. Это струнный щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на который натягивают струны. Звук извлекается ударом указательного пальца по всем струнам сразу или щипком. Существует несколько видов балалаек: пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас.
    • Гармоника (гармонь, гармошка) – духовой музыкальный инструмент, получивший распространение во многих странах.
      Она снабжена мехами и кнопочной клавиатурой. Характерная особенность инструмента: возможность изменения высоты звучания за счёт смены напряжения движения мехов.
      Другой разновидностью гармоники является аккордеон . С одной стороны аккордеона находятся клавиши, как у фортепиано, на них играют мелодию, с другой – несколько рядов кнопок для сопровождения. При нажимании нескольких из них звучит целый аккорд. Отсюда и название аккордеон.
    • Домра – немного похожа на балалайку, только корпус у неё овальный, грушевидный, и струны настроены по квартам.
    • Цимбалы – струнный ударный инструмент, представляет собой низкий ящик в форме трапеции или деревянную раму, над которой натянуты струны. Играют на инструменте при помощи палочек или молоточков. Нежное звучание цимбал по тембру напоминает звучание гуслей.
    • Гитара – один из немногих музыкальных инструментов, на котором звук подготавливается и извлекается пальцами.
    • Гусли – старинный русский струнно-щипковый инструмент.

    Духовой оркестр

    Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на различных духовых и ударных инструментах.
    По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
    Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны, басы.
    С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов, саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов, образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.

    Эстрадный оркестр

    В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).

    Джазовый оркестр (джаз-бенд)

    В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).

    В работе были использованы материалы:

    1. З.Осовицкая, А.Казаринова В мире музыки. Первый год обучения. М., “Музыка”, 1996.
    2. М.Шоникова Музыкальная литература. Ростов-на-Дону, 2003.
    3. Я.Островская, Л.Фролова Музыкальная литература в определениях и нотных примерах. СПб., 2004.
    4. М.Ф. Музыкальное королевство. Минск, 2002.