Краткое житие. Молитва преподобным старцам Оптинским

В Калужской области, недалеко от старинного города Козельска, находится Оптина пустынь - монастырь, который по праву именуется наиболее ярким светильником Православной Руси XIX и XX веков. Своей славой он обязан богомудрым старцам, которые, сменяя друг друга, стали нескольких поколений россиян. Преподобный Макарий Оптинский был одним из них.

Обитель среди дремучих лесов

Время создания точно неизвестно. По одной версии, эта честь принадлежит боголюбивому князю Владимиру Храброму, почившему в начале XV века, а по другой, и более популярной в народе, основателем монастыря стал некий раскаявшийся в своих злодеяниях разбойник по имени Опта, живший столетием позже.

Однако, по всей видимости, это лишь красивая легенда, так как в давние времена словом «опта» назывались обители, общие для мужчин и женщин (было и такое на православной Руси). Основателями же монастыря, вероятно, стали отшельники, желавшие уединиться в лесной глуши, для свершения иноческого подвига.

И затерялось бы в истории эта святая обитель среди тысяч подобных монастырей, если бы не слава, которую принесли ей богомудрые старцы. Чтобы было понятнее, о чём идёт речь, следует остановиться на том явлении религиозной жизни, которое принято обозначать словом "старчество".

Старчество как форма духовного служения

Возникло оно в Египте на заре христианства и оттуда распространилось по всему миру, обретя для себя в России благодатную почву. Старец - это прежде всего наставник своих духовных чад, которых у него может быть великое множество. В силу Благодати Божьей, щедро излитой на него Создателем, старец обретает дары богомудрия и прозорливости.

Эти уникальные качества позволяют ему оказывать помощь людям, обращающимся к нему в тяжёлых жизненных ситуациях, или жаждущим услышать слово Божией Правды. Старец - это далеко не всегда пожилой человек, поскольку сам термин означает не возрастную характеристику, а форму духовного служения.

Оптиной пустыне на протяжении всей её истории Господь послал четырнадцать таких старцев, первым из которых был преподобный Лев, подвизавшийся в ней с 1797 года. Преподобный Макарий Оптинский, о котором пойдёт речь в нашей статье, стал его учеником и преемником.

Детство и юность раба Божьего Михаила

Старец Макарий Оптинский в миру звался Михаилом Николаевичем. Родился он 3 декабря 1788 года в благочестивой и набожной семье дворян из Его родители - отец, коллежский асессор Николай Михайлович Иванов и мать Елизавета Алексеевна, были людьми обеспеченными, и владели несколькими поместьями. Кроме него, в семье было ещё четверо детей.

Как он рассказывал потом, многие его детские воспоминания связаны с находившимся неподалёку от них Одринским монастырём, куда родители часто совершали паломничества. Большое влияние на формирование его характера в те годы оказал настоятель обители архимандрит Феофан, прививший мальчику любовь к церковным службам.

В девятилетнем возрасте Миша Иванов пережил первое в жизни несчастье - смерть матери, скончавшейся от туберкулёза. Это произошло в Москве, куда вся семья переехала специально, чтобы обеспечить Елизавете Алексеевне надлежащую медицинскую помощь. Вернувшись на родину после столь трагического события, он вместе с двумя братьями поселился в имении своей тётки, родной сестры отца - Дарьи Михайловны Передельской.

Молодой и подающий надежды чиновник

В лице этой женщины подростки нашли не только заботливую родственницу, старавшуюся во всём, что в её силах, заменить сиротам мать, но и наставника, взявшего на себя труды, а также расходы, связанные с их образованием. Ряд дисциплин она преподавала сама, а там, где её познания были недостаточны, нанимала учителей.

Кажется невероятным, но будущий старец Макарий Оптинский с детства был настолько одарён разумом, что в четырнадцатилетнем возрасте его приняли на службу в уездное казначейство на должность бухгалтера. В качестве помощников были зачислены также и его братья. Однако этот факт имеет документальное подтверждение, потому сомневаться в его достоверности не приходится.

В 1805 году труды молодого чиновника были по достоинству оценены губернским начальством, и он получил повышение в должности и в чине. Следуя традициям, установленным в дворянском обществе того времени, Михаил Николаевич вёл обычную в таких случаях светскую жизнь. Часто посещал дома местной аристократии, среди которой был радушно принят, а также участвовал во всех увеселительных мероприятиях.

По воспоминаниям современников, его главными увлечениями тех лет были музыка и литература. Мало кто знает, но преподобный Макарий Оптинский в молодые годы прекрасно играл на скрипке и пел романсы несильным, но весьма приятным баритоном.

Пробуждение религиозных чувств

Год спустя Михаила Николаевича постиг новый удар - скоропостижно скончался его отец. На семейном совете было решено, что имения, принадлежащие семье, должны перейти ему, как старшему из детей, но доход с них будет их общим капиталом. Это накладывало определённую ответственность, и послужило причиной того, что в 1805 году Михаил оставил службу и, поселившись в деревне Щепятино, занялся хозяйством. Всё свободное время он, как и прежде, уделял чтению и музыке.

В этот период жизни, проведённый на лоне деревенской тишины и уединения, зёрна религиозности, которые были посеяны когда-то в его душе, дали обильные всходы. Михаил Николаевич, по его собственным воспоминаниям, всё чаще стал погружаться в размышления о спасении души и чтение Библии. Однажды, побывав на ярмарке, он привёз оттуда множество книг, содержавших труды святых отцов, которые полностью завладели его мыслями.

Напрасно заботливые родственники пытались женить молодого помещика, подыскав ему хорошую невесту. Воспользовавшись благовидным предлогом, он уклонился от навязываемого ему брака, поскольку всё прочнее укреплялся в желании посвятить свою жизнь Богу.

Решение оставить мир не было спонтанным и вызревало постепенно. Об этом свидетельствуют его письма, сохранившиеся с тех давних лет, а также воспоминания современников, хорошо знавших Михаила Николаевича в те годы. Решающий же шаг, определивший всю дальнейшую жизнь, будущий старец Макарий Оптинский совершил 6 октября 1806 года, отправившись на богомолье в Площанскую пустынь, весьма удалённую от его села.

Послушник Михаил

Домой он так и не вернулся, но через некоторое время братья получили письмо. В нём Михаил Николаевич извещал, что остаётся в монастыре послушником, а имение и всё прочее имущество передаёт им в полную собственность. Так, неожиданно для всех, в возрасте двадцати двух лет, он навсегда оставил мир.

Богородицкий Площанский монастырь, в котором святой Макарий Оптинский начинал путь служения Богу, как нельзя лучше соответствовал его намерениям. Удалённый на значительное расстояние от населённых пунктов и окружённый со всех сторон лесами, он идеально подходил для иноческого уединения. Не получая сколько-нибудь серьёзной материальной помощи от Святейшего синода и епархиального управления, братия, насчитывавшая в ту пору пятьдесят душ, ни в чём не нуждалась, добывая кусок хлеба собственным трудом.

Согласно Церковному уставу, каждый новоприбывший до принятия обязан пройти определённое испытание, в период которого он именуется послушником и при желании может в любой момент покинуть обитель. Срок этого периода заранее не устанавливается и зависит лишь от воли настоятеля. Такое установление служит для проверки серьёзности намерений будущего инока.

Как и каждый послушник, прп. Макарий Оптинский начинал свою монастырскую жизнь с выполнения самых тяжёлых и малоприятных работ. Ему - дворянину - приходилось зимой заниматься заготовкой дров и приготовлением пищи на монастырской кухне, а летом уборкой сена, огородничеством и прочими крестьянскими делами. В результате подобная практика стала для него великой школой смирения, без которого немыслима иноческая жизнь.

Со временем иеромонах отец Иоаникий заметил незаурядные музыкальные способности нового послушника, а также оценил его образованность и прилежание. Он дал возможность Михаилу Николаевичу изучать поставил его письмоводителем обители, а со временем поручил также руководство одним из отделений монастырского хора. По истечении же четырёх лет настоятель благословил трудолюбивого послушника на принятие пострига с именем Мельхиседека.

Четыре ступени монашеского восхождения

В православии существуют четыре степени монашества. О первой из них, при которой будущий монах имеет статус послушника, речь шла выше. Далее следует так называемый рясофор. При пострижении в него происходит перерождение мирского человека в монаха. Он получает новое имя, даёт особые обеты, которые не вправе нарушить, полностью порывает все родственные связи, и, под страхом анафемы, не имеет возможности возвратиться к прежнему образу жизни. За рясофором идут малая схима, называемая также мантийным монашеством и великая схима - ступени, ещё более отделяющие инока от суетного мира.

Продолжение иноческого служения

В 1814 году молодой монах Мельхиседек совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, посетив по дороге ряд других монастырей и внимательно изучив накопившийся в них опыт иноческой жизни. По возвращении же в свою обитель он был пострижен в следующую монашескую степень - мантию - и получил имя Макария в честь основателя восточного монашества преподобного Макария Великого.

Проведя безвыездно десять лет в стенах Площанского монастыря, инок Макарий отправился в Ростов, поклониться мощам святителя Димитрия Ростовского, и по дороге впервые посетил Оптину пустынь, с которой был впоследствии связан до конца дней. Но, этому предшествовал ещё один важный период, послуживший его становлению в качестве духовного наставника.

В 1827 году Макарий Оптинский был назначен духовником в Севский Троицкий женский монастырь и в возрасте сорока лет приступил к окормлению его сестёр. Неоценимую помощь в этом оказал ему иеромонах Лев - мудрый и богатый жизненным опытом старец, прибывший из Александро-Свирской обители. Своим руководством он завершил духовное совершенствование отца Макария.

В обители, указанной Богом

Выполняя возложенные на него впоследствии обязанности благочинного Площанской обители, отец Макарий был откомандирован в 1832 году в Санкт-Петербург и, возвращаясь, вновь посетил Оптину пустынь, но на этот раз не ограничился лишь поклонением её святыням, а подал прошение о переводе его в этот старинный монастырь. Ответ пришлось ожидать довольно долго, но, наконец, в январе 1834 года епархиальное руководство, удовлетворило его просьбу, и отец Макарий перешёл в Предтеченский скит Оптиной пустыни, где в непрестанных духовных подвигах подвязался до конца жизни.

С первых дней пребывания на новом месте Макарий Оптинский близко сошёлся со своим прежним знакомым духовником монастыря преподобным Львом, который был двадцатью годами старше его. Несмотря на связывавшую их дружбу, отец Макарий всегда относился к нему как ученик к учителю и беспрекословно вручил себя в полное повиновение его воле.

Эти два великих подвижника и аскета, по праву снискавшие славу богомудрых старцев, ежедневно принимали в своих кельях множество приезжавших к ним людей и за семь лет до кончины преподобного Льва сумели благотворно окормить не только братию монастыря, но и тысячи мирян.

Их совместными трудами вознёсся на высоту духовного величия и следующий старец пустыни, впоследствии ставший её главной святыней Макарий и Лев, по выражению современников, «взростили его и, умудрив словом Божьим, сделали своим достойным преемником».

Дар прозорливости, ниспосланный свыше

После того как в 1841 году Господь призвал в Небесный Чертог преподобного Льва, все заботы об окормлении многочисленной паствы всецело легли на плечи отца Макария, и он с честью нёс возложенный на него крест. Поучения Макария Оптинского, обращённые в те годы ко многим, кто сподобился побывать в обители, не только передавались из уст в уста, но и в большинстве своём записывались, что позволило впоследствии выпустить их отдельной книгой, многократно переизданной, и не потерявшей актуальности в наши дни.

Господь щедро излил на отца Макария дар прозорливости. Многие посетители приходили в полное замешательство, когда он, обращаясь к ним, безошибочно называл их имена, которые не мог знать заранее. Известны также и более удивительные случаи. Например, окормляя своих чад не только при личном контакте, но и по переписке, он не раз посылал ответы на ещё не полученные вопросы. В результате писавший к нему человек получал их одновременно с отправкой своего послания.

Письма старца и чудеса исцелений

Вообще же переписка являлась одной из важнейших областей деятельности, которую вёл Макарий Оптинский. Душеполезные поучения, которыми были полны страницы его писем, стали результатом глубокого осмысления трудов святых отцов прошлого, помноженного на личный жизненный опыт. Они вошли в сокровищницу российской святоотеческой литературы.

Письма преподобного Макария Оптинского, которые он во множестве рассылал своим знакомым, а часто и незнакомым духовным чадам, несли в себе большую пользу. В них он затрагивал самые различные стороны бытия. Например, в одном из них, отправленном человеку, сетовавшему на постигшие его многочисленные скорби, он поучал, что всегдашнее счастье и благоденствие наносит душе человека вред, делая её уязвимой для грехов и соблазнов. Те же, кому Господь попускает в жизни страдания, переживая их, приближаются к Нему и тем легче обретают Царствие Небесное.

А вот ещё весьма интересная мысль, которую высказал Макарий Оптинский. Письма, адресованные ему одним из мирян, были полны сетований на то, что он, прилагая все усилия в борьбе с пороками и страстями, не видит положительного результата, и это приводит его в смущение и лишает покоя. Многомудрый старец отвечал ему, что такая реакция на отсутствие скорого воздаяния за труды, являясь следствием гордыни и самолюбия, лишь усугубляет положение, и он должен быть благодарен Господу, не попускающему ему увидеть себя безгрешным, не достигнув истинной праведности.

Широко известны также многочисленные случаи исцеления больных, а особенно бесноватых, наступавшие после того, как старец помазывал их маслом из неугасимой лампады, всегда теплящейся в его келье. Именно поэтому в наши дни молитва Макарию Оптинскому об избавлении от недугов имеет такую благодатную силу. Подобные факты не только известны, но и во множестве задокументированы.

Завершение жизненного пути, ставшего подвигом

Двадцать лет провёл в своей скромной келье, являвшейся одновременно спальней и приёмной, преподобный Макарий Оптинский. Икона Владимирской Божьей Матери, аналой, письменный стол и узкая койка - вот и всё убранство его жилища, единственным украшением которого были развешанные по стенам портреты подвижников и виды монастырей.

Прежде чем завершить свой земной путь и предстать пред Господом, старец Макарий принял великую схиму, являющуюся, как говорилось ранее, высшей ступенью монашеского подвига. Ещё за несколько недель он с поразительной точностью предсказал день и час своей кончины, после которой духовный факел из его рук принял другой подвижник веры и богомудрый наставник - Амвросий Оптинский. Макарий же тихо и безболезненно отошёл ко Господу ранним утром 20 сентября 1860 года.

Со дня похорон место его погребения стало пользоваться всеобщим почитанием, однако канонизирован в лике преподобных старец был лишь в 2000 году. Тогда были прославлены все четырнадцать старцев, подвязавшихся некогда в Предтеченском скиту, а вместе с ними и Макарий Оптинский, житие которого было составлено на основании записей многих современников, общавшихся с ним лично. Сегодня он является одним из наиболее известных и любимых в народе святых Православной церкви. День преподобного Макария Оптинского отмечается ежегодно 20 сентября.

Даже не имеющий совершенно никакого отношения к религии, а именно – православию, человек вряд ли не слышал хотя бы раз в жизни об Оптиной пустыни. Этот мужской монастырь расположен в Калужской области, близ города Козельска. Возраст обители насчитывает более шести столетий. Введенская Оптина пустынь была основана в конце XIV-го века преподобным Макарием, в прошлом – разбойником, раскаявшимся в своих грехах. Однако история обители связана также и с другим человеком, носившем такое же имя – преподобным Макарием Оптинским. Церковь вспоминает его ежегодно 20 сентября, и именно ему посвящена данная статья.


Детство и юность преподобного

Святой Макарий родился в семье орловских дворян 20 ноября 1788 года. Мирское имя его звучало как Михаил Николаевич Иванов. Происходил преподобный из рода не только благородного, но и благочестивого. Прадед его Иоанн был монахом. Бабушка всю жизнь занималась благотворительностью. Отец подвижника служил коллежским ассесором. Семья преподобного отличалась хорошим достатком, но не кичилась этим.


Михаил был старшим сыном у своих родителей. Его нарекли в честь святого Михаила, князя Тверского. С ранних лет мальчик отличался тихим, спокойным характером, добротой сердца. Будучи еще совсем ребенком, он вместе с родителями часто посещал монастырь, находившийся неподалеку от родового имения Ивановых. Семья дружила с архимандритом Феофаном, настоятелем обители.

В десятилетнем возрасте Михаил потерял мать – она скончалась от туберкулеза. После случившегося отец семейства вместе с детьми переселился в свое имение в селе Щепятино, а еще через некоторое время – город Карачев, к родной сестре своей Дарье Передельской. Женщина эта приняла участие в жизни племянников-сирот.


Для получения образования Михаила отец отдал в городское приходское училище. После юноша поступил на работу бухгалтером в Льговское уездное казначейство. Ему тогда было всего 14 лет, но уже тогда отрок проявлял массу прекрасных качеств: кротость, усердие, набожность, целомудрие. Вместо игр предпочитал он занятия рукоделием и чтение книг.

Спустя несколько лет Михаил получил должность начальника стола счетной экспедиции в Курске. Руководителем его оказался Николай Михайлович Ленивцев, который быстро расположился к прилежному работнику. Благодаря этому человеку Михаил, часто посещавший дом начальника, получил возможность продолжить свои творческие занятия, которые в то время составляли в основном литература и музыка.

Через год умер отец Михаила, и родовое имение в результате семейного совета перешло в управление к старшему сыну. Будущий подвижник ушел в отставку и переехал в деревню. Однако управляющего из Михаила не вышло: будучи человеком кротким и скромным по натуре, он не умел пресечь воровство работников и наказать провинившихся за халатность. Зато соседи любили молодого барина за его доброту.

Так пролетело два года. Все больше Михаила стали интересовать вопросы, касающиеся спасения души. Родные попытались устроить его семейную жизнь, но когда нашли подходящую невесту, та стала медлить с ответом, что помогло Михаилу принять окончательное решение посвятить себя служению Господу.

Монашеская жизнь


В 1810 году будущий подвижник отправился на богомолье в Площанскую пустынь. Там он познакомился с учеником Паисия Величковского - старцем Афанасием. Последний впоследствии стал духовным наставником Михаила. Главным занятием старца являлось осуществление переводов и изучение святоотеческих трудов. К этому делу Афанасий приобщил своего ученика.

В 1834 году преподобный Макарий ушел в Оптину пустынь. Но и там он продолжил дело, объединявшее его со своим духовным отцом. Правда, здесь подвижник обрел нового наставника в лице преподобного Льва. Он доверял старцу этому беззаветно и на любое дело просил благословения. В Оптиной пустыни преподобный Макарий организовал школу издателей и переводчиков духовной литературы. В числе первых им были изданы переводы преподобного старца Паисия и рукописи, собранные в самой Оптиной пустыни. Большую поддержку в указанном деле Макарию оказывали его духовные чуда – супружеская пара Киреевских. Сильная духовная связь установилась между преподобным и представителями русской интеллигенции. Есть исторические данные, подтверждающие тот факт, что к святому Макарию приезжали на исповедь такие известные отечественные писатели, как Н.В. Гоголь, А.К. Толстой и другие.

Преподобные Лев и ученик его Макарий руководили совместно духовной жизнью братии монастыря, послушников и паломников в течение семи долгих лет. За эти годы благочестие и добрые черты натуры подвижника только укреплялись и возрастали. Никому из приходящих преподобный не отказывал в помощи. Он лечил словом духовным, наставлением, обращал на путь истинный заблудившихся и в веру христианскую безмерно далеких от Бога людей. Макарий беспрестанно творил Иисусову молитву, отчего лицо его светилось как бы изнутри неисчерпаемой любовью к ближнему, духовной радостью и добросердечием. На всех и каждого находил он время. Часто Макарий помогал бедным, но не выставлял напоказ собственную благотворительность, поскольку занимался этим по зову души, искреннее. Преподобный исправно посещал все богослужения, творимые в храме монастыря, однако сам служб не совершал, так как не владел достаточно хорошей дикцией от природы. Согласно воспоминаниям очевидцев, старец в церкви стоял в боковом приходе и весь уходил в молитву.


Преподобный Макарий слыл весьма подвижным, живым человеком. Эту свою особенность он сохранил до конца земной жизни. Проявлялась она буквально во всем: в разговоре, чтении книг, совершении пути, сборах в дорогу. В связи с этим же старец не любил, когда другие проявляли медлительность.

Кончина святого

За два года до собственной смерти подвижник принял великую схиму. До конца своих дней Макарий принимал нуждающихся людей, духовных чад, помогал им советом, наставлениями, утешал и благословлял. На исходе лета преподобный сильно занемог, и понял, что скоро отойдет в Царство Небесное. Он начал прощаться с братией монастыря. Со второй половины сентября самочувствие старца стало еще более ухудшаться. В день своей кончины преподобный Макарий причастился лежа в постели, поскольку из-за слабости не мог подняться. Однако находился старец в здравом уме, притом испытывал боговдохновенное чувство умиления. После причастия святой воздел к небу руки и трижды произнес: «Слава Тебе, Боже наш!». Спустя час, во время прочтения канона на разлучение души от тела он отошел ко Господу. Было 7 сентября (20 сентября по новому стилю) 1860 года. Всех населяющих монастырь охватила глубокая скорбь.

Однажды к Макарию привели человека, одержимого бесом. Бесноватый ранее не видел и не знал старца. «Макарий идет!» — закричал болящий, и ударил духовника по щеке. Преподобный, по заповеди Христа, подставил вторую щеку. Одержимый упал без чувств, и очнулся исцеленным. Не выдержавший такого смирения, бес покинул человека навсегда.

Как все великие святые, Макарий Оптинский был знаменит не чудотворениями, а старческими трудами и наставничеством богоспасаемого народа. Духовные советы старца - мудрое руководство на пути спасения христиан.

С ранней молодости Макарий отличался кротким нравом и необычными поступками

Михаил Иванов

мирское имя Макария Оптинского

Будущий святой родился в благочестивой семье с именем Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич Ива­нов, недалеко от Оптиной Пустыни. С детства имея тихий и кроткий нрав, Михаил был склонен к уединению и молитве. После смерти родителей он остался один в имении. Крестьян никогда не наказывал и не беспокоился о прибыли.

Когда у него украли гречиху, наставлял обидчиков евангельскими примерами. К удивлению, мужики покаялись, пав перед Михаилом на колени.

Делясь мыслями о понимании счастья, он впоследствии писал:

«Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и не доставляют счастья».

Монашество – единственный верный выбор жизненного пути

Кроткий нрав и тихий образ жизни предуготовили Михаила к иночеству. Его путь в монастырь был простым и прямым. Прибыв паломником в Площанскую Пустынь, он остался там навсегда, отказавшись от части наследства в пользу братьев.

В возрасте 22 лет, Михаил постригается в рясофор с именем Мелхиседек.

Наставником послушника стал старец Афанасий, ученик великого Паисия Величковского, У Афанасия было собрание творений древних отцов монашества, собранных Паисием. Духовное становление молодого послушника проходило на основе этих трудов, под руководством опытного наставника.

По истечении 5 лет послушник принимает монашеский постриг в честь Макария Великого. На протяжении нескольких лет, кроме послушаний, он совершает паломнические поездки.

Через 15 лет монастырской жизни, Макария назначают духовником Севского девичьего монастыря.

Вскоре состоялась его встреча со старцем Оптиной Пустыни Львом. Между духовниками завязалась дружеская переписка. Со временем, отец Макарий переезжает в Оптину Пустынь, будучи 46-летним опытным духовником.

Оптина Пустынь – поприще великого труда и подвигов старца

Отец Лев считал Макария себе равным, но по его смиренным просьбам, обращался с ним как с учеником. За время дружбы, они воспитали будущего великого святого старца Амвросия Оптинского.

Семь лет оба духовника окормляли братию и наставляли прибывающих в скит паломников. После смерти преподобного Льва, тяжесть духовничества легла на плечи Макария.

Старец Макарий отличался кротким нравом. Он все покрывал любовью. Его чада свидетельствовали:

«…сила этой любви настолько привлекала к нему сердца всех, что мы готовы были не отходить от него, чтобы всегда наслаждаться светлым его лицезрением и сладкою беседою богоглаголивых уст его».

Со смирением и любовью принимал старец каждого посетителя. Он приносил с собой радость и утешение. Будучи мудрым и заботливым отцом, помогал братии нести бремя иноческой жизни.

«Старец был огромного роста, с лицом некрасивым, со следами оспы, но белым, светлым, взгляд был тих и полон смирения. Нрав его был чрезвычайно живой и подвижной. Память прекрасная: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека. Но косноязычие и нехватка дыхания при разговоре - смущало его всю жизнь. Одет был всегда бедно»

Вспоминали посетители.

На протяжении 20 лет преподобный Макарий вел переписку с духовными чадами

Наставляя их в вере и благочестии, утешая в скорбях. Этими письмами старец оставил о себе добрую память. Они до сих пор содержат в себе духовную пользу.

Столько лет переписывался Макарий Оптинский со своими духовными детьми

Утешая человека, который страдал от многочисленных скорбей, он писал:

«Люди большею частью желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать. И кажется, что это очень хорошо и приятно, о всегдашнее благоденствие и счастье человеку вредит. Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа, а проходящие скорбную жизнь, более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем: широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и многие идут им (Мф. 7:13), а скорбную жизнь назвал: узкий путь и тесные врата ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их (Мф. 7:14). Итак, по любви своей к нам, Господь, провидя могущую быть пользу, кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь, чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную».

Старец заботился о благоустройстве монастыря, о правильном ведении служб и песнопений. Был трудолюбив. Под его руководством, в скиту развивались ремесла, среди которых токарное и переплетное. Богослужения совершал по смирению редко, но часто пел на клиросе.

Его скромная келия была оборудована небольшой приемной и маленькой спаленкой. В спальне стояла узкая кровать, письменный стол. В углу – иконостас, в составе которого особо почитаемая икона Владимирской Божией Матери с неугасимой лампадой. На стенах висели изображения подвижников и виды монастырей. В этой келии старец подвизался 20 лет.

Молитвенное правило он совершал ежедневно с 2 до 6 утра.

Далее, до самого закрытия монастыря, принимал посетителей. Праведные труды отнимали много сил. Иногда ему приходилось принимать монастырскую и скитскую братию во время вечернего правила и вместо братской трапезы.

Каждый день его ожидали посетители.

Мужчин он принимал в своей келии, а женщин – за воротами скита, в специальном помещении.

Его беседы приносили людям духовную пользу.

Старец уделял внимание руководству группы ученых, литераторов, монахов и мирян, которые переводили на литературный язык труды святых отцов древности. Преподобного Макария считают основателем целой школы переводчиков и издателей духовной литературы. Он укреплял связи между Оптиной и русской интеллигенцией. За духовным окормлением к старцу обращались: И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, А. К. Толстой, А. Н. Муравьев и др.

Блаженная кончина преподобного, о которой он знал заранее

Под конец жизни старец часто жаловался на усталость и отсутствие покоя. Иногда его одолевало физическое изнеможение, так что приходилось отказываться от приема посетителей. До конца подвижнического пути преподобный не прекращал помощь страждущим. Подражая Спасителю, старец смиренно нес крест.

За два года до смерти, преподобный был пострижен в великую схиму с тем же именем.

Старец заранее предсказал время своей кончины. За неделю до этого его соборовали. Будучи тяжело больным, он давал последние наставления, прощался с духовными чадами, раздавал вещи. Даже будучи на последнем издыхании, старец взглядом благодарил пришедших проводить его. В полночь пришел духовник старца, и беседовал с ним пол часа. Преподобный попросил читать отходную.

– «Слава Тебе, Царю мой и Боже мой!», «Матерь Божия помози мне!» – восклицал старец при чтении отходной. В 6 часов утра он приобщился Святых Христовых Таин, а через час, тихо почил, на 9-й песни канона на разлучении души.

Мощи Макария Оптинского покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни, рядом с мощами его духовного друга и сотаинника, преподобного Льва.


Как и при жизни, преподобный Макарий остается скорым помощником всем обращающихся к нему за помощью.

Памятные даты жизни старца Макария

Дата Событие
20 ноября 1788 г. День рождения.
1802 г. Поступил на работу бухгалтером
6 октября 1810 г. Уход из мира в Площанскую пустынь.
Декабрь 1810 г. Пострижение в рясофор с именем Мелхиседек.
7 марта 1815 г. Постриг в мантию с именем Макарий.
27 мая 1817 г. Иерейская хиротония.
1827 г. Назначение духовником Севского монастыря.
1834 г. Поступление в Оптину Пустынь.
1837 г. Назначен духовником обители.
1839 г. Вступление в должность скитоначальника.
1841 г. Становится духовным наставником Пустыни.
1858 г. Постриг в схиму.
20 сентября 1860 г. Блаженная кончина (день памяти).
27 июня 1998 г. Обретение святых мощей старца.
19 января День тезоименитства.
24 октября Собор преподобных старцев Оптинских

Чудотворения и прозорливость старца - как свидетельство Святого Духа.

Множество случаев чудесной помощи Божьей наблюдали духовные чада при жизни старца.

Часто Макарий служил молебны об исцелении и помазывал страждущих маслом из неугасимой лампады. При этом бывали случаи исцелений, особенно бесноватых.

Страдала беснованием Мария Павловна Полунина. Ее привели в Оптину для исцеления. При приближении к Макарию, она начала биться в припадке. Старец опоясал ее своим пояском, и Мария успокоилась. С тех пор припадки навсегда прекратились.

В одном селении бешеный волк искусал многих крестьян. В это время туда к одной барыне приехал батюшка. Часть пострадавших отправили в больницу, а крестьян знакомой барыни старец в больницу ехать не благословил.

Он окропил их святой водой, и назначил молитвенное правило. Все они остались живы, а в больнице все умерли.

У 5-летней девочки Даши постоянно случалась лихорадка и рвота от рыбы. Старец велел ей сесть рядом. Отломив часть своего карася, он заставил девочку съесть. Даша со слезами съела, думая, что начнется рвота. Но болезнь отступила навсегда.

Сын одного помещика Орловской губернии Алексей Говоров сильно страдал пьянством. По совету знакомых, он с женой поехал в Оптину Пустынь к старцу. Макарий шутя ударил Алексея 3 раза рукой по голове, и велел готовиться к принятию Святых Тайн. Приступая к чаше, Алексей почувствовал сильное сопротивление и противные помыслы.

Превозмогая себя, он причастился.

После этого он навсегда освободился от страсти, и испытывал отвращение к спиртному.

О старце свидетельствовали, что он

«был прозорлив: первый раз видя человека, называл его иногда по имени, прежде чем тот представлялся. Отвечал иногда на письменные вопросы, прежде их получения, так что писавший получал ответ на письмо, час тому назад посланное».

В этой передаче в течение 7:27 минут рассказывают о чудесах и жизни Макария Оптинского

Преподобному Макарию Оптинскому молятся для помощи в болезнях и тяжелых обстоятельствах жизни

Молитва

О священная и богомудрая главо, богоносе отче наш Макарие. За труды и подвиги твоя, имиже Христа прославил еси и от глада духовнаго люди российския избавил еси, Христос Господь Воплощенная нас ради Премудрость излия на верх твой неувядаемую славу смиренномудрия. Имже вся супостаты вражия низложил еси и баснословное суемудрие философов обличил еси.

Темже убо отче, яко со святыми вменился еси и боголепное житие в Раи живеши, не остави нас сирых, грешная и неразумная чада твоя. Но боголюбивою твоею молитвою нас посети: избави от неразумия умы наша в суете мирстей выну шатающияся, утверди сердца наша Страхом Божиим иже плодит начатки премудрости, колеблющуюся волю нашу остени заповедьми Христовыми да не на одесную ниже шуюю отступим от закона Всевышняго.

Отеческим преданием научи ны внимати и со опастсвом тыя хранити, да наследницы святых отцев явимся. Присно же сохрани наследие твое и обитель твою в нейже добропобедный подвиг совершил еси и тело твое яко драгоценный бисер в ней оставил еси. Да вси притекающии к раце мощей твоих исцеления приемлют и Бога прославят Дивнаго во святых Своих всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Акафист Макарию Оптинскому

Кондак 1

Избранному делателю смиренномудрия и послушания прилежному наставнику, богомудрому старцу Оптинскому, от души моления теплыя принесем. Ты же, отче, непослушных нас послушай, яко послушающаго тебе Бога выну в себе стяжавый, да вси зовем ти:

Икос 1

От пелен младенческих Богом предъизбран быв в души твоей красоту изобразити высокотворнаго смирения, темже нравы благочестивыми обучен быв и верою правою утвержден, явился еси родителем твоим благочестивое похваление. Сего ради зовем ти:

Радуйся, Богом избранный сосуде.

Радуйся, смирения и любве крепкий соузе.

Радуйся, младенческий разум отвергий.

Радуйся, злобою присно младенствуяй.

Радуйся, разумливый закона Христова светильниче.

Радуйся, писаний отеческих присный любителю.

Радуйся, яко мирское оставль мудрование.

Радуйся, яко к Божественным приникнув писанием.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 2

Послушанию навык издетска отче преподобне, в мирских делех прилежно обучил еси себе. Темже в тщету вся вменил еси Христа ради и воли Божественныя послушати взыскал еси, поя Ему: Аллилуия.

Икос 2

Мира темное оставив мудрование, неимущее Бога внутрь себе, к любомудрию же монашескому направил еси все твое тщание, еже просветитися познанием о Христе, сего ради поем тебе сице:

Радуйся, мудрость мира сего постигнувый.

Радуйся, яко тщету оныя уведел еси.

Радуйся, мусикийския органы возненавидевый.

Радуйся, яко богодвижная цевница явился еси.

Радуйся, яко мудрый, купец безценнаго бисера взыскал еси.

Радуйся, вся продавый и Христа приобрел еси.

Радуйся, небеснаго любомудрия рачителю.

Радуйся, мирскаго суемудрия обличителю.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 3

Слышал еси отче, яко в Оптинстей пустыни светильник богосиянный возжеся на свешнице церковнем. Темже на крылах любомудрия к нему прилетел еси и во свете жития его узрел еси Свет неприступный, Богу благодарне возопив: Аллилуия.

Икос 3

Яко равносветлое солнце прият тя во объятия своя старец Лев богозрачный, молниями отеческих учений блистаяйся, утверди тебе быти верна ему на тверди послушания и от светлости в светлость духовную возрастати. Темже приносим тебе похвалу сию:

Радуйся, взыскавый старца по слову Симеона Богослова.

Радуйся, в богоглаголивем старце Бога обретый.

Радуйся, молниезрачными ученьми озаривыйся.

Радуйся, яко темнозрачную прелесть попалил еси.

Радуйся, послушанием умерый воли никчемней.

Радуйся, добродетелию яко финикс воскресый.

Радуйся, Льва преподобнаго скимне духовный.

Радуйся, яко мысленных волков с ним растерзал еси.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 4

Пастырем от пастыря и старцем от старца Богом произволено быти тебе. Темже свет разсуждения в тебе возсиял есть ярчайше, имже прелестную бесовскую тьму попалил еси, светло взывая Христу: Аллилуия.

Икос 4

В горниле скорбей, отче преподобне, и на наковальне подвигов монашескаго жития сосуд души твоея златокован соделав, внюдуже сокровище Духа Господь вмести. Темже, яко блистающее сокровище тя стяжавше, выну тебе вопием от души:

Радуйся, сокровище даров отеческих преданий.

Радуйся, богатство духа нищим подаваяй.

Радуйся, веры адаманте крепкий.

Радуйся, любве аметисте светлый.

Радуйся, надежды сребрянная чаша.

Радуйся, печальным сладкая отрада.

Радуйся, преемственная славо старцев богоносных.

Радуйся, писаний богомудрых источниче живоносный.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 5

Скит по образу древних отцев святителем Филаретом устроенный, ты потщался еси ангелоподобным жительством обустроити, учредил еси в нем пение сладкогласное на подобны церковныя и трезвенным умом непрестанно взывати Христу: Аллилуия.

Икос 5

Боголепное о всех Божие промышление вручи тебе пастырское о чадех твоих попечение. Ты же яко доилица кормящая с ласкою паству твою окормил еси, обаче и о нас заблудших молитися не престани вопиющих тебе сия:

Радуйся, пастырскою любовию овцы к себе призываяй.

Радуйся, словесною манною тех насыщаяй.

Радуйся, волков в овечьей коже от стада отгнание.

Радуйся, козлищ заблудших богомудрое наказание.

Радуйся, Ангелоподобное пение в церквах устроевый.

Радуйся, трезвомысленное жительство в Скиту учредивый.

Радуйся, древних отцев пустынных новая похвало.

Радуйся, старчества оптинскаго неувядаемая славо.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 6

Книжник богомудрый явился еси в стране Российстей, отче Макарие, якоже от камене Христос - мед, такожде ты от книг - свет произвел еси сих напечатлением. Темже славим Христа, вразумившаго тя и поем Ему: Аллилуия.

Икос 6

Свет от письмен твоих возблиста, якоже от искр возгарается пламя, темже устен твоих поучения страсти душевныя попалиша. Сего ради светом учений твоих озаряеми, похвальная ти вопием:

Радуйся, скрижале исписанная Божественными письмены.

Радуйся, тросте движимая Духом Святым.

Радуйся, святоотеческое словес изъяснение.

Радуйся, богодохновенное иноком вспоможение.

Радуйся, разсуждения светило ярчайшее.

Радуйся, в книзе животней печате всекрасная.

Радуйся, неослабное о Бозе рачение.

Радуйся, нас ленивых во Христе воздвижение.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 7

Слышаша людие окрест живущии, яко подана ти бысть от Бога Премудрости сладкая вода, притекаху к тебе томимии жаждею слова Божия. Ты же словесныя реки учений твоих испустил еси щедре, на радость людем поющим Христу: Аллилуия.

Икос 7

Житие монашеское явил еси во цвете первозданнем, отче Макарие, якоже в Раи насадил еси в Оптинстей пустыни благочестия цветы, пост и трудолюбие и молитву непрестанную, сего ради сладкия принесл еси плоды Христу. Мы же от плодов твоих насладившеся, похвальная тебе зовем:

Радуйся, делателю вертограда оптинскаго.

Радуйся, насадивый в нем благочестия цветы.

Радуйся, монашескаго любомудрия шипок благовоннейший.

Радуйся, евангельскаго смиренномудрия крине чистоты.

Радуйся, искореняяй в сердцах наших нечестие.

Радуйся, насыщаяй разумы наша Божественными словесы.

Радуйся, кедре богоразумием украшенный.

Радуйся, яко на вéтвех твоих витают духовныя птенцы.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 8

Сладкими словесы твоими привлекл еси философов горчайшее житие и медом премудрости евангельския усладил еси тех сланое мудрование. Темже от суемудрия мирскаго отвратишася сии, и ко источнику Премудрости Христу притекоша, поюще: Аллилуия.

Икос 8

Море преплыл еси писаний отеческих якоже лодия небурне ходящая, и добрый бисер богопознания извлекл еси, евангельскому купцу уподобился еси, отче Макарие. Темже нищету нашу богатити не престай отеческим преданием, да в радости духовней поем тебе похвальная:

Радуйся, сокровищница отеческих преданий златоукрашенная.

Радуйся, мироположница апостольских речений благовоннейшая.

Радуйся, недоведомых таин явление.

Радуйся, неразумных сердец умудрение.

Радуйся, высото смиренномудрия, врагу недостижимая.

Радуйся, глубино богопознания, человеком явленная.

Радуйся, широто любве Божественныя.

Радуйся, долгото молитв неусыпаемых.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 9

Корень смиренномудрия в души твоей насадив при исходищих Духа Святаго, богоблаженне Макарие, яко кедр ливанский процвел еси в Скиту и умножил еси древеса Рая Иисусова. Темже в сени сада сего вернии отдохновение приемлют и Христа воспевают: Аллилуия.

Икос 9

Духа Святаго преизобилующую благодать стяжавый, Еюже боговместительное сердце твое духовная чада отечески породи. Болезновал еси горце и молился еси сладце, дондеже изобразится в них Христос. Темже почитаем тя, яко отца чадолюбива и сице тебе поем:

Радуйся, Амвросия богомудраго духовно родивый.

Радуйся, Илариона предивнаго отечески возрастивый.

Радуйся, Анатолия светозарнаго превыспренне воскриливый.

Радуйся, Исаакия благочестиваго прозорливо предуказавый.

Радуйся, Моисею и Антонию крепосте единомыслия.

Радуйся, богоноснаго Льва друже искренний.

Радуйся, оптинскаго старчества цепе златокованная.

Радуйся, собора венценоснаго каменю богоизбранный.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 10

Заповедь Господню соблюл еси непреложно: «аще кто ударит тя в ланиту десную, обрати к нему и другую». Темже заушившую тя исцелил еси от одержимости и смирением твоим заушил еси гордых бесов, не поющих Богу: Аллилуия.

Икос 10

Дух премудрости и разума на тебе почил есть, отче Макарие, дух совета и крепости, дух ведения и дух благочестия. Темже отверзеся в тебе исцелений источник кипящий дарованьми Божественными, от нихже пиющии возопиша в веселии:

Радуйся, честное даров Божественных вместилище.

Радуйся, богатое Христовы благодати излияние.

Радуйся, многоплетенных грехов разрешение.

Радуйся, многоразличных недугов исцеление.

Радуйся, прозорливый страстей искоренителю.

Радуйся, богомудрый добродетелей насадителю.

Радуйся, Херувимскаго разсуждения богодохновенный делателю.

Радуйся, Серафимскому славословию благозвучный подражателю.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 11

Матери Божией угодил еси в тайне души твоея, богоблаженне отче Макарие, смиренным и боголюбивым твоим житием. Темже похваляет тя яве и угодника Своего нарицает. Мы же чудящеся таковому твоему совершенству, Богу поем: Аллилуия.

Икос 11

Светом твоих святых поучений светиши нам с высоты славы твоея святыя сущим в нощи неведения, и к ведению и деянию наставляеши ны смыслом твоих речений. Темже во свете твоих наставлений ходяще, сице тебе вопием:

Радуйся рекий: смирение аще стяжеши, вся тем имаши.

Радуйся рекий: аще оное не имаши, ничтоже имаши.

Радуйся рекий: погружаяй мысль во глубину смирения, обретает Господне призрение.

Радуйся рекий: духовное охлаждение предваряется высоким о себе мнением.

Радуйся рекий: Иисусова молитва со смирением посекает вражия приражения.

Радуйся рекий: трудом и смирением устрояется богоугодное доброделание.

Радуйся рекий: внимаяй отеческим писанием ясно зрит свое устроение.

Радуйся рекий: идяй путем креста и смирения сретает духовная наслаждения.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 12

Аще и зайде в Бозе яко солнце богокрасное твое житие, обаче смерти нощь не сокры деяний твоих светозарную славу, мы же зряще яко звезды многолепную славу твою, Творцу небес поем хвалу: Аллилуия.

Икос 12

Венец похвал приими, отче Макарие, иже от многия любве дерзнаем принести тебе убогая чада твоя, ты же венцем смиренномудрия, имже венча тя Христос, венчай ны, воспевающия Тебе сия:

Радуйся, яко неувядаемая слава святых на версе твоем почи.

Радуйся, яко приснословущую похвалу в раи душа твоя вкуси.

Радуйся, яко слез твоих сеяние ниву Господню угобзи.

Радуйся, яко снопы трудов твоих Христу принесый.

Радуйся, яко Богозрительную чистоту Бог сердцу твоему дарова.

Радуйся, яко от чрева твоего, по слову Христа, истече Духа Святаго река.

Радуйся, нищету духовную, яко сокровище некрадомое присно в нас сохраняяй.

Радуйся, кротостию и незлобием яко щитом духовным присно нас покрываяй.

Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.

Кондак 13

О известнейший рачителю смиренномудрия, богоносе отче Макарие, яко от Бога даровася ти светильник разсуждения, имже просветил еси сущия во тьме неведения, даждь и нам стяжати Благодать Святаго Духа, да избегнувше тьмы греховныя, зовем Христу: Аллилуия.

Житие

Ми­ха­ил Ни­ко­ла­е­вич Ива­нов – та­ко­во мир­ское имя пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия. Он ро­дил­ся 20 но­яб­ря 1788 го­да в се­мье ор­лов­ских дво­рян, рос ти­хим, бо­лез­нен­ным маль­чи­ком. Лю­бил кни­ги, му­зы­ку, уеди­не­ние. Он ра­но ли­шил­ся ма­те­ри, ко­то­рая лю­би­ла его и вы­де­ля­ла сре­ди дру­гих де­тей: «Чув­ству­ет мое серд­це, что из это­го ре­бен­ка вый­дет что-то необык­но­вен­ное».

По­сле кон­чи­ны обо­их ро­ди­те­лей Ми­ха­ил, по­де­лив на­след­ство меж­ду бра­тья­ми, оста­вил служ­бу в финан­со­вом ве­дом­стве и по­се­лил­ся в сво­ем по­ме­стье. Од­на­ко мир­ская жизнь его не ин­те­ре­со­ва­ла. В 1810 го­ду Ми­ха­ил от­пра­вил­ся на бо­го­мо­лье в Пло­щан­скую пу­стынь и в мир уже не вер­нул­ся. В этой пу­сты­ни пре­по­доб­ный Ма­ка­рий встре­тил­ся со стар­цем Афа­на­си­ем, уче­ни­ком стар­ца Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го), и об­рел в его ли­це чут­ко­го ду­хов­но­го на­став­ни­ка. Как бли­жай­ший уче­ник пре­по­доб­но­го Па­и­сия ста­рец Афа­на­сий за­ни­мал­ся ис­сле­до­ва­ни­ем и пе­ре­во­да­ми свя­то­оте­че­ской ли­те­ра­ту­ры. При­ве­зя из Мол­да­вии мно­го тек­стов, он при­об­щил к это­му важ­но­му тру­ду сво­е­го уче­ни­ка, пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия. Позд­нее, уже в Оп­ти­ной, ку­да пре­по­доб­ный Ма­ка­рий пе­ре­шел в 1834 го­ду, он про­дол­жил труд, на­ча­тый его учи­те­лем.

Его ду­хов­ным на­став­ни­ком в Оп­ти­ной стал пре­по­доб­ный Лев, ко­то­ро­му пре­по­доб­ный Ма­ка­рий пол­но­стью вве­рял свою во­лю, не дер­зая пред­при­ни­мать что-ли­бо без его бла­го­сло­ве­ния. Бла­го­да­ря пре­по­доб­но­му стар­цу Ма­ка­рию бы­ли из­да­ны со­бран­ные в Оп­ти­ной ру­ко­пи­си и пе­ре­во­ды пре­по­доб­но­го Па­и­сия (Ве­лич­ков­ско­го). Боль­шую по­мощь в этом ему ока­зы­ва­ли ду­хов­ные ча­да – су­пру­ги Ки­ре­ев­ские. Под вли­я­ни­ем пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия воз­ник­ла це­лая шко­ла из­да­те­лей и пе­ре­вод­чи­ков ду­хов­ной ли­те­ра­ту­ры, в ко­то­рой так нуж­да­лась пра­во­слав­ная Рос­сия, укре­пи­лась связь меж­ду оп­тин­ским стар­че­ством и рус­ской ин­тел­ли­ген­ци­ей. На ис­по­ведь и бла­го­сло­ве­ние к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию при­ез­жа­ли А.К. Тол­стой и И.С. Хо­мя­ков, Н.В. Го­голь и А.Н. Му­ра­вьев.

Семь лет пре­по­доб­ные стар­цы Лев и Ма­ка­рий ру­ко­во­ди­ли ду­хов­ной жиз­нью бра­тии и мно­гих ты­сяч лю­дей. Из­ве­стен та­кой слу­чай: к пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию при­ве­ли од­но­го бес­но­ва­то­го, ко­то­рый ни­че­го ра­нее о стар­це не знал и ни­ко­гда его не ви­дел. Бес­но­ва­тый, бро­сив­шись к при­бли­жа­ю­ще­му­ся стар­цу с кри­ком: «Ма­ка­рий идет, Ма­ка­рий идет!», уда­рил его по ще­ке. Пре­по­доб­ный тут же под­ста­вил дру­гую ще­ку, а боль­ной рух­нул на пол без чувств. Оч­нул­ся он ис­це­лен­ным. Бес не смог пе­ре­не­сти ве­ли­ко­го сми­ре­ния стар­ца.

Да­ро­вал Гос­подь пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию и дар ду­хов­но­го рас­суж­де­ния. Каж­до­му при­хо­дя­ще­му к нему на от­кро­ве­ние сво­ей со­ве­сти он по­да­вал вра­чев­ство, при­лич­ное немо­щи. Его сми­рен­ное сло­во бы­ло и сло­вом дей­ствен­ным, сло­вом со вла­стию, ибо оно за­став­ля­ло по­ви­но­вать­ся и ве­рить неве­ру­ю­ще­го. Сми­ре­ние про­яв­ля­лось во внеш­но­сти пре­по­доб­но­го, в ви­де его одеж­ды, в каж­дом дви­же­нии. Ли­цо его бы­ло свет­ло от по­сто­ян­ной Иису­со­вой мо­лит­вы, тво­ри­мой им, оно си­я­ло ду­хов­ной ра­до­стью и лю­бо­вью к ближ­не­му.

За два го­да до сво­ей кон­чи­ны пре­по­доб­ный Ма­ка­рий при­нял ве­ли­кую схи­му. До са­мой смер­ти пре­по­доб­ный при­ни­мал ду­хов­ных чад и па­лом­ни­ков, на­став­ляя и бла­го­слов­ляя их.

7/20 сен­тяб­ря 1860 го­да, через час по­сле при­ня­тия Хри­сто­вых Та­ин, пре­по­доб­ный Ма­ка­рий мир­но ото­шел ко Гос­по­ду.

Цитаты из «Душеполезных поучений», собранных из писем святого:

Вера есть основание всех благ

По учению нашей Церкви, вера есть основание всех благих, как в здешней жизни, так и для приобретения блага в будущей безконечной вечности. Господь научил нас: Иже веру имет и крестится, спасен будет, а неверуяй уже осужден есть (Мк. 16:16). Читая Символ веры, мы исповедуем, что веруем и в воскресение мертвых, и в жизнь вечную, будущую… Кто не верует в жизнь вечную, то и во всем не может быть верен и никогда не имеет спокойствия; вера же и в великих бедах, скорбях и болезнях подает больным утешение; вера утверждает нас в Промысле Божием, что без воли Его и влас главы нашея не погибнет и что всякие скорби и болезни попускается нам иметь по недоведомым нам судьбам Божиим, к пользе нашей, чего мы не можем постигать разумом, но токмо верою утверждаемся… И в вашем болезненном положении надобно укрепляться верою и надеждою на будущую жизнь, паче же когда вам уже известно это чувство. Вы испытали, быв укрепляемы своим духовником; помните это и прибегайте к сокровищам веры и всем сердцем отвергайте разум, наводящий сомнение касательно будущей жизни. Учение Спасителя и святых Апостолов утверждает нас в несомнении воскресения мертвых и жизни будущего века. Очень жаль вас, что вы не имеете человека, укрепляющего вас в несомненной вере, но паче еще, может быть, находитесь с такими, кои противоречат вере; как же вы утвердитесь в ней? И как предадитесь воле Божией, когда не имеете лучшего упования, кроме сей жизни? Страдает тело, страдает и душа; а если бы душа была укреплена верою, то и тело могло бы получить укрепление при спокойствии духа; смущенный же дух имеет влияние и на телесный состав и болезнь умножает (I, 184, 362, 363).

Вера имеет много степеней

Наступать на аспида и василиска и попирать льва и змия дана власть верующим, т. е. на диавола и его силу, и побеждать страсти и грехи всем дана власть, но также верующим; а вера имеет много степеней. Достигшие совершенства оной и мертвыя воскрешают и прочее. Но мы, сознавая свою немощь, должны, во всяком случае, искать помощи Божией, а не надеяться на себя, будто можем что сделать.

Имеющий веру покоряется воле Божией и терпит все

Вера имеет силу даровать тебе успокоение; за веру и Авраам похваляется; по стольких обетованиях о семени его повелевает Господь принести Исаака в жертву Ему – каково это было отеческому сердцу, и имея только одного сына! Но вера превозмогла любовь к сыну покорностию воле Божией, а какой конец, – всем ведомо. Да даст Господь найти успокоение в вере и покорности воле Божией.

Гнев – порождение гордости

Познайте и корень гнева и ярости: он есть гордость; противоположным оному смирением исторгайте его, при помощи Бога, призирающего на смиренныя.

Из письма твоего вижу: успокоение твое в совести получила и остерегаешься с кем?нибудь немирствия, но на гнев часто воспаляешься, а это противоположно первому намерению; из сего видно, что, остерегаясь от порока, допускаешь входить в тебя о себе мнению, ибо гнев есть порождение гордости, и где есть падение, тамо предварила гордость; ежели будем во уме иметь Христово смирение и сами смиряться, то гнев угаснет.

Сердечно о вас сожалею, что вы увлекаетесь раздражительностию в сильном градусе. Надобно вам блюсти за сердцем своим строго, иметь страх Божий, не упускать из виду любви и смирения; почаще, смотря на свое немощное устроение, надобно себя укорять и просить Божией помощи в побуждении сей губительной страсти, иметь благое намерение к соблюдению себя от оной, но без самонадеяния. Главный источник и двигатель сей страсти есть гордость, а противоположное оной – смирение – разрушает ее.

Причины гнева – не люди или внешние обстоятельства, а страсти, лежащие внутри нас

Тишина моря предвещает иногда сильное волнение оного, также и после тихой и приятной погоды надобно ожидать бури, дождя, грома и молнии, и наоборот. Это бывает и в нашем душевном устроении, и мы нередко испытываем оное сами на себе, что и с тобою случилось: ты была мирна, спокойна и занималась духовным чтением и прочим, но благодать Божия приуготовила тебе испытание и обличение твоего устроения. Читая отеческие книги, ты питала свою душу и ум теоретически и была спокойна, но спокойствие оное было ненадежно, не отвне, а отвнутрь лежащих в тебе страстей: самолюбия и прочее. Явилось обличение, и ты смутилась. Отчего же? Явно оттого, что прежде никто тебя не трогал. Перейди от теории к практике и научайся, как поступать при возмущении страстей и как приобретать терпение. И что же надобно терпеть? То ли, когда мы бываем поносимы и укоряемы по вине нашей, или то, когда нас невинно поносят и уничижают? Кажется, в этом-то и состоит терпение, когда мы невинно страждем. Да и Бог это знает, но посылает; не сомневаюсь, что ты веруешь сему. Опять же, когда страсть ярости и гнева подвинулась в тебе, то она не от тех вложена, кто тебя оскорбил, но лежала внутри, а они только показали, смотрением Божиим, дабы ты постаралась об исцелении ее самоукорением, смирением и любовию. Но как можно любить оскорбивших, они наши злодеи? Господь знал это, а приказал: любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы (Мф. 5:44). И аще любите любящая вы, кая вам благодать есть; ибо и грешницы любящия их любят (Лк. 6:32). Вот как спасительно нам сие заповедание: оно отъемлет от нас всякое оправдание и дает средства к излечению наших душевных болезней.

При возмущении сердца храни уста и укоряй себя, а не ближнего

Пишешь, с сознанием о своем поступке, что не понесла смущения от N., – дерзнула сделать пример ужасный, но за то какое понесла наказание и в совести мучение и нападение от врага. Помня это, удерживай себя от гневной страсти, которая имеет корнем гордость. Как же мы можем истребить и гордость и гнев, когда нас никто не тронет? По слову св. Иоанна Лествичника, при возмущении сердца надобно хранить уста и укорить себя за возмущение, а не ближнего, и, познавши свою немощь, нисходить во глубину смирения.

Ежели бы какие были тебе и обиды от нее, но ты… понудь себя считать ее лучше себя и находи вину в себе; эта работа сердечная никому не видна, но Бог видит оную и успокоивает подвизающихся; а когда, напротив, будешь принимать какие порицательные помыслы, а себя оправдывать, то сим только умножишь свое безпокойство и будешь иметь как гвоздь, вонзенный в сердце, злопомнение….

Паки жалуетесь на поползновение свое от гнева. Не должно много смущаться за сие, но, познавши, что имеете в себе залог сей лютой страсти, попекитесь, при Божией помощи, о исцелении оной. Но она не может исцелиться без того, чтобы кто нам оной не показал; а вам показывают ее дети, смотрением Божиим, чтобы попеклись о исцелении оной. Смутихся и не глаголах, - пишет Давид. – Да надобно еще укорять себя, а когда пройдет смущение страсти, тогда можно сказать им с кротостию что больше, и на них подействует, и вам послужит в пользу.

А на злопомнение на N. сильно подвизайся и не давай врагу сему иметь убежище в твоем сердце; хотя бы ты и тысячу имела исправлений, но одно это все оные уничтожает.

Тропарь преподобным старцам Оптинским,

глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак преподобным старцам Оптинским,

глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещеннии отцы, тайная сердца человеческого ведуще, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощенныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

Дни памяти: 1 августа – в Соборе Курских святых, 20 сентября, 3 октября – в Соборе Брянских святых, 24 октября – в Соборе преподобных Оптинских старцев.

Преподобный Макарий (в миру Михаил Николаевич Иванов) родился 20 ноября 1788 года в семье орловских дворян, рос тихим, болезненным мальчиком. Любил книги, музыку, уединение. Он рано лишился матери, которая любила его и выделяла среди других детей: «Чувствует мое сердце, что из этого ребенка выйдет что-то необыкновенное».

После кончины обоих родителей Михаил, поделив наследство между братьями, оставил службу в финансовом ведомстве и поселился в своем поместье. Однако мирская жизнь его не интересовала. В 1810 году Михаил отправился на богомолье в Площанскую пустынь и в мир уже не вернулся. В этой пустыни преподобный Макарий встретился со старцем Афанасием, учеником старца Паисия (Величковского), и обрел в его лице чуткого духовного наставника. Как ближайший ученик преподобного Паисия старец Афанасий занимался исследованием и переводами святоотеческой литературы. Привезя из Молдавии много текстов, он приобщил к этому важному труду своего ученика, преподобного Макария. Позднее, уже в Оптиной, куда преподобный Макарий перешел в 1834 году, он продолжил труд, начатый его учителем.

Его духовным наставником в Оптиной стал преподобный Лев, которому преподобный Макарий полностью вверял свою волю, не дерзая предпринимать что-либо без его благословения. Благодаря преподобному старцу Макарию были изданы собранные в Оптиной рукописи и переводы преподобного Паисия (Величковского). Большую помощь в этом ему оказывали духовные чада — супруги Киреевские. Под влиянием преподобного Макария возникла целая школа издателей и переводчиков духовной литературы, в которой так нуждалась православная Россия, укрепилась связь между оптинским старчеством и русской интеллигенцией. На исповедь и благословение к преподобному Макарию приезжали А. К. Толстой и А. С. Хомяков, Н. В. Гоголь и А.Н. Муравьев.

Семь лет преподобные старцы Лев и Макарий руководили духовной жизнью братии и многих тысяч людей. Известен такой случай: к преподобному Макарию привели одного бесноватого, который ничего ранее о старце не знал и никогда его не видел. Бесноватый, бросившись к приближающемуся старцу с криком: «Макарий идет, Макарий идет!», ударил его по щеке. Преподобный тут же подставил другую щеку, а больной рухнул на пол без чувств. Очнулся он исцеленным. Бес не смог перенести великого смирения старца.

Даровал Господь преподобному Макарию и дар духовного рассуждения. Каждому приходящему к нему на откровение своей совести он подавал врачевство, приличное немощи. Его смиренное слово было и словом действенным, словом со властию, ибо оно заставляло повиноваться и верить неверующего. Смирение проявлялось во внешности преподобного, в виде его одежды, в каждом движении. Лицо его было светло от постоянной Иисусовой молитвы, творимой им, оно сияло духовной радостью и любовью к ближнему.

За два года до своей кончины преподобный Макарий принял великую схиму. До самой смерти преподобный принимал духовных чад и паломников, наставляя и благословляя их.

Тропарь Собора преподобных старцев Оптинских, глас 6

Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак Собора преподобных старцев Оптинских, глас 4

Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. ныне же, во славе Божией пребывающее, молятся непрестанно о душах наших.