Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Класс: 7
В практике школьного преподавания частицы традиционно рассматриваются в орфографическом плане, в меньшей степени учитываются грамматические и лексико-семантические характеристики этих служебных слов. Как показывает опыт, при их изучении открывается перспектива реализации комплексного подхода к анализу языкового явления: в единстве значения, формы и функции.
Цели урока:
- знакомство учащихся с грамматическими характеристиками частиц и с их семантикой, особенностями функционирования в разных стилях речи, ролью в организации предложения и текста;
- организация творческой и исследовательской деятельности школьников через поиск, путем постановки серии проблемных задач, создания и разрешения проблемных ситуаций.
Урок начинается со знакомства с определением частиц по школьному учебнику и с обобщающей таблицей “Разряды частиц по значению и функциям”, в которой учитель представит не только служебные слова из учебника, но и наиболее употребительные в речи школьников частицы, отнесенные “Русской грамматикой” к данному классу слов.
Вопросы для анализа таблицы:
- На какие группы делятся все частицы? По каким признакам?
- Отметьте наиболее употребительные частицы. В каких стилях речи они употребляются?
- Какие частицы используются редко? В каких стилях?
Второй этап - анализ текста с помощью вопросов и исследовательских заданий.
Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты.
Угадай, кто я? Ем жуков и муравьев и живу на елке.
Неужели, дятел?
Нет, вот и не угадал! Еще я ем ос и шмелей.
Так ты птица осоед.
Как же, осоед! Еще я ем гусениц и личинок.
Как раз гусениц и личинок любят дрозды.
Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.
Ну тогда ты, наверное, лесная мышь.
Вот еще - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.
Хорошо! Тогда ты, конечно, кошка.
Куда уж - кошка! Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.
Ладно, ты - цапля.
Где уж - цапля! Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнезд яйца.
Точно, куница!
Вот именно не куница. Куница - мой старый враг. А ем я еще почки, орехи, семена елок и сосен, ягоды и грибы.
Скорее всего ты -свинья, раз лопаешь все подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
Нет, нет и нет! Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. (по Н. И. С л а д к о в у).
Организовать исследовательскую деятельность школьников на основе этого текста позволяют следующие вопросы и задания:
- Прочитайте выразительно текст. Понравился ли он вам? Чем?
- Как его можно озаглавить? Сравните свое название с авторским (“Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты”). Какое точнее, удачнее? Почему?
- Определите стиль текста. Обоснуйте свое мнение.
- Сравните два предложения: Ты ошибся, потому что я не лесная мышь. - Вот еще - лесная мышь! Можно ли их употребить в диалоге? В каком предложении содержание передано сжато, энергично? Какими средствами? Где решительно и резко опровергается суждение, высказанное собеседником? В какой конструкции обнаруживается отношение говорящего к предмету разговора (к тому, о чем говорится) и к собеседнику?
- Найдите в тексте аналогичные конструкции, по которым можно определить отношения собеседников. Каковы эти отношения? Какая часть речи помогла нам узнать о них?
- Укажите в тексте все частицы, их разряды по значению и функциям, обратившись за справками к обобщающей таблице и к следующему предписанию:
- Укажите частицу (или сочетание частиц).
- С какой целью употреблена частица в предложении (в тексте)?
- Признаком какого стиля является употребление частицы в данном контексте?
Роль частиц в предложении и тексте.
1) Для образования наклонения глагола.
2) Для выражения значений модальности (каких?).
3) Для внесения в предложение значения утверждения или отрицания.
4) Для оформления предложения по цели высказывания.
5) Входит в структуру предложения как необходимый компонент (“Пойдем?” - “Давай”. - согласие; “Лентяй он”. - “Ну уж” - сомнение).
6) Связывает части предложения, его члены или целые предложения.
- В словаре некоторые частицы имеют особые стилистические пометы: Ну да, так-таки, идет - разговорные, аж эк, ага, ишь, вишь - просторечные.
На что указывают эти пометы? Можно ли просторечные и разговорные частицы употреблять в диалоге? Почему? Какие из названных слов встречаются в вашей речи? Замените просторечные частицы синонимичными нейтральными.
- Сделайте вывод: почему в тексте разговорного стиля используется множество частиц?
(Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях устного и не подготовленного заранее общения собеседникам нужно не просто передать определенную информацию, но одновременно выразить свое отношение к ней и к собеседнику, причем сжато, эмоционально, энергично. Это удается сделать с помощью частиц.
В разговорном стиле используются частицы всех разрядов, причем и такие, которые не принято употреблять, в других стилях.)
Как вы думаете, какие частицы употребляются в остальных стилях? Докажите примерами (их можно подобрать дома).
Третий этап урока - конструирование микротекстов по предложениям. Вопросы и задания.
- Сравните четыре предложения. Одинаковую ли информацию они содержат? Как вы это установили?
- Какой частью речи является и в этих предложениях? Аргументируйте свое мнение. (Частица, так как союз связывает однородные члены или части сложного предложения.)
- Сконструируйте микротекст по каждому предложению. Какие получились микротексты: одинаковые или разные? Почему?
- Сделайте выводы:
1) Я приглашаю вас сегодня в гости.
2) И я приглашаю вас сегодня в гости.
3) Я приглашаю И вас сегодня в гости.
4) Я приглашаю вас И сегодня в гости.
(По 1-му предложению ребята составляют самые различные микротексты. По 2-му примерно такие: “Я слышала, что вас сегодня пригласили в гости сначала дедушка с бабушкой, а позднее - моя одноклассница Люда. И я приглашаю вас сегодня в гости”. По 3-му: “Сегодня у меня день рождения. Соберутся самые близкие мне люди. Я приглашаю и вас сегодня в гости, потому что давно хочу подружится с вами”. По 4-му: “Я приглашаю вас и сегодня в гости, хотя все последние дни мы и так не расставались”.)
1) Могут ли частицы “путешествовать” по предложению? Произвольна ли позиция частицы в высказывании?
2) Помогают ли частицы восстановить контекст, подсказать, о чем говорилось прежде, и предсказать продолжение текста? Докажите своими примерами.
(Частицы могут “путешествовать” по предложению, но их место строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом, словосочетанием и даже целым высказыванием, которое важно, значительно для автора.)
Конструирование микротекстов убедило учащихся, что по предложению с частицами легко восстановить контекст, ввести информацию, дополняющую и конкретизирующую содержание предложений с частицей. Назначение данных служебных слов - делать речь экономной, выразительной, передавать отношения, чувства автора.
Анализ текста и конструирование микротекстов по предложениям с частицами помогли школьникам осознать роль частиц в тексте: логическое выделение части высказывания, придание ему разнообразных эмоционально-экспрессивных оттенков.
Для закрепления целесообразно обратиться к привычным речевым построениям: Что она любила с детства - только петь; Планы - просто наполеоновские! В этих и подобных примерах, типичных для разговорной речи, частицы являются элементом приема “сегментации” - экспрессивно-синтаксического расчленения высказывания, имеющего целью выделить новое (рему).
Частицы могут указывать также на определенное скрытое содержание высказывания или текста. Обнаружить это содержание и помогают частицы. Конструирование микротекстов по предложению с “путешествующей” частицей формирует умение восстанавливать контекст по различающимся (на первый взгляд - незначительно) речевым построениям.
Для обработки названного умения можно задать проблемный вопрос:
В чем сходство и различие двух выражений: “Приятно, что именно вы принесли книгу сегодня” и “Приятно, что вы принесли книгу именно сегодня.”?
Иллюстрациями могут служить и предложения с разными частицами, помогающими восстановить контекст. Например: Обгоревший дуб-то там стоит. - Там еще обгоревший дуб стоит. По 1-му предложению восстанавливаем приблизительно такой контекст: “Знакомые рассказывали недавно, что недалеко от них был сильный пожар, который уничтожил все вокруг. И даже огромный давно обгоревший дуб, под которым мы любили играть. Но сегодня мы были в тех краях; пожар уничтожил все кроме дуба. Обгоревший дуб-то там стоит.”
По 2-му предложению восстанавливаем описание какой-нибудь местности. Называются разные ориентиры и среди них главный, наиболее заметный - обгоревший дуб.
- Прочитайте предложение. Произведите его синтаксический разбор.
В нашем классе девочки коллекционируют марки, а мальчики марок не коллекционируют.
Замените сложное предложение простым, сохранив основную информацию. (В нашем классе т о л ь к о девочки коллекционируют марки. )
Придумайте свой пример, доказывающий, что частицы помогают сжать информацию, превратить сложное предложение в простое.
Четвертый этап урока - лингвистический эксперимент. Его цель - обучение коммуникативно целесообразному употреблению частиц в тексте.
Вопросы и задания.
- Прочитайте выразительно текст. Какие факты показались вам интересными? (Текст предъявляется детям без частиц, поэтому они заключены в скобки.)
- Дополните текст необходимыми, на ваш взгляд, частицами. Докажите целесообразность употребления каждой вставленной вами частицы.
- Сравните ваш вариант с текстом Н.И.Сладкова. Какой интереснее, богаче, точнее? Почему?
- Отредактируйте свой текст. Прочитайте его выразительно.
- Определите значение каждой употребленной вами частицы. Укажите предложения, в которых частицы относятся к одному слову (какому?), к словосочетанию, ко всему предложению.
- Сделайте вывод о роли частиц в данном тексте.
(Именно ) у птиц забавные встречаются имена. (Едва ли ) поверишь, что водится птица поганка. Поганка (да еще и ) рогатая. (Ведь ) и птичка завирушка есть. Или (просто ) юла.
(А вот ) совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка и (даже ) чечевица. А (разве) плохое название чиж или чечетка? (Неужели ) непонятными будут для вас имена: зеленушка, синехвостка, белолобик? (Все-таки ) названия-прозвища лучше всего! (По Н. И. С л а д к о в у).
Заканчивается урок разъяснением домашнего задания . Оно дифференцированное - по вариантам.
1 в а р и а н т - проведение научного исследования трудной лингвистической проблемы.
Термин “частица” является буквальным переводом латинского слова particula и употребляется в языкознании в двух значениях: широком - когда к частицам речи уже 200 лет относят все служебные части речи, противопоставляя их знаменательным частям речи (А.А. Шахматов, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов).
Около 100 лет назад (в 1897 г.) впервые в русской и зарубежной лингвистике ученый Добиаш назвал частицу самостоятельной частью речи и отграничил ее от других служебных слов. С тех пор термин “частица” стал употребляться и в узком значении, для именования конкретной части речи.
Какая точка зрения, по вашему мнению, более убедительная? Почему?
2 в а р и а н т - работа над школьным учебником.
На уроке мы убедились, что в школьном учебнике скупо рассказано об интересных служебных словах - частицах. Вы знаете, что сейчас ученые, педагоги работают над новыми школьными учебниками. Представьте себе, что и вам предложили принять участие в конкурсе на лучший учебник. Что и как вы бы написали о частицах? Можно написать теоретический параграф, составить план, по которому школьникам легко будет изучать частицы, или сочинить лингвистическую миниатюру в стиле Ф.Кривина. Не забудьте об интересных примерах!
3 в а р и а н т - лингвистический эксперимент (по аналогии с классной работой)
Дополните текст нужными частицами, докажите их уместность. Сделайте вывод о роли частиц в тексте данного стиля (какого?).
Зацвела ива - гости со всех сторон... Кусты и деревья голые, серые, ива среди них - букет. Золотой букет. Каждый ивовый цветок - пуховый желтый цыпленок: сидит и светится. Пальцем тронешь - пожелтеет палец, щелкнешь - золотой дымок запарит. Понюхаешь - мёд. (По Н. И. С л а д к о в у).
4 в а р и а н т - лингвистическая миниатюра.
Прочитайте внимательно и выразительно лингвистическую миниатюру “Мягкая частица”. Какие характерные признаки частиц называются?
Слово КА мягко обижено на целый свет. За то, что его постоянно путают с какими-то кое или нибудь , которые примазываются к словам, держатся за них своей черточкой, хотя вовсе и не являются словами, даже служебными.
А частица КА - слово, служебное слово. Оно тоже пишется через черточку, но это совсем другая черточка: между словами, а не внутри слова.
И сама частица КА особенная, не похожая на другие частицы. В школьном учебнике она одна-единственная уважительно помещена в собственную рамочку, а все другие частицы - группами, разрядами.
И только одна частица КА занимается индивидуальным трудом: служит для смягчения требования, старается сгладить строгость слишком резких слов. Вспомните, когда мы употребляем формы прочитай-ка, спой-ка, сядь-ка , - тогда, когда просим что-нибудь сделать, а не приказываем.
Поэтому КА вместе со своей черточкой имеют очень мягкий, застенчивый, просительный характер.
Составьте аналогичный рассказ о какой-нибудь другой частице.
5 в а р и а н т - конструирование текстов. Составьте три текста (не более пяти предложений в каждом) на темы:
“Весна пришла” (без частиц),
“Скорей бы весна пришла...” (с формообразующими и отрицательными частицами), “Вот и весна красна пожаловала” (с модальными частицами).
6 в а р и а н т - стилистический эксперимент.
Составьте текст научного стиля, сохранив в нем основную информацию данного стиля (какого?). Укажите частицы в каждом тексте, определите их разряды.
- Разве вы не знаете, что такое табло?
- Так это же сигнальный щит, на котором показываются какие-нибудь результаты.
- А как именно они показываются?
- Да только автоматически.
Пятый этап урока - подведение итогов урока (обобщение материала).
В соответствии с вышеназванными функциями выделяются следующие основные разряды частиц:
формообразующие частицы (пусть, пускай, давайте, да, давай, бы, б, бывало):
образующие формы слов ;
образующие степени сравнения прилагательных и наречий ;
отрицательные частицы (не, нет, вовсе не, далеко не, отнюдь не);
частицы, характеризующие признак (действие или состояние) по его протеканию во времени, по полноте или неполноте, результативности или не результативности осуществления;
модальные частицы :
вопросительные частицы (ли, неужели, разве);
указательные частицы (вот, вон);
уточняющие частицы (именно, как раз, прямо, точь-в-точь);
выделительные и ограничительные частицы (только, лишь, исключительно, почти что, единственно);
восклицательные частицы (что за, как);
усилительные частицы (даже, ни, же, ведь, уж, все-таки, все);
смягчение требования -ка (подай-ка, налей-ка) -то (молоко-то сбежало) ; также в этих целях используется словоерс -с (наценка-с) , происходящий от сокращённого обращения «сударь »;
сомнение (вряд ли, едва ли);
побудительные частицы (пусть, пускай, давай(те)).
Существенно при этом, что модальные (оценочные, экспрессивные) значения в том или ином виде присутствуют и в частицах отрицательных, вопросительных, характеризующих действие по его протеканию или результативности, в частицах-репликах.
Классификация частиц по происхождению
Предлог - служебная часть речи , обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных , местоимений , числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. Предлоги, как и все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Вследствие своей синтаксической не самостоятельности предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Они обслуживают управление как вид подчинительной связи, будучи связаны с управляющим компонентом словосочетания.
Данная часть речи сформировалась за счёт других лексико-грамматических разрядов. Этим во многом обусловлена неоднородность предлогов. В течение XIX -XX веков наблюдается непрерывное пополнение состава производных предлогов. Интереснее всего развиваются предлоги, выражающие наиболее отвлечённые значения - объективные, причинные, целевые и т. д. В развитии новых предлогов сказывается возрастающая роль в русском языке XIX века публицистической и научной речи.
Часть предлогов, в основном производных, совмещают ряд значений. Так, предлоги за, под, из, от, в, на совмещают причинные, пространственные и временные значения. Предлог через , выражая пространственные (через горы ) и временные (через века ) отношения, в просторечии встречается при выражении причинных отношений (через тебя я лишился семьи ). Другие предлоги совмещают причинные значения со значениями цели, например для, по, а, сдох.
Классификация по происхождению и строению
Непроизводные (древнейшие предлоги) - в, без, до, из, к, на, по, о, от, перед, при, через, с, у, за, над, об, под, про, для .
наречные - вблизи, вглубь, вдоль, возле, около, вокруг, впереди, после и др.;
отыме́нные - посредством, в роли, в зависимости от, путём, насчёт, по поводу, ввиду, по случаю, в течение и др.;
глагольные (образованы были в большинстве своём скорее от деепричастий, нежели собственно глаголов) - благодаря, несмотря на, спустя и другие.
Производные предлоги образовались в более позднее время от слов других частей речи и подразделяются на:
Частицы – это служебные слова, которые придают отдельному слову в высказывании или высказыванию в целом всевозможные дополнительные смысловые, эмоционально-экспрессивные и модальные оттенки: "Ты можешь это сделать"–"Только ты можешь это сделать", "Уже вечер"– "Ведь уже вечер".
В зависимости от функций частиц, выделаются следующие разряды (по Г80):
Формообразующие (формы слов и предложений)
Отрицательные
Вопросительные
Характеризующие признак по его протеканию во времени, по полноте, результативности осуществления
Модальные частицы (оценочные, экспрессивные)
Частицы – утверждающие или отрицающие реплики диалога
По своему строению все частицы делятся на первообразные (– простейшие, односложные (кроме исключений) частицы, не имеющих теперь живых словообразовательных связей со словами других классов: бишь, бы, небось, не, дескать, нет, неужели, ни, таки, -то, уж) и непервообразные (– все остальные частицы) , а также на простые (состоящие из одного слова) и составные (образовавшиеся из двух, реже – более, слов: 2х частиц, частицы и союза, частицы и предлога, частица и изолировавшаяся от своего класса глагольная форма или наречие).
Составные делятся на расчленяемые (их компоненты могут быть разделены в предложении другими словами: вот бы, вот так, едва ли не, как бы не, лишь бы и др.) и нерасчленяемые (их компоненты не могут быть разделены в предложении другими словами: а то, без того, всего-навсего, если бы, просто-напросто, того и гляди, так уж и др.). +внутри составных выделяются частицы-фразеологизмы – это слившиеся воедино несколько служебных слови изолировавшиеся от своих классов наречий, форм местоименных слов либо глаголов, живые отношения между которыми в СРЯ отсутствуют, они могут быть расчленяемыми и нерасчленяемыми.
Характерной чертой многих частиц является то, что по своему строению и функциям они сближаются с наречиями, союзами, междометиями и не всегда могут быть им строго противопоставлены. Во многих случаях частицы также сближаются с вводными словами.
По значению *(семантические разряды) (по Суздальцевой)
(1)смысловые, (2)эмоционально-экспрессивные, (3)модальные
Частицы, выражающие смысловые(1) значения подразделяются на следующие подгруппы:
1. Указательные частицы: вот, вон, вот как, это, во: "Вот стороной дороги бегут две потные косматые лошади" (Л.Т.); "Я выстрелил и попал вот в эту картину" (П.);
2. Опредилительно-уточняющие частицы: именно, как раз, равно, чуть не, приблизительно, просто и т.д.: "Они провожали товарища, много пили и играли до двух часов... так что именно дело об отравлении он не успел прочесть" (Л.Т.);
3. Выделительно-ограничительные частицы: лишь, только, только лишь, всего-навсего, исключительно, просто и т.д.: "На берегах уснувших Лишь ветра слышен легкий звук" (П.);
4. Усилительные частицы: даже, еще, даже и, определенно, положительно, просто, прямо и т.д.: "Наши дела очень плохи, нам просто жить нечем" (А.Остр.);
(2)Эмоционально-экспрессивные частицы
Эта группа частиц повышает эмоциональность, выразительность высказывания. Это такие частицы, как: ведь, ну и, что за, вот так, где, где уж, куда, куда уж и т.д.: "А сегодня – что за день! Солнце, птицы! блеск и счастье!" (А. Майков);
(3)Модальные частицы
Этот разряд частиц выражает точку зрения говорящего на действительность, на сообщение о ней. В свою очередь модальные частицы разделяются на следующие подгруппы:
1. Утвердительные частицы: да, точно, определенно, так, ага и т.д.: "Если не ошибаюсь... мы встречались у вашей сестры?" – Даша сейчас же ответила дерзко: "Да" (А.Н.Т.); "На даче жить, надо гулять". – "Точно, точно, как не гулять: время стоит хорошее" (Гонч.).
2. Отрицательные частицы: нет, не, ни, вовсе не, отнюдь не и т.д.: "[Чацкий] Конечно, не меня искали? – [Софья] Я не искала Вас" (Гриб.); "Что это с вами, Пульхерия Ивановна? Уж не больны ли Вы?"– "Нет, я не больна" (Гог.).
3. Вопросительные частицы: разве, неужели, неужто, что ли, ужели (ужель) и т.д.: "Ужель загадку разрешила? Ужели слово найдено?" (П.); "А разве вы ходите к обедне?" (Тург.); "Неугомонная забота Его тревожит; мыслит он: "Неужто вправду я влюблен?" (П.).
4. Сравнительные частицы: как, как бы, будто, будто бы, вроде, словно, точно и др.: "Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом" (Тютч.); "Я замечаю, он с некоторых пор словно не в духе. Уж не влюблен ли он?" (Тург.).
5. Частицы, содержащие указание на чужую речь: де, дескать, якобы, мол: "Это не я, а люди Ильинские сказывали, что барин, дескать, сватался" (Гонч.); "Уж сколько раз я ей говорила: "Что, мол, ты никуда не съездишь, али к себе гостей не позовешь?" (А.Остр.).
6. Модально-волевые частицы: пусть, пускай, да, бы, давай, ну. "Пусть говорит все, что хочет" (А.Остр.); "Да здравствует солнце, да скроется тьма!" (П.); "Да не будет дано умереть мне вдали от тебя" (И.Бр.).
*Одновременно частицы этой группы выполняют и грамматическую функцию: принимают участие в выражении повелительного (да, пусть, пускай, давай) и сослагательного (бы) наклонения глагола.
Понятие о частице. Значения частиц
Частица – служебная часть речи, которая придает дополнительные смысловые оттенки, как словам, так и предложениям, а также служит для образования форм слов.
Частицы не изменяются, не имеют самостоятельного лексического значения и не являются членами предложений, но могут входить в состав членов предложения.
Частицы уточняют, выделяют, усиливают те слова, которые необходимы для более точного выражения содержания:
Многие русские писатели и поэты употребляли в своем творчестве частицы.
Например, А.С. Пушкин использовал частицу вот около 1000 раз. А частица даже прозвучала у поэта более 300 раз. Например: «Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала ». А кто не знает знаменитого «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало .» ? Уж – частица с усилительным значением.
Частицы возникли позднее других частей речи. По происхождению частицы связаны с разными частями речи:
с наречиями (лишь, только, едва, уж, прямо и др.);
с глаголами (пусть, пускай, давай, дай, было, бы, ведь, вишь и др.);
с союзами (а, да, и, же и др.);
с местоимениями (все, оно, что за, то, это, себе и др.), с междометиями (вон, ну и др.).
Некоторые частицы не связаны с другими частями речи по происхождению: вот, ли, -ка и др.
В русском языке частиц немного. По частоте употребления они находятся в первой сотне самых используемых слов (так же, как и предлоги, союзы и некоторые местоимения). В эту сотню самых частотных слов входит 11 частиц: не, же, вот, только, ещё, уже, ну, ни, даже, ли, ведь .
Частицы могут «путешествовать» по предложению, но их место все-таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.
Я не чемпион. Именно я чемпион. Неужели я чемпион?! Даже я чемпион.
Я все-таки чемпион.
Миниатюра Феликса Кривина «Бы, Ли, Же».
Бы, Ли, Же ... Это не просто служебные слова. Их нельзя смешивать с какими-то -Кое или -Нибудь, которые примазываются к членам предложения, держатся за них своей черточкой.
Частицы Бы, Ли, Же не таковы; несмотря на свое служебное положение, они вполне самостоятельны и пишутся отдельно от других слов – это нужно всегда помнить. Каждая из них занята своим делом – старается подчеркнуть главную мысль.
А в неслужебное время... О, о чем только не говорят служебные слова в неслужебное время!
– Если бы у меня было не две, а три буквы, – говорит частица Бы, – я бы такое сказала! Ах, эта частица Бы, какая она мечтательница!
– Вряд ли, – возражает ей частица Ли, верная своей привычке во всем сомневаться.
– Да нужна ли тебе лишняя буква?– Это же пустой разговор, – останавливает их Же, привыкшая реально смотреть на вещи.
– Тебе же вполне хватает двух букв – больше не положено по правописанию.
Так спорят в свободное время эти частицы. Хотя все они служебные слова, но у каждой свой характер, поэтому ведут они себя в тексте по-разному:
Бы- мечтает,
Ли- сомневается,
Же- утверждает.
И попробуйте прожить хоть без одной из этих частиц! Не проживете!
Разряды частиц:
1) Cмысловые: разве, неужели и др.
2) Формообразующие: бы, давай и др.
Формообразующие частицы:
бы(б), бывало, да, давай, давайте, пусть, пускай.
Эти частицы служат для образования форм слова.
1) Частица бы (б) участвует в создании условного наклонения глагола и может стоять в предложении как рядом с глаголом, так и отделяться от него другими словами.
Да, пожалуй, я поел бы и ушел. Если бы вы вчера не опоздали , сегодня вся работа была бы закончена.
2) Частицы пусть (пускай) и давай(давайте) участвуют в создании формы повелительного наклонения глагола. Пусть ребята отправятся в поход всем классом.
3) Частица бывало (было) образует особую форму прошедшего времени: Бэла, бывало , нам поёт песни или пляшет лезгинку. Прекратившийся было дождь, вдруг снова полил.
4) Частицы более, менее, самый образуют форму степеней сравнения прилагательных и наречий: самый отважный, более интересно .
Смысловые частицы
Смысловые частицы придают всему предложению или отдельным словам различные оттенки значения:
частицы неужели (неужто), разве, ли (ль) выражают вопрос.
Например: Неужели в самом деле все сгорели карусели? Разве может быть скучно в парке?
частицы что за, как, ну и передают восхищение, удивление, негодование. Например: Как Днепр широк!
частицы вот, вон выделяют тот предмет, на который нужно обратить внимание. Например: Вот мельница. Вон там я жил когда-то.
Часто эти частицы используются вместе с союзом а : А вот и брат приехал .
·
частицы даже, ведь, -то, все-таки, же, ни, уж, ну призваны усиливать определенное слово в предложении. Например: У тебя такие руки, что сбежали даже брюки.
·
частицы не, ни, вовсе не, далеко не по-разному выражают отрицание. Например: Не цвести цветам поздней осенью (отрицается все предложение). Не ветер бушует над бором (отрицается слово).
Частицы, выражающие :
вряд ли, едва ли . Например: Вряд ли я успею прочитать книгу за один день.
Частицы, выражающие :
именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь . Например: Именно этот вопрос мне попался на экзамене.
Частицы, выражающие :
только, лишь, исключительно, почти, единственно . Например: Только мама меня понимает.
Частица, выражающая :
-ка. Например: Подумай- ка хорошенько.
Раздельное и дефисное написание частиц.
1. Раздельное написание частиц
Раздельно пишутся частицы бы (б), же (ж), ли (ль): сделал бы, если б, вот же, однако ж, едва ли, всегда ль.
Не путайте с союзами чтобы, тоже, также , частицами даже, неужели .
Частица союз
Сравните: Что бы мне съесть? Чтобы перекусить, мы остановились на привал.
Раздельно пишутся частицы почти что, только что (я почти что закончил; она только что не плакала) .
2. Дефисное написание частиц
Через дефис пишутся частицы: -то, -либо, -нибудь, кое-, кой-, -ка, -де, -с, -тка, -тко.
Например: что -то , чей -либо , как -нибудь , частицы входят в состав неопределенных местоимений и становятся суффиксами;
скажи -ка , он -де , да -с , ну -ка , ну -тка , просторечные или устаревшие выражения.
Не путайте: будто пишется слитно.
Частица –то не только входит в состав неопределенных местоимений. Она присоединяется к словам для придания оттенка эмоциональности.
Например: Далеко -то он не убежит. Задачу -то решил?
Частицы кое-(кой-) пишутся отдельно , если отделены от местоимения предлогом: кое у кого, кое с кем.
· Частица -таки пишется через дефис:
После наречий: все-таки, довольно-таки,
После частиц: действительно-таки, неужели-таки ,
После глаголов: настоял-таки, ушел-таки.
В остальных случаях - таки пишется раздельно :
· Старик таки добился своего.
· Она таки бросила семью.
Морфологический разбор частиц
1. Часть речи. Общее значение.
2. Морфологические признаки: разряд, неизменяемая.
3. Синтаксическая роль.
Образец: Когда же вы начнете писать?
Же – частица.
1. Смысловая, усилительная.
2. Неизменяемое слово.
3. Не является членом предложения.
Отрицательные частицы.
Не, ни – наиболее частотные частицы. Кроме того: нет, вовсе не, отнюдь не .
Частица НЕ играет основную роль при выражении отрицания, придает следующие значения:
отрицательное значение всему предложению: Не бывать этому .
отрицательное значение отдельному члену предложения: Перед нами оказалась не маленькая, а большая поляна.
положительное значение, утверждение (через двойное отрицание с не): не мог не помочь, т.е. должен был помочь; не мог не сказать .
Чаще всего отрицательная частица не входит в состав сказуемого: Ночью не было дождя. (не было – сказуемое) Я не знаю. (не знаю – сказ.)
Частица НИ придает:
отрицательное значение в предложении без подлежащего: Ни с места!
усиление отрицания в предложениях со словом не (нет), которое выражает основное отрицание: Вокруг нет ни души. Не видно ни зги. На небе нет ни облачка.
Иногда ни употребляется без не: На небе ни облачка .
усиление и обобщение любого утверждения, сделанного в главном предложении (для этого в придаточном предложении используется частица ни): Что ни (= всё) делал бы, всё у него получалось. Куда ни (= всюду) посмотришь, везде поля и поля.
При повторе частица ни приобретает значение сочинительного (соединительного) союза: Ни солнце, ни воздух мне не помогут. (ни – союз)
К отрицательным частицам относится слово - нет .
Оно употребляется при отрицательном ответе на высказанный или невысказанный вопрос: Хочешь? Нет.
Для усиления отрицания слово нет повторяется или употребляется перед отрицательным сказуемым: Нет, я не хочу .
Частице нет соответствует по своей роли в предложении утвердительная частица да : Пойдешь? Да .
Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-
Приставка ни-
Ни входит в состав отрицательных местоимений и наречий: ни кто (местоимение), ни когда (наречие).
Если частица ни отделяется от местоимения предлогом, то она пишется отдельно: ни с кем, ни у кого.
Отличайте отрицательное местоимение с приставкой ни- от местоимения с частицей не .
Сравните: Это был не кто иной, как Дубровский. – Никто иной не мог этого сделать.
Запомни:
не что иное, как не кто иной, как |
ничто иное никто иной |
Повторяющийся союз ни…, ни…
В роли повторяющегося сочинительного союза ни…, ни… служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного.
Например: Не хочу я ни осуждать, ни прощать вас. Ни она никого не тронет, ни ее никто не обидит.
Частица ни .
Частица ни со словами пишется раздельно: У меня с утра во рту ни крошки.
Одиночные и двойные частицы ни входят в состав устойчивых оборотов и пишутся отдельно. Например: как ни в чём не бывало, во что бы то ни стало, ни жив ни мертв, ни стать ни сесть и др.