Каким промыслом занималась мария алексеевна сычева. Этнографический диктант: какие вопросы оказались самыми сложными для казанцев

Священномученик Владимир Амбарцумов. Изображение с сайта bessmertnybarak.ru

«Я не видел праведника оставленным»

Когда-то отец Владимир с супругой мечтали, что у них будет 12 детей – 12 проповедников Слова Божия. Их мечту осуществили следующие поколения.

Дочка отца Владимира Лидия стала супругой протоиерея Глеба Каледы, а ее брат Евгений стал священником. Теперь в роду Амбарцумовых-Каледа 12 священников, есть игуменья, дьяконы и семинаристы.

А у одной его внучки-матушки родилось шесть сыновей и шесть дочерей. Так Господь преумножает и благословляет род праведников.

Семья

Священномученик Владимир (1892-1937, память 5 ноября ) происходил из семьи почетного гражданина города Шемахи Бакинской губернии Амбарцума Егоровича. Амбарцум Егорович приложил много сил к тому, чтобы организовать обучение глухонемых людей в России. Рано овдовел: его жена умерла в родах, оставив троих маленьких детей.

Заботясь об устройстве их судьбы, он переселяется в немецкую колонию возле Царицыно и приглашает к себе жить добрую лютеранку Каролину Андреевну Кноблох. Заботы о детях сблизили двоих одиноких людей, и они заключили брак. Родилось еще трое детей, младшим из них был будущий священномученик Владимир.

Изначально Каролина не испытывала чувства большой любви к мужу. Она решилась на брак с ним потому, что ей стало жаль детей, оставшихся без матери.

Володя с детства наблюдал искреннюю религиозную жизнь своих родителей. Амбарцум организовал частную школу для глухонемых, но детей из малоимущих семей там учили бесплатно.

Семья. Маленький Владимир (в центре) с родственниками. Изображение с сайта noev-kovcheg.ru

Пес Дорон и электрический ток

Трудно представить, сколько волнений в детстве Володя принес своей матери. Ему все было интересно, он не боялся ради спора с друзьями рисковать своей жизнью, например, во время ледохода перебежал однажды по льдинам широченную Волгу около Саратова. Был случай, когда он улегся на рельсы в ожидании, пока над ним пройдет поезд. Не раз Каролина с тревогой ждала, когда ее младший вернется с прогулки. Этот любитель природы мог часами пропадать в лесу, изучая, каким голосом поет каждая птичка. Он разговаривал с пернатыми созданиями на их языке.

Однажды Володя увидел, как несколько мальчишек издеваются над несчастным псом. Володя буквально вырвал из их рук собаку и забрал к себе. Своему четвероногому фокстерьеру он дал кличку Дорон. Благодарный пес стал верно служить юному хозяину, который с большим удовольствием и интересом учил его необыкновенным фокусам. Дорон даже научился скакать по деревьям и догонять на них кошек.

Игра с Дороном была не единственным хобби. Его буквально разрывало от интереса ко всему: от микроскопа он бросался к фортепиано, от изучения языков – к любимым опытам с электричеством. Играл на скрипке, фисгармонии, хорошо знал греческий, латынь, английский и немецкий.

Особенно его увлекала электрическая физика.

В экспериментах юный исследователь не останавливался ни перед чем: сделал электрическую пушку и пробил дыру под окном рядом стоящего дома.

Старшая сестра Наташа, увидев что-то блестящее в руках брата, с визгом убегала куда глаза глядят: Володины электроды часто били ее током.

В.А.Амбарцумов, студент Московского Императорского университета.

Берлин

Через два года учебы сына в Московском императорском университете Каролина настояла, чтобы он продолжил обучение в Берлине: в Германии лучше обучали техническим наукам. Именно в Германии в жизни появляется еще один «интерес» — Христианство. Владимир становится активным членом христианского студенческого движения.

Студенты в небольших кружках изучали Евангелие. Но лютеранского учения «не хватало», чтобы стать ближе к Богу, оно казалось слишком рассудочным. Владимир переходит в баптизм. Позже священномученик сравнивал баптизм с первым классом, но был уверен, что «нельзя всю жизнь ходить первачком».

Однажды утром Владимир проснулся с необъяснимым сильным чувством, что нужно срочно отправляться из Германии в Россию. Но когда посмотрел на часы, понял, что поезд уже отошел от первой станции. И все же вопреки рассудку почему-то стал собирать вещи. Маршрут поезда проходил таким образом, что огибал весь город, по дороге делая много остановок. Владимир успел сделать срочные дела и на последней станции вскочил в отправляющийся поезд. Это оказался последний поезд из Германии в Россию перед Первой мировой войной!

Владимир Амбарцумов (справа) времен учёбы в Германии

Проповедь и начало семейной жизни

Володя продолжил учебу на физико-математическом факультете Московского университета. Там, в христианском кружке, повстречал Валентину Георгиевну Алексееву. В 1916 году Володя и Валя поженились.

Талантливому физику Владимиру Амбарцумову пророчили карьеру ученого с мировым именем, и после окончания университета в 1917 году перед ним стал выбор: отдать силы науке или христианской миссии. Он выбрал второе.

Начало новой жизни и семьи совпало с началом социальной катастрофы великой страны. Чтобы прокормить семью, молодой ученый дает частные уроки. Рождаются дети. Сначала Женечка, а через два года Витя. В Москве в 1919 году был сильный голод. Семья Амбарцумовых переехала в Самару.

Активная христианская жизнь не могла не привлечь внимание советских властей. В 1920 году Владимира арестовали и перевезли в столицу. Через полтора месяца освободили, но запретили выезд из столицы. Жена переезжает к нему. Общей болью становится смерть младшего сына Витеньки, который не прожил и двух лет. Большим утешением — рождение дочери Лиды в 1922 году.

В скором времени Владимира избирают председателем Центрального комитета христианских студенческих кружков.

Владимир Амбарцумович и Валентина Георгиевна. Дети (слева направо): приемный сын Никита, Лида и Евгений

Смерть жены

От тяжелых условий вскоре заболела Валентина Амбарцумова. Умирая, она просила мужа: «Володенька! Я умираю, но ты не очень скорби обо мне. Я только прошу тебя:

будь для детей не только отцом, но и матерью. Поручаю их тебе…Времена будут трудные. Много скорби будет. Гонения будут. Но Бог даст сил вам, и все выдержите…»

Владимир Амбарцумович очень любил свою жену. Он неоднократно говорил, что сам не знает, где кончается он и где начинается она. Смерть ее стала страшной потерей.

Необычные похороны

Хоронили Валентину Георгиевну на Троицкую родительскую субботу. Много человек пришло попрощаться с добродетельной христианкой. Все были одеты в светлые одежды, вспоминали ее доброту и пели христианские песни. Спустя многие годы, когда овдовевший супруг стал священником, ему после исповеди один прихожанин сказал, что он пришел к вере после того, как увидел необычные похороны, на которых все люди радостно пели и были в белых одеждах. Отец Владимир со слезами воскликнул: «Это были похороны моей жены!»

Заупокойные молитвы

За несколько дней до смерти Валентина Георгиевна, общаясь со своей подругой-баптисткой, поддерживала ее мнение о том, что заупокойные молитвы не имеют смысла. На сороковой день после смерти Валентина явилась во сне этой подруге. Женщина почувствовала явное присутствие почившей. Валентина сказала: «А вы молитесь за меня? Молитесь, молитесь, это нужно!..»

Приемный Никита

У Владимира осталось трое детей. Вместо умершего Вити они еще вместе с женой взяли в дети потерявшего родных Никиту. Когда Никита вырос, ему удалось найти своих кровных родителей. Он стал жить с ними, но благодарность тем людям, которые помогли ему стать на ноги, осталась в его сердце на всю жизнь.

Вторая мама

Мария Алексеевна Жучкова с Лидией и Евгением Амбарцумовыми, 1925 год. Изображение с сайта drevo-info.ru

Осиротевших деток хотели разобрать родные и друзья, но неожиданно вызвалась близкая подруга Валентины Мария Алексеевна Жучкова и сказала, что она считала почившую своей духовной матерью. В знак благодарности ей Мария готова была отдать все свои силы воспитанию ее детей.

Мария Алексеевна была православной. Дети полюбили ее как родную мать и стали называть мамой. Владимир Амбарцумович предлагал Марии быть его женой, но она, несмотря на симпатию и склонность к нему, отказалась, так как знала предсказание блаженной Марии Ивановны из Дивеева о том, что он будет священником и верила ему. Второй раз женатый человек не мог принять священный сан.

Нелегал

Владимир Амбарцумов на нелегальном положении Манихино 1925г.

С 1924 года Владимиру пришлось перейти на нелегальное положение, так как власти официально запретили деятельность христианских кружков. Он понимал, что сильно рискует благополучием близких, но не мог, не считал правильным оставить христианское служение. Он говорил, что в такие сложные годы, какие настали после революции, людям еще необходимей слово о вере.

После запрещения христианского движения начались репрессии. Чтобы избежать ареста, Владимиру пришлось изменить свой внешний вид: он сбрил бороду и усы, сделал короткую стрижку, а обычные очки заменил на пенсне. Скрываясь от преследований, проповедник уволился с гражданской службы, ночевал в разных местах.

Бедные дети так скучали без отца, что часто просили у Бога: «Господи, дай, чтобы папа опять был с бородой!»

Крещение и священство

Владимир Амбарцумов. Москва 1922г

Близким по духу человеком для будущего священномученика был отец Валентин Свенцицкий. В Никольской церкви на Ильинке, где служил отец Валентин, в 1925 году произошло значимое событие для семьи Амбарцумовых: были крещены дети. В следующем году и Владимир Амбарцумович тоже официально перешел в Православие. До этого дети с отцом были в церкви, но не участвовали в Таинствах.

Как только Владимир Амбарцумович был крещен, он стал активным прихожанином Никольского храма. Он с радостью прислуживал и читал во время богослужения, организовывал паломнические поездки в Дивеево и Саров. Чтобы заработать средства для собственных нужд и для своей семьи, дает частные уроки по немецкому языку и общеобразовательным предметам.

Через год после Крещения Владимир Амбарцумович принял священный сан. Он стал настоятелем московского Князе-Владимирского храма в Старосадском переулке. Служил вдохновенно, проповеди были понятными и яркими. Церковь была полна молодежи.

Отец Владимир дружил с отцом . Когда отец Василий по состоянию здоровья вынужден был временно оставить свой приход, то очень просил отца Владимира его заменить. Духовные чада отца Василия полюбили нового пастыря и смогли довериться ему, ценили за деликатность и уважительное отношение к людям.

После смерти отца Василия Надеждина отец Владимир принял его осиротевший приход — храм в честь святителя Николая у Соломенной сторожки. Община, которую организовал отец Василий Надеждин, была одной из самых известных в Москве и самых «молодых».

Условия для молитвы?

Отец Владимир мог, не отвлекаясь, молиться на протяжении долгого времени в углу комнаты, в которой в то же самое время шумно разговаривали, ели, спали и занимались другими домашними делами.

Протоиерей Глеб Каледа, чья матушка Лидия Владимировна была дочерью о. Владимира Амбарцумова, говорил, вспоминая священномученика Владимира: стыдно оправдываться и слушать оправдания других в том, что не было условий для молитвы…

Священники о. Сергий Борделиус и о. Владимир Амбарцумов. 1928г.

Уход за штат

Отец Владимир признавал иерархическую власть митрополита Сергия (Страгородского), но он не был уверен в каноничности его местоблюстительства. По этой причине о. Владимир решил выйти за штат, но священническое служение не оставил: был духовником, служил на дому у близких людей. Понимая, что у него нет возможности часто встречаться с духовными детьми, отец Владимир «прикреплял» новичков к духовно зрелым чадам.

Помощь бедным семьям

Зная о нужде по опыту, о. Владимир организовал постоянную материальную поддержку семьям репрессированных за веру людей. В первую очередь старался помогать семьям священников. Свою заработную плату отец Владимир жертвовал на помощь малоимущим людям. О своих детях не забывал, но бывал аскетичен.

Его дочь Лидия вспоминала, как однажды ей подарили красивые синие туфли. Отец тут же отдал их девочке, у которой не было обуви, так как у Лиды были туфельки.

Тех членов общины, у которых был материальной достаток, батюшка просил делиться своими излишками с бедными семьями. Помощь была четко организована: определен объем и сроки оказания пожертвований. Во многом благодаря отцу Владимиру в те голодные времена выжили семьи отца Василия Надеждина, отца Михаила Соловьева, отца Владимира Медведюка и многих других священников.

В 1932 году отца Владимира арестовали, обвинив в контрреволюционной работе среди молодежи. Собирались отправить в ссылку в Северный край на три года, но по ходатайству руководства Академии наук, освободили из-под стражи и дали срок условно.

Изобретатель

О. Владимир принял участие во многих научных разработках, у него были авторские свидетельства на изобретения. Своей дочке он сделал маленькую железную чернильницу-непроливайку. В школе тогда чернил не было и их приходилось приносить из дома. Стеклянные чернильницы и пузырьки часто проливались, а батюшкино изобретение оказалось очень практичной.

Был период, когда батюшка увлекся инкубаторами и курами. У его детей были свои куры, для которых отец Владимир соорудил специальный курятник из фанеры, в котором были гнезда и поилка из перевернутой бутылки.

Лидино

Пару лет отцу Владимиру приходилось скитаться по домам, в то время как его дети жили под Москвой с Марией Алексеевной. Когда он сильно скучал по детям, то говорил знакомым, что едет в Лидино. Такое название он дал этому месту по имени дочери.

Дети священника тогда считались лишенцами: им не давали карточки для получения питания и не разрешали поступать в высшие учебные заведения. Отец Владимир привозил им продукты, которыми делились добрые люди. Так и шел кругообмен добра в природе.

Персональные часы для детей

Когда Женя и Лида подросли, батюшка старался хотя бы раз в неделю уделять им персональное время. В заранее оговоренные часы он беседовал сначала с Женей, а потом с Лидой.

Когда заканчивалось Женино время, он не хотел покидать отца и говорил: «О чем тебе с Лидой говорить, только о куклах». Девочка расстраивалась и рыдала.

С каждым ребенком по отдельности отец Владимир читал Священное Писание и пояснял его. Дочку он учил церковному пению, а сына физике и математике. Обучение Жени оказалось настолько квалифицированным, что когда юноша стал студентом-филологом, он неплохо подрабатывал репетиторством по физике и математике.

Последний арест

С августа 1937 года, когда в стране происходили массовые аресты, Амбарцумовы понимала, что скоро может оказаться под стражей отец Владимир. Батюшку арестовали в начале сентября. Мария Алексеевна собрала ему в наволочку самые необходимые вещи, и представители властей повели батюшку по темной улице к поезду. По дороге Лида сорвала яблоко и дала отцу. Один из следователей с возмущением сказал, чтобы она забрала обратно свое яблоко. Мария Алексеевна не побоялась в такую минуту возразить: «А у вас есть дети? Так дайте же возможность детям проститься с отцом!»

Они больше никогда не увиделись.

Отца Владимира определили в Бутырскую тюрьму. Во время изнурительных допросов следователи пытались выяснить имена и фамилии верующих людей, с которыми батюшка был связан, но он называл только тех людей, о которых у следствия и так была информация.

Священномученик Владимир был расстрелян 5 ноября 1937 года. Близкие узнали о его участи только в 1989 году.

Третьего ноября, накануне Дня народного единства, в нашей стране прошла просветительская акция «Большой этнографический диктант». В нашем регионе она состоялась на 13 площадках, в том числе в Калачинском районе. Калачинцы первыми из муниципальных образований присоединились к этнографическому диктанту.

На площадке в Региональном центре по связям с общественностью на вопросы диктанта отвечали члены Общественной палаты Омской области и региональные министры, а также их заместители.

Министр образования Омской области Татьяна Дернова считает, что взрослые должны быть позитивным примером для детей.

«Всякое подобное событие мотивирует тебя на поиск информации. Наш регион многонациональный. На территории есть разные образовательные учреждения. В том числе и с этнокомпонентом. К примеру, в этом году, открыты казахские центры. И я, как министр, должна знать культуру и обычаи народов, чтобы руководить системой образования», - подчеркнула Татьяна Дернова.

Также руководитель региональных органов образования отметила, что новые образовательные стандарты позволяют включать этнографический компонент в основные предметы: историю, обществознание.

«Нашим Институтом развития образования подготовлено уникальное пособие - “Маленькие жители Омского Прииртышья”. По нему многие учителя уже активно работают: рассказывают ребятам о родном крае, специфике и обычаях местного населения. К тому же часто занятия проводятся в краеведческих музеях. А еще практически в каждой школе создан свой собственный музей об истории поселения», - заявила Татьяна Дернова.

Также министр образования решила после диктанта обязательно заглянуть в справочники и энциклопедии, чтобы проверить, правильно ли она ответила.

По словам министра спорта региона Дмитрия Крикорьянца, его семья - многонациональна, поэтому тема этнографии министру всегда была интересна.


«У нас в родословной и немцы, и поляки, и русские, и армяне. А если копнуть глубже, в третье, четвертое или пятое колено, национальностей окажется еще больше. Поэтому национальный вопрос, в хорошем смысле этих слов, меня интересовал всегда. Мне интересен культурный пласт в истории того или иного народа. В советское время все мы знали, что у нас было 15 союзных республик, и все мы вместе были советским народом. А сегодня мы знаем, что у нас проживает более 200 национальностей. И проникновение в историю, жизнь каждого народа - это интересно, потому я сегодня здесь», - отметил Дмитрий Крикорьянц.


Пришла на диктант и замминистра культуры Омской области Анна Статва. Призналась, что когда-то, как географ по образованию, преподавала этногеографию, и решила себя проверить.

«26 ноября на географическом диктанте я буду выступать в роли чтеца в родном педуниверситете, а сегодня пришла проверить свои знания, насколько они сохранились. Тема интересует всех и каждого», - подчеркнула Анна Статва.

Без четверти час перед участниками диктанта выступила директор Сибирского филиала Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева Ирина Селезнева, которая сообщила, что в этому году этнографический диктант повысил свой статус по сравнению с прошлогодним, вышел на международный уровень. Увеличилось и количество площадок. Если в прошлом году россияне писали диктант на 800 площадках, то в этом году их в три раза больше -2500.


«Что показали результаты прошлого года? Чем моложе участник акции, тем меньше у него правильных ответов, - отметила Селезнева. - Поэтому необходимо всем ветвям власти, образовательным, культурным учреждениям, общественным организациям еще больше внимания уделять национальному вопросу».

Спецификой нынешнего диктанта, по словам этнографа, является наличие регионального компонента. 20 вопросов этнографического диктанта касаются знаний общероссийского масштаба, 10 - сибирского. Селезнева выразила надежду, что диктант станет толчком к изучению национальных культур и вообще расширит кругозор участников акции.


Добавим, что этнограф говорил обо всем на фоне видеопрезентации проекта. И все, кто внимательно ее смотрел, увидели подсказки для ответов на вопросы. А вопросы, как и в прошлом году, были нелегкими. Например: кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации? Оказывается, ее многонациональный народ. Или: для какой цели татарские женщины носили матерчатые нагрудники изю? А как вам вопрос о том, в каком народном промысле работала Мария Сычева (Угловская), первая женщина, посвященная в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу? Как называется у лезгин танец, похожий на русский хоровод? Или вот еще вопросик: сколько русских сказок вошло в сборник Афанасьева? Варианты ответов - от 6 до 60 тысяч. Оказывается, 60.


Для министра Крикорьянца непростым оказался вопрос о том, представители какого жилища выкапывали себе жилище на склоне холма, делая вход-коридор со стороны реки. Такая постройка называлась карамо, и нередко в нее можно было заплыть только на лодке. Жили в таких землянках селькупы, но об этом я, к примеру, узнала уже в редакции, заглянув в интернет.

Так что права была министр образования Татьяна Дернова: дома все участники акции обязательно проверят, правильно ли они ответили на вопросы диктанта. А это и есть одна из задач акции - пробудить интерес у россиян к национальному вопросу.

А вот у министра спорта родилась еще одна идея после акции: придумать спортивный диктант.

Добавим, что и омские журналисты не остались в стороне от международной акции. Многие, в том числе и редакторы «Омской правды» и «Омского вестника» пришли на площадку в Дом журналистов.


Этнографический диктант: какие вопросы оказались самыми сложными для казанцев

Хорошо ли вы знаете культуру родной страны? А региона? Эти знания можно было проверить, написав Большой этнографический диктант. В этом году его «сдают» жители 85 регионов России и 11 стран ближнего зарубежья. Мы спросили, ради чего люди в рабочий день готовы сесть за парту и отвечать на вопросы о народах страны

Проверить свою этнографическую грамотность в Казани в этом году можно было на двух площадках: в Доме дружбы народов РТ и в Казанском федеральном университете. В районах республики для желающих присоединиться к культурно-просветительской акции организовали 20 площадок.


При входе на диктант всем раздали идентификационные номера, по которым можно узнать свои результаты. В 10 часов волонтеры раздали бланки с вопросами. На диктант это мало похоже, а скорее на ЕГЭ, только без звенящих рамок, контролеров и отобранных телефонов. Но пользоваться «шпаргалками» и гуглить ответы в интернете организаторы все же не советовали, ведь диктант - это проверка знаний, а иначе какой в этом смысл?

Может быть, потому, что акция проходила в рабочий день, желающих написать диктант набралось немного. Площадка Дома дружбы народов была заполнена лишь наполовину.

Мы пришли писать обыкновенный диктант на знание русского языка, пришли и обнаружили, что пишем этнографический тест, - говорит перед диктантом Фания Габитова . - Теперь мы вынуждены собрать все свои знания, сконцентрироваться и вспомнить все, что знаем о народах нашей страны. Но мы всегда надеемся на хорошие результаты. Наверное, будут вопросы о традициях, этносе народа, возможно, о языковой культуре, танцах, кухне, мы к ним готовы.

В предположениях участница акции не ошиблась. Диктант состоял из 30 тестовых вопросов. 20 вопросов одинаковые для всей России и стран ближнего зарубежья, а 10 составлены с учетом региональной специфики. В Татарстане это были вопросы о татарской культуре, истории, обычаях и выдающихся людях. К примеру, вопрос о татарском поэте, герое СССР, родившемся в Оренбургской области. В прошлом году все вопросы были общефедеральными.


Участниками диктанта могли стать жители России и зарубежных стран, владеющие русским языком, независимо от образования, социальной принадлежности, вероисповедания и гражданства. Главное - быть старше 15 лет.

Цифра

30 - максимальная сумма баллов, которые можно набрать за правильное выполнение всех заданий в этом году (по одному баллу за каждый правильный ответ).

45 минут дается на написание Большого этнографического диктанта.

Оценок не ставят - можно отлично знать историю и географию, но не представлять, зачем татарским женщинам нагрудник изю или как называется праздник кряшен, отмечаемый в день памяти апостолов Петра и Павла.

В текстах вопросов была полезная информация и история о других схожих народах. Например, в вопросе о женщинах-мастерах можно узнать, что Первой женщиной Дагестана по обработке ювелирных изделий из металла была Манаба Магомедова, а женщиной-гравером на Чукотке - Вера Эмкуль. А вот промысел, в котором прославилась Мария Сычева, нужно было назвать самому.

Учитель английского языка на пенсии Алия Нургалиева рассказывает, что пришла на диктант ради интереса:

Диктант средней трудности. Самым сложным стали вопросы о многообразии народов, их обычаях и традициях... дагестанцы, удмурты, карелы. Этот диктант дает возможность понять, что мы живем в большом многонациональном государстве и должны жить в мире и согласии. Думаю, у меня будут средние результаты, ближе к 30. Для школьников все же тест сложноватый, если только для 11-го класса, да и то для продвинутых учеников, которые хорошо разбираются в географии и истории, - говорит она.


Для тех, кто не смог проверить свои знания на региональных площадках, на сайте Большого этнографического диктанта miretno.ru организовано онлайн-тестирование, которое можно пройти 3 ноября с 10.00 до 5 ноября до 23.59.

Кстати, спустя час после старта онлайн-тестирование написали 3 425 человек.

Всероссийские итоги акции подведут ко Дню Конституции Российской Федерации 12 декабря. Узнать свои результаты жители Татарстана смогут 8 ноября на сайте Дома дружбы народов РТ.

Кстати

Впервые акция «Большой этнографический диктант» стартовала в 2016 году. Диктант написали почти 90 тысяч человек: 35 тысяч очно и более 50 тысяч - онлайн.

Самым молодым участником диктанта оказалась 12-летняя девочка из Ульяновской области, самым старшим - 80-летний мужчина из Мордовии. Средняя оценка за диктант по стране составила 54 балла из 100 возможных. Татарстан показал лучший по России результат - самый высокий средний балл составил 81,3.

Знаете ли вы, что такое «чарки»? А какой национальности известный поэт Расул Гамзатов? Или как называется народный танец лезгин? Вот и я не знаю, а ведь пошёл на «Большой этнографический диктант», который сегодня, 3 ноября, прошёл на нескольких тюменских площадках. Я выбрал Информационно-библиотечный центр ТюмГУ – понадеялся, что родные стены хоть как-то помогут. Как справился – пока не знаю, результаты станут известны только 12 декабря 2017. Но, как по мне, результат неутешительный.

Участниками диктанта, как и полагается студенческой библиотеке, стали преподаватели вуза и студенты. Ну и я. И ещё парочка желающих, которые пожелали оценить уровень свой этнографической грамотности. Каждый из собравшихся получил три листа: первый – тест из тридцати вопросов (на федеральную и региональную тематику), второй – бланк для ответов, третий – бланк самоконтроля, для «почеркушек» и других записей. На всё про всё – ровно 45 минут.

Первый вопрос – и, как я вижу, первый провал: «Носитель суверенитета и единственный источник власти в России согласно Конституции…»: 1). Президент; 2). Госдума Федерального Собрания РФ ; 3). Многонациональный народ РФ; 4). Конституционный Суд РФ. Ну, я по своей глупости, забывчивости и незнанию написал первый вариант. Оказалось, третий. Позор.

Зато на третий вопрос – «Где находится музей-заповедник Кижи ?» – ответил верно – в Карелии . То ли знал, то ли вспомнил бескрайние просторы региона, то ли просто пальцем в небо попал. В любом случае, ответ будет засчитан.

Вопрос № 6 – очередной «неуд». Сыном какого народа являлся просветитель Каюм Насыри? Эх, татаров, а не манси… В татарской культуре, да и в мансийской, я, увы, не силён.

Десятый вопрос: в каком народном промысле работала Мария Алексеевна Сычёва (Угловская) – первая женщина, посвящённая в секрет нанесения рисунков из специального сплава по металлу? Варианты ответа: А). дымковская игрушка; Б). художественная резьба по кости; В). Великоустюжное черчение по серебру; Г). напайная филигрань. И… в яблочко! Дымковская игрушка и художественная резьба не имеют никакого отношения к металлу. Остаётся два ответа, из которых нужно было выбрать один правильный. И это ответ В.

Восемнадцатый вопрос – кисломолочный напиток русской кухни: тан, варенец, йогурт, суорат? Ну, тут легко – варенец, конечно. Тан – не наш, «йогурт» - вообще зависимое слово, суорат – что это? Определённо ответ «Б». И ответ правильный.

Вопрос №28. «Самоед», «Джигит», «Калмык», «Якут» - это… исторические названия судов Российского морского флота, а не названия поселений, как ответил я. Причём можно было и не знать ответа на этот вопрос, а только обратить внимание на кавычки. Эх, а я-то думал, что это слова, заключённые в знаки…

В общем, проверять дальше не имеет смысла – два правильных ответа есть – и на том спасибо. Вы можете сказать: вот, как можно не знать такие элементарные вещи? Позорно, не спорю. А может, и не позорно, зато теперь знаю. Общая сумма баллов, которые можно было набрать за выполнение всех заданий – 100, и, дай Бог, если наберу хотя бы десятку. Однако с уверенностью могу сказать: такие диктанты нашим тюменцам нужны.

КСТАТИ

Результаты диктанта, правильные ответы и разбор ошибок опубликуют на сайте в День Конституции, 12 декабря 2017. По результатам проверки в регионах сформулируют рекомендации по внесению изменений в учебные программы по этнографии.

Внимание! Если вы ещё не прошли диктант, но хотите это сделать, сначала пройдите тест на сайте miretno.ru (это доступно до 23:59 5 ноября), а уже потом читайте, как с ним справились белгородцы.

Кристина Кравцова, студентка БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Самый сложный вопрос для меня был о народных ремёслах, которые считались мужскими. В определённый момент женщины стали осваивать и такие промыслы.

Нужно было назвать народный промысел, в котором прославилась Мария Сычёва . Были даны варианты ответов: дымковская игрушка, художественная резьба по кости, чернение и напайная филигрань. Я долго думала между вторым и третьим вариантом, выбрала второй (на самом деле Мария Алексеевна руководила артелью по велокоустюжскому чернению серебра – прим. ред.) .

Лёгкие вопросы были в начале о Конституции. Ещё сразу же ответила на вопрос о том, какую крепость обороняли с июня до сентября 1941 года. Это, конечно же, Брестская крепость».

Владимир Меренков, рабочий «Белэнергомаша»:

Фото Натальи Малыхиной

«Лёгкими показались вопросы о современной истории нашего государства. Сложными для меня были те, которые связаны с народами нашей страны. Пока я обо всех народах не так много знаю.

Нужно всегда заниматься саморазвитием, а участие в образовательных акциях способствует этому. Подготовиться к этнографическому диктанту сложно: никогда не угадаешь, о чём будут вопросы. Интуиция и смекалка – главные помощники.

В прошлом году у меня было 80 баллов. Посмотрим, как в этот раз получится».

Виктория Селихова, студентка БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне было сложно отвечать на вопросы о северных народах, потому что я о них практически ничего не знаю. Задания о нашем регионе показались лёгкими, потому что в институте мы изучаем традиции Белгородчины (девушка учится на режиссёра – прим. авт.) .

Очень интересно узнать историю не только своего края, но и других мест. Мне кажется, каждый человек должен быть образован и в этой области. Стыдно не знать историю нашей страны.

Если честно, я никак не готовилась: всё, что ответила, это мои знания. Сегодня я узнала много нового о других народах. Так что это полезный опыт».

Татьяна Якунина, преподаватель народного пения БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне, к сожалению, не хватило бланка для участия, но я пришла поддержать своих студентов. После диктанта они поделились, какие вопросы вызвали затруднение.

Например, вопрос о Семёне Дежнёве . Мало, кто знает, что в Якутске его семье стоит памятник, который является символом дружбы якутов и русских. В вопросе говорится, что глава семейства – русский первопроходец и казак, а участники должны назвать его имя.

Ещё сложный вопрос был про народные танцы: мы в основном изучаем местную хореографию, знакомимся с традициями соседних регионов. Танцы других районов мы проходим в общих чертах. Поэтому не каждый смог ответить на вопрос о том, какой круговой танец был у лезгин».

Илья Романов, студент БелГУ:

Фото Натальи Малыхиной

«Мне очень нравятся такие акции: всегда участвую и проверяю свои знания. Я учусь на географическом факультете, поэтому мне особенно интересно.

Лёгкими мне показались сказочные вопросы: например, надо было определить родину Снегурочки. Думаю, многие знают, что это Кострома.

Были вопросы, которые связаны с удмуртами и карелами, о которых не так много людей знают что‑нибудь. Но мне кажется, что цель диктанта, как раз познакомить с такими народами. Было бы здорово, если бы организаторы выпускали потом книжку, которая подробно бы рассказывала о затронутых темах.

С заданиями было интересно работать: во многих были подсказки прямо в тексте вопроса. Так что даже у человека, который плохо знаком с темой, был шанс ответить. Конечно, 45 минут мало для 30 заданий, хотелось чуть больше подумать. Но я надеюсь, я хорошо справился».

Алексей Дегтярь, студент БГИИК:

Фото Натальи Малыхиной

«Сейчас молодёжь мало интересуется историей страны: студенты плохо знают, например, о тех народах, которые живут на Сахалине.

Мне было легко отвечать на вопросы о Великой Отечественной войне. Были интересные вопросы о народных костюмах: нужно было сопоставить, как одеваются разные народы. Ещё мне понравился вопрос про нашу мифологию о Бабе-яге и кикиморе. Сложным для меня было определить, о каком народе написаны стихотворные строки.

Я долго сидел над заданиями диктанта. Не хотелось сделать много ошибок, но думаю, они есть и результат будет средний. Все результаты анонимны, так что это проверка знаний для себя».

Записала Наталья Малыхина