Интересные факты и истории из мира искусств. Интересные факты о знаменитых картинах

Об известных художниках можно найти огромное количество информации – как они жили, как творили свои бессмертные произведения. Многие обычно не задумываются об особенностях характера и образа жизни художника. А ведь некоторые факты из биографии или история создания той или иной картины являются порой весьма занимательными и даже вызывающими.

Пабло Пикассо
Хорошие художники копируют, великие – воруют.

Когда Пабло Пикассо родился, акушерка посчитала его мертворожденным. Спас ребёнка его дядя, который курил сигары и увидев младенца, лежащего на столе, пустил дым ему в лицо, после чего Пабло заревел. Таким образом, можно сказать, что курение спасло Пикассо жизнь.

Видимо, Пабло родился художником – его первое слово было PIZ, сокращенное от LAPIZ («карандаш» по-испански).

В ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров.

Пикассо носил длинную одежду, а также у него были длинные волосы, что было неслыханно для тех времен

Полное имя Пикассо состоит из 23 слов: Пабло-Диего-Хосе-Франсиско-де-Паула-Хуан-Непомусено-Мария-де-лос-Ремедиос-Киприано-де-ла-Сантисима-Тринидад-Мартир-Патрисио-Клито-Руиз-и-Пикассо.

Винсент ван Гог
Не опасайся совершать ошибки. Многие считают, что они станут хорошими, если не будут делать ничего плохого.

Обилие желтого цвета и желтых пятен разных оттенков на его картинах, как считают, вызвано большим количеством употребления лекарств от эпилепсии, которая развилась от чрезмерного употребления абсента. «Звездная ночь», «Подсолнухи».

За свою беспокойную жизнь Ван Гог побывал не в одной психиатрической больнице с диагнозами от шизофрении до маниакально-депрессивного психоза. Его самая знаменитая картина «Звездная ночь» была написана в 1889 году в больнице в городке Сан Реми.

Покончил жизнь самоубийством. Он выстрелил себе в живот, спрятавшись во дворе фермы за кучей навоза. Ему было 37 лет.

Всю жизнь Ван Гог страдал от низкой самооценки. Он продал при жизни лишь одно свое произведение – Red Vineyard at Arles. А слава к нему пришла только после его смерти. Если бы только Ван Гог знал, насколько станут популярны его работы.

Ван Гог отрезал себе не целое ухо, а только кусочек его мочки, что практически не больно. Однако до сих пор широко распространена легенда, что художник ампутировал себе всё ухо. Эта легенда даже отразилась в характеристике поведения больного, который оперирует себя сам, либо настаивает на определённой операции - его назвали синдромом Ван Гога.

Леонардо да Винчи
Кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.

Леонардо первым объяснил, почему небо синее. В книге «О живописи» он писал: «Синева неба происходит благодаря толще освещенных частиц воздуха, которая расположена между Землей и находящейся наверху чернотой»

Леонардо был амбидекстром - в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками. Говорят даже, что он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство своих произведений он написал левой рукой справа налево

Он виртуозно играл на лире. Когда в суде Милана рассматривалось дело Леонардо, он фигурировал там именно как музыкант, а не как художник или изобретатель.

Леонардо первым из живописцев стал расчленять трупы, чтобы понять расположение и строение мышц.

Леонардо да Винчи был суровым вегетарианцем и никогда не пил коровье молоко, так как считал это воровством.

Сальвадор Дали
Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало.

Приехав в Нью-Йорк в 1934 году, в качестве аксессуара он нес в руках батон хлеба длиной 2 метра, а посещая выставку сюрреалистического творчества в Лондоне оделся в костюм водолаза.

Полотно «Постоянство памяти» («Мягкие часы») Дали написал под впечатлением от Эйнштейновской теории относительности. Идея в голове Сальвадора обрела форму, когда он одним августовским жарким днем разглядывал кусок сыра «Камамбер».

Сальвадор Дали часто прибегал ко сну с ключом в руке. Сидя на стуле, он засыпал с зажатым между пальцами тяжёлым ключом. Постепенно хватка ослабевала, ключ падал и ударялся о лежащую на полу тарелку. Возникшие во время дремоты мысли могли быть новыми идеями или решениями сложных проблем.

Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому его тело замуровали в стене в музее Дали в г. Фигерас. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Прозвищем Сальвадора Дали было «Avida Dollars», что в переводе означает «страстно любящий доллары».

Логотип «Чупа-Чупса» нарисовал Сальвадор Дали. В несколько изменённом виде она сохранилась до наших дней.

Почти в каждой из работ Дали есть либо его портрет, либо силуэт.

Анри Матисс
Цветы цветут всюду для всех, кто только хочет их видеть.

В 1961 году картина Анри Матисса «Лодка» (Le Bateau), выставленная в нью-йоркском музее современного искусства, провисела вверх ногами сорок семь дней. Картину вывесили в галерее 17 октября, и лишь 3 декабря кто-то увидел ошибку.

Анри Матисс страдал от депрессии и бессонницы, иногда рыдал во сне и просыпался с воплями. Однажды без всякой причины у него вдруг появился страх ослепнуть. И он даже научился играть на скрипке, чтобы зарабатывать себе на жизнь уличным музыкантом, когда потеряет зрение.

Многие годы Матисс жил в нужде. Ему было около сорока, когда он, наконец, смог самостоятельно обеспечивать семью.

Анри Матисс никогда не рисовал в картине скал, четких кристаллов домов, обработанных полей.

За последние 10 лет жизни ему был поставлен диагноз рак двенадцатиперстной кишки, и ему пришлось остаться в инвалидной коляске.

Эдвард Мунк
В своём искусстве я попытался объяснить себе жизнь и её смысл, я также попытался помочь другим разъяснить свою жизнь.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Его картина «Крик» – это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.

Он был одержим работой и сам об этом говорил так: «Писать для меня - это болезнь и опьянение. Болезнь, от которой я не хочу отделаться, и опьянение, в котором хочу пребывать».

Поль Гоген
Искусство – это абстракция, извлекайте её из природы, фантазируя на её основе, и думайте больше о процессе творчества, нежели о результате.

Художник родился в Париже, но детские годы провёл в Перу. Отсюда его любовь к экзотике и тропическим странам.

Гоген легко менял техники и материал. Увлекался он и резьбой по дереву. Часто испытывая материальные затруднения, он был не в состоянии купить краски. Тогда он брался за нож и дерево. Двери своего дома на Маркизских островах он украсил резными панелями.

Поль Гоген работал чернорабочим на Панамском канале.

Натюрморты художник писал в основном не прибегая к модели.

В 1889 году, основательно изучив Библию, он написал четыре полотна, на которых изобразил себя в образе Христа.

Частые и беспорядочные связи с девушками привели к тому, что Гоген заболел сифилисом.

Ренуар Пьер Огюст
В сорок лет я обнаружил, что король всех цветов – черный.

Примерно в 1880 году Ренуар впервые ломает свою правую руку. Вместо того, чтобы расстроиться и горевать по этому поводу, он берёт кисть в левую, и через некоторое время ни у кого не возникает сомнения, что он сможет писать шедевры обеими руками.

Успел написать около 6000 картин за 60 лет.

Ренуар был настолько влюблен в живопись, что не прекращал работать даже в старости, болея разными формами артрита, и рисовал кисточкой, привязанной к рукаву. Однажды его близкий друг Матисс спросил: «Огюст, почему вы не оставите живопись, вы же так страдаете?» Ренуар ограничился лишь ответом: «La douleur passe, la beauté reste» (Боль проходит, а красота остаётся).

Живопись современных художников на продажу

Великие шедевры живописи, с которыми вы ежедневно сталкиваетесь в музеях, книгах, играх, кино и даже рекламе - это не просто красивая картинка, но и шифр с массой деталей и смысловых толкований.

Поэтому неудивительно, что картины, которые все уже миллион раз видели, могут еще не раз испытать на прочность вашу логику, внимание, сообразительность и знание истории. Ищите живописные сюжеты, разоблачайте доморощенные мифы. Это не просто тренировка ума, но и хороший способ заткнуть за пояс в очередной беседе всех надоедливых умников. И произвести впечатление на хорошенькую особу со слабым проблеском мысли в бездонных очах.

БОТТИЧЕЛЛИЕВСКОЕ НАСТРОЕНИЕ

Боттичелли Сандро. Рождение Венеры, 1482-1486.

Уффиици, Флоренция

Стиль: раннее Возрождение

На первый взгляд Только что рожденная из пены морской Венера, целомудренно прикрывая грудь и лоно, подплывает к берегу на раковине. Слева на нее дует розами Зефир с супругой Хлоридой. На берегу нимфа Ора зачем-то спешит прикрыть наготу Венеры пурпурным плащом. Но обнаженная бесстыдница прекрасно чувствует себя и в чем мать родила, она не обращает внимания на заботы и смотрит вперед, сквозь зрителя. В глазах богини застыла светлая печаль, словно на заработок… пардон, на мучения идет она в земную жизнь.

На самом деле Картина иллюстрирует миф о рождении Венеры. Главную роль сыграла Симонетта Веспуччи - первая красавица Флоренции, возлюбленная Джулиано Медичи и, по слухам, тайная пассия самого Боттичелли. Надо ли говорить, что замужем благороднейшая Симонетта была совсем уж за третьим, посторонним господином? Жесты и пропорции тела Венеры написаны в соответствии с канонами классической греческой скульптуры. Мантия в руках у Оры символизирует границу между двумя мирами, а раковина - чистоту и непорочность, но стоит ей ступить на берег...

Вот ведь! Благодаря тому, что Боттичелли полил картину защитным слоем из яичного желтка, ”Рождение Венеры” сохранилось намного лучше многих шедевров.

СЫРНЫЙ ЧАС

Дали Сальвадор. Постоянство памяти, 1931.

Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Часы плавятся на знойном фоне пейзажа с Порт Лигат.

На самом деле Расплавленные часы являются образом относительности и прожорливости времени, которое пожирает себя и все остальное, а часы, покрытые муравьями, символизируют смерть. На пустынном берегу, олицетворяющем внутреннюю пустоту, спит голова самого Дали, который и есть главный пленник всепоглощающего времени.

Вот ведь! Вдохновившись плавленым сыром камамбер, Дали решил расплавить на своем полотне часы. Художник часто давал смешные объяснения своим картинам, чтобы намеренно ввести людей в заблуждение. И это - не исключение.

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ

Рене Магритт. Сын человеческий, 1964.

Частная коллекция

Стиль: сюрреализм.

На первый взгляд Аккуратно одетый яппи вот-вот получит яблоком по лицу… но никак не получает.

На самом деле На картинах Магритта самое интересное всегда, как назло, закрыто каким-нибудь простым предметом. В данном случае это яблоко, символизирующее искушение. Оно настойчиво левитирует перед лицом сдержанного бизнесмена, в лице которого художник изобразил ”сына Адама” и самого себя. Поэтому нам не так обидно, ведь как выглядит лицо Магритта, мы знаем.

ГЛАЗА, ГУБЫ, А ГЛАВНОЕ - РУКИ

Мона Лиза, 1503-1505.

Лувр, Париж

Стиль: высокое Возрождение

На первый взгляд Пышная женщина со сбритыми бровями и небогатой грудью, повернувшись вполоборота, сидит в кресле на фоне загадочного пейзажа. На самом деле Чудо картины в приеме под названием сфумато: благодаря плавным переходам от света к тени и легкой затененности глазных впадин, уголков губ и изящных рук складывается противоречивый образ стыдливой девицы и сладострастной госпожи. Второе достоинство картины - контраст фантастического пейзажа и вполне реальной фигуры. Выщипанные брови и выбритый лоб - не признак экстремизма, а всего лишь дань моде эпохи кватроченто.

Вот ведь! Вопреки бездне глупостей, написанной искусствоведами, основной задачей Да Винчи было оживить лицо модели.

ОТКРОВЕНИЕ "ПРОФЕССОРА КОШМАРОВ"

Босх Иероним. Сад земных наслаждений, 1500-1510.

Музей Прадо, Мадрид

Стиль: северное Возрождение

На первый взгляд Триптих на библейскую тематику, напоминающий огромную коллекцию киндер-сюрпризов.

На самом деле Слева, в Раю, Бог знакомит Еву с обалдевшим Адамом. Мирная жизнь животных нарушается трапезой льва, а из источника Жизни (строение в центре) торчит сова, вестник несчастья. В центре - прообраз хипповских эротических тусовок - сад наслаждений, где все пускают лесом божественные наставления: играют, едят и предаются плотским утехам. Согласно психоанализу: вишни, земляника, клубника и виноград, которыми здесь объедаются, означают греховную сексуальность, рыба - вожделение, а птицы - похоть и разврат. Справа, как неизбежный результат, - чудовища во главе с Сатаной-яичной скорлупой и машины для пыток. Босх показывает нам тлетворное влияние любострастия. А все так хорошо начиналось!

Вот ведь! Несмотря на изображенную здесь БДСМ-вакханалию, это полотно полностью соответствует строгим библейским канонам и нравится церковным властям.

Стиль: барокко.

На первый взгляд Стильный юноша с оравой пацанов прилетел на крылатом коне пофлиртовать с обнаженной фетишисткой.

На самом деле Прикованную к скале красавицу Андромеду планировало съесть морское чудовище. Но пока оно копалось с приправами, юный Персей, обутый по последней моде в крылатые сандалии, обратил монстра в камень. Здесь мы видим все трендовые атрибуты древнегреческого хипстера: шлем-невидимка, зеркальный щит с головой Горгоны Медузы и крылатый конь Пегас. Но античные мифы больше служили Рубенсу предлогом для изображения обнаженных женских прелестей. Недаром светлое, слегка грузное тело Андромеды здесь является доминирующей частью картины, на которую в первую очередь обращает внимание зритель. Разве нет?

Вот ведь! Несмотря на большой вклад Рубенса в изображение обнаженных красавиц, у него хватает и недоброжелателей, которые обвиняют его в чрезмерном увлечении цветущей красотой обнаженного женского тела. Не глупость ли?

СВЕТОТЕНИ МУЧЕНИК...

Рембрандт ван Рейн. Ночной дозор, 1642.

Государственный музей, Амстердам.

Стиль: барокко

На первый взгляд Капитан Кок (в центре) отдал приказ о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу (справа), и все немедленно засуетились.

На самом деле На картине движутся даже детали одежды стрелков. Обратите внимание на мастерскую игру света и тени: контраст темного переулка (позади) и освещенной площади. Девочка в ярком золотистом платье компенсирует яркий камзол Рейтенбюрга, а его алебарда задает направление движения всему полотну.

Вот ведь! Из-за копоти, покрывшей картину, долгое время никто и не догадывался, что действие разворачивается днем - смотрите на тень от левой руки капитана Кока.

СЕВЕРНАЯ МОНА ЛИЗА

Вермеер Ян. Девушка с жемчужной сережкой, ок.1565.

Маурицхейс, Гаага.

Стиль: барокко

На первый взгляд Обычное лицо обычной девушки.

На самом деле Художник стремился передать момент непринужденного движения, когда девушка поворачивает голову, заметив наше присутствие. Согласно названию и утверждениям искусствоведов, зрительское внимание в первую очередь привлекает жемчужная сережка. На наш взгляд, увлекшись притягательным взглядом и чувственными губами, которые вот уже более трехсот лет хранят загадочное молчание, проницательный зритель вряд ли вспомнит о сережке.

Вот ведь! У этой картины есть современная, очень неприличная ”репродукция”, но мы вам об этом не говорили!

ДРЕВНЕРИМСКАЯ КАТАСТРОФА С КУЧЕЙ МАЛОЙ

Брюллов Карл. Последний день Помпеи, 1830-1833.

Государственный Руссский музей, Санкт-Петербург.

Стиль: романтизм

На первый взгляд Город в море огня, кругом царит хаос. В центре композиции лежит тело богачки, разбившейся при падении с колесницы, которую лошади уносят в глубь картины. Справа два брата спасают своего престарелого отца. Все в панике.

На самом деле В отдалении пылает вулкан Везувий - виновник бедствия. Но основную сцену освещает не его пламя, а замечательная находка Брюллова - секундный всполох молнии. Цветовая гамма картины - синий, красный и желтый цвета, озаренные белым светом, - была очень смелой для своего времени.

Вот ведь! Брюллов задумал ”Помпею” как быстрый способ прославиться и не прогадал - картина стала объектом всеобщего поклонения русских, итальянцев и французов.

Посещая город или страну, путешественники не обходят вниманием знаменитые музеи. Там они пристально рассматривают известные картины, пытаясь понять, что же особенного находят в них люди. Некоторые факты помогут разобраться в этом.

Самая загадочная улыбка в мире: «Мона Лиза» Леонардо да Винчи (1452-1519)

  • Самой загадочной картиной в мире считают «Джоконду (Мону Лизу)» .
  • Доподлинно неизвестно, кто был моделью, и для кого писался живописец. Существует мнение, что картина – заказ богатого флорентийца. Но кто бы ждал работу столько времени? Другие исследователи считают, что изображенная женщина – идеал эпохи Возрождения. Существует мнение, что Леонардо да Винчи писал картину с себя.
  • Никто точно не знает, когда начата картина.
  • Полотно не закончено.
  • Название – это ошибка правописания. «Мона» – краткая форма «Мадонна».
  • «Мона Лиза» не совсем совершенна. У женщины нет бровей.

  • Картина с повреждением. В 1956 г. был кинут камень в место над левым локтем женщины.
  • Леонардо да Винчи был необычным человеком. Это не только живописец, но и изобретатель, ученый, скульптор, инженер, архитектор. Он даже придумывал фасоны дамских сумочек!
  • Личные записи художник делал справа налево, левой рукой и зеркальным способом, расчленял трупы, чтобы понять строение мышц.

  • Живописец оставил после себя маленькое живописное наследие – всего 20 полотен.
  • Леонардо да Винчи очень хорошо играл на лире и хорошо пел.
  • Чаще всего мастер изображал женщин.

«Для русской кисти первый день»: Карл Брюллов (1799-1852) и «Последний день Помпеи»

  • Тысячи людей в 1834 г. осадили Академию художеств Санкт-Петербурга, чтобы увидеть «Последний день Помпеи» .
  • Созданию этого полотна художник посвятил целых шесть лет.
  • В первых набросках было еще одно действующее лицо – грабитель. Но потом художник его убрал.

  • Картину К. Брюллов создавал для Демидова. Заводчик потом подарил ее .
  • Прогулка по руинам Помпеи сильно вдохновила живописца. Он даже участвовал в археологических раскопках.
  • Брюллов сделал себя одним из персонажей – мужчиной с этюдником на голове.
  • Несколько женщин на картине имеют черты возлюбленной творца – Юлии Самойловой.

  • Погибшая женщина на первом плане – символ падения Античности.
  • Брюллов стал тем, кто открыл путь российским художникам. Его картины выставлялись как руководство для начинающих живописцев.· После написания полотна «Последний день Помпеи» мастера начали называть «божественный Карл».

  • Картина стала первым русским полотном, прогремевшим на весь мир.
  • Художник был глуховат на одно ухо из-за пощечины, которую нанес ему отец.
  • «И стал «Последний день Помпеи» для русской кисти первый день», – так восклицал поэт Е. А. Баратынский.

  • В мастерской у Брюллова часто можно было услышать стихи – под чтение вслух художнику легче работалось.
  • Некоторые картины живописца дописывали его ученики.
  • Этой картине даже посвятил стих .

Союз 14 лучших художников: передвижники

  • Их история началась в 1863 г, когда выпускники Петербургской Академии искусств потребовали права свободного выбора темы конкурсной работы для того, чтобы получить золотую медаль. Им отказали. Тогда появилась "Артель художников", включающая живописцев из Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Более известное название соединения – "Товарищество передвижных художественных выставок".

  • Художники были недовольны лозунгом Академии художеств – «Искусство для искусства». Они провозглашали, что искусство должно быть для людей.
  • Первая выставка прошла в Петербурге в 1871.
  • Одним из основателей сообщества был . Самые известные его картины – «Неизвестная» и «Неутешное горе».

  • О полотне «Неизвестная» И. Н. Крамского ходит много мнений. Некоторые считают, что И. Н. Крамской изобразил Анну Каренину. Другие предполагают, что это жена декабриста. Иногда звучит мысль, что это актриса или дочь художника. Многие путают женщину с героиней стихотворения «Незнакомка» .
  • Художников активно поддерживал П. Третьяков, многие произведения передвижников и теперь хранятся в его галерее – одном из самых крупных и известных музеев России. Именно в ней можно увидеть полотно "Иван Грозный и сын его Иван" , "Утро стрелецкой казни" , "Над вечным покоем" И. И. Левитана и многое другое.

Картина Ильи Репина "Иван Грозный и сын его Иван"
  • И. Н. Крамской часто работал в портретном направлении, его кистью нарисованы , М. Е. Салтыков-Щедрин, И. И. Шишкин, П. А. Третьяков.
  • Персонажами жанровых произведений И. Н. Крамского чаще становятся женщины, а портретов – мужчины.
  • В. И. Суриков предпочитал создавать картины, где главным героем был весь народ, как на полотне «Утро стрелецкой казни».

  • Почти на всех полотнах присутствует церковь.
  • Именно Исаака Левитана считал «лучшим русским пейзажистом».
  • Больше всего И. И. Левитана вдохновляла Волга. Особенно ему нравилось местечко Плес, церковь которого видна на картине «Над вечным покоем».

  • В. И. Суриков большое значение придавал деталям. К таким большим картинам, как «Барыня Морозова», он всегда делал много этюдов.
  • Картина «Русалки» И. Н. Крамского создана по мотивам «Майской ночи» .

Песнь о море: Иван Константинович Айвазовский (1817 – 1900)

  • Один из самых талантливых художников являлся меценатом и коллекционером.
  • Он родился в Феодосии, с детства видел море и корабли.
  • "И. К. Айвазовский" стало действительно настоящим именем художника в 1841. До этого к нему официально обращались как к Ованесу Айвазяну.

  • Художник прекрасно играл на скрипке.
  • Он стал первым русским живописцем, чьи картины были на выставке в Лувре.
  • У художника было четыре дочки. Он сильно беспокоился, что его фамилия не передалась внукам. И поэтому усыновил сына старшей дочери.

  • На некоторых картинах есть подпись «Гай». Ведь отец мариниста, приехав в Феодосию, сменил фамилию на "Гайвазовский".
  • Пучина и суда чаще всего появляются на полотнах этого художника. Но есть и полотна с пейзажами Востока, и на религиозную тему.
  • Живописца еще при жизни назвали первооткрывателем жанра морской живописи в Риме.

Картина Ивана Айвазовского "Наваринский бой"
  • За батальные картины морских сражений творца обожал флот.
  • В 1846 г. во время выставки к десятилетию творческой деятельности И. К. Айвазовского в Феодосию прибыла эскадра военных кораблей под командованием В. А. Корнилова, чтобы поздравить юбиляра.
  • Самая известная картина И. К. Айвазовского – "Девятый вал". По мастерству ее сравнивали с полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи».

Картина Ивана Айвазовского "Девятый вал"
  • Название «Девятый вал» появилось из-за того, что во многих странах моряки считают именно эту волну по счету самой разрушительной.
  • Картина "Девятый вал" так понравилась Третьякову, что тот захотел ее купить себе в галерею, но полотно хранится в Русском музее. В Третьяковской галерее можно увидеть более двух десятков картин мариниста, в том числе "Радугу" и "Черное море".

Картина Ивана Айвазовского "Черное море"
  • Живописец за жизнь создал около 6 000 картин самых разных форматов.
  • Айвазовский никогда не писал с натуры, только задумчиво и тщательно рассматривал объект, а потом рисовал его в своей мастерской.
  • Люди получались у Айвазовского плохо, поэтому картина "Прощание Пушкина с морем" написана в дуэте с Репиным.

Картина Ивана Айвазовского "Пушкин на берегу Чёрного моря"
  • На любом полотне художника, будь то шторм или сражение, всегда присутствует образ надежды.
  • Полотна живописца часто становятся объектами краж.
  • Маринист получил десять орденов. Пять из них (те, которые ему вручили в Турции) он выбросил в море.

В данный раздел сайта мы постарались собрать самые удивительные и интересные факты о картинах, созданных художниками когда-либо.

Аферистки, называвшей себя княжной Таракановой

На знаменитой картине Флавицкого «Княжна Тараканова» героиня изображена перед гибелью во время петербургского наводнения 1777 года. Однако настоящая аферистка, именовавшаяся княжной Таракановой и выдававшая себя за дочь Елизаветы Петровны и сестру Емельяна Пугачёва, умерла в заточении от чахотки двумя годами ранее.

«Чёрный квадрат» висит в Третьяковской галерее вверх ногами

Исследования «Чёрного квадрата» Малевича с помощью микроскопа и рентгена выявили, что под ним спрятаны сразу две более ранние работы, написанные цветными красками - одна относится к кубофутуристическому периоду творчества художника, вторая - к протосупрематическому. Также под слоем краски обнаружена сделанная Малевичем надпись «Битва негров ночью», отсылающая к абсолютно чёрному шуточному полотну Альфонса Алле, написанному 30 годами ранее. А расположение и направление надписи свидетельствует о том, что картина висит в Третьяковской галерее вверх ногами.

Какой фальсификатор прославился настолько, что в продаже появились подделки его подделок?

Художник венгерского происхождения Элмир де Хори прославился как один из самых искусных фальсификаторов знаменитых живописцев. Начав «карьеру» с имитации работ Пикассо, де Хори за свою жизнь сумел продать тысячи подделок, хотя в юридическом смысле подделками их называть не совсем корректно, так как де Хори не подписал ни одну картину именем творца оригинала. Факт его мастерства в подражании стал настолько известным в мире искусства, что теперь появляются подделки под самого де Хори. В 2014 году на аукционе в Новой Зеландии были выставлены две приписанные ему картины в стиле Клода Моне, однако эксперт по работам де Хори смог распознать факт двойной фальсификации.

Учёные упросили Кустодиева написать их портрет, будучи еще не знаменитыми

В 1921 году к художнику Борису Кустодиеву обратились двое молодых учёных с просьбой написать их портрет. Их аргументом было то, что Кустодиев рисует только знаменитостей, а они уверены, что тоже прославятся, пусть сейчас особо и никому не известны. Этими учёными были Пётр Капица и Николай Семёнов, будущие нобелевские лауреаты по физике и химии соответственно. В качестве гонорара они отдали художнику мешок пшена и петуха, полученных за ремонт мельницы.

Название какой картины Рембрандта противоположно замыслу художника?

Написанная в 1642 году картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» со временем стала более известна как «Ночной дозор». Однако при реставрации полотна в 1947 году выяснилось, что слово «ночной» здесь не очень уместно. Рембрандт покрыл картину несколькими слоями тёмного лака, а за долгие годы нахождения в амстердамской ратуше она ещё и стала жертвой копоти от камина. Очистка полотна вкупе с анализом теней от персонажей показали, что действие происходит между полуднем и двумя часами дня.

Зачем американские учителя закрашивали украшения Джорджа Вашингтона на картине?

На картине Эмануэля Лойце «Вашингтон переправляется через Делавэр» изображено форсирование реки на лодках отрядом повстанцев во время американской революции. У самого Джорджа Вашингтона, стоящего в позе с согнутой в колене правой ногой, можно заметить торчащие из-под полы камзола два округлых украшения красного цвета, являющихся деталью цепочки часов. Так как картина неоднократно печаталась в учебниках для американских школ, многие учителя старались закрашивать эти украшения, чтобы дети не ассоциировали их с гениталиями.

Обнажённая версия Мона Лизы

Одним из студентов Леонардо да Винчи был юноша по имени Салаи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы, и что между учеником и учителем была интимная связь. Работы самого Салаи мало известны, одной из них является обнажённая версия Джоконды под названием «Монна Ванна».

Какая знаменитая русская картина была создана под впечатлением от корриды?

На создание картины «Иван Грозный и сын его Иван» Илью Репина вдохновили несколько событий. Первое - это убийство царя Александра II от взрыва бомбы, второе - посещение в том же году Репиным концерта Римского-Корсакова, где он впечатлился музыкой симфонической сюиты «Антар» и захотел передать это настроение на холсте. А финальным стимулом для художника стало посещение корриды в Испании, после чего он писал в дневнике: «Несчастья, живая смерть, убийства и кровь составляют влекущую к себе силу… И я, заразившись, вероятно, этой кровавостью, по приезде домой, сейчас же принялся за кровавую сцену».

Кто, помимо художника Мане, написал картину «Завтрак на траве»?

Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают - ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизм. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».

Почему картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана под названием «Ниагарский водопад»?

Картина Поля Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана на аукционе после его смерти. Аукционер по ошибке повесил её вверх ногами и выставил под названием «Ниагарский водопад».

Почему один из казаков на картине «Запорожцы» сидит без рубашки?

На картине Репина «Запорожцы» только один казак за столом голый выше пояса. Дело в том, что данный персонаж - заядлый картёжник, около него как раз лежит колода. Когда в Сечи играли на деньги, существовала традиция снимать рубашки, чтобы никто не мог жульничать, пряча карты в рукава.

Какой художник любил помещать на стены изображаемых помещений репродукции других своих картин?

В левом верхнем углу картины Решетникова «Опять двойка» висит репродукция его другого известного полотна - «Прибыл на каникулы». В свою очередь, репродукция «Опять двойки» находится в левом верхнем углу картины «Переэкзаменовка», для которой позировал тот же мальчик. Её главный герой сидит за столом летом в сельском доме и зубрит, в то время как остальные дети играют на улице.

Какая многомиллионная сделка сорвалась из-за неловкого движения локтем?

В 2006 году американский магнат Стив Уинн согласился продать картину Пабло Пикассо «Сон» за 139 миллионов долларов, и это стало бы одной из самых больших цен в истории за произведение искусства. Однако при демонстрации картины Уинн слишком сильно размахивал руками и порвал полотно локтем. Владелец расценил это как знак свыше и принял решение не продавать картину после восстановления.

Когда Репин чуть не испортил свою картину «Иван Грозный и сын его Иван»?

В 1913 году душевнобольной иконописец изрезал ножом картину Репина «Иван Грозный и сын его Иван». Благодаря своевременным работам реставраторов картину удалось восстановить в первоначальном виде. Сам Репин приезжал в Москву и переписал голову Грозного в неприятной лиловой гамме, не вязавшейся с остальной гаммой картины, - взгляды на живопись у художника сильно изменились за 20 лет. Реставраторы убрали эти исправления и привели картину к точному соответствию её детальным фотографиям. А Репин, увидев восстановленную картину позже, ничего не заметил.

Почему Пикассо топил печь своими картинами?

В ранние годы своей жизни в Париже Пикассо был настолько беден, что иногда был вынужден топить своими картинами вместо дров.

Какая картина долго висела в музее вверх ногами?

В Нью-йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Живопись - это вовсе не скучно, как может показаться многим. Отменная техника написания, новаторство художника и неизгладимое впечатление, которое передает картина, - все это восхищает вдумчивого зрителя. А еще за многими картинами стоят любопытные истории создания, в них есть малозаметные детали и даже встречаются посторонние предметы. Чего стоит только обнаруженный на картине Ван Гога кузнечик родом из XIX века.

сайт раскопал необычные факты о знаменитых картинах, чтобы рассказать о них вам.

1. Кузнечик, который видел Ван Гога

В 2017 году исследователи из Музея искусств Нельсона - Аткинса в США обнаружили на картине Винсента Ван Гога «Оливковые деревья» засохшего кузнечика. Картина была написана в 1889 году, это значит, что кузнечик пробыл там более 120 лет и видел самого легендарного живописца.

Скорее всего, насекомое застряло в краске, уже будучи мертвым. Его останки были покрыты зеленым и коричневым цветом.

2. Кот, который спас ребенка

Когда мы говорим «Айвазовский», то представляем море. Когда видим на картине волны, парусник или прибой, восклицаем: «Чистый Айвазовский!» Но на самом деле художник талантливо писал не только морские пейзажи. Он создавал автопортреты, в том числе и в графическом стиле, петербургские пейзажи, работы на библейские темы.

Когда его морские картины гремели по всему миру, Айвазовский много путешествовал. Особенно его воображение поразил Константинополь, и художник написал несколько видов этого города, например «Кофейню у мечети Ортакей».

В другое время Айвазовского пленили украинские пейзажи, простор и природа. Тогда он создал довольно известную картину «Ветряные мельницы в украинской степи...», а также несколько других жанровых украинских сценок.

Кроме того, в его творческом списке отдельное место занимают восточные пейзажи, а также армянские сюжеты.

4. Добро и зло (Неравный брак)

Если разделить картину Василия Пукирева «Неравный брак» по диагонали на две части (от верхнего правого угла к нижнему левому), то в правой половине окажутся невеста и 2 ее друга. А слева расположены приглашенные со стороны жениха: художник нарочно изобразил их лица неприятными. Таким полотно делится на 2 смысловые части, которые олицетворяют добро и зло.

5. Одна картина, 2 художника

Автором картины «Утро в сосновом лесу» часто указывается Иван Шишкин. Но на самом деле Шишкин на этой картине нарисовал только лес. А симпатичные медведи, знакомые каждому сладкоежке по обертке конфет, принадлежат перу Константина Савицкого. Художник выполнил их по эскизам Шишкина. Однако коллекционер Павел Третьяков стер его имя, ведь, по его мнению, в картине, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственным именно Шишкину».

6. Предательское отражение

На картине Александра Иванова «Явление Христа народу» в углу слева можно увидеть старика в светло-серой набедренной повязке. Вот только в отражении в воде видно, будто повязка красная. Возможно, в эскизах художника изначально все же этот предмет одежды был алым, а живописец в финальном варианте просто забыл изменить цвет.

7. Клоны любимой женщины

На эпичном полотне «Последний день Помпеи» среди толпы Карл Брюллов изобразил свою возлюбленную - графиню Юлию Самойлову. И не единожды: по мнению искусствоведов, ее образ воплощается в различных девушках на картине минимум 4 раза.

8. Шалость Джотто

Джотто расписал базилику Святого Франциска в XIII веке, а в 2011 году реставраторы разглядели дьявола в облаках на одной из фресок: для этого пришлось приблизиться вплотную к сцене, которая изображает смерть святого Франциска. Если смотреть на фреску, стоя на полу, в ней нет ничего вопиющего. Но стоило лишь вооружиться стремянкой, как справа в облаках был обнаружен профиль с хитроватой усмешкой, носом крючком и даже рогами.

Вторая версия более интересная и основана на данных рентгенологического исследования. Оно показало, что картина написана поверх изображения молодой дамы, лицо которой полностью сохранено в позднем варианте - оно без изменений вошло в портрет «неизвестного». А вот поза и костюм были переделаны художником. Скорее всего, на портрете изображена Олимпиада Балбекова, первая жена поэта и издателя Николая Струйского. После ее смерти Струйский попросил автора переделать портрет, чтобы не смущать новую жену.

10. Ошибка Репина

В картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Илья Репин совершил заметную ошибку с точки зрения истории искусств.

Проблема заключается в интерьере дворца в Александровской слободе. Художнику пришлось изображать облик комнаты самому, опираясь на свои знания. Ведь от царских палат времен Ивана Грозного сохранилось немногое.

На стене позади героев висит картина. Разглядеть ее довольно трудно, но видно, что это портрет человека в полный рост. В руках - скипетр и держава, на голове - шапка Мономаха. Но дело в том, что Репин изображает событие, которое произошло в 1581 году, а царские портреты такого типа появились на Руси только в XVII веке. И даже в конце XVII века почетный большой формат, когда царей пишут во весь рост, появляется в основном лишь на иконах.