Конфликт в пьесе гроза островского сочинение. Основной конфликт драмы «Гроза» А

Особенности конфликта в пьесе А.Н. Островского "Гроза" Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу “Гроза” можно определить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчивается гибелью главного героя, как и в античной трагедии (кроме бессмертного Прометея). Гибель Катерины - это результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле, что является отличительной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он цитирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный человек. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникающая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Катерина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внутри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание.

39. В 1856 году А. Н. Островский отправляется в экспедицию по Волге вместе со многими театралами и писателями. В результате... автор пишет пьесу “Гроза”, в которой отражена жизнь интересующего автора социального слоя: мещанства и купечества, представленного в произведении с помощью собирательного образа города Калинова, названного Добролюбовым “темным царством”.Название - ключ к пониманию произведения. Образ грозы прежде всего ассоциируется с общим состоянием мира. Старые устои общества уже изжили себя, и становится актуальной проблема нравственного и исторического обновления. Также гроза символизирует конфликт. Центральным в произведении становится социальный внешний конфликт, который реализуется с помощью образов жителей города. Калинов представлен самодурами (угнетающими) и угнетенными. Рассмотрим образ Марфы Игнатьевны Кабановой. Она живет по законам Домостроя и патриархального мира. Для нее важно соблюдение обрядовости жизни, только это может сохранить порядок в доме. (Но так как “Гроза” - произведение критического реализма, для него характерна социальная и психологическая типизация. Следовательно, дом олицетворяет город Калинов, а значит, и Россию в целом.)На страхе разрушения устоев, порядков основана и жестокость Кабанихи, зачастую доходящая до античеловечности. Например, Марфа Игнатьевна настаивает на том, чтобы Тихон бил Катерину (чтобы знала, кого уважать), и торжествует по поводу ее смерти, обвиняя в разрушении порядка.Также яркими чертами Кабанихи становятся деспотизм и властолюбие. “Если она тебя бояться не будет, то меня и подавно. Какой же порядок в доме будет-то? Под влиянием свекрови, общества, жизнь которого основана на страхе и лжи (ведь сама Варвара говорит, что на лжи “...весь дом держится...”), Катерина должна была стать типичным его представителем. Но Катерина становится достойным противником Кабанихи. Катерина тоже сильная личность. Она так же, как и Марфа Игнатьевна, считает, что нет ничего, что могло бы искупить грех. Но от уродливой жизненной логики Кабанихи Катерину спасает способность видеть красоту и искренняя вера в Бога. Ей чужды ценности “темного царства”. Это частично становится основой внешнего конфликта, который представлен в произведении с помощью психоло- гических пар. Его главная особенность в том, что мировоззрение людей разрушает жизнь друг друга. Например, так произошло в семье Кабановых. Кабаниха предстает сложной личностью. Несмотря на свою внешнюю жесткость по отношению к близким, она искренне любит своих детей и не понимает, что ломает их жизнь Варвара, дочь Марфы Игнатьевны, постоянно изворачивается, лжет, даже перед Богом (например, когда ворует ключ, который мать держала за образом). Для нее практически не существует ничего святого, потому она уходит из семьи.Тихон - загубленная личность. Он не может воспротивиться приказам маменьки и делает все, что она требует. В результате финальная сцена пьесы становится еще более трагичной. Лишь под влиянием смерти жены в Тихоне пробуждаются чувства, а главное, душа, и он обвиняет горячо любящую его мать в происшедшем. Внешний конфликт разрешается крушением семьи и непосредственно связан с образом надвигающейся в самом начале повествования грозы, несущей разрушение устоявшимся порядкам “темного царства”. Но нравственная сущность некоторых его представителей противоречива, в их душе происходит активная внутренняя борьба, что становится основой для внутреннего конфликта в произведении. Прежде всего, рассмотрим образ Катерины. Желание истинной чистой любви выше доводов разума. Но Катерина осознает греховность желания, и это становится тяжким гнетом для ее души. Согрешив, Катерина более не обращается за помощью к Богу, но и жить с мыслью о грехе не может, и, соответственно, счастья с Борисом никогда не достигнет. Из-за излишней впечатлительности Катерине видятся недобрые предзнаменования и в изображении геенны огненной, и в словах полусумасшедшей старухи: “...красота... в омут ведет...” и “...все в аду гореть будем...” В результате на вопрос “куда теперь?” Катерине видится только один ответ: “В могиле лучше... Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо... Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя! Грех!” Но, кроме Катерины, внутренний конфликт происходит и в душе Тихона. Влияние матери подавляло в нем индивидуальное начало. Но причинить боль жене он не в состоянии, так как сильно ее любит и переживает за нее. Он говорит: “...я ее вытащу, а то так и сам... что мне без нее!” Смерть жены сильно влияет на его внутреннее состояние. В нем возрождается желание, стремление противостоять, и он находит в себе душевные силы сказать матери: “Вы ее погубили!” Так как пьеса “Гроза” произведение критического реализма, герои и типичны, и индивидуальны. Авторская позиция растворена в повествовании и прямо не выражается. Лишь иногда некоторые герои становятся резонерами. Финал открыт, но добро не побеждает и зло не торжествует.

40. Образ Катерины в драме А.Н.Островского "Гроза"

Русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Ни в одной литературе мира мы не встретим таких прекрасных и чистых женщин, отличающихся верным и любящим сердцем, а также своей неповторимой душевной красотой. Только в русской литературе обращается так много внимания на изображение внутреннего мира и сложных переживаний женской души. Начиная с XII века, через всю нашу литературу проходит образ русской женщины-героини, с большим сердцем, пламенной душой и готовностью на великие незабываемые подвиги. Достаточно вспомнить, полный красоты и трагизма, образ Катерины в драме Островского "Гроза", в котором, по мнению Добролюбова, отразились лучшие черты характера русского народа, душевное благородство, стремление к правде и свободе, готовность к борьбе и протесту. Образ Катерины не только самый сложный, но он резко отличается от всех других. В ней чрезвычайно развито стремление к гармонии с миром и свободе. Истоки этого - в детстве. Жизнь ее в родительском доме была счастлива, беззаботна и радостна, она занималась тем, что ей нравится. Как мы видим, в это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она “жила, точно птичка на воле”, среди материнской любви и благоухающей природы. Мать в ней души не чаяла. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, поливала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, где она летала под облаками. И из этой атмосферы, пропитанной добром, лаской и любовью, она попадает в семью Кабанихи, где все построено на грубости, безоговорочном повиновении, лжи и обмане. Катерина на каждом шагу терпит унижения и оскорбления от свекрови-деспота, прекрасно чувствуя свою зависимость от нее. Со стороны мужа она не чувствует никакой поддержки, так как он полностью подчинен властью своей матери и только и думает о том, как от нее вырваться. Катерина - самый сильный характер пьесы. Она была наивной и доброй, воспитанной во вполне религиозном духе. Но если встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Я думаю, что самая важная черта характера Катерины – это ее нежелание жить во лжи. Она не хочет и не может хитрить, притворятся, врать, таиться. Это подтверждает сцена признания Катерины в измене. Не гроза, не страх перед гиеной огненной побудили героиню сказать правду. «Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть!» - так начала она свое признание. Для её честной и цельной натуры невыносимо то ложное положение, в котором она оказалась. Жить, лишь бы жить - не для нее. Жить - это значит быть самой собою. Её самая дорогая ценность это личная свобода, свобода души. Образ Катерины противопоставлен в пьесе другим персонажам, и в тоже время сопоставлен с ними. Главным внешним конфликтом пьесы является противостояние Катерины и Кабанихи. Катерина и кабаниха – это два противоположных человека из одной семьи. Кабаниха – это хозяйка «тёмного царства». Все персонажи этой пьесы либо являются жертвой этого царства, как Тихон и Борис, либо приспособившимися к нему, как Варвара и Кудряш. Катерина же – единственный персонаж, не смирившийся с уготовленным ей местом в этом мире. Катерина внешне хрупкая, нежная и открытая для чувств молодая женщина, вовсе не такая беззащитная, как кажется на первый взгляд. Внутри она сильная, она является борцом против этого уклада жизни. Кабаниха же совершенно другой человек, она антипод Катерины. Её полностью устраивает тот мир, в котором она живёт. Ей никто не смел, перечить, но тут появляется Катерина, не желающая мириться с грубостью и жестокостью Кабанихи. И поэтому Катерина, с её чувством собственного достоинства, постоянно раздражает Кабаниху. Между Катериной и Кабанихой назревает конфликт. Конфликт этот не доходит до взрыва, пока не было тому причин. А причиной становится признание Катерины в измене мужу. И Катерина понимает, что после этого жизнь её закончена, ведь Кабаниха тогда совсем затиранит её. И она решается на самоубийство. После смерти Катерины Кабаниха остаётся удовлетворённой, ведь теперь ей никто не будет противостоять. Смерть Катерины – это своеобразный протест против этого мира, мира лжи и лицемерия, к которому она никогда бы не смогла привыкнуть. Но в Катерине и Кабанихе есть что-то общее, ведь они обе способны постоять за себя, обе не желают мириться с унижением и оскорблением, у обоих сильный характер. Но нежелание быть униженной и оскорблённой у них проявляются по-разному. Катерина никогда не ответит на грубость грубостью. Кабаниха же, напротив, всячески будет стараться унизить, обидеть человека, который что-либо скажет неприятное в её сторону. У Катерины и Кабанихи различное отношение к богу. Если чувство к богу у Катерины – это что-то светлое, святое, неприкосновенное и наивысшее, то у Кабанихи – это только внешнее, поверхностное чувство. Даже походы в церковь для Кабанихи – это только для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Характер Катерины также противопоставлен характерам Тихона и Бориса, безвольных людей смирившихся с властью самодуров. Так, муж Катерины Тихон Кабанов во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени - Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке грубо обращаться со своей женой. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Борис мало чем отличается от Тихона. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит он ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Образ Катерины противопоставлен Варваре и Кудряшу, молодому поколению города Калинова, которые научились жить в «темном царстве». Варвара - наперсница и постоянная спутница Катерины. Варвара умная, хитрая, и озорная девушка. Она молода и стремится до замужества везде успеть, все попробовать. Приспосабливаясь к нравам города Калинова, Варвара выучила все его законы и правила. Она стала воплощением морали этого царства: "Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было". Ложь для нее - норма жизни: "У нас весь дом на этом держится", без обмана нельзя. Не видя ничего плохого в своем образе жизни, Варвара стремится научить Катерину хитрить и обманывать. Но честная, искренняя Катерина не может жить в этой гнетущей атмосфере лжи и насилия. А вот дружок Варвары, Кудряш, полностью разделяет ее взгляды, потому что является типичным жителем Калинова. Уже сейчас в нем просматриваются черты будущего Дикого. Он дерзок, смел и развязен в разговоре, хвастает своей удалью, волокитством, знанием "купеческого заведения". Ему не чуждо честолюбие и стремление к власти над людьми. Варвара и Кудряш, казалось бы, покидают "темное царство", но не для того, чтобы зародить новые и честные законы жизни, а, скорее всего, чтобы жить в таком же "темном царстве", но уже хозяевами в нем. Единственной живой и мыслящей душой в городе Калинове является механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель. Он добр и деятелен, одержим постоянным желанием помочь людям, создать что-то нужное и полезное. Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания и безразличия. Кулигин дает яркую и верную характеристику "темному царству": "Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие... У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить..." Осуждая и не соглашаясь с законами калиновской жизни, Кулигин не борется с ними. Он примирился с ними. Автор пьесы постарался подчеркнуть исключительность главной героини. И это выразилось в создании образа, в речи Катерины. Также внутренний мир героини выражается в ее монологах, в них мы видим ее переживания, мотивы поступков. Первый монолог - вдохновенное воспоминание о детстве. И характер воспоминаний, и манера говорить свидетельствуют об одухотворенности Катерины. Второй монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. Ей пришлось пережить унизительные наказы, данные мужем по приказу матери. Из монолога мы узнаем, о чем думает она, оставшись одна. Монолог покоряет нас отсутствием какого-либо надрыва. Сцена эта словно затишье перед грозой. Последний монолог Катерины словно подводит черту. Он погружает нас во внутренний мир потрясенной женщины. Возвращение домой означает духовную смерть, продолжение бесконечной пытки. В смерти она мечтает обрести подлинное спокойствие. Весь последний монолог звучит как грустная, проникновенно - лирическая песня. Катерина уходит из жизни с верой в милосердие и сострадание, с горячей верой в любовь. А последние слова героини еще сильнее заставляют ощутить трагическое несоответствие живой души с законами мрачного патриархально-деспотического уклада. Бесчеловечным нравам “темного царства” все-таки придет конец, так как новое властно вторгается в жизнь. Гибель Катерины - вызов “темному царству”, страстный призыв к борьбе со всем деспотическим укладом жизни. Бегут в другие края Кудряш и Варвара, борьба нового со старым началась и продолжается. Островский в этой драме обличил жестокие нравы купеческой жизни: деспотизм, невежество, самодурство, жадность. Добролюбов считал: в “темном царстве” изображено не только невежественное купечество города Калинова, но и весь самодержавно-крепостнический строй России. Протест, выраженный в “Грозе”, он распространил на всю царскую Россию: “Русская жизнь и русская сила вызваны художником в "Грозе" на решительное дело”

Тест по пьесе «Гроза»

1.Определите жанр произведения.

А) семейно-бытовая драма

Б) трагедия

В) комедия

Г) сплав комизма, драматизма, лирики и трагедии

Д) психологическая драма

2. Определите вид конфликта в «Грозе»

А) философский

Б) социальный

В) идеологический

Г) внутренний

Д) семейный

3.Правильно расположите элементы композиции пьесы

А) экспозиция 1) разговор Бориса и Кудряша

Б) завязка 2) гибель Катерины

В) кульминация 3) монолог Катерины перед смертью

Г) развязка 4) разговор Кулигина и Кудряша

4. Какими художественными средствами передается в пьесе мотив замкнутости города Калинова?

А) символическими деталям – калитка, забор

В) отсутствием связи с другими городами

Г) образом Феклуши

5.С какой целью А.Н.Островский вводит в пьесу экспозицию?

А) чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина

Б) наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе

В) обозначить место действия и обстановку в городе

Г) описать волжский берег

6.Сиситема образов в пьесе строится по принципу «парности». Определите эти пары среди указанных персонажей, запишите пары.

Катерина, Дикой, Кудряш, Кабаниха, Борис, Варвара_____________________________________

___________________________________________________________________________________

7.Укажите имена героев пьесы, которых с точки зрения классической драмы можно назвать «лишними персонажами»

А) Варвара

Б) Кудряш

В) Кулигин

Г) Шапкин

Е) полусумасшедшая барыня

8.В противостоянии каких героев наиболее ярко выразился основной конфликт пьесы?

А) Кабаниха – Дикой

Б) Катерина – Варвара

В) Катерина – Кабаниха

Г) Катерина – Тихон

9)Как на уровне персонажей представлено «темное царство» и его «жертвы». Укажите тех и других в списке буквами т, ж.

Дикой, Катерина, Тихон, Феклуша, Борис, Кабаниха, Варвара, полусумасшедшая барыня, Кудряш.

10)А.Н.Островский широко использует в пьесе образы-символы. Выделите их.

Тропинка, вечный двигатель, могила, гроза, ключ, белый платок.

11)Кто из героев пьесы так отзывается о Кабанихе? «…Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних поедом заела совсем…»

Б) Кулигин

В) Катерина

12.Кому из русских критиков принадлежит такая оценка образа Катерины: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую…»

А) Н.А.Добролюбову

Б) Д.И.Писареву

В) В.Г.Белинскому

Г) И.А.Гончаров

13.В какой момент происходит основная кульминация пьесы?

А) публичное признание Катерины в греховности

Б) свидание с Борисом

В) в монологе Катерины в финале

Г)в пьесе отсутствует кульминация

14.Почему А.Н.Островский был назван «отцом русского национального театра»?

А) возродил традиции А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя

Б) его перу принадлежат 47 пьес

В) своим творчеством оказал определяющее влияние на последующее развитие русской драматургии

Г) построил здание Малого театра

3.А-4,Б-1,В-3,Г-2

6.Катерина-Кабаниха; Кабаниха-Дикой; Катер-Борис; Варвара-Кудряш; Катерина-Варвара

9. т: Дикой, Феклуша, Кабаниха, полусумасшедшая барыня.

ж: Катерина, Тихон, Борис, Варвара, Кудряш.

10.Могила,ключ,белый платок

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» вышла в свет в 1860 году, накануне отмены крепостного права. В это непростое время наблюдается кульминация революционной ситуации 60-х годов в России. Уже тогда рушились основы самодержавнокрепостнического строя, но еще не созрели новые, прогрессивные силы, способные сдвинуть страну с рутинных позиций. В драме Островского очень ярко и полно отразились общественные противоречия той эпохи.

В основе «Грозы» лежит глубокий социальный конфликт, возникший в результате непримиримой вражды двух типов мировоззрения: отживающего старого и зарождающегося нового, «темного царства» самодуров и гордого протестующего, свободолюбивого характера.

Рассмотрим вначале первый тип мировоззрения, весьма типичный для 50-х годов XIX века и воплощенный в образах Дикого и Кабанихи.

Эти персонажи - влиятельные купцы - олицетворяют собой власть богатства, которая распространяется почти на всех жителей провинциального городка. В период создания пьесы расстановка политических и экономических сил российского общества была такова, что богатство, привилегии давали возможность людям, подобным Дикому и Кабанихе, безнаказанно попирать права и свободу тех, кто стоял ниже их по происхождению и социальному положению. И герои не без успеха используют эту возможность, что наглядно подтверждается «слезами видимыми и невидимыми», которые обильно льются «за замками да запорами». Эти народные слезы проливались тогда по всей России, во всех городах, где власть «самодуров» приобрела столь ужасающие формы. Да и дикие р кабанихами существовали тогда в ту жестокую пору практически во всех провинциальных российских городках. Поэтому этих персонажей можно считать обобщенными образами тирании и невежества, процветавших тогда в стране.

Положение Дикого и Кабанихи, людей недалекого ума, невежественных и духовно ограниченных, предписывало им держать в такой же темноте непросвещенности остальных жителей Калинова, чтобы не потерять своего влияния, поддерживавшегося преимущественно на необразованности, незнании. Поэтому им было выгодно, чтобы калиновцы слушали рассказы Феклуши-странницы о людях с песьими головами и «огненном змее»; чтобы, сравнивая другую жизнь с собственным существованием, считали жизнь в Калинове самой лучшей и справедливой.

Воспитанные в вековой рутине, Кабаниха и Дикой являются противниками всего нового, прогрессивного. Всякая попытка отступить от старых, давно отживших традиций встречается ими в штыки. «Сами самодуры... добродетельны и даже умны по-своему, в пределах, предписанных им рутиною и поддерживаемых их положением; но положение это таково, что в нем невозможно полное, здоровое человеческое развитие», - писал Н.А. Добролюбов.

Казалось бы, будучи полноправными хозяевами своего «темного царства», Дикой и Кабаниха должны чувствовать себя в абсолютной безопасности. Но на самом деле это далеко не так. Появляется альтернативный персонаж - Катерина, которую Добролюбов назвал «новым типом, создаваемым русской жизнью». И действительно, мировоззрение Катерины представляет собой нечто новое, совершенно отличное от тех установок, взглядов, традиций, которых придерживаются столпы «темного царства». Это человек совершенно иного склада ума, характера, уже начинавшего формироваться в народной среде в 50-е годы XIX века.

Воспитанная на религиозных основах, Катерина жила в узком, обособленном мирке, отчасти придуманном ею самою и отчасти отражавшем патриархальный уклад провинциального городка. Но, в отличие от замкнутого и неподвижного пространства, отгороженного от внешней кипучей жизни, каким был Калинов, мир Катерины был своеобразной моделью идеального справедливого общества, в котором нет насилия над личностью человека, нет униженных и возвышенных.

Попав в среду самодуров, Катерина по-своему протестует против неволи, насилия, жестокости, косности. Ей тесно в четырех стенах мужниного дома, и потому она горько вопрошает: «Почему люди не летают, как птицы?» Героиня рвется на волю, разрывая вековые узы рутинных традиций, на которых зиждется вся власть «темного царства». Именно своим протестом, непримиримостью к жестокости и страшна Катерина для Дикого, Кабанихи и им подобных, в отличие от других жителей городка Калинова - Кулигина, Шапкина, Бориса, безропотно сносящих любые выходки тиранов.

Самодуры чувствуют, что приходит конец их «царству», что зарождаются новые силы, способные им противостоять. Внутренняя, духовная сила Катерины являет собой реальную угрозу самому существованию и процветанию диких и кабаних. В этом смысл названия драмы «Гроза» и сущность социального конфликта пьесы.

Психологическая драма Катерины напрямую обусловлена социальными противоречиями. Ведь Кабаниха не просто ее свекровь, она представитель иного мира, носитель противоположных нравственных и общественных убеждений. На примере Катерины Островский показывает, как в человеческой драме раскрываются социальные противоречия. Поэтому можно сказать, что сущность конфликта «Грозы» заключается не только в столкновении старого мира с миром зарождающимся, но и в столкновении личных убеждений с общественным мнением, которое и подтолкнуло Катерину Кабанову к самоубийству.

Таким образом, в пьесе Островского сделано необычайно точное и емкое обобщение характерных особенностей и противоречий крепостнической России XIX века. Городок Калинов - это уменьшенная и упрощенная модель российского общества дореформенного периода, глядя на которую, мы видим основную особенность русского жизни того времени - «необходимую потребность в людях деятельных и энергичных».

Конфликт - это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В пьесе Островского <Гроза> несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литерату-роведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихий-ного протеста народных масс против сковывающих условий <темно-го царства> и воспринимать гибель Катерины как результат столк-новения ее с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму. Драма - это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зави-сящих от них внешних сил.В пьесе также присутствует конфликт поколений между Кате-риной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, ста-рое не хочет сдаваться copyright 2005 ALLSoch.ru новому. Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой. Поэтому пьесу <Гроза> можно опреде-лить как трагедию. Трагедия - произведение, в котором присутст-вует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни, которые происходят в сознании главного героя. Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: хор заменяют некоторые внесюжетные герои, развязка заканчива-ется гибелью главного героя, как и в античной трагедии (кроме бес-смертного Прометея).Гибель Катерины - это результат столкновения двух истори-ческих эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются време-нем, в которое они живут. Например: Кулигин - это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле, что является отличитель-ной чертой средневековья, или громоотвод. Он сам доходит умом до того, что давно уже изобрели, а он только мечтает об этом. Он ци-тирует Ломоносова и Державина - это тоже черта человека XVIII века. Борис - это уже просветитель XIX века, образованный чело-век. Катерина же - героиня допетровских времен. Рассказ о ее детстве - это рассказ об идеальном варианте патриархальных до-мостроевских отношений. В этом мире царей только всепроникаю-щая взаимная любовь, человек не отделяет себя от общества. Кате-рина была воспитана так, что не могла отказаться от моральных и нравственных законов, всякое нарушение их - неминуемая смерть. Катерина оказывается как бы старше всех в городе по свое-му мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь Кабаниха только делает вид, что в семье у нее все как положе-но: ее боятся и уважают невестка и ее сын, Катерина боится своего мужа, и ей все равно, как происходит все на самом деле, для нее важна только видимость. Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе, и патриархальный уклад внут-ри Катерины разрушается прямо на глазах. Во многом Варвара решает судьбу Катерины, подбивая последнюю идти на свидание. Без Варвары вряд ли она решилась бы на это. Варвара относится к мо-лодежи города Калинова, которая сформировалась на переломе пат-риархальных отношений. Катерина, попадая в новую для нее среду, не может сжиться с обществом, оно чуждо ей. Для нее идеальный муж - это опора, поддержка, властелин. Но Тихон не подтверждает ожиданий Катерины, она разочаровывается в нем, и в этот мо-мент происходит зарождение нового чувства - чувства личности, которое принимает форму чувства любви. Это чувство для Катери-ны - страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы. Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы за-была о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить и притворяться, как Кабаниха. Главная героиня пьесы, нравственная, с высокими нравственными требованиями, не умеет приспосабливаться к жизни. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы <Домостроя>. То чувство, которое зародилось в Ка-терине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех - самоубийство.Пьеса <Гроза> - это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

Пьеса А.Н.Островского "Гроза" была написана по материалам поездки в 1856 году по Волге. Встретив в одном из городов семью, в которой жила девушка, судьба которой взята для Катерины, Островский вдохновился и написал пьесу. И по воле случая, Островский выступил в роли пророка, написав трагичный конец пьесы, ведь после оказалось, что та же самая участь ждала девушка, которую драматург встретил в реальной жизни.

В пьесе задействовано много героев, но главным является Катерина, имеющая отличающийся характер от всех других персонажей.

На протяжении всей пьесы конфликт развивался именно вокруг нее и имел две стороны - внешнюю и внутреннюю.

В "Грозе" автор показал прежде всего жизнь купеческой семьи и на примере Катерины рассказал, как живется женщине в семье своего мужа. Вспоминая свое детство и юность, Катерина рассказывала: "Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю". И после Островский показывает, как свободная птичка попадает в железную клетку, в дом Кабановой, где ей подрубили крылья несчастьем жены недотепы мужа. Из ее жизни исчезло все, что доставляло радость, и пришли бесконечные упреки и наставления, безвольный и боявшийся матери муж, и сплошные придирки свекрови.

С мужем Катерине не повезло. Он был легкомысленным и незаурядным, и должного уважения жене не проявлял и никак не старался ей помочь. Возможно, он и любил ее, но не той верной любовью, которой не могло быть в его душе из-за желания свободы от пут семьи.

Отношения со свекровью у нее весьма напряженные. У них постоянно разгораются конфликты, они не находят общий язык. Кабаниха вечно в чем-то упрекает и позорит свою невестку. Даже когда Марфа Игнатьевна заставляет Катерину выть и падать в ноги при проводах мужа, можно почувствовать, как страдает Катерина.

И Катерина не хочет мириться с такой жизнью. Здесь и разгорается внутренний конфликт девушки. Терзания Катерины особенно велики оттого, что у нее нет свободы, которую она так ценит, и нет любви, по которой она воздыхала. И когда она встречает Бориса, она отдается любви, хоть тот и не стоил ее души и духовности. И на время отсутствия мужа она вся отдается этому чувству. Но есть нечто, препятствующее ее выражению чувств и поступкам - религия, вера в Божье наказание. Она часто упоминает про грехи, она боится их. Религия выступает для нее как долг и закон. Идя навстречу любви и одновременно считая ее запретной, Катерина сталкивается с внутренним противостоянием, которое никак не может прийти к балансу.

Но Катерине приходится сражаться не только с этим дисбалансом, ей также предстоит борьба с роком, который Островский представил в пьесе в виде грозы. Впервые гроза над городом разразилась в первом акте, как предвестие трагедии и выражение смятенной души героини. Катерина рассказала Варваре о том, что творится у нее на сердце и сказала заветные слова: "Я скоро умру". Далее четвертый акт начинается со словами: "Дождь накапывает, как бы гроза не собралась". Мотив грозы обретает значение встречи разума с "темным царством". Терзается Катерина, но раздаются удары грома, связанные с душевным состоянием Катерина в момент, когда она снимет с себя тяжкий груз. Гроза, пророчество барыни, картина Страшного суда в галерее - все доводит ее до исступления, и Катерина признается мужу в грехе.

Она совершает честное и искреннее покаяние, но и тут она сохраняет верность свободе. Никакого примирения с окружающим и внутренним миром быть не могло, что и привело к трагической гибели. И тема ее неизбежности прошла через всю пьесу. Слова о том, что она умрет, песня Кудряша о погибели жены, сумасшедшая барыня, пророчащая ей смерть. И даже встретившись с Борисом, она назвала его погубителем и молила, чтобы "загубил он ее совсем". И последний акт приводит нас к берегу Волги, замыкая круг этих происшествий. Так и раскрывается трагический конфликт пьесы, и он заключается не только в столкновении Катерины со свекровью и мужем, но и с самой собой.