День штурмана ВВС (День штурмана Военно-воздушных сил). Штурман гражданской авиации

В 2000 году в календаре российских праздников появился День штурмана Военно-воздушных сил России . Приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации от 2000 года датой праздника был установлен день . В этот день в 1916 году начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС).

В ходе Первой мировой войны стремительно совершенствовалась структура военной авиации, вследствие чего появились специальные службы: метеорологическая, аэронавигационная, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная и инженерно-техническая. Тогда же была создана и центральная аэронавигационная станция.

В то время еще не существовало точных приборов, которые помогали летчикам прокладывать маршрут, находясь в полете. Поэтому в обязанности штурмана-авианавигатора входила ориентировка в воздухе по земным объектам. Он сличал карту с местностью, опознавал ориентиры, после чего указывал рукой летчику направление дальнейшего полета. Штурман также должен был учитывать данные метеосводок при организации полетов, следить за исправностью навигационного оборудования самолетов и аэродромов, а в случае необходимости - ремонтировать его.

С тех пор техническое оснащение самолетов сильно изменилось. Тем не менее, роль штурманской службы по-прежнему высока, особенно в военной авиации. Если на гражданских самолетах с развитием техники все чаще отказываются от штурмана в составе экипажа, то в ВВС ни один самый совершенный прибор не сможет его заменить. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.

Большой вклад в развитие штурманской службы ВВС на начальном этапе её становления в Советской России внёс Борис Васильевич Стерлигов, которого по праву называют отцом-основателем штурманской службы в том виде, в каком она начала своё полноценное развитие в структуре отечественной военной авиации. Ещё Стерлигов известен как участник авиаперелёта по маршруту Москва-Нью-Йорк в 1929 году.

В 1933 году он становится Главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 40-х годов. За это время Стерлигов успел разработать методику самолётовождения по компасу (как в дневное, так и в ночное время суток), которая стала единой для лётного состава и штурманов ВВС. Под его руководством были разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолёта, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.

И сегодня значимость штурманской службы для ВВС России и безопасности страны в целом сложно переоценить. По данным Минобороны РФ, в настоящее время в объединениях, соединениях и частях Воздушно-космических сил проходят службу более двух тысячи штурманов различных родов авиации. А основной задачей штурманской службы является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.

Также хочется сказать, что штурманскому делу в России начали обучать более 300 лет назад в Навигацкой школе. Однако в далекие петровские времена и не помышляли о том, что по прошествии двух столетий специалисты, знающие навигацию, будут бороздить не только водные, но и воздушные просторы. Можно сказать, что у российских штурманов целых четыре праздника. Еще один официальный - . Он празднуется в честь открытия в 1701 году по указу Петра I Школы математических и навигацких наук в Москве.

Кроме того, у штурманов Северного полушария есть еще два неофициальных праздника. Это дни и осеннего равноденствия. Именно в это время можно точно и без инструментов определить стороны света, поскольку солнце в любой точке полушария восходит строго на востоке, а заходит, соответственно, на западе. В этот день упрощаются астрономические расчеты, что облегчает работу штурмана.

Поговорим о профессии-мечте многих мальчишек? Узнаем, кто это - штурман в небе, корабле, космосе и на авторалли?

Кто он?

Слово произошло от нидерл. stuurman. Это композиция из двух слов: stuur - "руль", man - "человек". Штурман - это профессия, должность, специальность, профессиональное звание, вид деятельности члена экипажа корабля, воздушного судна, космического устройства или гоночного автомобиля, чья главная задача - ориентация на местности, контроль за следованием по заданному курсу.

Таким образом, профессия напрямую связана с управлением транспортом:

  • Водным на флоте.
  • Автомобильным на различных ралли.
  • Воздушным в авиации.

Кроме того, в некоторых произведениях научно-фантастического жанра штурманы - это навигаторы космических кораблей. Может быть, когда-нибудь эта профессия станет реальной.

Штурман на флоте

Здесь штурман - это специальность, связанная с управлением транспортом: надводным (судно, корабль) или подводным (батискаф, подлодка). Присваивается звание представителям судоводительской специальности. Обязанности у них на флоте следующие:

  • Прокладка курса.
  • Исчисление перемещений.
  • Отображение следования корабля на карте.
  • Контроль за исправным функционированием приборов навигации.

В бытовом плане морской штурман - это капитан иного плавательного средства; человек, умеющий самостоятельно или с помощью команды управлять надводным, подводным транспортом.

Профессия появилась в эпоху Великих географических открытий как следствие изобретения навигационных приборов. Поэтому был необходим человек, умеющий ими пользоваться, отлично знающий математику, астрономию, лоцманское дело. В России же начало централизованной штурманской службе было положено 25 января 1701 года согласно повелению Петра Великого.

Среди знаментитых навигаторов можно отметить С. И. Челюскина, Ф. Розмыслова, А. И. Велькицкого, В. И. Альбанова. В нашей стране профессиональный праздник штурманов ВМФ отмечается 25 января.

Штурман в авиации

В авиационном деле деле бортштурман - это одна из должностей летного состава. Его обязанности следующие:

  • Проложение маршрута.
  • Отметка передвижения на карте - топографической или цифровой.
  • Контроль за работой навигационных устройств.

В военного типа авиации задачи летчика-штурмана несколько иные: прицеливание и сброс бомб, ведение фотосъемки, наведение и дальнейший спуск ракет. Кроме того, здесь есть такая профессия, как штурман-оператор - специализация более узкая, которая никак не связана с навигацией.

Штурман порой дублирует летчика, для чего проводится специальное его обучение управлению летательным аппаратом. В нашей стране можно встретить следующие узкие специализации внутри данной профессии:

  • Испытатель.
  • Оператор.
  • Инструктор.
  • Главный инспектор.
  • Старший инспектор.
  • Ведущий инспектор.
  • Штурман воздушного судна.
  • Штурман авиационной эскадрильи.
  • Старший авиационного училища.
  • Старший авиационного предприятия.
  • Старший авиационного центра.
  • Главный штурман.
  • Флагштурман.

Профессиональный праздник представителями профессии отмечается 24 марта - это день создания центральной аэронавигационной станции в 1916 году.

Штурман на ралли

Здесь штурман - это второй член экипажа, который должен следить за маршрутом по карте, дорожной книге, стенограмме, смысл чего в том, чтобы давать водителю необходимые инструкции по передвижению. Характерна такая роль не только для ралли-рейдов, но и для классического ралли, только в последнем случае штурман уже не занят ориентированием. Его обязанности: соблюдение нормативов по времени и скорости, контроль записей в штурмановской тетради или на карте, общение с судьями.

Перечислим общие задания штурмана в гоночном спорте:

  • Подготовка к соревнованию: разбирается в правилах, судейских документах, высчитывает необходимую скорость передвижения, составляет
  • Взаимодействие экипажа с судейской командой.
  • Составление стенограммы - "легенды" трассы. В случаях, когда предварительное знакомство с картой невозможно, ориентируется на дорожную книгу (стенограмму, написанную организаторами).
  • Соблюдение графика скорости прохождения трассы.
  • Ориентация на незнакомой местности.
  • Указания пилоту на направление, скорость и характер движения.

Есть штурман на экипаже гоночного автомобиля. Причем везде это ответственная и нужная специальность, требующая немалых знаний, выдержки, развитой интуиции и опыта.

Приказом Главкома ВВС РФ № 370 от 02.08.2000 г. именно 24 марта объявлен Днем Штурманской службы ВВС России.
Этим подчеркнута особая важность штурманов в летном деле даже в век электроники и искусственного интеллекта, все больше выступающих в роли помощников лётчика. Ведь техника должна кем-то управляться , к тому же она иногда выходит из строя. Поэтому присутствие штурмана на борту воздушного корабля - по-прежнему фактор надежности и качества полетов. Недаром штурманы шутят: летчик - это всего лишь тот, кто нас на работу возит.
Работа воздушного штурмана заключается не только в управлении и обслуживании бортовой навигационной техники, но и в личном счислении (прокладке на карте) пути, который проходит воздушный корабль, выдаче курсов полета для принятия решения командиром экипажа. Проще говоря, штурманы должны привести самолёт к цели в точно определённое время, рассчитать высоту и скорость бомбометания, определить точку сброса и вывести в неё машину, неустанно собирать данные о скорости и направлении ветра, сносе машины, об облаках, воздушных потоках и многом-многом другом. В последнее время в подготовку штурманов ВВС ввели и новое направление - управление беспилотными летательными аппаратами.
Насколько эта работа важна, мне довелось однажды убедиться во время дальнего океанского похода на
большом противолодочном корабле «Адмирал Трибуц». На корабельном вертолёте в Индийском океане мы вылетели на ночную разведку. Понадеявшись на электронику, штурман не стал вести прокладку пути вертолёта. Но когда пришло время возвращаться, вдруг пропал так называемый привод — своеобразная электромагнитная привязка к кораблю. Не зная своего точного места, мы толком не знали точного курса на корабль, а топлива оставалось впритык. Повезло: привод в конце концов заработал, и мы на последних литрах горючки добрались до палубы (об этом РГК подробно писал в статье ). Вот какова роль скрупулезной работы воздушного штурмана!

Это всегда понимали руководители российского военного ведомства. Подготовке штурманов ВВС уделялось необходимое внимание. В советское время шесть высших военных авиационных училищ готовили этих специалистов в нашей стране. Но когда у руля министерства обороны стал деятель, которого в войсках прозвали Табуреткиным, штурманскую службу ВВС (впрочем, как и саму военную авиацию) сократили до неприличного размера. Из шести штурманских училищ осталось только одно высшее учебное заведение, которое пережило трудный период расформирования и последующего восстановления. Сейчас количество выпускников Военно-воздушной академии им. проф. Жуковского Н.Е. и Гагарина Ю.А. (филиал в Челябинске ), единственного в России ВУЗа военных штурманов, едва достигает 30 (это в 12 раз меньше, чем выпускалось в СССР) .
И все-таки Штурманская служба ВВС обретает второе дыхание, развивается и крепнет.
- Штурманская служба в России имеет все перспективы, несмотря на то, что не очень много специалистов пока выпускается ежегодно, - прокомментировал ситуацию главный штурман дальней авиации Р оссии , полковник Федор Сафронов . - Бывший министр обороны России Анатолий Сердюков в свое время требовал сокращения числа военных штурманов, как это было сделано в случае со штурманами гражданской авиации. Однако весь широкий спектр задач показал, что одними летчиками их не решить. Очень большая номенклатура средств поражения, которыми нужно управлять, и обилие других задач, особенно в условиях боевых действий, не позволяют в боевой авиации обойтись без штурманов. Это постоянно озвучивается и на совещаниях главкома. Без штурманов - никуда.
Своим коллегам хочу пожелать крепкого летного здоровья, благополучия в семье и хороших командиров!».

А вот мнение подполковника ВВС в третьем поколении, штурмана Станислава Нестеров а :
- Глядя на то, что сейчас происходит, можно сказать однозначно, что роль штурманской службы возрастает ! Не так давно все было намного печальнее: меньше полётов, обслуживание и авиапарк - на пределе. Но, несмотря на это, руководящий состав делал все возможное по передаче опыта и поддержке боевой готовности. Радует, что роль штурманской службы теперь признана на уровне п равительства РФ, вводятся инновации и модернизации в авиапарк. Что касается сегодняшнего состояния штурманской службы, могу сказать следующее. Т о, с какими задачами экипажи работают, говорит само за себя: постоянные учения, перебазирования, многое другое. Работы стало больше, ответственность возросла. Боевая, тактическая и летная подготовка выросли с большой прогрессией! Самое главное в нашем деле - отвага, достоинство, честь. Преданность делу, профессионализм и любовь к небу!
Желаю всем коллегам здоровья и лётного долголетия, а семьям - радости в праздничные и нелегкие будничные дни, отданные службе!
Использованы материалы и фото

24 марта – День штурманской службы ВВС России. Штурман истребителя Су-30СМ рассказал «Экстре» о своей профессии

Небо. В нем нет указателей и верстовых столбов. В нем каждый день, разрезая крылом облака и потоки воздушных масс, в заданном набором букв и цифр направлении движутся самолеты. Благополучие крылатых машин в воздухе подчинено ювелирной точности авиационных вычислений штурмана.

В нужное место в нужное время

Воздушная навигация для Владимира Рубана, как и любого штурмана авиаполка, базирующегося на военном аэродроме «Домна», начинается задолго до того как руководитель полетами отдаст разрешение командиру экипажа на выруливание самолета со стоянки. Она берет начало в учебном классе с постановки задач, с описания схем предстоящих вылетов, с расчетов скоростей, времени и топлива, с ознакомления с рабочими зонами, с условными целями и их координатами на картах.

Сегодня перед нами поставлена задача на предстоящий летный день – выполнение практических стрельб по воздушным мишеням на полигоне Телемба. Прежде всего, штурман отвечает за воздушную навигацию, - рассказывает Владимир. - Я должен отслеживать, где и куда летит самолет. Иными словами, моя задача, чтобы самолет летел в нужное место в нужное время. То есть, определенное полетным заданием расстояние нужно пройти в строгом соответствии со временем. Для этого нужно провести ряд необходимых расчетов и подготовить соответствующую полетную документацию.

В расчетах и прокладывании маршрутов на помощь специалистам столь точной профессии приходят нехитрые на взгляд простого обывателя предметы: географическая карта, представление о которой имеет и стар, и млад, а также специальная навигационная линейка, адаптированная для решения задач самолетовождения и навигации. Ее летчики ласково называют «НЛчка». На вид же, ни дать ни взять - логарифмическая линейка, которой пользуются на уроках математики в школе. Просим штурмана истребителя рассказать как она «работает».

Все полеты выполняются не просто «взлетел и полетел». Они выполняются по определенному маршруту, на определенной скорости, в определенное время. Узнать те или иные параметры предстоящего вылета нам помогают расчеты. Они же помогают штурману вести корректировку движения самолета в воздухе, например, в зависимости от метеоусловий. Зная расстояние и скорость при помощи НЛ-ки можно узнать время, которое потребуется нашему истребителю для прибытия в заданную точку или в район цели, - делится секретами мастерства наш собеседник.

И тут же, установив красный треугольник напротив числового значения скорости 900 км/ч на верхней шкале линейки, отметив расстояние 30 км на другой шкале, сопоставив величины, Владимир в течение минуты получил искомую цифру. Как оказалось, все гениальное просто: 30 км на скорости 900 км/ч самолет пролетит за 2 минуты.

В определении угла сноса, времени разворота, при переводе скоростей при изменении температуры наружного воздуха помогает все та же линейка. Кроме этого есть специальные электронные комплексы для расчетов и прокладки маршрутов, которые пришли вместе с самолетами.

Работа с боевым применением

Сверхманевренному «тридцатому» по силам работать как по воздушным, так и по наземным целям. Если за поражение первых отвечает командир экипажа, то «по земле» работает штурман истребителя. Он отвечает за отыскание и опознавание цели, выполняет прицеливание.

На самолете установлен радиолокационный прицел, который позволяет находить и распознавать цели во всем высотном диапазоне. Даже со стратосферы, с высоты 12 км на этом самолете мы можем применять вооружение. Работу радиолокационного прицела можно сравнить с действием аппарата УЗИ: на любой высоте, есть облака - нет облаков, видна земля - не видна земля, прицел передает на борт самолета точную информативную черно-белую картинку, которая также похожа на снимок ультразвукового аппарата. Примерно так на ней выглядит земная поверхность. Моя задача – распознать на этом изображении нужную для поражения цель и выполнить прицеливание. В этом также помогает изучение визуальных ориентиров местности на картах при подготовке к полетам, - откровенничает Владимир Рубан. - На больших высотах, километрах в шести от земли, в обыкновенный дом или в мишень «танк» на полигоне неуправляемым вооружением попасть достаточно легко.

Процесс прицеливания начинается с определения района поиска объекта, а затем от больших ориентиров переходят к распознаванию авиамишени. Точность попадания - показатель профессионализма и опыта летного состава. Бомбометание можно производить по координатам без использования радиолокационного прицела. Можно использовать оптико-электронные средства, или видеокамеры, установленные на самолетах.

От винта!

Подготовка своего рабочего места, коим является кабина самолета, к предстоящим вылетам - есть начало летного дня нашего собеседника: «Сажусь в самолет, проверяю системы управления данным воздушным судном, все тщательно осматриваю. Если полеты с боевым применением, также произвожу осмотр боеприпасов».

Что значит «проверить системы управления самолетом»? Это значит, произвести контроль программы полета на правильность введения исходных данных, например, времени, провести проверку контрольных значений навигационных и прицельных систем.

В небо штурман истребителя берет с собой линейку, расчетчики, карту и планшет, который можно сопоставить с уменьшенной копией справочного пособия. Находясь на расстоянии в несколько тысяч метров от земли, подсказку в виде информации о маршрутах полета, о пилотажных зонах, о запасных аэродромах, а также данные об основных отказах самолета штурман всегда сможет найти в своем планшете. Поправки скоростей позволит выполнить НЛ-линейка: «Исходные данные беру с приборов, подставляю в линейку и определяю быстрее нужно лететь или медленнее. А вот ответ за визуальное ориентирование несет карта».

И тут же нашему взору предстает карта с возвышенностями, реками, городами, равнинами и… цифрами, цифрами, цифрами, которые, если быть честной, вызывают панику в моей голове. Прошу Владимира помочь разгадать этот ребус:

Это зона работы, а это маршрут полета. Синий? Синий – еще один маршрут. Их одной карте допускается рисовать несколько. Здесь мы видим аэродром, поворотные пункты, их названия и дальность. Также для каждого поворотного пункта пишется азимут и дальность – это для приборного контроля. Рядом с маршрутом указывается курс, время, расстояние. Кстати, мы можем проверить точность расчета времени.

Вновь за работу взялась НЛчка. Минута и «дебет с кредитом» сошелся – цифра на карте совпала со своим собратом на шкале линейки: «Вот это воздушные трассы, по которым летают воздушные суда гражданской авиации. Пересечение их должно проходить весьма осторожно с соблюдением всех мер безопасности».

Наблюдая как палец бежит на карте летного маршрута, создается впечатление, что наш герой и с закрытыми глазами с такой же легкостью передаст всю картинку. Конечно, современная электроника - это хорошо, только без карты в небе все равно делать нечего. Контрольный вопрос: «Считать и на земле, и в воздухе не надоедает?»

Нет. Моя работа интересная. Чем? Да всем. Расчетами, поставленными практическими задачами. Чем они сложнее, тем больше удовлетворения получаешь от их выполнения. Полетами интересная. И небо. Оно всегда красивое и разное. На аэродроме дождь, все в серых красках, залетаешь за облака – солнце светит. Или полеты в стратосферу - на таких высотах наша планета «закругляется».

Оказывается, все просто – в тех цифрах прячется душа.

Фотографии предоставлены Владимиром Рубаном